Ольга дыбина занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада конспекты занятий

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

Введение

Данное пособие поможет педагогам успешно организовать работу по ознакомлению детей второй младшей группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающей жизни).
Пособие включает в себя занятия, игры-занятия, дидактические игры для детей 3–4 лет.
Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по ознакомлению детей с окружающим миром, мы представляем содержание работы по темам. Для раскрытия каждой темы предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Это дает педагогам возможность проявлять при планировании занятий творчество, включать вариативные игровые, проблемные ситуации. Изучение каждой темы желательно завершать итоговым заданием, в качестве которого можно использовать ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д. Подобные игровые задания представлены в пособии О.В. Дыбиной «Я узнаю мир»: Рабочая тетрадь для детей 3–4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Педагогам следует обратить особое внимание на то, что при ознакомлении детей с окружающим миром нельзя:
ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, одеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т.д.);
перегружать детей большим количеством вопросов;
использовать в работе только форму познавательных занятий.
Работу по ознакомлению детей 3–4 лет с окружающим миром необходимо строить в соответствии с их возрастными психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия с малышами и стремясь сделать данный процесс более доступным и результативным.
В пособии представлен дополнительный материал – варианты игр, занятий, упражнений, которые можно использовать в работе с детьми вне занятий, на прогулке.
На ознакомление детей второй младшей возрастной группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится 3 занятия в месяц.
В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив ДОУ №179 «Подснежник» города Тольятти, заведующая – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

Распределение материала на учебный год

Сентябрь

Занятие 1

Тема «Транспорт»
Программное содержание. Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.)

Занятие 2
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Мебель»
Программное содержание.

Занятие 3

Тема «Папа, мама, я – семья»
Программное содержание.

Октябрь

Занятие 4
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Одежда»
Программное содержание.

Занятие 5
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Чудесный мешочек»
Программное содержание. Дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие предметы созданы природой.

Занятие 6
(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Кто в домике живет?»
Программное содержание.

Ноябрь

Занятие 7
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Помогите Незнайке»
Программное содержание.

Занятие 8
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Теремок»
Программное содержание.

Занятие 9
(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Варвара-краса, длинная коса»
Программное содержание. Знакомить детей с трудом мамы, дать представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке. Формировать уважение к маме.

Декабрь

Занятие 10
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Найди предметы рукотворного мира» Программное содержание. Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного мира и рукотворного мира.

Занятие 11
(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Хорошо у нас в детском саду»
Программное содержание. Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения. Воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам дошкольного учреждения.

Занятие 12
(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Наш зайчонок заболел»
Программное содержание. Дать детям представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке; мама умеет осматривать горло, кожу, ставить градусник, измерять температуру, ставить горчичники. Формировать уважение к маме.

Январь

Занятие 13
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Деревянный брусочек»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с некоторыми свойствами дерева; учить выделять признаки дерева.

Занятие 14
(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Приключение в комнате»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, чистит ковры, палас, ухаживает за комнатными растениями, вытирает пыль, стирает и гладит белье). Формировать уважение к маме, желание помогать ей в работе по дому.

Занятие 15
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Радио»
Программное содержание. Побуждать детей составлять рассказы о предмете с опорой на алгоритм (условные символы: материал, назначение, составные части, принадлежность к природному или рукотворному миру), определять обобщающее слово для группы предметов.

Февраль

Занятие 16
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Смешной рисунок»
Программное содержание. Знакомить детей со свойствами бумаги, со структурой ее поверхности.

Занятие 17
(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Мой родной город»
Программное содержание. Учить детей называть родной город (поселок). Дать элементарные представления о родном городе (поселке). Подвести детей к пониманию того, что в городе много улиц, многоэтажных домов, разных машин. Воспитывать любовь к родному городу (поселку).

Занятие 18
(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Вот так мама, золотая прямо!»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом мам и бабушек, показать их деловые качества; формировать уважение к маме и бабушке, желание рассказывать о них.

Март

Занятие 19
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Золотая мама»
Программное содержание. Знакомить детей со свойствами ткани, со структурой ее поверхности.

Занятие 20
(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Как мы с Фунтиком возили песок»
Программное содержание. Дать детям представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье; папа умеет управлять машиной, перевозить груз и людей – он шофер в своем доме. Формировать уважение к папе.

Занятие 21
(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Что мы делаем в детском саду»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – воспитателей, учить называть воспитателей по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы». Воспитывать уважение к воспитателю, к его труду.

Апрель

Занятие 22
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Тарелочка из глины»
Программное содержание. Знакомить детей со свойствами глины, со структурой ее поверхности.

Занятие 23
(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Няня моет посуду»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – помощников воспитателей; учить называть их по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы»; показать отношение взрослого к труду. Воспитывать уважение к помощнику воспитателя и к его труду.

Занятие 24
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Что лучше: бумага или ткань?»
Программное содержание. Закреплять знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах; учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет, и способом использования предмета.

Май

Занятие 25
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Подарки для медвежонка»
Программное содержание. Закреплять знания детей о свойствах различных материалов, структуре их поверхности. Совершенствовать умения детей различать материалы, производить с ними разнообразные действия.

Занятие 26
(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Подарок для крокодила Гены»
Программное содержание. Познакомить детей с трудом повара, показать важность положительного отношения взрослого к своей работе. Воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых.

Занятие 27
(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Опиши предмет»
Программное содержание. Совершенствовать умения детей вычленять существенные признаки предмета, устанавливать элементарные причинно-следственные связи между предметами.

Примерные конспекты занятий

Сентябрь

Занятие 1

Тема «Транспорт»
Программное содержание. Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, выделять основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.).
Материал. Картинки с изображением самолета, автомобиля, автобуса; фланелеграф, игрушки – самолет, автомобиль, автобус.

Ход занятия

В гости к ребятам приходит Котик (ребенок подготовительной группы к школе в костюме кота). Котик пришел с подарками: принес загадки, предметные картинки.
Воспитатель . Наш котик любит загадывать загадки. Попробуйте отгадать их.
Котик .


Не летит, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука.
Два блестящих огонька.
(Автомобиль)
Воспитатель предлагает детям найти отгадку среди разложенных перед ними предметных картинок и поднять нужную картинку. Дети находят отгадку, один ребенок выкладывает на фланелеграф картинку с изображением автомобиля.

Что за чудо – синий дом,
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)
Воспитатель предлагает детям найти отгадку и поднять нужную картинку. Дети находят отгадку, один ребенок выкладывает на фланелеграф картинку с изображением автобуса.
Котик загадывает следующую загадку:

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что же это?
(Самолет)
Воспитатель предлагает детям найти отгадку и поднять нужную картинку. Дети находят отгадку, один ребенок выкладывает на фланелеграф картинку с изображением самолета.
Котик и воспитатель предлагают детям рассказать об автомобиле, автобусе, самолете, но сначала Котик просит детей прослушать, как он умеет рассказывать о транспорте: «Это автобус, он синий, у него есть колеса, кабина, окна, двери, управляет автобусом шофер». Затем каждый ребенок рассказывает о понравившихся видах транспорта. Котик и воспитатель хвалят ребят и дарят им картинки с изображением транспорта (детям разрешается взять картинки домой).

Занятие 2

Тема «Мебель»
Программное содержание. Учить детей определять и различать мебель, виды мебели, выделять основные признаки предметов мебели (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.); группировать предметы по признакам.
Материал. Посылочный ящик, предметы кукольной мебели (стул, стол, кровать, диван, шкаф); кукольная комната, кукла Катя в кроватке; муляжи овощей (огурец, морковь, репа) и фруктов (яблоко, груша, банан), 2 подноса.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на нарядную куклу Катю, говорит, что у куклы сегодня день рождения. Раздается стук в дверь. Приходит почтальон и приносит для куклы Кати посылку – подарок ко дню рождения от друзей. Кукла Катя и дети рассматривают посылку. В посылочном ящике лежит кукольная мебель и угощение для праздничного стола.
Кукла Катя просит детей помочь ей расставить новую мебель в кукольной комнате и выложить на поднос угощение.
Все предметы дети делят на группы, сопровождая свои действия обобщающими словами («это мебель», «это овощи», «это фрукты»). Дети расставляют мебель в кукольной комнате, называя все виды представленной мебели. Затем раскладывают на один поднос овощи, на другой – фрукты.
Воспитатель предлагает детям рассказать о предмете мебели (например кровати, столе), о его цвете, форме, величине, строении и способе использования. Например: «Это кровать, она белого цвета, у нее есть спинка, ножки, матрац».
Затем дети накрывают на стол, поздравляют куклу Катю с днем рождения. Далее по желанию детей разворачивается сюжетно-ролевая игра «День рождения».

Занятие 3

Тема «Папа, мама, я – семья»
Программное содержание. Формировать первоначальные представления о семье. Воспитывать у ребенка интерес к собственному имени.
Материал. Кукла Катя, фотоальбом с семейными фотографиями детей группы.
Предварительная работа. Индивидуальные беседы с детьми на тему «Твоя семья» (С кем ты живешь? Есть ли у тебя бабушка, дедушка? Как зовут маму, папу? Есть ли у тебя брат, сестра?)

Ход занятия

Создается игровая ситуация: дети вместе с воспитателем рассматривают фотоальбом «Моя семья» с семейными фотографиями детей группы. В группу «входит» кукла Катя, приветствует ребят.
Воспитатель обращает внимание ребят на куклу Катю, ее расстроенный голос. Дети вместе с воспитателем спрашивают у Кати, чем она расстроена.
Кукла Катя сообщает детям, что она рассержена на своих маму и папу, потому что они не купили ей желанные игрушки.
Воспитатель предлагает детям расспросить куклу Катю о ее маме и папе, попросить назвать имена ее родителей. Кукла Катя сообщает детям имена своих родителей и просит ребят назвать имена их мам и пап.
Дети находят фотографии своих близких в фотоальбоме, показывают кукле Кате и называют их имена («На фотографии моя мама, ее зовут Валентина», «Это мой папа, его зовут Михаил» и т.д.).
Кукла Катя предлагает ребятам вспомнить ситуации, когда родители не смогли купить им желанные игрушки, и рассказать, как они поступили в этой ситуации. Дети с помощью воспитателя рассказывают о ситуациях (обижались, плакали, кричали, топали ногами, если родители не покупали игрушки, и т. д.).
Воспитатель предлагает им подумать, правильно ли поступают дети, требуя игрушки, и подводит к пониманию того, что родители заботятся о них, и когда наступают праздники, мамы и папы радуют своих детей подарками-игрушками.
Кукла Катя рассказывает, что, когда у нее был день рождения, мама и папа купили ей набор детской мебели. Поздравляя ее, они называли Катю «доченька, Катюша, Катенька». Воспитатель предлагает детям вспомнить, что им дарили родители на день рождения и как ласково, с любовью поздравляли (например, «Мне подарили красивую куклу, и называли меня „доченька, Машенька, солнышко“»).
Воспитатель вместе с детьми рассматривает их семейные фотографии. Просит назвать всех членов семьи, их имена. Подводит детей к пониманию того, что мама, папа, дочка, сын – это семья; что есть семьи маленькие и большие. Воспитатель просит каждого ребенка вспомнить и определить, какая у него семья – маленькая или большая, назвать всех членов семьи по именам. Например: «У нас большая семья: мама Таня, папа Коля, я – Света, братик Олежек, бабушка Нина и дедушка Сережа», «У нас семья маленькая: мама Ирина, папа Саша и я, Денис».
Затем воспитатель проводит игру «Чьи вещи?», в которой дети должны определить предметы, принадлежащие их близким. Ребята рассматривают предметы, принесенные из дома: бусы, очки, клубки, книги, салфетки и др. По сигналу педагога: «Света, найди вещи своей бабушки» или «Денис, найди вещи своего папы» – дети находят нужные вещи. Выигрывает тот, кто быстро и правильно нашел вещи членов своей семьи.
В конце занятия воспитатель подводит детей к выводу: папа, мама, дети, бабушки, дедушки – это семья, все члены которой любят друг друга, заботятся и помогают друг другу.
Воспитатель. Ребята, у наших кукол тоже есть своя кукольная семья и у них сегодня семейный праздник – день рождения младшей дочки Кати. Они пригласили нас на праздник.

Октябрь

Занятие 4

Тема «Одежда»
Программное содержание. Упражнять детей в умении определять и различать одежду, выделять основные признаки предметов одежды (цвет, форма, строение, величина); группировать предметы по признакам.
Материал. Посылочный ящик, предметы кукольной одежды (рубашка, платье, шуба, юбка, кофта, брюки), муляжи овощей (морковь, помидор, огурец, репа), поднос, коробочка, предметные картинки (мебель, одежда, транспорт).

Ход занятия

В группу приходит почтальон, приносит детям посылку и письмо от Незнайки. В письме Незнайка просит ребят помочь ему разложить предметы на две группы: «Овощи» и «Одежда». Воспитатель открывает посылку, предлагает детям рассмотреть предметы и достать их.
Дети делят все предметы на группы, сопровождая свои действия обобщающими словами («это одежда», «это овощи»). Дети раскладывают одежду, называя все виды представленной одежды; раскладывают овощи, называя их.
Воспитатель предлагает детям рассказать о предмете одежды (например кофте, платье, рубашке), о его цвете, форме, величине, строении и способе использования. Например: «Это рубашка, она белого цвета, у нее есть ворот, рукава, пуговицы, она сшита из ткани, ее надевают на тело и т. д.»
Воспитатель проводит игру: «Кто быстрее?», в которой дети упражняются в умении объединять предметы в группы по способу их использования. Педагог раздает всем игрокам предметные картинки с изображением предметов мебели, одежды, транспорта и т. д. Предлагает рассмотреть изображения на картинках. Знакомит с правилами игры – по сигналу: «Раз, два, три» дети должны выполнить названные действия:
«Раз, два, три» – все, у кого есть предметы мебели, ко мне бегите!»,
«Раз, два, три» – все, у кого есть предметы одежды, ко мне бегите!»,
«Раз, два, три» – все, у кого есть предметы транспорта, ко мне бегите!»

Занятие 5

Тема «Чудесный мешочек»
Программное содержание. Дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие созданы природой.
Материал. Мешок с предметами: кукольной посудой (кастрюля, сковородка, поварешка, нож, ложка, вилка) и муляжами овощей (морковь, огурец, редис, помидор); два подноса с символами «рукотворный мир» и «природный мир».

Ход занятия

Воспитатель показывает детям завязанный мешок и говорит: «Посмотрите, какой мешок нам прислал зайчик. Зайчик попросил нас помочь ему. Вот какая с ним приключилась история. Ехал дедушка с базара через лес. Вез он в мешке покупки для своей старухи, да не заметил, как обронил мешок. Лежит мешок под кустиком, а мимо зайчик скачет. Любопытно зайчику: что же в мешке? Заглянул в него и решил: то, что выросло на грядке, возьму себе, а то, что куплено в посудной лавке, пусть в мешке остается. Будет дедушка потерю искать, найдет и бабушке отвезет. Ей на кухне без этих предметов никак не обойтись. Как вы думаете, что же было в мешке? (Овощи, посуда.) Почему вы так думаете? Откуда взялись овощи на базаре? (Они выросли на грядке, их привезли на продажу.) Почему зайчик решил взять себе то, что растет на грядке? (Это съедобно.) Для чего нужны овощи? (Ответы детей.) Ребята, предметы, которые человек получает от природы и не делает своими руками, можно назвать „предметы, созданные природой“. Их можно отнести к природному миру.
Почему зайчику не понадобилась посуда? (Он зверь, живет в лесу, пищу не варит, ест сырые овощи.) Для чего нужна посуда? Откуда она взялась в магазине? (Ее сделали мастера из металла и привезли продавать.) Ребята, предметы, которые человек делает своими руками, можно назвать „предметы, созданные руками человека“. Их можно отнести к рукотворному миру
Вот какой мешок зайчик нашел в лесу. Давайте поможем ему узнать, что лежит в мешке, и поделим предметы так: предметы природного мира – овощи – положим на один поднос, то есть оставим зайчику, а предметы рукотворного мира – посуду – сложим на другой поднос, а потом положим обратно в мешок для бабушки».
Дети по очереди подходят к мешку, опускают в него руку, нащупывают предмет, перечисляя при этом выявленные признаки, называют предмет, определяют, к какому миру он относится: рукотворному или природному.
Воспитатель задает наводящие вопросы, чтобы детям было легче определить размер предмета, его форму: «Какой предмет: твердый или мягкий? Длинный или короткий? Маленький или большой? Этот предмет круглый? Какие у него есть части? Что с этим предметом можно делать? Для чего он нужен? Как называется? К природному или рукотворному миру относится этот предмет?»
Ребенок достает предмет, убеждается в том, что правильно его назвал, и кладет на соответствующий поднос.
После того как все предметы названы и разложены по подносам, воспитатель подводит итог: «Что мы положили на этот поднос? Это предметы природного или рукотворного мира? Почему вы так думаете? Какой поднос мы оставим зайчику? Какой поднос отдадим для бабушки?» (Ответы детей.)

Занятие 6

Тема «Кто в домике живет?»
Программное содержание. Учить детей запоминать имена товарищей, обращать внимание на черты их характера, особенности поведения.
Материал. Домик, кукла Катя.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на домик, который стоит в групповой комнате. Спрашивает, хотят ли дети узнать, кто живет в этом домике. Ребята проявляют интерес к домику, пытаются заглянуть в него.
Педагог предлагает, не заглядывая внутрь домика, по описанию внешности назвать имя того, кто в нем находится. Например: «В домике находится кукла, у нее светлые волосы, красное платье, она часто приходит к нам на занятия. Назовите имя куклы». (Катя.)
Далее педагог предлагает детям по одному по очереди прятаться в домике. По сигналу «выходи» ребенок выходит из домика, остальные дети называют его по имени (можно предложить назвать ребенка ласковым именем).
Воспитатель предлагает подгруппе детей спрятаться в домике. Затем просит остальных детей вызывать из домика по очереди каждого ребенка подгруппы, называя черты его характера, особенности поведения. Например: «Не живет ли в домике Игорек? Он знает несколько стихотворений и, если вы его попросите, непременно прочтет их», «Не живет ли в домике Танечка, которая умеет одеваться на прогулку быстрее всех?» И так далее.
Воспитатель подводит детей к пониманию того, что у каждого из них есть имя, надо помнить имена детей группы, называть каждого по имени, можно называть ласково (Игорек, Олежек, Наташенька и т.д.).

Ноябрь

Занятие 7

Тема «Помогите Незнайке»
Программное содержание. Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира.
Материал. Картинки с изображением цветов (одуванчик, ромашка, роза, колокольчик, ландыш), предметов одежды (пальто, платье, рубашка, юбка, шуба), один большой конверт; два маленьких конверта с условными символами: «рукотворный мир» – человек и «природный мир» – дерево).

Ход занятия

Раздается стук в дверь, входит Незнайка, здоровается с детьми.
Незнайка . Я пришел к вам в гости с подарком: принес то, что выросло у меня в саду на клумбе. Они очень красивые, душистые. Что это? (Цветы.) Правильно, это цветы. Вот посмотрите.
Незнайка показывает детям картинки, доставая их из большого конверта. Поочередно устанавливает на подставке три картинки с изображением цветов. По каждой картинке Незнайка задает детям вопросы: «Что это? Где растет? Это предмет рукотворного мира?»
Затем Незнайка достает картинку с изображением предмета одежды и, не глядя на картинку, выставляет ее на подставку.
Незнайка . Вот какой еще красивый цветочек на клумбе у меня вырос… Ой, что это такое? Что-то я его на клумбе не замечал…
Воспитатель . Ребята, давайте подскажем Незнайке: это цветок? (Это не цветок.)
Незнайка . А что это? Для чего это нужно? Откуда этот предмет появился? Это предмет природного мира? Как же мне положить предметы, чтобы опять не перепутать?
Воспитатель . Незнайка, давай будем раскладывать с одной стороны предметы природного мира, а с другой – предметы рукотворного мира.
Аналогичным образом рассматриваются остальные картинки. Все картинки дети раскладывают на две группы: рукотворный мир – одежда, природный мир – цветы.
Незнайка . Вот спасибо, ребята, как хорошо разделили: природный мир и рукотворный. Только как мне теперь с собой картинки унести и не перепутать их снова?
Воспитатель . Давайте разложим картинки в разные конверты.
Дети раскладывают все картинки в два маленьких конверта с символами: рукотворный мир – человек, природный мир – дерево. Незнайка еще раз благодарит ребят, прощается с ними и уходит.

Занятие 8

Тема «Теремок»
Программное содержание. Знакомить детей со свойствами дерева, со структурой его поверхности. Материал. Деревянные брусочки.

Ход занятия

Дети встают парами лицом друг к другу, взяв друг друга за правую руку, имитируя движения, совершаемые при распиливании бревен пилой (двигают сомкнутыми руками вперед и назад), произносят стихотворение:


Мы сейчас бревно распилим.
Пилим-пилим, пилим-пилим,
Раз-два, раз-два!
Будут на зиму дрова.
Е. Благинина
Воспитатель обращает внимание детей на столы, на которых лежат деревянные брусочки (на каждого ребенка), предлагает потрогать брусочки, постучать ими о стол. Задает вопросы: «Какое дерево? (Жесткое, твердое, стучит, не бьется.) Что делают из дерева?»
Затем педагог предлагает всем детям построить из брусочков общий домик-теремок.
В заключение воспитатель задает детям вопросы: «С каким материалом вы познакомились? Какой он? Что мы построили?» (Деревянный домик.)

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента

Конспект занятия по ознакомлению ребенка с окружающим миром во второй младшей группе.
Лексическая тема "Транспорт".

Цель:
Расширять представление детей по лексической теме «Транспорт».
Задачи:
Образовательная:
-закреплять знания детей о поезде, грузовой, легковой машине, автобусе и самолете. Дать понятие, что все это транспорт.
Развивающая:
-развивать общие речевые навыки детей, способствовать развитию диалогической речи;
-способствовать формированию элементарных знаний правил дорожного движения.
Воспитательная:
совершенствовать игровые навыки детей, воспитывать умение играть в коллективе.
Предварительная работа: беседы по лексической теме «Транспорт» (машины, самолёт, поезд); рассматривание иллюстраций; чтение и разучивание стихов о транспорте; продуктивные виды деятельности по теме (рисование, лепка).
Материалы к занятию: поезд, вагончики, железная дорога; машины (грузовая, легковая), самолет; иллюстрация с изображением автобуса, дидактический светофор (красный и зелёный цвет), фланелеграф, разрезанные на две части картинки с изображениями легковой и грузовой машин, рули для игры.

Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках полукругом.
-Дети, я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие. А как вы думаете, на чем можно путешествовать?
Ответы детей.
-Верно, путешествовать можно и на машине, и на самолете, и на корабле. А я вам предлагаю выбрать для путешествия поезд.
Воспитатель показывает игрушечный поезд.
- Дети, что это? (Правильно, это поезд).
-Что есть у поезда? У поезда есть паровоз (воспитатель показывает паровоз) и вагоны (воспитатель показывает вагоны). Сколько вагонов у поезда? (Верно, у поезда много вагонов) А управляет поездом машинист!
- А по какой дороге ездит поезд? Правильно, по железной дороге.
Я буду машинистом поезда, а вы- пассажирами вагонов. Вставайте за мной. Какой поезд у нас получился, в нем много-много вагонов!
Дети имитируют движения колес поезда руками, воспитатель вместе с детьми поют песню «Поезд».
- Станция «Гараж». Ребята, выходите из поезда!
Воспитатель подводит к столу, где стоят легковая и грузовая машины и читает стихотворение-загадку:
Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза..
Что это?
Машина!
- Дети, что это? (Машины)
- А как они называются? Правильно, легковая машина и грузовая машина.
-Давайте сравним машины по величине. Одна машина какая? (Большая) А какая другая?(Маленькая).
Воспитатель обращает внимание на легковую машину.
-Давайте рассмотрим легковую машину.
– Что есть у машины? (колеса, руль, кабина). Покажите пальчиком, какой формы у машины колеса? У машины круглые колеса.
– Кто водит машину? (Водитель(шофёр))
-Кого возит шофер? (Пассажиров).

Давайте рассмотрим грузовую машину.
- Ребята, скажите, кто водит грузовую машину? (Водитель)
– Где он сидит? (В кабине)
-Что еще есть у грузовика? (Колеса, кузов)
- Что можно перевозить в грузовой машине? (Песок, кирпичи, доски, снег и т.д.)
- А можно перевозить в кузове людей? (нет) Почему? (опасно, для перевозки людей созданы легковые машины).

Дети, посмотрите, здесь есть картинки. Только они все перепутаны. Давайте с вами разберемся, что здесь к чему. Воспитатель показывает на фланелеграфе картинки, разрезанные на две части с изображениями грузовой и легковой машин.
- Посмотрите, это кабина грузовой машины. Ульяна, подойди и найди недостающую часть. Получился у нас грузовик? Какая еще у нас машина получится? Правильно, легковая машина.
Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением автобуса.
-Дети, а как называется эта машина? Правильно, это автобус.
– Что есть у автобуса?(колеса, окна, двери, много сидений.)
– Водитель автобуса находится в кабине, а люди в салоне, где можно сидеть и стоять, крепко держась за поручни.
– Скажите, как называют людей, которые едут в автобусе? (Пассажиры)
А сейчас давайте с вами поиграем! Вы будете машинами, а я светофором. На зеленый сигнал светофора машины едут, а на красный- останавливаются. Берите рули, поехали!
Проводится игра « Автомобили». Воспитатель помогает детям сложить рули.
-Вы большие молодцы, были внимательны и старались не нарушать правила дорожного движения. Но нам пора отправляться дальше. Занимайте скорее свои вагончики.
Воспитатель и дети поют куплет из песни «Поезд».
-Следующая станция «Аэродром».
Воспитатель показывает игрушку-самолет.
-Что это? (самолет)
-Какого он цвета?
-Что есть у самолета? (корпус с кабиной и салоном для пассажиров,окна-иллюминаторы, хвост, крылья)
-Кто сидит в кабине самолета? (летчик, пилот)
-А где самолеты летают? (в небе)
-Ребята, а как гудит самолет? (у-у-у).
- Давайте с вами поиграем.
Проводится игра « Самолеты».
Самолеты, на взлет! (дети, сидя на корточках, «заводят моторы»). Самолеты, на старт! (дети, расставив руки в стороны, «летают» по группе). Самолеты, на посадку! (дети садятся на корточки).
-Какие вы хорошие летчики! Молодцы!
_ А сейчас подойдите, пожалуйста, ко мне.
- Вы хорошо рассказали обо всех машинах, и о легковой машине, и о грузовике, и о автобусе. И даже о самолете! И все эти машины и самолет можно назвать одним словом- ТРАНСПОРТ. Как можно назвать все машины и самолет?
А сейчас, ребята, наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь в наш поезд!

Под пение песни «Поезд» воспитатель и дети «возвращаются» в детский сад.

Дыбина

Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада

Конспекты занятий

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

Введение

Данное пособие поможет педагогам успешно организовать работу по ознакомлению детей второй младшей группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающей жизни).

Пособие включает в себя занятия, игры-занятия, дидактические игры для детей 3–4 лет.

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по ознакомлению детей с окружающим миром, мы представляем содержание работы по темам. Для раскрытия каждой темы предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Это дает педагогам возможность проявлять при планировании занятий творчество, включать вариативные игровые, проблемные ситуации. Изучение каждой темы желательно завершать итоговым заданием, в качестве которого можно использовать ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д. Подобные игровые задания представлены в пособии О.В. Дыбиной «Я узнаю мир»: Рабочая тетрадь для детей 3–4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Педагогам следует обратить особое внимание на то, что при ознакомлении детей с окружающим миром нельзя:

Ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, одеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т.д.);

Перегружать детей большим количеством вопросов;

Использовать в работе только форму познавательных занятий.

Работу по ознакомлению детей 3–4 лет с окружающим миром необходимо строить в соответствии с их возрастными психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия с малышами и стремясь сделать данный процесс более доступным и результативным.



В пособии представлен дополнительный материал – варианты игр, занятий, упражнений, которые можно использовать в работе с детьми вне занятий, на прогулке.

На ознакомление детей второй младшей возрастной группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится 3 занятия в месяц.

В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив ДОУ №179 «Подснежник» города Тольятти, заведующая – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

Распределение материала на учебный год

Сентябрь

Занятие 1

Тема «Транспорт»

Программное содержание. Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.)

Занятие 2

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Мебель»

Программное содержание.

Занятие 3

Тема «Папа, мама, я – семья»

Программное содержание. Формировать первоначальные представления о семье. Воспитывать у ребенка интерес к собственному имени.

Октябрь

Занятие 4

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Одежда»

Программное содержание.

Занятие 5

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Чудесный мешочек»

Программное содержание. Дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие предметы созданы природой.

Занятие 6

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Кто в домике живет?»

Программное содержание.

Ноябрь

Занятие 7

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Помогите Незнайке»

Программное содержание.

Занятие 8

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Теремок»

Программное содержание.

Занятие 9

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Варвара-краса, длинная коса»

Программное содержание. Знакомить детей с трудом мамы, дать представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке. Формировать уважение к маме.

Декабрь

Занятие 10

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Найди предметы рукотворного мира» Программное содержание. Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного мира и рукотворного мира.

Занятие 11

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Хорошо у нас в детском саду»

Программное содержание. Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения. Воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам дошкольного учреждения.

Занятие 12

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Наш зайчонок заболел»

Программное содержание. Дать детям представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке; мама умеет осматривать горло, кожу, ставить градусник, измерять температуру, ставить горчичники. Формировать уважение к маме.

Январь

Занятие 13

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Деревянный брусочек»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с некоторыми свойствами дерева; учить выделять признаки дерева.

Занятие 14

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Приключение в комнате»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, чистит ковры, палас, ухаживает за комнатными растениями, вытирает пыль, стирает и гладит белье). Формировать уважение к маме, желание помогать ей в работе по дому.

Занятие 15

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Радио»

Программное содержание. Побуждать детей составлять рассказы о предмете с опорой на алгоритм (условные символы: материал, назначение, составные части, принадлежность к природному или рукотворному миру), определять обобщающее слово для группы предметов.

Февраль

Занятие 16

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Смешной рисунок»

Программное содержание. Знакомить детей со свойствами бумаги, со структурой ее поверхности.

Занятие 17

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Мой родной город»

Программное содержание. Учить детей называть родной город (поселок). Дать элементарные представления о родном городе (поселке). Подвести детей к пониманию того, что в городе много улиц, многоэтажных домов, разных машин. Воспитывать любовь к родному городу (поселку).

Занятие 18

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Вот так мама, золотая прямо!»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом мам и бабушек, показать их деловые качества; формировать уважение к маме и бабушке, желание рассказывать о них.

Март

Занятие 19

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Золотая мама»

Программное содержание. Знакомить детей со свойствами ткани, со структурой ее поверхности.

Занятие 20

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Занятие 21

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Апрель

Занятие 22

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Тарелочка из глины»

Программное содержание. Знакомить детей со свойствами глины, со структурой ее поверхности.

Занятие 23

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Тема «Няня моет посуду»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – помощников воспитателей; учить называть их по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы»; показать отношение взрослого к труду. Воспитывать уважение к помощнику воспитателя и к его труду.

Занятие 24

(подраздел «Предметное окружение»)

Занятие 25

(подраздел «Предметное окружение»)

Занятие 26

(подраздел «Явления окружающей жизни»)

Занятие 27

(подраздел «Предметное окружение»)

Тема «Опиши предмет»

Программное содержание. Совершенствовать умения детей вычленять существенные признаки предмета, устанавливать элементарные причинно-следственные связи между предметами.

Примерные конспекты занятий

Сентябрь

Занятие 1

Тема «Транспорт»

Программное содержание. Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, выделять основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.).

Материал. Картинки с изображением самолета, автомобиля, автобуса; фланелеграф, игрушки – самолет, автомобиль, автобус.

Ход занятия

В гости к ребятам приходит Котик (ребенок подготовительной группы к школе в костюме кота). Котик пришел с подарками: принес загадки, предметные картинки.

Воспитатель . Наш котик любит загадывать загадки. Попробуйте отгадать их.

Котик .


Не летит, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука.
Два блестящих огонька.
(Автомобиль)

Воспитатель предлагает детям найти отгадку среди разложенных перед ними предметных картинок и поднять нужную картинку. Дети находят отгадку, один ребенок выкладывает на фланелеграф картинку с изображением автомобиля.


Что за чудо – синий дом,
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)

Воспитатель предлагает детям найти отгадку и поднять нужную картинку. Дети находят отгадку, один ребенок выкладывает на фланелеграф картинку с изображением автобуса.

Котик загадывает следующую загадку:


Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что же это?
(Самолет)

Воспитатель предлагает детям найти отгадку и поднять нужную картинку. Дети находят отгадку, один ребенок выкладывает на фланелеграф картинку с изображением самолета.

Котик и воспитатель предлагают детям рассказать об автомобиле, автобусе, самолете, но сначала Котик просит детей прослушать, как он умеет рассказывать о транспорте: «Это автобус, он синий, у него есть колеса, кабина, окна, двери, управляет автобусом шофер». Затем каждый ребенок рассказывает о понравившихся видах транспорта. Котик и воспитатель хвалят ребят и дарят им картинки с изображением транспорта (детям разрешается взять картинки домой).

Занятие 2

Тема «Мебель»

Программное содержание. Учить детей определять и различать мебель, виды мебели, выделять основные признаки предметов мебели (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.); группировать предметы по признакам.

Материал. Посылочный ящик, предметы кукольной мебели (стул, стол, кровать, диван, шкаф); кукольная комната, кукла Катя в кроватке; муляжи овощей (огурец, морковь, репа) и фруктов (яблоко, груша, банан), 2 подноса.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на нарядную куклу Катю, говорит, что у куклы сегодня день рождения. Раздается стук в дверь. Приходит почтальон и приносит для куклы Кати посылку – подарок ко дню рождения от друзей. Кукла Катя и дети рассматривают посылку. В посылочном ящике лежит кукольная мебель и угощение для праздничного стола.

Кукла Катя просит детей помочь ей расставить новую мебель в кукольной комнате и выложить на поднос угощение.

Все предметы дети делят на группы, сопровождая свои действия обобщающими словами («это мебель», «это овощи», «это фрукты»). Дети расставляют мебель в кукольной комнате, называя все виды представленной мебели. Затем раскладывают на один поднос овощи, на другой – фрукты.

Воспитатель предлагает детям рассказать о предмете мебели (например кровати, столе), о его цвете, форме, величине, строении и способе использования. Например: «Это кровать, она белого цвета, у нее есть спинка, ножки, матрац».

Затем дети накрывают на стол, поздравляют куклу Катю с днем рождения. Далее по желанию детей разворачивается сюжетно-ролевая игра «День рождения».

Занятие 3

Ход занятия

Создается игровая ситуация: дети вместе с воспитателем рассматривают фотоальбом «Моя семья» с семейными фотографиями детей группы. В группу «входит» кукла Катя, приветствует ребят.

Воспитатель обращает внимание ребят на куклу Катю, ее расстроенный голос. Дети вместе с воспитателем спрашивают у Кати, чем она расстроена.

Кукла Катя сообщает детям, что она рассержена на своих маму и папу, потому что они не купили ей желанные игрушки.

Воспитатель предлагает детям расспросить куклу Катю о ее маме и папе, попросить назвать имена ее родителей. Кукла Катя сообщает детям имена своих родителей и просит ребят назвать имена их мам и пап.

Дети находят фотографии своих близких в фотоальбоме, показывают кукле Кате и называют их имена («На фотографии моя мама, ее зовут Валентина», «Это мой папа, его зовут Михаил» и т.д.).

Кукла Катя предлагает ребятам вспомнить ситуации, когда родители не смогли купить им желанные игрушки, и рассказать, как они поступили в этой ситуации. Дети с помощью воспитателя рассказывают о ситуациях (обижались, плакали, кричали, топали ногами, если родители не покупали игрушки, и т. д.).

Воспитатель предлагает им подумать, правильно ли поступают дети, требуя игрушки, и подводит к пониманию того, что родители заботятся о них, и когда наступают праздники, мамы и папы радуют своих детей подарками-игрушками.

Кукла Катя рассказывает, что, когда у нее был день рождения, мама и папа купили ей набор детской мебели. Поздравляя ее, они называли Катю «доченька, Катюша, Катенька». Воспитатель предлагает детям вспомнить, что им дарили родители на день рождения и как ласково, с любовью поздравляли (например, «Мне подарили красивую куклу, и называли меня „доченька, Машенька, солнышко“»).

Воспитатель вместе с детьми рассматривает их семейные фотографии. Просит назвать всех членов семьи, их имена. Подводит детей к пониманию того, что мама, папа, дочка, сын – это семья; что есть семьи маленькие и большие. Воспитатель просит каждого ребенка вспомнить и определить, какая у него семья – маленькая или большая, назвать всех членов семьи по именам. Например: «У нас большая семья: мама Таня, папа Коля, я – Света, братик Олежек, бабушка Нина и дедушка Сережа», «У нас семья маленькая: мама Ирина, папа Саша и я, Денис».

Затем воспитатель проводит игру «Чьи вещи?», в которой дети должны определить предметы, принадлежащие их близким. Ребята рассматривают предметы, принесенные из дома: бусы, очки, клубки, книги, салфетки и др. По сигналу педагога: «Света, найди вещи своей бабушки» или «Денис, найди вещи своего папы» – дети находят нужные вещи. Выигрывает тот, кто быстро и правильно нашел вещи членов своей семьи.

В конце занятия воспитатель подводит детей к выводу: папа, мама, дети, бабушки, дедушки – это семья, все члены которой любят друг друга, заботятся и помогают друг другу.

Воспитатель. Ребята, у наших кукол тоже есть своя кукольная семья и у них сегодня семейный праздник – день рождения младшей дочки Кати. Они пригласили нас на праздник.

Октябрь

Занятие 4

Тема «Одежда»

Программное содержание. Упражнять детей в умении определять и различать одежду, выделять основные признаки предметов одежды (цвет, форма, строение, величина); группировать предметы по признакам.

Материал. Посылочный ящик, предметы кукольной одежды (рубашка, платье, шуба, юбка, кофта, брюки), муляжи овощей (морковь, помидор, огурец, репа), поднос, коробочка, предметные картинки (мебель, одежда, транспорт).

Ход занятия

В группу приходит почтальон, приносит детям посылку и письмо от Незнайки. В письме Незнайка просит ребят помочь ему разложить предметы на две группы: «Овощи» и «Одежда». Воспитатель открывает посылку, предлагает детям рассмотреть предметы и достать их.

Дети делят все предметы на группы, сопровождая свои действия обобщающими словами («это одежда», «это овощи»). Дети раскладывают одежду, называя все виды представленной одежды; раскладывают овощи, называя их.

Воспитатель предлагает детям рассказать о предмете одежды (например кофте, платье, рубашке), о его цвете, форме, величине, строении и способе использования. Например: «Это рубашка, она белого цвета, у нее есть ворот, рукава, пуговицы, она сшита из ткани, ее надевают на тело и т. д.»

Воспитатель проводит игру: «Кто быстрее?», в которой дети упражняются в умении объединять предметы в группы по способу их использования. Педагог раздает всем игрокам предметные картинки с изображением предметов мебели, одежды, транспорта и т. д. Предлагает рассмотреть изображения на картинках. Знакомит с правилами игры – по сигналу: «Раз, два, три» дети должны выполнить названные действия:

«Раз, два, три» – все, у кого есть предметы мебели, ко мне бегите!»,

«Раз, два, три» – все, у кого есть предметы одежды, ко мне бегите!»,

«Раз, два, три» – все, у кого есть предметы транспорта, ко мне бегите!»

Занятие 5

Тема «Чудесный мешочек»

Программное содержание. Дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие созданы природой.

Материал. Мешок с предметами: кукольной посудой (кастрюля, сковородка, поварешка, нож, ложка, вилка) и муляжами овощей (морковь, огурец, редис, помидор); два подноса с символами «рукотворный мир» и «природный мир».

Ход занятия

Воспитатель показывает детям завязанный мешок и говорит: «Посмотрите, какой мешок нам прислал зайчик. Зайчик попросил нас помочь ему. Вот какая с ним приключилась история. Ехал дедушка с базара через лес. Вез он в мешке покупки для своей старухи, да не заметил, как обронил мешок. Лежит мешок под кустиком, а мимо зайчик скачет. Любопытно зайчику: что же в мешке? Заглянул в него и решил: то, что выросло на грядке, возьму себе, а то, что куплено в посудной лавке, пусть в мешке остается. Будет дедушка потерю искать, найдет и бабушке отвезет. Ей на кухне без этих предметов никак не обойтись. Как вы думаете, что же было в мешке? (Овощи, посуда.) Почему вы так думаете? Откуда взялись овощи на базаре? (Они выросли на грядке, их привезли на продажу.) Почему зайчик решил взять себе то, что растет на грядке? (Это съедобно.) Для чего нужны овощи? (Ответы детей.) Ребята, предметы, которые человек получает от природы и не делает своими руками, можно назвать „предметы, созданные природой“. Их можно отнести к природному миру.

Почему зайчику не понадобилась посуда? (Он зверь, живет в лесу, пищу не варит, ест сырые овощи.) Для чего нужна посуда? Откуда она взялась в магазине?(Ее сделали мастера из металла и привезли продавать.) Ребята, предметы, которые человек делает своими руками, можно назвать „предметы, созданные руками человека“. Их можно отнести к рукотворному миру

Вот какой мешок зайчик нашел в лесу. Давайте поможем ему узнать, что лежит в мешке, и поделим предметы так: предметы природного мира – овощи – положим на один поднос, то есть оставим зайчику, а предметы рукотворного мира – посуду – сложим на другой поднос, а потом положим обратно в мешок для бабушки».

Дети по очереди подходят к мешку, опускают в него руку, нащупывают предмет, перечисляя при этом выявленные признаки, называют предмет, определяют, к какому миру он относится: рукотворному или природному.

Воспитатель задает наводящие вопросы, чтобы детям было легче определить размер предмета, его форму: «Какой предмет: твердый или мягкий? Длинный или короткий? Маленький или большой? Этот предмет круглый? Какие у него есть части? Что с этим предметом можно делать? Для чего он нужен? Как называется? К природному или рукотворному миру относится этот предмет?»

Ребенок достает предмет, убеждается в том, что правильно его назвал, и кладет на соответствующий поднос.

После того как все предметы названы и разложены по подносам, воспитатель подводит итог: «Что мы положили на этот поднос? Это предметы природного или рукотворного мира? Почему вы так думаете? Какой поднос мы оставим зайчику? Какой поднос отдадим для бабушки?» (Ответы детей.)

Занятие 6

Тема «Кто в домике живет?»

Программное содержание. Учить детей запоминать имена товарищей, обращать внимание на черты их характера, особенности поведения.

Материал. Домик, кукла Катя.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на домик, который стоит в групповой комнате. Спрашивает, хотят ли дети узнать, кто живет в этом домике. Ребята проявляют интерес к домику, пытаются заглянуть в него.

Педагог предлагает, не заглядывая внутрь домика, по описанию внешности назвать имя того, кто в нем находится. Например: «В домике находится кукла, у нее светлые волосы, красное платье, она часто приходит к нам на занятия. Назовите имя куклы». (Катя.)

Далее педагог предлагает детям по одному по очереди прятаться в домике. По сигналу «выходи» ребенок выходит из домика, остальные дети называют его по имени (можно предложить назвать ребенка ласковым именем).

Воспитатель предлагает подгруппе детей спрятаться в домике. Затем просит остальных детей вызывать из домика по очереди каждого ребенка подгруппы, называя черты его характера, особенности поведения. Например: «Не живет ли в домике Игорек? Он знает несколько стихотворений и, если вы его попросите, непременно прочтет их», «Не живет ли в домике Танечка, которая умеет одеваться на прогулку быстрее всех?» И так далее.

Воспитатель подводит детей к пониманию того, что у каждого из них есть имя, надо помнить имена детей группы, называть каждого по имени, можно называть ласково (Игорек, Олежек, Наташенька и т.д.).

Ноябрь

Занятие 7

Тема «Помогите Незнайке»

Программное содержание. Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира.

Материал. Картинки с изображением цветов (одуванчик, ромашка, роза, колокольчик, ландыш), предметов одежды (пальто, платье, рубашка, юбка, шуба), один большой конверт; два маленьких конверта с условными символами: «рукотворный мир» – человек и «природный мир» – дерево).

Ход занятия

Раздается стук в дверь, входит Незнайка, здоровается с детьми.

Незнайка . Я пришел к вам в гости с подарком: принес то, что выросло у меня в саду на клумбе. Они очень красивые, душистые. Что это? (Цветы.) Правильно, это цветы. Вот посмотрите.

Незнайка показывает детям картинки, доставая их из большого конверта. Поочередно устанавливает на подставке три картинки с изображением цветов. По каждой картинке Незнайка задает детям вопросы: «Что это? Где растет? Это предмет рукотворного мира?»

Затем Незнайка достает картинку с изображением предмета одежды и, не глядя на картинку, выставляет ее на подставку.

Незнайка . Вот какой еще красивый цветочек на клумбе у меня вырос… Ой, что это такое? Что-то я его на клумбе не замечал…

Воспитатель . Ребята, давайте подскажем Незнайке: это цветок? (Это не цветок.)

Незнайка . А что это? Для чего это нужно? Откуда этот предмет появился? Это предмет природного мира? Как же мне положить предметы, чтобы опять не перепутать?

Воспитатель . Незнайка, давай будем раскладывать с одной стороны предметы природного мира, а с другой – предметы рукотворного мира.

Аналогичным образом рассматриваются остальные картинки. Все картинки дети раскладывают на две группы: рукотворный мир – одежда, природный мир – цветы.

Незнайка . Вот спасибо, ребята, как хорошо разделили: природный мир и рукотворный. Только как мне теперь с собой картинки унести и не перепутать их снова?

Воспитатель . Давайте разложим картинки в разные конверты.

Дети раскладывают все картинки в два маленьких конверта с символами: рукотворный мир – человек, природный мир – дерево. Незнайка еще раз благодарит ребят, прощается с ними и уходит.

Занятие 8

Тема «Теремок»

Программное содержание. Знакомить детей со свойствами дерева, со структурой его поверхности. Материал. Деревянные брусочки.

Ход занятия

Дети встают парами лицом друг к другу, взяв друг друга за правую руку, имитируя движения, совершаемые при распиливании бревен пилой (двигают сомкнутыми руками вперед и назад), произносят стихотворение:


Мы сейчас бревно распилим.
Пилим-пилим, пилим-пилим,
Раз-два, раз-два!
Будут на зиму дрова.
Е. Благинина

Воспитатель обращает внимание детей на столы, на которых лежат деревянные брусочки (на каждого ребенка), предлагает потрогать брусочки, постучать ими о стол. Задает вопросы: «Какое дерево? (Жесткое, твердое, стучит, не бьется.) Что делают из дерева?»

Затем педагог предлагает всем детям построить из брусочков общий домик-теремок.

В заключение воспитатель задает детям вопросы: «С каким материалом вы познакомились? Какой он? Что мы построили?» (Деревянный домик.)

Занятие 9

Ход занятия

Воспитатель говорит детям: «Ребята, я приглашаю вас в гости к Варваре, она живет рядом. Рядом – это далеко? (Совсем близко.) Я пойду по узкой тропинке, а вас, ребята, много – вы пойдете… (По широкой дороге.) Я пойду по длинной тропинке. А вы по какой тропинке пойдете? (По короткой.) А вот и дом! Дом большой, а скамеечка… (маленькая).

Появляется Варвара-краса, длинная коса. Она поет:


Все в доме приберу, приберу,
И себя я причешу, причешу.
Косу я заплету, завяжу я бантик…

Варвара . Здравствуйте, гости мои дорогие! Проходите, присаживайтесь. Меня зовут Варвара-краса, длинная коса. Догадались, почему меня так прозвали? У меня действительно длинная коса. А у кого из вас есть косички? (Ответы детей.) Какие прически у остальных ребят? (Хвостики, стрижки.)

Воспитатель . Ребята, покажите всем свои красивые прически. Кто заботится о ваших прическах, волосах? (Я сама, мама, бабуля, воспитатель.) Как мамы и бабушки заботятся о ваших прическах, чтобы вы всегда выглядели красиво, опрятно? (Расчесывают и моют волосы, заплетают косички, закалывают заколки.)

Варвара . Ребята, когда я была маленькая, такая же как вы, мамочка ухаживала за моими волосами: мыла шампунем, вытирала полотенцем, сушила. А еще мама, когда расчесывала мою косу, приговаривала:


Расти, коса, до пояса
Не вырони ни волоса.
Расти, косынка, до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка маму слушайся.
(Русская народная песенка)

Варвара просит детей помочь найти ее сумочку с принадлежностями для ухода за волосами.

Дети находят две одинаковые сумочки, исследуют их содержимое. В первой сумочке лежат нитки, ножницы, игольница, пуговица. Педагог просит детей назвать предметы и сказать, кому нужны эти вещи. (Портнихе.) Во второй сумочке лежат молоток, гвозди, клещи. Дети называют вещи (молоток, клещи, гвозди) и объясняют, для чего они предназначены.

Варвара находит третью сумочку (свою).

Воспитатель предлагает детям догадаться, что лежит в ее сумочке, и загадывает загадки:


Гладкое, очень душистое,
Моет чисто
(Мыло)

Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
(Расческа)

Не смотрел в окошко -
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко -
Там другой Антошка.
Что это за окошко?
(Зеркало)

В ящике у мамы кто это живет?
В уши пальцы вставишь – открывает рот.
(Ножницы)

Дети отгадывают загадки.

Варвара достает из сумочки отгадки – предметы для ухода за волосами – и дарит их ребятам, поясняя, что эти вещи нужны для того, чтобы их куклы всегда были опрятны, причесаны.

Декабрь

Занятие 10

Ход занятия

Раздается стук в дверь. Входит Незнайка, здоровается с детьми.

Воспитатель . Здравствуй, Незнайка! Почему ты такой грустный? Что это за коробка у тебя в руках?

Незнайка . Друзья попросили меня сегодня вымыть посуду, а я не умею это делать, боюсь, что не получится…

Воспитатель . Не переживай. Ребята, поможем Незнайке? Показывай, что там у тебя в коробке.

Незнайка достает две картинки с изображением предметов посуды и устанавливает их на подставке, спрашивает: «Как называется этот предмет? Для чего он нужен? Кто ее сделал? (Человек сделал своими руками.) Это предмет какого мира?» (Рукотворного.)

Незнайка достает картинку с изображением котенка, устанавливает ее на подставке.

Незнайка (не глядя на картинку). Как много посуды, и всю вымыть надо…

Воспитатель . Незнайка, разве это посуда?

Незнайка . Нет, это не посуда. Кто же это? (Котенок.) Человек его сделал или он сам появился в природе? К какому миру он относится? (Ответы детей.)

Аналогично рассматриваются остальные картинки и раскладываются на две группы: природный мир – животные, рукотворный мир – посуда.

В конце занятия дети раскладывают картинки в два коробки с условными символами «природный мир» и «рукотворный мир».

Незнайка . А как же надо мыть посуду? Кто расскажет?

Дети рассказывают, как нужно мыть посуду.

Занятие 11

Ход занятия

Воспитатель зачитывает детям письмо от сотрудников детского сада, которые приглашают их на экскурсию по детскому саду. Напоминает детям, как надо себя вести в гостях (скромно, не шуметь, здороваться с хозяевами, благодарить за приглашение и т.д.). Предлагает отправиться в путешествие по детскому саду.

Первая остановка – кухня.

Воспитатель . Как вкусно пахнет. Догадались, что это за место? (Кухня.)


Поскорей ответьте, дети,
Кто же лучше всех на свете
Вас сумеет угостить,
Напоить и накормить?

Педагог уточняет, о ком эта загадка, спрашивает у детей: «Что делают повара? (Обязательно называется имя и отчество повара.) Повар готовит еду, варит, жарит, печет, моет, режет. Где находится кухня? (На первом этаже.) Как можно найти кухню? (По запаху, по табличке на двери…)

Воспитатель подводит детей к выводу: повара очень старательные, умелые, готовят вкусную пищу, поэтому следует съедать всю еду и всегда благодарить их.

Вторая остановка – прачечная.

Воспитатель . Что это шумит? Что за чудо-машины? Догадались, что это за остановка? (Прачечная.) А вы знаете, кто работает в прачечной? (Ответы детей.) «Что делает прачка? (Обязательно называется имя и отчество прачки.) Прачка стирает, гладит постельное белье, фартуки, халаты, скатерти. Где находится прачечная? (На первом этаже.) Как можно найти прачечную?» (Ответы детей.)

Воспитатель подводит детей к выводу: прачки очень старательные, умелые, трудолюбивые, заботливые. Предлагает поразмышлять о том, как можно помочь прачкам (мыть руки после прогулки, чтобы не пачкать полотенца; кушать аккуратно, чтобы не пачкать салфетки, скатерти и т.д.).

Третья остановка – медицинский кабинет.

Воспитатель объявляет следующую остановку – «Айболит» – и спрашивает у детей: «Кто работает в этом помещении? (Врач, медсестра.) Что делает медсестра?» (Лечит, дает лекарства, витамины, смазывает ранку зеленкой.)

Медсестра приглашает детей пройти в кабинет, показывает, как она обрабатывает царапину: промывает царапину – смазывает зеленкой – заклеивает пластырем; так царапина скорее заживет.

Воспитатель предлагает детям рассказать о медсестре (обязательно называется имя и отчество медсестры), о том, какая она (заботливая, внимательная, умелая, добрая).

Обращает внимание детей на то, где находится медицинский кабинет (на первом этаже), как можно найти медицинский кабинет.

Затем педагог подводит детей к выводу: при встрече нужно здороваться, называть взрослых по имени и отчеству, благодарить за их заботу, проявлять желание оказывать посильную им помощь.

Дети благодарят взрослых за путешествие по детскому саду и читают стихотворение.


Вот какой у нас хороший детский сад,
Все мы любим нежно детский сад.
Утром я бегу скорее в детский сад,
Вечером скажу: «До встречи, детский сад!»

Воспитатель приглашает всех в группу на чаепитие.

Занятие 12

Тема «Наш зайчонок заболел»

Программное содержание. Дать детям представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке; мама умеет осматривать горло, кожу, ставить градусник, измерять температуру, ставить горчичники и т.д. – она доктор и медсестра в своем доме. Формировать уважение к маме.

Материал. Сумка доктора Айболита с предметами (градусник, горчичники, йод и т. д.), зайчик (игрушка).

Ход занятия

В гости к детям приходит доктор Айболит. Воспитатель обращает внимание детей на сумку Айболита, на предметы. Предлагает отгадать загадки, в которых спрятаны названия предметов, лежащих в этой сумке.

Айболит загадывает ребятам загадки:


Я под мышкой посижу
И что делать, укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать.
(Градусник)

Им помажут ранку, шишку
У девчонки и мальчишки.
С ним скорее заживет,
Догадались? Это…
(Йод)

Дети отгадывают загадки. Айболит достает из своей сумочки предметы-отгадки, ребята рассматривают их и объясняют, для чего они предназначены.

Айболит говорит: «Я пришел в детский сад потому, что получил сообщение – кто-то заболел. Воспитатель и дети показывают ему зайчонка (игрушку), сообщают, что он отказался от еды, игр с ребятами.

Айболит . Не беспокойтесь, сейчас мы осмотрим больного. Малыш-зайчишка, на что жалуетесь? Горло болит? Скажите: «А-а-а». Да, горло красное. Достану градусник и измерю температуру. И температура высокая. У вашего зайчонка ангина. Что будем делать? Как лечить больного? (Ответы детей.) Чтобы малыш выздоровел, мы дадим ему сироп от кашля и поставим горчичники.

Тема: «Безопасность на дороге»

Цель: Расширение ориентирования в окружающем пространстве.

Задачи: 1.Знакомить с понятиями «улица», «дорога», с работой водителя, со светофором, с правилами перехода улицы.

  1. Закрепить знания основных цветов (зеленый, желтый, красный)
  2. Расширять словарный запас.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Социоигровой прием «Веревочка»

Педагог: Ребята, скорее идите ко мне, у меня есть для вас что-то интересное. Для начала нам нужно сесть в круг. Нам поможет волшебная веревочка. (У воспитателя в руках яркая веревочка, концы которой завязаны между собой. Длина веревки зависит от количества детей) Беритесь скорее за веревочку. Так как края веревки завязаны у детей легко и быстро получится сделать круг.

Ну что получился у нас ровный кружок? А теперь, давайте все присядем и я вместе с вами. (Дети и педагог садятся на ковер).

Педагог показывает детям машину.

Ребята, что у меня в руках?

Кто управляет машиной?

А где сидит шофер?

В кабине.

Какие части еще есть у машины?

Руль, колеса, кузов, фары….

Шофер ведет машину быстро. Он работает внимательно, следит за тем, как едут другие машины. Машины ездят по дороге, а пешеходы ходят по тротуару.

Давайте с вами сейчас представим, что мы все с вами шоферы. Воспитатель раздает детям рули. Итак, садимся в машины, крепко держим руль, поехали.

Дети начинают двигаться по группе, изображая машины, едущие по дороге.

2.Проблемная ситуация:

Дети двигаются хаотично, они мешают друг другу.

Воспитатель спрашивает: « Как вы думаете, почему нам так неудобно ездить?»

Ответы детей. Дети могут затруднятся ответить, тогда педагог объясняет, что машины не могут ездить так, как им хочется. Они ездят, только по дороге и соблюдают правила дорожного движения.

— Ребята, сегодня к нам на занятие пришел очень важный гость. Кто он я вам не скажу,вы должны сами отгадать.

Педагог загадывает загадку.

« Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю

И тебе могу помочь»

(Светофор.)

Также интересный материал по окружающему миру:

3.Открытие нового

Педагог достает светофор.

Дети рассматривают светофор, вместе с воспитателем вспоминают на какой свет можно идти, а на какой нужно стоять.

Ребята, а Светофор хочет поиграть с вами в интересную игру «Машины и пешеходы»

Для этого нам понадобится разделиться на группы пешеходов и машины. Нам поможет волшебный мешочек. (У воспитателя мешочек в котором лежат картинки с изображением машин и человечков. Дети по очереди вытягивают из мешочка картинку) Кто вытянул машинку будет водителем, а кто человечка пешеходом.

На ковре расстилается изображение дороги с пешеходным переходом. (Его можно сделать на обоях).

Дети встают на исходные места: машины на дорогу пешеходы около пешеходного перехода.

Воспитатель командует пешеходам зеленый свет. Машины стоят, пешеходы переходят дорогу. Пешеходам красный – машины начинают движение. Игра повторяется два, три раза, по желанию детей можно поменяться ролями. Те, кто были водителями, становятся пешеходами и наоборот.

4Рефлексия:

Ребята, вам понравилась играть в игру Светофора?

— Какие правила мы соблюдали во время игры?

— Почему, когда мы играли без правил, у нас ничего не получалось?

— А на настоящей дороге, что может произойти, если не соблюдать правила перехода улицы?

— Как называются полоски на дороге белого цвета?

Вы теперь знаете как правильно переходить улицу. Давайте вечером расскажем эти правила нашим мамам и папам, вдруг они их забыли.

Название: Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе «Безопасность на дороге»

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ № 167
Месторасположение: г. Красноярск, Красноярский край

Конспект итогового занятия

по ознакомлению с окружающим миром

"К бабушке Варварушке в гости на оладушки"

Образовательные:

Закреплять знания детей о деревьях, о птицах;

Уточнять и закреплять знания детей о домашних и диких животных;

Закреплять название посуды.

2. Развивающие:

Развивать внимание детей;

Развивать речь, память.

3. Воспитательные:

Воспитывать интерес и желание к познанию окружающего мира. Вызвать интерес к фольклору. Вовлечь детей в совместную игровую и творческую деятельность.

Словесный (беседа, диалог)

Наглядный (демонстрационный материал, мягкие игрушки домашних и диких животных, деревья, посуда, мебель кукольная, макет дома);

Игровой (дидактические игры « Собери урожай», « Назови птиц», « Кто в лесу живёт?», «Найди маму детёнышу», подвижная игра « Зайка серенький сидит», Подвижная игра «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

Использование здоровье сберегающих технологий;

Использование демонстрационного материала.

I. Организационный момент.

Дети входят в зал, проходят по кругу, поворачиваются к гостям.

Воспитатель: Ребята, давайте повернемся к нашим гостям и поздороваемся с ними

Воспитатель: Принесла я вам письмо. Вот (показывает), от бабушки оно.

В гости к ней вы собирайтесь, Быстро, быстро наряжайтесь,

Ведь у бабушки Варварушки День рождение!

Ребята, пойдём к бабушке в гости?

Еду, еду на лошадке,

На лошадке в красной шапке.

К бабушке Варварушке

В гости на оладушки. (Артикуляционное упражнение «Лошадка»)

Воспитатель: Путь до бабушкиного дома будет далёкий, на пути нам встретится много интересного. Ребята, скажите, какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно, молодцы. А почему вы так решили? Какой месяц сейчас?

Воспитатель: А какую одежду мы надеваем весной?

Дети: Шапку, резиновые сапоги, куртку, штаны.

(Имитация одевания)

Воспитатель: Правильно. Теперь мы можем идти.

Воспитатель: Ребята, смотрите перед нами ручеек. Давайте его перепрыгнем. (Выполняем действия)

Воспитатель: Ребята, мы дошли до болота, вот какие мы молодцы. Чтобы нам не упасть в болото, нужно по кочкам идти аккуратно, друг за другом, не толкаясь.

Воспитатель: Мы преодолели и это препятствие. Молодцы.

Воспитатель: Давайте присядем на полянку и отдохнём

Воспитатель: Вот ребята, мы и очутились в весеннем лесу. Ребята, вы знаете правила поведения в лесу? (громко не разговаривать, не разводить огонь, не рвать цветы, не ломать ветки).

(Пение птиц)

Воспитатель: А кто это поёт в лесу?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много разных птиц на деревьях. Назовите мне, какие птицы сидят на ветках деревьев?

Д/и «Назови птиц»

Дети: Ворона, сорока, дятел, синица, воробей.

Воспитатель: Вова, какая птица сидит на ели? Эльнара, кто сидит на дубе? Мухаммед, какая птица на берёзе? Молодцы.

Воспитатель: Ребята, а кто же ещё , кроме птиц, живёт в лесу?

Дети: Звери.

Д/и «Назови диких животных»

Дети: Заяц, медведь, лиса.

Воспитатель: Правильно. Они все живут в лесу, как их можно назвать одним словом?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Давайте мы тоже превратимся в зайчиков и немного поиграем. Крибли-крабле-бумс!

Физминутка: «Зайка серенький сидит»

Воспитатель: Вот как хорошо поиграли. Давайте обратно в детишек – ребятишек превращаться! Крибли-крабле-бумс! Пора ребята нам идти дальше

А вот и домик небольшой Дым колечком над трубой.

Видно, варится обед, Есть здесь кто-то или нет?

Ребята посмотрите, кто-то сидит возле домика.

В будке живет, Кости грызет.

Лает и кусается Как называется? (собака) как называется детёныш собаки?

Воспитатель: Правильно.

Слайды

Воспитатель: А на стульчике кто лежит?

Мягкие лапки, на лапках царапки.(Кошка). Как называется детёныш кошки?

Кто живёт у бабушки на скотном дворе? (свинья и поросёнок, лошадь и жеребёнок, корова и телёнок, овца и ягнёнок)

Воспитатель: они живут рядом с человеком, как можно их одним словом назвать?

Дети: Домашние животные.

Кто живёт на птичьем дворе? курочки, петушок, гуси, уточки. Как мы всех их назовем? Домашние птицы. А вы хотите с ними поиграть?

Д.: Да, хотим!

Подвижная игра «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

Наши уточки с утра - Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

(Идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.)

Наши гуси у пруда - Га-га-га! Га-га-га!

(Идут по кругу, вытянув шеи вперед и отставив руки-«крылья» назад.)

Наши курочки в окно - Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

(Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам.)

А как Петя-петушок Раным-рано поутру Нам споет: ку-ка-ре-ку!

(Встают спиной в круг, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки.)

Воспитатель: Молодцы, правильно. Давайте постучим, позовем бабушку.

Входит бабушка.

Бабушка: Ребята, здравствуйте!

Воспитатель. Здравствуйте, бабушка!(дети здороваются, поздравляют с днем рождения)

Бабушка. Я уже накрыла на стол. Проходите, пожалуйста.

Воспитатель: Спасибо, бабушка! Ребята, что стоит на столе у бабушки?(самовар, чайник, сахарница). Как мы это всё назовем одним словом? Посуда. Давайте подарим бабушке на день рождения кружечки, которые мы вчера слепили. Только вот они совсем беленькие, давайте их украсим.

Бабушка. Какие же вы молодцы! Такой подарок мне сделали! А я вам гостинец приготовила! (угощает детей)

Воспитатель: Спасибо, бабушка! А теперь нам с ребятами пора возвращаться в детский сад. Пойдём снова через лес, через болото, через ручеёк.

Вот мы и снова в детском саду.

Скажите, вам понравилось наше путешествие? А, что вам больше всего понравилось?

А мне понравилось, как вы мне сегодня все помогали. Спасибо.