Особенности диагностики и развития недоношенных детей. Недоношенные дети: классификация и внешние признаки

Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, недоношенным ребенком считается малыш , который родился в сроке от 22 до 37 полных недель (154—259 полных суток, считая от первого дня последней менструации) независимо от массы тела и роста при рождении.

Всех преждевременно рожденных детей специалисты разделяют на несколько групп в зависимости от срока беременности на момент их появления на свет (срока гестации, или гестационного возраста плода).​

  • поздний недоношенный ребенок — ребенок, родившийся между 34 и 36 неделями беременности;
  • умеренно недоношенный — в сроке от 32 до 34 недель беременности;
  • глубоко недоношенный — до 32 недель гестации;
  • экстремально, или чрезвычайно недоношенный - до 28 недель.

Врачам важно знать гестационный возраст на момент рождения ребенка, так как это позволяет предвидеть возникновение многих проблем и обеспечить адекватную медицинскую помощь как женщине, так и ребенку .

Также недоношенных и маловесных детей специалисты разделяют на несколько групп в зависимости от массы тела при рождении. Маловесным считается ребенок любого срока гестации, у которого при рождении масса тела составляла менее 2500 г. К этой категории относится абсолютное большинство недоношенных детей. В зависимости от веса при рождении различают новорожденных:

  • с нормальной массой 2500-3999 г
  • с низкой массой <2500 г
  • с очень низкой массой <1500 г
  • младенцев с экстремально низкой массой <1000 г

Гестационный возраст новорожденного ребенка можно определить с помощью соответствующей бальной системы с учетом суммарной оценки показателей нервно-мышечной и физической зрелости. На сегодняшний день чаще всего используют шкалу Ballard (шкала Баллард, JL Ballard, 1991), которая позволяет определить гестационный возраст ребенка в интервале от 20 до 44 недель.

С помощью этой шкалы срок внутриутробного развития новорожденного можно определить с точностью до 2 недель. При установлении степени зрелости обязательно учитывается срок беременности, при котором произошли роды. Оценку по шкале Ballard проводят сразу после стабилизации состояния ребенка.

Кроме определения гестационного возраста, врачам также важно провести оценку внутриутробного развития малыша. Ведь даже при доношенной беременности бывает, что рост и развитие новорожденного ребенка на момент его появления на свет отстают от гестационного возраста. Для того чтобы оценить внутриутробное развитие ребенка, нужно сравнить антропометрические показатели ребенка при рождении (массу тела, длину тела и окружность головы) с соответствующими нормативами для его гестационного возраста по перцентильним кривым внутриутробного развития.

В следующих таблицах показан средний вес при рождении, длина и окружность головы недоношенных детей в разные периоды гестации для каждого пола.

Вес, длина и окружность головы по гестационному возрасту для мальчиков

Гестационный возраст

Длина

Окружность головы

40 недель

3,6 кг

51 cм

35 cм

35 недель

2,5 кг

46 cм

32 cм

32 недель

1,8 кг

42 cм

29,5 cм

28 недель

1,1 кг

36,5 cм

26 cм

24 недель

0,65 кг

31 cм

22 cм

Вес, длина и окружность головы по гестационному возрасту для девочек

Гестационный возраст

Длина

Окружность головы

40 недель

3,4 кг

51 cм

35 cм

35 недель

2,4 кг

45 cм

31.5 cм

32 недель

1,7 кг

42 cм

29 cм

28 недель

1,0 кг

36 cм

25 cм

24 недель

0,6 кг

32 cм

21 cм

Все преждевременно рожденные дети имеют характерный вид, указывающий на их незрелость:
непропорциональное телосложение;

  • мозговой череп преобладает над лицевым, кости черепа мягкие, податливые, незакрыты малый и боковые роднички;
  • кожные покровы покрыты сыровидной смазкой, подкожно-жировой слой истончен, пушковый волос на теле (лануго), небольшая длина волос на голове;
  • мягкие ушные и носовые хрящи, ногти не заходят за кончиков пальцев, пупочное кольцо расположено ближе к лобку, у мальчиков яички не опущены в мошонку, у девочек клитор и малые половые губы не прикрыты большими;
  • мышечный тонус и двигательная активность снижены;
  • преждевременно родившийся ребенок обычно сонливый, вялый, слабо кричит; движения некоординированы, хаотичные;
  • у глубоко недоношенных детей (срок гестации менее 32 недель) физиологические рефлексы отсутствуют или слабо выражены.

Чем меньше гестационный возраст ребенка и его масса тела при рождении, тем более он уязвим и тем больше усилий со стороны медицинских работников и родителей необходимо для его выхаживания. Например, у детей, появившихся на свет между 32-й и 36-й неделями беременности редко возникают серьезные проблемы, и только в исключительных случаях им на короткое время может понадобиться дыхательная поддержка в виде искусственной вентиляции легких. Однако такие малыши могут иметь проблемы с поддержанием температуры и кормлением. Очень часто они нуждаются в дополнительном согревании, для чего их помещают в кувез или кроватку с подогревом. Также им тяжело самостоятельно сосать грудь и их необходимо докармливать сцеженным грудным молоком по зонду или альтернативным способом (с помощью шприца без иглы, ложечки, чашечки). Оптимальным методом согревания и выхаживания для таких деток является метод «мама-кенгуру». Тем не менее, несмотря на незрелость органов и систем, шанс выжить и благополучно в дальнейшем расти и развиваться у этой категории детей достаточно высок.

Дети, рожденные в сроке 23-25 недель , имеют меньший уровень выживаемости - 25-75%, в зависимости от срока гестации и сопутствующих состояний. Также из-за выраженной незрелости у большинства этих детей в будущем существует высокий риск формирования нарушений в развитии (слабость мышечного тонуса, двигательные расстройства, снижение слуха и зрения, проблемы в обучении и поведении).

Современные методы оказания неотложной помощи и выхаживания недоношенных детей, рожденных в сроке от 26 до 28 недель гестации , позволяют большинству детей сохранить жизнь, но у них выше риск развития инвалидности, чем у детей более старшего гестационного возраста.

У детей, родившихся в сроке от 28 до 32 недель , из-за незрелости легких будут более серьезные проблемы с самостоятельным дыханием, и им с большей вероятностью будет необходима помощь в виде вспомогательной (СРАР) или искусственной вентиляции. Также у этой категории детей чаще возникают другие проблемы, связанные с незрелостью: они более уязвимы в отношении инфекции, нарушений мозгового кровообращения, кровоизлияний, неспецифического энтероколита (НЭК), развития проблем со зрением (ретинопатия). Для их выхаживания требуется больше времени, усилий, терпения и ресурсов. Однако при современном уровне неонатальной помощи шанс выжить у таких детей достаточно высок - 95-98 %. И многие из этих детей растут в дальнейшем абсолютно здоровыми.

Недоношенный ребёнок- ребёнок, родившийся при сроке менее 37 полных недель, то есть до 260 дня беременности.

Определение недоношенности только по весу и росту нельзя считать абсолютно правильным, особенно когда продолжительность беременности трудно установить. Данный способ классификации используется для стандартизации лечения и наблюдения, для нужд статистики. Встречаются дети, рожденные с большим весом и ростом, но с явными признаками незрелости, которая характерна для недоношенных детей. В практике, помимо этого, необходимо учитывать более широкий спектр позиций для оценки действительного возраста ребёнка.

Признаки недоношенности: слабый крик ребенка, поверхностное, ослабленное неритмичное дыхание, недостаточное развитие подкожного жирового слоя, в связи с чем кожа красная, сухая, морщинистая, обильно покрыта пушком; открыты малый и боковые роднички, ушные раковины мягкие и плотно прилегают к голове, >ногти не доходят до края фаланг пальцев, пуповина расположена ниже средины длины тела, половые органы недоразвиты - у мальчиков яички не спущены в мошонку, у девочек малые половые губы не прикрыты большими; движения скудные, гипотония (сниженный тонус) мускулатуры, физиологические рефлексы снижены, могут отсутствовать даже сосательный и глотательный рефлексы.

Созревание органов чувств у недоношенных детей.

Осязание: Система соматической чувствительности (чувств прикосновений, температуры и боли) развивается между 8 и 15 неделями беременности. В 32 недели беременности плод всегда реагирует на изменения температуры окружающей температуры, прикосновение и боль.

Вкус: Вкусовые почки морфологически созревают уже к 13 неделе беременности. В 24 недели беременности плод уже реагирует на вкусовые раздражители.

Слух у плода появляется в 20 недель беременности. В 25 недель беременности плод реагирует на интенсивные вибрационные и звуковые стимулы. Чувствительность и способность различать звуки по высоте достигают взрослого уровня к 30 неделе беременности. У доношенного новорожденного они ничем не отличаются от таковых у взрослого.

Зрение. К 24 неделям гестации все структуры зрения сформированы. Реакция зрачков плода на свет появляется при сроке беременности 29 недель. В 32 недели она становится устойчивой. В 36 недель гестации зрение плода ничем не отличается от зрения доношенного ребенка. Надо помнить, что зрение даже доношенных детей в 20 раз хуже, чем у взрослых; оно еще нечеткое, расплывчатое. Ребенок видит только очертания предметов (подвижных и неподвижных), находящихся на расстоянии всего 25-30 см от его глаз. Доношенный ребенок различает блестящие и красные предметы.

Обоняние : К 28-32 неделям гестации недоношенные дети начинают реагировать на сильные запахи.

Особенности течения периода новорожденности у недоношенных детей.

Течение периода новорожденности у недоношенных детей имеет некоторые особенности и зависит от степени физиологической зрелости.

У недоношенных новорожденных отмечается вялость, сонливость, слабый крик, физиологическая эритема выражена резко.

Физиологическая желтуха выявляется обычно несколько позднее в связи с яркой окраской кожи и затягивается нередко до 3-4 недель жизни.

Пуповина у недоношенных детей толстая, сочная, отпадает позднее (к 8-14-му дню жизни), заживление пупочной ранки медленное.

У многих недоношенных на 1-2-й неделе жизни наблюдаются отеки, которые располагаются большей частью на нижних конечностях и животе.

Терморегуляция недостаточно стабильная, обнаженный ребенок быстро охлаждается,температура тела может снижаться ниже 36°, а при повышенной окружающей температуре быстро наступает перегревание («кувезная лихорадка»).

Частота дыхания у недоношенных детей непостоянная, при движениях доходит до 60-80 в 1 мин., в покое и во сне значительно уряжается, могут наблюдаться длительные апноэ (остановки дыхания), особенно во время кормления. У недоношенных в первые дни жизни часто наблюдается ателектаз легких.

Тоны сердца могут быть приглушены, частота сердечных сокращений меняется в зависимости от условий и состояния ребенка (120- 140). При беспокойстве и повышении температуры окружающей среды частота сокращений сердца может доходить до 200 ударов в 1 мин.

Физиологическая потеря в весе восстанавливается ко 2-3-й неделе жизни. Прибавка в весе на первом месяце незначительна (100-300 г).

На 2-3-м месяце жизни, когда начинается интенсивная прибавка в весе, у недоношенных детей часто развивается анемия. При правильном питании с достаточным введением белка и витаминов она постепенно проходит. Снижение гемоглобина ниже 50 ед. требует специального лечения.

Недоношенный ребёнок требует пристального внимания, так как в процессе его выхаживания нередко возникает ряд проблем. Прежде всего, это относится к детям, родившимся с массой тела 1500 г и меньше («глубоко недоношенные») и, особенно менее 1000 г («экстремально недоношенные»).

В развитых странах недоношенных детей обычно выхаживают в отделениях интенсивной терапии. Педиатры, которые специализируются в выхаживании детей до 28 дня жизни, называются неонатологами.

Особо стоит сказать о вскармливании недоношенных детей. Детям, родившимся до 33-34 недели гестации, как правило, вскармливание проводят через зонд, введенный в желудок, потому что сосательный и глотательный рефлексы у них или снижены, или совсем отсутствуют. Кроме того, необходима координация этих рефлексов, которая развивается только к 33-34 неделе гестационного возраста. В качестве питания используются сцеженное грудное молоко или/и детские молочные смеси, специально приспособленные для таких малышей. Та часть питания, которую дети не усваивают в пищеварительных путях из-за сниженной активности пищеварительных ферментов и других функциональных и морфологических особенностей недоношенных детей, вводится в виде отдельных растворов белков, жиров и углеводов внутривенно (парентеральное питание).

Современная неонатальная интенсивная терапия включает сложнейшие методы контроля температуры, дыхания, сердечной деятельности, насыщения крови кислородом и функции мозга.

Условия выхаживания недоношенных детей.

Группа маловесных детей особенно зависит от воздействия внешних факторов. Они требуют идеальных условий выхаживания, для того чтобы добиться не только их выживания, но и благоприятного дальнейшего развития.

Одним из самых важных условий выхаживания недоношенных детей является оптимальный температурный режим. Чаще всего в кювезы помещают детей с массой до 1500 г. Если ребенок плохо сохраняет собственное тепло, то даже если он больше 1500 грамм, он может быть помещен в инкубатор.

Сразу после рождения ребёнка помещают в инкубатор с температурой воздуха от 34 до 35,5 градусов (чем меньше масса ребёнка, тем выше температура), к концу месяца температуру постепенно снижают до 32 градусов. Температурный режим в кювезе подбирают индивидуально. Для контроля температуры тела ребенка могут быть использованы специальные температурные датчики, с одной стороны соединенные с монитором, с другой прикрепленные с помощью пластыря к телу ребенка.

Также, тепловой режим, можно поддерживать с помощью специальных пеленальных столиков с источником лучистого тепла.

Ещё одним важным условием выхаживания является влажность воздуха и в первые дни она должна составлять 70-80%. Для этой цели в инкубаторах существуют специальные увлажнители.

Цель создания условий, благоприятных для развития ребенка, получающего интенсивную терапию, связана с минимизацией неблагоприятных воздействий, вследствие чего улучшается прогноз психомоторного развития.

Создание в отделениях интенсивной терапии благоприятных для развития новорожденных условий (оптимальный световой режим, устранение шума, сведение к минимуму болезненных манипуляций, тактильная стимуляция) благоприятно влияет на последующее развитие детей с тяжелыми заболеваниями.

Новорожденные очень ранимы. Реакция на повреждающие факторы у них общая, то есть задействует ответ сразу нескольких систем организма. Устранение боли и беспокойства уменьшает потребность крови в кислороде (и, следовательно, в коррекции режима искусственной вентиляции легких), уменьшает его энергетические затраты, улучшает переносимость питания, сокращает продолжительность госпитализации.

Включение родителей в лечебный процесс уменьшает у новорожденных болезненные ощущения и стрессовые реакции и благоприятно влияет на последующее развитие.

У новорожденных, находящихся в отделениях интенсивной терапии, продолжается развитие органов чувств. Негативные и позитивные факторы внешней среды влияют на проведение возбуждения по нервным путям.

В головном мозге недоношенного ребенка в тот период, когда он находится в отделении реанимации и интенсивной терапии (22-40 недель гестации) происходят критические изменения:

Воздействия окружающей среды влияют на формирование важных вышеперечисленных процессов в этот критический период. Если эти воздействия будут неадекватными, то они могут непоправимо нарушить процесс формирования нервной системы.

Получающий интенсивную терапию новорожденный подвергается воздействию света и звуков. Сами лечебные процедуры, необходимые для спасения его жизни, представляют собой большую нагрузку для недоношенного и тяжелобольного ребенка. Эти лечебные процедуры включают санацию дыхательных путей, вибрационный массаж грудной клетки, введение желудочного зонда и питание через него, катетеризацию вен, рентгенографию грудной клетки, УЗИ, офтальмоскопию, ежедневное физикальное обследование, определение показателей жизненно важных функций, гигиенические процедуры, взвешивание.

По приблизительным подсчетам, тяжелобольного новорожденного перекладывают и подвергают различным манипуляциям по уходу, лечению и контролю состояния более 150 раз в сутки. Таким образом, периоды непрерывного покоя не превышают у него 10 минут.

Что может уменьшить подобный стресс?

  • Создание комфортных условий, устранение шума и яркого света, удобное размещение в инкубаторе (кювезе) или в кровати.
  • Сотрудничество с родителями, укрепление их привязанности к ребенку.
  • Использование естественных успокаивающих и саморегулирующих факторов: сосок-пустышек, ухода по методу «кенгуру», пребывание близнецов в одной кровати (инкубаторе).
  • Укладка по средней линии во флексорной позе, пеленание, имитирующее ограниченное пространство в матке.
  • Проведение нескольких манипуляций по уходу в один и тот же промежуток времени, чтобы обеспечить ребенку более длительные периоды покоя.

Устранение шума и яркого света . Недоношенность сама по себе является фактором риска сенсоневральной тугоухости и глухоты. Она выявляется у 10% родившихся недоношенными и только у 5% родившихся доношенными. Шум нарушает формирование слуховых путей в центральной нервной системе, необходимых для развития речи.

Рекомендуемые в отделениях интенсивной терапии освещенность менее 6 фут-кандел (60 люкс), уровень шума менее 50 децибел (спокойная, негромкая речь), снижают риск тугоухости и улучшают последующее развитие тяжелобольных детей. В отделении интенсивной терапии, таким образом, допускается только спокойная речь без повышений голоса. Надо помнить, что дверцы кювеза надо закрывать аккуратно тихо, не стучать по инкубатору и другим близлежащим поверхностям.

Веки глаза новорожденных не защищает. По крайней мере, 38% белого света проходит через веки и раздражает ребенка.

Устранение боли и перегрузок :

Недоношенные дети очень чувствительны к грубым прикосновениям. Они реагируют на такие прикосновения тахикардией, возбуждением, повышением артериального давления, апноэ и падением насыщения гемоглобина кислородом, расстройствами регуляции физиологических процессов, бессонницей.

Однако недоношенные не способны на протяжении длительного периода времени реагировать на боль изменениями физиологических показателей и поведения. Реакции у них быстро истощаются, поэтому заметить их трудно. Шкалы оценки интенсивности боли, разработанные для доношенных новорожденных, к недоношенным неприменимы.

По данным одного исследования, три из четырех эпизодов гипоксии и падения насыщения гемоглобина кислородом связаны с манипуляциями по уходу и лечебными процедурами. Кроме того, в ответ на них происходит выброс стрессовых гормонов. Недоношенный, который прикрывает лицо руками, подает нам сигнал, что испытывает неприятные ощущения.

Очень важно постараться уменьшить стресс и болевые воздействия.

Безлекарственные методы минимализации болевых реакций и перегрузок у новорожденных включают использование соски-пустышки и соски с бутылочкой воды, пеленание, имитирующее замкнутое пространство матки, уменьшение воздействия света и шума, проведение нескольких манипуляций одновременно с тем, чтобы увеличить промежутки между ними и дать ребенку отдохнуть.

Правильная укладка недоношенных детей:

Когда ребенок находится в отделении интенсивной терапии новорожденных, важно создать условия, имитирующие замкнутое пространство матки («гнездо» из мягких материалов).

Нейронные связи укрепляются при многократной стимуляции и слабеют при ее отсутствии. После рождения недоношенный ребенок, покинув замкнутое пространство матки, перестает получать постоянную тактильную стимуляцию от ее стенок, поддерживающую развитие мышц. Слабые мышцы недоношенного малыша не могут противостоять силе тяжести. Он принимает распластанную позу с разогнутыми, отведенными и развернутыми кнаружи конечностями. Постепенно такая поза приводит к формированию аномального мышечного тонуса и постуральным (связанным с вынужденным положением тела) деформациям.

Так, нарастающее уплощение черепа с боков приводит к сужению и удлинению головы (так называемой скафоцефалии и долихоцефалии). Оно обусловлено тонкостью и мягкостью костей черепа, из-за чего он легко деформируется. Подобная деформация головы, по-видимому, не влияет на развитие головного мозга, но делает ребенка внешне непривлекательным и мешает его социализации. Однако при хорошем уходе деформацию удается в значительной степени уменьшить.

Длительное пребывание в одном и том же положении приводят к деформациям мышц и скелета, нарушающим последующее двигательное развитие и способность познавать окружающий мир, играть, овладевать социальными и другими навыками.

Придание новорожденному правильной позы предотвращает деформации черепа, туловища и таза, которые нарушают и замедляют последующее развитие. Поворачиваться сами новорожденные не могут, поэтому правильности позы следует уделять внимание. Ребенка надо укладывать в свернутую позу в «гнезде» и регулярно переворачивать с одного бока на другой. Допускается выкладывание недоношенных детей на живот, но только под контролем мониторного наблюдения и персонала.

Сегодня преждевременные роды встречаются нередко. В большинстве развитых стран этот показатель относительно стабилен и составляет 5-10 % от общего числа рожденных детей.

Прогноз для жизни у недоношенных детей зависит от многих факторов. В первую очередь от срока беременности и веса при рождении. В случае рождения ребенка в сроке 22-23 недели прогноз зависит от интенсивности и качества терапии.

Отдаленные последствия недоношенности (вероятность возникновения данных осложнений опять же зависит от многих факторов; при прочих благоприятных условиях данные осложнения довольно редки). Среди недоношенных детей риск формирования умственной и физической неполноценности выше, чем среди доношенных детей.

Понятие недоношенности.

Недоношенным является ребе-нок, родившийся до окончания нормального срока беремен-ности.

Обычно к недоношенным принято относить детей, масса тела которых при рождении меньше 2500 г. Однако определе-ние недоношенности только по массе при рождении не всегда соответствует действительности. У многих детей, родившихся преждевременно, масса тела бывает и больше 2500 г. Чаще это наблюдается у новорожденных, матери которых больны сахар-ным диабетом.

Вместе с тем среди доношенных, родившихся при сроке беременности 38-40 нед, встречаются дети, масса тела кото-рых при рождении меньше 2000 г и даже 1500 г. Это в первую очередь дети с врожденными пороками развития и внутри-утробными заболеваниями, а также от многоплодной бере-менности и больных матерей. Поэтому более правильно в ка-честве основного критерия для определения недоношенности считать продолжительность беременности. В среднем, как из-вестно, нормальная беременность длится 270-280 дней, или 38-40 нед. Длительность ее принято исчислять от первого дня после последней менструации до наступления родов.

Недоношенным считается ребенок, родившийся на сроке беременности до 38 нед. Детям с массой тела при рождении больше 2500 г диагноз недоношенности, согласно Междуна-родной номенклатуре (Женева, 1957), ставится, если они ро-дились раньше 37 нед.

Дети, родившиеся на сроке беременности 38 нед и больше, независимо от массы при рождении (больше или меньше 2500 г), являются доношенными. В спорных случаях вопрос о доношенности решается по совокупности признаков: срок беременности, масса тела и рост ребенка при рождении.

Роды ранее 28 нед беременности считаются выкидышем, а новорожденный с массой при рождении меньше 1000 г (от 500 до 999 г) - плодом. Понятие «плод» сохраняется до 7-го дня жизни.

Степень недоношенности детей (внутриутробная гипотрофия)

Степень внутриутробной гипотрофии определяем по дефи-циту массы тела. За нормальную массу тела условно принима-ем нижнюю границу предела, соответствующего данному гес-тационному возрасту, указанного выше. Отношение дефицита массы тела к минимальной для этого гестационного срока массе тела в процентах показывает степень внутри-утробной гипотрофии.

Выделяем 4 степени внутриутробной гипотрофии: при I де-фицит массы тела составляет 10 % и меньше; при II - от 10,1 до 20 %; при III - от 20,1 до 30 % и при IV - свыше 30 %. Приведем примеры:

  1. Ребенок с массой тела 1850 г родился на сроке 35 нед. Дефицит массы составляет (2000-1850) :2000 X 100=7,5 %. Диагноз: недоно-шенность I степени, внутриутробная гипотрофия I степени.
  2. Ребенок с массой 1200 г родился на сроке 31 нед. Дефицит массы составляет (1400-1200): 1400 X 100 = 14,3 %. Диагноз: недо-ношенность III степени, внутриутробная гипотрофия II степени.
  3. Ребенок с массой 1700 г родился на сроке 37 нед. Дефицит массы составляет (2300-1700):2300 Х 100= 26 %. Диагноз: недо-ношенность I степени, внутриутробная гипотрофия III степени.
  4. Ребенок с массой 1250 г родился на сроке 34 нед. Дефицит массы составляет (1800-1250): 1800 X 100 = 30,5 %. Диагноз: недо-ношенность II степени, внутриутробная гипотрофия IV степени.

Особенности недоношенных детей

Внешний вид недоношенных детей имеет отличительные признаки, которые находятся в прямой зависимости от срока беременности. Чем меньше гестационный возраст, тем больше таких признаков и в большей степени они выраже-ны. Некоторые из них могут быть использованы в качестве дополнительных тестов для примерного определения геста-ционного возраста.

  1. Малые размеры. Низкий рост и пониженное питание свойственны всем недоношенным, за исключением детей, родившихся с массой тела свыше 2500 г. Несмотря на по-ниженное питание, недоношенные, даже самые маловес-ные, не производят впечатления истощенных, дистрофич-ных детей, так как их масса соответствует длине тела, они просто выглядят миниатюрными. Наличие при рождении морщинистой, дряблой кожи характерно для детей с внут-риутробной гипотрофией, а в дальнейшем наблюдается у больных недоношенных, которые по разным причинам да-ли большую потерю массы или имеют плоскую весовую кривую.
  2. Непропорциональное телосложение. У недоношенного ребенка относительно большие голова и туловище, короткие шея и ноги, низкое расположение пупка. Эти особенности отчасти обусловлены тем, что темп роста нижних конечностей увеличивается во второй половине беременности.
  3. Выраженная гиперемия кожных покровов. В большей степени свойственна плодам.
  4. Выраженное лануго. У маловесных недоношенных мяг-кие пушковые волосы имеются не только на плечах и спине, но обильно покрывают лоб, щеки, бедра и ягодицы.
  5. Зияние половой щели. У девочек вследствие недоразви-тия больших половых губ зияет половая щель и хорошо виден клитор.
  6. Пустая мошонка. Процесс опускания яичек в мошонку происходит на 7-м месяце утробной жизни. Однако по разным причинам он может быть задержан. У глубоко недоношенных мальчиков яички часто не спущены в мошонку и находятся в паховых каналах или в брюшной полости. Присутствие их в мошонке свидетельствует, что гестационный возраст ребенка превышает 28 нед.
  7. Недоразвитие ногтей на руках. К моменту рождения ногти, даже у самых маловесных детей, достаточно хорошо сформированы и полностью покрывают ногтевое ложе, однако часто не доходят до кончиков пальцев. Последнее используют в качестве теста для оценки степени развития ногтей. По дан-ным зарубежных авторов, ногти достигают кончиков пальцев на сроке беременности 32-35 нед, а на сроке свыше 35 нед выступают за их края. По нашим наблюдениям, ногти могут достигать кончиков пальцев уже на 28-й неделе. Оценка прово-дится в первые 5 дней жизни.
  8. Мягкие ушные раковины. Вследствие недоразвития хрящевой ткани у маловесных детей ушные раковины нередко подворачиваются внутрь и слипаются.
  9. Преобладание мозгового черепа над лицевым.
  10. Малый родничок всегда открыт.
  11. Недоразвитие грудных желез. У недоношенных детей отсутствует физиологическое нагрубание грудных желез. Ис-ключение составляют дети, гестационный возраст которых превышает 35-36 нед. Нагрубание грудных желез у детей с массой тела ниже 1800 г свидетельствует о внутриутробной гипотрофии.

Характеристика недоношенных детей.

При оценке любого недоношенного ребенка необходимо отметить, в какой степени он соответствует своему гестационному возрасту, что можно отнести только за счет самой недоношенности, а что является проявлением различных патологических состояний.

Общее состояние оценивается по общепринятой шкале от удовлетворительного до крайне тяжелого. Крите-рием тяжести в первую очередь является выраженность патологических состояний (инфекционный токсикоз, пора-жение ЦНС, дыхательные расстройства). Сама недоношен-ность в «чистом» виде, даже у детей с массой тела 900- 1000 г, в первые дни жизни не является синонимом тяже-лого состояния.

Исключение составляют плоды с массой тела от 600 до 800 г, которые в 1-2-й день жизни могут производить вполне благоприятное впечатление: активные движения, неплохой тонус конечностей, довольно громкий крик, нормальная окрас-ка кожных покровов. Однако спустя некоторое время их состо-яние резко ухудшается за счет угнетения дыхания, и они до-вольно быстро погибают.

Сравнительная характеристика проводится только с недо-ношенными данной весовой категории и гестационного возра-ста. При отсутствии у недоношенных IV-III степени синдро-ма угнетения, выраженной неврологической симптоматики и значительных дыхательных расстройств их состояние можно расценивать как средней тяжести или употреблять более обте-каемую формулировку: «состояние соответствует степени не-доношенности», «состояние в основном соответствует степени недоношенности».

Последнее означает, что у ребенка, помимо недоно-шенности, имеются умеренные проявления ателектаза или легкая форма энцефалопатии.

Недоношенным детям свойственно по мере клинического проявления патологических синдромов спустя несколько часов или дней после рождения ухудшать свое состояние. Некоторые врачи, чтобы избежать упрека в недооценке ребенка, огульно почти всех недоношенных детей расценивают как тяжелых, что отражается трафаретной записью: «Состояние ребенка при рождении тяжелое. Тяжесть состояния обусловлена сте-пенью недоношенности и его незрелостью». Такая запись, с одной стороны, не способствует клиническому мышлению, а с другой - не дает достаточной информации для объектив-ной оценки ребенка на последующих этапах выхаживания.

Под зрелостью новорожденного подразумевают морфологическое и функциональное соответствие ЦНС геста-ционному возрасту ребенка. Эталоном зрелости является здо-ровый доношенный ребенок. По сравнению с ним все недоно-шенные считаются незрелыми. Однако каждому гестационно-му возрасту недоношенного соответствует своя степень зрелости (гестационная зрелость). При воздействии на разви-вающийся плод различных повреждающих факторов (инфек-ционные и соматические заболевания матери, токсикоз бере-менной, криминальное вмешательство и т. д.) зрелость ре-бенка при рождении и в последующие дни может не соответствовать его возрасту. В этих случаях следует говорить о гестационной незрелости.

Понятия «зрелый» и «здоровый» новорожденный нетождественны. Ребенок может быть болен, но его зре-лость - соответствовать истинному возрасту. Это относится к патологическим состояниям, не сопровождающимся угнете-нием ЦНС. При тяжелой патологии определять зрелость ре-бенка не имеет смысла.

Определение зрелости проводится не только при рождении ребенка, но и в последующие дни, на протяжении 1-3-й неде-ли жизни. Однако в этот период функциональное угнетение ЦНС часто обусловлено постнатальной патологией (инфекци-онный токсикоз), поэтому в нашем изложении понятие «геста-ционная незрелость» трактуется более широко. Оно отражает морфологическое недоразвитие головного мозга, а также функ-циональное поражение ЦНС внутриутробного и постнаталь-ного генеза. Точнее, мы определяем не столько гестационную зрелость, сколько соответствие данного ребенка недоношен-ным детям аналогичной массы тела и возраста.

Для сравнительной характеристики можно использовать двигательную активность, состояние мышечного тонуса и реф-лексов новорожденного, способность удерживать температуру тела, выраженность сосательного рефлекса. При равных условиях также могут начинать раньше и ак-тивнее сосать.

Помимо незрелости, угнетающее действие на сосательный рефлекс оказывают выраженная гипоксия, различные пораже-ния ЦНС, инфекционный токсикоз. Совокупность этих факто-ров приводит к тому, что многие недоношенные дети длитель-ное время не способны сосать из рожка. Длительность этого периода у детей с массой тела 1800 г и больше обычно не превышает 2,5-3 нед, у детей с массой 1250-1700 г - 1 мес и у детей с массой 800-1200 г- 1‘/ 2 мес.

Более продолжительное отсутствие сосания, которое нель-зя объяснить генерализованной или вяло текущей инфекцией, выходит за рамки просто гестационной незрелости и должна настораживать в отношении органического поражения цент-ральной нервной системы, даже если в этот момент нет невро-логической симптоматики.

Угнетение сосания у детей, которые до этого активно соса-ли, почти всегда связано с появлением очага инфекции.

По нашим данным, дети с массой до 1200 г в первые 2 мес жизни увеличивают свой рост за месяц на 1-2 см, дети с боль-шей массой - на 1-4 см.

Увеличение окружности головы у недоношенных детей всех весовых категорий в первом полугодии в среднем за месяц составляет 3,2-1 см, а во втором полугодии - 1-0,5 см. За первый год жизни окружность головы увеличивается на 15- 19 см и в возрасте 1 года в среднем равняется 44,5-46,5 см [Ладыгина В. Е., 1972].

Физическое развитие недоношенных детей

Представляет интерес физическое развитие наиболее ма-ловесных детей с массой при рождении от 800 до 1200 г. По нашим данным, средняя масса тела этих детей в возрасте года равна 8100 г при наиболее частых колебаниях от 7500 до 9500 г. Сопоставляя весовые показатели в годовалом возрасте в зависимости от полового признака, мы не наблюдали у детей с массой при рождении до 1200 г разницы между массой тела у мальчиков и девочек.

Средняя прибавка массы за 2-й год жизни у детей с массой тела при рождении от 800 до 1200 г, по нашим данным, состав-ляет 2700 г, и в 2 года их масса в среднем равняется 11000 г при наиболее частых колебаниях от 10 000 до 12 000 г.

Средняя масса тела у мальчиков в возрасте 2 лет состав-ляет 11 200, а у девочек- 10 850 г.

Темпы увеличения роста у детей с массой при рождении от 800 до 1200 г также достаточно высоки. По нашим данным, дети этой весовой категории к году увеличивают свой первона-чальный рост в 2-2,2 раза, достигая в среднем 71 см при колебаниях от 64 до 76 см. За первый год жизни они в среднем вырастают на 38 см при колебаниях от 29 до 44 см.

В отличие от весовых показателей средний рост мальчиков с массой тела при рождении до 1200 г в годовалом возрасте был выше, чем у девочек,- соответственно 73 и 69,5 см.

За 2-й год жизни дети с массой тела при рождении от 800 до 1200 г, по нашим данным, увеличивают свой рост в среднем на 11 см и в 2 года достигают 81 см при колебаниях от 77 до 87 см.

Интересные данные получены Р. А. Малышевой и К. И. Козьминой (1971) при изучении физического разви-тия недоношенных в более старшем возрасте. Исследуя детей в возрасте от 4 до 15 лет, они обнаружили, что после того как к 3-4 годам жизни недоношенные дети по массе тела и росту сравниваются с доношенными сверстниками, в 5-6 летнем возрасте, т. е. в период первого «вытягивания», они вновь по этим показателям, особенно по массе тела, начинают отста-вать от доношенных детей. К 8-10 годам показатели роста снова выравниваются, но разница в массе тела между доно-шенными и недоношенными мальчиками сохраняется.

С приближением пубертатного периода повторяется та же закономерность: второе «вытягивание» у недоношенных детей наступает на 1-2 года позднее. У доношенных мальчиков рост между 11 и 14 годами в среднем увеличивается на 20 см, у де-вочек- на 15 см, у недоношенных детей эти показатели со-ответственно меньше- 16 и 14,5 см. Доношенные мальчики увеличивают массу тела за этот период в среднем на 19 кг, девочки-15,4 кг, недоношенные соответственно-на 12,7 и 11,2 кг.

Прорезывание зубов у недоношенных детей начинается в более поздние сроки. Имеется зависимость между массой тела при рождении и временем появления первых зубов. По некоторым данным, у детей с массой при рождении от 2000 до 2500 г прорезывание первых зубов начинается в 6-7 мес, у детей с массой от 1501 до 2000 г - в 7-9 мес и у детей с массой от 1000 до 1500 г - в 10-11 мес. По нашим данным, у детей с массой тела при рождении от 800 до 1200 г первые зубы появляются в возрасте 8-12 мес, в среднем - в 10 мес.

В заключение коснемся вопроса, который часто возникает у врачей детских поликлиник: следует ли всех недоношенных рассматривать как детей с гипотрофией на первом году жизни.

Физическое развитие недоношенных детей имеет свои осо-бенности и зависит от массы тела при рождении, перенесенных заболеваний и конституциональных особенностей ребенка. Оценка показателей массы тела должна проводиться только в сравнении с таковыми у здоровых недоношенных детей дан-ной весовой категории. Поэтому совершенно неправильно ре-бенка, родившегося с массой 950 г, у которого в возрасте года она равняется восьми кг, расценивать как больного гипотро-фией. Диагноз: недоношенность у такого ребенка объясняет временное отставание в физическом и психомоторном раз-витии.

Психомоторное развитие недоношенных детей: последствия

Основные психомоторные навыки у большинства недоно-шенных детей появляются в более поздние сроки, чем у доно-шенных. Отставание в психомоторном развитии зависит от степени недоношенности и больше выражено у детей с массой тела при рождении до 1500 г. У детей этой весовой категории появление психомоторных навыков на 1-2-м году обычно задерживается на 2-3 мес, а у детей с массой тела от 1501 до 2000 г - на 1 - 1 1 / 2 мес.

К концу первого года большинство детей с массой при рождении от 2001 до 2500 г по психомоторному развитию догоняют своих доношенных сверстников, а к 2 годам с ними сравниваются и глубоко недоношенные.

Данные о психомоторном развитии недоношенных детей по месяцам представлены в табл. 1.

Таблица 1 Некоторые показатели психомоторного развития у недоношенных детей на 1-м году жизни в зависимости от массы тела при рождении (данные Л. 3. Кунькиной)

Время появления в месяцах в зависимости от массы тела при рождении

Зрительно-слуховое сосредоточение

Удерживает голову в вертикальном положении

Поворот со спины на живот

Поворот с живота на спину

Самостоятельно:

Начинает произносить слова

Таким образом, по психомоторному развитию недоношен-ные дети сравниваются со своими доношенными сверстниками раньше, чем по показателям роста и массы тела.

Однако, чтобы ребенок хорошо развивался, с ним нужно много индивидуально заниматься (массаж, гимнастика, показ игрушек, разговорная речь).

У длительно болеющих недоношенных и у детей, которые были лишены нужного индивидуального ухода, отставание в психомоторном развитии выражено в большей степени.

Последствия недоношенности, прогноз (катамнез)

Перспектива выхаживания недоношенных детей во многом зависит от их дальнейшего психомоторного развития. В этом плане ранний и отдаленный прогноз приобретает большое значение.

Литература, посвященная данному вопросу, противоречи-ва. Это прежде всего объясняется неодинаковым континген-том обследуемых детей, различием тестов, используемых для определения полноценности ребенка, а также количеством специалистов (невропатолог, психиатр, окулист, логопед), участвующих в осмотре.

Некоторые авторы весьма пессимистично оценивают нерв-но-психическое развитие недоношенных детей. В качестве при-мера приведем высказывание видного финского ученого Ильппё: «Психическое развитие недоношенных детей в первые годы жизни заметно отстает от нормы. К сожалению, значительная часть этих дефектов интеллекта сохраняется на всю жизнь. Недоношенные дети гораздо чаще обнаруживают более или менее выраженную психическую неполноценность. Интеллек-туальные нарушения часто сочетаются с гемиплегией, пара-плегией, болезнью Литтля» (Фанкони Г, Вальгрен А, 1960). В исследованиях многих авторов отмечается большой процент тяжелых поражений ЦНС у не-доношенных.

Р. А. Малышева и соавт., обследуя 255 недоношенных детей в возрасте 3-4 лет, у 32 из них (12,6 %) наблюдали тяжелые органические поражения ЦНС и у 50 % отмечали небольшие отклонения в нервно-психическом развитии.

По данным С. Drillien, почти у 30 % недоношенных детей, родившихся с массой до 2 кг, обнаруживаются умеренные или серьезные нарушения в психомоторном и физическом развитии.

А. Янус-Кукульска и С. Лис при исследовании 67 детей с массой при рождении до 1250 г в возрасте от 3 до 12 лет у половины из них установили отставание в физическом и ум-ственном развитии, у 20,9 % обнаружили тяжелые поражения ЦНС.

Обращает на себя внимание частота различных пораже-ний органа зрения. В исследованиях А. Янус-Кукульской и С. Лис у 39 % детей с массой при рождении до 1250 г были выявлены различные дефекты зрения: близорукость, косогла-зие, астигматизм, атрофия зрительного нерва, отслоение сет-чатки. На высокий процент врожденной близорукости (30 %) у недоношенных детей указывают и другие исследователи [Григорьева В. И. и др., 1973].

К. Раре и соавт. (1978), изучая катамнез 43 детей, ро-дившихся с массой до 1000 г, у 12 из них обнаружили тяжелые поражения глаз, в том числе у 7 - ретролентальную фибро- плазию (РЛФ) и у 2 - полную потерю зрения.

S. Saigal и соавт. (1982) при исследовании 161 ребенка с массой при рождении до 1500 г у 42 детей обнаружили РЛФ, у 12 из них она протекала в тяжелой форме.

Вместе с тем другие авторы при катамнестическом обсле-довании недоношенных детей отмечают более благоприятный исход. В наблюдениях Н. Р. Ботерашвили частота поражений ЦНС колебалась в зависимости от степени недоношенности от 3,8 до 8,5 %. Л. 3. Кунькина, исследуя совместно с невропа-тологом 112 недоношенных детей в возрасте 3 лет, у 4 из них (3,6 %) обнаружила задержку нервно-психического развития, у 7 (6,2 %) -невротические реакции в виде беспокойства, нарушения сна, логоневроза и у 2 (1,7 %) - эпилептиформ-ные припадки [Кунькина Л. 3., 1970].

J. Hatt и соавт. (1972), наблюдая 26 детей с массой при рождении 1250 г и меньше в возрасте от 2 до 12 лет, у 77,8 % из них отмечали нормальное психическое развитие.

S. Saigal и соавт. (1982) исследовали в течение 3 лет катамнез у 184 детей, родившихся с массой до 1500 г. У 16,8 % были неврологические нарушения, в том числе у 13 % - детский церебральный паралич.

По данным A. Teberg и соавт. (1977) и К. Раре и соавт. (1978), среди детей с массой при рождении 1000 г и меньше у 67,5-70 % отсутствовали отклонения в неврологическом статусе.

Анализируя литературные данные и собственный матери-ал, можно отметить следующее:

  1. у недоношенных детей значительно чаще по сравнению с доношенными наблюдаются органические поражения ЦНС.

Они обусловлены патологией внутриутробного периода, ос-ложнениями в родах и повреждающими факторами в раннем постнатальном периоде (гипероксемия, гипербилирубинемия, гипогликемия);

  1. у недоношенных с гестационным возрастом меньше 29 нед и массой тела ниже 1200 г вследствие недоразвития сетчатки глаза имеется большая предрасположенность к раз-витию РЛФ. Именно у этого контингента детей в основном и наблюдается эта патология;
  2. за последние годы у недоношенных детей отмечается склонность к учащению заболеваний детским церебральным параличом. Кстати, это характерно и для доношенных детей. Такую тенденцию можно объяснить двумя причинами: во- первых, в настоящее время имеется больше возможностей для сохранения беременности, протекающей с угрозой прерыва-ния: во-вторых, прогресс в организации специализированной помощи новорожденным и создание реанимационной службы в родильных домах способствуют выживанию детей с асфик-сией и внутричерепными кровоизлияниями;
  3. перспективность психофизического развития недоно-шенных детей во многом зависит от того, насколько патогене-тически обоснованной и щадящей (ятрогенные факторы) была терапия на 1-2-й неделе жизни и как рано и последовательно на последующих этапах проводилась реабилитационная по-мощь.

В связи с тем, что легкие формы детского церебрального паралича выявляются не сразу, а нередко только во втором полугодии первого года жизни, а некоторая патология зрения педиатрами не диагностируется вообще, после выписки из отделения недоношенных дети с отягощенным анамнезом и массой тела до 1500 г должны наблюдаться невропатологом, а также пройти осмотр окулиста.

Исходя из вышеуказанного, недоношенные дети должны оставаться под систематическим наблюдением врачей-неонатологов с момента рождения и до периода, когда их здоровье будет вне угрозы, а организм станет готовым к самостоятельной жизни.

Доктор медицинских наук, Александр Ильич Хазанов (Санкт-Петербург)

Недоношенным считается ребенок, родившийся при сроке беременности 22-37 недель (154-259 дней от первого дня последнего менструального периода) с массой тела менее 2 500 г и длиной менее 45 см. Жизнеспособными считают новорожденного с массой тела при рождении 500 г, сделавшего хотя бы один вдох. В зависимости от массы тела при рождении выделяют 4 степени недоношенности:
I степень – 2001-2500 г;
II степень – 1501-2000 г;
III степень – 1001-1500 г;
IV степень – 1000 г и менее.
Масса тела при рождении не является абсолютным показателем недоношенности. Так 1/3 новорожденных с массой менее 2500 г оказываются доношенными, а у 4-5% недоношенных детей масса тела превышает 2500 г. Основным критерием недоношенности является гестационный возраст (срок внутриутробного развития, gestatio – беременность, ношение). Исходя из гестационного возраста, выделяют 4 степени недонашивания:
I степень – срок гестации 36-35 недель;
II степень – срок гестации 34-32 недели;
III степень – срок гестации 31-29 недель;
IV степень – срок гестации 28-22 недели.
Недоношенность – понятие, относящееся исключительно к периоду новорожденности. Частота рождения недоношенных детей в различных регионах страны составляет 5-12%. Смертность недоношенных детей в 20 раз превышает смертность доношенных детей.
Анатомо-физиологические особенности (АФО) недоношенного ребенка
 Морфологические признаки недоношенности: Внешний вид недоношенных детей имеет ряд признаков, находящихся в прямой зависимости от срока беременности. Чем меньше гестационный срок ребенка, тем ярче они выражены и тем их больше. Некоторые
признаки используют для определения срока гестации. К ним относятся: кожные покровы, ушные раковины, ареолы сосков, борозды на ступнях, половые признаки.
У глубоконедоношенного ребенка тонкая морщинистая кожа темно-красного цвета, обильно покрыта пушком (лануго). Ушные раковины мягкие прилегают к черепу, при малом сроке гестации лишены рельефа, бесформенные в следствие недоразвития хрящевой ткани. Ареолы сосков недоразвиты, менее 3 мм, при глубоком недонашивании могут не определяться. Борозды на ступнях редкие, короткие, неглубокие, появляются на 37 неделе беременности, на 40-й неделе гестации они становятся многочисленными. Мошонка у мальчиков пустая, яички находятся в паховых каналах, либо в брюшной полости. Для девочек характерно зияние половой
щели – большие половые губы не прикрывают малые, хорошо виден гипертрофированный клитор.
Недоношенный ребенок имеет малые размеры, непропорциональное телосложение. Весо-ростовой коэффициент равен 30-50. Относительно большая голова (1/3 от туловища), короткая шея и ноги, пупочное кольцо расположено ближе к лону. Мозговой череп преобладает над лицевым. Швы черепа и роднички открыты. Подкожно-жировой слой не выражен. Ногти не достигают кончиков пальцев.
 Функциональные признаки недоношенности. Для недоношенных характерна незрелость всех органов и систем, степень выраженности которых зависит от срока беременности. Неврологическими признаками недоношенности являются мышечная гипотония, снижение
физиологических рефлексов (сосание, глотание, сосательные движения тормозят дыхание, вызывают появление дыхательных пауз, цианоз) и двигательной активности, несовершенство терморегуляции (сниженная теплопродукция и увеличенная теплоотдача), слабый крик ребенка, снижение активности пищеварительных ферментов. Дети периодически беспокойны, отмечается непостоянный тремор подбородка и конечностей, склонность к судорогам. Дыхание составляет 40-90 дыхательных движений в минуту, неравномерное по ритму и глубине, прерывается
судорожными вздохами и паузами (апноэ) продолжительностью до 10-15 секунд, что чаще наблюдается у глубоконедоношенных детей с гипоксическими поражениями ЦНС. При более длительной остановке дыхания может развиться асфиксия (удушье) (недостаточное развитие альвеол, капиллярной сети легких, снижает содержание сурфактант а, что ведет к недостаточному расправлению легких, сохранению фетального ателектаза,развитию гемодинамических расстройств в легких, обуславливающих особенности дыхания. Поэтому недоношенные составляют основной процент новорожденных у которых развивается синдром дыхательных расстройств).
Сердечно-сосудистая система. Пульс лабилен от 100 до 180 ударов в минуту. Любые раздражители вызывают учащение сердцебиения, усиление звучности тонов, повышение АД (вследствие преобладающего влияния симпатического отдела). Артериальное давление не превышает 60-70 мм рт ст. Терморегуляция у недоношенного ребенка несовершенна. Дети быстро охлаждаются и также быстро перегреваются. У детей с низкой массой тела увеличены потери тепла из-за относительно большей поверхности тела, слишком тонкого подкожно-жирового слоя и незрелости центров терморегуляции. Своеобразие температурной реакции проявляется в том, что при перегревании температура тела может повышаться до 40 градусов, а в ответ на внешние инфекции недоношенные могут не реагировать повышением температуры.
Пищеварительная система. Объем желудка в первые 10 дней у недоношенного составляет 3 мл/кг
умноженное на количество дней. Хорошо усваиваются белки, но жиры усваиваются плохо. Проницаемость кишечной стенки значительно повышена, а ферментовыделительная функция кишечника снижена. Печень функционально еще более незрела чем у доношенных. малый объем желудка, снижение секреции и активности пищеварительных ферментов, слабое развитие мышечной стенки кишечника, снижение иммуноглобулина А способствует развитию дисбактериоза.
Рефлексы сосания и глотания развиты слабо. Нередко наблюдается нарушение координации сосания и глотания. Имеется склонность к срыгиванию, рвоте, метеоризму, запорам. Отсутствие кашлевого рефлекса способствует аспирации пищи.
Почки. Снижена фильтрационная функция, повышена экскреция натрия с мочой и слабая реабсорбция воды, ограниченная способность к выведению избытка воды из организма. Суточный диурез к концу первой недели колеблется от 60 до 145 мл, частота мочеиспусканий 8-15 раз в сутки.
Система кроветворения. Более низкий уровень гемоглобина и эритроцитов, фетальный гемоглобин долгое время сохраняется на высоком уровне. Почти у всех недоношенных с гестационным возрастом менее 30 недель анемия. Повешенные проницаемость и ломкость кровеносных сосудов (из-за дефицита витамина К) способствуют возникновению нарушений мозгового кровообращения и кровоизлияний.
Из-за несовершенства иммунитета недоношенные дети склонны к инфекционным заболеваниям.
Своеобразны у недоношенных пограничные физиологические состояния: более выражены и длительны физиологическая эритема, убыль первоначальной массы тела, желтуха. Незначительная по выраженности желтуха может сопровождаться тяжелой билирубиновой энцефалопатией. Половой криз встречается гораздо реже, чем у доношенных, выражен слабее. Первичный лейкоцитарный перекрест позднее на 7-15 дней. Транзиторная лихорадка легко возникает при несоблюдении питьевого режима и перегревании. Пуповинный остаток отпадает позже, чем у доношенных (на 5-7 день жизни), пупочная ранка заживает к 12-15 дню, при массе
менее 1000 кг – на 1-2 недели позже.

Особенности развития недоношенных детей
I.Физическое развитие недоношенных
1. Характерны более высокие темпы нарастания массы тела в течении первого года жизни по сравнению с детьми, родившимися в срок. Исключение составляет первый месяц жизни, когда отмечается низкая прибавка массы тела за счет большей, чем у доношенных, потерей первоначальной массы. У недоношенных детей первоначальная потеря массы тела составляет 9-14% от массы тела при рождении. Они удваивают массу тела к 2-3,5 месяцам, утраивают к 4-6 мес., а к году их масса увеличивается в 4-7 раз.
2. Ежемесячная прибавка в росте у недоношенных в среднем составляют 2,5-3 см. Рост за первый год увеличивается на 27-38 см. Несмотря на высокие темпы роста и развития, в первые 2-3 года жизни недоношенные дети по показателям массы тела и роста отстают от своих сверстников, родившихся доношенными. И лишь к 3 году масса тела и длина этих детей приближается к соответствующим показателям у доношенных.
3. У детей с недоношенностью I-II степени зубы прорезываются в 6-9 месяцев, III-IV степени – 8-10 месяцев.
4. Окружность головы при рождении на 3-4 см больше окружности груди. К 3-5 месяцу размеры
сравниваются, в дальнейшем окружность груди больше окружности головы.
5. В дальнейшем периоды 1-го и 2-го вытягивания у недоношенных наступают на 1-2 года позднее, чем у доношенных.
II.Нервно-психическое развитие недоношенных
На протяжении первых лет жизни темп психомоторного развития детей задержаны, становление ведущих линий нервно-психического развития сдвинуто во времени на более поздний возрастной этап. Это отставание зависит от степени недоношенности и более выражено у детей при III-IV степени недоношенности. У этих детей появление психомоторных навыков на 1-2 году задерживается на 2-3 месяца.
 У детей со II степенью недоношенности на 1-1,5 месяца
 К концу 1-го года жизни большинство детей с I степенью недоношенности по психомоторному развитию догоняют своих доношенных сверстников, а к 2 годам с ними сравниваются и глубоконедоношенные. Задержка психического развития ребенка, родившегося раньше срока, может быть обусловлена нарушением функции органов чувств. Так, патология органов зрения (миопатия, астигматизм, косоглазие) встречаются у 25%, тугоухость различной степени у 4% детей, родившихся недоношенными.
У недоношенных (из-за неблагоприятных внутриутробных условий, гипоксии плода и др) нередко
наблюдаются психоневрологические нарушения в виде невропатических психопатических черт личности. Чаще встречаются неврологические изменения: вегето-сосудистые расстройства, гипертензионно-гидроцефальный синдром, судорожный синдром, детский церебральный паралич. К возрасту 4-7 лет проявление психоневрологических симптомов могут исчезнуть или остаются в виде легких клинических знаков поражения ЦНС: неустойчивое психическое состояние, реакции негативизма, беспокойство, суетливость, бессонница, нарушение аппетита, затруднение в приеме твердой пищи. Возможно неблагоприятное течение с формированием стойких и сложных психопатологических синдромов. Однако большинство недоношенных детей обладают нормальным умственным развитием. Среди недоношенных есть много знаменитых людей: Дарвин, Ньютон, Вольтер, Гюго, Наполеон, Есенин, Миронов и т.д.

Организация медицинской помощи недоношенным детям
Проблема выхаживания недоношенных чрезвычайно сложна, так как дети еще не созрели для существования вне материнского организма. Для сохранения жизнеспособности недоношенных детей необходимо создать специальные условия как в момент рождения, так и в течение последующей адаптации ребенка. С этой целью помощь недоношенным оказывается поэтапно:
I этап выхаживания – обеспечение интенсивного ухода и лечения в роддоме;
II этап – выхаживание в специализированном отделении;
III этап выхаживания – диспансерное наблюдение в условиях детской поликлиники.
Основная цель I этапа – сохранить жизнь ребенку. В первые часы и дни после рождения при необходимости осуществляется интенсивная терапия, обеспечивается тщательный уход и наблюдение. Особое внимание уделяется соблюдению сан-эпидрежиму. Домой из роддома выписываются здоровые дети с массой тела при рождении более 2000 г, все остальные недоношенные переводятся в специализированное отделение для II этапа выхаживания.
Основным направлением работы специализированного отделения является лечебно-реабилитационное. Лечебные мероприятия направлены на ликвидацию гипоксии, нарушений мозгового кровообращения, желтухи, пневмопатии, профилактику анемии, рахита, гипотрофии.
К выписке из отделения II этапа выхаживания подходят индивидуально. Основными критериями являются:
– отсутствие заболеваний;
— восстановление первоначальной массы тела и ее удовлетворительная прибавка;
— нормальный уровень гемоглобина;
— благоприятная домашняя обстановка.
Все сведения о ребенке передаются в день выписки в детскую поликлинику.

Недоношенный ребёнок — это такой же новорожденный ребенок, как и другие, отличающийся от зрелого новорожденного недоразвитыми функциями организма.

Любой новорожденный, появившийся на свет ве­сом менее 2.500 г. и ростом менее 48 см, считается недоношенным. Он рождается обычно до конца 37-й недели беременности.

Степени недоношенности

Недоношенные дети относятся к отдельной группе новорожденных.

Группа недоношенных подразделятся на ряд под­групп, но чаще всего их подразделяют на две основных: несозревших до 1.500 г веса и несозревших от 1.500 до 2.500 г.

Насчитывают 4 степени, которые базируются на показателях роста и веса недоношенного малыша.

  1. Первая. Срок рождения: 35-37 недель, вес 2000-2500 грамм.
  2. Вторая. Срок: 32-34 недели, вес 1500-2000 грамм.
  3. Третья. Срок: 29-31 неделя, вес 1000-1500 грамм.
  4. Четвертая. Срок менее 20 недель, вес ниже 1000 грамм.

Чем выше степень недоношенности, тем сложнее будет выходить кроху. Основная проблема таких малышей – не недостаток веса, а слишком низкое развитие жизненно важных систем и органов организма.

В основном недоношенный ребенок обладает всеми характеристиками новорожденного ребенка, он лишь менее созрел. И все же отдельные части тела отстают в размерах и развитии от других. Эта несоизмеримость у детей, родившихся через меньшее количество лунных месяцев, проявляется из-за того, что формирование отдельных органов и систем было незавершенно. Так, например, череп имеет округлую или яйцевидную форму и только перед концом срока беременности (10 лунных месяцев) несколько удлиняется. Подкожный жировой слой выражен намного меньше, поскольку главным образом он создается перед концом беремен­ности, поэтому недоношенный ребенок имеет в некото­ром роде специфический внешний вид.

Процент рождаемости недоношенных детей непос­тоянен и неодинаков во всех странах мира. В основном он колеблется от 8 до 12% от общего количества родившихся детей…

Причины рождения недоношенного ребенка

Причины недоношенности детей примерно в 50% случаев неизвестны.

Считается, что из всех возможных причин особен­ное влияние на рождение недоношенных детей оказы­вают:

  • на первое место хочется поставить обычную халатность будущей мамы: поехать за тридевять земель в трясущемся поезде или авто потому что «хочу», сделать генеральную уборку или ремонт, причем во всех случаях она считает, что лучшее ее шкаф передвинуть никто не сможет, упасть, залезая на дерево «за вон той красной вишенькой» или пробежавшись по льду… Дорогие будущие мамочки, берегите себя и свой живот с первых дней и до самых родов, не рискуйте малышом, рассказывая «а вон моя подруга на седьмом месяце летала в Турцию, и все было хорошо». Здесь рискам не место!
  • хронические болезни матерей (туберкулез, сифи­лис, болезни суставов, анемия и др);
  • врожденная склонность к преждевременным родам;
  • травматизм работающих женщин (постоянная подверженность малозаметным, но вредным влияниям, таким как встряски, вибрация и др.);
  • множественная беременность (двойни, тройни);
  • острые психические потрясения матери;
  • трудные социальные условия жизни матери (внебрачие, безработица и др.);
  • времена года (ранняя весна, поздняя осень);
  • нежелательные изменения в питании матери во время беременности (недостаток белков и витаминов);
  • попытка сделать аборт, предшествующие аборты;
  • употребление алкоголя и курение;
  • слишком молодой или наоборот пожилой возраст родителей;
  • несоблюдение врачебных предписаний;
  • психологические, бытовые и эмоциональные факторы, которые отрицательно сказываются на течении беременности;
  • период менее 2 лет между родами;
  • тяжелое протекание беременности;

Мы уже говорили, что около 50% причин еще не изучено в достаточной степени. Есть и новые толкова­ния, согласно которым причины недоношенности могут исходить и от отцов. Считается, что для успешных родов имеет значение, когда сперматозоиды соверше­нно зрелы и способны к оплодотворению.

Как было уже сказано выше, недоношенный ребе­нок рождается с менее созревшими органами, зрелость которых достигается параллельно с увеличением веса. Такой ребенок мало подготовлен к жизни во внешней среде, трудно адаптируется и быстро поддается различ­ным заболеваниям. Развитие недоношенного ребенка по месяцам — об этом стоит поговорить подробнее.

Развитие недоношенного ребенка по месяцам

Недоношенный ребенок до 29 недель.

Для таких детей характерен вес менее 1 килограмма, цвет кожи красно-фиолетовый. Кожные покровы со складками и покрыты пушком (лануго). Внешне малыши худенькие, но не истощенные. Если присутствуют признаки истощения – это говорит о наличии гипотрофии. Из-за отсутствия сосательных, глотательных и дыхательных рефлексов, жизнеобеспечение малышей производится медицинской аппаратурой. Зачастую такие дети не умеют плакать, а большую часть времени спят. Движения у них редкие и вялые из-за пониженного мышечного тонуса.

Случаи родов до 29 недель крайне редкие.

Развитие ребенка, рожденного в 29 недель

Внешне эти детки напоминают малышей рожденных на более ранних сроках, однако присутствуют отличия, которые в последующем уменьшают вероятность негативного проявления ранних родов. Чаще всего детей помещают в инкубатор в котором поддерживаются постоянные температурные режимы и влажность, дополнительно подается кислород.

Рождение ребенка в 30 недель

Детей рожденных на данном сроке уже можно вскармливать через зонд грудным молоком. У них начинают появляться движения.

Особенности развития ребенка рожденного на 31 неделе

Не смотря на то, что дети, рожденные в этот срок, уже умеют открывать глаза, плакать и более активно двигаются, им все так же необходимо постоянное наблюдение врачей.

Ребенок, рожденный на 32 неделе

Вес у этих малышей превышает 1500 грамм, они умеют самостоятельно дышать.

33 неделя

Если у ребенка отсутствуют проблемы с дыхательной системой, то его можно кормить из бутылочки или грудью.

Роды на 34 неделе — особенности рождения ребенка

Уменьшается вероятность появления проблем со здоровьем, состояние детей, которые были рождены в этот срок улучшается.

Рождение ребенка — 36 неделя

К рискам рождения в данный срок можно отнести несовершенство терморегуляции и желтуху. Вес у таких детей приближен к норме, проблем со здоровьем практически не наблюдается.

Развитие недоношенных детей по месяцам в зависимости от веса при рождении

Ребенок родился весом до 1000 грамм

В 3 месяца начинают концентрировать свое внимание на источниках звука.

Ребенок родился с весом в 1000-1500 грамм

В 2,5 месяца начинают концентрировать свое внимание на источниках звука.

В 4 месяца удерживают в вертикальном положении голову.

В 7 месяцев переворачиваются со спины на живот, а в 8 с живота на спину.

Начиная с 9 месяцев, пробуют самостоятельно садиться.

Ближе к году дети пытаются вставать.

Начиная с 1 года 2 месяцев, дети пытаются с делать свои первые шаги.

После года произносятся первые слова.

Рождение ребенка весом 1500-2000 грамм.

В 2 месяца начинают концентрировать свое внимание на источниках звука.

Начиная с 7 месяцев, пробуют самостоятельно садиться.

В 10 месяцев дети пробуют вставать.

Начиная с 11, дети пытаются с делать свои первые шаги.

После 11 месяцев произносятся первые слова.

Недоношенный ребенок весом 2000-2500 грамм — развитие по месяцам

В 1,5 месяца начинают концентрировать свое внимание на источниках звука.

В 2 месяца удерживают в вертикальном положении голову.

В 6 месяцев переворачиваются со спины на живот, а в 7 с живота на спину.

Начиная с 6 месяцев, пробуют самостоятельно садиться.

Ближе к 9 месяцам дети пытаются вставать.

Начиная с 11 месяцев, дети стараются с делаьт свои первые шаги.

В 11 месяцев произносятся первые слова.

Особенности развития недоношенных детей по месяцам

Развитие недоношенного малыша — 1 месяц

Высокая вероятность заражения инфекционными заболеваниями, которые могут привести к осложнениям. Набор веса минимальный. Прибавка в росте составляет в среднем 2-5 см. Увеличивается окружность головы до 4-5 см. Если развитие крохи протекает нормально, должен возникнуть сосательно-глотательный рефлекс. Если он отсутствует, кормление следует осуществлять с помощью зонда. Если дыхательный рефлекс плохо развит, следует прибегать к искусственной подаче кислорода.

2 месяц жизни недоношенного ребенка

Набор веса ускоряется. Это хороший показатель, так как говорит о том, что ребенок развивается. Прибавка в росте составляет в среднем 2-5 см. Увеличивается окружность головы до 2-3 см. Кормление грудью – тяжелое испытание для неокрепших детей, поэтому их необходимо докармливать сцеженным молоком с помощью ложки.

Недоношенный ребенок и его развитие в 3 месяца

Вес должен вырасти в 1.5 раза. Прибавка в росте составляет в среднем 2-5 см. Увеличивается окружность головы до 2.5 см. Основной задачей родителей в этот период является контроль климата в помещении, где спит кроха и смена положения тела ребенка во время бодрствования и сна.

4 месяц жизни недоношенного ребенка

Малыш уже поднимает головку, удерживает ее, фиксирует взгляд и издает звуки. Прибавка в росте составляет в среднем 2-5 см. Увеличивается окружность головы до 1.5 см.

Что умеет делать недоношенный ребенок в 5 месяцев

Начинает улыбаться и хватает руками предметы, которые интересуют его. Прибавка в росте составляет в среднем 2-5 см. Увеличивается окружность головы до 1.5 см.

Особенности физико-психологического развития недоношенного ребенка — 6 месяц

Недоношенные малыши к этому возрасту догоняют в развитии своих сверстников. Вес у них должен увеличиться в 2 раза. Прибавка в росте составляет в среднем 2-5 см. Увеличивается окружность головы до 1.5 см. Они способны отличить своих родных от чужих людей, играют с игрушками и поворачивают голову.

7 месяц — развитие недоношенного ребенка

Прибавка в росте составляет в среднем 1-3 см. Увеличивается окружность головы до 0.5-1 см. Игра становится более активной. Карапуз переворачивается с живота на спинку.

Недоношенный ребенок — 8 месяц

Прибавка в росте составляет в среднем 1-3 см. Увеличивается окружность головы до 0.5-1 см. Перевороты даются малышу уже легко. Появляются попытки к ползанию.

9 месяц жизни недоношенного ребенка — его умения, особенности развития

Прибавка в росте составляет в среднем 1-3 см. Увеличивается окружность головы до 0.5-1 см. Берет в руки кусочки еды без посторонней помощи, встает на ноги, придерживаясь за опору, активно играет.

10-11 месяц жизни недоношенного ребенка

Прибавка в росте составляет в среднем 1-3 см. Увеличивается окружность головы до 0.5-1 см. Детки активно ползают, играют, произносят всевозможные звуки, активно реагируют на свое имя.

Недоношенный малыш — развитие в 1 годик — 12 месяцев

Прибавка в росте составляет в среднем 1-3 см. Увеличивается окружность головы до 0.5-1 см. Начинают произносить слоги. Главное для родителей в этот период не торопиться и не учить ребенка ходить.