Основным условием положительного переноса двигательного навыка является. Теодор еске-хоинский - последние римляне

Взаимодействие навыков

Когда человек овладевает каким-нибудь видом деятельности, то у него обычно вырабатывается система навыков, причем новые навыки накладываются на ранее сложившиеся, которые оказывают положительное или отрица­тельное влияние на формирование нового навыка.

Положительное влияние ранее выработанных навыков на овладение новыми называется переносом. Перенос отмечается во всех видах навыков. Давно подмечено, что человек, научив­шись писать левой рукой, без длительных упражнений может писать и правой. Эта особенность моторных навыков использу­ется при обучении хирургов, когда студента учат выполнять операцию одной левой рукой, и он научается успешно выпол­нять действия обеими руками. Так же можно научить рисовать симметричные фигуры одновременно двумя руками. Упражнения в различении силы звука улучшают способность к различению оттенков серого цвета. Усвоить второй иностранный язык легче, если сложились навыки работы над одним языком. В школьном обучении постоянно можно наблюдать перенос навыка решения задач из математики в физику, химию и наоборот. Навык ана­лиза литературного текста переносится на другие учебные тексты,

Отрицательное влияние выработанных навыков на овладение новыми или отрицательное влияние формируемых навыков на уже имеющиеся навыки называется интерференцией. Интерфе­ренция - такое же всеобщее явление при выработке навыков, как и перенос.

Исследования Б. Ф. Ломова показали, что при обучении чертежному шрифту учащиеся заменяли некоторые буквы этого шрифта печатными и письменными. В этих фактах проявляется интерференция навыков чтения и письма обычного шрифта на на­вык начертания букв стандартным чертежным шрифтом (рис. 6).

Интересна интерференция в сенсомоторном навыке чтения чисел на русском и немецком языках. Одно и то же число, например 32, читается, а очевидно, и воспринимается различно. По-русски это тридцать два (30+2) , по-немецки dreibig (2+30). При обучении счету на немецком языке можно наблюдать у школьников неправильное считывание чисел по-русски на уроках математики. Вместо 32 они считывают 23, переставляя цифры в числе.

Навык беглого чтения мешает учителю русского языка ви­деть ошибки в словах. Усвоенный навык решения задач одного типа первоначально тормозит решение задач другого типа.

Явление интерференции навыков связано с иррадиацией воз­буждения по коре мозга, а ее исчезновение - с выработкой точного и стойкого дифференцировочного торможения в нерв­ной системе.

Зная, что при выработке новых навыков происходит их пе­ренос или интерференция, преподаватель использует перенос, чтобы облегчить выработку приемов действий, и предупрежда­ет интерференцию, точно отграничивая один способ действия от другого. Учителя часто говорят школьникам: “А теперь решите самостоятельно следующую задачу. Она решается так же, как только что разобранная”. Так учащиеся упражняются в созна­тельном переносе навыка. Предупреждая интерференцию, учи­тель, например, обращает внимание школьников на то, что данную задачу нельзя решить стандартно.

Перенос и интерференция навыков. Навыки, которые мы приобретаем, в определенной степени опираются на ранее сформированные навыки. Это означает, что вновь создаваемые динамические стереотипы наслаиваются в коре больших полушарий головного мозга на ранее сложившиеся стереотипы, что они не только сосуществуют, но и взаимодействуют. Ранее сформированные навыки могут и способствовать выработке новых навыков, и тормозить, задерживать этот процесс.

Часто сформированные ранее навыки способствуют усвоению новых, облегчая этот процесс. Например, навыки лепки и рисования помогают ребенку осваивать навык писать. Навык игры на одном музыкальном инструменте облегчает овладение техникой игры на других музыкальных инструментах. Тому, кто играет на пианино, легче научиться печатать. Такое положительное влияние ранее приобретенных навыков на процесс формирования новых называется переносом навыков.

Это явление переноса обусловлено прежде всего наличием сходных и тождественных рис в уже сложившейся и новой навыках, совместных приемов выполнения соответствующих действий. Элементы сложившейся навыки входят при этом в структуру создаваемой навыки и этим облегчают процесс овладения ею. Следовательно, происходит применения ранее произведенных временных нервных связей, определенных их групп в новых ситуациях, их обобщение.

Перенос проявляется также в том, что, научившись выполнять определенное действие одним органом (например, писать правой рукой), человек может без специальной упражнения выполнить это действие (правда, менее совершенно) и другим органом, например, левой рукой или ногой или головой.

Однако ранее произведенные навыки иногда оказывают негативное, тормозящее влияние на формирование новых навыков, что проявляется в снижении производительности действий, возникновении ошибок и т.д. Такое явление называется интерференцией навыков. В интерференции оказывается соперничество между некоторыми уже сформированными и новостворюваними стереотипами.

Интерференция имеющаяся тогда, когда на один раздражитель производятся две или несколько различных реакций. Например, во время изучения иностранного языка случаются ошибки в произношении букв, одинаковых по графемою с буквами родного языка, но разных по произношению («с», «х», «г», «в» и т.д.). Аналогично - по пользования шифрувальним кодом, в котором заменены значение условных знаков. В одном эксперименте испытуемые заучили один код, в котором каждая буква означала определенную цифру (например, «К - 5», «С - 2»). Затем им предложили заучить другой код, в котором те же буквы означали другие цифры (например, «К - 3», «С - 8»). Выяснилось, что для овладения вторым кодом испытуемым нужно было выполнить гораздо больше упражнений, чем для овладения первым кодом. Интерференция здесь связана с недостаточным торможением привычных действий, произведенных ранее.

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ оказывается тогда, когда ранее произведенные приемы действия применяют в новой ситуации без учета ее отличия. Это происходит, например, тогда, когда оператор переходит на работу по старой конструкции прибора на прибор новой конструкции, в котором изменена последовательность операций.

В целом интерференция возникает при определенных условиях. Зная эти условия и предвидя их действие в той или иной конкретной ситуации, можно ее избежать.

Навыки поддерживаются на должном уровне совершенства, если их используют. А когда на протяжении определенного времени их не применяют, они ослабевают. Системы временных нервных связей, что является их физиологическим основой, начинают тормозиться. Выполнение соответствующих действий замедляется, снижается их качество. Например, длительный перерыв в управлении автомобилем, в производственной, музыкальной, спортивной деятельности приводит к снижению уровня совершенства, ухудшение качества выполнения соответствующих действий. Поэтому специалистам в любой отрасли деятельности приходится постоянно тренироваться, чтобы поддерживать свои навыки на должном уровне совершенства.

Что меньше сформированы навыки, закреплены, то скорее они ослабляются, что оказывается в деавтоматизації выполняемых действий.

Сильные волнения и усталость человека часто вызывают нарушение ее привычных действий. В этом случае нужно иметь немалое самообладание, чтобы выполнять действие в привычном темпе и не допускать ошибок. Нарушение привычных действий случается также тогда, когда человеку приходится действовать в новых для нее условиях, которые порождают неуверенность в своих силах. Это свидетельствует о том, что произведенные системы условных рефлексов сохраняют черты кіркового автоматизма лишь настолько, насколько существует определенное постоянство внешних и внутренних условий, при которых оно было произведено, то есть пока находятся в единстве внешний и внутренний стереотипы.

Нарушения, расстройства навыков наступают в результате патологических изменений в работе мозга. В случае патологических изменений обычно разрушаются сначала сложнее и позже выработаны навыки, потом - менее сложные и прежде сформированы.

Разновидности навыков и умений. Навыки и умения являются частью любой деятельности человека. Различают их в зависимости от содержания деятельности и тех потребностей человека, которые удовлетворяют через них. В соответствии с этим различают умения и навыки самообслуживания, производственные, языковые, умственные, художественные, спортивные и др.

Наибольшую группу составляют производственные навыки и умения человека, которые дифференцируются по отдельным видам производственной труда.

Исследование формирования производственных умений показывают, что их можно разделить на три группы:

  • КОНСТРУКТИВНЫЕ, связанные с представлениями о продуктах труда, с конструированием последних по рисунками, моделями, описаниями и с проявлением этих представлений в словах, моделях, проектах, рабочих движениях;
  • ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ, связанные с подбором необходимых орудий труда и материалов, с определением способов их обработки, с планированием и контролем самой труда;
  • ОПЕРАЦИОННЫЕ, связанные с применением орудий труда и материалов для производства определенного продукта труда, с выполнением необходимых для этого производственных операций.

Особую группу составляют языковые навыки и умения, которые являются составной речи человека, направленного на удовлетворение потребности в общении с другими людьми, в обмене мнениями. К этой группе относятся навыки и устной и письменной речи. Умственные навыки и умения оказываются в выполнении различных видов умственной деятельности (например, запоминания определенного материала, решения арифметических и других задач, выполнения умственных операций, исследовательских задач, теоретическая работа в той или иной отрасли). Различные навыки и умения объединяются также в художественные, спортивные и другие разновидности.

Отдельные виды навыков и умений тесно взаимосвязаны и переплетены. Так, мыслительные умения всегда тесно связаны с умением выполнять устную и письменную работу. В сложных производственных умений всегда входят умственные компоненты. В то же время умение выполнять, например, исследовательскую экспериментальную работу в той или иной отрасли опирается на навыки практического оперирования необходимыми для этого, измерительными приборами и другими орудиями.

Навыки и умения играют очень важную роль в деятельности человека. Они дают ей возможность успешно достигать поставленных перед собой целей. Наличие у человека большого количества навыков и умений является основой владение ею своими силами, они дают ей возможность экономить эти силы, целесообразно их использовать, повышать продуктивность деятельности, предотвращать усталости.

Выработка динамических стереотипов в коре головного мозга ускоряет ход приобретенных реакций, освобождает кору для новых индивидуальных приспособлений и допускает возможность развития в коре параллельных процессов. Вследствие автоматизации в коре больших полушарий головного мозга создаются условия, при которых одновременно с автоматическим актом может происходить и другая аналітико-синтетическая деятельность. Автоматизация приобретенных реакций экономит работу коры как целого и дает возможность перемещать фокус ее активности на самые актуальные процессы.

Все имеющиеся у человека навыки и умения являются ее положительным достоянием. Поэтому ловких людей так ценят в жизни. Что в большей степени человек владеет навыками и умениями в какой сфере деятельности, тем больше ее ценят как мастера своего дела.

Особенно большое значение навыки и умения имеют в творческой деятельности человека. Наличие умений и навыков является необходимым условием ее сознательной творческой деятельности. В процессе деятельности они все больше совершенствуются. Навыки и умения, способствуя развертыванию творческой деятельности человека, тем самым становятся одним из важнейших факторов общего умственного развития человека. Если бы человек не была способна приобретать навыки, она не могла бы продвинуться ни на один ступень развития, задерживаясь через постоянные бесчисленные осложнения.

Формирование одних двигательных навыков может оказывать определённое вли­яние на усвоение других навыков. Это явление получило название переноса навыков

Выделяют несколько разновидностей переноса навыков. Прежде всего следует различать положительный и отрицательный перенос навыков.

Положительным переносом называется такое взаимодействие навыков, при ко­тором ранее сформированный облегчает процесс формирования последующего навыка. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить мета­ние копья.

Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при ко­тором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последу­ющего. Например, навык "подъёма завесом" на гимнастической перекладине мо­жет замедлить освоение "подъёма верхом"; то же самое возможно при одновре­менном обучении сальто назад и перевороту назад.

Перенос навыка может иметь различный характер:

Односторонний перенос. Он возникает в тех случаях, когда формирование одно­го навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаружива­ется.

Взаимный перенос. Это перенос навыков с одного двигательного действия на другие и обратно.

Прямой перенос. Он характеризуется тем, что формирование одного навыка сра­зу же влияет на создание другого в каком-либо упражнении.

Косвенный (опосредованный) перенос. Это такой вид переноса, при котором ранее сформированный навык создаёттолько благоприятные предпосылки для при­обретения нового. На явлениях косвенного переноса основано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифичес­ких двигательных умений и навыков в избранном виде спорта.

Ограниченный (частичный) перенос. Он происходит в тех случаях, когда структу­ра изучаемых действий имеет большое сходство. В этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне (например, перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне, метание гранаты и копья). На принципе структурного сход­ства главных фаз осваиваемых движений планируется последовательность и пре­емственность заданий и вся система, так называемых, подводящих упражнений.

Обобщённый перенос имеет место в тех случаях, когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь струк­турного сходства с ним. Например, трудно обнаружить какое-либо сходство в дви­жениях велосипедиста и конькобежца и, тем не менее, перенос навыков в них осу­ществляется. Объединяет оба способа передвижения общая задача - сохранить рав­новесие.



Перекрёстный перенос - это перенос навыков на симметричные органы тела, когда, например, движение, освоенное правой рукой или ногой без специальной подготовки может быть выполнено левой.

Изучение закономерностей переноса навыков представляет большой интерес как для теории, так и для практики физического воспитания и спорта. Характер вза­имодействия навыков необходимо учитывать:

При классификации физических упражнений;

При разработке программ по физическому воспитанию;

При планировании учебного процесса - в рамках одного и серии занятий;

При подборе систем подводящих упражнений.

7.3 Структура процесса обучения двигательным действиям.

Процесс обучения двигательным действиям во многом определяются тем, что в нем сочетаются закономерности формирования двигательных умений и навыков с законами теории управления и требованиями дидактических принципов.

В построении процесса обучения можно выделить этапы, которые в педагоги­ческих целях рассматриваются относительно изолированно. Каждый этап характе­ризуется прежде всего своеобразием познавательной деятельности занимающих­ся, их способностью управлять своими движениями при исполнении изучаемого фи­зического упражнения.

На первом этапе происходит начальное разучивание физического упражнения, создается умение выполнять основу техники двигательного действия, т.е. воспро­изводить технику в "грубой форме", концентрируя внимание на ее звеньях. Для до­стижения этой цели, вначале создается общее представление о значении физичес­кого упражнения и его рациональной технике, а затем о том образце техники, кото­рым предстоит овладеть обучаемым. Если занимающийся после создания у него умственного и зрительного представления об изучаемом физическом упражнении сумеет самостоятельно воспроизвести основу его техники, то на этом и завершает­ся первый этап обучения. Подобное явление обычно наблюдается при разучивании многих общеподготовительных, порядковых и других несложных упражнений.



Начальное разучивание двигательных действий, имеющих сложную структуру и особенно тех из них, которые связаны с непривычным перемещением тела в про­странстве или с проявлением значительных физических и волевых усилий, требует решения ряда дополнительных задач. Во-первых, следует повторить те из ранее освоенных физических упражнений, которые включают в себя части разучиваемого действия. Во-вторых, разучить новые звенья основы техники, вычленяя их из двига­тельного действия, если это необходимо и возможно, или включая их в состав дру­гих, более простых физических упражнений. Попутно предупреждается возникно­вение грубых ошибок. В-третьих, добиться самостоятельного выполнения занима­ющимися основы техники двигательного действия в целом путем облегчения усло­вий его выполнения, постепенно уменьшая при этом оказываемую помощь. При начальном разучивании нецелесообразно делать перерывы между занятиями и не следует давать большого количества повторений изучаемого двигательного дей­ствия на каждом из них, так как изучение новых звеньев требует большого внима­ния и значительных нервных напряжений.

На втором этапе физическое упражнение разучивается углубленно, создается умение выполнять его относительно совершенно, в объеме намеченных техничес­ких требований. Некоторые элементы двигательного действия при этом частично закрепляются и автоматизируются. Внимание занимающихся избирательно сосредоточивается педагогом на анализе отдельных деталей техники целостного двига­тельного действия, осознании его пространственных, временных и динамических характеристик. При этом мыслительная деятельность занимающихся направляет­ся на понимание смысла разучиваемых движений и причин возникновения значи­тельных ошибок, создаются соответствующие условия при выполнении физичес­кого упражнения, вынуждающие занимающихся последовательно сосредоточивать внимание на уточняемых деталях.


С появлением слитности в движениях и закреплением отдельных элементов дей­ствия внимание занимающихся постепенно переключается на овладение рациональ­ным ритмом целостного действия и на более обобщенную форму сознательного контроля за качеством выполнения двигательного действия в целом. Длительность этапа углубленного разучивания зависит от объема технических требований, наме­ченных к изучению, и от предыдущего двигательного опыта занимающихся. На этом этапе целесообразно постепенно увеличивать количество повторений разучивае­мого упражнения в течение одного занятия. Возможны кратковременные перерывы между занятиями, на которых углубленно разучивается данное физическое упраж­нение.

На третьем этапе обеспечивается закрепление и совершенствование техники выполнения физического упражнения, создается навык и формируется способность целесообразно применять двигательное действие в реальных условиях практичес­кой деятельности. Закрепление происходит в процессе многократного повторения разученного действия в относительно постоянных внешних условиях. Попутно осу­ществляется дальнейшее совершенствование деталей, прежде всего, их времен­ных и динамических характеристик. Таким образом, достигается необходимая проч­ность навыка, основным критерием которой является стабильность техники выпол­нения физического упражнения. Продолжительность этой части третьего этапа обучения зависит от цели и характера изучаемых двигательных действий, подготовленности занимающихся и многих других факторов. В целом совершен­ствование техники выполнения физических упражнений должно приобретать на данном этапе все более индивидуализированный характер. Это требует от препо­давателя изучения особенностей телосложения, уровня развития физических и дру­гих качеств занимающихся.

Для того чтобы обеспечить подвижность и вариативность действия, его приспо­собляемость к сбивающим факторам внешней среды и изменениям в физическом и психическом состоянии занимающихся, совершенствуемое действие повторяет­ся в условиях, воспроизводящих частично и полностью реальную обстановку его практического применения. При этом важно, чтобы внимание занимающихся со­средотачивалось на цели действия и его количественных характеристиках. Содер­жание и последовательность решаемых на третьем этапе дидактических задач в каждом случае определяются конкретной практической деятельностью, ради кото­рой занимающиеся осваивают изучаемое физическое упражнение.

Если на первых двух этапах обучения непрерывность занятий, на которых разу­чивалось двигательное действие, являлась важным условием успеха в учебном про­цессе, то на этапе закрепления и совершенствования непродолжительные переры­вы становятся возможными. Количество повторений совершенствуемых двигатель­ных действий возрастает от занятия к занятию. Здесь реализуется принцип разви­вающего обучения путем органического слияния процессов совершенствования техники и направленного развития физических качеств, обеспечивающих необхо­димую эффективность действия.

Общая схема последовательности этапов обучения и дидактических задач на каждом из них представлена в табл. 7.1.

Эта схема представляет собой отражение в абстрагированном виде сущности обучения. Она может использоваться как предписание о выполнении в определен­ной последовательности элементарных педагогических операций при массовом обучении любому двигательному действию.

В конкретной педагогической практике эта модель, однако, конкретизируется каждый раз по-разному, в зависимости от цели обучения, особенностей изучаемых физических упражнений и состава занимающихся.

Строение деятельности человека .

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравнозначных уровней. Верхний уровень – это уровень особых видов деятельности , затем следует уровень действий, за ним – уровень операций, и самый низкий – уровень психофизиологических функций.

1. Центральное место в этом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Действие – это процесс, направленный на достижение цели.

Действия могут быть: внешние (предметные) и внутренние (умственные) .

Предметные действия – это действия, направленные на изменение состояний или свойств предметов внешнего мира. Они складываются из определённых движений.

Умственные действия – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально установлено, что в умственное действие обязательно включены моторные двигательные компоненты. Умственная деятельность человека часто делится на перцептивную(действия по восприятию предмета), мнемическую, мыслительную.

2. Следующий уровень структуры деятельности – операции, каждое действие состоит из системы операций, подчинённых определённой цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путём автоматизации действий.

3. На уровне психофизиологических функций обеспечивается физиологическое обеспечение процесса деятельности.

Управление действием и его контроль.

Интериоризация и экстериоризация .

Выполнение деятельности постоянно контролируется путём сопоставления получаемых результатов с целью (образом цели). Эта корректировка происходит по принципу обратной связи (работы по общей теории функциональных систем организмов).

Каждое действие складывается из 3 компонентов, выполняющих различные функции

Компоненты действия

Способы исполнения, контроля и регулирования действий, которыми пользуется человек в процессе деятельности, называется приёмами этой деятельности.

В психологической теории деятельности рассматриваются 2 вида деятельности – внешняя и внутренняя. По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме. Малый ребенок сначала совершает предметные действия, а с накоплением опыта эти же действия делает в уме . Этот процесс преобразования внешней деятельности во внутреннюю называется интериоризацией. Внешняя деятельность всегда контролируется внутренней.

Процесс преобразования внутренней во внешнюю - экстериоризацией .

Освоение деятельности. Навыки, их возникновение, структура, взаимодействие. Умения и их значение.

Навыки – это полностью автоматизированные способ действий, сформированные в процессе упражнения.

Автоматизация характеризуется:

· Исчезают лишние движения, ряд движений и операций объединяются в единое целое

· Уменьшается мышечное напряжение при выполнении действий

· Движения становятся плавными, увеличивается скорость их выполнения;

· зрительный контроль уступает место кинестетическому;

· внимание освобождается от способов действия и переносится на контроль за внешней обстановкой и получаемыми результатами;

· подготовка к последующим действиям и движениям происходит во время выполнения предыдущих, что резко сокращает время реакции и скорость выполнения действия и позволяет осуществлять предвосхищение результатов действия (антиципация).

В процессе формирования навыка можно выделить ряд этапов

Особенности выполнения действия

Нейрофизиологический механизм

I этап: начало выполнения действия (ознакомительный)

Отчётливое понимание цели, но смутное представление о способах выполнения, грубые ошибки при попытках выполнения действия.

(Начало формирования связей с очагом оптимального возбуждения во второй сигнальной системе).

II этап: сознательное, но неумелое выполнение (аналитический)

Чёткое понимание, как выполнять, но не точное и неустойчивое выполнение действия. Сильная концентрация произвольного внимания, наличие лишних движений, отсутствие положительного переноса навыка.

Четко предает суть действия словами. (Хорошо сформированы связи во второй сигнальной системе, начало их формирования в первой сигнальной системе).

III этап: автоматизация действия (синтетический)

Всё более качественное выполнение действия, уменьшение концентрации произвольного внимания, возникновение распределения внимания. Устранение лишних движений, появление положительного переноса навыка.

Завершение формирования связей в первой сигнальной системе. Переход очага оптимального возбуждения из второй сигнальной системы в первую и наоборот.

IV этап: высокоавтоматизированное действие – навык

Точное, экономное и устойчивое выполнение действия, его выполнение почти не требует произвольного внимания; возможность распределения и даже переключение внимания; положительный перенос навыка.

Действие контролируется «приторможенным очагом» в первой сигнальной системе. Оптимальный очаг возбуждения связан с выполнением другого действия.

Деавтоматизация (не всегда)

Для того, чтобы навык сохранить его надо постоянно повторять, иначе может возникнуть деавтоматизация, т. е наши действия утратят легкость. Но с другой стороны приобрести этот навык будет легко. Иногда деавтоматизация возникает при утомлении.

Навык, сформировавшийся при выполнении одной деятельности, может быть перенесён в другую деятельность, на решение другой задачи. Такой перенос называется взаимодействием навыков или переносом навыков .

Возможны 2 крайних случая в переносе навыка:

1. Задачи являются разными по своей структуре. В этом случае перенос навыка будет ухудшать выполнение деятельности, мешать образованию нового навыка. Такое явление называется отрицательным переносом или интерференцией навыков . (беглое чтение мешает проверять ошибки)

2. Ранее приобретенный навык облегчает приобретение нового, наблюдается положительный перенос или индукция навыков .

Следовательно, перенос навыков всегда подразумевает осуществление интеллектуальной деятельности человека по оценке структуры задач, стоящих перед ним, и выбор адекватных способов действия. Способы успешного выполнения действия, адекватные целям и условиям деятельности называются умениями. Формирование умений представляет собой овладение всей системой операций по переработке информации, содержащейся в знаниях, и информации, полученной от предмета, операций по выявлению этой информации, её сопоставлению и соотнесению с действиями, другими словами, умения всегда опираются на знания.

Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на гигиенические, учебные, спортивные и др. Существуют такие навыки и умения, которые используются в разных видах деятельности, например:

Двигательные навыки, они складываются в процессе физического труда, занятий спортом, в учебном процессе;

Умственные навыки, они складываются в процессе наблюдения, планирования, производства устных и письменных вычислений, работы с книгой.

Жизненное значение навыков и умений очень велико. Они облегчают физические и умственные усилия в труде и учении, вносят в деятельность человека определённый ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.

Этапы развития навыка ПИСЬМА

Характеристика

Двигательная часть

моторная

Сенсорная часть

чувствительная

Мыслительная

центральная

Ознакомительный

(знакомство с действиями)

Умение держать правильно ручку, соотносить систему рука-глаз (не выходить за пределы строки). Движения скованные, чаще ошибочные.

Соотношение произношение звука и написания (движение руки, ладони потеют). Дискомфорт, напряжённость, неуверенность, тревожность.

Правильность написания букв (процесс деятельности)

Аналитический (анализ деятельности)

Знает движения, но они скованные, темп не быстрый, сверка с образцом. Слитность написания, разная форма букв.

Спадает напряжение, уменьшается тревожность, дискомфорт, но мышцы напряжены, читка вслух слов.

Соединение слов в предложение, правильность написание предложения (процесс деятельности)

Синтетический (изменения в действиях)

Темп более быстрый, движения плавные. Практически нет ошибочных движений. Соблюдение строки, заглавная буква, разделение слов в предложение

Сенсорные эталоны. Привыкание к деятельности. Спокойное отношение, произношение предложения «про себя». Позволяет переносить действия на другие условия.

Правильное написание предложения (результат деятельности контролируется сознанием)

Автоматизации (варьирующий)

Быстрые, чёткие, без ошибок движения. Автоматическое соблюдение строки, разделение слов по правилам, слова с заглавной буквы.

Положительные эмоции (получается). Выполняется без усталости. Если нет специальных ощущений.

Полностью контролируется сознанием. Форма текста из предложений. (результат написания)

Перенос навыка

Способность применять навыки, усвоенные в одной ситуации, в других ситуациях, сходных с первой. Так, научившись играть в теннис, мы овладеваем навыками координации и обращения с ракеткой, что помогает быстрее обучаться сходным играм, таким как сквош или бадминтон.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое "Перенос навыка" в других словарях:

    Влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием. П. обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. Механизм П. заключается в выделении субъектом (не … Большая психологическая энциклопедия

    ПЕРЕНОС - (навыка)влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием; обнаруживается в том, что овладение новым действием производит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. Механизм переноса заключается в выделении… …

    ПЕРЕНОС - ПЕРЕНОС. 1. Влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием. П. обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. Механизм П. заключается в выделении… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Перенос - – 1. общее значение – процесс, посредством которого опыт решения одной задачи оказывает некое влияние (позитивное либо негативное) на решение другой, отличной от первой задачи. Часто используют уточняющие слова, чтобы обозначить тип переноса; 2.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ПЕРЕНОС - влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием. Перенос обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    ПЕРЕНОС - влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием. П. обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. Механизм П. заключается в выделении человеком (не … Педагогический словарь

    Тренинг социальных навыков (social skills training) - Забота о соц. компетенции долго оставалась на задворках других соц. и пед. перспектив. Молчаливо признавалось, что адекватные навыки межличностного поведения усваиваются «естественным образом», благодаря традиционным социализирующим общественным… … Психологическая энциклопедия

    Might and Magic IX: Writ of Fate - Разработчик New World Computing Издатель The 3DO Company Создатели Геймдизайнер Timothy Lang … Википедия

    ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ - 1) закон эффекта: для развития навыка необходимо знать результат каждого повторения и иметь желание при следующем повторении его улучшить; 2) закон изменения скорости усвоения навыка: быстрое при первых повторениях улучшение продуктивности навыка … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    НАУЧЕНИЕ - изменение поведения, происходящее в результате приобретения опыта. В том частном случае, когда приобретение опыта знаний, навыков, умений определяется познавательными мотивами и целями, говорят об учении (и соответственно об обучении как процессе … Энциклопедия Кольера