Откуда появился черный камень в каабе. Чёрный камень – лучшее лекарство. Почему камень Каабы стал черным

Кааба - это особо возвеличенный Аллахом Дом Всевышнего на земле. Это первый дом, построенный на нашей планете, служащий знаком того, что Аллах - Один. Особым отличием этого дома является то, что его построил отец пророков, самый достойный после Мухаммада (мир ему и благословение), - пророк Ибрахим и его сын пророк Исмаил (мир им).

Есть варианты рассказов, связанные со строительством Каабы и совершением тавафа (обхода) ангелами за две тысячи лет до рождения пророка Адама (мир ему). Истину знает только Всевышн ий!

Мудрость того, что Аллах повелел пророку Ибрахиму (мир ему) построить Каабу, состоит в следующем. Когда прошло время призыва (даават) пророков, обманутые сатаной и плотскими прихотями люди стали поклоняться различным идолам. Поэтому отличительным признаком поклонения и единственности Аллаха, несмотря на расовую принадлежность, нации и языки, для объединения всех мусульман мира и их защиты по воле Аллаха была построена Кааба. Всевышний сделал Каабу еще и местом, куда направляют свои лица все мусульмане во время намаза. Обязал также всех, кто в силах, совершить к Каабе хадж и зиярат, и оказывать почет ей и уважение.

Всевышний обязал мусульман совершать таваф (обход) вокруг нее, совершать намаз в ее сторону и лицезреть ее. За эти дела Он высоко награждает поклоняющихся. Аллах увеличил воздаяние за добродетель, совершенную вокруг Каабы и в самой заповедной Мекке, до ста тысяч раз.

Также, ввиду того, что люди не могут видеть Аллаха на земле, Кааба сделана подобием дома правителя земли, к которому приходят люди со своими просьбами и жалобами. Так как приветствие за руку и целование является обычаем, подобием этому, Всевышний создал Черный камень, который расположен в углу Каабы.

Достоинства Каабы

1. Первый установленный дом для рабов Аллаха.

2. Тот, кто посетит её, получит большую награду. От Абу Хурайры передают: «Я слышал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: ”Тот, кто совершит хадж и при этом не будет сквернословить и грешить, вернётся домой чистым от грехов, как в тот день, когда его родила мать”» (Бухари, Муслим, Насаи).

3. Семь кругов (таваф) вокруг Каабы приравнивается к освобождению раба. Аллах гордится теми, кто делает таваф перед ангелами, и прощает им грехи.

4. Кто смотрит на неё, получает воздаяние , в хадисе говорится: «Если с верой в Аллаха и убеждением в истине смотреть на Каабу, то его прежние и последующие грехи смываются, и он в Судный день встанет вместе с людьми, находящимися в безопасности».

5. « Каждые сутки на Каабу ниспосылаются 120 милостей: из них 60–на совершающих таваф, 40– на поклоняющихся там». А в другом предании говорится: «40– на молящихся там, 20 – на тех, кто смотрит на Каабу» (Табарани).

6. Её строили два пророка – Ибрахим и Исмаил (мир им).

7. Ангелы делали таваф вокруг этого дома . Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Когда Адам (мир ему) завершил исполнение обрядов хаджа, с ним встретились ангелы. “О Адам, – сказали они, – да будет принятым твоё паломничество. Мы совершили паломничество к этому дому за две тысячи лет до тебя”».

Согласно достоверным хадисам, Черный камень - это тот самый камень, что прибыл из Рая вместе с пророком Адамом (мир ему). Вначале камень был белым и таким ярким, что освещал восток и запад, но от прикосновений рук грешных людей он почернел. В хадисе говорится, что Черный камень является «правой рукой» (образно) Всевышнего на земле. Кладя на него голову, мумин (праведник), который дотронулся и поцеловал его, бывает подобен поздоровавшемуся за руку и приложившему лоб к руке правителя. Но это не говорит о том, что камень поистине является рукой Аллаха, ибо Всевышний чист от наличия у Него частей тела, и нет ничего похожего на Него.

Для праведников, жаждущих встречи со Всевышним, приход к Каабе, прикасание к Черному камню и целование его, является как бы малой, предварительной встречей с Ним.

Кааба, построенная пророком Ибрахимом(мир ему), сохранялась до ее разрушения курайшитами (незадолго до появления Ислама). Затем они заново ее отстроили. Поводом для реконструкции послужило то, что от потоков дождя стены Каабы дали трещину. Сначала курайшиты боялись ее разрушить. Почетный человек по имени ВалидбинуМугира спросил: «О люди, вы этим разрушением хотите добра или зла?» Все ответили, что хотят добра. «Если так, то тех, кто хочет добра, Всевышний не наказывает», - сказал он и первым приступил к разбору Каабы.

При строительстве они разрешили тратить на работы только дозволенное и чистое состояние. Не имея в достатке дозволенного вложения, они с одной стороны уменьшили Каабу на три с половиной метра (семь локтей). Теперь это место называют «Хиджру Исмаила». Для строительства Каабы был назначен мастер - римлянин Бакун. Когда стены поднялись с фундамента и дошли до того места, куда должны были установить Черный камень, между курайшитами произошла ссора.

Это был очень драгоценный и прославленный камень, и каждый род хотел сам установить его . Изо дня в день спор разгорался все сильнее и сильнее. Некоторые общины поклялись, что если им не позволят установить камень, то будут вести борьбу до смерти. Среди них был один почтенный старый человек по имени УмайятбинуМугира. Он сказал: «О род курайшитов, не проливайте кровь, и первому, кто войдет в ворота, поручите принять решение и послушайтесь его». Первым, вошедшим в те ворота, оказался молодой Мухаммад (мир ему и благословение). И все в один голос сказали, что согласны с решением, принятым им. (Мухаммада (мир ему и благословение) курайшиты называли справедливым.Когда возникали споры, они приходили к нему, веря, что он скажет только правду и вынесет только справедливое решение.)

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) расстелил на земле одежду и положил на нее камень. Потом повелел старшим из каждого рода взяться за углы одежды и всем вместе поднять камень. Когда камень подняли на уровень стены, Мухаммад (мир ему и благословение) сам установил его на место. Тогда старец Умайят воскликнул: «Браво! Браво! Этот юноша будет примиряющим людей».

При строительстве Каабы с большим энтузиазмом работал и сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). Он на плечах переносил камни. Дядя Аббас (да будет доволен им Аллах) посоветовал ему снять верхнюю одежду и, как другие, подложить ее (чтобы легче было нести камни). Он упал, как только так поступил. Пророк (мир ему и благословение) посмотрел на небо и сказал: «Подайте мою рубашку», так как он услышал голос: «О Мухаммад, укрой свое тело!» Всевышний еще в юности уберег его от постыдных дел, даже таких, как оголение тела выше пояса.

Достоинства чёрного камня

1. Чёрный камень – один из райских яхонтов.

2. Пророк (мир ему и благословение) прикасался к нему руками, когда устанавливал.

3. Пророк (мир ему и благословение) его целовал.

4. Его целовали предыдущие пророки (мир им).

5. Он является началом и концом тавафа.

6. Мольба, сделанная возле него, будет принята.

Да поможет нам Аллах совершить как можно больше обходов вокруг Каабы до того, как она будет вознесена на небо. Дважды она была разрушена, на третий раз будет вознесена.

Канонический отдел сайта "Ислам.Ру"


Расположение


Главная святыня ислама, именуемая Каабой, ежегодно привлекает в сотни тысяч паломников. Согласно предписанию Корана, именно этот город является священным центром мусульман во всем мире.

Расположение

Кааба находится во дворе , в городе Мекка в , недалеко от побережья Красного моря. Эта территория страны носит название Хиджаз.

Кто построил Каабу в Мекке?

Точные данные относительно того, сколько лет Каабе и кто автор этой мусульманской святыни, по сей день не установлены. Согласно одним источникам, храм появился еще при Адаме, а затем был разрушен Всемирным потопом и забыт. Восстановлением Каабы занимались пророк Ибрагим с сыном Исмаилом, которым, согласно преданию, помогал архангел Гавриил. Подтверждением этой версии служат отпечатки ног пророка, сохранившиеся на одном из камней. Существует также легенда, объясняющая, откуда появился черный камень в Каабе. Когда до завершения строительства оставалось совсем немного времени и не хватило одного камня, Исмаил ушел на его поиски, а вернувшись, обнаружил, что камень уже нашли и от отца узнал, что тот был принесен Архангелом Гавриилом прямо из Рая. Это тот самый Черный камень, укладка которого стала завершением строительства храма.

За всё время своего существования святилище было перестроено и реконструировалось по разным данным 5-12 раз. Причиной тому были главным образом пожары. Самая известная реконструкция Каабы произошла при пророке Мухаммеде, тогда ее форма была изменена с параллелепипеда на куб. Последние перестройки были проведены в I веке н.э., и в таком виде Кааба сохранилась до наших дней. Последняя косметическая реконструкция датируется 1996 годом.


Что такое Кааба?

В переводе с арабского Кааба означает «священный дом». При молитве мусульмане поворачиваются лицом к Каабе.

Кааба выполнена из гранита, имеет форму куба и размеры 13,1 м в высоту, 11,03 м – в длину и 12,86 м – по ширине. Внутри имеется 3 колонны, полы из мрамора, лампы на потолке и стол для благовоний.


Что находится внутри священной Каабы?

Наиболее часто паломники задают вопросы о кубе Кааба, связанные с ее внутренним содержанием: о том, что такое священный камень в Каабе, как и когда можно попасть внутрь, какие отели рядом, спрашивают об . Остановимся подробнее на том, что же составляет основу внутреннего содержания этого святого места:

  1. Черный камень. Представляет собой булыжник в восточном углу храма на высоте 1,5 м. У мусульман считается большой удачей прикоснуться к камню, до которого в свое время дотронулся тростью пророк Мухаммед.
  2. Дверь. Расположена на высоте около 2,5 м в восточной части куба, с целью защиты сооружения от потопов. Дверь преподнесена в дар 4-м королем Саудовской Халид ибн Абдель Азизом. Для ее отделки использовали почти 280 кг золота. Ключи от Каабы хранятся у семейства Бани Шайба, которое следит за порядком и чистотой. Так повелось еще со времен пророка Мухаммеда
  3. Водосточный желоб. Его предусмотрели для отведения ливневых потоков и обрушения храма. Стекающая вода считается здесь символом благодати и направляется на то место, где погребены жена и сын пророка Ибрагима.
  4. Цоколь. Является основанием, на котором держатся стены Каабы, и служит также защитой фундамента от подземных вод.
  5. Хиджр Исмаил. Невысокая полукруглая стена, где паломникам можно совершать молитву. Здесь находятся захоронения тел жены Ибрагима и сына его Исмаила.
  6. Мультазам. Отрезок стены от Черного камня до двери.
  7. Макам Ибрагима. Место с отпечатком стопы пророка Ибрагима.
  8. Угол Чёрного камня.
  9. Угол Йемена - южный угол Каабы.
  10. Угол Шама - в западный части Каабы.
  11. Угол Ирака - северный.
  12. Кисва. Представляет собой шелковую ткань черного цвета с золотистой вышивкой. Кисву используют для укрывания Каабы. Меняют ее ежегодно, раздавая использованную кисву в виде лоскутов паломникам.
  13. Мраморная полоса. Она обозначает места обхода храма во время хаджа. Ранее она была зеленого цвета, теперь белая.
  14. Обозначает точку, где стоял пророк во время возведения храма.

Правила посещения Каабы

Ранее посещать Каабу могли все желающие. Однако ввиду большого количества паломников и несоизмеримо маленьких размеров Каабы привело к тому, что храм закрыли. В настоящее время вход в нее разрешен только особо важным гостям и лишь 2 раза в год, когда происходят церемонии омовения перед началом месяца Рамадан и перед хаджем.

Мусульмане, имеющие возможность совершения паломничества в , могут дотронуться до главной святыни мира во время обхода вокруг Каабы. Представителям других религий посещать эти священные места нельзя. В дни совершения хаджа вокруг Каабы сосредоточено огромное количество народа, и ежегодно регистрируются сотни травм и несчастных случаев. Во избежание попадания в давку можно рассмотреть вариант трансляций паломничества мусульман в Мекку: вы сможете увидеть редкие кадры, показывающие, что такое Кааба и как она выглядит изнутри.


Как добраться?

Для того чтобы посетить Каабу, вы можете отправиться к месту назначения пешком или на автомобиле. В первом варианте отправляйтесь в сторону мечети Аль-Харам, а во втором – едьте по дорогам №15, King Fahd Rd или King Abdul Aziz Rd.

Черный Камень Каабы.

Дата: традиционно считается, что Черный камень появился до сотворения человека на Земле.
Краткая характеристика: Черный камень-объект поклонения мусульман, расположенный в угловой стене Каабы - священного храма в Мекке; мусульмане верят, что Кааба является самым священным местом на Земле.
Как выглядит: полукруглый камень, состоящий из нескольких кусков или частей, перевязанных вместе серебряной нитью. По горизонтали его размер составляет примерно 10 дюймов; по вертикали - 12 дюймов.

Кааба (священный храм); в его юго-восточном углу в серебряном футляре на высоте нескольких футов от земли покоится знаменитый Черный камень. Храм со всех сторон окружен верующими.
Черный камень Каабы - это загадочный предмет древности (возможно, он появился даже до сотворения человека на Земле), который почитается мусульманами всего мира как священный; считается, что его происхождение связано с именем верховного бога Аллаха и что на протяжении тысячелетий этого камня касались многие святые, от Авраама до Мухаммеда. Черный камень замурован в стену священного храма, построенного на земле, которую строго запрещается посещать немусульманам.

Согласно исламской религии, камень этот появился на Земле много веков назад с небес; история его появления связана с поклонением Аллаху многочисленных ангелов, которые пели псалмы и совершали молитвенные обряды во время вождения хороводов вокруг Эль-Бейтул Мамур, считавшегося местом поклонения ангелов Аллаху. Находилось это священное место непосредственно под троном Аллаха. Аллах возжелал, чтобы у живущих на Земле людей была такая же святыня для поклонения ему, и он вручил Адаму блестящий белый камень, чтобы тот принес его на Землю из рая и установил в Каабе; именно Каабу Аллах решил сделать местом всеобщего поклонения ему мусульман. Камень назвали Аладжар Алсад, что означало «самый счастливый», так как именно он был выбран из множества других камней рая для установки в Каабе.

Взяв Аладжар Алсад в руки, Адам спустился из рая на землю одного из индийских островов (в настоящее время он называется Шри-Ланка), и Аллах повел его в Мекку – место, расположенное непосредственно под его троном в раю. Адам поместил камень в землю, и на этом месте был возведен священный храм Кааба.
Некоторое время спустя, когда на Земле произошел Всемирный Потоп, храм Кааба был сильно поврежден, и святой камень был волей божьей перемещен в более безопасное место. Он оставался скрытым от глаз людей до тех пор, пока Аллах не приказал Аврааму - отцу всех пророков после него - восстановить Каабу. Архангел Гавриил привел Авраама в Мекку, туда, где должен был быть заново воздвигнут Кааба, и Авраам воздвиг там Дом Аллаха, а архангел Гавриил передал ему «святой камень» для его возвращения на прежнее место.

Населявшие Землю люди соединили поклонение Аврааму с проявлением глубочайшего уважения к «святому камню»; свое почтение они выражали целованием и прикосновением к камню. Кроме того, они приносили вблизи стен священного храма в жертву овец, коров и других животных, а их кровь наносили на камень. Через некоторое время камень начал темнеть.
На протяжении столетий Кааба часто повреждался в результате стихийных бедствий, однако каждый раз арабы восстанавливали его, так как считали своей собственностью в те времена. В конечном счете Кааба стал местом поклонения всех арабских племен независимо от места их проживания.

В начале VII века в Каабе произошел сильный пожар, в результате которого святыня была практически разрушена; тем не менее люди восстановили Каабу, сделав его стены более высокими и соорудив дверь высотой в несколько футов, так чтобы стражникам легче было следить за тем, кто входит в храм. Однако среди арабских племен, которые совместно занимались восстановлением храма, вскоре начались споры по поводу того, кому из них следует предоставить право установки священного Черного камня. Представители различных арабских племен решили, что в этом споре их рассудит первый человек, который войдет во внутренний двор храма.
Случилось так, что первым человеком, вошедшим внутрь храма, оказался Мухаммед. В то время Мухаммед еще не был пророком, но имел репутацию честного и надежного юноши. Когда ему изложили суть проблемы, Мухаммед принял мудрое решение и предложил план, который смог удовлетворить интересы всех участвовавших в споре сторон. Он положил на землю кусочек ткани и установил в его центре священный Черный камень. Затем он попросил выбрать от каждого племени по одному представителю, которые должны были встать вокруг положенного на землю кусочка ткани. Все вместе они подняли водруженный на ткань священный Черный камень и перенесли его в Каабу, где сам Мухаммед и установил камень в отведенное для него место.
Примерно в 610 году н.э. исламская религия была формально восстановлена; это произошло, когда Мухаммеду, открыто выступавшему против почитания идолов его соотечественниками, явилось откровение Аллаха через архангела Гавриила - того самого, который передал это откровение всем пророкам и который убедил Авраама и его сына Исмаила заняться восстановлением Каабы.
Искренний протест Мухаммеда против идолопоклонства привел к всплеску затаенной вражды среди неверующих жителей Мекки. Эта вражда постепенно усилилась настолько, что жизни пророка стала угрожать серьезная опасность, и в 622 году, сразу же после получения от Аллаха соответствующих указаний, Мухаммед переселился в Ясриб (позднее этот город стал называться Медина - Прим. перев.). Это путешествие Мухаммеда называется хиджра, и именно после него (в 622 году) у мусульман появился свой мусульманский календарь.
По мере распространения ислама происходило также и резкое усиление вражды, однако в конечном итоге население Мекки приняло эту религию, поверив в то, что Мухаммед действительно является пророком, а Коран - священная книга мусульман - заключительным откровением, которое послал на Землю Аллах. Кааба стал священным местом для мусульман, а каменные идолы, находившиеся внутри храма, были выброшены за ненадобностью. Черный камень, тем не менее, оставили нетронутым.
После смерти Мухаммеда его приверженцы и последователи ввели среди мусульман законы, сформулированные Аллахом и явившиеся в виде откровения пророку Мухаммеду. Халиф Омар, который первоначально выступал против Мухаммеда, вынудил людей поверить в то, что Черный камень не является идолом; он сказал им: «Я знаю, вы неспособны делать добро или зло другим людям. Если бы я невидел, как-вестник Аллаха целует вас, я бы никогда не произнес этих слов».
Последователи Мухаммеда стали основоположниками коренных изменений, которые в конце концов привели к развитию сектантского конфликта, закончившегося нападением на Мекку. Во время этого нападения в 682 году Дом Аллаха снова был сильно поврежден, а Черный камень разбит на куски. После отступления захватчиков большинство населения Мекки бежало из-за боязни, что Аллах накажет их за то, что они допустили разрушение врагом святыни. Однако халиф решил начать реконструкцию храма, и горожане присоединились к нему в этом начинании, когда увидели, что наказания Аллаха не последовало. В качестве строительного материала для восстановления святыни были использованы камни, которые в большом количестве можно было найти на окраинах города. Правитель Мекки соединил вместе все куски Черного камня, перевязал их серебряным обручем, а затем поместил их в угловую стену храма.
Со времен Мухаммеда Кааба несколько раз оказывался поврежденным, но никогда не был полностью разрушенным. Мусульмане верят, что священный храм разрушить просто невозможно, так как он, так же как и Коран, находится под зашитой Аллаха, которая и обеспечивает ему вечную жизнь. В тот же самый год, когда родился Мухаммед, эфиопский царь во главе своего войска решил напасть на святыню, но его армия была полностью уничтожена армиями похожих на голубей желтых птиц, которые по приказу Аллаха бросали камни прямо на головы несчастным солдатам.
Днем и ночью на протяжении целого года мусульмане выполняют в Каабе ритуал, называемый тааф. Этот ритуал заключается в призывании ангелов с небес в Эль-Бейтул Мамур; мусульмане быстрым шагом обходят семь раз священный храм Каабу, одновременно совершая религиозный обряд, подтверждающий их верность Аллаху. Они целуют Черный камень или касаются его поверхности (если же верующие не могут подойти близко к стенам Каабы из-за большого скопления народа вокруг святыни, то они, совершая религиозные обряды, просто указывают на храм).
Один раз в год мусульмане со всего мира совершают паломничество в Масджид Эль-Хараам - самую большую священную мечеть в мире, в открытой середине которой и находится Кааба.

Черный камень установлен на высоте приблизительно трех футов от земли в наружном юго-восточном углу Каабы - каменного сооружения в форме огромного куба. Поцелуи и прикосновения к священному камню являются древней традицией мусульман, сохранившейся после того, как это сделал Мухаммед. Мусульмане - верные ученики Пророка - убеждены в том, что если кто-либо из верующих целует камень искренне, от всего сердца признавая свои грехи, и обходит вокруг Каабаы, призывая на помощь Аллаха, то камень обязательно станет свидетелем этой мольбы в день Страшного суда, когда обретет способность видеть и говорить.
Черный камень установлен в специальной нише, так что любой человек, который хочет прикоснуться к нему или -поцеловать его, должен опустить в эту нишу свою руку или лицо. От камня, поверхность которого является гладкой и успокаивающей, исходит приятный аромат. Считается, что он исходит от него еще со времен Авраама.
Мусульмане, участвующие в ритуале, в соответствии с заповедями ислама совершают молитвенные обряды в определенных местах стен храма. Напротив Черного камня находится Макам Ибрахим (вершина Авраама). Когда паломники по кругу движутся от этого участка стены храма к Черному камню, Аллах, как принято считать в исламе, прощает часть их грехов.
Перед Черным камнем на расстоянии нескольких футов от него находится стена, в которой можно обнаружить удивительный источник «святой воды» - Земзем. Согласно библейской легенде, наложница Авраама Агарь вместе со своим новорожденным сыном Исмаилом бежала из дома, когда Авраам поехал навестить в Мекку свою жену Сарру. Агарь оказалась в пустыне, где ее начала мучить сильная жажда; и тут на землю спустился архангел Гавриил и принес ей чистой воды, источник которой находился прямо у ног Исмаила. Казалось, что в этом месте не может быть никакого искусственного источника, так как в земле не было видно даже небольшого отверстия. Однако и в наши дни в этом месте можно обнаружить довольно мощный источник, который, по убеждению мусульман, не иссякнет до наступления дня Страшного суда.
Вход внутрь Каабы разрешен мусульманам только в определенное время - два-три раза в течение года. В эти периоды времени король (или его представитель) и главы дипломатических миссий из других мусульманских стран входят внутрь Каабы, где обращаются к Аллаху с просьбой о прощении грехов. Получить приглашение для посещения Каабы в это время считается большим почетом.
Совершать молитвы в Каабе разрешается только мусульманам. Всего лишь нескольким немусульманам - уроженцам Запада - довелось побывать в Каабе; одним из них был английский востоковед Ричард Фрэнсис Бартон. Он облачился в мусульманскую одежду, чтобы скрыть, что не является мусульманином, и прошел в священную мечеть Мекки. Впоследствии, описывая эмоциональное состояние мусульман во время совершения ими молитвенных обрядов в Каабе и у Черного камня, Бартон отмечал: «Это выглядело именно так, как описывается в арабских поэтических легендах: машущие крылами ангелы и свежий ветерок раннего утра действовали на людей возбуждающе, еще больше переполняя чувства верующих… и охватывая людей высоким чувством религиозного энтузиазма».
Местонахождение в настоящее время: Мекка, Саудовская Аравия.\

В отличие от других восточных городов Мекка не была обнесена стеной, а естественной оградой ей всегда служили горы. Через весь город тянется широкая улица Массаи, к которой с гор многочисленными ярусами сползают дома – большие и маленькие.

Посреди улицы, в самой нижней части долины, расположена площадь, на которой стоит знаменитая мечеть Харам аш-Шериф, что означает «Дом Бога». Мусульмане уверены, что именно в этом месте находится центр мироздания, потому что это даже и не земля, а опрокинутая на землю часть неба. И в последний день существования мира она на небо и вернется.

Территория «Запретной мечети» – священное место для мусульман всего мира. Об этом многократно говорится во второй суре Корана: «И откуда бы ни вышел ты, обращай свое лицо в сторону Запретной мечети; и где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону».

Площадь похожа на традиционный восточный двор, только очень больших размеров. Она окружена в три, а где и в четыре ряда колоннами из мрамора, гранита и обыкновенного камня. Поверху колонны соединены стрельчатыми арками и покрыты маленькими белыми куполами, а над ними возвышаются семь стройных минаретов.

Но почему именно Мекка считается киблой – стороной, куда должна быть направлена молитва мусульман и обращен михраб – священная ниша в мечети, где бы эта мечеть ни находилась? Ведь казалось бы, что молитва Аллаху должна возноситься на небо.

К Мекке обращали свои взоры еще древние арабы, потому что их языческие боги тоже находились в Каабе. Этот храм был подлинным пантеоном богов и мог удовлетворить все запросы. В нем было сосредоточено около 360 различных идолов и скульптурных изображений обожествляемых лиц. Среди них – арабские боги Илат, Узза, Хубал и другие; ассиро-вавилонские Мардук, Ассор, Син, Самас и Астарта; еврейский патриарх Авраам и Дева Мария с младенцем-Христом на руках.

По преданиям арабов, Кааба была воздвигнута как алтарь для молитвы прародителем людей Адамом. Адам очень страдал от того, что лишился не только рая, но и храма, в котором он привык молиться в раю. Тогда Бог смилостивился, и копия храма была спущена на землю.

Чтобы Каабу легче было строить, ангел Джабраил принес Ибрахиму (Аврааму) плоский камень, который мог висеть в воздухе и служить в качестве строительных лесов. Камень этот до сих пор находится в Каабе, и верующие могут видеть на нем отпечатки ног своего праотца.

В центре площади находится большой каменный куб высотой около тринадцати метров с плоской крышей. Это и есть Кааба, некогда языческое святилище, а ныне главный храм мусульманского мира.

Окон в Каабе нет, а обитая листами серебра дверь поднята от земли примерно на высоту 120 сантиметров, поэтому в храм можно попасть только по деревянной лестнице, которую специально подкатывают во время хаджа.

Сверху, примерно на три четверти своей высоты, Кааба покрыта кисвой – черным шелковым полотном, сшитым из восьми кусков. На нем золотыми и серебряными буквами вышиты изречения из Корана. Долгое время эта материя приготовлялась в Египте и высылалась в Мекку, а вышивать ее имеет право только одна семья, которая передает его по наследству из поколения в поколение.

Закрывать стены Каабы в виде особого почитания впервые стал владетель Керб ибн Эсед. При багдаском халифе Мамуне покрывало это делали из светлой материи и меняли три раза в год. Но в 1349 году египетский халиф Салих Исмаил стал высылать из Египта кисву из черной материи, и делалось это только один раз в год. С тех пор этот обычай сохранился до настоящего времени.

С восточной стороны Каабы есть ворота Баб-э-шейба. Паломник, входящий в эти ворота с правой стороны, оказывается рядом с Макам эль-Ибрахим (местом Ибрахима) – киоском из густой бронзовой решетки, внутри которого, в железном сундуке, покрытом расшитой золотом шелковой материей, находится тот самый камень, который служил Ибрахиму подмостками при строительстве Каабы. По желанию строителя он мог подниматься или опускаться.

Когда, по преданию, строительство Каабы было почти закончено, Ибрахиму понадобился другой заметный камень, чтобы обозначить на стене то место, с которого следует начинать ритуальное шествие вокруг храма. В раю Адам и ангелы, наученные самим Богом, семь раз обходили храм, и Ибрахим хотел, чтобы и на земле богослужение проходило правильно. Вот тогда ангел Джабраил и принес ему знаменитый Хеджер эль-Эсвад – Черный камень.

По одной из версий это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после того, как допустил грехопадение своего подопечного. Когда Черный камень спустили с неба, он был ослепительной белизны и блестел так, что его было видно за четыре дня пути до Мекки. Но постепенно от грехов людских он темнел и темнел, пока совсем не превратился в черный.

Природа Черного камня до сих пор неизвестна. Некоторые ученые считают его очень крупным метеоритом, другие исследователи видят в нем большой кусок неизвестной вулканической породы, ведь каменистая Аравия изобилует многими потухшими вулканами.

Когда в 1630 году Магомет вернулся из Медины в Мекку, он выбросил из Каабы всех языческих идолов, но почтительно приложился посохом к Черному камню. Но еще до того как Магомет выступил с проповедью, в Мекке решили отремонтировать сильно обветшавшую Каабу. Когда нужно было перенести Черный камень на другое место, между корейшитскими семьями возник спор, какая из них наиболее достойна этой священной миссии. И тогда Магомет разрешил эту проблему весьма остроумно: он расстелил на полу Каабы свой плащ, положил на него Черный камень, а затем старейшины всех знатных родов подняли плащ с камнем.

«По преданию, – писал русский штабс-капитан Давлетшин, – в 929 году Черный камень был увезен в Йемен, но в 951 году снова был возвращен в Мекку». Сейчас Черный камень, вделанный в Каабу выше земли и чуть ниже человеческого роста, заключен в массивную серебряную оправу. Видимая часть камня в диаметре имеет около 36 сантиметров.

Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни должен совершить хадж – посетить Мекку. В прошлые века дело это было нелегким, хлопотным, порой даже опасным. Хадж совершался при условии достаточных средств для посещения Мекки и для обеспечения семьи до возвращения паломника. Если есть все условия, а хадж не совершается, шариат грозит нарушителю очень тяжелым наказанием на том свете, а пренебрегших этим долгом приравнивают к неверующим. Наоборот, выполнившим хадж обещается полное отпущение грехов, совершенных до того времени, и совершившие это паломничество с гордостью носили свои белые чалмы – знак хаджа.

В прошлые времена каждый пришедший в Мекку должен был найти себе матвафа – проводника, который обеспечит паломнику не только ночлег и пищу, но и будет следить, чтобы тот не совершил ошибок в выполнении ритуальных обрядов и молитв. В процедуре хаджа столько тонкостей, что ни одному мусульманину (даже самому истовому) самостоятельно с ними трудно справиться.

В основе хаджа лежит таваф – семикратное обхождение вокруг Каабы. Это шествие символизирует божественный порядок, согласно которому все существа подчинены единому центру – солнечной системе, воплощенной в боге. Во время обхождения Каабы пилигримы набожно прикладываются к Черному камню, ибо глубоко верят, что в день Страшного суда он заговорит и будет называть перед Аллахом имена всех верных, лобзавших его чистыми устами.

Другой ритуал – «сай» – обязывает паломников семь раз пробежать (туда и обратно) по главной улице Мекки, длина которой более 400 метров. Сай – это повторение мучительных метаний Хаджар по раскаленной пустыне в поисках воды.

На восьмой день хаджа из Мекки направляется огромная процессия на холм Арафат, чтобы прослушать проповедь имама и совершить особые молитвы. Приближаясь к холму, все паломники молятся и непрестанно восклицают: «Ляббайк!» («Повинуюсь тебе!»). В долине, у подножия холма Арафат, верующие должны провести ночь, и только посетившие этот холм паломники получают титул «хаджа».


Кааба – небольшое строение в Мекке, символ мусульманской веры. Строительство первой Каабы, по преданию, вел изгнанный из рая Адам. Во время потопа первая Кааба вознеслась на небеса (или просто разрушилась), а после была заново отстроена Авраамом.

Работал пророк вместе с сыном Измаилом, а помогал им архангел Гавриил. В частности, архангел предоставил строителям левитирующий камень – чтобы не пришлось морочиться с лесами. Помогавший строительству камень сохранился доныне, причем с отпечатками ног самого Авраама.

Впоследствии Кааба не раз подвергалась перестройке. За последние десятилетия Кааба «оделась» в мрамор, украсилась золотом и шелком.

Особый интерес вызывает Черный камень Каабы – составной минеральный объект, оправленный в серебро и прикрепленный (серебряными же гвоздями) к восточному углу Каабы. Расположенный на высоте чуть более полутора метров, Черный камень открыт обзору и прикосновениям верующих.

Почитание Черного камня – обязательный элемент хаджа. История Черного камня Каабы богата событиями и тайнами.

Черный камень с точки зрения минералога

Какие-либо научные исследования Каабы и ее элементов запрещены. Поэтому точного минералогического портрета черного камня не составить. Высокообразованные мудрецы, удостоенные чести прикоснуться к Черному камню Каабы, рассказывают о нем как о нескольких осколках, сцементированных вместе, и являющих собой довольно крупную (16 х 20 см) овальную вставку в массивную оправу из серебра.

С давних пор бытует мнение, что Черный камень относится к , хотя может быть и . Сторонние наблюдатели высказывали предположение, что Черный камень Каабы является раздробленным осколком обычного , слагающего окрестные горы.


Предания гласят, что Черный камень прежде сиял белизной (аргумент в пользу силикатной природы минерала), а почернел от грязи людских грехов. Более прозаическая версия гласит о пропитывании кремня маслами после многочисленных миропомазаний камня. С течением времени жиры окислились и распались, поэтому чернота священного символа веры естественна – это чернота углерода.

Весьма здравое предположение в 1980-м году высказала Элизабет Томпсон из университета Копенгагена. По дошедшим до наших дней сведениям, Черный камень был ниспослан людям Небесами – и не тонул в воде. Что свидетельствует, рассудила Томпсон, о метеоритном происхождении святыни – во-первых, и о пористой структуре – во-вторых. Черный камень, вполне вероятно, образовался из смеси земных пород с метеоритным материалом в момент соударения достаточно крупного небесного гостя с поверхностью Земли.

Откуда родом Черный камень Каабы?

В пользу версии датского специалиста говорит наличие в тысяче километров от Мекки импактного кратера Вабар. Правда, ученые не могут окончательно датировать катастрофическое событие. Большинство геологов склоняется к мысли о ветхозаветном возрасте кратера, предполагая, что удар металлического метеорита произошел за две-четыре тысячи лет до Новой Эры. Кое-кто полагает, что падение метеорита случилось много позже, всего несколько сот лет назад.

Однако именно твердое и хрупкое стекло естественного происхождения как нельзя лучше соответствует описанным качествам Черного камня. Неоднородности, отдельные кристаллы кварца, полосы сплавленных песчинок, вспененная и застывшая стеклянистая масса вполне могут и плавать, и впитывать миро, и разрушаться под ударами завоевателей и осквернителей.

Долгая и сложная история Черного камня

Традиция почитания Черного камня зародилась еще в доисламские времена. Множество столетий назад этот осколок (тогда еще не черный) принадлежал племени курайшитов, впечатленных, возможно, необычным происхождением камня.

Во времена становления ислама пророк Мухаммед вел решительную борьбу против идолопоклонства во всех его проявлениях, однако Черный камень – пощадил. Скорее всего, только потому, что сам принадлежал к курайшитам, и Черный камень для него, вероятно, был объектом еще детского познания мира.

Следует отметить, что ислам исключает какое-либо одухотворение Черного камня. Для мусульман Черный камень, во-первых, предмет божественной природы, элемент рая, оставленный изгнанному Адаму на память; а во-вторых – и в-главных! – Черного камня касались руки пророка Мухаммеда.

Почитание Черного камня суть есть следование пути, указанном Мухаммедом – а сам артефакт никак не влияет на жизнь, «… не наносит вреда и не приносит пользы».

Ревностное отношение мусульман к Черному камню всегда возбуждало воителей ислама. Символ веры похищали, чтоб после вернуть за огромный выкуп. Черный камень разбивали, пытались осквернить или сделать предметом магического культа… Бестолку! Чтимый правоверными, Черный камень и сегодня находится там, куда его поместили отцы веры.

Легенды Черного камня

В народе о Черном камне Каабы ходят многочисленные легенды. Одна из них гласит, что этот небольшой кусок породы являет собой ни что иное как конгломерат окаменелых ангелов, приставленных охранять то ли Каабу, то ли Мекку, то ли весь исламский мир.


О происхождении Черного камня говорят двояко. По мнению некоторых верующих, Аллах вручил камень покидающему рай Адаму. По другой версии, Адам самолично прихватил камень из райской молельни, чтобы иметь возможность хотя бы иллюзорного приближения к богу. Иные верующие убеждены, что Черный – тогда еще белый – камень принес к месту строительства Каабы архангел Гавриил, взяв его с вершины соседней горы.

Говорят также, что Черный камень может защищаться от иноверцев и нечестивцев. Будто бы тысячу лет назад некто попытался разбить реликвию – и погиб на месте. Камень же получил совершенно незначительные повреждения.

Исламское духовенство спокойно относится к народному творчеству. Позиция лидеров ислама непоколебима: Черный камень Каабы – реликвия, зримый свидетель жизни Мухаммеда. Не более того, но и не менее!