Помолвка по мусульмански. Что такое никах, или Как проходит венчание у мусульман

Требования к брачующимся
В исламе рекомендуется, чтобы муж и жена соответствовали друг другу по возрасту и общественному положению. Супруга не должна подпадать под категорию махрам (близкий родственник). К ним относятся: мать (в том числе молочная мать), бабушка, дочь, внучка, родная и молочная сестра, дочь родной сестры или дочь родного брата, сестра матери или сестра отца, тёща, бабушка жены, падчерица, мачеха и невестка. Кроме того на период женитьбы запрещён брак с сестрой жены, её тётей и племянницей. Разрешено кровное родство не ближе третьей степени по боковым линиям.

Произносящие формулу брачного договора мужчина и женщина должны быть вменяемыми и взрослыми, если только брак не заключается их попечителями.


Рекомендации и ограничения
При заключении первого брака согласия невесты не требуется, достаточно согласия отца или опекуна. Вдова или разведенная женщина даёт согласие сама через доверенного. За неполноправных и недееспособных решают хозяева, опекуны и посредники. Если девушка раньше не была замужем или является девственницей, то не может выйти замуж без согласия попечителя (опекуна), иначе брак будет считаться недействителным.

Коран запрещает мусульманкам выходить замуж за немусульманина. Мужчинам-мусульманам запрещено жениться на язычнице или неверующей женщине, разрешено, но нежелательно жениться на христианках или иудейках. Сожительство с женщиной без заключения брака в исламе запрещено и считается прелюбодеянием.

Количество жён в исламе ограничено четырьмя, поэтому человек, имеющий четырёх жён и желающий взять в жёны ещё одну, должен развестись с одной из прежних. Не смотря на то, что общий процент полигамных браков никогда не был высок, в некоторых странах принимаются меры по ограничению таких браков, вплоть до полного их запрещения. Многомужество в исламе запрещено. Вдова или разведённая женщина прежде чем вновь выйти замуж должна выждать определённый срок «идда», который в зависимости от мазхаба (школа шариатского права) составляет от 4 до 20 недель.


Когда можно вступать в брак
Существует консенсус учёных всех мазхабов, что появление менструаций и способность забеременеть являются признаками совершеннолетия для девушек, что позволяет им вступать в брак. Тем не менее, различные школы фикха устанавливают разный возраст совершеннолетия при отсутствии менструаций у девочек и выхода семени или поллюции у мальчиков. Так, по шафиитскому и ханбалитскому мазхабу совершеннолетие и для юношей, и для девушек наступает в пятнадцать лет, по маликитскому - в семнадцать лет, по ханафитскому - в восемнадцать, а по джафаритскому - в девять у девочек и в пятнадцать у мальчиков. Однако современные шиитские учёные, в своих фетвах не рекомендуют девушкам вступать в брак в столь раннем возрасте.


Этапы бракосочетания
Порядок бракосочетания в исламе сложился на основе доисламского семейно-правового комплекса. Его разработкой занимались исламские правоведы первых веков ислама. Еще до бракосочетания Шариат обязывает жениха, прежде чем жениться, посмотреть на женщину, к которой он собирается посвататься. Это необходимо и для того, чтобы женщина познакомилась с мужчиной, которому предстоит стать её мужем, и для того, чтобы у жениха было ясное представление о его будущей жене. Мужчине разрешается посмотреть на женщину, к которой он сватается, независимо от того, даст она на это свое разрешение или нет. Он может делать это неоднократно, однако ему дозволено смотреть только на её лицо и кисти рук.

Первый этап - сговор, сватовство (хитба). Жених сам или через доверенного делает предложение доверенному невесты (отцу или опекуну) и договариваются об имуществе, выделяемом мужем жене (махр) и других условиях, которые входят в брачный договор (сига).

Второй и третий этапы - передача невесты в дом жениха (зифаф) и свадебное торжество (урс, валима). Если невеста ещё ребёнок, то её передача откладывается до достижения ею совершеннолетия (13-15 лет). Во время свадебного торжества оглашается брачный договор (сига) и выплачивается махр или его часть.

Четвёртый этап - фактическое вступление в брачные отношения (никах), после которого бракосочетание считается свершившимся. Бракосочетание желательно провести в мечети. Брачный договор заключается при свидетелях, которыми могут быть двое мужчин или один мужчина и двое женщин согласно ханафитскому мазхабу.

Обрядность бракосочетания зависит от достатка и общественного положения семей брачующихся и от местных обычаев. Мусульманам по возможности желательно пригласить на свадебную трапезу друзей и родственников. В настоящее время в большинстве исламских стран брак регистрируется брачным нотариусом.


Свидетели
Согласно шафиитскому, ханафитскому и ханбалитскому мазхабу присутствие на бракосочетании как минимум двух свидетелей мужского пола является обязательным условием законности брака. Ханафиты полагают достаточным присутствие двух мужчин либо одного мужчины и двух женщин. Однако если все свидетели - женщины, такой брак расценивается ханафитами как недействительный. Важно отметить, что в ханафитском мазхабе справедливость свидетелей не является необходимым требованием. Однако ханбалиты и шафииты настаивают на том, чтобы эти свидетели были справедливы. Что касается маликитов, то они считают допустимым произнесение брачной формулы без присутствия свидетелей. Однако факт первой брачной ночи при этом должен быть засвидетельствован двумя мужчинами, в противном случае договор о браке аннулируется и объявляется о разводе без права возвращения.

В джафаритском мазхабе присутствие свидетелей вообще не считается обязательным, оно лишь желательно. Если мужчина-мусульманин жениться на не мусульманке, то свидетелями с её стороны могут быть и не мусульмане. Тем не менее, все пять перечисленных школ считают достаточным, чтобы о браке знал лишь узкий круг людей, оповещение широких слоёв общественности о совершившемся браке не обязательно.


Махр
Имущество, которое муж выделяет жене при заключении равноправного брака называется махром. Махр является одним из главных условий для заключения брака. Махр определяется во время сговора по соглашению между представителями сторон брачующихся. В случае вдовства или развода по требованию мужа махр остаётся у жены. Махр выплачивается непосредственно жене и является частью его собственности.

Время выплаты махра должно быть оговорено при заключении брака. Он может быть выплачен либо сразу по заключении брачного договора, либо путем разделения на части, либо при разводе. Неуплата махра в обусловленный срок дает жене право на условный развод (фасх), который продолжается впредь до его уплаты.


Свадебные торжества
Во время проведения свадебного торжества (урс) новобрачные встречаются, после чего невеста переходит из дома отца в дом мужа. Данный обычай относится к числу узаконенных шариатом. На этих торжествах царит всеобщая радость; близкие друзья, родственники и соседи разделяют радость с молодоженами и поздравляют их по случаю заключения брака. Во время свадьбы допускаются некоторые невинные развлечения, доставляющие людям радость и украшающие торжество. Во время свадебных торжеств женщина входит в дом мужа в окружении улыбающихся и оказывающих ей знаки уважения людей.

В некоторых странах во время проведения мусульманских свадьб совершается ряд запретных действий, противоречащих духу ислама. К числу наиболее запретных вещей относится совместное времяпрепровождение мужчин и женщин, танцы, песни и распитие алкогольных напитков.


Первая брачная ночь
В первую брачную ночь для жениха желательно угостить невесту сладостями, дозволенными напитками и пряностями. Перед вступлением в интимную связь, жениху желательно положить руку на лоб своей супруге, сказать басмалу и произнести следующую мольбу: "О Аллах! Воистину, я прошу у Тебя от неё добра и всего доброго, чем Ты её одарил! И прибегаю к Тебе от её зла и от всего злого, чем Ты её наделил".

После этого супругам рекомендуется совершить совместную двухракаатную молитву (намаз) и прочитать следующую мольбу: "О Аллах, благослови меня в отношениях с моей женой (мужем) и её (его) в отношениях со мной. О Аллах, утверди между нами благо и при разлуке разлучи нас по-доброму!".

Если жена не была замужем до этого и является девственницей, то после заключения брака супруг должен провести с ней семь ночей. А если новоиспечённая жена была замужем до этого, то следует уделить ей три ночи. Непосредственно перед сближением, как в первую, так и в последующие ночи, муж должен создать прелюдию к интимной близости с помощью слов, поцелуев и любовных игр и т. п. Во время полового акта жених должен быть чрезвычайно мягким и нежным к своей невесте.

Слово "ан-никах" в Шариате означает "заключение договора (по-арабски: "акд") между мужчиной и женщиной для получения удовольствия друг от друга, создания хорошей семьи и формирования здорового союза".

В каждой нации и народности существуют свои обычаи и традиции проведения свадебной церемонии. Поэтому считаю уместным, описать здесь свадьбу, соответствующую нормам шариата и то, что говорит по этому поводу в хадисах Посланник Аллаха (с.а.с.), о том, чтобы свадьба стала причиной довольства Всевышнего и проявлением покорности и повиновения Ему.

Помолвка и добрачные отношения

Согласно шариату помолвка – это показ мужчины и девушки друг другу, которые собираются жениться. Это является Сунной и совершается до акта бракосочетания. При помолвке определяется мнение попечителя девушки и ее самой: выясняется согласна ли она выйти замуж за данного мужчину или нет. Согласие обеих сторон обязательно в Исламе.


С целью выбора спутника жизни, Ислам разрешает жениху и невесте видеться друг с другом. Но они должны учитывать и принимать во внимание следующие условия:
а) мужчине разрешается смотреть на лицо и кисти рук девушки, которую он намерен взять в жены, так как лицо и руки раскрывают физиологические особенности: здоровье, красоту и т.д. Допускается наблюдать за ее поведением. С этой целью Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел смотреть на свою будущую жену;
б) разрешается разговаривать во время помолвки, т.е. выразить намерения обеих сторон (но без лишних, посторонних разговоров);



в) пожимать невесте руку и обнимать ее до акта бракосочетания жениху не разрешается;
г) жених с невестой не могут общаться и оставаться в одном помещении в уединении.
В настоящее время в некоторых семьях принято встречаться жениху с невестой наедине, якобы узнать друг друга лучше. Это в корне противоречит установкам Ислама. Статистика показывает, что семьи, где жених и невеста до заключения брака не проводили подобных встреч, намного устойчивее и менее подвержены распаду.

Махр (подарок невесте)

При вступлении в брак супруг выплачивает жене махр (букв. выкуп). Определить махр при бракосочетании, даже если он совсем мал, является Сунной, и его уплата установлена законом лишь как подарок для невесты. Если же он не определен в брачном договоре, акт бракосочетания все равно считается действительным.
Следует отметить, что отождествление махра с калымом, который представляет собой выкуп за невесту, выплачиваемый ее семье, ошибочно. Из-за его внешнего сходства с махром, калым, являющийся пережитком древних обычаев, сохранился у многих народов и после принятия Ислама. Махр же принадлежит только жене, и его выплата является обязательным условием для мужа.


Махром может быть любое имущество. Согласно Сунне рекомендуется, чтобы он составлял не менее 34 и не более 1700 граммов серебра. Поэтому, по мнению многих ученых, если мужчина назначит махр меньше 34 граммов серебра, жена все-таки должна получить 34 граммов полностью. И если сумма, назначенная ей брачным договором, так мала, что не может считаться махром, то это равносильно его полному отсутствию. С другой стороны, приравнивать этот случай к тому, когда махр совсем не назначается, нельзя, так как иногда может случиться так, что женщина даст мужчине согласие стать его супругой без всякого махра, из одной лишь любви к нему.


Однако имам аль-Бухари (р.а.) приводит следующие слова Пророка (с.а.с.): «Найди, даже если это будет железное кольцо (для махра)».
Из этих слов мы видим, что для неимущего, бедного человека махр может быть заменен даже простым железным кольцом, и это лучше, благоразумнее, нежели остаться без семьи и детей.
Известен такой случай. Пророкс.а.с.) поженил одного из своих сподвижников на одной мусульманке. Когда у этого человека не оказалось ничего для махра, Пророк (с.а.с.) спросил о том, знает ли он что-нибудь из Корана наизусть. Тот ответил, что знает некоторые суры, и Пророк (с.а.с.) велел ему жениться на этой женщине, отдав ей то, что знает из Корана. Основываясь на этом, ученые вынесли решение, что, поженившись таким образом, человек должен обучать свою жену Корану. Все это допускается только в том случае, если женщина будет согласна с таким махром.


Махр фиксируется при обоюдном согласии сторон, независимо от того, каким он является по характеру, размеру и сроку исполнения. Если жених и невеста не могут договориться о махре, то его может определить тот, кто совершает акт бракосочетания. В таком случае махр будет такой, какой определяется женщинами в данном регионе.
Если махр вовсе не упоминался во время брачного договора, то он устанавливается в размере, равной минимальной величине, принятой в данной местности. При этом учитывается возраст, ум, красота, воспитание, целомудрие и непорочность невесты.


Девушке нежелательно назначать большой махр, который может поставить супруга в затруднительное положение. В хадисе сказано, что лучшая из женщин это та, которая и сама красива, и назначает легкий махр.


Целью организации свадебных торжеств является объявление людям о предстоящем бракосочетании. Само же объявление состоит из двух частей: подачи свадебного угощения и песнопений в сопровождении бубна.

Свадебное угощение рекомендуется и является желательным. Организовать угощение можно сразу после акта бракосочетания (никяха).
Независимо от социального положения новобрачного, следует пригласить на свадебные торжества родственников, соседей, богобоязненных друзей и знакомых мусульман.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «..устраивай свадебное угощение, хотя бы зарезав барана» (Муслим).

Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) отмечает, что если б жених пригласил на свою свадьбу гостей, то для него: «Еда в первый день - обязанность, на второй день - Сунна, а на третий день - добрая слава…» (ат-Тирмизи)

Человек, приглашенный на свадьбу, должен принять приглашение, если для отказа нет уважительных причин. К примеру, если приглашенный знает, что на свадьбе будут нарушены предписания шариата (спиртное, парные танцы и т.п.), тогда ему не следует идти туда. Однако если ему известно, что в его присутствии нарушений не допустят, он обязан участвовать в торжествах.
Петь и играть в бубны на свадьбе также является Сунной. Однако, каким должно быть пение? Можно петь песни и декламировать стихи, в которых нет слов о распутстве и пошлости.
Можно рассказывать веселые истории, шутить, припоминать о славе и героизме благочестивых предков, также петь песни, призывающие людей к добру. Разрешается танцевать, при этом мужчины и женщины должны веселиться отдельно друг от друга. Все это должно происходить без принятого ныне приглашения музыкантов и певцов.

Мудрость объявления о бракосочетании окружающим заключается в том, что всем становится известно, что данная пара с этих пор является законными супругами и дать им знать, что нечто, ранее запретное, для каждого из молодоженов стало разрешенным, а также нечто разрешенное - запретным. Ведь, как известно, брачный договор разрешает супругам интимные отношения, а мать невесты становится для жениха запретной (т.е. ему уже никогда нельзя на ней жениться) так же, как и отец жениха для невесты.

Богоугодным делом считается и поздравление новобрачных. При поздравлении необходимо стараться подбирать изящные, красивые слова и выражения и произносить их искренне. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поздравлял таким образом:«Пусть Аллах благословит тебя и твой брак и сеет среди вас добро» (Муслим).

При поздравлении хорошо преподнести подарок, пусть даже и незначительный, так как, по словам пророка (с.а.с.), подарки увеличивают любовь друг к другу и смягчают сердца.

Несколько слов следует сказать о передаче невесты в дом жениха. Поскольку это очень важный момент в свадебном процессе, каждый из супругов должен соответствующим образом подготовиться к нему. С этого момента жених становится мужем, ответственным за свою семью, а невеста, из капризной девчонки превращается в ответственную жену, благодаря чему каждый из них узнает о том, что им предстоит и какова доверенная им ответственность.


Никах – это принятые в исламе брачные отношения. Традиционно проходит в мечети, для проведения обряда муллу так же зовут домой. Брак в исламе основан на принципах гласности, т.е. тайнобрачие трактуется как распутство. Никах не имеет никакой юридической силы, как правило после него в скором времени проходит регистрация в ЗАГСе. Нельзя находиться в близких отношениях до никаха, так же жить вместе.


Обязательные условия необходимые для заключения никаха:
1. Отсутствие близких родственных связей.
2. Заключенный брак не должен быть ограничен временем.
3. Присутствие свидетелей на церемонии бракосочетания.
4. Обоюдное согласие и право свободного выбора жениха и невесты.
5. Публичное соглашение брачного союза.
6. Необходимость выплаты махра (свадебного подарка со стороны жениха).
7. Присутствие опекуна со стороны невесты (может выступить отец или дядя по отцовской линии, или брат). В идеале должны присутствовать родители с обеих сторон, так как без их обоюдного согласия никах не может быть, если же они не могут присутствовать по уважительным причинам, мулла должен быть уведомлен их согласием (в письменном виде или должны подойти до того) заранее.


В свидетели берутся как минимум двое мужчин. Можно брать одного мужчину и двух женщин – это тоже минимум. Так как две женщины = одному мужчине по голосу. Нельзя брать в свидетели своих родителей и “обмениваться” родителями тоже нельзя, потому что после никаха они родители жениха для невесты становятся второй мамой и папой. Свидетели должны быть благочестивыми и справедливыми мусульманами, желательно соблюдающие религиозную практику, быть далекими от распутства и неверия. Свидетели должны быть зрячими и понимать язык, на котором ведется бракосочетание. Должны так же дать своё согласие на осуществление никаха. И не должны отказывать при возможности в просьбе молодой пары, если это необходимо, т.е. обязаны помогать.

Раньше на никах не давали никакого документа, сейчас же записывают в бланк к себе и молодоженам. Хотя бумага не имеет юридической силы. Туда вносятся полные имена жениха и невесты, свидетелей и так же свадебный подарок невесте от жениха, причем не только факт его наличия, но и его конкретное содержания. Он называется махр. Размер махра может быть зафиксирован в свидетельстве о браке, которое выдается имамом (в исламе духовное лицо). Желатеьно, чтобы он не был дешевле 5тысяч (это по нынешним ценам). Чаще всего это золотое украшение, которое невеста всегда должна носить с собой, это её спасёт на первое время в несчастном случае (абсолютно неважно каком), ведь золото-это деньги. Так же в документ заносится любое материальное желание, которое хочет невеста. В настоящее время это может быть что угодно, но стоить это должно не менее 10тысяч (по нынешним расценкам) Хотя все эти расценки они придуманы современностью. Чаще всего просят украшение, машину или квартиру. Вносится дата, до какого числа (года) жених должен его исполнить, чаще всего пишут от даты регистрации 5-10лет. Жених должен дать перед всеми обещание, что он это сделает.


Так же невесты и гости торжества должны быть одеты подобающе, т.е. мужчины с головным убором – тюбетейкой; женщины же в платках, с закрытой шеей, с рукавами до запястьем, с длинной юбкой и на ноги должны быть прикрыты.

Предварительно нужно определиться с числом, это обязательно, т.к. можно попасть на время постов, когда будет проходить ураза. Так же должно заранее оговориться время, т.к. в мечетях в определенный промежуток идёт молитва. Никах читается около часа. Все время молодые и гости молча сидят, потупив взор, и лишь иногда участвуют в краткой молитве. Во время проповеди мулла объясняет жениху и невесте обретаемые им права и обязанности, призывая при этом к богобоязненности в отношениях друг с другом. Спрашивает их согласия, убеждается, что они мусульмане, обычно он просит каждого из молодых прочесть молитву три раза. Завершается брачная церемониальная проповедью поздравлением новобрачных и чтением о единстве и будущем всестороннем благополучии семьи.


В статье свадебный портал Свадьбаголик.ru расскажет вам про мусульманскую свадьбу: ее интересные традиции и обычаи.

Свадьбы у мусульман, которые называются «Никах» с языка урду, празднуются в любое удобное время, т.е. они не придерживаются каких-либо дат.

Обычно мусульманская свадьба начинается в доме, в котором проживает жених или, как альтернатива, в доме, в котором живет невеста. Но надо еще заметить, что в нынешнее время свадьбы проходят в ресторанах , в которых можно устроить банкет и разместить большое количество людей.


Предсвадебные ритуалы

Необходимо заметить, что перед свадьбой влюбленным людям не положено встречаться наедине, и парень может видеть только лишь лицо своей возлюбленной и руки. Никаких контактов по законам между ними не должно происходить и, даже рукопожатия запрещены. Эти жесткие требования диктует исламская мораль.

Влюбленный парень просит согласия на брак у своей возлюбленной девушки, но делает он это не самостоятельно. Он просит старшего своего родственника спросить за него согласия у любой замужней родственницы девушки. Если эти люди приходят к обоюдному согласию, тогда они обговаривают день, в который можно пригласить сватов.


Дальше по обычаю идет «Никах» - это как венчание в церкви у православных христиан, только все действие происходит в доме невесты. В день, который был обговорен заранее, сваты приходят или приезжают в дом невесты со сладостями и подарками. В доме невесты же готовят из зарезанного барана «шорпу». Женщина, которая является родственницей парня, надевает кольцо на безымянный палец невесты. После чего устраиваются смотрины, и вручается выкуп за невесту. В это время на голове невесты надет красный платок.

После этого ритуала никто не сможет помешать свадьбе и дальнейшей семейной жизни. У мусульман возможно многоженство. Но Коран призывает к браку с одной возлюбленной. Но если жен много, то муж обязан проводить равное количество времени с каждой.


Свадьба

Заключение брачного союза происходит в мечети в присутствии имама или муллы и двух свидетелей и человека, который опекает невесту. Мулла, или можно провести аналогию со священником, доносит содержание четвертой суры Корана до присутствующих, говорящей о правах и обязанностях прекрасной невесты в семье и социуме. Также жениха обязывают проговорить денежную сумму, которую он будет выплачивать невесте на протяжении всей ее жизни или во время развода.

Все внимание во время бракосочетания устремлено на Священное писание, и сам процесс лишен каких-либо ритуалов. Потому что этот процесс очень строг и регламентирован.


Когда заключается договор, стороны очень внимательно знакомятся с его условиями. После того как свадьба закончилась, мужу и жене выдается официальный документ, который признается во множестве стран мира. В нем указаны обычно имена жены и мужа и свидетелей, присутствующих на свадьбе. Также в этом документе указывают пожелание невесты, которое носит материальный характер. В нем также указывается срок до которого жених исполнит это желание.

Пышное послесвадебное застолье

Мусульманское застолье можно действительно назвать пиром. Очень богатое и пышное украшение свадебного стола символизирует дань уважения приглашенным гостям и семье невесты. После свадебного торжества молодожены садятся за трапезу на застолье, хотя есть такая традиция, по которой женщины и мужчины сидят в различных комнатах на застолье. Сейчас эта традиция утратила свою актуальность, и сейчас мужчины и женщины сидят за разными столами просто.


Свадебная еда носит очень сытный и питательный характер, ну и естественно на пире присутствуют различные восточные сладости. Большое количество танцев, разнообразной музыки ни в коем случае не осуждаются мечетью.

На свадебный пир приглашаются все друзья и родственники молодоженов. Хотя люди другого вероисповедания в мечеть не допускаются, потому что это считается большим грехом. Они могут присутствовать на банкете. После еды муж и жена получают возможность побыть наедине.

Первая брачная ночь

Мусульманская жена обычно на момент первой брачной ночи является девственницей. Хотя этот обычай соблюдается все реже и реже. У мусульман есть культура интимных отношений:

Сам непосредственно секс в эту волнительную ночь приветствуется, но он не обязателен у мусульман. Еще по Корану не допускается в момент интима присутствие кого-нибудь еще, даже домашних животных. Еще непосредственно перед сексом муж прикасается ко лбу жены и просит у Аллаха сделать его с женой благодатными друг другу.

Наш портал www.сайт. советует вам взять только лучшее из мусульманской морали и традиций чудесного востока. И свадьба получится просто волшебной!

Исходя из норм шариатского права и исламской традиции, юноша, имеющий намерение жениться, должен соблюсти следующие требования, предваряющие заключение брака:

Приглядеться к девушке, не привлекая ее внимания;

Если она произвела внешне благоприятное впечатление, то пообщаться с ней в людном месте;

Предварительно удостовериться в том, что к заключению данного брака нет никаких препятствий, предусмотренных исламским законодательством (например, кровное или молочное родство);

Если она подходит по мировоззренческим принципам и ценностным ориентирам, то намекнуть ей о своем намерении жениться на ней;

Если девушка согласна на брак, переговорить с ее родителями (или опекуном) для получения их согласия;

При получении полного согласия на бракосочетание со стороны девушки и ее родителей (или опекуна) организовать сватовство и помолвку;

Оговорить определенный срок церемонии бракосочетания.

Помолвка есть акт публичного обещания сторон сочетаться супружескими узами, но она не дает жениху и невесте, будущим супругам, большего права, чем право общения в обществе родственников или людном месте. По мнению большинства богословов, во время и после помолвки юноше можно смотреть лишь на те части тела девушки, которые не являются ‘ауратом (лицо и кисти рук). Обниматься или целоваться категорически запрещено, так как до женитьбы молодые люди остаются еще чужими друг для друга.

Исламские богословы едины во мнении о том, что если на предложение юноши имеется явное согласие со стороны девушки, то в этом случае сватовство другого человека к этой девушке канонически запретно. При отсутствии явного согласия сватовство со стороны другого мужчины допустимо. Согласно хадису, «мужчина [юноша] не имеет права помолвки против [уже имеющейся] помолвки другого мужчины [юноши], кроме как в случае его отказа или с его разрешения» .

Если к девушке посваталось несколько юношей, не знающих о намерениях друг друга, то ничего предосудительного в этом нет.

Ответы на вопросы по теме

Если человек дал обещание родителям девушки жениться и не выполнил его, то что в этом случае делать? Как он будет отвечать за это пред Богом?

С одной стороны, мусульманин должен выполнять свои обещания и исполнять те обязательства, которые он взял на себя. Об этом многократно говорится в Священном Коране и хадисах. Что касается вопроса помолвки, то женитьба или замужество после нее не являются категорически обязательными. Стороны могут передумать. Именно поэтому после помолвки и до женитьбы предполагаемые муж и жена не имеют права ходить под ручку, даже в общественных местах, обниматься, целоваться, не говоря уже о чем-то большем. Все это допускается только после бракосочетания, когда утвердилось намерение быть мужем и женой на протяжении оставшейся жизни, когда произнесены перед людьми слова обоюдного согласия сторон, когда имеется благословение родителей и присутствуют свидетели.

А потому, если не срослось на этапе помолвки, поймите для себя и примите, что так оно лучше, то есть ведет к лучшему. Жизнь продолжается (без обид и претензий), и в ней нас ждет еще много интересного и неожиданного, главное - не стоять на месте.

Три года назад я встретил девушку, которую полюбил. Однако на тот момент я получал высшее образование и не мог содержать семью, поэтому ни о каких отношениях не могло быть и речи. По ряду причин я практически не видел ее два года. Все это время я думал о ней. Теперь у меня есть возможность создать семью. Но когда я созвонился с ней после разлуки, то выяснилось, что у нее уже есть жених. Допустимо ли мусульманину ухаживать, оказывать девушке, у которой есть жених, знаки внимания с намерением создать семью? Или следует дождаться разрыва их отношений (если таковой будет) и уже потом начать ухаживания? Эмин, 23 года.

С точки зрения мусульманских канонов категорически не допускается ухаживание за чужой невестой. Вам не следует беспокоить ее до тех пор, пока не определятся отношения с нынешним женихом. Если у них не сложится, тогда посватайтесь к ней.

Хадисы от Ибн ‘Умара и Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и ат-Тирмизи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1656, хадисы № 5142 и 5144; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 173, хадис № 2901, «сахих».

Помолвка – это предварительный устный договор о бракосочетании. После того, как стороны жениха и невесты встретились и договорились о предстоящем бракосочетании, другой мужчина не может уже свататься к этой девушке. Практика помолвки имеет место в Исламе. Например, сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) женился на Аише (радыйаллаху анха) через три года после помолвки (Муслим, Никах, 69).

Помолвка является всего лишь выражением намерения о бракосочетании. Однако беспричинный отказ от этого обещания противоречит адабам Ислама.

Мужчина и женщина, решившие пожениться, могут видеть друг друга только во время помолвки. За исключением этого, помолвленные не должны оставаться наедине, или вместе гулять, до тех пор, пока не будет осуществлен акт никяха. Так как они ничем не отличаются от посторонних людей. Если же у них возникнет необходимость встретиться, то эта встреча должна происходить в присутствии махрама женщины. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал по этому поводу: «Тот из вас, кто верует в Аллаха и в Cудный день, пусть не остается наедине с женщиной, рядом с которой нет махрама. Так как в этом случае третьим с ними будет шайтан» (Ахмад ибн Ханбал, Муснад, III/339).

Помимо свиданий наедине, помолвленные должны так же избегать и рукопожатий. Даже во время свадебной церемонии до тех пор, пока не будет прочитан никях, молодожены должны соблюдать правила махрамийата. И только после никяха они становятся халялем друг для друга.

Иногда во время помолвки сразу же осуществляется и акт никяха. Таким образом, не остается никаких препятствий для общения мужчины и женщины. Так как с точки зрения Ислама после никяха мужчина и женщина становятся мужем и женой, и могут встречаться наедине и вместе гулять.

Необходимо отметить, что если во время помолвки был заключен никях, и если после этого женщина захочет расторгнуть помолвку и выйти замуж за другого человека, то это запрещено с точки зрения религии. И этот новый никях будет недостоверным. Для того, чтобы новый никях стал достоверным, сначала необходимо развестись с прежним мужем. Если муж даст ей развод, то она сможет выйти замуж за другого мужчину. В этом случае не нужно выжидать период идда. Если же женщина, не разведясь с женихом, выйдет замуж за другого мужчину, этот акт будет считаться ложным, и это не будет считаться бракосочетанием.

Все это указывает на то, что в период помолвки необходимо быть очень внимательным к вопросам никяха, и не забывать о том, что в сторона девушки может подвергнуться несправедливости.