Почему ребенок проявляет агрессию к другим детям. Не могу справиться с ребенком? Агрессивный ребенок что делать? Агрессия у детей дошкольного возраста и подростков

Агрессия у детей часто рассматривается воспитателями и врачами как результат педагогической запущенности или как яркий симптом заболеваний — неврологических или психиатрических. Однако психолог Ольга Маховская видит за проявлениями детской агрессивности мощный ресурс и прежде всего пытаются разобраться в причинах агрессии.

6 типов агрессивных детей

По психологическому содержанию агрессия может быть разных типов.

  1. Проявление кризиса в развитии , когда ребенок «вырос» из старых отношений с окружением и нуждается в новом типе связей. Именно в это время попытки взрослых вести себя «как всегда» вызывают закономерный протест у малышей, у которых сформировались навыки самостоятельности, накопился словарный запас и в результате возросла потребность в большей свободе действий;
  2. Проявление сильного темперамента. Дети с сильным темпераментом неутомимы, они настоящие марафонцы. Среднестатистические нормы сна и отдыха не подходят для детей, чьи задатки позволяют подолгу и с энтузиазмом играть, двигаться, слушать сказки, рисовать и т.д. Основными причинами внешней агрессии у ребенка могут быть желание завершить начатое, погруженность в процесс игры. Дети с сильным темпераментом капризничают и негодуют, когда они недогружены, а значит, не удовлетворены;
  3. Сигнал о физическом недомогании, физиологическом дискомфорте, сниженном настроении. До тех пор пока мы не научим ребенка различать физические и эмоциональные состояния, он будет сообщать о них непрямыми способами, к которым относятся и симптомы дискомфорта. Ребенок будет говорить всем телом, пока не выучит нужные слова, описывающие важные состояния и желания;
  4. Способ доминирования в отношениях со сверстниками или взрослыми. Высокий уровень агрессивности в семейных отношениях, когда родители тайно или открыто конфликтуют, служит прямой причиной детской агрессии и стремления верховодить;
  5. Сигнал о нехватке положительных эмоций. Ребенок может «приносить» из семьи в детский сад или школу негативные эмоции, ожидания и страхи. Агрессия по отношению к сверстникам мотивирована желанием избавиться от неприятного и пугающего напряжения. Вместо того чтобы наказывать ребенка, загоняя в замкнутый круг страданий, мы должны его выслушать, пожалеть и успокоить;
  6. Проявление «праведного гнева». Сражаясь с моралистами, считающими, что «нормальный ребенок — это послушный ребенок», психологи предлагают различать агрессию и праведный гнев. Если для негодования и протеста есть объективная причина, например, кто-то из родителей в который раз не выполняет обещания посетить зоопарк, ребенок вполне объяснимо сердится.

Приведем два случая, в которых причины агрессивности детей неочевидны, и только помощь психолога помогла родителям увидеть внутренние мотивы поведения ребенка.

Драчун Миша: слишком много энергии

Мишке 5 лет, и он драчун. Он с удовольствием дает команды домашним, и те уже поняли, что иногда проще подчиниться, чем договориться. Тем не менее вся семья оказывает жесткое сопротивление Мишке. Общими усилиями, прибегая и к телефонным переговорам со строгим отцом, и даже к физическим наказаниям, все-таки удается уложить его спать днем и вечером, заставить убрать игрушки, валяющиеся по всему дому, и вести себя за столом тихо, подчиняясь общему режиму жизни в семье.

Поскольку проблемы начались с самого рождения, семья живет в тяжелом предчувствии патологии развития ребенка. К тому же нейролептики радикально снимают проблему сна. К моменту обращения к психологу родители уже поставили мальчика на учет к невропатологу и психиатру.

Что происходит . Для людей, которые обладают сильным холерическим темпераментом, характерны выносливость, напористость, высокий физический тонус, потребность в физиологическом удовлетворении, высокая возбудимость. Темперамент генетически задан. Его нельзя исправить, но можно научиться справляться с проблемной стороной.

Первое: холерики нуждаются в дополнительных физических нагрузках, им важно двигаться как можно больше. Если родители сдерживают, «стреноживают» ребенка, потребность в движении нарастает стремительно, и «разрядка» станет слишком яркой.

Второе: холерики экспансивны. Они не любят препятствий и стараются занять как можно большее пространство. Вот почему игрушки разбросаны везде.

Третья особенность: доминантность. Лучшие условия для холериков — иерархия, которая строится по принципу «кто сильней, тот и главней». Авторитет отца незыблем, а остальных членов семьи пробуют «на слабо». Мы не призываем к физическим наказаниям, но иногда нужно продемонстрировать силу, просто крепко схватив ребенка за запястье, или сломав у него на глазах палку, или изобразив угрожающую мину.

Дети с холерическим темпераментом чувствительны к сильным сигналам. Слабые стимулы, унылые разговоры о моральной стороне вопроса, просьбы пожалеть они не воспринимают серьезно. Тех, кто слабее их, они не слушаются. Дети-холерики нуждаются не столько в отдыхе, сколько в дополнительных нагрузках и напряжении. Они настоящие марафонцы.

Закаленный Сергей: слишком мало любви

Сергею 11 лет, он — младший подросток. Папа и мама хотели, чтобы он вырос самостоятельным сильным парнем, поэтому с самого начала решено было не баловать мальчика. Папа воспитывал сына как настоящего мужчину. Предполагалось, что школа даст образование, а в семье будут закалять характер. Мама целиком поддерживала папу.

Жалобы учителей на то, что мальчик ведет себя агрессивно, стали нарастать от класса к классу. Но того, что он начнет кричать на мать, обвинять ее в жадности, никто не ожидал. Впереди намечались стычки с отцом. С этими страхами мама Сергея обратилась к психологу.

Что происходит. Агрессия — это последняя попытка отправить родителям запрос на любовь, когда нет даже жалости. Три способа получить ответную любовь:

  • проявление нежности (ребенок ластится в надежде на ответную ласку);
  • скулеж и попытка выклянчить немного тепла в том случае, если родители забыли, что ребенка нужно обнимать и ласкать, или не считают нужным проявлять «телячьи нежности»;
  • пускание в ход кулаков, крики, проявление сильных эмоций в надежде получить хоть какой-то эмоциональный отклик.

Считать, что агрессия — это способ привлечь внимание к своей особе, блажь ребенка, неверно. Иногда агрессия уже отчаянный крик о любви, в которой дети нуждаются больше, чем взрослые. Холодные формальные отношения между родителями, когда все делается правильно, каждый занят по хозяйству и при этом в семье главенствует принцип экономии на всем, включая эмоции, приводят к тому, что ребенок не получает необходимого подкрепления, его эмоциональный «резервуар» пустеет. На первый план выступает дефицит любви, принятия, поощрения.

Не зная, как получить любовь (ластиться и клянчить предписано девочкам), мальчики чаще проявляют агрессию, прежде всего по отношению к самым близким людям, от которых они еще ждут ответа на вопрос: «Почему меня никто не любит?».

  1. Чтобы научить малыша до 4 лет совладать с сильными эмоциями, классическая психология вменяет родителям показать на примере кукол, животных, персонажей сказок, мультфильмов, других людей, как неприятно выглядит тот, кто злится и дерется. В сказках зло и агрессию персонифицируют Волк, Карабас-Барабас, Кощей...
  2. Чтобы научить ребенка распознавать эмоции и управлять ими, мы должны называть вслух его состояния и принимать их: «Я вижу, ты злишься!», «Ты грустишь? Я понимаю», «Мне тоже неприятно». Закон тут простой: разделенная с другими положительная эмоция увеличивается, а негативная уменьшается.
  3. Если вы сами впали в раж, отругали ребенка или кого-то другого при нем, покажите, как вы раздосадованы, извинитесь. Чем раньше вы объявите о своей ошибке, тем лучше. Дети быстро перенимают у родителей правила поведения в семье и обществе.
  4. Дети с повышенным уровнем латентной агрессии разряжаются через активные физические игры, упражнения, действия. Как только ребенок начнет заниматься силовыми видами спорта, или посещать бассейн, или играть в футбол, он станет сдержанным и внимательным к другим. Главное правило по-настоящему сильных людей: не обижать слабых, напротив, защищать тех, кто не может постоять за себя.
  5. Переключить внимание ребенка в состоянии агрессии помогут несколько способов:
    • сильный сигнал, который озадачит малыша, — это может быть звонок будильника, звук радио, включенного на полную громкость, короткий крик; за столом можно постучать ложкой по чашке или по тарелке;
    • неожиданное действие — выключите свет; поднимите малыша высоко вверх ненадолго, а затем опустите вниз; выйдите из комнаты, закрыв дверь;
    • предложение позвонить какому-нибудь известному человеку, на чье имя ребенок реагирует однозначно — с интересом. Прежде чем ребенок сообразит, что это шутка, он успокоится, а потом посмеется вместе с вами. Смех послужит позитивной разрядкой напряжения, с которым ребенок не смог справиться сам.
    Знание физиологии возбуждения помогает в воспитании: чтобы погасить один очаг возбуждения, нужно создать другой.
  6. Дети с навыками волевого поведения (после 7 лет) могут научиться специальным приемам управления эмоциями — точно так же, как взрослые. В состоянии возбуждения взрослый может ущипнуть себя за руку, сжать кулаки или эспандер, ухватиться за стул, поднять руки и сделать глубокий вдох, несколько раз громко хлопнуть в ладоши. Вспомните, что помогает вам совладать с собой, и поделитесь этим важным секретом с ребенком. Родители, признающиеся в небольших слабостях, становятся еще ближе детям.
  7. Если в состоянии агрессии ребенок обидел кого-то или сломал игрушку, то последствия придется устранять — извиняться, чинить. Когда ребенок успокоится, стоит вернуться к тому, что произошло. Почему он так поступил? Чего достиг? Как себя чувствуют те, кто был рядом? Хотят ли другие дети дружить со злым ребенком? Как можно исправить ситуацию? Как можно предупредить повтор? Социальные и психологические последствия дурных поступков всегда тяжелее физических. Люди важнее и сильнее вещей. «Починить» отношения труднее сломанных игрушек.
  8. Как наказывать за всплески агрессии? Изоляция и запрет на активные подвижные игры еще больше разозлят детей с сильным темпераментом. Они не любят подчиняться, могут затаить обиду или злобу. Более эффективный способ — дополнительная работа по дому.

Дети, как и взрослые, не очень любят убирать, мыть посуду, выносить мусор, стирать, однако понимают необходимость выполнения такой работы. Наказание рутинной, но полезной работой будет воспринято как справедливое и разумное.

Купить эту книгу

Обсуждение

Здравствуйте! Спасибо за статью, нашла ответы на интересующие вопросы! 😊

10.07.2018 23:47:19, Любовь

Комментировать статью "Ребенок стал агрессивным. 6 причин агрессивного поведения у детей"

Агрессия ребенка!. Воспитание. Ребенок от 7 до 10. Агрессия ребенка! Всем привет! Давно читаю, вот решила зарегистрироваться, может быть коллективный разум поможет разобраться!

Обсуждение

После школы опросите детей как было. Не пытайтесь подсказывать. Пусть озвучат свою версию. По несоответствию, расхождение уже тогда выявляющие вопросы.Видя проявление участия без агресии, считаю они искренне расскажут. Думаю учитель вполне может быть малодушной, озлобленной личностью. Попытайтесь выяснить кто провокатор, зачинщик. Как начинается. Но без оценки произошедшему. Просто собирите факты.
У нас в саду была очень способная девочка, ну очень хорошо соображала как кого подстрекнуть, что б тот на мяч накинулся, что б хозяин тогда конструктор начал отнимать и тогда велосипед освободиться ей покататься. Такие комбинации строила, диву даешься. Я по часу уйти не могла, ребенок как уходить, так разгуляется. Ну и сидишь наблюдаешь. Ваш ребенок вполне может оказаться инструментом изощренного манипулятора.

16.05.2018 16:14:36, Акела

Мне трудно поверить, что учитель будет врать, что ваш ребенок кричал "всех убью". Это за гранью разумного. А главное, зачем это учителю? Я понимаю, что учитель мог несправедливо обвинить вашего сына в истории с ручкой, которую просто ему кинули и именно в этот момент вошел учитель. Но выдумывать, что ребенок кричал всех убью - не верю. Скорее всего, он действительно кричал. Возможно от безысходности, потому что его снова несправедливо обвинил учитель и мальчик разозлился. Но тем не менее, он это кричал. Одноклассница просто покрыла его, так бывает у детей. У меня сын в детском саду, они уже там могут друг друга защищать. Поверьте, учителю совершенно все равно, кто именно кидался ручкой. Кого он засек, тот и виноват. То есть в том смысле, что застал учитель Васю или Петю, учителю без разницы, вряд ли учителю прям хочется, чтобы именно ваш сын был обвинен. Если учитель не разобрался в ситуации и обвинил вашего сына, то лучше спокойно поговорите с учителем, расскажите, что на самом деле ваш сын не был зачинщиком кидания ручками.
Проблема в том, что дети действительно бывают агрессивны, а мать никогда в это не верит. Она звонит ближайшему другу своего сына, тот подтверждает, что ничего не было, и мать с новыми силами идет на защиту дитятко. А на деле этот дитятко третирует весь класс, организовывает травлю, бьет, портит вещи и прочее. Реагировать на это обязательно надо. Но именно реагировать, а не говорить учителю, ах, вы придираетесь, ничего такого он сделать не мог. Общайтесь с сыном, уделяйте ему больше внимания. Несмотря на младенца. Вся агрессия детей идет из семьи. Либо от безнаказанности и безнадзорности, либо от дефицита внимания.

16.05.2018 13:24:29, пвапв

Агрессия ребенка в 2 года к животным. Добрый день, родители. Прошу у вас помощи, в такой нелегкой для меня темы, как агрессия у ребенка к животным и старшему брату.

Обсуждение

Мои все четверо кусались. Объясняли, ругали - бесполезно. Стала кусать в ответ. Первый раз не сильно, потом посильнее. Не дошло - еще сильнее. Помогло.
За кошку наказывала, шлепала. Объясняла - ты вот так сделал(а), а она маленькая, ответить тебе не может. А я могу заступиться за кошку.

У него не развита эмоциональная сфера, может быть временно, типа задержка, а может быть дефект личности, всегда будет циничным человеком. Но если интеллект в норме, через интеллект возможно наберет базу, будет "как все". Встроится в общество, в семью, усвоит рамки. Не сразу, он же не чувствует, ему труднее. Он действительно "не понимает". Нам помогла система тайм-аутов, по секундам рассчитанная, сколько и что за нарушение правил. Применяем с успехом, правила нарушаются очень редко, но чувства на этом не воспитаешь, ничего не вырастает, растет только самоконтроль. Но нам и нужен в первую очередь орядок и мир в доме. Остальное уж как получится. Я к тому, что это две разные задачи - послушание и отсутствие вандализма, и развитие личности, преодоление задержек развития. Обе задачи важны.

агрессия в 1 классе. Нужна консультация психолога. Детская психология. агрессия в 1 классе. Учителя жалуются на агрессивное поведение ребенка.

Обсуждение

Вы наверное удивитесь, но совсем недавно на пару с мамой учили её мальчика 11 лет ругаться матом и давать отпор. Поверьте гораздо хуже, если ребенок не находит сил постоять за себя. Считаю, что у вашего ребенка совершенно адекватное поведение на период адаптации. Обсуждайте все такие случаи, пусть говорит, что он чуствовал на момент агрессивного поведения. Можно попробовать дать одному в лесу прокричаться матом - выкричать их все и попращаться с этими словами. Потом ввести запрет на эти слова.

Не всегда проблема в ребенке. Может в классе так принято, а ваш просто больше других бросается в глаза. Надо выяснять с другими родителями и с учителями.

агрессия 8 лет. ...затрудняюсь выбрать раздел. Детская психология. +1, поведение ребенка вызвано поведением папы. Не сравнивайте детей, у Вашего ребенка такого папы нет, и слава...

Обсуждение

Сделать в такой ситуации ничего нельзя, если не рассматривать серьезно вариант воздействия на отца через опеку. Ограничьте общение своего ребенка с этим мальчиком, это лучшее, что Вы можете.

Для четкого, единственного ответа не хватает информации. А описывать все возможные варианты бессмысленно – их слишком много.
Но, действительно, к специалисту следует обратиться. Это, кстати, не обязательно должен быть «семейный» психолог. С детской агрессией работают и детские психологи и клинические.
Психолог и с мамой пообщается и ребенка обследует. Возможно, это классический случай, когда агрессивное поведение у ребенка связано с чрезмерно ограничивающим, холодным или жестоким обращение значимых для него взрослых, отвержением со стороны сверстников. А возможно, это последствия поражения ЦНС или травмы.
В любом случае, пусть мама не пренебрегает возможностью проконсультироваться со специалистами.
Это кстати, совет всем родителям: если Вас что-то беспокоит в поведении вашего ребенка, обращайтесь к психологу. Тем более, как правило, первая консультация у них бесплатная!

А агрессия у ребенка и дома проявляется, на любой запрет, абсолютно любой. У моего агрессивность уменьшилась на диете. Но мой не аутист, только аутичные черты.

Обсуждение

В мое отстутствие дискуссия развилась. Попробую еще раз сакцентировать какие-то моменты, которые как мне кажется недопоняты. Вот уж действительно аутист аутисту рознь. Нам повезло очень - мы имеем замечательнейшую смесь - и гиперактивность, и отсутствие речи, и далеко не отличное ее понимание (абстрактные вещи вне нашего разумения), и неврологические проблемы тоже. Проводить беседы о хорошем поведении безрезультативно, к великому моему сожалению. Стояние в углу для него продолжение игры..С терапистами АВА мы занимаемся почти 3 года, да, они не сертифицированы, но, по-моему, таковых в России и нет. Мы пытаемся переводить его агрессию на что-то другое. Когда он злится на занятиях что у него что-то не получается можно подсунуть ему мячик, чтобы он его помял. Иногда срабатывает. НО там обстановка немного другая, он занимается вообще-то с удовольствием и критические моменты не так часто возникают. Пробовали озвучить эмоцию, тк повторять он, в принципе, повторяет, типа - Я злюсь. Ну говорит он эту фразу, но слово для него ничего не значит:(Оно его ощущение не передает. У меня, у взрослого и контролирующего свое поведение человека иногда возникает желание хлопнуть дверью или грохнуть тарелку об пол, если меня не очень понимают. Ну а это ребенок, который по-другому донести до нас свои чувства и ощущения не может.... Ему хочется показать что он недоволен, но у него нет других способов... Я ведь вроде нигде не написала что с завтрашнего дня сажаю его на нейролептики и ничего больше делать не планирую... тем более я НЕ собираюсь класть его в больницу. У меня есть опыт лежания в стационаре психически здорового, но маленького ребенка, одних суток, пока я собирала анализы - удручающее было зрелище. Этого дитенка я не отдам, минусы для меня перевешивают все плюсы. Меня интересует, вдруг у кого-то был опыт применения каких-то лекарств, о которых я еще не знаю, котрые немного бы сгладили "бурность проявления чувств". Ведь какие-то ситуации я все равно изменить не смогу..

У меня ребенок-аутист, 6 лет, тоже оформляем инвалидность через 6ую больницу. Был там в июле-августе, во 2м отделении. Вот честно: Ничего ужасного я в больнице не увидела. Очень хорошие воспитатели, стараются детей разговорить как могут. Тима стал после больницы стихи читать - до этотго не слышала от него, движения повторять, и, самое главное: очень хочет ходить в сад. Все спрашивает, когда пойдет. Предыдущая попытка похода в сад была очень неудачной. Вообще это отделение - не знаю как другие - похоже на очень хороший детский сад. Нигде не видела, чтобы так с детьми носились.
Насчет медикаментозной загрузки - разницы не заметила. Ни в худшую, ни в лучшую сторону. Эффект от препаратов заметен через длительное время.
Я не жалею, что ребенка положила. Он там детей заметил, сейчас пытается "вступить в контакт".
Еще положительная сторона, очень важная для нас - он там стал спать по часам. Это так удобно, когда в 9 ребенок уже в постели спит, раньше до 12 по дому болтался.
Единственное, у меня ребенок спокойный довольно, бьет редко и несильно, а агрессивных, кто не может с другими детьми - сажают в "наблюдалку", одних. Наверно, это не здорово.

Дети с особенностями развития, инвалидность, уход, реабилитация, врач, больница агрессия. У меня Васик почти 7 лет аутист... живем вдвоем,я работаю сутки/трое дома, в это время с ним...

Обсуждение

Агрессия, по-моему, такой этап развития, в общем-то, необходимый аутисту:(У нас агрессия четко связана со школой - и именно тогда, когда он начинает особо умнеть:) и социальность развивается - тогда и развивается агрессия. То есть, по моим наблюдениям, это желание!!! контакта, но неумение его, этот контакт, осуществить.
Способ как пережить такой период? Наверное, искать причину. А что еще? Лично для нас такая причина как ревность маловероятна. Не то у него отношение к жизни:) Многие наши грехи для него вообще не понятны:), например, жадность, трусость...
У нас на первом месте среди причин - нарушение традиций,его аутичных я имею ввиду, ну и еще режима питания:)
То есть схема примерно такая, у нас. Есть какое-то нарушение привычного уклада, а куда без этого денешься в жизни-то. И есть желание приблизить кого-то. Одно накладывается на другое, и получается агрессия.
Если нарушение его правил жизни происходит в спокойном периоде, то он просто с удовольствием уходит в себя:) Или если нарушений привычного нет(с чувством защиты все в порядке), и вдруг захотелось с кем-то подружить, то он просто совершает всякие глупости - может крепко обнять незнакомого человека, или например, подарить слегка объеденное мороженое:)
А когда все-таки идет агрессия, наверное главное, не бояться. Если он будет чувствовать что есть кто-то, кто может им руководить, ему будет легче справиться. У нас по-моему, есть тут прогресс, тф.тф.тф. Хотя он может вертеть в руках не только вилку. Вот тут на днях в лагере были, так он топором играл как карандашиком. Ну просто забылся человек, задумался:) А в руках любит что-то вертеть.
Я, кажется, тут уже рассказывала, что у меня такой своеобразный инстинкт грибника выработался с годами. Что-то делаю, а глаза сами собой по сторонам зыркают. Подсознательно любые острые, опасные и прочие вещи наблюдаю - просчитываю траекторию - вероятности - подбираю - на место кладу. В принципе это нужно только в период роста. Но уж...Муж все удивляется, говорю о чем-то, вдруг вскакиваю, куда-то бегу, прихожу, - и как ни в чем не бывало, продолжаю дальше говорить:)
А вообще о кошмарах лучше не думать. В жизни кошмаров много, обо всех думать, головы не хватит:(Лучше на автопилоте пролетать. Желаю чтобы все у вас было хорошо. Держитесь.

ксения*вася, мои знакомые с ребенком-аутистом выходят из положения следующим образом: обыгрывая ситуацию "злым тигром": ребенок на четвереньках медленно крадется как Тигр и в момент выплеска эмоции вытягивает "передние лапы" по ковру, "распускает когти" (пальцы рук очень напряжены) и издает громкое рычание "ррррр!". не сразу пришли к этому, но сейчас помогает после эмоциональной встряски. Это упражнение еще используют и в психомоторной коррекции.

агрессия у больного ребёнка. Капризы и истерики. Детская психология. Если больной ребёнок старается ногами сбросить книги с кровати или кого-нибудь побить, как Вы реагируете?

Агрессивное поведение - одно из самых распространенных нарушений среди детей Агрессивность -- это свойство личности, выражающееся, в готовности к агрессии.

Обсуждение

И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже - отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т. п. со стороны взрослого.

Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ре­бенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям. В этом случае, в первую очередь, необходимо поговорить с родителями, объяснить им возможные причины и следствия такого поведения. В крайнем случае, заботясь о благополучии ребенка, можно совместно с администрацией ДОУ обратиться в органы охраны прав ребенка с жалобой на дей­ствия родителей.

Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина ее - не­удовлетворенная потребность в общении и любви.

Агрессивность может выступать и формой про­теста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельности. Педагоги, которые не хотят учитывать естественную потребность ребенка в движении, не зна­ют, что дети-дошкольники не могут длительно за­ниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически. Стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли. Такие действия взрослого подобны скру­чиванию пружины; чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние. Они часто вызывают если не прямую, то косвенную агрессию: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т. е. ребенок по-своему «отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослого.

Таким образом, первым шагом психолога в работе с агрессивным ребенком должно стать выяс­нение возможных причин его поведения. Необходимо попытаться собрать как можно более пол­ную информацию о поведении ребенка в группе ДОУ, дома, в общественных местах.

Коррекционная работа с ребенком должна вестись параллельно с работой со взрослыми, его окружающими, родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин в работе со взрослыми необходимо делать несколько акцентов:

Изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;

Изменение стиля взаимодействия с детьми;

Расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений.

Независимо! от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия окружающих по отношению к нему.

1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.

2. Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.
3. Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.

4. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.

5. Обучать консультативным способам выражения гнева как естественной присущей человеку эмоции.

Задачами психокоррекционной работы с агрессивными детьми могут быть:

а) развитие умения понимать состояние другого человека;

б) развитие умения выражать свои эмоции в со­циально приемлемой форме;

в) обучение ауторелаксации;

г) обучение способам снятия напряжения;

д) развитие навыков общения;

е) формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить:

Подраться с подушкой;

Использовать физические силовые упражнения;

Рвать бумагу;

Нарисовать того, кого хочется побить, и что-нибудь сделать с этим рисунком;

Использовать «мешочек для криков»;

Поколотить стол надувным молотком и т. д.
Овчарова Р. В. предлагает использовать в це­лях коррекции агрессивного поведения детей:

Занятия психогимнастикой;

Этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе;

Этюды и игры релаксационной направленности;

Игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера;

Игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотера-пии. Детям нравится играть с водой, с глиной. С ними необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками, ступнями.
15.12.2005 17:43:27, Илария

Агрессия в 4,5 года - что делать?. Капризы и истерики. Детская психология. Агрессия в 4,5 года - что делать? Мальчик 4,5 лет, всю жизнь бывший абсолютным ангелом, стал проявлять...

Обсуждение

Агрессию можно победить только лаской и вниманием. Если более конкретно, то при общении стараться выяснять причины подобных поступков, не давая им плохую оценку, иначе ребенок либо замкнется, либо будет протестовать дальше и устранять именно причины агрессии, а не следствие.
Например, в случае с игрушками ребенку явно не хотелось убираться в комнате, к тому же, возможно, он совсем не хотел прихода Ваших гостей, а в результате - протест. Можно было бы, во-первых, убирать игрушки вместе с ним, а во-вторых, заинтересовать его тем, что по окончании уборки, когда придут гости, он будет смотреть интересный мультик. Конечно, до конца ситуация не ясна, но все же самый верный путь не обвинять ребенка в агрессии, а стараться понять, почему вдруг у бывшего ангела она стала интенсивно провляться. Просто так дети плохо себя не ведут. Плохое поведение ребенка зачастую является результатом неправильного поведения родителей. Мне, например, в подобных ситуациях помогает анализ именно своего поведения: что и как я делаю не так. Попробуйте, разобраться: может быть Вы много с него требуете (а ему всего 4.5 года), может быть ребенок сильно скучает и ревнует Вас к каждому приходу гостей, может быть Вы слишком мало уделяете ему внимания или часто приглашаете гостей?

Ребенок быстро растет, поражая своим новым поведением родителей. Еще недавно он мило улыбался всему миру и людям, а теперь готов плакать, капризничать и лезть в драку. Если родители оказываются неподготовленными к тому, что у их малыша начнут появляться негативные качества, тогда они оказываются в тупике: «Откуда появляется у ребенка? Как справиться с агрессией?». Когда родители становятся свидетелями того, что у детей проявляется агрессия со всеми присущими ей признаками и причинами, встает вопрос о лечении малышей от данного качества.

Агрессия у детей

Детские годы являются тем начальным этапом, когда малыши начинают копировать своих родителей и друзей, пробуя новые модели поведения. Агрессия у детей является своеобразной моделью поведения, которая закрепляется на долгие годы, если они достигают своих целей. К примеру, если ребенок хотел получить чужую игрушку и ему это удалось сделать путем проявления агрессии, тогда у него возникнет ассоциация: агрессия – это хорошо, она помогает достичь желаемого.

Все дети пробуют агрессивное поведение как модель поведения. Однако в последующем агрессивность у одних детей становится качеством характера, которое они постоянно проявляют, а у других – лишь реакцией на жестокость окружающего мира. Обычно агрессия у детей является формой выражения своего негодования на факторы, которые возникают в окружающем мире. Ребенок либо словесно может выражать свои эмоции, либо на уровне поступков (плакать, драться и т. д.).

Практически в каждом коллективе найдется агрессивный ребенок. Он будет задираться, лезть в драки, обзываться, пинать и другими способами провоцировать других детишек. Первые признаки агрессии у детей появляются еще в младенческом возрасте, когда ребенка отлучают от груди. Именно в период, когда ребенок не чувствует себя защищенным и нужным, он начинает переживать.

Агрессия многих детей является попыткой привлечь к себе внимание родителей, которые мало уделяют внимания либо вообще игнорируют. «Я никому не нужен», — и ребенок начинает пробовать различные модели поведения, которые помогут ему привлечь внимание. Жестокость и неповиновение часто помогают ему в этом. Он замечает, что родители начинают с ним общаться, дергаются, беспокоятся. Раз подобное поведение помогает, оно начинает закрепляться на всю жизнь.

Причина агрессии у детей

Как и у любого человека, есть свои уникальные причины агрессии у детей. Одного ребенка могут беспокоить «холодные родители», а второго – невозможность иметь желаемые игрушки. Причин для агрессии у ребенка предостаточно, чтобы выделить целый их список:

  1. Соматические заболевания, нарушение работы отделов головного мозга.
  2. Конфликтные отношения с родителями, которые не уделяют внимания, не интересуются ребенком, не проводят с ним время.
  3. Копирование моделей поведения родителей, которые сами являются агрессивными как дома, так и в социуме.
  4. Равнодушное отношение родителей к тому, что происходит в жизни ребенка.
  5. Эмоциональная привязанность к одному родителю, где второй выступает в роли объекта агрессии.
  6. Низкая самооценка, неумение ребенка управлять собственными переживаниями.
  7. Непоследовательность родителей в воспитании, разные подходы.
  8. Недостаточная развитость интеллекта.
  9. Отсутствие навыков налаживать отношения с людьми.
  10. Копирование поведения героев из компьютерных игр или наблюдение за насилием из экранов телевизоров.
  11. Жестокое отношение родителей по отношению к ребенку.

Здесь можно вспомнить случаи ревности, которые возникают в семьях, где малыш является не единственным ребенком. Когда родители любят больше другого ребенка, больше его хвалят, уделяют внимание, тогда это вызывает негодование. Ребенок, который чувствует себя ненужным, часто становится агрессивным. Его объектами агрессии становятся животные, другие дети, сестры, братья и даже родители.

Важным становится еще характер наказания, который применяют родители, когда ребенок провинился. Агрессия провоцирует агрессию: если ребенка избивают, унижают, критикуют, тогда он сам начинает становиться таким. Снисходительность или строгость как методы наказания всегда приводят к развитию агрессивности.

Откуда агрессия у ребенка?

Сайт психотерапевтической помощи сайт отмечает, что агрессивность детей имеет множество причин. Здесь могут быть как семейные проблемы, отсутствие желаемого, экспериментирование своего поведения, лишение чего-то ценного, так и соматические расстройства. Дети всегда копируют поведение своих родителей. Часто взрослым следует посмотреть на то, как они себя ведут в присутствии детей, чтобы понимать, откуда агрессия проявилась у ребенка.

Первыми проявлениями агрессии могут быть укусы, которые совершаются 2-летним малышом. Это способ показать свою силу, установить свою власть, показать, кто тут главный. Иногда ребенок просто смотрит на реакцию окружающего мира путем проявления того или иного поведения. Если агрессию проявляет мама, тогда малыш просто копирует ее.

В 3-летнем возрасте агрессивность проявляется по причине желания иметь красивую игрушку. Детки начинают толкаться, плеваться, ломать игрушки, истерить. Желание родителей заставить ребенка успокоиться является неудачным. В следующий раз малыш просто усилит свою агрессию.

4-летние малыши становятся более спокойными, однако их агрессивность начинает проявляться в играх, где нужно отстоять свою точку зрения. Ребенок в данном возрасте не принимает чужого мнения, не терпит вторжения на свою территорию, не умеет сочувствовать и понимать желания других.

В 5-летнем возрасте мальчики начинают пробовать свои силы в проявлении физической агрессии, а девочки – в словесной. Мальчики начинают драться, а девочки дают прозвища, насмехаются.

Именно в 6-7-летнем возрасте дети научаются немного контролировать свои эмоции. Это проявляется не в мудром подходе к делу, а просто к сокрытию своих чувств. Будучи агрессивными, они могут мстить, дразниться, драться. Этому способствуют чувства заброшенности, отсутствия любви и асоциальная среда.

Признаки агрессии у детей

Только ребенок может чувствовать свои эмоции. Далеко не всегда он способен осознать их и понять причины. Вот почему родители слишком поздно замечают, что с их ребенком что-то не то. Обычно признаками агрессии у детей являются их поступки, которые они совершают:

  • Обзываются.
  • Отбирают игрушки.
  • Бьют сверстников.
  • Мстят.
  • Не признают своих ошибок.
  • Отказываются соблюдать правила.
  • Гневаются.
  • Плюются.
  • Щипаются.
  • Замахиваются на других.
  • Используют оскорбительные слова.
  • Истерят, зачастую напоказ.

Если родители используют в воспитании малыша метод подавления, тогда ребенок просто начинает скрывать свои чувства. Однако при этом они никуда не уходят.

Расстроенность и беспомощность ребенка заставляет его искать любые способы справиться с проблемой. Если родители при этом не понимают чувств ребенка, тогда они своими мерами только усугубляют поведение малыша. Это еще больше угнетает ребенка, который хотел не того, что сделали родители. Когда отсутствует искренность и проявление заботы со стороны родителей, тогда ребенок начинает вызверяться на них или на других детях.

Все начинается с того, что ребенок пробует истеричные формы агрессии: протест, крики, плач и т. д. Когда бьются и ломаются игрушки, ребенок таким образом выплескивает свое негодование.

Уже после данного периода наступает момент, когда ребенок начинает пробовать свои вербальные навыки. Здесь используются слова, которые он слышал от своих родителей, из телевизора или от других деток. «Словесная перепалка», где должен победить только ребенок, — частый способ проявления агрессии.

Чем старше малыш, тем больше он начинает совмещать физическую силу и словесные выпады. Тот метод, который у него больше всего получается, помогает в достижении цели, он использует и совершенствует.

Лечение агрессии у детей

Не следует надеяться на то, что различные методы по лечению агрессии у детей стопроцентно устранят данное качество. Следует понимать, что жестокость мира всегда будет вызывать у любого здорового человека агрессивные эмоции. Когда человек вынужден защитить себя, тогда агрессия становится полезной. «Подставлять другую щеку», когда вас унижают или бьют, — становится путем к больничной койке.

Таким образом, при лечении агрессии у детей помните о том, что вы помогаете ребенку справиться с его внутренними проблемами, а не с устранением его эмоции. Вашей задачей является сохранение агрессии как эмоции, но устранение ее как черты характера. В этом случае активное участие принимают родители. Если их меры воспитания еще больше усугубляют ситуацию, тогда методы лечения, применяемые психологами, становятся более сложными и продолжительными.

Не следует уповать на то, что с возрастом ребенок станет добрее. Если упустить момент зарождения агрессии, это может привести к формированию данного явления как качества характера.

Самым эффективным способом устранения агрессии является исправление той проблемы, из-за которой ребенок негодует. Если малыш просто капризничает, тогда не следует реагировать на его истерику. Если же речь идет о недостатке внимания, любви, общего досуга, тогда следует изменить свои отношения с ребенком. Пока причину агрессии не устранить, сама по себе она не исчезнет. Любые попытки уговорить ребенка больше не быть злым приведут лишь к тому, что он просто научится скрывать собственные чувства, однако агрессия при этом никуда не исчезнет.

В момент, когда ребенок проявляет агрессию, следует разобраться с факторами, которые ее вызывают. Какие триггеры запускают механизм агрессивности? Зачастую родители своими поступками вызывают злость у ребенка и негодование. Изменение поведения родителей влечет изменения в поступках ребенка.

Как справиться с агрессией?

Зачастую причиной агрессии у детей является не налаженные отношения с родителями. Таким образом, справиться с агрессией можно только путем коррекции поведения как родителей, так и детей. Здесь даются упражнения, которые ребенок выполняет сам либо с родителями. Хорошим упражнением становятся ролевые игры, где ребенок и родители меняются местами. Малыш имеет возможность показать, как родители себя ведут по отношению к нему. Также здесь разыгрываются сцены, когда ребенок ведет себя плохо, а родители научаются с ним правильно контактировать.

Родителям не помешает изучить литературу или пройти консультацию у семейного психолога, где они смогут получить информацию о том, как правильно реагировать на агрессию ребенка, как его воспитывать и какими способами усмирять его гнев.

Немаловажным становится поведение самих родителей не только в отношении ребенка, но и в адрес остальных людей. Если они сами проявляют агрессию, тогда становится понятным, почему их ребенок агрессивен.

Подходы воспитания детей у обоих родителей должны быть схожими. Они должны быть последовательными и едиными. Когда один родитель все разрешает, а другой – запрещает, это позволяет ребенку любить одного и ненавидеть другого. Родители должны продумать меры и принципы своего воспитания, чтобы ребенок понимал, что есть нормальным и правильным.

Также здесь используются методы:

  • Битье подушки.
  • Переключение внимания на другое занятие.
  • Рисунок собственной агрессии, который можно разорвать.
  • Исключение родителями со своей стороны запугивания, оскорбительных слов в момент агрессии ребенка, шантажирования.
  • Соблюдение полноценного питания.
  • Спорт.
  • Выполнение упражнений по релаксации.

Родителям следует почаще проводить досуг с детьми, интересоваться их мыслями и переживаниями. Также здесь помогает исключение из развлечений агрессивных компьютерных игр и просмотр насильственных передач, фильмов. Если родители находятся в разводе, тогда ребенок не должен этого ощущать. Его общение должно спокойно происходить как с матерью, так и с отцом.

Итог

Агрессию невозможно полностью исключить из жизни человека, однако ее можно научиться понимать и контролировать. Хорошо, когда агрессия является реакцией, а не качеством характера. Итогом воспитания, когда родители занимаются устранением агрессивности у своих детей, является самостоятельность и сильная личность.

Прогноз при отсутствии попыток родителей помочь ребенку в контролировании своей ярости может быть неутешительным. Во-первых, ребенок по достижению подросткового возраста может найти плохих друзей. У всех они появляются. Только дети, которые могут контролировать свою агрессию, вскоре сами уходят из «плохих компаний».

Во-вторых, ребенок будет находиться в замешательстве. Он не умеет понимать свои переживания, оценивать ситуацию, контролировать свои действия. Результатом подобного поведения может стать тюрьма или гибель. Либо ребенок, когда вырастет, станет преступником, либо окажется в ситуации, где его искалечат или убьют другие агрессивные люди.

Стирается граница дозволенного у человека, который не учится управлять своими эмоциями. Это часто прослеживается у преступников. Как результат отсутствия воспитания по устранению агрессии становится закрепление эмоции и формирование ее в качество характера. Как известно, злых людей никто не любит. Только такие же агрессивные люди могут окружать того, кто зол на мир. Такого ли будущего желают родители своему ребенку?

Агрессивный ребенок часто . Он либо боится остаться в одиночестве, либо понимает, что никого не может заинтересовать, влюбить в себя. Все люди желают быть принятыми. Этого же желает ребенок, который просто пока еще не понимает, что агрессия лишь еще больше отталкивает от него людей. Если родители не будут тянуться к ребенку, который проявляет злость, тогда он может задуматься над тем, что другого сделать, чтобы родители его снова любили.

Проблема детской агрессивности на сегодняшний день, несомненно, является актуальной, поскольку число детей с агрессивным поведением в последнее время растет ускоренными темпами. Этому способствует множество факторов, среди которых неблагоприятные социальные условия для жизни детей, отсутствие или недостаток семейного воспитания, нервно-психическое состояние детей и безразличие родителей и педагогов к этому состоянию, СМИ, кино- и видеофильмы, которые пропагандируют насилие, а также рост случаев родовых патологий, которые в итоге становятся причиной повреждений головного мозга ребенка.

Появляясь на свет, ребенок может реагировать только в виде проявления удовольствия или неудовольствия. В случаях, если ребенок накормлен, у него чистые пеленки и его не беспокоят какие-либо боли, он проявляет исключительно положительные эмоции: улыбается, гулит или спокойно спит. При наличии какого-либо дискомфорта ребенок начинает активно проявлять свое недовольство в виде плача, крика, брыкания ногами и т.д. С годами свои протесты ребенок начинает выказывать посредством деструктивных действий, которые направлены на других людей (обидчиков) или ценные для них вещи.

Вообще агрессия свойственна любому человеку, поскольку является подсознательной формой поведения, направленной на самозащиту и выживание в мире. С возрастом человек учиться контролировать свои естественные инстинкты агрессивного характера и реагировать более социально-приемлемым способом. Если же человек не научился этому с детства, то в жизни у него возникают сложности в общении с людьми. Поэтому большое значение в такие моменты имеет реакция взрослых. Нельзя подавлять агрессию в своем чаде, поскольку она является необходимым и естественным чувством для человека. Запрет или подавление агрессивных порывов ребенка с применением силы может способствовать аутоагрессии, когда вред ребенок будет причинять сам себе, или переходу в психосоматическое расстройство.

Главная задача родителей заключается в том, чтобы научить ребёнка контролировать свои вспышки агрессии, направлять их в мирное русло, а не подавлять, защищать себя, свои права и интересы социально-приемлемым способом, при этом не причинять вред другим людям и не ущемлять их интересы. А для этого требуется раскрыть причины агрессии у ребенка.

Причины агрессивного поведения ребенка разнообразны. Появлению агрессии могут содействовать заболевания головного мозга или соматические заболевания. Воспитание в семье с первых дней жизни является главным фактором, который влияет на развитие агрессивных качеств у ребенка. Доказано, что в случаях, когда малыша резко отлучают от груди и ограничивают общение с матерью, у него вырабатываются такие качества, как подозрительность, жестокость, тревожность, агрессивность, эгоизм. В тех случаях, когда ребенку хватает материнской ласки, заботы, внимания и общения, то такого рода качества вообще не формируются. Кроме того, характер наказаний, применяемых родителями в ответ на агрессивное поведение их чада, также влияет на процесс формирования агрессии у ребенка. В данном случае чаще всего применяется два метода воздействия – излишняя строгость и снисхождение. Как это ни парадоксально звучит, но агрессивные дети могут быть как у чересчур строгих родителей, так и слишком мягких. Многочисленными исследованиями было выявлено, что резкое подавление родителями агрессивности у своего ребенка приводит к тому, что это качество не только не исчезает, но и становится выше, то есть это способствует развитию повышенной агрессивности у ребенка, которая буде проявляется и во взрослой его жизни. Но и другой вариант также не идеален. Если родители в ответ на агрессивные реакции ребенка не будут предпринимать вообще ничего, то ребенок в скором времени будет думать, что такое поведение дозволено и является нормой. В результате небольшие вспышки агрессии незаметно перетекут в привычку вести себя агрессивно по отношению к окружающим. Родителям важно найти «золотую середину», только в этом случае ребенка можно научить контролировать свои агрессивные импульсы.

Портрет агрессивного ребенка.
На сегодняшний день нет ни одного класса в школе или группы в детском саду, чтобы в ней не присутствовал ребенок с агрессивным поведением. Как правило, такой ребенок является инициатором различных конфликтов, нападает на детей с целью завладеть их игрушками, не стесняется в выражениях, дерется, в общем, является «грозой» всего детского коллектива, а также огорчением родителей и мучителем воспитателей. Постоянно дерущегося ребенка очень сложно принять таким, какой он есть, но труднее понять. Тем не менее, агрессивному ребенку очень нужна помощь и ласка взрослых, поскольку его вспышки агрессии являются ни чем иным, как проявлением его внутреннего дискомфорта и неумения адекватно реагировать на события, происходящие вокруг него.

Чаще всего агрессивные дети чувствуют себя изгоями и никому не нужными. Жестокое отношение и безразличие родителей ведет к нарушению отношений между ними и детско-родительских отношений и внушает ребенку уверенность в том, что его никто не любит. Отсюда, ребенок начинает искать различные способы стать нужным, привлекая внимание взрослых и сверстников. И это, к сожалению, не всегда выходит так, как он того желает, но по-другому он просто не умеет, не знает, как поступить иначе.

У агрессивных детей особо повышены такие качества, как подозрительность и осторожность, они любят обвинять других за затеянную ими ссору. Такие дети не в состоянии самостоятельно оценить свою агрессивность, они не понимают и не замечают, что являются причиной страха и беспокойства других детей. И даже наоборот, они считают, что все хотят обидеть именно их. В итоге выходит, что агрессивный ребенок боится и ненавидит окружающих, которые, в свою очередь, боятся его.

Агрессивный ребенок мало эмоционален, мало реагирует даже на простые ситуации, выражение чувств, как правило, носит мрачный оттенок. Как правило, такое поведение отождествляется с защитной реакцией ребенка. К тому же малыш не может посмотреть на себя в зеркало в данный момент и провести оценку своего поведения. Поэтому родители со своей стороны должны предоставить ребенку выбор способов поведения в той ил иной ситуации.

Чаще всего, агрессивную форму поведения ребенок копирует со своих родителей.

В случаях проявления детской или подростковой агрессии необходимо вмешательство взрослых, направленное на уменьшение или избегание агрессивного поведения в конфликтных ситуациях.

Что делать с агрессией?
Независимо от ситуации, родители должны проявлять любовь и ласку к своему ребенку. Нельзя говорить ребенку, что если он еще раз так будет себя вести, то они его любить не будут. Ни в коем случае нельзя оскорблять ребенка, обзывать, и наносить вред ему как личности. Родители должны выказывать свое недовольство только относительно поступка ребенка, но не его самого.

В случаях, когда ребенок просит вас поиграть с ним, а вы заняты важным делом и не можете этого сделать, не следует отмахиваться от ребенка и тем более показывать свое раздражение на его настоятельную просьбу. Необходимо объяснить ребенку причину, по который вы пока не можете уделить ему внимания. Показать, что вы его понимаете, очень любите, но пока не имеете возможности сделать это. Например: "Ты хочешь, чтобы я с тобой порисовала? Малыш, мамочка тебя очень сильно любит, но я так сегодня устала на работе. Пожалуйста, поиграй сегодня один". И еще, не нужно покупать ребенку дорогие подарки из-за чувства вины, внимание для него гораздо важнее.

Родители, не желающие воспитать агрессию в своем ребенке, должны тщательно следить за проявлением своих эмоций, особенно агрессивной направленности. Следует всегда помнить, что дети всегда и во всем берут пример с родителей, в первую очередь, то есть за теми, кто его окружает.

Как я уже говорила, нельзя усмирять проявление агрессии ребенком, в противном случае это может стать причиной развития серьезных психических заболеваний. Необходимо приучить ребенка проявлять свои недружелюбные чувства социально приемлемым способом: словами, с помощью рисования, лепки или в процессе игры, с помощью спорта, то есть действиями, которые не нанесут вреда окружающим. Если чувства ребенка будут переведены от действий к словам, он поймет, что прежде чем «дать в глаз» можно говорить. Таким образом, постепенно ребенок сможет освоить язык своих чувств и рассказать вам о них, например, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не будет пытаться привлечь ваше внимание своим отвратительным поведением. Ребенок должен обо всех своих чувствах рассказывать родителям, которые, в свою очередь, обязаны дать ему такую возможность, выслушать и подсказать, как себя вести.

В случаях, когда ребенок начинает капризничать, кричать, злиться, просто обнимите его и прижмите к себе. Это успокоит его, и постепенно он придет в себя. После этого необходимо поговорить с ребенком о чувствах, которые он испытывает. Во время такого разговора не стоит упрекать или читать ребенку нравоучения, вы должны дать ему понять, что готовы всегда его выслушать, особенно в те моменты, когда ему плохо. Со временем малышу будет требоваться намного меньше времени, чтобы утихомириться. Ваши объятия в таких ситуациях ребенок понимает как то, что вы можете выдержать его агрессию, а это означает, что его агрессия может быть унята и он не разрушит то, что любит. В результате ребенок начинает со временем усваивать способность сдерживать свои агрессивные импульсы и, таким образом, контролировать свою агрессию.

Относитесь к своему ребенку как к личности, у которой есть свое мнение и чувства, с которым необходимо считаться и воспринимать всерьез. Давайте ребенку возможность чувствовать себя в достаточной степени свободным и независимым, дайте понять, что за них он должен нести ответственность. Одновременно с этим, он должен знать, что когда понадобиться, вы дадите ему совет или окажите помощь. Ребенок должен иметь свое личное пространство, территорию, на которую без его согласия взрослым вторгаться не следует. Многие родители считают, что у их детей от них не должно быть никаких секретов, поэтому постоянно роются в личных вещах ребенка, читают личные письма, подслушивают и т.д. ни в коем случае нельзя этого делать! Если вы заслужили доверие своего ребенка, и он видит в вас в первую очередь друга и советчика, он обязательно обо всем расскажет сам, если посчитает это необходимым.

Следует показать ребенку отсутствие полезного эффекта в результате агрессивного поведения. Следует объяснить ребенку, что сначала может выгода и будет при таком поведении (например, отобрать мяч у другого ребенка), только в итоге после такого никто из детей с ним играть не захочет, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли ему понравится такая перспектива.

В случаях если на ваших глазах ваш дошкольник ударил другого, вы необходимо подойти сначала к обиженному ребенку, поднять его и сказать, что «Сережа не хотел тебя обидеть», после чего обнять, поцеловать его и проводить из комнаты. Этим вы даете понять своему ребенку, что за свое агрессивное поведения он лишается вашего внимания, к тому же остается без товарища по играм. Как правило, после трех таких эпизодов, драчун понимает, что такое поведение не в его интересах.

Следует устанавливать для ребенка правила поведения среди других детей. Например, «мы никого не бьем, и нас никто не бьет» и т.д.

Старайтесь хвалить ребенка за его усердие, при этом делая это так, чтобы у ребенка закрепить эти усилия. Например: «Мне нравится, как ты поступила» или «Я очень довольна, что ты поделился игрушкой с товарищем, вместо очередной драки с ним ». Дети лучше воспринимают похвалу, видя их удовлетворение.

Разговаривать с ребенком о его поступке следует один на один, без присутствия друзей, родственников, школьного коллектива т.д. Такая беседа не должна содержать много эмоциональных слов, вроде «стыдно».

Родители должны постараться устранить ситуации, которые могут спровоцировать агрессию в поведении ребенка.

Сказкотерапия может помочь в борьбе с агрессией ребенка. Когда у маленького ребенка начинают проявляться признаки агрессии, можно попытаться сочинить вместе с ним сказку, где ребенок будет главным героем. Попытаться создать ситуации, где ребенок ведет себя правильно и заслуживает похвалу. Лучше всего делать это, когда ребенок находиться в спокойном состоянии и не нервничает.

Следует предоставлять возможность ребенку осуществлять эмоциональную разрядку (занятия спортом, активные игры и т.д.).

Помимо усилий родителей в борьбе с агрессией ребенка, участие должны принимать и воспитатели с учителями. Они должны учить детей распознавать вспышки агрессии и контролировать их, справляться со своим гневом, выражать его приемлемыми способами, формировать у них способности к сочувствию, сопереживанию, доверию.

Если вы, перепробовав все методы воспитания, не можете справиться с агрессивностью своего ребенка, не знаете или не уверены, как поступить, постоянно срываетесь и кричите на него, после чего, испытывая чувство вины, вам требуется помощь психолога. Раннее обращение к специалисту поможет решить возникшую проблему и наладить отношения.

И напоследок, помните, что ребенок является полным отражением своих родителей. Поэтому, если вас что-то ужасает в его поведении, не торопитесь с выводами. Порой бывает достаточным изменить что-то в своем поведении, в результате чего ребенок начинает по-другому реагировать на те или иные ситуации.

Быть родителем – тяжелейший и одновременно самый прекрасный труд на земле. Представления о том, как должны вести себя дети, не всегда совпадают с действительностью. Иногда поведение детей может действительно «выбивать из колеи», но родителям не стоит отчаиваться, всегда можно попробовать найти правильный путь к дружбе со своим ребёнком.

Эта статья для любящих и ответственных родителей, которые хотят разбираться в причинах поступков своих детей и понимать их. Здесь найдут подсказки родители, чьи дети младшего школьного возраста страдают приступами агрессии.

Развитие ребёнка происходит скачками и сопровождается циклично повторяющимися кризисами. Возраст 6-7 лет – достаточно трудный для ребёнка сам по себе, так как в этот период времени происходят как внешние изменения (ребёнок вытягивается в рост, у него меняются зубы), так и значительные внутренние перемены. Теперь перед родителями уже не малыш, а маленький взрослый человек – его облик теряет свойственную младшим детям полноту и округлость, а в поведении проявляется самостоятельность. Однако, как и всякие перемены, эти даются нелегко, обратной стороной медали является непослушание и даже грубость в отношении родителей.

В возрасте 6-7 лет ребёнок теряет детскую непосредственность. Можно заметить, что он ведёт себя нарочито нелепо, паясничает. Конечно, дети и раньше иногда кривляются, но в этом возрасте шутовство сопровождает поведение ребёнка постоянно. Это происходит, потому что в этом возрасте ребенок впервые отделяет своё внутренне «я» от внешнего поведения. Он начинает осознавать, что его поступки могут говорить что-то окружающим и вызывать ответную реакцию. Откровенная искусственность поведения продиктована тем, что ребёнок всё время экспериментирует, он словно проверяет: «А что будет, если я сделаю вот так?»

Подобные эксперименты зачастую стоят родителям потери значительного числа нервных клеток. Более того, если ребёнок раньше легко соглашался на необходимые ритуалы (укладывание ко сну, умывание), то теперь указания родителей вызывают непривычную реакцию:

  • игнорирование просьб;
  • рассуждения, почему это делать не нужно;
  • отказ;
  • возражения и споры.

Ребёнок в таком возрасте склонен демонстративно совершать то, что находится под запретом и вызовет негативную реакцию у родителей. Ребёнок пробует занять новую для него позицию взрослого и подвергает критической оценке все не им установленные правила. Правила понимаются как часть детского образа, через которые нужно перешагнуть.

Кроме того, в этот период ребёнок впервые начинает интересоваться, как он выглядит в глазах окружающих. Его начинает интересовать внешний вид, выбираемая одежда, он боится показаться недостаточно взрослым. Теперь он подвергает свои действия самокритике. Например, если раньше у ребёнка плохо удавалась игра в футбол, он продолжал игру, не смотря на насмешки сверстников, теперь – он может её прекратит, если увидит, что у него плохо получается.

Очевидно, это достаточно сложный период как для ребёнка, так и для его родителей. Родителям требуется быть острожными в словах и действиях, так как кризис 7 лет – это отличная почва для развития агрессии у ребёнка. Агрессия – это внешнее выражение внутреннего гнева. Может проявляться как физически (укусы, удары, шлепки), так и вербально (угрозы, крики). Если ребёнок постоянно стремится к разрушению, желает досадить, сделать больно родителям и другим детям – это повод посетить детского психолога. В статье приводятся некоторые советы, которые помогут предупредить возникновение агрессивных реакций.

Искать причину необходимо в семье. В 7-летнем возрасте ребёнок часто не слушает родителей, и если в процессе воспитания родители проявляют себя несдержанно, это может вызвать ответную агрессивную реакцию. Всегда следует помнить: ребёнок отражает поведение родителей.

Следует быть внимательным к переживаниям своего ребёнка, больше с ним разговаривать. Агрессию может провоцировать и внешняя среда (издевательство сверстников, адаптация к школе). Задача родителей оставаться чуткими и не упустить момент, когда ребёнку потребуется помощь.

Развивающие, творческие и активные игры помогают выплеснуть негативные эмоции. Эффективна умеренная двигательная активность, посещения бассейна.

Самый главный совет родителям: помнить, что любой кризис заканчивается, за ним следует появление у ребёнка новых взрослых качеств, но как проходит переходный период навсегда остаётся в памяти ребёнка.

Каков же он, агрессивный ребенок? Такой малыш теряет над собой контроль, спорит со взрослыми. С ровесниками бывает груб и безжалостен. Он не признает ошибок, а свою вину старается переложить на других. Обычно агрессивные дети мстительны, завистливы, насторожены и подозрительны.

Агрессивный ребенок использует любую возможность толкнуть или ударить кого-то, что-то разрушить или поломать. Его поведение нередко носит провокационный характер: он готов разозлить маму, педагога или сверстников, чтобы вызвать ответную агрессивную реакцию. Маленький задира не успокоится, пока взрослый «не взорвется», а окружающие дети не полезут в драку.

Забияка будет сознательно медленнее одеваться, откажется убрать игрушки, помыть руки. А услышав мамин крик или получив шлепок, будет готов расплакаться. Угомонится он только тогда, когда мама утешит и приласкает его. Подобный способ получения внимания оригинален и нелеп, однако он является единственным механизмом «выхода» эмоционального перенапряжения и накопившейся внутренней тревожности.

Причины агрессивного поведения детей

Причины, которые провоцируют агрессивное поведение, вполне реальны. Их выявление – первостепенная задача, потому как игнорирование источника проблемы значительно уменьшит шансы в борьбе с проявлением гневливости у малыша.

Обстановка в семье

Очень часто агрессия у детей проявляется в результате неладов в семье. Вариантов может быть много. Основные из них:

  • Неприятие детей родителями. Согласно статистике нежеланные дети в большей мере подвержены приступам агрессии. Даже в случае, когда родители прямо не говорят малышу, что его появления на свет не хотели, он способен почувствовать это. Нежеланный ребенок старается доказать, что он имеет право на существование. Такому малышу нужна родительская ласка, и он пытается завоевать ее, часто используя агрессивные методы. Никакие рекомендации не помогут исправить поведение крохи, если он не почувствует любовь самых родных для него людей.
  • Безразличие или враждебность родителей. Бывает, что мама и папа винят в своих бедах ребенка. Чаще всего это незаслуженно, и малыш старается обратить на себя внимание агрессивным поведением.
  • Разрушение эмоциональных связей. Когда родители постоянно ругаются, а семейная жизнь схожа с вулканом, каждую минуту готовым к извержению, существование ребенка становится настоящим испытанием. Малыш находится в постоянном напряжении, страдает от конфликтов между самыми для него близкими людьми. Нередко в результате ребенок черствеет душой, становясь прекрасным манипулятором, который уверен в том, что окружающий мир находится в долгу перед ним. Соответственно, ситуация, когда необходимо чем-то пожертвовать, принимается крохой в штыки и вызывает проявление агрессивного поведения.
  • Неуважительное отношение к личности ребенка. Нетактичная, некорректная критика, унизительные и оскорбительные замечания способны пробудить не только гневную реакцию, но и неприкрытую ярость. К тому же подобное обращение с малышом может породить серьезные комплексы, вызвать неуверенность, в результате чего к активным проявлениям гневливости добавится пассивная агрессия, направленная на самого себя.
  • Контроль над ребенком. Чрезмерный контроль (как и его полное отсутствие) приводят к попыткам ребенка отстоять свое «Я». При этом нередко используется агрессивная форма защиты. Такой малыш привык смотреть на мир скептически и не доверять окружающим.

«Личные» причины

Такие причины возникновения детской агрессии связаны с психоэмоциональным состоянием ребенка. Наиболее распространенные из них:

  • Подсознательное ожидание опасности. Довольно часто поведение малыша диктуется страхом. Когда кроха напуган – ему сложно понять, кто из окружающих друг, а кто – враг. И в этот момент включается защитная реакция в виде агрессии.
  • Эмоциональная нестабильность нередко становится причиной гневливого поведения ребенка. Особенно этому подвержены дети до семи лет, ведь они эмоциональны, а их настроение меняется под влиянием плохого самочувствия или банальной усталости. Когда проявления у ребенка негативных эмоций или раздражения считаются недопустимыми и максимально подавляются родителями, результатом могут стать немотивированные вспышки детского гнева. В таком случае объектом агрессии малыша выбирается не «обидчик», а все, что подвернется под руку (игрушки, вазон с цветами, маленький котенок).
  • Недовольство собой часто вызывается отсутствием эмоционального родительского поощрения. Такой ребенок не научен любить и уважать себя. А когда человек (пусть даже маленький) не любит себя, он не способен любить других. В этом случае вызывающее отношение к окружающему миру вполне логично с его стороны.
  • Чувство вины. Малыш, испытывающий чувство стыда или вину, нередко перенаправляет собственные негативные эмоции в адрес того, кого он обидел.

Ситуативные причины

Детская агрессия может быть вызвана определенной ситуацией, в которой оказался малыш. Например:

  • Переутомление, плохое самочувствие. Особо впечатлительный ребенок может выдать агрессивную реакцию вследствие общего, эмоционального или нервного переутомления. Если малыш выспался и отлично себя чувствует, он, как правило, достаточно спокойно реагирует даже на самую провоцирующую ситуацию.
  • Влияние продуктов питания. Нервозность, тревожность, агрессивность ребенка может вызвать чрезмерное употребление шоколада. Кроме этого, доказано влияние уровня холестерина в крови на склонность к гневливости – чем ниже этот уровень, тем больше вероятность приступов агрессии у человека. Так что не нужно слишком ограничивать потребление крохой жиров (разумеется, в разумных пределах).
  • Факторы окружающей среды. Если вам показалось, что малыш проявляет повышенную агрессивность, оцените обстановку вокруг вас: шум, вибрация, жара или чрезмерная теснота нередко становятся причиной излишней раздражительности. Очень часто дети, живущие недалеко от оживленных автострад или железнодорожных путей, более агрессивны, чем их ровесники, проживающие в тихих спокойных районах.

Темперамент

Тип темперамента тоже относится к причинам проявления детской агрессии. Темперамент – характеристика постоянная и неизменная. Рекомендаций по его исправлению не существует, переделать темперамент невозможно. Однако научиться использовать как положительные, так и отрицательные его стороны, вполне реально. Типов темперамента выделяют всего четыре:

  1. меланхолики;
  2. флегматики;
  3. сангвиники;
  4. холерики.
  • Дети-меланхолики страдают от стрессов, вызванных любым новшеством или каким-либо соревнованием. Они чувствительны, ранимы и менее всего предрасположены к гневным выпадам. А вот пассивная агрессия – отличительная черта меланхоликов.
  • Флегматики также не агрессивны. Их нервная система настолько уравновешена, что даже серьезные проблемы редко выводят их из себя. Кроме этого ребенок-флегматик совершенно не склонен к пассивной агрессии.
  • Сангвиник отдает предпочтение решению любых, даже самых конфликтных ситуаций, мирным путем. Малышу с таким типом темперамента необходимы перемены, он обожает новые места, лица, ощущения. Агрессивное поведение сангвиника возможно тогда, когда он убедится, что спокойно проблему решить не получится. А вот чувство вины или осознание ответственности за ошибки может «загнать» его в пассивную агрессивность.
  • Холерики обладают природной склонностью к проявлению гнева и ярости. Это происходит по причине их крайней нервной и эмоциональной неуравновешенности. Дети-холерики раздражительны и вспыльчивы. Как правило, они сначала делают, а потом думают, как следовало бы поступить. Кроме активной, им свойственна и пассивная агрессия, способная привести к стойкому депрессивному состоянию.

Социально-биологические причины

Абсолютно естественно, что у мальчиков намного чаще, чем у девочек, проявляется активная агрессия. В нашем обществе укрепились стереотипы, что мужчина просто обязан быть сильным и, как следствие, агрессивным. Мальчики нередко ведут себя вызывающе, чтобы не оказаться изгоем в окружении своих друзей.

Зачастую детская агрессия обусловлена социальными причинами: предрассудками, системой ценностей и установками взрослых, имеющих для него значение. Например, малыш из семьи, в которой отношение к людям зависит от их положения в обществе, способен сдержаться при учителе, но без зазрения совести нахамит уборщице или дворнику. А если в семье все измеряется количеством денег, то даже маленький ребенок может неуважительно и агрессивно относиться к тем, кто мало зарабатывает.

Возрастные особенности проявления детской агрессии

Изначально ребенок – дружелюбное существо. Какие бы условия его не окружали, первым социальным явлением будет именно улыбка. Когда малыш растет в атмосфере взаимопонимания и любви, предпосылок для появления стойкого агрессивного поведения очень мало. Как и страх, агрессия у детей возникает из-за того, что базовое чувство доверия ребенка к окружающему миру попросту не сформировалось.

От нуля до года

Уже с первых месяцев младенец способен дать понять, что он недоволен какими-либо действиями взрослого. Он кричит, плачет, гримасничает. Со временем малыш овладевает своим телом и сопровождает негативную эмоцию движениями рук и ног. А в дальнейшем к подобным проявлениям агрессии добавляются пинки, бросание игрушек и другие демонстративные формы поведения.

В младенческом возрасте нередки случаи гневной реакции ребенка на маму. Причина подобного поведения напрямую связана с отношением матери к своим обязанностям.

Если уход за малышом сопровождается откровенным раздражением («опять этот памперс!», «когда же это закончится?»), кроха наверняка переймет негатив и проявит агрессию.

От года до двух

После года активность малыша возрастает. Как правило, он начинает ходить, вследствие чего исследовательские возможности расширяются. И агрессия проявляется как раз в сфере общения, обучения и освоения элементарных правил поведения.

В этом возрасте агрессия у детей связана с непоследовательностью папы и мамы. Если с правилами поведения непоседу знакомят «по настроению» или ему разрешают делать все, что заблагорассудится, у крохи не сформируются основные понятия «нельзя». И когда эти «нельзя» вдруг появляются, он может бурно на это отреагировать.

Два-три года

Дети двух-трех лет стремятся к независимости. Зачастую они настроены отстоять свое вопреки воле родителей. В этом возрасте кроха не понимает чужой боли и не способен поставить себя на место другого, что становится причиной проявления агрессии и даже детской жестокости.

Обычно малыш двух-трех лет попадает в детский сад, где начинается освоение взаимодействия с ровесниками. Конфликты между детьми возникают чаще всего из-за желания обладать какой-либо игрушкой. А если родители с воспитателями нетерпимо относятся к проявлению открытой агрессии, результатом становится формирование символических форм агрессивности (нытье, упрямство, фырканье, непослушание).

Дети дошкольного возраста

Агрессивные дети трех-четырех лет отличаются феноменом «переноса»: ребенок не осмеливается открыто излить свою злость на родителей, а объектом гнева становится что-то более безобидное.

Поведение детей пяти-шести лет нередко противоречит общепринятым нормам и способно привести к нанесению физического и морального ущерба окружающим.

Зачастую агрессивное поведение детей дошкольного возраста обусловлено природой социализации: ребенок стремится подражать взрослым. Видя яростные выпады старших, он копирует их. Если на данном этапе подобное поведение не пресекается или, более того, поддерживается окружающими, маленький задира очень скоро осознанно начнет вести себя неприемлемо.

Как преодолеть агрессию у ребенка

Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста – нередкое явление, однако в этот период еще можно избежать преобразования агрессивности в устойчивую черту характера. А если упустить момент, в будущем могут возникнуть проблемы, которые встанут на пути становления личности и помешают раскрытию индивидуального потенциала ребенка. Агрессивные дети нуждаются в помощи, потому что склонность к гневливости искажает их представление об окружающей реальности, заставляет видеть вокруг только пренебрежение и враждебность.

Агрессивный ребенок доставляет массу проблем членам семьи, а его воспитание – дело нелегкое. Однако существует ряд рекомендаций, призванных помочь родителям усмирить своего забияку:

  1. выстройте систему требований, показывайте ребенку положительный пример;
  2. выполняйте установленные правила, поддерживайте дисциплину;
  3. дайте малышу понять, что вы любите его таким, каков он есть;
  4. всегда учитывайте возможности крохи выполнять ваши требования;
  5. направьте избыточную энергию в мирное русло (спортивные секции, пение, рисование);
  6. легкие проявления агрессивности необходимо игнорировать, не заостряя этом внимания окружающих;
  7. подключайте ваше чадо к совместной деятельности, не забывайте подчеркивать значимость его вклада в общее дело;
  8. установите запрет на агрессию в случае, если ее проявление – не защитная реакция, а своеобразное развлечение для малыша;
  9. агрессивные дети не понимают, что такое жалость – до них необходимо донести, что излишняя гневливость приносит страдания близким людям;
  10. если ребенку необходимо выплеснуть негативные эмоции – подберите для него подходящую игру или занятие;
  11. старайтесь сдерживать гневные порывы малыша непосредственно перед проявлением (окрикните, перехватите занесенную для удара руку);
  12. агрессивные дети бурно выражают отрицательные эмоции – научите свое чадо выплескивать негатив в более приемлемой форме (сначала путем переноса ярости с живого объекта на неживой, а затем с помощью словесного высказывания своих чувств).

Игры и занятия для агрессивных детей

Чтобы помочь малышу справиться со своей агрессивностью, можно использовать арт-терапию. Дайте ребенку большой лист бумаги с карандашом и предложите порисовать «закорючки». По степени размашистости и интенсивности нажатия вы заметите, как исчезает напряжение. Затем «злую» бумажку можно разорвать.

Придумайте какое-то фантастическое свирепое животное, нарисуйте его. Листок с рисунком – своеобразный «листок гнева» – нужно будет смять и выбросить в припадке ярости. Подобное упражнение позволит малышу усвоить, что агрессию можно перенести на что-либо разрешенное, а не на окружающих.

В борьбе с гневливостью используется и сказкотерапия. Иногда в процессе чтения психологических сказок у ребенка происходит «переворот в сознании». Когда малыш пытается помочь сказочному герою решить какую-то задачу, он сам учится преодолевать свои проблемы.

Для коррекции агрессивного поведения широко используются специальные игры.

Например:

  • Воробьиные драки (для устранения физической агрессии). Дети разбиваются на пары и перевоплощаются в «воробьев-драчунов» (обхватив колени руками, приседают). «Воробьи» толкаются, боком подпрыгивая друг к другу. Кто из малышей уберет руки с коленок или упадет – выбывает из игры (и идет лечить «лапки» и «крылышки» у доктора Айболита).
  • Минута шалости (для психоэмоциональной разгрузки). По сигналу ведущего детвора начинает баловаться – бегать, прыгать, кувыркаться, кружиться, приседать. Одна-три минуты – и раздается повторный сигнал ведущего, который объявляет конец шалостям.
  • Капризный ребенок (для преодоления упрямства и негативизма). Дети становятся в круг и по очереди играют роль капризного ребенка, в то время как остальные подзадоривают словами: «Еще сильнее! Сильнее!». Потом детей разбивают на пары: «ребенок» и «родитель». «Ребенок» капризничает, а «родитель» пытается его успокоить. Каждый из играющих должен побывать в обеих ролях.

В заключение

  1. Нередко детская агрессия становится результатом избалованности и попустительства со стороны взрослых. Однако чаще всего это один из признаков внутреннего эмоционального неблагополучия, неадекватная попытка психологической защиты малыша независимо от того, сколько ему лет;
  2. В процессе воспитания ребенка, склонного к гневливости, подавление агрессивного поведения – не самое главное. Основная задача – научить кроху справляться с подобным состоянием;
  3. И очень важным моментом является помощь ребенку в осознании того, какую разнообразную палитру чувств он может испытывать, и каким образом в обществе принято выражать эти чувства.