Особенности разных типов темперамента. Роль темперамента в деятельности. Темперамент и проблемы воспитания

Различия по темпераменту и задачи воспитания. Педагогам и воспитателям постоянно приходится сталкиваться с различиями между детьми по их общей активности и по выраженности их чувств.Но для подлинного понимания таких различий нужны достаточно длительные и разносторонние наблюдения. При кратковременном знакомстве с ребенком можно получить лишь отдельные, болееили менее яркие впечатления о динамической стороне психики, которые недостаточны, однако, для достоверного суждения о свойствах темперамента. Лишь зная условия развития ученика, сопоставляя данные о его поведении и деятельности в разных обстоятельствах, можно отличить случайные манеры, привычки от более коренных черт темперамента.

Для отнесения ученика к определенному типу темперамента, как явствует из всего изложенного выше, следует убедиться в той или иной выраженности у него прежде всего таких черт:

1. Активность. О ней судят по тому, с какой степенью напора (энергичности) ребенок тянется к новому, стремится воздействовать на окружающее и изменить его, преодолевать препятствия.

2. Эмоциональность. О ней судят по чуткости к эмоциогенным воздействиям, по расположенности находить поводы для эмоциональной реакции. Показательна легкость, с какой эмоция становится побудительной силой поступков, а также скорость, с которой происходит смена одного эмоционального состояния другим.

3. Особенности моторики. Они выступают в быстроте, резкости, ритме, амплитуде и ряде других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Эта сторона проявлений темперамента легче поддается наблюдению и оценке.

При этом важно иметь в виду, что не бывает «хороших» и «плохих» темпераментов. Задача воспитателя должна заключаться не в том, чтобы пытаться переделывать один тип темперамента в другой (это и невозможно), а в том, чтобы путем систематической работы содействовать развитию– положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.

Индивидуальный подход и тип темперамента. Каждый тип темперамента может проявлять себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Энергия, страстность холерика, если они направлены на достойные цели, могут быть ценными качествами, но недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигательная, может выразиться, при отсутствии надлежащего воспитания, в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам. Живость и отзывчивость сангвиника - положительные качества, но при недостатках воспитания они могут привести к отсутствию должной сосредоточенности, к поверхностности, склонности разбрасываться. Спокойствие, выдержка, отсутствие торопливости флегматика - это достоинства. Но в неблагоприятных условиях воспитания они могут сделать человека вялым, равнодушным ко многим впечатлениям жизни. Глубина и устойчивость чувств, эмоциональная чуткость меланхолика - ценные черты, но при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у представителей этого типа может развиваться расположенность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость.

Таким образом, одни и те же исходные свойства темперамента не предопределяют того, во что они разовьются - в достоинства или в недостатки. Не следует приписывать к чертам темперамента то, что является результатом невоспитанности. Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении не обязательно говорит о холерическом темпераменте – оно может быть следствием просчетов в воспитании при любом темпераменте. Чрезмерная легкость смены интересов и увлечений, несдержанность, безразличие к окружающему, пугливость и другие отрицательные свойства ребенка (как и взрослого) могут быть не чертами темперамента, а результатом влияния окружающих людей: заласкивания и поощрения капризов в одних случаях, излишней строгости и подавления самостоятельности - в других. Ученик в школе может казаться робким, производить впечатление крайнего представителя меланхолического типа, но не быть им в действительности. Его поведение может быть вызвано, например, тем, что он отстал по учебным предметам или у него очень тяжелые семейные обстоятельства.

Сказанное не должно приводить к недооценке действительных различий по темпераменту. Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий.

Специально изучалось, как по-разному влияет на детей с одинаковой заинтересованностью учением, но при разном темпераменте, отрицательная оценка педагога. Оказалось, что если у ученика с сильной нервной системой обнаруживается стимулирующее действие отрицательной оценки, то у ученика со слабостью нервной системы после такой оценки были заметны подавленность, растерянность, утрата веры в свои силы. Понятно, что столь различные реакции учеников требуют и различной педагогической тактики.

Некоторые дети легко и быстро осваиваются с резкими изменениями в распорядке школьного дня, другие же – медленно, и их работа разлаживается. При объяснении подобных фактов также следует учитывать различия по темпераменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного занятия на другоедаже на уроке по одному и тому же предмету (например, при переходе от выслушивания объяснения к письму и т.п.). В то же время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности нередко поддерживают рабочее состояние на уроках.

Предметом особой заботы учителей чаще всего бывают дети-холерики и дети с меланхолическим темпераментом. Первых надо систематически удерживать от бурных реакций, приучать к сдержанности, самообладанию, прививать им привычку к более спокойной и равномерной работе. У вторых надо развивать уверенность в своих силах, поощрять их активность, требовать поступков, связанных с преодолением трудностей. Дети со слабой нервной системой нуждаются в более четком режиме и определенном ритме работы.

Растущему человеку необходимо постепенно научиться сознательно регулировать свое поведение и деятельность. У представителей разных типов темперамента это происходит по-разному. Так, если холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергичность действий, то флегматику легче, чем холерику, выработать выдержку и хладнокровие. Другими словами, темперамент сказывается на чертах поведения, но не предопределяет их: первостепенное значение имеют воспитательные воздействия и вся система отношений растущего человека к окружающему миру.

Известно, что в соответствующих условиях воспитания и при слабом типе нервной системы может развиться сильная воля, и наоборот, при сильном типе нервной системы в условиях «тепличного» воспитания могут возникнуть признаки недостаточной энергии, беспомощности. Не всякий холерик решителен и не всякий сангвиник отзывчив. Такие свойства должны выработаться. Это предполагает и определенную саморегуляцию, самовоспитание.

Черты темперамента, т.е. особенности динамической стороны психики, являются только одной из предпосылок развития тех важнейших свойств психики, которые составляют характер человека.


30
Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические основы темперамента
1.1.Сущность понятия «темперамент»
1.2.Темперамент и проблемы воспитания
Глава 2. Воспитание положительных качеств с учетом темперамента
2.1. Воспитание эмоциональной сдержанности
2.2.Формирование волевых качеств с учетом темперамента
2.3.Воспитание личности с учетом темперамента
Заключение
Литература
Введение
Выделяя характерные особенности детей, мы должны в то же время отметить, что дети разные. Фактически в классе невозможно найти двух совершенно одинако-вых учеников.
Обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний. Каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными особен-ностями, которые не могут (да и не должны) быть ликвидиро-ваны при всем старании преподавателя. В то же время эти индивидуальные особенности налагают свои требования на организацию учебного процесса. Прежде всего люди родятся на свет с разными типами нервной системы, которые дают разные типы темпераментов: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Мы не можем сказать, что одни из этих типов хорошие, а другие плохие. Дело не в этом: они разные. Один хорош в одном отношении, другой - в другом.
Темперамент сам по себе не определяет ни способностей, ни характера человека. Так, например, сангвиники отличают-ся быстротой реакции, а флегматики характеризуются медли-тельностью, им трудно переключаться с одного дела на дру-гое, в то время как сангвиники делают это легко. Холерики способны к длительной активной работе, но им трудно тор-мозить себя, сдерживать. Меланхолики отличаются быстрой утомляемостью, хотя, в свою очередь, обладают рядом других положительных качеств. Уже эти характеристики показывают, что людям с разными темпераментами нужен разный темп и разный режим работы.
Наблюдения показывают, что преподаватели склонны за-давать темп, не отвечающий их темпераменту. При этом задается такой темп, который был явно непосилен многим ученикам, причем не по уровню знаний, а именно по свойст-вам темперамента. И вот такие ученики, приступая к ответст-венной контрольной работе, уже заранее знали, что со всеми заданиями они справиться не смогут, потому что им был за-дан слишком высокий темп работы. Беседуя с такими учени-ками, мы неизменно обнаруживали у них чувство обиды: они считали, что с ними поступают несправедливо.
Поэтому тема курсовой работы очень актуальна. Это еще один аргумент в пользу индивидуального подхода к детям.
Цель работы состоит в том, чтобы показать те методы и формы, необходимые для воспитания детей с учетом врожденных качеств.
Задачи работы:
- определить значение понятия «темперамент»;
- познакомиться с разновидностью темперамента;
- рассмотреть формы и методы воспитания детей с учетом темперамента.
Объектом исследования стала деятельность педагога - воспитателя с детьми разного темперамента
Предмет исследования - воспитательные методов и приемов при формировании положительных черт характера.
Гипотеза работы состоит в том, что к каждому ребенку необходим индивидуальный подход, в данном случае с учетом его темперамента.
Методы исследования - это текстуальный анализ.
Теоретическая значимость заключается в том, что в этой работе сделана попытка дать систематическое изложение воспитания черт характера с учетом темперамента, ведь смешение этих двух понятий ставит ребенка иногда в затруднительное положение.
Практическая значимость заключается в том, что данный материал может быть использован на занятиях в школах.
Работа состоит из введения, двух глав, содержащие теоретические исследования и методический материал, заключения и литература
Глава 1. Теоретические основы темперамента
1.1.Сущность понятия «темперамент»
Как известно, при относительном равен-стве мотивов поведения и деятельности, при одних и тех же внешних воздействиях, люди заметно отличаются друг от дру-га по впечатлительности, по импульсивности, проявляемой энергии. Так, один человек склонен к медлительности, другой -- к торопливости, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому -- хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительная мимика, другого -- сдержанность движе-ний, очень малая подвижность лица. Различия по динамиче-ским особенностям выступают--при прочих равных условиях -- в общей активности индивида, в его моторике и его эмоцио-нальности.
Разумеется, динамические проявления человека могут во многом зависеть от воспитанных установок и привычек, от тре-бований ситуации и т. п. Но несомненно, что индивидуальные различия, о которых идет речь, имеют и свою врожденную основу. Это подтверждается тем, что такие различия обнару-живаются уже в детстве, выступают в самых разных сферах поведения и деятельности и отличаются особым постоянством.
Динамические черты, присущие индивиду, внутренне свя-заны между собой, составляют своеобразную структуру. Инди-видуально своеобразная, природно обусловленная совокуп-ность динамических проявлений психики и называется тем-пераментом человека.
Темперамент - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенно-стей личности, характеризующих различ-ные стороны динамики психической дея-тельности.
Понятие темперамента возникло на основе уче-ния древнегреческого врача Гиппократа (VI в. до н. э.), утверждавшего, что про-порция четырех элементов, из которых якобы состоит человеческое тело, опреде-ляет течение физических и душевных бо-лезней. Свойства темперамента -- индивидуальный темп и ритм психических процессов, сте-пень устойчивости чувств, напряженность волевого усилия и др., относящиеся ко всем сторонам психической деятельности. Динамика психической деятельности, а, следовательно, и указанные выше свойст-ва темперамента могут быть связаны с другими психологи-ческими условиями -- настроением, моти-вами деятельности, поставленной задачей. Вместе с тем свойства темперамента -- это наи-более устойчивые индивидуальные осо-бенности, сохраняющиеся многие годы, часто всю жизнь.
Различные сочетания закономерно свя-занных между собой свойств темперамента называют типами. В психологии принято пользо-ваться гиппократовой классификацией ти-пов темперамента - сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
Сангвиник -- человек живой, подвижный, быстро отзы-вающийся на окружающие события, срав-нительно легко переживающий неудачи и неприятности. Медлительного, невозмути-мого человека с устойчивыми стремления-ми и более или менее постоянным настрое-нием, со слабым внешним выражением ду-шевных состояний называют флегмати-ком. Холерик -- человек быстрый, поры-вистый, способный отдаваться делу с иск-лючительной страстностью, но не уравно-вешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам на-строения. Меланхоликом же называют че-ловека, легко ранимого, склонного глубо-ко переживать даже незначительные не-удачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.
У людей одного и того же типа темперамента сте-пень выраженности отдельных его свойств может быть различной. От темперамента зави-сят особенности характера, определяющие динамику его проявления. Например, общи-тельность у сангвиника проявляется в лег-ком и быстром завязывании знакомства, у флегматика -- в длительности и устойчи-вости его привязанности к своим товари-щам и знакомым, в стремлении к привыч-ному для него кругу людей и т. д. Темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Поэтому в зависи-мости от типа темперамента ребенка необходимо ис-пользовать индивидуальные приемы воз-действия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера. Так, чтобы воспитать прилежание у меланхолика, в нем надо поддерживать уверенность в своих силах одобрением. По отношению к сангвинику следует чаще проявлять строгость.
1.2.Темперамент и проблемы воспитания
Чтобы осуществлять индивидуальный, обоснованный подход к детям, правильно представлять себе, в частности, свойства темперамента. При кратковремен-ном знакомстве с ребенком можно получить лишь отдельные, более или менее яркие впечатления о динами-ческой стороне психики, которые недостаточны для достоверного суждения о свойствах темперамента. Лишь зная условия развития ученика, сопоставляя данные о его поведе-нии и деятельности в разных обстоятельствах, можно отли-чить случайные манеры, привычки от более коренных черт темперамента. Важным приемом изучения своеобразия дина-мических проявлений является сравнение учеников друг с дру-гом в равных, по возможности, условиях.
Для отнесения ученика к определенному типу темперамен-та следует убедиться в той или иной выраженности у него, прежде всего, таких черт:
1. Активность. О ней судят по тому, с какой степенью на-пора (энергичности) ребенок тянется к новому, стремится воз-действовать на окружающее и изменить его, преодолевать пре-пятствия.
2. Эмоциональность. О ней судят по чуткости к эмоциогенным воздействиям, по расположенности находить поводы для эмоциональной реакции. Показательна легкость, с какой эмо-ция становится побудительной силон поступков, а также ско-рость, с которой происходит смена одного эмоционального со-стояния другим.
3. Особенности моторики. Они выступают в быстроте, рез-кости, ритме, амплитуде и ряде других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Эта сторона проявлений темперамента легче других поддается наблюдению и оценке.
Нужно учитывать, что существуют возрастные особенности темперамента: в каждом детском возрасте -- своя специфика активности, эмоциональности и моторики. Так, в младшем школьном возрасте характерные черты активности -- легкость пробуждения интереса, готовность обратить внимание на лю-бые внешние раздражители и недостаточная длительность со-стояния сосредоточенности -- связаны с относительной слабо-стью, чувствительностью нервной системы детей. И эмоцио-нальность в эту пору жизни, и моторика, конечно же, иные, чем, скажем, в подростковом, а тем более в юношеском возра-сте. Признаки того или другого типа темперамента у ребенка не могут рассматриваться в отрыве от его возраста, они всегда выступают на соответствующем «возрастном фоне». Энергия, страстность холерика, если они направлены на достой-ные цели, могут быть ценными качествами, но недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигатель-ная, может выразиться, при отсутствии надлежащего воспи-тания, в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам. Живость и отзывчивость сангвиника -- ценные осо-бенности, но при недостатках воспитания они могут привести к отсутствию должной сосредоточенности, к поверхностности, склонности разбрасываться. Спокойствие, выдержка, отсутст-вие торопливости флегматика -- ценные свойства. Но в небла-гоприятных условиях воспитания они могут сделать человека вялым, равнодушным ко многим впечатлениям жизни. Глуби-на и устойчивость чувств, эмоциональная чуткость меланхоли-ка -- ценные черты, но при недостатке соответствующих вос-питательных воздействий у представителей этого типа может развиться расположенность целиком погружаться в собствен-ные переживания, излишняя застенчивость.
Таким образом, одни и те же исходные свойства темпера-мента не предопределяют того, во что они разовьются -- в до-стоинства или в недостатки. Поэтому задача воспитателя долж-на заключаться не в том, чтобы пытаться переделывать один тип темперамента в другой (это и невозможно), а в том, чтобы путем систематической работы содействовать развитию положи-тельных сторон каждого темперамента и одновременно помо-гать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.
Важным показателем темперамента школьника является подвижность, живость. Известно, что некоторые учащиеся ха-рактеризуются мобильностью в моторике, быстрым возникно-вением и прекращением эмоций, подвижностью в интеллек-туальной деятельности. Другие -- инертны в движениях, с медленным возникновением и неярким протеканием эмоций, малой подвижностью мысли. Все это -- проявление темпера-мента по показателю живности, мобильности. Для холериков, сангвиников характерна большая подвижность, для флегма-тиков и меланхоликов -- малая.
Наблюдения за школьниками разных темпераментов, а также практическая воспитательная работа с ними свидетельствует о том, что этот показатель «диктует» определенные меры индивидуального воздействия. При всем желании выполнить задание быстро, флегматик не сможет сделать этого. Его вялость, инертность в реакциях на замечания может явиться объектом внимания одноклассников, неторопливость в выполнении срочного дела--привести к срыву.
Напротив, холерики и сангвиники быстры, подвижны, нетерпеливы. Школьник-холерик иногда так спешит, что ока-зывается в менее выгодном положении, чем флегматик. То-ропливость приводит к поспешному и необдуманному реше-нию, к ошибкам.
Наконец третий показатель темперамента -- уравновешен-ность. Он проявляется в том, что мера активности и пассив-ности могут быть в разных сочетаниях. У одних школьников преобладает активность, у других --пассивность. У холериков господствует активность, тогда как у флегматиков преобла-дает инертность. Там, где необходимо проявить инициативу, мобилизовать людей, в большей степени подойдет холерик, или сангвиник. Флегматик малоинициативен, он -- скорее ис-полнитель. Экспериментами установлено, что школьники холе-рического типа, а также сангвиники в большинстве случаев выступают организаторами и руководителями дел, групп, кол-лективов. Редко в этом качестве можно увидеть флегматика и почти не встречаются организаторы--меланхолики.
Исследование А. И. Ильиной показало связь темперамента и общительности школьников. При изучении флегматиков и сангвиников было обнаружено, что флегматикам присущи следующие особенности: а) затрудненность в общении с новыми людьми, б) узость круга общения, в) постоянство общения в узком кругу, г) медлительность реакции в общении, д) пассивность общения с новыми лицами, е) невыразительность. Для школьников-сангвиников характерны противоположные показатели: а) легкость общения с новыми людьми, б) широта круга общения, в) постоянство отношений с боль-шинством из обширного круга общения, г) быстрота реакций в общении, д) выразительность в общении.[ 9,62]
Автор исследова-ния предупреждает о недопустимости смешения темперамента и характера. Между тем, нередко допускается отождествле-ние, и например, медлительность, эмоциональную инертность и невыразительность принимают за дурные черты характера: лень, высокомерие, черствость. Это, в свою очередь, ведет к несправедливости по отношению к школьнику и даже нару-шению мер педагогического воздействия. Смешение темпера-мента и характера ставит ребенка в двойственное положение: ему дается положительная оценка за неторопливость, обду-манность действий, поведения; с другой стороны -- упрекают в лени, нерасторопности.
Смешение темперамента и характера приводит к закреп-лению отрицательных черт. Например, непостоянство сангви-ника иногда подчеркивается и этим фиксируется на нем вни-мание. Школьник уверует в то, что с этим качеством ничего поделать нельзя, поэтому следует мириться.
Глава 2. Воспитание положительных качеств с учетом темперамента
2.1. Воспитание эмоциональной сдержанности
Эмоциональные процессы являются той сферой пси-хологического бытия ребенка, которая заряжает и ре-гулирует все остальные его функции, такие как воспри-ятие, внимание, память, мышление, воображение и др. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль яв-ляются целью и продуктом воспитания, особенно у холериков и сангвиников. Развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих психологичес-кую готовность ребенка к обучению в школе. Появле-ние принципиально новых возможностей саморегуляции у ребенка дошкольного возраста, предполагает, помимо развития эмоционального контроля, переход от внешней к внутренней регуляции поведения (когда оно стано-вится внутренне осмысленным) и установления сопод-чинения мотивов поведения, однако все эти сложные процессы протекают под воздействием эмоциональной регуляции, поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка мы считаем важнейшей задачей психологов.
Эмоции регулируют все виды деятельности поведе-ния человека. Ребенок преддошколыюго возраста нахо-дится как бы во власти внешних эмоциональных впе-чатлений и спонтанно возникающих чувств. Его легко привлечь к чему-нибудь, но также легко и отвлечь; чув-ства его быстро возникают и так же быстро исчезают. Он очень эмоционально реагирует на происходящее, но его эмоции неустойчивы. «Часто приходится видеть, что не прошло и 2--3 мин. после какой-нибудь перенесенной малышом неудачи, а он уже улыбается, с увлече-нием следит за тем, что показывают или рассказыва-ют ему; только изредка у него как бы прорываются всхлипывания. Это замечательное явление: во внешних движениях, в порядке, так сказать, внешнего последст-вия, эмоциональная реакция еще сохранилась, внутрен-не же, психологически -- эмоция уже исчезла».
Главное направление развития эмоциональной сфе-ры у дошкольника--это появление способности управ-лять эмоциями, т. е. произвольность поведения. Эмоции постепенно становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, когда ребенок усваивает раз-личные способы действия и нормы поведения, соотно-сит результаты своей деятельности с целями и с ре-зультатами других. Поведение постепенно превращает-ся из побуждаемого спонтанными чувствами и впечат-лениями («волевого» поведения) в поведение «волевое», что означает переход от внешней к внутренней его ре-гуляции, к возможности выбора собственного поведе-ния. А. Н. Леонтьев считал это основной характери-стикой перехода от преддошколыюго к дошкольному возрасту. Помимо осмысленности можно отметить и другое направление в развитии эмоций в дошкольном возра-сте--эмоции становятся устойчивыми, приобретают большую глубину. У дошкольника появляются высшие чувства--сочувствие, сострадание, умение понимать чувства других людей, сопереживать им. Адекватное эмоциональное реагирование в различных (в том числе и стрессовых) ситуациях формируется на основе уме-ния различать эмоциональные состояния по их внешне-му проявлению: через мимику, пантомимику, жесты, по-зы, эмоциональную дистанцию. При этом ребенок учит-ся за внешними эмоциональными проявлениями угады-вать смысл поведенческих реакций и реагировать в со-ответствии с этим смыслом.
Эти представления легли в основу разработанной системы психолого-педагогических методов развития эмоционального контроля и коррекции эмоциональных процессов дошкольников. Работа с детьми на психологических занятиях проводилась по программам, специа-лизированным в соответствии с возрастными особенно-стями каждой группы. В течение всего периода работы регулярно проводилась психодиагностика особенностей эмоциональной сферы (прожективные графические тес-ты, анализ рисунков), личностных черт (опросник Кэттела, регламентированное наблюдение) и динамики эмо-циональных состояний детей (тест цветовых отношений Люшера) в каждой из возрастных групп. Некоторые из поставленных задач начинают выполнять с детьми трехлетнего возраста, но наиболее полный и всесторон-ний развивающий эффект удавалось достичь только в старшей и подготовительной группах. Основной акцент развивающих действий ставились на работу с проб-лемными детьми, имея в виду укорененность их «проблемности» (тревожность, неуверенность в себе, неустой-чивость самооценки, амбиоциозность) именно в эмоцио-нальной сфере. Однако наши наблюдения и результаты психодиагностики показали, что целенаправленное раз-витие самоконтроля, произвольности эмоциональных переживании, высших чувств, регуляция динамики эмо-циональных процессов необходима для всех, даже са-мых благополучных, детей дошкольного возраста и спо-собствуют их своевременному психологическому созре-ванию.
Основой психологической работы с проблемными в эмоциональном плане детьми является синтез методов группового психотренинга и творческого детского теат-ра. В общем, можно сказать, что сутью системы мето-дов психологического развития эмоциональной сферы является обучение ребенка созданию особого рода пси-хологической атмосферы, благоприятным образом ска-зывающейся на эмоциональном состоянии, настрое чувств и мыслей ребенка, а, тем самым, на характере его действий и поступков.
Формированию позитивной установки и оптимисти-ческого эмоционального склада мироощущений способ-ствует концентрация внимания детей на том приятном, добром, радостном, что нас окружает. Так, мы просим детей назвать по очереди все вещи, события, явления, которые приносят им радость. Ответы оказались самые неожиданные и чрезвычайно многочисленные. В зави-симости от возраста, особенностей темперамента и вос-питания дети назвали игры, подарки, движения, занятия спортом, творчество и взаимодействие в игре, личные достижения, совместное проведение времени с родите-лями, родственниками, друзьями, общение с природой, отдых после усталости, вкусную еду, питье при наличии большой жажды, человеческий контакт (похвала, мяг-кая улыбка, комплимент, дружеское рукопожатие, любое выражение расположения); исследования и неожи-данные наблюдения и открытия во время игры, прогул-ки, чтения, занятий; приятные ощущения тела (теплый душ, ванна, освежающее плавание, ласкающая одежда и постель) и многое другое. Если проводить это упраж-нение регулярно (но не чаще 2 раз в месяц) для ребен-ка неожиданно открываются все радости этого нового, уже не пугающего, а дружественного внешнего мира.
Занятия такого рода избавляют детей от тревожной мнительности, плаксивости и ипохондрии, создают ус-ловия для формирования оптимального эмоционального тонуса и любознательности, открытости внешним впе-чатлениям, без которых невозможно развитие и обуче-ние. Однако эффект от этого упражнения будет макси-мален, если проводить его всякий раз немного иначе, по-новому. Например, можно завести специальную са-модельную книгу-тетрадь со следующими главами: 1) веши, которые я люблю; 2) люди, которых я люблю; 3) любимые книги, фильмы, мультфильмы; 4) любимые животные и птицы: 5) совершенные мною хорошие по-ступки; 6) дела, которые мне удается делать хорошо; 7) качества, которые мне особенно нравятся в людях; 8) любимые места, вкусная еда, приятные сны, мечты.
Психолог или воспитатель перечисляет вслух умения, доступные детям, а дошкольники поднимают руки, когда считают, что они делают это хорошо. При этом называют умения наблюдать, внимательно слушать, правильно говорить, смеяться, терпеливо сидеть или стоять, долго ходить пешком, прыгать через веревочку, кататься на велосипеде, бегать, прыгать, играть, акку-ратно носить одежду, пометать взрослым, что-либо изображать, рисовать, лепить, учиться, читать, думать, радоваться красоте природы, дружить, совершать хоро-шие поступки. Эти упражнения помогают ребенку со-здать образ самого себя не только как умелого, силь-ного и волевого, но и как ответственного человека. Во-многом это способствует осознанию своих эмоциональ-ных переживаний, осмыслению отношения к себе, ста-билизации самооценки и связанных с ней эмоциональных переживаний. Этим же целям служит психологиче-ское упражнение, в котором детей по очереди просят закончить фразу из следующих фраз:
«Было бы хорошо сейчас... (закончить фразу). Я знаю, что могу сделать... (перечислить). Лучше всего мне удается... (перечислить).
Я постараюсь изо всех сил... (что сделать?). Я готов сейчас же... (что сделать?). Я уже сегодня... (что хорошего сделал?) Оказывается, совсем не трудно... (что сделать?). В самом ближайшем будущем я готов... (что хорошего сделать?).
Я очень хочу для своих друзей... (что хорошего сделать?). Больше всего я люблю... (что именно?). Лучше всего мне удается... (что сделать?). Меня очень радует... (что?).
Я достаточно силен (умен, ловок), чтобы... (что сде-лать хорошего?).
Я уверен, что могу... (что сделать?). Я обязательно научусь в будущем... (чему?). Мои друзья особенно ценят во мне... (что?). Родители (воспитатели) часто хвалят меня... (за что?)».
Другим направлением нивелирования тревожности и повышения уверенности в себе является обучение детей умению отвлекаться от неприятных и тревожных мыслей, бороться с каждодневными мелкими житейскими стрессами. Здесь необходимо научить детей не беспо-коиться по поводу того, что выходит за рамки их конт-роля. Например, девочка разбила чашку и горько плачет. Воспитатель может утешить ее такими словами:
- Это не беда, что чашка разбилась. Такие неприятно-сти иногда случаются с каждым из нас. Тебе не помо-гут слезы, потому что все уже произошло. Слезы и расстройства не сделают чашку целой. Давай не будем плакать, а лучше вместе уберем осколки. Может быть, этот неприятный опыт сделает нас впредь осторожнее». Здесь важно отметить, что фиксация на неприятных пе-реживаниях, подкрепляемая укорами и замечаниями взрослых, усугубляют тревожность, мнительность и по-дозрительность ребенка.
Так, наблюдая детей на про-гулке, психолог отмечает среди них грустных, плакси-вых, скучных, и расстроенных. Собирая их вместе, он затевает новую игру. Все неприятности, переживания, страхи, обиды, злость предлагается представить в виде неприятной серой массы (типа тины или грязной ваты), скатать в комочек и передать взрослому (психологу, воспитателю). Взрослый из рук в руки принимает этот воображаемый комочек (средоточие стресса) и опуска-ет в пакет или сумку, которая торжественно закапы-вается в землю. Эта процедура символизирует уничто-жение всех неприятностей и, действительно, дети зара-жаются радостью и умиротворением в результате этих действий. При повторении этого упражнения его реко-мендуется видоизменить, предложив детям, находящим-ся в умывальной комнате в процессе мытья рук, пред-ставить, что стресс смывается струей воды.
Другой эффективный прием оптимизации эмоцио-нального состояния--это переключение с неприятных впечатлений на приятные. Так, можно предложить уны-лому или сердитому ребенку представить себя телеви-зором. Психолог произносит текст следующего содержа-ния: «Ты немного похож на телевизор, твоя головка имеет множество разных каналов--счастливые каналы,грустные каналы, каналы страха, каналы беспокойст-ва, хорошие и плохие каналы. Все они находятся внут-ри твоей головки и ты их можешь контролировать. Ты можешь решить, какой канал ты выберешь на следующий день. Внутри тебя находится пульт управления. Если ты находишься сейчас на канале обиды, немед-ленно отключи этот канал, подумав о чем-нибудь дру-гом--о хорошем, добром, шутливом или забавном. Итак, сначала определи, на каком канале ты находишь-ся, а теперь,--внимание!--если ты на плохом или не-приятном канале, то немедленно его отключи, переклю-чившись на приятный, радостный канал. Если ты на-ходишься на хорошем канале, то отстрой свой телеви-зор, сделай картинку ярче, звук громче и наслаждайся передачей с хорошего канала, думая о чем-нибудь при-ятном».
Дети мысленно нажимают на кнопку переключателя программ или делают движения рукой (крутят пугови-цу, нажимают на кнопку одежды). Это упражнение способствует не только избавлению от неприятных эмо-ций, но и их осознанию, что делает эмоциональные ре-акции более осмысленными. Приемы такого рода очень помогают при страхах. Иногда мы переключаем внима-ние на приятный объект воображения, который приду-мывае и т.д.................

Учение о темпераменте было впервые создано древнегре-ческим врачом Гиппократом (460-356 гг. до н. э.). Именно из его учения впоследствии вошел в употребление и термин "темпе-рамент", а также закрепились и названия всех четырех типов.

По учению Гиппократа, различие людей по темпера-ментам объясняется различным соотношением соков (жидко-стей) в организме человека. Различают четыре вида жидко-стей: желчь, призванную поддерживать сухость; кровь, предназначенную согревать; слизь, призванную охлаждать, и черную желчь -- сырость, влага в организме.

По мнению Гиппократа, у каждого человека одна из жидкостей преобладает. В зависимости от того, какой вид жидкостей преобладает в этом смешении, и получаются раз-личия людей по типам темперамента.

Что же такое темперамент с психологической точки зре-ния?

Темперамент -- это индивидульно-психологическая осо-бенность личности, которая проявляется в степени эмоцио-нальной возбудимости, скорости и энергии протекания пси-хических процессов, скорости и выразительности движений, мимики и жестов, а также в особенностях смены настроений.

Одна из классификаций связывает особенности темпера-мента с различием типов высшей нервной деятельности. По учению физиолога И. П. Павлова, типы высшей нервной дея-тельности характеризуются такими основными свойствами, как сила, уравновешенность и подвижность процессов воз-буждения и торможения. Под силой понимается работоспособность нервных клеток, их способность выносить сильное напряжение, не впадая в заторможенное состояние.

(меланхолический)

(холерический)

(сангвинический) (флегматический)

Связь темперамента с типом высшей нервной деятельности

Подвижность -- это быстрота смены одного процесса другим. Она обеспечивает приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств, адаптацию к новому кол-лективу, переход от одного вида деятельности к другому.

И. П. Павлов дает 4 основных типичных сочетания на-званных свойств в виде 4-х типов нервной деятельности. Они соответствуют четырем классическим темпераментам, назва-ния которых, как уже отмечалось, связывают с трудами древ-негреческого врача и философа Гиппократа.

Следует учитывать, что темперамент мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания. Это врожден-ное качество личности. Свойства темперамента могут, как благоприятствовать, так и противодействовать формирова-нию определенных черт личности. В настоящее время обще-принятой является точка зрения равноценности темперамен-тов, так как каждый из них имеет положительные и отрица-тельные качества. На основе каждого темперамента при неправильном воспитании могут сложиться отрицательные проявления личности.

Менеджеру необходимо знать особенности типов темпе-раментов своих подчиненных и учитывать это при найме, при распределении работ, при личном общении с ними. Кро-ме того, следует знать особенности своего темперамента и учитывать их при установлении контактов с коллегами, с деловыми партнерами, что позволит избежать конфликтов, а также правильно осуществлять подбор персонала и рас-пределять работу.

Известно, что одинаковое воздействие на работников с разными темпераментами может вызвать у них разную реак-цию. Так, например, критическое замечание вызывает раз-дражение у холерика, подталкивает к активным действиям сангвиника, оставляет равнодушным флегматика и выбивает из колеи меланхолика. В общении с холериком или меланхо-ликом необходимо проявлять максимальную выдержку и так-тичность, так как в случае, например, резкого выражения замечаний возможна бурная негативная реакция со стороны холерика или обида со стороны меланхолика. Нецелесообразно поручать работы, связанные с оперативностью и новым об-щением с людьми, меланхолику, а холерику -- требующие особой выдержки, такта и терпения.

Темперамент человека оказывает влияние на его трудо-вую деятельность как положительно, так и отрицательно. Однако лишь крайние проявления того или иного типа выс-шей нервной деятельности, например чрезмерная возбуди-мость или заторможенность, подвижность или инертность, неблагоприятно влияют на работу.

Для успешной трудовой деятельности важен не какой-то оптимальный темперамент и не приспособление деятель-ности к темпераменту работника. Нужно таким образом учи-тывать особенности темперамента, чтобы он помогал лучше выполнять трудовые задания, чтобы можно было регулиро-вать темперамент человека. То есть использовать сильные качества темперамента. Зная свои возможности, особенности темперамента, нетрудно определить, в какой области у вас успешнее пойдут дела. Затем, опираясь на свои сильные сто-роны и развивая слабые, можно быстрее добиться успеха в жизни.

Долгое время психологи считали, что темперамент не-изменен в течение жизни человека. Последние исследования показали, что он может меняться, хотя и медленно. Восточ-ные психологи даже считают, что в результате определен-ных упражнений может произойти полная перестройка тем-перамента. Обнаружен так называемый "закон семерки", со-гласно которому более или менее заметные перемены в тем-пераментной структуре человека происходят в периоды от одного семилетия к другому. Ярче всего это наблюдается, например, около 7 лет, когда заканчивается детство, и между 14 и 21 годами, когда подросток становится взрослым. Следующий период, заканчиваясь в 28 лет, знаменует соци-альную адаптацию. Критический возраст между 49 и 56 года-ми. В это время происходит возрастная перестройка.

Конечно, границы эти подвижны, но тенденция являет-ся общей для всех. Ведь темперамент меняется прежде всего потому, что меняется сам организм, его физические воз-можности. Подвижный холерик с годами может стать внешне неотличимым от флегматика, и лишь специальные тесты помогут распознать бушующие в нем страсти. А современные средства саморегуляции могут помочь меланхолику приобре-сти черты сильного типа.

По поводу возможности изменения типа темперамента хотелось бы подчеркнуть, что, по нашему мнению, меняется только внешнее проявление темперамента.

Итак, рассмотрим психологические характеристики ти-пов темперамента.

Из четырех известных типов темперамента в жизни чаще встречаются сангвиники и холерики, реже меланхолики и еще реже флегматики. Многие обладают темпераментом, в котором своеобразно сочетаются черты нескольких типов тем-пераментов, однако черты одного из них преобладают. В соответствии с этим вам следует определить, к какому типу темперамента вы относитесь. Это можно сделать с помощью известных психологических тестов, в том числе теста Айзенка, который, соглашаясь с известным психологом К. Г. Юнгом, считает, что есть два варианта приспособления к окру-жающему миру -- экстраверсия и интроверсия. Названные понятия впоследствии стали считаться основными характе-ристиками темперамента. Кроме того, в тесте Айзенка опреде-ляются устойчивость или неустойчивость нервной системы.

Экстраверсия проявляется в направленности личности на внешний мир: общительность, активность, оптимизм, само-уверенное и импульсивное поведение. Экстраверты -- это люди, открытые в эмоциональных проявлениях, любящие движение и риск. Для них характерна импульсивность, гиб-кость поведения, социальная адаптированность.

Это обычно активные, шумные люди, "душа компании", заводилы, отличные бизнесмены и организаторы, обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях, как прави-ло, ориентируются на внешнюю оценку, поэтому могут хоро-шо сдавать экзамены, они тянутся к новым ощущениям, оп-тимистичны, хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решений.

Где должны работать экстраверты (холерики и сангви-ники):

* инвестиционное планирование;

* корпоративные финансы;

* позиции, связанные с работой с клиентами;

* продажа;

* связь с общественностью;

* менеджмент, в том числе работа с персоналом;

* маркетинг.

Для интровертов характерна направленность на внутрен-ний мир человека; интроверт необщителен, пассивен, спо-коен, вдумчив, рассудителен.

Интроверты -- это люди, для которых наибольший ин-терес представляют явления собственного внутреннего мира; для них часто свои теории и оценки реальности важнее, чем сама реальность. Они склонны к размышлениям, самоанали-зу, замкнуты и испытывают затруднения в социальной адап-тации, часто социально пассивны. Обычно они бывают более чувствительны к внешним раздражителям, лучше распозна-ют цвета, звуки, более осторожны, аккуратны и педантич-ны, показывают лучшие результаты по тестам интеллекта, лучше учатся в школе и вузе.

Интроверты лучше справляются с монотонной работой. Начальники, занимающие высокие посты, не требующие постоянного общения с людьми, чаще всего интроверты.

Интроверты (флегматики и меланхолики) чаще работают:

* финансовыми аналитиками,

* бухгалтерами,

* аудиторами,

* переводчиками-синхронистами,

* диспетчерами.

То есть они работают там, где требуется усидчивость, внимательность и концентрация. Также это может быть точ-ная работа в сочетании с дипломатичностью отношений с людьми.

2. Особенности и воспитание темперамента

Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека – определяет подвижность нервных процессов, их устойчивость (динамика процесса восприятия, переключение и устойчивость внимания, диапазон мыслительной деятельности) – но не определяет ни поведения и поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.

Установление типа высшей нервной деятельности людей связано с большими трудностями. В результате своих исследований Б.М.Теплов пришел к важным выводам, имеющим большое значение для педагогической практики. Он указывает, что в процессе воспитания следует искать не пути изменения нервной системы учащегося, (этот процесс протекает очень медленно и пути его еще не достаточно изучены), а следует находить наилучшие формы, пути и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника.

Особенности нервной системы человека, полученные им при рождении, называются генотипом. В течение жизни человека эти врожденные особенности не остаются неизменными: под влиянием среды, в результате воспитания происходит значительное изменение и даже перестройка врожденного типа нервной системы.

Особенности нервной системы человека, развивающиеся в течение его жизни, называется фенотипом. Фактически, сталкиваясь с людьми, мы всегда имеем дело не с генотипом, а с фенотипом их нервной системы.

В связи с изменением типа нервной системы меняется и темперамент человека. Под влиянием воспитания наблюдается большая изменчивость особенностей темперамента. Задача воспитания темперамента заключается в том, чтобы постепенно развить положительные черты темперамента и приучить их сдерживать отрицательные его проявления. Воспитание темперамента неразрывно связано с формированием волевых черт характера человека. Только научившись сознательно управлять своим поведением, человек может выработать у себя положительные черты темперамента.

И.П. Павлов эксперементально доказал возможность изменения отдельных свойств типа нервной деятельности. Так, у безудержного типа, у которого сильный процесс возбуждения не уравновешен менее сильным процессом торможения, оказалось возможным путем тренировки добиться значительного увеличения силы тормозного процесса и привести его в равновесие с процессами возбуждения. Отсюда И.П. Павлов делает вывод: у сильного возбудимого типа можно тренировкой добиться сильного торможения, достаточного для уравновешивания процесса возбуждения.

Это дало основание говорить, например, о нескольких вариантах безудержного типа. Так, возможен тип, у которого процесс возбуждения достиг крайней силы, а процесс торможения ослаблен.

Или другой вариант: сильны оба процесса, но процесс возбуждения превышает обычный уровень. И, наконец, третий, вариант, когда сила процессов торможения и возбуждения достигает почти одного уровня.

Павлов приводил примеры, показывающие, что первоначальная неуравновешенность с течением времени посредством медленных и повторных упражнений могла быть в значительной мере выравнена.

И.П. Павлов считал, что путем, длительной посильной, тренировки можно укрепить нервную систему слабого типа. Человек с выраженными свойствами слабого типа нервной деятельности впоследствии, в благоприятных условиях жизни и воспитания, может с успехом решать любые жизненные задачи.

Последующие исследования показали, что подвижность нервных процессов является наиболее изменчивым в онтогенезе свойством нервных процессов.

3. Типы темперамента

И.П. Павлов отождествлял тип нервной деятельности и темперамент. Последующие исследования показали, что тип нервной деятельности не всегда совпадает с типом темперамента. Очевидно, что на темпераменте сказываются не только свойства нервной системы, но и соматическая организация личности в целом. Тип нервной деятельности следует рассматривать в качестве задатка темперамента. Так, установлено, что при прочих равных условиях пассивно-оборонительное поведение преимущественно наблюдается у животных со слабым типом нервной системы, а агрессивное поведение – у сильных неуравновешенных особей.

В прошлом многие психологи сводили проявление темперамента к эмоциональной сфере. На самом деле темперамент проявляется не только в эмоциональных, но и в мыслительных и волевых процессах. Когда говорят о темпераменте человека, то имеют в виду не динамику изолированных психологических процессов, а весь синдром (систему) динамических особенностей целостного поведения личности.

Виды темпераментов Типы нервной системы Особенности нервных процессов
По силе По уравновешенности По подвижности
Холерический Безудержный Сильный Неуравновешенный -
Сангвинический Живой Сильный Уравновешенный Подвижный
Флегматический Спокойный Сильный Уравновешенный Инертный
Меланхолический Слабый Слабый - -

1. При помощи каких понятий ученые объясняют, что такое темперамент в настоящее время?

2. Дайте психологическую характеристику основных типов темперамента.

3. Подвержен ли темперамент воспитанию?

4. Могут ли быть с социальной точки зрения «плохие» или «хорошие» типы темперамента?

5. Как взаимодействовать с представителем того или иного типа темперамента

6. Как учитывать особенности типов темперамента в оперативной и следственной работе?

7. Может ли человек с любыми психофизиологическими данными успешно осуществлять любую профессиональную деятельность, в частности, деятельность оперуполномоченного уголовного розыска?

Упражнение. Определите типы темперамента людей по их поведению, описанном в следующем сюжете. Четыре усталых путника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты, а стража спит. Первый сел на землю. «Вот не везет, стоило в кои веки раз выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать - до утра далеко, помяните меня, еще дождь пойдет», - приговаривал он сквозь слезы. «Чего тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!», - горячился второй, дубася кулаком в ворота. «Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождем, летняя ночь коротка», - успокаивал попутчиков третий. «Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в нее пролезем», - взял в свои руки инициативу четвертый.

Упражнение. Проанализируйте ситуацию. Темперамент ребенка отличен от темперамента матери. Допустим, мать - сангвинического темперамента, быстрая, подвижная, экспрессивная, а дочь - флегматик. Как будет реагировать мать на своего ребенка?

Упражнение. А.Ф. Кони в работе «Память и внимание» ярко и образно иллюстрирует тип темперамента, выражающийся в даваемых свидетелями показаниях по поводу наезда трамвая на женщину. Определите тип темперамента каждого из очевидцев.

1. «Это была ужасная картина - раздался раздирающий крик, хлынула кровь. Мне послышался даже треск ломаемых костей, эта картина стоит перед моими глазами, преследует меня, волнуя и тревожа».

2. «При мне вагон раздавил несчастную женщину; и вот людская судьба: быть может, она спешила к любящему мужу, к любимым детям, под семейный кров. И все разбито, уничтожено, остались слезы и скорбь о невозвратимой потере, и картина осиротелой семьи с болью возникает в душе».

3. «Раздавили женщину! Я давно говорил, что городское управление небрежно в исполнении своих обязанностей: можно ли поручать управление трамваем таким вагоновожатым, которые не умеют своевременно звонить и предупредить рассеянного или тугого на ухо прохожего. И вот результат. Судить надо за эти упущения и строго судить».

4. «Ехал я на извозчике и вижу: стоит трамвай, около него толпа, что-то смотрят; я привстал в пролетке и вижу: лежит какая-то женщина поперек рельсов, вероятно, наехали и раздавили. Я сел на свое место и сказал извозчику: пошел скорее».

Упражнение. Какому типу темперамента соответствуют характеристики:

1. Отличается легкой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни, повышенной контактностью с окружающими людьми, общительностью; эмоции и чувства легко возникают и быстро сменяются. В новой обстановке не чувствует скованности, способен к быстрому переключению внимания и деятельности.

2. Характерна повышенная эмоциональная реактивность, быстрый темп и резкость в движениях, большая энергия и прямолинейность в отношениях, резкая смена настроений. Повышенная возбудимость при неблагоприятных условиях может стать основой вспыльчивости и даже агрессивности. При соответствующей мотивации способен преодолевать значительные трудности, отдаваться делу с большой страстью. Наибольшего результата достигает в деятельности, требующей значительного единовременного напряжения сил.

3. Реакции несколько замедленны, настроение устойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В сложных жизненных ситуациях остается достаточно спокойным и выдержанным, не допускает импульсивных, порывистых движений. Правильно рассчитывает свои силы, проявляет большую настойчивость в доведении дела до конца. Переключение внимания и деятельности несколько замедлено. Поведение в ряде случаев недостаточно гибко. Достигает наибольших успехов в тех видах деятельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения.

4. Отличается повышенной ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям даже по поводу незначительных событий. Чувства легко возникают, плохо сдерживаются, внешне отчетливо выражены. Сильные внешние воздействия затрудняют деятельность. Интравертирован, замкнут, воздерживается от контактов с незнакомыми людьми, избегает новой обстановки. При определенных условиях легко формируется застенчивость, робость, нерешительность и даже трусость. В благоприятной стабильной обстановке может достичь значительных успехов в таких видах деятельности, которые требуют повышенной чувствительности и реактивности.

5. Безудержный, неуравновешенный тип. Эмоции бурные, вспышками. Резкая смена настроений. Речь сбивчивая, неровная. С людьми прямолинеен, неуживчив. Нетерпелив, не умеет ждать. Неустойчив в интересах и склонностях. Работает рывками. Постоянно стремится к новому.

6. Уравновешенный, малоподвижный тип. Эмоции слабо выражены, устойчивы. Осторожен, рассудителен. Малоподвижен, инертен. Общителен в меру. Внимание устойчивое. Придерживается строго заведенного порядка на своем рабочем месте. Устойчив в интересах и склонностях. Медленно включается в новую работу, медленно переключается с одного дела на другое.

7. Неуравновешенный, малоподвижный тип. Все эмоции внутри, как правило, это его переживания. Очень чувствителен, нерешителен, не верит в свои силы. Движения рук стеснительные. Склонен к одиночеству, замкнутости, тяжело идет на контакты. Устойчив в интересах и склонностях, в новой обстановке и деятельности не теряется.

8. Живой, уравновешенный. Выдержан, сохраняет самообладание в сложной обстановке. Речь громкая, быстрая, отчетливая. Общителен, легко входит в новый коллектив, не чувствует скованности. Быстро включается в новую работу и быстро переключается. Инициативен, но в решениях часто несобран.

2. Характер. Соотношение понятий «характер» - «личность». Понятие «характер» (от греч. charaktеr - «печать», «чеканка») трактуется в психологии далеко не однозначно. Среди ученых возникает много спорных вопросов при попытке развести понятия: «характер» - «личность», «характер» - «темперамент».

В психологической литературе можно найти различные варианты соотношения категорий «личность» и «характер». Приведем некоторые из них:

· понятия характер и личность отождествляются, т.е. эти термины употребляются как синонимы;

· характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура;

· личность понимается как специфическая часть характера;

· личность и характер рассматриваются как «пересекающиеся» образования.

Попытаемся понять различие между характером и личностью. Для начала рассмотрим, как употребляются эти понятия в обыденной речи. Обратим внимание на то, как сильно различаются наборы прилагательных, которые применяют для описания личности и характера. Говоря о личности, люди используют слова: «выдающая», «творческая», «серая», «преступная» и др. В отношении характера применяют такие прилагательные, как «тяжелый», «жестокий», «железный», «мягкий», «золотой». Мы же не говорим: «выдающийся характер» или «золотая личность». Анализ житейской терминологии показывает, что употребление анализируемых понятий различается по смыслу.

Еще более убеждает в этом следующее соображение: когда даются оценки характера и личности одного и того же человека, то эти оценки могут не только не совпадать, но и быть противоположными по знаку. Вспомним для примера личности выдающихся людей. Возникает вопрос: известны ли истории великие люди с плохим характером? Да сколько угодно. Существует мнение, что тяжелым характером отличался Ф.М. Достоевский, очень «крутой нрав» был у И.П. Павлова. Однако это не помешало обоим стать выдающимися личностями. Значит, характер и личность далеко не одно и то же.

Интересно в связи с этим одно высказывание П.Б. Ганнушкина. Констатируя тот факт, что высокая одаренность часто сочетается с психопатией, он пишет, что для оценки творческих личностей недостатки их характера не имеют значения. Он подчеркивает тот факт, что историю интересует только творение и главным образом те его элементы, которые имеют не личный, индивидуальный, а общий, непреходящий характер. Творение человека есть по преимуществу выражение его личности. Потомки используют результаты деятельности личности, а не характера. А вот с характером человека сталкиваются не потомки, а непосредственно окружающие его люди: родные, близкие, друзья, коллеги. Для них, в отличие от потомков, характер человека может стать, и часто становится, более значимым, чем его личность.

Проявления характера гораздо более непосредственны, чем проявления личности. Когда человек реализует свой характер, он спонтанно побуждается тем, что ему хочется или не хочется делать. Когда же он начинает действовать как личность, то руководствуется тем, что ему должно и положено.

Если попытаться совсем кратко выразить суть различий между характером и личностью, отмечает Ю.Б. Гиппенрейтер, то можно сказать, что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности - то, ради чего он действует. При этом, очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами.

Разведение понятий «характер» - «темперамент». Установив в общих чертах соотношение между личностью и характером, осуществим разведение понятий «характер» и «темперамент».

В научной литературе по психологии можно выделить четыре группы мнений в части соотношения темперамента и характера:

· отождествление темперамента и характера;

· противопоставление темпераменту характера;

· признание темперамента физиологическим элементом характера;

· признание темперамента врожденной основной характера.

Выразителем первой точки зрения является Э. Кречмер, который, выводя темперамент из особенностей телесной конституции, по существу, отождествляет его с характером личности. Эта точка зрения довольно распространена в западной психологии, где темперамент не выделяется как самостоятельная категория, а выступает в качестве синонима понятий «личность» и « характер» (Р. Кеттелл, Г. Айзенк, С. Айзенк и др.). В отечественной психологии близкие взгляды разделял А. Ф. Лазурский в 20-ые годы прошлого века.

Сторонники второй точки зрения утверждают, что темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности, а характер - это проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции (П. Викторов). Между первичной реакцией, образующей «первичную индивидуальность», и вторичной реакцией, или «вторичной индивидуальностью», возникает антагонизм. Вторая тормозит первую.

Этой же точки зрения придерживается Н. Д. Левитов, который считает, что темперамент не входит в характер и последний находится в антагонистических отношениях с первым. По мнению автора, развитие личности свершается как преодоление темперамента характером, преобразование первого под влиянием второго. Личность при этом как бы раздваивается, и отдельные ее свойства противопоставляются друг другу. При этом характер может вступать в конфликт с темпераментом.

Третья точка зрения принадлежит И.П. Павлову. Он дал чисто физиологическую интерпретацию темперамента, считая его врожденным типом нервной системы – генотипом. Склад высшей нервной деятельности, который образуется в результате комбинации врожденных особенностей и индивидуально приобретенных в социальной среде качеств, И.П. Павлов назвал - фенотипом и связывал его с характером.

Сторонники четвертой точки зрения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В. М. Русалов и др.) рассматривают темперамент как врожденную основу характера, как динамичную сторону характера и личности. По Л.С. Выготскому, например, темперамент есть наличная предпосылка, а характер - конечный результат воспитательного процесса. Ученые, придерживающиеся этой точки зрения, считают темперамент ядром характера, его неизменной частью, в отличие от самого характера, изменяющегося в течение жизни.

В.М. Русалов считает необходимым различать темперамент и характер, так как их формально-динамические характеристики имеют разные аспекты обобщения, а также разное соотношение с содержательными свойствами психики. Если происходит обобщение всех структурных и функциональных биологических свойств (гуморальные, соматические и нервные системы организма), мы имеем дело с темпераментом. Если основанием для обобщения являются динамические и содержательные характеристики мотивационной и эмоциональной сферы, то такое психическое образование следует отнести к характеру.

Понятие о характере. Так что же считать характером? Какое определение можно ему дать? Характер - это система устойчивых свойств личности, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. Данный психологический феномен является фенотипической характеристикой личности. В характере сплавлены как его генотипические, так и приобретенные особенности человека. Какие из них проявляются у конкретного человека в большей степени, а какие в меньшей, сказать трудно. Вспыльчивым можно быть и от холерического темперамента, и от невоспитанности, равно как и спокойным, сдержанным можно быть от флегматического темперамента и выработанного годами умения владеть собой. У человека могут быть черты характера, которые встречаются при любом типе темперамента: честность, доброта, вежливость или, наоборот, лживость, жадность, грубость. Правда, в зависимости от темперамента эти черты могут проявляться по-разному.

Темперамент относится к способу реакции, отмечает Э. Фромм, он конституционален и неизменяем. Характер же, по существу, формируется личными переживаниями, особенно переживаниями раннего периода жизни, и изменяем, в известной мере, посредством новых видов переживаний. Если человек, например, обладает холерическим темпераментом, его способ реакции - «быстрый и сильный». Но в чем он быстр и силен, это зависит от вида его отношений с миром, от его характера. Если человек плодотворная, справедливая, любящая личность, он будет реагировать быстро и сильно, когда любит, когда разгневан несправедливостью и когда увлечен новой идеей. Если это деструктивный или садистский характер, он будет быстр и силен в своей деструктивности или в своей жестокости. Например, Геринг и Гиммлер были людьми различного темперамента. Однако с точки зрения характера, оба этих человека имели одно общее свойство: они были честолюбивыми садистами. И поэтому с этической точки зрения оба равно злы.

Ю.Б. Гиппенрейтер считает, что свойства характера, так же как и свойства темперамента, являются формально-динамическими особенностям поведения. Однако в первом случае эти свойства предельно формальны, во втором - они несут признаки несколько большей содержательности, оформленности. Например, для двигательной сферы прилагательными, описывающими темперамент, будут «быстрый», «подвижный», «резкий», «вялый», а качествами характера - «собранный», «организованный», «аккуратный», «расхлябанный». Для характеристики эмоциональной сферы в случае темперамента применяют такие слова, как «живой», «импульсивный», «вспыльчивый», «чувствительный», а в случае характера - «добродушный», «замкнутый», «недоверчивый».

Граница, разделяющая темперамент и характер, достаточно условна. Сложность окончательного решения этого вопроса обусловлена отсутствием в психологической науке четкого понимания того, что представляет собой темперамент и характер, какие свойства следует относить к тому или другому.

Психологами установлено, что характер человека проявляется в системе отношений:

· к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность - грубость и т.д.);

· к делу (ответственность - недобросовестность, трудолюбие - леность и т.д.);

· к себе (скромность - самовлюбленность, самокритичность - самоуверенность, гордость - приниженность и т.д.);

· к собственности (щедрость - жадность, бережливость - расточительность, аккуратность - неряшливость и т.д.).

Следует отметить определенную условность данной схемы и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений. Так, например, если человек проявляет грубость, то это касается его отношений к людям; но если при этом он является офицером, то здесь уже необходимо говорить о его недобросовестном отношении к делу.

Психолингвистический анализ показывает, что число черт характера чрезвычайно велико. В словаре русского языка С.Н. Ожегова их насчитывается около 1500. Каждая из черт имеет разную количественную степень выраженности. Например, человек может быть честным, откровенным, веселым, самолюбивым, щедрым и т.п. Однако мера честности, откровенности, веселости, самолюбия, щедрости у каждого из нас своя. Так, щедрость человека как качество может подразумевать в самом простом варианте следующие градации: не очень щедрый; щедрый, но не очень; очень щедрый и т.д.

Несмотря на то, что характер относят к индивидуальным особенностям личности, в структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, предсказуемость поведения в какой-то ситуации), обладание которой позволяет отнести его к определенной социальной группе. В данном случае следует говорить о типическом в характера. В частности Н.Д. Левитов считает, что тип характера - это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей.

В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Так, люди одной национальности онтогенетически находятся под влиянием многовековой национальной культуры, родного языка, испытывают на себе воздействие специфических особенностей условий жизни, национального быта, сложившихся на протяжении многих поколений. По образу жизни, привычкам, национальному характеру они отличаются от людей другой национальности. Эти типические черты нередко фиксируются обыденным сознанием в различных установках и стереотипах. У большинства людей есть сформировавшийся образ представителя той или иной страны: немца, француза, китайца и т.д.

Своеобразно преломляясь в национальных особенностях, проявляются типические черты, присущие школьникам, подросткам, взрослым, пожилым людям, представителям той или иной профессии и т.д. Нетрудно описать типичный характер полицейского, учителя, врача, военного. В то же время каждый типический характер имеет свои индивидуальные черты.

Несмотря на устойчивость, тип характера обладает определенной пластичностью. Под влиянием жизненных обстоятельств воспитания, требований общества тип характера изменяется и развивается. Достаточно проследить динамику развития характера человека, посвятившего себя службе в милиции. Последовательно проходя этапы профессионального роста: курсант юридического института, офицер милиции - молодой специалист, офицер - профессионал сыска и, возможно, генерал, человек теряет какие-то черты характера предыдущего этапа жизни и приобретает новые, свойственные следующей возрастной и профессиональной группе.