Основные характеристики моды 20 века. История моды XX века. Прекрасная эпоха – время роскоши

Так уж сложилось, что именно в прошлом веке моде было суждено претерпеть колоссальные изменения. Причин тому можно назвать несколько: прежде всего, свою роль сыграли войны, потрясшие человечество в ХХ веке, а кроме них – переосмысление места женщины в обществе. В результате можно смело заявить, что еще ни одно столетие не было настолько насыщенным и интересным с точки зрения меняющихся взглядов на одежду, обувь, аксессуары и прически. Итак, давайте поближе познакомимся с основополагающими моментами истории моды ХХ века.

Первая половина столетия: 1900-1940-е годы

Правильнее всего будет рассматривать историю моды по десятилетиям, так как основные моменты развития совпадали именно с началом каждой новой декады.

1900

Начало века ознаменовалось отказом от турнюра, а в 1906 году – и от корсета. Последняя заслуга целиком и полностью принадлежит реформатору моды – Полю Пуаре, который освободил женщин от стройнящих, но по-своему убийственных корсетов.

1910

Свою лепту в формирование моды десятых годов внесли и русские дамы. В этот период особой популярностью пользовались так называемые «Русские сезоны» Сергея Дягилева, имевшие место в Париже, поэтому происходило влияние русской моды на французскую и наоборот, а также их взаимопроникновение.

1920

В двадцатые годы индустрия моды подверглась полному переосмыслению. Так как в это время особой популярностью стал пользоваться спорт, женская независимость и эмансипация, на смену длинным платьям в пол и огромным шляпам приходит совершенно иной типаж женской одежды. Так, идеалом красоты становится худенькая женщина мальчишеского склада, с короткой стрижкой «гарсон», которая наравне с мужчиной может курить, играть в теннис и водить авто. В моду входят шляпы-клоше, прямые силуэты платьев и многогранная отделка вещей декором. Итак, в двадцатые бал правит арт-деко. Кстати, именно в это время впервые появляется маленькое черное платье от Коко Шанель.

1930

В тридцатые годы Голливуд становится эталоном для индустрии моды, а одеваться, как Марлен Дитрих, мечтает любая женщина. В это время юбки снова удлиняются – длина до середины икр, которая была актуальной в двадцатые, больше не комильфо. Происходит отход от прямого силуэта арт-деко и возвращение к традиционным женственным формам.

1940

Начало сороковых годов в индустрии моды было существенно подпорчено войной. Это приводит к тому, что ткани на дамские наряды отпускается все меньше – юбки становятся короче, преобладают минималистичные наряды из вискозы и ацетатного шелка. Отличительная черта вещей того времени – мелкие цветочные принты.

После окончания войны Кристиан Диор производит революцию в моде, возвращая дамам возможность снова ощутить себя женственно – итак, индустрию моды буквально взрывает стиль NewLook, популяризировавший овальный и прямой фасоны, а также ставший его визитной карточкой фасон «песочные часы».

В те же сороковые мадемуазель Коко выпускает на подиум манекенщиц в ставших классикой жанра костюмах с прямой юбкой и жакетом а-ля Шанель.

Читайте также :

Вторая половина века: еще больше перемен

1950

Начиная с пятидесятых годов, история моды развивается еще более бурно. Так как война осталась позади, женщины снова стали больше времени уделять собственному внешнему виду, одежде, обуви и макияжу. В пятидесятые фасон платьев «песочные часы» остается на пике популярности. Наряду с этими подчеркнуто женственными нарядами на авансцену выходят брюки, которые становятся особо популярными.

1960

Шестидесятые вошли в историю моды в качестве времени рождения легендарной вещицы – мини-юбки, созданием которой мир обязан дизайнеру Мэри Куант. Этот период можно охарактеризовать как первые происки молодежного бунта. В это время большое внимание уделяется украшениям – причем, чем крупнее и ярче они, тем лучше. На новый уровень выходит синтетическая одежда, которая становится все более популярной из-за своей практичности.

1970

В конце шестидесятых и начале семидесятых заметную роль начинает играть мода хиппи: драные джинсы, расклешенные брюки, пестрые жилеты, просторные блузы и рубашки, повязки на голову, сумки-торбы, браслеты из лент и ниток и так далее.

Также в семидесятые появляются первые происки унисекса – ровные джинсы и комбинезоны носят теперь не только мужчины, но и женщины. Кроме того, видное место в гардеробе стали занимать брюки-клеш, платья рубашечного типа, туники и водолазки, а также обувь на толстых высоких каблуках и платформе.

1980

Восьмидесятые – особый период в истории моды. В эти годы развитие fashion-индустрии во многом диктуется музыкой – техно, диско, панк, пост-панк, готика, а также другие направления оказываются основополагающими. Женщины начинают использовать «подплечники», чтобы придать фигуре большую угловатость. Этой же цели служат ставшие популярными способы покроя рукавов в духе кимоно, реглан и «летучая мышь». Джинсы теперь непременно должны иметь «варенный» эффект. В моду входят яркие леггинсы и лосины, объемные платья-свитера и черные кожаные куртки. Восьмидесятые – время правления дизайнеров, предпочитающих нестандартный подход к моде (например, Джона Гальяно, Вивьен Вествуд и Жана-Поля Готье).

1990

Девяностые вошли в историю моды как «джинсовые» годы – в это время деним приобретает колоссальную популярность. От него не отстают кроссовки и туфли на низком ходу, которые распространяются повсеместно. Буйство красок и унисекс – вот отличительные черты моды девяностых.

Подведем итоги

Мода ХХ века представляет собой отнюдь не застывшую картину, а сложный динамичный процесс, перемены в котором происходили стремительно и радикально. Каждое новое десятилетие приносило какие-то обновления не только в отношении одежды и обуви, но касалось и канонов красоты женского тела.

Прошлый век – это время кринолинов, турнюров, «полонеза», доломана, обильных рюшей и оборок всевозможных видов. Следующий за ним век, самый разгар эпохи красавиц (прекрасная эпоха), отличается простотой и здравым смыслом, и хотя детали по-прежнему тщательно проработаны, вычурная отделка платья и неестественные линии постепенно отходят на второй план. Эта тяга к простоте стала еще сильнее с началом Первой Мировой Войны, которая явно провозгласила два главных принципа женского платья – свободу и удобство ношения.

Прекрасная эпоха – время роскоши

В 1900-х г.г., если вы являлись изысканной молодой английской дамой, принадлежащей к элите общества, вам полагалось дважды в год совершать паломничество в Париж вместе с другими такими же женщинами из Нью-Йорка или Санкт-Петербурга.

В марте и сентябре можно было заметить группы женщин, посещающих студии на rue Halevy, la rue Auber, rue de la Paix , rue Taitbout и Вандомской площади.
В этих, часто тесных магазинчиках, с лихорадочно работающими в задних комнатах швеями они встречались со своим личным продавцом, которая помогала им выбрать гардероб на следующий сезон.

Эта женщина была их союзником и знала все самые темные секреты их жизни как личные, так и финансовые! Выживание таких ранних домов моды всецело зависело от их могущественных клиенток, а знание их маленьких секретов помогало им в этом!


Вооруженные копиями «Les Modes», они просматривали последние творения великих кутюрье, таких как Пуаре, Ворт, сестры Калло, Жанна Пакен, Мадлен Шерюи и других, чтобы придумать гардероб, который бы затмил гардеробы не только друзей, но и врагов!

Прошли десятилетия, и эти ужасные журнальные изображения статичных женщин, где виден каждый шов и каждый стежок, были вытеснены более свободным и плавным стилем «Ар Нуво», где использовались новые фотографичные методы изображения.

Вместе с продавцом женщины выбирали гардероб на следующие шесть месяцев: нижнее белье, домашнюю одежду, платья для прогулок, варианты чередования в одежде, костюмы для путешествий на поезде или в машине, вечерние наряды для праздного времяпрепровождения, наряды для особых случаев, таких как Аскот, свадьба, посещение театра. Список можно продолжать бесконечно, здесь все зависело от размера вашего кошелька!

Гардероб дамы эдвардианского периода (1901-1910 г)

Начнем с нательного гардероба. Он состоял из нескольких предметов нижнего белья – дневная и ночная сорочки, панталоны, гольфы и нижние юбки.

Женщины начинали свой день с выбора комбинации, затем надевали s-образный корсет, поверх которого шел лиф-чехол.

Далее шел дневной ансамбль. Обычно это была утренняя одежда, выполненная в строгом стиле, которую можно было носить при встрече с друзьями или при совершении покупок. Как правило, она состояла из аккуратной блузки и клинообразной юбки, в прохладную погоду сверху надевался жакет.

Возвращаясь к ланчу, необходимо было быстро переодеться в дневной наряд. Летом это всегда была какая-либо колоритная одежда пастельных цветов.

К 5 часам вечера можно было, что с облегчением и делалось, снять корсет и надеть чайный наряд для отдыха и приема друзей.

К 8 часам вечера женщину снова затягивали в корсет. Иногда нижнее белье менялось на свежее. После этого шел черед вечернего платья для дома или, при необходимости, для выхода в свет.

К 1910 г. такие платья стали претерпевать изменения под влиянием работ Поля Пуаре, чьи атласные и шелковые наряды, навеянные восточными мотивами, стали очень популярны среди элиты. Большим хитом 1910 г. в Лондоне стали дамские шаровары в качестве костюмированного вечернего наряда!

В течение дня необходимо было также, по крайней мере, дважды в день менять чулки – хлопковые – для ношения днем – вечером менялись на красивые вышитые шелковые чулки. Нелегко было быть женщиной эдвардианского периода!

Эдвардианский силуэт – мифы и реальность.

Целью корсета [если верить иллюстрациям] было вытолкнуть верхнюю часть тела вперед, как у голубя, а бедра отвести назад. Однако, Мэрион МакНили, сравнивая иллюстрации с фотографиями женщин 1900-х г.г. в их повседневной жизни, предположил в «Foundations Revealed», что реальной целью s-образных корсетов была демонстративно прямая осанка, созданная для того, чтобы подчеркнуть изгибы бедер и груди посредством отведения назад плеч, в результате чего грудь приподнималась, а бедра округлялись.

Мое мнение по данному вопросу следующее: существует тенденция, как и на современных модных иллюстрациях, чересчур подчеркивать линии. Сравнение представленной выше картинки дома мод Lucille от 1905 г. с красивой естественной фотографией молодой женщины из Лондона, сделанной Эдвардом Самбурном, доказывает тот факт, что женщины не затягивали корсеты слишком сильно!

Скорее всего, это была идеализированная версия женщины эдвардианской эпохи того времени, популяризованная с помощью иллюстраций Чарльза Даны Гибсона, и открыток с девушкой Гибсона Камиллой Клиффорд, в результате чего у нас сформировалось крайне утрированное впечатление о женских формах эдвардианской эпохи.

Мода в платьях – 1900 – 1909 г.г.

Женщины стали носить жакеты в строгом стиле, длинные юбки [подол немного приподнят], полусапожки на высоком каблуке.
Силуэт постепенно стал меняться с s-образного в 1901 г. на линию ампир к 1910 г. Типичными цветами одежды на каждый день для женщины эдвардианского периода было сочетание двух красок: светлый верх и темный низ. Материал – льняное полотно [для бедных], хлопок [для среднего класса] и шелк и качественный хлопок [для высшего класса].

Что касается деталей, в Прекрасную Эпоху кружевные оборки сигнализировали о социальном статусе женщины. Многочисленные оборки на плечах и корсаже, а также аппликации на юбках и платьях.

Несмотря на запрет на ношение корсетов, женщины, особенно из нового среднего класса, стали ощущать большую социальную свободу. Стало вполне нормальным для женщин совершать путешествия за границу на велосипедах – например, в Альпы или Италию, что прекрасно запечатлено в мелодраматической картине «Комната с видом», снятой по книге Э.М. Форстера, которую он опубликовал в 1908 г.

Популярная повседневная одежда состояла из белой или светлой хлопковой блузы с высоким воротником и темной клинообразной юбки, начинающейся под грудью и спускающейся вниз до лодыжек. Некоторые юбки также вшивались в корсетное изделие от талии до места под грудью. Такой стиль: простая спортивная блузка и юбка – впервые появился в конце 1890-х г.г.

Часто на юбках существовал один-единственный шов, в результате чего даже самые безнадежные фигуры приобретали приятную стройность!

Юбки и платья шились в пол, но так, чтобы женщинам удобно было забираться в повозки. К 1910 г. подол стал короче и заканчивался немного выше лодыжки. Первоначально в силуэте блузок присутствовали объемные плечи, но к 1914 г. они значительно сократились в объеме, что, в свою очередь, привело к большей округлости бедер.

К 1905 г. с возрастающей популярностью автомобилей женщины, следящие за модой, стали осенью и зимой носить манто или полудлинное пальто. Такие пальто были очень модными, они шли от плеча и заканчивались ниже талии, что в длину составляло примерно 15 дюймов. В таком наряде, да еще в новой короткой юбке, которая даже не доходила до лодыжек, женщина выглядела очень смело! Если на улице было сыро или шел снег, сверху можно было накинуть пыльник, чтобы уберечь одежду от грязи.

Послеобеденное платье, несмотря на то, что было выполнено в различных пастельных оттенках и с многочисленной вышивкой, по-прежнему оставалось достаточно консервативным в 1900-х г.г., так как его надевали для посещения официальных обедов, на встречи и консервативные женские собрания – здесь дресс-код находился под влиянием женщин с викторианскими взглядами на жизнь!

Чайные платья, в которые женщины, если они находились дома, обычно облачались к 5 часам вечера, были превосходны: как правило, они были выполнены из хлопка, белые и очень удобные. Это было единственное время для женщины эдвардианской эпохи, когда она могла снять корсет и дышать нормально! Женщины часто встречали и развлекали друзей в платье для чая, ведь можно было позволить себе быть крайне неформальной!

В Британии эдвардианского периода женщинам предоставлялась возможность продемонстрировать свои самые лучшие наряды из Парижа во время Лондонского сезона, проходящего с февраля по июль. Начиная с Ковент Гардена, королевских приемов и частных балов и концертов, и заканчивая скачками в Аскоте, элита общества демонстрировала свои самые последние, самые лучшие и самые худшие наряды.

Вечерние платья в эдвардианский период были вычурными и вызывающими, с глубоким вырезом, который открыто демонстрировал грудь женщины и ее украшения! Вечерние платья в 1900-х г.г. шились из роскошного материала. К 1910 г. женщины стали уставать от крупных вечерних платьев, особенно это касается француженок, которые решили отказаться от шлейфов на платье и перешли на стиль ампир от Пуаре, навеянный «Русскими Сезонами».

В 1909 г., когда эдвардианский период уже подходил к концу, возникла странная мода на узкие юбки с перехватом ниже колен, чей приход также причисляют к Полю Пуаре.

Такие узкие юбки сильно стягивали колени женщины, что затрудняло движение. В сочетании с все более популярными широкополыми шляпами [в некоторых случаях их размер доходил до 3 футов], получившими свою популярность благодаря Люсиль – основной конкурентки Пуаре из Америки, начинало казаться, что мода перешла все грани разумного к 1910 г.

Прически и дамские шляпы в эдвардианский период 1900 – 1918 г.г.

Модные журналы того времени стали уделять огромное внимание прическам. Самыми популярными тогда считались кудри, завитые щипцами в стиле «Помпадур», так как это был один из самых быстрых способов укладки волос. В 1911 г. 10-минутная прическа «Помпадур» становится самой популярной!

На таких прическах хорошо держались удивительно большие шляпы, которые затмевали прически, к которым они были приколоты.

К 1910 г. прически в стиле «Помпадур» постепенно сменились на «Низкий Помпадур», которые, в свою очередь, с наступлением Первой Мировой Войны превратились в простые низко уложенные пучки.

Чтобы использовать преимущества данной прически, шляпки стали носить ниже, прямо на пучке, ушли широкие поля и яркие перья предыдущих лет. Нормы военного времени не одобряли подобных вещей.

«Русские Сезоны» 1909 г. – Ветер Перемен

К 1900 г. Париж был мировой столицей моды, а дома моды Worth, Callot Soeurs, Doucet и Paquin входили в список лидирующих имен. Высокая мода или от-кутюр — так называлось предприятие, использующее самые дорогие ткани для продажи их влиятельной элите Парижа, Лондона и Нью-Йорка. Однако стиль оставался прежним – линии Ампир и стиль Директории – высокая талия и прямые линии, пастельные краски, такие как зеленоватый цвет нильской воды, бледно-розовый и небесно-голубой, напоминающие чайные наряды и вечерние платья элиты общества.

Пришло время перемен. Этому предшествовали следующие события: влияние стиля «Ар Деко», возникшего из модернистского движения; наступление «Русских Сезонов», впервые прошедших в 1906 г. в форме выставки, организованной их основателем Сергеем Дягилевым, феноменальные выступления Русского Императорского Балета 1909 г. с их роскошными костюмами, навеянными востоком и созданные Леоном Бакстом.

Шаровары танцора Нижинского вызвали огромное удивление среди женщин, а мастер оппортунизма Поль Пуаре, рассмотрев их потенциал, создал гаремную юбку, которая на некоторое время стала очень популярной среди молодежи из британского высшего класса. Пуаре, возможно, под влиянием иллюстраций Бакста 1906 г. почувствовал необходимость в создании более выразительных иллюстраций для своих творений, в результате чего он привлек неизвестного тогда иллюстратора Поля Ирибо, работающего в стиле «Ар Нуво», для иллюстрирования своей работы «Платья Поля Пуаре» в 1908 г. Невозможно переоценить то влияние, которое эта работа оказала на возникновение моды и искусства. После этого два этих великих мастера работали вместе в течение двух десятилетий.

Возникновение современной моды – 1912 – 1919 г.г.

К 1912 г. силуэт приобрел более натуральные очертания. Женщины стали носить длинные прямые корсеты в качестве основы для плотно облегающих дневных нарядов.

Как ни странно, короткое возвращение в прошлое в 1914 г. было просто ностальгией: большая часть домов моды, включая дом моды Пуаре, представили временные стильные решения с турнюрами, обручами и подвязками. Однако желание перемен было уже не остановить, и к 1915 г. в разгар бушующей кровавой войны в Европе сестры Калло представляют совершенно новый силуэт — не окольцованную женскую сорочку поверх прямого основания.

Другим интересным нововведением в первые военные годы стало появление блузы, совпадающей по цвету – первый шаг на пути к повседневному стилю, которой было суждено стать главным элементом женского костюма.

Коко Шанель обожала женские сорочки или платья покроя «рубашка» и благодаря своей любви к популярной американской куртке или матросской блузе [блуза свободного покроя, подвязанная поясом] – она адаптировала джемпера, носимые моряками в популярном приморском городке Довиль (где она открыла новый магазин), и создала женский кардиган с выразительными ремнями на каждый день и карманами, который стал предвестником модного образа 1920 г. за 5 лет до того, как это стало нормой.

Как и Шанель, другому дизайнеру Жанне Ланвин, которая в данный период специализировалась на одежде для молодых женщин, также нравилась простота женской сорочки, и она приступила к созданию летних платьев для своих клиенток, которые возвестили уход от ограничивающих движение платьев.

Начало Первой Мировой Войны в 1914 г. не положило конец международным показам парижских коллекций. Но, несмотря на попытки редактора американского журнала «Vogue» Эдны Вулман Чейз организовать благотворительные мероприятия в помощь модной французской индустрии, Париж был вполне оправданно обеспокоен тем, что Америка, будучи конкурентом Парижа, намерена тем или иным способом извлечь выгоду из создавшейся ситуации. Если вам повезло иметь модные французские винтажные периодические издания того времени, такие как «Les Modes» и «La Petit Echo de la Mode», обратите внимание на то, что в них редко можно найти упоминание о войне.

Тем не менее, война шла повсюду, и женские платья, как и в 1940-х г.г., по необходимости, стали более военными.

Одежда стала разумной – куртки строгих линий, даже теплые полушинели и брюки приобрели особые женские очертания, если их носили женщины, которые помогали на войне. В Британии женщины присоединялись к добровольческим медицинским отрядам и состояли в службе медицинских сестер СВ. В США существовал резерв женского вспомогательного состава МП, а также специальные женские батальоны.

Такие военные группы были предназначены для женщин высшего класса, женщины же из рабочего класса в разных странах, особенно в Германии, трудились на военных заводах. В результате такой встряски социальных классов, когда бедные и богатые, мужчины и женщины все вместе, как никогда раньше, выросло такое явление, как эмансипация в женском платье.

1915 — 1919 г.г. – Новый силуэт.

Это было время фигуры в стиле «Ар Нуво»

Теперь акцент в женском белье делался не на придание форм женской фигуре, а на ее поддержку. Традиционный корсет превратился в бюстгальтер, который теперь стал незаменим для более физически активной женщины. Первый современный бюстгальтер появился благодаря Мэри Фелпс Джейкоб, это свое творение она запатентовала в 1914 г.

На смену традиционному лифу пришла мода на завышенную талию, подвязываемую красивым широким поясом-шарфом. Использовались такие ткани, как натуральный шелк, лен, хлопок и шерсть, также стал применяться искусственный шелк – саржа, габардин (шерсть), органза (шелк) и шифон (хлопок, шелк или вискоза). Благодаря молодым дизайнерам, таким как Коко Шанель, в жизнь стали входить такие материалы, как джерси и деним.

В 1910г. появился горизонтальный взгляд на дизайн платьев. В качестве альтернативы использовались вертикальные накидки, такие как популярные куртки-кимоно от Пуаре, которые надевались поверх комплекта из жакета и юбки строгих линий. Подол повседневной одежды находился на уровне немного выше лодыжки; традиционная длина в пол у вечернего платья начала немного приподниматься с 1910 г.

К 1915 г. вместе с появлением юбки-клеш (известной также как военный кринолин), сокращением длины одежды, а, следовательно, и с появлением видимой теперь обуви стал проявляться и новый силуэт. Обувь на шнуровке и с каблуком стала приятным дополнением моделей на зиму – бежевые и белые цвета присоединились к обычно черным и коричневым краскам! С развитием военных действий из коллекций стали исчезать вечерние платья, а также одежда для чая.

Аннет Келлерман – революция в купальниках

Дизайны купальников эдвардианского периода привели к свержению общественных нравов, когда женщины на пляже стали демонстрировать свои ноги, хоть и облаченные в чулки.

Если не принимать во внимание австралийцев, особенно австралийскую плавчиху Аннет Келлерман, которая, в некотором роде, произвела революцию в купальниках, то нужно отметить, что купальные костюмы менялись постепенно с 1900 по 1920 г.г.

Келлерман вызвала настоящий переполох, когда по прибытии в США она появилась на пляже в плотно облегающем тело купальнике, в результате чего она была арестована в Массачусетсе за непристойное обнажение. Суд над ней стал поворотным моментом в истории купального костюма, а также помог избавиться от устаревших норм, в результате которых она была заключена под стражу. Она создала образ для красоток в купальниках от Max Sennett, а также стандарты для сексуальных купальников от Jantzen, которые появились позднее.

Рождение образа платья-чарльстон

Трудно точно определить, когда появился стиль платья девчонки-сорванца с низкой талией, ставший нормой к 1920 г. Здесь притягивает внимание образ матери и дочери, созданный Жанной Ланвин в 1914 г.

Внимательно посмотрите на маленькое прямоугольное платье дочери с заниженной талией, и вы узнаете образ платья-чарльстон, которое будет доминировать лишь несколько лет спустя!

Черный цвет был стандартным цветом во время Первой Мировой Войны, и миниатюрная Коко Шанель решила взять максимум от него и других нейтральных красок, а также от моделей одежды военного времени, а благодаря любви Шанель к простоте и было создано платье-рубашка с поясом на низкой талии, модели которого были продемонстрированы в «Harpers Bazaar» в 1916 г.

Эта ее любовь к более спортивным и повседневным платьям начала быстро распространяться от приморского городка Довиль, где она открыла магазин, в Париж, Лондон и дальше. В издании « Harper’s Bazaar» 1917 г. было замечено, что имя Шанель просто не сходит с уст покупателей.

Звезда Поля Пуаре начала тускнеть с наступлением войны, и когда он вернулся в 1919 г. с многочисленными красивыми моделями в новом силуэте, его имя уже не вызывало такого восхищения. Случайно столкнувшись с Шанель в Париже в 1920 г., он спросил у нее:

«Мадам, по кому вы носите траур?» Шанель носила свои фирменные черные цвета. Она ответила: «По вам, мой дорогой Пуаре!»

В двадцатом веке произошло множество событий, было сделано очень много открытий, которые впоследствии перевернули мир. Коснулось это и моды. Благодаря событиям того времени мы в наши дни видим женщин в брюках и купальниках, что когда-то было совсем непозволительно, но, интересно, что за модные "перевороты" произошли именно в начале 20 века?

Особенности моды в начале 20 века

К началу 20 века оставались те же особенности моды, что и в конце 19 века. была не совсем удобна. К этому времени барышни носили платья в пол, модны были еще высокие шляпки и прически, тяжелые меховые манто. Дамы до начала века еще носили низкие неудобные корсеты, которые могли достигать обхвата в 45 сантиметров в талии и могли тем самым губить здоровье, что являлось последней каплей перед полным отказом от данного атрибута одежды. Требовалось что-то менять, и к тому времени как раз начали происходить многие изменения в моде.

Самые первые года 20 века еще сохраняли отголоски конца предыдущего века. Дизайнеры следовали стилю модерн, который властвовал в искусстве. Женщина представлялась как очень женственное, воздушное и неприземленное создание.

Женская мода начала 20-го века

Но все же кое-какие новшества начали появляться в самом начале в 1900 года. Если раньше женщины носили А-образные по форме платья, то в первом десятилетии они сменились на более прилегающие к бедрам наряды. А неудобные корсеты с низкой талией сменились сначала мягкими корсетами с высокой талией, а потом и вовсе перестали использоваться. Также до 1906 года были популярны очень широкие сверху рукава, которые сужались к локтям и до запястья. Такие произошедшие изменения очень изменили вид женщин.

Очень долгая мода на "песочные часы", которые заключались в пышных бедрах, очень узкой талии и пышной груди, вида которого женщины и пытались достичь с помощью одежды, сменилась модой на более "прямоугольный" и упрощенный силуэт. Неудобная, а порою жертвенная красота, сменялась с каждым разом практичностью и удобством, поэтому прекрасная половина человечества встречала нововведения с абсолютной поддержкой и интересом. Ко второй половине десятилетия, после исчезновения корсета, талию подчеркивали лентами. Длинные платья до пола укоротились до лодыжек.

Модельеры значительно упростили силуэт одежды для женщин, сделав его более прямым. Платья шились уже с широкой талией или совсем неприталенными.

Была популярна спортивная одежда, которая представляла собой удобные платья для различных видов активной деятельности. Получили свою популярность также мотоциклетная вуаль, надевающаяся при вождении автомобиля, и шляпа-канотье для прогулок на велосипеде, для игры в теннис и многого другого.

Аксессуары

Поменялась мода и на женские сумки. В начале столетия еще носили маленькие сумочки, а вот спустя несколько лет они стали больше и вместительнее.

Особый акцент в образе делался на шляпке. Дамы любили носить модели с широкими полями с разнообразными украшениями в виде перьев, лент, бисера. Шляпа - неотъемлемый аксессуар любой модницы. К концу века в моде были шляпы со свисающими вниз полями, закрывающими немного лицо.

Обувь была узкой на невысоком каблуке и тоже украшалась лентами и различными пуговицами.

Ювелирные украшения тоже подверглись изменениям: замысловатые узоры сменились ровной поверхностью, драгоценные камни стали заменять полудрагоценными камушками и эмалью, стал чаще использоваться фарфор. Другими словами, ювелирные украшения стали проще и сдержаннее.

Прически и макияж

В моде была аристократическая бледность, которую девушки старались максимально подчеркивать с помощью пудры и всевозможных средств отбеливания кожи (например, лимонный сок). Макияжа наносили по минимуму. Помадами пользовались, но цвет должен был быть совсем неярким. Глаза подчеркивались небольшим количеством теней. Яркий макияж считался дурным тоном.

Была очень модна прическа, именуемая "марсельской волной", которую придумал Марсель Грато. С помощью горячих щипцов делалась аккуратная волна на волосах.

Благодаря немому кинематографу в моду в 1909 году вошли короткие стрижки, а их популярность продержалась долго благодаря Первой мировой войне, когда женщины, помогая раненым в госпиталях, попросту не могли ухаживать за своими волосами.

Начало прошлого века подарило миру известные теперь всем прически - "каре" и "гарсон".

Но длинные волосы были в моде наравне с короткими. Девушки любили распущенные локоны (прямые или завитые) собирать сзади в узел.

Детская мода

Девочки того времени носили платья до колен по типу, что и у взрослых женщин, которые своей отделкой очень напоминали ночные рубашки. Для удобства игр появились на платьях рукава по локти. А в качестве обуви носили черные туфли или ботинки на пуговицах или обшитые кружевами.

Носили также шерстяные чулки или гетры и перчатки.

Мужская мода

Значительный вклад в историю моды внес бывший торговец зонтиками - уже упомянутый Поль Пуаре, впоследствии ставший великим дизайнером. Именно он упростил платья, убрав в них нижнюю юбку-подкладку и корсет. И именно он укоротил юбки до лодыжек. Дизайнер также значительно украсил верхнюю одежду, ведь до него она при всем своем качестве не отличалась между собой разнообразием. выпустил коллекцию пальто в славянском стиле, которые различались между собой фасонами и отличались красотой узоров, украшений.

Жанна Пакен - первая женщина-кутюрье. Она вместе со своим мужем Исидором Пакеном создала Дом мод, имеющий небывалый успех. Наряды ее коллекций носили модницы по всему свету.

Русская мода начала 20 века

Что же происходило с одеждой в славянском мире тех времен? Женская мода начала 20 века в России попала под значительное влияние стиля модерна и в целом подвергалась почти тем же изменениям, что и в Европе. Также менялся силуэт с узкой талией, но пышной грудью, на более прямоугольный и более облегающий.

Были популярны модные журналы, такие как "Новейшие моды", "Парижские моды". Были известные даже русские дома моды. Существует множество фото начала 20 века. Мода в Российской Империи шла в ногу с мировой модой.

Но помимо влияния Европы, русская мода значительно подвергалась веяниям японской из-за Русско-японской войны. Особенно это заметно в прическах модниц, которые благодаря волосам пытались создать на голове высокий пышный подъем по типу причесок японских гейш.

Еще мода русских женщин отличалась от европейской более яркими разнообразными цветами. Платья были достаточно цветными, в отличие от сдержанных цветов европейских нарядов. В них еще было больше декора, чем в западных. Платья могли обшиваться крестиком, гладью, большим количеством кружев и многим другим.

Меха оставались популярными. Дамы зимой часто носили муфты.

Стоит упомянуть известных личностей, внесших вклад в русскую моду. Например, француз по происхождению Рене Бризак создал самый известный дом Моды в Петербурге. А Ольга Бульбенкова создала мастерскую, где делались роскошные платья, где даже шились наряды императриц того времени. Было еще множество модельеров в Российской Империи.

Заключение

Начало двадцатого века повлекло за собой значительные изменения в моде. Утяжеленность и закрытость нарядов сменили простота и легкость. Дамы перестали носить неудобные корсеты, платья стали более короткими, легкими, облегающими, с менее выраженной талией, но остались такими же женственными и красивыми под стиль модерн. Упростились даже украшения, но декор платьев и шляпок оставался все так же очень разнообразным и интересным: различные кружева, бисер, перья, ленты.

В начале 20 века произошел пик, когда по всему миру стали известны крупные дома Моды и великие дизайнеры, которые своими коллекциями и нарядами поражали модниц со всего мира.

Русская мода многое переняла из европейской, однако и европейская мода взяла много что от русской. Например, пальто, обшитые в славянском стиле.

Произошли значительные изменения, за которыми следовали последующие модные "революции" 20 века, благодаря которым мы в наши дни видим одежду такой, какая она есть: простой и удобной.

Жизнь молодой француженки или англичанки конца XIX века была ой как не легка. Куда ни глянь - сплошные запреты. Выходить одной на прогулку - нельзя, оставаться наедине с мужчиной тоже. Даже на пять минут. Даже, если это твой жених. Много говорить в гостях - нельзя, демонстрировать знания в сфере точных наук - упаси Боже! Вдоволь разрешалось лишь вальсировать на балах, краснеть и импозантно падать в обморок. Последнее, при моде на корсеты с талией в 45 сантиметров и тяжелые меховые манто, европейские девушки исполняли легко и непринужденно.

Повседневные наряды европейских дам


Строгим правилам этикета был подчинен весь гардероб молодых модниц. Днем полагалось надевать пальто или тальмочку только темных оттенков, вечером - светлых. К каждому виду верхней одежды прилагалась своя шляпка и перчатки. Первую хранили в металлических котелках, вторые - в персональных картонных футлярах. Неудивительно, что полдня у местных красавиц уходила на подбор и надевание нарядов, а оставшиеся полдня - на демонстрацию их окружающим. Это было неторопливое время роскоши.


Из томного мира мехов и кринолина европеек выдернул парижский торговец зонтиками Поль Пуаре. Прирожденный портной, он в своей мастерской шил куклам одежду из остатков зонтичной ткани, а в 1905 году бросил торговлю и открыл собственное ателье. Пуаре избавил платья европейских барышень от нижних юбок и корсетов, создав легкие повседневные комплекты, которые можно было надевать без помощи горничных и ассистенток. И особое внимание Поль уделил пальто.


Дело в том, что верхняя одежда того времени не могла похвастаться разнообразием фасонов и отделки (при бесспорной роскоши и великолепии материалов): меховые накидки «на выход», черные, пепельные и бежевые пальто-пелерины на каждый день - пожалуй, все. Модельеры не желали экспериментировать с теплыми изделиями, ведь в начале XX века респектабельные дамы мало дефилировали по бульварам, проводя время в интерьерах светских салонов. Поняв, что ниша женской верхней одежды пустует, Пуаре вдохновлено принялся ее заполнять. И «музой» дизайнера стали «Русские сезоны» Сергея Дягилева.

После того, как великий импресарио в 1909 году привез в Париж постановку нашего балета «Борис Годунов», Поль Пуаре создал коллекцию пальто в славянском стиле: меховая оторочка, вставки из кружева ручной работы, цветочные узоры, отделка бисером и жемчугом. Самыми престижными аксессуарами к верхней одежде стали сибирские соболиные шапки, каракулевые горжетки и муфты. Такого модный Париж еще не носил.





Пока в женском гардеробе правил балом разудалый русско-персидский стиль, в мужской моде равнялись на сдержанный Лондон и Вену. В теплое время года джентльмены надевали суконные черные или бархатные темно-синие куртки, осенью и весной - классические пальто. Кстати, само слово «пальто» в Европе начала XX века практически не употреблялось, этот вид мужской одежды называли по именам ее изобретателей: честерфилд, спенсер, ольстер и т.д.


Богатые же длиннополые шубы из хорька, белки и рыжей лисы, родившиеся во времена американской «золотой лихорадки» и пользовавшиеся бешеной популярностью романтиков всего северного полушария в 1860-1890 годах, к началу XX века потихоньку канули в лету.

1911-1920. Трикотажная революция Коко Шанель

Первая ировая война 1914-1918 года перекроила верхнюю одежду европейцев, внеся в обиход мужчин практичные пальто на теплой подкладке и плащи типа реглан . Женщинам достались разноцветные дождевики, трикотажные и кожаные куртки от Коко Шанель. Одежда теперь не подчеркивала фигуру, а, наоборот, скрывала ее. На первое место вышла доступность ткани и практичность модели.


Роскошь должна быть удобной, в противном случае это не роскошь, - говорила Коко, стаскивая с головных уборов своих клиенток страусиновые перья. Позже, приучив француженок носить аккуратные маленькие шляпки, модистка взялась и за верхнюю одежду. Придуманная ею трикотажная куртка-труакар стала своего рода революцией в мире моды, ведь раньше джерси был непопулярным материалом и использовался исключительно для нижнего белья! А Коко рискнула купить у производителя километры этой ткани и сшила из нее партию мягких и легких курток с большим воротником и удобными накладными карманами. И никто не упал в обморок: «Ах, это слишком дешевая ткань!», «Ах, труакар не прикрывает коленки!» Наоборот, женщины, которым в войну пришлось забыть про балы и размеренные салонные вечера, на ура приняли простую и практичную вещь, не требующую ежедневной глажки. Тем более что Коко, снискавшая к тому времени авторитет среди европейских модниц, сама с гордостью носила свои изделия.


Кроме этого, Шанель беззастенчиво «грабила» мужчин, преображая фасоны одежды, используемые ими во время спортивных состязаний: скачек, гольфа, охоты. Так, именно Коко «вывела в свет» кожаную куртку жокея, которую до этих времен считали исключительно рабочей одеждой. Рыбацкие прорезиненные плащи она раскрасила в розовые, белые и синие цвета, и они тут же разъехались по миру, став любимой одеждой работающей молодежи не только в Европе, но и в США, Латинской Америке.


Простые, удобные и одновременно вызывающие вещи смелой француженки приводили в восторг самого Поля Пуаре. Впрочем, он редко в этом признавался, чаще укоряя Коко за любовь к черному цвету.

У вас траур? - вопрошал он.
- Да, - смеялась Шанель. - Я скорблю по вашим персидским пальто! Они так мало продержались на олимпе.

А вот русскую коллекцию Поля дизайнер любила и к 20-м годам сама увлеклась мотивами «а-ля рюс», предложив женщинам, соскучившимся по роскошным одеждам, приталенные пальто, окаймленные мехом бобра и кролика. На дорогую пушнину денег не было ни у Шанель, ни у переживших войну француженок.

1921-1930. Траншейное пальто на улицах Парижа

Европа оправилась от ужасов Первой мировой войны и танцует свинг. Эмансипированные дамы поступают в университеты, курят, примеряют брюки и делают стрижки «паж», а мужчины равнодушно взирают на все это из окон линкольнов и фордов.

В моде царит полное сумасшествие. Солдаты, воевавшие в чужих странах, привезли домой в качестве трофеев много заморских «штучек»: североамериканские меха, турецкие платки, русские расписные шали, пояса и накидки из Марокко и Туниса. Новые фасоны, необычная отделка, чужестранные узоры вдохновили европейских модельеров на новые коллекции, где различные культуры переплетались и сливались друг с другом. Недаром 20-е годы XX века стали временем модных экспериментов, взбалмошных и новаторских идей.



Пьер Карден, например, вывел на мировые подиумы кейп - пальто без рукавов, итальянка Эльза Скиапарелли предложила носить пальто с перекинутым через плечо объемным меховым шарфом, а Рене Лакост, один из сильнейших теннисистов того времени, пропагандировал повседневное использование спортивных пиджаков, которые в гардеробах некоторых модников вскоре сумели вытеснить летние плащи и фраки.



Но бесспорным лидером в верхней одежде европейцев в то время стал легендарный тренчкот Томаса Брёдберри.

Англичанин Томас не был скромником, а потому, изобретя в 1901 году легкий габардиновый плащ, тут же дал объявление об этом во все лондонские газеты: «Тренч Бёрберри - идеальная одежда для Британских колоний и Индии. Не боится проливных дождей, ветра и колючих кустов».

Неудивительно, что новинку тут же взяли на вооружение военные, облачив в габардин своих офицеров во время Первой мировой войны. Те, в свою очередь, дали плащу новое название - тренчкот, что значит « траншейное пальто».


С 1914 по 1918 год компания Брёдберри пошила полмиллиона тренчкотов, что принесло марки огромную популярность. Прикоснуться к легенде мечтали многие, и если мужчины могли носить армейские тренчи, то женщины, накрасив губы роковой ярко-красной помадой, требовали для себя более легких моделей. Женщинам вежливый англичанин отказать не мог и вскоре наладил производство габардиновых пальто для дам. От мужских моделей они отличались размерами, более мягкой тканью и изяществом фурнитуры. В остальном модели были один в один. Карикатуристы высмеивали модников и модниц за такое сходство фасонов верхней одежды, а те, в свою очередь снисходительно объясняли ретроградам преимущества нового стиля - унисекса.


В целом, 20-е годы XX века стали отправной точкой современной моды. Именно тогда зародились фасоны и стили, актуальные по сей день. Одежные тенденции США и Европы постепенно слились и зашагали в ногу, СССР торопливо поспевал за ними (насколько удачно, читай в материале «Мода СССР»). Меха, обожаемые красавицами начала века, остались преимущественно на шапках и воротниках пальто, модное человечество взяло курс на точность линий и безупречный крой.


В отличие от Европы, предпочитавшей блеклые, приглушенные тона в одежде, в России были популярны насыщенные, глубокие тона малинового, лилового, всех оттенков красного… Эта особенность русского вкуса продиктована, прежде всего, климатом и географией нашей страны. На фоне долгой мрачной зимы и неброской русской природы, мы всегда будем любить яркие цвета и богатый декор , восполняя таким образом недостаток солнца и яркости красок окружающего мира. Именно поэтому на отечественной почве плохо приживаются идеи минимализма - не только в одежде, но и в архитектуре и других видах визуальных искусств.

Одевались "богато" в России как в столицах, так и в провинциальных городах. Центрами провинциальной моды становились крупные промышленные центры - славились модницы Киева, Харькова, Одессы, Риги, Вильно, Казани, Самары… В этих городах было не только множество модных ателье, но и шляпниц, обувных производств, ювелиров…
Россия в эти годы была крупнейшим поставщиком текстиля в азиатские страны - русские ситцы продавались в Оттоманскую империю (Турцию), Иран и Китай. На весь мир славились ткани Трехгорной мануфактуры , Прохоровских мануфактур, фабрики Цинделя и многих других. Набивные ткани этих производителей шли как на экспорт, так и на внутренний рынок. В период 1900-х гг. в набойках тканей использовались мотивы господствовавшего тогда стиля модерн - ирисы, маки, анютины глазки, шиповник.
Русские изделия той поры отличает многодельность и большое количество ручной работы. Швейные машинки были завезены в Россию в 1855-м г. фирмой Зингер и широко использовались даже в деревнях, но ручной декор непременно сопутствовал созданию всякого предмета одежды.
В ту эпоху женщине выйти на улицу без головного убора было совершенно невозможно. Шляпа была главным аксессуаром русской модницы той поры, как, впрочем, и европейской. Любимым декором шляп были перья - поэтому они импортировались в таком огромном количестве, о чем было сказано выше. Главным требованием к шляпке той поры было то, чтобы она едва касалась прически, и было совершенно незаметно, как она прикреплена. Декор также стремился к достижению эффекта невесомости - птичка на шляпке должна была выглядеть так, будто она сию минуту готова вспорхнуть и улететь.

Наиболее высоко ценились перья страуса, цапли и райской птицы. Шляпа с декором из таких перьев стоила очень дорого, что далеко не все могли себе позволить, поэтому в ход шли и перья отечественных птиц - чайка, орел, куропатка, лесные и даже домашние птицы.
Еще одним способом обзавестись шляпкой подешевле была ее покупка с рук на блошином рынке. Купленные там вещи - не только шляпки, но и платья - перешивались, перекрашивались и отделывались так, чтобы соответствовать своей новой хозяйке. Одним из популярнейших блошиных рынков в Москве был Сухаревский, куда свозились бывшие в употреблении вещи из богатых домов. Размер шляпы имел в 1900-е гг. очень сильную тенденцию к увеличению, а силуэт представлял собой шляпу с очень широкими асимметрично изогнутыми полями. Для удержания этой формы в шляпу помещался проволочный каркас. К концу 1900-х гг. шляпы стали настолько огромными, что превратились в мишень для карикатуристов; они напоминали огромные бельевые корзины, наполненные перьями.
Шляпные мастерские того времени работали по принципу ремесленной школы - владелица такой мастерской брала в обучение с проживанием девочек из малообеспеченных городских и деревенских семей. Постепенно они осваивали все технологические операции и секреты этого ремесла, начиная, конечно, с самых простых. В результате знаменитыми шляпницами становились самые талантливые и одаренные из мастериц, а все остальные, не блиставшие особыми способностями, были, тем не менее, грамотными специалистами, профессионально владевшими своим ремеслом.

Количество шляпных ателье в столичных и провинциальных городах просто не поддается учету - их было великое множество. Некоторые из них были особо именитыми и славились по всей России, например, шляпное ателье "Вандраг", которое находилось в Москве, на Петровке.

Другим характерным аксессуаром дамы того времени был лорнет - очки тогда считались принадлежностью "синих чулок" и им подобных эмансипе. Зонтик от солнца - также непременный дамский аксессуар того времени, предохранявший его владелицу от загара, ибо, как уже говорилось выше, непременным требованием к внешности тогда была "аристократическая бледность". Наиболее выдающиеся экземпляры таких зонтиков представляли собой настоящее произведение декоративно-прикладного искусства, отделывались вышивкой и кружевом, имели драгоценные ручки. Лучшие магазины зонтиков были на Невском проспекте в Петербурге и на Кузнецком мосту в Москве.
Все дамы в 1900-е гг. пользовались веерами. Это было обусловлено вполне прозаическими причинами - освещение было свечным или масляным, соответственно, чем ярче было освещено помещение, тем в нем было жарче. С массовым переходом на электрическое освещение необходимость в веере отпала, и он навсегда ушел из модного обихода в 1910-е гг. Декор вееров выполнялся в стилистике модерна, характерными их чертами были неровный край и излюбленные цветочные мотивы модерна - маки, ирисы и т.п. После Русско-японской войны 1905 г. в большую моду в России вошло все японское, соответственно, и веера стали часто декорироваться в японском стиле.


Очень популярны были перьевые веера - от самых недорогих, из петуха, которые носили горничные, до роскошных, из страуса. Страусиные веера изготавливались на драгоценном черепаховом каркасе и отделывались бриллиантовым шифром с монограммой владелицы. Все дворянские семьи в России имели свой герб и корону, которые охотно использовался в декоре различных аксессуаров - дамских сумочек, портмоне, вееров, печаток и перстней.
Русская обувь этого времени была, в основном, отечественной. Крупными обувными центрами были Москва, Петербург и Казань. Для дизайна обуви этого периода был характерен французский каблук, или каблук-рюмочка и заостренный нос. Как и у всех остальных составляющих модного туалета, особым характерным признаком русской обуви была богатая отделка бисером, вышивкой, жемчугом и т.п. Вышивка золотом по коже была очень трудоемкой, требовала значительных физических усилий, поэтому ее выполняли мужчины.


В 1900-е гг. в России была широко распространена торговля по почте , чем с удовольствием пользовались жительницы удаленных от столиц городов. Высылая денежный перевод и описание параметров покупки, они заказывали и получали по почте корсеты, зонтики, шляпки, туфли и многие другие необходимые модные предметы. Таким образом столичные моды практически немедленно достигали самых дальних окраин империи - Дальнего Востока, Сибири, Средней Азии и т.п.
Скорейшему распространению модных тенденций и новинок способствовало и то, что в России 1900-х гг. издавалось более десяти отечественных журналов мод - "Дамский мир", "Парижские моды для русских читателей", "Современная женщина" и др. В этих журналах содержались не только последние модели одежды, но и советы по приобретению модных аксессуаров, выкройки, рисунки вышивок и т.п. В 1910-х гг. появились первые цветные журналы, а в 1900-х они все были черно-белыми. Помимо отечественных, в России продавались и все иностранные модные журналы.

вечерние накидки 1900-20 годы:



Модница 1900-х гг. могла переодеваться до шести раз за день - начинался день с пеньюара, затем наступал черед домашнего платья, после чего прогулочного, затем визитного, чайного, обеденного, и, наконец, бального или театрального - в зависимости от планов на вечер. Фактически все время светской женщины было посвящено смене туалетов и украшению себя. Разумеется, это предполагало не только пользование услугами модисток, шляпниц и т.п., но и наличие штата прислуги, в т.ч. домашних прачек и гладильщиц.
В каждом доме не только богатом, но даже и среднего достатка, обязательно была хотя бы одна прачка, которая стирала и крахмалила все - от белья до дневных платьев, а также детское и мужское; и другая, которая все это гладила. Для кухонных забот существовала кухарка, для остальных домашних работ - горничная. Воспитание детей было поручено сначала няне, а затем гувернантке и домашним учителям.
В 1900-е гг. в России было принято подолгу носить траур. По смерти близкого родственника - супруга, родителя, брата - траур носился в течение года. Поэтому существовала определенная мода на черные, траурные детали, аксессуары, платья. Траур подразделялся на полный, глубокий траур, который носился год; полутраур, соблюдавшийся полгода; и четвертичный траур, во время которого допускалось вместо черного носить серое и лиловое. Четвертичный траур соблюдался по родственнику не очень близкому, например, кузену или племяннику. Но вдова, в соответствии с правилами приличия, должна была относить черное в течение года без малейших послаблений.
Ювелирные украшения тоже делились на обыденные и траурные. Бриллианты во время траура носить не полагалось, траурными считались черные украшения из каменного угля и весьма популярные в то время плетеные украшения из волос.
Находившаяся на экономическом подъеме, богатая Россия 1900-х была очень привлекательна для всевозможных западных звезд, которые охотно приезжали сюда на гастроли. Блестящие европейские красавицы, актрисы и певицы, привозили с собой европейские модные тенденции, западные представления о красоте и образе жизни.
Одной из таких блистательных дам, востребованных в 1900-е гг., была итальянская певица, сопрано Лина Кавальери . Она часто и охотно приезжала с гастролями в Петербург, где пользовалась большим успехом и получала богатые подарки. Ее роскошные туалеты и драгоценности всегда служили темой для обсуждения в прессе.


Модным в России и в Европе того времени украшением был эсклаваж - украшение, которое носилось на бархатной ленте на шее. Для тех, кто не мог себе позволить настоящих драгоценностей, выпускались их имитации. Искусственный жемчуг, который делался из воска, покрытого эмалью, пользовался широкой популярностью, как и стразы, т.е. имитация бриллиантов.
Вызывающая и выставляемая напоказ роскошь этих дам полусвета служила предметом обсуждения в прессе и в обществе. Их туалеты и драгоценности стоили целые состояния, и основная масса населения, даже и принадлежащая к зажиточным слоям, конечно же, не могла себе этого позволить. На многочисленных фото того времени, сохранившихся в архивах и частных собраниях, перед нами предстают обыватели, одетые гораздо проще, чем эти шикарные женщины - очень добротно, но не слишком модно. Немалую роль в этом играло и православие - господствующая в России религия. В соответствии с православными представлениями о морали женщинам не пристало носить вещи слишком открытые, например, очень декольтированные платья, и вообще выставлять напоказ свою фигуру.
Обыватели вели скромный и экономный образ жизни. Обывательница, в отличие от светской дамы, переодевалась в течение дня не шесть раз, а только два. Платья часто обновлялись, перешивались и перекралшивались из старых; но в общих чертах следовали основным тенденциям моды того времени.


Революция 1905 г. в России стала началом женской эмансипации. Женщина начинает критически оценивать отведенное ей в обществе место. На волне этих настроений хорошо воспринимается идущая из Европы тенденция к упрощению кроя и отделок, и в моду начинает вторгаться прямая линия. Подкреплялась эта тенденция и повсеместным распространением швейных машинок, которые в ту пору были только прямострочными. Мода становится как более практичной, так и более демократичной.
Однако ручная работа не утрачивает своей популярности и в этот период. Мастерские при многих монастырях специализируются на уникальной отделке белья и верхней одежды.
В этот период в России были крупные производители белья, имевшие хорошие продажи. В частности, в Москве одной из самых знаменитых фирм по производству белья была фирма "Братья Альшванг" , чье белье высоко ценилось и отличалось отменным качеством. Белье разделялось по ассортименту изделий, их цене и качеству. Были отдельные мастерицы-корсетницы; те, которые шили только панталоны или лифчики под корсет, ночные рубашки или нижние юбки . Женское белье в России, как и во всем мире, было в 1900-е гг. очень объемным, а его отделка варьировалась в зависимости от покупательной способности клиентки.

Цветное белье носили только публичные женщины, приличные женщины носили белье исключительно белое и чулки белые, черные или розовые. Женщины-ученые носили синие чулки, благодаря чему и появилось известное идиоматическое выражение. Телесного цвета в белье не существовало до начала 1920-х гг. Все чулки были длиной до колена, как современные гольфы, и носились на подвязках, крепивших их под коленом. Сверху носились закрывающие колено панталоны, пышные и отделанные шитьем. Панталоны делились на закрытые и открытые, т.е. не сшитые по центральному шву, что позволяло отправлять естественные потребности, не снимая весь костюм.
Поверх панталонов носились нижние юбки - хлопчатобумажная и шелковая, из тафты специального сорта, которая придавала туалету шуршание. Считалось, что по-настоящему шикарное платье должно шуршать, издавая характерный звук "фру-фру" - упоминание об этом можно встретить, например, у Толстого в "Анне Карениной". Хлопчатобумажные нижние юбки были белыми, а шелковая должна была быть в тон ткани платья, потому что ее было видно из-под подола.
Корсеты делились на повседневные и праздничные. Зашнуровать корсет самостоятельно было невозможно, для этого необходима была помощь горничной. Или мужчины…