Ознакомление с техникой дизайна как одно из условий развития творчества дошкольников. Кружок «Дизайн в детском творчестве

Организация: МБДОУ д/с 124 «Планета детства»

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск

Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.

Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.

Говоря о ребенке-дизайнере, мы зачастую подразумеваем ребенка-художника. На самом деле дизайн-это необычный взгляд на обычные вещи. Значит, главное для дизайнера - нестандартность мышления, фантазия, воображение, умение сочетать цвет и форму. Из этого следует, что для того, чтобы ребенок стал дизайнером, в первую очередь нужно развивать у него пространственное воображение, поощрять нестандартное видение окружающего мира.

Мы же нередко не поддерживаем фантазии ребенка, и если он рисует розового слона, то исправляем и говорим: так не бывает, слон должен быть серым. Сначала ребенок возражает: «Он же у меня сказочный, волшебный». Но если взрослый постоянно дает «правильный» образец, малыш фантазирует все меньше и меньше.

Дизайн – деятельность- это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд.

В практике детского сада нередко смешивают содержания понятий: “изобразительная деятельность” (с рукоделиями, “творческое конструирование” и собственно деятельности “детского дизайна”. Естественно, что эти ограничения условны, но вместе с тем следует отметить следующее: детская продукция после художественно-дидактических занятий складываемая в папки и коробки и далее не востребованная – это еще не детский дизайн. Детский дизайн связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды.

Вместе с тем, профессиональный дизайн имеет общие черты с детским дизайном, т. е. изобразительной деятельностью и конструированием. Это:

  • оригинальность и неповторимость творческого продукта;
  • знакомство с системой сенсорных эталонов, предпосылкой модульного принципа проектирования;
  • совместно раздельный характер исполнения замысла;
  • предметно и пространственно-декоративный характер проектной деятельности;
  • использование аналогичных материалов и техник;
  • общий подход в оценке художественности профессионального и “детского” искусства;
  • самодостаточность неконкурентоспособность продукции детского творчества

Первые шаги в искусство дизайна настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно. Кроме того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности. Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа. Все это имеет большое значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки. Вот почему так актуальны занятия дизайн - деятельностью старших дошкольников. У детей развиваются художественно-творческие способности, раскрывается творческий потенциал средствами художественно-конструктивного дизайна, а также:

  • развивается наглядно-образное мышление; художественный и эстетический вкус, чувство стиля;
  • развивается художественное восприятие окружающего мира, воображение, фантазия, творческое мышление;
  • повышается эстетическая культура детей;
  • развивается познавательная активность, мелкая моторика, пространственное ориентирование, восприятие;
  • получение навыков работы с различными материалами;
  • формирование проектной культуры у детей и воспитание грамотного потребителя.

Занятия дизайн - деятельностью призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению, состоянию эмоционального комфорта, ощущения радости детства в различных видах художественно-творческой деятельности с применением нетрадиционных техник: коллаж, тестопластика, оригами, квиллинг, папье-маше, скрапбукинг, граттаж, декупаж, изонить и т. д.

Приобщение детей к дизайну, благородное, но трудное и длительное дело. Дизайн-деятельность может быть ориентирована как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн – творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту. Выделяют три типа дизайна: плоскостной (аппликативно-графический), объёмный (предметно-декоративный) и пространственный (архитектурно-художественный). По каждому типу осуществляется три направления деятельности (виды детского дизайна).

Первое направление – «аранжировки» - предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаики из цветного пластилина, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций.
Второе направление – «дизайн одежды» - предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов и декоративной отделкой платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей. А также для себя одежды повседневной и праздничной.

Третье направление – «декоративно-пространственный дизайн» - он ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию культурно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам
детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы.

А сейчас о техниках.

Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом.

Можно лепить из глины и пластилина, но интересно освоить что-то новое. Солёное тесто – это самый экономичный и безопасный способ попробовать свои силы в развитии фантазии, ведь слепить из него можно всё что угодно. Тесто – доступный всем, дешёвый и лёгкий в применении материал, его можно заготовить заранее (впрок). Тесто можно окрасить и лепить уже цветное изделие, а можно расписать готовую работу после окончательного высыхания. Красота и изящество «солёных поделок» дадут пищу для творческого размышления. Работы отличаются легкостью, прочностью.

Декупаж – очень популярная современная техника декорирования различных предметов: от небольших тарелочек и вазочек до вместительных комодов и шкафов. Техника декупажа не очень сложна, но в ней есть приемы, требующие определенных навыков и умений.

Суть техники декупажа заключается в том, что тонкий слой бумаги с декоративным рисунком наклеивается на поверхность декорируемого предмета, создавая при этом иллюзию ручной росписи. Декоративные узоры выпускаются на специальных салфетках для декупажа. Кроме того, узор для декупажа можно вырезать и из обычной бумажной салфетки, из журнала, открытки, этикетки или даже из оберточной бумаги.

Коллаж - сравнительно молодое направление в изобразительном искусстве. Оно детище прошлого бурного столетия, когда художники искали новые средства для выражения своих мыслей, чувств и настроений. Техника коллажа (от фр. collage - наклеивание) дает широкий простор для творчества, поскольку целое создается из фрагментарного. Фрагментами могут быть фотографии, глянцевые журналы, разноцветная бумага, разных фактур, ткань, фольга, растения, краски, ткани, металлические детали и многое другое.

Коллаж очень интересная техника она может объединять в себе большинство нетрадиционных техник, в коллаже можно использовать и тестопластику, и граттаж, и изонить, и квиллинг, и многое другое все зависит от того насколько богата ваша фантазия.

Таким образом, главное для юного дизайнера - нестандартное мышление, фантазия, умение составлять композиции. Из этого следует, что для того, чтобы ребенок стал дизайнером, в первую очередь нужно развивать у него пространственное воображение, поощрять нешаблонное видение окружающего мира.

Список литературы:

  1. Лыкова, И. А. Дизайн-деятельность в современном мире и дошкольном образо- вании [Текст] / И. А. Лыкова // Детский сад: теория и практика. – 2014. – № 10
  2. Пантелеев Г.Н. Детский дизайн: Художественное творчество в детском саду, начальной школе и семье. М.: Карапуз-Дидактика, 2006.
  3. Селиванова, Т. В. Сам себе дизайнер: Я творю – значит, я проектирую [Текст] / Т. В. Селиванова // Цветной мир: Изобразительное творчество и дизайн в детском саду и начальной школе. – 2009. – № 6. – С. 6–13.
  4. Ткаченко, Е. В. Концепция непрерывного дизайн-образования [Текст] / Е. В. Тка- ченко, С. М. Кожуховская. – М.: Изд. центр НОУ «ИСОМ». 2006

Психологами доказано, что у человека врождены не сами способности, а способности к их развитию. Следовательно, необходимо создавать условия для развития творческой активности детей. Основные идеи моей работы с дошкольниками – это создание условий для развития и реализации способностей каждого ребенка, помощь ребенку в индивидуальном и творческом росте, обеспечение атмосферы психологического комфорта.

Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.

Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка. Кроме того, реализация базисной программы развития ребенка – дошкольника “Истоки” в ДОУ предусматривает ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной декоративной деятельностью, основами дизайн-культуры.

Занимаясь с детьми основами дизайн-деятельности, стараюсь сформировать у дошкольников художественный вкус, умение выражать свой внутренний мир, используя различные материалы и техники изображения, элементы дизайн-культуры; стремление создавать красивые, гармоничные работы.

В практике детского сада нередко смешивают содержания понятий: “изобразительная деятельность” (с рукоделиями), “творческое конструирование” и собственно деятельности “детского дизайна”. Естественно, что эти ограничения условны, но вместе с тем следует отметить следующее: детская продукция после художественно-дидактических занятий складываемая в папки и коробки и далее не востребованная – это еще не детский дизайн. Так, детская выставка (интерьер, декор и костюмы к праздниками развлечениям (к примеру, оформленные с их участием) могут являться объектами детского дизайна (декоративно-оформительской деятельности). Вместе с тем, профессиональный дизайн имеет общие черты с детским дизайном, т.е. изобразительной деятельностью и конструированием. Это:

  • оригинальность и неповторимость творческого продукта;
  • знакомство с системой сенсорных эталонов, предпосылкой модульного принципа проектирования;
  • совместно раздельный характер исполнения замысла;
  • предметно и пространственно-декоративный характер проектной деятельности;
  • использование аналогичных материалов и техник;
  • общий подход в оценке художественности профессионального и “детского” искусства;
  • самодостаточность неконкурентоспособность продукции детского творчества (эксклюзивного поиска проектанта).

Искусство дизайна активно входит в жизнь. Если “дизайн для детей” является одним из направлений профессиональной деятельности художников-дизайнеров, то “детский дизайн” связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды.

Дети обращают внимание на окружающие объекты среды, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, величины, пропорций. Они могут собирать растения и минералы, использовать бумагу, ткани и синтетические материалы, создавать из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта.

Игры художественного содержания и сюжетно-ролевые побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, туфли), декора спектаклей, развлечений и праздничных утренников.

Старшие дошкольники оценивают костюмы персонажей, одежду и внешний вид сверстников и взрослых, подражают опрятно и нарядно одетым. По одежде и поведению они могут судить о возрасте и профессии, вкусах и образе жизни людей. В этом возрасте ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат не только по назначению (гостиная, кухня-столовая, спальня). Наблюдая и оценивая убранство комнат (дома, в детском саду), дети переносят доступные им принципы эстетического единства (сервиз, гарнитур мебели, ансамбль декора) и художественной образности убранства в собственную практику создания кукольно-игрового интерьера.

Дети могут участвовать в создании многоплановых архитектурно-художественных композиций (“Волшебный городок”, “Дворец снежной королевы”, “Страна чудес”, “Три медведя”, “Русский дом” и др.), рассчитанных на длительный срок, любят постоянно что-то изменять в обстановке, достраивать и дорисовывать.

Старший дошкольник в состоянии “увидеть” и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой “проектный замысел”, предвосхищая художественный результат. Это делает возможным наряду с использованием традиционных видов изобразительной деятельности приобщение детей к новым ее видам: архитектурно-художественному дизайну и моделированию одежды с аранжировками-украшениями из разных материалов.

Чтобы привить любовь дошкольников к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста, широко использую в своей работе нетрадиционные техники изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Затем постепенно ввожу элементы дизайна, которые работе со старшими дошкольниками перерастают в самостоятельные занятия по дизайн-деятельности.

В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями различных художественных материалов и технологиями: рисование по мокрой бумаге; рисование зубной пастой по цветной бумаге; монотипии (целлофан, бумага, стекло); рисование через копировальную бумагу; рисование пластилином; пальцевая живопись; рука-трафарет; кляксография; применение приема “набрызг”; коллаж; метод тычка; чеканки; витражи.

Введение в занятия элементов дизайна требует расширять знания детей о свойствах различных материалов (бумаги, картона, ткани, пластмассы, природных материалов и др.) и формировать навыки и умения при работе с ними. Это позволяет детям выбрать для воплощения своих замыслов наиболее подходящую технику или материал.

В раздел по ознакомлению и экспериментированию с различными художественными материалами входят:

  1. Работа с бумагой и картоном: окрашивание бумаги разными способами: штампы, разные техники аппликации (мозаичная, обрывание); плетение из бумаги, бумажная пластика, оригами, создание игрушек с подвижными деталями, конструирование отдельных поделок из бумаги и картона.
  2. Работа с природными материалами: аппликация из растений, соломки, тополиного пуха, ваты, аппликация из семечек, косточек, аппликация природными сыпучими материалами (толченая скорлупа, опил, чай), мозаика из яичной скорлупы, создание объемных поделок из шишек, соломы, мочала и другого природного материала.
  3. Работа с бросовым материалом: аппликация из поливиниловых пленок, тонких пластмасс, упаковочного картона. Изготовление поделок на основе коробок (мебель, транспорт, сказочные персонажи и т.д.), работа с проволокой и фольгой (каркасные куклы).
  4. Работа с тканью и другими волокнистыми материалами: аппликация из ткани: аппликация из ткани, из мелко нарезанных ниток, роспись ткани красками по трафарету и свободная роспись.

Также, использую в практике работы с детьми элементы архитектурно-художественно дизайна. Архитектурно-художественный дизайн отвечает фундаментальным задачам развития ребенка, поскольку вся его окружающая обстановка, интерьер, как элементы общей культуры, формирует эстетическое отношение к быту. Данная задача решается через ознакомление детей с доступными им образцами отечественного и мирового зодчества, как старинного (избы, терема, дворцы), так и современного.

Занимаясь архитектурно-художественным дизайном, дети работают в трех пространствах: кукольное, детское, взрослое. Поэтапно планирую работу детского дизайна в интерьере. Дети благоустраивают свое ближайшее кукольно-игровое пространство, затем переходят в соразмерный с ними детский интерьер (ширмы-перегородки, мебель, декоративные изделия). Они чувствуют себя и “гулливерами” и “хозяевами” своих пространств. Дети рисуют, вырезают, плетут, лепят и расписывают несложные элементы обстановки для напольных кукольно-игровых пространств (обои, занавески, скатерти, дорожки, коврики и т.д.), а также – несложные декорации к спектаклям и развлечениям.

Плодотворна дизайн-деятельность детей в художественно-игровых ситуациях, типа: “Театр мод”, “Праздник шляп”, “О карнавал, карнавал!”, “Бал в сказочном королевстве”. Дети проявляют себя настоящими художниками- модельерами. Придуманные ими модели шляп, платьев, костюмов отличаются оригинальностью и индивидуальностью.

В подготовке к театральному фестивалю дети участвуют в создании театральных афиш, театральной тумбы, пригласительных билетов.

Интересен и полезен дизайн композиций из природных и искусственных материалов (зелень, сухостой, минералы, бумага, лоскут, дерево, синтетика и др.). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте.

Дети умело подбирают и создают декоративные украшения к праздничной одежде для себя и для близких (галстуки, брошки, значки и др.).

Старшие дошкольники в состоянии планировать свою деятельность, предвосхищая художественный результат и поэтапно планируют свой “проектный замысел”. Например: свои представления о праздничном убранстве помещения реализуют сначала в рисунках, потом в макетах, а затем на практике.

Обучение технике нетрадиционного рисования и освоения дизайн-культуры осуществляется поэтапно:

  • демонстрация педагогом новой техники рисования (с новым материалом), мотивация ребенка на освоение нового способа;
  • самостоятельное или совместное со взрослым экспериментирование с новым материалом, новым способом;
  • апробирование способов рисования ребенком в самостоятельной деятельности;
  • использование нового способа (материала) при создании художественного образа в самостоятельной или совестной со сверстниками деятельности.

Для успешной работы с детьми организую: эстетически грамотную среду; художественно-декоративную деятельность детей.

Содержание работы планирую в следующей последовательности: от фольклорно-декоративных образов к сюжетно-изобразительным, от предметно-декоративной деятельности к пространственно-декоративной, от оформления кукольно-игрового пространства к детскому и взрослому интерьеру, а также – наблюдение природных объектов, предметной среды, результатов собственной дизайн-деятельности и любование ими.

Воспитание средствами искусства должно осуществляться в тесном единстве со всеми сторонами художественного воздействия на ребенка – через художественную литературу, живопись, театрализованную деятельность. Только комплексное воздействие искусств может оказать существенное влияние на гармоническое формирование личности ребенка. Знакомство детей с искусством следует рассматривать не как формальное обучение с целью получения определенной суммы знаний и выработки определенных умений и навыков, а как интересный увлекательный процесс доверительного общения с детьми, “погружения” их в мир творчества, создания новых художественных образов и сюжетов, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.

На занятиях использую синтез разных видов искусств: рассматривание картин, предметов декоративного творчества и дизайн-деятельности, поэзию и музыку. Показываю детям оригинальные образцы, слайды и репродукции, вместе с детьми собираю и систематизирую материалы для аранжировок.

Дети учатся подбирать растения и минералы, отходы галантереи и бижутерии (пряжки, пуговицы, бусы, кольца, флаконы и др. упаковочная тара). Работа с разнофактурными материалами (мягкий – твердый, блестящий – тусклый) развивает сенсорные способности, интеллект ребенка. Советую, помогаю, направляю деятельность детей, мастерю вместе с ними.

Образовательный процесс построен таким образом, что дети самостоятельно могут выбирать разные художественные материалы и инструменты. Я только рекомендую как удобнее, целесообразнее передать тот или иной образ. Зная свойства различных материалов, дети удачно сочетают их в работе. Свободно владея разными способами изображения, дети могут выбирать те из них, которые в большей степени подходят для передачи выразительного образа, красивой композиции.

Во время продуктивной деятельности дети могут свободно общаться со мной и друг с другом по поводу работы.

Опыт работы по развитию творческих способностей детей при формировании дизайн-культуры помогает каждому ребенку, независимо от уровня его развития, раскрыть свой творческий потенциал и проявить себя. Разнообразие материала (подручного или бросового) рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые конструкции и использовать их в играх. А так же позволяют ребенку почувствовать уверенность в себе, в своих силах, что способствует повышению самооценки.

В результате занятий по детскому дизайну дети стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к изобразительному искусству, повысилась их творческая активность и художественная самостоятельность.

Творческая активность проявилась также в способности детей планировать свою работу. Дети научились замысливать образ, искать средства его воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата. Все чаще в высказываниях детей стало звучать местоимение “Я”: “ Я нарисую так…, Я сделаю это по-своему…, Я думаю…, Я видел…, Я чувствую…, Я могу…”. Это говорит о том, что дети научились открывать, творить для себя мир и себя в своем мире.

Кроме того, занятия дизайном способствовали формированию у детей устойчивости замысла, оказали помощь в умении планировать свой результат. У дошкольников пробудились чувства творческого удовлетворения (“я” – декоратор, “я” – модельер). В сотворчестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения.

Особенности деятельности детей занимающихся дизайном, определили новый характер их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной совместно-поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления, общительности. В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении аранжировки из природных материалов, подбирать и создавать фасоны одежды, костюмов, обстановку для игр и спектаклей, праздничных утренников, благоустраивать бытовые и праздничные интерьеры.

Наблюдая за окружающей предметной средой, старшие дошкольники научились умело подбирать обстановку кукольных комнат в соответствии с назначением помещений (гостиная, кухня-столовая, спальня). Так, играя в сюжетно-ролевые игры, они проявили себя активными участниками инсценировок, придумывали гардероб для кукол, персонажей спектакля, костюмы для развлечения (платья, шляпки, туфли, украшения).

Из опыта работы:
Примерное планирование занятий по ознакомлению детей
с техникой дизайна в подготовительной группе

Блок “Мир открыток” (рис. 1, 2)

Открытка – это самостоятельный вид искусства, со своей историей. Раньше люди хранили открытки в течение всей своей жизни, ими украшали интерьер, помещая на стенах рядом с рисунками, вышивками, портретами. Ими обклеивали шкатулки и даже вазы. Старые открытки поражают удивительной техникой исполнения: их делали в технике литографии, шелкографии; рисовали и раскрашивали от руки на специальной бумаге с затейливыми кружевными краями, вытачивали на фанере, выклеивали из перьев, волос, сухих цветов.

Над созданием открытки работали лучшие художники. Старые открытки могут рассказать о своем времени больше, чем хроники и мемуары.

Занятие 1. “Осенняя почта”. (Открытки с орнаментом из листьев).

Задачи: Познакомить детей с открыткой – как самостоятельным видом искусства, с историей его развития. Научить детей делать открытку, используя способ оттиска листа.

Материал: Листья разных растений красивой формы, белая и цветная бумага, ножницы, клей, восковые карандаши.

Занятие 2. “Открытка игрушка”. (Яблоко и гриб).

Задачи: Научить детей делать мини – открытку, которая одновременно может служить и поздравлением и игрушкой. Воспитывать умение планировать результат, получать чувство удовлетворения от выполненной работы.

Материал: Белая бумага, ножницы, краски или цветные карандаши.

Содержание: Нарисовать на листе, предварительно сложив его вдвое, яблоко или гриб так, чтобы середина открытки приходилась на сгиб листа. “Спрямить” сторону у листа на яблоке и шляпку и ножку у гриба, чтобы открытка закрывалась и открывалась. Наметить и вырезать окошко и всю открытку. Раскрасить яблоко или гриб способом “тоновой” растяжки. Внутри, где было намечено окно, нарисовать жучка или червячка.

Занятие 3. “Открытка-раскладушка”.

Задачи: Научить детей делать раскладную открытку, используя элементы бумагопластики. Воспитывать эстетическое отношение к дизайну открытки.

Материал: Белая бумага, цветная плотная и тонкая бумага, фломастеры, цветные карандаши, клей, ножницы

Занятие 4. Открытка “Заячий хоровод”.

Задачи: Научить детей делать объемную открытку, используя элемент бумагопластики – “гармошку”. Воспитывать умение планировать результат, получать чувство удовлетворения от выполненной работы.

Материал: Белая бумага, цветная плотная бумага, фломастеры, цветные карандаши, клей, ножницы.

Содержание: Показать детям выполнение хоровода из полосы бумаги сложенной гармошкой из 4-х частей. На верхней стороне гармошки нарисовать фигуру зайца или любого другого персонажа по желанию детей. Вырезать фигурки, не разворачивая гармошку. Края передних и задних лапок не вырезать: в этих местах фигурки соединяются образуя цепочку. Раскрасить зайцев фломастерами и карандашами, придумать каждому свою одежду. Вклеить хоровод в прямоугольник сложенный пополам.

Занятие 5. “Новогодняя открытка-сюрприз”.

Задачи: Научить детей делать объемную открытку – сюрприз с горизонтальной вклейкой. Предоставить возможность проявить инициативу и самостоятельность.

Материал: Белая плотная бумага, фломастеры, цветные карандаши, краски, ножницы, клей.

Содержание: Рассмотреть новогодние открытки, открытки сделанные по принципу горизонтальной вклейки. Придумать новогодний сюжет и сюрприз для своей открытки (елочка, снеговик, дед Мороз и т.п.). Сложить лист бумаги пополам. В верхней части, внутри нарисовать свой сюжет и на отдельном листе отдельного персонажа. Вырезать персонаж и вклеить за отогнутый клапан.

Блок “Новогодние хлопоты” (рис. 3)

Занятие 1. “Карнавальные маски”. (Изготовление маски, расписывание маски и украшение элементами декора.)

Задачи: Познакомить детей с традициями новогоднего карнавала. Заинтересовать изготовлением карнавальных масок, их росписью и украшением. Воспитывать самостоятельность в выборе материалов, способов работы и украшений. Получать чувство удовлетворения от выполненной работы.

Материал: Бумага белая, плотная, цветная бумага, гуашь, ножницы, клей, разные материалы для декора (конфетти, бисер, бусины, перья, фантики, кольца).

Занятие 2. “Карнавальный костюм”.

Задачи: Познакомить детей с профессией художника модельера.

Предложить детям стать художниками модельерами – придумать карнавальный костюм. Передавать образ героя, изображая характерные особенности его костюма. Развивать фантазию, творческую активность. Декоративное решение в цвете и силуэте. Передача праздничности в костюме.

Материал: Листы бумаги с силуэтами мальчиков и девочек. Гуашь, акварельные краски, кисти и др. изобразительные материалы. Материалы для декора. Альбомы мод с карнавальными костюмами.

Пояснительная записка.

Кружок «Дизайн в детском творчестве» обеспечивает развитие творческого потенциала личности дошкольника, ассоциативно — образного восприятия, посредством использования различных видов изображений. Стремительное изменение современного мира призывает дошкольное образование не только соответствовать приоритетам времени, но и опережать требования сегодняшнего мира. Содержание образования акцентируется на развитие творческих интеллектуальных возможностей детей, направленно на активизацию познавательного развития ребенка.

Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогатить и развить внутренний мир ребенка, проявить творческое воображение. Первое о чем надо подумать: ребенок – не пустой не сосуд, который мы наполняем он субъект творчества. Нужно учитывать, что никто, кроме него не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. Творческие задания носят открытый характер, не имеют правильного ответа. Ответов столько же сколько и детей. Роль педагога состоит в том, чтобы не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих решений, а иногда защитить нестандартную работу.

Программа кружка включает широкое использование иллюстрированного материала, дизайна, игр-занятий, дидактических игр, художественных произведений детей для создания тематических выставок, что является мотивацией детского творчества.

Итогами продуктивной деятельности ребенка проявляется в элементах декорации, украшении интерьера детского сада, организации выставок для взрослых и сверстников, участии в различных конкурсах городского и регионального масштабах.

Дополнительные занятия в художественной студии «Дизайн в детском творчестве» проводятся с детьми старшего дошкольного возраста один раз в неделю с сентября, по май месяц, что составляет 36 занятий в год.

Цель программы: воспитать разностороннюю творческую личность.

Задачи программы:

Развитие чувственно-эмоционального отношения к окружающему миру.

Формирование художественно-образного мышления, средствами разных видов изображений

Развитие интеллектуально-творческого потенциала.

Формирование понимания красоты и гармонии природного богатства.

Развитие художественно-изобразительных и выразительных навыков, зрительной памяти, воображения и фантазии.

Вызвать интерес к экспериментальной и поисковой изобразительной деятельности

Сентябрь

Основная тема месяца: изображение растениями, коллаж

1 Тема: «Гербарий»

Задачи: Стимулировать детей к поисковой деятельности, научить собирать растения и изготавливать из них гербарий, для последующей работы с ними. Напомнить о том, что растения хрупкие и укладывать их между газетами очень аккуратно, расправляя лепестки.

2 Тема: «Разноцветный листопад»

Задачи: Научить способу отпечаток, оттиск листьев и цветов, располагая таким образом что бы получился дождь из цветов и листьев. Обратить внимание на аккуратность и тщательность прокрашивания каждого растения. Формировать умения использовать палитру красок для создания разноцветной композиции. Привлечь детей к дизайнерскому решению: дорисовка и прорисовка, наклеивание растений дополнительно и т. д.

3 Тема: «Натюрморт. Создание фонового изображения»

Задачи: Дать возможность детям самостоятельно выполнить фон натюрморта используя некоторые из вариантов: хаотичное нанесение краски из тюбиков, накладывание сверху полиэтилена и проглаживания, изображение широкими мазками, щетинной кистью, оттиск растениями, акварельная растяжка, лессировка.

4 Тема: «Натюрморт»

Задачи: Научить технике коллаж. На основе фона, используя графические, живописные навыки, а также засушенные растения и цветы создание детьми натюрморта: «Ваза с цветами». Привлечь внимание детей к доработке и проработке деталей, и завершенности композиции

Октябрь

Основная тема месяца: изображение отпечатками, кляксами

5 Тема: «Иры с кляксами»

Задачи: Разнообразить знания детей о приемах кляксографии, используя раздувание коктейльной трубочкой капель по поверхности листа, с поворотом в разные стороны; раздувание капель при падении их с некоторой высоты на бумагу или ткань. Дать возможность увидеть различие в изображении клякс разными способами. По мере высыхания краски, узнать у детей, что бы это могло быть, какой образ, объект они увидели, дорисовывание детьми своих композиций.

6 Тема: «Рамочка для картинки»

Задачи: Познакомить с приемами украшения рамки для собственной работы. Обращать внимание на декоративность оформления, на повторяемость и чередование элементов, образов. Нацелить внимание на цветовой колорит, и тематику картины, таким образом, чтобы рамка как бы была продолжением картины, но в тоже время отдельной ее частью. Дать возможность детям использовать как живописный и графический материал, а также элементы гербария, сухостоя.

7 Тема: «Соленые волны» Коллективная работа

Задачи: Вызвать интерес к созданию образа моря способами. Создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами и инструментами. Предложить в качестве нетрадиционного изображения свечу и поваренную соль, которая создает эффект волны, пены. Развивать коммуникативные навыки у детей.

8 Тема: «Рыбки и осминожки». Продолжение коллективной работы

Задачи: Научить создавать образы морских животных на основе силуэта ладошки. Показать сходство очертаний перевернутой ладошки -осминог, ладошкой в бок –рыбка. Учить создавать выразительные образы. Развивать восприятие, чувство цвета. Вызвать желание декорировать и украшать морских животных различными дополнительными материалами.

Ноябрь

Основная тема месяца: графическое изображение

9 Тема: «Домашние атрибуты. Черно – белая графика»

Задачи: Рассматривание и обследование посуды из разных материалов. Предложить для рассматривания иллюстрированное изображение древних горшков и кувшинов. Учить детей рисовать разнообразные линии, планировать последовательность, развивать чувство ритма. На основе изображений символов и узоров на Трипольских горшках дать понятие о символах-оберегах, которыми украшали люди свою посуду. Графическое украшение силуэта кувшина.

10 Тема: «Праздничная скатерть»

Задачи: Дать понятие о ткачестве. Показать варианты скатерти: с каймой, воланом, с вышивкой, выбивкой гладкотканая, с рисунком, орнаментом. Предложить детям выполнить украшение скатерти, используя любой графический материал, развивать ассоциативное мышление. В качестве декора заинтересовать использовать оттиски растений, коллаж.

11 Тема: «Украшение наличника окна»

Задачи: Дать понятие об украшении окон деревенских домов. Показать изображений украшений резьбой, росписью, в качестве декора предложить дополнить оттиском, использовать коллаж. Предложить детям используя собственные знания украсить силуэт наличников, используя графические умения, декоративные навыки в оформлении.

12 Тема: «Моя заглавная буква»

Задачи: Научить печатать начальную букву своего имени. Придавать ей форму живого образа, объекта. Предложить детям свою букву задекорировать различными способами: живописно, графически, техникой коллаж, пластилинография. По окончании работы, оформляется плакат с изображениями букв детей. Развивать воображение, ассоциативное мышление

Декабрь

Основная тема месяца: изображение пластилинографией

13 Тема: «Российская матрешка»

Задачи: Познакомить с матрешкой, как одним из видов народной игрушки. Рассматривание элементов росписи, цветовой гаммой. Показать детям изображение элементов узоров матрешки цветным пластилином, последовательно и поэтапно прикрепляя на основу. Предложить детям выполнить узор на силуэте матрешки. Вызвать желание дополнить композицию элементами гербария.

14 Тема: «Сине-белые цветы Гжели»

Задачи: Создать условия для художественного экспериментирования: показать возможность получения голубого насыщенного и разбеленного из синего и белого пластилина. Показать постепенное и поэтапное изображение розана, используя оттенки голубого. Предложить детям на основе силуэта чайной пары выполнить голубые цветы гжели. Вызвать желание дополнить композицию семенами растений, крупой.

15 Тема: «Волшебные розы»

Задачи: Познакомить детей с творчеством жостовских мастеров. Показать приемы нахождения оттенков цвета: светлые тона, при помощи белого пластилина, насыщенные тона с использованием чёрного. Наложением одного тона на другой показать выполнение жостовской розы. Вызвать желание у детей самостоятельно изобразить розу, дополнив элементами букета: веточки, листочки, ягодки.

16 Тема: «Золото Хохломы»

Задачи: Рассматривание элементов росписи золотой хохломы. Обратить внимание детей на орнамент и узоры которые могут быть растительными, животного мира. Показать последовательность и поэтапность выполнения птицы, рыбы, ветки рябины в технике пластилинография, на разных предметах посуды. Предложить детям разные по цвету и форме силуэты посуды хохломы и выполнить роспись в технике пластилинография. Вызвать желание дополнить композицию детально.

Январь

Основная тема месяца: изображение ладошками

17 Тема: «Грибная поляна»

Задачи: Познакомить детей с нетрадиционным изображением ладошки, дать возможность пофантазировать на эту тему. Рассматривание с детьми изображение грибов, дать характеристику каждому. Показать, как при помощи ладошки можно изобразить грибную поляну. Дать возможность детям самостоятельно изобразить грибную поляну, дополнив ее деталями.

18 Тема: «Фруктовый сад»

Задачи: Показать детям возможность создания выразительного образа ладошки. Дать возможность создать из каждого пальчика образ дерева с фруктами и ягодами. Дать возможность детям создать законченную композицию, дополнив ее деталями: корзина с фруктами, семейство ежей с яблоками на иголках.

19 Тема: «Птица сказочная»

Задачи: Продолжать знакомить детей с образами, которые могут вызвать изображение ладошки. Показать детям изображение сказочных птиц, предложить на основе ладошки нарисовать сказочную птицу, графическим или живописным способом. Вызвать желание у детей выполнить детально перья при помощи цветных карандашных стружек.

20 Тема: «Караван пустыни»

Задачи: Вызвать у детей интерес к рисованию животных пустыни. Рассматривание изображений верблюдов, дать возможность детям попробовать расположить ладошку так, чтобы силуэт был похож на это животное. Поощрять детей дополнивших рисунок композиционно. Вырезывание детьми своего верблюда и наклеивание на общую композицию (ватман), дополнение элементами пустыни, используя сухостой, аппликацию, графические навыки.

Февраль

Основная тема месяца: изображение мятой бумагой

21 Тема: «Ветка рябины»

Задачи: Заинтересовать детей в возможности изображать при помощи мятой бумаги. Рассмотреть несколько приемов выполнения различных образов из бумаги. Вызвать желание выполнить композицию рябиновой ветки на основе декоративной тарелки. Показать детям последовательность выполнения. Дать возможность детям дополнить композицию деталями графически.

22 Тема: «Гусеница-затейница»

Задачи: Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги, научить формировать из мятой бумаги различные образы. Показать как из цветных салфеток формируется тело гусеницы, прикрепляется на фоновую основу, дополняется деталями из сухостоя, круп и семян. Дать возможность детям пофантазировать на тему «Гусеница-затейница»

23 Тема: «Открытка — сувенир»

Задачи: Вызвать желание у детей выполнить подарок ко дню защитника Отечества. Используя цветную бумагу разную по толщине и фактуре предложить выполнить композицию «Салют Отечеству». Хаотично располагая комочки цветной бумаги по темному фону изображаем искорки салюта, графически или пластилином предложить дополнить композицию.

24 Тема: «Паучок на паутинке»

Задачи: Рассматривание изображение пауков и других насекомых. Показать последовательность формирование образа паучка из мятой бумаги, лапки можно выполнить из зубочисток или ватных палочек. Дополнение композиции можно выполнить из сухостоя, семян, дорисовать паутинку графически или живописно. Вызвать у детей желание изобразить своего паучка, придумать ему название.

Март

Основная тема месяца: изображение на объемных формах

25 Тема: «Веселые прищепки»

Задачи: Вызвать желание порадовать необычным сувениром родных и близких людей. Показать детям варианты зажимов в виде животных птиц, фруктов и овощей, используя при этом прищепки, картон, бумагу, перышки и другой вспомогательный материал. Развивать творческое воображение и нестандартное решение в декорировании образа, объекта Дать возможность детям выполнить подарок-сувенир, дополнив образ живописно или графически.

26 Тема: «Забавные магнитики»

Задачи: Создать условие для экспериментирования. Вызвать желание у детей изобразить образ любого фрукта или овоща наделив его человеческими качествами — «оживить». Силуэт образа вырезать и декорировать по своему, используя картон живописный и графический бросовый и природный материалы.

27 Тема: «Надувные человечки»

Задачи: Учить детей декорировать объемный образ, надувной шарик. Вызвать желание порадовать себя и близких портретом или автопортретом, используя различный материал: вырезки из журналов, цветная бумага, клей, скрепки, вата, шерстяные нитки. Образ ставится на ноги при помощи картонных стоп, прикрепленных к концу шарика, в районе узелка. На основание шарика наклеивается глаза, нос, рот, выполняется прическа.

28 Тема: «Много маленьких игрушек»

Задачи: Продолжать учить детей выполнять образ на объемной форме яйца. Предварительно яйцо выдувается, на основу прикрепляется кусочек пластилина. Дать возможность детям самостоятельно придумать образ животного и расписать его при помощи красок, фломастеров или маркера, поощрять детей дополнивших образ деталями.

Апрель

Основная тема месяца: графика на изделиях из бумагопластики.

29 Тема: «Самолетики»

Задачи: Вызвать желание представить детям стать летчиками или космонавтами. Научить складывать из цветной двусторонней бумаги самолетик, последовательно выполняя движение. Графическим материалом самостоятельно выполнить узоры на крыльях и хвосте самолета. Предложить украсить хвостовую часть узкими ленточками из креповой бумаги. Развивать творческую активность.

30 Тема: «Аист»

Задачи: Вызвать интерес к выполнению птицы конструктивно. Дать возможность последовательно сложить из листа белой бумаги аиста – птицы мира и семьи. Предложить нарисовать перышки на крыльях и хвосте черной гелиевой ручкой. Развивать творчество и графические умения.

31 Тема: «Пароходик»

Задачи: Создать условие для экспериментирования с бумагой и бросовым материалом. Научить создавать образ парохода, конструируя из бумаги. Конструкция требует точности выполнения, поэтому выполняется вместе с детьми. Дать возможность выбрать цвет парохода, затем выполнить на нем необходимые элементы: иллюминаторы, каюты, якоря графическим материалом. Теперь можно пускать пароход по весенним ручейкам.

32 Тема: «Разноцветный веер»

Задачи: Учить создавать веер, из цветной ксероксной бумаги конструируя его, последовательно выполняя все действия, складывая гармошкой. По линиям сгиба проводятся линии, в каждом сигменте рисуется определенный орнамент, он может чередоваться или повторяться. Выполняется крепление с помощью степлера. Вызвать желание дополнить декором: перышками, ленточками.

Май

Основная тема месяца: художественное экспериментирование с песком

33 Тема: «Первоцветы»

Задачи: Создать условия для художественного экспериментирования. Научить одному из способов рисование цветным песком, передавая образ первоцветов растущих на участке детского сада. Формировать графические навыки, изображая контур клеем из тюбика, использовать при закрашивании цветной песок, передавая объем, накладывая один оттенок на другой.

34 Тема: «Рисунок на песке»

Задачи: Создавать условия для экспериментировании с песком и водой. Научить изображать образы на песке при помощи пальчика, палочки, декорировать и дополнять образы любым бросовым или природным материалом. Зафиксировать изображение предлагается с помощью воды из брызгалки.

35 Тема: «Песочные замки»

Задачи: Создать условия для экспериментирования с песком, водой и другими материалами. Дать понятие о строительстве и архитектуре. Вызвать желание выполнить эскиз будущей постройки, коллективно выбрать самый лучший с дополнениями своего эскиза. В песочнице совместно формируется горка песка фиксируется водой из брызгалки.

36 Тема: «Песочные замки» окончание композиции»

Задачи: Стимулировать желание детей продолжить строение замка по единому эскизу. При помощи воды, песка, лопаточек и стек, дети последовательно вместе с воспитателем выполняют постройку. Декорировать замок можно при помощи камушек, ракушек, ленточек и других материалов.

Пригласить взрослых и детей на просмотр замка на песке.

Ирина Носкова
Интегрированное занятие в старшей группе «Дизайн групповой комнаты глазами детей»

Воспитатель : Носкова И. В.

Программные задачи :

1. Познакомить детей с понятием «дизайнер » , «дизайн » , «интерьер » .

2. Продолжать углублять знания детей о способах изготовления предметов интерьера .

3. Закрепить композиционные умения и навыки детей в составлении декоративных нитей и ширмы.

4. Развивать у детей воображение , творческие способности, способность самостоятельно создавать новые художественные образцы, используя для этого и комбинируя различный материал.

5. Развивать эстетический вкус, образное представление и восприятие.

6. Развивать монологическую речь детей , умения передать голосом свое отношение к предмету.

7. Формировать умения работать коллективно.

Предварительная работа :

1. Участие детей в создании декоративного убранства группы (зала) к праздникам.

2. Экскурсии по детскому саду, группам .

3. Посещение театра, выставок, музеев.

4. Просмотр телепередач по изменению интерьера квартир , приусадебных, участков, зданий («Квартирный вопрос» по НТВ, «Фазенда» , «Пока все дома» по ОРТ).

5. Просмотр книг, альбомов по теме «Дизайн – помещений » , изготовление декоративных поделок из соломы, пуговиц, колец, шариков, бисера и др.

6. Составление небольших рассказов о предметах, сделанных руками родителей.

Материал для занятия :

1. Наглядный : выставка предметов интерьера :

Вышивание подушки;

Вязаные салфетки, вазочки, игрушки;

Деревянные, расписные досочки, полочки;

Салфетницы, хлебницы из соломы;

Обереги для дома (подковы, домовята) ;

Красивая необычная посуда;

2. Раздаточный :

Капроновая нить до 1,5 м. ;

Кольца средней величины от пирамидок;

Шарики со сквозными отверстиями;

Пуговицы;

Крупные бусинки;

Ленточки;

Трубочки для коктейля;

Трубочки от чупа-чупс;

Пластиковые коробочки, с заранее сделанным сквозным отверстием от киндер сюрпризов;

Крючки вязальные;

Трафареты бабочек, цветов, птиц из самоклеющей бумаги.

Дети стоят около столов с предметами интерьера .

Воспитатель : Дети, благодаря нашим родителям у нас в группе появился музей , выставка предметов, вещей, сувениров. Давайте рассмотрим и назовем их.

Дети называют, воспитатель указкой предметы показывает.

Воспитатель : Все эти предметы сделаны руками людей или на предприятиях на специальных станках (показ обычной тарелки) . Все привыкли видеть тарелку вот такую плоскую, глубокую, большую или маленькую. А какой то человек взял и придумал тарелку квадратной формы или взял несколько тарелок, и соединил их с помощью металлического штыря, и получилась очень необычная, вместительная тарелка – этажерка. И такие предметы посуды очень украшают праздничный стол.

(Предлагаю детям сесть на скамеечки) .

Воспитатель продолжает : Вот еще один предмет нашей выставки – ваза. Чаще всего вазы ровные с одинаковыми стеночками. Опять когда-то человек надумал, представил, а если вазу изогнуть, стеночки сделать с изгибами, с налепами, наклонить у вазы горлышко в сторону. Придумал и сделал. И ваза получилась, какой? (спрашиваю у детей ) .

Ответы : Необычной, не похожей на другие, неповторимой, оригинальной.

Воспитатель : Дети, посмотрите, что необычного в этой полочке? (детьми отвечают) . Да, стеночки у нее с отверстиями в виде листиков, цветочков, веточек. Когда-то какой-то человек подумал, а как же я могу украсить свою полочку? Подумал и представил на своей полочке узор, нарисовал, а потом еще и выпил его. И получилась легкая, ажурная, оригинальная полочка. А если в квартире несколько таких полочек, то и квартира станет красивой нарядной как эта полочка.

Воспитатель : Дети, кто эту красоту вещей придумал? (человек) . Так вот, тот человек, который может увидеть и представить, а потом и сделать обычный предмет необычным, оригинальным называют человек – дизайнер . Люди – дизайнеры выдумывают какие-то новые идеи, композиции, они могут красиво и необычно сервировать стол, расставить мебель, предметы. Чтоб это все смотрелось красиво, и было удобным в использовании.

Воспитатель : Кто может сказать, кто такой человек – дизайнер ?

Воспитатель : Дети, на нашей выставке есть авторские работы, их сделали ваши родители и некоторые дети. Давайте послушаем историю возникновения и жизни этих чудесных вещей.

Дети рассказывают о предметах :

1. Лапина Катя – картина роспись по шелку;

2. Сидоров Денис – подушка, картина – вышивка;

3. Стецюк Вероника – игрушки – сувениры.

Воспитатель : Здорово, молодцы! Из рассказа детей мы услышали , что все эти предметы нужны для чего? (дети отвечают) . Да, для украшения квартиры, а могут они (подушки, картины) украсить нашу группу , раздевалку, кабинет врача. Могут! Могут украсить любое помещение. Давайте вспомним современное слово, украшают облик помещения, значит, украшают… «интерьер » любой квартиры, группы .

Воспитатель : Сейчас я вам тоже предлагаю стать дизайнером и создать ширму для нашего интерьера группы . А ширма в группе нам нужна ? Для чего? (для игр для раздевания игровой зоны) . Чаще всего из чего делают ширмы? (из ткани, тюли, дерева) .

Воспитатель : Но мы, же с вами дизайнеры и мы хотим обычную ширму, сделать необычной, неповторимой, оригинальной.

Вызываю детей , они приносят подносики, накрытые салфеткой. Поочередно их открываем и называем материал, из которого будет ширма.

Воспитатель : Дети, садитесь за столы и посмотрите, что еще для изготовления нам пригодится (на столах в подносах : ножницы, капроновая нить, трубочки, пуговицы).

Воспитатель : Да, в каждом элементе есть отверстие, и мы по очереди их будем нанизывать на крепкую нить. Надо их одевать так, чтоб это было красиво. А для закрепления некоторых деталей, что можно использовать :

1. Нить просунуть в отверстие несколько раз;

2. Можно между деталями на нитке завязать бантик; картинку из самоклеющей пленки;

3. Одеть пуговицу;

4. Взять деталь с маленькими отверстиями.

Воспитатель : Сегодня для работы вы можете использовать вот такой инструмент – вязальный крючок (показать способ использования) .

Дети самостоятельно изготавливают декоративные нити для ширмы, по мере изготовления самостоятельно навешивают их на ширму.

Несколько детей украшают ширму геометрическими фигурами из самоклеющей пленки.

В конце занятия дети встают за декоративную ширму, лицом к гостям и произносят :

1. Вероника Р., Артем П.: «Самый лучший цветок – тот, который выращен в подарок любимым людям или просто сделан своими руками. Такой цветок никогда не завянет, и всегда будет напоминать о золотых руках и добрых чувствах».

2. Юля П.: «Самая лучшая игрушка та, что сделана своими руками. Лучшая среди лучших та, которая может порадовать и удивить. Их можно дарить, ими можно украсить свой дом, с ними можно играть и показывать спектакли».

3. «Самый лучший дом – тот, в котором всем хорошо и уютно, и радостно.

Воспитатель : Теперь с такой замечательной ширмой в нашей группе будет уютно и интересно жить !

Каждый ребенок от природы – дизайнер. Очень увлекательно дети строят целый мир из того, что попадется под руку. И чем, меньше вокруг готовых игрушек тем, этот процесс интересней. Как развивать спрятанные в каждом способности?

Юные дизайнеры.

В нашем детском саду «Улыбка» города Лянтор ведется инновационная деятельность по теме «Формирование художественно-эстетической компетентности дошкольников с учетом возможностей педагогического коллектива, материально-технической базы, социального заказа через создание образовательной среды как средства повышения качества образования».
Одно из направлений инновационной деятельности является «Детский дизайн», над которым трудится наша группа «Почемучки». Детский дизайн – это художественное проектирование, создание разных изделий, которые обладают особенными эстетическими и функциональными характеристиками. Проще говоря, мы учим детей создавать оригинальные поделки, небольшие подарки и сувениры. Участвуя в творческом создании дизайнерских вещей, украшая окружающий мир самостоятельно, дети получают возможность развивать воображение, вкус, творческий интеллект и культуру общения. Кроме этого малыши получат возможность поработать с различными материалами и ознакомиться с их структурой и свойствами, а также научиться применять нестандартные техники рисования. Дети учатся самостоятельно создавать красивые композиции, вырезать разные предметы по контуру, учатся красиво оформлять готовые изделия. Ребенок получает полную свободу действий, может сам планировать работу и оценивать её результат.
Были выбраны направления детского дизайна:
- дизайн интерьера;
- дизайн одежды и украшений;
- дизайн посуды;
Разрабатывая перспективное планирование по инновационной деятельности во 2 младшей группе «Почемучки» мы учитывали степень сложности дизайнерских проектов, заинтересованность детей. Нами были выбраны техники Пэчворк, Соленое тесто, Скотч, Граттаж, Рисование крупой, Оттиск, скрапбукинг, изображение растениями, коллаж.
Наблюдая за малышами, можно увидеть насколько они ценят бусинки, бисер, пуговицы – в общем, всякие мелочи. Мы считаем, что это ненужные вещи (мусор), но в детских руках они становятся драгоценностью. Именно эту тонкую детскую способность, видеть необычное в обычном, мы и используем на наших занятиях. А заботливые родители помогают нам собрать материалы для творческой деятельности своих детей.
Для дизайна интерьера мы выбрали изготовление лоскутного покрывала из фантиков в технике Пэчворк.
Предварительно мы познакомили детей с техникой пэчворк (лоскутной аппликации). Рассматривали изделия, выполненные из ткани, пряжи, бумаги и фантиков.
К детям в гости пришла «Конфетная фея», которая принесла фантики.

Здесь ребята наклеивают
фантики на основу.
Для девочек были выбраны
фантики с цветочками,
для мальчиков с рисунком самолеты.


Каждый ребенок изготавливал
свой лоскуток для нашего покрывала.
Вот что получилось у Кирюши.


А вот такие лоскутки изготовили девочки.
Потом девочки склеили вместе свои
лоскутки и получили большое покрывало.

Замечательное покрывало сделали мальчики.


Куклу своим покрывалом укрыли и девочки.


Для дизайна одежды и украшений мы выбрали изготовление медальона в технике соленое тесто.


Разминаем тесто руками.
Раскатываем тесто скалкой.


Вырезаем медальон из теста.


Украшаем медальон.


Вот какие красивые медальоны получились у ребят.


У нас в группе Почемучки оборудован уголок творчества «Город мастеров», здесь мы делаем выставку уже готовых работ. Также в свободное время дети подходят и с удовольствием сами изготавливают поделки из уже знакомых им техник.



Дети из группы «Почемучки» участвовали в мероприятии «Зимняя сказка». Несмотря на то, что мы еще очень маленькие, нам уже очень нравится заниматься творчеством и создавать по-настоящему красивые вещи. Перед детьми была поставлена задача смастерить красногрудых снегирей, санки и новогодние снежинки. Ребята-непоседы усердно сидели над работой и занимались воплощением задачи в реальность, так как они являлись частью большого проекта старшегруппников. Результаты детского творчества попали на «Стену Творчества». Они вырезали, клеили, лепили и радовались результатам своей работы. Совместное творчество – это то, что приносит детям искреннее наслаждение.





Таким образом, главное для юного дизайнера - нестандартное мышление, фантазия, умение составлять композиции. Из этого следует, что для того, чтобы ребенок стал дизайнером, в первую очередь нужно развивать у него пространственное воображение, поощрять нешаблонное видение окружающего мира.
Поэтому в нашей работе мы обратилась к этой новой на сегодняшний день деятельности – «Детскому дизайну». Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию художественного творчества.