Пасха. Занятие для детей средней группы Версия для слабовидящих. Конспект занятия на тему: Пасха для детей старшей группы Занятие детская пасха

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

По теме: «Праздник Светлой Пасхи»

Подготовил воспитатель: Дуткина Е.П.

Цель:

Закрепить знания о том, какие праздники были на Руси;

Развивать духовно-нравственный потенциал воспитанников;

Создать мотивацию праздника через предварительную работу по знакомству с историей праздника, его традициями, понятиями, обычаями, играми.

Задачи:

Воспитание нравственных качеств личности;

Создание благоприятных условий для формирования эстетических ценностей;

Знакомство детей с обрядами весеннего цикла через песни, игры;

Пробуждение интереса детей к народной культуре.

Ход занятия:

Воспитатель : Знаете ли вы, что такое ПАСХА? Почему на Пасху красят яйца и пекут куличи? Какие обряды связаны с этим праздником?

Пасха - самый большой и светлый праздник христианской церкви. К Пасхе люди готовились очень долго, и эта подготовка называется Великий Пост (7 недель), в эти дни нельзя кушать мясо, молоко, яйца. Но и еще в это время каждый человек должен серьезно задуматься о себе, о своих поступках - хороших и плохих, о своих делах - добрых и не очень, он должен понять, что он сделал плохого, и исправить это. Вовремя поста на Руси не отмечали веселых, шумных праздников, не играли свадеб.

Но праздник Пасхи отмечали очень торжественно. Само название Пасха происходит от еврейского слова «избавление».

Воспитатель : В России Святая Пасха всегда занимала особое место в духовной жизни людей, поскольку с ней были связаны представления о вечном обновлении жизни, о возрождении и очищении человеческой души. Праздники, и особенно такие светлые, как Пасха, объединяли людей в едином чувстве, настроении и состоянии души. Такие праздники духовно сплачивали разобщенных людей. Они объединяли семьи. Члены семьи, пусть на короткое время, собирались вместе, объединенные общим делом: подготовкой к празднику, радостным чувством, веселым застольем.

Вот и сейчас Пасха, а с ней и те обряды, обычаи, что складывались веками, возвращаются на русскую землю.

Чтение воспитателя библии о воскресении Иисуса Христа.

Два дня стерегли солдаты могилу Иисуса Христа, но ничего так и не произошло. И вот настал третий день. Близился рассвет.

ИИСУС ВОСКРЕС ИЗ МЕРТВЫХ!

Он вышел из пещеры, не отодвинув камня. Он был невидим для стражи. Солдаты, сами того не зная, уже охраняли опустевшую пещеру. Вдруг задрожала земля и появился перед стражей Ангел. До смерти перепуганные солдаты разбежались. Ангел отодвинул камень и сел ждать на него.

Вскоре к пещере пришли несколько женщин, веривших в Христа и почитавших Его. Они принесли с собой благовонные мази, чтобы по обычаю натереть ими тело Христа. Но увидели, что камень лежит возле пещеры и вход в нее открыт.

Одна из женщин, опечалившись, вернулась в Иерусалим, чтобы рассказать, что тело Иисуса Христа похитили. Другие же, подойдя поближе, увидели ангела, сидящего на камне.

Ангел сказал им, что напрасно они ищут тело Христа, ведь Он воскрес и Его надо искать не среди мертвых, а среди живых.

Женщины побежали в Иерусалим сообщить ученикам Иисуса Христа радостное известие. Ученики Христа, увидев пустую пещеру, только тогда поверили, что сбылось предсказание Иисуса. Он воскрес на третий день после смерти!

После воскресения Иисус являлся своим ученикам и верившим в него людям. Он еще 40 дней провел на земле.

Накануне Светлого Воскресения Христова, в субботу вечером, в церквях начинаются праздничные службы и длятся всю ночь и продолжаются утром и днем. Церкви в эти дни особенно нарядны. Освещены сотнями огней, и кажется, что даже стены светятся и воздух.

Всю следующую неделю после Пасхи люди поздравляют друг друга. В церквях, домах, на улицах, здороваясь, они радостно говорят: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!» - и троекратно расцеловываются. Это называется «христосоваться». Все накрывали праздничные столы, где главными угощениями были куличи и крашеные яйца. Куличи пекли в форме церковной башенки с куполом.

Воспитатель : А почему красили и угощались яйцами?

Яйцо - это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца - уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо - символ солнца, нового дела, новой жизни.

Чтобы новый дом получился красивым, нарядным, крепким, а жизнь в новом доме была счастливой, в фундамент дома закладывали яйцо.

Прежде, чем приступить к весеннему севу, яйцо крошили и рассыпали по свежим бороздам в земле. Тогда будет хороший урожай. Когда рождался жеребенок, то хозяин проводил яйцом по спине жеребенка, чтобы он не болел, и вырос в крепкого коня.

А почему же красят яйца? На Пасху Мария Магдалина (ученица Иисуса Христа) римскому императору Тиберию сказала, что Христос воскрес, но Тиберий не поверил, тогда Мария Магдалина подарила ему куриное яйцо со словами: «Христос Воскрес!», и яйцо сразу стало ярко - красное, символизируя кровь, которую пролил Христос.

В день Пасхи звонили в церквях колокола, звонили по особому, торжественно. Этот звон зовется Пасхальный благовест.

Колокол дремавший

Разбудил поля.

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна

Тихая долина

Отгоняет сон

Где-то за дорогой

Замирает звон.

С.Есенин.

Воспитатель:

Со дня Святой Пасхи начинались весенние игры, хороводы, праздники. Пасха объединяла семьи, дарила людям надежду на будущее.

Конспект занятия пасха, вероятно, обязательно есть в личной копилке каждого педагога, работающего с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. При составлении конспекта занятия пасха, на чём целесообразнее акцентировать внимание детей?

Тема этой статьи не совсем однозначна в восприятии родителей и педагогов.

  • Есть ли необходимость проводить в детских образовательных учреждениях занятие, посвященное не совсем светскому празднику?
  • При составлении конспекта занятия пасха, на чем целесообразнее акцентировать внимание детей?

Пасха – христианский праздник. Но каждый из нас с самого детства в разной степени соприкасается с символикой этого праздника - крашеными яйцами и куличами.

В своем детстве я не понимала смысла этих символов, но мне нравились и красота, и торжественность, окружавшие подготовку к празднику.

Символы праздника пасхи

Работая с маленькими детьми, я решила осуществлять своеобразный «ликбез» для своих учеников, который не получила сама, будучи ребенком.

Поэтому накануне пасхи я провожу занятие «Символ жизни». Акцент делаю на главный символ этого праздника – крашеные яйца.

В занятии обязательно присутствует творческая работа, объектом которой является крашеное яйцо.

Конспект занятия пасха, видео:

В этом видео вы увидели варианты творческих работ, которые входят в конспект занятия пасха.

Шаблоны для выполнения творческих работ и детали головоломки

Как я провожу занятие пасха?

  • В начале урока – краткая беседа о том, что почему на пасху красят именно яйца. Сначала даю возможность каждому ребенку высказать свои соображения по этому вопросу.
  • А потом подвожу их к выводу, яйцо является символом жизни. Потому что из него проявляется новая жизнь. И как символ воскрешения Иисуса Христа христиане выбрали яйцо.

Итак, люди ценили яйцо как символ вечной жизни, оживления и воскресения.

Задаю детям вопрос: «Кто рождается из яйца?» Они вспоминают цыпленка, гуся, крокодила, черепаху, змею, рыб.

Яйцо – символ новой жизни!

Несколько яиц из тех, которые можно приобрести в магазине или на рынке – куриное, гусиное и перепелиное – я сделала «выдутыми». Дети их рассматривают и сравнивают.

Подвожу детей к выводу, что яйца бывают очень разные:

  • Большие и совсем маленькие.
  • Покрытые известковой скорлупой и кожистой.
  • Икринка рыбы — это тоже своеобразное яйцо, из которого развивается малёк.

Можно загадать загадку о яйце и цыпленке: «Был белый дом, чудесный дом, вдруг что-то застучало в нём. И он разбился. И оттуда живое выбежало чудо – такое теплое, такое…пушистое и золотое!» (Автора, к сожалению, не помню).

Кулич – еще один символ праздника пасхи

Кулич тоже является символ ом праздника пасхи. При обсуждении этого вопроса тоже кратко касаемся библейского сюжета о распятии Иисуса Христа и его воскресении. Для воскресшего бога христиане пекли куличи – пищу для бога.

Есть легенда, рассказывающая о том, как со словами «Христос воскрес» было подарено первое крашеное яйцо.

Итак, в этой статье я поделилась опытом проведения занятия пасха:

  • Вариантами творческих работ по созданию пасхального яйца.
  • Кратким конспектом занятия пасха.

Ольга Скрипникова

Цель : Способствовать формированию у детей чувства любви, уважения к культуре русского народа.

Задачи : - формировать устойчивый интерес к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в праздниках.

Развивать эстетическое восприятие действительности.

Развивать творческие способности детей.

Воспитывать любовь и уважение народных традиций, чистоту, эстетическое отношение к жизни и сценическому искусству.

Предварительная работа :

Ознакомительная работа с историей возникновения и особенностями праздника, и, связанных с ними традициями, чтение тематической литературы («Евангельская история для детей» , «Краткий молитвослов для мирян» , прослушивание пасхальных песен и музыки .

Игры : «Бег с яйцом» , «Горка» , «Найди яйцо» .

Ход работы.

В группе звучит музыка «пасхальной песни » . На столе расположены куличи. Приготовленные яйца расставлены на столах. Группа украшена разноцветными платками.

Воспитатель предлагает детям послушать музыку. Потом подводит к столу с расписанными яйцами и куличами.

Воспитатель : - Дети, а Вы знаете, что такое Пасха ? (дети отвечают) . Этот праздник на Руси называли по-разному : Велик день, Светлый день , Христово Воскресенье. К празднику пекут куличи и готовят пасхи . А что является символом этого праздника? (дети отвечают) . Верно, это яйцо. Яйцо – это маленькое чудо, в нем таится жаждущая пробуждения жизнь.

Воскресение Христа символизирует и пробуждение природы, и чувств : все воскресает и возрождается к жизни. Традиционно в этот день происходят как бы два ритуала.

Первый целиком посвящен религиозным традициям, происходит в храмах.

Второй – всенародная радость. Люди ходят в гости, поздравляя всех с Воскресением Христовым. В этот день люди произносят : «Христос воскрес!» и обязательно слышат в ответ – «Воистину воскресе!» .

При этом люди обязательно целовали друг друга. Праздничные встречи на Пасху отличались пиром , застольем, где главным угощением были куличи, пасхи и сваренные вкрутую яйца, окрашенные в разные цвета.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как они дома разукрашивали яйца, какие угощения готовили с родителями.

Воспитатель : - Молодцы ребята. Вы отлично подготовились к празднику. Мы с Вами тоже сейчас сделаем украшение для стола, а именно, будем разукрашивать яйца (деревянные) . Яйца сплошь покрытые краской называются крашенками.

Именно такие крашенки вы видите у себя на столах. Но есть яйца, разрисованные вручную, их называют – писанками. И сейчас Вы будете превращать крашенки в писанки.

Воспитатель рассказывает, какие основные узоры применялись при раскраске яиц, показывает уже расписанные яйца.

Дети приступают к работе при непосредственной помощи воспитателя. По окончании работы, писанки ставятся на украшенный скатертью стол.

Дети рассматривают и обсуждают свою работу и работы других детей.


Воспитатель : - Ребята, а почему мы дарим друг другу яйца? (примерные ответы детей) .

Послушайте : снесет курочка яичко, оно похоже на камушек, а в нем – жизнь – живой цыпленок. Яйцо – символ новой жизни, чистоты, символ надежды. Поэтому этот подарок так прост и так дорог. Поэтому во время пасхальной недели принято ходить в гости и дарить друг другу подарки.


В эти светлые дни ни одна душа не должна чувствовать себя одинокой и забытой.

Таким образом, подводя итог данного занятия , следуя традициям, мы отправимся на пасхальный праздник под названием

"Веселится народ - праздник Пасхи у ворот "

Зал оформлен в русском народном стиле (лавки, накрытые ковриками, ухват, печь, горшки) . Дети заходят в зал под русскую народную мелодию, проходят и становятся произвольно.


1-й ребенок. Где ты, солнышко, проснись!

Где ты, скворушка, вернись!

Сыпать снег зима устала,

Посмотри, весна настала!

2-й ребенок. Идет матушка-Весна, отворяй ворота!

3-й ребенок. Первым март пришел, белый снег сошел!

4-й ребенок. А за ним апрель – отворил окно и дверь!

5-й ребенок. А как придет май – солнце в дом приглашай!

6-й ребенок. Апрель, апрель, на дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник.

7-й ребенок. Последний снег в апреле тает,

Все рады солнцу и весне.

Весна в апреле прилетает

С веселой ласточкой ко мне.

8-й ребенок. Приди весна с радостью,

С великой милостью –

С хлебами обильными,

С дождями сильными!

С солнечными лучами!


ПЕСНЯ «Весенняя песенка»

Вед. Молодцы! Хорошо зазывали и величали весну. Каждую весну к нам приходит праздник Пасха . Этот праздник на Руси считался «праздником праздников и торжеством торжеств» .

Празднуют Пасху и верующие , и неверующие люди, ведь она – символ весны, пробуждения природы.


1-й ребенок. Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов,

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краев.

2-й ребенок

Солнце ясное встает,

Всех на улицу зовет!

Веселится народ

Праздник Пасхи у ворот !

Песня «Пасхальная песенка »

Вед. Дети, а вы знаете, что такое Пасха ? Название праздника происходит от еврейского слова «исход» , «избавление» . Начинается Пасха всегда в воскресенье. Это один из главных праздников, утверждающий воскрешение Христа. В этот день звонили колокола особенно торжественно. Этот звон зовется «пасхальный благовест » . Послушайте колокольный звон.


ЗВОН КОЛОКОЛОВ (фонограмма)

Вед. Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Праздник длится целую неделю. И зовется эта неделя по-разному – пасхальная , светлая , святая. В эти дни люди совершают добрые поступки, прощают друг другу обиды. Приветствуют друг друга словами : «Христос воскрес» , и отвечают :

Дети : Воистину воскрес!

Вед. В народе сохранились приметы о пасхальном дне . А вы знаете какие?

Дети :

1. Мороз в первый день Пасхи - к обильному урожаю.

2. Если будет дождь, то и весна будет дождливая.

3. На Пасху бросать в окно и лить нельзя – Христос под окнами ходит.

4. На Пасху умывались с золота и красного яичка, в надежде разбогатеть и стать красивым.

5. Если на Пасху девица ударит локоть, значит, её милый вспоминает.

Вед. На праздник одевались во все праздничное и светлое , а тех. Кто ходил в гости называли «волочебниками» . Давайте и мы будем сегодня волочебниками, пойдем в гости к нашей хозяюшке в избу.

Под русскую народную музыку дети идут по «улице» , заходят в избу, где их встречает Хозяюшка

Вед. Хозяюшка, встречай гостей со всех волостей, званых и незваных.

Хозяюшка. Все в горницу приглашаются :

И барышни-вертушки,

И матрешки-хохотушки!

И солдаты служивые,

И дедуси ворчливые!

А пуще всех зову детишек!

Девчонок и мальчишек!

Будем петь и играть,

Старину вспоминать!

И в честь Пасхи у ворот

Заводите хоровод!

ХОРОВОД «Пчелочка златая» рус. нар. песня.


Хозяюшка. На Пасху я приготовила такие кушанья, которые едят один раз в году : куличи, пасхи , яйца - крашенки.

Ведущая. А у вас есть крашенки (обращается к детям)

Ведущая. Яйцо – символ жизни новой, чистой и светлой , символ надежды. Когда-то в древности бытовала такая легенда : «Был вначале род человеческий заключен в яйце. Был он семенем не пророщенным, почкой нераскрывшейся. Но конец пришел к заточению. Род родил любовь – Ладу-матушку. Род разрушил темницу силой любви. Тогда любовью мир наполнился». А ещё на Пасху все трижды целовались, приговаривая «Христос воскрес! Воистину воскрес!» , обменивались яйцами, ещё их называли крашенками. Этот обычай всеобщего целования назывался – Христосование.

Хозяюшка. Есть много игр с «крашенками» , в них мы сегодня и поиграем!

Девчонки и мальчишки, озорные ребятишки!

Выходите поиграть, свою удаль показать!

Игра «Плетень»


Хозяюшка. Я на Пасху на завалинке посижу ,

Семечки щелкаю и во двор смотрю.

Все поглядываю да запоминаю.

СЦЕНКА «СЕМЕЧКИ» .


Слышится : «Апчхи! Апчхи!»

Хозяюшка. Кто это там чихает?

Выбегает домовенок Прошка.

Домовенок. Кто, кто! Это я, домовенок Прошка,

Дайте семечек немножко.

В избе живу-поживаю,

Про все на свете знаю !

Хозяюшка. Лучше мы дадим тебе яичко, только с нами поиграй.

СОРЕВНОВАНИЕ «Чье яйцо дольше прокрутится?»


Хозяюшка. Эй, девчонки-хохотушки выходите петь частушки!

ЧАСТУШКИ (с инструментами) р. н. м.

1. Будем вам частушки петь –

Хлопайте дружнее.

Мы уж постараемся

Спеть повеселее.

2. Очень любим мы смеяться,

Петь и веселиться –

Чтобы было вам смешно –

Решили нарядиться.

3. Не хотела выходить,

Стояла и стеснялась,

А гармошка заиграла,

Я не удержалась.

4. У меня на сарафане

Петухи да петухи.

Когда вырасту большой –

Берегитесь, женихи!

5. Сяду я на лавочку,

Возьму я балалаечку,

Как ударю по струне –

Мальчики (девочки) бегут ко мне!

6. Ой, подруга дорогая,

Выходи со мной плясать,

Мы заставим гармониста

Полтора часа играть.

7. Мы частушки вам пропели,

От души старались.

Вам хотели угодить,

Как мы вам?

Дети : Понравились!


Хозяюшка. А сейчас я вас познакомлю с символами изображений, которыми расписывали пасхальные яйца :

Сосна – долголетие и здоровье

Звезда – нравственная чистота, человеколюбие

Петушиный гребень – защита от нечисти

Дубовый лист – гармония

Солнце или мельница – к урожаю

Сорочьи лапки – символ сорока (40) святых.

(Показывает образцы росписи яиц)

Хозяюшка. А какая Пасха без угощений ! И куличи, и пироги, и ватрушки, и сыр, и творог. Все самое лучшее выставлялось на стол. Вот и у меня в избе поспели в печи куличи – румяные и сладкие. Угощайтесь!

Хозяюшка угощает детей куличами. Затем дети покидают зал.

Интегрированное занятие по познавательному развитию

Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Долгова Т.И.

«Пасха, светлая пасха»

(для детей старшей группы)

Цель: приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям,

знакомство с праздником Воскресения Христова на основе изучения национальных традиций, используя личный жизненный опыт детей, средства музыкального и изобразительного искусства.

Задачи:

  • познакомить детей с обычаями и традициями русского народа, с православным праздником Воскресения Христово. Пасха. и Вербным воскресением.
  • воспитывать эмоциональное доброжелательное отношение к окружающему миру, себе, сверстникам и взрослым;
  • формировать эстетический вкус;
  • развивать воображение и фантазию.

Оформление:

  • ваза,
  • веточки вербы,
  • блюда с крашеными и расписанными яйцами,
  • блюдо с куличом,
  • колокол.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой за окном хороший солнечный день! И здесь нам тепло и радостно от наших улыбок. Сегодня у нас с вами необыкновенное занятие. Что вы видите здесь необычного? А знаете, какие праздники отмечаются весной?

Ответы детей.

Педагог 1: Да, верно – Международный женский день, Праздник весны и труда, День Победы, Вербное воскресение, Пасха. И у нас сегодня маленький праздник – Весенний перезвон. Мы поговорим о весне, о праздниках, которые отмечаются в это время года и одном из них – Пасхе. Сейчас я вам предлагаю прослушать фрагмент произведения П.И.Чайковского “Времена года”. Его композитор назвал “Подснежник”, посвящен он месяцу апрелю. Закройте глаза и нарисуйте в своем воображении картину, которую вам навеет звучащая мелодия.

Слушание музыки.

Педагог: Что же вы представляли себе, слушая музыку?

Ответы детей.

– Может кто-то услышал журчание ручейка? Пение птиц? Дуновение ветерка?

Педагог: С первых аккордов этого произведения слышится уверенная поступь весны.

Весенний воздух свеж и чист…
Вот зеленеет первый лист.
Видна в проталинах земля.
Вокруг ручьи бегут, звеня.

Ватага вольных воробьев
Ворону гонит из кустов…
Весна готовит свой парад,-
Весь мир весне весёлой рад!

– Ребята, расскажите о своих наблюдениях за весенней природой.

Педагог: Да, мы видим изменения в природе весной – яркое теплое солнце, подтаявший осевший снег, журчащие весенние ручьи, набухающие почки на деревьях и кустарниках, прилет птиц. Давайте вспомним краски весенней природы. Какой цвет у весеннего неба?

Ответы детей.

– А какой цвет солнечных лучей? Цвет тающего снега? А что можно сказать о весеннем воздухе? Какой он?

Ответы детей.

Педагог: Краски весенней природы радостные, как радостна сама природа, торжествующая свою победу над зимой. Сейчас мы с вами создадим весеннюю композицию. Я приготовила для вас изображения характерных признаков разных времен года. Но вы должны выбрать только те, которые относятся к весне.

Педагог: Теперь из этих маленьких отдельных рисунков на магнитной доске создадим общий весенний пейзаж.

Педагог: Молодцы! Нравится вам картина, которая у нас получилась?

Ответы детей.

Педагог: Понравилось ли вам работать всем вместе? Все ли признаки весны нашли свое место на нашем художественном полотне? А нет ли здесь случайных гостей?

Ответы детей.

Педагог: Весне радуется всё живое, радуется весне и человек. А вы рады?

Ответы детей.

Педагог: Чтобы быстрее наступила весна, давайте её позовем.

Весна: Здравствуйте, мои дорогие! Я к вам пришла не с пустыми руками. Что я принесла?

Ответы детей.

Весна:

Весна ещё не сшила
Лесам, лугам рубашки,
Лишь вербы распушила
Кудрявые барашки.
Барашки золотые
Бегут по тонким веткам –
Веселые, живые,
Как маленькие детки.

Весна:

Вербу освещали в церкви и считали, что она имеет силу исцелять и оберегать людей. Я дотронусь до каждого из вас веточками, чтобы вы росли здоровыми, послушными и разумными.

Педагог: Я предлагаю поставить веточки вербы в вазу и украсить их к Пасхе.

Педагог: Красивый ли у нас получился весенний букет? Нравится Вам?

Ответы детей.

Педагог: Давайте вместе с Весной мы споем .

Педагог: Мы приготовились к встрече следующего праздника – Пасхи.

Сердце с бедами свыкается –
Но, когда ускачет бес,
К нам на крыльях опускается
Пасха яркая с небес.
Пасха русская, старинная,
С пестротой и толчеей,
Неподдельная, былинная –
Та, что празднуем семьей.

Педагог:

Попросите самое заветное, но про себя, в полной тишине.

Педагог: Правда, красивый русский обычай?

Педагог: А как в ваших семьях готовятся к Пасхе?

Ответы детей.

Педагог:

Посмотрите на наш праздничный стол. Тут есть писанки и крашенки. Чем они отличаются? Покажите где писанки (расписанные яйца), а где крашенки (просто окрашенные яйца). На прошлом занятии мы с вами начали расписывать яйца, сегодня эту работу закончим, чтобы к Пасхе у нас всё было готово.

Педагог: А называли эти яйца в старину родимыми пятнышками русского народа. Когда их расписываешь, то как бы забываешь про всё плохое и мечтаешь только о хорошем и добром, красоте и радости.

Педагог: На Пасху с яйцами играют. И мы с вами поиграем в одну такую игру « Катание Яиц» Чьё яйцо дальше по горке скатится,тот и победит.

Звучит народная музыка

Педагог: На этом блюде самые разные писанки и крашенки. Вы все по очереди сейчас подойдете к нему и возьмете по одному яйцу с закрытыми глазами. А я раскрою тайный смысл доставшегося вам яйца, что вас ждёт в следующем году.

  • Красное – красный цвет – цвет радости, в следующем году ждёт тебя радость.
  • Зеленное – символизирует весну и природу. Весь год будет у тебя весеннее настроение.
  • Пестрое – от веснушек.
  • С сосной – от болезни, для здоровья. Быть тебе здоровым.
  • С жёлтыми колосьями – для урожая.
  • С домом – к новоселью.
  • С дубовым листом – будешь сильным.
  • С зайчиком – этот символ означает храбрость.
  • С Ангелом – к добру, от зла. Весь год будет сопутствовать тебе добро.
  • Со звездой – означает, что будешь хорошим и послушным.

Педагог: Вот мы и узнали, что вас ждёт в следующем году.

Педагог: Пасха – самый радостный праздник, заканчивается он гуляньем да весельем. Сейчас все вы поучаствуете в игре “Кострома”.

Игра “Гори,гори ясно”

Педагог: Весна нас радует своим пробуждением, у неё много праздничных дней. О некоторых из них мы сегодня вспомнили. А какие ещё праздники отмечаются весной?

Ответы детей.

– Что на сегодняшнем занятии вам сегодня особенно понравилось?

– О чем в первую очередь вам захочется рассказать родителям?

Весна:

Есть сюрприз у меня
В честь торжественного дня.
Ближе детки подходите,
Да в корзинку посмотрите.
Испекла я куличи –
Как вкусны и горячи.
Куличи вы разбирайте,
Пасху дальше отмечайте.

Дети разбирают куличи.

Педагог: Люди, озаренные праздником, смотрят на мир с улыбкой и верят, что после Пасхи все станут лучше. Давайте и мы постараемся сделать наш мир чище и добрее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по познавательному развитию

Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Долгова Т.И.

«Пасха, светлая пасха»

(для детей старшей группы)

Цель: приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям,

знакомство с праздником Воскресения Христова на основе изучения национальных традиций, используя личный жизненный опыт детей, средства музыкального и изобразительного искусства.

Задачи:

  • познакомить детей с обычаями и традициями русского народа, с православным праздником Воскресения Христово. Пасха. и Вербным воскресением.
  • воспитывать эмоциональное доброжелательное отношение к окружающему миру, себе, сверстникам и взрослым;
  • формировать эстетический вкус;
  • развивать воображение и фантазию.

Оформление:

  • ваза,
  • веточки вербы,
  • блюда с крашеными и расписанными яйцами,
  • блюдо с куличом,
  • колокол.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит инструментальная музыка. Дети входят в зал, рассаживаются на стульчик.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой за окном хороший солнечный день! И здесь нам тепло и радостно от наших улыбок. Сегодня у нас с вами необыкновенное занятие. Что вы видите здесь необычного? А знаете, какие праздники отмечаются весной?

Ответы детей.

Педагог 1: Да, верно – Международный женский день, Праздник весны и труда, День Победы, Вербное воскресение, Пасха. И у нас сегодня маленький праздник – Весенний перезвон. Мы поговорим о весне, о праздниках, которые отмечаются в это время года и одном из них – Пасхе. Сейчас я вам предлагаю прослушать фрагмент произведения П.И.Чайковского “Времена года”. Его композитор назвал “Подснежник”, посвящен он месяцу апрелю. Закройте глаза и нарисуйте в своем воображении картину, которую вам навеет звучащая мелодия.

Слушание музыки.

Педагог: Что же вы представляли себе, слушая музыку?

Ответы детей.

– Может кто-то услышал журчание ручейка? Пение птиц? Дуновение ветерка?

Педагог: С первых аккордов этого произведения слышится уверенная поступь весны.

Весенний воздух свеж и чист…
Вот зеленеет первый лист.
Видна в проталинах земля.
Вокруг ручьи бегут, звеня.

Ватага вольных воробьев
Ворону гонит из кустов…
Весна готовит свой парад,-
Весь мир весне весёлой рад!

– Ребята, расскажите о своих наблюдениях за весенней природой.

Дети делятся своими наблюдениями.

Педагог: Да, мы видим изменения в природе весной – яркое теплое солнце, подтаявший осевший снег, журчащие весенние ручьи, набухающие почки на деревьях и кустарниках, прилет птиц. Давайте вспомним краски весенней природы. Какой цвет у весеннего неба?

Ответы детей.

– А какой цвет солнечных лучей? Цвет тающего снега? А что можно сказать о весеннем воздухе? Какой он?

Ответы детей.

Педагог: Краски весенней природы радостные, как радостна сама природа, торжествующая свою победу над зимой. Сейчас мы с вами создадим весеннюю композицию. Я приготовила для вас изображения характерных признаков разных времен года. Но вы должны выбрать только те, которые относятся к весне.

Педагог: Теперь из этих маленьких отдельных рисунков на магнитной доске создадим общий весенний пейзаж.

Звучит инструментальная музыка(Солнечная капель. Сл. И Вахрушева. муз. Соснин), дети прикрепляют картинки.

Педагог: Молодцы! Нравится вам картина, которая у нас получилась?

Ответы детей.

Педагог: Понравилось ли вам работать всем вместе? Все ли признаки весны нашли свое место на нашем художественном полотне? А нет ли здесь случайных гостей?

Ответы детей.

Педагог: Весне радуется всё живое, радуется весне и человек. А вы рады?

Ответы детей.

Педагог: Чтобы быстрее наступила весна, давайте её позовем.

Педагог с детьми исполняют «Идёт матушка весна». Появляется весна с веточками вербы.

Весна: Здравствуйте, мои дорогие! Я к вам пришла не с пустыми руками. Что я принесла?

Ответы детей.

Весна:

Весна ещё не сшила
Лесам, лугам рубашки,
Лишь вербы распушила
Кудрявые барашки.
Барашки золотые
Бегут по тонким веткам –
Веселые, живые,
Как маленькие детки.

Весна: А вы знаете, какой христианский праздник отмечался в воскресенье?
Это вербное воскресенье, оно последнее перед Пасхой. Готовясь к ней, люди украшали свои дома. Листочки на деревьях к этому времени ещё не появились, но радуют глаз пушистые веточки вербы.
Вербу освещали в церкви и считали, что она имеет силу исцелять и оберегать людей. Я дотронусь до каждого из вас веточками, чтобы вы росли здоровыми, послушными и разумными.

Весна дотрагивается до детей веточками вербы и дарит их детям.

Педагог: Я предлагаю поставить веточки вербы в вазу и украсить их к Пасхе.

Педагог весна и дети украшают веточки бантиками.

Педагог: Красивый ли у нас получился весенний букет? Нравится Вам?

Ответы детей.

Педагог: Давайте вместе с Весной мы споем песню “Верба, Верба, Вербочка” .

Дети встают в круг и водят хоровод.

Педагог: Мы приготовились к встрече следующего праздника – Пасхи.

Сердце с бедами свыкается –
Но, когда ускачет бес,
К нам на крыльях опускается
Пасха яркая с небес.
Пасха русская, старинная,
С пестротой и толчеей,
Неподдельная, былинная –
Та, что празднуем семьей.

Педагог: Пасха – самый главный праздник церковного года, день воскрешения Иисуса Христа, когда люди освобождаются от всего дурного. Это праздник надежды на будущее, радость, победа Добра над Злом. Бог так возлюбил людей,что пришёл в мир для их спасения. Он принял на себя все плохие поступки (грехи) людей. Но злые люди не хотели, чтобы Христос спас людей. Они схватили Его и убили. Но Христос победил смерть, Он Воскрес из мёртвых, поэтому все люди радуются в этот день и поздравляют друг друга словами: «Христос Воскрес!» А им отвечают « Воистину Воскрес!». Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она – начало весны и пробуждения природы.
Именно в этот день людям можно было войти в церковную звонницу и прикоснуться к волшебным звонам, не только взрослым, но и детям – это бывает один раз в году. Это сегодня можете сделать и вы. Но подняться в звонницу можно тогда, когда вы будете точно знать, что вы хотите попросить. Это такая просьба, которая может кому-то помочь. Не пустяшная, а очень важная: о выздоровлении, спасении и тому подобном.
Попросите самое заветное, но про себя, в полной тишине.

Дети подходят к колоколу и загадывают желания.

Педагог: Правда, красивый русский обычай?

Педагог: А как в ваших семьях готовятся к Пасхе?

Ответы детей.

Педагог: Украшают дом, пекут куличи, красят яйца.
Накануне Пасхи дети и взрослые красят и расписывают яйца. Яйцо – это символ солнца, весны и зарождения новой жизни, чистой, светлой, символ надежды.
Посмотрите на наш праздничный стол. Тут есть писанки и крашенки. Чем они отличаются? Покажите где писанки (расписанные яйца), а где крашенки (просто окрашенные яйца). На прошлом занятии мы с вами начали расписывать яйца, сегодня эту работу закончим, чтобы к Пасхе у нас всё было готово.

Дети расписывают и украшают яйца. Звучит музыка «Песнопение Пасхи» , «Пасху радостно встречаем»

Педагог: А называли эти яйца в старину родимыми пятнышками русского народа. Когда их расписываешь, то как бы забываешь про всё плохое и мечтаешь только о хорошем и добром, красоте и радости.

Пока расписанные на занятии яйца сохнут, дети играют с предварительно приготовленными педагогом пасхальными яйцами с символами.

Педагог: На Пасху с яйцами играют. И мы с вами поиграем в одну такую игру « Катание Яиц» Чьё яйцо дальше по горке скатится,тот и победит.

Звучит народная музыка

Педагог: На этом блюде самые разные писанки и крашенки. Вы все по очереди сейчас подойдете к нему и возьмете по одному яйцу с закрытыми глазами. А я раскрою тайный смысл доставшегося вам яйца, что вас ждёт в следующем году.

Дети по очереди подходят и с закрытыми глазами берут по одному яйцу, педагог всем объясняет его смысл.

  • Красное – красный цвет – цвет радости, в следующем году ждёт тебя радость.
  • Зеленное – символизирует весну и природу. Весь год будет у тебя весеннее настроение.
  • Пестрое – от веснушек.
  • С сосной – от болезни, для здоровья. Быть тебе здоровым.
  • С жёлтыми колосьями – для урожая.
  • С домом – к новоселью.
  • С дубовым листом – будешь сильным.
  • С зайчиком – этот символ означает храбрость.
  • С Ангелом – к добру, от зла. Весь год будет сопутствовать тебе добро.
  • Со звездой – означает, что будешь хорошим и послушным.

Педагог: Вот мы и узнали, что вас ждёт в следующем году.

Педагог: Пасха – самый радостный праздник, заканчивается он гуляньем да весельем. Сейчас все вы поучаствуете в игре “Кострома”.

Игра “Гори,гори ясно” . После игры дети рассаживаются на стульчики.

Педагог: Весна нас радует своим пробуждением, у неё много праздничных дней. О некоторых из них мы сегодня вспомнили. А какие ещё праздники отмечаются весной?

Ответы детей.

– Что на сегодняшнем занятии вам сегодня особенно понравилось?

– О чем в первую очередь вам захочется рассказать родителям?

Весна:

Есть сюрприз у меня
В честь торжественного дня.
Ближе детки подходите,
Да в корзинку посмотрите.
Испекла я куличи –
Как вкусны и горячи.
Куличи вы разбирайте,
Пасху дальше отмечайте.

Дети разбирают куличи.

Педагог: Люди, озаренные праздником, смотрят на мир с улыбкой и верят, что после Пасхи все станут лучше. Давайте и мы постараемся сделать наш мир чище и добрее.

По познавательному развитию

Конспект открытого мероприятия с приглашением
духовного наставника на тему «Пасха, светлая Пасха»

Подготовила: Воспитатель МДОУ№63 «Машенька» г. Старый Оскол, Рыжих И. П.

Цель: помочь детям в освоении понятий собственной национальной культуры, которая базируется на православных ценностях.

Познакомить детей с историей и смыслом главного праздника христианства Пасхой, с Библией, как священной книгой христиан. С Библейскими сюжетами, воплощенными в литературе, музыке, живописи. Воспитывать художественный вкус, любовь и уважение к своей стране и истории русского народа.

Предварительная работа: чтение детской Библии, журнала «Свечечка», детских рассказов. Экскурсия в храм, знакомство с иконами. Прослушивание Библейских записей, рассматривание иллюстраций, беседы.

Ход мероприятия

В центре зала икона «Распятие», звучат пасхальные песнопения в записи. Входит девочка из подготовительной группы с зажженной свечкой.

Девочка: Христос воскрес!

Все: Воистину воскрес!

Девочка: Христос воскрес!

Все: Воистину воскрес!

Девочка: Христос воскрес!

Все: Воистину воскрес!

Хором:

Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ,

и сущим во гробах живот даровав!

Девочка с помощью взрослого ставит свечку к иконе.

Ведущий : Вновь пришел к нам великий и светлый праздник – Святая Пасха. Христос воскрес! И радостно на сердце при этих словах. Христос воскрес, чтобы навсегда озарить мир светом Своего воскресенья, сделать и нас участниками воскресенья Своего и даровать нам жизнь вечную. Поздравляем вас дети, поздравляем вас, братья и сестры со светлым Христовым воскресеньем!

Девочка:

Открыты царские врата пред нами,

Святой огонь сияет от свечи

Кругом опять расставили во храме

Цветные яйца, пасхи, куличи.

Еще темно, но солнышко играет,

Играет всеми красками небес:

И радостно друг другу повторяем

Христос воскрес!

Песня взрослого хора

«Вход Господень в Иерусалим»

Ведущий: За несколько дней до своих крестных страданий Господь Иисус Христос сел на молодого ослика и отправился в город Иерусалим. С ним были Его ученики. Это событие церковь отмечает как праздник и называет его «Вход Господень в Иерусалим», а у нас он называется Вербное воскресенье! Множество народа сопровождало Господа нашего Иисуса Христа (звучит музыка) . Люди расстилали свои одежды по пути Господа. И весь народ, а с ним и дети радостно восклицали.

Дети размахивают вербочками и восклицают.

1 мальчик: Осанна!

1 девочка: Благословен грядущий во имя Господня!

2 мальчик: Осанна сыну Давидову!

2 девочка: Благословен грядый во имя Господня, Царь Израилев!

3 мальчик: Осанна в высших!

Ведущий: многие резали пальмовые ветви и также устилали ими дорогу.

Дети опускаются на одно колено и, склонив голову, кладут крестообразно на дорожку вербочки.

3 девочка: Осанна сыну Давидову! (музыка затихает)

Ведущий: Торжественный и кроткий вход Иисуса Христа в Иерусалм – это вершина Его славы во время земной Его жизни, после которой последовала Его крестная смерть.

4 девочка: (встав, поднимает вербу)

Кукушка кукует в лесу молодом.

Светел, как новый, наш старый дом.

Все зелено, юно, туманно.

Все: Осанна!

3 девочка: (встает, поднимает вербу)

И все я прощаю жестокой зиме,

Глубокой печали, отчаянью, мгле

Чтоб Господу петь невобранно.

Все: Осанна!

2 мальчик: (встает)

По утрам еще морозит,

Но ведь день стоит тепло.

Солнце льет лучи на землю

Ослепительно светло.

2 девочка: (поднимается)

И как весть весны пришедшей

Под дыханьем теплоты

Расцвели и распустились

Вербы белые цветы!

1 мальчик: (встает)

Верба, верба – наша пальма –

Ты на вид совсем проста!

Но тобою мы встречаем

К нам грядущего Христа!

1 девочка: (встает)

Потому и отдаем мы каждый год

Весною вновь

Белой вербе нашу нежность

Нашу ласку и любовь!

Танец ромашки

Ведущий : Царский вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим, ликование народа еще больше озлобили книжников и старшин народа иудейского.

Ведущий: Предательство Иуды. Злостное, коварное, ничем не оправданное преступление. Он был из числа 12 апостолов. Он был со Спасителем почти три года, ел и пил с Ним, слушал Его учения, видел Его чудеса. В поцелуе Иуды ложь, подлость, лицемерие, которые достигли крайнего предела.

Мальчик:

Тайная вечеря

Сбываются слова пророка по Писанью

Сын человеческий готовится к страданию,

Как празднично, но горе и тому

Кто предает Его! О, лучше бы ему

И не родиться в век! Иуда, весь бледнея,

Смутился, встретить взор Учителя не смел

(звучит музыка)

Голгофи

Участвуют 5 девушек, 2 взрослых, 2 мальчика, 1 девочка выходят 5 девочек в больших темных шляпах, как бы спадающих с головы. Становятся полукругом лицом к зрителям. Слева и справа от них становятся двое взрослых, тоже в темных шляпах. Два мальчика и две девочки останавливаются у иконы «Распятие».

1 девочка:

Христос молился пот кровавый

С чела поникшего бежал

За род людской, за род лукавый

Христос моленья посылал.

2 девочка:

Он помнит все, но всех простил

И распинавших Кровью искупил!

1 взрослый: Все неимоверные страдания и издевательства Божественный Страдалец вынес без единого упрека, жалобы, всё терпя ради спасения рода человеческого!

2 взрослый:

И замирающий в устах последний вздох

Тебе, Скорбящей, был стрелою в сердце

И лучше с ним бы умереть –

На мир лукавый силы нет смотреть.

Но Бог оставил жить

Губа закушена. Слеза светлее света.

Он смотрит на тебя, Творец Твой и Жених

В саду совсем сей жуткий день затих,

а песнь любви Тобою не допета.

(звуки музыки затихают)

1 взрослый: И как бы могла пережить Пречистая эту скорбь, эту бурю материнских терзаний, если бы таинственно не поддерживал Ее душу Божественный Страдалец.

Песнопения хором. Песнь ко Пресвятой Богородице.

Пречистая Дева!

Ты радость скорбящих

Смиренных и верных рабов

Защита бессильных,

Здоровье болящих,

Убогих и сирых Покров.

Сама ты отведала

Горечи наши

Ты знаешь, как тяжко страдать

И вот утоли же

Ты скорби все наши

Как самая нежная Мать.

1 взрослый: Боже Святый! Как повинны пред тобою люди! Как они ничтожны. Боже Святый, прости нам, мы безумны, сами не сознаем, что делаем. Во имя принятых тобой за нас живописных ран, прости, Господи, наши грехи, спаси нас и сохрани от смертоносных уязвлений врага нашего.

Девочка:

Господи, где ты? А может

Свет растворился во тьме?

Сердце забилось как птица,

Криком исходит во мне.

2 взрослый:

Покинутый людьми и Богом

Лежал Он в гробе после мук.

Да, все свершилось. Сердца стук

Христос сегодня ведь воскрес!

Христос воскрес!

Все: Воистину воскрес!

Мальчик: Христос воскрес!

Все: Воистину воскрес!

Мальчик: Христос воскрес!

Все: Воистину воскрес!

Мальчик: Христос воскрес!

Песнопение хором. Благовест.

Воскресение Твое, Христосе спасе,

Ангелы поют на небесах!

И нас на земле спадоби

Чистым сердцем Тебе славити.

Девочка: Здесь свершилась великая тайна нашего спасения. Здесь воскрес Христос!

Сбрасывают с себя темную шаль, сбрасывают темные тали и все 5 девушек и взрослых.

Христос воскрес!

Все вместе: Воистину воскрес!

Девочка:

Динь-дон, в лужах звон.

Синью плещет плот с небес.

Ныне ночью Сын воскрес!

Колокольный звон.

2 мальчик:

Звонят во все колокола

Быстрее крутится земля,

И солнца радостный пожар

Уже сгорел скорбящий шар.

Раскрылись первые цветы,

Как проявление весны.

А птиц задорных громкий хор

Поет, ее впуская в двор,

Везде веселый куролес.

Ведущий приглашает в зал духовного наставника, все участники праздника трижды поют тропарь Пасхи.

Тропарь Пасхи

Христос воскрес из мертвых,

Смертью смерть поправ

И сущим во гробах живот