Организм и воздух занятие в доу. Конспект занятия по экспериментированию с воздухом в средней группе детского сада. Вывод: Ветер – это движение воздуха


Задачи:
*обучающие – обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, он есть повсюду, подвижность; с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер).
*развивающие – развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.
*коррекционные - поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться; активизировать словарь детей.
*воспитательные – воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, умение работать в группе.

Предварительная работа:
Наблюдения во время прогулки за ветром, облаками.
Изготовление с детьми вееров из бумаги.
Чтение: С.Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»,
Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

Словарная работа:
Прозрачный, упругий, ветер - движение воздуха.
Пособия:
Стаканчики с водой и соломинками, вееры на каждого ребёнка, целлофановый пакет, мячи, воздушный шарик, мыльные пузыри, дудочки, крылатки.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы будем изучать загадочное вещество-невидимку. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками, отгадайте загадку:
Невидимка озорной
Живёт рядышком с тобой,
Он невидим и неслышим,
И куда мы ни пойдём,
Невидимку мы найдём.
Дети: Воздух.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем с ним познакомиться. Где его искать?
Дети: Он везде: и в комнате, и в земле, и в воде.
Воспитатель: А почему мы его не видим?
Дети: Воздух прозрачный, через него всё видно.
Воспитатель: А хотите воздух увидеть, почувствовать? Как же его можно обнаружить, если воздух невидим? Давайте проведём несколько опытов. Я приглашаю вас в нашу лабораторию.

Опыт 1. «В стакане есть воздух»
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2. «В стакане есть воздух и он невидим»

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Опыт 3: «Что в пакете?»

Воспитатель показывает детям пустой целлофановый пакет. Что в пакете? (ответы детей). А сейчас? (воспитатель отворачивается, наполняет воздухом пакет, показывает его детям) (ответы детей). Почему мы не видим воздух?

Вывод: воздух прозрачный. Что еще прозрачное? (Оконное стекло, аквариум, очки, лампочка)

Опыт 4. «Воздух – упругий»

Воспитатель предлагает детям поймать воздух в пакет, потрогать его руками. Что чувствуют? (Как будто что-то есть в пакете, пакет проминается, когда на него надавливаешь пальцами, он опять принимает свою форму, когда опускаешь пальцы).

Вывод: воздух упругий. Воздух можно поймать и запереть куда? – в мяч, шар, шину. Пойманный воздух смягчает удар, поэтому им накачивают шины; он заставляет прыгать мяч. Сравнить, как прыгает надутый и не надутый мяч.

Опыт 5. «Воздух находится везде».

Взять комочек земли и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков воздуха.

Вывод: В почве есть воздух.

Взять сухой камень и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков.

Вывод: В камне есть воздух.

Воспитатель. А ещё мы воздух можем почувствовать. Как? (подуем на ладонь). Что получается? (ветер)
Воспитатель: Что такое ветер?
Дети: Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: Давайте мы, сейчас тихо все встанем на физминутку. Она называется «Ветер».
Физминутка «Ветер»
Дует ветер нам в лицо, махи руками в лицо
Закачалось деревцо, руки вверху, наклоны
Ветерок всё тише, тише, приседание
Деревцо всё выше, выше, поднимание вверх на носочках

Опыт 6. «Веер»
А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).
Вывод: воздух чувствуем.

Воспитатель: Где используется ветер человеком?
Дети: Парусные лодки, ветряные мельницы.

Опыт 7 «Мы дышим воздухом».

Убедиться в этом нам поможет стакан с водой и соломка. Вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через соломку в воду.
Что видим? – пузырьки. Что это значит?

Вывод: Мы дышим воздухом. И все живые существа на земле дышат воздухом: растения, рыбы в воде.

Воспитатель: Ребята, у меня в руках музыкальные инструменты.

Опыт 8 «Дудочка»
Подуть в дудочку, и она заиграет.

Вывод: Воздух можно услышать. Звук рождается, когда дрожит воздух.

Опыт 9 «Мыльные пузыри»
Попускать мыльные пузыри, воздушные шарики.

Вывод: Мыльные пузыри и воздушные шарики легко летают – воздух лёгкий.

Воспитатель: Вдохните носиком воздух. Чем он пахнет?
Дети: Воздух запаха не имеет.
Воспитатель: Вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?
Дети: Воздух вкуса не имеет.

Подведение итогов

Какие свойства воздуха вы сегодня узнали?
(Невидимый, прозрачный, упругий, лёгкий, его можно услышать)
Где можно встретить воздух?
Почему мяч прыгает?
Почему мы не видим воздух?
Что такое ветер?

Воспитатель: Дети, вот мы и познакомились с воздухом-невидимкой. Мы с вами позже ещё узнаем:
* Почему бывают волны на море, на реке?
* Почему летают птицы, самолёты, ракеты и не падают?
* Воздух бывает холодным, тёплым.
* Воздух бывает чистым, грязным. От чего это зависит?
Вы хотите об этом узнать? Тогда до встречи в нашей лаборатории!

Название:
Номинация:

Должность: воспитатель
Место работы: МКДОУ ДСО «Росинка»
Месторасположение: село Кундуй, Куйтунский район, Иркутская область

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое.

Задачи:

1. Формировать представление детей о значении воздуха для человека и всего живого.

2. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, содержится в организме человека, может создавать звук, необходим для всего живого и т.д.) и способами его обнаружения. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.

3. Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.

Пособия и материалы: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей), резиновые игрушки (по количеству детей), дудочка, карточки – символы, ткань для парашюта, фартуки и шапочки (по количеству детей) картинки с изображением живой и неживой природы, воздушные шары

Предварительная работа : игры с султанчиками, воздушными шарами, дыхательное упражнение «Сдуй снежинку», наблюдения на прогулке, беседа « Кому нужен воздух», просмотр познавательного мультфильма из серии Свободный урок «Воздух».

1. Орг. игра с воздухом «Парашют»

Воспитатель: Ребята, у меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края.

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

Воспитатель: Что нам помогло надуть наш парашют? (воздух)

— Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту приземляться медленно и плавно и не ударяться о землю.

— Ребята, а что такое воздух? (это то, чем мы дышим)

— А в нашей группе есть воздух? А как можно проверить? (предположения детей)

— Ребята, давайте превратимся в настоящих ученых, будем проводить эксперименты, чтобы узнать секреты воздуха. Согласны? (дети одевают форму)

— Ребята, давайте поймаем воздух руками. (Дети пытаются поймать воздух) Поймали?

— А как же нам его поймать?

Воспитатель: Посмотрите, что это у меня лежит на столе? (дети берут пакеты, рассматривают их, выясняют, что они пустые)

Опыт «Поймай воздух пакетом»

А сейчас я покажу фокус (раскрываю пакет, взмахиваю, ловя воздух, предлагаю детям сделать то же самое)

— Что произошло с пакетами? На что они стали похожи? (они надулись, похожи на подушку)

— Что в них находится? (воздух)

— А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) Ветер – это движение воздуха.

— Вот мы и открыли первый секрет воздуха: (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать).

— Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают. Для чего? Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов.

— Воздух – прозрачный, бесцветный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой (глаз)

(на доску выставляется карточка — символ)

— А сейчас пройдем и займем свои рабочие места в нашей лаборатории.

— Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)

Опыт «Воздух в человеке»

(дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)

— Опустите трубочку в стакан с водой вдохните носом побольше воздуха, и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)

Как здорово у вас получается. Вода в стаканах просто бурлит.
Почему так произошло? (дети говорят что это выходил воздух из трубочки)
Откуда вы взяли воздух что бы дуть в трубочки? (подвести детей к тому, что необходимо сначала вдохнуть воздух, а потом его выдохнуть в трубочку).
— Верно, сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим, а значит воздух находится в нас.

Вот мы и узнали второй секрет воздуха.

— Запишем результаты опыта с помощью карточки (изображение человека)

— А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

(взмахи руками)

Закачалось деревцо

(качаемся)

Ветерок все тише, тише,

(приседаем)

Деревцо все выше, выше

(поднимаемся на носочки).

— Ребята, мы сегодня узнали, что воздух можно почувствовать. А как вы думаете, можем ли мы услышать воздух? (предположения детей)

Опыт «Услышь воздух»

Что это у меня в руках? (дудочка) Я сейчас подую в нее, а вы внимательно слушайте.

— Что вы услышали? (звук)

— Воздух быстро проходит через трубочку и образуется звук. Есть много музыкальных инструментов, которые издают звуки при помощи воздуха. А еще можно услышать звук с помощью резиновой игрушки (дети резким надавливанием на игрушку издают звуки)

Мы узнали третий секрет воздуха – быстрое движение воздуха создает звук.

Отметим результат с помощью карточки (ухо)

— Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого.

— Сможет ли человек жить без воздуха?

Опыт «Не дышу»

— Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами (пауза)

— Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться)

— Чего вам не хватало? (воздуха)

— Хорошо вам было без воздуха? (нет, человек без воздуха погибнет)

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

Д/и «Кому нужен воздух»

Воспитатель: Ребята, вспомним, кому еще нужен воздух?

(Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужен воздух).

— Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому) Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить).

Четвертый секрет воздуха. Добавим к нашим записям еще одну: (Воздух нужен всему живому).

Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам:

— На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.

— Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки.

Он — на нитке-поводке.
Нитка держится в руке.
Легкий, праздничный, смешной
И в придачу надувной.

(воздушный шарик)

Название: Конспект занятия «Воздух невидимка»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Средняя группа

Цель:

закрепить с детьми понятие «воздух» и его свойства (легкость, прозрачность, невидимость), роль воздуха в жизни человека и живой природы, дать понятие ветра (движение воздуха), его характерных особенностей, вспомнить о пользе и вреде ветра, закрепить и расширить словарный запас детей, развивать речь, воспитывать интерес к окружающей жизни, экспериментированию, прививать любознательность.

Материал демонстрационный:

Кукла Воздушинка, ведерко с водой, игрушка из бумаги – водолаз, пустой прозрачный стакан, клеенка, магнитофон, кассета с записью ветра, кассета с музыкой Вивальди, набор карточек с изображением разных ветров, портреты «злого», «доброго» ветров, магнитики, 2 школьные доски, знаки.

Материал раздаточный:

Пакетики, пластмассовые стаканы с водой, трубочки, веера,

музыкальные инструменты, бутылочки пластмассовые, воздушные пузыри.

Ход занятия

В группу воспитатель вносит игрушку — надувную куклу.

Кукла:

— Куда я прилетела? Наверное, в детский сад. Здравствуйте, девочки!

Здравствуйте, мальчики! Я хочу с вами познакомиться. Меня зовут Воздушинка.

— А вы умеете летать? (нет)

— Посмотрите, что я умею делать! (летает из стороны в сторону, поднимается к потолку, опускается.)

Воспитатель:

Ребята, а почему Воздушинка летает, как думаете? Давайте посмотрим, какая она. (Трогают руками куклу, выясняют, что она легкая, мягкая, воздушная).

— А что еще может быть воздушным? (мыльные пузыри, воздушный шар, шарик, дирижабль).

Кукла:

— А как вы думаете, что у меня внутри?

А кто думает по-другому? (спрашиваю 2-3 детей) (воздух)

Воспитатель:

Подумайте, а нужен ли воздух? Зачем? (Воздух нужен, мы им дышим)

Кто еще дышит воздухом? (птицы, насекомые, морские животные, деревья, цветы и т. д.)

— А как можно назвать все это одним словом? (живая природа)

— Внутри Воздушинки есть воздух, а внутри нас есть или нет?

Давайте проверим.

Опыт 1:

Поднесите свои ладони ко рту или к носу. Что почувствовали? (тепло от вашего дыхания)

— Сядем за столы

Опыт 2:

— Перед вами стакан с водой и трубочка. (Трубка в стакане с водой) Будем вдыхать носом, а выдыхать в трубочку.

— Что наблюдаем? Воздух выходит из нас в виде воздушных пузырьков.

— Какой сделаем вывод? (У нас внутри есть воздух, мы им дышим.)

— Поставьте стаканы на поднос.

— Откуда же попадает к нам воздух? Где он находится? (Воздух находится вокруг нас).

Подойдите и встаньте передо мной. Внимательно посмотрите налево, направо, вверх, вниз. Закройте глаза. Откройте. Вы видите воздух? (нет) Значит, воздух какой? (Воздух невидимый, прозрачный, легкий).

Спросить нескольких детей.

— Ребята, как вы думаете, а в стакане есть что-нибудь или он пустой? (показываю пустой, прозрачный пластмассовый стакан)

— Посмотрите в него.

Давайте проверим, есть ли что в стакане.

Опыт 3:

— У меня отважный водолаз. Посмотрите, из чего я его сделала?

(из бумаги). Он стоит на плоту. Опустим водолаза, вместе с плотом на воду. А теперь накроем водолаза пустым стаканом, и медленно будем погружать стакан в воду. Водолаз будет опускаться все глубже и глубже. Посмотрите он уже на дне.

— Как вы думаете, водолаз будет мокрый или сухой, когда мы вытащим его из воды?

— Медленно поднимем стакан из воды, всплывает и наш водолаз.

— Проверьте, намок он или нет?

— Какой вывод мы сделаем? (Водолаз не намок. Почему? Потому, что стакан вовсе не пустой. Его занимает воздух, который не впускает во внутрь воду).

— Вы видите в стакане воздух? (Нет, он невидим)

Раз воздух мы не видим, попробуем его поймать. Воздушинка принесла нам волшебные пакетики.

— Возьмите их в руки.

Опыт 4:

Ловим воздух. Закручиваем пакет.

Вывод: воздух можно поймать.

— А теперь поиграем с воздухом и пакетиками. Следите за движением вашего пакета.

Физкультминутка «Игра с пакетами»

  1. подкинем пакет вверх и поймаем его внизу
  2. возьмем пакет в правую руку, перекинем через верх в левую руку (наоборот).
  3. покрутим перед собой (внизу, вверху)

Предложить ребятам сесть на ковер.

Воздушинка загадывает загадку:

— Послушайте мою музыкальную загадку и скажите, что это?

Включить магнитофон, прослушать запись (музыка ветра).

Ответы детей (ветер, мы услышали звуки ветра)

Воспитатель:

— А можем ли мы увидеть ветер? (нет)

— Сам ветер увидеть нельзя, но можно увидеть признаки ветра. Какие? (Деревья качаются, на воде волны, облака плывут по небу, флюгера на крыше дома вертятся, дым из трубы отклоняется в сторону ветра, зонтик улетает и т. д.)

— А почувствовать ветер можно? (Можно, когда идем по улице, он дует на нас).

Игра в кругу с мячом:

— Какой бывает ветер?

(Ветер бывает:сильный, слабый, теплый, холодный, ледяной, пронизывающий, колючий, прохладный, освежающий, северный, южный, западный, восточный)

— Можно ли создать искусственный ветер? Например, в группе, дома? (Можно, с помощью вентилятора, кондиционера, веера, фена и т. д.)

Опыт 5:

— Возьмите веера. Встаньте парами. Легко помашите друг на друга. Что почувствовали? (Легкий ветерок) Сильно помашем друг на друга. Что чувствуете теперь? (Ветер усилился)

— Так что же такое ветер?

— Оказывается ветер – это движение воздуха (попросить повторить нескольких детей)

— Воздух стоит – ветра нет, движется (например, движение веером) – возникает ветер.

— Много разных поступков умеет делать ветер и хороших, и плохих.

Посмотрите на портреты ветра и скажите, на каком портрете ветер, делающий добрые дела, а какой ветер приносит одни несчастья? Почему?

— Предлагаю вам поиграть в игру: «Добрый ветер и злой»

Разделимся с вами на две команды

Есть у меня картинки, на которых нарисованы дела ветра. Одна команда выберет из своих картинок дела только доброго ветра, а другая дела только злого ветра. Картинки надо прикрепить соответственно к портретам доброго и злого ветра.

Проверим, правильно ли вы распределили картинки.

Опыт 6:

— А теперь попробуем узнать еще одно свойство воздуха. А какое, вы мне сейчас скажите. Для этого я предлагаю вам взять бутылочки (пузыречки), приложить их к губам и подуть.

— Мы познакомились со свойством воздуха. Скажите с каким?

(при встрече на своем пути препятствий, воздух издает разные звуки)

— Как вы думаете, где люди используют свойства воздуха издавать звуки? (в духовых музыкальных инструментах)

— Много нового мы сегодня узнали о воздухе, а теперь я предлагаю вам послушать стихотворение и еще раз вспомнить его свойства.

Дети читают стихотворение:

Ты и легкий, и прозрачный,

И не видим ты нигде,

Ни на улице, ни дома,

Ни на крыше, ни в трубе.

Без тебя не жить природе,

Воздух, воздух, наш дружок!

Побежишь скорей в дорогу,

Превратишься в Ветерок.

И любимые игрушки

Есть у Ветра-Ветерка:

У мальчишке на макушке

Три упрямых волоска,

Скрип разбуженной калитки,

Шелест листьев поутру.

Схватишь ты листок бумаги –

И гоняешь по двору.

Или ласточку поймаешь

И подбросишь в облака.

Вот любимые игрушки

Озорного Ветерка.

Кукла:

— А я хочу вам сделать маленький подарок – свою любимую игрушку — мыльные пузырьки. (Дети благодарят куклу).

Кукла:

— До свидания, до скорой встречи.

Средняя группа

Воспитатель МДОУ «Детский сад №217» Ковалёва Т.Г. Саратов 2011г.

Задачи:

Образовательные:

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

Способствовать формированию у детей познавательного интереса;

Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

Развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,

Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Предшествующая работа:

Наблюдения за ветром;

Проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;

Эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;

Изготовление корабликов с парусами, вееров.

Оборудование:

Полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

Стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);

Мыльные пузыри (по количеству детей);

Игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри);

2 подноса;

Сундучок Кузи;

Игрушка «Домовёнок Кузя» и ширма;

Кораблики из пенопласта с бумажными парусами;

Сосуд – «море» для корабликов;

Салфетки бумажные (по количеству детей);

Веера (по количеству детей);

Апельсин, чеснок, чеснокодавилка;

Воздушные шары (по количеству детей);

Таблички с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 на столах для опытов

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория.

(подходят к лаборатории)

Домовёнок Кузя (появившись из-за печки): Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

Кузя: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

Воспитатель : Скажите, ребята, Кузе, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Кузя: Вот-вот! Невидимый! Значит его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, погоди, Кузя! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Кузя: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Кузе, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт 1 С полиэтиленовым пакетом

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель : Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Смотри, Кузя! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Кузя: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

Воспитатель: Конечно, Кузя! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!

Кузя: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?

Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»

(дети поочерёдно достают из Кузиного сундучка игрушки и раскладывают на 2 подноса)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли Кузе! Теперь ты знаешь, Кузя, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будь осторожен, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
Кузя: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт 2 Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель : Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети: Мыльные.

Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.

Ф/м «Мыльные пузыри» (под музыку)

Воспитатель : Кузя, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?

Кузя: Конечно, же мыло!

Воспитатель: Ребята, прав ли Кузя? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Кузя: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Кузе, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Опыт 3. С салфеткой.

Воспитатель: А с салфеткой видно?

Дети: Да.

Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Игра « Кораблики»

Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

Кузя: Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?

Опыт 4. С веером.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Воспитатель: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.

Кузя: Как эта вертушка похожа на ветряную мельницу! У нас в деревне была такая. Там, на мельнице, муку мололи. А потом из этой муки пироги пекли. Я люблю, когда пирогами пахнет!

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Опыт 5. С апельсином и чесноком.

Кузя: Ой-ёй-ёй! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.

Воспитатель: Что ты, Кузя! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Опыт 6. «Не дышу»

Воспитатель : Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

Воспитатель: Кузя, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Откроем форточку, и сюда прилетит свежий воздух. А на свежем воздухе дышится легко.

Кузя (говорит, а воспитатель показывает иллюстрации) :

Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!

Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;

Чтоб увидеть воздух, его надо поймать (рис.1);

Что воздух легче воды (рис.2);

Что воздух есть внутри пустых предметов;

И даже внутри людей (рис.3);

Без воздуха ничто живое не может жить;

А ещё я узнал, что воздух не пахнет и может передавать запахи (рис.4,5);

А ещё я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха (рис.6);

Воспитатель: А на следующем занятии я расскажу о том, почему одни воздушные шарики остаются на земле, а другие улетают высоко в небо (рис.7). И ещё о том, как можно на воздушных шарах путешествовать по воздуху (рис.8).

Кузя, куда ты исчез? Что ты там делаешь?

Кузя: Я тут!(дует). Я надувал воздухом шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!

Воспитатель: И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!