Панические атаки в подростковом возрасте. Какие методы профилактики существуют? Как найти общий язык с родственниками


Панические атаки - это не чисто психологическое расстройство, оно находится на границе с физиологией. То есть причины лежат в области психологии, а многие симптомы имеют чисто физиологическую природу. Современные медики считают, что лечить панические атаки у подростков должен не терапевт, кардиолог или даже невролог, а психотерапевт или психиатр.

К данным специалистам довольно часто обращаются люди с жалобами на панические атаки. Причем, в кабинет психолога приходят как взрослые, состоявшиеся люди, так и подростки с родителями. Панические атаки проявляются у человека, чьи чувства подавлены до предела, а границы личности размыты.

Подростки весьма подвержены паническим атакам. Механизм приступов довольно прост. Когда систематически нарушаются границы личности, в теле человека накапливается злость и раздражение. Если эти негативные эмоции не находят выхода, то они накапливаются и рано или поздно их уровень достигает критической отметки. Подростковый возраст - это время интенсивного взросления, время, когда каждый день возникает повод для переживаний. Это могут быть конфликты со сверстниками, непонимание со стороны родителей, замечания педагогов и тому подобное. Во всех этих ситуациях подросток в силу возраста не может очертить границы своей личности и защитить их.

Для панической атаки подростка характерны определенные симптомы. У него учащается сердцебиение, появляется неконтролируемое чувство страха и огромной тревоги, источник которой не поддается разумному объяснению. Отмечаются также скачки давления, обильное потоотделение и затрудненное дыхание. У больного возникает ощущение, что он сходит с ума, «уходит» и теряет связь с реальным миром.

Нередко люди отмечают, что в эти моменты чувствуют себя абсолютно беспомощными, не контролирующими ситуацию, от чего паника накрывает еще сильнее. Может возникнуть сильная физическая слабость и дрожь в руках и ногах. Сколько длится паническая атака? Все индивидуально - от пары секунд до нескольких часов. Интенсивность приступа тоже может отличаться. У некоторых все ограничивается ощущением тревожности, а некоторым приходится пережить приступ самой настоящей паники.

Ребенка с самых ранних лет учат, что негативные чувства нельзя проявлять, их следует прятать, подавлять в себе . Чтобы заслужить одобрение взрослых, малыш очень быстро учится вести себя в соответствии с теми нормами, которые приняты в обществе, вести себя так, как от него ожидают мама с папой, учителя и друзья. То есть он старается подавлять свою злость, учится скрывать обиды и другие внутренние переживания. Людям же показываются только улыбки и хорошее настроение . Ситуация еще больше осложняется, если родители не научили сына или дочку отстаивать свои личностные границы, давать отпор тем, кто их переступает.

Таким образом, напряжение копится, психологический дискомфорт никуда не исчезает, а только нарастает, подогреваемый гормональными «бурями», свойственными подростковому возрасту. Многие подростки инстинктивно пытаются снять это напряжение, но выбирают не лучшие способы - наркотики, неподобающее поведение, алкоголь, секс и так далее. Если же уровень тревожности зашкаливает, что неизбежно возникают подростковые панические атаки.

Все мы понимаем, что курить вредно. Но взрослый может по-настоящему осознать эту прописную истину и имеет право принять решение. Он может бросить дыми...

Такое состояние подростка способно напугать родителей, вызвать у них чувство тревоги и собственной беспомощности. Они чувствуют, что с их ребенком происходит что-то страшное и непонятное, но не знают, чем же помочь ему.

Следует знать, что состояние панических атак поддается коррекции, и нужно всего лишь обратиться за помощью к психологу. Для лечения не нужна даже медикаментозная терапия, чего многие взрослые всерьез опасаются. Но все же это не простая и не слишком быстрая работа, когда заодно должны быть и родитель, и ребенок, и все взрослые, мнение которых ценно для подростка.

Шансы на успешную терапию тем выше, чем раньше вы обратитесь к специалисту. Поэтому очень важно быть внимательным к подростку, отслеживать его поведение, не давать исчезнуть из ваших отношений доверию и взаимопониманию.

Панические атаки и тревоги нельзя оставлять без внимания, так как в этом состоянии подросток не способен к нормальной жизни. Эта проблема неминуемо скажется и на его учебе, и на его взаимоотношениях с социумом. Вчерашнему ребенку справиться со своим состоянием без помощи взрослых практически нереально. У него нет еще необходимой для этого самостоятельности, зрелости и жизненного опыта. Поэтому для подростка чрезвычайно важна поддержка взрослых, для которых его психологический комфорт является таким же приоритетом, как здоровье, развитие и безопасность.

3 0

Еще статьи по теме:

Что можно посоветовать, если ребенок хочет работать? Практически каждый человек в подростковом возрасте стремится к независимости от родителей. Тольк...

Наши дети постоянно находятся рядом. Но взрослеют они все равно как-то слишком резко и неожиданно для нас, родителей. И этот процесс сопровождается мн...

4 1

Паническая атака – это состояние повышенной мучительной тревоги в сочетании со страхом и неприятными соматическими симптомами. Подобные явления появляются именно в подростковом возрасте, когда нервная система человека очень уязвимая.

Этот вопрос входит в компетенцию психологов и психотерапевтов, а не каких-то других врачей. Поэтому, если приступы паники случаются слишком часто и мешают полноценной жизни, следует обратиться за консультацией к соответствующему специалисту.

В подростковом возрасте человек сталкивается с проблемой становления личности, но еще не может четко определить свои взгляды и цели. На него давят множество факторов – критика учителей и родителей, общение с ровесниками, влияние интернета и улицы.

Негативные переживания накапливаются и провоцируют внезапные выбросы негативных эмоций. Контролировать панические атаки трудно даже зрелому человеку, подростки же переносят такие состояние особо тяжело.

Приступ паники имеет следующее симптомы :

  • спутанность мыслей, потеря контроля над речью и эмоциями;
  • тяжелое дыхание, отдышка;
  • частый пульс, скачки давления;
  • тремор, дрожь, озноб;
  • потливость;
  • тошнота и головокружение;
  • онемение конечностей;
  • сухость во рту, бледность кожных покровов;
  • страх сойти с ума или умереть.

У человека может проявляться несколько признаков сразу, а также появляется бессонница, депрессия, угнетенное состояние. При этом внутреннее напряжение может сохраняться достаточно длительное время. Это явление нельзя игнорировать , поскольку оно может закончиться нервным срывом или даже суицидом. В подростковом периоде человек начинает воспринимать мир враждебно, чувствует себя одиноким и брошенным.

На фоне паники возникают необоснованные страхи , которые часто перерастают в серьезные фобии. Паническим атакам у подростков способствуют поведенческие стереотипы, навязанные с детства. Когда ребенок пытается выразить эмоции, родители его ругают, говоря – «закрой рот!» или «хватит реветь!».

В более старшем возрасте они учат его, что в любой ситуации нужно вести себя сдержано и прилично. Большинство родителей проводят такое воспитание на повышенных тонах, в грубой пугающей форме. В результате самооценка ребенка падает , он боится выразить свое мнение, проявить себя в социуме. Он подавляет чувства и эмоции, что в будущее выливается в панические атаки.

Часто с виду тихие и спокойные подростки совершают глупые спонтанные поступки, проявляют агрессию и жестокость.

Взрослые считают, что такое поведение им не свойственно, однако, подобные проявления чаще всего случаются именно в закомлексованных подростков, таких себе «серых мышек». Вулкан постоянно подавляемых эмоций должен найти куда-то выход . Неплохим вариантом могут быть спортивные секции, танцы или другие занятия, требующие физической активности. Таким образом подросток через тело выбрасывает душевный негатив и напряженность.

Хорошим способом трансформации эмоций психологи считают творчество . Оно позволяет освободиться от переживаний, придавая им другую форму (музыка, стихи, проза, картины). Если же подросток не находит путей для выхода своих эмоций, они уничтожают его изнури. На фоне этого возникают конфликты с родителями, учителями, друзьями и близкими. Подростку трудно разобраться, кто его поддерживает, а кто пытается навредить. Нередко он компенсирует дисгармонию алкоголем и наркотиками.

У девочек панические атаки случаются гораздо чаще, чем у мальчиков. Это объясняется тем, что женский пол от природы более чувствителен и эмоционален . Не стоит воспринимать это, как дамские капризы. Если девочка стала нервной, плаксивой, у нее часто меняется настроение и желания – это тревожный сигнал и для родителей, и для самого подростка.

Прогноз лечения таких состояний хороший. От них возможно избавиться, не прибегая к медикаментозным средствам. Иногда достаточно нескольких бесед с психологом. Однако, благоприятный исход возможен только при условии доверительных отношений родителей и ребенка. Ведь нездоровая обстановка в семье – это первый фактор развития неврозов и других психических нарушений у подростков. Если родители не уделяют ребенку должного внимания, не стремятся понять и услышать его, он находит утешение в сомнительных компаниях и субкультурах.

Если паническая атака все же случилась?

Следует помнить, что она может возникнуть совершенно внезапно, поэтому надо быть готовым ее встретить. Вот некоторые способы борьбы с приступом паники:

  • Контроль дыхания

Попробуйте замедлить дыхание так, чтобы его частота не превышала 4-5 вдохов в минуту. Руки положите на верхнюю часть живота. Глаза при этом лучше закрыть. Можно потренироваться этому упражнению дома в спокойной обстановке.

  • Отвлекающий маневр

Можно вспомнить что-то приятное или даже смешное. Конечно, переключиться с негативного состояния очень трудно, но стоит повернуть свои мысли в другое русло, перестать думать о том, что собственно и вызвало атаку.

  • Съесть что-то или выпить (но не алкоголь). Нужно разорвать замкнутый круг паники, переведя внимание организма на другие действия.

Периоды между паническими атаками могут характеризоваться как полным отсутствием негативных признаков, так и хронической тревожностью и напряжением. Блокирование панических проявлений успокоительными препаратами только усугубляет проблему.

Нужна профессиональная коррекция психолога. В подростковом возрасте вообще не рекомендуют принимать какие-либо медикаменты в борьбе с психологическими нарушениями. Нестабильность нервной системы подростков – это естественное явления, которое можно регулировать без помощи фармакологии.

Важно вовремя заменить расстройство и начать эффективную терапию, иначе такие явления чреваты тяжелой депрессией, которая способна сломать человека изнутри. Хронические неврозы сильно ограничивают личностное развитие и заметно понижают качество жизни.

– внезапные спровоцированные либо беспричинные приступы страха, сопровождающиеся вегетативными нарушениями. Приступ длится до 20-25 минут, тревога переходит в панику, повышается артериальное давление, учащается дыхание, сердцебиение, возникает тремор конечностей. Часто отмечаются нарушения работы пищеварительного тракта, мочеиспускательной системы. Основная диагностика проводится психиатром, по необходимости дополняется обследованием клинического психолога, невролога. Лечение включает применение медикаментов для купирования атак, психотерапию для предупреждения их последующего развития.

Общие сведения

Паника является нормальной реакцией организма при возникновении ситуации, опасной для жизни, здоровья. Страх мобилизует функции организма: происходит выделение адреналина, учащается пульс, ускоряется сердцебиение, активизируется инстинкт самосохранения. Формируется готовность к бегству, атаке. В патологических случаях эта цепочка реакций запускается без внешней опасной ситуации. Термин «панические атаки » как отельная клиническая единица используется с 1980 года, его синонимами являются «паническое расстройство », «пароксизмальная тревога». В неврологии заболевание обозначается как вегетативно-сосудистый криз. Распространенность в популяции составляет 3%. Среди детей заболеванию больше подвержены школьники.

Причины панических атак у детей

Паническое расстройство развивается как результат взаимодействия биологических, психологических, социальных факторов. К биологическим причинам заболевания относятся:

  • Поражения нервной системы. Приступы провоцируются нарушениями вегетативной регуляции, пре- и постнатальными травмами, неврологическими инфекциями.
  • Гормональный дисбаланс. Половое созревание, начало половой жизни, менструаций – периоды повышенного риска развития болезни.
  • Интоксикации. Злоупотребление алкоголем, наркомания , лекарственные отравления увеличивают вероятность заболевания.
  • Наследственная отягощенность. Существует генетическая основа панических атак: заболеваемость родственников первой линии составляет 15-17%.

Психологическими причинами панического расстройства являются определенные характерологические особенности. К развитию болезни предрасполагают следующие черты:

  • Демонстративность. Основу составляет жажда внимания, признания со стороны окружающих, стремление показать себя с лучшей стороны, быть в центре внимания.
  • Ипохондричность. Постоянное внимание к собственному самочувствию, повышенная напряженность, нервозность при ухудшении здоровья провоцируют приступы паники аналогичной направленности.
  • Тревожная мнительность. Дети отличаются повышенной внушаемостью, впечатлительностью. Тревожность становится базой для развития панического расстройства.

К социальным факторам относится неблагополучная семейная обстановка: алкоголизм родителей, конфликты, насилие, эмоциональная холодность (депривация потребности в близких отношениях), трудные материально-бытовые условия. Общая патологическая основа этих ситуаций – страх, неопределенность, необходимость защищать себя.

Патогенез

Патогенез панических атак у детей основан на взаимодействии нейробиологических и социально-психологических факторов. Первая группа представлена специфической активностью лимбической системы. Она провоцируется изменением баланса нейромедиаторов и гормонов: повышенной секрецией катехоламинов, серотонина, ускоренным метаболизмом норадреналина, снижением концентрации ГАМК. Биологический фактор предрасположенности к фобическим, паническим расстройствам активизируется специфическими жизненными обстоятельствами: частыми стрессами, авторитарным воспитанием, эмоционально холодным отношением, повышенными требованиями. В таких ситуациях необходима постоянная бдительность в отношении враждебных воздействий, формируются функциональные комплексы организма, подготавливающие к атаке, бегству. Их основой является чувство страха, паника.

Классификация

Панические атаки в детском возрасте могут существенно различаться по симптоматике. По развернутости проявлений, ассоциированных с паникой, в педиатрии различают:

  • Большие, развернутые приступы. Присутствует минимум 4 симптома. Частота атак – одна в неделю/месяц.
  • Малые приступы. Наличие менее 4 симптомов. Возникают несколько раз в сутки.

Другая классификация основана на выраженности определенных симптомов приступа. Выделяют вегетативные, гипервентиляционные, фобические, конверсионные, сенестопатические, аффективные (депрессивно-дисфорические) панические атаки.

Симптомы панических атак у детей

Приступы возникают спонтанно, объективно не связаны с ситуациями угрозы для жизни или реальной опасности, может выявляться субъективный страх – боязнь выйти на улицу, заговорить с незнакомцем. Центральное место в клинической картине занимает эпизод интенсивного страха, необъяснимого дискомфорта – пароксизмальная тревога. Он развивается внезапно, разворачивается за 3-10 минут, длится 10-20 минут. Интенсивность симптомов варьируется от внутреннего напряжения до выраженной паники.

Частыми вегетативными признаками являются усиленное, учащенное сердцебиение, потливость, сухость во рту, тремор, дрожь. Могут присутствовать затруднения дыхания, чувство нехватки воздуха , ощущение сдавливания и боль в груди, тошнота, дискомфорт в области живота. У детей младшего возраста отмечается рвота, непроизвольное опорожнение кишечника, мочевого пузыря. Иногда возникает ощущение кома в горле, нарушается координация движений, походка становится шаткой, снижается острота зрения, слуха, развиваются судороги, псевдопарезы конечностей, онемение, покалывание.

Психическое состояние характеризуется легким помутнением сознания: головокружением, неустойчивостью, обморочностью, пространственной дезориентацией. Появляется ощущение, что окружающее нереально. Беспричинный страх трансформируется в страх смерти, потери контроля, сумасшествия. Пациент выглядит испуганным, растерянным. Плач нехарактерен, часто присутствуют всхлипывания, вскрикивания. После приступа ребенок слаб, выглядит уставшим, плачет.

Панические атаки чаще развиваются днем, характерны для периода бодрствования, но возможны и приступы во сне. Появление симптомов исключительно ночью наблюдается крайне редко. У некоторых детей приступ страха возникает перед засыпанием или сразу после него, во время сна, после случайного пробуждения ночью. В подобных случаях к основным симптомам добавляется бессонница .

Осложнения

Без соответствующего лечения панические атаки у детей становятся причиной психических и соматических осложнений. Интенсивная выработка гормонов стресса может провоцировать неврозы , эпилепсию , заболевания сердца, сосудов, невралгии, обмороки , сопровождающиеся риском травм. Длительное течение панического расстройства приводит к депрессии , формированию фобий, социальной дезадаптации: ребенок постоянно подавлен, не интересуется учебой, не имеет увлечений, напряжен из-за возможного развития паники, боится выходить из дома, оставаться один (без помощи).

Диагностика

Часто диагностика панических атак начинается с посещения педиатра , детского невролога , но между приступами никаких отклонений в нервной системе, внутренних органах не обнаруживается. Результаты лабораторных, инструментальных исследований в норме. Специфической диагностикой расстройства занимаются:

  • Врач-психиатр . Специалист проводит опрос пациента, родителей: уточняет, когда впервые появились приступы, какова их частота, существуют ли факторы, провоцирующие панику, страдают ли от панического расстройства близкие родственники. При постановке диагноза учитываются данные неврологического обследования. Для получения дополнительной информации об эмоционально-личностной сфере врач может направить пациента на психологическое обследование.
  • Медицинский психолог . Психодиагностика осуществляется для выявления у ребенка эмоциональных, личностных предпосылок формирования панических атак. Определяется уровень напряженности, склонность к фобиям, страхам, наличие демонстративных, ипохондрических, тревожно-мнительных черт характера. Дошкольники и младшие школьники обследуются проективными методами, подростки – опросниками.

Панические атаки у пациентов детского возраста необходимо дифференцировать с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной системы, а также с эффектами от применения стимулирующих препаратов. С этой целью пациент направляется к соответствующим узким специалистам (для исключения соматической патологии).

Лечение панических атак у детей

Лечение панического расстройства имеет две направленности: купирование приступов и предупреждение их дальнейшего развития. Комплекс терапевтических мероприятий включает:

  • Медикаментозное лечение. Препараты подбираются детским психиатром с учетом возраста ребенка, частоты, развернутости атак. Назначается прием трициклических и тетрациклических антидепрессантов, селективных серотонинергических препаратов, ингибиторов МАО, бензодиазепинов. Трициклические антидепрессанты показаны при фобических симптомах, депрессии, тревоге ожидания. Недостаток данных препаратов – продолжительный латентный период. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина наиболее часто применяются для лечения детей из-за низкой вероятности побочных эффектов, безопасного длительного применения, устранения тревоги без седативного компонента. Бензодиазепины назначаются для быстрого терапевтического эффекта, но они менее безопасны, не купируют агорафобию .
  • Психотерапия . Используются когнитивно-поведенческие методы , дыхательная гимнастика, аутотренинг. Ребенок обучается управлению эмоциями, анализу ситуаций, провоцирующих панические атаки. Через техники дыхания контролирует вегетативные изменения организма. Осваивает навыки расслабления, снижения тревожности.

Прогноз и профилактика

Прогноз панических атак у детей благоприятный при отсутствии коморбидных состояний – тревоги, депрессии, ипохондрии . Чем трагичнее ребенок воспринимает приступы, чем чаще они подкрепляются тревожным вниманием родителей и медицинских работников, тем больше вероятность осложнений – агорафобии, дезадаптации в социуме. Профилактика панического расстройства – создание домашнего комфорта, поддержание близких внутрисемейных отношений. Важна эмоциональная заинтересованность жизнью ребенка, моральная поддержка, безусловное принятие. Предупреждение рецидивов основано на периодическом посещении психотерапевта , приеме лекарств без акцентирования внимания на болезни. Недопустимы высказывания типа: «не будешь принимать таблетки – опять приступы начнутся». При напряженной школьной обстановке стоит обсудить наличие заболевания со школьным психологом, классным руководителем.