Пенсионная система в рф включает себя. Пенсия. Негосударственное пенсионное обеспечение

Впервые массовые пенсии ввел в 1889 году в Германии канцлер Отто фон Бисмарк. Первый государственный пенсионный фонд собирал деньги и с работников, и с работодателей. Чем больше денег человек вкладывал в фонд, тем более высокую пенсию он получал в старости. В 1891 году в Дании и в 1898 году в Новой Зеландии правительства ввели пенсии для нуждающихся — так власти пытались уменьшить социальное неравенство в обществе. К началу XX века сформировалось два подхода к пенсии:

Пенсия - пособие за выслугу лет для бывших работников. Его размер зависел от стажа, трудовых и социальных заслуг перед обществом и государством.

Пенсия - равная выплата для людей с низким достатком.

Два типа пенсионной системы

На основе этих двух подходов в мировой практике к середине XX века выделились накопительная и солидарная пенсии. Оба типа пенсионной системы условны, и в мире в разные годы используют разные источники финансирования и их пропорции.

В накопительной пенсионной системе работники и/или работодатели отчисляют деньги на индивидуальные счета. При наступлении пенсионного возраста, инвалидности или другого страхового случая клиент начинает получать пособие. Государство в такой системе лишь гарантирует выплату пенсий.

В солидарной системе взносы собираются со всех источников в единый фонд и затем выплачиваются пенсионерам. В зависимости от источников финансирования различают два подтипа солидарной системы:

Страховая система - работает как страховой фонд. Все работники выплачивают страховые взносы, которые обеспечивают выплаты пенсионерам.

Система гособеспечения - пенсионный фонд формируется на основе бюджетных денег. Государство отдает часть заработанных средств из госбюджета в пенсионный фонд. Граждане не платят специальные взносы в пенсионный фонд - он формируется за счет всех доходов государства: налогов с населения и компаний, продаж сырья, товаров, технологий, услуг и т.д.

Пенсия в России и как она была устроена

Первые пенсии в России начали выплачивать госслужащим и военным в XVII веке. Позднее количество категорий граждан — получателей пенсии расширялось, пока в 1964 году не появилась массовая пенсия. До этого в 1956 году советское правительство утвердило закон« О государственных пенсиях», по которому женщины в 55 лет и мужчины в 60 лет, не работавшие в колхозах, могли получить пособие. Спустя восемь лет государственные пенсии стали получать и колхозники — до этого они получали пособия от артелей, которые организовывали собственные фонды и кассы взаимопомощи.

Государственная пенсионная система РФ представляет собой важнейший социальный инструмент, благодаря которому обеспечивается достойная жизнь граждан, которые достигли старости и полностью или частично потеряли свою трудоспособность. Основной принцип системы заключается в том, что трудоспособные граждане при помощи налоговых отчислений обеспечивали жизнь пенсионеров,что также коснется их самих по мере взросления детей и внуков.

Основные характеристики пенсионной системы РФ

Пенсионная система РФ — ее понятие, структура, особенности требуют серьезного дополнительного рассмотрения в связи с тем, что из-за нехватки бюджетных средств и общего старения российского населения планируется ее кардинальное реформирование. Сейчас, будущая пенсия гражданина формируется при помощи трех видов отчислений:

  • обеспечение базового размера пенсии государством;
  • формирование накопительной части пенсии работодателем за счет ежемесячных отчислений;
  • дополнительное страхование — формируется за счет дополнительных добровольных отчислений гражданами, что позволяет увеличить ее размер.

Важно!

Пенсионная система Российской Федерации имеет многоступенчатый характер, что позволяет обеспечивать ее длительное стабильное существование, но сейчас переживает кризис из-за низкой производительности труда и уменьшению налоговых поступлений.

Современная система пенсионного обеспечения в РФ делится на два вида пенсионного обеспечения:

  • Обязательное пенсионное страхование – оно производится по старости или инвалидности, в случае потере кормильца, а основным источником выплат являются обязательные взносы, которые регулярно выплачиваются из заработной платы;
  • Добровольное пенсионное страхование, когда работник самостоятельно заключает договор с фондом и регулярно вносит установленную сумму на счет данной организации, что в будущем позволяет увеличивать размер его пенсии.

Система пенсионного обеспечения в РФ включает в себя центральное представительство, а также областные и городские отделения, которые занимаются вопросами оформления выплат на местах, а также оформлением социальных выплат по нетрудоспособности и иных социальных пособий.

Какие реформы планируются в данной сфере?

Реформа пенсионной системы РФ в 2018 году в России — это сразу несколько важнейших направлений:

  • повышение выхода на заслуженную пенсию по старости из-за возникновения дисбаланса — мужчинам до 63-65 лет и женщинам — до 58-60 лет;
  • сокращение списка льготников, которые пользуются правом досрочного выхода на пенсию;
  • работающие пенсионеры лишатся права на индексирование выплат по сравнению с остальными категориями нетрудоспособных граждан;
  • с 2018 года в России начнет действовать система индивидуальных пенсионных накоплений, когда любой гражданин сможет самостоятельно формировать собственные выплаты;
  • введение бальной системы, когда каждый год любой работающий гражданин сможет самостоятельно получить необходимое количество баллов, что поспособствует увеличению размера пенсии.

Важно!

Региональная пенсионная система выходит сейчас на первый план, поскольку выплаты из федерального бюджета зачастую бывают недостаточными, а при помощи субъектов страны можно будет использовать другие источники дохода — личные, корпоративные или бюджетные. Необходимо активнее привлекать личные накопления граждан для превращения их в постоянные инвестиции.

Что такое индивидуальный пенсионный капитал?

Система индивидуального пенсионного капитала состоит из нескольких важнейших векторов развития:

  • замену обязательных накопительных взносов на добровольные;
  • стимуляцию граждан на самостоятельную заботу о своем будущем;
  • отмена соответствующих пенсионных полномочий государством и их передача негосударственным организациям.

Все накопленные гражданином финансы будут равномерно разделены государством на срок дожития, с целью их поэтапного расходования. Любые пенсионные системы бывают неэффективными, если сам гражданин не позаботится о собственном будущем — такова главная идея современного российского государства.

Важно!

Пенсионные системы зарубежных стран обязательно включают в себя различные институты социальной защиты:

  • государственное социальное обеспечение;
  • обязательное социальное страхование;
  • личное пенсионное страхование.

В чистом виде распределительные или накопительные системы пенсионных накоплений практически не используются — например, в Британии обязательную базовую государственную пенсию получат мужчины, достигшие возраста 65 лет и женщины возрастом старше 60 лет, а потенциальный размер напрямую зависит от стажа. Ее уровень там ограничен, он индексируется государством согласно текущей инфляции. Государство гарантирует ее размер в 20% средней зарплаты каждого работника. Трудовая же пенсия каждого также сформируется за счет ежемесячных взносов работника, но уже пополам с работодателем и напрямую будет зависеть от размера выплат, составляя более 20% от совокупного дохода. Накопительная пенсионная система является основной ее частью.

Пенсионные фонды

Подобные организации подразделяются на государственные и частные, в которых распоряжаются всеми денежными средствами граждан частные или государственные управляющие компании. Частные компании, которым переводятся денежные средства, обещают высокую доходность, но и финансовых рисков здесь больше. При выборе необходимо обратить внимание на:

  • время существования;
  • кто является учредителем;
  • доходность за весь период работы;
  • прозрачность деятельности и наличие всей необходимой информации;
  • репутация и респектабельность пенсионного фонда;
  • постоянство осуществления выплат.

Важно!

Если гражданин не написал заявление о переводе накопительной части пенсии, то она и все последующие выплаты останутся под государственным управлением.

Пенсионная система РФ еще не сформировалась до конца. Идет постоянная работа над ее совершенствованием.

Выйдя из школьных дверей, как правило, молодые люди не задумываются о далеких пенсионных перспективах. Да и когда задумываться. Жизнь вокруг бурлит. Учеба по профессии, поиск работы, трудоустройство, вступление в брак, рождение ребенка… Пенсия кажется далекой перспективой.

И подавляющее большинство людей не думают о том, что, во-первых, следует задумываться о том времени, во-вторых, следует скрупулезно складывать все документы, касающиеся учебы и трудовой деятельности всю жизнь . Бумажка к бумажке. В отдельной папке!

На самом деле оформление пенсии не простая задача, поскольку требуется рассчитать пенсионные выплаты с точностью до копеек. Все эти расчеты основываются на документах, которые вы скопили за всю жизнь в своей специальной папке . Эти документы должны отражать всю вашу трудовую жизнь. Этот момент не касается тех, кто практически не работал. Хотя и то время, что человек работал, должно подтверждаться соответствующими документами.

Логика подсказывает, что отсутствие (например, по причине утери и невозможности восстановления) хотя бы одного документа приведет к уменьшению пенсионных выплат. В юном возрасте потеря в перспективе в сумме пенсионных выплат, например 100 рублей, не воспринимается серьезно, поскольку при необходимости можно “перехватить”, например, у родителей. А вот при выходе на пенсию эти же 100 рублей будут оцениваться буквально на вес золота. Задумайтесь об этом и постарайтесь в течение жизни все документы скрупулезно сохранять.

Почему часть пенсионеров довольна своей пенсией, а часть нет

В разговорах на кухнях, а также в последние годы в Интернете много шума, касающегося размера пенсий и индексации. Причем многие люди идут на поводу у провокаторов, которые пытаются направить гневное мнение народа в нужное им русло. Да, существует такая возможность и связана она с тем, что многие не понимают суть пенсионной системы, ее устройства и способов формирования пенсий.

Видя только голые цифры, многие не задаются вопросом: “накопительная часть пенсии, что это такое?”. А страховая пенсия это ведь тоже относится к пенсионным выплатам. А как эта часть формируется, вы знаете? А вот как раз из-за различий в принципе формирования той или иной части пенсии и возникает разница в сумме. Поверьте, что добросовестно работавший всю жизнь человек будет получать достаточно весомую пенсию. Да, это не миллионы, но все же.

Давайте не торопясь разберемся, как реформируется пенсионная система РФ.

Что такое пенсионная система и когда она появилась

Вообще идея финансовой поддержки людей старшего поколения, которые уже не в состоянии получать доход своим трудом, но еще некоторое время проживут, появилась в ХIХ веке в Германии. Научные потенции Германии и в то время были сильны (достаточно вспомнить К.Маркса), поэтому идея сбора страховых взносов с работников и работодателей для создания фонда финансовой поддержки старшего поколения была принята за основу.

Главным в принятой системе было то, что хорошо работавший человек (естественно накопивший больше взносов) в итоге получал больше пенсионных выплат. Справедливо? Естественно.

Тем не менее, в те же времена в Дании попытались создать другую модель пенсионной системы. Было решено уравнять всех людей пенсионного возраста в правах на получение финансовых выплат. Хотя не совсем впрямую, поскольку предложено было выплачивать из общего фонда нуждающимся. Ну, прямо коммунизм какой-то. Не работал и не приносил пользы обществу – получи, работал и приносил пользу – получи столько же. Да, эта система позволяла снизить уровень бедности среди людей пожилого возраста, но очевидны были ее недостатки.

К слову датская уравнительная схема использовалась в СССР, что не способствовало пониманию необходимости принесения пользы обществу путем производства благ. Не случайно стимулами к труду в СССР были законы типа борьбы с тунеядством.

Мировое сообщество не согласилось с уравнительностью датской модели, и за основу в большинстве стран была принята модель, разработанная в Германии. Естественно, эта модель не раз корректировалась. Так уже в ХХ веке ввели понятие гарантированной пенсии и ее минимального размера. Причем гарантированная пенсия не была привязана к результатам труда человека.

Немного истории


В современном виде пенсионная система в России начала свою работу только 25 лет назад. 22 декабря 1990 было выпущено постановление Верховного Совета РСФСР за номером 442-1, которое и определило переход от уравнительной модели к созданию внебюджетного фонда пенсионного обеспечения. Учитывая, что в ведущих западных странах пенсионные системы работают и совершенствуются более 100 лет, не корректно сравнивать системы и уровни пенсий в России и у них, что регулярно происходит на страницах социальных сетей, вызывая недовольство народа.

В Интернете можно найти информацию об изменениях, которые претерпела и продолжает претерпевать наша пенсионная система. Понятно, что ошибок сделано немало. Это связано с тем, что в России продолжает совершенствоваться экономическая модель, которая не может быть полностью привнесена с Запада.

Наряду с ошибками в развитии нашей пенсионной системы, есть и объективные трудности. Вот конкретный пример. Когда во всех развитых странах были введены свои пенсионные системы, была выявлена общая проблема, связанная с сокращением работающих после достижения пенсионного возраста людей. Пусть это условно 60 лет (хотя этот возраст принят не во всех странах). Так вот, если еще в 1900 году работающих после 60-ти лет мужчин было 66%, то к 1990-му году этот показатель снизился до 28%.

Эта проблема (уменьшение количества работающих, а значит и уменьшение валового дохода государства) характерна не только для России. Но для нашей страны на эту проблему наложилась так называемая “демографическая яма”. Суть этой проблемы в том, что по статистике в большинстве стран двое работающих “кормят” одного пенсионера (это принцип социальной солидарности поколений), а в нашей стране из-за уменьшения рабочих рук и увеличение количества пенсионеров соотношение 2:1 уменьшается, и в результате создался дефицит пенсионного фонда. Этот дефицит приходится гасить государству.

Пенсионная система РФ сегодня

В настоящее время пенсионным обеспечением людей старшего поколения (да и не только) в России занимается Пенсионный фонд РФ (ПФР). Это автономная, но поддерживаемая государством, кредитно-финансовая организация, в которой накапливаются страховые взносы всех работающих граждан.

Любой работник должен знать и понимать следующее.

Взносы в ПФР на будущую пенсию выплачивает работодатель в сумме 22% от начисленной работнику заработной платы . Это и есть страховые взносы. То есть ваш работодатель страхует вашу старость.

На самом деле процентная ставка страховых взносов зависит от суммы выплачиваемого дохода и статуса организации, где работает работник. Стоит заметить, что 13% подоходного налога, которые высчитываются с работника идут в бюджет и никаким образом на величину пенсии в будущем влиять не будут.

В качестве отвлечения. Конечно же, нынешнему старшему поколению, которое большую часть трудового стажа получило во времена СССР, повезло с пенсией больше. Среднее и младшее поколение, работавшие и работающие в современных условиях (с зарплатами в конвертах), испытывают естественные опасения по поводу величины своих будущих пенсий.

Рекомендация.
Выбирайте место работы с белой зарплатой. Кстати и государство не зря борется с зарплатами в конвертах, имея понимание, что со временем будут недовольные, которые в свое время не поняли сути проблемы и на их счетах в ПФР весьма незначительные суммы. Конечно, не всегда удается найти достойную работу с белой зарплатой.

В этом случае вопрос накопления взносов на вашем счете в пенсионном фонде целиком на ваших плечах. Можете пополнять этот счет, а можете откладывать на свой счет в негосударственном пенсионном фонде или в любом банке. Но делать это надо понимая то, что в момент выхода на пенсию не надо будет кричать на всех перекрестках, что ваша пенсия маленькая. Кто виноват в этом? Вы сами.

Изменения в пенсионной системе с 2015 года

В 2015 году пенсионная система РФ претерпела стратегические изменения, которые идут в русле мировых тенденций. Очевидно, правильно не повторять ошибок, которые сделали другие развитые страны.

Итак, исходим из того, что в России существует обязательное пенсионное страхование, которое и формирует некую сумму для каждого потенциального пенсионера. Обязательные отчисления (от белой зарплаты) в последние годы все время подвергались реформам. Почему? Опять же это было необходимо в рамках поиска справедливой системы обеспечения старшего поколения в условиях нестабильности экономики.

В качестве основного изменения, принятого с 2015 года следует отметить принцип формирования страховой и накопительной частей. То есть в ПФР также будет две части, только с 2015 года это будут самостоятельные части со своей системой формирования.

Страховая часть теперь больше зависит от трудового стажа, что вполне справедливо. Для учета инфляции введена бальная система учета (так называемый ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент). Кстати, действующие пенсионеры не ощутят изменений, а ИПК будет применяться к тем, кто еще работает.

Таким образом, страховая часть представляет собой базовую, индексируемую часть. Например, в 2015 году эта часть проиндексирована на 837,97 рублей и в итоге страховая часть составляет 12 045,77 рублей.

Есть еще так называемая социальная пенсия, которая назначается от государства не работавшим (или мало работавшим) людям. Так вот в 2015 году эта пенсия проиндексирована даже больше – на 901,73 рублей, что в итоге составляет 8 479,29 рублей.

Если внимательно посмотреть на сравнения величины пенсий, которое крутится в соцсетях, то, как раз фигурирует цифра 8 479 рублей в сравнении с, например 40000 рублей (в пересчете) в стране ЕС. Как думаете, сравнение корректное? Во-первых, сравнивают величину пенсии человека, который не работал и не накопил (в нашей стране) с величиной пенсии работавшего человека в западной стране. Социальные пенсии у них тоже не очень высокие. Во-вторых, для корректного сравнения нужно было бы сравнить и цены на все в тех странах, с которыми проводится сравнение.

Кстати, есть еще дополнительное пенсионное страхование, при котором человек самостоятельно заключает договор, например, с негосударственными пенсионными фондами, которые вкладывают деньги для получения прибыли на ваши вложенные деньги в более рискованные, но с большими процентами, проекты. Но это каждый решает сам.

Как вы можете отследить свои накопления в ПФР? Очень просто.

Каждый человек и даже ребенок должны иметь так называемый . Это документ с вашим личным номером счета в рамках ПФР.

Современные Интернет технологии не обошли и ПФР, который имеет свой официальный сайт, предоставляющий удобный доступ как к своим данным, так и к государственным услугам.

Вот что говорят о новом порядке расчета пенсий:

Россия вошла в рыночную экономику, унаследовав пенсионную систему СССР. При этой пенсионной системе пенсия гражданина, трудившегося всю жизнь, практически не зависела от размера его заработной платы и стажа работы. Платежи были обезличены и поступали в общую копилку, из которой они распределялись на выплаты пенсий.

Коренные изменения основ экономической жизни России в начале 1990-х гг. привели к изменению и принципов пенсионного обеспечения. Сегодня государственное пенсионное обеспечение основывается на обширной законодательной базе и имеет всеобщий характер. При этом предусматриваются следующие виды пенсий: по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по потере кормильца, социальная.

Право на трудовую пенсию предоставляется всем гражданам, занятым трудовой или иной общественно полезной деятельностью.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, который определяется Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Источником финансирования государственных пенсий являются:

  • - бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
  • - федеральный бюджет для обеспечения всех категорий госслужащих (военнослужащих, служащих органов внутренних дел и др.), а также социальных пенсий.

Следует отметить, что пенсионная система России и ранее, и по большой части в настоящее время представляет собой распределительную систему, которая надо признать, является дешевой в обслуживании. Альтернативой этой системе является накопительная система, становление и функционирование которой связано с целым рядом издержек. Тем не менее, большинство стран отказывается от распределительных систем. Это вызвано, прежде всего, тем, что во многих странах ухудшается демографическая обстановка. Так, население России в среднем уменьшается на 700 тыс. человек ежегодно, и к 2050 г., по оценке Госкомстата России, может составить лишь чуть более 100 млн. человек, при этом на одного работающего будет приходиться один или чуть более одного пенсионера.

Возвратимся к нашему примеру и допустим, что численность работающих и численность пенсионеров равны и составляют по 45 млн. человек. В этом случае отчисления в пенсионный фонд составят 2000 руб.* 45 млн. человек *, *15% = 13500 млн. руб.;

средняя пенсия составит 13500 млн. руб. : 45 млн. чел. = 300 руб.

Вполне очевидно, что когда соотношение между количеством пенсионеров и количеством работающих станет ниже некоего критического показателя, то государство должно увеличивать либо процент отчислений в пенсионный фонд, либо пенсионный возраст. Подобные меры могут стать препятствием для экономического развития и привести к конфликту поколений. Именно в этом следует искать причины того, что распределительная система изживает себя и начинают развиваться накопительные системы.

Основные черты реформируемой пенсионной системы России были отражены в концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, принятой постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995г. № 790 «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации».

1 января 2002г. Россия вступила в очередную фазу развития пенсионной реформы, когда пенсионная система, основанная ранее на чисто распределительном принципе, была заменена смешанной системой, сочетающей в себе как распределительный, так и накопительный принципы.

В результате реформирования пенсионная система в Российской Федерации сегодня представлена 3 элементами:

государственное пенсионное обеспечение, осуществляемое за счет средств федерального бюджета;

обязательное пенсионное страхование;

негосударственное пенсионное обеспечение.

Государственное пенсионное обеспечение представляет собой следующие виды пенсионных выплат:

  • - базовая часть трудовой пенсии по старости;
  • - базовая часть трудовой пенсии по инвалидности;
  • - базовая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
  • - социальные пенсии нетрудоспособным гражданам;
  • - государственные пенсии военнослужащим;
  • - пенсии другим отдельным категориям граждан.

Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, а также за счет ассигнований из федерального бюджета.

Обязательное пенсионное страхование представляет собой страховую и накопительную части трудовых пенсий и осуществляется за счет обязательных страховых взносов, перечисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации. Сумма страховых взносов отражается на индивидуальном счете застрахованного лица.

Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнением к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию. Оно может осуществляться только за счет добровольных пенсионных взносов в негосударственные пенсионные фонды.

Трудовая пенсия, назначаемая по старости или по инвалидности, складывается из 3-х частей:

Базовая часть является фиксированной, с 1 апреля 2006 г. она составляет 1035,09 руб. и должен индексироваться с учетов темпов инфляции.

Страховая часть трудовой пенсии (за счет страховой части обязательных страховых взносов).

Размер страховой части зависит от результатов труда конкретного человека и основан на условно накопительном принципе. Результаты труда гражданина учитываются Пенсионным фондом Российской Федерации на его индивидуальном счете в форме расчетного пенсионного капитала. Страховая часть трудовой пенсии, равно как и базовая, основаны на солидарно распределительном принципе, поэтому они являются элементами единой распределительной системы.

Накопительная часть трудовой пенсии (за счет накопительной части обязательных страховых взносов).

Финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Следует обратить внимание на то, что начиная с 1 января 2004 г. застрахованное лицо вправе отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации и передать эти средства в негосударственный пенсионный фонд, таким образом проявив инициативу инвестировать указанные средства с выгодой для себя в негосударственный пенсионный фонд.

На конец марта 2006 г. в качестве страховщиков, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, было зарегистрировано и осуществляло деятельность 74 негосударственных пенсионных фонда. В 2004 г. на пенсионном счете более 236 тыс. застрахованных лиц, выбравших негосударственные пенсионные фонды, переведено из Пенсионного фонда Российской Федерации около 2 млрд. руб.

Достаточно посмотреть на представленную статистику, которая говорит о том, что количество НПФ за 11 лет увеличилось в 11 раз. За последние шесть лет размер средств пенсионных резервов вырос почти в 65 раз, численность участников фондов по сравнению с концом 1998 г. выросла в 32 раза и составила более 6 миллионов человек!

Пенсионная система России представляет собой синтез распределительного механизма пенсионного обеспечения и элементов накопительного. С 2002 г. в стране был запущен механизм пенсионной реформы, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ. Пенсионная реформа направлена на изменение существовавшей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом.

Пенсионная система России в современном виде включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: пенсии по государственному пенсионному обеспечению, трудовой пенсии, негосударственной пенсии.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности) . Данная пенсия предоставляется государственным служащим; военнослужащим; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф; нетрудоспособным гражданам (инвалидам).

В 2009 году продолжалась пенсионная реформа, направленная на совершенствование пенсионной системы. Были приняты ряд законов, в соответствии с которыми единый социальный налог, уплачиваемый работодателями, с 1 января 2010 заменяется страховыми взносами, уплачиваемыми работодателями напрямую в Пенсионный фонд РФ .

Таким образом, в соответствии с федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости с 1 января 2010 года состоит из двух частей - страховой и накопительной .

Вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, как составная часть этой части пенсии. Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии соответствует ранее действующему размеру базовой части трудовой пенсии, просто теперь он входит в состав страховой части трудовой пенсии.

Страховая и накопительная части трудовой пенсии формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателем за каждого работника. Размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии зависит от заработка застрахованного лица, длительности его трудовой деятельности.

Взносы, выплачиваемые на страховую части пенсии являются условно-накопительной, они расходуются на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам, а на счетах копятся обязательства государства выплачивать эту части пенсии в будущем. Взносы же на накопительную часть пенсии на выплаты не расходуются, а копятся на индивидуальных лицевых (пенсионных) счетах граждан.

Накопительная часть пенсии - единственная часть в составе трудовой пенсии, судьбой которой гражданин вправе распорядиться самостоятельно. Сейчас в России существует двухуровневая система управления накопительной частью пенсии: гражданин может выбирать между Пенсионным фондом (ПФР) и одним из негосударственных пенсионных фондов. Средства, внесенные в счет накопительной системы подлежат инвестированию, а полученный по результатам инвестирования доход также учитывается на счетах застрахованных лиц, как и страховые взносы. Инвестирование пенсионных накоплений лиц, оставшихся в Пенсионном фонде России, осуществляется частными управляющими компаниями, отобранными по результатам конкурса, проводимого в соответствии с решением Правительства Российской Федерации или Государственной управляющей компанией. Государственная управляющая компания, функции которой по решению Правительства Российской Федерации исполняет Внешэкономбанк, в соответствии с законодательством имеет право инвестировать пенсионные накопления только в государственные ценные бумаги и ипотечные ценные бумаги, подтвержденные гарантиями государства, что обеспечивает такому варианту размещения наименьший риск, но и наименьшую доходность.

Негосударственным пенсионным фондам, а также частным управляющим компаниям законодательно разрешено инвестировать средства пенсионных накоплений в более широкий круг инструментов. Это позволяет им получать более высокую доходность инвестирования .Государственную пенсионную систему России дополняет добровольное пенсионное обеспечение. Оно подразумевает предоставление пенсий за счет средств работодателей, граждан, или за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов .

Как обязательное, так и добровольное пенсионное обеспечение может осуществляться как через государственное учреждение - Пенсионный фонд Российской Федерации, так и через негосударственные пенсионные фонды. Все фонды имеют множество вариантов накопительных схем, как корпоративных так и личных. При корпоративной схеме взносы полностью или частично выплачивает работодатель, при индивидуальной физическое лицо самостоятельно добровольно формирует себе будущую пенсию.

Всю ответственность и контроль за выплату пенсий, согласно закону "Об обязательном пенсионном страховании" несет государство. Органом, осуществляющими внешний контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов и сохранностью пенсионных накоплений, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, является Федеральная служба по финансовым рынкам. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации защищает интересы участников негосударственного пенсионного фонда, застрахованных лиц и их правопреемников.

Таким образом, можно отметить, что в большинстве стран мира до сих пор преобладает пенсионная система, основанная на принципе "солидарности поколений", когда пенсии выплачиваются из обязательных платежей, которые в настоящее время платят работающие граждане. Эта система на Западе именуется "Pay as You Go" (PAYG), что можно перевести как "выплата по ходу". Это так называемая первая опора существующих в разных странах пенсионных систем. Однако эта "первая опора" становится все более шаткой. Она подтачивается старением населения развитых стран, в результате чего уменьшается соотношение числа работающих и количества пенсионеров. Рост среднего уровня жизни требует установления все более "щедрых" пенсий. Это приводит к увеличению обязательств государства перед пенсионерами, к вынужденному росту обязательных пенсионных отчислений, к росту расходов на финансирование пенсионной системы PAYG, которые даже в самых благополучных странах достигают 10% ВВП Решением проблемы является переход к более современным и эффективным системам - "второй опоре", основанной на взносах предприятий и возможности инвестирования этих активов, а также к добровольным пенсионным накоплениям граждан - так называемой третьей опоре пенсионной системы.