«Отдала ребенка и живи своей жизнью, работай, рожай других. Как живется деткам в Домах малютки? Как живут дети в доме малютки


Мне рассказала об этом отделении хорошая знакомая. Отделение в больнице. Лежат там дети. Дети-отказники, которых свозят с наступлением первых холодов из многочисленных домов малютки. Я поехал. Не знал – зачем, не знал – что меня там ожидает. Представлял, конечно, так как слышал, какие именно дети там лежат, но не мог знать, что я там увижу…

…Мы встретились со знакомой на станции метро «Героев Днепра», сели в маршрутное такси. Несколько минут, и вот мы уже перед детской клинической больницей. Поднимаемся на второй этаж, и мною вдруг овладевает страх. Страшно отчего-то, не хочется туда идти. Моя знакомая – прихожанка одной из харизматических церквей Киева, она в этой больнице – частый гость.
- Мы не делаем ничего особенного, просто общаемся с этими детками, на руках держим, - объясняет она мне цель нашего визита.

Расплывчато как-то… «На руках держим». Зачем? Что здесь такого – на руках подержать? Разве это так важно?
Знакомая читает мои мысли, улыбается:
- Ты не понимаешь. У них все есть. Американцы сильно помогают, наши .
- Какие церкви?
- Харизматические, какие же еще? - собеседница смотрит непонимающим взглядом.

Понятно. Харизматы. Те, кого принято называть «сектантами». Те, кого следует «опасаться», так как иных мыслей не рождается в подлых их сектантских головах, кроме мыслей о том, как бы опустошить карманы доверчивых прихожан. Интересно, а за детьми такими «сектанты» ухаживают тоже, вероятно, из корыстных побуждений? Ну, наверное, на органы продать хотят несчастных детишек.

Я проглатываю незаданный вопрос о православных церквях, лидер которых сейчас находится где-то далеко за рубежом с очередным «визитом». Мне понятно, что «со смирением» улыбаться в камеру намного важнее, чем реально сбросить позолоченные одежды да опуститься на грешную землю. И помочь тем, кого безгрешными называл. Намного легче обзывать «сектантами» тех, кто помогает этим несчастным детям, нежели самому ХОТЬ РАЗ переступить порог подобного заведения. «Дела» серьезные у «божьего человека», что тут скажешь, ну да Бог ему судья…

Понимаешь, это, на самом деле, очень важно – брать их на руки. Прижимать к себе. Они лишены материнского тепла, но любой психолог и педиатр скажет тебе, насколько такое тепло важно. Они всегда одни. Они не нужны никому в целом мире…

Мы переодеваемся. На плечи – белый халат, на ноги - принесенную с собой сменную обувь. Тщательно моем руки. Идем по коридору. Дверь из металлопластика. Палата в четыре комнаты. Небольшое автономное отделение. Металлопластиковые окна и двери (подарки сектантов), кроватки, игрушки (тоже подарки сектантов), симпатичные занавески, хорошие обои (снова сектантские происки), импортные кремы и лекарства (и здесь без сектантов не обошлось). Мы заходим…

Они лежат каждый в своей кроватке. В одной комнате – четверо, в двух других – по одному, в четвертой никого нет.
- Скоро их много будет. Холода наступят – и начнут свозить. Простуженных, с . Скоро будет много... – безрадостно констатирует моя знакомая.

Первое, обо что спотыкаешься, едва переступив порог палаты, - взгляд. Очень пристальный взгляд девочки, лежащей по центру. Она мерно раскачивается из стороны в сторону, но, как только видит нас, замирает. Улыбается. Язык высунут, глаза широко раскрыты. Девочка, одетая в подгузники, произносит нечленораздельный звук, как будто смеется или даже насмехается. На вид ей месяца четыре, но выражение лица совершенно несвойственное детям такого возраста. Я не выдерживаю этот взгляд. Он абсолютно осмысленный. Неприятный взгляд. Тяжелый, буравящий.

Вчитываюсь в бумажку, прикрепленную над кроватью девочки, и удивленно поворачиваю голову к своей спутнице:
- Тут что – опечатка?
Знакомая читает.
- Нет, не опечатка. Здесь уже лежала такая девчонка когда-то.
Я потрясен. Дело в том, что девочке с тяжелым взглядом – два с половиной года . Весит она килограммов пять от силы. Родители – алкоголики с более чем десятилетним «стажем».

На второй кроватке, обхватив голову ручонками и перевернувшись на живот, лежит мальчик. Он не плачет даже – стонет.
- Водянка. Ему уже две делали.
Голова у мальчика огромная, в синих прожилках.

Третий – вполне, на первый взгляд, здоровый малыш. Я сперва не понимаю, что с ним «не так». Красивые, ясные глаза, розовые щеки.
- Болезнь Дауна , - поясняет моя спутница, и я, вглядевшись, замечаю характерные черты. Они не очень ярко выражены, не так, как у четвертого ребенка, который спит, хрипло выдыхая воздух.

Четвертый совсем маленький, крошечный. Лицо с монголоидным разрезом глаз одутловатое, неживое. Ручки привязаны к телу.
- Почему руки связаны? – спрашиваю я.
- Он себе пытается лицо расцарапать, глаза. Вот санитарка и связывает.
Действительно, все лицо малыша исцарапано.
- Нужно смазать… Подай крем, пожалуйста.
Я беру крем, стоящий здесь же, на полке. Подаю.
- Ну-ну, тихо, малыш, - знакомая укачивает неизлечимо больного малыша, аккуратно смазывает его щечки кремом.

Мама этого мальчика принимала противозачаточные таблетки, но наступила, и он родился таким, каким родился. Увидев малыша, родители от него отреклись.

Я иду в соседнюю комнату, из которой доносится слабый плач. На кровати лежит мальчик, и, едва взглянув на него, я понимаю, почему от него отказались. Вокруг глаза – родимое пятно красного цвета. Вот так – как щенка с дефектом забраковали. Расцветка не понравилась. Мальчик очень болен. Воздух со свистом выходит из его легких, на лице - мука…

В четвертой комнате находится мальчик, чей «дефект» на первый взгляд незаметен. Лежит, хрипит, плачет. Все дети, если не спят, то плачут. Мне становится невыносимо тяжело.

Моя знакомая берет на руки маленьких пациентов, разговаривает с ними. Дети, попав на руки, успокаиваются. Водят головами, не фокусируя взгляда, что-то лопочут слабо.
- Помоги мне, пожалуйста, - просит моя спутница.
Я машу головой:
- Не… Нет…

Я не могу взять ребенка на руки. Я боюсь почему-то даже прикоснуться к нему. Пятикилограммовая девочка со странным выражением лица буравит меня взглядом, смеется.
- Послушай, ты видела ее взгляд? Тебе не кажется, что у нее очень странный ? – спрашиваю я тихо.
Девочка абсолютно осмысленно смотрит мне в глаза. Не на подбородок, не на руки, а прямо в глаза. Хрипло смеется.

Моя знакомая кивает:
- Конечно, видела.
Она наклоняется к девочке, улыбается ей. Та не отрывает от меня взгляда. Показывает маленькие, неровные зубы в улыбке-оскале.
- Я такой взгляд видела в фильме «Изгоняющий дьявола».
Моя спутница внимательно смотрит на меня, кивает:
- В ней сидит тот, о ком ты сказал. Но это не ее вина…
Как в тумане, оглядываюсь.

Малыш с водянкой тихонько стонет, обхватив большую свою голову ручками. Крошечный обреченный с болезнью Дауна вздрагивает, пытается пошевелиться, но руки связаны, и он просто горько плачет, уставившись в одну точку. Мне становится невыносимо тяжело, и я выхожу из палаты…

…- Это ничего. Это нормально. Трудно бывает в первый раз. Я не выдержала и двадцати минут, когда впервые пришла сюда. Ничего... – успокаивает меня знакомая.

Мы идем по коридору к выходу из больницы. Ощущение такое, будто по мозгу проехались катком. Ни мыслей, ни слов. Пустота. Перед глазами стоят лица этих деток, обреченных на медленное угасание. Я слушаю истории о малышах, лежавших здесь весной. Кто-то родился семимесячным, да еще и в семье, не созданной для того, чтобы иметь детей, кого-то произвели на свет, не прекращая употреблять , от кого-то пытались безуспешно избавиться, что привело к необратимым изменениям плода...

И сейчас, когда пишу эти строки, я вижу лицо маленькой девочки со взглядом дьявола, которого поселили в нее те, кто дал ей жизнь. Те, кто выплюнул ее в эту жизнь, как выплевывают потерявшую вкус жевательную резинку. Без сожаления, без раздумья. Я слышу стон и плач этих маленьких человечков, не виноватых ни в чем, безгрешных и святых тем, что им предстоит пройти. Святых тем, что они уже проходят. И каждая их минута – мука, а каждый их день – пытка. Но они живы.

Они живут и каждой минутой своей мучительной жизни, своими исковерканными телами, своею болью они демонстрируют то, к чему приводит бездумье. К чему приводят глупость и скотство человеческое. Необратимость давно накрыла этих малышей, и они тихонько плачут в темноте, одни во всем мире. Ни в чем не повинные крошечные граждане Украины. Лишенные всего, даже будущего, безгрешные дети порока. Малыши со страшными осмысленными взглядами, которые трудно выдержать…

За последнее несколько лет в России возросло количество семей, желающих усыновить ребенка, подарить ему свою любовь и заботу.

Это очень радует. Ведь таким образом, можно уменьшить количество детей, которые остались без попечения родителей и проживают в сиротских домах по всей стране.

Младенцы, от которых отказались мамы и близкие родственники, к сожалению, явление распространенное.

Как усыновить ребенка из дома малютки — довольно болезненный и ответственный вопрос .

Ведь принимая на себя все тягости проблем воспитания малыша, люди не всегда осознают, что эта юридическая процедура изменит их жизнь навсегда. Для бездетных пар — это шанс стать настоящими родителями.

По данным статистики 2020 года, среди усыновляющих есть такие пары, которые уже имеют своих детей. При этом они просто хотят спасти малышей, стать им поддержкой и настоящей семьей.

Такие люди отдают свои силы, средства и любовь маленькому ребенку, чтобы изменить его судьбу, забрав из дома малютки.

Усыновление — это длительный и сложный процесс. Для него требуется много сил. Преодолеть все преграды помогает только желание оказаться рядом с малышом, не бросить его на полпути, не подвести.

Очень важно, чтобы потенциальным родителям не мешали заведомо неверные представления о малыше. Усыновители должны полюбить его, как родного не за какие-то конкретные качества, которых может в нем не оказаться, а без всяких условий.

После усыновления, как ребенку, так и родителям требуется время, чтобы создать новый порядок в жизни. Следует понимать, что малыш не всегда будет вести себя так, как от него ожидается.

Если потенциальные родители будут подготовлены к встрече, и не будут создавать иллюзий по этому поводу, то не окажется и разочарований.

Мотивов, которые побуждают к усыновлению, может быть довольно много. Делается это не от скуки, а от сложившейся жизненно сложной ситуации.

Среди них выделяют такие:

  1. Женщина не может сама родить из-за болезни, но хочет сделать приятное мужу, чтобы он почувствовал себя полноценным отцом, а она мамой.
  2. Мужчина и женщина хотят сделать счастливые сироту из приюта.
  3. Чувство неполноценности людей, которые сами не могут иметь детей.
  4. Желание воспитать наследников, чтобы они могли позаботится о родителях в старости тогда, когда наступит немощность.
  5. Дочь родила малыша в очень раннем возрасте и ее родители хотят оставить дите в семье, но чтобы не пострадала репутация дочери, сами желают стать родителями для своего внука.
  6. Потенциальные родители хотят дать ребенку, потерявшему своих родных, любовь и заботу.
  7. Состоятельные люди хотят вырастить наследника своего имущества.

Желание взять ребенка из дома малютки объясняется тем, что проще всего воспитать именно кроху, который не имеет пока ни памяти, ни навыков, ни привычек.

Большинство родителей думает, что у такого ребенка можно сформировать характер по своему желанию.

Все дома малютки работают на основании Постановления Минздрава «Положение о доме ребенка» и определенной инструкции о приеме и выписке малышей. В такие учреждения чаще всего попадают сироты и «отказники» .

Несовершеннолетние мамы, студентки, предпочитающие доучиться, наркоманки, зависимые от алкоголя, бросают своих детей и совершенно не задумываются о их будущем.

Супружеские пары, у которых не может быть детей по медицинским показателям, становятся в очередь, чтобы дать им хорошее воспитание, обеспечение, любовь и заботу. Поэтому, прежде всего, следует разобраться, как взять ребенка под опеку из дома малютки.

Данная процедура довольно сложная и длительная. Усыновление ребенка из дома малютки нужно начинать из получения разрешения на усыновление о органах опеки.

Для начала необходимо сходить туда и написать заявление о желании стать родителями маленького ребенка. В органах опеки дадут список документов, которые нужно собрать.

Кроме того, требуется сделать следующее:

  • пройти медицинское обследование;
  • дождаться органов опеки, чтобы они проверили условия жизни потенциального родителя;
  • пройти курсы приемных родителей;
  • получить заключение о возможности усыновления.

Если граждане хотят взять девочку или мальчика из дома малютки, им придется ждать, когда придет их очередь и только потом они смогут ознакомиться с базой данных на младенцев.

Но выбирать ребенка следует не по собственным представлениям, которые сложились: чтобы были глаза определенного цвета, вьющиеся волосы, прямой нос и не торчащие уши. Ребенок должен показаться родным и близким.

После выбора крохи, нужно ознакомиться с его данными:

  1. Узнать причину, по какой малыш оказался в таком положении.
  2. Кем были его родители.
  3. Какое состояние его здоровья.

Очень похвально, когда люди готовы взять больного ребенка, лечить его и воспитывать. Но в любом случае, нужно требовать тщательного обследования малыша перед усыновлением.

Трехлетний ребенок в состоянии сам рассказать, что у него болит и где. Из этого можно сделать выводы правильно ли он мыслит, развивается физически и интеллектуально, нет ли психических отклонений.

У малыша, которому только 2 месяца, все болезни и отклонения в развитии выявить могут только врачи. В домах малютки обследование крох должно проводиться бесплатно.

Если работники учреждения будут требовать деньги, усыновители имеют полное право заявить в прокуратуру. Туда можно обратиться при выявлении ужасных условий жизни малышей или плохого обращения с ними персонала.

В судебной практике были такие случаи, когда по обращению потенциальных родителей, что приехали в дом малютки знакомиться с малышом, проверки обнаруживали злоупотребление медицинского и педагогического персонала, нарушение гигиены и санитарии, безответственное отношение к малышам.

После того, как родители определяются с выбором, они должны сообщить оператору, который давал им направление в этот дом малютки. Таким образом, он будет осведомлен о том, что люди усыновляют или удочеряют кроху и уберет сведения о ней из банка данных.

Затем следует снова обратиться в органы опеки, они помогут подготовить необходимые документы в суд . В соответствии с законодательством РФ, усыновление устанавливается только органами суда.

Выяснив с помощью органов опеки и попечительства, какие документы нужны для усыновления ребенка из дома малютки, следует обязательно снять копии паспорта каждого из супругов и свидетельства о регистрации брака.

Итак, в суд нужно представить такой перечень бумаг:

  1. Заявление, в котором должны быть данные будущих родителей, данные малыша и бросивших его биологических родителей. В заявлении нужно указать, настаивают ли усыновители на изменении фамилии ребенка. Подается оно по месту регистрации малыша.
  2. Копии документов, удостоверяющих личность.
  3. Представить сведения о семейном положении — в браке или в разводе. Если усыновитель одинок, то свидетельство о рождении.
  4. Заключение с медицинского учреждения о пригодности к усыновлению.
  5. Согласие супруга или супруги, в случае, когда усыновление будет оформлено на кого-то одного.
  6. Документ с места работы, что подтверждает уровень дохода каждого усыновителя.
  7. Документ, свидетельствующий о наличии собственного жилья.

Органы опеки и попечительства должны представить документы о контактах потенциальных родителей с малышом . Но даже подготовив все необходимые бумаги, следует настроить себя, что усыновить здорового новорожденного малыша без очереди практически невозможно.

В большинстве случаев таких деток намного меньше, чем желающих усыновить. Ребенка постарше можно усыновить без очереди.

В 2020 году существует возможность выбрать ребенка в компьютерной базе данных. В России соединены более 50 банков в единую сеть. Таким образом, поиск малыша может занять всего несколько минут.

Но стоит учитывать, что чувства не поддаются логике. Вряд ли возможно узнать заранее, какого малыша смогут полюбить родители.

Новорожденный — неадаптированный к среде и неокрепший человек. Он требует много внимания и практически все время мамы. Тяжело обойтись и без помощи ее супруга — новоиспеченного папы.

То, что нужно для усыновления ребенка из дома малютки в России, почти не отличается от требований к усыновлению деток более старшего возраста. А именно:

  1. Совершеннолетие обоих потенциальных родителей.
  2. Наличие собственного жилья достаточной площади.
  3. Наличие работы и обеспеченность постоянным доходом для нормального существования.
  4. Отсутствие судимости за противоправные деяния, связанные с нанесением вреда здоровью человека.
  5. Психическое и физическое здоровье.
  6. Кандидаты не должны быть теми, кого лишили родительских прав или приемными родителями, что уже пробовали воспитывать детей и вернули их, а также опекунами, которых лишили этого звания.
  7. Требуется отсутствие вредных привычек.
  8. Разница в возрасте с малышом должна составлять не менее 16 лет.
  9. Отсутствие гражданства США или других стран, где разрешены однополые браки.

Состояние своего здоровья необходимо подтверждать прохождением медицинской комиссии .

При соответствии всему вышеперечисленному и наличии необходимых документов, можно готовиться к судебному слушанию. На суде присутствуют усыновители, сотрудники органов опеки и прокурор.

Потенциальным родителям следует объяснить, почему они решили взять ребенка именно из дома малютки.

Необходимо привести убедительные доводы, поскольку прокурор должен понять, ребенок усыновляется ради его счастливого будущего, а не из каких-то расчетливых побуждений.

После того, как суд примет положительное решение по усыновлению, малыша можно забрать к себе домой и зарегистрировать в ЗАГСе. Усыновленные дети приравниваются к родным.

Поэтому законодательство РФ предусматривает выплаты для усыновителей в таких же размерах и сроках, что и для родителей в обычных семьях.

Усыновление малыша — нелегкий и длительный процесс. Но при огромном желании, сделать это возможно. Недавно родившегося кроху можно взять в роддоме или в доме малютки.

Самое главное, чтобы усыновители смогли полюбить этого ребенка, без каких-либо условий и стали ему настоящими родителями.

Видео: Порядок усыновления ребенка

Каждая мама — очень умелая. Потому что умеет жить жизнью своего ребенка, видеть его глазами и чувствовать его сердцем.

Когда я пришла в дом малютки, чтобы удочерить годовалую малышку, у меня уже было трое своих детей, и я считала себя очень умелой мамой . Вспоминаю нашу первую встречу с дочкой: настороженный взгляд из-под бровей и отчаянный вопль, когда нянечка оставила нас наедине. Девочка билась в истерике и страшно меня боялась. Тщетно я пыталась отвлечь ее — горе малышки было бесконечным.

Стоит ли говорить, какой огорченной я ушла. Поразмыслив, я решила, что отличать своих от чужих в годовалом возрасте — отличное умение и лишь показатель интеллекта. Я приходила каждый день в одно и то же время. Постепенно девчушка перестала плакать, но подолгу внимательно смотрела на меня, слушала мой голос. Я носила ее на руках, мы смотрели в окно, и я обещала ей, что скоро по этой дороге мы уедем домой.

Вскоре передо мной встал вопрос: как предъявить ребенку папу? Ведь в доме малютки мужчин дети не видят, и ребенок может испугаться. Тогда я пришла к доченьке с фотоальбомом. Мы рассматривали фотографии нашего дома, нашего папы, будущих братьев и сестер. Работники дома малютки смеялись потихоньку над моими странными идеями, пожимали плечами. А девочка день за днем слушала рассказы о добром папе. Вскоре на свидание пришел папа. И дочка сразу же пошла к нему, протянула навстречу руки. Она его знала!

Даже за то время, пока мы посещали ее в детском доме, в развитии малышки произошел огромный скачок: она начала ходить, говорить первые слова. Наконец мы забрали дочку домой.

Когда к нам в гости пришла моя мама, она застала ребенка, раскачивающегося и бьющегося спиной и головой об спинку дивана, вид был отсутствующий. Это были прелести адаптации. Мама вышла из комнаты, она была в шоке.

Нужно было найти выход — как помочь ребенку успокоиться. В такие моменты я садилась и брала ее на руки лицом к себе. Сначала мы вместе покачивались. Я улыбалась, глядя в глаза девочки. Постепенно лицо ее теплело, уходила маска отрешенности. Наконец она улыбалась мне в ответ. Тогда я начинала тихонько смеяться и подмигивать ей, мы уже не покачивались. В ответ я слышала радостный лепет. Тогда можно было ее отпустить и переключить на игрушки или книжки.

Малышка очень быстро отучилась "качаться". И от осознания своей небольшой победы я чувствовала крылья за спиной.

Сейчас моя доченька подросла. Это очень жизнерадостный, прекрасно развитый ребенок. У нее отличная память, чистая речь. Она добрая и милая девочка, мамино солнышко! Конечно, были и другие проблемы. Но все они решались одним — любовью. Все проблемы отступают перед любовью. Любовь и есть самое главное умение мамы.

Я ничего не знаю про американских усыновителей. Зато знаю кое-что про шведских, а в контексте "продажи наших собственных детей за границу" это в принципе одно и то же. Так вот, мне посчастливилось в течение нескольких лет поработать переводчиком у шведов, приезжавших сюда усыновлять детей. И ни один вид деятельности ни до ни после не приносил мне такого удовлетворения и ощущения нужности и важности того, что я делаю. Прошло больше десяти лет, а я до сих пор помню почти все супружеские пары, с которыми довелось работать. И всех вспоминаю с теплом и благодарностью.

Ванечка

Больше всего, естественно, запомнились первые - Кристина и Юхан, высокие, красивые люди, обоим около сорока. Они привезли в подарок дому малютки кучу памперсов, игрушек и конфеты для персонала. Я вела их по облупленным, пропахшим старьем коридорам Серпуховского детского дома, и от стыда вжимала голову в плечи. В детдом я попала впервые.

Нас проводили в большую комнату, уставленную детскими кроватками. В них лежали младенцы в посеревших ползунках. На полу, на горшке сидел малыш постарше и равнодушно взирал на нас снизу вверх. Напротив ребенка на детском стульчике примерно в такой же позе, как он, сидела нянечка и буравила малыша мрачным, полным решимости взглядом. Было ясно, что, не удовлетворив ее ожидания, с горшка ребенок не сойдет. Несмотря на большое количество детей, в комнате стояла мертвая тишина. Казалось, ни у нянечки, ни у детей просто не было сил издавать звуки. Позже мне рассказали, что дети в детдомах практически не плачут - зачем? все равно никто не придет.

Мы подошли к одной из многочисленных кроваток. "А вот и Ванечка!" В кроватке лежал крохотный малыш с не просто бледным, а совершенно голубым лицом ребенка, никогда не бывавшего на свежем воздухе. На вид ему было месяца четыре. Кристина взяла ребенка на руки. Головку Ванечка держал плохо, смотрел безучастно и вообще никакого интереса к происходившему не выражал. Если бы не открытые глаза, его вполне можно было принять за покойника. Медсестра зачитала медицинскую карту: "бронхит, пневмония, курс антибиотиков, еще один курс антибиотиков... У матери сифилис..." Оказалось, что Ванечке ВОСЕМЬ месяцев! "Не жилец..." - подумала я. Кристина склонилась над ребенком и изо всех сил старалась спрятать за его макушкой заплаканные глаза. Она была в шоке от всего увиденного, но боялась своими слезами обидеть нас, граждан великой державы.

По протоколу ребенка следовало отвезти в фотоателье и сфотографировать - в вертикальном положении с поднятой головой и взглядом, устремленным в камеру. Задача казалась невыполнимой. Помню, как я прыгала за спиной фотографа и щелкала пальцами, отчаянно пытаясь хоть на мгновение пробудить у малыша интерес к происходящему. Все было бесполезно - Ванечка на руках у Кристины все ниже клонил голову к плечу, а глаза его все так же безучастно смотрели в сторону. Счастье, что фотограф попался понимающий. Уж не помню, что он такое придумал, но в результате долгих мучений фото все же было сделано: голова на боку, но по крайней мере глаза смотрят в объектив. И на том спасибо.

Мне было страшно жалко Кристину и Юхана, жалко их надежд, времени, сил, денег. "Ольга, ребенок безнадежный. Неужели они не понимают?" - рапортовала я в тот же день руководителю центра усыновления. Нет, они не понимали. Поставив галочки и подписи во всех необходимых документах, они через месяц приехали снова - теперь уже для того, чтобы забрать Ваню с собой. Ему было уже больше девяти месяцев, но на вид он был все такой же - бледный, вялый, маленький, неподвижный, молчащий. "Безумцы", - снова подумала я. А по дороге в аэропорт Кристина позвонила Ольге: "Ваня поет! Послушай!" В трубке раздалось тихое мяуканье. Ванечка гулил, впервые в жизни.

Через год они прислали фотографии с Ваниного дня рождения. Узнать в карапузе, уверенно стоящем на пухлых ножках, прежнего доходягу было совершенно невозможно. За год он догнал своих сверстников и ничем (во всяком случае, внешне) от них не отличался.

Это не сусальная история со счастливым концом. Я не знаю, как сложилась и сложится Ванина дальнейшая судьба и к каким необратимым последствиям приведут первые 9 месяцев жизни, проведенные им в детском доме. И все-таки... своей жизнью он обязан не родине, а бездетной паре из Швеции, не побрезговавшей ребенком с отставанием в развитии, сыном проститутки-сифилитички. И эти шведы, "купившие нашего ребенка", никогда не назовут его своей собственностью. Кстати, они собирались, когда Ваня подрастет, непременно привезти его в Россию - ребенок, по их мнению, должен знать, откуда он родом.

Танюха

Анна и Ёран привезли с собой трехлетнего Виктора, усыновленного полтора года назад. «Виктор, зачем мы приехали в Россию?» - спросила Анна, представляя его мне. - «Чтобы познакомиться с моей сестренкой!» Шведская речь в устах этого малыша с нижегородско-вологодской внешностью звучала как-то противоестественно. Я так и не смогла привыкнуть к тому, что он совсем не помнит своего родного языка, даже попыталась как-то заговорить с ним по-русски. Он взглянул на меня с изумлением.

Путь наш лежал в Вологду, именно там обитала «сестренка» Таня. Прибыв в пункт назначения ранним утром, мы первым делом отправились в гостиницу. После ночи в поезде все чувствовали себя разбитыми, особенно Виктор. Хотелось передохнуть, прежде чем отправляться в дом малютки. Тем более что впереди ждал еще один ночной переезд - обратно в Москву. В нашем распоряжении было часов восемь. Да больше и не надо. Познакомиться с девочкой, перекусить, уложить Виктора днем поспать - и все, можно в обратный путь.

В гостинице нас поджидал первый сюрприз. «А вы своих иностранцев зарегистрировали в милиции?» - огорошила меня вопросом барышня на ресепшене. «Послушайте, мы здесь меньше чем на сутки, вечером уезжаем. Номер нужен только для того, чтобы ребенок мог отдохнуть», - попыталась возразить я. «Ничего не знаю. У нас иностранных гостей полагается регистрировать. Иначе не заселю, не имею права».

Оставив чемоданы в вестибюле, мы ринулись в милицию. Беготня по улицам чужого города в поисках такси, затем - по коридорам отделения милиции, затем в поисках кафе, чтобы накормить оголодавшего ребенка, затем снова перепалка с барышней на ресепшене, которой что-то не понравилось в иностранных паспортах... После трех часов нервотрепки мы, наконец, побросали чемоданы в номер и совершенно измотанные отправились на встречу с «сестренкой».

В доме малютки нас встретили не более любезно, чем в гостинице. «Скажите вашим шведам, что русские усыновители у нас рассматриваются вне очереди. Если в ближайшее время появится русская пара, она и получит девочку», - мрачно буркнула мне важная дама в белом халате. «Почему же вы только сейчас об этом говорите? - вознегодовала я. - Предупредили бы раньше, мы бы к вам не поехали. У вас полон дом сирот, зачем устраивать нездоровый ажиотаж вокруг одной девочки? Предложите другой паре другого ребенка.» - «Ладно, пусть идут знакомиться, раз уж приехали», - снизошла дама в халате. Мне показалось, что я ее убедила и теперь все будет хорошо.

Вологодский дом малютки был полной противоположностью серпуховскому. Уютное чистенькое здание, светлые комнаты со свежим ремонтом. Дети ухоженные, крепкие. День был летний, солнечный. Мимо нас на прогулку прошествовала вереница карапузов с ведерками и лопатками. Многие были босиком! «Закаляем, - сказала медсестра. - Чтоб зимой меньше болели».

Полуторогодовалая Танюша оказалась черноглазой красавицей, кровь с молоком. Когда мы вошли в комнату, она сидела за столиком и кормила куклу с ложечки. Я и моргнуть не успела, как Ёран уже стоял перед Таней на четвереньках, а она с королевским видом тыкала ему в рот кукольную ложку и смеялась. «Эмоциональный контакт установлен», - вспомнилась мне формулировка из протокола, заполнявшегося каждый раз после знакомства усыновителей с ребенком. «Он давно мечтал о дочке», - шепнула Анна. Сама она, стоя с Виктором на руках, слушала медсестру, зачитывавшую нам историю развития. Танюха была практически здорова. В ее карте не значилось ни одного курса антибиотиков, ни одного бронхита и вообще ничего серьезного - случай для дома малютки просто исключительный.

Ёрану танюхина медицинская карта была совершенно неинтересна. Поев вместе с куклой, он усадил девочку на колени, и они вместе начали рисовать. Потом - играть в прятки. Не знаю, сколько это могло бы продолжаться, но Виктор, измученный мытарствами дня, поднял такой рев, что нам пришлось срочно покинуть помещение. «Пожалуйста, не предлагайте Танюшу другим усыновителям», - нижайше попросила я на прощание даму в белом халате.
В машине Виктор немножко успокоился и снова вспомнил о цели своего приезда.
- «Папа, а где же сестренка?»
- «Сестренка осталась в детском доме». У Ёрана горели глаза, он помолодел лет на десять.
- «А почему она не поехала с нами?»
- «Потерпи. В следующий раз мы заберем ее с собой».
- «Скоро?»
- «Да, малыш, скоро. Теперь уже совсем скоро».

На следующий день они улетели домой, а через месяц я узнала, что органы опеки отказали Анне и Ёрану в усыновлении Тани. Нашлась русская пара, пожелавшая принять ее в свою семью. Удивительное совпадение: полтора года не находилась, а тут вдруг - раз, и нашлась. Уж не знаю, чем это объяснить. То ли случайностью, то ли патриотичностью вологодских чиновников, то ли жаждой показать иностранцам кукиш в кармане. Последнее, во всяком случае, им удалось на славу.

Тема "ребенок в детском доме" очень непроста и требует самого серьезного внимания. Проблема часто не до конца осознается обществом. А между тем, обитателей детских домов в нашей стране с каждым годом всё больше. Статистика утверждает, что число беспризорников в России достигает сейчас двух миллионов. А количество обитателей детских домов увеличивается примерно на 170 000 человек в год.

Лишь в последнее десятилетие таких учреждений стало в три раза больше, чем раньше. Обитают в них не только фактические сироты, но и маленькие инвалиды, брошенные родителями, отобранные у алкоголиков, наркоманов и осуждённых. Есть специальные закрытые учреждения для тех, кто родился с врождёнными пороками, или такая форма, как детский дом-интернат для умственно отсталых детей. Условия жизни и содержания там не афишируются, и общество предпочитает закрыть на это глаза.

Как живут дети в детских домах

То, что творится в подобном замкнутом пространстве, по свидетельствам очевидцев, мало напоминает нормальные человеческие условия. Организации, спонсоры и просто неравнодушные люди пытаются сделать всё, что в их силах, чтобы помочь таким детям. Они собирают деньги, финансируют поездки, организуют благотворительные концерты, закупают для сиротских учреждений мебель и бытовую технику. Но все эти, несомненно, благие дела направлены на улучшение внешних условий существования сирот.

А между тем, проблема детей в детских домах намного серьезнее, глубже, и заключается она в том, что, создав таким воспитанникам человеческие условия, накормив, обогрев и отмыв, мы не решим главные проблемы - отсутствия любви и личного индивидуального общения с матерью и другими родными, близкими людьми.

Государственное воспитание - гарантии и проблемы

Решить данную проблему только деньгами невозможно. Как известно, оставшиеся без родителей дети в нашей стране попадают под опеку государства. В России форма воспитания сирот главным образом существует в виде государственных крупных детских домов, каждый из которых рассчитан на число проживающих от 100 до 200. Преимущество государственной системы обеспечения заключается, главным образом, в социальных гарантиях - получении собственного жилья по достижении совершеннолетнего возраста, бесплатном втором образовании и так далее. Это - несомненный плюс. Но если говорить о деле воспитания, то, по большому счёту, государству оно не под силу.

Неумолимая статистика свидетельствует - не более десятой части выпускников детских домов, став взрослыми, находят себе достойное место в социуме и ведут нормальную жизнь. Почти половина (около 40%) становятся алкоголиками и наркоманами, столько же совершают преступления, а около 10% выпускников предпринимают попытки суицида. Отчего же такая страшная статистика? Думается, все дело в серьезных изъянах системы государственного воспитания сирот.

Детский дом - возраст детей и переход по цепочке

Построена такая система по принципу конвейера. Если малыш остался без родителей, ему суждено путешествовать по цепочке, переходя последовательно в ряд учреждений. До трех-четырех лет маленькие сироты содержатся в домах ребенка, затем их отправляют в детский дом, а по достижении семилетнего возраста местом постоянного жительства воспитанника становится школа-интернат. Отличается такое учреждение от детского дома наличием собственного учебного заведения.

В рамках последнего также зачастую существует разделение на младшую школу и старшие классы. И те и другие имеют своих учителей и воспитателей, располагаются в разных корпусах. В итоге в течение жизни детдомовские дети не менее трех-четырех раз меняют коллективы, воспитателей и среду сверстников. Они привыкают к тому, что окружающие взрослые - временное явление, и скоро будут другие.

По штатным нормативам на 10 детей приходится всего лишь одна воспитательская ставка, в летний период - один человек на 15 детей. Никакого реального присмотра или настоящего внимания ребенок в детском доме, конечно же, не получает.

О повседневной жизни

Другая проблема и характерная особенность - в замкнутости мира сирот. Как живут дети в детских домах? И учатся, и общаются они, круглосуточно варясь в среде таких же обездоленных. Летом обычно коллектив отправляют на отдых, где детям предстоит контактировать с такими же, как они сами, представителями других казенных учреждений. В результате ребёнок не видит сверстников из нормальных благополучных семей и не имеет представления о том, как общаться в реальном мире.

Дети из детского дома не привыкают к труду с малолетства, как бывает в нормальных семьях. Их некому приучить и объяснить необходимость заботиться о себе и о близких, в результате работать они не могут и не хотят. Им известно, что государство обязано позаботиться о том, чтобы подопечные были одеты и накормлены. Необходимости в собственном обслуживании нет. Более того, любая работа (например, помощь на кухне) под запретом, регламентированным нормами гигиены и техники безопасности.

Отсутствие элементарных бытовых навыков (приготовить еду, прибраться в комнате, зашить одежду) порождает самое настоящее иждивенчество. И дело даже не в банальной лени. Данная порочная практика губительно сказывается на формировании личности и способности решать проблемы самостоятельно.

О самостоятельности

Ограниченное, до предела зарегламентированное общение со взрослыми в условиях группы никак не стимулирует развитие ребенка в детском доме в плане самостоятельности. Наличие обязательного твёрдого распорядка дня и контроль со стороны взрослых отсекает всякую необходимость самодисциплины и планирования ребёнком собственных действий. Детдомовские дети с младенчества привыкают лишь выполнять чужие указания.

Как результат, выпускники казенных учреждений к жизни никак не приспособлены. Получив жилье, они не знают, как жить в одиночку, самостоятельно заботиться о себе в быту. У таких детей нет навыка покупки продуктов, приготовления пищи, грамотного расходования денег. Нормальная семейная жизнь для них - тайна за семью печатями. В людях такие выпускники совершенно не разбираются, и в результате очень и очень часто попадают в криминальные структуры или просто спиваются.

Печальный результат

Даже во внешне благополучных детских домах, где поддерживается дисциплина, не отмечено вопиющих случаев жестокого обращения, детям некому привить и дать хотя бы элементарные понятия о жизни в обществе. Такой расклад, к сожалению, порожден самой системой централизованного государственного воспитания сирот.

Педагогические задачи в детских домах чаще всего сводятся к отсутствию ЧП и широкой огласки. Сиротам-старшеклассникам объясняют права ребенка в детском доме и по выходу из него (на жилье, пособие, бесплатное образование). Но данный процесс ведет лишь к тому, что те забывают о всяких обязанностях и помнят лишь, что им все-все должны - начиная с государства и кончая ближайшим окружением.

Многие дети из детского дома, выросшие без духовно-нравственного стержня, склонны к эгоизму и деградации. Стать полноценными членами общества им уже практически невозможно.

Альтернатива есть...

Выводы печальны: большой государственный детский дом-интернат в качестве формы воспитания сирот целиком и полностью доказал свою неэффективность. Но что можно предложить взамен? Среди специалистов считается, что оптимальным для таких детей может стать лишь усыновление. Так как только семья может дать то, чем ребенок в детском доме обделён в казенной среде.

Знающие не понаслышке о жизни в приемных семьях твердо уверены в необходимости государственной помощи людям, решившимся на подвиг воспитания чужого ребенка-сироты. Таким родителям необходима поддержка государства, общества и церкви, так как у приемных родителей с их нелегкими обязанностями всегда масса проблем и сложных вопросов.

Имеются патронатные семьи, способные заменить детский дом-интернат. При этом государство платит родителям зарплату, и никакой тайны усыновления не существует - сирота знает, кто он и откуда. В остальном же такой воспитанник - полноправный член семьи.

Еще вариант

Другая форма организации жизни сирот - семейный детский дом. По такому пути часто идут негосударственные заведения подобного типа. Жилые помещения там могут быть поделены на отдельные квартиры, "семьи" состоят из 6-8 детей, мамы, официально назначенной на эту должность, и ее помощницы. Дети все вместе и по очереди заняты покупкой продуктов, готовкой и всеми необходимыми домашними делами. Ребенок в детском доме подобного типа ощущает себя членом большой дружной семьи.

Также интересен опыт детских деревень SOS, в устройстве которых реализована модель воспитания педагога из Австрии. В нашей стране имеются три подобных деревни. Цель их - также максимально приблизить условия жизни воспитанников к семейным.

Кроме того, существуют детские дома малокомплектного типа. Устроены они по образу и подобию обычного казенного учреждения, но число детей там значительно меньше - порой не более 20 или 30 человек. В таких масштабах обстановку гораздо проще сделать домашней, чем в огромном интернате. Ребенок в детском доме такого типа посещает обычную школу и общается с ровесниками из нормальных семей.

Спасет ли православная церковь?

Многие воспитатели и общественные деятели считают, что к работе в государственных детских учреждениях следует привлекать представителей церкви, ведь каждый человек нуждается в пище для души, наличии нравственных идеалов и формировании моральных устоев. Сиротам, лишенным родительского тепла, это нужно вдвойне.

Именно потому православные детские дома могли бы оказаться островком спасения для таких детей в современном мире бездуховности и отсутствия каких-либо ориентиров. Созданное при храме подобное учреждение воспитания обладает и другим важным преимуществом - церковная община неким образом способна заменить детдомовцу отсутствующую семью. В приходе воспитанники заводят друзей, укрепляют духовные и социальные связи.

Не все так просто

Почему же такая форма, как православный детский дом до сих пор не получила широкого распространения? Проблема - в наличии множества сложностей самого разного характера - юридических, материальных, дефицита воспитательских кадров. Финансовые проблемы - прежде всего, в отсутствии необходимых помещений. Даже самый скромный приют потребует отдельного здания или его части.

Благотворители также не слишком охотно выделяют средства на финансирование подобных проектов. Но даже если спонсоры находятся, бюрократические сложности при регистрации таких приютов практически непреодолимы. Многочисленные комиссии, от решения которых зависит получение разрешения, придираются к малейшим отклонениям от существующих формальных инструкций, притом, что большинство финансируемых государством больших детских домов существует на фоне великого множества серьезных нарушений, в том числе и юридических.

Получается, что церковный детский приют возможен лишь в условиях нелегального существования. Государством не предусмотрено никаких правовых актов, способных регламентировать воспитание церковью детей-сирот, и, соответственно, оно не выделяет на это денег. Без централизованного финансирования (лишь на деньги спонсоров) существовать детскому дому трудно - практически нереально.

О денежном вопросе

Финансируются же в нашей стране лишь государственные учреждения, в которых, согласно Закону об образовании, воспитание должно быть светским. То есть устройство храмов под запретом, обучение детей вере не дозволяется.

Насколько экономически эффективны детские дома? Содержание детей в государственном учреждении влетает в копеечку. Ни одна семья не тратит на детское воспитание сумму, которая выделяется на него в детдоме. Она составляет около 60000 руб. ежегодно. Практика показывает, что эти деньги расходуются не слишком эффективно. В той же патронатной семье, где эта цифра втрое меньше, дети получают всё необходимое и, сверх того, так нужную им заботу и опеку приемных родителей.

О морально-этической стороне дела

Еще одна серьезная проблема детских домов - отсутствие квалифицированных и ответственных воспитателей. Такая работа требует затрат огромного количества душевных и физических сил. Она в прямом смысле слова предполагает самоотверженное служение, ведь зарплаты у педагогов просто смешные.

Часто в детские дома идут работать, по большому счёту, случайные люди. У них нет ни любви к подопечным, ни запаса терпения, столь необходимого в работе с обездоленными сиротами. Безнаказанность воспитателей в закрытой детдомовской системе приводит к искушению бесконтрольно командовать, упиваясь собственной властью. Порой дело доходит до крайних случаев, которые, время от времени, попадают в печать и СМИ.

Очень сложный вопрос о телесных наказаниях, которые находятся под официальным запретом, но существование их и, более того, широкая практика применения на самом деле - ни для кого не секрет. Впрочем, данная проблема характерна отнюдь не только для детских домов - это головная боль всей современной воспитательной системы.