План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: "Что такое радуга". Беседа с детьми на тему "откуда берется радуга"

Максименкова Ольга Сергеевна

Воспитатель, МКДОУ Аннинский детский сад №7 ОРВ, Воронежская область, п.г.т. Анна

Максименкова О.С. Конспект НОД с детьми подготовительной группы (6 - 7 лет) на тему "Радуга - дуга. Опыты по получению радуги" // Совушка. 2017. N4(10)..02.2019).

Заказ № 43426

Цель: показать детям, что солнечный свет состоит из радужного спектра.

  • закрепить представление о семи цветах радуги;
  • упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме-алгоритму;
  • развивать внимание.

Оборудование: таз - до краёв наполненный водой; зеркальце - установленное в воде под углом 25; источник света (солнце или настольная лампа); картинка «Радуга»; жидкое мыло, чайные ложки, пластиковые стаканчики, мыло в куске, палочки с кольцом на конце, лист бумаги, хрустальный бокал, тарелка с водой, лак для ногтей.

Ход НОД

Воспитатель:

Ребята, к нам в гости пришел Художник- Радужка и предложил послушать загадку.

Через речку - прыг да скок -

Перекинулся мосток.

Подружила берега

Семицветная дуга. (Радуга).

Знаете ли вы, отчего в небе бывает радуга? В какое время года мы чаще всего её видим? При какой погоде? (ответы детей: обычно радуга появляется, когда во время дождя светит солнце.)

Воспитатель на картине показывает «радугу».

Давайте ребята, и мы с вами с помощью нескольких опытов сделаем радужный спектр.

Опыт № 1

В солнечный день поставим около окна таз с водой и опустим в него зеркало. Зеркало нуждается в подставке, так как угол между ними и поверхность воды должен составлять 25 . Если зеркальце «поймает» луч света, то в результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на стене или на потолке возникает радуга. Этот опыт можно провести и вечером, тогда источником света выступит настольная лампа. Спектр получения в затемнённом помещении.

Опыт № 2

Поставим хрустальный бокал на белый лист бумаги. Попробуем поймать бокалом солнечный свет. На листе бумаги появится цветовые полосы радуги.

Опыт№ 3

Нужно капнуть в воду каплю лака. На поверхности воды образуется тонкая пленка. Ёе нужно аккуратно снять при помощи специального приспособления - «удочки». Плёнка лака будет играть всеми цветами радуги, напоминая крылья стрекозы. Луч белого света, попадая на тонкую пленку, частично отражается от неё, а частично проходит внутрь, отражаясь от ёе внутренней поверхности.

Интересные опыты получились. А у меня есть одна подсказка, которая поможет запомнить название всех цветов радуги. Послушайте: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Каждое слово начинается с буквы, которая указывает на цвет луча в радуге.

Любите ли вы дети играть в мыльные пузыри (ответ детей).

Тогда изготовьте их самостоятельно по схеме - алгоритму (дети самостоятельно подбирают необходимые материалы). Воспитатель наблюдает, оказывает по необходимости индивидуальную помощь. (Дети играют с пузырями).

Радужка: Какого цвета пузыри? Почему они не белые? Ведь мыло - то белое. Какой формы пузыри? (ответы детей - на солнце пузыри не белые, а переливаются радужными цветами).

В заключении Художник - Радужка предлагает подарить мыльные пузыри детям

Анна Лифанова
Что такое радуга? Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста

Цель. Развитие аналитико-синтетических способностей ребенка.

Задачи :

познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр ;

Расширять представления о смешении цветов, составляющих белый цвет.

Материал и оборудование : Презентация с репродукциями картин художников с изображением радуги , литровая миска с водой, бутылочка светлого лака для ногтей.

Ход занятия:

Воспитатель : Послушайте, ребята, стихотворение :

Радуга

Радуга в небе весеннем висела,

Весело с неба на землю смотрела.

Радостно мы улыбались в ответ :

- Радуга – радуга , цвет – пересвет.

Радуга в небе недолго висела,

С неба на землю недолго смотрела :

Растаяла …

Что же на память она всем

Оставила?

Красные маки,

Желтый песок

Зеленый зажегся

На ветке листок.

Жук фиолетовый

Греет бока

Синяя плещет

Река в берега.

Оранжевым солнцем

Согреты леса

А у скворца

Голубые … глаза. В. Степанов

Воспитатель : Ребята, посмотрите на репродукции знаменитых художников. Что вы видите на всех этих картинах?

Дети : радугу

Воспитатель : А кто-нибудь знает, что такое радуга и как она появляется?

Дети отвечают, что она появляется после дождя, когда светит солнышко.

Воспитатель : Радуга – одно из красивейших явлений природы.

А вы, ребята, видели когда-нибудь радугу ?

На что она похожа?

Воспитатель выслушивает ответы детей : На коромысло, на дугу, на мост и др.

Воспитатель : Человек еще с древних времен задумывался над природой происхождения радуги и связывал появление на небе разноцветной дуги с множеством поверий и легенд. Одни считали, что радуга – это небесный мост , с которого на землю спускались боги или ангелы, другие говорили, что это дорога между небом и землёй или с ворота в другой потусторонний мир.

На самом же деле, радуга – это атмосферное явление, которое наблюдается при освещении Солнцем множества водяных капелек во время дождя или тумана, или после дождя. Когда солнечные лучики преломляются в каплях воды во время дождя, на небе появляется разноцветная дуга.

А давайте вспомним, сколько цветов имеет радуга и какие ?

Дети : 7 цветов, перечисляем цвета, вспоминая известный стишок : «Каждый охотник желает знать, где сидит его фазан» .

Воспитатель : Сейчас мы попробуем создать свою радугу

Опыт «Радужная пленка »

Поставить миску с водой на стол, чтобы на нее не падали прямые лучи света. Подержать над миской кисточку из пузырька с лаком, пока капля лака не упадет в воду. Наблюдать за поверхностью воды. Подвигать головой, чтобы посмотреть на воду с разных точек. Что мы увидели?

На разлившемся по воде тонком слое лака видны радужные переливы . Лак образует тонкую пленку на поверхности воды. Когда на поверхность этой пленки падает свет, каждый его луч частично отражается от нее. Другая часть луча достигает нижней поверхности пленки и тоже отражается от нее. Отражения лучей складываются друг с другом, и мы можем видеть переливы радужных тонов .

Физкультминутка :

В небе радуга висит в воздухе "нарисовать" радугу

Детвору веселит. потянуться вверх и помахать кистями рук

С нее, как с горки, опустить руки вниз

Едут Егорка, петух,

Кот, свинья и я. загибать пальцы на руке

Воспитатель : Сейчас мы поиграем с красками. Будем смешивать краски, чтобы нарисовать радугу .

К - красный

О - оранжевый

Ж - желтый

З – зеленый

Г – голубой

С – синий

Ф – фиолетовый

У нас с вами есть только 4 цвета : красный, желтый, синий, белый.

Как же нам нарисовать радугу ?

Дети предлагают свои варианты смешения красок.

Воспитатель : Давайте проверим ваши ответы. Красный у нас есть, оранжевый = красный + желтый, желтый - есть, зеленый = синий + желтый, голубой = синий + белый, синий есть, фиолетовый = синий + красный.

Я предлагаю каждому нарисовать свою радугу , только не перепутать расположение цветов.

И в конце занятия , мы опять поиграем с мыльными пузырями. Выпустив пузыри, внимательно посмотрите на них. У каждого пузыря есть радужная оболочка , которая также включает все цвета.

Наталья Парамонова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Отчего появляется радуга?»

Цель : Выяснить, что приводит к возникновению на небосводе огромной многоцветной дуги.

Задачи :

Познавательные :

o формировать реалистические представления о природе – знания о её объектах и явлениях;

o воспитывать способность видеть красоту природы, любовь и бережное отношение к ней.

Художественное творчество : развивать продуктивную деятельность детей , творческие способности.

Коммуникация : развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной деятельности.

Социализация : способствовать накоплению опыта, доброжелательного отношения со сверстниками в процессе игр и совместной деятельности;

Игровая деятельность : формировать произвольность в поведении, проявлять активность и умение доводить начатое дело до конца.

Предварительная работа : просмотр различных фотографий, а также анализ собственных рисунков.

Оборудование : зеркало, чаша стеклянная, вода, лист белой бумаги и солнце.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, давайте с вами вспомним прошлое занятие и скажем что же такое радуга ?

Дети : Разноцветная дуга на небе, которая появляется во время дождя и солнца.

Воспитатель : Хорошо!

Ребята, оказывается радуга бывает разной : лунная, опрокинутая, туманная, огненная. (показывает картинки, также рассматривание картин)

Ребята, а вы знаете цвета радуги , и всегда ли эти цвета следуют в определенном порядке?

Дети : Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Воспитатель : Правильно, молодцы!

Попадая из воздуха в воду, луч изменяет своё направление, т. е. преломляется. Тогда и происходит разделение белого цвета на составляющие его цветовые лучи.

Воспитатель : Давайте ответим на вопрос : Почему радуга имеет форму дуги ?

Оказывается, что когда мы смотрим на радугу , мы видим лишь её половину. Это связано с тем, что центр радуги находится на одной прямой с нашими глазами и Солнцем. А вот если забраться на высокую гору мы увидим уже, что радуга шарообразна и нет у нее никакой дуги.

Воспитатель : На самом деле, еще в древние времена различные ученые пытались объяснить явление радуги . Давайте посмотрим кто (показывает картинки учёных,комментируя их)

Рене Декарт (философ, математик, физик) Объяснил радугу на основании законов преломления и отражения солнечного света в каплях дождя.

Исаак Ньютон (физик, математик, астроном) Объяснил механизм образования радуги .

- Радуга возникает при прохождении солнечных лучей через капельки воды, парящие в атмосфере. Белый цвет разлагается на спектр. Спектр – цветные полосы которые получаются при прохождении светового луча через каплю.

Воспитатель : Мы предположили, что сможем получить радугу самостоятельно . (гипотеза)

Дети : Давайте наконец уже попробуем!

Воспитатель : Для этого необходимы : зеркало, чаша (лучше стеклянная, вода, лист белой бумаги и солнце.

Наполним стеклянную чашу водой и поставим на стол около окна так, чтобы на нее падали утренние солнечные лучи. Опустим зеркало в воду наполовину. Верхняя часть зеркала – на краю ванночки, а нижняя – в воде, под углом. Зеркало должно отражать солнечный свет. Возьмём лист бумаги и поместим его перед зеркалом. Другой рукой слегка будем двигать само зеркало. Будем изменять положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на ней не появилась разноцветная радуга .

Дети : Ура! У нас всё получилось!

Воспитатель : Наша гипотеза подтвердилась, мы получили радугу самостоятельно ! И теперь давайте вместе сделаем выводы.

- Мы узнали :

Что такое радуга .

Кто из ученых изучал радугу .

Как она образуется.

Почему разноцветная и имеет форму дуги.

Получили радугу сами .

Публикации по теме:

Что такое радуга? Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста Цель. Развитие аналитико-синтетических способностей ребенка. Задачи: познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр;.

Конспект прогулки в лес детей старшего дошкольного возраста Конспект прогулки в лес по экологии старшего дошкольного возраста. Цель: Закрепить знания о лесных богатствах. Учить отгадывать и загадывать.

Конспект «Мы-Туристы» для детей старшего дошкольного возраста Всероссийский фестиваль педагогического творчества 2014/2015 учебный год Номинация: Название работы: «Мы-туристы»

Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Конспект НОД «Путешествие в лес» для старшего дошкольного возраста Программное содержание: Цель: - Расширять представления детей о живой природе и о взаимосвязях человека с ней. Задачи: Образовательные:.

Конспект НОД «Волшебница-осень» для старшего дошкольного возраста Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени Задачи: 1. Интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием.

Беседа с детьми "Откуда берётся радуга?"

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Отгадайте мою загадку.

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три -

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можешь их нарисовать?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно - это радуга. А что такое радуга?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, радуга представляет собой цветную дугу. Давайте посмотрим.

Воспитать демонстрирует фотографию радуги.

Дуга просматривается на фоне дождевой завесы. Радугу мы можем наблюдать в той стороне небосвода, которая противоположна солнцу, но солнце не должно закрываться облаками. Чаще всего, такое явление мы можем наблюдать летом, во время так называемых «грибных» дождей.
Воспитатель : А где еще мы можем увидеть радугу?
Ответы детей.
Воспитатель : правильно, радугу еще можно увидеть около фонтана или водопада.
Демонстрация фотографий.

Воспитатель : Ещё радугу мы можем назвать цветовым спектром. Что такое спектр, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель : Спектр - это разноцветная полоса, получающаяся при прохождении светового луча через стеклянную призму. Вот смотрите, это призма.
Воспитатель показывает детям призму.
Воспитатель : призма- это предмет, способный разложить луч света на составляющие, т.е. на цвета.
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что радуга также присутствует во многих народных приметах, связанных с предсказанием погоды. Вот например, радуга высокая и крутая предвещает хорошую погоду, а низкая и пологая - плохую.
Воспитатель : А кто из вас может назвать, какие цвета у радуги?
Ответы детей.
Воспитатель : Молодцы! Давайте мы с вами выучим фразы, с помощью которых вы сможете в любое время нарисовать радугу.
* Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь.
* Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.
Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам создать свою радугу.
Эксперимент.
Нужны : Ёмкость, наполненная водой, фонарик, зеркало, лист белой бумаги.
Дети садятся вокруг ёмкости, воспитатель показывает ход эксперимента.
Опыт : в ёмкость наливаем воду и кладем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонаря. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которой должна появится радуга.
При возможности дети могут попробовать сами поймать радугу. Воспитатель им в этом помогает.
Объяснение опыта: Луч света состоит из нескольких цветов; когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части - в виде радуги.
Воспитатель : Ну, что вам понравился эксперимент?
Дети делятся своими впечатлениями. Для закрепления порядка цветового спектра, в свободное время, с детьми можно нарисовать радугу.