Правила поведения в общественном месте. Этикет в общественных местах

Государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Белевского района»

Открытое занятие

по программе

«Под парусом Надежды»

на тему:

«Как вести себя

в общественных местах»

Подготовила:

воспитатель

Новикова Марина Викторовна

Белев, 2014 год

Тема занятия: «Как вести себя в общественных местах».

Цель: выработка у депривированных несовершеннолетних навыков

Культурного поведения в общественных местах.

Задачи: закрепить знания детей о вежливости; развивать навыки

Культурного поведения в общественных местах; воспитывать

Самостоятельность мышления, умение делать выводы, решать

Проблемные ситуации; воспитывать доброжелательное отношение

К окружающим; закреплять знания по безопасности движения. Оборудование: слайды, 2 выпуска ералаша «Шел автобус пятый номер» и

«Антракт», 6 карточек, музыка «Солнышко лучистое любит

Скакать», буклеты «Правила поведения в общественных

Местах».

Ход занятия

I. Организационный момент

1. Приветствие.

Здравствуйте! Улыбнитесь! Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.

Думаю, что и занятие наше сегодня пройдет в доброжелательной обстановке с пользой для всех.

II Основная часть

1. Чтение стихотворения воспитателем.

- Сегодня к нам на занятие заглянуло солнышко из стихотворения Эммы Мошковской.

- Встало солнце кислое,

Смотрит – небо кислое,

В кислом небе кислое

Облако повисло…

И спешат несчастные

Кислые прохожие

И едят ужасно

Кислое мороженое.

Даже сахар кислый!

Скисло все варенье!

Потому что кислое

Было настроение.

2. Беседа по прочитанному стихотворению.

- Почему прохожие в стихотворении «несчастные»?

- Что значит «кислое настроение»?

- А как мы узнаем, что у человека «кислое» настроение? (По выражению лица, по его словам и поступкам).

- Ребята, а как можно «поднять» настроение? (сказать человеку добрые слова).

3. Игра «Поднимем друг другу настроение».

Давайте поднимем настроение друг другу и нашему солнышку, скажем добрые, вежливые слова.

Вам нужно встать в круг.

Теперь каждый скажет вежливое слово соседу справа и так по кругу.

- Молодцы! Весело стало нам? Поднялось ли у вас настроение? Посмотрите, и солнышко сразу стало веселым.

Ребята, какой же мы можем сделать вывод? (Нужно говорить людям добрые слова).

Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

4. Работа с иллюстрацией.

Ребята, посмотрите на иллюстрацию на слайде. Что вы можете сказать о мальчике? Как он себя ведет?

И какой же мы можем сделать вывод? (Не только слова должны быть добрыми, надо чтобы и поступки были разумными, ясными, такими, чтобы никогда не пришлось за них краснеть и стыдиться).

5. Сообщение темы занятия.

Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на занятии?

Правильно, мы будем говорить о вежливости и правилах поведения в общественных местах.

6. Беседа о вежливости.

Как мы понимаем, что человек вежлив?

Правильно, прежде всего, в словах, а также тоне, которым они сказаны.

Ребята, а как вы считаете, вежливым рождаются, или становятся?

Конечно же, становятся. Вы как можно чаще должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила.

7. Беседа о правилах поведения на улице.

Давайте вспомним вместе правила поведения на улице. (Соблюдать чистоту на улице! Переходить улицу на зеленый сигнал светофора! Не перебегать улицу в неположенном месте! Нельзя играть возле проезжей части дороги! Обгонять идущих впереди следует слева. Если тротуар узкий, надо попросить разрешения и пройти. При встрече дорогу уступает младший старшему, мужчина – женщине, при равных условиях – более вежливый человек.)

Молодцы!

А для чего необходимо соблюдать правила поведения на улице?

8. Просмотр ералаша выпуска «Шел автобус пятый номер».

Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим ералаш, и вы мне скажите, о чем мы будем говорить дальше. (О правилах поведения в общественном транспорте.)

Молодцы!

9. Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.

Скажите, правильно ли поступили мальчики?

Что они должны были сделать с самого начала? (Уступить место старушке).

А как бы вы поступили в данной ситуации?

Какие еще правила поведения в общественном транспорте вы можете назвать?

(Ожидать общественный транспорт можно только на остановках.

Прежде чем зайти, нужно выпустить тех, кто выходит из транспорта.

Обязательно следует оплатить проезд, купив разовый проездной билет или предъявив проездной билет на много поездок.

В транспорте надо вести себя достойно:

Не шуметь и не толкаться;

Уступать места пожилым людям и инвалидам, женщинам с тяжелыми сумками;

Не отвлекать водителя во время движения транспорта;

Держаться во время движения транспорта за поручни;

Вежливо спрашивать и вежливо отвечать на вопросы пассажиров;

Острые и неудобные для других пассажиров предметы надо хорошо упаковывать и аккуратно ставить, чтобы они никому не мешали.)

10. Физкультминутка «Солнышко лучистое любит скакать».

Немножко отдохнем. Встали все, а теперь вместе со мной выполняем движения под музыку «Солнышко лучистое любит скакать».

11. Беседа о правилах поведения в театре или кинотеатре.

Ребята, а кто из вас бывал в театре или кинотеатре?

Расскажите, какие правила необходимо было соблюдать детям в театре (кинотеатре)?

( Приходя в театр, кинотеатр, в последнюю минуту, мы мешаем большому числу людей, которые вынуждены вставать со своих кресел, чтобы дать нам пройти. Поэтому приходи пораньше.

Проходить на свое место следует лицом к сидящим.

Сидя в кресле, не клади руки на оба подлокотника.

Есть во время представления, киносеанса нельзя – шуршание бумажек, причмокивание и прочие звуки мешают присутствующим.

Во время сеанса не делай никаких замечаний – ни в полный голос, ни тихо. Это отвлекает зрителей.

Если ваш сосед уже видел этот спектакль, фильм и теперь, желая похвастаться, рассказывает его содержание, вам следует сделать ему замечание.

В зале нельзя ходить во время представления, этим вы очень мешаете другим посетителям.

Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль, - не мешай другим зрителям.)

А чем отличается театр от кинотеатра? (Кино на экране показывают, а театральное действие на сцене происходит.)

Молодцы!

11. Просмотр ералаша выпуска «Антракт».

А сейчас посмотрим еще один выпуск ералаша, который называется «Антракт».

Ребята, а что такое «Антракт»? (Антракт - перерыв между действиями, актами театрального спектакля, отделениями концерта, эстрадного или циркового представления.)

Для чего предназначен антракт? (Предназначен для нескольких целей: отдыха актёров и зрителей, и перемены декораций, а также, при необходимости, смены костюмов и грима актеров.)

Ребята, будьте внимательны при просмотре ералаша.

Правильно ли вели себя дети в театре?

13. Решение проблемных ситуаций.

А теперь мы с вами попробуем решить проблемные ситуации. У меня в руках карточки, на которых написаны ситуации из жизни, ваша задача решить их.

Кто будет брать карточку, сначала читает вслух вопрос, а потом отвечает на него. Будьте все внимательны, если тот, кто отвечает, дает неполный или неправильный ответ, то вы будете ему помогать.

Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, если надо, то, как это сделать? (Надо поздороваться кивком головы или жестом, но, ни в коем случае не кричать через весь автобус.)

В школьном коридоре разговаривают учителя. Мальчик увидел среди них своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Вера Ивановна!» Какую ошибку допустил мальчик? («Здравствуйте» должно быть адресовано всем учителям, а не только классному руководителю.)

Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с неизвестным тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Надо.)

Кто должен первый закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили? (Тот, кто позвонил.)

Вам подарили вещь, которая у вас уже есть, или вам не нужна, или не нравится. Что вы скажете тому, кто её подарил? (Спасибо, мне очень приятно.)

Два мальчика столкнулись в дверях при входе в кабинет и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 10 лет. (Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее)

Спасибо ребята за ответы.

III Итог занятия

Ребята, о чем говорили сегодня на занятии?

Как же нужно вести себя в общественных местах? (культурно, вежливо)

Помните, где бы вы не находились: на улице, в общественном транспорте, в театре, вы не одни. Люди смотрят на вас и по вашему поведению судят о вас. Ведь всем нам хочется, чтобы наши друзья, соседи, знакомые всегда бы уважали нас. А весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку люди относятся всегда хорошо, по доброму. Только такого человека все любят и уважают, и у него есть верные и надёжные друзья.

Ребята, и чтобы вы всегда помнили о том, как вести себя в общественных местах, каждый из вас получает буклет «Правила поведения в общественных местах». И я надеюсь, что вы всегда будете выполнять эти правила.

Спасибо за работу на занятии!


Зачем нужно знать и соблюдать правила поведения в общественных местах?

    Правила поведения в общественных местах нужно знать и соблюдать для того, чтобы поддерживать порядок и для безопасности своей и окружающих. Если хотите чтобы вас уважали окружающие вас люди, нужно соответственно относиться к ним. Поступайте с другими также как бы вы хотели чтобы обращались с вами.

    Существуют правила поведения, нарушение которых ведет к изоляции от общества, в котором вы их нарушаете.

    Если нарушение уголовного характера, то изоляция получится физическая - арест, несколько суток + расслетование, суд и т.д.

    Если нарушение нравственно-поведенческого, но не уголовное, то общество само оттолкнет вас, потому что не захочет общаться с вами. Ведь вы не соблюдаете правила поведения данного общества, значит вы - аутсайдер. И общество вам не поможет в трудную минуту, не поддержит, так как вы не поддерживаете его, нарушая нормы поведения в данном обществе. По-моему вс по-честному.

    Как-то так...

    Просто напросто, чтоб не выглядеть белой вороной, чтоб не смотрели осуждающими или оценивающими взглядами. И вообще, правила поведения придумали же не зря, это проявление уважения к окружающим вас людям.

    Представьте, что не только Вы но и все другие люди перестанут соблюдать правила поведения... Это будет хаос, в котором жить захочется только хамам, беспредельщикам и анархистам. Элементарные правила нужно соблюдать даже из уважения к себе.

    Знать и соблюдать правила поведения в общественных местах надо для того, чтобы не навредить себе, окружающим людям и природе. Культурный человек всегда будет соблюдать правила поведения. С таким человеком приятно общаться.

    Вообще то, правила поведения, желательно соблюдать не только в общественных местах. Просто в общественных местах, несоблюдение этих правил, особенно бросается в глаза и вызывают возмущение окружающих. Ведь не зря говорят, что как ты относишься к людям, так и они относятся к тебе.

    Чтобы не быть похожим на деревенщину, ведь так могут сказать о вас если вы будете чавкать и не соблюдать правил поведения за столом. И также в общественных местах, чтобы на вас не кидали косые взгляды.

    Правила поведения нужно для гармонично развитой страны, что бы не быть похожими на животных, быть людьми в конце концов, быть развитыми, образованными, уважать других людей, быть культурными, культура - это нравственность.

    В общественном месте мы находимся не одни и не всегда окружающим приятно, то что мы привыкли делать у себя дома. В местах общего пользования мы вынуждены соблюдать определенные нормы поведения и хотим того же от окружающих. Например, далеко не всем приятно находиться с пьяным, дурно пахнущим и ругающимся нецензурной бранью человеком. Вот на этот случай и нужны правила.

    Нужно соблюдать эти правила,что бы не быть белой вороной в обществе.Что бы вас не считали за сумасшедшего.Так как сложившийся менталитет в обществе,это долгосрочное явление.Вас могут не приять в это общество,если вы не будете соблюдать эти правила.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

ВВЕДЕНИЕ
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ
На улице
В общественном транспорте
В магазине
В театре, на концерте, в музее и на выставке
Правила поведения в кино
ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО ОБЕДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ.


Культура поведения человека есть внешнее выражение его духовного богатства, умения общаться с людьми. Правила, регулирующие поведение человека в обществе, создавались на протяжении многих столетий. Они возникли в связи с необходимостью упорядочить общение людей, сделать его более организованным, приятным и красивым.
Нередко о воспитании человека судят лишь по его манерам. Но не одни лишь внешние атрибуты воспитанности отличают культурного человека.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ.

На улице.

На улице необходимо соблюдать общепринятые правила поведения. Всякий раз, выходя из дома, окиньте себя взглядом - не нужно ли почистить пальто, костюм, туфли. Как бы мы не спешили, не летим, расталкивая толпу, но и не плетемся еле-еле, заставляя прохожих обходить нас.
Воспитанный человек ведет себя на улице так, чтобы меньше привлекать к себе внимание прохожих: громко не разговаривает и не хохочет, избегает недоразумений, не вступает в случайную перепалку. Отвратительная привычка плевать, бросать окурки, шелуху от семечек и другой мусор на тротуар.
Молодой человек помогает своей спутнице нести тяжелый пакет, хозяйственную сумку с продуктами. Если потребуется пройти через мостик, узкую калитку, по обочине дороги, женщину, а также лиц старше нас пропускаем вперед. Если идти первым оказывается в какой-то мере небезопасным (среди луж, в темноте и т.д.), эту роль берет на себя мужчина, отыскивая и прокладывая дорогу.
Избегайте есть что-либо на улице. И конечно, нельзя, шествуя по тротуару, обдавать прохожих табачным дымом.
Ходить под руку в наше время считается несколько старомодным: это затрудняет движение на людных улицах. На скользком месте молодой человек может предложить пожилому человеку или спутнице руку.
Среди молодежи распространен обычай ходить обнявшись. Молодой человек кладет руку на плечо девушке, а та обнимает его за талию. Это выглядит нескромно.
В городе нередки происшествия. Стараемся не увеличивать толпу зевак. Поможем старому человеку донести сумку, переведем слепого через улицу. Нужно быть в высшей степени деликатным, чтобы пристально рассматривать человека с каким-либо физическим недостатком.
По возможности пешеходы должны избегать движения против общего потока. Уступайте дорогу встречному прохожему и обходите его с правой стороны. Если вы заметили, что кто-то торопится, отойдите в сторону. Даже в очень многолюдном месте не толкаются, а просят разрешения пройти. Если дорога узкая
и плохая, то в случае необходимости мужчина сходит с тротуара на мостовую. В узких, тесных проходах, а также у лестниц и дверей следует подождать до тех пор, пока не пройдут те, кому по праву положено проходить первым.
Раскрытый зонтик несут над головой так, чтобы вода не стекала на прохожих. При встрече с другими пешеходами зонт поднимают или наклоняют в сторону.
Встречного прохожего на узком тротуаре пропускают, отступая назад (младший по возрасту или мужчина). На улице не ходят шеренгой.
Встретив знакомого и заговорив с ним, не стойте посредине тротуара, отойдите в сторону, чтобы не мешать другим прохожим. При встрече с человеком старше вас, не останавливайте их, а попросите разрешения проводить их. Невежливо останавливать малознакомых людей или приятеля, если он идет не один. Это можно сделать только в крайнем случае, конечно, извинившись и убедившись, что он не спешит. Если вы идете не один и встречаете знакомого, с которым хотите обменяться несколькими фразами, не забудьте извиниться перед своим спутником. Тот, в свою очередь, поздоровавшись со всеми, ждет вас или идет поодаль. Однако мужчине не подобает оставлять женщину одну. Желая поговорить со своим знакомым, представьте его своей спутнице.

В общественном транспорте.

Если в ожидании транспорта скопилась группа людей, то приходящие должны занимать свою очередь, а не останавливаться в неопределенной позиции где-нибудь, чтобы затем при посадке броситься к дверям вагона, оттесняя тех, кто стоял первым.
При входе в общественный транспорт пропустите вперед инвалидов, детей, пожилых людей и женщин. В случае необходимости окажите им помощь. Если для входа и выхода используют одну дверь, то сначала дают возможность людям выйти. Мужчина выходит из вагона первым и помогает своей спутнице, пожилым людям или детям. В вагоне не останавливайтесь у дверей, а проходите вперед, освобождая место другим пассажирам. Нельзя разваливаться на сидении и занимать его полностью, если оно рассчитано на двоих. Сумки на сидение можно ставить только в том случае, если ни стоит и есть свободные места. Если свободных мест нет, то уступают свое место престарелым, больным, беременным женщинам, людям с маленькими детьми. Это обязаны делать как лица мужского пола, так и женщины, и в первую очередь молодые люди. Уступая место, можно сказать пару слов, но можно сделать это и молча. Если вам уступают место, то не принимайте это как должное, нужно поблагодарить за проявление внимания. Благодарит и мужчина, и женщина, если место уступили его спутнице. От предложенного места можно отказаться. Тогда поблагодарите за услугу и кратко объясните, почему не воспользовались любезностью. Молодым людям посоветуем: уступайте место всем, кто старше вас, и вашим сверстницам.
Молодые люди, уставившиеся в окно и старающиеся не замечать стоящего рядом пожилого человека, представляют собой неприглядную картину. Но, воспитывая этикет у подростков и детей, самим взрослым необходимо соблюдать правила хорошего тона. Родители должны следить за тем, чтобы дети не пачкали ногами сидения и одежду других пассажиров. Между прочим, не обязательно усаживать ребенка, который в состоянии целыми днями играть, не уставая. Уступая его капризу, мы тем самым утверждаем у ребенка мнение об его исключительности. Вседозволенность - признак эгоиста.
В городском транспорте не едят и не курят. В вагон не входят с мороженым в руках. В нем не стряхивают снег или дождевые капли с одежды. Проездные билеты и мусор не бросают на пол. Чихая и кашляя, пользуются носовым платком. В вагоне не приводят в порядок свою внешность, не чистят ногти, не ковыряют в зубах.
Стараемся стоять устойчиво, не особенно налегая на других пассажиров при толчке или повороте. Держась за поручни, следим, чтобы наши локти не задевали соседа, рука не маячила у него перед самым лицом. Если видим, что наше продвижение к выходу стеснит кого-либо, просим разрешения пройти, осведомляемся, не выходит ли человек на такой-то остановке. Если получаем ответ, что выходит, останавливаемся и спокойно ждем.
Транспорт не место для публичных дискуссий. Если же нам все-таки приходится вступить в разговор, а он носит задиристый характер, помним, что помочь в данном случае может лишь чувство юмора.
Если нечаянно толкнем кого-нибудь, просим прощения. Если толкнули нас, в ответ на извинение скажем: "Пустяки!" - или просто дружески улыбнемся.
Стало распространенным читать в дороге. Но в транспорте газету полностью не разворачивают, а читают в сложенном виде. Не очень красиво заглядывать в книгу соседа, в упор разглядывать пассажиров. Не следует вести беседу о семейных или служебных делах, подслушивать чужие разговоры.
В такси водителю не делают замечаний и не требуют увеличить скорость. Если вы очень спешите, то можно сказать об этом шоферу, об остальном он позаботится сам. А вот снизить скорость его можно попросить. Садясь в машину, мужчина открывает дверь и пропускает вперед женщину или более старшего мужчину. Женщины обычно сидят сзади, а мужчина - рядом с водителем.


В магазине.

Мы каждый день заходим в магазины за покупками. Соблюдение здесь обоюдной вежливости - залог порядка и добрых отношений продавцов и покупателей.
Кто должен уступить дорогу в дверях магазина? Входящий. Он дает возможность выйти из помещения, а затем только входит сам, конечно придерживая при этом двери, чтобы не ушибить следующих за ним людей. К продавцу обращайтесь вежливо, не перебивайте его разговор с предыдущим покупателем.
Профессиональная этика требует от продавца, в свою очередь, быть предельно корректным с покупателями. Порой продавцы, разговаривая между собой, не обращают внимания на покупателя и даже не отвечают на их вопросы. Это верх бестактности и прямое нарушение служебных обязанностей. В подобных случаях вежливо, но твердо требуйте внимания к себе. При подходе покупателя продавец обязан прервать посторонние занятия или, извинившись, попросить немного подождать, скажем в случае, если он укладывает товар. В свою очередь, покупатель соблюдает ряд непреложных правил.
Если вы пришли в магазин, чтобы посмотреть, нет ли в продаже нужных товаров, и у вас нес с собой нужных денег не стоит примерять вещи, которые вы не собираетесь покупать. Лучше расспросить продавца обо всем, что вас интересует, а не заставлять его заниматься бессмысленной работой, да и самому понапрасну не тратить время.
Если вы хотели что-то купить, но не смогли подобрать ничего подходящего, не стесняйтесь сказать об этом продавцу и поблагодарить его за внимание.
Некрасиво стремиться приобрести что-либо без очереди. Такие попытки неизбежно встретят справедливое возмущение окружающих. Бывают, однако, обстоятельства, когда можно попросить отпустить продукты без очереди (спешите на поезд, дома остался без присмотра ребенок или больной человек). В таком случае обратитесь к стоящим впереди, объяснив причину своей просьбы. Это проще, чем просить стоящих в очереди купить заодно что-то и для вас. Да это и нечестно по отношению к тем, кто стоит сзади. К тому же мы ставим в неловкое положение тех, к кому обратились с подобной просьбой: либо они должны отказать нам, либо пойти на некрасивый поступок по отношению к другим людям и услышать от них нелестные замечания в свой адрес.


В театре, на концерте, в музее и на выставке.

Нередко можно видеть в театре, на концерте девушек и юношей в повседневной одежде. Это объясняется тем, что они пришли сюда с работы. Идя в театр, на концерт, надо стремиться красиво одеться, чтобы создать праздничное настроение и себе, и окружающим вас людям.
Пропустив спутницу в дверях мужчина в зал идет первым, чтобы найти свое место. Если в театр или на концерт пришли 2 пары знакомых, женщины садятся посередине, а мужчины по краям. Проходя к своим местам, старайтесь не очень беспокоить уже сидящих зрителей, причем повернитесь к ним лицом. Мужчина идет первым по узкому проходу между рядами и помогает своей спутнице сесть, опуская сиденье кресла. Старайтесь не шуметь, не занимать оба подлокотника кресел, не опираться руками или ногами на стоящие впереди кресла. Лучше всего не опаздывать на спектакль, концерт, но если это случилось, пройдите на балкон или сядьте на ближайшее свободное место. Свое место вы найдете в перерыве. Программы и бинокли держат на коленях. Неприлично в антракте разглядывать окружающих в бинокль. Разговаривать (даже шепотом) во время сеанса, кино или театрального представления не разрешается, тем более нельзя громко комментировать происходящее на сцене. Если вам спектакль или кино не нравится, сидите молча, а в подходящий момент (в перерыве между сценами, выходами артистов) покиньте зал. В кинозале мужчины и женщины снимают высокие головные уборы, чтобы не мешать сидящим за ними зрителям видеть экран. Постарайтесь не елозить на стуле, не кашлять и не чихать. Если вы больны, например, гриппом, посещать общественные места категорически воспрещается.
Артистов благодарят рукоплесканиями, но музыкальные произведения (симфонии, квартеты и пр.) аплодисментами не прерывают. Аплодируют обычно в конце части (перед антрактом). По окончании спектакля, концерта не бегите в гардероб или к выходу: это не сэкономит много времени, а только создаст сутолоку и испортит впечатление от зрелища, музыки.
Соблюдайте определенные правила поведения в музеях и на выставках. При передвижении по залу Старайтесь не мешать окружающим концентрировать свое внимание и наслаждаться произведениями искусства. Для этого не подходите слишком близко к другим посетителям, не загораживайте своей спиной картины, не разговаривайте громко. И конечно, нельзя трогать экспонаты руками. Чтобы не рассеивать впечатление полезно осматривать только те экспонаты, которые вам интересны. Бессмысленно быстро пробежать по всем залам, не выделив отдельных картин какого-то художника.
Если вы осматриваете залы в сопровождении экскурсовода, то слушайте его объяснения молча, не придвигаясь к нему слишком близко, чтобы не мешать остальным. Если у вас возникли вопросы, задавайте их после того, как рассказ окончен, или во время паузы. Неприлично во время экскурсии разговаривать с соседями.
Безусловно, бывает трудно удержать эмоции при осмотре ярких произведений искусства или моделей мод. Иная картина трогает до глубины души, а какой-то объект выставки просто возмущает. Но все-таки постарайтесь быть сдержанными, не судите о произведении по первому впечатлению. Нередко при повторном осмотре возникает иное впечатление. В всяком случае воздержите от пренебрежительного высказывания в адрес картин и автора. Интеллигентный человек скромен и выдержан. А истинный ценитель искусства никогда не проявляет своих восторгов слишком шумно и не щеголяет своей эрудицией перед людьми.

Правила поведения в кино.

В кино можно прийти в течение дня, не готовясь заблаговременно, - отсюда большая свобода действий. Если вы не сняли верхнюю одежду в гардеробе, осторожно, не задев соседа, положите пальто себе на колени.
Если у вас мохнатая шапка ее нужно снять.
На фестивальных премьерах, различных кинопраздниках действуют правила поведения, как в театре театральные, в том числе аплодисменты во время просмотра и по окончании его.
На обычном киносеансе следует соблюдать те же правила, что и в театре: не шуметь, приходить до начала сеанса, занимать только свои места, проходить в случае необходимости лицом к сидящим, не жевать, не сорить, не уходить до окончания сеанса. Можно покинуть зал только в случае, если фильм совсем не оправдал ваших ожиданий, стараясь при этом не мешать окружающим.


ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО ОБЕДА.


Деловой обед с коллегами или партнерами по бизнесу - популярное в деловых кругах мероприятие, которое обычно проводится в ресторане или кафе во время обеденного перерыва. От делового обеда зависит очень многое: ваш имидж как делового человека, имидж фирмы, о которой будут судить по вашему поведению, успех важных переговоров, вхождение в высшие деловые круги и т.д. Именно поэтому начинают обретать популярность такие курсы, как «Этикет делового обеда», затрагивающие все аспекты делового обеда, начиная с того, как есть спагетти, не роняя их себе на рубашку, и кончая тем, как правильно открывать мидии.
При принятии приглашения на обед необходимо обдумать свои задачи и уяснить, будет ли более непринужденная атмосфера застолья способствовать их решению. Может быть, эти вопросы легче решить в учреждении или по телефону. Каждая встреча, связанная с застольем, может отнять от одного до трех часов, а относиться к своему и чужому времени нужно крайне уважительно.
Форма одежды, принятая для деловых обедов, - повседневная рабочая. Если же деловой обед проводится в кафе, то требования к одежде минимальны - допускаются даже джинсы. Ресторан предъявляет более высокие требования к одежде, как правило, это костюм или платье - для женщины. Отправляясь в ресторан, бизнес-леди не должна изменять своему деловому имиджу. Деловой обед - не место для кокетства и чрезмерной демонстрации своей женственности, здесь неуместны глубокие декольте, вызывающие разрезы и яркая бижутерия - они предназначены для вечера. Однако необходимо помнить, что от собеседника вас будет, отделят только стол, поэтому макияж и маникюр должны быть безупречны, а помада такого качества, чтобы не быть съеденной вместе с закуской.
Место встречи. При выборе места встречи необходимо проявить воспитанность и такт. Когда вы заинтересованы в беседе, можно подчеркнуть свое уважение к человеку, назначив место встречи поближе к месту его работы. Уровень ресторана должен соответствовать положению, которое занимают приглашенные вами люди.
Организация. Необходимо строго соблюдать заранее согласованные договоренности о месте, времени и составе участников встречи (кто, где и когда будет встречаться). Только при настоятельной необходимости можно вносить изменения в заранее утвержденный план. Так, если вы намерены встретиться с кем-то с глазу на глаз за завтраком, а приглашенный звонит вам и объявляет, что он намерен явиться со своим секретарем и кем-то еще, вы должны решить, отвечает ли встреча в подобном составе вашим интересам и стоит ли ее действительно проводить.
Рассадка за столом. Если сделан предварительный заказ, хороший тон предписывает дождаться, пока соберутся все приглашенные и лишь тогда усаживаться за стол. Если вам надо будет разложить бумаги, а вы встречаетесь лишь с одним человеком, предпочтительнее сесть за столик на четверых, а не на двоих. В этом случае будут веские причины предложить человеку сесть справа от вас, а не напротив.
Несмотря на то, что за столом нужно вести себя естественно, придерживаться некоторых правил все же стоит. Например, сидите прямо, так, чтобы нижняя часть спины была прижата к спинке стула, а ступни ног полностью касались пола.
Не перекрещивайте во время еды ноги, а руки, если вы не пользуетесь ножом и вилкой, опустите на колени. Хотя более непринужденной кажется поза, когда правая рука лежит на коленях, а запястье левой руки — на столе. Иногда — между подачей блюд — можно поставить локти на стол, но не во время еды. Брать пищу из общей посуды следует положенными рядом с ней столовыми приборами, чаще всего это вилка и ложка. Будьте предельно внимательными, чтобы, держа раскладочную ложку или вилку в правой руке, не уронить еду.
Пользуясь ножом и вилкой, следите, чтобы пальцы не касались лезвия или зубцов. Если временно прибор не нужен, положите его на край тарелки, но никак не на скатерть. А когда вы пользуетесь лишь вилкой, нож обоприте о правый край тарелки, где он меньше всего будет мешать.
Застолье еще не окончено, но в трапезе наступила пауза... В этом случае приборы кладут на тарелку крест-накрест: нож - острием влево, вилку -выпуклой частью вверх, чтобы ручка ножа была расположена, как стрелка часов, указывающая на цифру 5, а ручка вилки — на цифру 7, место скрещения должно приходиться на зубцы вилки и верхнюю часть ножа. Не возбраняется положить приборы ручкой на стол, а рабочей стороной — на тарелку. По окончании еды их кладут на тарелку параллельно друг другу, чтобы ручки показывали на 5 часов, лезвие ножа смотрело влево, а выпуклая часть вилки — вверх. Если это официальный прием, то такое расположение приборов будет служить официанту сигналом, что вы закончили есть.
Десертные ложку и вилку тоже кладут параллельно друг другу. Когда десерт подан в вазочке на высокой ножке или в глубокой вазочке на подставной тарелке, прибор помещают на эту тарелку. Если вазочка мелкая и широкая, ложку можно оставить в ней либо положить на тарелку.
Также стоит придерживаться особых манер поведения. На практике приняты две манеры еды за столом: европейская, когда нож все время держат в правой руке, а вилку — в левой, и американская, при которой вилку перекладывают из левой руки в правую после того, как отрезан один или несколько кусочков мяса или птицы. В Америке нож используют только для разрезания пищи, потом его оставляют на краю тарелки, а свободную левую руку опускают на колено.
Садясь за стол в обычных условиях, вы разворачиваете салфетку, складываете ее пополам так, чтобы нижний край выступал вперед, и кладете себе на колени. На официальном обеде следует подождать, пока хозяйка приема не подаст пример, сделав это первой. Если к столу подают салфетки, то их разворачивают на коленях полностью. Мужчинам ни в коем случае нельзя заправлять салфетку за воротник, между пуговиц рубашки или за пояс брюк. Пользуясь салфеткой, не вытирайте ею рот, а чуть промокните губы. После застолья небрежно сверните ее и положите слева от столового прибора. На званом обеде хозяйка приема, чтобы дать знак всем присутствующим, что трапеза окончена, кладет свою салфетку на стол первой. Гости могут сделать это только после нее. Кольца-подставки для салфеток используют исключительно для семейных обедов.
За столом не следует пользоваться зубочисткой. Если кусочек пищи застрял в зубах, дождитесь паузы, извинитесь, встаньте из-за стола и пройдите в ванную, где решите проблему с помощью зубочистки или прополоскав рот. В Америке это правило действует неукоснительно, в Европе же считают вполне уместным удалить зубочисткой кусочек застрявшей пищи прямо за столом, прикрывшись салфеткой.
«О вкусах не спорят» — это выражение приходит на память каждый раз, как только выясняется, что кто-то из гостей по какой-либо причине не может или не хочет отведать то или иное блюдо. Кроме тех, кто не ест определенную пищу по убеждению, многие люди не употребляют ряд продуктов по медицинским показаниям, и спрашивать их об этом не всегда удобно. И раз уж вы выступаете в качестве приглашающей стороны, имейте в виду данное обстоятельство. Неплохо иметь в запасе различные продукты, чтобы выйти из положения, если возникнет щекотливая ситуация.
Отказываясь от блюда, предлагаемого официантом, негромко скажите: «Нет, спасибо» или просто покачайте головой. Если вы хотите отказаться от вина или какого-либо другого напитка, достаточно указательным пальцем дотронуться до края бокала.
Оплата. Оплатить счет должен либо тот, кто первым предложил встретиться, либо занимающий более высокое положение. Если ситуация может быть превратно истолкована как попытка завоевать чье-то особое расположение, следует предложить, чтобы каждый платил за себя. Это особо актуально для представителей средств массовой информации и государственных служащих всех уровней: завтрак журналиста или чиновника за чужой счет могут счесть попыткой повлиять на прессу или проявлением коррумпированности органов государственной власти. Однако наиболее общим подходом все же будет такой - пригласивший берет все расходы на себя.
Благодарность. После делового обеда принято, по меньшей мере, поблагодарить пригласившего. Более уместной, однако, будет благодарственная записка, хотя этим элементом в деловых отношениях часто пренебрегают.

Деловые обеды получили большую популярность в деловых кругах. Представить без них деловую жизнь просто невозможно. Они являются неотъемлемой частью жизни каждого делового человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Интеллигентность не только в знаниях,но и в способности к пониманию другого.Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому,беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями.
В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.
Не надо запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Браим И.Н. Этика делового общения. - Минск, 1996г.,
2. Ягодинский В. Как себя вести. Воспитание школьников, N2, 1990г.

Наверное, каждый человек хоть раз в жизни сталкивался с ребенком, который ведет себя неправильно. Его поступки могут вызывать разную степень неприятия, однако всем сразу становится понятно, иногда интуитивно, что ребенком нарушаются устои, принятые в обществе.

Особенности

Порядок в обществе обеспечивают законы и нормы морали. Дети несут ответственность перед законом только после достижения определенных возрастных рамок, однако это не значит, что они остаются безнаказанными.

За тяжелые правонарушения отвечают родители и другие законные представители. Кроме этого, следствием любого проступка является общественное порицание. Учащийся, не соблюдающий те или иные нормы, не сможет наладить общение, полноценно жить и учиться, рискует стать изгоем.

Причин, почему школьники ведут себя плохо, может быть несколько:

  • они могут попросту не знать, как это нужно делать;
  • правила могут соблюдаться чисто формально, без осознанного желания;
  • дети часто просто не понимают, для чего существуют правила поведения, и какие преимущества дает их соблюдение.


Чтобы этого не возникало, важно следующее.

  • Своевременно объяснять ребенку как нужно себя вести. Для этого проводятся индивидуальные и групповые беседы, размещаются плакаты и памятки. В раннем детстве источником знаний являются родители. Когда ребенок становится воспитанником детского сада или школы, к воспитанию также подключаются специалисты.
  • Связывать теорию с практикой. Подробно разобрать все ситуации невозможно, но можно дать учащимся основные принципы, согласно которым они будут выстраивать свою модель поведения.
  • Контролировать нарушения, разбирать проблемные ситуации. Важно научить ребенка основам самоанализа.

Если ребенок уже усвоил асоциальные действия, переучить его будет сложнее. Поэтому обучение должно начинаться с раннего детства. Это не значит, что на ребенка будут наложены ограничения. Просто такие меры помогут ребенку понимать поведение других людей и формировать свое мнение.


Культура поведения

Культура поведения обязывает вести себя в соответствии с правилами и нормами, принятыми в обществе. Причем здесь можно говорить как об общечеловеческих нормах, так и принципах, присущих какому-то конкретному обществу. Нельзя различать культуру для высшего или среднего класса. Ценности у всех одинаковые, и они не зависят от статуса человека.

Установленные нормы этики должны быть общими для детей разных возрастных групп: как для младших школьников, так и для подростков. Правильные манеры могут быть даже у малыша, а вести себя хорошо надо не только в обществе, но и в семье.

Культура поведения представляет собой систему взаимосвязанных элементов, таких как:

  • межличностные отношения внутри групп и между отдельными индивидами, а также между учащимися и учителями, родителями и другими членами общества;
  • этикет (и умение применять его в разных ситуациях);
  • грамотную устную и письменную речь (поскольку с помощью нее и осуществляются все коммуникации);
  • невербальные знаки (к ним можно отнести жесты, мимику и другие действия, которые дополняют речь и способствуют пониманию другими людьми);
  • отношение к окружающей среде (в том числе природе).



Не стоит недооценивать и своеобразную подготовку: перед тем как отправляться в любое общественное место, учащийся или его родители (если мы говорим о младшем школьнике) должны позаботиться о его внешнем виде, гигиене.

Опрятный и аккуратный внешний вид – тоже часть культуры ребенка, впрочем, как и его отношение к себе, организация учебы, дома, быта или досуга.

В целом, на культуру поведения школьника всегда влияют несколько факторов:

  • воспитание родителей;
  • влияние образовательных учреждений;
  • принадлежность к религиозной или этнической общности (менталитет);
  • пример окружающих.


Правила общения

Все нормы, регулирующие общение учащихся, можно разделить на несколько групп (в зависимости от места их применения).

В процессе обучения

Сюда можно отнести поведение в общеобразовательной, музыкальной, спортивной школах, секциях, кружках.

  • Общение между учащимися происходит на переменах, после уроков или в специально отведенное учителем время.
  • На перемене нельзя бегать по лестницам и играть в подвижные игры, в ходе которых могут пострадать окружающие.
  • Общение должно быть спокойным, без употребления ненормативной лексики.
  • Во время уроков нельзя переговариваться, шуметь, вставать с места без разрешения и отвлекать других учеников.
  • Приветствовать и обращаться к учителям нужно уважительно. В урочное время, прежде чем что-то сказать или спросить, нужно поднять руку.
  • На территории школы действуют правила, формирующие устав школы. Согласно ему, ребенок обязан подчиняться требованиям персонала.
  • Поскольку деятельность в школе подчинена жесткому расписанию, важно соблюдать пунктуальность, не опаздывать. В случае пропуска по уважительной причине, необходимо предупредить учителя.



На улице

Путь в школу или другое общественное место учащиеся преодолевают пешком, на общественном или личном транспорте; в сопровождении родителей или самостоятельно (если позволяет возраст). Несколько правил поведения в таких случаях:

  • находясь вне школьных стен, учащийся должен помнить, что любой поступок может отрицательно сказаться как на его репутации, так и на репутации учебного заведения;
  • общение со сверстниками и детьми младшего возраста должно быть доброжелательным, обязательно нужно поздороваться и попрощаться;
  • к людям старшего возраста следует относиться вежливо, предложить посильную помощь, уступить место в транспорте, придержать дверь;
  • нельзя отвлекать водителя в автобусе или родителей, когда они находятся за рулем;
  • все игры, мешающие прохожим или угрожающие чужой собственности, должны проходить на соответствующих детских и спортивных площадках;
  • учащийся должен быть проинструктирован родителями или учителями о том, как следует себя вести на тротуаре и проезжей части;
  • законодательно запрещено нахождение в общественных местах несовершеннолетних после десяти часов вечера без сопровождения взрослых;
  • в целях собственной безопасности, не стоит разговаривать с незнакомыми людьми, садиться с ними в машину или соглашаться на просьбы отойти в другое место.


В других общественных местах

При посещении кино, театра, зоопарка, библиотеки, стадиона следует помнить следующее.

  • Перед тем как пойти на какое-либо мероприятие в новое место, необходимо тщательно изучить допустимые правила поведения. Например, в кино допустимо употребление еды и напитков во время показа, а в театре – нет. В зоопарке можно приобрести специальный корм для животных и даже погладить их, а в музее все прикосновения запрещены.
  • Все действия должны выполняться с тем расчетом, что они никому не мешают. В библиотеке, театре и кино (в равной степени) учащимся запрещено смеяться, разговаривать по телефону и любым другим способом доставлять неудобства остальным посетителям.
  • Если по этикету можно разговаривать, не стоит привлекать к себе внимание громким шумом (например, в кафе). С собеседником и обслуживающим персоналом следует общаться внимательно. Нельзя поворачиваться спиной, игнорировать приветствия и пренебрегать вежливыми словами (такими как «спасибо», «пожалуйста», «до свидания»).
  • Мальчиков с ранних лет нужно приучать помогать девочкам, пропускать их вперед. При входе в здание сначала проходят выходящие, потом – входящие.
  • В случае возникновения опасной ситуации следует незамедлительно обратиться в службу спасения или хотя бы сообщить взрослым.


Общепринятые принципы

Любой ребенок рано или поздно станет взрослым. Страшно представить, что будет происходить в обществе, если поведение людей будет хаотичным, ничем не ограниченным. Вот почему важно воспитывать в ребенке качества, предающиеся на протяжении нескольких поколений.

В основе любого воспитания лежат принципы ответственности за свои действия, гуманизма, доброты, дружбы, уважения. Усвоивший их учащийся способен принимать индивидуальные решения в соответствии с ситуацией и без противоречия нормам общественным.

Каждый из нас становился случайным свидетелем того, как родителям бывает неловко за своих детей на улице, в метро, супермаркете или даже на стадионе. Чтобы самому не попасть в такую неприятную ситуацию следует усвоить правила поведения для детей в общественных местах . Это может показаться простым заданием только на первый взгляд, так как грань между воспитанным и запуганным родителями ребенком достаточно размыта. При этом требования к этикету у детей различных возрастов также разнятся.

Если мы видим, как в парке во все горло кричит малыш четырех лет, в принципе, в этом нет ничего страшного и при правильном подходе его можно отучить от этого. Если же горланит отрок, это, как минимум, настораживает. Что уж говорить о сквернословии, курении и драках. В итоге такое поведение может привести к одиночеству и к проблемам с законом, ведь от хулиганства до преступлений рукой подать.

Обучение должно начинаться с первых лет жизни ребенка, так как этот аспект воспитания не менее важен, чем физическое и интеллектуальное развитие. Малыш впитывает все необычайно быстро, поэтому пусть это будут хорошие манеры, чем плохие привычки.

Как было сказано, дошкольникам можно делать определенные поблажки . Главное обучить их таким основам:

  • Не играть за столом во время обеда;
  • Не обижать малышей, девочек и не задирать друзей (здесь важно не переборщить, все-таки ребенок должен уметь постоять за себя);
  • Не выпрашивать у посторонних сладости или игрушки;
  • Не уходить далеко от родителей;
  • Выслушивать старших;
  • Не мучить животных.

Все эти нормы должны впитываться, как и обязанность мытья рук перед едой и чистки зубов. Запомните, научить легче, чем переучить.

Правила поведения в общественных местах для школьников

Существуют общепринятые правила поведения в общественных местах, которые просто обязательны к выполнению. Их список можно найти в любых учебных учреждениях, а также местах отдыха и проведения досугов:

  • В общественных местах и на улицах следует разговаривать, не повышая голос, стараться не шуметь и не мешать посторонним.
  • Соблюдать чистоту – не вредить насаждениям, не плевать и не мусорить;
  • Не грубить людям старшего возраста и покровительствовать младшим. Стараться помочь лицам с ограниченными возможностями.
  • Не портить частное и общественное имущество.
  • Избегать недостойных поступков, среди которых оскорбление прохожих, издевательство над животными, мелкое хулиганство, воровство и т. д.
  • Во время учебного года школьники не могут находиться на улице после девяти часов вечера без сопровождения родителей. В каникулы время нахождения на улице продлевается до 22:00 (не младше 12-летнего возраста).
  • Разрешается посещать общественные мероприятия (концерты, спортивные игры, фестивали) не позже чем до 21:30.