Патриотическое воспитание детей в семье. Патриотическое воспитание ребенка в семье

В независимой Украине пока нет еще стройной системы патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим, Днепропетровское областное общественно-патриотическое объединение «Приумножим славу Приднепровья» взяло на себя такую миссию подготовить некоторые рекомендации по деятельности родителей в направлении патриотического воспитания своих детей. Вот некоторые наши размышления и предложения.

Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность – это человек, развившийся в лоне культуры своего народа. Человек вне патриотизма – это существо вне истории, духовного бытия, лишенное человеческих свойств. Итак, мы обсуждаем актуальнейшую тему, связанную непосредственно с защитой человека, и весь наш разговор по существу об этом.

Можно сколько угодно верно говорить о любви к Отечеству, но в сущности оставаться чуждым ей. Ибо любовь – это, прежде всего, умение жертвовать во имя того, что любишь. Жертвовать многим, а иногда и жизнью. Тот, кто любит по-настоящему, жертвует с радостью, с ощущением исполненного долга. Повторив слова классика, скажем: «любовь – долг». И этот долг – великое счастье. Родина дала нам счастье быть, знать достоинство нашего народа. Разве можно забыть, что история наша преисполнена примеров, достойных восхищения?

Нельзя забывать, что патриотизм воспитывается в семье. Трудность здесь в том, что во многих нынешних семьях утрачено ощущение патриотизма. Ныне папы и мамы не стесняются ходить в рубашках, расцвеченных под американский флаг. Им следуют дети. Можно ли их винить? Виноваты мы. Ибо не помогаем молодежи понять, что унижает наше достоинство, что неприлично в обездоленной, униженной, затоптанной стране носить чужой флаг. Это – духовное предательство. Как об этом сказать человеку с поврежденным сознанием? Итак, нужна немалая работа по восстановлению здорового национального сознания в семье.

К патриотизму нельзя призвать. Нужно медленно и серьезно воспитывать духовное начало в человеке. Тогда человек сам обратится к нему. Патриотизм возникает через внутреннюю потребность, через сознание своей причастности к народу, Родине, и тем самым к человечеству. Поэтому, прежде всего надо воспитывать личность. Повторим еще раз: без патриотизма нет личности. Без личности каждый превращается в получеловека, лишенного человеческого разумения жизни. Мы же хотим, чтобы ребенок не потерял естества осознания, чтобы все дети были личностями и потому должны преследовать единственную цель – воспитать человека, взрастить, укрепить духовное начало. А это невозможно без патриотизма. Поэтому сегодня патриотическое воспитание остаётся наиглавнейшей и благороднейшей нашей задачей.

Эту задачу мы решим успешно, если не будем забывать активной и коварной "работы" тех сил, которые пытаются уничтожить патриотизм, оскорбляют патриотическое чувство. Они действуют открыто, постоянно; это можно видеть каждый день, включая телевизор. И об этом нельзя забывать всем любящим своё Отечество. Некоторые исходные положения.

Патриотизм - это любовь к Родине, нравственно-ценностная характеристика личности гражданина, объединяющая в себе весь спектр мироощущения, возникающая в процессе отношений в разных сферах жизни и видах коллективной творческой деятельности. Это, прежде всего, осознание себя ответственным за свою землю, за ее благосостояние, осознание себя в диалоге с живой историей земли, то это, наконец, и осознание себя в ряду поколений, способность простить (не осудить) ошибки отцов и дедов, стремление искупить их своей жизнью. Последнее можно назвать выпрямлением пути рода (семьи) и народа в целом.

Гражданин-патриот - это человек, владеющий интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой своей страны и мира, культурой межнациональных отношений. Это созидатель и творец-преобразователь, способный и готовый к самоорганизации и самовоспитанию, умеющий адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающий осознанным желанием и сформированным умением жить для Родины, для людей, способный и готовый встать в нужный момент на защиту Отечества.

Семья - это необходимый компонент социальной структуры любого общества, выполняющий многие социально-значимые функции. Она играет важную роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется «производство» самого человека, продолжение рода. В семье происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости, а также в значительной степени реализуется обязанность заботиться о старых нетрудоспособных членах общества. Семья является также ячейкой организации быта и важной потребительской единицей. Кроме того, она выступает как один из основных объектов социальной политики.

Ныне семья переживает сложный период: она несет повышенную социально-экономическую нагрузку и вынуждена сосредоточиться на решении проблем жизнеобеспечения, выживания в ущерб воспитанию. Постепенно социально-экономическая ситуация в стране меняется в сторону улучшения жизненного уровня семьи, меняется и нравственный климат внутри самой ячейки общества, родители начинают всерьёз задумываться о воспитании детей об обеспечении их достойным уровнем образования и воспитания, заботе об их здоровье. Появилась необходимость возрождения всего лучшего, что накоплено в семейном воспитании в прошлые годы, и создания новой системы семейного воспитания, взаимодействия семьи и школы, возрождения системы работы по месту жительства, педагогического просвещения родителей.

Родина - понятие, объединяющее в себе все стороны жизни, весь спектр отношений школьника к окружающему миру. Важно, чтобы все эти отношения (к Родине, к людям, природе, культуре, труду, коллективу, к самому себе) носили патриотическую направленность, чтобы стержнем этих отношений был идеал Родины, осознанное желание и развитое умение жить для нее.

Память - важнейшая составная патриотического воспитания, отражающая связь поколений, их преемственность, желание узнать историю нашей Родины, ее боевые и трудовые достижения и гордость этими достижениями, уважение к старшему поколению. Память определяет заботу о ветеранах, уважительное отношение к памяти погибших в боях за Родину, заботу о местах захоронения воинов, уход за мемориальными памятниками. Память способствует возрождению и созданию музеев как хранителей этой памяти, организации походов по местам боев, создании книг о подвигах героев. Память живет в каждой семье: поколения внесли свой вклад в боевую и трудовую славную летопись Украины. В каждой семье рождается необходимость изучения своей родословной, семейных традиций, трудовых династий. Все это находит отголосов в сердцах юных поколений, гордость за свою Родину, восхищение подвигами старших поколений, уважительное и заботливое отношение к ним.

Зарождение патриотических чувств берет начало в семье. С семейной традиции и, благодаря ей, на основе особого почитания предков и родительских могил, семейного очага, и национальных обычаев, создавалась культура национального чувства и патриотической верности. Сама идея «родины», «отечества», земного гнезда наших родителей и предков, возникла из недр семьи. Патриотизм заключается в нашем поведении, в уважении к предкам, почитании традиций, соблюдении своего как физического, так и морального здоровья, создании крепкой семьи, и воспитании детей на тех же основах.

Одними из основных методов воспитания в семье являются пример родителей, организация жизни ребенка, помощь ему. Совместные занятия и деятельность детей с родителями: чтение, работа по дому и вне его, игры, спорт, музеи, театр – все это служит патриотическому воспитанию. Так, одной из форм семейного досуга могут быть музейные экскурсии. Музей – учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой для обозрения памятников искусства, предметов техники, научных коллекций, предметов, представляющих исторический интерес и т.п. Знакомство с музейными экспонатами позволяет ребенку окунуться в события прошлых лет, познакомиться с жизнью замечательных людей своего города, края и страны, узнать о достижениях в разных областях искусства, науки и техники.

Родители должны объяснить детям, что значат понятия Родина, Отечество, защитник, герой, героизм. Для этого используют поездки на экскурсии, где шли сражения в годы ВОВ. Ребенок с малых лет не должен забывать поздравить соседа-ветерана с днем Победы, днем защитника Отечества. Памятник воинам освободителям в Великой Отечественной войне, памятник воинам–афганцам должны составлять важную часть в системе патриотического воспитания в семьях. Рассказы, фотографии, подборки документов, наград дедушек о прохождении службы в рядах Вооруженных сил, прадедушек-ветеранов ВОВ – о своих боевых подвигах могут послужить основой для составления генеалогического древа. Сюда же можно отнести коллекционирование открыток, книг, монет, символики, альбомов на военную тематику.

Одна из традиций, требующая возрождения – это семейные чтения былин, употребление в повседневной жизни пословиц и поговорок о Родине и родном крае. Любовь к родной земле проявляется в любви к родному дому, родной школы, родной улицы, города. Это первоначальное состояние патриотизма. А далее следует формировать способность ребенка познавать себя как члена семьи, детской группировки; жителя города или села, воспитывать в нем любовь к родному дому, школе, улице, стране, природе, родному слову, быту, традициям.

Не говорите при ребенке плохо о той стране, где вы живете. В то же время не сильно приукрашивайте ситуацию, учите ребенка быть реалистом. Обязательно путешествуйте. Не нужно сразу ехать за границу, и в родной стране есть места, от которых просто дух захватывает. Да и вряд ли вы успели везде побывать. Показывайте ребенку наглядно всю красоту и увлекательную историю родного края. Чаще рассказывайте о подвигах, великих войнах, победах и поражениях, правителях и государях, и даже простых людях которые, за столько веков, сотворили эту историю, а вместе с ней и страну, в которой вы сейчас живете. Обязательно отвечайте на все его вопросы. История, уважительное отношение к ней, а так же к предкам, донесенная вами до сознания ребенка, поможет вам воспитать патриота в семье.

Главным примером для подражания являетесь вы, и не следует поступать так, чтобы потом было обидно за утраченную возможность. Находите позитив в любых действиях. Воспитать патриота невозможно в атмосфере вечной проблемы, плохого настроения и отсутствия веры в будущее. Для помощи себе не игнорируйте результаты труда ученых и техников, используйте все возможности, которые нам предоставляет современный уровень развития данной отрасли. Смотрите научные и документальные фильмы, находите интересную информацию, проводите свои расследования, обсуждайте увиденное, радуйтесь и переживайте вместе с героями.

Семьи у мальчиков формируют представления о необходимости всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду, оказывать помощь. Им должно закладываться с детства то, что мужская работа – трудная, тяжелая, требующая от мальчиков и мужчин выносливости, решительности, смелости. У ребят формируется эталон настоящего мужчины, следуя которым каждый с детства должен заниматься гимнастикой, закаливанием, спортом.

У девочек формируются представления о необходимости сохранять мирные, добрые отношения между близкими людьми. Нужно учить их умению утешать и заботиться о них, прививать опыт взаимодействия с окружающими людьми, который не требует проявления, заботы, чуткости. Не каждая девочка знает: чтобы стать настоящей женщиной, нужно научиться играть с детьми, уметь приласкать, успокоить расстроенного человека, испуганного малыша.

Естественно, что всех случаев в жизни, которые можно отнести к патриотическому воспитанию, перечислить нам не удастся. Но то, что мы попытались донести к сведению родителей и их личная заинтересованность, чтобы их чадо со временем стало настоящим человеком, Гражданином, сможет подтолкнуть взрослых к более пристальному отношению к своим малышам. Успехов вам на этом благородном поприще!

МБДОУ "Детский сад № 39", г. Усолье - Сибирское, Иркутская область

Коваленко И.А. Работа с семьёй по теме "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в семье" // Совушка. 2016. №1..2016.n1-a/ZP15120094.html (дата обращения: 26.02.2019).

"Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя"
Л.Н.Толстой.

Актуальность темы : Социологические исследования показывают, что на воспитание ребёнка влияют: Семья- 50%, СМИ, телевидение - 30%, Детский сад - 10%, улица- 10%. Воспитывая ребёнка, родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждому родителю хочется гордиться своим ребёнком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Основы нравственно - патриотического воспитания закладываются именно в семье. Семья - это первая школа воспитания, где ребёнок получает первые уроки уважения к старшим. В каждой семье свой замкнутый мир, своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции. Нравственно- патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия маленького человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребёнок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Формирование у дошкольников любви к Родине следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой Родины; усвоения принятых норм и правил поведения, взаимоотношений между людьми, приобщения к миру родной культуры. Родина всегда начинается с малой Родины, места, где человек родился, своей семьи, своего дома, детского сада и школы. Дом или детский сад, родной край имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края - культура в семье, живое общение с родителями, с природой и сверстниками, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности ребенка- дошкольника. В семье большую часть времени ребёнок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются возникающие проблемы, интересующие ребенка вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребёнком, тем более тесными становятся эмоциональные связи. Чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.
Формирование нравственно- патриотических чувств проходит эффективнее, если дошкольное учреждение устанавливает тесное и плодотворное взаимодействие с семьями воспитанников. Необходимость подключения членов семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает каждая семья, не может заменить дошкольное учреждение. Любовь и привязанность к детям, эмоционально - нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться помощь родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников воспитательно - образовательного процесса.
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий дошкольного учреждения, семьи и общественности, предъявляя воспитанникам согласованные требования, тем самым дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

  • В нравственно - патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, его природой, начиная с того, что принято называть "Малой Родиной". Постепенно переходя к таким категориям как "Отечество, "Россия", "Семья", где формируются нравственно- патриотические чувства и воспитываются будущие гражданине. В соответствии с законом "Об образовании в Российской Федерации", (статья №18.1) Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
  • Основная цель нравственно- патриотического воспитания в семье: Формирование нравственно- патриотических чувств детей, обогащение и углубление знаний о своей семье, родном городе, стране.
  • Родители призваны решать задачи:
  • Способствовать формированию у детей чувства гражданственности, любви и гордости к малой Родине, природе родного края.
  • Развивать в детях способности к восприятию литературных произведений, живописи, архитектуры.
  • Вызвать интерес к истории своей семьи, своего детского сада, своей страны. Роль семьи в нравственном воспитании детей велика. Семья объединяет всех членов общими интересами, общими радостями, общими невзгодами.
  • Педагогические условия, необходимые для эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников в семье:
  • Эвристическая среда в детском саду и в семье;
  • Тесное сотрудничество и взаимодействие с членами семьи;

Компетентность педагогов и родителей в решении проблем нравственно- патриотического воспитания детей.
Поговорим о нравственных ценностях в семейном воспитании:
Доброжелательность в отношении друг другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведёт к противоположным результатам.
нравственные потребности начинаются:
1. С отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость- это целый спектр чувств - сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.
2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная установка, которую можно сформулировать так: "Не вредить никому, а приносить максимум пользы". Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.
3. Ещё одним важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.
процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально - нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств детский сад в своей работе с семьёй.
Воспитание маленького патриота
Семья - Детский сад - малая Родина (родной город) - родная улица, дом- Россия, страна, Права -обязанности- Конституция - ФГОС ДО.
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть, только если Мы - взрослые сами будем знать и любить историю своёй страны, своего города и своей семьи.
Нравственное воспитание - это сложный педагогический процесс в основе которого лежит развитие чувств. "Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания"
А. В. Запорожец.

Библиографический список использованной литературы:

  1. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ. М.: АЙРИС ПРЕССС, 2006.
  2. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. М.: Педагогическое общество России, 2007.
  3. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.,1974.
  4. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.
  5. Мохонева М.Д. Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М., 2004.
  6. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. М.: ВАКО, 2011.

Приложения
Тестирование родителей
"Мой стиль воспитания ребёнка в семье"
1. Ребёнок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:
а) дадите ребёнку другое блюдо;
б) разрешите выйти из - за стола;
в) не выпустите из - за стола до тех пор, пока всё не съест.
2. Ваш ребёнок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку - плюшевого медведя. Вы:
а) идёте во двор и ищете игрушку ребёнка;
б) погрустите вместе с ребёнком о его утрате;
в) успокоите ребёнка словами: " не стоит расстраиваться из - за пустяков".
3. Ваш ребёнок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять вашу просьбу. Вы:
а) без слов выключите телевизор;
б) спросите, что необходимо ребёнку, чтобы начать выполнять просьбу;
в) пристыдите ребёнка за несобранность.
4. Ваш ребёнок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:
а) уберёте часть игрушек в недоступное для ребёнка место: "пусть поскучает без них";
б) предложите свою помощь в уборке, типа: "я вижу, что тебе скучно делать это одному...", "я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя...".
в) накажите ребёнка лишением игрушек.
5.Вы пришли за ребёнком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, "тянет" время. Вы:
а) отчитываете ребёнка, показывая своё недовольство его поведением;
б) говорите ребёнку, что когда он так себя ведёт, вы чувствуете раздражение и досаду;
в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребёнка, отвлекая как - то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.
Посчитайте, каких ответов больше- а, б, в. "А" - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребёнку и учёта его потребностей. "Б" - стиль воспитания, при котором признаётся право ребёнка на личный опыт и ошибки, акцент - научить его отвечать за себя и свои поступки. "В" - стиль воспитания без особых попыток понять ребёнка, основные методы - порицание и наказание.

Памятка для родителей:
"Основы нравственно - патриотического воспитания в семье".

  • Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
  • Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
  • Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
  • Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помрите, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности.
  • Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
  • Когда вы общаетесь со своим ребёнком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты произошли).
  • Поддерживайте у ребёнка показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: "Не высовывайся!", "Не проявляй инициативу, она наказуема!" и т. д.
  • Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества. Не взращивайте в своём ребёнке равнодушие, оно обернётся против вас самих. Как можно раньше откройте в своём ребёнке умения проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости!

 /  Воспитание патриотизма в детях

Как пишет слово «родина» ваш ребенок? С большой или маленькой буквы? Конечно, это не говорит об истинных чувствах к родной стране. Так нужно ли воспитывать в ребенке любовь к нашему региону, городу, Российской Федерации? И кто должен заниматься патриотическим воспитанием: родители или учителя? Поговорим обо всем подробно в нашей статье.

Вы узнаете все о патриотическом воспитании вашего ребенка. Мы расскажем о том, когда, зачем и кто должен прививать любовь к родине.

Что такое патриотизм?

Патриотизмом называют как родину для конкретного человека вообще, так и чувство преданности своему отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов.

Патриотическому же воспитанию можно дать с десяток определений, но мы остановимся на том, которое, как нам кажется, лучше всего отражает суть этого процесса. Итак, патриотическое воспитание - это систематическая деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своей родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов страны.

Но если со взрослыми все понятно: кто-то получил порцию патриотизма в армии, кто-то профессионально изучал историю и военное дело — оказать влияние на взрослого человека могли очень многие факторы, то как рассказать ребенку, что любить Россию — это хорошо. И нужно ли это делать?

Свежая статистика говорит о том, что с чувством патриотизма у подрастающего поколения в наше время туговато: опросы в школах, секциях среди детей разных возрастов показывают, что молодежь не интересуется особо своей родиной, ее судьбой, историей. А чувство любви к ней практически исчезло с радаров.


Как привить ребёнку любовь к школе? Читайте в нашей статье!

Татьяна Темная
Консультация для родителей. Патриотическое воспитание ребенка начинается с семьи.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Как известно, любовь к Родине начинается с формирования положительного отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет , детскому саду, школе, городу. Ребёнок открывает Родину в семье . Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд» , «долг» , «Родина » .

У мальчиков с детства необходимо формировать представления о необходимости всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду, оказывать помощь. Мальчик должен понимать, что он мужчина, что настоящие мужчины берут на себя самую трудную и тяжелую работу, и для этого они должны с детства готовиться к этому, закаляться, заниматься спортом. Родители должны формировать у своих детей положительный опыт «решения конфликтов» : уметь договориться, уступить, прийти к соглашению, защитить слабого и т. д. Девочкам нужно развивать умения сохранять мирные, доброжелательные отношения, учиться утешать, заботиться о близких.

Уже в дошкольном возрасте ребенок должен бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

В настоящее время предлагается много путей и способов развития чувства патриотизма , но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так , чтобы эти переживания были положительными, яркими, незабываемыми.

Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям определенных знаний о нем? Отбор и систематизация таких знаний проводятся с учетом возрастных возможностей дошкольников : принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т. е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств . А нам, взрослым, необходимо проанализировать свои знания о природных, культурных, социальных, экономических особенностях своего региона. Как педагоги, так и родители , должны продумывать, о чём рассказывать детям, уметь выделить характерные черты своей местности, доступно показывать связь родного города или села со всей страной.

В процессе воспитания , ознакомления детей с необходимым материалом создаются благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития : предлагайте детям анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, или то, о чем расскажете или прочтете им вы.

В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания . Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине , о воинах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому наследию нашей страны. Искусство помогает детям воспринимать то , чего они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представить то, что им хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства .

В работе по патриотическому воспитанию дошкольников важнейшим средством является организованное наблюдение окружающей действительности. Они видят, как трудятся люди, какие складываются у них трудовые отношения, как оценивается этот труд другими, как они выражают свое уважение к тем, кто хорошо трудится.

Взрослый учит детей видеть красоту окружающей природы, красоту людей труда. Прогулка в лес, в поле, к реке предполагает решение комплекса задач : познавательной, эстетической и, в конечном счете, нравственной.

Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и военные сражения. Чем интереснее и целенаправленнее организовано наблюдение окружающей действительности, тем содержательнее становится детское творчество.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана и с их физическим воспитанием . Будущие граждане России должны расти сильными, ловкими, здоровыми.

Окружающая жизнь дает реальную возможность показать детям основные права и обязанности российского человека : право на труд, отдых, образование, обязанность честно трудиться, жить в дружбе, защищать свою страну от врагов. Непосредственные наблюдения помогают ребятам узнать и полюбить природу родного края.

Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом – это значит не только знать свою страну, но и активно действовать на ее благо, поэтому необходимо поощрять деятельность ребёнка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города.

Отношение к Родине , ее культуре, истории, языку передается от родителей к детям . Яркие впечатления, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Обращайте внимание ребенка на красоту родного города, во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора. Поощряйте ребенка за примерное поведение в общественных местах.

Расширяйте собственный кругозор

Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

Вместе читайте книги, смотрите передачи, кинофильмы, рассказывающие о Родине , ее героях, о традициях, культуре своего народа.

Рассказывайте ребёнку об испытаниях, выпавших на долю наших предков, из которых они вышли с честью.

Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами города, страны.

Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.

При общении с ребёнком, обсуждайте не только проблемы, но и отмечайте положительные моменты, помните, чем больше выражаете недовольство, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.

Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!

Т. Темная,

воспитатель МДОУ д/с «Солнышко»

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Я и моя семья. Все начинается с семьи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 "Аистёнок" Старооскольского городского округа Консультация.

«С чего начинается Родина. Нравственно-патриотическое воспитание с детьми дошкольного возраста» "С чего начинается Родина. Нравственно-патриотическое воспитание с детьми дошкольного возраста". В. А. сухомлинский:«Детство – каждодневное.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших.

Консультация для родителей «Патриот начинается с семьи» С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. А может, она начинается С.

Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании ребенка с ОВЗ» Педагогика семейного воспитания – это одна из труднейших задач о воспитании. Семье принадлежит основная социальная функция - воспитание.

играет позиция самого учителя, его авторитет и отношение к обсуждаемым проблемам, когда учитель выступает как пример объективного, доброжелательного отношения к традициям и уважительного отношения к людям всех национальностей, населяющих нашу страну; другие качества, которые подчеркивают моральную чистоту, высокую духовность, патриотизм учителя, выражающиеся в удачном подборе ярких эмоциональных примеров, фактов, событий и их оценке;

В приведенных примерах проявляется диалог этнопедагогических культур народов Дагестана и Кавказа и русского народа. Учителя истории и литературы Махачкалы наряду с дагестанскими традициями патриотического и интернационального воспитания успешно используют традиции и передовые идеи великих русских писателей, а московская учительница весьма удачно применяет на уроках литературы традиции и опыт горских народов Кавказа и опирается на произведения Расула Гам-

затова о любви к родине, народам нашей страны. Это еще один важный аргумент в пользу эффективности патриотического и интернационального воспитания подрастающих поколений на традициях народов;

В процессе анализа художественных произведений и исторических документов учащиеся усваивают лучшие традиции своих народов по защите Отечества, осознают необходимость проявления уважения и любви к людям других национальностей, вероисповеданий, мест проживания, формируются убеждения, взгляды, которые в последующем реализуются в практические дела;

Дидактические материалы, подбираемые учителями к урокам, дают пищу для развития активных мысли -тельных процессов, в результате которых у учащихся формируются глубокие убеждения, критический подход, самостоятельность, активность и инициатива в решении проблемных заданий, определяется устойчивая позиция в вопросах патриотизма и интернационализма.

Примечания

1. Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета: перспективы человека, нации, государства. М., 1995. 2. Агаев А.Г., Магомедов Р.М. Дагестанское единство. Махачкала, 1995. 3. Алиева С.А. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников // Материалы Третьей Всероссийской конференции «Воспитание российского патриотизма, дружбы народов, гражданственности». М., 2007. 4. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников. Ростов на/Д., 1976. 5. ВырщиковА.Н. Военно-патриотическое воспитание: теория и практика. М., 1999. С. 65. 6. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала, 1998. 7. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1998. 8. Магомедов А.М. Художественные традиции народов Дагестана и их использование в эстетическом воспитании школьников. Махачкала: Дагучпедгиз, 1988. 9. Программно-методические материалы. Литература 5-11 кл. М., 2001. С. 133-205. 10. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. В. Давыдова. М., 2008.

Статья поступила в редакцию 27.05.2009 г.

УДК 374.1.018.7

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

©2о°9 Гасанова 3.3.

Дагестанский государственный педагогический университет

Известия ДГПУ, №2, 2009

На основе анализа условий жизни современной дагестанской семьи определены ее возможности в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и дружбы народов.

On the base of the analysis of the conditions of modern Daghestan family life its possibilities in rising generation’s education in the spirit of patriotism and peoples’ friendship are determined.

Ключевые слова: семейное воспитание, межнациональная семья, дагестанская семья, этническая социализация, культура межнационального общения.

Keywords: family education, interethnic family, Daghestan family, ethnic socialization, culture of interethnic communications.

Основным институтом, обеспечивающим организацию всей системы патриотического воспитания, ее

функционирование и контроль за эффективностью и конечными результатами этой деятельности, является государство. Одним из наиболее важных институтов, непосредственно осуществляющих патриотическое воспитание молодого поколения, является семья.

Актуальность поднятой темы обусловливается, в частности, теми особенностями, которые характерны для настоящего времени: неверное представление о роли семьи, искаженное восприятие проблемы воспитания патриотизма. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы в семейной жизни имели место в доверительной обстановке беседы о любви и к своей Родине вообще, и малой родине - своей республике, области, краю.

Существенное значение имеет осознание самими родителями того, что дружба народов России - это отношения между нациями и народностями, основанные на идеях гуманизма и добрососедства. Они также должны знать о том, что дружба народов России и российский патриотизм взаимосвязаны и дополняют друг друга. Российский патриотизм не противопоставляет народы страны, а сплачивает их в рамках единого государства. При этом общерос-

сийское чувство гражданина сочетается с чувством любви к малой Родине, родной республике или области.

Дефицит жизненного опыта не позволяет молодому человеку адекватно ориентироваться в многообразии социальных отношений, не позволяет отличать подлинные ценности от мнимых. Семья является той средой, где дети находят эмоциональную и моральную поддержку, где впервые ребенок слышит порицание или похвалу и где складывается доверительное отношение к первому опыту в межнациональном общении.

Обсуждая конкретные ситуации межнационального общения своих детей, родители должны выступать в роли наставников, а не арбитров и исходить из своего позитивного, а не негативного опыта. От характера и направленности социальных установок зависит реальное поведение молодого человека в ситуации межнациональных контактов.

Российское общество подверглось коренным структурным изменениям всех его социальных институтов. Коснулись они также и основного института воспитания и социализации ребенка - семьи.

Семья, являясь особой социальной системой отношений, оказалась наиболее уязвимой. В силу социальных катаклизмов в 90-е годы ХХ в.

Психолого-педагогические науки

российская семья оказалась на грани физического и морального выживания. В результате чего в ней стали наблюдаться реальные деструктивные процессы. Так, основная функция семьи - воспитательная - подверглась жесточайшим испытаниям. Если в доперестроечное время успех воспитательного воздействия старших поколений на младшее был неоспорим, то теперь под сомнение были поставлены вопросы воспитания в семье вообще, отрицанию подверглись прежние модели, программы, стили и формы социализации личности. Произошло своеобразное обесценивание уклада семьи, ее традиций и установок. Разумеется, в этой сложной ситуации семья в воспитании чувства любви к Родине не могла избежать различных деформаций, идеологических наслоений и формализма.

Одной из характерных особенностей современных семей является наличие выраженных переживаний, связанных с материальным обеспечением себя и будущего своих детей. Всецелое, всепоглощающее стремление к материальному достатку привело не только к стремительному вхождению в новые социальноэкономические отношения, изменению ценностных ориентаций людей, но и неприемлемому прежде нежелательному социальному явлению -различению людей и групп по материальному достатку.

Нынешние социально-

экономические реалии требуют от государства новых подходов к решению проблем семьи.

Решение проблем российской семьи должно осуществляться в стране в целом. Большое значение при этом имеет реализация мер по оздоровлению социально-экономических условий жизнедеятельности российской семьи, создание отрегулированных социально-психологических механизмов помощи семье и ее поддержки. В этих условиях, независимо от социально-экономи-ческого строя,

геополитического расположения, этнического состава населения, важная роль должна отводиться семье как институту воспитания и социализации личности. В решении задач формирования гражданина-патриота государство большое внимание должно уделять мерам, направленным на укрепление семьи.

Процесс демократизации привел к либерализации всех сфер жизни, в том числе и семейных отношений. Сложилась парадоксальная, противоречивая ситуация: с одной стороны - это религиозная экспансия, с другой - идеализация западного образа жизни и ценностей, вплоть до языковых и поведенческих стереотипов. Интенсивная трансформация различных культур и религий отразилась на семье и семейных отношениях.

Новые экономические отношения породили новые семейные и супружеские отношения, изменили ролевые позиции функции членов семьи. Женщина, как никогда ранее, стала активно заниматься предпринимательской деятельностью, наравне с мужчинами самостоятельно, порою рискуя всем, осваивать азы новых, рыночных, отношений. Такая женщина сама пытается определить судьбу свою и детей. Экономическая независимость влечет за собой иные по структуре социальные отношения.

Понятия семья, брак, супруги наполняются новым смыслом и содержанием. Самоутвердившимся женщинам мешает жесткий прессинг общественного мнения, традиций и адатов (горских обычаев). Изменения в общественном сознании представлений о роли женщины отстают по сравнению с развитием рыночных отношений.

На личность ребенка со стороны семьи действует три группы факторов:

а) семейный микроклимат как социальная микросреда; б) семейное воспитание как направленное воздействие на личность ребенка с це-

Известия ДГПУ, №2, 2009

лью формирования и развития тех нравственных и социальных ценностей, которых придерживается семья; в) различные виды деятельности, осуществляемые в семье (труд, общение и т.д.).

Будучи объектом семейного воздействия, ребенок сам выступает в качестве субъекта, непосредственно влияющего на жизнедеятельность семьи, сохранение внутрисемейных взаимоотношений, факторов и стимулирующего процессы повышения экономического благосостояния и нормализации внутрисемейного климата.

Современное общество предъявляет высокие требования к уровню образования в России, вопросы воспитательной работы отодвинуты на задний план. В связи с этим огромный груз ответственности ложится на семью, так как в этих условиях семья не только основной, но и практически единственный институт воспитания. Готова ли к этому современная семья? Каковы возможности нынешней семьи в воспитании подрастающего поколения? Ответ очевиден: многие дагестанские семьи сохранили традиционные ценности народной педагогики, свойственной их предкам, и восприняли современные технологии воспитания.

При изучении семейных возможностей воспитания в духе патриотизма и дружбы народов нельзя отказываться от использования опыта советской педагогики, несмотря на ее четкую прокоммунистическую идеологическую направленность.

В качестве форм воспитания в духе дружбы народов в советской семье предлагались: регулярная информация о жизни многонациональной страны, рассказы о дружбе и сотрудничестве между народами Советского Союза и социалистическими республиками, о международных событиях, ознакомление с экономикой, культурой и бытом союзных и автономных республик, стран социалистического лагеря; переписка детей

из разных городов и республик. Формами патриотического воспитания в семье выступали знакомство с трудовыми биографиями родителей, преобразование уголков родной природы (озеленение школы, родного села и т.д.), посещение памятных мест, рассказы родителей о социалистическом соревновании, его победителях и т.д.

Для укрепления функциональной связи семьи с системой интернационально-патриотического воспитания детей важно: развивать средства эмоционального воздействия на формирование одухотворенного детства, восприятия места рождения (малой Родины); обеспечивать взаимосвязь семьи и образовательного учреждения для утверждения в детском сознании доступных ему элементов толерантного поведения; ввести в школьную программу предмет «Культура межнационального общения».

Условиями воспитания культуры межнационального общения в семье выступают: повышение родительской и педагогической компетентности, акцентирование на достижениях национальной культуры и народной педагогики, развитие эмпатии и понимание межэтнической толерантности как компонента общей культуры личности.

Северокавказская семья - понятие неоднозначное, она отражает общие тенденции и закономерности, основывающиеся, прежде всего, на традиционной культуре народов в сфере семьи, вызванные многими общими явлениями и обусловленные близким соседством, природно-

климатическими условиями, историко-культурными, хозяйственно-

бытовыми и прочими традициями и особенностями народов, населяющих регион. В то же время семья и семейный быт народов региона ни в прошлом, ни теперь не идентичны.

Народы и национальности Северного Кавказа выработали собственные этнокультурные семейные и брачные традиции, особенно в отно-

Психолого-педагогические науки

шении эндогамности и экзогамности браков.

На Северном Кавказе можно выделить следующие типы семей:

1) жесткие экзогамные браки. При этой форме экзогамии запрещены браки между родственниками до седьмого-восьмого колена, а также внутри фамилии вообще. Запрещены браки между однофамильцами по отцовской и по материнской линии, между потомками молочных братьев и сестер. Подобная форма характерна для осетин, абазин и адыгов;

2) строгая экзогамность по отцовской линии, характерная для чеченских и ингушских тейпов. При этом к бракам между родственниками отношение относительно спокойное. Запрет на браки между родственниками по отцовской линии до седьмо-го-восьмого колена обосновывается опасением за будущее потомство, которое может быть генетически больным;

3) либеральная экзогамия, характерная для семей карачаевцев и балкарцев, ограниченная фамильнородственной экзогамией. Отношение к браку между людьми дальней степени родства весьма либеральное и спокойное;

4) эндогенные браки между представителями одного рода (тухума), характерные для дагестанцев. При этом браки между двоюродными и троюродными братьями и сестрами даже поощряются (например, у аварцев, даргинцев).

Многонациональные браки в Дагестане имеют свою историю. Большинство народных обычаев противостоит созданию смешанной семьи, так как дагестанцам присуще тяготение к эндогенным бракам. Эти обычаи стремились противостоять мировой тенденции интернационализации семьи, формированию экзогенных браков.

Только после Великой Октябрьской революции в Дагестане появилась тенденция к увеличению числа межнациональных браков. Если в

1925 году только 2,5% браков были смешанными, то в 1967 году это число выросло до 12%. Сегодня примерно треть браков в Дагестане является смешанной. Многонацио-

нальными в республике считаются браки между представителями разных национальностей. Многие малые этносы стремятся в настоящее время позиционировать себя как отдельные национальности, хотя официально отнесены к более крупным этническим объединениям. Например, го-доберинцы, цумадинцы, цунтинцы, каратинцы, имеющие собственные языки, принадлежащие андо-цезской группе, отнесены к аварцам, следовательно, браки между представителями данных этносов не будут считаться смешанными. Исходя из этого, мы считаем, что реально межнациональных браков в Дагестане намного больше.

Распространению межнациональных браков в республике в большой степени способствует культивируемая идея единства народов и национальностей под эгидой целостного Дагестана. Взаимная интеграция культур разных этнических групп привела к созданию общедагестанской культуры, впитавшей в себя многое из лучшего, присущего языкам, литературам, традициям и обычаям дагестанских народов.

Межнациональные семьи - достаточно распространенное явление в нашей стране. В них идут те же процессы, что и в мононациональных семьях, и выполняют они те же функции независимо от национальной принадлежности или вероисповедания обоих родителей.

Межнациональные семьи имеют и свои специфические особенности. Так, в национально-смешанных

семьях происходит реальное взаимовлияние культур обоих родителей. Дети в таких семьях непосредственно сталкиваются с различиями в обычаях, традициях своего ближайшего окружения. При этом внутрисемейные отношения носят выражен-

Известия ДГПУ, №2, 2009

ный интимно-личностный характер. Поэтому первичная межэтническая социализация в таких семьях приобрела особую социально-психологическую значимость. Она определяется необходимостью выбора путей приобщения детей к истории, культуре, языку, традициям одной, двух и более народностей.

Именно в межнациональных семьях отмечается высокий уровень национальной терпимости, межэтнической толерантности, отсутствие национализма и шовинизма, знание нескольких языков и культур, гуманистическая направленность мировоззрения у детей.

Специфической особенностью дагестанской семьи является также возникновение в условиях небывалого роста безработицы и отсутствия рабочих мест в республике института «условно неполных» или дистантных семей, в которых отец длительное время находится в других регионах России, стремясь заработать средства для экономического обеспечения жизни. Таким образом, существующая социально-экономическая ситуация способствует снижению воспитательной роли одного из родителей, выработке представлений о необходимости выживания. В этих условиях формирование нравственных ценностей, к которым мы относим воспитание патриотизма и дружбы народов, сложно, так как трудно объяснить ребенку необходимость любить Родину, которая не может обеспечить его родителей законно заработанными средствами к существованию. При этом могут возникать чувства национальной неприязни к представителям более благополучных в экономическом плане регионов.

Другой особенностью дагестанской семьи является ее частая многодетность. Многодетная семья обладает значительно большим потенциалом в воспитании культуры межнационального общения и дружбы

народов по сравнению с другими типами семьи.

В многодетных семьях легче формируются такие личностные качества, как коллективизм, сочувствие, соучастие, готовность прийти на помощь, терпимость, умение принять и понять человека. Однако в случае материального неблагополучия воспитание в многодетных семьях может приобрести уродливый характер, вызванный возможностью обеспечить только элементарные материальные потребности.

Сложившееся особое пространство многонациональной микросреды создает благоприятные, опосредованные родственной близостью условия для межэтнической социализации. Естественно, уровень культуры межнациональных отношений будет определяться многими факторами. Так, они находятся в зависимости от особенностей этнокультурной системы, ее открытости или закрытости, уровня урбанизации.

Как и во всех семьях, в межнациональной семье имеются проблемы приобщения ребенка к своему имени, месту рождения, национальности, языку общения и вере.

Одной из первых проблем, возникающих при рождении детей, является проблема выбора языка общения с ребенком. Как правило, ни у одного из родителей нет возможности полноценного обучения ребенка какому-либо из языков. Реально ребенок осваивает язык межнационального общения - русский.

При полноценном осознании своей принадлежности к обоим этносам у детей формируется специфическое самосознание. Детям из межнациональных семей в той или иной степени характерны свойства и качества, присущие отцовской и материнской этнической культуре. В социальной психологии это состояние называют маргинальностью.

Термином «маргинальность» обозначаются особенности социальнопсихологической ситуации личности

Психолого-педагогические науки

в силу своего происхождения (раса, национальность) или социального положения вынужденной осуществлять свою жизнедеятельность под одновременным воздействием двух или более культурных традиций.

Если дети попадают в зону конфликта родителей, то оказываются перед выбором, на что ориентироваться в жизни, так как конфликтующие родители своим поведением обесценивают систему норм и идеалов. Опасность в том, что наступает

процесс интенсивной дифференциации хороших и плохих черт родителей в соотнесении с их этнической принадлежностью. Переоценке в данной ситуации подвергается весь круг представлений и предпочтений обоих этносов.

В целом же национально-смешанных семьях первичная этническая социализация способствует формированию терпимого отношения к этническим, языковым, религиозным и культурным различиям.