Почему надевают разные тюбетейки? Казахские головные уборы

Тюбетейка – старинный национальный мужской головной убор, который имеет важное значение в исламе.

Слово «тюбетейка» произошло от тюркского «тюбе» - вершина. Этот головной убор является украшением и неотъемлемой частью мужского религиозного костюма.

Древние тюрки носили определенный фасон тюбетейки, которая не только покрывала макушку, но и закрывала лоб до бровей. По поверьям того времени головной убор защищал «третий глаз» от влияния негативной энергии, а конусообразные тюбетейки помогали удерживать связь человека с космосом. Детские тюбетейки служили в качестве оберега новорожденных и имели форму конуса со свисающей тесемкой и кисточкой на кончике. Под такой головной убор мальчикам прятали косичку, которая отрастала на макушке и являлась символом принадлежности младенца к избранным детям.

Символика тюбетеек

В древности по тюбетейке можно было определить социальный статус ее владельца и принадлежность человека к определенным слоям общества. Головной убор, вышитый золотыми нитями, говорил о том, что обладатель такой тюбетейки аристократического происхождения.

Узор, вышитый на тюбетейке, несет много информации о мусульманине. По орнаменту, форме и цветовой гамме, присутствующей на мусульманском головном уборе, можно определить из какой местности человек, его статус, а также приблизительный возраст мужчины (тюбетейка молодого человека более ярких оттенков).

В Средней Азии часто встречается узор вышивки на тюбетейке под названием «Чусти». Это традиционный восточный узор, который сочетает в себе оттенки черного и белого, что делает головной убор универсальным для ношения на праздник и в повседневной жизни. Такая тюбетейка имеет квадратную форму, по верхней части которой, вышиты четыре Калампура (стручковый перец). Нижняя часть чусти обрамлена шелковой тесьмой, над которой вышиты волнистые узоры. Этот орнамент символизирует защиту от злых духов с четырех сторон света, а также сулит богатство и жизнеспособность.

В Таджикистане традиционным узором, вышитым на тюбетейке, является белый миндаль на черном фоне. Без такого головного убора мужчина не может прийти в мечеть, на похороны или на свадьбу.

В Туркмении шьют национальную тюбетейку, которая называется тахья. Узор вышивки выглядит в виде геометрического орнамента в сочетании ярких оттенков желтого, черного, белого и красного. Отличительной особенностью этой местности является то, что Туркменские девушки также носят тюбетейку. Наличие на головном уборе узора в виде перьев означает, что девушка свободна, а их отсутствие – сосватана.

Этот головной убор является украшением и неотъемлемой частью религиозного костюма.

Тюбетейка – старинный национальный мужской головной убор, который имеет важное значение в исламе. Слово «тюбетейка» произошло от тюркского «тюбе» - вершина. Этот головной убор является украшением и неотъемлемой частью мужского религиозного костюма.

Древние тюрки носили определенный фасон тюбетейки, которая не только покрывала макушку, но и закрывала лоб до бровей. По поверьям того времени головной убор защищал «третий глаз» от влияния негативной энергии, а конусообразные тюбетейки помогали удерживать связь человека с космосом. Детские тюбетейки служили в качестве оберега новорожденных и имели форму конуса со свисающей тесемкой и кисточкой на кончике. Под такой головной убор мальчикам прятали косичку, которая отрастала на макушке и являлась символом принадлежности младенца к избранным детям.

Символика тюбетеек

В древности по тюбетейке можно было определить социальный статус ее владельца и принадлежность человека к определенным слоям общества. Головной убор, вышитый золотыми нитями, говорил о том, что обладатель такой тюбетейки аристократического происхождения.

Узор, вышитый на тюбетейке, несет много информации о мусульманине. По орнаменту, форме и цветовой гамме, присутствующей на мусульманском головном уборе, можно определить из какой местности человек, его статус, а также приблизительный возраст мужчины (тюбетейка молодого человека более ярких оттенков).

В Средней Азии часто встречается узор вышивки на тюбетейке под названием «Чусти». Это традиционный восточный узор, который сочетает в себе оттенки черного и белого, что делает головной убор универсальным для ношения на праздник и в повседневной жизни. Такая тюбетейка имеет квадратную форму, по верхней части которой, вышиты четыре Калампура (стручковый перец). Нижняя часть чусти обрамлена шелковой тесьмой, над которой вышиты волнистые узоры. Этот орнамент символизирует защиту от злых духов с четырех сторон света, а также сулит богатство и жизнеспособность.

В Таджикистане традиционным узором, вышитым на тюбетейке, является белый миндаль на черном фоне. Без такого головного убора мужчина не может прийти в мечеть, на похороны или на свадьбу.

В Туркмении шьют национальную тюбетейку, которая называется тахья. Узор вышивки выглядит в виде геометрического орнамента в сочетании ярких оттенков желтого, черного, белого и красного. Отличительной особенностью этой местности является то, что Туркменские девушки также носят тюбетейку. Наличие на головном уборе узора в виде перьев означает, что девушка свободна, а их отсутствие – сосватана.

Islam-today

Понравился материал? Пожалуйста, репост!

Казахский национальный костюм олицетворяет долгую историю развития и становления народа Казахстана. Видоизменяясь и совершенствуясь на протяжении веков, он сохранил древние традиции предков.

В формировании национального костюма казахов, особенностях его кроя, аксессуарах, стиле и видах орнамента проявляются материальная и духовная культуры нации.

Как в зеркале в нем отражаются все аспекты жизнедеятельности: непростой климат, географическое положение, экономическое состояние, социальная среда, уклад жизни, основная деятельность населения. Предмет национальной гордости казахов, он воплотил в себе национальный колорит и яркую самобытность.

Особенности

Традиционный костюм всегда отражает стиль и образ жизни своего народа, поэтому у костюма каждой национальности свои нюансы, особенности и отличия от других народов. Не стал исключением и казахский национальный костюм.

Традиционный костюм мог легко раскрыть тайну родовой принадлежности и социального статуса своего хозяина.


  • Как мужская, так и женская, одежда приталенная, распашная, с запахом у всех на левый край.
  • Женский наряд обильно украшался шикарными оборками и оборочками.
  • На высоких шапках красовались драгоценности, перья, узорная вышивка.
  • Расхождения между праздничной и будничной одеждой были минимальными: у праздничного был крой свободнее, а украшения и аксессуары объемнее.


  • Минимальный спектр цветов в костюме при оптимальном количестве их оттенков.
  • Одежда обязательно была украшена своего рода «логотипом» - неповторимыми оригинальными нашивками, узорами, тканьем, орнаментом в национальном стиле.
  • Костюм был очень удобным и практичным, он был пригоден и для верховой езды, и для ночевки в неприютной степи, и гуляний и для труда.
  • У казахов есть традиция, сохранившаяся до наших дней, – преподносить в дар богато расшитый национальным этническим узором халат – «шапан».


Ткани

Самые древние предки казахов одежду изготавливали из кожи и меха. Занявшись кочевым скотоводством, они добавили к этому скудному выбору войлок, сукно из овечьей и верблюжьей шерсти, которые научились делать сами. Эти материалы стали самыми востребованными и недорогими, так как их поставщики всегда находились под рукой.

Благодаря тому, что по территории Казахстана пролегал «шелковый путь», торговцы начали снабжать казахов хлопчатобумажными тканями, шелком, парчой, бархатом, атласом. По присутствию дорогих тканей в костюме, можно было судить о материальном положении его владельца.

Крой. Цвета. Оттенки

Казахский общенародный костюм всегда выделялся колоритными яркими цветами, как доказательство достатка и благополучия. Одежда женщин, равно как и мужчин, блистали всеми оттенками зеленого и золотого, красного и синего.

Крой одежды стандартный и довольно однообразный: приталенная одежда, расширяющаяся книзу, конусообразные головные уборы.


Разновидности

  • Мужской

В состав мужского комплекта входят объемные шаровары, нательная рубаха, халат, высокий головной убор, пояс, сапоги. Особенность шаровар состоит во вставках из шкуры овцы, которые служат для защиты кожи во время езды верхом при длительных перегонах стада. Подобную функцию выполняют длинные сапоги, в которые заправляются штаны. Рубашка из хлопковых тканей по типу туники с воротником-стойкой или отложным воротничком.

Верхней одеждой для небогатой части мужского населения служил стеганый халат, сделанный верблюжьей, овечьей шерсти или замши. Зажиточные и богатые казахи носили камзолы или бешметы, для пошива которых использовались шелк, парча, тонкое сукно, бархат.


  • Женский

В прошлом, когда женщины наравне с мужчинами, ездили верхом, их костюм отличался от мужского разве что наличием юбки, распахивающейся на обе стороны. В остальном комплект был тот же, но различался стилем и кроем. Позже к этому ансамблю добавился другой – платье с расклешённой юбкой.


Женский наряд устанавливался согласно возрасту. Для девочек и девушек распространенной одеждой было максимально приталенное яркое платье с несколькими рядами оборок по подолу, низу рукавов и воротнику; колоритный бархатный камзол; штаны, шапочка и пояс, расшитые и украшенные всевозможными узорами и драгоценностями.

Костюм замужней женщины отличался головным убором, а пожилой – поясом и расцветкой камзола. Если у молодых девушек камзолы разноцветные, яркие, сочные, то в камзолах зрелых женщин оттенки исключительно темных цветов. Одежда казашек насыщена красотой, богатством и роскошью.

Пестрым и жизнерадостным женский костюм делают для того, чтобы женщина выглядела ярким цветком среди скучного степного однообразия.

Свадебный наряд

Отдельного описания заслуживает свадебный наряд казахской девушки. На создание этого шедевра великолепия брались только дорогие материалы и ткани. Платье шилось из атласа, шелка, тафты, органзы. Для изготовления национального орнамента, который обязательно должен был присутствовать, в ход шли бисер, золотые шнуры и ленты.

Выбор цвета ткани на свадебное платье был далеко не случаен. Предпочтение отдавалось красному, как символу молодости и расцвету жизни, а также синему, как символу безоблачного неба, тепла, чистоты и непорочности. На платье надевался камзол, который был в тон платью и также украшался вышивкой, орнаментом, драгоценностями.


Главный атрибут свадебного наряда – феноменальный головной убор, который называется «саукеле». Он являл собой часть приданного, должен был быть дорогим и роскошным, потому что эта конусообразная шапка, декорированная огромным количеством украшений, была мерилом благосостояния невесты.


На его создание уходило много времени (иногда больше года), труда (над ним работали портные и ювелиры, кружевницы и рукодельницы), средств (на его инкрустирование шли золото, жемчуг, драгоценные камни).


Украшения и аксессуары

Обилие и роскошь украшений имеет немаловажное значение. Они присутствуют практически во всех предметах одежды. Различие видов, форм, материалов, приемов выполнения украшений могли быть отличительным признаком людей по возрасту, социальному и семейному положению, региональному признаку.

Также украшения играли роль самостоятельных составляющих, придавая костюму индивидуальность и оригинальность.


Важным фрагментом, придающим национальному ансамблю самобытность, является орнамент. Для девочки было обязательным обучение искусству вышивки. Постигая приемы вышивки тамбуром, гладью, используя для работы иглу, шило с крючком, пяльцы различной формы, они с годами становились умелыми мастерицами и рукодельницами.


Вышивали шелком, золотыми нитями, люрексом, бисером. Рисунок вышивки может быть самым разнообразным: рельефный рисунок природный узор с изображением представителей местной фауны и флоры. Иногда вышивки, нашивки, аппликации изображали целый сюжет.


Элементов декора в одежде присутствовало множество. Это были кольца, перстни, серьги, подвески, браслеты, а также накладки, пряжки, бляхи и бляшки самой разнообразной формы. В зависимости от достатка семьи для их изготовления применялись бронза и серебро, медь и золото, цветное стекло и жемчуг, кораллы и перламутр, агат и бирюза. И конечно же традиционный нюанс – это украшение наряда перьями птиц и ценными мехами.


Головные уборы

Головные уборы казахов славятся, разнообразием фасонов, множеством материалов для их изготовления и еще большим количеством аксессуаров и украшений, делающих каждый убор неповторимым.

У казахов к головным уборам издавна прививалось особое бережное отношение. Считалось недопустимым сбить с головы чью-то шапку, небрежно швырнуть или подарить свою.

Тюбетейка-это общепризнанный казахский головной убор. Носили ее дети, подростки, старики, мужчины и женщины. Шилась она из хлопчатобумажных тканей, атласа, бархата, сукна, шелка.


Летом у мужчин наиболее популярной была шляпа с полями, загнутыми наверх, сделанная из войлока. В зимнюю стужу незаменимыми считались шапки из меха овцы, детские шили из лисы. Крой шапки защищал от мороза плечи, шею.

У девушек было всего два вида головных уборов, это тюбетейка и зимняя шапка, обшитая опушкой из меха. Зато широчайший спектр цветов и великое множество украшений.

Голову замужней женщины украшала шапочка, которая надевалась на голову и закрывала верхнюю часть туловища, оставляя лишь лицо. Сверху накручивался тюрбан. Изготавливался убор из белой ткани, отделкой служили вышивка и украшения.

Обувь

На протяжении веков казахи изменяли и совершенствовали свою национальную обувь, приспосабливая ее к кочевой жизни, пока не добились оптимального результата. Обувью, отвечающей всем требованиям практичности и комфорта, стали высокие сапоги, в которых удобно ездить верхом, с широкими голенищами, в которые удобно заправлять штаны.


Она является практически одинаковой у мужчин и женщин.

Покажи мне свою тюбетейку, и я скажу… откуда ты родом, каков твой достаток, праздник в доме или горе… Тюбетейка на Востоке может рассказать о многом посвященному. Поделимся с Вами некоторыми секретами многочисленных узоров этой, на первый взгляд, обыденной и привычной детали восточного гардероба.

Тюбетейка - круглая или островерхая шапочка с вышитыми или ткаными узорами, национальный головной убор многих народов Средней Азии. Само слово произошло от тюркского корня «тюбе» - вершина. И, действительно, взгляните на ее форму - это свод неба, купол мечетей, крыши старинных базаров. Мало кто задумывался, но даже сама юрта - это та же тюбетейка, увеличенная в несколько десятков раз.

В средние века правоверному мусульманину запрещалось появляться в общественных местах без головного убора. Современному же мусульманину не обязательно ежедневно одевать тюбетейку, даже в мороз и вьюгу. Но в ряде случаев истинно верующий человек (а таковых в Средней Азии большинство) обязан быть в тюбетейке: в дни священных праздников (Курбан и Ураза-хайит), в мечети и дома во время молитвы, на похоронах и поминках, во время свадьбы (жених и его отец). Четыре части тюбетейки представляют четыре периода жизни человека: детство, юношество, молодость и старость. Надевая тюбетейку новорожденному, мулла тем самым благословляет его, чтобы он всегда был здоров. При обрезании ребенку тоже надевают на голову тюбетейку (детские тюбетейки имели конусообразную форму со свисающей с верхушки тесемочкой с кисточкой на ее конце). И на свадьбе жених - в тюбетейке, что означает переход к более зрелому периоду жизни. Словом, каждый раз муллы-аксакалы, надевая тюбетейку, благословляют тех, кто становится достойным носить ее.

В Средней Азии существует большое многообразие фасонов тюбетеек: есть там и конусообразные, и полусферические, квадратные и плоские. Форма, особенности узора, цвет вышивки, предназначение тюбетейки отличаются друг от друга в зависимости от этнической и территориальной принадлежности. В Туркмении, например, она даже называется по-своему - тахья. Здесь ее шьют с квадратным или круглым донышком, а узор чаще всего вышивается в виде геометрического орнамента с сочетанием красного, белого, желтого и черного цветов. Если на тюбетейке туркменской девушки Вы увидите перья - знайте, что эта девушка еще свободна, если же тюбетейка без перьев - молодая невеста уже сосватана.

Тюбетейки для мужчин и женщин украшены по-разному. Если для мужчин больше характерен двух-трехцветный узор, то женские тюбетейки выделяются многоцветной яркой палитрой. Но не всегда. У уйгуров, например, более красочный вариант тюбетейки предназначен сильному полу - расшитые золотой и серебряной нитью, бисером, пейзажами - недаром в уйгурском доме на стенах висят не картины, а тюбетейки!

Особенности узора могут многое рассказать о том, где эта тюбетейка была сделана: памирские мастерицы до сих пор используют в своей работе арийскую символику; Бадахшанские тюбетейки можно узнать по сочетанию красного, зеленого, синего и белого цветов в геометрическом орнаменте; в Шахрисабзе шьют тюбетейки, отличающиеся живописной многокрасочной гаммой; в Самарканде популярна техника «пилтадузи» (шитье по фитилькам), по форме такие тюбетейки напоминают ребристый купол; родину тюбетейки определить можно безошибочно - это Бухара. В Самарканде и Бухаре мужчины старшего возраста чаще всего носят однотонную тюбетейку из бархата зеленого цвета. Традиционные узоры, чаще всего изображаемые на тюбетейках, символизируют непреходящие ценности: узор "след змеи" оберегает от сглаза, символическое изображение бараньих рогов олицетворяет силу и мужество, а рыбы - плодовитость женщины. Очень популярным узором считается вышитый на черной тюбетейке белый миндаль. Иногда в узорные композиции включаются надписи на арабском языке, например, такая: "Пусть тюбетейка останется на голове, а враги провалятся сквозь землю".

Самые распространенные в Средней Азии тюбетейки - «Чусти» (по названию местечка Чуст в Ферганской долине Узбекистана) квадратные по форме, отличаются простотой и тонкостью вышивки белым шелком на черном фоне. Она удобна не только по форме, но и по цвету: черный и белый. Такую тюбетейку можно надеть и в дни радости, и в дни печали. Узор вышивки «Чусти» традиционен: в верхней части изображены четыре стручковых перца (Калампур), которые на Востоке считаются символом жизни и оберегом от сглаза. Считается, что жгучий перец отпугнет злых духов, а четыре его стручка защитят голову мужчины с четырех сторон света. Снизу тюбетейку обрамляет черная шелковая тесьма, поверх которой вокруг головного убора белыми нитями вышиты волнистые узоры, символизирующие богатство и жизнеспособность.

Правильная форма и симметричные узоры тюбетейки дают богатую пищу для фантазии исследователей: кто-то видит в миндалевидном орнаменте не что иное, как изображение трехмесячного эмбриона (считается, что именно на этом сроке у зародыша появляется душа), кто-то считает, что конусообразные тюбетейки служат для связи с космосом, а кто-то всерьез полагает, что носит на голове подобие королевской короны. Что из этого правда, пусть каждый решает для себя сам, но то, что тюбетейка до сих пор имеет огромное значение в жизни мусульманина - несомненный факт.

Фотографии:

Тюбетейка. Кто носит такие тюбетейки? Что означает рисунок?

  1. Мне кажется это татарская тюбетейка.
  2. Носят люди мусульманской культуры. Что означает рисунок, я точно не могу сказать, но чего-то сакрального там искать не надо. Обычно какой-то узор, цветок, или красивая вышивка и не более. Здесь, как я увидел по ободу идут вышивки окон в которых видны звзды, или дерево (не буду утверждать) , а сверху те же окна, просто в форму звезды. Важна красота, эстетика и конечно же удобство.
  3. Тюбетейка-несет тюркский корень "тюбе" вершина. В Туркмении, например, называют тахья. Здесь ее кроят с круглым или квадратным донышком. Затем пришивают околыши. Узор и цвет вышивки на тахье зависит от этнической принадлежности. Обычно это геометрический орнамент с классическим сочетанием красного, белого, черного и желтого цветов. По тюбетейке определяли не только гражданское состояние, как в Туркмении, но и место жительства к примеру, в соседнем Таджикистане. Особенность узора и главные цвета об этом говорили. Вышита геометрическим узором значит, "родом" с Памира. Богата расцветкой выткана мастерицами Ура-Тюбе. А самые популярные в республике мужские черно-белые тюбетейки под названием чусти (местечко Чуст в Ферганской долине Узбекистана) . Они вышиваются белым шелком на черном фоне. Узор вышивки чусти традиционен: это каламфур (стручок перца) . Квадратна по форме, заканчивается она узким бархатным кантиком черного цвета. убор для мужчин и для женщин украшен по-разному. К примеру, у уйгуров более привлекателен тот, что для сильного пола. Зимняя тюбетейка для мужчин делается из меха, а летняя из шелка и впереди украшается птичьими перьями. Тюбетейкой пронизан Восток, ибо все там несет ее форму. Синий свод неба, под которым рождается и умирает человек. Юрта огромная тюбетейка, где он живет. Пиала, из которой пьет чай. Каса, из которой он ест шурпу (суп) или плов. Купола мечетей, где отмаливает грехи. Каменные тюбетейки прикрывают здания старинных рынков. Особое место занимает тюбетейка в жизни узбека. Она становится не просто частью одежды, а даже.. . мерой объема. Тюбетейка полна волнующих символов, понятных только посвященным. Прежде всего женщинам, которые вышивают различные узоры (цветы, травы, животные, птицы). Волнообразный стебель вьюнка, который "струился" в нижней части тюбетейки, означал богатство и жизнеспособность. Иногда на ней появлялась яркая пестрая птица: петушиные и фазаньи перья применялись для защиты от "сглаза". Узор "след змеи" предназначался для той же цели. Символическое изображение бараньих рогов олицетворяло силу и мужество, а рыбы плодовитость женщины. Иногда в узорные композиции включались надписи на арабском языке. Надпись на одной из мужских бухарских тюбетеек начала прошлого века гласила: "Пусть кулох (это иное название тюбетейки) останется на голове, а враги провалятся сквозь землю". Четыре цветка в верхней части мужской тюбетейки традиционно считались символами охраны его здоровья. А шестнадцать цветков на кромке головного убора пожеланием иметь большую семью. Не менее шестнадцати детей. И по древнему восточному обычаю дорогому гостю преподносят халат, сюзане и, конечно, тюбетейку. наибольшей популярностью во многих районах Узбекистана пользуются чустские тюбетейки (местечко Чуст в Ферганской долине Узбекистана) , особенно "дуппи", один из видов этих тюбетеек. Их отличает белый узор на черном фоне в виде четырех стручков перца - "калампир" - и вышитые по околышу в ряд арочки. Черно-белая тюбетейка родом из Ферганы, а в Самарканде и Бухаре мужчины старшего возраста носят тюбетейку из однотонного бархата зеленого цвета. Интересно, что рядом с Самаркандом находится древний таджикский город Пенджикент, но эта тюбетейка здесь не вошла в обиход. Хотя здесь, как и везде, пожилые люди носят черно-белую тюбетейку. Она удобна не только по форме, но и по цвету: черный и белый. Другие разновидности тюбетеек Ферганской долины - "сандали", "акка икки сум", "чимбой", "суркачекма" - имеют более скромный вид. А есть еще самаркандские тюбетейки, выполненные в технике "пилтадузи" (шитье по фитилькам) , по форме напоминающие ребристый купол. Интересны тюбетейки "шахрисабза", отличающиеся живописной многокрасочной гаммой. И наконец, всем известна золотошвейная тюбетейка. Родина ее - Бухара. Перец (калампир) на тюбетейке "чусти" является символом жизни. Четыре части тюбетейки представляют четыре периода жизни человека: детство, юношество, молодость и старость.