Поздравления учительнице на день учителя. Поздравления учителям. Поздравление учителю от учеников в стихах

Cето (сету) - малочисленный финно-угорский народ из Эстонии. Они близки к эстонцам, но в отличие от них, не лютеране, а православные. Местность, где живут сето, разделена российско-эстонской границей и исторически называется "Сетомаа".
Три года назад я уже про частный музей этого народа в Псковской области. С тех пор очень хотелось побывать в эстонской части Сетомаа. Недавно это удалось.

2. Мы проедем по Сетомаа с севера на юг. По всему пути расставлены указатели с интересными местами, висят схемы маршрута и описания. Это указатель на местную часовню. Часовни сето необычны и немного отличаются от привычного нам вида

3. Большинство их на пути оказались деревянными и без куполов. Если бы не крест на крыше, подумал, что это обычный дом. Часовная св. Николая, 1709 года в селе Выыпсу.

Село Выыпсу выросло на пересечении торговых путей и известно с 15 века. Позже здесь появился порт, поскольку до Чудского озера отсюда около трёх километров. Сейчас это небольшое село, где живут примерно 200 человек.

Как было сказано выше, сето были "полуверцами". После крещения этого народа, язычество далеко не ушло. Даже после войны на некоторых хуторах рядом с иконами стояла фигурка языческого бога Пеко, внешне напоминаюшего снеговика. А жертвы святым камням, святым источникам и святым деревьям некоторые сето приносят до сих пор.
Пеко - бог плодородия. По эпосу он помогал Христу, а похоронен в Псково-Печёрском монастыре. Сето считают его главным религиозным центром. Хотя монастырь и расположен в России, до него от самой дальней точки Сетомаа всего километров 30.

5. Если точнее, это не Чудское озеро, а его южная часть - Псковское озеро (по-эстонски Пихква-ярв). Ещё мне нравится русское название окрестностей Чудского озера - Причудье. Романтика)

6. Народу вокруг никого, вода чистая. Поплыть бы куда-нибудь по озеру на плоту)

7. Правда с путешествием на плоту могут возникнуть сложности. По озеру проходит государственная граница. Скорее всего те острова вдали уже Россия

8. У сето есть свой флаг. Создан по образу скандинавских с добавлением местного орнамента. Что интересно, флаг висит на многих домах, а иногда даже рядом с эстонским вместо флага ЕС

Что касается языка сето, в Эстонии он считается частью диалекта эстонского. С этим соглашаются многие специалисты. Сами же сето считают свой язык самостоятельным. В 2009 году он был включен ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как "находящийся под угрозой исчезновения".
В России же сето были внесёны в список коренных малочисленных народов страны только в 2010 году. До этого как бы считалось, что такого народа нет вообще.

9. Дальше едем в Микитамяэ. Село побольше предыдущих. Был бы я Петром I (его словам и действиям у нас приписывают много происхождений названий), то после этого поста село бы называлось Вежливое. Здесь живут вежливые и отзывчивые люди. Дети несколько раз здоровались с нами, незнакомыми взрослыми. А когда мы подошли к часовне, то откуда-то появился местный житель, желающий всё рассказать о ней и показать. Разумеется, бесплатно
Часовная св. Фомы - одна из самых старых в Эстонии деревянных построек и самая старая часовная сето. 1694 год

10. Как-то очень быстро дедушка раздобыл в администрации ключ, и мы пошли внутрь

11. Внутри скромно. Подсвечник, центральная и несколько "неглавных" икон. Службы здесь проводятся, часовня действует. Со слов сопровождающего узнаём, что почти в каждой крупной деревне сето раз в год проходит kirmas - большой деревенский праздник. В основном он связан с днём святого, в честь которого освящена часовня в том или ином селе

12. Церковь сето подчиняется Константинопольскому патриарху. Ещё оказывается, на Пасху сето не пекут куличи, а заменяют их пирогами с творогом и готовят специальный сыр

13. А такие била заменяют колокола

Раз уже сказал про праздники сето, то самым большим и главным является "День королевства сето". Даже название-то какое! Сето никогда не были независимыми, но раз в год становятся "самомстоятельным королевством". Проводится он летом. В этот день выявляют лучших мастеров по изготовлению сыров, вина, пива, лучших поваров, пастухов, танцоров. Особая отдельная традиция – выбор короля. Его выбирают очень справедливо: претенденты на почетное звание становятся на пни, а за ними выстраивается хвостом народ. Где больше хвост – там и король. Король издает свои указы. Это формальные законы на один день: чтобы все активно участвовали в конкурсах, улыбались и чтобы у каждого было хорошее настроение…

14. А дальше на нашем пути вдруг возникает граница. Оказывается у России здесь небольшой выступ в глубь Эстонии, похожий по форме на сапог. Пешком ходить здесь нельзя, висят предупреждающие о границе знаки и стоят столбики. Километра полтора едем по Родине. Запрета на движение велосипедов, мотоциклов, машин и автобсов нет, проезд свободный. Вдоль дороги идёт забор, в двух местах видел вспаханную землю

15. Село Обинитса, памятник песеннице. Песни у сето и сейчас очень популярны на праздниках. "Фишка" песни сето - выдумывается она местами "на ходу". Недавно песенная традиция сето leelo была внесена в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО

16. Песенница смотрит куда-то вдаль. Мне она напомнила Бурановских бабушек. Кстати удмурты родственны сето, с ними поддерживается культурная связь, приезжают гости. Активно поддерживает сето и Культурный центр финно-угорских народов

17. В Обинитсе остановимся и на обед

18. Внутри должна быть национальная еда

19. Заходим. Стол, лавки, тканые половики

21. Вокруг много информации о сето и о других финно-угорских народах. Книга о часовнях

22. И наконец еда! Национальная кухня сето мне очень понравилась. Вкуно, сытно и необычно. Этот суп с одновременно с мясом и вяленой рыбой. Также добавляют овощи и перловку. Получилось замечательно.
Еще нам принесли домашний квас, мясо в горшочках и рулет с клюквой на десерт. Стоит всё 6 евро. Не везде за такую цену будет полный обед.

Традиции приготовления пищи в Сетомаа стараются сохранять. Есть даже мастерские, в которых обучают готовить. Например популярны мастреские, где готовят сыйр - местный творожный сыр

26. Интересные качели. Покататься бы на таких с девушкой-сето)

27. Здесь же в Обинитсе расположен музей сето. Точнее музеев в Сетомаа три, но два в день нашего приезда были закрыты. Жаль не удалось посмотреть усадьбу сето под открытым небом, но ничего. В Сетомаа стоит вернуться

28. Музей небольшой и милый. Совершенно не такой, как все привыкли думать о музеях (за что я многие тоже не люблю и стараюсь в них не ходить)

29. Снова флаг.
Отдельно надо сказать про погоду. Повезло) Солнце, капель и весна

30. В музее домашняя атмосфера. Орнаменту сето, как и другие многие народы, уделяли особое внимание. На разную одежду, для разных случаев и праздников он был свой. Умение хорошо рукодельничать иногда остаётся ключевым моментом при выборе невесты до сих пор

32. Национальный костюм сето тоже носят до сих пор. Чаще конечно на праздниках. Государство всячески поощряет национальные особенности сето. Выделяются деньги, помогают с организацией праздников. Раньше эстонцы недолюбливали сето, считая их ленивыми и "не совсем финно-уграми", но сейчас по словам местных народы стараются жить дружно

33. Здесь вроде бы всё понятно и без комментариев

38. Хутора сето чаще всего были закрытыми, здания располагаются вокруг toro - двора. Народ жил на территории постоянных войн, мог прийти не только добрый гость

39. Ворота рядом с музеем. Не знаю, декоративные или нет

40. Дальше, в селе Торбова попалась ещё одна часовня. Опять же, не знал бы, принял за сарай

41. Перед входом лежит камень с крестом. Честно сказать, не знаю, что это такое

Россия Россия : 214 (2010 г.), 197 (2002 г.)

Численность и расселение

Точную численность сету установить трудно, так как данная этническая группа, не внесённая в списки народов, проживающих на территории России и Эстонии, подверглась сильной ассимиляции; примерная оценка численности - 10 тысяч человек. При переписях населения сету обычно записывали себя эстонцами и русскими .

Наибольшее количество сету (34 человека) в 2002 году проживало в городе Печоры .

По итогам переписи населения 2002 года, из 172 сету в Псковской области, 170 - в Печорском районе , в том числе :

  • 33 или 34 человек проживало в городе Печоры (0,26 % из 13056 жителей),
  • 13 (или 12 ) человек в деревне Качево (46 % из 28-ми жителей), 11 (или 10) человек в деревне Лыково (73 % из 15), 0 или 7 человек в деревне Угарево (0 или 33 % из 21 жителя); 5 (или 13) человек в деревне Трофимково (38 % из 13 или 52 % из 25), 4 (или 6) человек в деревне Вруда (100 %), 3 (или 0) человек в деревне Черемново (33 % из 9), 2 (или 0) человек в деревне Керино (33 % из 6) Паниковской волости (всего 38 или 48 человек),
  • 10 (или 7 ) человек в деревне Соколово (31 % из 32-х), 6 (или 11 ) человек в деревне Махново (86 % из 7-ми или 100 % из 11) Новоизборской волости (всего 16 или 18 человек),
  • 14 человек в деревне Подлесье (5 % из 257 жителей); 0 или 10 человек в деревне Затрубье-Лебеды (0 или 24 % из 42-х жителей); 9 человек в деревне Кошельки (30 % из 30), 0 или 7 человек в деревне Горохово (0 или 23 % из 30); 6 (или 4) человек в деревне Рысево (40 % из 15), 4 (или 7) человек в деревне Грабилово (80 % из 5 или 100 % из 7-ми), 4 или 7 человека в деревне Смольник (40 % из 10), 3 (или 0) человек в деревне Митковицкое Загорье (50 % из 6), 2 (или 0) человек в деревне Демидово (100 % из 2-х), 2 (или 0) человека в деревне Сорокино (67 % из 3-х), 2 (или 0) человека в деревне Индовино (67 % из 3-х), 1 (или 0) человек в деревне Херково (50 % из 2-х) в составе городского поселения Печоры (всего 33 (или 58 ) человек на территории бывшей Печорской волости и 64 (или 92 ) человека в новых (с 2005 г.) границах городского поселения Печоры). Большинство молодежи сету перебралось в Эстонию.

Происхождение

Происхождение сету вызывает споры среди учёных. Часть из них полагает, что сету - это потомки эстов , бежавших от ливонского ига в пределы Псковской земли ; другие считают, что сету сформировались к середине XIX века на основе чудского субстрата, включив в свой состав и более поздних эстонских переселенцев, которые приняли православие . Есть и мнение, согласно которому сету представляют собой остаток автохтонного этноса - некогда столь же самостоятельного, сколь и ливы , водь , ижорцы . Наконец, всё большее распространение получает теория, по которой эстонцы и сету в равной мере восходят к древней чуди , с которой славяне встретились при освоении ими северо-западных земель будущей России (в пользу данной теории говорит наличие в культуре сету мощного пласта языческих элементов при полном отсутствии элементов лютеранства) .

Исторические миграции

В середине ХIХ века численность сету оценивалась в 9 тыс. человек, из которых около 7 тыс. проживали в пределах Псковской губернии . Бурный рост населения привёл к тому что число сету к 1890 году оценивалось в 12–13 тысяч человек. Первая и единственная в Российской империи перепись населения 1897 года выявила численность сету на уровне 16,5 тысяч человек .

В конце XIX - начале ХХ века веке часть сету покидает ареал традиционного расселения и принимает участие в переселенческом движении на восток, основав несколько колоний в Пермской губернии и к востоку от Красноярска (в 1918 году в Енисейской губернии насчитывалось 5-6 тыс. сету) .

Язык

Культура и религия

В течение нескольких веков, приняв обряды православия и соблюдая их, сету не имели перевода Библии . Русские, проживавшие рядом, не считали сету полноценными христианами, называя их «полуверцами»; часто это наименование выступало в качестве этнонима .

Для домостроительства сету характерен псковский замкнутый двор с высокими воротами; позднее распространяются двухкамерные (а затем - и многокамерные) дома с застеклённой верандой. Такой тип дома переселенцы-сету занесли и в Сибирь .

Традиционный народный костюм сету значительно отличался от костюма других групп эстонцев и включал в себя элементы русской одежды. У женщин бытовали рубаха-долгорукавка и косоклинный сарафан , у мужчин - русская косоворотка . Характерно обилие вязаных шерстяных вещей (носков, перчаток, варежек) с двуцветным (белый с коричневым) геометрическим орнаментом .

Имена

Как и имена представителей большинства современных европейских народов, состоят из двух основных элементов: личного имени и фамилии, появившейся поголовно во время российских описей начала XIX века. На сетуские именные традиции большое влияние оказало пограничное влияние православия, русского языка и культуры, приграничный характер расселения народа и его разделённый статус. Так, по данным опроса 1999 года , большинство сету РФ , родившихся до 1920 года , носили русские имена и фамилии. В период между 1920-1934 годами все земли сету вошли в состав Эстонской республики . В этот период сету продолжали давать своим детям православные имена, но, учитывая то, что в условиях закрытия многих русских школ, их дети получали образование в эстонских, в среде сету в этот период получили широкое распространение эстонские имена. После того, как в стране установилась диктатура Пятса , в Эстонии началась принудительная эстонизация всех имён и фамилий сету.

См. также

Примечания

  1. Сетумаа .Pskovgrad.ru
  2. Народность сету - под опеку ЮНЕСКО
  3. Национальный состав населения Российской Федерации // Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года на сайте Федеральной службы государственной статистики . (Проверено 27 декабря 2011)
  4. Национальный состав регионов России // Всероссийская перепись населения 2010 г.
  5. Всероссийская перепись населения 2002 года (неопр.) . Проверено 24 декабря 2009. Архивировано 21 августа 2011 года.
  6. База микроданных Всероссийской переписи населения 2010
  7. Данные Всероссийской переписи населения 2002 года: таблица 02c, 34r-Pskov М.: Федеральная служба государственной статистики, 2004. (