Пермяк для чего руки нужны. Конспект урока по чтению и развитию речи. Тема: Е.Пермяк «Для чего руки нужны. Какие пословицы подходят к рассказу Пермяка «Для чего руки нужны»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Конспект НОД

«Для чего нужны руки»

для детей 5-6 лет

ТАМБОВ

Цель: формировать познавательный интерес к человеку, дать детям элементарные представления о том, что руки - это важная часть человеческого тела.

Задачи:

Образовательные:

  • расширять представления детей о значении рук в жизни человека;
  • познакомить с рассказом Е. Пермяка «Для чего руки нужны»;
  • закреплять знания, детей о действиях, выполняемых руками - трогает, берет, дает;
  • упражнять детей в подборе глаголов, прилагательных.

Воспитательные:

  • воспитывать в процессе общения доброжелательное отношение друг к другу, умение сотрудничать и сопереживать;
  • учить детей выслушивать друг друга, не перебивать при разговоре;
  • воспитывать интерес к изучению своего тела, бережное и заботливое отношение к своему телу.

Развивающие:

  • развивать способность устанавливать взаимосвязи между предметами;
  • формировать предпосылки учебной деятельности;
  • развивать двигательные навыки, мелкую моторику;
  • формировать самооценку;
  • - развивать внимание, логическое мышление.

Материалы и оборудование:

  • Е. Пермяк «Для чего нужны руки».
  • Иллюстрация к рассказу Е. Пермяк «Для чего нужны руки».
  • Предметные картинки с действиями, выполняемыми руками.
  • Предметы детской одежды - две юбки, две футболки.
  • Раздаточный дидактический материал на каждого ребенка: карточки «Плохо - хорошо», карандаши.

Ход занятия:

Оргмомент

Дети входят в группу, встают полукругом.

В: - Чтобы наше занятие сегодня прошло весело и дружно, давайте поиграем в игру «Передай дружбу».

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Воспитатель задаёт вопросы - загадки)

Ребята, когда мы с вами сейчас передавали дружбу, крепко держали друг друга за…(Руки)

Когда чистили зубы, чем вы зубную щетку держали? (Руками.)

За завтраком, чем чашку с чаем держали? (Руками.)

А ложку? (Руками.)

Пуговицы застегивали чем? (Руками.)

Когда шли в детский сад, маму и папу тоже держали за руку своей...(Рукой) Как много важных дел умеют делать наши руки. Значит, руки - это наши помощники. Давайте поближе познакомимся с нашими помощниками руками. Присаживайтесь на стульчики.

Основная часть.

Зачем всем людям руки? Послушайте рассказ про мальчика Петю и непростой вопрос, который ему задал дедушка.

Чтение рассказа «Для чего нужны руки» (по произведению Е. Пермяка).

«Для чего нужны руки»

Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали. Спросил как-то дедушка внука:

А для чего, Петенька, людям руки нужны?

Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.

А еще для чего? - спросил дед.

Чтобы ложку держать.

А еще?

Чтобы кошку гладить.

А еще?

Чтобы камешки в речку бросать...

Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по маминым, не по папиным, не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.

Е. Пермяк.

Беседа по содержанию рассказа

О чём спросил дедушка Петю? (Для чего нужны руки?)

Как мальчик ответил на вопрос дедушки? (Чтобы в мячик играть, чтобы ложку держать, чтобы кошку гладить, чтобы камешки в речку бросать.)

Ребята, а Петя правильно ответил дедушке? (Правильно, только его ответы были детские, и он судил обо всех руках по своим, а не по трудовым.)

А давайте попробуем мы ответить на этот интересный вопрос: «Для чего руки нужны?». Как руки и пальцы помогают нам в жизни, в общении? Посмотрите на картинки, которые вы видите на доске.

(Малыш показывает рукой на котенка, мальчик и папа мастерят кормушку, бабушка вяжет, строители строят дома, врачи лечат людей, шьют одежду, пекут хлеб и так далее).

В: Послушайте, пожалуйста, стихотворение

Ручки могут все достать,

Можно в ручках подержать

И игрушку, и травинку,

И тяжелый стул за спинку.

Можно ручками махать

Можно в кубики играть,

Рисовать, копать песочек,

Хлеба отломить кусочек.

Даже капельки из тучки

Поймать сумеют наши ручки.

И мягкую вскопают грядку,

Чтоб посадить горошек сладкий.

В: - Ребята, так для чего же нам нужны руки? (Для труда, работы.)

В: - Молодцы, теперь вам понятно, зачем нужны руки человеку? Для труда, работы. Человек должен трудиться и в этом ему помогают руки. Дети, посмотрите на ваши руки. Слава, сколько у тебя рук? А у тебя, Кристина, сколько рук? Вика, скажи, а сколько рук у Насти? (Ответы детей).

В: - Правильно, у каждого из вас по две руки. А как вы считаете, может быть вам и одной руки хватило, а две только мешаются? Смотрите, я могу открыть и закрыть дверь и с вами поиграть тоже могу одной рукой (щекочу детей).

Эксперимент «Значение рук»

В: - Давайте проверим, может быть, действительно, нам хватило бы и одной руки, а другая рука - лишняя? Присаживайтесь на стульчики.

В: - Посмотрите, у меня есть предметы одежды для мальчика и для девочки. Пока будет играть музыка, один будет надевать вещь (девочка - юбку, мальчик - футболку) при помощи одной руки, а другой - при помощи двух. Ваша задача - посмотреть, кто с этим заданием справился быстрее.

Играет музыка, дети выполняют задание.

В: - Посмотрите, кто быстрее оделся, кому было легче это сделать? А кому было труднее, почему? (Ответы детей)

В: - Значит, обе руки важны для нас одинаково. Поэтому относиться к рукам надо бережно. Ребята, а вы знаете, что для наших рук хорошо, а что плохо? (Ответы детей).

В: - Сейчас мы с вами это проверим. Проходите к столу и присаживайтесь.

Игра «Хорошо - плохо» на развитие у детей умения классифицировать.

В: - У вас на столе лежат карточки. На карточке по две ладошки: силуэт с «веселой» ладошкой, и силуэт с «грустной» ладошкой. Ваша задача - подумать, что хорошо для наших рук, а что плохо. То, что хорошо для наших рук следует соединить с веселой ладошкой, а то, что плохо - с грустной. Но прежде чем мы приступим к выполнению задания, давайте сделаем зарядку для наших пальчиков, подготовим наши руки к работе.

Пальчиковая гимнастика

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок,

Постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья.

Друг без друга им нельзя.

В: - Какое задание вы сейчас будете выполнять? (Ответы детей).

Играет спокойная музыка, дети выполняют задание.

В: - Вика, какие картинки ты соединила с «грустной» ладошкой? Почему?

В: - Настя, а ты какие картинки соединила с «веселой» ладошкой? Почему?

В: - Ребята, что значит беречь руки? (Ответы детей).

В: - Беречь руки - значит не трогать острые и горячие предметы, чтобы не пораниться и не обжечься, держать руки в чистоте, когда холодно - обязательно надевать варежки. А чтобы руки были сильными, их надо тренировать.

Д/и «Кто больше назовет действий».

В: - А что ваши руки умеют делать? (Ответы детей)

Рефлексивно - оценочный этап.

В: - Мы говорили о важности наших рук, а могут ли они делать недобрые дела? (Дерутся, ломают игрушки, рвут книги и т.п.)

В: - А ваши руки такие? (Ответы детей).

В: - Я думаю, что ваши руки добрые и умелые! Дети, а какие бывают руки? (Ответы детей).

Д/И «Скажи какой?» на развитие у детей умения подбирать прилагательные к существительным.

В: - Какими еще бывают руки? (Сильными, быстрыми, дружными, ловкими и т. д.)

В: - Как вы понимаете выражение «Золотые руки»? (Это руки, которые умеют все хорошо делать: лечить, мастерить и т. д.)

В: - А еще про руки говорят - «ласковые». У кого ласковые руки? Что они делают? (Ласкают, гладят, обнимают, жалеют и т. д.)

Сегодня мы с вами выяснили, что без рук человеку было бы трудно. Руками человека создаются большие машины, станки, строятся дома, выращивается хлеб, строятся космические корабли и многое другое. Руки не только умеют работать, но и помогают отдыхать.


Вера Пермякова
Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны»

Цели :

Учить детей пересказывать близко к тексту небольшой текст по ролям, передавать прямую речь .

Совершенствовать навыки детей в интонационной выразительности речи.

Развивать чувство языка.

Воспитывать любовь к художественному слову .

Ход занятия

Ребята, сегодня, когда вы проснулись, чем вы потёрли глаза (руками)

А когда чистили зубы, чем зубную щётку держали?

За завтраком чем чашку с чаем держали?

Пуговицы застёгивали чем?

Как много важных дел умеют делать наши руки . Послушайте рассказ Е . Пермяка про мальчика Петю и непростой вопрос, который ему задал дедушка.

Чтение рассказа .

Понравился вам рассказ ?

Про кого этот рассказ ? Какой же вопрос задал дедушка своему внуку?

Ответил на него Петя? Весь вечер отвечал Петя. А что же он ещё говорил, как вы думаете?

А как бы вы ответили, если бы вас дедушка спросил?

А если бы Петя дедушку спросил : «Для чего руки нужны , что бы он ответил на этот вопрос?

Повторное чтение.

Физ. минутка (по теме)

Пересказы детей по ролям . Ребята, а Петя правильно ответил дедушке?

(Правильно, только ответы были детские, он судил обо всех руках по своим, а не по трудовым.)

Как вы понимаете, что такое «трудовые руки » ? И как это на руках может весь свет держаться? (Рабочие руки ; руки , которые всё делают : строят дома, лечат людей, шьют одежду, пекут хлеб, делают машины)

Ребята, хотели бы вы, чтобы ваши руки называли «трудовыми» ?

Для этого руки каждый день нужно тренировать в труде .

Публикации по теме:

Конспект занятия по валеологии в логопедической группе «Для чего нужны глаза» Конспект занятия по валеологии в логопедической группе «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ГЛАЗА» Цель: продолжать формировать интерес к человеку. Задачи: .

Конспект по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок» Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок» Цели: Коррекционно-образовательные: -формировать у детей навык построения связного монологического.

Конспект занятия НОД по валеологии во второй младшей группе «Для чего нам нужны носики?» Цель: формирование у детей основ здорового образа жизни, потребности в сохранении своего здоровья. Задачи: 1. Обучающие: - формировать.

Конспект занятия по художественной литературе в средней группе Тема: «Литературная викторина» Программное содержание: С помощью различных.

Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Литературная викторина» Конспект занятия по художественной литературе в средней группе Тема: «Литературная викторина» Программное содержание. Обучающие задачи:.

Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе «Заучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края» ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по художественной литературе в старшей группе комбинированной направленности

Вот кстати, как раз сегодня у нас было занятие с дошкольниками. По программе - Чуковский. Но мы его читаем на уроках грамоты, учим отрывки. Знаете, какой ответ меня особенно радует, хоть он и является неправильным?
- Это стихотворение Чайковского!
Чайковского, понимаете? то есть ребенок где-то слышал фамилию композитора, и может даже слушал его гениальные произведения?
Я даже жду этот неправильный ответ. Сразу включаю на планшете небольшой отрывок из Щелкунчика или Лебединого озера, чего-то, что на слуху. И повторяю, ху из ху.
У меня в одной группе есть мальчик, который очень хорошо запомнил, что есть такой писатель - Чуковский. И я еще не успеваю договорить "кто автор этого произведения?" - как он уже выстреливает: "Корней Иваныч Чуковский". И часто попадает, да. Говорю же, программа:)
Поэтому не ленитесь читать ребенку не только название сказки, но и автора. Даже если сказка народная - все равно проговаривайте, это сказка русская (татарская, ненецкая...) народная. Потому что вот тот мальчик и про Колобка мне отвечает - "корнейиваныччуковский!"

Следующим автором, чьи небольшие рассказы я бы посоветовала для чтения и обсуждения с детьми - Евгений Пермяк.
И у меня сразу хорошая новость - издательство Нигма в 2014 году переиздало сборник рассказов Пермяка с говорящим названием "Дедушкина копилка ". Это действительно копилка, даже сокровищница, кладезь мудрости. Сказки и рассказы, которые заставят задуматься о добром и вечном не только вашего ребенка, но вас самих.

По одному из этих рассказов я сегодня и предлагаю провести занятие.

Для чего руки нужны?

Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали. Спросил как-то дедушка внука:

— А для чего, Петенька, людям руки нужны?

— Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.

— А еще для чего? — спросил дед.

— Чтобы ложку держать.

— Чтобы кошку гладить.

— Чтобы камешки в речку бросать…

Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.

Попросите ребенка пересказать вам, о чем он послушал историю. Задавайте наводящие вопросы:
- кто главные герои?
- о чем спросил дедушка?
- что ответил Петя?

Поговорите с ребенком о словосочетаниях, в понимании которых у него могут возникнуть трудности:
- большие друзья (настоящие, хорошие друзья)
- белый свет (земля, мир со всем существующим на нем)
- трудовые руки, рабочие (руки работающего человека)

Образовательный момент:

- покажите ребенку картинки или плакат с профессиями. Попросите рассказать, для чего нужны руки повару, доктору, учителю. Расскажите о своей профессии и профессиях родных и близких.

- Если вам повезло пару лет назад в фикспрайсе купить карточки разрезные из трех частей "профессии" - самое время их достать. если нет, попробуйте сделать их сами - просто разрежьте картинки на три части.

Задайте ребенку вопрос - так для чего нужны руки людям? чтобы приносить пользу, делать важную и нужную работу.
Спросите ребенка - а какую пользу приносят его руки? какую еще работу могли бы его руки выполнять?

Развитие воображения:

А какие руки называют золотыми? (руки умелого человека, умеющего что-то искусно делать, мастерить и т.п.)

А еще руки бывают волшебные! и сейчас волшебными станут твои ручки!

Помогите ребенку обвести руку. Пофантазируйте, во что можно превратить "отпечаток"? в индюка? в дерево с пышной кроной? в лукошко с грибами? в коралловый риф? Предложите ребенку воплотить задумку с помощью красок, карандашей, пластилина или бумаги.

Главные герои рассказа Евгения Пермяка — мальчик Петя и его дедушка. Внук и дед были очень дружны и часто беседовали на разные темы. Однажды дедушка спросил у Пети, для чего людям нужны руки?

Сначала Петя сказал, что руки нужны для игры с мячиком. Тогда дедушка спросил, а для чего они еще нужны людям? Петя добавил, что руками можно держать ложку, гладить кошку. Много разных ответов о назначении рук дал в тот вечер внук деду, но главного ответа тот от Пети так и не добился, потому что внук судил только по своим рукам, привыкшим лишь играть и кушать, и совершенно не умевшим трудиться.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Пермяка «Для чего руки нужны» заключается в том, что дети с самого раннего возраста должны понимать необходимость и важность труда, как залога успешного существования. Только человек умеющий трудиться, способен самостоятельно добиваться поставленных целей.

Главная идея рассказа состоит в том, что руки нужны для того чтобы трудиться, создавать материальные ценности. Труд — основа жизни, труд создал человека.

Рассказ «Для чего руки нужны» учит любить труд и осваивать различные ремесла для повышения собственной самостоятельности.

В рассказе мне понравился дедушка Пети, который решил с помощью несложных вопросов навести внука на мысль о необходимости и значимости труда.

Какие пословицы подходят к рассказу Пермяка «Для чего руки нужны»?

Умение работать дороже золота.
Умелые руки работы не боятся.
На то даны руки, чтобы работать.