Подготовительные работы при выполнении прически включают в себя последовательное выполнение таких операций: 1. Проверка исправности приборов. 2. Подготовка рабочего места и инструментов, приспособлений, парикмахерского белья и моделирующих средств Дезинфекция инструментов. 3. Приглашение клиента в кресло и беседа с клиентом по поводу будущей прически. 4. Расчесывание волос и диагностика состояния волос (наличие заболеваний кожи и волос, определение формы черепа, длины волос на различных участках, типа, структуры волос и т. д.).
5. Подбор прически к индивидуальным особенностям клиента 6. Анализ предложенной прически с учетом: назначения, пола и возраста, длины волос, способа изготовления, состава волос. 7. Разработка последовательности технологических операций, приемов и методов обработки волос 8. Оказание дополнительной услуги при необходимости (мытье головы, стрижка лил окраска волос и т. д.)
1. Предоставляем клиенту возможность осмотреть и оценить выполненную работу в различных ракурсах 2. Проверяем прическу на прочность (для этого просим клиента покрутить головой). 3. Проверяем на чистоту выполнения. 4. Фиксируем прическу лаком. 5. Проверяем наличие и положение украшений в прическе, композиционного центра и всей композиции в целом. 6. Снимаем парикмахерское белье. 7. Даем рекомендации по сохранению прически. 8. Провожаем клиента на ресепшн
9. Производим оплату. 10. Приглашаем его посетить салон еще раз и вручаем визитку. 11. Приводим в порядок рабочее место. 12. Дезинфицируем инструменты. 13. Моем руки.
Существует два вида обеззараживания - стерилизация и дезинфекция. Стерилизация - это самый эффективный способ уни чтожения бактерий при помощи высокой температуры. Для этого используют плотно закрывающийся сосуд ав токлав. Дезинфекция - это уничтожение бактерий с помощью специальных растворов - дезинфектантов. Одни из них обладают только бактерицидными свойствами (уничтожа ют бактерии), другие - фунгицидными (уничтожают гриб ки), третьи - обладают обоими качествами.
Расчески, щетки, ножницы для стрижки волос после использования необходимо; 1. промыть с жидким мылом в проточной воде; 2. очистить чистой щеткой от видимых загрязнений 3. Провести дезинфекцию при полном погружении (или обработать, распылив раствор дезинфектора по поверхности инструмента с выдержкой минимум 5 мин). 4. После выдержки в растворах дезсредств инструменты промывают водой, если об этом сказано в инструкции к дезинфектору.
Зажимы, бигуди, колпаки и сетки для завивки, шапочки для мелирования после каждого применения моют в проточной воде с моющими средствами. По правилам и съемные ножи парикмахерских машинок также должны дезинфицироваться после обслуживания каждого клиента, при этом несъемная металлическая часть машинок механически очищается от волос и дважды протирается салфеткой с дезраствором.
Подготовительными и заключительными работами по обслуживанию посетителей в парикмахерских называются такие работы, которые выполняются до и после основного технологического процесса.
Подготовительные работы включают в себя подготовку рабочего места, инструментов, аппаратуры, белья, принадлежностей и материалов, необходимых для выполнения предстоящей операции; мытье рук; дезинфекцию инструментов и др.
Парикмахер должен быть на рабочем месте за 15 мин до начала работы, чтобы подготовиться к приему клиентов: разложить инструменты и приспособления, проверить исправность аппаратуры, получить чистое белье и материалы и разместить их на туалетном столе или тележке. При первом контакте с клиентом необходимо предложить ему сесть в кресло. Для этого кресло вначале следует развернуть так, чтобы клиенту было удобно садиться, затем - так, чтобы клиент оказался лицом к зеркалу. Беседуя с клиентом, мастер выясняет, какие услуги он хочет получить. Предлагая клиенту дополнительные услуги, мастер должен заранее оговорить их стоимость. Приступая к работе, мастер моет руки и дезинфицирует инструменты так, чтобы это видел клиент.
Чтобы провести диагностику волос и проверить, нет ли у клиента заболеваний кожи и волос, мастер тщательно расчесывает его волосы, определяя тип и качество волос, их состояние, направление роста. При обнаружении какого-либо заразного заболевания кожи или волос мастер в корректной форме отказывает клиенту в обслуживании.
В случае удовлетворительного результата осмотра мастер укрывает клиента бельем в соответствии с видом работы. Чаще всего подготовительные работы заканчиваются выполнением гигиенического мытья волос, но в зависимости от основной работы могут включать в себя также проведение теста на чувствительность кожи к химическим препаратам; разведение красителей; приготовление лечебных препаратов и т.д.
К заключительным работам при обслуживании клиента относятся вычесывание мелких остриженных волос; снятие парикмахерского белья с клиента; смахивание волос с его лица и шеи; оформление карточки клиента; наведение порядка на туалетном столе после обслуживания каждого посетителя и т.д.
Заключительные работы производятся после основной процедуры. Они начинаются с диалога мастера и клиента: мастер выясняет, всем ли тот доволен. Если у клиента есть замечания, мастер должен исправить недостатки. При согласии клиента на дополнительные виды работ (сушка волос, укладка, фиксация лаком и т.д.) мастер выполняет их, после чего снимает с клиента парикмахерское белье и получает плату за выполненные работы.
После в соответствии с пожеланиями клиентки может быть выбран подходящий цвет . Однако к высказываемым пожеланиям опытный мастер должен отнестись с известной осторожностью, так как в выборе оттенков далеко не все достаточно компетентны. Сильное отклонение от естественного цвета волос всегда связано с определенным риском, который, очевидно, оправдан в тех случаях, когда речь идет о получении значительно более красивого внешнего облика. Мастер, обладающий вкусом и известным пониманием психологии своих клиенток, быстро установит и разумность высказанных пожеланий, и возможность их выполнения, чтобы не нарушить гармонию внешнего облика в целом. Во избежание возможных недоразумений необходимо в беседе с клиенткой выяснить следующее:
- достаточно ли седые волосы незаметно приблизить к естественному цвету волос (выравнивание);
- должны ли волосы быть несколько светлее их естественного цвета (высветление);
- желательно ли иметь волосы несколько темнее их натурального цвета (насыщенная окраска);
- желательно ли легкое изменение естественного цвета волос (оживление или матирование);
- желателен ли броский, сильный цвет.
Перед началом окраски следует воспользоваться водонепроницаемой накидкой, защищающей одежду клиентки, при этом салфеткой или ватой плотно обвязать шею, предотвратив соприкосновение накидки с кожей. Если нет необходимости в особой предварительной подготовке, волосы подвергают обычной очищающей промывке с применением нормальных моющих . Если говорит о жесткости, их предварительно специально промывают, причем пену держат на волосах в течение 3-10 мин. Чтобы без надобности не обезжиривать кожу головы, обычную промывку не следует сопровождать энергичным массажем кожи головы.
Если требуется предварительное обесцвечивание, обесцвечивающее вещество наносят так же, как при обесцвечивании, после чего волосы промывают. После промывки волосы отжимают сухим полотенцем, расчесывают и разделяют перед окраской. Ни в коем случае нельзя сушить их с помощью сушильного аппарата, на слегка влажных волосах легче сделать пробор, краска на них ложится более равномерно. В процессе окрашивания мастеру требуются следующие и приспособления:
- ступка и пестик для размельчения в порошок таблеток перекиси водорода;
- мисочка для краски (не металлическая);
- мензурка с делениями для отмеривания нужного количества вещества;
- накидка или повязка для защиты одежды;
- кисть для нанесения цветного крема;
- стеклянная палочка с ватой для нанесения жидкой краски;
- расческа с длинной ручкой для отделения волос при ;
- контрольные часы;
- резиновые перчатки (чтобы руки оставались чистыми);
- вата для снятия капель краски с кожи.
Лишь после того как завершены все подготовительные работы, приготовляют красящее вещество, с тем чтобы его красящая способность проявилась в полную силу. Краски в виде крема приготовляют в следующем порядке.
- Цветной крем выдавливают из тюбика в мисочку (после того как тюбик закрыт, остатки пасты продавливают к отверстию тюбика, а пустую его часть свертывают в трубочку).
- Таблетки перекиси водорода кладут в ступку, размельчают в порошок. Таблетки должны быть в абсолютно сухом состоянии.
- Точно отмеренным в пробирке количеством дистиллированной воды порошок растирают, превращая в массу.
- Если в мисочке для красящего вещества должны быть смешаны различные краски, это делают кисточкой, перед добавлением раствора перекиси водорода.
- Перекись водорода доливают в цветной крем двумя или тремя порциями и хорошо перемешивают кистью до тех пор, пока красящая смесь не будет однородной.
Жидкие краски приготовляют в такой последовательности.
- Красящую жидкость наливают в мисочку для красящего вещества.
- В сухой ступке превращают в порошок таблетки перекиси водорода.
- С помощью сухой кисти порошок перекиси водорода пересыпают в мисочку для красящего вещества.
- Хорошо его перемешивают стеклянной палочкой для нанесения краски.
Окрашивание и осветление волос.
Выбор цвета волос.
Выбор цвета волос.
Изменение моды на прически вызывает изменение моды на цвет волос. Если этого не учитывать, то могут возникать некоторые несоответствия, например, приходится видеть прическу; хорошо выполненную, с использованием модных деталей, но которая все-таки не производит впечатления красивой, потому что в этом бывает «виноват» цвет, не отвечающий требованиям моды, не соответствующий духу самой модели.
Нужно заметить, что современная тенденция в цвете это стремление к получению натуральных различных оттенков, нюансов. Независимо от того, почему красятся волосы желание ли это скрыть седину или же просто с декоративной целью - в любом случае необходимо стремиться к созданию естественных тонов. Например, светловолосым сейчас нужно отдавать предпочтение теплым оттенкам - золотистым, пепельно-русым, тициан и т. д. По этой же причине чистый «пергидрольный» тип совершенно «не вписывается» в современную моду - очень уж неестественно выглядят перетравленные волосы.
Прическа и цвет волос, соответствующие цвету и форме лица, подчеркивают индивидуальность человека. Цвета для волос могут быть:
яркие: от средних и до темных насыщенных оттенков;
от русых до красного тициановского цвета;
светло - пастельные: от средних до светло-белокурых или русых;
темно-пастельные: пепельно-белокурые или темно -русые, чем темнее цвет глаз, тем светлее может быть цвет волос;
теплые: средние по насыщенности с золотыми и рыжими бликами;
холодные: с оттенками голубизны.
Цвет волос должен гармонировать с фактурой волос, характером стрижки, прически, и наоборот, выбор стрижки зависит от цвета волос и будущей прически. Поэтому, приступая к окраске, необходимо не только учитывать качество волос для определения скорости окрашивания, но и довольно точно представлять себе будущую прическу и характер стрижки. Немаловажна и принадлежность к типу (осеннему, весеннему, летнему, зимнему). Представителям весеннего и зимнего типов рекомендуются пепельные тона в прическе, а летнего и осеннего с их теплым
тоном - золотые или рыжеватые оттенки.
Если «свой» тип уже определен, то следует знать, что у Зим волосы от темно-коричневых до черных, поэтому данному типу не идет обесцвечивание волос или добавление к ним красноватых оттенков. Редко встречающиеся в этом типе блондинки не нуждаются ни в каких ухищрениях. Совершенно белые волосы у Зим будут выглядеть эффектно, но неестественно. Рекомендуем представителям данного типа не поддаваться на уговоры подсветлить или тонировать волосы, так как обработка перекисью водорода добавит их волосам недопустимую рыжину, а легкое обесцвечивание визуально прибавит годы.
Тип «Лета» может спокойно пользоваться окрашиванием и обесцвечиванием волос, с учетом палитры макияжа, используемого каждодневно. Легкое обесцвечивание оживляет прическу данного типа. Представителям данного типа нужно стремиться к мягким пепельным тонам, избегая при этом - льняных, медовых, золотистых и красноватых тонов. Если есть желание приглушить рыжеватый оттенок ваших волос употребляйте слабо обесцвечивающий шампунь.
Все, о чем говорилось выше, совершенно не относится к типу «Осени». Разнообразие рыжих и золотистых оттенков очень идет данному типу. А также каштановые, рыжие и тепло-коричневые тона, но ни в коем случае - не пепельные. Даже частичное обесцвечивание волос не для этого типа.
Тип весны может использовать очень смелую окраску волос. У многих Весен светлые или шатеновые волосы тёплого оттенка хороши и сами по себе. Легкое обесцвечивание не рекомендуется, хотя тонирование допускается. Чтобы скрыть начало поседения, типу «Весне» рекомендуются каштановые золотисто-коричневые или светло-золотистые тона.
Существует множество вариантов осветления и окрашивания. Меняя стиль прически, можно прийти к необходимости поменять цвет, расположение осветленных прядей и т. п. Но не надо забывать при этом, что светлые пряди спереди как бы укрупняют черты лица, и наоборот. Для достижения такого рода эффектов существуют разные приемы, а именно:
использование фольги;
использование туши для волос или «рисунок» от руки;
метод «шапочки».
Использование фольги рекомендуется в том случае, если не хочется окрашивать всю голову, а только некоторые пряди, например, сделать блики. Приемы окрашивания обычные, с той только разницей, что уже окрашенную прядь аккуратно заворачивают в фольгу и выдерживают определенное время, периодически проверяя интенсивность окраски.
Использование туши для волос (ресниц) и метод «от руки»
заключается в нанесении осветлителя, краски прямо на чистые волосы, Можно при этом использовать кисточку – для рисования, аппликатор или нанести краску, просто руками в перчатках
Метод «шапочки» состоит в том, что через отверстия, например, в резиновой шапочке вытягивается определенное количество прядей, предназначенных для окраски. Для осветления пользуются чаще всего порошковым осветлителем. После того как волосы вымыты шампунем, по желанию, наносится любой тон.
Все перечисленные приемы удобны для того, чтобы делать так называемые «блики» на волосах, которые выглядят очень естественно, если подобраны в соответствии с натуральным оттенком волос. Не рекомендуется их использование на седых волосах, так как на последних они будут смотреться слишком броско и неестественно.
В настоящее время существует множество оттенков для нанесения бликов, которые подразделяются на четыре основные цвета: каштановый для коричневых волос, естественный блондин для светлых волос, цвета золота и меди для русых.
В продаже можно свободно приобрести препарат для мелирования - комплект для окраски волос тонкими прядями («перышками»). В комплект входят: блондирующий порошок, эмульсия, шампунь, кисточка, перчатки и колпак. Это средство придает прическе эффектный вид.
Процедура окрашивания несложная: по выбранным местам проводят кисточкой с краской, отступив 1 см от корней. Не следует бояться попадания краски на соседние пряди за счет этого переход на натуральный цвет волос будет выглядеть естественнее. Обязательно нужно следовать инструкции, так как важная роль в этом процессе отводится соблюдению определенного времени выдержки.
Сегодня в продаже появилось много разнообразных качественных, красок, поэтому неудивительно, что количество желающих пользоваться ими с каждым
годом неуклонно увеличивается. Но, приобретая их, следует знать, что разные фирмы могут давать различные названия уровней цветов. Чтобы добиться хорошего результата, необходимо пользоваться прилагаемой к красителю карточкой. Большая часть производителей красителей для определения насыщенности цвета пользуются следующей системой уровней:
черный;
насыщенный темно-коричневый;
темно-коричневый;
средне-коричневый;
светло-коричневый;
темно-русый;
средне-русый;
светло-русый;
очень светлый;
самый светлый.
Приобретая краску, следует помнить, что использование химических красителей допустимо только в том случае, если волосы густые, эластичные (ведь при окраске этими красителями необходимо обесцвечивать волосы пергидролем!).
В правилах прилагаемых к краскам, изготовитель указывает концентрацию перекиси или количество таблеток гидропирита, объем воды, нужный для их растворения, время выдержки и т. д. Строгое соблюдение этих правил необходимое условие получения хорошего результата.
Например, отечественная краска «Гамма», имеющая 8 тонов, от черного до пепельного, предназначена главным образом для закрашивания седины без изменения основного тона волос. Если подобрать тон в тон своего цвета волос и все сделать точно по инструкции, то успех обеспечен, если, конечно, краска доброкачественная.
Несколько иного отношения требуют краски, предназначенные для получения эффектных окрашиваний. Эти краски, как правило, имеют пастообразную консистенцию, например, «Лонда», «Лондаколор», «Колестон» и т. д. Они хороши тем, что не стекают с волос, поэтому ими можно очень точно обрабатывать
определенные участки. Но они всегда окрашивают в тон более темный или почти равный по светлоте исходному. При желании получить цвет светлее исходного нужно предварительно обесцветить волосы, а затем смыть протравку. Накладывать краску сразу на потравку, как правило, нельзя.
Исключение составляют выпущенные в последнее время специальные серии крем - красок, позволяющих красить в цвет более светлый, чем исходный, без предварительного обесцвечивания - это так называемые осветляющие краски. Тем не менее, окрашивая волосы, не следует слишком сильно изменять их цвет, лучше всего немного осветлить их. Мало кому идут волосы менее естественного оттенка.
Современная косметика ввела в употребление такое многообразие сложных, часто очень крепких химических средств, что работа с ними требует известной осторожности - они могут вызывать различные осложнения, которые могут возникнуть либо вследствие неправильного приготовления состава (слишком крепкий) - раздражается кожа, разрушаются волосы (например, при обесцвечивании), либо в результате аллергии на данное косметическое средство или какую-нибудь из его составных частей - это индивидуальная реакция и ее предвидеть трудно.
Если в первом случае, соблюдая меру, можно вообще не встретиться с серьезными трудностями такого рода, то во втором при первичном окрашивании для того, чтобы избежать возможных неприятностей, особенно, если известно, что препарат содержит компоненты, часто являются причиной аллергических воспалений (например, парафенилендиамин), нужно обязательно делать пробу на чрезмерную чувствительность. Аллергические реакции на красители непредсказуемы. Иногда чувствительность проявляется сразу, в редких случаях – через несколько лет. Для этого наносят краску на небольшой участок кожи. Это делается в такой последовательности:
Выбирается участок кожи на внутреннем сгибе локтя или между ухом и линией волос;
Надо вымыть его с мылом и осушить;
Руководствуясь указаниями на упаковке красителя, подготовить раствор;
Стерильным марлевым (ватным) шариком нанести раствор на кожу и оставить на сутки - двое, не трогая;
по прошествии положенного времени исследовать этот участок кожи: если
признаков воспаления нет, красителем можно пользоваться; покраснение, припухлость или волдыри, жжение, зуд - сигнал к тому, что в данном случае краска не подходит.
◌ Не следует окрашивать волосы химическими красителями:
◌ - если волосы в плохом состоянии;
◌ - если при предыдущим окрашивании волос наблюдался зуд;
◌ - при астме, экземе, заболевании почек, кожных болезнях;
◌ - при беременности, кормлении ребенка, менструации.
Прежде чем приступить к окрашиванию, надо внимательно рассмотреть себя в зеркале: определить цвет глаз, оттенок кожи (может быть в голубизну или в желтизну), определить длину волос, интенсивность цвета волос, их пористость, густоту, процент седины. Следует иметь в виду, что не существует двух одинаковых людей, как не существует и двухголов с одинаковыми волосами, поэтому не стоит ориентироваться на опыт хороших знакомых, так как одна и та же краска при одних и тех же методах окрашивания дает разные результаты.
Тон окрашивания во многом зависит от толщины волос, так как натуральный пигмент по-разному распределяется в волосах разной толщины. Тонкие волосы после окраски покажутся более темными, потому что гранулы пигмента в них расположены ближе друг к другу, и при нанесении одинаковой краски получается более темный тон, чем на толстых волосах. В связи с этим тонкие волосы меньше сопротивляются осветлению, поэтому даже при использовании мягкого осветлителя получают желаемый результат.
В случае сомнений при определении типа волос, можно проделать следующее: отделить небольшую прядь на темени и завязать ее узлом - как можно ближе к коже головы. Если узел быстро сам собой раскрылся, значит, волосы жесткие и толстые, если же он остался связанным, то волосы тонкие и мягкие. Медленное развязывание свидетельствует о том, что волосы нормальные.
Толщина волос может быть разной в разных частях головы. Волосы спереди обычно тоньше, чем сзади. Таким образом, краску на волосы спереди можно наносить экономнее, а более обильно - на заднюю часть головы.
Густота волос в разных частях головы также может быть разной. Участки с более густыми волосами требуют больше краски и более тщательного ее нанесения (чтобы
краска сработала эффективно, она должна быть нанесена на каждый волос).
Чем глаже волосы, тем больше света они отражают, и чем кудрявее, тем больше отталкивают свет, поэтому цвет волос может не выглядеть столь четким, как у прямых волос. Для кудрявых волос следует брать более интенсивный краситель, чем тот, который, казалось бы, нужен. Более интенсивный цвет дают полимерные красители, кроме того, они придают волосам блеск
При выборе цвета немало важную роль играет, и образ жизни для занятого человека лучше выбрать тот цвет, который не требует особого ухода, такой, чтобы разница между окрашенными и отрастающими волосами была не очень существенной. Также нужно учитывать, что работа в офисе диктует более, сдержанные тона. Баклажановый (темно-лиловый) оттенок не годится для тех, кто работает при неярком освещении. Любителям плавания в бассейне светлая окраска не подойдет, так как под воздействием примесей вводе волосы могут приобрести зеленоватый оттенок тем, кто часто моет
голову, нелишне будет знать, что это приводит к потускнению окраски. Влияют на нее и лекарства: сера усиливает теплоту тона светлых волос, большие дозы витаминов и неорганических веществ приводят к потемнению волос.
Средства ухода за волосами также влияют на состояние волос: некоторые муссо - или желеобразные кондиционеры и спреи оседают на волосах, создавая неровность окраски; шампунь от перхоти или для лечения псориаза изменяет цвет волос.
Парикмахер обязан являться на рабочее место не позже чем за 15 минут до начала смены, чтобы подготовиться к приёму посетителей: разложить инструменты и приспособления, проверить исправность необходимой для работы аппаратуры, получить чистое бельё, парфюмерию и другие материалы, проверить остроту опасных бритв и если необходимо, направить их, заменить лезвие в филировочной бритве и т.д.
Большое значение для правильной организации работы имеет рациональное размещение инструментов и приспособлений на туалетном столе парикмахера. При обслуживании посетителей парикмахер пользуется инструментами и приспособлениями различного назначения. От того, насколько рационально они размещены на туалетном столе, во многом зависит производительность труда и четкость работы мастера.
Инструменты и принадлежности располагают на правой стороне туалетного стола в определенном порядке. Каждому предмету отводится постоянное место с учетом того, насколько часто он используется в работе. Инструменты, которыми мастер пользуется чаще, располагают ближе.
Инструменты и приспособления мужского парикмахера разместить на туалетном столе проще, так как их количество относительно не велико, и они занимают мало места. Большой ассортимент и количество инструментов и приспособлений женского парикмахера не дают возможности разместить все предметы на туалетном столе, для этих целей используют подсобное приспособление передвижные столики со съемными кассетами.
Инструменты для стрижки и бритья волос (бритвы, ножницы машинки, расчески и др.) размещают в верхнем ящике правой тумбочки туалетного стола. Полки тумбочки предназначены только для хранения чистого белья. Принадлежности должны быть размещены на столе в следующем порядке (справа налево: спиртовка, ватница, флакон с перекисью водорода, порошотница, пудреница, жидкое мыло и т.д.). Ремень для правки бритв и ручное зеркало следует повесить с правой стороны от зеркала на специальных крючках.
Приступая к работе и перед обслуживанием каждого следующего посетителя парикмахер, обязан тщательно мыть руки, причем желательно, чтобы эта операция выполнялась в присутствии посетителя. Посетителей обслуживают в парикмахерских в порядке живой очереди, а также по предварительной записи. В последнем случае парикмахер обязан соблюдать назначенное время приема и не допускать отклонение более чем на 10 минут. При недостаточном количестве посетителей в парикмахерской мастера устанавливают очередность приема клиентов, чтобы обеспечить равномерное выполнение дневного плана каждым парикмахером.
Пригласив посетителя, парикмахер встает у своего кресла и разворачивает его так, чтобы клиенту было удобно занять его. После этого кресло следует развернуть так, чтобы клиент оказался лицом к зеркалу. Затем парикмахер моет руки и дезинфицирует инструменты, укрывает клиента соответствующим бельем и приступает к работе.
После выполнения стрижки необходимо удалить мелкие остриженные волосы из прически. Для этого берет расческу с частыми зубьями, и закладывают в нее кусочек ваты, равномерно распределив ее по всей поверхности расчески. Смочив водой заполненную в расческу вату, тщательно расчесывают весь волосяной покров головы. Таким образом, вата помогает вычесывать остриженные волосы. После этого необходимо очистить от волос лицо и шею клиента кусочком ваты или специальной кисточкой. Прежде чем снять пеньюар, нужно вынуть заложенный вокруг жгут из ваты и снять салфетку. Снимая пеньюар, его края подворачивают внутрь, чтобы находящиеся на пеньюаре волосы не попали на одежду клиента. Заключительные работы по обслуживанию посетителей относятся к вспомогательным работам основного технологического цикла. Учитывая, что после каждого вида обработки волос выполняются характерные только для данной операции заключительные работы, они будут рассмотрены более подробно в единой технологической последовательности с этими операциями.