Почему у ребенка нет друзей психология. «Со мной никто не хочет дружить». Как помочь ребенку найти друзей и уберечь его от плохой компании. Сложности, связанные с родителями

Что делать, если нет друзей? Родителям известно, как болезненно для ребенка остаться без друзей, в одиночестве.

Популярность ребенка среди сверстников – единственное условие, насколько ребенок успешен в учебной деятельности и насколько он счастлив в школе. Социальное признание – колыбель развития интеллектуального развития.

Не раз столкнулась с ситуациями, когда дети, не имеющие друзей, терпеть не могут школу. Взрослые должны помнить, что социальная жизнь ребенка определяет его личностное развитие на всю жизнь.

Популярный ребенок – это ребенок, которого любит большинство и недолюбливает меньшинство. Чтобы получить признание сверстников и обрести друзей, вовсе не обязательно быть отличником, самой симпатичной среди сверстников или атлетически сложенным подростком. Нужно просто нравиться окружающим, вот и все.

Популярные дети располагают к себе не только сверстников, но также учителей и других взрослых. Они получают в жизни больше положительного внимания со всех сторон, растут уверенными в себе и целеустремленными.

Познакомьтесь с секретами обретения друзей и условиями социального успеха:

  • Юмор – это надежнейший способ завести и сохранить друзей. Юмор принципиально важен для популярности ребенка не только потому, что умение смешить по достоинству ценят сверстники, но и потому, что чувство юмора развивает психологическую гибкость, спонтанность, сообразительность и умение справляться с неприятностями.
  • Открытость – это взаимоотношения, основанные на полном доверии, общности интересов, преданности друзей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти на помощь. Следует учить детей проявлять открытость хотя бы в приветствии. Приветствие – это дружеский зрительный контакт, улыбка.
  • Доброта – хороший способ для начала дружбы. Если ваш ребенок поделится ручкой или карандашом, поможет донести портфель однокласснице, то вызовет ответную доброту, которая может стать началом дружбы. Некоторые дети пытаются «покупать» друзей, раздавая какие-то вещи или деньги. Это конечно не сработает. Дети могут взять такие подарки, но взаимностью не ответят.
  • Комплименты – еще один способ, выражающий готовность ребенка дружить. Он чувствует себя комфортно, когда говорит искренний комплимент, а нам нравятся люди, которые оценивают наши хорошие качества по достоинству. Сядьте вместе с ребенком и подумайте, как можно похвалить одноклассников. Для начала, пусть комплименты будут совсем простыми: «У тебя красивый пенал», «Какой хороший гол» «прекрасный рисунок». Комплименты откроют новые возможности для дружбы.

Обрести друзей своим детям могут помочь родители.

  • Создайте возможности для дружбы. Систематически спрашивайте у ребенка: хочет ли он пригласить в гости своего друга или устроить вечеринку для своих друзей. Пригласите одного из детей к себе домой, дети легче находят контакт, общаясь один на один. Найдите ему занятие по душе (секцию или кружок), где ребенок будет встречаться и общаться со своими сверстниками.
  • Научите ребенка правильному Когда вы обсуждаете с ребенком, как принимать в расчет чувства другого человека, учите его сочувствию и справедливости, вы прививаете ему очень важные социальные навыки, которые в дальнейшем помогут ему не только найти верных друзей, но и дружить в течение долгого времени.
  • Обсуждайте с ребенком его сверстников и его социальную жизнь, даже если он уже .

Глава 6:

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ С ТОБОЙ НИКТО НЕ ДРУЖИТ?

Когда есть друзья – это счастье. А если НЕТ? Если недавно переехал и в новую школу перешел? Или не перешел, но и в старой все довольно плохо? Если на переменах все кучками и парами, а ты один?

Это – совсем не счастье. И с этим надо что-то делать.

ДАВАЙ ПОДУМАЕМ: ПОЧЕМУ С НЕКОТОРЫМИ ДЕТЬМИ НЕ ХОТЯТ ДРУЖИТЬ?

ИНОГДА ЭТО СРАЗУ ПОНЯТНО.

Никто не хочет дружить с:

ЯБЕДАМИ,

ЖАДИНАМИ,

ЗЛЮКАМИ,

ВЕЧНО НЕДОВОЛЬНЫМИ НЫТИКАМИ,

С ВРЕДИНАМИ ТОЖЕ КАК-ТО НЕ ОЧЕНЬ.

И С ГРЯЗНУЛЯМИ,

И С ВООБРАЖАЛАМИ.

Но что, если ты честно-честно про себя подумал и пришел к выводу, что ты

Жалуешься взрослым без крайней необходимости,

Жадничаешь, когда у тебя есть что-то вкусное или интересное, а другие тоже хотят,

Злишься и ругаешься по пустякам,

Ноешь из-за каждой царапины,

Боишься всего на свете,

Постоянно обижаешь и критикуешь всех вокруг,

Ходишь вечно грязный, с сопливым носом,

Считаешь себя самым умным.

Если все это не про тебя, а с друзьями все равно плоховато, возможно, ты допускаешь одну из четырех ошибок. Вот они.

Ошибка первая:

ДУМАТЬ, ЧТО ТАК И ДОЛЖНО БЫТЬ.

Стоит только начать думать: «Со мной никто не дружит, потому что я плохо учусь», или «потому что я неспортивный», или «потому что у меня нет дорогих вещей» - и пиши пропало.

Это все равно что прямо на лбу у себя написать:

«СО МНОЙ ДРУЖИТЬ НЕЛЬЗЯ, ЕСТЬ ВЕСКИЕ ПРИЧИНЫ!», -

А потом удивляться.

НА САМОМ ДЕЛЕ

Дружат с человеком не из-за того, что он какой-то образцово-показательный (спортивный, остроумный, модный, красивый). И не из-за того, что у него есть что-то из вещей. Если бы это было так, тогда все хотели бы дружить только с самыми лучшими, а мы видим, что друзья есть у всех.

У НЕСПОРТИВНЫХ, У ТУГОДУМОВ, У ЛОПОУХИХ, У БЕДНЯКОВ, У ДВОЕЧНИКОВ – У ВСЕХ БЫВАЮТ ДРУЗЬЯ, ДА ЕЩЕ КАКИЕ! САМЫЕ ВЕРНЫЕ, САМЫЕ ВЕСЕЛЫЕ!

И наоборот, у всяких там «звезд» часто близких друзей не бывает. Может быть, их «отпихивают» в сторону те, кто только изображает друзей. А может быть, сами «звезды» разучиваются дружить.

Поэтому, если ты не «звезда», а обычный человек с недостатками, - это ХОРОШАЯ НОВОСТЬ! Большинство людей похожи на тебя, а похожим подружиться легче!

Ошибка вторая:

ДАЖЕ НЕ ПЫТАТЬСЯ.

Некоторые дети, которым трудно подружиться, решают вообще перестать общаться. Сидят целыми днями за компьютером.

А что – компьютер очень удобный товарищ. Не уйдет никуда, всегда готов тебя развлечь, не спорит и не обижается. Можно пообщаться в чатах, где тебя никто не видит и не знает, и потому не так страшно. Здорово!


НА САМОМ ДЕЛЕ

Это совсем не выход. Представь себе, что у тебя не получается решать задачи по новой теме. И ты придумал: и не буду их решать, если они такие трудные! Лучше порешаю те, что попроще, из учебника первого класса. Хороший выход?

Простые задачи ты решишь, а потом-то что? Как писать контрольную? Как заканчивать четверть и вообще учиться дальше?

Получается, ты просто потерял зря время. Чем дольше ты будешь решать простые задачи и откладывать сложные, тем труднее будет потом наверстать.

С общением точно так же. Чем больше времени ты проводишь с компьютером вместо простых людей, тем труднее тебе будет научиться тому, что ты плохо умеешь: знакомиться, дружить, общаться. С каждым годом все труднее. Зачем так запускать? Лучше прямо сейчас настроиться решительно – и научиться общаться!

Ошибка третья:

СЛИШКОМ СТАРАТЬСЯ.

Тебе очень хочется, чтобы с тобой дружили. Ты думаешь об этом постоянно. Ты готов на все, чтобы тебя приняли в компанию. Ты стараешься говорить, одеваться, вести себя, думать, как те ребята, о чьей дружбе ты мечтаешь. Ты всегда поблизости, ты предлагаешь помощь, ты готов отдать любую свою вещь, потратить все свои деньги, чтобы всех угостить, ты очень переживаешь из-за того, что они о тебе сказали и как посмотрели.

Стоит кому-то перекинуться с тобой парой слов, и ты уже называешь его «мой друг».

НА САМОМ ДЕЛЕ

Если ты так настроен, то ни в какие друзья тебя не возьмут. В лучшем случае разрешат быть «мальчиком на побегушках» или «девочкой, которая вечно с нами ходит». И в любой момент тебя могут прогнать или обидеть. Такая «дружба» тебе не понравится. Дружба – это отношения равных. Ее невозможно выпросить или выслужить. И невозможно купить.

Успокойся. Твоя дружба от тебя не уйдет. Кто-то находит самых близких друзей в детском саду, а кто-то – только в институте. Это обязательно случится и с тобой, если не сейчас, то завтра, или через год. Вот Гарри Поттер не имел друзей аж до 11 лет, до поступления в Хогвартс. Ему было нелегко, но он не стал подлизываться к дружкам своего двоюродного брата.

Будь готов к дружбе, но не навязывайся. Не старайся ни на кого походить, для НАСТОЯЩЕГО друга ты будешь интересен именно таким, какой ты есть.

Ошибка четвертая:

«ПУСТЬ ВСЕ БУДЕТ ТАК, КАК Я ХОЧУ!»

Некоторые дети не умеют общаться на равных, все время командуют. Предлагают играть только в то, что им самим интересно. Хотят, чтобы все было так, как они придумали. Чтобы друзья всегда слушали, что они рассказывают. Смеялись всегда, когда они шутят. И еще – хотят во всех играх только выигрывать.

А если им не дают командовать, то обижаются, ссорятся и уходят. Им кажется, что им не повезло, и достались такие одноклассники или соседи – глупые, скучные и противные.

НА САМОМ ДЕЛЕ

Дружба, как мы уже говорили, - отношения равных. Ты хочешь, чтобы тебя услышали – и другие тоже. Тебе кажется, что ты здорово придумал – и другим тоже.

Убедись, что ты не командуешь. Послушай, что предлагают другие ребята, это может быть интересно. Научись не злиться из-за проигрыша – ведь это не чемпионат мира, а просто игра с друзьями!

Стоит исправить одну из этих четырех ошибок, и друзей уже становится больше.

ВОТ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПОМОЧЬ:

С незнакомыми ребятами можно завязать контакт, угостив чем-нибудь вкусным – конфетами иди жвачкой. Или вынести во двор мяч, мыльные пузыри, цветной мел.

Привези мелкие сувениры оттуда, где отдыхал с родителями.

НО ПОМНИ: это именно чтобы лучше познакомиться. Покупать дружбу подарками не надо!



Если тебя дразнят или обижают, прежде всего разберись с этим. Возможно, кто-то из хороших ребят мог бы с тобой подружиться, просто к тебе не протолкаться через кольцо обидчиков (что делать, если дразнят в школе, ).

Если тебе нравится кто-то из ребят, но ты не знаешь, как завязать разговор – спроси его о чем-нибудь, в чем он хорошо разбирается и чем увлечен. Или скажи что-нибудь хорошее, похвали. Только не надо подлизываться – скажи о том, что в самом деле тебе понравилось.

Когда первый контакт завязался, поддержи его. Запомни, как зовут нового знакомого, расспроси, чем он увлекается, где живет, во что любит играть. Предложи обменяться телефонами.

Возраст: 6-10 лет,

Издательство «Мир энциклопедий Аванта+», «Издательство Астрель», «Полиграфиздат».

Публикуется в сокращении.

Ребёнок, у которого нет друзей: он тихо играет в уголочке или издали следит за другими ребятами. Ситуация нередкая и часто болезненная и для малыша, и для его родителей. Как же помочь ему?

Это проблема

Прежде всего, стоит осознать, это проблема. Отмахиваться и говорить: «Мал ещё!», «Какие его годы?!» неправильно. Человеку в любом возрасте необходимо общение со сверстниками, и маленькому ребёнку тем более. Кому понравиться быть изгоем общества? Разочарование и страх перед ровесниками могут привести к психологическим проблемам в дальнейшем.

Создаём условия

Итак, проблема есть, но её можно устранить, особенно, если вы готовы ему в этом помочь. Психологами доказано, у детей до 10 лет дружба ассоциативная. То есть они общаются с теми ребятами, которых встречают в определённой ситуации (рядом живут, вместе ходят в детский сад, их родители дружат), и мало озадачиваются тем, чтобы найти возможность подружиться с тем, с кем труднее встретиться. Таким образом, чтобы помочь малышу, надо просто создать удобную для дружбы ситуацию, например, пригласить в гости ребят с детской площадки, устроить детский праздник, водить кроху в какой-то развивающий кружок, где есть его сверстники.

Язык - враг

Часто общение не завязывается только потому, что малыш не знает, как его завязать. Такие, казалось бы, простые и примитивные фразы, как «можно я с тобой поиграю?», «привет, меня зовут …», «давай дружить» ребёнок может просто не знать. Проговорите с ним важные слова, объясните, что необходимо быть вежливым и ненавязчивым. Устройте дома кукольный театр и проиграйте разные ситуации, чтобы устранить застенчивость крохи и научить правильно себя вести.

Этикет общения

Не только первые фразы, но и дальнейшее неправильное поведение может отпугнуть потенциальных друзей. Не все родители уделяют время, чтобы рассказать ребёнку, что хвастаться нехорошо, драчливых и жадных людей не любят, а обсуждать друзей при них же - дурной тон. Читайте крохе больше детской литературы и вместе анализируйте поведение героев в дружбе.

Личный пример

Можно сто раз объяснять, как важно быть хорошим другом, а можно просто продемонстрировать личный пример, и он окажется более эффективным. Дружите сами, рассказывайте ребёнку, как важно помогать и что-то давать другим, не обязательно материальное, душевное - тепло, заботу, улыбку.

Дружба для друзей

Детскую дружбу легко сломать, если вмешиваться в неё. «Вовка неправильно поступил. Скажи ему, что…», «Он у тебя глупый какой-то!», «Я бы на твоём месте обиделась!», «Не дружи с ними!» - подобные советы и вмешательства родителей ничем хорошим не закончатся. Вы на своём месте, а ребёнок на своём, и пусть он сам решает, как поступать.

Интересоваться

Но и совсем устраняться не стоит. Если вы заметили, что ребёнок грустит и переживает, обязательно расспросите его, что не так. Хорошо бы вообще время от времени интересоваться, во что он играет с ребятами, хорошо ли малышу в этих играх. Ребёнок должен знать, вам не всё равно, и вы всегда готовы прийти на помощь.

Развивать

Легко находит друзей уверенный в себе ребёнок, поэтому развивайте своего малыша физически и эмоционально. Спортивные кружки, общение с родителями, комплименты, любовь и ласка - это те самые важные вещи, которые необходимы крохе, которые дают ему понять: «Ты хороший! Ты лучший! И многие хотят с тобой дружить! Попробуй, и у тебя всё получится!».

Вероятно, после продолжительного дня в школе либо оживленных выходных им хочется просто расслабиться в одиночестве, почитать книгу или поиграть в компьютерные игры.
Такое поведение ребенка можно считать нормальным, но если у ребенка совсем нет друзей, может возникнуть причина для беспокойства, в особенности если ребенок чувствует себя одиноким или не соответствующим требованиям сверстников. Ребенок может не получать приглашения на праздники, часто в одиночестве сидеть во время школьного обеда, его не будут принимать в команду во время игры, ему будут редко звонить друзья, если вообще когда-либо будут звонить.
Большинство детей испытывает желание нравиться окружающим сверстникам, но некоторые из них не до конца понимают, как заводить друзей. Другие дети могут жаждать дружеских отношений, но быть исключенными из той или иной группы, возможно, из-за их одежды, недостаточного соблюдения правил личной гигиены, полноты либо речевой задержки. Подростки зачастую оказываются отвергнутыми сверстниками, если у них отмечается агрессивное поведение. Тем не менее другие дети могут колебаться на грани одной или другой группировки, но так и не быть замеченными. Такие дети, не получающие должного внимания, проводят большую часть своего времени в одиночестве.
В некоторых случаях дети не имеют возможности завести друзей, поскольку на это требуются время и дополнительная энергия. У них слишком плотный график дополнительных занятий, они живут далеко от школы, в местах, где нет детских учреждений или дополнительных занятий для детей, либо же они слишком привязаны к своей семье.
Для родителей ребенок, у которого нет друзей, является сложной и мучительной проблемой. Такое явление не редкость: около 10% детей школьного возраста заявляют, что у них нет лучшего друга. Такие дети могут испытывать чувство одиночества и изоляции от общества, в результате чего у них появятся эмоциональные проблемы и трудности с адаптацией либо же они не смогут овладеть социальными навыками, которые так необходимы для успешных отношений со сверстниками или взрослыми.
Для того чтобы помочь своему ребенку разрешить эту социальную проблемы, вам понадобятся умение и чуткость. Если ребенок почувствует, что вы страстно боретесь с проблемами его социальной жизни Либо же слишком назидательны, он может стать чрезмерно скрытным или занять оборонительную позицию, вероятно, даже испытывая при этом чувство, что он сильно расстроил вас тем, что не смог завести друзей. В ответ на ваши попытки вмешательства ребенок может отказываться или отрицать существование какой-либо проблемы. Даже если он говорит: «Все хорошо, мама», он по-прежнему может нуждаться в дружеских отношениях.

Как разобраться в проблемах вашего ребенка

Вы как родитель должны постараться выяснить, почему ваш ребенок несчастен либо почему его отвергают сверстники. С точки зрения взрослого мир ребенка может показаться вам совсем простым, но на самом деле этот мир Сложный и предъявляющий высокие требования. К примеру, на игровой площадке вашему ребенку приходится справляться со многими различными задачами: вступление в группу, ведение диалога, правильное ведение игры; ему придется столкнуться с тем, что его будут дразнить, и другими формами провокаций, а также он должен уметь разрешать конфликтные ситуации с другими детьми. Это достаточно много задач, которые ему предстоит разрешить, и если ребенок не знает, как вести себя в той или иной ситуации у него могут возникнуть трудности с установлением или сохранением дружеских отношений.
Существует множество причин и в самом ребенке, из-за которых у него может не быть друзей, в том числе неприятие или невнимание со стороны окружающих либо же природная застенчивость ребенка. Отвергнутые подростки открыто нелюбимы их сверстниками и часто чувствуют себя нежеланными. Они часто ведут себя агрессивно или у них проявляется беспокойное поведение, и они очень бурно реагируют, когда их дразнят. Они могут вести себя как задиры и нарушители порядка либо могут быть настолько не уверены в себе, что это начнет вызывать неприятие со стороны окружающих. Также они могут быть не приняты из-за их импульсивного или беспокойного поведения. У некоторых из них может наблюдаться недостаток внимания или гиперактивность.
В других случаях дети, обделенные вниманием, не являются явно отвергнутыми, их не дразнят, но зачастую просто игнорируют, забывают, не приглашают на праздники и в числе последних принимают в команду для игры. Таких подростков можно определить как одиночек, но они также могут быть пассивны и с ненавистью относиться к своей изолированности. Другим же детям, напротив, нравится проводить время в одиночестве. Такие дети могут испытывать уважение и восхищение со стороны окружающих, но просто чувствовать себя более комфортно в одиночестве либо в окружении родителей, братьев и сестер, других взрослых или даже домашних животных. Им может не хватать социальных навыков и уверенности в себе, необходимых для участия в общественной жизни, зачастую ввиду ограниченности социального опыта. Или они могут просто быть более застенчивыми, тихими и замкнутыми, чем их сверстники.

Застенчивость

Хотя детская застенчивость встречается довольно часто, она вызывает беспокойство со стороны многих родителей, в особенности тех, для которых общительность является значимой ценностью. Некоторые дети становятся застенчивыми из-за неприятного жизненного опыта, но большинство детей просто такими появляются на свет. Для некоторых детей среднего подросткового возраста социальные ситуации и взаимодействия могут оказаться настоящим кошмаром. Когда они вступают в контакт с новыми ребятами, они крайне редко чувствуют себя непринужденно. Обычно они не хотят или не могут сделать первый шаг, предпочитая отказаться от возможной дружбы, нежели обратиться к кому-то незнакомому. Некоторые робкие дети могут испытывать эмоциональный дистресс, но таких детей меньшинство. На самом деле некоторые дети замкнуты по своей природе и проявляют замедленную реакцию в новых для них ситуациях.
В некоторых случаях застенчивость может лишать ребенка определенных возможностей. Чрезмерно застенчивые дети зачастую не так легко адаптируются к обстановке в классе или на игровой площадке, как их сверстники. Чем дольше сохраняется эта особенность характера ребенка, тем сложнее ему измениться. Застенчивость может привести к умышленному избеганию социальной среды и отказу от участия в общественных мероприятиях, что в конечном счете приводит к неспособности эффективно функционировать в роли взрослого, живущего в обществе. Если застенчивость вашего ребенка является причиной нарушения здоровья, она может быть вызвана тревожным расстройством или типом темперамента - в таком случае полезно пройти обследование у специалиста, занимающегося проблемами психического здоровья.
Но несмотря на это большинство застенчивых детей обретают умение заводить друзей и хорошо чувствуют себя в социальных условиях, как только заканчивается первоначальный период приспособления к ситуации. Дети, у которых наблюдаются сложности с установлением и сохранением дружеских отношений, даже после переломного периода требуют большего участия и внимания со стороны взрослых. В конечном счете многие (а возможно, и большинство) застенчивые дети обретают умение бороться со своей застенчивостью. Они действуют таким образом, чтобы не было заметно их робости или скрытности, хотя внутри могут чувствовать себя очень застенчивыми. Родители должны аккуратно направить детей на участие в общественной жизни, где они смогут научиться успешно взаимодействовать с окружающими.

Влияние особенностей воспитания ребенка на его характер

Темперамент родителей, их социальные навыки и стиль воспитания могут повлиять на социальные возможности ребенка и принятие его сверстниками. Если вы слишком критически или неодобрительно относитесь к ребенку, не принимаете его таким, какой он есть, либо же проявляете агрессию по отношению к нему, ваш ребенок будет стараться подражать вашему стилю и вести себя враждебно и агрессивно по отношению к сверстникам. И напротив, если вы относитесь к нему спокойно и терпеливо, принимаете его таким, какой он есть, ваш ребенок, вероятно, будет подражать тем же качествам и проще заводить друзей.
Некоторые специалисты подразделяют стили воспитания родителей на три типа.

Авторитарные родители склонны чрезмерно контролировать своих детей, выдвигая им ряд правил и стандартов. Поскольку большое значение уделяется ими строжайшему контролю, они могут забыть о теплоте и доверии. Такие родители склонны проявлять свою власть при помощи ограничения свободы ребенка и даже прекращения проявления своей любви или одобрения. Этот родительский стиль может вызывать у ребенка ощущение неприятия и изолированности. У него могут развиться только те социальные навыки, которых требуют от него родители, и долго будет сохраняться зависимость от матери и отца.

Всепозволяющие родители впадают в другую крайность. Они проявляют много тепла и любви и обычно принимают ребенка таким, какой он есть; осуществляют низкий уровень контроля над детьми и мдло чего от них требуют. Их дети становятся умеренно независимыми и достигают умеренного социального успеха.

Авторитетные родители попадают в категорию, находящуюся между приведенными выше двумя крайними проявлениями. Осуществляя необходимый контроль, они также дарят детям свою теплоту и любовь и возлагают реальные надежды на своих детей. По мере того как ребенок переживает период среднего подросткового возраста, родители осознают возрастающую зрелость своего ребенка, способствуют поддержанию соответствующего уровня ответственности и прибегают к рассуждениям и обсуждениям вопросов личностных различий. Их дети склонны к проявлению независимости и, как правило, социально успешны.
Ваше отношение к ребенку может быть также обусловлено особенностями самого ребенка. К примеру, если у вашего ребенка сложный характер, вы можете быть более беспокойны, агрессивны, негативно настроены, проявлять больший контроль по отношению к ребенку и начать уделять меньше внимания воспитанию и реже положительно реагировать на поступки ребенка. В результате ребенок может вырасти с ощущением незащищенности и недостаточным количеством необходимых социальных навыков, у него могут наблюдаться сложности во взаимоотношениях со сверстниками.

Влияние социума

Хотя в некоторых случаях дети чувствуют, что единственная причина того, что у них нет друзей, кроется в них самих, на самом деле это не является истиной. Дружба - обоюдный динамичный процесс, зависящий от того, как дети воспринимают друг друга. В среднем подростковом возрасте дети склонны к тому, чтобы воспринимать друг друга в общем, зачастую не оценивая более тонких индивидуальных различий или уникальных особенностей, что является причиной неприятия кого-либо или невнимания по отношению к кому-либо.
Зачастую у нелюбимого ребенка развивается негативное представление о самом себе и складывается такая репутация среди сверстников, которую очень сложно изменить. Даже если ребенок сможет улучшить свои социальные навыки, навешанные на него ярлыки и сложившееся восприятие его сверстниками изменить очень сложно. Ребенок может решить придерживаться своих убеждений - таким образом, даже если нелюбимый подросток в конечном счете станет членом какой-либо группировки, его могут не до конца либо не слишком дружелюбно принять. И хотя формально ребенок уже не будет являться посторонним наблюдателем, он по-прежнему может испытывать чувство одиночества, изолированности и заниженной самооценки.
Хотя некоторые нелюбимые дети все же могут изменить свое поведение, другие этого сделать не могут и продолжают вести себя так, что это мешает их способности заводить друзей. У некоторых подростков наблюдаются сложности с приобретением новых социальных навыков, которые им необходимы, другие же даже не осознают, что у них имеются проблемы с взаимоотношениями. Тем не менее для определенной части подростков ожидание неприятия становится частью их жизни, и это запрограммированное ожидание не позволяет им вести себя так, чтобы завести друзей. В некоторых случаях одновременно действуют сразу несколько таких влияний, и одно усиливает другое.
Если семьи живут в изолированных сельских областях далеко от школы, у детей может быть ограничена возможность вести социальную жизнь после школы или по выходным. В некоторых обществах нет дополнительных программ, в которых подростки могли бы принимать совместное участие. Нехватка финансовых средств в семье или частая смена работы и жилья родителями тоже добавляют сложностей в заведении друзей.

Что могут сделать родители

Если вам кажется, что у вашего ребенка недостаточное количество друзей и это его беспокоит, вам необходимо как можно раньше вмешаться. Первое, что вам необходимо сделать, чтобы помочь ребенку преодолеть одиночество и изолированность, - это признать вместе с ребенком, что проблема действительно существует. Поговорите с ним в доверительной манере. Хотя отрицание, уныние, смущение или логическое обоснование являются нормальной реакцией ребенка, вам обоим необходимо стать выше их.

Постарайтесь наладить открытое доверительное общение дома. Способствуйте тому, чтобы ваш ребенок открыто говорил о своем беспокойстве и трудностях, касающихся вопросов дружбы. Он знает гораздо больше о своих социальных навыках, чем вы, поэтому вам нужно просто быть хорошим слушателем. В то же время это слишком щепетильная тема, и проблемы могут оказаться сложными для полного осознания их подростком. Его собственные представления и понимание мотивов поведения членов коллектива могут быть неполными.
Избегайте преуменьшения значения социальных проблем вашего ребенка со сверстниками. Если ваш подросток страдает, а вы можете дать ему лишь скромное утешение, сообщите ему о том, что вы либо не понимаете, либо вас это не беспокоит. К примеру, если сверстники называют ребенка занудой или тупицей, не давайте ему совета просто игнорировать их. Это подобно тому, как взрослому человеку советуют не беспокоиться, когда он теряет работу. Относитесь ко всему с пониманием, не осуждайте его и будьте отзывчивы.

Установите баланс между чувствами сопереживания и ответственности. Во многих случаях ваш ребенок сможет справиться с социальными проблемами без вашего прямого вмешательства. К примеру, если его не принимают в баскетбольные игры на игровой площадке в субботние вечера, не может быть ничего хуже для авторитета ребенка среди сверстников, чем ваше вмешательство и настаивание на том, чтобы вашему ребенку разрешили принять участие в игре. («Этот маменькин сынок без мамочки никуда!») Кроме того, если вы постоянно приходите ему на помощь, у ребенка может развиться чрезмерная зависимость от вас либо он может выражать недовольство вашим вмешательством, которое вы совершаете из лучших побуждений: в этом случае он не станет самостоятельно искать решения проблемы.

Задайте несколько основных вопросов. Родители могут задать несколько прямых вопросов ребенку, но помните, что граница между заинтересованностью, назойливостью и допрашиванием весьма тонкая. Постарайтесь аккуратно выяснить, как ребенок видит ситуацию, в которой оказался. Это могут быть следующие вопросы.

  • Пользуешься ли ты популярностью?
  • Кто является популярным? Почему они популярны? Это обусловлено тем, что они нравятся другим ребятам, или потому, что.они хотят быть похожими на них?
  • Есть ли ребята, с которыми ты всегда можешь поговорить и довериться им?
  • Ребята, которых ты знаешь, обзывают друг друга? Как они обзывают друг друга? А тебя обзывают?
  • Есть ли группа, членом которой тебе хотелось бы стать? Или, может быть, есть кто-то, с кем тебе хотелось бы дружить?
  • Тебя волнует мнение о тебе других ребят?

Наблюдайте за своим ребенком. Если ситуация позволяет и вы не смущаете этим своего ребенка, понаблюдайте за ним, когда он проводит время со сверстниками: это может происходить в пиццерии, во время спортивного матча или в кинотеатре. Обратите внимание, какое впечатление он производит, какое у него настроение и какие действия могут вызвать конфликтную ситуацию или привести к его изоляции.
Позже обсудите произошедшее вместе с ребенком и постарайтесь найти другие способы взаимодействия с друзьями. Сфокусируйте внимание на конкретных формах поведения, используйте примеры из реальной жизни. К примеру: «В пиццерии я заметила, что ты отпил немного газировки из стакана Эмили. Как, ты думаешь, она к этому отнеслась? Что бы ты мог сделать иначе? Ты чувствовал себя свободно со своими друзьями или старался вести себя по-другому, потому что они там были?»

Чтобы помочь своему ребенку, когда у него возникают сложности в отношениях с друзьями, вам необходимо понимать характер проблем, с которыми ему приходится сталкиваться. Помимо наблюдения за его взаимоотношениями со сверстниками в различных ситуациях вы можете тактично попытаться собрать информацию у его братьев и сестер либо ровесников. Поинтересуйтесь группировками и коллективами, в которых состоит ваш ребенок. Помимо этого узнайте как можно больше о том, что происходит в определенных местах, где дети находятся без присмотра взрослых, таких как автобусные остановки, столовые и туалеты. Вы даже можете снять на видео поведение вашего ребенка - на празднике по случаю дня рождения, например, чтобы потом его тщательно изучить.

Получите необходимую информацию в школе. Спросите учителя- вашего ребенка или сотрудника школы, наблюдающего за детьми на детской площадке, как ваш ребенок ведет себя с другими детьми. Узнайте о его социальных взаимоотношениях не только в классе, но и в тех местах, где дети находятся без присмотра. Водитель автобуса может предоставить вам полезную информацию о взаимоотношениях в автобусе.
Учитель может рассказать о своих впечатлениях относительно того, чувствует себя ребенок уверенно либо замкнуто. Вы можете заметить, что у ребенка проявляются некоторые эксцентричные привычки, которые служат поводом для шуток над ним или психологического давления со стороны сверстников. Учитель может дать вам некоторые советы относительно того, что следует делать ребенку для установления дружеских отношений или выявления других детей с подобными интересами. Помимо этого группе подростков с одинаковыми потребностями может быть необходимо посетить несколько занятий квалифицированного специалиста.

Создайте план. С обладанием этой информацией у вас появится возможность концентрировать внимание на характерных проблемах и направлять ребенка в нужную область, разработав стратегию, при помощи которой он сможет стать участником групповой деятельности, попрактиковавшись в том, как начать и продолжить разговор, и эффективно справляться с незначительными и более значимыми конфликтными ситуациями.
Поговорите с ребенком о мнении о нем других детей - что они думают о ребенке и какие качества они считают важными. Если вам удастся поговорить с ним о его трудностях, связанных с дружбой, вы сможете сориентировать ребенка и научить его, что следует делать. Если вы при этом будете сохранять и поддерживать и другие способы вознаграждения за успех, то поможете своему ребенку стать неунывающим и настойчивым в стремлении достичь успеха в социальной сфере.

Направляйте своего ребенка. Ребенку в таком положении требуется помощь в направлении, как найти социальные мероприятия или начать действовать. Постарайтесь направить его в такие ситуации, где ему скорее всего придется столкнуться с другими подростками и выстроить отношения. Предложите ребенку пригласить своего одноклассника остаться у вас ночевать либо вместе с вами поехать на пляж.
Чтобы увеличить вероятность успеха вашего ребенка, предложите ему провести время со сверстниками, типы темперамента и интересы которых соответствуют его собственному. К примеру, у более активных девочек чаще хорошо складываются дружеские отношения с активными детьми. Постарайтесь уговорить вашего ребенка стать членом группы, основываясь на том, что таким образом он сможет завести одного или нескольких друзей. Выберите друга, который, по вашему мнению, ближе всех вашему ребенку и темперамент которого похож на темперамент вашего ребенка, и предоставьте йм возможность проводить вместе время. Сначала это могут быть непродолжительные, тщательно подготовленные мероприятия, а позже постепенно создавайте все менее структурированные условия. Обычно самым простым началом служат непродолжительные походы в гости и организованные мероприятия.
Для начала пригласите друга вашего ребенка поиграть в боулинг или сходить на спортивный матч, в кино либо на игровую площадку - туда, где им не придется много общаться один на один, но они смогут вместе что-то делать бок о бок. Позвольте им постепенно подготавливать себя, занимаясь каким-либо занятием, имеющим определенный результат, а не просто провести день на пляже или совершить совместный вечерний выход. Как правило, если само занятие доставляет детям удовольствие, а время, отведенное на него, имеет ограничения, вероятность успеха сильно возрастает. После этого, если начальные встречи прошли успешно, детям можно предложить приступить к занятиям, которые могут проходить как в определенном месте - парке или на игровой площадке, так и дома без конкретного задания, которое необходимо выполнить. В этом случае может потребоваться ваше осторожное наблюдение за процессом, чтобы избежать возникновения каких-либо проблем.

По мере того как у ребенка устанавливаются новые дружеские отношения, узнайте лучше его друзей. Предложите ему пригласить их к вам домой, где они смогут вместе поиграть. Хорошо бы познакомиться с их родителями. Постарайтесь наладить связь с членами их семей.

Выявляйте сильные стороны или интересы вашего ребенка. Постарайтесь убедить ребенка использовать свои сильные стороны при установлении дружеских отношений. К примеру, если у него хорошее чувство юмора, он может воспользоваться им во время игры в классе или иной ситуации, в которой его скорее всего оценят сверстники. Если ребенок любит животных, он может познакомиться с другими детьми, разделяющими его интересы, сходить с ними в зоопарк, посмотреть вместе передачи о природе/дикой природе и животных либо организовать какой-нибудь проект.

Развивайте навыки ребенка. Если у вашего ребенка имеются некоторые навыки, но они недостаточны для того, чтобы удовлетворять его нужды или чтобы его принимали в группу дети с более развитыми навыками, ему могут потребоваться индивидуальные занятия. В зависимости от характера навыков кто-то из родственников, репетитор, учитель или кто-нибудь из старших учеников может помочь ребенку развить его навыки до уровня, удовлетворяющего его самооценку, благодаря чему повысится его популярность среди сверстников. Это могут быть навыки в спортивных мероприятиях, музыкальные или навыки письма. Опять же специализированный детский лагерь или занятия по выходным дням могут помочь в этой ситуации.

Обращайтесь за помощью к специалистам . Если у вашего ребенка серьезные проблемы с установлением дружеских отношений, а ваши старания помочь ему не имеют успеха, обратитесь за помощью к педиатру, детскому психологу или другому специалисту, который занимается проблемами воспитания. Специалисты могут посоветовать программы, которые помогут вашему ребенку развить социальные навыки. Консультация детского специалиста или семейная терапия может помочь вам направить подростка, чтобы он смог выстраивать дружеские отношения. Частью такой терапии может стать обучение родителей, которое поможет вам замечать, укреплять и вознаграждать положительные изменения в поведении вашего ребенка.
Другие проблемы (такие как невнимательность, необучаемость или эмоциональные трудности) могут также привести к социальным затруднениям. Таким детям может потребоваться помощь специалистов.
Помните о том, что способность вашего ребенка заводить друзей и сохранять дружбу тесно связана с его успехом и самооценкой. Если ребенок страдает от одиночества и изолированности, вы должны помочь ему обрести уверенность в себе и овладеть социальными навыками, необходимыми для общения со сверстниками и наслаждения приятными моментами дружеских отношений.

Навыки взаимоотношений са сверстниками
Успешные взаимоотношения со сверстниками требуют ряда навыков и особых способов взаимодействия. Родители должны попытаться обнаружить наличие этих навыков у своего ребенка и помочь ему развить и смоделировать их. Это умения:

  • справляться с неудачами и разочарованиями;
  • справляться с успехом;
  • приспосабливаться к изменениям в жизни;
  • справляться с неприятием и ситуациями, когда тебя дразнят;
  • обуздывать гнев;
  • проявлять чувство юмора;
  • прощать;
  • просить прощения;
  • отказываться от принятия вызова;
  • придумывать забавные занятия;
  • выражать свою привязанность и любовь;
  • избегать опасных ситуаций;
  • защитить себя;
  • утешать кого-либо;
  • делиться;
  • просить;
  • раскрывать себя;
  • говорить комплименты;
  • выражать положительную оценку;
  • справляться с потерей;
  • поддержать друга;
  • оказывать услуги;
  • обращаться за помощью;
  • оказывать помощь другим;
  • хранить секреты.

Почему у некоторых детей нет друзей

у детей могут возникать социальные Проблемы по ряду причин, которые неподвластны ни их, ни вашему контролю. Ниже приведены некоторые из них, способствующие сложностям вашего ребенка при заведении друзей либо сохранении дружбы.

Сложности, связанные с самим ребенком

  • Темперамент (сложный, застенчивый)
  • Проблемы с внимательностью/гиперактивностью
  • Необучаемость
  • Проблемы с социальными навыками
  • Проблемы с навыками общения
  • Задержка физического, эмоционального или интеллектуального развития
  • Физические недостатки
  • Хроническое заболевание, частые госпитализации, пропуски в школе
  • Слабые двигательные навыки, ограничивающие участие ребенка в групповых мероприятиях
  • Эмоциональные трудности (подавленное состояние, беспокойство, низкая самооценка)
  • Недостаточное соблюдение правил личной гигиены
  • Непривлекательный внешний вид
  • Ребенок предпочитает проводить время в одиночестве
  • Ребенок получает социальное удовлетворение и дружбу в основном со стороны членов семьи
  • Культурные ценности не соответствуют ценностям сверстников

Сложности, связанные с родителями

  • Стиль воспитания родителей (слишком авторитарный или практикующий вседозволенность) неблагоприятно влияет на социальное развитие ребенка. Родители слишком сильно загружают ребенка дополнительными занятиями, работой по дому или другой работой, отнимающей время, энергию или возможности для установления дружеских отношений
  • Родители слишком критически или негативно относятся к выбору ребенком друзей
  • Родители сами обладают слабыми социальными навыками, и у ребенка нет достойного примера для подражания в ролевых играх
  • У родителя депрессивное состояние или психическое заболевание
  • У родителя проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголем или наркотиками
  • Стиль воспитания родителей является отражением семейных раздоров или использует применение насилия
  • Родители испытывают кризис супружеских отношений, применяют давление, оскорбления
  • Родители слишком сильно опекают ребенка или чрезмерно ограничивают его свободу
  • Родителям сложно приспособиться к индивидуальности ребенка или его особым нуждам

Сложности, связанные с социальным окружением

  • Семья живет в отдаленной сельской местности
  • Место жительства семьи находится далеко от школы
  • По соседству живет всего несколько детей
  • Семья уезжает на все лето
  • Семья переживает финансовые трудности и ей приходится часто переезжать с места на место
  • В семье присутствуют культурные или языковые отличия
  • Общество предлагает ограниченное количество возможностей или программ для детей, где они могут вместе проводить время и готовиться к жизни в обществе
  • Опасность подвергнуться насилию в обычных местах для игр не дает детям возможности вместе проводить время
  • Группа сверстников ребенка устанавливает различия в одежде, ценностях и поведении.