Оценивая других, мы оцениваем себя. Формирование и развитие самооценки

Самооценка

Материалы из «Рабочей тетради по профориентации», разработанной Центром Профориентации Молодежи г. Химки и предназначена для использования в рамках профориентационной работы, проводимой данным Центром в Химкинском районе с учащимися девятых классов средних школ, лицеев и гимназий. Основная часть материала также может быть использована для самостоятельного изучения.

Мы судим о себе по тому, чего мы способны

добиться; другие судят о нас по тому, чего мы добились.

Генри Лонгфелло

Самооценка – это способность оценивать себя, свои достоинства и недостатки, свое место среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Самооценка личности состоит из 2-х компонентов:

А) знание о себе (через общение с другими)

Б) отношение к самому себе

Уровень притязаний – тот уровень трудности задания, который человек обязуется достигнуть, зная свои предыдущие успехи и неудачи.

Чтобы сделать адекватным уровень своей самооценки, ты можешь обратиться к психологу, который поможет тебе разобраться в любой проблеме на индивидуальной консультации. А также будет полезным посетить тренинги (это очень интересные групповые занятия игровой формы, на которых ты получаешь не только нужные умения и заряд энергии, но и возможность приобрести новых друзей), направленные на повышение самооценки.

НАПРИМЕР:

Тренинг «Общаться?.. легко!» поможет приобрести навыки общения, умение устанавливать контакты с людьми, навыки самопрезентации.

Тренинг «Какой я?» (тренинг личного роста) - это изучение себя, саморазвитие.

Тренинг «Да…Да? – Да!» поможет приобрести уверенность в себе.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Темперамент.

При выборе профессии необходимо учитывать особенности своего темперамента.Темперамент – врожденные индивидуальные особенности человека (степень уравновешенности, эмоциональной подвижности), от которых зависят реакции человека на других людей и различные социальные обстоятельства. Выделяют 4 типа темперамента:

    Холерик. Имеет сильную неуравновешенную нервную систему. инициативен, энергичен, активен. Работе отдает слишком много сил, поэтому быстро выдыхается. Ему подходит цикличная деятельность, переодически требующая большого напряжения, но чередующаяся с более спокойной работой. Холерики не теряются в критических ситуациях (профессия авиадиспетчера, водителя и др.). Холерик не может выполнять монотонную работу.

    Сангвиник. Энергичен, отличается высокой работоспособностью. Быстро усваивает информацию, легко переключается с одной работы на другую. Сангвиники быстро приспосабливаются к новым условиям, легко сходятся с другими людьми, очень общительны, уравновешены, готовы всё время действовать, что-то организовывать, поэтому им больше подходит работа с другими людьми. Они неэффективны там, где надо долго делать однообразную работу.

    Флегматик. Характеризуется упорством и старательностью, малоразговорчив, в работе и общении спокойны. Флегматик с трудом переключается с одной деятельности на другую, долго раскачивается перед работой, не любит разнообразие, хорошо приспособлен к монотонной работе. Флегматик нетороплив, но может достичь хороших результатов благодаря своей настойчивости и хорошей организации труда.

    Меланхолик. Имеет слабую, неуравновешенную и малоподвижную нервную систему. Отличается повышенной чувствительностью, ранимостью, тревожностью, высокой самокритичностью, Меланхолики более осторожны в работе, любят работать индивидуально, не спеша, легко поддаются стрессам, им трудно сосредоточиться на работе при наличии помех, в критических ситуациях теряются. Работа, требующая большого напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями, меланхоликам противопоказана. Меланхолик будет эффективно выполнять работу, связанную с информацией и людьми в ситуации, требующей тонкого и глубокого анализа. Деятельность, требующая постоянного общения с людьми (продажи, лекции, переговоры, публичные выступления), для меланхолика затруднительна в силу его индивидуальных особенностей.

Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим. Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип может иметь свои недостатки и достоинства.

В темпераменте человека есть еще такие свойства, как экстраверсия (направленность человека на внешний мир, на конкретные явления, предметы, на людей), интроверсия (направленность на свой внутренний мир, абстрактные идеи) и амбоверсия (Амбоверт - человек, наделенный прекрасными чертами характера: лояльный, верный, честный, рассудительный, добрый, с развитым чувством долга. Общительный, но не болтливый. Делает все возможное для других. Его преданность велика, вплоть до полного самоотречения. Лишен зависти и жадности. Таких людей высоко ценят, и это правильно - они великодушны и бескорыстны. Они не любят сборищ и толпы. В меру целеустремленны и достаточно настойчивы: знают, чего хотят от жизни. Амбоверты, как и другие типы, интеллектуальны, обладают тягой к знаниям).

Слишком высокая степень экстраверсии больше всего способствует достижению успеха в сфере «человек-человек». А интроверсии –.в сфере «человек-знаковая система, «человек-природа», «человек-художественный образ», «человек-техника», но в основном в тех специальностях профессий, где нужно работать индивидуально. Пройдя тест Г.Айзенка, ты узнаешь, какой у тебя тип темперамента, и кто ты – экстраверт или интроверт. Нужно знать, что темперамент в чистом виде проявляется очень редко, в основном присутствуют смешанные типы.

Рассмотри карикатуры, нарисованные датским художником Х.Бидструпом и попытайся определить типы темперамента героев.

Error: Reference source not found

Определить свой тип темперамента ты можешь с помощью опросника Г. Айзенка (подростковый вариант).

Определение типа темперамента с помощью опросника Г. Айзенка.(подростковый вариант).

Инструкция: Вам предлагается ряд вопросов об особенностях вашего поведения, если вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно («не согласен»), то знак «». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция.

1.Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2.Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?

3.Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?

4.Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься?

5.Часто ли у тебя меняется настроение?

6.Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?

7.Бывает ли так иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли?

8.Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят?

9.Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?

10.Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11.Ты веселый человек?

12.Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13.Многое ли раздражает тебя?

14.Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро?

15.Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?

16.Тебе можно доверять любую тайну?

17.Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят?

18.Бывает ли так иногда, что у тебя без всякой причины сильно бьется сердце?

19.Делаешь ли ты первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться?

20.Ты когда-нибудь говорил неправду?

21.Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?

22.Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?

23.Часто ли ты чувствуешь себя усталым без всякой причины?

24.Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь уже потом?

25.Ты обычно весел и всем доволен?

26.Обидчив ли ты?

27.Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?

28.Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29.Бывает ли так, что у тебя иногда сильно кружиться голова?

30.Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение, посмеяться над кем-нибудь?

31.Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?

32.Ты любишь иногда похвастаться?

33.Ты чаще всего молчишь в обществе других людей?

34.Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте?

35.Ты быстро решаешься на что-нибудь?

36.Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя?

37.Тебе часто снятся страшные сны?

38.Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться среди своих друзей, приятелей, подруг?

39.Тебя легко огорчить чем-нибудь?

40.Случалось ли тебе говорить плохо о ком-нибудь?

41.Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным человеком?

42.Если тебе случиться попасть в неловкое положение, ты потом долго переживаешь?

43.Ты любишь шумные и веселые игры?

44.Ты всегда ешь все, что тебе предлагают?

45.Тебе трудно отказаться, если тебя о чем-нибудь просят?

46.Ты любишь часто ходить в гости?

47.Бывают ли такие моменты, что тебе не хочется жить?

48.Ты когда-нибудь был грубым с родителями?

49.Тебя считают веселым человеком?

50.Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51.Ты больше любишь сидеть в стороне и смотреть, чем самому принимать участие в общем веселье?

52.Тебе обычно трудно уснуть из-за разных мыслей?

53.Ты обычно бываешь, уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручают?

54.Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?

55.Ты стесняешься первым заговаривать с незнакомыми людьми?

56.Часто ли ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно?

57.Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58.Ты иногда чувствуешь себя особенно веселым или печальным без всякой причины?

59.Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие в гостях, на утреннике, на елке?

60.Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь, не подумав?

Бланк ответов

Да – «+», нет – «–».

Обработка результатов.

Отвечая на вопросы, ты получил(а) баллы по шкалам: лжи, экстраверсии-интроверсии и нейротизма (эмоциональной неустойчивости). Посчитай количество баллов, совпадающих с ключом Если количество баллов по шкале лжи превышает 5 баллов, то ты был неоткровенен в своих ответах и результаты теста не соответствуют реальности. Отложив полученную сумму баллов по шкале Х (интроверсия-экстраверсия) и сумму по шкале У (стабильность), определи, в каком квадрате ты оказался. Шкала имеет деления от 0 до 24 баллов. Начало шкалы – 0 баллов, а середина шкалы равна 12 баллам.

Сверь свои результаты с оценочной таблицей для этой шкалы. Например, если по шкале интроверсии-экстраверсии у тебя получилось 5 баллов, а в оценочной таблице указано, что от 1 до 7 – значительная интроверсия, то это значит, что ты ярко выраженный интроверт.

Ключ.

1.Экстраверсия-интроверсия:

«да» («+») 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57.

«нет» («-») 6, 33, 51, 55, 59.

2. Нейротизм:

«да» («+») 2,5,7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

3. Показатель лжи:

«да» («+») 8, 16, 24, 28, 44.

«нет» («-») 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48.

Оценка результатов.

Оценочная таблица для шкалы экстраверсии – интроверсии.

Оценочная таблица для шкалы эмоциональной устойчивости.

Эмоциональная устойчивость

Эмоциональная неустойчивость

очень высокая

По шкале лжи показатель в 4-5 баллов рассматривается как критический.

ТЕСТ «МЫСЛИТЕЛЬ – СОБЕСЕДНИК – ПРАКТИК»

Отметь один или несколько вариантов из трех предложенных. Подсчитай количество отмеченных вариантов в каждом столбце, запиши число в строку «результат». Найди наибольшее.

Источник информации

Ощущения черпает внутри себя

Ощущения черпает в общении

Ощущения черпает в практических действиях

Способ решения возникающих задач

Необходимые сведения ищет в письменных источниках

Сведения добывает в общении с другими людьми

Предпочитает организовывать «мыслителей» и «собеседников»

Особенности мышления

Строгая логика и доказательность мыслительных конструкций

Отсутствие строгой логики, опора на мнение других людей

Строгая логика с ориентацией на мнение других

Особенности принятия решений

Трудно переубедить, изменить уже выработанную идею, мысль

Легко меняется в пользу благополучия группы

Любое принятое решение отстаивает до конца, даже если оно стало неверным

Эмоциональная потребность

Потребность в уединении в тяжелую минуту

Потребность в людях в тяжелую минуту

Потребность в действиях в тяжелую минуту

Динамичность эмоциональных переживаний

Непредсказуемость и неровность эмоциональных реакций

Эмоциональная ровность и предсказуемость

Средняя степень ровности и предсказуемости

Проявление переживаний

Скрытность чувств

Эмоциональная выразительность и открытость

Эмоциональная несдержанность

Ходьба

Угловатая, неуклюжая, вялая

Плавная походка

Энергичная, уверенная походка

Поза

Угловатая, напряженная

Расслабленная поза

Уверенная осанка

Жестикуляция

Отсутствует либо угловатая

Богатая, разнообразная

Решительные манеры

Мимика

Слабая и бледная мимика (сильный самоконтроль)

Соответствующая внутренним переживаниям

Выразительная артистичная мимика

Речь

Замедленная, слабой выразительности (тихий голос)

Легкая, мягкая манера

результат

МЫСЛИТЕЛЬ

СОБЕСЕДНИК

ПРАКТИК

Методика «За и против – 1» (РС версия)

Выявляет предпочтительные группы профессий, а также побуждает к размышлению над проблемой самоопределения.

Она создана и предложена к реализации д.п.н. Н.С.Пряжниковым. Опросник состоит из трех частей: активизирующие опросники «За и против-1», «За и против-2», «За и против-3».

Результат:

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

Методика «За и против – 2» (РС версия)

Ориентировочно выявляет наиболее развитые качества и способности, а также побуждает к размышлению ценностно-смыслового плана о будущем профессиональном выборе.

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

Методика «За и против – 3» (РС версия)

Ориентировочно выявляет профессиональные ценности, которые можно реализовать в тех или иных профессиях.

Результат: __________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

Обобщение результатов методик

«За и против»

Запиши свои результаты в сводную таблицу.

Методика «Будь готов!» это способность вести себя

  • Книга ирвинга гофмана “представление себя другим в повседневной жизни” и социологическая традиция

    Книга

    Поступков; и, во-вторых, способность оценивать собственные действия, во­ображая, как... склонны связывать свое самолюбие, личную самооценку , свое эго, в основном... торгах с богатыми клиентами - это способность вести себя сти­хийно-естественно, что для...

  • Это обособившаяся от природы но тесно с ней связанная часть мира которая включает в себя способы взаимодействия людей и

    Документ

    ... самооценки и пр. 7.Самосознание – определение че­ловеком себя как личности, способной ... в настоящее время, специалисты оценивают как депопуляцию - суженное воспроизводство... Гражданская дееспособность - это способность своими действиями осуществлять...

  • Что есть гадание

    Книга

    ... этой карте свойственны определенное фарисейство, типичный "весовской" снобизм, завышенная самооценка ... оценивать произошедшее и происходящее. Так, ставя себе ... выявить у себя способность к кожному зрению и научиться этой способностью пользоваться. ...

  • Все мы прекрасно знаем, что самооценка играет важную роль в нашей жизни. То, насколько объективно и, соответственно, правильно мы сможем себя оценить, может помочь нам избавиться от недостатков или напротив - стать сдерживающим фактором на пути к саморазвитию.

    Чтобы правильно оценить себя самого, необходимо использовать правильные критерии. То, на основании чего формируется наша самооценка, также важно, как выбрать правильное средство измерения длины, объема или веса.

    Именно поэтому мы решили рассказать Вам о типичных ошибочных критериях оценки самого себя. Проверьте - возможно, причина Вашей заниженной или завышенной самооценки кроется в неправильном подходе к ее формированию.

    Итак, что же не стоит брать в учет, оценивая себя?

    1. Ваше окружение

    Существует два разных вида зависимости людей от оценки окружающих. Одна категория людей склонна думать, что их ценность зависит от количества похвалы, получаемой от других людей. Люди другой категории чувствуют себя хорошо, только пребывая в отношениях.

    А есть и такие люди, которые повышают свою самооценку, окружая себя людьми высокого социального статуса. Они чрезмерно гордятся тем, что имеют возможность общаться с “важными” персонами. Расписанный по минутам социальный календарь и бесконечный список личных контактов помогает им ощущать свою ценность.

    Однако если формировать свою самооценку на основании того, что думают о Вас другие, - это как преследовать движущуюся цель. Вы не можете контролировать других людей, та и угодить всем невозможно. Поэтому если Ваша самооценка полностью строится на том, как Вас воспринимают окружающие, Вы никогда не сможете получить достаточное количество похвалы или позитивного подкрепления, чтобы хорошо себя чувствовать.

    2. Ваше служебное положение

    Именно карьера зачастую помогает многим людям чувствовать свою ценность. Человека просто распирает гордость, когда он говорит “Я являюсь совладельцем такой-то компании” или “я - юрист”. Однако распирает она его не из-за того, чем человек занимается, а из-за того, какую должность он занимает.

    Оценивать самого себя по своему служебному положению - это большой риск. Почему? Потому что проблемы со здоровьем, экономический кризис или неожиданное изменение на рынке труда может разрушить Вашу карьеру и привести к личностному кризису. Даже планируемый уход на пенсию может неожиданно понизить самооценку, если Ваше самоосознание тесно связано с Вашим служебным положением. В условиях отсутствия престижной карьеры Ваша самооценка уже не будет прежней.

    3. Количество денег

    Вы наверняка хоть раз в жизни встречали человека, самооценка которого напрямую зависела от суммы на его банковском счету. Иногда люди думают, что они просто не могут получить сумму, необходимую, чтобы чувствовать себя достаточно ценными. В отчаянной попытке доказать свою ценность они создают видимость богатства, влезая в долги, чтобы купить себе дорогущую машину или роскошный дом. И тогда они себя чувствуют успешными.

    Хотя устанавливать денежную стоимость товаров и услуг - это логично, для определения своей ценности как человека такой подход абсолютно неправильный. Количество заработанных денег или материальных ценностей, которыми Вы владеете, никогда не будет достаточным для удовлетворения Вашей потребности чувствовать себя достойным человеком.

    4. Ваши достижения

    Иногда люди хотят прославиться своими достижениями. Однако человек, который использует данный критерий для самооценки, чувствует себя хорошо только тогда, когда он говорит о своих успехах. Опасность такого подхода к самооценке также заключается в том, что неудача очень сильно бьет по ихсамооценке.

    Конечно, это нормально, если благодаря достижениям Вы чувствуете себя хорошо, однако измерять самооценку такими достижениями - напрочь неверно. Это как строить дом на ветхом фундаменте. В таком случае Вам придется быть постоянно успешным, чтобы не чувствовать себя неудачником. А это попросту невозможно.

    5. Ваша внешность

    Цифры на весах и способность привлекать представителей противоположного пола благодаря своей внешности - типичная ошибка при оценке самого себя. Средства массовой информации впихивают в наше сознание ложную истину, что внешность - это едва ли не самое основное, от чего зависит наш успех. Маркетинговые стратегии часто основаны на нашей неуверенности в себе, они используют любой недостаток - от первых морщинок до лишних килограммов.

    Если природа наградила Вас привлекательной внешностью, это может послужить преимуществом в жизни. Однако помните, что красота не вечна. И седые волосы, морщины, выпадение волос и прочие признаки старения в первую очередь станут разрушительными для тех, чья самооценка была построена на внешней красоте.

    То, на чем основана Ваша оценка себя как личности, станет основным фактором, влияющим на принимаемые Вами решения, возникающие в Вашей голове мысли, а также то, что Вы чувствуете по отношению к самому себе.

    Поэтому помните, что использование внешних факторов, которые Вам неподконтрольны, дляформирования самооценки - это неправильный подход. Важно знать, кем Вы являетесь на самом деле. Это поможет Вам вести себя в соответствии с Вашими личными ценностями вместо того, чтобы прогибаться под изменчивый мир.

    Можно спорить, позволительны ли аналогии между самосозннием отдельного человека и самосознанием русской церкви сегодня.

    Но, независимо от общих выводов, к каким пришли бы собеседники, случись такой спор, иногда эта аналогия уместна, уже хотя бы потому, что позволяет лучше заметить, если и не то, что будет завтра, то хотя бы то, что происходит в сегодняшний день.

    Сперва психологи . А психологи пишут нам, что первые стадии самосознания таковы:

    В возрасте около 1 года — происходит открытие «Я» . К 2-м 3-м годам — человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля . К 7-и годам — формируется способность оценивать себя .
    Оно, конечно, оговаривается, что у каждого по своему. Но общий «шаблон» приблизительно таков.

    Теперь вернемя к церкви.

    По прошествии 1 года патриаршества Святейшего Кирилла, сперва более внимательные, а затем уже и широкая публика, как в церкви, так и в обществе — открыли для себя, пусть в первом приближении, чего на самом деле желает, и как будет вести себя в новой церковной должности новоизбранный патриарх.

    По прошествии 1 года патриаршества Святейшего Кирилла уже наметилось достаточно , чтобы теперь, оглядываясь, уверенно можно было бы сказать — всё оно, проявившееся уже тогода, лишь ещё больше заострилось и развернулось.

    Тут и установка на срастание с властью и становление с нею, тут и обмирщение церкви как организации, которую народ оплачивает, чтобы слышать небо, а не приятный, но не небесный перезвон скандалов да кошельков.

    Всё это открылись уже тогда. По прошествии первого года.

    Как и не способность, или не желание новой администрации касаться ожидаемых частью церкви богослужебных реформ, и прочих специфически церковных вопросов. Тогда как финансовое и административное упрочнение организации вышло сразу же на первый план.

    К 2-м 3-м годам уже не некоторые, но многие стали четко осознавать , что в церкви протекает две жизни — жизнь и действия Святейшего Кирилла с ближайшими помощниками, и жизнь да действия обычных людей, не имеющих отношения к Чистому.

    Монетизация церковного аппарата, и уверенно сменяющие друг друга церковные скандалы, показывающие духовную подоплеку той монетизации, позволили уже неверующим упрекать высшее священноначалие в отступлении от церковных же нравственных ориентиров.

    Даже совершенно нецерковным людям стало заметно это расслоение церкви, которое пока происходит не по принципу «раскола», когда разделяются епархии, но по принципу самого вероисповедания, когда разделяются верования.

    Процесс расслоения активно происходит прямо сегодня. Как в церковных, так и в светских СМИ то и дело происходят попытки дать ему верное определение и удачное именование.

    Статья П. Адельгейма Человек или суббота? — слово в защиту задержанных за акцию в ХХС и продолжение давней борьбы отца Павла с внутрицерковными нарушениями. Но в ней, кроме вышеупомянутого (чего мы касаться здесь не будем) также предпринята и попытка осмысления причин и контекста происходящего, о чем мы и говорили. Отец Павел тоже пробует определить и поименовать происходящее в церкви разделение.

    Выступление девушек в ХХС выявило в церковной среде два различных мироощущения, два полюса притяжения, два разных понимания христианства и разделило православных на два лагеря. Один из них условно назову «сердитым православием», а другой -«православием сострадательным».
    Я не совсем согласен с предложенными именованиями, и совсем уже не согласен с тем, что пишет отец Павел дальше — что оба лагеря исповедуют одни и те же догматы, и т.д. Не согласен, потому что тут уже смешивается формальная и совдержательная сторона.

    Но и сам отец Павел в следующем же абазаце, отбрасывая прорвавшееся, но к делу не относящееся об «общем символе веры», и будучи человеком честным, за что его и уважают, а не только клириком;) — уже прямо говорит о двух «православиях». Де факто говорит о двух верах внутри церкви. Причем настолько разных, что похоже, их нет никакой возможности совместить.

    Можно не соглашаться с границами этих вер, как их проводит отец Павел. Или наоборот, можно восхищаться тем, как умело он это делает. Но и первое и второе лишь детали. Да, они требуют уточнения. И они будут уточнены. Важнее другое:

    Двоеверие уже становится всё более и более очевидным фактом российского христианства.

    Мне приходится говорить христианства, потому что обе стороны относят себя и к православной, к христианской традиции. Возможны даже споры о копирайте:)

    Я даже допускаю, что Чистый к праздникам что-то скажет о милости, а может даже и помиловании. С тем чтобы заодно и прикрыть глазки части тех, кому всё это теперь начинает всё яснее и яснее открываться.

    И, наверное, такой ход конем Чистому ещё сколько-то раз удастся. Хотя бы потому, что если верить нашей аналогии, с какой мы начали — до способности церковного самосознания начать себя адекватно оценивать и не вестись уже на риторику г-д Чаплина, Легойды и иже с ними, должно пройти ещё минимум несколько лет.

    Сегодня процесс расслоения в русской церкви напоминает расклеивание слоев в старой автопокрышке.

    Протектор уже отслаивается, но пока ещё не совсем отклеен.

    Решит ли патриархия своевременно поменять резину, или увлекшись, политикой не заметит, что время старой резины вышло. И тогда на каком-то очередном бугорке или повороте — рванет покрышка. И машинку русской церкви закрутит, а то и вынесет на встречный ряд. Так что привинтите подушки безопасности, и пристегните ремни. Кремль, случись такое, конечно может ткнуть пальцем в нового водителя. Рули, мол, милый.

    Впрочем есть и другая версия. Кремль, мол, как раз и подменяет курс церковной машинки, её не останавливая, на новый. А коли так, то Чистый лишь выполняет заказ правительства. И с его точки зрения действует и разумно и правильно. Потому что выдавить из РПЦ последнюю церковность, и построить бутафорию такого универсально-религиозного толка, такое русское исламо-иудео-буддизмо-христианство — может представляться выгодным пропутинским политикам. (Я только допускаю).

    Но тогда правильно и то, что от Чистого будет отходить слой за слоем все здоровое и не испорченое, что только осталось ещё в официальной русской церкви. И что-то станет маргинальным, что-то уйдет в тень и рассосется по другим конфессиям. И, наконец, что-то может быть успеет себя осмыслить как здоровое, и не гордое, оставшись и православием, и христианством. Но это уже за рамками настоящего текста. Самосознание, что личное, что церковное требует времени. Вопрос только в том, достаточно ли этого времени есть.

    Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных в развитии личности. Самооценка является необходимым компонентом самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающему, к другим людям, самому себе.

    Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

    Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку примеривать свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Таким образом, самооценка составляет основу уровня притязаний, т.е. уровня тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным. Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим поведением. Все это и делает самооценку важным фактором в формировании личности.

    Самооценка может быть адекватной и неадекватной. В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. В последнем случае человек постоянно сталкивается с неуспехом, он часто вступает в конфликты с окружающими, нарушается гармоничность развития его личности. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности (например, адекватная самооценка способствует формированию уверенности в себе, самокритичности, настойчивости, требовательности; неадекватная – неуверенности или излишней самоуверенности, некритичности).

    Адекватная самооценка, адекватное отношение к себе являются высшей стадией развития самооценки и характерны для взрослого человека. В процессе же развития ребенка должны иметь место некоторые особенности формирования самооценки, специфические для каждой ступени возрастного развития.

    Проблеме развития самооценки посвящено много исследований как у нас в стране, так и за рубежом. Западноевропейские и американские психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, т.е. максимальную уравновешенность личности с окружающей его социальной средой. При этом сама окружающая среда рассматривается как враждебная человеку. Такой подход характерен как для З. Фрейда, так и для его последователей-неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромма и др.). В работах этих психологов самооценка выступает как функция личности и рассматривается в связи с аффективно-потребност-ной сферой личности.

    С точки зрения советской психологии роль самооценки не ограничивается приспособительной функцией; самооценка становится одним из механизмов, реализующих активность личности.

    Большое значение для решения проблемы самооценки имеют работы К. Левина и его учеников, которые занимались специальным изучением мотивов, потребностей, уровня притязаний и их соотношения.

    В результате этих и других исследований ученые пришли к выводу о соотношении самооценки и уровня притязаний. Интересной с этой точки зрения является теория К. Роджерса.

    Личность, по К. Роджерсу, возникает в процессе развития, и ее сущностью являются знание индивида о себе и самооценка. Самооценка возникает в результате взаимодействия с окружающей средой, оценочного взаимодействия с другими людьми. Поведение ребенка и его дальнейшее развитие прежде всего согласуются с его самооценкой.

    В индивидуальном развитии, как говорит К. Роджерс, между представлением человека о себе и реальным опытом, включающим в себя и оценки окружающих, и моральные ценности, может возникнуть конфликт. В одних случаях причиной конфликта является расхождение между самооценкой и оценками окружающих, в других – расхождение между самооценкой и тем идеальным представлением о себе, отвечать которому человек стремится. Но не всегда это расхождение является патогенным. К. Роджерс считает, что выход в большей мере зависит от того, как сложилась самооценка в индивидуальном опыте человека. Некоторые люди не желают перестраивать свою самооценку и искаженно интерпретируют свой реальный опыт. Другие оказываются способными перестраивать самооценку, приводя ее в соответствие со своим реальным опытом. Гибкость в оценке самого себя, умение корректировать свое поведение под влиянием опыта являются условием безболезненной адаптации к условиям жизни. Решающее значение для нормального психического состояния человека имеет согласие с самим собой, т. е. правильное, адекватное отношение и к себе, и к своим возможностям. Психологи отмечают значение для развития личности потребности в положительной оценке: индивид нуждается в одобрении и уважении других людей. На основе этого уважения возникает самоуважение, которое становится важнейшей потребностью индивида.

    В советской психологии исследования проблемы самооценки связаны с изучением проблемы развития и самосознания, с именами Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, М.С. Неймарк, Л.С. Славиной, Е.А. Серебряковой и др. Эти исследования посвящены изучению уровня притязаний детей, их уверенности или неуверенности в себе и связанных с этим особенностей их самооценки.

    Самооценка, закрепившаяся и ставшая чертой характера, не ограничивается рамками какой-либо одной деятельности, а распространяется и на другие виды деятельности. Важным фактором развития личности ребенка являются оценки его окружающими. Эмоциональное самочувствие ребенка зависит от того, какие взаимоотношения сложились у него с окружающими людьми, отвечает ли он тем требованиям, которые к нему предъявляются, насколько удовлетворяется его потребность в положительной оценке. С возрастом самооценка как мотив поведения и деятельности становится достаточно устойчивым образованием и более значимой, чем потребность в оценке окружающих.

    Генетическая потребность в оценке – более раннее образование, чем потребность в самооценке. С возрастом самооценка в известной мере эмансипируется от мнения окружающих и начинает выполнять самостоятельную функцию в формировании личности, опосредуя отношение субъекта к действительности, в том числе к оценкам окружающих. Сущность этой функции заключается в том, что человек на основе оценки своих возможностей предъявляет к себе определенные требования и поступает в соответствии с этими требованиями.

    Человеку свойственно оценивать свои достижения, сравнивая их с достижениями и победами других людей. Более того, если он общается с людьми, которые достигли чего-то большего, то и сам чувствует себя увереннее, «поднимает планку». Однако, если в сильной команде человек чувствует себя более способным, то в конкурентных ситуациях он менее компетентен.

    Ученые из Университета Оксфорда (Великобритания) выяснили, что, хотя обычно люди оценивают свои способности рационально - на основании своей собственной деятельности, на их самооценку частично влияет сравнение с деятельностью коллег по бизнесу или друзей. Их исследование потенциально может помочь изучить особенностти социальных взаимодействий на рабочем месте - будь то обычная работа в офисе, выездные мероприятия, конференции или тренинги.

    Оценка своих и чужих способностей - ключевой фактор , точка принятия решения о присоединении к той или иной социальной группе, выбор поведенческой модели в той или иной ситуации («атаковать или отступить»). В повседневной жизни мы постоянно «судим» себя и других, оцениваем интеллектуальный уровень, социальные и финансовые достижения, успехи в учебе или спорте, социальной или коммерческой деятельности. Многочисленные исследования показали, что, сравнивая себя и других, человек получает эффективное средство для самооценки и, напротив, «судит» о других по себе, основываясь на своей модели поведения и нравственных нормах. При этом о том, какие области мозга участвуют в оценке себя и других, известно очень мало.

    Чтобы это выяснить, английские ученые провели серию поведенческих экспериментов, предложив участникам «поиграть». Две игры, двадцать четыре предмета, оценка их формы и цвета, оценка затрачиваемого времени, два игрока выполняют одну и ту же задачу в одно и то же время. После каждого испытания участники получали обратную связь по их собственной эффективности и эффективности других игроков, а также сообщали свое мнение. Исследователи также оценивали, как ожидания участников влияют на условия совместной и конкурентной деятельности.

    В совместной деятельности испытуемые оценивали себя более позитивно, когда участники их команды хорошо проявляли себя в игре, и более негативно, когда другие игроки оказывались малоэффективными. А в условиях конкуренции субъекты оценивали себя более негативно при взаимодействии с более успешными игроками, то есть, их самооценка снижалась.

    Данные, которые получили ученые, исследуя поведенческие факторы в работе команды, вполне согласуются с тем, как люди обычно ведут себя на рабочем месте. Они чувствуют себя хуже или лучше, в зависимости от того, насколько хорошо работает их коллектив, и их самооценка может снижаться, если они взаимодействуют с более сильным и уверенным в себе конкурентом.

    С помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ) ученые также выяснили, что за отношение к себе и другим в человеческом мозге отвечают две различные области. Визуализация показала, что уровень активности в передней части поясной извилины коры мозга зависит от того, насколько хорошо испытуемые выполняли задания. Эта зона управляет вниманием, отвечает за оценку поведения человека, самооценку, оценку действий других людей, чувство удовлетворения от проделанной работы и удовлетворение от поощрения за нее. Дорсомедиальная лобная область была активна в моменты наблюдения за действиями других игроков, таким образом, человек сопоставлял эту информацию с собственной деятельностью и оценивал свои способности, сравнивая себя с другими.

    Умение давать объективную оценку своим и чужим действиям - ключевая особенность психоэволюции человека. Раньше эта способность имела жизненно-важное значение («атаковать-отступить»), сейчас же она способствует правильному социальному взаимодействию и правильной самооценке. Как известно, люди со сниженной самооценкой часто страдают от стрессов и , чувствуя себя беспомощными перед повседневными задачами или более сильным конкурентом. Исследования, подобные этому, помогают понять, как помочь таким людям повысить самооценку, снизить уровень тревожности и научиться взаимодействовать с любыми социальными группами.