Райс Лариса Александровна
МАДОУ №203 "Детский сад комбинированного вида", г.Кемерово
Воспитатель
Конспект познавательного занятия для детей старшей группы. Волшебница вода
Программное содержание :
Закрепить с детьми некоторые свойства воды: текучесть, отсутствие цвета, запаха, формы, вкуса.
Познакомить с новым свойством воды (возможностью растворять различные вещества)
Развивать умение отстаивать собственное мнение, обобщать результаты работы и делать выводы; связанную речь детей умение отвечать на вопросы прививать бережное отношение к воде
Предварительная работа: 1. Чтение К. И. Чуковский "Мойдодыр", "Федорино горе".
Активизировать словарь : опыт, лаборатория, исследования.
Оборудование и материал: Компьютер, одноразовая посуда - стаканчики, кружки, тарелки, ложки по количеству детей, вода, ведерко, тряпочка для стола, конверт, бусинки, трубочки
Ход работы:
Звучит мелодия"От улыбки" .
В: «Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро приветливым лицам!
Собрались все детки в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся!»
Дети садятся на стулья
В: - О чем сегодня занятие будет. узнаете, отгадав загадку:
чтоб росли колосья хлеба,
чтоб варили нам супы,
чтобы плыли корабли,
жить нельзя нам без… (воды).
Воспитатель:
Правильно и сегодня мы поговорим о воде. Воспитатель:
Я вас приглашаю в наш видео зал совершить увлекательное путешествие в мир воды в природе (показ презентации
« Волшебница вода»)
Стук в дверь
Кто это стучится? (вношу письмо). Нам прислали письмо из института "Вода".там работают ученные, они делают опыты с водой и исследуют. (читаю) .Ученные просят, чтобы мы помогли в исследование воды. Нам доверяют исследования, значит мы - юные ученные и будем проводить опыты с водой. Вспомните, в каком виде может быть вода (снег, град, роса, лед.)
Стих:
Что может быть прозрачней капельки воды,
на первый взгляд, конечно ничего,
лишь только, любознательным
она все тайны приоткроет,
исследуй и познай ее.
В: Прежде чем идти в нашу лабораторию и проводить опыты, на надо надеть шапочку и фартук.
Ну что, юные ученые, вы готовы проводить опыты?
Но для начала вспомним правила поведения в лаборатории.
Правило № 1
. Ничего нельзя пробовать на вкус, можно отравиться.
Правило № 2
. В лаборатории нельзя бегать, прыгать и толкаться, громко разговаривать.
Правило № 3
. Быть внимательным и аккуратным
А теперь давайте друг другу пожелаем удачи.
Скажем дружно: Удачи!»
Дети проходят за столы
ОПЫТЫ
ОПЫТ №1. Текучесть
В : Возьмите узкий стакан и медленно переливайте воду в широкий. Что происходит с водой?
Дети : она льется, течет.
В : правильно, если бы это было не так, она не смогла бы течь в реках, озерах и кранах.
Вывод: вода-это жидкость, она течет .
Опыт№2. Вода не имеет формы
В : Мы с вами переливали воду из одного стакана в другой, Изменилась ли форма воды?
Дети : Да, изменилась.
В : А что произойдет с водой, если ее вылить на пол?
Дети : Она растечется.
В : У нее будет какая-то форма?
Дети: Нет.
Вывод: вода не имеет формы, она принимает форму того предмета, в который ее наливают.
ОПЫТ №3 . Вода не имеет запаха
В . Имеет ли вода запах?
В : Как мы можем узнать об этом?
Дети : Понюхать (берут стакан и нюхают)
Вывод: вода не имеет запаха.
В: Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам размяться и представить, что мы с вами на берегу реки (звучит шум воды)
Физминутка
Тихо плещется вода
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)
Опыт 4 Вода не имеет цвета
В: Положите в стакан с водой бусинку посмотрите, что вы видите там?
Дети: Отвечают, что видят бусинку
В : о чем это говорит, что вода бесцветная и прозрачная
Вывод: вода бесцветная и прозрачная
Опыт№5. Вода не имеет вкуса.
В: А какая вода на вкус?
Дети : вода станет соленой
В: а, если мы в воду положим сахар, какая станет вода
Дети сладкой
Вывод: вода приобретает вкус того вещества, которое мы в ней растворим
В .- Ребята, как вы думаете какая станет вода, если добавить в нее мыло?
Дети - мыльная
В .- А что можно сделать с мыльной водой?
Дети -пускать мыльные пузыри.
Опыт 6. Изготовление мыльных пузырей.
В тёпленькой водичке разведу я мыла.
Капельку шампуня, чтобы лучше было.
Как переливаются эти пузыри.
На, попробуй, выдуй тоже!
И скажи на что похоже?
В этих мыльных переливах,
Все нарядно и красиво.
Только в руку брать нельзя,
Лопнет, попадёт в глаза.
Пусть себе летают,
Небо украшают!
Воспитатель детям предлагает пускать мыльные пузыри
Рефлексия
Ребята, о чем мы сегодня говорили? Какие моменты вам понравились и запомнились? Почему?
Юные ученыепосмотрите, у меня на столе лежат капельки: веселые и грустные. Если вы считаете, что вам на занятии сегодня было легко, и вы справились с заданиями, выберите себе веселую капельку. А кто затруднялся в чем-то - выберите грустную капельку.
Мне понравилось с вами работать. Вы были молодцы.
Тема «Волшебница вода».
Задачи:
Побуждать желание детей активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения;
Способствовать умению детей определять физические свойства воды (запах, вкус, прозрачность, хороший растворитель, способность отражать предметы0;
Поддерживать проявление инициативы детей в рассуждениях, в проведении опытов; стимулировать речевую и познавательную активность;
Создавать условия для активного взаимодействия детей друг с другом и с педагогом, побуждать детей включаться в совместную игровую ситуацию;
Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой, умение детей сравнивать, анализировать, делать выводы;
Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде
Скачать:
Предварительный просмотр:
Голдобина Наталья Яковлевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида №45 «Росинка»
Муниципальный конкурс «Лучшая методическая разработка»
Конспект
познавательно-исследовательской деятельности
«Волшебница вода»
Голдобина Наталья Яковлевна,
воспитатель
Познавательно-исследовательская деятельность
Тема «Волшебница вода».
Задачи:
- побуждать желание детей активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения;
Способствовать умению детей определять физические свойства воды (запах, вкус, прозрачность, хороший растворитель, способность отражать предметы0;
Поддерживать проявление инициативы детей в рассуждениях, в проведении опытов; стимулировать речевую и познавательную активность;
Создавать условия для активного взаимодействия детей друг с другом и с педагогом, побуждать детей включаться в совместную игровую ситуацию;
Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой, умение детей сравнивать, анализировать, делать выводы;
Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде;
Оборудование: глобус, оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: белые халаты, два стакана, чайные ложки, сахар-рафинад, песок, акварельные краски, кисточки, подносы, салфетки; карточки-схемы «Свойства воды» (Приложение №1); емкость с водой; аудиозапись «Музыка дождя» муз. С. Бурцева; игрушка Капелька; баночка с крышкой для проведения фокуса; сюрпризы для детей - Капельки.
Предварительная работа: беседа с детьми о воде; рассматривание воды после рисования красками; дидактическая игра «Разноцветные капельки»; чтение сказки народов Сибири «Живая вода» и сказки горцев «Два ручья»; загадывание загадок о воде; просмотр познавательного фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку»; выполнение дидактических заданий на прогулке, связанных с водой; оформление карточек-схем; чтение рассказов и стихотворений о воде.
Ход образовательной деятельности
1. Вхождение в игровую ситуацию.
(Воспитатель готовит оборудование для образовательной деятельности, дети играют)
Воспитатель приглашает детей:
1, 2, 3, 4, 5,
Приглашаю всех играть!
Всё хотим на свете знать,
Тайны мира раскрывать!
2. Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе…»
Поиграем в игру «Дружат в нашей группе».
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(соединяем пальцы в «замок»)
С вами мы подружимся маленькие пальчики.
(касаемся кончиками пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы считать.
(парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.
(руки вниз, встряхиваем кистями)
3. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.
Ребята, посмотрите, в нашей группе появилось новое пособие.
(Воспитатель показывает глобус)
Что это?
Глобус.
- А что мы можем увидеть на глобусе?
Примерные ответы детей:
С траны, города, океаны, моря и т.д ..
А как вы думаете, что обозначено на глобусе голубым цветом?
Примерные ответы детей:
Г олубым цветом обозначены реки, озера, моря и океаны.
А что находится в реках, морях, океанах?
Вода.
Ребята, а где можно встретить воду?
Примерные ответы детей:
В ода есть в кране, в тучке.
Вода есть в бассейне.
Вода есть в луже, в организме.
Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Вы хотите - узнать, какими свойствами обладает вода?
А сейчас я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем учеными -исследователями.
(Дети проходят в лабораторию, надевают халаты)
4. Проведение опыта-эксперимента
Опыт 1. Вода не имеет запаха.
Как вы считаете, ребята, имеет ли вода запах?
Дети высказывают предположения
Вода имеет запах
Я думаю, что вода не имеет запах.
Давайте проверим. Имеет вода запах?
В ода не имеет запаха.
- Какой делаем вывод?
(Воспитатель обращается к детям: ученый Дима, ученая Соня и т. д.)
Вывод: вода не имеет запаха.
Ребята, обозначим это свойство этой схемой.
Опыт 2. Вода не имеет вкуса.
Ребята, как вы думаете, имеет ли вода вкус?
Предположения детей:
Я считаю, что вода не имеет вкуса.
А я думаю, что вода имеет вкус.
- Попробуйте воду на вкус. Имеет вода вкус?
Примерные ответы детей:
В ода не имеет вкуса.
- Какой делаем вывод?
Вывод: вода не имеет вкуса.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
Опыт 3. Вода прозрачная.
- Ребята, как вы считаете, имеет ли вода цвет?
Предположения детей:
Я считаю, что вода не имеет цвет.
А я думаю, что вода имеет цвет.
Перед вами два стакана. Один с водой, другой с молоком. Если в оба стакана положить ложки. В каком из стаканов ложка будет видна: в стакане с водой или в стакане с молоком?
Предположения детей:
Я думаю, что ложка будет видна в стакане с водой.
А я считаю, что ложка будет видна в стакане с молоком.
Проверим. Опускаю ложку в стакан с водой и в стакан с молоком. В каком из стаканов ложка видна? Почему?
Примерные ответы детей:
В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком ложка не видна.
Какой вывод можно сделать?
Вывод: - Вода не имеет цвета, вода прозрачная.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
5. Игровое упражнение «Мы – капельки»
(звучит аудиозапись «Музыка дождя» муз. С. Бурцева)
Ребята, а сейчас мы поиграем, превратимся в волшебные капельки. П роизносим волшебные слова: вправо, влево повернись, в волшебную капельку превратись! Ой, как много капелек! Давайте вместе потанцуем, покружимся, польем растения. Скучно стало капелькам играть друг без друга. Собрались капельки парами и потекли маленькими, веселыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой (цепочкой). Текла, текла река и попала в большое море (в круг). А тут и солнышко пригрело! И капельки вернулись к тучке.
6. Проведение опытов-экспериментов.
Опыт 4. В воде растворяется сахар, песок не растворяется.
Ребята, как вы думаете, какие вещества растворяются в воде?
Предположения детей:
В воде растворяется сахар.
В воде растворяется мука.
Если в стакан с водой положить кусочек сахара, что произойдет?
Примерные ответы детей:
Сахар в воде растворится.
А я думаю, что сахар не растворится.
Давайте проверим. Положим в стакан кусочек сахара. Попробуйте воду ложкой. Что произошло?
Примерные ответы детей: сахар в воде растворился, и вода стала сладкой. - Какой сделаем вывод?
Вывод: сахар в воде растворяется.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
Что получится, если в стакан с водой опустить песок?
Примерные ответы детей:
Песок растворится в воде.
А я считаю, что песок не растворится в воде.
Давайте проверим. Положим в стакан с водой песок, размешаем ложкой.
Растворился песок в воде?
Песок в воде не растворился.
Какой вывод делаем?
Песок в воде не растворяется.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
Опыт 5. Вода становится цветной, если добавить краску.
Ребята, что произойдет, если мы добавим в воду краску?
Примерные ответы детей:
Я думаю, что краска в воде растворится.
Я считаю, что краска не растворится в воде.
Давайте поэкспериментируем. В стакан с водой добавим краску. Что произошло?
Примерные ответы детей:
Краска в воде растворилась, вода стала цветной.
Какой делаем вывод?
Вода – растворитель. В воде растворяется сахар, краски, а песок не растворяются.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
А как вы думаете, ребята, что произойдет с солью?
Примерные ответы детей:
Я думаю, соль не растворяется в воде.
Я думаю, что вода станет соленой.
Проведите этот опыт дома и расскажите потом, что произошло с солью в воде.
Опыт 6. Способность воды отражать предметы.
Приглашаю всех подойти к столу. (На столе емкость с водой)
Давайте заглянем в нее. Что вы там увидели?
Примерные ответы детей:
Я увидел своё лицо, отражение.
- Миша увидел себя, а Катя?
Примерные ответы детей:
А я увидела лицо Вадима.
А где ещё можно увидеть своё отражение?
Примерные ответы детей:
В зеркале, в витрине магазина, и т.д.
Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Нет)
- Какой делаем вывод?
Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
7. Игровое упражнение «Вода какая?»
Ребята, поиграем в игру «Вода какая?» Передаем капельку и говорим: вода какая?
Примерные ответы детей:
Вода чистая, вода родниковая, вода прозрачная, вода холодная, вода газированная, вода грязная.
Молодцы, ребята!
8. Игра «Хорошо-плохо» (ТРИЗ)
- Ребята, вода хорошо - почему?
Примерные ответы детей:
Вода – хорошо, потому что можно купаться.
Вода – хорошо, потому что можно пить воду.
Вода – хорошо, потому что можно полить растения.
Вода – хорошо, потому что можно сварить компот и т.д..
- Ребята, вода – плохо - почему?
Примерные ответы детей:
Вода – плохо, потому что можно заболеть, если пить холодную воду.
- Вода – плохо, потому что можно намокнуть под дождем
Вода – плохо, потому что можно выпачкаться, если бегать по лужам.
Вода – плохо, потому что, если затопит квартиру и т. д.
9. Беседа о свойствах воды по схемам.
Ребята, давайте расскажем о свойствах воды по схемам.
Примерные ответы детей:
Вода не имеет запаха.
Вода не имеет вкуса.
Вода не имеет цвета, она прозрачная.
Сахар в воде растворяется, а песок не растворяется
Вода становится цветной, если добавить краску.
Вода отражает предметы, как зеркало.
Молодцы! Сколько интересного мы узнали о воде.
10. Ситуативный разговор «Берегите воду!»
Ребята, вода у нас много, она - везде. А нужно беречь воду? Как будем беречь воду?
Примерные ответы детей:
Нужно не забывать закрывать краны.
Если заметили, что кран неисправен, сразу сообщить взрослым.
Не засорять водоемы.
- Не мусорить на берегах рек.
Не мыть в водоемах машины.
Правильно , ребята, воду нужно беречь! Вода – это жизнь!
(Воспитатель читает отрывок из стихотворения)
Без воды нам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
11. Фокус с водой
-У меня есть стеклянная баночка. Я наливаю в нее воду. Посмотрите, вода чистая, прозрачная. Закрываю баночку крышкой, произношу волшебные слова: «Крибли, крабли, бумс! (в это время потрясти баночку ).
- И какая вода у меня получилась (получилась окрашенная вода).
Попробуйте показать такой фокус дома.
- Ребята, вы были любознательными учеными, примите на память маленькие капельки (дети получают сувениры-капельки).
Конспект занятия «Волшебница - вода» (старшая группа)
Андреева Анжелика Николаевна
Старший воспитатель
МАДОУ № 23 г. Армавир
На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, еще низок уровень восприятия экологических проблем, как личностно значимых. Очень важно уже в детстве сформировать у ребенка, оберегающее и ответственное отношение к ресурсам и объектам окружающей природы.
Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не гарантирует успешного обучения, гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
При взаимодействие с природными материалами у дошкольников из стихийного и случайного любопытства, возникает потребность в познании природы, понимании ее, стремление проникнуть за пределы увиденного и узнать неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью и чувством удовлетворенности. В ходе образовательной работы по экологическому образованию детей использую экспериментирование, как специально организованную деятельность, которая способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и формированию основ культурного познания окружающего мира.
Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Очень интересны были опыты с водой. Каждый день наблюдали за происходящими изменениями, пробовали на вкус. Проведение опытов способствовало возникновению интереса к собственным открытиям через исследование и экспериментирование.
Таким образом, использование разнообразных, интересных методов и приемов организации поисково - познавательной деятельности детей, способствует всестороннему развитию ребенка, расширяет его кругозор, формирует осознанное, бережное отношение к окружающей природе.
Конспект занятия «Волшебница - вода»
Подготовила:
Андреева А.Н. старший воспитатель первой категории
МАДОУ №23 г.Армавир
Программные задачи:
Формировать знания о разнообразном состоянии воды в окружающей среде
Дать элементарные знания о круговороте воды в природе.
Материал:
Демонстрационный: Мнемотаблица по формированию знаний о свойстве воды; плакат «Круговорот воды в природе»; иллюстрации к рассказу; термос с горячей водой; стекло
Раздаточный: полоски цветной бумаги (голубая, синяя, серая, белая, зеленая, красная, желтая), 4 стакана с водой, на каждый стол, кусочки льда, комочки снега, блюдечка на каждого ребенка,
Предварительная работа: Беседы о воде, её роли в жизни человека; проведение занятий - экспериментирований с водой; рассматривание иллюстраций на тему "Вода"; чтение и отгадывание загадок о различных агрегатных состояниях воды; чтение художественной литературы:А.Яким «Облака», Андрей Богдарин «Дождик», «Снежинки»,Т.А.Шорыгина «Ключевая вода»; просмотр мультимедийной презентации «Капитошка»,использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "куда спряталась вода", "Разрезные картинки" и др..
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо и хотела бы вам его почитать. Слушайте. «Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуты расчесывала косу, да так и застыла, превратилась в красивую снежинку. А третья успела спрятаться и осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признать в капельке и «паринке» родных сестер.
Ребята, помогите! Докажите, что мы снежинка, капелька и «паринка» – родные сёстры.
II. Сообщение темы занятия
Воспитатель: Хотите помочь? О чем они вас просят?
Дети: Доказать, что снежинка,капелька и «паринка» - родные сестры
Воспитатель:Чтобы доказать, что снежинка, «паринка» и капелька родные сестры, нам нужно вспомнить как мы исследовали свойства воды.
ΙΙΙ. Экспериментальная деятельность
Опыт №1: « Вода не имеет формы»
Воспитатель: А есть ли форма у воды?
Дети: .
Воспитатель: Как доказать что вода не имеет форму?
Дети: перелить воду в посуду другой формы. (переливают)
Воспитатель: Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды.
Вывод: Вода не имеет формы»
Опыт №2: «Вода жидкая, может течь»
Воспитатель: Как доказать, что вода жидкая?
Воспитатель: вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке. (дети выливают воду на блюдечко)
Воспитатель: Почему вода растеклась по блюдечку.
Дети: Вода жидкая
Вывод: «Вода жидкая»
Опыт №3: «Вода прозрачная»
Воспитатель: Какого цвета вода?
Дети: У воды нет цвета.
Воспитатель: На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. (дети выполняют)
Воспитатель: Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов?
Дети: Нет.
Вывод: вода прозрачная.
Опыт №4: « У воды нет вкуса»
Воспитатель: Знаете ли, вкус соли, сахара, лимона?
Дети: Да, мы знаем вкус соли, сахара, лимона.
Воспитатель: Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. (Дети пробуют)
Воспитатель: Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой?
Дети: Нет, вода безвкусная
Вывод: Вода не имеет вкус.
Опыт №5: «У воды нет запаха»
Воспитатель: Когда мама печет пирожки, булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издаю духи. А понюхайте воду, чем она пахнет.(дети нюхают воду)
Дети: у воды нет запаха.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №6: «Лед – твердая вода»
Воспитатель: Возьмите кусочки льда. (Дети берут) Подержим лед в руке.Что происходит?
Дети: Лёд тает и превращается в воду.
Воспитатель: Возьмите комочки снега и опустите в воду . (Дети выполняют) Что произошло?
Дети: Снег тает и превращается в воду.
Вывод: лед и снег – твердая вода.
Опыт №7: «Пар - это тоже вода»
Воспитатель: : На наше занятие я принесла термос с кипятком. (Воспитатель открывает термос)
Воспитатель: Что это поднимается над термосом?
Дети: Это поднимается пар.
Воспитатель: Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в термос наливала только воду. А вы не знаете?
Дети: При нагревании вода превращается в пар.
Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям).
Воспитатель: На стекле появилась вода.
Вывод: пар это тоже вода.
Воспитатель: Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и «паринка» родные сёстры?
Дети: Снежинка, капелька и «паринка» – это вода, значит они родные сестры.
Воспитатель: Вода в окружающей среде бывает разной. Это может быть и река, и сосулька, и снег, и пар, и туман, и дождь. Получается что вода – волшебница, она умеет превращаться.
Она прозрачна, не имеет формы, вкуса и запаха. (Показ мнемотаблицы). Хоровое и индивидуальное проговаривание.
ΙV Физминутка
Вы ребята поднимайтесь
И в снежинок превращайтесь
Закружились, завертелись
Белые снежинки
Вверх взлетели белой стаей
Легкие пушинки.
Чуть затихла злая вьюга
Улеглись повсюду.
Заблестели, словно жемчуг,-
Все дивятся чуду
Заискрились, засверкали
Белые подружки.
Заспешили на прогулку
Дети и старушки
Покружитесь и в ребяток превращайтесь.
V .Чтение сказки
Воспитатель: Я вам сейчас прочитаю удивительную сказку «Зайчик и капелька», послушайте.
«Жил - был Зайчик-попрыгайчик в огромном лесу. И путешествовал он по своему лесу, все полянки изучил, на каждую опушку запрыгнул, каждое деревце рассмотрел. Только скучно было Зайчику - попрыгайчику путешествовать одному. Сел на камень и пригорюнился.
Чего пригорюнился, Зайчик-попрыгайчик? – раздался веселый голос. Зайчик осмотрелся по сторонам – откуда голос? – никого. И опять загрустил.
Эй,Зайчик-порыгайчик, не печалься – опять раздался голос, похожий на журчанье ручейка. Посмотрел по сторонам Попрыгайчик и опять никого не увидел.
Да ты под лапы глянь! Это же я – Капелька! – задорно прожурчал голос.
Смотрит Зайчик-попрыгайчик, а из под камня, на котором он сидел, ручеек бежит, и прямо из этого ручейка на него кто-то смотрит и улыбается.
Здравстуй, Зайчик! Что пригорюнился? – спросила Капелька.
А давай путешествовать вместе! – предложила Капелька.
Давай, - согласился Зайчик-порыгайчик.
И отправились они по лесу вместе. С каждым цветочком поздорова-лись, каждому зверю лесному улыбнулись.
В полдень, когда солнце стояло высоко в небе, решили остановиться и передохнуть. Зайчик-попрыгайчик в тени широкой ели и задремал.
Проснулся зайчик, зевнул, потянулся. Солнышко уже перестало припекать. Хорошо Зайчишке. Оглянулся по сторонам, а капельки и след простыл.
Капелька! Капелька! – стал звать зайчик, но никто не отозвался.
Пригорюнился зайчик и сел под елью.
Зайчишка! – раздался звонкий голос сверху.
Посмотрел Попрыгайчик на небо и увидел Капельку уже там. А Ка-пелька улыбнулась.
Ты как туда забралась? – спросил Зайка
Когда ты спал, солнышко припекало, и я испарилась. Поднялась на небо и стала облачком. Ну что пойдем путешествовать дальше.
Конечно,- обрадовался зайчик.
И стали они путешествовать дальше по лесу. Каждый листочек рассмотрели, под каждый кустик заглянули. И не заметили, как наступил вечер. Зайчишка потянулся, зевнул и решил пожелать спокойной ночи, глянул на небо, а её там нет.
Эй, зайчишка! Кого потерял? – раздался веселый голос.
Друга своего, Капельку, - ответил заяц.
Да вот же я! Взгляни на листочки, на травку.
Присмотрелся зайчик и действительно увидел Капельку. На каждом листочке лежала маленькая капелька росы.
Как же так? – удивился зайчик.
А мы пока путешествовали, я стала тяжелой и к вечеру не смогла уже бежать облачком, вот и выпала в виде росы. А могла бы пролиться дождичком. Вот так-то.
Теперь понятно! Ну, спокойной ночи, Капелька.
Спокойной ночи, Зайчик-попрыгайчик!»
V Ι Беседа .
Воспитатель :Как называется сказка?
Дети : «Зайчик и капелька».
Воспитатель:Что случилось с капелькой днем?
Дети: Она испарилась и стала облачком?
Воспитатель: Где зайчик увидел капельку вечером?
Дети: На листочках.
Воспитатель: (показ плаката «Круговорот воды в природе») Капелька воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают на землю, бегают в ручейках, поят растения, а затем под лучами солнца снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда-то на землю упали в виде дождя, снега.
V ΙΙ Вывод.
Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии.
Дети: Вода это жидкость; не имеет собственной формы, цвета,запаха и вкуса. Вода может нагреваться, быть горячей.
Воспитатель: А,что еще вы узнали о воде?
Дети: Вода может превращаться в пар,лед и снег.
Воспитатель: Вот так
В природе путешествует вода
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед
Растает – и снова в поход
По горным вершинам,
Широким долинам
Вдруг в небо взовьётся
Дождем обернется
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода.
Интегрированное занятие
по экологии, ознакомлению с окружающим миром, развитием речи в классе предшольной подготовки
Тема :Волшебница –вода
Задачи :
значение воды в жизни человека, животных, растений;
закрепить представления о свойствах воды: прозрачная, не имеет цвета, запаха, вкуса, формы, способность растворять различные вещества.
активизация и обогащение словаря - формировать лексико-грамматический строй речи (словообразование, словоизменение, согласование)
развитие связной речи: учить использовать в речи разные виды предложений, развивать речь-доказательство
развивать творческо-поисковую активность, самостоятельность, инициативу, интерес к практической деятельности.
воспитывать бережное отношение к воде как к основному природному ресурсу, развивать экологическую культуру.
1.Психогимнастика «Доброе утро»
Доброе утро! Я вам говорю!
Доброе утро! Я всех вас люблю!
И прошу сегодня очень постараться,
Слушать внимательно и отлично заниматься!
Сегодня у нас много гостей, а гостям принято что-нибудь дарить. Давайте подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение.
Сюр.момент: В гости к детям приходит инопланетянин Лунтик..
К нам прилетел гость с далёкой планеты – Лунтик. Он узнал, что на нашей планете есть вода, а Лунтик и его друзья понятия не имеют, что же такое вода. Сегодня я предлагаю вам вспомнить все, что мы знаем с вами о воде и рассказать, о ней Лунтику.
Только предупреждаю вас, что Лунтик плохо понимает нашу речь, поэтому нам необходимо говорить чётко.
2. Показывает детям глобус.
Вы узнали, что это? Правильно – глобус. Как можно по-другому назвать? (модель нашей планеты)
Вспомните, что обозначено на глобусе зелёным цветом? Коричневым? жёлтым? А голубым?
Какого цвета на глобусе больше всего? Правильно, голубого, потому что вода занимает большую часть всей поверхности земного шара. Но пресной воды, которая нужна для птиц, животных, человека, очень мало. А много соленой воды, которая находится в океане, море.Давайте расскажем Лунтику стихотворение о воде. (дети рассказывают стихотворение «Вы слыхали о воде»)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить!
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте.
Путешествует всегда
Наша спутница - вода!
А скажите как человек использует воду? (ответы детей)
3.Д\Игра «Кому нужна вода» -разложить вокруг изображения воды фигурки людей, птиц, животных., кому и для чего нужна вода.
Физ. Минутка Игра «Какая бывает вода»(с мячом).
Воспитатель. Дети, встаньте в круг, давайте поиграем. Я буду бросать мяч, а вы будете отвечать и бросать мне мяч. Вода бывает:
Холодная – горячая;
Сильная – слабая;
Сладкая – кислая;
Быстрая – медленная;
Прозрачная – мутная;
Бесцветная – цветная;
Чистая – грязная;
Соленая – пресная;
Живая – мертвая.
А теперь я хочу вам предложить стать учёными и провести небольшой эксперимент, а Лунтик пусть посмотрим, ему будет полезно.
Опыт № 1 .Я приготовила для вас 2 стакана, в одном налита вода, в другом – молоко. Попытайтесь увидеть, что лежит в каждом из стаканов. (дети смотрят и делают вывод)
Почему в стакане с водой мы увидели предмет, а в молоке нет?
Мы ещё раз с вами убедились, что вода обладает свойством – она прозрачная.
Опыт №2: “Вода не имеет формы ”
Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя (воспитатель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды).
– Что можно сказать о форме воды?
Опыт №3: “Вода жидкая, может течь”
Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”. Вывод: вода жидкая, льется.
Опыт №4: “У воды нет вкуса”
Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса. Но если мы добавим сахар, то вода станет какой?
Опыт №5: “У воды нет запаха”
Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.
4.А теперь поиграем в игру «Вырастим цветы»
Вы будете семенами. Я сажаю вас в землю.(дети садятся) .Ярко светит солнышко, я беру лейку и поливаю семена. Они набухают и начинают потихоньку прорастать.(медленно поднимаются). Вот уже появились первые росточки. Они тянутся-тянутся вверх, я ещё раз поливаю семена водой, солнышко согревает своими лучиками. (встали во весь рост).Вот наши цветы подросли и распустили свои прекрасные бутоны. Как же красиво кругом…
Мы выяснили, что пресной воды на Земле… (дети договаривают ответ: мало)
Как вы думаете, как нужно относиться к воде? (бережно, экономно)
Да, без воды все живое на земле погибнет. Вода - это жизнь, и воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. Человек без пищи может прожить три месяца, а без воды - всего неделю.
Не умыться, не напиться,
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдёт немного лет –
И нет водицы
Нет, нет, нет.
Молодцы, ребята! Мы много сегодня узнали о волшебнице-воде, и рассказали об этом Лунтику, но вода-волшебница покажет вам ещё одно своё волшебное свойство.
Воспитатель опускает в стаканчик с водой каждому ребёнку комочек цветной бумаги, это вырезанный цветок, сложенный лепестками к середине. Вода проникает в волокна бумаги и на глазах у детей распускаются бумажные цветы.
А теперь мы попрощаемся с Лунтиком, он говорит вам спасибо, он теперь всё знает о воде и он приготовил вам подарки.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«ШКОЛА №953»
Дошкольное отделение № 5
КОНСПЕКТ
ЗАНЯТИЯ «О ВОЛШЕБНИЦЕ - ВОДЕ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Подготовила воспитатель
Журавлева Галина Александровна
МОСКВА 2015
"О волшебнице - воде"
Цель : Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Цель: Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
Развивающая среда: Широкие и длинные полоски голубой ткани, стаканчики с водой, молоком, соком, шапочки «капельки».
Содержание
Воспитатель читает стихотворение Н.Рыжовой:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает.
На плите у вас кипит.
Паром чайника шипит,
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
В-ль: Где и какую, дети сегодня вы видели воду? (1- В помещении, 2- на улице.) Для чего нужна вода, как мы ее используем? (пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы). Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. В кране - вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.
К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.
А как же «рождается речка»? Хотите узнать? (Приглашает к себе, кладет самую широкую и длинную голубую полоску ткани.) На земле много разных рек, больших и маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую речку? Самая широкая и длянная полоска ткани превратиться в главную речку, остальные (можно использовать ленты)- в ручейки. Расположите голубые ленточки так, чтобы ручейки впадали в большую реку. Вот как много воды, но надо беречь ее, даже краны оставлять открытыми.
В-ль предлагает детям подойти к столику, на котором стоит 2 стаканчика:
Один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить ложечки. В каком стаканчике ложка видна, а в каком нет? Почему? Сделать вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
В-ль предлагает детям попробовать воду через соломинку. Есть ли у нее вкус? Дать попробовать молоко или сок. Доказать, что у воды нет вкуса.
Воспитатель говорит, что вода может быть теплой, холодной, горячей. Предлагает опустить пальчик в теплую и холодную воду. В реках, озерах и морях тоже бывает вода теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в теплой воде, другие - в холодной. Если бы вы были рыбаками, какую бы воду вы выбрали? А в горячем «доме» сможет ли кто жить? (Очень мало жильцов).