Осенний праздник в начальной школе "луковые посиделки". Сценарий праздника «Золотая осень» для начальной школы

Утренник проходит в виде виртуального путешествия по осеннему календарю: ребята поочередно останавливаются на станциях, хозяевами которых являются осенние месяцы. Месяцы проводят игры, конкурсы, загадывают загадки. В конце путешествия навстречу им является сама Осень, которая благодарит их за отзывчивость и помощь, вручает осенние дары.

Цель: учить видеть красоту природы, развивать наблюдательность, логику и сообразительность, воспитывать чувство прекрасного.

Оформление помещения

Зал оформлен дарами осенней природы: листьями, шишками, ягодами, гирляндами из сухих листочков. В зале стулья расположены в три ряда, образуя три «паровозика» разного цвета. Перед входом расположена корзина с разноцветными листочками – билетиками.

Необходимый реквизит:

  • Часть календаря с осенними месяцами.
  • Карточки с характеристиками осени (золотая, разноцветная, жизнерадостная, печальная, дождливая, холодная, суровая).
  • Таблички с названиями станций (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь).
  • Красные, желтые и зеленые листочки – билетики по количеству участников (на оборотной стороне лучше приклеить кусочки двустороннего скотча, чтобы удобно было приклеивать их).
  • Два ватмана с нарисованными на них стволом дерева и кругом – центром солнца.
  • Чистый ватман для изображения пламени.
  • Шишки и корзинки.
  • Корзина с яблоками.

Костюмы:

  • – яркая красная или желтая шапочка, рубашка и штаны в красно-желтых тонах.
  • Октябрь – темно-красный и синий тона в одежде.
  • – серые, темные тона.
  • Белочка
  • – платье, украшенное листьями, ягодами рябины, на голове – венок из разноцветных листьев.

Предварительная работа:

Выучить осеннюю песню и подготовить приметы и пословицы об осенних месяцах.

Ход мероприятия

Под веселую музыку дети входят, берут листочек – билетик любого цвета, и садятся в такого же цвета паровозик. После того как дети сели на свои места, входит ведущий.

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Скажите, какое время года на дворе? Верно. Опишите ее: какая она? (Разноцветная, яркая, радостная, печальная и так далее). Сегодня мы узнаем, какой бывает осень. Для этого совершим путешествие по осеннему календарю. Нас ждет много интересных заданий. Как вы думаете, справимся с ними? Готовы к путешествию?

На сцену выносится календарь, на котором указаны осенние месяцы.

Ведущий: Ну, что ж, тогда в путь! Чтобы нам попасть в осенний календарь, нужно провести магический ритуал: возьмите в руки ваши листочки и помашите ими.

Дети машут листочками, в это время включается «волшебная» музыка, на сцену выходит Сентябрь.


Здравствуйте, ребята!

Ведущий: Здравствуйте! Ребята, как вы думаете, какой месяц мы встретили? Почему вы так думаете? (Яркий, разноцветный, веселый – дети описывают первый месяц осени). А что вы о нем знаете? (Рассказывают по очереди) .

Молодцы, правильно подумали. Я – первый осенний месяц. Именно с меня природа начинает готовиться к зиме: птицы готовятся к отлету, а деревья сбрасывают листву. Листья становятся желтыми и красными, совсем как ваши паровозики. В лесу становится так ярко, как будто кто-то рассыпал золотой ковер. По этой причине осень часто называют золотой (устанавливается табличка с этим словом) . Как еще можно описать осень? (Появляются слова «яркая», «разноцветная», «жизнерадостная»).

Ведущий: Ребята, какого цвета листья на деревьях осенью? А летом? Давайте на память о лете соберем зеленое дерево из зеленых листочков.

Участники зеленого паровозика по очереди выбегают и приклеивают свои листочки на заранее подготовленный ватман с нарисованным стволом дерева.

Ведущий: Молодцы, ребята. Быстро справились с заданием, очень красивое деревце у вас получилось. Сентябрь, это дерево – для тебя на память о лете, о зелени.

Спасибо! В благодарность я постараюсь организовать больше теплых и солнечных дней – долго у вас будет длиться «бабье лето».

Ведущий: Ребята, кто знает, что такое «бабье лето»? (Отвечают).

Это долгожданная улыбка осени, которая позволяет насладиться теплыми солнечными деньками перед долгой холодной зимой. Это небольшой отдых природы перед долгим и трудным путешествием по временам года. А отдыхать все любят? Тогда немножко отдохнем – предлагаю вам отгадать загадки.

Загадывает загадки об осени.

Молодцы, ребята. Вы очень умные и шустрые. Мне очень приятно было с вами проводить время. Но нужно спешить дальше – раскрашивать листву на деревьях, контролировать облачность, устраивать солнечные деньки напоследок.

Ведущий: Нам также было приятно встретить вас! Желаем вам удачи в вашем нелегком деле. (Прощаются). Ребята, а вы знаете, какие звуки издает осень? Осень – это шорох листвы, завывание ветра и шум дождя. Первый паровозик у нас будет шуршать, как сухие листочки: ш-ш-ш! Второй паровозик изображает ветер: у-у-у (громким шепотом)! А третий будет дождиком: барабанить пальцами по поверхности! Листочки шумят (издает звуки первый ряд) , ветер дует (подключается второй ряд) , закапал дождик (все вместе) . Такие необычные звуки можно услышать осенью. Вот мы и приехали на следующую остановку.

Отгадайте загадку:

Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?

(Октябрь). Смотрите, а вот и он!

Выходит Октябрь.

Октябрь: Здравствуйте, ребятишки! Слышал, что вы меня знаете. А можете рассказать что-нибудь обо мне? (Дети рассказывают об Октябре). Как много вы знаете! Я просто восхищен! Я представляю собой дождливую осень, немного печальную и мрачноватую (устанавливаются соответствующие таблички) . День становится все меньше, а ночь – темнее. Все реже солнышко радует яркими лучами.

Ведущий: Ребята, давайте сделаем Октябрю подарок – яркое солнышко. Скажите, какого оно цвета? (Желтое). Здесь нам помогут пассажиры желтого паровозика.

Участники приклеивают на ватман с нарисованным кругом желтые листочки, образуя лучи солнца.

Октябрь: Какие вы молодцы! Такое яркое солнышко получилось! Можно будет любоваться долгими зимними вечерами.

Ведущий:

Отгадайте загадку:

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?

Конечно, это белка! А для чего она собирает орехи и грибы? (Запасается на зиму, чтобы не голодать). Молодцы, много вы знаете!

Входит грустная Белочка.

Ведущий: Здравствуй, Белочка!

Белочка: Здравствуйте!

Ведущий: Что случилось? Почему ты такая печальная?

Белочка: Запасла я на зиму много припасов, пошла проверять – а кто-то добрался до них. Почти ничего не оставили. Что теперь делать? Как зиму зимовать и деток кормить? До зимы уже не соберем сколько нужно.

Октябрь: Белочка, не расстраивайся. Ребята тебе помогут собрать шишки. Поможете, ребята?

Ведущий: Конечно, поможем!

От каждой группы выбираются по три участника, которые под музыку собирают шишки в корзинки. Можно выделить группу-победителя, собравшую больше шишек.

Белочка: Ой, спасибо! Не знаю, как бы зиму пережила, если бы не вы! Побегу деток радовать! Пока-пока!

Ведущий: До свидания!

Октябрь: Да, и мне пора уж собираться, а то без меня тучки таких дел наделают – все леса зальют. Удачного пути! До свидания!

Ведущий: До свидания! Ребята, добрая половина пути уже пройдена. Едем дальше? А чтобы веселее было ехать, споем песенку об осени.

Поют заранее разученную песню об осени.

Ведущий: Третья остановка довольно-таки мрачноватая. Что-то холодно стало. Ребята, куда мы приехали? Правильно: станция Ноября. Что вы знаете об этом месяце? (Рассказывают).

Выходит Ноябрь.

Здравствуйте, ребятишки! Куда путь держите? Зачем?

Ведущий: Решили мы узнать, какой бывает осень, поэтому отправились в осенний календарь. Проехали уже две станции: Сентябрь и Октябрь. До вас добрались, уважаемый Ноябрь.

Я очень люблю гостей. Часто ко мне разные звери заходят, жалуются на холод, на погоду. Да ничем я им помочь-то не могу. Согреть нечем: солнышко спряталось за тучи, ветер дует холодный, в избе прохладно, дрова мокрые – не разгораются. Как гостям помочь согреться – не знаю.

Ведущий: Здесь вам помогут ребята из красного паровозика. Ребята, вы догадались, что вам нужно изготовить с помощью красных листочков? Верно – чтобы разжечь дрова, необходимо пламя.

Ребята под музыку приклеивают на ватман листочки, образуя языки пламени.

Ай, да ребята! Ай, да молодцы! Вот теперь точно не стыдно будет гостей принимать! Каждого отогрею! Давайте посидим у костра, погреемся. А чтобы не скучно было, я вам интересные вопросы буду задавать (проводит шуточную викторину) .

Я просто в восторге от таких гостей! Но о других мне также не нужно забывать. Они меня ждут уже, наверное. Рад был с вами повстречаться! До свидания! (Дети прощаются, Ноябрь уходит).

Ведущий: Ой, ребята, а мы забыли описать осень в ноябре. Какая она бывает? (По мере ответов появляются надписи «холодная», «суровая»).

Выходит Осень.

Здравствуйте, девочки и мальчики! Наслышана я о вашем путешествии. Мои месяцы мне о вас рассказали. Какие вы молодцы, как помогли им. В общем, постарались на славу. А кто из вас родился осенью? Выходите на сцену!

Именинники выходят, остальные окружают их. Инсценируют песню «Каравай», поздравляют именинников. После проходят на свои места.

Ведущий: Ребята, давайте вспомним: какой бывает осень? (Отвечают). Осень, почему ты всегда такая разная: то теплая и ласковая, то суровая и дождливая?

Я готовлю природу к суровой зиме. Если все мои дни будут теплые и сухие, то внезапные зимние морозы могут очень сильно повредить растения, а животные не успеют приготовить теплые норки и продукты на зиму. Я сначала изредка, а потом все чаще напоминаю, что нужно готовиться к наступлению морозов, к долгой и холодной зиме.

Ведущий: Ребята, как вы думаете, чем еще радует нас осень? Конечно, обильным урожаем, который ждет каждый! Какие дары природы мы собираем осенью? А знаете ли вы песни, в которых встречаются названия различных овощей и фруктов?

Команды по очереди напевают песни. Выигрывает та, которая вспомнила больше песен.

Молодцы, очень много знаете. Я сегодня вам дар принесла – яблочки наливные, сочные, вкусные-превкусные! (Раздает яблоки).

Ведущий: А теперь нам пора в обратный путь. Но что же делать? Ведь листочки-то мы все раздали!

Вы потратили их на хорошее дело, поэтому я помогу вам вернуться. Закройте глаза, ребята. Хором произнесите три раза заклинание: «Раз-два-три, Нас домой верни!» (Пока дети произносят, Осень уходит).

Ведущий: Вот и закончилось наше необычное путешествие по осеннему календарю. Понравилось вам, ребята? В следующий раз мы отправимся в зимний календарь. Но для этого нужно еще сил набраться, подкрепиться. До свидания!

Дополнительный материал

Шуточная викторина к празднику Осени в начальной школе

  1. Какие ягоды с буквой «М» – сладкие, а с «К» – горькие. (Малина и калина).
  2. Каким овощем закидывают плохих исполнителей? (Помидор).
  3. С помощью какого овоща можно проверить подлинность принцессы? (Горошина).
  4. Закончился Сентябрь. Что дальше будет? (Октябрь).
  5. Какой из осенних месяцев короче? (Ноябрь – 6 букв). Длиннее?
  6. Что стоит между лесом и лугом? (Буква «И»).
  7. С пяти деревьев пять листьев падает за минуту. Сколько времени необходимо одному листу, чтобы достичь земли? (Одна минута).
  8. Что может быть больше самого большого дерева, и в то же время абсолютно невесомым? (Тень этого дерева).
  9. Внутри какого насекомого помещается бочка? (Бабочка).
  10. Как далеко в лес может забежать лиса? (До середины – дальше она уже выбегает из него).
  11. Под каким деревом спрятался заяц во время дождя? (Под мокрым).
  12. На березе три ветки. На каждой ветке – по три яблока. Сколько яблок собрали с нее осенью? (Ни одного – яблоки на березе не растут).
  13. Чем заканчивается каждый осенний месяц? (Мягким знаком).
  14. Два отца и два сына купили три яблока, у каждого из них оказалось по одному яблоку. Почему? (Яблоки были куплены отцом, дедом и внуком).
  15. Летела стая гусей: один впереди и два позади, один позади и два впереди, один между двумя и три в ряд. Сколько летело гусей? (Три).
  16. В корзине пять яблок. Как разделить их между пятью детьми так, чтобы одно осталось в корзине? (Одному ребенку отдать яблоко с вместе корзиной).
  17. На что похожа половина яблока? (На другую половину).

Сценарий внеклассного мероприятия для 2 класса на тему: «Осень!»

Цели: обобщить знания детей об осенних признаках; проверить знания детей об овощах, фруктах, грибах, ягодах; развивать воображение, смекалку, любовь к родной природе; расширять кругозор учащихся.

Оборудование: круг с буквами слова «осадок», корзиночка с карточками для конкурса «Грибной кузовок», рисунки детей на осеннюю тему, осенние иллюстрации картин разных художников; подготовить с детьми сценку «Спор овощей»; 2 корзины с муляжами фруктов и овощей.

Ход внеклассного мероприятия

Вступительное слово учителя

А речь сегодня пойдет об...

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Это осень.)

Осень! Славная пора!

Любит осень детвора.

Сливы, груши, виноград -

Все поспело для ребят.

И арбуз увидев важный,

Оживится детвора -

И радушно скажет каждый:

Здравствуй, осени пора!

Действительно, мы будем говорить об осени. Каждый видит осень по-своему. Посмотрите на иллюстрации картин художников. Какая здесь разная осень. А вот как видят осень наши ребята. Посмотрите на эти рисунки. Какой из них вам больше всего нравится?

(Выставка рисунков детей на осеннюю тему и иллюстрации картин художников.)

А недавно мы слышали спор овощей.

Сценка «Спор овощей»

1-й ведущий.

Урожай у нас хорош,

Уродился густо:

И морковка, и картошка,

Белая капуста.

Баклажаны синие.

Красный помидор

Затевают длинный

И серьезный спор.

(На сцену выходят дети, играющие роли овощей.)

2-й ведущий.

Кто из вас, из овощей,

И вкуснее, и нужней?

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?

Выскочил горошек,

Ну и хвастунишка!

Я такой хорошенький

Зелененький мальчишка!

Если только захочу,

Всех горошком угощу!

1-й ведущий.

От обиды покраснев,

Свекла проворчала...

Свекла (важно).

Дай сказать хоть слово мне,

Выслушай сначала!

Свеклу надо для борща

И для винегрета.

Кушай сам и угощай -

Лучше свеклы нету!

Капуста (перебивая).

Ты уж, свекла, помолчи!

Из капусты варят щи.

А какие вкусные

Пироги капустные!

Зайчики-плутишки

Любят кочерыжки.

Угощу ребяток

Кочерыжкой сладкой!

Огурец (задорно).

Очень будете довольны,

Съев огурчик малосольный.

А уж свежий огуречик

Всем понравится, конечно!

3-й ведущий.

Тут надулся помидор

И промолвил строго...

Не болтай, огурчик, вздор,

Помолчи немного.

Самый вкусный и приятный,

Уж конечно, сок томатный!

Картошка (скромно).

Я, картошка, так скромна -

Слова не сказала...

Но картошка так нужна

И большим, и малым!

2-й ведущий.

Спор давно кончать пора!

Спорить бесполезно!

Чтоб красивым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все, без исключения,

В этом нет сомнения!

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь,

Кто из вас вкуснее,

Кто из вас нужнее!

Беседа об овощах

Как разрешился спор овощей? (Ответы детей.)

А известно ли вам о значении овощей в жизни человека? Овощи - копилка витаминов (от латинского слова «вита», что означает «жизнь»). Благодаря своим целебным свойствам овощи становятся «докторами» заболевших людей.

Морковь и фасоль лечат от малокровия тех ребят, чьим щечкам необходимо порозоветь. Перец выпроваживает из организма цингу, то есть лечит десны. А салат и томат заставляют толстячков похудеть. Капуста лечит язву желудка, а репа, кабачок, баклажан и арбуз помогают тем, у кого болит печень. Бабушки и дедушки, у которых поднялось кровяное давление, обращаются за помощью к тыкве, петрушке и свекле.

На огородах нашей планеты выращивается более 120 видов овощных культур и 70 огородных культур.

Угадай

1. Какие овощи еще называют «синенькими»? (Баклажаны.)

2. Какой овощ называют «змеиной травой»? (Чеснок, он отпугивает змей.)

3. Какой овощ называют «необыкновенной ягодой»? (Помидор; в переводе с итальянского «золотое яблоко».)

4. Какой овощ бывает и сладким, и горьким? (Перец.)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко.)

Синий мундир,

Желтая подкладка,

В середине - сладко. (Слива.)

Над землей трава,

Под землей - алая голова. (Свекла).

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост - снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только сладкий нос. (Морковь.)

Игра «Подскажи словечко»

Он усатый и ползучий,

Спрятал ядрышки в стручке -

Саблевидном кулачке.

Не раскусишь, коль засох,

Называется... (горох).

На грядке привалился на бочок

Солидный крутолобый... (кабачок).

Хвост зеленый, красная головка,

Это остроносая... (морковка).

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей нет сочней... (помидора).

От частой поливки

Едва не промокла

Мохнатая, темно-лиловая... (свекла).

Викторина «Определи по вкусу»

Играющим завязывают глаза и дают пробовать кусочки фруктов и овощей. Тот, кто правильно назовет фрукт или овощ, получает целый плод в награду.

Игра «Кто быстрее»

Участвуют двое или трое ребят. Каждый получает вазу с фруктами и овощами. Побеждает тот, кто быстрее отделит фрукты от овощей. - А теперь отвечайте хором.

Осень

Ветки голые стучат,

Галки черные кричат,

В тучах редкая просинь,

Наступила... (осень).

Льдинка хрустнет тонко,

Крикнет птица звонко,

Будто есть попросит,

Наступила... (осень).

Гнезда черные пусты,

Меньше сделались кусты.

Ветер листья носит,

Лук зеленый - объеденье!

Он приправа к блюдам.

Ешьте, дети, лук зеленый,

Он полезен людям.

Витаминов в нем не счесть,

Надо лук зеленый есть.

И головки лука тоже

Нам полезны и пригожи.

А морковочка-подружка

Дорога и люба.

Ешьте дети все морковь,

Очищайте зубы.

А я - толстый помидор,

Витаминов полный.

Очень долго я расту -

Возраст мой преклонный.

Сначала я зеленым был,

Но август-месяц наступил:

Стал краснеть я день за днем,

Чтобы взяли меня в дом.

Ешьте, дети, помидоры,

Пейте сок томатный:

Он полезный, витаминный

И на вкус приятный.

Превосходный огурец

Лежит на рыхлой грядке.

Ешьте, дети, огурцы,

Будет все в порядке!

Наша желтенькая репка

Уж засела в землю крепко,

И кто репку ту добудет,

Тот здоровым, сильным будет.

Посадили мы картошку

Еще в мае-месяце.

Выросла у нас на диво -

И крупна, и так красива!

А картошка - хлеб второй,

Это знаем мы с тобой.

Собирай картошку смело,

Не жалей ты сил для дела.

Для здоровья и для силы

Ешьте больше...

Осень славится не только овощами, но и грибами. Кто из вас собирал грибы? Какие грибы вы знаете? А как надо правильно собирать грибы? (Повторить правила сбора грибов.)

Конкурс «Грибной кузовок»

Каждая команда получает корзиночку для «сбора грибов», в которой находится 1 карточка со слогами: «Ка-ро-мас-ле...» (см. в конце стихотворения) и 8 чистых листочков.

По тропинке во весь дух

Мчится по лесу петух.

Он кричит: Ку-ка-ре-ку!

Честь и слава грибнику!

Я наполнил кузов мой

И бегу скорей домой.

Из-под елки фыркнул еж:

Все грибы ты растрясешь!

Ежик прав: у петуха

В кузовке одна труха:

Ка-ро-мас-ле-сы-еж-вик,

Нок-под-оси-вик-ры-ка-жик,

Ка-сич-ли-под-ре-бе-зо-но,

Нуш-ик-ка-ин-пе-мок-вол-ов-о.

Соедините ножки и шляпки грибов вместе. Не удивляйтесь, если не найдете их рядом: они могут быть на дне корзинки или лежать сверху. Кто быстрее наполнит свой кузовок грибами?

(«Грибы»-карточки со словами. Каждая команда складывает грибы в свой кузовок в течение двух минут и вручает его жюри: масленок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберезовик, рыжик, опенок, лисичка.)

Грибная викторина

1. Какие лесные растения могут по питательности заменить мясо? (Грибы.)

2. Может ли гриб съесть дом? (Да, долговый гриб, разрушая древесину.)

3. Какие птицы едят грибы? (Глухари.)

4. У этого гриба много названий: дедушкин табачок, галкина баня, чертов табачок. Каково настоящее название гриба? (Дождевик.)

5. Какие грибы появляются первыми? (Строчки, сморчки.)

6. Для кого мухомор не является ядовитым? (Для оленя, лося.)

7. Какой гриб лечит болезни? (Чага-древесный гриб, используется для лечения язвы, опухолей.)

8. Живут эти грибы на деревьях или на пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать целое лукошко. (Опята.)

9. Эти грибы узнаешь по цвету. И еще по тому, что на срезанной ножке гриба выступает капелька оранжевого сока, приятно пахнущего смолой. (Рыжик.)

10. Мякоть этого гриба никогда не темнеет, за что он и получил свое название. Это царь-гриб. (Белый.)

11. В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны, а в сырую блестят, будто смазанные маслом. (Масленок.)

12. Шляпки этих грибов похожи на опавшие осенние листья дерева, под которым они чаще всего встречаются. (Подосиновик - красноголовик.)

Конкурс «Сколько слов?»

На доске чертится круг с шестью буквами. Сколько различных слов - имен существительных - вы здесь прочтете? Можно читать по ходу

часовой стрелки и в обратном направлении, слова можно складывать из любого количества букв, только читайте их обязательно подряд. Осадок: оса, док, коса, садок, сад, сок, ода, ад, око, код - 11 слов.

Когда время истечет (1 мин), та команда, у которой получилось больше слов, читает их.

Ягоды

Скажите, какие вы знаете ягоды, названия которых начинаются с этих букв. (Земляника, брусника, голубика, облепиха, рябина, малина, черника, смородина.)

Физкультминутка

(Ведущий говорит слова и показывает движения, дети за ним повторяют.)

Выходим из дома и идем по тротуару (топают ногами).

Сворачиваем на проселочную дорогу, опавшие листья под ногами шуршат (скользящие движения ногами).

Впереди река, идем по песочку, песок под ногами шуршит (трут ладонью о ладонь).

А сейчас по деревянному мосточку переходим через реку (хлопки ладонями по коленям).

Речку перешли и снова идем по песочку.

А теперь по листьям.

Деревья вокруг большие, качаются (руки над головой, как кроны).

А впереди канавка, прыгаем (хлопок по коленям).

А теперь кустик, прыгаем.

Учитель. А вот вам несколько полезных советов.

Если вас тревожит бледность -

Не хватает вам железа.

Рожь, петрушка и грибы

Вам помогут в форме быть.

Если с кожей случилась беда,

Поможет фолиевая кислота.

Кушай яйца, почки, сыр -

Пригласи друзей на пир.

Земляника, свекла, печень

От болезней вас всех излечат.

Салат, шпинат и авокадо -

Мы снова жизни будем рады!

Если волосы не гладки,

И не дружит прядка с прядкой,

Витамина группы Р (пэ)

Не хватает здесь тебе.

Масло, рыбу и орехи

В рацион включи скорей.

Молоко, бобы, рябина

Для волос необходимы.

А теперь, ребятки,

Отгадываем загадки!

Загадки

На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках. (Березы.)

В лесу на поляне

Стоит кудрявый Ваня,

Богач не велик,

А орешками наделит. (Орешник.)

Средь темна леса

Красная девица стоит. (Рябина.)

Чудное дерево!

И зиму, и лето зелено,

Высоко торчит,

Далеко глядит. (Ель, сосна.)

В сенокос горька, а в мороз сладка,

Что за ягодка? (Рябина.)

Под землей птица гнездо свила,

Яиц нанесла. (Картофель.)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь.)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Желудь.)

Сидит - зеленеет,

Падает - желтеет.

Лежит - чернеет. (Лист.)

И на горке, и под горкой.

Под березой и под елкой

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы.)

Осенняя викторина

1. Куда осенью исчезают бабочки? (Прячутся в щели, под кору деревьев.)

2. Какие птичьи тайны открывает листопад? (Гнезда.)

3. Собирают ли себе птицы на зиму запасы? (Да, совы и сойки.)

4. Как готовятся к зиме муравьи? (Закрывают входы и выходы муравейника.)

5. Куда исчезают на зиму лягушки? (Прячутся на глубину под камни или в ил.)

6. Когда улетают от нас последние утки? (Когда замерзнут реки.)

7. Какие деревья листву сбрасывают зеленой? (Ольха и ива.)

8. Какие садовые цветы до первого снега цветут? (Астры.)

9. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осина, рябина, клен.)

10. Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)

11. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка.)

12. У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (У зайца.)

Анаграммы

1. ЛТАИПДСО (листопад).

2. ДЖЬОД (дождь).

3. НЕСГ (снег).

4. ОЖУЙРА (урожай).

5. ЕЯСТНЬБР (сентябрь).

6. АРМТ (март).

7. БКРОЯТЬ (октябрь).

8. НЯЬОБР (ноябрь).

Какое слово лишнее?

Подведение итогов

Что нового для себя вы сегодня узнали об осени?

Дополнительный материал для учителя

Костюмированное представление

Мы вишенки-сестренки,

Веселые девчонки.

На дереве росли мы,

Но стало скучно нам.

Решили мы все вместе

Прийти на праздник к вам.

Слива я лиловая,

Спелая, садовая.

Для себя в своем саду

Дело я всегда найду.

Никогда я не тужу,

И со всеми я дружу.

Яблочко я наливное,

Симпатичное такое.

Не сидится мне на месте,

И сегодня мы все вместе

Собрались на праздник к вам,

Где не будет скучно нам.

Я спелая грушка,

Яблоку подружка.

Мы в одном саду росли,

Вместе в гости к вам пришли.

Дети очень любят нас,

Ведь мы фрукты - высший класс!

Спелый, сочный я томат,

Видеть всех я очень рад.

Никогда не унываю,

Песни с вами напеваю.

Не сижу на месте я,

Фрукты все - мои друзья.

Виноград

Спелый, сочный виноград

Тоже очень солнцу рад.

В каждой ягодке таится

Много южного тепла,

И на праздник к вам осенний

Винограда гроздь пришла.

Апельсин

А я спелый апельсин,

Солнышка веселый сын.

Я красивый, озорной.

Будет весело со мной

Прыгать, веселиться.

Петь, играть, резвиться.

Я душистый абрикос.

Я на юге теплом рос,

Но на север захотел,

В самолете прилетел.

С вами буду, малыши,

Веселиться от души.

Клубничка

Я садовая клубничка,

Ягодка я невеличка.

Хоть расту я на земле,

Но совсем не скучно мне.

Я необычный ананас,

И очень рад я видеть вас.

Я к вам из Африки пришел

И много здесь друзей нашел.

Я банан тропический,

Фрукт я экзотический.

Посмотри на мой наряд-

Мне любой ребенок рад!

Стихи об осени

Уже румянит осень клены,

А ельник зелен и тенист.

Осенник желтый бьет тревогу.

Осыпался с березы лист,

И, как ковер, устлал дорогу.

Солнышко усталое,

Скупо греешь ты.

Желтые да алые

Кружатся листы.

В шелесте да в шорохе

Наш осенний сад.

На дорожках ворохи

Пестрые лежат.

Осень - славная пора!

Любит осень детвора.

Сливы, груши, виноград -

Все поспело для ребят.

И арбуз, увидев важный,

Оживится детвора,

И радушно скажет каждый...

«Здравствуй, осени пора!»

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело.

Дохнул сентябрь!

Октябрь уж наступил -

Уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад -

Дорога промерзает.

Журча еще бежит

За мельницу ручей...

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Вдруг стало все вокруг темно,

За тучи солнышко ушло,

Осенний дождик всюду льет,

Свою он песенку поет.

Дождик, дождик, ты длиннющий,

Ты от неба до земли.

Дождик, дождик, пуще, пуще,

Чтобы мы скорей росли!

Нам совсем не страшно

Бегать под дождем,

Если дождик сильный,

Зонтики возьмем.

В палитре у осени разные краски,

И даже зверюшки меняют окраску.

Цвет рыжий на серый лисице менять,

И белым всю зиму зайчишке скакать.

Есть цвет ярко-желтый, есть светло-зеленый.

Нам с теплого лета знакомый, знакомый...

А есть голубой, ну как будто дождинки....

А я знаю красный, цвет ягод калинки!

Как много красок осень принесла,

Природу как на карнавал одела,

И мы, окончив разные дела,

Возьмемся за другое дружно дело.

Мы в осени, как в сказке, будем жить,

Тужить не будем о прошедшем лете,

Порою этой будем дорожить,

Как каждою на этом белом свете.

Лето уходит от нас, как всегда,

Конца нет осенним дождям.

Снова дней теплых придет череда,

И снова нам птицы споют.

Поэтому не будем жалеть мы о нем,

Вернется оно снова к нам.

Также мы будем встречать холода

И белых снежинок салют.

Пускай летят, пускай летят листочки,

Как птицы на юг, на юг.

Снова к нам придет весна,

Когда время сделает круг.

Песня-игра «Закличка дождя»

(Ведущий говорит слова, а дети за ним повторяют. Использовать как физкультминутку.)

Дождик, лей,

Дождик, лей.

Нам с тобою веселей.

Не боимся сырости,

Только больше вырастем.

Грязь смывай всю поскорей,

Пусть станет чище и светлей!

А теперь похлопайте,

А теперь пошлепайте,

Ножками потопайте

И опять похлопайте!

Сценка из жизни животных

Медведь. Осенью у нас, медведей, забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время для нас, медведей, много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, с большим удовольствием мы лакомимся медком диких пчел и ос. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир - это запас пищи на всю зиму. Живем мы, медведи, лет до пятидесяти.

Лиса . А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле я не хитрее многих других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, а главное - удивительное чутье, то никакая хитрость не спасла бы меня от волков и охотничьих собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется. И свою главную добычу - мышей-полевок - я без всяких уловок нахожу. Мне нос и уши помогают. Догнать зайца нам трудно, поэтому разговоры, что лисицы уничтожают много зайцев, неверны. Разве что случайно столкнемся с косым или набредем на зайчонка.

Игра «Овощи-фрукты»

Все сидят в кругу, ведущий дает каждому играющему название овоща или фрукта. Ведущий называет какой-нибудь овощ. Названный овощ выбегает, а сидящий справа быстро хлопает по свободному стулу и называет другой овощ или фрукт, следующий делает то же самое. Задача - успеть занять свободный стул, пока по нему не хлопнули.

Игра «Фруктовый салат»

Ведущий «раздает» (называет) каждому сидящему в круге какой- либо фрукт. По сигналу ведущего, например: «яблоки», «яблоки» меняются местами, задача ведущего - занять место одного из играющих. Сигнал может быть, например: «яблоки, груши», «фруктовый салат», в этом случае меняются все.

Цель: развитие у детей любви к родной природе, умения восхищаться красотой времен года.

Оборудование: осенние поделки; овощи и фрукты, выращенные на огородах и дачах семьями учеников класса; фотографии, где дети изображены с урожаем; свечи; костюмы; музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

Ведущий . Здравствуйте, дорогие ребята. Добрый вечер, уважаемые гости, мамы, папы, дедушки и бабушки. Мы очень рады, что так много народу пришло на наш праздник, праздник золотой осени. И хоть за окнами уже не золотая осень, однако воспоминания о ней еще так свежи в наших душах. С праздником осени, урожая поздравляю вас всех.

На нашем празднике мы будем петь и танцевать, читать стихи об осени, слушать музыкальные произведения о ней, проводить конкурсы и аукционы. Начать же наш праздник мне хотелось бы с пожелания вам, ребята. Вслушайтесь, пожалуйста, в прекрасные стихи и слова об осени, всмотритесь в чудесные картины, постарайтесь увидеть, услышать, почувствовать всю красоту и неповторимую прелесть осени. Итак...

Зажигаются свечи.

Ученик 1.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора.

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь.

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле.

Ф. Тютчев

Ведущая . Осень. Она тихо и задумчиво бродит по нашим бульварам, ворохом опавших листьев встречает прохожих.

Ведущий. Осень... Пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни кажется, что земля начинает даже светиться. Вы замечали, наверное, когда идешь по лесу, вдруг видишь — свет. Думаешь, это пятна солнца, а это два желтых клена стоят между елками. Теплый красный свет идет от осины. Березняки наполнены матовым и пронзительно-желтым светом.

Ученик 2.

Лес, точно терем, расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной.

И. Бунин

Ведущая. Осень - пора листопада. На золотом фоне пожелтевших листьев выделяются яркие пятна рябины. Медленно кружась в воздухе, падают с берез пожелтевшие легкие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины.

Ученик 3.

Осень желтою краскою

Брызжет в ряд тополей.

Дождик тихо, с опаскою

Пробежал вдоль аллей.

То жара, то прохладные

Снова тянутся дни,

Тишь в саду, и нарядные

Рдеют яблонь огни.

Все навеяно осенью —

Стали ночи длинней,

Месяц в облаке с проседью,

И заря холодней.

И над тем, что свершается,

Проплывают века.

Осень! Жизнь продолжается...

Ученик 4.

Осень! Славная пора!

Любит осень детвора.

Сливы, груши, виноград -

Все поспело для ребят...

Ученик 5.

Осень — конкурс красоты,

Желтизны и красноты.

Здравствуй, осень! Это ты?

А в ответ летят мне листья,

Словно рифмы на листы.

Ученик 6.

Здесь мы праздник радостный

Весело встречаем.

Приходи, мы ждем тебя,

Осень золотая!

Ведущая . Вы, ребята, наверное, знаете, что в природе есть две осени. Одна радостная, яркая, богатая урожаем, а другая — грустная, с тихим плачем мелкого дождя, поникшей, опадающей листвой. Этот период года зовется в России поздней осенью. Первую — золотую любят за щедрость, с которой она отдает богатства своих полей, садов, за ясные дни, за красоту лесов, писанных золотой и багряной краской.

Ученик 7.

Осень. Осыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь вдали красуются там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

А. Толстой

Танец с листьями. Зажигается свет, гаснут свечи.

Ведущий. Продолжается наш праздник. Пора настала встретить хозяйку нашего вечера — Золотую Осень.

Чтец 1.

Здравствуй, Осень!

Здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, Осень, спросим:

«Что в подарок принесла?»

Осень.

Поклон вам всем, родные люди,

И вашим золотым рукам.

Я — ваша Осень Золотая.

И вот опять явилась к вам.

Ну а со мною, как всегда,

Плоды большого урожая,

Плоды почетного труда.

Эй, морковка,

Эй, капуста,

Эй, картошка!

Все сюда!

Рады люди вам всегда!..

Звучит музыка, выбегают овощи.

Морковь (кокетливо).

Про меня рассказ недлинный,

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку,

Будешь ты тогда, дружок,

Крепким, сильным, ловким!

Капуста (перебивая).

Ты, морковка, помолчи!

Из капусты варят щи.

А какие вкусные

Пироги капустные!

Зайчики - плутишки

Любят кочерыжки.

Угощу ребяток Кочерыжкой сладкой!

Помидор.

Не болтай, капуста, вздор!

Всех главнее помидор.

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный.

У окна поставьте ящик,

Поливайте только чаще,

И тогда, как верный друг,

К вам придет зеленый лук

Я — приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям!

Картошка.

Я, картошка, так скромна,

Слова не сказала...

Но картошка так нужна

И большим и малым.

Исполняется песня об овощах.

Осень . А сейчас мы ожидаем прихода в гости Урожая. Звучит музыка. Выходит Урожай.

Урожай.

Урожай я небывалый, я богатый и немалый.

Пришел я к вам с обширнейших полей,

Чтоб с осенью поздравить всех друзей!

Ну а сейчас, мои друзья, развлекать вас буду я!

Попробуйте отгадать мои загадки.

1. У кого одна нога, да и та без башмака? (Гриб)

2. Посреди двора золотая голова. (Подсолнух)

3. Что растет со шляпой? (Гриб)

4. Что цветет без цветов? (Хвойные деревья)

5. Маленький, горький, луку брат. (Чеснок)

6. Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Красная и черная смородина)

7. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картошка)

Урожай.

А это кто там, как царица?

Да это ж Яблоня, моя сестрица!

Яблоня.

Яблоня известна всем —

Осенью, весною.

Сама я яблоки не ем,

Но подарю их только тем,

Кто будет танцевать со мною.

Танец.

Ведущий. Но всех выше на празднике Осени поднялся сноп пшеницы. Хороша пшеница!

Много и хорошо трудились хлеборобы и вырастили богатый урожай зерна.

А что получили люди из зерна? (Хлеб)

Осень . А теперь, ребята, я хочу проверить, знаете ли вы устное народное творчество. Мы проведем аукцион поговорок об осени, труде, урожае. Победителя ждет главный приз. Он в этой коробке. Победит тот, кто последним назовет пословицу.

Конкурс пословиц и поговорок. Победителю вручается галоша, сопровождается подарок стихотворением.

Ведущий.

Осень. Почти каждый день — дождливый,

Без галош по лужам не пройти.

Получай подарок — ты счастливый.

Как износишь — снова приходи!

Танец с зонтиками.

Урожай. А я хочу проверить, насколько вы близки к природе. Ваша задача — отвечать на мои вопросы «да» или «нет».

— Может ли сазан забраться в океан? (Нет, сазан речная рыба)

— Может ли барсук залезть на сук? (Нет, он живет в норе)

— Может ли синица на крыше поселиться? (Да)

— Может ли пчела ужалить осла? (Да)

— Может ли медведь танцевать и петь? (Да, если он дрессированный)

Ведущий. Пришло время расставаться с нашими гостями.

Осень.

Говорят, что я уныла.

Я ж красива и добра.

Всех друзей я одарила

И дала всего сполна.

Урожай.

Закрома полны дарами,

Хватит вам на целый год.

Нам сейчас пора в дорогу,

А вас веселая игра всех ждет.

Аттракционы: узнать деревья по листьям; съесть яблоко, висящее на веревочке, без помощи рук; собрать с завязанными глазами картошку с пола и др. Праздник заканчивается чаепитием.

Праздник осени в начальной школе

1 вед: Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

2 вед: Гвоздиками и астрами сады ещё цветут

Арбузы ярко-красные повсюду продают

А небо то нахмурится, то снова синева,

И пёстрая на улице осенняя листва.

1 вед: Добрый день, дорогие друзья!

2 вед: Добрый день!

1 вед: Сегодня мы собрались с вами на праздник.

2 вед: Команды заняли свои места. Заняли места и члены жюри.

1 вед: Сегодня у нас в программе много интересного.

2 вед: Итак, начинаем!

Какие месяцы относятся к осенним? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Осенние месяцы имеют народные названия. Народ благодаря своим наблюдениям прозвал осенние месяцы по-особенному.

1 вед: Сентябрь-это (хмурень, ревун, зоревник)

Октябрь- это (позимник, листопад, грязник, скопидом)

Ноябрь-это (листогной, листопад, грудень)

2 вед: Сейчас самое время открывать поэтическую страницу нашего праздника . Мы будем читать стихи , а ваша задача - угадать : к какому месяцу осени соответствует почитанное стихотворение ?

1 вед: Первое стихотворение: Все мрачней лицо природы,

Почернели огороды, оголяются леса,

Мишка в спячку завалился

Что за месяц к нам явился?

2 вед: Второе стихотворение: Поле черно-белым стало,

Падает то дождь, то снег,

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

1 вед: Третье стихотворение: Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?

2 вед: А теперь послушаем стихотворения об осени в вашем исполнении .

(Конкурсчтецовстихотворений)

1 вед: Следующийконкурсназывается « Бусыизрябины».

1 вед: Продолжит программу конкурс осенних костюмов .

2 вед : Следующий конкурс конкурс загадок . Для каждого класса свои загадки .

1. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает?(Осенью)

2.Несу я урожай, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.

3. Всё погубила, всех нарядила.

4. Поля опустели и ливни рекою. Когда это бывает?

5. Перестали птички петь, солнышко не греет. Мелкий дождик поливает, когда это бывает?

6. Пришла без красок и без кисти, перекрасила все листья.

7. Он в лесу стоял, никто его не брал,

В красной шапке модной, никуда не годный. (Мухомор)

8. С виду он похож на зонтик, только меньше во сто крат. (гриб)

9. Зимой бело, весной черно, летом зелено, осенью стрижено. (Поле)

10. Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.

На вкус как сахар сладок, А сам похож на мяч. (Арбуз)

11.Среди бахчи зеленые мячи. (арбуз)

12. Кто любит щи, меня ищи. (капуста)

13. Куда не приду, всех до слез доведу. (Лук)

14. Заставил Егорушка плакать и без горюшка. (Лук)

15. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)

16. Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке. (Гриб)

17. Не огонь, а жжется, в руки не дается. (Крапива)

18. Она под осень умирает, и вновь весною оживает,

Коровам без него беда, она их главная еда. (Трава)

19 . Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят. (Колос)

20 В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке. (Подсолнух)

1 вед: Следующий конкурс конкурс рисунков « Нет листвы осенней краше » Авторы рисунков ознакомят со своими шедеврами .

2 вед: Жюри подводит итоги конкурсов , а мы продолжаем программу .

Откаждойкомандыприглашаютсяпоодномуучастнику, нанихдолжнабытьосенняяодежда.

Ждем, покаучастникивосеннейодеждезанимаютместонасцене.

(Под музыку участники двигаются по сцене. Когда музыка останавливается, каждый из них снимает с себя одну вещь и кладет на то место, где застала их музыка. Когда участники снимут 3-4 вещи, раздается сигнал: «Гроза!». Выигрывает тот, кто быстрее наденет снятые вещи.)

1 вед: Следующийконкурс- конкурсподелок . Покажюриоцениваетподделкипродолжаемпраздникиобъявляемконкурспесенобосени.

2 вед: Все хорошее рано или поздно заканчивается. Вот и подошла к концу наша программа. Пока жюри подводит итоги конкурсов проводим игру « Спорим , спорим . Мы не спорим