Папье-маше. Как лепить вещи из бумаги? Поделки из папье-маше. Карандашница. Мастер-класс Папье маше новые записи

Во Франции 16 века изготовление интересных кукол стало настоящим увлечением для рукодельниц, а после стремительного распространения техника получила название «папье-маше». В дословном переводе папье-маше означает «жеваная бумага» или «рваная бумага» и подразумевает изготовление плоских или объемных изделий из этого дешевого материала.

Техника папье-маше не требует специальных навыков, но подразумевает наличие стальных нервов и бесконечного терпения, особенно если вы заинтересовались объемными поделками. На изготовление красивой вещицы может уйти неделя, а иногда даже больше. Однако это далеко не повод отказаться от этого хобби.

Способы создания изделий

Общее название техники папье-маше предполагает минимум два способа изготовления: маширование и лепка. В промышленных технологиях можно встретить и третий, предполагающий наклеивание листов картона друг на друга и промазывание составом на основе клея. Правда, он очень трудоемкий, и осуществить его самостоятельно будет непросто – зато получившиеся плоские изделия будут отличаться прочностью.

Сделать поделки первым способом немного легче, поскольку процесс осуществляется быстрее. Вы обклеиваете подготовленную поверхность получившейся массой и придаете нужную форму. Однако далеко не всегда можно обходиться одними пластмассовыми бутылками или тарелками для того, чтобы сделать понравившуюся поделку. К тому же, отдельные элементы так или иначе придется совершенствовать при помощи лепки. Лепка из папье-маше окунет вас в детство, поскольку бумага, смоченная водой, будет вести себя послушно, словно пластилин.

Вне зависимости от выбранного вами способа изготовления, инструменты и материалы вряд ли сильно изменятся.

  • Бумага – самый главный расходный материал. Она должна быть умеренной плотности, чтобы у вас не возникало сложностей с ее укладыванием на поверхность. Можно воспользоваться цветной или белой бумагой в зависимости от выбранной поделки, а можно комбинировать.
  • Туалетная бумага ничуть не уступает цветной, хотя на первый взгляд кажется очень «экзотическим» материалом. Цветную туалетную бумагу найти сложно, но вы вполне можете обойтись обыкновенной, серой.
  • Газета для изготовления поделок в технике папье-маше используется каждым вторым мастером. Если вы увлечетесь этим искусством, вопрос об утилизации старых газет и журналов из дома отпадет сам по себе.
  • Лотки от яиц и картон подойдут не для каждого типа поделки, но станут незаменимыми материалами, если вы стремитесь к прочности изделия. Правда, чтобы их обработать, придется немного попотеть

Помимо главного рабочего материала необходимо запастись клеевым составом, который можно приобрести или сделать самостоятельно. Клей ПВА следует разбавить водой в соотношении 1:1. Также вам не обойтись без формы для лепки, смазанной растительным маслом. Готовое изделие покрывается акриловой краской или гуашью, а сверху лаком.

Маширование

Маширование осуществляется путем приклеивания кусочков бумаги (например, старой газеты) на поверхность подготовленной формы. Легче работать с мягкой бумагой, которая по структуре очень напоминает ткань, поэтому следует использовать газетные или журнальные листы. Поскольку слоев должно быть несколько, в качестве первого можно выбрать цветной или белоснежный лист, а последующие слои накладывать из контрастных газетных страниц.

Главное – контролировать, чтобы кусочки ровно ложились друг на друга и не топорщились. Для этих целей следует непременно обрывать бумагу, но не резать. Каждый новый слой наносится только после того, как предыдущий полностью подсохнет. Склеивание осуществляется благодаря нанесению обойного клея или клейстера. В зависимости от толщины бумаги уйдет до 10-ти слоев на поделку. Готовое изделие сушится только при комнатной температуре. Недопустимо устанавливать его на батарею или подсушивать феном. Не следует забывать, что размеры высушенного изделия значительно уменьшаются. Поверхность высушенной поделки оттачивается наждачной бумагой, затем загрунтовывается. Только после этого можно делать покрытие цветными красками и лаком.

Бумажная лепка

Для изготовления массы, которая станет основой для лепки, наравне с газетными листами можно использовать салфетки или туалетную бумагу. Процедура изготовления массы для лепки напоминает кулинарный процесс, поскольку к нему можно подключить и блендер. Заготовленную бумагу следует порвать на мелкие кусочки и залить водой. Далее она варится и измельчается. Лишнюю жидкость следует отжать, затем соединить получившуюся массу с клейстером. После этого следует проделать аналогичные с машированием финишные действия.

Русская матрешка

Для изготовления матрешки потребуется форма для многоразового использования, точно повторяющая корпус поделки. Основной рабочий материал – газета и тонкая бумага. Бумага разрывается на множество некрупных полос и укладывается в подготовленную крупную емкость. Цельный газетный лист смачивается водой, отжимается и наносится поверх основы. Клейстера потребуется много, поэтому его можно накладывать на газету руками. Будет приятнее работать с теплым клейстером, который только-только сняли с плиты. Далее на клей накладывается первый слой газетных и бумажных обрывков. Каждый слой проглаживается для нейтрализации лишнего клея и воздуха. По такому принципу следует выложить 8 слоев, чередуя газету и бумагу.

По истечении трех дней матрешка окрепнет и хорошо просохнет. Для высвобождения многоразовой формы по длине всей матрешки вдоль делается разрез. Как в детском киндер-сюрпризе, у вас получатся две одинаковые формы, которые между собой склеиваются клейстером. Можно наложить еще по одному слою газеты или бумаги. Дно можно сделать из плотного картона. Зафиксируйте его при помощи очередного слоя бумаги и дайте матрешке высохнуть в течение суток.

Все неровности на поверхности матрешки устраняются при помощи наждачной шкурки. Далее можно загрунтовать бумагу водоэмульсионной краской. Теперь вам следует дать волю фантазии и раскрасить матрешку любым понравившимся способом при помощи акварельных красок. Сверху поделка покрывается лаком.

Фруктовый сад

Об имитации продуктов питания еще давно начали задумываться в мире кино и театра. Режиссерам не всегда выгодно подбирать для очередных съемок свежие фрукты и ягоды, которые на следующий день потеряют свой вид. К тому же, идеально ровные яблоки или груши найти очень сложно, и они могут испортить всю картину. Выход был найден в изготовлении продуктов питания в технике папье-маше, которые сохраняют свой великолепный вид в течение долгих лет.

Изготовить любые фрукты в технике папье-маше можно несколькими способами. Обращение к лепке станет полезным в том случае, если вы планируете сделать миниатюрные детали, например, вишню или виноград. Если фрукт объемный, в качестве формы следует использовать пластилиновую заготовку. Пластилин – весьма удобный материал, который очень просто обклеивать бумагой. После того, как вы произведете разрез на подсохшей поделке, пластилиновая форма вынимается и используется для последующего изделия. Если вам сложно сконструировать форму яблока, груши или экзотических фруктов, можете прибегнуть к машированию и обклеить натуральный фрукт. Правда, это советуется делать с твердыми и недозрелыми плодами – с клубникой или абрикосом работать невозможно.

Столовый набор

Посуда в технике папье-маше радует глаз каждому, кто на нее взглянет. Расписной сервиз может украсить стеклянный посудный шкаф, причем, мало кто сразу поймет, что из такой красоты не суждено отпить чая с крендельками.

Рабочий материал, который пригодится для изготовления посуды, вполне сгодится и для лепки, только слепить идеально ровную тарелку практически невозможно, поэтому необходимо запастись стеклянной или пластиковой формой. В зависимости от количества посуды в сервизе варьируется и объем туалетной бумаги. В среднем на каждый рулон уходит пол-литра клейстера. Запастись ПВА в таком количестве практически невозможно, к тому же магазинный клей выходит по стоимости гораздо дороже, чем самодельный. Для того чтобы замесить «тесто» для лепки в металлической кастрюльке, рваная туалетная бумага заливается водой. Содержимое кастрюли необходимо варить на медленном огне до тех пор, пока масса не станет однородной. После этого бумага откидывается на дуршлаг, излишки воды удаляются. Измельчить бумагу на мелкие волокна можно при помощи блендера. После этого полученный материал следует выложить в целлофан и дать ему подсохнуть. Перед началом работы вам следует лишь соединить бумажную массу с клеем.

На смазанную маслом форму выкладывается толстым слоем бумажное тесто и сушится. После этого его останется загрунтовать, раскрасить красками и покрыть лаком. Масло, которое использовалось для смазывания тарелки, упростит процедуру изъятия формы.

Бумажный маскарад

Нет лучше материала для изготовления масок, чем бумага, обработанная в технике папье-маше. За основу можно взять обыкновенную пластмассовую маску или использовать гипс или глину. При наличии навыков работы с последними материалами можно сделать слепок лица.

Маска оклеивается в восемь слоев старыми газетами и тонкой бумагой. Последние слои должны быть смазаны клеем особенно щедро. После того, как половина слоев будет выложена, выложите слой из бинта или тонкой ткани. Это делается для того, чтобы треснувшую маску можно было легко восстановить. Неровности следует сразу разгладить, а лишнее обрезать ножницами. Последний слой – белая плотная бумага либо хлопчатобумажная ткань. Если вы планируете использовать в качестве верхнего слоя ткань, ее следует покрыть клеем. Снимать маску с формы следует после того, когда она полностью высохнет. Маска станет настоящим произведением искусства, если вы украсите ее кружевом и стразами, но истинную красоту ей придаст искусная роспись красивыми узорами.

Папье-маше называется оригинальная техника, которая широко применяется сейчас в школах, садах как способ рукоделия. Название пришло из французского языка и переводится, как «измятая бумага». Научиться создавать поделки совсем не трудно, так как папье-маше не сложная техника. Кроме этого, интересен данный способ многим потому, что не требуется тратить много денег на материалы. Ведь чтобы сделать красивый предмет интерьера, игрушку понадобится лишь старая газета, или туалетная бумага, клей, краски и фантазия. Достаточно один раз посмотреть мастер-класс, чтобы убедиться в этом.

Первоначально технику папье-маше применяли, когда изготавливали своими руками кукол.

Сейчас данный способ широко распространен для изготовления :

  • Учебных пособий;
  • Муляжей;
  • Масок;
  • Игрушек;
  • Театральной бутафории;
  • Шкатулок.

Профессиональные мастера делают из папье-маше даже мебельные аксессуары и осветительные приборы.

Для начинающих создавать поделки есть одно простое правило – проявить максимум фантазии и набраться терпения.

Создаются изделия тремя способами. Первый – бумагу размокают в воде, натаивают в течение 1 часа, отжимают. К ней добавляется любой клей – ПВА, столярный, клейстер. Все ингредиенты перемешиваются до однородной массы. Она должна иметь консистенцию сметаны. В некоторых случаях применяют миксер для перемешивания. Из этого состава можно лепить поделки, создавать объемные изделия, увидеть какие, можно, посмотрев, мастер класс.

Второй способ заключается в наклеивании мелких кусочков газетной бумаги в несколько слоев к определенной основе.

После создания поделки, выполняется декорирование красками, бусинами, бисером, цветной бумагой, лаком.

В качестве основы для изделий можно использовать все, что подвернется под руку – воздушные шары, мячи, вазы, бутылки, тарелки, проволочные каркасы.

Папье-маше: животные

Мастер класс по созданию фигур животных предлагают многие профессионалы папье-маше. Но, не обязательно иметь художественное образование. Ведь провести мастер класс можно и в домашних условиях с ребенком. Сделать животных своими руками техникой папье-маше совсем не сложно.

Жираф: мастер-класс

Из жесткой проволоки выполняется каркас будущей поделки в виде жирафа. Замачивается туалетная бумага в теплой воде. Некоторые применяют даже бумажные ячейки из-под яиц. После смешивания бумаги с клеем, можно приступать к созданию шедевра своими руками. На каркас накладывается клеящая смесь, формируется тело животного. Техника похожа на лепку пластилином.

После того, как одна часть будет нанесена на проволоку, нужно дать слою застыть. Затем нанести еще один слой, сформировав хвостик, ушки и мордочку жирафа. Дать высохнуть. Обязательно каждый слой должен быть сухим, иначе ничего не получится. Когда туловище будет готово, можно переходить к декорированию. С помощью гуаши раскрасить тело в желтый цвет, коричневым цветом сделать пятна. Глазки и рот – черным маркером. После высыхания краски, покрыть лаком.

Овечка своими руками

Для создания овечки понадобятся пластмассовые каркасы от шоколадных яиц, вата, бумага, краски, клей ПВА. Поверхность каркаса следует обработать растительным маслом перед началом работы. Это поможет потом без препятствий извлечь пластмассовую основу. Приготовленный заранее клеящий состав наносится на половинки каркаса, слоем около 3-4 мм. После застывания, основа вынимается, а половинки между собой склеиваются. Соответственно нужно приготовить две заготовки: для туловища и головы.

Ноги выполняются либо из бумаги, путем ее скручивания в трубочку, либо из проволоки, которую в дальнейшем нужно прикрепить к туловищу и нанести на каждую из них клеящий материал. После высыхания, обмазать фигуру клеем ПВА и нанести на него шарики из ваты. Чем больше шариков – тем объемнее будет овечка. Глаза вырезаются из бумаги, ушки формируются из ваты и приклеиваются. Наглядно увидеть процесс можно посмотрев, мастер класс.

Тарелка в технике папье-маше

С помощью папье-маше можно сделать своими руками оригинальные предметы интерьера. Мастер класс показывает, что профессионалы создают тарелки, картины, изысканные светильники для кухни. Сделать своими руками тарелку – проще простого.

Для этого понадобится :

  1. Неглубокая тарелка;
  2. Газеты;
  3. Клей ПВА;
  4. Пищевая пленка или скотч;
  5. Краски;
  6. Белая акриловая краска;
  7. Кисти.

Газету следует разорвать на небольшие кусочки, смочить их водой. Тарелка обматывается пищевой пленкой. Первый слой газетных кусочков наносится на основу-тарелку без клея. Последующие слои обязательно промазываются ПВА или клейстером. Чем больше слоев, тем поделка будет крепче и прочнее.

Необходимо знать, что через каждые 5-6 слоев необходимо давать бумаге высохнуть, удаляя при этом пузырьки воздуха.

Акриловой краской покрывается поверхность тарелки. В дальнейшем ее можно разукрасить любым цветом – коричневым, красным, зеленым. Некоторые берут за основу рисунка салфетки с различными изображениями и приклеивают их к тарелке после покрытия акрилом. Когда наносится основной цвет, края салфетки видны не будут.

Папье-маше: шкатулка

Мастер класс от лучших мастеров доказывает, что сделать своими руками красивые поделки сможет даже ребенок.

Для изготовления шкатулки нужно подготовить :

  • Цилиндры от скотча картонные;
  • Скотч (можно заменить малярной лентой);
  • Клей;
  • Листы плотного и тонкого картона;
  • Газета;
  • Ножницы, карандаш;
  • Грунтовочный материал;
  • Кружева или тесьма;
  • Бусины, бисер, искусственные камни;
  • Гуашь, кисточка;
  • Прозрачное покрытие для ногтей.

Основой шкатулки станут цилиндры от скотча, соответственно использованные. Их можно заменить картонными, плотными цилиндрами от фотобумаги. Некоторые используют обычный картон, промазанный клеем и высушенный.

В зависимости от размера, понадобится 1, 2 или 3 заготовки. Чем больше их, тем шкатулка будет выше. Основы меду собой необходимо склеить клеем или малярной лентой.

Обязательный этап – изготовление дна для шкатулки. Для этого следует поставить основу на картонный лист и обвести с внутренней части карандашом окружность, которая в дальнейшем вырезается и приклеивается клеем к основанию. Крышка изготавливается таким же образом, только окружность обводится с внешней стороны + 2-3 мм. Шкатулка должна иметь бортик. Сделать его можно из картона. Для этого отрезается полоса, шириной 15 мм. Используя клей, бортик приклеивается к основанию.

Хорошо размяв газеты, следует разорвать их на небольшие кусочки. Теперь можно приступать к оклеиванию основания шкатулки. Наносить газетные отрезки необходимо таким образом, чтобы получилось основание без зазоров. Количество слоев – 8-9. Через каждый 3 слой нужно дать поделке высохнуть. Неровные края обрезаются ножницами.

Не обязательно шкатулка должна иметь ровные контуры. С помощью клеящего состава, возможно, добавить цветы, сделать шкатулку домиком, оформив ее окошком, кирпичами и дверью, здесь уж как подскажет фантазия.

Туалетная бумага размачивается в воде, отжимается. Сюда же добавляется клей ПВА. Состав лучше перемешать миксером до консистенции сметаны. Из этой смеси можно слепить, как из пластилина любой элемент декора для шкатулки.

Мастер класс показывает, что специалисты выполняют узоры, орнаменты, рисунки. Очень красиво в оформлении смотрятся природные элементы – еловые веточки, ракушки, кофейные зерна и многое другое. На крышке шкатулки можно сделать из клеящей смеси красивый большой цветок или узор. После застывания всех элементов, поверхность шкатулки покрывается грунтовочным материалом. В том случае, если присутствуют шероховатости или неровности на поверхности, либо рисунках, все изъяны легко удаляются при помощи наждачной бумаги или тонкой пилки. После грунтовки на всю поверхность шкатулки наносится белая акриловая краска. Как только она высохнет, можно брать в руки краски и расписывать поделку. В случае если запланирован декор бусинами, тесьмой, бархатом, все эти элементы приклеиваются с помощью клея к шкатулке. Заключительный этап – обработка поверхности прозрачным покрытием для ногтей. Выполняется это для того, чтобы закрепить элементы шкатулки и краску.

Папье-маше позволяет сделать самостоятельно поделки, которые станут не только отличными элементами декора, причем для разных комнат, но и замечательными, запоминающимися подарками.

Папье-маше: овощи и фрукты

Посмотрев один раз, мастер класс по изготовлению поделок техникой папье-маше, можно убедиться, что процедура хоть и длительная, но совершенно не сложная.

Отличный элемент декора для кухни – тарелка папье-маше с искусственными фруктами, которые тоже выполняются данной техникой. По желанию можно создать не только фрукты, но и овощи.

Любой из настоящих фруктов или овощей обклеивается пищевой пленкой и на поверхность наносится клеящий состав (туалетная бумага, клей). После высыхания, разрезается слой на две части, основание извлекается, а половинки поделки склеиваются клеем. Затем фрукт или овощ грунтуется, окрашивается гуашью в соответствующий цвет. После поверхность покрывается закрепителем – прозрачным лаком для ногтей.

Папье-маше своими руками для начинающих (видео)

Таким образом, можно создать искусственные овощи и фрукты, фигурки животных и другой декор максимально близкие по форме и виду к естественным.

Папье-маше своими руками для начинающих (фото)

Папье-маше

Папье́-маше́ (фр. papier-mâché «жёванная бумага») - легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях даже мебель.

В Федоскино, Палехе, Холуе из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры.

Вы же можете декорировать заготовку из п апье-маше не только красками, как известные художники, а используя или .

Удачного ВАМ творчества!

Мастер-класс

Мастер-класс (МК)

ПС).

поиск

Советы по фотосъёмке поделок) или снят на видео (см. как загрузить видео).

Внимание: Пользовательское соглашение

Мастер-класс

Мастер-класс (МК) - это передача своего профессионального опыта мастером (учителем), его последовательные выверенные действия, ведущие к заранее обозначенному результату.

Для публикации мастер-класса работа должна быть авторской, (придуманной и сделанной вами). Если воспользовались чужой идеей, то необходимо указать автора. (Ссылка на источник не должна вести на сайт, содержащий продажи товаров или услуг, поскольку ссылки на коммерческие сайты запрещены согласно п. 2.4. ПС).

Ваш мастер-класс не должен полностью дублировать уже имеющийся в Стране Мастеров. Перед публикацией проверьте через поиск , что на сайте нет аналогичных МК.

Процесс должен быть поэтапно сфотографирован (см. Советы по фотосъёмке поделок) или снят на видео (см. как загрузить видео).

Порядок оформления: первая фотография - готовая работа, которую предлагается выполнить, второе фото - материалы и инструменты, необходимые для работы (или их подробное описание), далее этапы МК с первого до последнего. Завершающее фото (результат работы) может повторять самое первое. Фотографии должны сопровождаться понятными и грамотными комментариями процесса.

Если вы уже опубликовали свой МК на другом сайте и вам хочется также опубликовать его у нас, то нужно соблюсти все правила оформления МК, описанные выше. Другими словами: в записи с типом МК нельзя просто поставить фото готового изделия и ссылку на мастер-класс на другом сайте.

Внимание: все мастер-классы в Стране Мастеров проверяются помощниками сайта. В случае, если требования раздела Мастер-класс не соблюдены, тип записи будет изменен. В случае, если нарушено Пользовательское соглашение сайта, например, нарушены авторские права, запись будет снята с публикации.

Мастер-класс

Мастер-класс (МК) - это передача своего профессионального опыта мастером (учителем), его последовательные выверенные действия, ведущие к заранее обозначенному результату.

Для публикации мастер-класса работа должна быть авторской, (придуманной и сделанной вами). Если воспользовались чужой идеей, то необходимо указать автора. (Ссылка на источник не должна вести на сайт, содержащий продажи товаров или услуг, поскольку ссылки на коммерческие сайты запрещены согласно п. 2.4. ПС).

Ваш мастер-класс не должен полностью дублировать уже имеющийся в Стране Мастеров. Перед публикацией проверьте через поиск , что на сайте нет аналогичных МК.

Процесс должен быть поэтапно сфотографирован (см. Советы по фотосъёмке поделок) или снят на видео (см. как загрузить видео).

Порядок оформления: первая фотография - готовая работа, которую предлагается выполнить, второе фото - материалы и инструменты, необходимые для работы (или их подробное описание), далее этапы МК с первого до последнего. Завершающее фото (результат работы) может повторять самое первое. Фотографии должны сопровождаться понятными и грамотными комментариями процесса.

Если вы уже опубликовали свой МК на другом сайте и вам хочется также опубликовать его у нас, то нужно соблюсти все правила оформления МК, описанные выше. Другими словами: в записи с типом МК нельзя просто поставить фото готового изделия и ссылку на мастер-класс на другом сайте.

Внимание: все мастер-классы в Стране Мастеров проверяются помощниками сайта. В случае, если требования раздела Мастер-класс не соблюдены, тип записи будет изменен. В случае, если нарушено Пользовательское соглашение сайта, например, нарушены авторские права, запись будет снята с публикации.

Наверняка и вы тоже в детстве мастерили поделки из папье-маше , наверняка вы помните свои позитивные ощущения во время творческого процесса и похвалы родителей.

Сайт сайт с удовольствием даст вам возможность вновь ощутить все эти переживания, представив самые интересные мастер-классы изготовления поделок в . Конечно же, обязательно воспользуйтесь нашими наработками и для того, чтобы научить своих деток мастерить такие занятные вещицы.

Что же такое папье-маше из бумаги ? Это интересное название скрывает за собой технологию, которая основана на получении формующей мамы из бумаги (можно также использовать и картон) и клеящего вещества (в его качестве его можно использовать обойный клей, клейстер или клей ПВА).

Ну а пользу папье-маше можно описывать долго! Делая маски из папье-маше или любые другие поделки, ребенок будет тренировать мелкую моторику своих пальчиков. При занятиях этого вида творчества малыш сможет вдоволь повозиться с клеем, получая от этого массу удовольствия. При создании собственного шедевра ребенок будет развивать свой эстетический вкус, ведь необходимо будет хорошенько пофантазировать для того, чтобы придумать форму и цвет изделия. Кроме того, вместе с родителями будет сближать всех членов семьи, а это необычайно важно для ребенка. И в итоге у вас получатся замечательные вещицы, которыми можно будет украсить дом или презентовать родным.

Если вас интересует папье-маше как делать, то знайте, что существует две методики изготовления массы для лепки - вы можете освоить обе, сложного в них ничего нет - основные принципы описаны в наших мастер-классах. Для изготовления таких поделок, например, куклы из папье-маше , вам необходимо подготовить бумажное сырье - это могут быть как обычная белая бумага, так и старые журналы или газеты. Подготовьте также клей, гуашь, кисти, фартуки для всех участников процесса. Также необходимо подготовить форму основу - это может быть воздушный шарик, блюдце, баночка из-под йогурта.

Если вы взглянете на папье-маше фото, размещенные на нашем сайте, то обнаружите самые разнообразные . Так, например, можно сделать разнообразные картины в данной технике - в мастер-классах вам понятно расскажут о том, как сделать папье- маше , какими поделками, например, лепкой из холодного фарфора можно будет дополнить изделия.

Но, конечно же, это поделки, предназначенные для взрослых или учеников старших классов, а вот если вы решили заняться творчеством с ребенком-дошкольником, то можете сделать тарелочку в технике папье-маше и украсить ее пластилиновой живописью - и такой папье-маше мастер класс вы найдете на нашем сайте. Хорошей поделкой будут также муляжи фруктов или овощей - их потом можно будет использовать во время веселых ролевых игр, например, при игре «в магазин». Также из формовочной массы можно будет сделать оригинальные новогодние игрушки и маски для карнавала.

Обязательно попробуйте сделать папье-маше своими руками - делаются такие поделки очень легко, но позволяют себя почувствовать настоящим скульптором или конструктором.

Ревкова Татьяна. Лепка из папье-маше. Часть 1: папье-маше - масса, какова она есть, и как ее сделать

На мой взгляд, папье-маше — недооцененный (недопонятый) материал. С ним, конечно, работают, но мало. В основном папье-маше используют для грубых работ. Вследствие чего количество поклонников этого материала только уменьшается. А материал замечательный!

Почему я остановила свой выбор на папье-маше.

1. Для человека работающего руками очень важно насколько этим рукам приятно работать с выбранным материалом. Я перепробовала за свою творческую биографию очень многое вариантов и поняла, что моим рукам нравится работать с папье-маше и глиной. Пластик и я несовместимы. Мне нравятся металл, камень, стекло и дерево, но преобразовывать их глобально — не моё. Выбор между глиной и папье-маше обусловлен наибольшей доступностью и простотой работы с последним (У вас есть муфельная печь? У меня нет).

2. Папье-маше очень "снисходительный" материал — прощает творцу долгий процесс поиска и ошибки. Резьба по дереву или камню ошибок не прощает — отковырял лишнее, начинай заново. Глину до обжига можно изменять и исправлять, но после категорически нет. Папье-маше можно переделывать на любом этапе.

Однажды мне пришлось изменить опорную ногу фигурки после финального окрашивания (причем убирать все до каркаса). Сняла бором лишнее, затем переделала, заново зашпаклевала, ошкурила и покрасила измененную часть.

3. Изделия из папье-маше очень устойчивы к механически повреждениям (ударам, падениям). Однажды, моя готовая статуэтка упала с 2-х метровой высоты на ламинат. В результате появилась чуть заметная трещина в талии. Позже я еще не раз убеждалась, что даже самые тоненькие детали из папье-маше (пальцы рук, оборки платья) оказываются весьма прочными. Легкие удары зачастую обходятся без последствий. После сильных могут появиться небольшие трещины, исправить которые не представляет большого труда. Состояние вещи после ремонта неотличимо от изначального.

Другой пример. Я делала елочные игрушки. Сынишке очень понравились шарики. Я выделила ему для игры один из готовых, мысленно с ним попрощавшись. Целый вечер шарик летал по всей комнате. Каково же было мое удивление, когда уложив ребенка спать, я обнаружила на шарике только "патину" из небольших трещин. Я покрыла его еще одним слоем лака и повесила на елку, как будто так и задумала. Всем понравилось.

Тонкие керамические и пластиковые изделия гораздо более хрупкие.

4. Папье-маше позволяет делать очень тонкие и изящные детали.

5. Папье-маше прекрасно красится. Любыми красками. Шпаклеванное и не шпаклеванное.

6. И, наконец, дешевизна. Что может поспорить в цене с пачкой салфеток и ложкой клея. Ничего!

Итак. Папье-маше — моя большая любовь и осознанный выбор. Никому свое мнение не навязываю. Просто предлагаю подумать, попробовать и сравнить.

И, наконец, ложка дегтя (ну куда без нее). Лепить из папье-маше приятно, но сложно. И самое главное, как бы хорошо вы не "выгладили" основу из мокрой массы при высыхании поверхность все равно немного деформируется (больше или меньше зависит от рецепта). Придется шкурить, править, шпаклевать (если конечно хотите идеальную поверхность). К этому надо быть готовым. Работы будет много.

Рецепты папье-маше.

Написано об этом много. Постараюсь сделать акценты на собственных выводах и наблюдениях. Сравню варианты.

Для начала привожу рецепт из классической книги про папье-маше "Работа из папье-маше. Практическое руководство выделки из папье-маше различных вещей." В.В. Сатунин Ленинград 1927 г. (вдруг у кого-то ее нет):

"Бумажная масса приготовляется так: берут старую бумагу, бумажные обрезки, обрезки картона и прочего. … К бумаге можно прибавить и старые тряпки. … Бумагу и тряпки разрывают и разрезают на мелкие кусочки, потом складывают в котел с горячей водой и кипятят до тех пор, пока бумага так размякнет, что начнет разлезаться. … вынимают бумагу из котла, отжимают воду руками и толкут сырую массу в чугунных или медных ступках. … сушат эти комки в вольном духе, и когда они совершенно высохнут, растирают на мелкой терке. … Затем полученное бумажное тесто смешивают с другими составными частями. … Самая простая смесь состоит из прибавления к бумажному тесту крахмала и мела … тесто с мелом разводят жидким клеем до густоты обыкновенного теста. …"

Полный скан книги можно посмотреть в моем блоге.

А теперь рецепт из учебного пособия "Умелые руки", Молодая гвардия 1953 г:

" … рыхлую, непроклеенную бумагу разрывают на мелкие кусочки, кладут их в металлическую или глиняную посуду и заливают горячей водой. Сосуд с бумагой закрывают, обертывают тряпками, ставят на сутки в теплое место. … на другой день бумагу подогревают на огне, пока вода не закипит … разварившуюся бумагу укладывают в мешок, отжимают из нее воду … просушивают … растирают в порошок. … к бумажному порошку добавляют примерно столько же (по весу) толченого и хорошо просеянного мела, в четыре-пять раз меньше картофельной муки и приблизительно в десять раз меньше столярного клея. …"

База всегда одна:

3. Клей (собственноручно приготовленный, ПВА, бустилат, обойный клей или другие).

4. Сыпучий гигроскопичный наполнитель (мел, глина, крахмал и прочее в разных вариациях).

Теперь о том чего сколько и зачем.

Бумагу можно использовать любую! Мелованная или упаковочная будут долго сопротивляться измельчению. Газет я лично опасаюсь из-за типографской краски. Зачем мучится, когда есть замечательные пачки дешевых салфеток, бумажных полотенец и рулоны серой туалетной бумаги, которые так замечательно размокают. Я преимущественно использую пачки бумажных полотенец без отдушек, пропиток и красителей. Забегая вперед скажу, что на будущее лучше запастись разной бумагой (мелованной, упаковочной, картоном и так далее).

Вода обычная водопроводная. Большинство авторов советуют перетертую бумагу отжать или даже высушить. Я не сушу и не отжимаю, а даю стечь. После взбивания в блендере оставляю в дуршлаге где-то на пол часа. Не варю. Пробовала варить, но ошеломляющего результата не заметила. Нужно найти тот вариант, который будет удобнее именно вам.

Качество измельчения влияет на однородность массы.

Объясню, на что влияет количество воды в массе. Прежде всего на "усушку". Чем больше воды в массе, тем больше деформация изделия при высыхании, чем меньше воды, тем меньше прямая зависимость (при моём способе лепки). Почему мне нравится оставлять воду? Масса с водой более эластична при лепке. И не забываем о том, что будем добавлять сухие ингредиенты, которые заберут часть влаги.

Сухие сыпучие гигроскопичные ингредиенты. Мел (натирать его на терке или толочь в ступке удовольствие маленькое, а что делать), глина (в виде порошка), можно, кстати, взять алебастр или сухие строительные шпаклевки (которые надлежит по инструкции разводить водой), крахмал.

Все они служат одной цели: добавить к бумажной массе вязкость и эластичность, что очень важно при лепке. И, конечно, уменьшить "скукоживание" при высыхании.

Я находила в инете рецепты, в которых соотношение бумаги и сухих ингридиентов 50/50. На мой взгляд это уже не папье-маше, а шпаклевка из глины и мела с клеем (почти цемент), в которую добавили бумагу для объема. Изменения поверхности при сушке в этом случае действительно незначительные (можно даже не шкурить), но изделия очень сильно прибавляют в весе и теряют в прочности.

Соотношение бумага/сухие ингредиенты я делаю разное, в зависимости от конечной цели. Основной рецепт на 4/5 900 граммовой банки бумажной массы (так называемое ведро из под майонеза) по одной столовой ложке (с горкой) мела, глины и крахмала.

Теперь остановимся на клее. Помним главное — бумага размоченная и размельченная хорошо скрепляется при лепке и без клея. Ее собственных физических свойств вполне хватает для того, чтобы спрессованные частички после высыхания держались друг за друга. Клей добавляет прочности.

Художественное отступление: Я "познакомилась" с папье-маше так. Лет 15 назад мы с моим мужем (тогда будущим) обсуждали мои творческие искания. И о материалах тоже говорили. Он случайно разлил пиво, вытер его салфеткой, а потом подумав скатал из пропитанной пивом салфетки шарик и кинул мне со словами: "Вот пример папье-маше." Шарик, кстати, до сих пор цел и не развалился.

Использовать можно любой клей, подходящий для бумаги или дерева (как промышленного производства, так и "по домашним" рецептам).

Многие пишут "варите клей только сами" никакого ПВА. Мне это не понятно. Если у кого то есть возражения или конкретные примеры противопоказаний использования ПВА, готова обсудить. Я много лет использую именно ПВА и бустилат и никаких проблем не заметила. Химическая промышленность существует десятилетия и там работают умные люди. Я не химик и не хочу изобретать велосипед.

К слову о количестве клея. На те же 4/5 900 граммовой банки бумажной массы, куда уже прибавили 3 столовые ложки сыпучих ингредиентов, 1 соловая ложка ПВА + 1 столовая ложка бустилата.

Количество клея в массе влияет на плотность итогового изделия. Хотите поплотнее, добавьте клея. После высыхания заготовка с большим количеством клея плотнее, шкурится "чище" (без задирав), но шкурить тяжелее и инструменты забиваются быстро. Слишком много клея может привести к "клеевой пленке" на поверхности (но это нужно очень, очень много клея).

Качество клея — это важно! Конечно нет смысла брать что-то супер дорогое, но и брать совсем сомнительный клей не стоит. Я покупаю на строительном рынке у вызывающего доверие продавца, не особо приглядываясь к маркам. Почему не самый дешевый? Плохой клей может плохо пахнуть изначально, либо быстро приобрести неприятный запах (я с таким сталкивалась). Поверьте плохой запах из папье-маше ничем не вытравить. Плохо пахнущая масса — на выброс.

1. 1/2 пачки бумажных полотенец (или один рулон т.б., или 3 пачки салфеток) несильно разрываем. Замачиваем в небольшом количестве воды (так, чтобы блендер или миксер мог спокойно взбивать). Воды примерно литр (зависит от бумаги и блендера).

2. Взбиваем. Сливаем через сито. Даем стечь.

3. Добавляем по одной столовой ложке порошок мела, порошок глины, крахмал.

4. Добавляем столовую ложку ПВА и столовую ложку бустилата.

5. Тщательно вымешиваем.

P.S. В емкости с плотно закрытой крышкой или в полиэтиленовом пакете эта смесь очень долго не затвердеет. Хранить ее следует в холодильнике, иначе начнет плохо пахнуть. В морозилке не стоит. Я обычно храню в морозилке измельченную и процеженную бумажную массу (без добавления прочих ингредиентов). Когда затеваю подготовку бумаги, то делаю сразу побольше.