Описание развивающей среды в младшей группе. Оранизация предметно-развивающей среды в младшей группе доу по фгос. Центр развивающих игр

Развивающая среда во 2 младшей группе №11 «Берёзка »

МДОУ №5 «Радуга»

Воспитатели группы:

Сонникова М.Н.

Орешникова Г.Г.



Познавательное развитие представлено следующими микроцентрами:

Уголок математики.

Сенсорного развития.





Уголок природы.

Все эти уголки расположены в рабочей зоне.


РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

Уголок развития речи.

Книжный уголок.



ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Физическое развитие.


ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Уголок изодеятельности.

Музыкальный угололок.


СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.



Трудовая деятельность

В уголках периодически меняется содержание, пополняется новым материалом.


Результативность работы

  • Анализ деятельности детей в центрах показал, что у детей повысился интерес к предметно – игровой деятельности, улучшились навыки действия с игрушками и дидактическим материалом, внимание стало более устойчивым.
  • Вся педагогическая деятельность в группе была организована при непосредственном участии родителей. В течение года проведены следующие мероприятия: родительские собрания, консультации, выставки совместных поделок. Родители оказывали практическую помощь
  • Таким образом, проведённая работа по созданию предметно – развивающей среды позволила повысить качество и конечный результат образовательной работы.

Предметно - пространственная развивающая среда в ДОУ.

Младшая группа детского сада "Солнышко"
Организация предметно – развивающей среды в ДОУ выстраивается в соответствии с принципами программы «От рождения до школы» под редакцией М.А. Васильевой, Н.Е. Веракса и Т.С. Комаровой и «Концепции построения развивающей среды» В.А. Петровского, соответствующей личностно – ориентированной модели взаимодействия с дошкольниками.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Создавая предметно - развивающую среду, необходимо помнить:
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

Детский сад - это второй дом для сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным, оригинальным, тёплым, непохожим на другие.
В соответствии с рассмотренными принципами в младшей группе ДОУ «Солнышко» была создана следующая предметно-развивающая среда:
1. Центр театрализованной деятельности;
2. Центр «Ряжения» и ролевых игр;
3. Центр физического развития;
4. Центр книги;
5. Игровой центр
6. Центр развивающих игр;
7. Центр воды и песка;
8. Центр «Творческая мастерская» (для выставки детского рисунка, детского творчества,);
9. Подвесные модули
10. Информационные блоки.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Центр театрализованной деятельности.
Центр театрализованной деятельности - один из активных секторов в нашей группе.
Цель театрального уголка:
Развитие творческих способностей у детей;
Развитие воображения,умения импровизировать;
Развитие памяти, внимания, выражение основных эмоций;
Прививать устойчивый интерес к литературе, театру, музыке;
Все костюмы, атрибуты располагаются так, чтобы детям было удобно их брать и пользоваться ими, объединятся подгруппами по общим интересам.
В уголке находятся реквизиты для различных видов театра: пальчиковый, настольный, плоскостной, маски для разыгрывания сценок.





Центр ряжения.
В нашей группе есть уголок, который любят все дети без исключения. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе здесь и сейчас. Это даёт психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Дети учатся сочетать вещи, ткани, размер. Изучают назначение вещей, их сезонность. Самостоятельно подбирают свой образ.




Центр физического развития.
Для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях, необходимо иметь физкультурное оборудование, которое должно быть и в групповой комнате, в специально отведенном месте «физкультурном уголке». Подбор оборудования и содержание физкультурного уголка – определяется программными задачами, как физического, так и всестороннего воспитания детей. Задача воспитателя научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования.
В нашей группе детского сада центр двигательной деятельности оформлен как часть большой игровой зоны. Для малышей есть игрушки-каталки; мячи разных размеров; мячики - ёжики; мешочки, наполненные горохом для рук; массажные коврики; массажные варежки; кегли; гантели; кольцебросс; обручи; скакалки; верёвки, шнуры;сухой бассейн; дети постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками. В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений. Поэтому в нашем центре есть маски для игр. В основном, это те персонажи, которые чаще всего встречаются в их играх: кот, заяц, лиса, медведь, волк. Предметов, для проведения упражнений – на всех детей группы: кубики, мягкие мячики, султанчики; дыхательные тренажёры - домики. Обязательно есть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме.






Центр книги.
Самым доступным и эффективным способом развития детей является чтение. Для многих родителей это также очень дешёвый способ заняться своим ребёнком. Развивающие способности детской книжки безграничны. Мышление, речь, память, внимание, воображение - всё это формируется благодаря общению с книгой. По этой причине мы и решили создать музей книги. В нашем музее представлены современные книги, книги из детства наших бабушек и дедушек, книги, созданные своими руками. Мамы, папы, бабушки и даже дедушки откликнулись на наше предложение о создании книги в кругу семьи. Темы были выбраны разнообразные: «Мои любимые домашние животные», «Вежливые слова», «Времена года», «Наш любимый детский сад», «Мои любимые бабушка и дедушка» и многие другие. Мы активно используем все представленные книги, т. к. художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного, эстетического развития детей.









Игровой центр.
В игровой зоне размещены разнообразные игры для детей с учётом возраста и гендерного воспитания.









Центр развивающих игр.
Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.








Центр воды и песка.
«Центр воды и песка» в нашей группе помогает организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Речь идет об игре-экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и помогаем им закрепить представления о форме, величине, цвете предметов, развивать мелкую моторику рук, закладываем основы для обучения конструированию (формование из песка).




Подвесные модули.
Маленькие дети не умеют скучать, им требуется постоянно чем-то заниматься: что-то рассматривать, трогать, наблюдать - это для них такое же действие, как бегать, прыгать, играть. Поэтому, наличие в помещении подвесных фигурок, бабочек, птиц, звёздочек, создают атмосферу, в которой постоянно что-то меняется и движется. Очень полезным с точки зрения эстетики и психологии является цветовой каскад. В нашей групповой комнате множество таких каскадов.






Центр творчества.
Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. В оформлении приёмной всегда найдётся место для работ детей, их творчества. Очень красочно оформлена выставка, где мы размещаем рисунки и аппликации детей. В центре творчества постоянно что-то меняется в зависимости от лексических тем, осваиваемых техник.


Рамазанова Галина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1 "Ручеек"
Населённый пункт: ГО Жатай Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Предметно-развивающая среда во 2младшей группе "Непоседы"
Дата публикации: 26.09.2017
Раздел: дошкольное образование

Рамазанова Галина Юрьевна

Воспитатель МБДОУ №1 «Ручеек» ГО Жатай Республика Саха

(Якутия)

«Развивающая предметно-пространственная среда» 2 младшая

группа «Непоседы»

Развивающая

предметно-пространственная

строится

возрастных

особенностей

укрепления

здоровья

воспитанников.

Предметно-пространственная

обе спечивает

возможность

совместной

деятельности

педагогов,

двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Согласно

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования развивающая предметно-пространственная среда организуется с

учетом принципов:

насыщенности

(С оответ ствие

п р е д м е т н о -

пространственной

возрастным

возможностям

обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные),

инвентарь,

спортивное

оздоровительное

оборудование,

позволяют

обеспечить

п о з н а ват е л ь н у ю,

исследовательскую

творческую

экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную

активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в

подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей

взаимодействии

предметно-пространственным

окружением;

возможность самовыражения детей);

трансформируемости

(Обе спечение

возможно сти

и зм е н е н и я

предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной

ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей);

полифункциональности (Возможность разнообразного использования

различных

составляющих

предметной

полифункциональных предметов);

вариативности (наличие различных пространств, а также материалов,

игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

Это и периодическая сменяемость игрового материала, появление новых

предметов,

стимулирующих

разнообразную

активность.

Вариативность должна проявляться также и в разнообразии материалов,

кот о р ы х

и з гот о вл е н ы

эл е м е н т ы

д е р е в о,

высококачественный

качество

безопасность

подтверждаются

соответствующими

сертификатами.

разнообразие

исходных

материалов обеспечивает, в том числе, и высокий уровень сенсорного

развития детей);

доступности

обеспечивать

свободный

воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями

здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, стимулирующим

основные

активности.

реализации

принципа немаловажную роль играет количество игрушек и пособий: их

должно хватать на каждого желающего. Ребенок не должен «стоять в

очереди», чтобы поиграть или позаниматься);

безопасности

(С о о т в е т с т в и е

э л е м е н т о в

п р е д м е т н о -

пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и

безопасности их использования).

Развивающая

предметно-пространственная

среда

группе

организуется таким образом, чтобы обеспечивать:

познавательную

творческую

активность

воспитанников, рукоделие с доступными детям материалами;

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой

моторики.

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-

пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

В группе создана естественная обстановка, гармоничная по цветовому и

пространственному решению. Преобладают светлые пастельные тона для

оформления

подобрана

естественных

оттенков.

Предметы

мебели гармонировали друг с другом, оформлены в едином стиле. Мебель

для детей соответствует группам мебели для младшего возраста.

соблюдается

требование

безопасности

предметно-

пространственной среды для жизни и здоровья ребенка: соответствие детской

мебели, игрового и дидактического материалов возрастным и санитарно-

гигиеническим требованиям.

Важно, чтобы все содержание образовательного процесса способствовало

неуклонному

развитию

познавательной

эмоциональной

обогащению личного опыта, самостоятельности и давало ребенку ощущение

единой дружной семьи и радости общения со сверстниками и взрослыми в

детском саду.

Раздевалка:

Информационный стенд для родителей

Советы специалистов (консультации);

Советы воспитателей (консультации);

Стенд «Список на шкафы», «Меню», «Спортивная страничка»;

Стенд «Наша группа»; «Наше творчество»

Индивидуальные шкафчики для раздевания,

Скамейки для переодевания детей,

Шкаф для одежды.

Центр физической культуры

Задачи: создать условия для занятия физическими упражнениями в группе,

стимулировать

заниматься

двигательной

деятельностью.

Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление

конечностей,

профилактика

плоскостопия;

профилактика

простудных

заболеваний;

укрепление

спинного

позвоночника, предупреждение сколиоза.

Оборудование и материалы центра физкультуры: доска гладкая и ребристая,

коврики, дорожки массажные, в том числе самодельные, мячи, корзина для

скакалки,

скамейка,

короткий, ленты разных цветов; атрибуты для проведения подвижных игр,

утренней гимнастики.

Потребность

движении

является

организации

предметно – развивающей среды.

Физкультурный уголок

1. Мячи резиновые, мячи пластмассовые (разного размера);

2. Бубен маленький;

3. Скакалки, гантели детские;

4. Кегли (большие и маленькие);

5. Кубики, флажки;

6. Дидактический материал «Спорт. Спортивные профессии»;

7. Мешочки с песком;

8. Обручи разных размеров;

9. Массажные дорожки и коврик;

Книжный центр

формирование

слушания,

обращаться

Формирование и расширение представлений об окружающем.

Оборудование и материалы: стеллаж для книг, стол и два стульчика; книжки

по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки;

альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад»;

сюжетных

предметных

картинок;

познавательному

речевому развитию и т. д.

Уголок «Книжки для малышки»

Тематическая подборка детской художественной литературы;

Портреты писателей и поэтов;

Игрушки «По дорогам русских народных сказок».

Центр сенсорного развития

Задачи: развитие мышления и пальчиковой моторики, освоение операций

вкладывания, наложения, соединения частей в целое; развитие зрительного

восприятия

внимания;

формирование

обследовательских

знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; обучение

группировки

предметов

выявление

отношения

предметов

количеству

развитие

способности использовать речь для определения смысла своих действий;

формирование умения группировать предметы, последовательно составлять

картинки;

обогащение

активного

формирование

описывать и называть предметы на картинках; ознакомление со светофором.

Оборудование и материалы:

объемные

вкладыши

элементов,

пирамидки

элементов,

шнуровки,

элементами

моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-

печатные игры.

Наборное полотно, магнитная доска.

Комплект

геометрических

предметов

различной

геометрической

формы, счетный материал.

Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, камушки)

для счета.

Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей).

Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и

горизонтали).

Материалы по развитию речи и познавательной деятельности.

Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние

животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья,

цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт,

предметы обихода.

предметных

картинок

последовательной

группировки

разным признакам (назначению и т. п.) .

картинок

установления

последовательности

(сказки, социобытовые ситуации) .

картинок:

(деятельность

ближайшего

окружения) .

Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность

Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой

ребенку, - сказочной, социобытовой).

Центр природы

Задачи: экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь

и бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы: в группе подобраны картинки по временам года,

муляжи овощей и фруктов; изготовлены поделки из природного материала;

материал для организации ручного труда: пряжа, цветная бумага, пластилин,

вертушки,

пластмассовые

коробочки; коллекция природных материалов; шишки; ракушки;

фасоль; скорлупа грецких орехов; сухие листочки.

Уголок труда

1. Инвентарь для дежурства по столовой: фартуки, шапочки, совки, щётки.

Инвентарь

кукольной

бельевая верёвка, прищепки, мыло, фартуки клеёнчатые.

Уголок занимательной математики

1.Занимательный

познавательный

материал

математике.

математические игры.

2. Наборы геометрических фигур, цифр;

3. Комплекты цифр и математических знаков для магнитной доски;

5. Рабочие тетради по математике;

6. Волшебные часы;

7. Дидактические игры: «Мои первые цифры», «Увлекательная геометрия»,

«Геометрические формы», «Всё для счёта».

Центр изобразительного искусства

развивать

внимание,

любознательность,

эмоциональный

отдельные

эстетические

свойства

качества

предметов

окружающей действительности.

Оборудование и материалы: мольберт, наборы цветных карандашей, наборы

фломастеров, акварель, цветные восковые мелки и т. п.; кисточки - тонкие и

толстые, баночки для промывания кисти от краски, бумага для рисования

разного формата, трафареты по темам, пластилин, стеки, печатки, салфетки

из ткани.

Уголок детского творчества

Материал

рисования:

акварельные

гуашевые

простые и цветные карандаши, мелки, пастель, баночки для воды, трафареты

для рисования;

2. Материал для лепки: пластилин, стеки, индивидуальные клеёнки;

3. Материал для аппликации и ручного труда: клей ПВА, кисти для клея,

салфетки,

гофрированная бумага;

4. Образцы по аппликации и рисованию;

5. Виды живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, художественные картины;

6. Альбом «Гжель», «Хохломская роспись», «Великие художники»;

7. Нетрадиционная техника рисования: печатки, рисование воском, набрызг,

трафарет.

Музыкально – театральный центр

развитие

слухового

восприятия

внимания;

формирование

исполнительских

развитие

творчества

литературных произведений.

Оборудование и материалы: набор шумовых коробочек, звучащие игрушки,

контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен,

металлофон,

резиновые

погремушки

музыкальные дидактические игры, театр настольный, небольшая ширма и

наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.); готовые костюмы, маски для

постановки сказок, самодельные костюмы.

Музыкальный уголок

Маракасы;

3. Погремушки;

4. Гитара;

5. Гармонь;

7. Микрофон;

8. Дидактический материал «Музыкальные инструменты»;

9. Атрибуты для ряженья: шляпы, бусы, сарафаны, юбки, косынки.

Центр строительных игр

Задачи: развивать представления об основных свойствах объемных

геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость,

прочность, шершавости –гладкости их поверхности, в приобретении умений

воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки,

стульчики и т. д., развивать навыки сотворчества со взрослыми

самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в

приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать

видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства

не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект,

основные

составляющие

сооружения,

возможность

создания их из различных форм.

Оборудование

материалы:

пластмассовые,

деревянные

конструкторы,

конструктор Лего, строительные наборы с деталями разных форм и размеров;

маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др)., машинки, для

обыгрывания.

Уголок «СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР»

1. Конструктор мелкий и крупный «Лего»;

2. Пластмассовый напольный конструктор;

3. Мозаика;

5. Конструирование из бумаги «Оригами»;

6. Игрушки со шнуровками и застёжками;

Небольшие

обыгрывания

построек:

животных, макеты деревьев;

9. Транспорт мелкий, средний, крупный: машины легковые и грузовые.

Центр сюжетно-ролевой игры.

Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать

роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование

коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих

способностей. Учить использовать в играх строительный материал.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: атрибуты для игры в

«Магазин»,

«Парикмахерскую»,

«Больницу»;

игрушечные

дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор

грузовые

легковые;

телефон, руль, сумки, ведёрки, утюг, инструменты и др.; кукольные коляски;

игрушки-забавы; одежда для ряжения.

Основной вид деятельности наших малышей – игровой. В игровом центре

«Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими

их предметами быта. Малыши знакомятся с новыми для них предметами и

действовать

Полученные

переносят

повседневную жизнь.

Развитие игровой деятельности

Основные цели и задачи:

Создание условий для развития игровой деятельности детей.

Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры.

Развитие у детей интереса к различным видам игр.

Всестороннее

воспитание

гармоничное

развитие

(эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-

эстетическое и социально - коммуникативное).

Развитие

самостоятельности,

инициативы,

творчества,

саморегуляции;

формирование

доброжелательного

отношения

сверстникам,

взаимодействовать,

д о го ва р и ват ь с я,

самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Сюжетно-ролевые игры. Способствовать возникновению у детей игр на темы

из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек,

песенок, сказок, стихов); обогащению игрового опыта детей посредством

объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько

взаимосвязанных

действий

(готовить

накрывать

кормить).

Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер -

пассажир,

больной);

индивидуальных

игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку.

Показывать способы ролевого поведения, используя обучающие игры.

Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или

дополнять

обстановку

недостающими

предметами,

игрушками.

Усложнять,

обогащать

предметно-игровую

использования

предметов

полифункционального

назначения

увеличения

количества

игрушек. Учить детей использовать в играх строительный материал (кубы,

бруски, пластины), простейшие деревянные и пластмассовые конструкторы,

природный материал (песок, снег, вода); разнообразно действовать с ними

(строить горку для кукол, мост, дорогу; лепить из

снега заборчик, домик; пускать по воде игрушки).

Развивать

взаимодействовать

непродолжительной совместной игре.

Подвижные игры. Развивать активность детей в двигательной деятельности.

Организовывать игры со всеми детьми группы. Поощрять игры с каталками,

автомобилями,

тележками,

велосипедами;

развиваются

навыки лазания, ползанья; игры с мячами, шарами, развивающие ловкость

движений.

Постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов

движений.

Театрализованные игры.

Пробуждать интерес детей к театрализованной

игре, создавать условия для ее проведения. Формировать умение следить за

развитием

действия

играх-драматизациях

кукольных

спектаклях,

созданных силами взрослых и старших детей.

Учить детей имитировать характерные действия персонажей (птички летают,

козленок скачет), передавать эмоциональное состояние человека (мимикой,

позой, жестом, движением).

Знакомить

приемами

вождения

настольных

сопровождать движения простой песенкой.

Вызывать

действовать

элементами

костюмов

(шапочки,

воротнички и т. д.) и атрибутами как внешними символами роли.

Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок.

Вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками, обустраивая

место для выступления.

Побуждать

участвовать

поведение людей в зрительном зале).

Дидактические игры. Закреплять умение детей подбирать предметы по цвету

и величине (большие, средние и маленькие шарики 2–3 цветов), собирать

пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной

последовательности

собирать

картинку

(«Наша посуда», «Игрушки» и др.).

совместных

дидактических

выполнять

постепенно

усложняющиеся правила.

УГОЛОК «МЫ ИГРАЕМ»

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»:

Накидки пелерины для кукол и детей;

Набор парикмахера;

Журналы причёсок

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Калькулятор, счёты;

Кондитерские изделия;

Хлебобулочные изделия;

Изделия бытовой химии;

Корзины, кошельки;

Предметы-заместители;

Овощи, фрукты.

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Медицинские халаты и шапочки;

Набор доктора;

Таблица для проверки зрения;

«Аптека»:

лекарства,

градусники,

пипетки, стаканчики, шпатели. Рецепты и касса.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Комплект кукольной мебели, стол и стулья,

Игрушечная посуда: кухонная, чайная, столовая;

Куклы, одежда для кукол;

Коляски, кроватка кукольная,

Комплект пастельных принадлежностей для кукол;

Гладильная доска, утюги.

Сюжетно-ролевая игра «Шофёр»:

Инструменты;

Разнообразные машины;

Фуражка регулировщика;

Жезл, свисток;

Светофор.

Сюжетно-ролевая игра «Почта»:

Сумка почтальона;

Открытки, журналы, конверты.

Театральный уголок

Ширма маленькая для настольного и кукольного театра;

Кукольный театр;

Настольный театр;

Театр на фланелеграфе;

Правильно

организованная

развивающая

позволяет

поверить

способности,

научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками. Предметно-

развивающая

максимально

приближена

интересам

потребностям

дошкольника.

доступно

соответствует

возрасту

учитывает

индивидуальные

особенности

возможности

развития.

накопления

творческого опыта, применения своих знаний и умений, в ситуации действия

знакомыми

знакомыми

объектами.

Предметно

пространственная

комфортное

настроение,

способствует эмоциональному благополучию детей.

Разделы: Работа с дошкольниками

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

УГОЛОК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Задачи: Обучение приёмам, использованию игрового материала для развития речи, познавательных и творческих способностей детей.

Дидактические наглядные материалы; предметные и сюжетные картинки и др.; книжные уголки с соответствующей возрасту литературой; “Чудесный мешочек” с различными предметами.

УГОЛОК СПОРТА

Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулирование желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия; Профилактика простудных заболеваний; Укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Доска гладкая и ребристая; - коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия); палка гимнастическая; мячи; корзина для метания мечей; обручи; скакалка; кегли; дуга; кубы; скамейка; мат гимнастический; шнур длинный и короткий; лестница гимнастическая; мешочки с грузом (150-200 гр.); ленты, флажки.

УГОЛОК ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.

Оборудование и материалы , которые должны быть в уголке: мольберт или пюпитр; наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т.п.; кисточки - тонкие и толстые, щетинистые, беличьи; баночки для промывания ворса кисти от краски; бумага для рисования разного формата; салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти; губки из поролона; салфетки для рук; пластилин, глина; доски для лепки; большие клеёнки для покрытия столов; навесные валики с рулонами бумаги; школьные мелки для рисования на доске и асфальте или линолеуме.

УГОЛОК КОНСТРУИРОВАНИЯ

Задачи: развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность), в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т.д.), развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Материалы для конструирования: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей (в течение года желательно использовать 2-3 новых); строительные наборы с деталями разных форм и размеров; мягкие модули; коробки большие и маленькие; ящички; бросовый материал: чурбачки, цилиндры, кубики, брусочки с просверленными дырками; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др.), машинки, для обыгрывания. Материалы для ручного труда: бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.); вата, поролон, текстильные материалы (ткань, верёвочки. шнурки, ленточки и т.д.); проволока в цветной оболочке; природные материалы; инструменты: ножницы с тупыми концами; кисть; клей.

ТЕАТР

Задачи: Формирование навыков слушания; Развитие творчества детей на основе литературных произведений.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.); театр, сделанный воспитателем (конусы с головками-насадками, маски, декорации); театр-драматизации – готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы; могут находиться книги (или рядом находится книжный уголок).

КНИЖНЫЙ УГОЛОК

Задачи:Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; Формирование и расширение представлений об окружающем.

Оборудование и материалы , которые должны быть в уголке: Стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр; Книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; Альбомы для рассматривания: “Профессии”, “Времена года”, “Детский сад” и т.д.

УГОЛОК ПРИРОДЫ

Задачи: экологическое воспитание и образование детей

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: В группе находится 2 -3 комнатных растения, те которые отобрал воспитатель желательно похожими на дерево, траву; неприхотливыми, цветущими одноцветными цветками (примула, бегония, герань); с широкими, плотными листьями (фикус); контрастными (традесканция).; Ведётся активное наблюдение за объектами живой природы в естественных условиях. Взрослый организует действия с различными объектами: мокрым и сухим песком, рассматривают различные состояния воды. др.

УГОЛОК СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Задачи: Формирование ролевых действий; Стимуляция сюжетно- ролевой игры; Формирование коммуникативных навыков в игре; Развитие подражательности и творческих способностей.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке:кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в “Дом”, “Магазин”, “Парикмахерскую”, “Больницу”, моряков, водителей и др.; куклы крупные (35-40 см), средние (25-35 см); куклы девочки и мальчики; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др.; кукольные коляски; игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны, прыгающие лягушки и т.п.); одежда для ряжения.

УГОЛОК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Задачи: Развитие мышления и пальчиковой моторики. Освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; Развитие зрительного восприятия и внимания. Формирование обследовательских навыков; Знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; Обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме; Выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один); Развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий;Формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки; Обогащение активного словаря детей; Формирование умения описывать и называть предметы на картинках.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке:

Материалы по сенсорике и математике

1. Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов), шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.

2. Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов для нанизывания.

3. Ковролиновое полотно, наборное полотно, магнитная доска.

4. Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на “липучках”.

5. Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета.

6. Блоки Дьенеша.

7. Палочки Кюизенера.

8. Матрешки (из 5-7 элементов), доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета).

9. Набор объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндров, брусков и т.п.).

10. Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей).

11. Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали).

Материалы по развитию речи и познавательной деятель-ности.

1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой груп-пе: домашние животные, дикие животные, животные с дете-нышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

2. Наборы предметных картинок для последовательной груп-пировки по разным признакам (назначению и т.п.).

3. Серии из 3-4 картинок для установления последователь-ности событий (сказки, социобытовые ситуации).

4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).

5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).

6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тема-тикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой).

7. Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК

Задачи: Развитие слухового восприятия и внимания; Формирование исполнительских навыков.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.); музыкальные дидактические игры.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ УГОЛОК

Задачи: Научить ребенка видеть, чувствовать и понимать красоту окружающего мира, искусства и создавать ее в своей жизни.

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства.

УГОЛОК ПО ПДД

Задачи: Ознакомление со светофором, с правилами поведения в соответствии со световыми сигналами светофора.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: “Светофорчик” (наклеить светофор); Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов (можно сделать из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать); Средний транспорт; Макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели; Небольшие игрушки (фигурки людей, животных).

УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ

Это место, где ребёнок может посидеть, подумать, помечтать, вспомнить приятные ощущения, общение с близкими и родными людьми, что-то рассмотреть, что-то приятное и полезное послушать, подействовать с какими-то предметами, игрушками, посотрудничать со взрослым или сверстником.

УГОЛОК НАХОДОК

Задачи: Учить детей находить в окружающем мире что-то необычное, интересное, уметь объяснить, чем интересен и необычен тот или иной предмет. Учить детей усовершенствовать, видоизменить предмет, знать его назначение. Помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и пр.), развивать познавательную активность, любознательность, творческое мышление, воображение, фантазию.

РАЗДЕВАЛКА И СТЕНДОВЫЙ МАТЕРИАЛ В РАЗДЕВАЛКЕ

Задачи: Формирование навыков самообслуживания, умения одеваться и раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы; Формирование навыков общения, умения приветствовать друг друга, прощаться друг с другом; Привлечение к процессу воспитательной работы родителей, создание содружества педагогов и родителей.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками и фотографиями детей), скамейки, “алгоритм” процесса одевания; Стенды для взрослых: постоянно обновляющаяся выставка работ детей; постоянно обновляющаяся фотовыставка; информация о лечебно-профилактических процедурах, проводимых в группе, детском саду; рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и т.п.; Мини-библиотека методической литературы для родителей, книги для чтения детям дома. Информационные стенды.

Документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов

  1. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 № 91;
  3. Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 "О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье";
  4. Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек");
  5. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
  6. Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).
  7. Требования ФГТ к среде ДОУ (проект).

Юлия Мыслывец

Здравствуйте дорогие коллеги!

Вот и наступает новый учебный год. С чем вас и поздравляю!

Мы, воспитатели, стараемся внести в обстановку окружающей нас действительности что то новое, необычное.

В своей группе, для новых ребят, я постаралась создать благоприятные условия для умственного, психического, физического, нравственного и эстетического развития каждого ребенка.

Детский сад - это второй дом для детей. И этот дом, каждому из нас хочется украсить, сделать уютным, оригинальным, тёплым, непохожим на другие.

Предметно – развивающая среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства, она предполагает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности.

Все мы знаем, что среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.

В соответствии с ФГОС в нашей второй младшей группе была создана следующая предметно-развивающая среда:

1. Центр театрализованной деятельности;

Все костюмы, атрибуты располагаются так, чтобы детям было удобно их брать и пользоваться ими, объединятся подгруппами по общим интересам.

В уголке находятся реквизиты для различных видов театра: пальчиковый, настольный, плоскостной, маски для разыгрывания сценок.

2. Центр «Ряжения» и ролевых игр «Бабушкин сундучок»;

В нашей группе есть уголок, который любят все дети без исключения. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе здесь и сейчас. Это даёт психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение.

3. Центр физического развития;

В нашей группе детского сада центр двигательной деятельности оформлен как часть игровой зоны. Для малышей есть мячи разных размеров; мячики - ёжики; мешочки, наполненные горохом для рук; массажные коврики; массажные варежки; кегли; гантели; обручи; скакалки; верёвки, шнуры; дети постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками. В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений.

4. Центр книги


Самым доступным и эффективным способом развития детей является чтение. Для многих родителей это также очень дешёвый способ заняться своим ребёнком. Развивающие способности детской книжки безграничны. Мышление, речь, память, внимание, воображение - всё это формируется благодаря общению с книгой.

5. Игровой центр.


В игровой зоне размещены разнообразные игры для детей с учётом возраста и гендерного воспитания.

6. Центр развивающих игр


Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.

7. Центр природы и экспериментирования


Наш природный центр служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Комнатные растения подобраны в соответствии с возрастом детей, размещены так, чтобы воспитателям и детям было удобно за ними ухаживать. Имеется всё необходимое оборудование: лейки, палочки для рыхления, ведерки, совочки, лопатки, пульверизаторы. В уголке расположен календарь природы, настольные игры, содержание которых соответствуют природной теме, а так же детская художественная литература с красочными, доступными иллюстрациями.

8. Центр «Наше творчество» (для выставки детского рисунка, детского творчества,);


Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. В оформлении приёмной всегда найдётся место для работ детей, их творчества.

9. Центр «Моя Родина»


Начинают формироваться нравственные привычки и умения, обогащается опыт нравственно-патриотических ценностей, задача - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: это образ я, семья и ближайшее окружение, детский сад, красивые места родного города, знакомые объекты- магазин, больница, улица.

10. Центр Безопасности



Как хочется мальчикам вырасти поскорее и сесть за руль. Поэтому наш уголок «Безопасное движение» интересует в первую очередь мальчиков.

Он оснащен необходимыми атрибутами к дорожным сюжетно – ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это транспортные средства разных цветов, размеров и назначений, светофор, жезл регулировщика, макет улицы, и дидактические игры.

11 Музыкальный центр


Музыкальный центр оснащен музыкальными инструментами, такими, как: металлофон, бубен, барабан, гитара, колокольчик, пианино, саксофон, балалайка и т. д. Народные игрушки: шумелки, деревянные ложки, птички-свистульки. Самая любимая у детей – музыкальная шкатулка с дисками русского народного и фольклорного творчества. Многие предметы сделаны руками воспитателей, что вызывает больший интерес у детей к музыкальной деятельности. Также в уголке присутствуют дидактические игры с музыкальным содержанием.

12. Информационные блоки.


На стене в прихожей расположили стенд, в который размещаем интересную и полезную информацию для родителей.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений. В детском саду обстановка всех помещений служит одной задачей: для воспитания и развития ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. В развивающей среде, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно - развивающего взаимодействия с взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности.

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда второй младшей группы в соответствии с ФГОС «Развивающая предметно-пространственная среда второй младшей группы в соответствии с ФГОС ДО» «Наш детский сад – это планета Детства» и.

Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС Цель: сконструировать многоуровневую многофукциональную предметно.

При устроении предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС и реализуемой программой ДОУ мы, взрослые, коллектив группы и родители.

В этом году я буду работать с малышами 3-4года, решила сделать группу максимально интересной и полезной для развития и пребывания детей.

Предметно-развивающая среда в младшей группе должна быть функциональна, насыщена,она необходима для того чтобы дети развивались познавали.