План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: Занятие с детьми средней группы.Звуковая культура речи: звук ж. Звуковая культура речи в средней группе

Игровое занятие по звуковой культуре речи в средней группе
«Волшебный мир звуков»

Задачи:
-Вызвать у детей интерес к слову, его звучанию;
-Обучать умению правильно и четко произносить в словах звуки (с),(ж),(з);
-Закреплять произношение звуков в разных словах;
-Совершенствовать произношение слов и словосочетаний;
-Научить детей замещению звука цветом;
-Уметь выделять в словах первый звук, соотносить первые звуки в разных словах с первыми звуками слов, обозначающих тот или иной цвет;
-Проводить работу по развитию фонетического звука.

Часть 1.
«В картинной галерее»

Дети отправляются в картинную галерею.
(рассматривание картины «На лесной полянке»).

В: -Что мы видим на картинке? (деревья, лес, солнце, траву…)
-Кто играет на полянке?(показать животных: слоненка, поросенка, лисенка, сороку, собаку).
Вдруг прибегает на полянку маленький ослик (показать животное- игрушку) и говорит: «Вы тут прыгаете, играете, а вас мамы ищут!» Ослик не знал, у кого какая мама, все перепутал.

Дети помогают Ослику дать верные названия животных и их детенышей.

Дидактическая игра
«У кого кто?»

Слоненка ищет мама-(слониха);
Поросенка-…(свинья);
Лисенка-…(лиса);
Щенка-…(собака).

Воспитатель еще раз предлагает повторить слова- названия, дети показывают рисунки с изображением животных и их детенышей.

В:- Ребята, вам понравилась картина?
Д:- Да.
В:- Почти во всех словах был знакомый звук. Какой?

Дети отвечают.

На какую песенку был похож этот звук?
Д:- На песенку воды.

Часть 2.
«Игры на полянке»

В: (предлагает отгадать загадку)

Я на ветке сижу,
Букву Ж все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом. (жук).

Отгадав загадку, дети отправляются на большую поляну, где проводится игра «Жук».
На ковре стоит «дерево», дети строятся в хоровод вокруг него.
Выбирается «жук»

Дети (хлопают в ладоши и произносят хором)

Жук, жук, пожужжи!
Где ты прячешься, скажи?

Жук: Жу, жу, жу, жу,
Я под деревом сижу.

(выбирается второй « жук»).

Дети: Жук, жук, покажись.
Надо мною покружись.

Жук: Жу, жу, жу,жу,
Я летаю и жужжу.

Игра повторяется 2-3 раза.

В: -Дети, давайте вспомним песенку звука (ж)
(произносится длительно звук (ж)).

Часть 3.
Отгадывание загадок.

В:- Ребята, посмотрите, кто сидит под деревом7
Д:- Зайчик.
В:- Как еще можно назвать это животное?
Д:- Зайчик, зайчишка, зайчонок, заинька.
В:- Что делает зайчик?
Д:- Сидит, смотрит, слушает.
В:- Скажите, какой зайчик?
Д:- Пушистый, красивый, веселый.
В:- А давайте сейчас построим для зайчика дорожку.

Часть 4.
Игра «Цветная дорожка»

Дети садятся за столы. Перед каждым ребенком стоит поднос с разноцветными кружочками: желтыми, зелеными, синими (по 4 шт.)

В:- Перед вами лежат желтые, синие и зеленые кружки. Я буду называть разные слова. Если названное слово начинается со з

Предпросмотр страницы №1

Игровое занятие по звуковой культуре речи в средней группе

«Волшебный мир звуков»

Задачи:

- Вызвать у детей интерес к слову, его звучанию;

Обучать умению правильно и четко произносить в словах звуки (с),(ж),(з);

Закреплять произношение звуков в разных словах;

Совершенствовать произношение слов и словосочетаний;

Научить детей замещению звука цветом;

Уметь выделять в словах первый звук, соотносить первые звуки в разных словах с первыми звуками слов, обозначающих тот или иной цвет;

Проводить работу по развитию фонетического звука.

Часть 1.

«В картинной галерее»

Дети отправляются в картинную галерею.

(рассматривание картины «На лесной полянке»).

В : -Что мы видим на картинке? (деревья, лес, солнце, траву …)

Кто играет на полянке?(показать животных: слоненка, поросенка, лисенка ,сороку, собаку).

Вдруг прибегает на полянку маленький ослик (показать животное- игрушку) и говорит: «Вы тут прыгаете, играете, а вас мамы ищут!» Ослик не знал, у кого какая мама, все перепутал.

Дети помогают Ослику дать верные названия животных и их детенышей.

Дидактическая игра

«У кого кто?»

Слоненка ищет мама-(слониха);

Поросенка-…(свинья);

Лисенка-…(лиса);

Щенка-…(собака).

Воспитатель еще раз предлагает повторить слова- названия, дети показывают рисунки с изображением животных и их детенышей.

В :- Ребята, вам понравилась картина?

Д :- Да.

В:- Почти во всех словах был знакомый звук. Какой?

Дети отвечают.

На какую песенку был похож этот звук?

Д :- На песенку воды.

Часть 2.

«Игры на полянке»

В: (предлагает отгадать загадку)

Я на ветке сижу,

Букву Ж все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом. (жук ).

Отгадав загадку, дети отправляются на большую поляну, где проводится игра «Жук».

На ковре стоит «дерево», дети строятся в хоровод вокруг него.

Светлана Камачкина
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «ЗКР. Звук [ч]»

Цель : Объяснить детям, как правильно произносить звук [ ч ] .

Упражнять в произнесении звука [ч] в словах и

фразах, подбирать слова на заданный звук , развивать

фонематический слух детей. Развивать диалогическую речь .

Задачи : Учить понимать смысл загадок, правильно называть

качество предметов. Учить использовать в ответах на

вопросы воспитателя сложноподчиненные и простые

распространенные предложения. Воспитывать любовь к природе и животным.

Материал : елочки, мягкая игрушка волк, заяц и белка.

Маски зверей. Конверт с картинками. Волшебный сундучок.

Сюрпризный момент : Звучит аудио-запись" Голоса птиц".

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, вы слышите, как красиво поют птицы.

А наш язычок тоже умеет так красиво петь. Но сначала его

нужно разбудить. Для этого мы с вами выполним упражнение

"Лошадки":Вытянем губки, приоткроем ротик и поцокаем

"узким" язычком (как цокают копытами лошадки) .

Разбудили мы наш язычок. Сегодня он будет учиться петь

новую песенку : Пошел язычок погулять и пришел к желез-

ной дороге. Там стоял большой паровоз. Он громко пел :

[Ч-ч- ч]. Наш язычок решил тоже выучить эту песню. Он

то собрался запеть :[ Ш-ш-ш], но сделал шаг назад своем

домике. Покажите, как язычок сделал шаг назад. Закройте

ротик, Дайте вашим язычкам отдохнуть. Теперь, пусть язычки

снова поднимут кончики, сделают шаг назад и постучат

ими в потолок : [ Ть-ть-ть].А теперь пустите на ладонь (сде-

лайте заборчик перед ртом) теплый ветерок и спойте :[Ч-ч-ч]

(Повторить несколько раз. Медленно, быстро, громко, тихо) .

Молодцы! Справились с песенкой. А теперь у меня для вас

есть сюрприз. Нам в группу кто-то прислал письмо. Но ни об-

ратного адреса ни имени, того кто его прислал на нем нет,

вместо этого только три загадки. Давайте, ребята, отгадаем

эти загадки и узнаем, кто прислал нам письмо.

Дети : Давайте.

В : - Слушайте внимательно первую загадку :

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

Кто в зайчатах знает толк,

Ну конечно, это. (волк) .

Дети : Волк.

В : -А почему вы думаете, что это волк?

Дети : Потому, что.

В : -Какой волк? Что мы можем про него сказать?

Дети : Он серый.

В : -Да, правильно, а еще он сердитый, злой, голодный. А как

называют детенышей волка? Один и много?

Дети : Один-волчонок, много-волчата.

В :Молодцы! Первую загадку отгадали, слушаем теперь

вторую :

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам :

Он в шубке серенькой зимой

И в рыжей шубке летом.

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз.

Дети : Белочка.

В :-Почему вы думаете, что это белка?

Дети : Потому, что.

В :-Какая она? Опишите ее словами.

Дети : Она рыженькая, с пушистым и длинным хвостиком.

В :-А еще? Что она делает?

Дети : Она быстрая, умеет прыгать по веткам, запасает орешки и

грибочки.

В :-Как называют детенышей белки? Одного и много?

Дети : Один-бельченок, много-бельчата.

В :-Молодцы! Вот и вторую загадку мы разгадали. Осталась послед-

няя, третья :

Длинное ухо, комочек пуха.

Маленький, как гномик,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Дети : Зайчик.

В :-Почему вы думаете, что это зайчик?

Дети : Потому, что.

В :-Какой он?

Дети : Трусливый, косой, быстрый, осторожный.

В :-Что делает?

Дети : Прыгает, боится, скачет, прячется от волка и от лисы.

В :-А как называют детенышей зайца? Одного и много?

Дети : Зайчонок и зайчата.

В :-А их маму называют. ?

Дети : Зайчиха.

В :-Вот какие молодцы! Все загадки отгадали. Так кто нам, ребята,

письмо написал?

Дети : Письмо написали волк, белочка и зайчик.

В :-А какие это животные, где они живут?

Дети : Это дикие животные, они живут в лесу.

В :-Правильно! И теперь мы с вами можем его прочитать :

Жила в дупле елочки белочка. А под елочкой-зайчик. Они очень любили играть вместе. Вдруг, видит зайчик, что из чащи выглядывает волчок-серый бочок. Испугался зайчик, а волчок говорит :-Я тебя не трону, если отгадаешь мою загадку. Назови слова, в которых есть звук [ч] . Помогите, нам, ребята.

В :-Ну, что, детки, поможем белочке и зайчику?

Дети : Да, поможем!

В :А на помощь нам придет наш волшебный сундучок с под-

сказками. Но сначала мы должны его открыть. Ребята, а чем

открывается волшебный сундучок?

Дети : Наверное, волшебным ключиком.

В :-Что же делать, у меня есть только обычный ключик.

Придумала. А давайте, когда мы будем открывать замочек,

скажем волшебные слова : Чики-чики-чики-чок, открывайся,

сундучок.

Дети повторяют за воспитателем чистоговорку три раза.

В :-Получилось! Посмотрим, что у нас в сундучке?

Воспитатель достает из сундучка различные предметы, в

названии которых есть звук [ ч] и несколько предметов, в

названии которых этого звука нет . Воспитатель вместе с

детьми называет эти предметы и дети хлопают в ладоши,

если слышат в слове звук [ч] .

В :-Ну что же, ребята, вот мы и справились, молодцы! Но,

посмотрите, сколько у нас еще вещей осталось! Неужели наш

волшебный сундучок ошибся, не может быть? Почему в нем

лежат ложка, нож и вилка? Ведь в этих словах нет звука [ч] ?

Если дети не догадаются сами, то можно подсказать :

В :-Ребята, а давайте, назовем их ласково, может это поможет?

Дети : Ложка-ложечка, нож-ножичек, вилка-вилочка.

В :-Ну вот, ребята, у нас все получилось. А теперь давайте

сложим наши слова в конверт, и сами отвезем его в лес бе-

лочке и зайчику. А поедем мы на поезде.

Физ-минутка :"Паровозик". Дети строятся паровозиком за вос-

питателем как вагончики.

В :-Наш паровозик очень любит петь волшебные песенки. Если

он поет громко-он едет быстро, если он поет тихо- он едет

медленно.

Чу-чу-чу-стоять я не хочу.

Ча-ча-ча-каланча.

Ач-ач-ач-испеку калач.

Оч-оч-оч-наступила ночь.

Чоки-чоки-чоки-чок-постучал наш каблучок.

В :- Вот мы и приехали. Посмотрите, ребята, сколько здесь деревьев.

А как они называются?

Дети : Елочки.

В :-А лес тогда какой?

Дети : Еловый.

В :-А вот и наши зверята. Бери волчок-серый бочок, ответы на свои

загадки и отвечай : зачем зайчика пугал (Поиграть хотел. Одному

грустно. Раньше с мишкой играл, а теперь он спит, скучно.)

А во что ты с мишкой играл, научи и нас всех, мы в д. садик

приедем и там всех научим. А здесь, белочку с зайчиком, будешь

и с ними тоже играть.

Игра"Похвалялись звери":дети надевают шапочки зверей,

играют парами :

Я - волчок.

Я - зайчик.

У меня шубка серая.

У меня шубка белая.

У меня уши маленькие, острые.

А у меня -длинные.

Играют также пары : волк и белка, белка и заяц. Можно добавить

В :-Ну вот, все подружились. А нам пора обратно, в детский сад

на нашем паровозике. (Повторение чистоговорок) .

Вот мы и дома. Ребята, что мы расскажем остальным деткам,

которые не ездили с нами лес? Какую песенку научился петь наш

язычок? Где мы были? В каком? Кого видели? Вам понравилось?

Съездим туда еще? До скорых встреч!

Литература :

1. В. В. Гербова "Конспекты занятий по развитию речи в средней

группе ".

2. О. С. Ушакова "Конспекты занятий по развитию речи для детей 3-5

3. Программа М. А. Васильевой "Программа воспитания и обучения в

Конспект

Занятие по развитию речи в средней группе на тему:

«В мире звуков» (звуковая культура речи).

И.А. Бармина,

воспитатель

«В мире звуков»

Задачи:

Образовательные: Закреплять навык правильного произношения звуков [с], [з], [ш]. Напомнить детям артикуляцию звука [ж]; поупражняться в произношении звука [ж] в словах и фразах; учить произносить звук утрированно.

Развивающие: Активизировать словесно-логическое мышление, развивать слуховое внимание, артикуляцию и мелкую моторику. Способствовать укреплению психофизического здоровья детей.

Воспитательные: Формировать интерес к познавательной деятельности, любознательности, желание участвовать в театральной деятельности.

Предшествующая работа: работа с карточками, определение и нахождение звуков [з], [с], [ш] в словах, разучивание инсценировки «поющий букет», артикуляционная гимнастика.

Материал к занятию: шапочки змеи, филина, лягушат, костюм «жука», панно «лесное озеро», корзина.

Раздаточный материал: предметные карточки на звук [ж], белые карточки.

Ход занятия.

Ребята, какое сейчас время года? (Весна). Верно на улице весна, весело щебечут птицы, ярко светит солнышко

Гимнастика для глаз «Солнышко»

Воспитатель: Солнышко утром вставало

Солнышко тучки считало

Посмотрело вверх,

Посмотрело вниз

Вправо, влево

(соответствующие движения глазами)

Глазками посмотрело

И закрыло глазки

Не хочется солнышку просыпаться

Пока у детей глаза закрыты появляется солнышко (ребенок в роли солнышка)

Воспитатель: Посмотрите какое солнышко к нам пожаловало!

Воспитатель, Солнышко и дети делают массаж лица

Личко солнышко согрело

Потеплело, потеплело

(поглаживающие движения отс ередины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей)

Наши ручки потянулись (тянимся вверх)

Наши губки улыбнулись (улыбнуться)

Воспитатель: Солнышко ярко светит, погода замечательная, а хотите сейчас оказаться на лесном озере и посмотреть что там происходит? (Да)

тогда закрывайте все глаза и послушайте (звучит фонограмма «Голоса птиц»)

Воспитатель: Вот и оказались мы с вами на лесном озере (Открывается картина «Озеро», на экологическом экране)

С приходом весны лес наполнился различными звуками. А что вы слышали? (Весело поют птички)

А вот я услышаал как спешит к лесному озеру ручеек и льётся талая вода, попадая в озеро.

Как льется водичка? (с-с-с). Кружатся и звенят над озером комарики? Какую песенку они поют? (з-з-з). Я слышу квакают лягушки.

Лягушки: (девочки 3-4 человека)

Подходите к нам, лягушкам,

Тяните губки прямо к ушкам (улыбаются)

Воспитатель: Улыбнулись нам, подружки, большиглазые лягушки, давайте поупражняемся вместе с лягушками

Артикуляционное упражнене «Лягушки»

Растяните свои губки,

Мы увидим ваши зубки

Потянете-потянете

Нисколько не устаните

А теперь изобразим как лягушки ловят комариков

Пальчиковая игра «Лягушата»

Рот пошире открываем

В лягушат мы поиграем

А теперь закроем рот

Лягушонок наш жует.

(ладонями обеих рук имитируем лягушат, большой палец соединяем с остальными сомкнутыми пальцами)

Воспитатель: На высокой сосне, в лесной тишине,

Добрый филин - у да у

Будем подражать ему.

Филин: (мальчик) Губы «Хоботом» тяну

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Воспитатель: Ой, ребята, в этих кустах кто-то шевелится и шипит, похоже на веревочку. Кто это? (Змея) ш-ш-ш

Давайте и мы пошипим, сначало громко. Потом тише.

Змея: (девочка) Подражайте вы змее

С нею будьте наровне

Высуним языки спрячем

Только так, а не иначе

(артикуляционное упражнение и изображаем змею ладошками)

Воспитатель: Ребята, а я еще слышу звук над лесным озером «ж-ж-ж». Чья это песенка? (Жука)

Проснулись майские жуки.

Для того, чтобы у нас получилась такая же звонкая песенка, кончик языка мы спрячем за верхние зубы, закроем их губы сделаем круглые и добавим звук. (Показ артикуляции звука (ж))

Спойте псеснку жука не громко (индивидуально) и по подгруппам (девочки и мальчики)

А сейчас мы превратимся с вами в жучков.

п/и «Жучки» (физкультминутка)

День - жуки жужат и летают

Ночь - ложатся на спину и медлено шевелят руками и ногами.

Песенка жука в одних словах живет, а в других не живет. Сядьте на свои места за столы и посмотрите на картинки. Тихо и медленно, шепотом назовите что на них изображено и догадайтесь в названии какой картинки спряталась песня жука -ж- Когда найдете закройте эту карточку квадратом из белой бумаги. В каком слове живет ж? Выслушивает (10 детей)

А сейчас я вам прочитаю стихотворение В.Бирюкова

«Почему букет поет?»

Жук в рубашке полосатой

Полетел играть к ребятам

На цветок лиловый сел

Песню звонкую запел

Сока сладкого хлебнул

В колокольчике заснул

Да попал в букет к Маринке

и жужжит, жужжит в корзинке

А Маринка не поймет

Почему букет поет?

Почему же пел букет?

А хотите послушать и посмотреть рассказ о том, как жук заснул в колокольчике и попав к девочке испугался. Я буду рассказывать, а девочки показывать. А вы нам когда я попрошу помогайте.

Инсценировка рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова

Вокруг нашего озера выросло много цветов (раскладывает цветы на ковре) Летел жук по свои делам и жужал:

Жук: - Жуть как пить хочется?

О чем жужал жук? (Хоровые и индивидуальные ответы детей). Увидел он лиловый цветок «обрадовался»: «-Тут я найду чем жажду утолить»

Залез в колокольчик и осмотрелся: «- Красиво, жить можно». Что прожужал жук? (Жить можно)

Попробовал усиками дно цветка и сказал: «- Сок! Вкусный.» Попил он и стало ему весело: «- Жить хорошо!» - запел жук. О чем запел жук? (Жить хорошо)

Пел, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов в корзинку и принесла домой, и вдруг раздалось жужание: «- Жуть! Куда я попал? Тут же люди живут». О чем жужал жук на этот раз? (ответ детей)

Ну вот, погуляли мы около озера, пора нам и в детский сад. Закрываем глаза, птички нам поют. Вот мы и опять в детском саду. Какие же звуки мы услышали на лесном озере?

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: закреплять правильное произношение звука [С] в слогах, словах и предложениях.

Задачи (коррекционно-развивающие):

  • учить детей дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова;
  • развивать фонематические представления;
  • учить составлять предложения по опорным картинкам;
  • закреплять умение определять место звука в начале и конце слов;
  • активизировать словарь прилагательных;
  • закреплять умение слушать текст и отвечать на вопросы словами из текста;
  • формировать пространственные представления;
  • совершенствовать слуховую память и слуховое внимание;
  • развивать двигательную координацию и мелкую моторику;
  • укреплять глазодвигательные мышцы.

1. Сегодня мы поиграем с одним звуком. А вот с каким, вы догадайтесь сами. Внимательно слушайте, и все вместе повторяйте за мной:

Са – са – са – под сосной сидит лиса (слайд 2) .
Су – су – су – суп собаке я несу (слайд 3) .
Сы – сы – сы – встал слонёнок на весы (слайд 4).
Со – со – со – сыплет снег на колесо (слайд 5) .
Ас – ас – ас – я пью квас (слайд 6).
Ос – ос – ос – у собаки нос (слайд 7).
Ис – ис – ис – я ем рис (слайд 8).

Какой звук мы чаще всего произносили?

2. Я буду произносить звуки, слова. Хлопните в ладоши, если услышите звук С:

С, п, к, с, м, с;

Са, ма, ко, со, су, ву, пы, сы;

Сок, кот, мак, слон, лес, коза, коса, мясо, шуба, капуста, шнурок, замок, сапоги, сумка, шкаф.

3. Скажите, правильно ли я говорю, и исправьте мои ошибки:

  • санки – шанки,
  • замокат – самокат,
  • посуда – пошуда,
  • лиса – лиша,
  • рис – риш,
  • суп – щуп,
  • автобус – автобуш,
  • посылка – позылка,
  • осёл – озёл,
  • песок - пезок.

5. Составьте предложения по двум картинкам. Предложения могут быть небылицами:

собака – сундук (слайд 9) ,

салют – самолёт (слайд 10) ,

сорока – сапоги (слайд 11) ,

санки – стрекоза (слайд 12) .

6. А вы знаете, что звуки умеют прятаться в словах? Звук С тоже решил с нами в прятки поиграть. И сейчас мы будем его искать в начале или конце слова (в клювике или на хвостике птички). Слушайте и проверяйте (слайд 13) :

снег, нос, лес, соль, сорока, кокос, квас, сын, абрикос (слова обязательно читаются по порядку).

7. Символ, какого звука вы видите? (насос – слайд 14) .

Давайте с вами прочитаем, что нам написал звук С (чтение закрытых (слайд 15) и открытых (слайд 16) слогов по зрительным символам звуков Т.А.Ткаченко).

8. Какое наступило время года? (слайд 17). А как вы узнали, что пришла весна? Конечно же, на небе появилось солнышко. Давайте покажем, как идёт к нам весна (физкультминутка).

10. Мы так дружно показали приход весны, что даже солнышко спустилось с неба к нам. Но посмотрите, что-то солнышко не весело, что-то голову повесило. Светит тускло, не ярко и совсем не греет. Надо помочь нашему солнышку. Возьмите каждый по солнечному лучику и скажите солнышку ласковые, добрые слова. Солнышко, какое? (рис. 1)

От ваших слов солнышко засияло и полилось на землю тепло от его лучей (рис. 2)

11. А сейчас я расскажу вам историю про то, как утята искали солнышко (выкладывание картинок на коврографе).

Раз не вышло на небо солнышко. Залаяла собака, замяукала кошка, заплакала мышка, спряталась курочка, завял цветок. Собрались утята, и пошли искать солнышко.

Спросили утята у дерева, где найти солнышко? Дерево уронило лист. Полетел лист за ветром, а утята побежали за ним.

Видят впереди озеро. А за озером стоит домик.

Сели утята на камешек и задумались. Как туда попасть? А камень зашевелился. Это была старая черепаха. Перевезла черепаха утят через озеро.

Подошли утята к домику, открыли дверь. Стоит в комнате кровать. На ней спит солнышко. Разбудили утята соню и побежали домой.

Умылось солнышко, вытерлось полотенцем и вышло на небо.

Расцвёл цветок. Завиляла хвостом собака. Выгнула спинку кошка. Обрадовалась мышка. Вышла во двор курочка. Засияло всё кругом. Вот так утята нашли солнышко.

С тех пор солнышко спит в кроватке только ночью (рис. 3) .

12. Вопросы по тексту:

  1. Что однажды случилось с солнышком?
  2. Как повели себя собака, кошка, мышка, курочка и цветок?
  3. Кто пошёл искать солнышко?
  4. Кто подсказал дорогу утятам?
  5. Куда прилетел лист?
  6. Что стояло за озером?
  7. Кто помог перебраться утятам через озеро?
  8. Что же делало солнышко у себя в домике?
  9. Что произошло, когда солнышко вышло на небо и засияло?

13. Вы хотите поиграть с солнышком? (Дети выполняют задание самостоятельно: две тучки и солнышко у каждого ребёнка; проверяют на слайдах).

Солнышко светит над тучками (слайд 18),

Солнышко справа от тучек (слайд 19),

Солнышко между тучками (слайд 20),

Солнышко спряталось за тучками (слайд 21),

Солнышко засветило под тучками (слайд 22),

Солнышко слева от тучек (слайд 24),

14. Давайте расскажем солнышку, стихотворение, но необычное, а по картинкам (чистоговорка с показом) (слайд 24) :

Мы учим звук С: са-са-са, са-са-са,

Стол, самолёт, сковородка, лиса,

Санки, смородина, миска, носок,

Сыр, самокат, абрикос, колосок,

Стул, снеговик, самосвал, колбаса,

Мы знаем звук С: са-са-са, са-са-са.

15. Спасибо тебе, солнышко, за то, что было с нами.

Пришла пора прощаться – прощаемся с солнцем глазами (зрительная гимнастика) (слайд 25) .

Список использованной литературы.

1. Любовь Шайтанова “Стихи о природных явлениях севера” Издана при финансовой поддержке управления образования администрации г.Мончегорска, 2008;

2. Ткаченко Т.А. “Звуки и знаки” // М, 2001;

3. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий // СПб, 2006.

4. Смирнова Л.Н. Речевой дидактический материал // М, 2004

Цель. Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком ж.

Ход занятия

"Сидел Язычок в домике, – начинает занятие педагог. – Слышит: кто-то поет песенку: "Ж-ж-ж-ж". – "Я не умею так петь, – огорчился Язычок. – Я знаю песню листьев, гуся, змеи. Но эта новая песня совсем другая. Она звонкая: "Ж-ж-ж-ж".

Ж-ж-ж – это песня жука, – объясняет педагог. – Она поется так же, как песня гуся (ш-ш-ш) , но только звонко, с голосом. Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: "Ж-ж-ж". Что вы слышите? (Горлышко поет эту песню.) A теперь приложите ладонь к горлу и спойте песню гуся. Поет горло?

Давайте поучимся петь песенку жука. Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начните петь: "Ж-ж-ж-ж"".

Дети поют песенку маленького жучка и песню большого толстого жука.

Далее педагог проводит подвижную игру "Жуки". Ребята берутся за руки и образуют круг. Воспитатель выводит за его пределы 6–7 детей. Они изображают жуков. (Желательно, чтобы среди них были те дети, которые нечетко произносят звук ж.)

"Круг – это большая комната со множеством окон, – объясняет педагог. – Люди ушли, а окна в комнате не закрыли. (Дети опускают, расцепляют руки.) В комнату влетели жуки и загудели: "Ж-ж-ж". Они стали летать по всей комнате. Подул ветер, и окна захлопнулись. Жуки полетели к окнам, не увидели стекол и упали. Попались жуки! Лежат на спине, барахтаются. Жалобно жужжат. Давайте поможем жукам – перевернем их на брюшко и, открыв окна, выпустим на волю. Пусть летают".

Игра повторяется.

"А сейчас, – говорит педагог, – я прочитаю вам стихотворение, которое называется "Почему букет поет?"

Жук в рубашке полосатой

Прилетел играть к ребятам,

На цветок лиловый сел -

Песню звонкую запел,

Сока сладкого хлебнул,

В колокольчике заснул,

Да попал в букет к Маринке

И жужжит, жужжит в корзинке!

А Марина не поймет:

Почему букет поет?

Н. Головина

"Почему же пел букет? – спрашивает педагог. – Хотите послушать рассказ о том, как жук заснул в колокольчике и, попав к девочке, испугался? Я буду рассказывать, а вы мне, когда попрошу, помогайте".

Воспитатель читает отрывок из рассказа "Поющий букет" В. Бирюкова:

Летел жук по своим делам, жужжал: "Жжжуть как пить хочется". (О чем и как жужжал жук? (Хоровой и индивидуальные ответы.))

Увидел он на лугу лиловый цветок, обрадовался: "Тут я найду, чем жжжажжжду утолить". Залез в колокольчик, осмотрелся: "Красиво! Жжить можно!" (Что прожужжал жук?) Попробовал усиками дно цветка и сказал: "Сок! Вкусный!"

Попил, и весело ему стало. "Жжить хорошо!" – запел жук. (О чем он запел?)

Пел он, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов, поставила в банку с водой.

И вдруг раздалось жужжание: "Жжжуть! Куда я попал? Тут люди жживут". (О чем жук жужжал на этот раз?)

"Вы хорошо сегодня работали, и я порадую вас новыми загадками, – завершает занятие педагог.

Лежал, лежал, да в речку побежал.

(Снег)

Есть в загадке слова со звуком ж? Назовите их.

Шагаешь – впереди лежит,

Оглянешься – домой бежит.

(Дорога)

Запомните загадки и загадайте их дома родителям".