Подростковые комплексы, как помочь избавиться? Комплексы подростков – виды и способы борьбы

Многие люди имеют эталон красоты, которому желают соответствовать. Культ красоты сильно воздействует на психику подростков, вызывая у них неудовлетворенность своей внешностью. Негативное отношение к себе перерастает в комплекс неполноценности, травмирующий психику и накладывающий отпечаток на взаимоотношения со сверстниками. В причинах появления комплексов и вариантах избавления от них попытался разобраться «Я - Родитель».

Почему появляются комплексы?

Подростковый период является напряженным временем. Он связан с сильными физиологическими изменениями, вызывающими изменения внешности. Далеко не всегда это устраивает подростков. Чаще всего они не принимают свою внешность. Да и можно ли быть довольным, если она постоянно готовит сюрпризы: меняется размер ног, растет (или не растет) грудь, увеличивается объем бедер, появляются прыщи. Тело вытягивается, становится в некотором роде бесформенным или, напротив, обрастает излишними округлостями, которые привлекают взгляды. Меняется и лицо: нос становится длиннее или шире, брови - гуще, локально начинают пробиваться волоски. Дети не успевают привыкнуть к подобным изменениям, отвергают их и впадают в уныние.

Это усугубляется тем, что в силу психологических особенностей подростки склонны находить себе идеал - например, в лице какой-либо звезды. При этом персона с обложки, безусловно, разительно отличается от самого подростка.

Опасения подростков по поводу собственной непривлекательности подтверждаются тем, что представитель противоположного пола, который нравится, не обращает внимания - он влюблен в школьную звезду с длинными ногами или широкими плечами соответственно.

Подростки вообще склонны к самокритичности. Они умеют находить недостатки даже там, где их практически нет, при этом явно преувеличивая их значение, и становятся категорически недовольными своей внешностью.

Конечно, наблюдая за , можно успокоить себя тем, что это пройдет: все девочки и мальчики переживают такой период. Но не нужно забывать, что, к сожалению, далеко не все с ним справляются. Поэтому подростковые комплексы иногда перерастают в патологическое неприятие собственной внешности - дисморфию.

Но даже если отмести возможность появления психического расстройства, нельзя не признать тот факт, что комплексы накладывают сильный негативный отпечаток на жизнь подростка, вызывая целый спектр сопутствующих проблем в учебе и общении.

Когда нужно бить тревогу?

Подростки - особая категория людей: довольно скрытные и замкнутые, они не хотят обсуждать свои проблемы, особенно с родителями. Во-первых, подростки не уверены в искренности своих родных, заранее зная, что родители будут их убеждать в обратном, во-вторых, уже не признает авторитет родителей как непререкаемый. Зачастую они руководствуются мнением сверстников или канонами моды.

Однако именно родители имеют больше всего шансов своевременно заметить у подростка комплексы и помочь справиться с ними.

В первую очередь, нужно констатировать наличие проблемы. Мамы и папы должны насторожиться в следующих случаях:

  • Ребенок отказывается фотографироваться или старается на фотографиях встать позади сверстников.
  • Подросток избегает смотреться в зеркало или, наоборот, подолгу себя разглядывает без видимого удовлетворения.
  • Часто трогает свое лицо руками.
  • Начинает носить вещи , чтобы скрыть свои недостатки.
  • Подросток очень часто обращает внимание на определенные элементы внешности у других людей (нос, грудь, рост, ноги и т. д.).
  • У ребенка наблюдаются признаки депрессии: отказ от еды, расстройство сна, апатия, нежелание общаться с друзьями.

Как помочь подростку избавиться от комплексов?

Конечно, взрослым может показаться нелепым детское недовольство собственной внешностью. Мамам и папам представляется очевидным, что их ребенок в столь юном возрасте выглядит очаровательно. Беда в том, что дети-подростки нас не слышат, даже если попытаться объяснить их заблуждение. Поэтому действовать нужно постепенно, с пониманием и тактом.

    Наберитесь терпения. Подростковый возраст неизбежно придет к завершению, переходя от этапа к этапу. На одном из них родительский авторитет начнет возвращаться.

    Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка. Даже если вам кажется, что вы знаете о ребенке все, наблюдайте за его поведением в различных ситуациях. Так вы сможете понять страхи и волнения сына или дочки.

    Станьте интересным собеседником. Рассказывайте о своих переживаниях в детстве, секретничайте о своих подругах, друзьях и даже знаменитостях - голливудские звезды могут представить целый спектр историй на все случаи жизни. Пусть ваши рассказы будут забавными и смешными.

    Ставьте акценты на плюсы, не называя недостатков. Чаще говорите подростку о его сильных сторонах. Найдите рычаги повышения самооценки.

    Переведите излишнее внимание ребенка к внешности на что-то другое. Хорошо действует приобретение абонемента на аквааэробику, покупка домашнего питомца или желанного спортивного велосипеда.

    Отнеситесь серьезно к проблемам подростка. Подберите вместе косметику для лица (если дело в нем), обратитесь за консультацией к специалисту, исследуйте Интернет на предмет проблемы. Подросток должен ощущать вашу искреннюю заинтересованность.

    Замечайте любые положительные изменения во внешности. Помогите ребенку поверить в себя.

Нередко подростковые проблемы переходят во взрослые, мешая самореализации в личной и профессиональной сферах. Научите ребенка , какой он есть. Докажите ему важность других аспектов личности на примере успешных людей. Станьте другом и помощником во всем: в выборе косметики и одежды, здоровом питании и занятиях спортом. Будьте внимательны и терпеливы.

Светлана Садова

Психологические особенности подросткового возраста в случаях, когда они особенно выражены, получили название «подростко­вого комплекса», а связанные с ними нарушения поведения - «пубертатного криза» . В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настрое­ния с переходами от безудержного веселья к унынию и ряд попеременно выступающих полярных качеств. Особая подростко­вая сенситивность - чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней само­уверенностью, чрезмерной критичностью и пренебрежением в отношении суждений взрослых. Тонкая чувствительность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застен­чивость с развязностью, желание быть признанным и оценен­ным другими с бравированием независимостью, борьба с авто­ритетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами с обожествлением случайных кумиров, слепым подра­жанием моде, чувственное фантазирование с сухим мудрствованием.

В 70-х годах в западной психиатрической и психологической литературе широкое распространение получила концепция Е. Erikson (1968) о «кризисе идентичности» как о главной особенности подросткового возраста. Под «иден­тичностью» подразумевается определение себя как личности, индивидуальности, ответ самому себе на вопрос «Кто я такой?». Считается, что кризис идентичности достигает вершины в старшем подростковом возрасте. Формирование идентич­ности рассматривается с психоаналитических позиций как «результат распада детского Я» и необходимости синтеза нового «взрослого Я», как процесс обра­зования «сверх Я» - с последним связывается выработка сдерживающих морально-этических принципов и т. п. Если личность - это представление об индивидууме, которое складывается у других, то «идентичность» - это представление о самом себе. Но даже если оставить в стороне спекулятивные психоана­литические построения, нельзя не заметить, что самой «идентичности», процессу познания самого себя в концепции Е. Erikson придается самодавлеющее значе­ние. Этот процесс рассматривается как первоисточник всех трудностей и всех нарушений поведения в подростковом возрасте. Подобный подход может служить базой для психоаналитической психотерапии, но мало чем помогает в понимании патологических нарушений поведения у подростков и в разработке мер для их коррекции.

По мнению G. Nissen (1971), пубертатный криз, кроме «кризиса идентич­ности» слагается также из «кризиса авторитета» и «сексуального кризиса». Кризис авторитета выводится как следствие эдипова комплекса, как «протест против отца». Слабая роль отца в современной семье, как правило перестав­шего быть «символом власти», или его отсутствие в неполных семьях ведет к распространению этого протеста на все авторитеты мира взрослых. Край­ними проявлениями этого кризиса являются побеги из дома и бродяжничество. С кризисом идентичности связывается склонность к психогенным депрессиям и суицидальному поведению, а также эпизоды дереализации и деперсонали­зации у подростков. Кризис сексуальности объясняется по 3. Фрейду сменой эрогенных зон с анальной на генитальную.

Подростковый возраст является действительно критическим, но только в отношении становления характера как базиса лич­ности. Личность в целом как система отношений [Лазурский А. Ф., Франк С. Л., 1912; Мясищев В. Н., 1960 - цит. по А. Е. Личко, 1977] с ее интеллектом, способностями, наклонно­стями, мировоззрением и другими компонентами продолжает формироваться и после достижения физической зрелости. Ха­рактер же закладывается именно в подростковом возрасте и в дальнейшей жизни лишь под влиянием чрезвычайных воздей­ствий способен претерпеть значительные изменения. В период становления характера бывают особенно видны его типологи­ческие черты, как эндогенно обусловленные, так и привнесен­ные воспитанием - выявляются разные типы акцентуаций характера (см. гл. II). Но, наряду с заострением типологических черт, подростковому возрасту свойственны определенные общие качества - психологические особенности, поведенческие модели, которые мы называем специфически подростковыми поведен­ческими реакциями на воздействия среды, прежде всего бли­жайшего социального окружения.

С нашей точки зрения, суть «подросткового комплекса» составляют свойственные этому возрасту подростковые пове­денческие реакции. К ним относятся описанные нами (Патоло­гические нарушения…, 1973] реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби- реакция) и реакции, обусловленные формирующимся сексуаль­ным влечением.

Реакция эмансипации . Эта реакция проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, руководства, контроля, покровительства родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще. Реакция может распространяться на установленные старшим поколением порядки, правила, законы, на все, что уважается и ценится, т. е. на принятые в жизни стандарты и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. У мальчиков эта реакция бывает выражена сильнее, чем у девочек. Она развертывается обычно в младшем или особенно в среднем подростковом возрасте под действием социопсихологических факторов. Важнейшим из них является чрезмерная опека подростка старшими, мелочный контроль за его поведением, лишение его минимальной самостоятельности, третирование подростка, как ребенка, пренебрежительное отношение к его интересам и желаниям. Проявления этой реакции весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать «по-своему», «самостоятельно».

При патохарактерологическом обследовании у подростков реакция эмансипации, по данным Н. Я. Иванова [Патологи­ческие нарушения…, 1973], может быть оценена по отношению подростка к родным, к опеке над собой и наставлениям, к кри­тике и возражениям в свой адрес, к правилам и законам. Эта реакция, судя по такой оценке, чаще оказывается особенно выраженной при шизоидной и истероидной психопатиях и акцен­туациях характера. У гипертимных подростков реакция эман­сипации бывает хорошо видна в каждодневном поведении - непереносимости возражений, критики и опеки, легкости неза­метного для них нарушения правил, «бунта» против родитель­ской власти. Однако при патохарактерологическом обследова­нии у гипертимов эта реакция оказывается менее выраженной, чем это, например, бывает у шизоидов, у которых эмансипацион­ные устремления складываются, видимо, в систему стойких глубоких убеждений, лишь иногда, притом неожиданно, прорываю­щихся в поведении.

У делинквентных подростков реакция эмансипации сказы­вается в символических татуировках - разорванные кандалы, парящая птица и т. п. (данные наших сотрудников А. А. Вдовиченко и В. В. Егорова). Примеры этих татуировок показаны на рисунках (см. стр. 133 и 135).

При психопатиях и патохарактерологических реакциях одним из крайних проявлений реакции эмансипации являются побеги из дома и бродяжничество с целью «пожить свободной жизнью». При шизофрении у подростков реакция эмансипации может получать отражение в психотической симптоматике, приобретая иногда вычурные формы: опека родителей рассматривается как их намерение «лишить воли», запрет странных ночных блужда­ний вызывает агрессивную реакцию. Возможно в избирательной жестокости к родным или в «бреде чужих родителей» [Сухаре­ва Г. Е., 1937} кроется измененная болезнью реакция эмансипа­ции.

Тебе уже исполнилось 14 лет и ты стала замечать некоторые изменения в своей внешности? Это из ребёнка ты превращаешься в девушку-подростка. Меняется не только твоя внешность, но и характер, и даже твоё настроение. В этот период, когда ты меняешься, мнение твоих родителей, друзей и просто окружающих людей очень важно для тебя. У тебя бывало такое, что негативно сказанная фраза по поводу твоей внешности, умственных способностей, достижений, наталкивала тебя на мысль, что ты не совершенна? А та стопка глянцевых журналов у тебя на столе наверняка заставляла тебя задуматься о том, что до таких красоток, как на фото, тебе далеко. Выискивая в себе недостатки и постоянно сравнивая себя с другими, ты зарабатываешь себе комплексы. От подростковых комплексов потом очень тяжело избавиться во взрослой жизни. Задумайся над этим. Возможно, у тебя уже зародились подростковые комплексы. Тогда стоит начать бороться с комплексами прямо сейчас!

Комплексы – это некие рамки, в которые мы сами себя загоняем. Большинство недостатков, которые мы в себе находим, просто наша выдумка. Заостряя на них внимание, мы забываем о достоинствах, которых у нас тоже не мало. Подростковый возраст – это время, когда мнение твоих сверстников, а особенно мальчиков, для тебя очень важно. И любые намёки на твою внешность или материальное положение делают тебя замкнутой, угрюмой, грустной. От мнения окружающих в основном зависят неуверенные в себе девушки. Поэтому первый шаг избавления от комплексов - это стать уверенней в себе!

Полюби себя такой, какая ты есть. Научись воспринимать своё отражение в зеркале. Не придумывай себе то, чего нет на самом деле. В большинстве случаев девушки-подростки страдают от комплексов, потому что сами себе их навязывают или чересчур доверяют мнению других людей, которые на самом деле далеко не совершенны. Постарайся поменьше читать глянцевых журналов. Запомни: все фотографии – это фотошоп! Просто ухаживай за своей внешностью и тогда ты будешь выглядеть не хуже, чем модели на фотографиях.

В период полового созревания все изменения в твоей внешности и фигуре только временны. Потом спустя некоторое время ты превратишься в прекрасного лебедя. А сейчас твоя задача - научиться воспринимать себя такой, какая ты есть, и давать отпор тем, кто пытается убедить тебя в обратном. Даже если у тебя есть реальные проблемы с весом или действительно слишком выдающиеся уши, то всё можно исправить. Вес легко убрать, если заняться спортом и подобрать правильное питание, а уши легко скрыть с помощью объёмной причёски. А если тебя волнует проблема маленькой груди или роста, то не волнуйся, ты ещё только развиваешься, и со временем всё у тебя будет!

Кроме комплекса, связанного с внешностью, ты можешь комплексовать по поводу твоих умственных способностей. Например, кто-то в классе лучше тебя решает уравнения, а кто-то красиво рисует. Тебя волнует, что ты так не можешь? Тогда попробуй отыскать в себе свой собственный талант. Наверняка есть что-то, что получается у тебя особенно хорошо. Вот на этом и заостряй внимание. А подтянуть свои знания по математике можно, записавшись на дополнительные занятия. Главное - тренироваться и постоянно развивать в себе навыки.

Некоторые девушки-подростки могут страдать от комплекса бедности. Тебя может огорчать то, что у тебя нет такого крутого телефона, как у Ани, и юбка твоя давно вышла из моды, а все девочки в классе одеты стильно и красиво. Во-первых, пойми: родителей не выбирают. Так уж сложилось, что по каким-то причинам они не так много зарабатывают, но тем не менее, они любят тебя. Скажи спасибо свои родителям за то, что они кормят тебя, одевают и пытаются дать тебе образование. В конце концов, хорошую вещь можно найти не только в дорогом магазине. Главное – знать, где покупать, и следить за скидками. Тогда ты будешь выглядеть не хуже своих одноклассниц.

Главный секрет как бороться с комплексами – это любить себя, активно действовать, не идти на поводу у мнения людей, концентрировать своё внимание на достоинствах и хорошее настроение. Ты заметишь, как сама начнёшь меняться. У тебя появится больше друзей, ты повеселеешь, и мир вокруг тебя изменится.

Юля Михайлик специально для "Будь счастливой!"

Комплексы подростков зачастую лишены всякой логики и далеки от здравого смысла. Однако они во многом ограничивают социальное, нравственное развитие подрастающего поколения. Комплексы подростков взрослым людям кажутся смешными и нелепыми. Все потому, что они сами забыли, что значит быть юным, выходить в мир с обнаженной душой и необыкновенными чувствами. В пятнадцать-шестнадцать лет нам всегда представляется, что мы переживаем какую-то уникальную ситуацию, словно до нас ее еще никто не переживал, не испытывал на себе. Вся гамма чувств настолько захлестывает молодого человека или девушку, что в какой-то момент они оказываются в отчаянии, не знают, как правильно поступить.

ПРОЯВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСОВ ПОДРОСТКОВ

Наличие комплексов у подростков, как правило, заметно окружающим невооруженным глазом.Человек делается замкнутым и низко ценит собственную личность. Молодой парень или девушка легко впадают в уныние, переживают из-за того, что окружающие не желают принимать их такими, какие они есть. В чем же заключаются проявления этих комплексов?

Недовольство внешностью

Это обязательный пункт, с которого обычно все и начинается. Больше этим комплексом страдают девочки в силу психологических особенностей. Им кажется, что никто никогда не полюбит их с той внешностью, которая имеется на данный момент времени. У мальчиков тоже имеются подобные переживания, только их комплексы, прежде всего, связаны с наличием мужественности и ее выражением. Вот почему молодые люди иногда становятся агрессивными, нередко выступают против общественного порядка и морали. Ими руководят комплексы, эмоциональная незрелость. Все потому, что хочется доказать окружающим, что они не правы. Возникает желание продемонстрировать собственную изобретательность и находчивость. Проблема в том, что не всегда человек в возрасте пятнадцати-семнадцати лет способен сделать это адекватно.

Негативизм

Комплексы значительно усложняют жизнь. Они мешают выстраивать с окружающими гармоничные и искренние отношения. Многие бунтуют против собственных родителей, считая, что те ограничивают их во всем. Подросшие дети сильно обеспокоены происходящими с ними изменениями. Они сами не замечают того, как обрастают комплексами. Во многих случаях происходит развитие межличностного конфликта с окружающими.

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ КОМПЛЕКСОВ ПОДРОСТКУ

Подростковый возраст сам по себе несет большие возможности для личностного роста. В этот период внутренние перемены происходят очень часто. Любые изменения в сознании отражаются на способе восприятия окружающей действительности. Молодой человек или девушка очень хотят обрести уверенность в себе и часто предпринимают самостоятельные попытки.Как избавиться от комплексов подростку? Рассмотрим подробнее.

Индивидуальное становление

Важно понимать, насколько ценно оставаться самим собой. Действовать, невзирая на внешние обстоятельства, могут позволить себе далеко не все. Будучи сильной личностью, можно добиться значимого успеха. Индивидуальное становление подразумевает осознание собственной уникальности. Люди, которые живут, руководствуясь голосом собственной души, как правило, ощущают себя более счастливыми, нежели те, кто пытается действовать, исходя лишь из чувства долга. Стремление угодить обществу, как правило, приводит к тому, что человек теряет самого себя. Он утрачивает сильную часть своей натуры, оставаясь наедине с собственными страхами и сомнениями. Важно не отступать с самого начала и бороться за сохранение своей индивидуальности.

Развитие способностей

Комплексы мешают выражать себя. У каждого из нас имеются какие-то таланты и дарования. Проблема заключается в том, что не всякий действительно занимается своим развитием, уделяет ему должное внимание. Поднять свою самооценку подростку поможет развитие способностей и талантов. Необходимо осознать, что с комплексами необходимо обязательно бороться. Если этого не делать, можно очень надолго раствориться в недовольстве собой. Молодому человеку или девушке необходимо ощущать свою исключительность. Крайне важно не быть похожими на окружающих, а действительно уделять время своему саморазвитию. В противном случае достичь состояния внутреннего удовлетворения вряд ли удастся.

Эмоциональное равновесие

Это состояние полной гармонии с собой и окружающим миром.Подростку крайне необходимо чувствовать себя востребованным и интересным в кругу сверстников. Поэтому нужно стремиться, чтобы в общении с ними не было ярко выраженных конфликтов. Конечно, мелкие разногласия бывают у всех, они присутствуют в любой компании. Однако важно, чтобы ребенок при этом не чувствовал себя лишним, отвергнутым и одиноким. Эмоционально равновесие как состояние достигается путем постоянной работы над собой. Необходимо избавиться от комплекса «гадкого утенка» и начать выражать свою неповторимую сущность. Для достижения такой цели многие подростки начинают активно действовать: увлекаются каким-либо видом спорта, просят родителей завести домашнего питомца или вовсе пробуют что-то свое. Главное, чтобы деятельность помогала процессу самосовершенствования, учила, как стать лучше себя вчерашнего.

Привычка сравнивать

Необходимо отбросить привычку сравнивать себя с окружающими. К сожалению, этим страдают не только подростки, но и люди, давно вышедшие из пубертатного периода. Благополучно миновав кризис самоопределения, они все же остались зависимыми от общественного мнения. Чтобы такого не случилось с юношей или девушкой, им самим необходимо полностью принять ответственность за собственную судьбу. Нужно научиться быть довольным своей внешностью, развивать таланты, которые даны свыше. Нельзя хотя бы в шутку оскорблять себя или пытаться унизить перед окружающими с целью заслужить одобрение. Ведь как мы относимся к самим себе, так нас и воспринимают люди. Порой даже близкие родственники не могут понять ребенка, ненароком причиняют ему душевную боль. Необходимо выработать собственное позитивное отношение к неоднозначной ситуации.

Таким образом, подростковый возраст – это один из самых конфликтных периодов развития личности. В это время человеку порой приходится преодолевать такие внутренние препятствия, которые никогда после не будут его беспокоить. Только осознав, как избавиться от комплексов, можно постепенно сформировать полную уверенность в себе, стать независимым и счастливым человеком, которому любые преграды по плечу.