Почему ребенок не хочет читать, писать и учиться? Как привить ребенку любовь к знаниям? Если ребенок не хочет читать Ребенок разучился читать что делать

Сегодня слишком многие родители, (особенно те, кто в детстве с удовольствием погружался в неповторимый по разнообразию мир писательской фантазии), с тревогой обсуждают своих детей. «Да я в его возрасте о таких книгах только мечтал! Столько замечательных авторов уже пылятся на его полке, а ему – не хочется! «Лучше бы комиксы покупали или кино на DVD!» – вот и весь ответ на мои просьбы прочесть хотя бы Жюля Верна! Или Крапивина… Или Стивенсона. Не читает! Что делать , ума не приложу!»

Подобные эмоциональные всплески знакомы практически всем родителям сегодняшних школьников. Однако психологи не всегда разделяют эту точку зрения.

Значит ли это, что мы тревожимся напрасно? «Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», – продолжает Наталья Евсикова. – Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится естественным для их общения, что неизбежно порождает новые проблемы».

Ребенок начинает учиться хуже и хуже, перестает увлекаться вообще чем бы то ни было или, наоборот, «загоняет» себя учебой, дополнительными занятиями, книгами и в итоге теряет ощущение простых удовольствий. Все для того, чтобы родители гордились им, поверили в него – и оставили, наконец, в покое.

Итак, вот пять советов, что делать, если ребенок не любит читать:

  1. Не заставляйте ребенка читать. Совсем. Не хочет - пусть не читает ничего. Книги должны восприниматься ребенком как награда, как ценность, а не как обыденность. Если Вы будете заставлять ребенка есть мороженое, как быстро оно ему надоест?
  2. Найдите те книги, героев, направления, которые очень интересны ребенку. Например, если сейчас он интересуется домашними животными - пусть и книги будут о животных. Если ребенок увлекается игрой «Сталкер», купите книгу по мотивам этой игры.
  3. Очень важно, чтобы все вокруг читали. Какие угодно книги, газеты, журналы. Дети учатся на примере взрослых! Еще лучше, если ваш сын или ваша дочь будут видеть у вас в руках те книги, которые могут его заинтересовать.
  4. Разговаривайте о книгах с друзьями и родными, так, чтобы ребенок это слышал. Не перегибайте палку, будьте естественны. «Надо посоветовать эту книгу Василию, он любит детективы». Подобных коротких, случайных фраз вполне достаточно.
  5. Спросите у родителей его друзей, что читают их дети. Купите эти книги и оставьте на видном месте. Иногда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.
  1. Начинайте читать малышу, когда он еще не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда» или «на ночь». Читайте с ребенком вслух, по ролям, по очереди – к взаимному удовольствию.
  2. Воспользуйтесь психологическим принципом «неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (ах, прости, я должен (должна) уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребенка наедине с книгой… а через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!
  3. Читайте сами «про себя» у него на глазах. Он должен видеть, что вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие.
  4. Смиритесь с тем, что он будет читать книги одной серии или комиксы. Это тоже чтение! Предложите ему попробовать самому сочинить истории в картинках.
  5. Подпишите его на какой-нибудь журнал: футбол, конный спорт – что ему больше по душе. Журнал выглядит менее внушительно, чем книга.
  6. Спросите у его друзей, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.
  7. Попробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, сентиментальные истории.. Может быть, он просто еще не нашел то, что ему по вкусу.
  8. Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.
  9. Ходите вместе в книжный магазин – тогда, когда там не очень много людей. Если ребенок выберет книгу, которая вас почему-либо не устроит, идите на компромисс: мы купим ее, и ты сам будешь читать, а вместе почитаем то, что нравится и мне.
  10. Никогда не заставляйте дочитывать книгу, над которой он скучает. Не задавайте вопросы для контроля: как ты понял? Чем тебе понравилось? Формулируя свои читательские впечатления, дети обедняют их, превращают в схемы.
  11. Обсуждая с ребенком его школьные дела, всегда можно найти какую-то параллель в литературе: «Слушай, это прям как у Чехова», «Помнишь, как у Кассиля Оська вышел из подобной ситуации?». Ребенок привыкнет искать ответы на свои вопросы у писателей и будет чаще общаться с книгами.

Читайте также:

Детская психология

Просмотрено

5 вещей, которые доктора хотят, чтобы родители знали о ночном недержании мочи!

Все о воспитании, Это интересно!

Все о воспитании

Просмотрено

Снова беспорядок в детской? Может, вы просто не правильно воспитываете своего ребенка?

От трех до семи

Просмотрено

Ребенок «шепелявит»? Давайте исправлять ситуацию, используя логопедические раскраски!

Что делать, если ребенок не читает? Этот вопрос занимает многих родителей. В наши дни детей отвлекает слишком многое: смартфоны, компьютеры, мультики, которые бесконечно идут по телевизору, - ребенка на улицу поиграть с друзьями не вытащишь, не то что книгой заинтересуешь. Но сдаваться не стоит. Выбрали 10 способов приучить ребенка к чтению. Пробуйте их один за другим или несколько сразу - какой-то непременно подействует.

1. Внесите элемент игры

Превратите чтение в игру и вам не придется ни секунды тратить на то, чтобы уговорить ребенка взяться за книгу. Сделайте постановку - домашний театр, - и пусть бабушки и дедушки станут благодарными зрителями, позовите в гости друзей вашего ребенка и устройте соревнование, обязательно с призами, - кто больше прочитает или найдет предметов на картинке (для этого хороши виммельбухи), покажите ребенку книги-лабиринты, сочиняйте истории, делайте поделки, рисуйте персонажей, вырезайте, раскрашивайте, проводите эксперименты , показывайте театр теней и делайте объемные фигуры из бумаги. Идей море. Только успевай воплощать.

2. Пусть ребенок читает то, что нравится

Если ребенок отказывается читать книги из школьного списка литературы, не «наседайте». Показывайте другие книги, чтобы он понял: есть не только скучные рассказы про осенний лес или былины о русских богатырях (тут уж кому что не нравится), а еще и фантастика, пьесы и, допустим, сатира. Да хоть мифы Южной Африки и предания Вьетнама - лишь бы чтение увлекало. Не надо в ребенка «запихивать» знания и уж тем более навязывать свои предпочтения.


Автор фото: Алия Гимранова, -

Попробуйте отыскать жанр, который придется ребенку по душе. А если уж дело совсем не идет, попробуйте «подсунуть» комиксы, пусть это и для многих как ножом по сердцу. Когда ребенок найдет что-то свое, он войдет во вкус и, вполне вероятно, со временем начнет читать все, что под руку попадется: будет глотать книги, а не булочки 🙂

3. Заведите дома большую библиотеку

Невозможно приучить ребенка к чтению, если дома элементарно нет книг или их очень мало. Всегда должна быть возможность подойти к книжному шкафу и взять что-нибудь.


Автор фото: Полина Мяличкина,- .

Помню, как сама в детстве выбирала книги по принципу «потому что гладиолус» - читала все, что попадалось на глаза: большая советская энциклопедия, Булгаков, По, сказки народов мира, Горький, Беляев, энциклопедии «Я познаю мир» - история, физика, космос, растения, искусство, медицина и еще штук двадцать на разные темы, - Хмелевская, Даррелл, Стругацкие, книги про динозавров, взросление детей, психологию и даже крылатые выражения на латыни (их я заучивала - даже не могу сказать, для какой цели). В ход шло все. И я искренне уверена, что это серьезно повлияло на мою любовь к чтению.

4. Не заставляйте дочитывать до конца

Если вы видите, что книга «не идет», ребенок то и дело вздыхает, отвлекается, вертится, как уж на сковородке, да и вообще делает все что угодно, лишь бы не переворачивать следующую страницу - пусть закрывает эту книгу. Чтение из-под палки к хорошему не приведет. Никогда не принуждайте ребенка сидеть за неинтересной ему книгой, иначе вы добьетесь ровно противоположного эффекта. Даже взрослым советуют это делать: Игорь Манн использует «тест 50 страниц» - если за 50 прочитанных страниц книга «не цепляет», ее просто надо отложить в сторону. Не говоря уже о детях.


От интересной книги не оторваться! Автор фото: Мария Еремина, - .

5. Покажите, что удивительного в книгах

Еще в школе нас учили разбирать произведения, видеть глубинный смысл, догадываться, о чем думал автор и что хотел сказать. Попробуйте провернуть этот трюк с ребенком, только не ударяясь в пространные размышления, а показывая прочитанное с неожиданной стороны. Найдите в книге необычное и покажите ребенку. Когда объясняете ему что-то, проводите неочевидные параллели - так, чтобы юный нехочуха действительно заинтересовался.


Автор фото: Ирина @kmigirazuma, -

6. Ориентируйтесь на ведущую деятельность

Отечественный психолог Леонтьев, а затем Эльконин и Давыдов развивали идею ведущей деятельности - это «основное занятие» ребенка, внутри которого развивается личность. В каждом возрасте ведущая деятельность своя: с 3 до 7 лет - сюжетно-ролевая игра, до 11 лет - учеба, позже - интимно-личностное общение (вот почему для подростков сверстники становятся значимее, чем семья). Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность: для малышей придумывайте игры с книгами, детям постарше давайте энциклопедии по интересующим их темам, подростку можно «подсунуть» книгу об отношениях.


7. Не ставьте условий

Частенько от родителей можно услышать: «Пока не прочитаешь десять страниц, на улицу не пойдешь». Наверное, это самое худшее, что можно придумать. Никогда не ставьте условия и не лишайте ребенка удовольствий, будь то сладкое, прогулка с друзьями или поездка с классом на экскурсию. Иначе книга для него станет врагом. Но никак не другом.


А лучше давайте книжки с самого нежного возраста. Ребенок их полюбит. Автор фото: Irin Knuremko, - .

8. Выбирайте красивые книги

Психологи отмечают, что примерно до 12 лет у ребенка превалирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Вот почему важно обращать внимание на визуальную составляющую детских книг : яркую обложку, красивые иллюстрации, качественную бумагу. Книга должна притягивать, словно магнит. Восхищать. Вызывать восторг. Тогда ребенку не придется напоминать о чтении.


Добрая жизнеутверждающая книга с волшебными иллюстрациями. От нее в восторге даже взрослые. Мы в МИФе обожаем Мамазавра! -

9. Оставляйте книги на видном месте

Это уже трюк восьмидесятого уровня, но почему бы не попробовать. Пусть книги в доме лежат везде: прибейте полочку на кухне, оставляйте книги на обеденном столе, если у вас есть гостиная или большой коридор - «поселите» их и там, положите на тумбочку возле кровати ребенка. И не забудьте про ванную комнату и уборную 😉 Серьезно! Там как в самолете: внимание не распыляется, отвлекающих факторов минимум, так что рука сама потянется к книге.


10. Читайте вместе с ребенком

Этот способ сработает на маленьких детях: они нежно привязаны к родителям и хотят проводить вместе все время, поэтому стоит подумать о том, чтобы разнообразить свой досуг чтением. Читайте по ролям, просто по очереди - по страничке, предложите ребенку озвучивать героев разными голосами: лисичка говорит высоким тоненьким голоском, волк басит, а колобок смешно поет.


И обязательно читайте деткам перед сном, -

И, наконец, последнее. Будьте для своего ребенка самым лучшим примером. Героем. Вдохновляйте. Показывайте, что сами неравнодушны к книгам. Увлекайте в волшебный мир книг. Если вы всем сердцем любите читать, если в семье предпочитают телевизору книги, а «залипанию» в гаджетах - совместный досуг, слова «Мой ребенок не читает», скорее всего, никогда и не прозвучат. А если проблема все же есть, то в ваших силах ее решить.

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку . В первом письме - подарок.

Чтение является ведущим предметом в школе. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыком грамотного письма, легче справляется с решением математических задач. Причины возникновения проблем с чтением много – результат один – ребенок не хочет читать. Как же вырастить книголюба?

Книга – один из лучших подарков для ребенка, даже если ему еще один год. Помните, что выбранный подарок должен соответствовать возрасту вашего малыша.

Важно соблюдать специальные критерии по выбору книг. Во- первых, книга должна быть красочной, яркой, но не должна при этом «рябить». Во-вторых, текст должен быть напечатан на качественной бумаге, достаточно большим шрифтом. Чем младше ребенок, тем крупнее шрифт. В-третьих, содержание книги должно быть интересным, увлекательным и доступным для ребенка. Психологи считают: нелюбовь к чтению связана с тем, что ребенку просто неинтересно читать.
Современным детям действительно не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных образов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать.
Родители могут помочь ребенку научиться «вживаться» в книгу. Для этого необходимо развивать образное мышление детей, чтобы прочитанным словам соответствовали определенные образы.

Очень полезно разыгрывать с ребенком сценки, играть в сюжетно – ролевые игры по прочитанной книге.
Детям нравится вместе с родителями рисовать сказочных персонажей, придумывать костюмы героев, их вещи и предметы. Ищите в жизни ситуации, которые похожи на ситуации из прочитанных книг, например, вы проходите мимо милиционера, похожего на Дядю Степу, идете около небольшого домика, который напоминает теремок из одноименной сказки и т.д.

Хорошо развивает память и способствует закреплению прочитанного - умение пользоваться цитатами из прочитанного. Например, «Муха по полю пошла, муха денежку нашла», «Наша Таня громко плачет», «Ищут пожарные, ищет милиция…» и др. Это обогащает и украшает речь вашего ребенка.

Три полезных совета.

1.Заведите ритуал вечернего чтения (читайте вслух, по ролям, инсценируйте понравившиеся отрывки).
2.Если ребёнок категорически отказывается читать, попробуйте почитать ему о том, чем он интересуется.
3.Если вашему ребенку нравится, когда ему читают взрослые, а сам почитать не хочет, попробуйте маленькую хитрость: прервите чтение на самом интересном месте, а на следующий день, сославшись на сильную занятость, предложите ему почитать самому. Но не злоупотребляйте этой занятостью, ребенок поймет, что вы пытаетесь заставить его читать.

Памятка для родителей.
Как организовать работу дома с плохо читающими детьми.

1.Создайте спокойную, удобную для чтения обстановку;
2. В течение дня выделите время для чтения, удобное ребенку;
3. Когда ребенок читает, находитесь поблизости (чтобы объяснить непонятное слово, вместе посмеяться над смешным моментом), но не сидите у него над душой (это создает эффект принуждения);
4. Если ребенку сложно читать самостоятельно, то на первых порах читайте ребенку вслух заданный текст, затем он читает его самостоятельно, либо сначала вы читаете фразу, затем эту же фразу читает ребенок;
5. Проявляйте интерес к тому, что читает ребенок;
6. Отмечайте каждый, даже незначительный, с вашей точки зрения, успех ребенка похвалой или поощрением (но ни в коем случае не денежным), тогда дошколенок будет стараться порадовать вас своими успехами;

С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас ребенка. Благодаря чтению ребенок развивает свое воображение и расширяет кругозор. На основе чтения формируется внутренний мир ребенка. Именно художественная литература позволяет косвенным образом приобретать опыт и влияет на нравственное развитие ребенка. У него складывается представление о типах характеров, о последствиях тех или иных действий и слов людей, о межличностных отношениях. Книги знакомят ребенка с такими понятиями, как любовь, ненависть, дружба, предательство, обман, самоотверженность, трусость и благородство.

Потребность в чтении пробуждается у детей примерно в пятилетнем возрасте. До того момента малыши довольствуются тем, что им читают родители, а также рассматриванием картинок или самостоятельно придумывают рассказы, водя пальчиком по строчкам в книжках. По мере взросления у детей появляется желание научиться добывать информацию и знания своими силами. Однако если этот момент упущен, то бывает сложно научить дошкольника читать. Что делать, если ребенок не хочет учиться читать? Стоит ли вообще обучать детей дома этой науке? Как не отбить у них интерес к чтению?

Для чего родителям учить малышей чтению ?

Психологи не рекомендуют принуждать малышей в возрасте до 4 лет изучать буквы и слоги, если только кроха сам не проявит интерес к науке. В противном случае можно вообще отбить у сына или дочки тягу к обучающим занятиям. Если же вы видите интерес с их стороны, то самое время начинать.

Какую пользу приносит умение читать дошкольникам? Благодаря этому навыку дети развиваются эмоционально. Во время чтения мозг формирует новые синапсидальные связи. У малышей лучше работает воображение, развивается логика и умение мыслить абстрактно. Те детишки, которые раньше других научились читать, обычно обладают более широким словарным запасом, умеют лучше выражать свои мысли, способны быстрее запоминать информацию и воспроизводить ее устно. Согласно статистике, они могут похвастать лучшей успеваемостью среди учащихся. Все эти факторы говорят в пользу обучения малыша чтению в дошкольном возрасте. Но что делать, если кроха не хочет заниматься?

Психологи советуют – если малыш достиг четырех-пятилетнего возраста, но не хочет учиться чтению, не стоит его заставлять. Эта мысль уже выражалась на этой странице «Популярно о здоровье». Но «повторение, как известно, мать учения». Возможно, пока еще не пришло время, не появилась заинтересованность. Некоторые дети чувствуют эмоциональную готовность узнавать новое немного позже. Родителей часто беспокоит, что время уходит, а чадо так и не изъявляет желания освоить буквы и слоги. Не стоит волноваться - когда появится интерес, обучение дастся легко, если же заставлять сына или дочь через силу, то времени потребуется гораздо больше.

Как не упустить момент? Когда самое время начать учить с ребенком буквы и слоги? Если малыш эмоционально «созрел», это можно определить по следующим признакам:

Он спрашивает – что здесь написано;
Пытается имитировать чтение, подражая взрослым;
Легко воспроизводит (пересказывает) сказки;
Знает некоторые буквы и умеет их соединять в слоги.

Если вы замечаете такие предпосылки у своего отпрыска, можно попробовать заинтересовать его обучением чтению. Только делать это нужно правильно – лучше всего в игровой форме с использованием различных методик.

Что делать, если ребенок-школьник не хочет учиться читать ?

Если ребенок учиться не хочет и при том он уже школьного возраста, то, скорее всего, здесь имеют место ошибки взрослых, совершенные ранее. Например, некоторое время назад родители пытались привить малышу знания, изучая с ним буквы и слоги, но делали это неправильно и неинтересно. Возможно, они ежедневно принуждали малыша к скучным занятиям, чем отбили всякую охоту к дальнейшему обучению. Нередко родители ругают детей, когда у них не получается запомнить буквы или соединить их в слоги и слова. Нажим, принуждение, - эти понятия не должны иметь место, если речь идет об обучении ребенка. Если дошкольник не хочет учиться читать, самое время сменить тактику и начать действовать иначе.

Обучаем в игровой форме, учитывая интересы ученика

Поставьте себя на место сына или дочери – вам самим было бы интересно заниматься по вашей схеме? Если нет, то измените подход. Играйте с малышом в игры, ненавязчиво включая в процесс совсем немного обучающего материала, но делайте это регулярно. Главное, вдохновить чадо, вызвать интерес, и тогда все получится. Помните, дети никогда не будут делать то, что нужно маме или папе, бабушке или еще кому-то. Они станут заниматься тем, что им выгодно и интересно.

Попробуйте объяснить все выгоды, которые получит малыш от умения читать, ведь их так много! Покажите на примере, почему важно уметь читать, придумав какую-то игру, учитывая интересы ребенка. Например, любит сын самолеты, хорошо. Поиграйте в аэропорт, придумайте сценарий, нарисуйте билеты на посадку и дайте каждому самолету название. Пассажиры должны попасть на нужный рейс, но для этого понадобится прочитать названия и сопоставить их информацией в билетах. Столкнувшись с проблемой во время игры, ребенок поймет, что умение читать может оказаться необходимым в жизни. Таких игр можно придумать очень много. Когда появится заинтересованность в обучении, можно начинать, но без принуждения, понемногу, проявляя большое терпение к ученику.

Подведем итоги

Нежелание учиться чтению у детей до 5 лет чаще всего обусловлено психологической и эмоциональной незрелостью. Просто еще не пришло время, а как только появится желание получить эти знания, важно не отбить охоту учиться, а действовать правильно, используя всевозможные современные методики и игры. Если речь идет о возрастной группе 6-7 лет, то, вероятно, более ранние попытки родителей развить навыки и любовь к чтению у малышей были неумелыми. Теперь нужно снова завоевать интерес чада и применять грамотный подход к обучению. Научить ребенка читать нужно!