Первая встреча с семьей кашириных. Над Кашириными висело проклятье? Братья Каширины: репрессии

Повесть А. М. Горького «Детство» относится к лучшим образцам отечественной прозы. Она рассказывает не только о «свинцовых мерзостях» русской жизни провинциального мещанства, простого люда - полуграмотного, а потому дикого, духовно скудного, ожесточённого и оскотинившегося в ежеминутной борьбе за «копейку». В центре внимания автора - чистая детская душа главного героя, проходящего через жестокие этапы становления, а также светлые и добрые характеры тех героев, которые скрасили тяжкие минуты обид и несправедливостей, коих видел он в доме деда немало.

Предыстория

История жизни деда Каширина занимательна и поучительна одновременно. Однако начнём мы не с неё, а с того, каким образом Алёша Пешков оказался в приземистом, крашеном грязной охрой одноэтажном доме Кашириных. Мать его вышла замуж без благословения родителей. Потом родился Алёша. Жили они дружно и весело, пока отец не умер, а мать от горя едва не лишилась рассудка. Тогда к ним приехала бабушка Акулина Ивановна, чтобы отвезти осиротевшее семейство в родовое гнездо - Нижний Новгород. Именно с этого момента как читателям, так и главному герою становится интересной история жизни деда Каширина.

Глава семейства

Василий Васильич Каширин, как называет его автор, внешность имеет совершенно невнушительную, скорее, комичную. Это маленький сухонький старичок с острой, золотисто-рыжей бородкой, суетливый, с зелёными глазами и птичьим крючковатым носом. Личность довольно колоритная, но особенно нелепость его бросается в глаза рядом с крупной, даже большой и слишком полной, но как-то плавно-степенной женой Акулиной Ивановной. Впрочем, история жизни деда Каширина наглядно показывает, что не от внешности зависит судьба человека, а от черт его характера. И от обстоятельств, в которых он жил.

Основные события

Своим чутким маленьким сердцем Алёша скоро понимает, что всех членов большого семейства объединяет одно общее чувство. Нет, не любовь, как это должно быть между родственниками, а ненависть, помноженная на злобу и зависть. А причина всему - деньги. История жизни деда Каширина - как зеркало, отражающее судьбы его потомства. Когда старый Каширин первый раз порет Алексея за провинность, то потом, в порыве жалости и раскаяния признаётся: «Думаешь, меня не били?..» Оказывается, самого деда в детстве секли так, что «и в страшном сне» не увидеть. И так обижали, что, наверное, сам «Господь Бог глядел и плакал» от жалости! Значит, не сам по себе, от природы, зол и жесток дед! Окружающая обстановка, в которой он рос, испортила и ожесточила его характер, внушила, что именно на таких условиях держится порядок в доме и авторитет старших. Тогда же и узнал внук, какой несчастной была судьба деда Каширина. Прежде чем завести красильню, он много лет бурлачил на Волге, таскал с товарищами на себе неподъёмные баржи, надрывался, терпя издевательства от хозяев. Жуткий призрак нищеты заставлял его всю жизнь, подобно Чичикову, собирать и беречь копейку, трястись над каждым рублём.

Глава большого семейства

Когда писал Горький «Детство», характеристика деда играла важную роль в реализации замысла и идеи произведения. На его примере он показывала, как страшно и безысходно калечатся недюжинные русские характеры средой, если не имеют достаточных внутренних сил к сопротивлению. Кода Василий Васильич обзавёлся семейством, разбогател, открыл красильню, он нещадно эксплуатирует работников и своих, домашних. Он не хочет отделить взрослых женатых сыновей, чтобы не пришлось отдавать им часть причитающегося имущества. Дочь Варвару Каширин лишил приданого за то, что та самовольно вышла замуж. Алёшины дядья нещадно дерутся между собой, но деда это не останавливает. И только изрядно выпив, захмелев, он с тоской признаётся себе, в каком «гадюшнике» живёт. Да и семья, в конце концов, распадается. Гибнет всеобщий любимец Цыганок. Страшный пожар уничтожает львиную долю имущества. Расселяются дядья, но также пьют и приходят бить окна в новый отцовский дом. Разоряется, нищает и ещё больше «усыхает» душою дед. Жалкий, просящий милостыню, морящий голодом бабушку и внука, предстаёт он перед нами в конце повести. И надрывно-щемящей нотой зря промученной жизни раздаётся в наших ушах его тоскливое «Эх, вы-и-и…»

Домик Каширина в Нижнем Новгороде - это и живая иллюстрация к повести Максима Горького «Детство», и возможность своими глазами увидеть огромное количество вещей, к которым прикасался великий писатель.

Сохранился чудом

«Поток желающих посмотреть на дом, где рос великий писатель, огромный, - говорит Тамара Шухарева, заведующая музеем детства А.М. Горького «Домик Каширина» . - У нас постоянно гости - и дети, и взрослые. Приходят семьями, классами, вузовскими группами. Среди гостей много иностранцев: за границей Горький - один из известнейших российских писателей. В какой-то момент было настоящее паломничество китайских студентов. Видимо, сначала пришла одна группа, а потом эти ребята рассказали соотечественникам об этом музее».

История небольшой усадьбы на Почтовом съезде уникальна. Прежде чем обрести статус музея, она дважды находилась под угрозой сноса: в начале XX века (но градостроительным планам помешали Первая мировая и революция), потом в 1930-е годы - тогда на его защиту встала нижегородская интеллигенция.

Основателем и первым директором Домика Каширина был Фёдор Павлович Хитровский . Он знал Горького лично - они вместе работали в «Нижегородском листке». Музей для посетителей открыли 1 января 1938 года. Дом и обстановку восстанавливали с 1935 года. Хитровский просил лично Горького помочь воссоздать здесь всё, как было при Кашириных. В 1936 году Горький прислал собственноручно начерченный план дома.

Комната деда Василия Каширина. За кадром осталась знаменитая енотовая шуба. Фото: АиФ-Нижний Новгород/ Наталья Бурухина

«Каширины словно только что вышли!»

Воссоздавать обстановку дома помогали многие люди, которые бывали здесь при Кашириных. Соседи, друзья, родственники - все вспоминали, как была расставлена мебель, какие занавески были на окнах.

«Здесь много вещей настоящих, каширинских, - говорит Тамара Шухарева. - Когда дед Василий Каширин решил разделить наследство между сыновьями, в домике на Почтовом съезде в отдельной комнате жила семья Михаила. Тот, в отличие от брата Якова, имущество не промотал. Многие вещи в музей принесли потомки Михаила Каширина. Так сюда вернулась почти вся посуда, круглый стол и бархатная скатерть. Сохранились даже бабушкины перина и стёганое одеяло, ложки и вилки, которыми пользовались Каширины. Красивая сахарница-домик и маслёнка с цыплятами тоже были в доме, когда сюда приехал маленький Алёша Пешков».

Реставраторы обрадовались, найдя под штукатуркой старые обои. Под обоями был слой газет с датами, которые соответствовали времени проживания Кашириных. Художники восстановили рисунок обоев, и новые напечатали по спецзаказу.

Перед открытием в музей пригласили Анну Кирилловну Заломову , подругу матери Горького. Заломова часто бывала у Кашириных, именно она стала прототипом главной героини романа «Мать». Анне Кирилловне в 1938 году было почти 90 лет. Она осмотрела дом и сказала: «Каширины-то словно только что вышли отсюда!».

Печка в доме Каширина. Фото: АиФ-Нижний Новгород/ Наталья Бурухина

Сказки и розги

«Сказки маленький Алёша слушал каждый вечер, - продолжает Тамара Шухарева. - Спал он в комнате бабушки на сундуке, а напротив его постели была печка с изразцами. Они прекрасно сохранились. Сюжеты картинок на каждом разные. Они, можно сказать, и были первыми иллюстрациями к сказкам для будущего писателя».

В доме Кашириных в некоторые рамы были вставлены цветные стёкла - это было показателем благосостояния. Стёкла сохранились. Алёше эти цветные блики тоже казались сказочными.

Но рядом в кухне стояла скамья и розги в большой лохани... Пока был жив отец, Алёшу никто пальцем не трогал. Но, попав в дом деда, мальчик столкнулся с другим миром - почти сразу пришлось отведать розг. Ребёнок, поняв, что его собираются пороть, вёл себя не безропотно, как остальные дети в семье. Он дёрнул деда за бороду и укусил его за палец.

Но нельзя забывать и то, что именно дед был первым учителем будущего писателя. Он научил его грамоте, заметил, что у внука хорошая память и есть способности к учению. В хорошем настроении Каширин даже обещал Алёше подарить свою шубу на енотовом меху.

Цыганок выжил?

«В повести Горького «Детство» описываются и этот дом на Почтовом съезде, и его обитатели, - говорит Тамара Шухарева. - Но надо понимать, что «Детство» - всё-таки не научная статья, а художественное произведение. Так, например, у литературоведов нет однозначного мнения, кто же был прототипом Цыганка».

Цыганок в повести Горького один из близких друзей Алёши, он явно оказал на будущего писателя большое влияние. Это Цыганок учит Алёшу, как правильно себя вести во время порки, старается помочь ему избежать наказания за шалости. Парень работает в красильне, он любимец бабушки, весёлый, живой, лукавый.

В повести Цыганок гибнет из-за братьев Кашириных. А вот что было на самом деле? И был ли вообще Цыганок в этом доме?

Цыганок, оказывается, не погиб под крестом. Фото: АиФ-Нижний Новгород/ Наталья Бурухина

«В повести написано, что Ваня Цыганок - подкидыш: «раннею весной, в дождливую ночь, его нашли у ворот дома на лавке», - говорит Тамара Шухарева. - Изучением прототипов и историей создания повести много лет занимался Николай Забурдаев, почти 20 лет возглавлявший Государственный музей Горького. В архивах полиции он не нашёл никаких упоминаний о том, что в дом Кашириных подкидывали младенца. В бумагах городской управы тоже не было записей об усыновлении».

Скорее всего, Цыганок - собирательный образ нескольких учеников деда Каширина.

Одним из таких учеников был мастеровой роты кантонист Мовша Фестовский, ему было 19 лет. Именно его Василий Каширин усыновил и даже крестил - Мовша стал Николаем. Но Николай Фестовский не погиб, как Цыганок под крестом. В 1864 году он был взят в солдаты и вернулся в Нижний Новгород в 1870 году в чине унтер-офицера 145-го Новочеркасского пехотного полка. Николай Забурдаев пишет, что после службы Фестовский приписался в нижегородское мещанство и, видимо, опять поступил на работу к Кашириным. В 1874 году Фестовский женился и стал торговать. Его дом с вывеской «Торговля овощами» запечатлён на фото Максима Дмитриева.

В повести Горького «В людях» бабушка Акулина Ивановна говорит, что дед совсем разорился, дав деньги в рост без расписки крестнику Николаю. В 1930-е годы Хитровский, собирая материалы для музея, разговаривал с сыном Михаила Каширина Константином. Тот вспомнил, что и в жизни Василий Каширин незадолго до смерти одолжил торговцу фруктами 3 тыс. руб., но не оформил расписки, и деньги пропали. Правда, Константин Каширин называет торговца Крестовским. Забурдаев считал, что путаница в фамилиях - просто ошибка памяти.

Изразцы на печке возле Алёшиной постели прекрасно сохранились. Фото: АиФ-Нижний Новгород/ Наталья Бурухина

Три факта о «Детстве» и Домике Каширина

  • В доме Кашириных не было детских книг, хотя сказки маленький Алёша слушал каждый вечер.
  • Енотовая шуба деда, которой сейчас больше 200 лет, висит в музее в его комнате. Василий Каширин гордился этим нарядом. В те времена такие шубы в основном носили купцы. Дед Каширин был старшиной красильного цеха, выбирался в Думу, но купцом так и не стал.
  • Прототип Цыганка Мовша (Николай) Фестовский в 1870 году выступал поручителем жениха во второй свадьбе дяди Алёши Пешкова - Якова.

Урок литературы в 7 классе

Разработан учителем МБОУ «Алтуховская СОШ» Сенющенковой Н.А.

Тема урока: «Семья Кашириных»(по повести М.Горького «Детство»)

Цель урока : исследовать значимость атмосферы семьи в формировании нравственного облика человека; способствовать воспитанию духовно – нравственной личности.

Обучающие задачи : собрать и систематизировать необходимый материал по образам членов семьи Кашириных, определить идейную направленность и проблематику повести, учить высказывать собственное мнение.

Развивающие задачи : развивать навыки аналитической работы с текстом;, умение обобщать, сопоставлять материал, совершенствовать устную речь учащихся.

Воспитательные задачи: воспитание чувства сострадания к обездоленным, настойчивости в преодолении жизненных трудностей.

Оборудование урока: текст произведения «Детство» М.Горького, портрет писателя, иллюстрации к произведению, репродукция картины И.Репина «Бурлаки на Волге».

Ход урока

На доске размещен эпиграф к уроку:

Семья для каждого из нас - самое главное, самое нужное в жизни. И если в семье царит взаимопонимание, доверие и тепло, - это настоящее счастье. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье.

А.Макаренко

Слово учителя :

Давайте обратим наше внимание на эпиграф к уроку. Какое слово в нем будет ключевым?(Семья)

Тема сегодняшнего урока: «Семья Кашириных». Наша задача – разобраться, может ли быть по-настоящему счастлив человек, связанный узами родства с семьёй Кашириных?
Для начала обратимся к домашнему заданию. Одной группе было задано сочинение –размышление о важности проживания и воспитания в семье. (Свои работы зачитывают 2-3 ученика)

Какой вывод мы можем сделать?(Только в семье человек может обрести настоящее счастье)

А теперь обратимся непосредственно к произведению. Вторая группа ребят должна была поработать над заголовками к главам повести. Как же вы озаглавили и почему?(Например, «Путешествие по Волге»(1часть), «Знакомство с семьёй Кашириных» (2часть), «Цыганок» (3часть) и т.д.

Давайте познакомимся с членами семьи Кашириных.(Учащиеся перечисляют героев).

Какое впечатление о родственниках сложилось у Алёши в первую встречу?(С.16, «Особенно не понравился мне дед; я сразу почувствовал в нём врага, и у меня явилось особенное внимание к нему, опасливое любопытство», «И взрослые, и дети –все не понравились мне; я чувствовал себя чужим среди них».)

Обратимся ко второй главе, к самому её началу (ученик читает два первых абзаца).

Какую же характеристику жизни в доме деда даёт автор?

Выпишите слова и словосочетания, несущие угрозу, жестокость. (Невыразимо странная жизнь, суровая сказка, рассказанная…мучительно правдивым гением; слишком обильна жестокостью темная жизнь «неумного племени», горячий туман взаимной вражды)

Приведите примеры жестокости и взаимной вражды, показанные в повести.(Дерутся дядья, требуя раздела имущества; Саша Яковов советует окрасить скатерть, заведомо зная, что Алёшу накажут; жестокое наказание розгами; избиение дедом бабушки; еженедельные драки, дядя Михаил перебивает руку своей матери; изгнание слепого мастера Григория; дядья стараются утопить в проруби отца Алёши; гибель Цыганка и т. Д.)

Чем вызвана злоба в людях?(Зависть, желание завладеть чужим, злорадство, жадность)

Как вы думаете, откуда исходит зло? Кто из героев повести является источником зла? (Дед. Он глава семьи).

Найдите первое описание деда (с.14)

Чего в описании больше: положительного или отрицательного?(с птичьим носом, зелеными глазками –не человек, а хищная птица)

Предлагаю разобраться в характере этого человека. Для этого необходимо разбиться на две группы. Одна группа приводит примеры положительного в деде, а другая – отрицательного.(Иногда бывает добр, после пожара жалеет бабушку; послал за костоправкой, чтобы вылечить бабушку; по-своему волнуется о дочери; С.176 «он ведь раньше больно хороший был, дедушко наш, да как вздумал, что нет его умнее, с той поры и озлился и глупый стал» и т.д.)

Когда происходит сближение деда с внуком? (После наказания)

Что узнал Алёша о прошлом деда?(Сирота, нищей матери сын, бурлак, водолив – старший в артели бурлаков, цеховой старшина, «начальник людям».

Кто такой бурлак? Обратите внимание на репродукцию картины И.Репина «Бурлаки на Волге». Что можно сказать о работе бурлака?(Каторжный труд. У Н.Некрасова есть строки о труде бурлака и его заветном желании «А кабы к утру помереть, так лучше было бы ещё…»)

Так почему же человек, знавший нищету и унижение, с большим трудом вставший на ноги, унижает и доводит до нищеты других?

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В 80-е годы 19 века в России происходит ожесточенная борьба между мелкими ремесленными предприятиями и крупным фабричным производством. Мелкие предприятия, подобные красильному заведению деда Каширина, не выдерживали конкуренции и неуклонно шли к разорению, но не хотели сдаваться и отчаянно отстаивали право на существование.

Какой мы сделаем вывод? (Дед злой, т.к. чувствует приближение краха своего дела)

Деде ожесточила сама жизнь. Тяжелый жизненный путь, пройденный дедом, выковал в нем недоверие к людям и крайнюю озлобленность, развил в нём эгоистичность, дух собственника.

Когда дед теряет остатки человечности? (Когда разоряется. Он перестает кормить жену и внука)

Несет ли дед наказание за свою жестокость? (Сбылось предсказание бабушки. Горестно наказал Господь…лет через 10…дед сам ходил по улицам города нищий и безумный, жалостно выпрашивая под окнами…(милостыню)).

Почему Горький называет изображаемое в повести «свинцовыми мерзостями дикой русской жизни»? (Свинцовые: тяжелые, темные, отвратительные поступки)

От кого же смог перенять Алеша в доме Кашириных чувства доброты, сердечности, сострадания, честности? (Ребята называют: бабушка, Цыганок, мастер Григорий, Хорошее Дело).

Все они способны к самопожертвованию и всепрощению. В бабушке живёт дух миролюбия. Её главная цель в жизни –установление в семье человеческих отношений, гармонии, которая исключает всякое насилие человека над человеком.

Поработаем в группах: мальчики должны подобрать цитатный материал на тему «Бог деда», а девочки – «Бог бабушки» (Учащиеся дают ответы)

Какая задача стояла перед нами в начале урока? Давайте попытаемся ответить на этот вопрос и подведем итог .(Учащиеся делятся размышлениями)

Действительно, назвать счастливым Алешу, живущего в семье Кашириных, сложно. Но трудности, выпавшие на долю мальчика, закалили его, подготовили к будущей суровой жизни.

ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТА

1.Какие из перечисленных произведений являются автобиографическими?

а)Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба» в)А.П.Платонов. «Юшка»

б)Л.Н.Толстой. «Детство» г)А.М.Горький «Детство»

2.Каковы впечатления Алеши от «неумного племени»?

а)негодование в) удивление

б)отвращение г)восторг

3.Писатель вводит в повесть сцену «пляски бабушки» для того, чтобы показать

а)красоту русского народного танца;

б)талант, одаренность, красоту души бабушки;

в)благотворное воздействие бабушкиного таланта на окружающих;

г)неумение отдыхать в доме Кашириных.

4.Как характеризует деда Каширина его поведение после пожара?

а)понимает неблаговидность своего поведения;

б)благодарен бабушке;

в)боится за детей и за свою семью;

г)боится потерять свои хозяйские права.

5.В ком из персонажей повести «Детство» герой сразу «почувствовал врага»?

а)в бабушке в)в деде Каширине

б)в дяде Якове г)в Цыганке.

6. Что явилось «самым ярким впечатлением « в период болезни Алеши?

а)посещение Цыганка

б)посещение деда

в)посещение бабушки.

7. С помощью какого художественного приёма М.Горькому удалось передать изменение отношения Алеши к деду в ходе беседы?

а)антитезы в)внутреннего монолога

б)портретной зарисовки г)метафоры.

8.О ком таким образом отзывается Алеша? «Так закончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране – лучших людей её».

а)Цыганке в)Хорошем Деле

б)дяде Якове г)деде Каширине

Домашнее задание.

Отметки за урок.

В конце урока при наличии времени можно провести мини –викторину:

В каком году родился дед? (в 1800, т.к. в 1812 году ему было 12 лет)

Какое полное имя деда? (Василий Васильевич Каширин)

В каком году родилась мать Алексея? (в 1848 году)

Какой вес поднимала мать деда? (80 кг: мешки по 5 пудов весом. Пуд-16 кг)

Почему бабушка не любила Цыганка по пятницам? (в этот день он воровал на базаре)

Районная конференция

исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»

РОДОСЛОВНАЯ СЕМЬИ КАШИРИНЫХ

номинация «родословие»

г. Верхнеуральска,

ул. Мира, 115

Руководитель: ,

учитель краеведения,

муниципальное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа» №1

г. Верхнеуральска,

ул. Мира, 115

1. Введение

2.Родословная семьи Кашириных

4. Список литературы

Приложения

1. Введение

Генеалогия, родословная, геральдика - это могучее нравственное средство и для укрепления семьи, и для укрепления государства - это философская основа и жизни и гражданственности.()

Взгляд человека в будущее связан с надеждой. Взгляд в прошлое - с ответственностью за себя, за то, каковы мы есть. Занимаясь генеалогией, мы соединяем прошлое с будущим.

Семейные альбомы - это летопись в лицах, В наших семейных альбомах немало фотографий, но особенно мне дороги две - их возраст более ста лет. Над историей семьи Кашириных я работаю уже третий год и заметил, как трудно собрать информацию о предках, живших в конце ХIХ начале ХХ веков.

В начале работы я поставил перед собой цель - исследовать историю семьи Кашириных

1. изучение историю семьи Кашириных

2. выяснить, как события страны отражались на судьбах семьи Кашириных

2.Родословная семьи Кашириных

Недалеко от песчаного берега Урала, окаймленного тальником, в поселке Форштадт, в доме потомка пугачевца казака-учителя, а затем уважаемого казаками атамана Верхнеуральской станицы Дмитрия Ивановича Каширина и его жены Ларисы Матвеевны росли четыре сына и две дочери. Старшими среди них были Николай и Иван. Много позднее их народ назвал красными героями гражданской войны.

Дмитрий Иванович не случайно избирался атаманом 28 лет. Он ревностно служил обществу. Заботился о быте, образовании, духовном облике станичников. Он организовал сбор средств на сооружение храма и следил за строительством, пока Георгиевская церковь в Форштадте 21 марта 1910 года не вошла в строй. Старостой церкви стал один из его братьев - Григорий Каширин. В станичном поселке Форштадт полпоселка были Кашириными. Поэтому детей и внуков - пятерых братьев звали: Дмитрия - «Атамановы», Якова - «Урядниковы», Григория - «Старостины», Владимира - «Володины», Михаила - «Михайлины». Сестрой у них была Евдокия Ивановна. К моменту избрания д. И. Каширина атаманом (1891-1892 гг.) в Верхнеуральскую станицу (казачий юрт) входило 13 поселков, деревень и хуторов. В станице в 1890 году числилось 8510 душ обоего пола, а к 1911 году число их удвоилось.

Может возникнуть вопрос: как же это сыновья казачьего атамана - царские офицеры стали революционерами, большевиками ? Во многом это объясняется происхождением Кашириных. Дмитрий Иванович был сыном бедного казака. Будучи мальчиком способным и любознательным, он единственный из пяти братьев окончил сельскую школу. Как лучшего ученика, учитель взял его в помощники. Так он и стал учителем. Атаманом он стал в 1891 голодном году, когда во время эпидемии тифа из станицы сбежал атаман. Он был трудовым казаком, как и большинство станичников.

После окончания школы Николая и Ивана возникла проблема, где брать средства на их учебу в гражданских учебных заведениях. Семья - восемь душ. Оставалось поступить в военное казачье училище, где обучение было бесплатное.

Старший из братьев Николай после школы и учительских курсов одно время работал в школе. Затем окончил с отличием Оренбургское юнкерское училище, стал служить в казачьих частях, завершив мирный период жизни сотником - помощником командира 5-го казачьего полка, находившегося на службе у эмира Бухарского. Вскоре окончили это же училище Иван и Петр. Младшему брату Алексею удалось продолжить учебу «на гражданке».

И вдруг над семьей станичного атамана разразился гром. Нежданно и негаданно под новый, 1912 год, явился Николай. Революционно настроенного Каширина в Ташкенте «за разложение офицерства» наказали, а затем изгнали из полка как неблагонадежного.

Иван Каширин стал после окончания училища хорунжим, затем, как и брат, сотником, в 1911-1912 годах служил во 2-м Оренбургском полку в Варшаве. Но и Иван не ужился в строевых частях. Бунтаря, не согласного с жандармской ролью казаков, после неоднократных наказаний, как и старшего брата, исключили из состава полка. Он также возвращается в родной Форштадт и занимается хлебопашеством. Так старшие сыновья атамана Каширина за два года до войны оказались в опале, что, конечно же, не могло не сказаться на их поведении во время революционных событий. В Верхнеуральской станице они постепенно создают оппозицию войсковому начальству.

Когда разразилась первая мировая война, Николая и Ивана отправили на Юго-Западный фронт. Воевали они в 9-м и 10-м полках, воевали храбро. был награжден шестью орденами. Последний орден - Святого Владимира - даже вводил героя в дворянское сословие. Заслужил награды и подъесаул Иван, в том числе и шашку в серебре. Но за вольнодумство и революционные действия Николай побывал в Киевской тюрьме и после суда офицерской чести был снижен в звании до подъесаула и под предлогом ранения удален из дивизии. Он стал в Верхнеуральске начальником учебной команды и председателем казачьего комитета 1-й Оренбургской дивизии. За выступление против Временного правительства, после суда на сентябрьском (1917 г.) войсковом круге, он был исключен из дивизии и вернулся в Верхнеуральск. Большевики Николай и Иван Каширины развернули революционную работу среди верхнеуральских казаков. Третий брат Петр попал в плен, в котором пробыл до 1918 года.

Младшие сестра Мария и брат Алексей, как и вся семья атамана, были участниками героической эпопеи Южно-Уральской партизанской армии, главкомами которой были Иван, Николай Каширины и Василий Блюхер. Не участвовала в этом рейде лишь сестра Евдокия, которая до 1922 года скиталась по колчаковским тюрьмам, а после освобождения воевала в рядах дальневосточных партизан, и Петр, еще не вернувшийся из плена. Затем Каширины (и Петр тоже) прошли фронты гражданской войны дорогами 30-й дивизии, начальником которой был Николай Каширин.

Иван Каширин закончил войну командиром особой казачьей кавалерийской бригады на Восточном фронте и был награжден боевым орденом Красного Знамени. Николай - командиром кавкорпуса на Южном фронте, став кавалером двух орденов Красного Знамени и особой награды - Почетного революционного оружия со знаком ордена Красного Знамени; Петр - комиссаром 10-й кавалерийской дивизии на Западном фронте. Высшее воинское звание после войны Николая Каширина - командарм 2-го ранга, Иван Каширин - комиссар госбезопасности 2-го ранга. Петр был заместителем председателя Челябинского и председателем Оренбургского губисполкома. Алексей работал бухгалтером. Слава старших братьев Н. д. и И. д. Кашириных многозначна. Революционность их проявилась не только в личном героизме в период гражданской войны, но и в успешном решении крупных военно- политических задач. Они раскололи оренбургское казачество и, в противовес атаману, стали вождями оренбургских красных казаков. Прошли путь до высоких военно-политических руководителей и делегатов ХI, ХIУ, ХУ, ХУI съездов партии, а Петр - ХУ Всесоюзной партконференции, до государственных деятелей, членов ЦИК СССР. Наряду с Кочубеем, Думенко, Мироновым и Примаковым они были организаторами и командирами советских казачьих кавалерийских полков и соединений.

С 1937 года имя героев Кашириных, как и всей семьи атамана, перестало упоминаться.

Этот год для Николая и Ивана Кашириных и всех других членов семьи был годом мучительных переживаний. Тень ложного обвинения легла и на них. Лавры боевых побед и народного признания не могли спасти от репрессий... Известно, что перед объявлением приговора по «делу Тухачевского» судья Ульрих и Ежов побывали у Сталина. Дав согласие на высшую меру наказания, спросил: «Как вели себя члены присутствия?», в числе которых был. Ежов ответил, что активно вел себя лишь Буденный, члены суда в основном молчали. Сталин распорядился «посмотреть» внимательно на членов суда.

Первым был арестован за неделю до окончания этого суда - 6 июня 1937 года Петр Каширин, управляющий Оренбургской областной конторой коммунального банка «по обвинению в измене Родине, участии в антисоветской диверсионно-террористической организации».

Ровно через полмесяца был арестован Иван Каширин, один из руководителей Наркомлеса СССР, по обвинению в принадлежности к «антисоветской террористической организации».

На очереди был старший брат. Были получены компрометирующие показания. В ночь на 20 августа приехали за Николаем Дмитриевичем.

Не выдержало сердце матери тяжелого удара судьбы. Лариса Матвеевна ушла из жизни вскоре после гибели сыновей. Во время Великой Отечественной войны погиб Алексей Каширин, В 1923 году, после скитаний, вернулась на родной Каширина. Неизвестна пока судьба красной партизанки и бойца Красной Кашириной. В ЗО-х годах она «пропала без вести».

В 60-х годах Верховный Суд СССР отменил несправедливые приговоры. Николай, Иван и Петр Каширины были посмертно реабилитированы, их имена возвращены истории. Еще при жизни Кашириных, как немногим из героев, их имена присваивались району Оренбургской области (ныне Октябрьский), конезаводу и поселку в Курганской области , совхозу и колхозу Челябинской области , школам, улицам в поселках и городах Южного Урала. После реабилитации их имена снова носят улицы и школы. Бронзовые бюсты Николая и Ивана Кашириных установлены в 1960 году на одной из площадей Верхнеуральска.

В ходе исследования поставленные задачи были выполнены, Погружаясь в атмосферу прошедших лет, (с конца ХIХ и до конца ХХ века) я ощутил, какой нелегкий путь прошла наша страна; как волны радостей и трагедий то поднимали, то пытались утопить род, предков семьи Кашириных.

Памятник Николаю Каширину г. Верхнеуральск, Стадион имени Братьев Кашириных

Дед Алеши Пешкова — «небольшой сухонький ста­ричок, в черном длинном одеянии с рыжей, как золо­то, бородкой, с птичьим носом и зелеными глазка­ми» — был человеком властным. Пройдя в молодые годы суровую школу бурлаков, испытав на своей шку­ре, как тяжело и горько быть бедным, и выбившись благодаря своей хитрости из нищеты, бедняков дед Каширин презирал, считал их простодушными и глу­пыми. Поэтому и внука своего дед учил быть в первую очередь хитрым.

Всем нажитым за свою трудную жизнь дед не спе­шил делиться детьми, поэтому в семействе Кашири­ных постоянно были ссоры. Каждый боялся, что ему достанется меньше, чем другим.

Внуков и приемного сына дед Каширин держал в строгости. За малейшую провинность он самолично порол всех розгами. Считал, что только так можно до­биться хорошего воспитания. В начале повести кажет­ся, что дед настоящий деспот и самодур. Но наше от­ношение к старику меняется, после того как мы узна­ем, какими трудными были у него детство и юность. На долю этого человека выпал тяжелый бурлацкий труд, орошенный потом и слезами. Именно поэтому он так яростно защищает все им нажитое.

Дед — человек умный и прозорливый. В Цыганке он сразу угадал мастера — «золотые руки» и ценил его за это. Точно так же в Алеше дед разглядел способно­го к наукам мальчика и потому лично стал обучать его грамоте. Уважал дед и жену свою, хотя и покрикивал на нее. С гордостью и благодарностью отзывается он о жене после пожара, когда та, в отличие от него само­го, не растерялась, а каждому отдавала точные и пра­вильные указания.

Сочинение на тему: ДЕД КАШИРИН И ЕГО СЕМЬЯ (М. Горький. «Детство»)

5 (100%) 1 vote

На этой странице искали:

  • дед каширин сочинение
  • дед каширин
  • сочинение история жизни деда каширина
  • сочинение на тему дед каширин
  • семья кашириных