Папье-маше из туалетной бумаги: как приготовить саму массу и слепить пару чудесных фигурок. Делаем простейшее «папье-маше

Изделия из папье-маше многим знакомы с детства. Как часто малыши оказываются жертвами «фальшивых» фруктов, изготовленных из этого материала и заботливо разложенных в вазочки в столовых, гостиницах, пансионатах. Родителям бывает весьма непросто объяснить своему чаду, что это красивое яблоко совершенно невкусное и служит своеобразным украшением. И это лишь один частный пример использования столь доступного материала.

Как сделать папье-маше своими руками?

Материал этот состоит из клейстера, обойного или другого) и бумаги (абсолютно любой, начиная с газетной и заканчивая туалетной). А создавать из папье-маше домашние шедевры можно двумя способами. Первый предполагает получение однородной массы путем смятия бумаги и погружения ее в клей. Второй — это оклеивание полосками газеты (обоев и т. д.) готового изделия (фигурки, тарелки, чашки, вазы) для дальнейшего создания уникального дизайна. И первый, и второй способы предусматривают последующее покрытие полученного предмета краской. В большинстве случаев используется акриловая, но могут быть и другие варианты, например, гуашь.

Технология создания папье-маше

Как делать однородную массу из клея и бумаги, многие помнят с детства (в советских художественных, а порой, и общеобразовательных школах обучали этому искусству). Бумагу (например, газету) следует руками порвать на мелкие части и залить водой. По возможности, ее кипятят на протяжении получаса на медленном огне. В противном случае оставляют разбухать на час-полтора. Затем массу как следует разминают руками, стараясь достичь максимальной однородности. Желательно пользоваться медицинскими перчатками из тонкой резины, поскольку и газета, и клей негативно влияют на кожу. Полученную бумажную массу отжимают. Это можно сделать руками или воспользоваться ситечком. А затем в нее постепенно добавляют клей, получая нечто, похожее на тесто. Как только масса становится послушной, ее можно считать готовым сырьем для папье-маше.

Как вылепить браслет или бусы?

Получив материал, можно приступать к созданию самого простого изделия. Новичкам, которые впервые сталкиваются с данной технологией, рекомендуют начать с чего-то простого. Это могут быть елочные игрушки из папье-маше (сделать шар легче всего), браслет или бусы. Во всех перечисленных случаях сначала скатывается шар из папье-маше необходимого размера. Затем, когда их будет изготовлено достаточное количество, с помощью иглы делают сквозные отверстия для лески и оставляют сушиться. Завершающий, самый интересный этап создания украшения — его раскраска. Бусины можно просто покрыть одним цветом, или же при помощи тонкой кисти нарисовать на них цветы, звезды, какой-то интересный орнамент. Все зависит от умения и фантазии автора. После высыхания краски, их нанизывают на леску и, в зависимости от ее длины, получатся бусы или браслет из папье-маше.

Как делать тарелку?

Обычно при изготовлении посуды используется иная технология. Ингредиенты понадобятся те же самые: клей, бумага (газета и тонкая белая, например, калька, примерно в равном количестве), а также краски, но действовать нужно будет другим способом. Дополнительно потребуется керамическая тарелка, облепив которую, получают такую же из папье-маше. Как делать подобные вещ? Очень просто. Сначала газету рвут небольшими квадратами (2Х2 или 3Х3 см). Ножницами пользоваться не рекомендуется, поскольку неровные края обеспечивают незаметную границу между фрагментами. Затем аналогичным образом поступают с белой бумагой. В блюдце или другую посуду наливают клей, чтоб в него было удобно макать кусочки. Тарелку необходимо смазать чем-то жирным, чтобы было легче отделить от нее готовое изделие. А затем на нее наклеивают слой газетных кусочков, обмакивая каждый из них в клей. Делать это нужно так, чтобы они плотно прилегали друг к другу, образуя однородную поверхность. Как только вся тарелка будет обклеена, сверху по такому же принципу наносят белую бумагу. Таким образом, чередуя слои, их наносят от 8 до 10. После этого тарелка должна высохнуть. Как правило, на это уходит около суток.

На подсохшую поверхность наклеивают еще 4-5 слоев белой бумаги так, чтобы газета сквозь нее перестала просматриваться. Спустя еще сутки, керамическую тарелку убирают, а готовое изделие оклеивают с нижней стороны еще несколькими слоями белой бумаги. Спустя 24 часа, можно приступать к раскрашиванию, после чего поделка считается завершенной. При желании, тарелку можно покрыть прозрачным лаком, который сделает ее крепче, а рисунок более стойким.

Маски из папье-маше

Существует еще один популярный сувенир из этого материала. Маски обычно создают из кусочков бумаги, но можно и вылепить из предварительно подготовленной массы. Их изготовление считается более сложным, чем создание бусин или тарелок. Так что приступать к работе, не имея никакого опыта, не стоит. Если маску планируется именно лепить из папье-маше (как делать саму субстанцию, описано выше), то, кроме нее и красок больше ничего не понадобится. В этом случае необходимо просто руками придать ей необходимую форму. Чтобы это было проще сделать, можно использовать манекен или наносить папье-маше непосредственно на чье-то лицо, смазанное кремом. Готовую маску сушат и разрисовывают акриловыми красками по своему желанию. Особое внимание нужно уделять отверстиям для глаз. При необходимости, окончательно откорректировать их можно канцелярским ножом после высыхания.

Если же планируется использовать кусочки бумаги, то желательно предварительно вылепить основу, например из пластилина. Ее следует оклеить кусочками бумаги, аналогично тарелке. Убирать пластилиновую основу лучше после того, как маска высохнет. Чтобы ее можно было использовать по назначению, а не просто в качестве сувенира, с обеих сторон делают небольшие отверстия, в которые в дальнейшем можно вставить ленту или резинку.

Фигурки из папье-маше

Подобная сувенирная продукция часто встречается в специализированных магазинах. Но при желании фигурки животных, мифических персонажей, куклы, цветы или фрукты можно создавать и самостоятельно. Если речь идет о небольших сувенирах, то их обычно лепят из бумажно-клеевой массы. В случае более крупных объектов, предварительно изготавливают макет, который сверху покрывают кусочками бумаги. Особой популярностью к рождественским праздникам пользуются фигурки животных по символу наступающего года. Это дракон, змея или лошадь из папье-маше. Несомненно, чтобы создать такое творение, нужен и талант, и определенные навыки. Ведь это не простые шарики или тарелки. Но иногда бывает достаточно одного желания, чтобы соорудить забавную (пусть и не очень похожую на настоящую) зверушку и подарить ее близкому человеку. Чтобы она была более устойчивой и крепкой, можно сначала сделать каркас из проволоки. А уже потом облепить его бумажной массой и разукрасить.

Как хранить изделия из папье-маше?

Общеизвестно, что бумага — материал капризный. Она легко разрушается под действием влаги, может менять свои свойства от высокой или низкой температуры и прямых солнечных лучей, легко воспламеняется. Зная, как делать папье-маше (из бумаги кусочками или приготовленной вперемешку с клеем массы), следует понимать и то, как правильно хранить изделия. Несомненно, и сам клей, и краски, и всевозможные каркасы, используемые в работе, делают его несколько прочнее. Но, папье-маше, как и обычная бумага, боится сырости. Поэтому хранить изделия следует исключительно в сухом месте. При этом желательно не допускать сверхнизких и слишком высоких температур и открытого огня поблизости. При правильном хранении статуэтки, посуда и прочие фигурки могут радовать владельца на протяжении долгих лет.

Как сделать материал более прочным?

Профессионалы, изготавливающие фигурки для продажи, стараются их сделать максимально крепкими и устойчивыми к воздействию внешних факторов. Для этого предварительно создают жесткий каркас из проволоки или иного материала. Также можно добавить в массу немного цемента или гипса. В итоге получится уже не совсем папье-маше, но зато достаточно прочный и удобный для использования материал. Вот только работать с ним уж точно придется в перчатках.

Использование техники для детского творчества

Малыши дошкольного возраста и ребята постарше очень любят что-то мастерить руками. Это развивает творческие способности и развивает моторику пальцев. Как правило, в качестве материала используется пластилин или глина. Но папье-маше ничуть не хуже. Ведь это абсолютно натуральный безопасный материал (особенно, если он изготовлен на основе клейстера), с которым с удовольствием поработают дети любого возраста. Конечно же, саму массу лучше приготовить кому-то из взрослых. А вот лепить из нее можно всем вместе: от самых маленьких и до старшеклассников.

Тем, кто никогда не работал в данной технике, но хочет попробовать себя в этом направлении, необходимо понимать некоторые нюансы. Во-первых, касательно материалов. Бумага, из которой делают папье-маше, может быть любой, но крайне желательно, чтобы она хорошо размокала. Клей лучше всего использовать натуральный (клейстер или ПВА), чтобы и сама масса, и изделие из нее оказались не токсичными. Покрывать готовое изделие лучше всего акриловыми красками, поскольку они наиболее долговечные. Если же речь идет о детском творчестве, лучше взять гуашь. Для того чтобы фигурка или иная конструкция была прочнее, следует использовать проволочный каркас. Гуашь на поверхности фиксирую при помощи лака.

И никогда не стоит расстраиваться, если с первого раза не получаются сложные фигуры. Начинать лучше с чего-то попроще, а со временем и опытом выйдет все: и куклы, и зверушки, и другие фигурки.

Первые ростки папье-маше взошли во Франции в начале XVI века и использовались для изготовления прекрасных кукол.

Со временем, эта техника стала применяться для производства табакерок, подносов, игрушек, подсвечников, зеркальных рам, декоративной лепнины.

Слово «папье-маше» переводится с французского языка как «жёваная бумага» либо «рваная бумага» .

Существует два способа создания изделий из папье-маше.

Первый — это лепка из поддающейся формированию массы, состоящей из мягкой бумаги и клеящего вещества.

Второй представляет собой наклеивание рваной бумаги слоями, этот вид ещё называют маширование.

Техника папье-маше совершенно не сложна, но требует аккуратности и терпения. Процесс изготовления задуманной вещицы, может затянуться на несколько дней из-за долгой сушки материала.

Но потраченное время не пропадёт в пустую, ведь в результате, своими руками, можно сотворить самые разнообразные вещи, такие как декоративные элементы интерьера, шкатулки, копилки, статуэтки, маски, куклы, погремушки и многое другое.

Папье-маше, нередко совмещают с техникой декупаж . Такой союз даёт возможность создавать поистине настоящие шедевры.

Масса для папье-маше

Обычно для изготовления массы используются газетные листы, но это не принципиально, в ход можно пустить туалетную бумагу, бумажные полотенца.

Газетные листы рвём или режем на небольшие кусочки, складываем в глубокий сосуд и заливаем водой. Лучше всего использовать миксер, перемалывая небольшими порциями. Но можно обойтись и собственными силами, для этого порванную бумагу залить горячей водой и оставить для размокания примерно на 3 часа. После чего вымесить руками до получения однородной массы. Через сито, надо сцедить излишки воды и в полученную гущу добавить смесь клея с клейстером. Вымешивать до тех пор, пока не начнёт немного липнуть к рукам. Если не использовали за один раз, можно хранить в прохладном месте несколько дней, замораживать нельзя. При хранении масса может стать жидкой, в этом случае отожмите её и добавьте клей.

Масса готовится с клеем и клейстером, потому что при использовании только клея, трудно лепить, а один клейстер не даёт необходимой прочности. Для увеличения крепости можно добавить мелкие древесные опилки.

Клейстер для массы можно приготовить следующим образом: смешать муку и воду в пропорции 1:3, тщательно перемешать, чтобы не было комков. Поставить на огонь, и непрерывно помешивая довести до кипения. Затем снять с огня и дать остыть. Клейстер хранят в холодильнике несколько дней, плотно завернув полиэтиленовой плёнкой.

Окрашивать изделие нужно темперной, алкидной или масляной краской. Гуашь и акварель не подходят, в связи с тем, что они пачкаются и стираются. Для большей стойкости гуаши, в неё добавляют немного клея ПВА. Покрывают окрашенное изделие бесцветным лаком. Перед окрашиванием изделие необходимо зашкурить и загрунтовать.

Маширование

Маширование представляет собой оклеивание подготовленной формы кусочками бумаги. Бумага должна быть мягкой, также для этого подойдут газетные листы. Самый идеальный вариант это смешенное оклеивание: нанесите первый слой цветной или белой бумаги, смажьте поверхность клеем, затем покройте вторым, используя бумагу контрастного цвета или газетные обрывки.

Применяется это для того, чтобы не запутаться в количестве пластов. В любом случае последний слой обязательно делается из белой бумаги. Сделать необходимо не менее 8-10 слоёв. Каждые два слоя должны просохнуть, прежде чем наносить следующие два. Необходимо следить за тем, чтобы кусочки бумаги при оклейке немного заходили друг на друга, ложились ровно и не морщились.

Бумагу для маширования ни в коем случае нельзя разрезать ножницами, исключительно рвать руками на небольшие кусочки. Края в этом случае получаются тонкими и хорошо сглаживаются в готовом изделии. В зависимости от того каким образом было выполнено папье-маше, маширование бывает внутренним (оклеено изнутри) и внешним (наружное). Если вы рассчитываете на то, что оклеиваемая форма останется внутри изделия, смажьте её перед работой клеем. Но в случае последующего извлечения, покройте форму вазелином или жирным кремом.

Для маширования очень хорошо подходит обойный клей, который можно заменить клейстером собственного приготовления. Варится клейстер, так же как и в случае работы с массой для папье-маше, но можно сделать его и следующим образом: крахмал, разводится водой комнатной температуры и размешивается до густоты сметаны. Продолжая мешать, маленькими порциями добавляется кипяток, пока не получится похожая на кисель прозрачная, густая жидкость. После остывания, клейстер готов к работе. Долго его хранить нельзя, каждый раз лучше готовить свежий.

Также для работы используется казеиновый клей, который продаётся в строительных магазинах.

Маленькие детали, доделывают смесью из клочков бумаги и клея. Нужно помнить, что при сушке они сильно уменьшаются в размере. Если такое произойдёт, то после полного высыхания оклейте детальки рваной бумагой до необходимого размера.

Сушится изделие при комнатной температуре в течение, приблизительно двух суток.

На батарее сушить противопоказано, так как оно может потрескаться.

Готовую, полностью высохшую заготовку надо снять с формы и хорошо обработать наждачной бумагой, стараясь добиться ровности поверхности. Затем загрунтовать. Для этого лучше использовать грунтовку на водной или латексной основе. Грунт наносится плоской кисточкой. Прежде чем наносить очередной слой, дайте высохнуть предыдущему.

Окрашивается и лакируется выполненная вещь, так же как и изделие из массы для папье-маше.

В русский язык из французского пришло интересное слово «папье-маше». Что это такое? В переводе оно означает «жёваная бумага». На самом деле это материал, созданный на основе бумаги или картона с клеящими массами. Часто и саму поделку называют папье-маше. Фото замечательных вещей, выполненных в этой технике, приводят в восторг многих поклонников рукоделия.

Виды папье-маше

Существует несколько вариантов этого материала в зависимости от технологии, по которой его изготавливают.

1. Послойное наклеивание бумажных кусочков на шаблон называют папье-маше. Что это такое, знают практически все, ведь знакомство с данной техникой включено в школьную программу занятий ручным трудом.

2. Вязкая тестообразная масса, сделанная на основе бумаги, мела и клея, из которой методом лепки или формованной отливки изготавливаются различные вещи, тоже называется папье-маше. Что это такое, знают уже не очень многие, так как эта технология является более сложной в исполнении и рассчитана на долгое время изготовления самой массы.

3. Предметы геометрической формы изготавливают из нескольких слоёв картона, который склеивается послойно и высушивается под прессом - тоже папье-маше.

Что это такое - послойное наклеивание?

Это такой способ, которым можно сделать достаточно быстро простейшую оригинальную вещичку. Для того чтобы сделать поделки из папье-маше своими руками, мастеру понадобятся: модель-шаблон для оклейки, непосредственно сам клей и кусочки бумаги.

Чтобы модель осталась неиспорченной, первый слой бумаги смачивают простой водой и прикладывают двумя слоями на поверхность шаблона. Затем уже следующие слои приклеивают с помощью скрепляющих составов. С этой целью можно использовать любой но ради экономии стоит сварить клейстер из крахмала или обычной муки.

Обычно требуется нанести до 100 слоёв с тем, чтобы поделки из папье-маше, своими руками изготовленные, были достаточно прочными. Нередко для повышения крепости на разрыв между слоями бумаги прокладывают ткань, то есть армируют изделие. Но если речь идёт о папье-маше для начинающих, то армирование будет излишним.

Как сварить клейстер

Кроме обычного магазинного для экономии часто пользуются самодельной скрепляющей субстанцией, изготавливая папье-маше.Инструкция приготовления клейстера - состава на основе муки или крахмала - довольно проста. Если говорить коротко, то это принцип варки киселя.

1. В кастрюлю наливают воду (2 литра) и ставят её кипятить.

2. В это время в небольшой ёмкости, например в стакане, размешивают в 100 граммах холодной воды 3 столовых ложки крахмала или обычной муки (не подходит мука с добавками, такая как оладьевая или блинная).

3. В кипящую воду тонкой струйкой выливают при активном помешивании суспензию из муки с водой и доводят до кипения. Обычно после наступления этого момента клейстер приобретает матово-белый цвет с некоторой прозрачностью.

4. Клейстер нужно остудить, и можно приступать к изготовлению папье-маше из газет.

Как подготовить шаблон

Можно использовать готовые игрушки, маски, шкатулки для поделки. После оклеивания их бумагой обычно заготовку разрезают острым ножом или распиливают пилкой пополам, раскрывают половинки и достают игрушку-шаблон. Затем половинки необходимо склеить между собой по шву.

Но иногда под рукой нет подходящего шаблона для поделки из папье-маше. предмета, который мастер будет использовать для оклеивания, тоже не очень сложна. Чаще всего его конструируют из подручных материалов, скрепляя между собой картонные серединки-цилиндры из-под рулонов туалетной бумаги или бумажных полотенец, пустые спичечные коробки или картонные пакеты от соков и молока.

Существует ещё такой вариант подготовки шаблона, как вылепливание его из пластилина, глины и даже использование воздушных шариков.

Лепка изделия из бумажной массы

Если нужно изготовить куклы из папье-маше, то здесь можно обратиться и к первому, и ко второму варианту. Для обоих способов необходим шаблон. Если же такового нет, то нужно сделать его самостоятельно, как это было уже сказано выше.

Существует такой вариант, когда куклы из папье-маше изготавливаются методом обмазывания шаблона массой на основе бумаги. После высыхания также рекомендуется разрезать верхний слой, не задевая шаблона, отделить половинки друг от друга, вынуть макет. Затем половинки папье-маше складываются и склеиваются между собой.

Можно вылепить массы «с нуля», опираясь лишь на эскиз, фотографию или картинку. Однако этот способ походит лишь для тех людей, которые обладают определённым талантом.

Много вещей из папье-маше за короткий срок - это возможно!

Техника папье-маше, состоящая в формовочной отливке бумажно-клеевой массы, больше подходит для изготовления партии одинаковых предметов. Поэтому для формы следует воспользоваться силиконовым герметиком. Также можно изготовить её из гипса. В обоих случаях форма должна состоять из двух половинок.

Герметик наносится на смазанный жиром шаблон, по возможности ровным слоем. Пластилиновый макет можно не покрывать маслом. Затем заготовка должна хорошо просохнуть. После снятия формы с макета его необходимо закрепить в коробке с солью или песком кверху внутренней частью. Затем в пустоты накладывают плотным слоем, без воздушных прослоек, массу и снова оставляют для просушки.

После извлечения из полуформ заготовок их склеивают, покрывают грунтовкой и раскрашивают. В конце рекомендуется нанести слой лака.

Гипсовые полуформы изготавливаются в коробке, куда заранее закладывается гипс достаточно густой консистенции. Шаблон также смазывают жиром или глицерином и наполовину погружают в субстанцию. После высыхания первой полуформы макет извлекается. Алгоритм создания полуформы повторяется, но окунается в гипс вторая половинка шаблона.

Изготовление бумажной массы для поделок и скульптур

Если мастером выбрана техника папье-маше на основе размягчённой бумаги, сухих добавок и клея, то ему необходимо знать, как делать или отливки фигурок.

Существует несколько рецептур такой массы.

  1. Туалетную бумагу рвут и замачивают в горячей воде на сутки.
  2. Затем следует хорошо размять и прокрутить массу. Знатоки советуют делать это дрелью с насадками от кофемолки.
  3. Добавляя сухой гипс, мастер убирает тем самым лишнюю жидкость и добивается густоты массы. Можно засыпать муку в бумажную кашицу, но тогда существует вероятность, что вовремя не использованная субстанция может испортиться. Многие добавляют меловую муку, но тогда изделие получается более хрупким, чем это происходит с гипсовым папье-маше.
  4. Снова хорошо перемешанная масса разводится приготовленным по рецептуре его изготовления. Можно воспользоваться и другими клеями. Однако столярный не позволит быстро схватываться гипсу, что немаловажно. Масса на выходе должна напоминать нежирный пластилин, хорошо держать форму, но не липнуть к рукам.
  5. Полученную смесь используют не сразу, а дают ей отлежаться в холодильнике сутки. Для этого массу делят на части по килограмму (максимум по полтора килограмма) и упаковывают в полиэтиленовые пакеты.

Некоторые мастера предлагают добавлять в массу несколько ложечек растительного масла.

Второй способ отличается от первого тем, что в него не добавляется сухой компонент (мука, мел или гипс). Но зато после размачивания бумагу отжимают через марлю, удаляя лишнюю жидкость, но не добиваясь полной её сухости.

Подготовительный этап сотворения скульптурного шедевра

Конечно, начинается всё с задумки автора. Когда художник сделает эскиз будущей поделки папье-маше своими руками, его фантазия уже приобретает реальные контуры. Некоторые, правда, берут за основу уже готовые рисунки или фотографии, по которым и начинают работать.

Далее мастер из проволоки и подручных средств изготавливает каркас скульптуры. После всех этих подготовительных операций мастер приступает к самому процессу лепки. И через некоторое время на месте корявого остова вырисовывается настоящее произведение искусства.

Скульптуры из бумажной массы

Не каждому человеку фантазия может помочь представить то, что истинные художники умеют творить из папье-маше. Фото самых настоящих шедевров скульптурного искусства завораживают и заставляют восхищаться умениями мастеров этого дела.

После того как изделие будет вылеплено и просушено, наступает второй важнейший этап работ. Теперь мастер выравнивает поверхность скульптуры, нанося ещё один тончайший слой папье-маше. Обычно в состав для лепки поделки папье-маше своими руками добавляют жидкость (воду и клей) с тем, чтобы бумажная масса стала более нежной, чтобы можно было выполнять достаточно тонкую работу.

После ещё одной просушки мастер берёт в руки острый нож и аккуратно срезает всё лишнее. Затем при помощи тонкой наждачки зачищаются все неровности.

Грунтовка и покраска изделия - последний, заключительный этап работы. Можно покрыть готовое изделие лаком.

Покраска изделий из папье-маше

Даже самое простое изделие, такое как шкатулка или настенная посуда и подносы, настоящий художник может превратить в прекрасное творение. Обращаясь к классике, мастера создают великолепные произведения. Палех, хохлома и гжель, федоскинская и восточная миниатюра - все эти направления сегодня находят своё отражение в изделиях из папье-маше.

Коротко о главном...

Какую бы технику изготовления изделий из папье-маше ни выбрал мастер, какова бы ни была его творческая задумка, важно то, что художник через своё произведение реализует свой потенциал, самовыражается, пытаясь донести до окружающих то, что его волнует. Потому-то, наверное, после просмотра фотографий с шедеврами настоящих мастеров на душе становится светло и радостно. Творите и создавайте, созидайте, и да восторжествует в мире красота!

Папье-маше – древнейшее искусство, не утратившее своей популярности. Попробуйте это несложное творчество и найдите в нем источник для новых шедевров!


Папье-маше – простая техника изготовления объемных предметов с помощью бумаги и клейстера. Даже с появлением различных пластичных масс (супер пластиков), папье-маше не теряет своей популярности, оставаясь незаменимой для некоторых видов творчества (например, масок). Совершите краткий экскурс в историю этой необычной техники и узнайте, какие существуют варианты ее применения, как делать папье-маше своими руками, и чем это занятие будет полезно.

История бумажного творчества

Техника папье-маше проверена временем, ведь ее история насчитывает несколько тысяч лет! Древние египтяне делали посмертные маски, используя слои папируса, перемежеванного клеящим веществом. В Персии из многослойной бумаги изготавливали декоративные изделия, в том числе сундуки и кубки. Часто, поверх бумажного слоя наносили тонкие металлические пластины.

Прочность изделий из папье-маше с большим количеством слоев была подмечена еще в древнем Китае – там стали использовать эту технику для производства доспехов и щитов, которые могли защитить воина не только от стрелы, но и от удара мечом.

Многократное покрытие природными лаками прибавляло материалу дополнительную прочность. Кроме того, в Японии и Китае из этого материала изготавливали церемониальные маски, декоративные элементы к военному костюму, предметы домашнего декора (шкатулки, вазы) и даже пуговицы.

Часто поверхность изделий покрывали глянцевым лаком и, таким образом из сравнительно дешевого материала получали вещи, выглядящие роскошно. В Индии папье-маше можно было встретить на любом ремесленном рынке в виде богато-орнаментированных изделий для домашнего обихода.

С 17-го века папье-маше стало активно использоваться во Франции, а затем и в Англии, в кукольном деле – эта техника как нельзя лучше позволяла воспроизвести тонкие черты кукольных лиц. Большим преимуществом была высокая прочность материала. В отличии от фарфора, готовое изделие из папье-маше не было хрупким, а также было намного легче чем дерево.

В 18-ом веке папье-маше стало недорогой альтернативой архитектурной лепнине и резному дереву, позднее эту технику стали использовать даже для изготовления элементов мебели (например, спинок стульев) и церковной утвари.

По сегодняшний день папье-маше широко используется в кинопроизводстве и театре для изготовления бутафории (муляжей различных вещей: оружия, посуды, украшений, предметов интерьера, имитации рельефов в ландшафте или архитектурных конструкций), накладных элементов для грима (носов, подбородков), деталей сценического костюма (головных уборов, масок).

Минимум средств и максимум пользы

Папье-маше является одним из немногих видов творчества, который будет интересен практически каждому, ведь вариантов изделий из клееной бумаги огромное множество, а сам процесс работы в этой технике не требует художественной подготовки или определенных знаний. Несмотря на то, что для этого вида творчества используется бумага, оно не имеет ничего общего с другими бумажными хобби , плетением из бумажных трубочек.

Преимущества этого увлечения налицо:

  • оно не требует материальных затрат;
  • ему не нужно большое рабочее место;
  • можно обойтись без особых навыков;
  • техника представляет собой предельно простой процесс, овладеть которым под силу даже ребенку дошкольного возраста;
  • широкий творческий спектр (изготовление кукол, масок, фигурок, шкатулок, элементов для украшений, елочных игрушек, плафонов);
  • подходит для изготовления предметов любого размера;
  • готовые изделия имеют высокую прочность и не требуют особого ухода.

Что нужно для занятий и первых поделок

Как уже было подмечено, папье-маше очень экономный вид творчества. Основное, что нужно для папье-маше, это тонкая бумага и клей (ПВА, столярный, канцелярский, желатиновый или крахмальный клейстер). Существует два принципиально разных варианта этой техники:

  • кусочки бумаги наклеивают слоями на готовую форму;
  • из бумаги и клейстера готовят эластичную массу, из которой формируют объект.

Включить это хобби в список своих увлечений могут все, о успех ждет только тех, кто не любит бросать начатое. Качества, которые будут полезны в работе с папье-маше:

  • усидчивость;
  • аккуратность;
  • немного фантазии.

Особенности послойной техники и процесс работы

Первый вариант (из кусочков) подходит для изготовления масок, кукольных голов, фигурок, шкатулок. Поверхность готовых изделий поддается шлифовке, поэтому достичь идеальной гладкости весьма просто. Весь процесс работы можно разделить на несколько этапов.

Первый этап

Подготовить тонкую бумагу (хорошо подходит газета). Для этого можно нарезать или порвать ее на кусочки, их размер зависит от предполагаемого размера изделия – для мелких работ это может быть 1х1 см, для крупных до 4х4, 4х10 см. Порванная бумага сделает поверхность изделия более гладкой, чем нарезанная.

Подготовить форму, на которую будет наклеиваться бумага. Для этого можно взять как уже готовый предмет, так и вылепленный из пластилина или глины (например, голову куклы).

Если берете готовый предмет за основу папье-маше, помните, что для получения объемной формы нужно будет разрезать уже готовое папье-маше на две половины, чтобы достать базовую форму, а затем склеить их. Поэтому основа может быть повреждена при разрезе. Для шаровидной формы можно взять воздушный шар, который по окончании работы можно извлечь через предварительно оставленное отверстие в слоях бумаги.

Чтобы готовое папье-маше получилось легко отделить от основы (как готовой, так и лепленной), рекомендуется смазать форму вазелином либо обернуть ее пищевой пленкой, перед тем как наносить первый слой бумаги.

Второй этап

Обклеить форму слоями бумаги. Количество слоев зависит от желаемой толщины и прочности – минимальное количество 4–5, максимальное – не ограничено, но уже при 15 слоях толщина стенки изделия будет около 0,5–0,7 см, поэтому делать слоев больше этого количества обычно смысла нет.


Для равномерного покрытия формы бумагой, удобно чередовать слои разных цветов – так будет понятно, когда начинать новый.

Третий этап

Хорошо просушить изделие (в течение суток) и снять с формы. Если для снятия требуется разрез, удобно сделать его острым ножом для бумаги. После извлечения формы, нужно с внутренней стороны изделия вдоль разреза наклеить кусочки бумаги так, чтоб половина кусочка выходила за границу разреза, затем промазать их клеем и приложить вторую половину изделия.

Также нужно заклеить линию стыка половинок снаружи двумя слоями бумаги и для прочности покрыть еще одним слоем папье-маше всю форму (если предполагается дальнейшее окрашивание, то лучше слоем белой бумаги).


Хорошо просушенное изделие можно отшлифовать с помощью мелкозернистой наждачной бумаги.
Разукрашивать папье-маше можно любой краской, но лучше всего взять акрил – он не будет стираться с формы и быстро сохнет. При желании папье-маше вскрывают лаком.

Лепка из бумажной массы

Второй вариант папье-маше (из бумажной массы) подойдет для формирования готовых изделий методом простой лепки или лепки на каркасе. Кстати, само название техники переводится с французского как «жеванная бумага». Вариантов рецепта приготовления массы довольно много, и после нескольких проб Вы найдете собственное оптимальное соотношения ингредиентов.

Обычно ее делают таким образом: размачивают газетную бумагу, картон от коробок либо яичных лотков, или туалетную бумагу в теплой воде, оставляют ее на несколько часов, периодически разминая руками (можно поставить на плиту, чтобы поддерживать воду в теплом состоянии).

После размокания, массу тщательно отжимают и измельчают блендером или на мясорубке (более трудоемкий вариант – протирают через сито). Далее к массе прибавляют клей и вымешивают до тех пор, пока однородная эластичная масса не перестанет липнуть к рукам.


Сформированное изделие полностью высыхает за 2-3 дня – сушить на батарее его не стоит, так как это может привести к появлению трещин. Высохшая масса становится твердой и очень легкой. Ее также можно отшлифовать и покрыть краской так же, как и или .

Полезное занятие в удовольствие

Как уже было подмечено, в технике папье-маше можно делать совершенно разные виды изделий, это отличный способ изготовить как декоративные произведения, так и вещи для практического применения в доме. С помощью этой техники можно сымитировать более дорогостоящие материалы, например, металл, камень или керамику.

Домик для кошки

Работа с папье-маше успокаивает, помогает сосредоточиться на процессе и отдохнуть от повседневных забот, развивает творческое мышление. Начиная с простых и распространенных изделий, вы быстро перейдете к реализации собственных креативных идей.

Пошаговые мастер-классы для новичков

Чтобы вам легче было перейти от планов и сомнений к действиям, наши рукодельницы приготовили пошаговые инструкции с фото. Взяв за основу мастер-классы, вы быстро освоите технику папе-маше и научитесь создавать собственные шедевры, достойные подражания.

Поделки в стиле папье-маше родом из Франции. Первые работы были представлены еще в 16 веке. А вот в нашей стране папье-маше приобрело популярность во времена правления Петра I. Сегодня многие дети и взрослые осваивают это направление прикладного искусства. Мы расскажем, как делается папье-маше своими руками.

Основы папье-маше: совершенствуйте свои навыки

Для начала давайте выясним, почему этот вид прикладного искусства называется папье-маше. В дословном переводе с французского языка это понятие обозначает рваную бумагу. И действительно, поделки, выполненные в технике папье-маше, изготавливаются из бумажных отходов и обычного клея.

Чаще всего люди, осваивающие это направление прикладного искусства, интересуются, как сделать папье-маше из газет. Об этом мы поведаем чуть позже, а сейчас хотелось бы рассказать о том, что существует три основных способа изготовления папье-маше:

  • Газетную или офсетную бумагу рвут на мелкие кусочки и обрабатывают клеем, создавая своего рода слои изделия. Чем больше количество слоев, тем прочнее и красивее получается изделие.
  • Второй вариант - бумажная масса. Для этого бумагу сначала замачивают в воде, а затем тщательно перетирают, используя кухонную технику. Разбавив эту массу клеем, мы получаем рабочий гибкий и эластичный материал.
  • Третий вариант используется крайне редко, поскольку для создания конструкции нужно применять плотный картон. Чаще всего такой способ применяется в промышленных отраслях.

На сегодняшний день можно сконструировать различные поделки из папье-маше своими руками, в частности:

  • шкатулки;
  • тарелки;
  • кружки;
  • карнавальные маски;
  • пасхальные яйца;
  • бусы;
  • серьги;
  • подарочные коробки и т. п.

Готовим качественный клейстер

Прежде чем мы рассмотрим пошаговые руководства по конструированию папье-маше своими руками для начинающих, давайте выясним, как приготовить клейстер. Это обязательная составная часть изготовления поделки. Именно клей станет тем цементом, который обеспечит плотность созданного шедевра.

Чаще всего рукодельницы для смазывания бумажных слоев используют обычный канцелярский клей, разбавленный отфильтрованной водой в пропорциях 1:1. Но вы можете изготовить клейстер и самостоятельно, контролируя нужную консистенцию. Для этого используется пшеничная просеянная мука, пищевой крахмал и вода. Заваривать такую смесь нужно до образования густой и клейкой массы.

В зависимости от того, какую поделку вы моделируете, зависит и длительность ее изготовления. Рекомендуется тщательно просушивать каждые четыре бумажных слоя. Чтобы поделка была прочной, просушка должна длиться от 24 до 48 часов. Готовые поделки вы можете оформлять на свое усмотрение, например, гуашевыми или акварельными красками, в технике декупажа, кружевом и пр.

Чтобы поделки, выполненные в технике папье-маше, стали настоящим произведением прикладного искусства, ознакомьтесь с рядом дельных советов:

  • Если для моделирования поделки вы используете бумажные полоски, то выкладывать их нужно в хаотичном порядке, постоянно изменяя направление.
  • Вместо офсетной бумаги или газеты можно использовать упаковки из-под яиц, картонные отходы, гофрированную или туалетную бумагу, салфетки.
  • Все действия по конструированию поделки выполняем в латексных перчатках, чтобы клейстер не оставался на поверхности рук.
  • Перед дизайнерским украшением поделки ее основу из папье-маше можно отшлифовать, используя наждачную бумагу.
  • Для придания дополнительных изгибов и гладкости можно использовать строительную шпатлевку.
  • Если вы наносите бумажные слои на конкретную заготовку, то ее поверхность предварительно нужно обработать подсолнечным маслом. Так вы обеспечите сохранение формы изделия и его легкое отхождение от стенок заготовки.
  • Если готовая поделка будет белого цвета, то нужно использовать чистую белую бумагу.
  • Окрашивание поделки придает ей не только оригинальность, но и дополнительную защиту.
  • Если хотите защитить изделие, выполненное из папье-маше, от влаги, последним слоем на готовую поделку нанесите прозрачный лак.

Станьте звездой карнавальной ночи

Карнавал - прекрасное мероприятие! Жаль, что на сегодняшний день у многих из нас просто не остается времени на посещение подобных праздников. Если вам все-таки выпал шанс посетить карнавал, то не отказывайте себе в таком удовольствии, тем более что сейчас вы узнаете, как смастерить маску из папье-маше своими руками.

Для основы маски можно использовать любую глиняную или пластиковую форму. Мы предлагаем вам сделать маску по контуру своего лица. Так вы будете уверены, что отверстия для глаз не окажутся после изготовления изделия на носу или выше линии бровей. Для декорирования будем использовать оригинальную ажурную ткань и бусины. А для крепления можно взять одну палочку или резинку.

Многие рукодельницы говорят, что клейстер из муки не навредил нежной коже лица, а наоборот, сделал ее мягче и эластичнее.

Необходимые материалы:

  • газетная бумага;
  • салфетки;
  • отфильтрованная вода;
  • просеянная мука;
  • ножницы;
  • тканевый ажурный отрез;
  • резинка;
  • ленты с пайетками;
  • канцелярский клей;
  • кисть.

Пошаговое описание творческого процесса: