Правила поведения в общественных местах классный час. Воспитательный час "правила поведения в общественных местах"

Предварительная работа. Учителю необходимо заранее отрепетировать с группой ребят фрагменты сценария классного часа и позаботиться о музыкальном оформлении ситуативного практикума.

Описание классного часа (внеклассного занятия)

Культура поведения в общественных местах

Учитель: Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родителями, братьями и сестрами, с соседями; в школе — со многими учителями, школьными товарищами, библиотекарем, читателями; в магазине — с продавцами, кассирами, незнакомыми людьми; на улице — с прохожими, старыми, молодыми, взрослыми, сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь: с одним только поздороваешься, с другими — поговоришь, третьим — ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой.

Вывод: человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, в кино, библиотеке, в магазине, транспорте.

Вот о культуре поведения мы и поговорим сегодня с вами на нашем классном часе.

А теперь послушайте стихи и ответьте мальчику на вопрос в конце стихотворения.

Выходит группа учеников, дети читают отрывки из стихотворения Агнии Барто «Снегирь».

1-й ученик:

На Арбате, в магазине,

За окном устроен сад.

Там летает голубь синий,

Снегири в саду свистят.

Я одну такую птицу

За стеклом видал в окне,

Я видал такую птицу,

Что теперь не спится мне...

2-й ученик:

Из-за этой самой птицы

Я ревел четыре дня.

Думал, мама согласится —

Будет птица у меня.

3-й ученик:

Я ходил за мамой следом,

Поджидал ее в дверях,

Я нарочно за обедом

Говорил о снегирях.

Было сухо, но галоши

Я послушно надевал,

До того я был хорошим —

Сам себя не узнавал.

4-й ученик:

До чего же я старался!

Я с девчонками не дрался.

Как увижу я девчонку,

Погрожу ей кулаком

И скорей иду в сторонку,

Будто я с ней незнаком.

Мама очень удивилась:

— Что с тобой, скажи на милость?

Может, ты у нас больной —

Ты не дрался в выходной!

5-й ученик:

И ответил я с тоской:

— Я теперь всегда такой.

Добивался я упрямо,

Повозился я не зря.

— Чудеса, — сказала мама

И купила снегиря...

Я им буду любоваться,

Будет петь он на заре...

Может, снова можно драться

Завтра утром во дворе?

Учитель выслушивает рассуждения ребят.

Учитель : Поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют след в душе на целый день. Часто хорошее настроение зависит от того, оказали ли человеку внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Жизнь в обществе требует, чтобы все люди выполняли правила общения, обязательные для всех: для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых.

Обсуждение «Правила обязательные для всех»

Учитель: А теперь я предложу вам четыре правила культуры общения. Первое правило вы должны сформулировать сами, прослушав следующие стихи.

Вновь выходят ребята и читают стихи.

1-й ученик:

А вы знаете, что У?

А вы знаете, что ПА?

А вы знаете, что ПЫ?

Что у папы моего

Было сорок сыновей?

Было сорок здоровенных —

И не двадцать,

И не тридцать, —

Ровно сорок сыновей!

2-й ученик:

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Еще двадцать,

Еще тридцать,

Ну еще туда-сюда,

А уж сорок,

Ровно сорок, —

Это просто ерунда!

(Отрывок из стихотворения Даниила Хармса «Врун»),

Учитель помогает учащимся сформулировать первое правило: «Быть всегда, везде и со всеми честным».

Учитель: Второе правило — правило точности. Труд, общественная работа, развлечения часто бывают коллективными, когда от каждого зависит успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всем: в работе, в учении, в приходе к сроку в школу, на собрание, в кино, в театр. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово — исполни, обещал прийти — приди вовремя.

Третье правило деликатности. Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчеркивая, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты лучше всех и все умеешь делать сам.

И четвертое правило — правило вежливости. Надо вежливо обращаться к другим людям, правильно вести себя в чужом доме, быть гостеприимным хозяином, уметь слушать других, знать, кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы», уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным.

Только запомните, все эти правила надо соблюдать искренне, не пытаясь из этого получить выгоду.

Обсуждение ситуаций о поведении в общественных местах

1-я ситуация . Вот ученики пятых классов выходят гурьбой после просмотра фильма из зала. Толкаются. Некоторые ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями расталкивают соседей. Мальчик, спускающийся по лестнице, споткнулся и упал. Как реагировали окружающие ребята?

Одни бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику — подняться, другой закричал: «Ну, что толкаешься?!» Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий! Медведь косолапый». Остальные равнодушно проходили, даже не взглянув на пострадавшего.

Можно представить и переживания упавшего мальчика, и огорчение попавших в толкучку, которую создали ребята, расталкивающие друг друга и стремящиеся выйти первыми, без очереди.

Как бы поступили в данном случае?

(Ребята предлагают свои варианты решения проблемы).

2-я ситуация . Пятый класс идет на экскурсию в музей. Еще издали слышно, что идет много ребят: они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются подставить «ножку» впереди идущему. Но вот встретился киоск с мороженым и соками. Сразу же возникла у киоска толпа. Каждый хочет побыстрее купить мороженое. Ученики даже не слышат учительницу. Наконец, класс подходит к остановке. Приближается автобус. Многие ребята входят с мороженым в руках. Оно тает, капли попадают на одежду пассажиров, которые, конечно, выражают недовольство и возмущение.

В этой ситуации опять встречаемся с людьми, которые приносят окружающим неприятности. Каковы пути разрешения данной ситуации?

(Ребята вновь предлагают свои варианты решения проблемы).

Надо уметь жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга.

Учитель: Ребята, а теперь я предложу вам некоторые правила «Не». Пожалуйста, познакомься с этими «Не» повнимательнее.

Двое учащихся читают поочередно:

Не спеши первым сесть за стол.

Не разговаривай во время еды.

Не забывай закрыть рот, когда жуешь.

Не чавкай.

Не рвись первым выскакивать в двери.

Не перебивай говорящего.

Не размахивай руками.

Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

Не передразнивай говорящего.

Не садись раньше старшего без его разрешения.

Не протягивай руку первым при приветствии, погоди, пока старший поздоровается с тобой за руку.

Не забудь снять головной убор, входя в дом.

Не повторяй слишком часто «я».

Не делай вид в общественном транспорте, что ты не замечаешь стоящего пожилого человека.

Не вмешивайся в чужой разговор, а в случае необходимости произнеси слово «Простите».

Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.

Не чихай в пространство, чихай в носовой платок.

Не держи руки в карманах.

Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

Не произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.

Не сквернословь!

Не считай себя самым умным и всезнающим, будь скромен.

Мальчики, будьте вежливы с девочками, а девочки будьте учтивы с мальчиками.

Не пытайся раньше времени стать взрослым, старайся не попасть под власть вредных привычек.

Учитель : Ребята, сразу запомнить эти правила сложно. Но, выполняя некоторые из них ежедневно, вы сможете выучить все правила за несколько дней.

Давайте поиграем в игру «Правила хорошего тона». Если вы внимательно прослушали правила «Не», то вы справитесь с заданиями этой игры.

Я буду называть первую часть правила хорошего тона, например: «За столом...», а вы должны закончить эту фразу, используя правила «Не», например, «не болтай ногами», «не разговаривай» и т.д.

При еде... (не чавкай, не разговаривай с соседом и т. д.).

При приветствии старшего....

При разговоре с другом....

При входе в общественный транспорт....

В людных местах и на улице....

Входя в школу....

Продолжая игру, начальные фразы учитель может придумать самостоятельно, в зависимости от времени и настроения учеников.

Игровой практикум-беседа для учащихся начальных классов «Как вести себя в общественных местах»!

Цели и задачи практикума:

Знакомство школьников с основными правилами поведения в общественных местах, при общении со старшими и сверстниками, манерами приветствия и другими нормами этикета;

Развитие математического и логического мышления у младших школьников.

Описание классного часа

Учитель начинает беседу с небольшого примера. «Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу — так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать "золотую середину" — то они кололи друг друга иглами, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине — иди на край. И снова жди своей очереди!»

По тому, как человек держится, как он ходит, садится, как он держит руки, какие слова произносит, судят об уровне культуры, о нравственных и интеллектуальных достоинствах личности.

Нормы поведения не требуют от вас: «Делай только так, а не иначе!» Конечно, когда мальчик с девочкой идут по узкой дорожке, ему следует пропустить ее вперед. Но если дорога незнакомая, а идти страшновато, что подсказывают здравый смысл и понятие о мужском благородстве?

Правила этикета очень разумны. Они как бы указывают самые удобные и экономные способы действия. Вы позвонили кому-то по телефону, сразу назовите себя. Разумно? Очень: вашему собеседнику не придется ломать голову над тем, с кем он разговаривает.

Вы слышали выражение «эстетика поведения»? Вообще-то эстетика — наука о прекрасном. Когда говорят «эстетика поведения», подчеркивают тем самым, что поведение должно быть красивым. Не только правильным, не только разумным, но и обязательно красивым.

Мы постоянно используем слова: «некрасиво», «смешно», «безвкусно», «неопрятно». Именно так выглядит поведение человека, плохого воспитания.

Воспитанный человек свое хорошее отношение к людям выражает красивыми формами поведения: подтянутостью, собранностью, привлекательными манерами, достоинством, спокойствием. Воспитанный человек всегда красив. А почему? (Ответы-рассуждения учеников.)

Обсуждение ситуации об истории этикета

Учитель предлагает ученикам несколько «крылатых» высказываний и просит высказать свое мнение.

«... Вежливу быть на словах, а шляпу держать в руках не убыточно, а похвалы достойно, и лучше, когда кто про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван» (из книги о культуре поведения времен Петра I).

«Тот, кто не приобрел культурных навыков, — груб» (И. Кант, немецкий философ).

«Хорошее воспитание не в том, что не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой» (А.П. Чехов).

Учитель : Народная мудрость гласит:

«Лошадь узнают в езде, а человека в общении».

«Учись вежливости у невоспитанного».

«Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани».

Петр I в предисловии к книге «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению» указывал, что воспитанного человека украшают три добродетели: «приветливость, смирение и учтивость».

С изменением условий жизни, ростом культуры некоторые нормы морали устаревают, уступают место новым. Еще совсем недавно считалось неприличным для женщин ездить на велосипедах. До сих пор встречаются люди, которые возражают против того, чтобы женщины ходили в брюках. Но времена меняются.

Правила поведения имеют культурно-исторические особенности. Современный городской житель Европы считает, что мужчина должен уступить дорогу женщине, а в семейной жизни мораль требует равноправия. Иные отношения между мужчиной и женщиной в странах Востока. Здесь в доме распоряжаются мужчины, женщины пропускают мужчин вперед, уступая им дорогу.

Самое первое правило этикета, которое мы запоминаем с первых дней, — приветствие и пожелание доброго утра, дня, вечера.

Учитель предлагает ученикам небольшую дискуссию:

— Подумайте и ответьте, например, кто здоровается первым, если встретились младший и старший? Мальчик и девочка? Два мальчика? И, кстати, кто первым подает руку? (Ответы учеников.)

— Можно ли вместо «здравствуй» говорить «привет»? (Ответы учеников.)

— В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Игорь Семенович». Скажите, ребята, какая допущена ошибка? А может быть, все в порядке? (Ответы учеников.)

— Вот какая национальная специфика жеста существует:

Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки.

Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе.

Лапландцы трутся носами.

Латиноамериканцы обнимаются.

Французы целуют друг друга в щеку.

Учитель : А как мы обращаемся к человеку? Как мы его приветствуем? Очень важно научиться делать это так, чтобы никого не обидеть.

Согласно правилам этикета, существует несколько способов обращения:

— официальное («гражданин», «товарищ», «господин»);

— дружеское («уважаемый коллега», «дорогой друг», «старина»);

— фамильярное, которое допустимо только среди близких друзей: Шурик, Ленок, Димон или какое-то безобидное прозвище.

— Если вас окликнули «Эй ты!», как вы себя поведете?

— Если вам надо обратиться к руководителю в присутствии посторонних, а это ваш родственник? (Ответы учеников.)

Не только по отношению к посторонним, но и об отце, матери, бабушке и дедушке, сестре или брате нельзя говорить «он» или «она». Нужно сказать: «Мама просила передать» (а не «она просила»), «Да, отец дома» (а не «он дома»).

Вот история происхождения двух правил приветствия: когда входишь в дом, снимай головной убор и, здороваясь, снимай перчатку.

Уезжая из дома в дальний путь, рыцарь обязательно надевал тяжелые рукавицы, железный шлем с забралом, закрывающим лицо.

Но вот на пути дом, где живет добрый человек. Переступая порог, странствующий рыцарь снимает шлем и держит его в руке.

«Я тебя не опасаюсь, — говорит он этим жестом, — моя голова открыта, потому что я доверяю тебе».

А сняв железную рукавицу, человек показывает, что в его ладони не спрятано оружие. Да к тому же в железной рукавице непросто было пожать руку.

А как происходит церемония знакомства? Если вы попали во взрослую компанию, то вам следует либо самому представиться, либо вас представляет кто-то другой. Младший всегда представляется первым. А девочка должна подождать со своим представлением. Первым это делает всегда мальчик.

При знакомстве принято обмениваться рукопожатием. Здесь правило простое: старший протягивает руку первым так же, как и дама. А вот при последующих встречах первой руку подает девушка юноше, старший — младшему.

При знакомстве принято называть человека по имени, отчеству, фамилии. Правильнее представить так: «Анатолий (Толя), мой одноклассник», «Люда Киселева, соседка по даче».

У нас используются две формы обращения: «вы» и «ты». В Англии есть только одна форма, в Румынии было даже три формы обращения. В Швеции и Польше для этого используется форма третьего лица, например: «Не хочет ли доктор мне помочь?», «Госпожу учительницу просят к телефону».

Мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки небезразличны для окружающих.

Одна девочка, которой сделали замечание за то, что она слишком громко смеется, обиженно сказала: «Мое поведение — мое личное дело!» А один шестиклассник рассуждал так: «Есть люди свои, которым ты что-то должен. А есть и чужие. Со своими — друзьями, товарищами, родными — я всегда вежлив. Но почему я должен стараться для чужих? Для тех, кого я встречаю самое большее на минуту в метро или на улице? Можно хоть иногда побыть естественным?»

Тогда, с точки зрения людоедов, в истории человечества каннибализма никогда не было. Тех, кого съедали, не считали людьми. Людьми считались только свои.

Может, не стоит брать пример с каннибалов, деля людей на «своих» и «чужих». А уж ставить знак равенства между хамством и естественностью и вовсе неуместно.

Однажды на автобусной остановке девочка лет восьми пристально разглядывала пожилого человека, обезображенного шрамами и ожогами. Он ежился, поднимал воротник пальто, отворачивался. Но девочка обходила вокруг, не мигая смотрела, даже рот приоткрыла. Что чувствовал при этом больной и беспомощный мужчина? (Ответы- рассуждения учеников.)

С самого детства надо осваивать науку общения, овладевать умением вести себя среди людей так, чтобы им было хорошо, приятно, удобно.

Учитель вновь обращается к учащимся:

— Вот простые задачи. Решите их. Ваш знакомый едет в другой город, и вы хотите передать с ним письмо подруге. Оно написано, вложено в конверт, согласие знакомого получено. Спрашивается: надо ли заклеивать конверт, как обычно, или он не должен быть запечатан? (Ответы учеников.)

— Три подружки уселись во дворе на лавочке: Катя, Зина и Оля. Оле нужно рассказать Кате по секрету то, что касается их двоих. Можно ли это сделать прямо тут же? (Ответы учеников.)

Ситуативные задания по этике поведения

Учитель: На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV во Франции гостям вручили карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек — «этикеток» и произошло слово «этикет», вошедшее впоследствии в языки многих стран. Этикет — это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

С XVIII в. начинают печатать пособия по этикету. При Петре I трижды издавали книжку для юношества «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». В ней вслед за азбукой и арифметикой излагались правила, как сидеть за столом и управляться с вилкой и ножом, на каком расстоянии снимать шляпу при встрече со знакомыми и т. д. Любопытны рекомендации о поведении в общественных местах и за столом: «Никто не имеет, повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей косо взглядывать, но прямо и не согнувшись ступать». Или другое: «Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже».

В книжке давались советы и морального плана. Рекомендовалось, к примеру, «отца и матерь в великой чести содержать». Если отец позовет сына, то приличным считалось откликаться так: «Чего изволите, государь батюшка» или «Что мне прикажете, государь?» Невежливыми полагались следующие ответы: «Что, чего, што, как ты говоришь, чего хочешь». Этикет — и это справедливо — был соотнесен с нравственными отношениями.

— Что вы думаете по этому поводу? (Ответы учеников.)

Учитель предлагает учащимся небольшой практикум «Познай себя»:

1. Какие качества людей ты считаешь наиболее ценными?

2. Кому ты хотел бы подражать? Кто твой любимый литературный герой и киногерой?

3. Как ты относишься к людям? Чего в них, по-твоему, больше: положительного или отрицательного? (Чем лучше кажутся тебе люди, тем лучше ты сам.)

4. К какой группе ты отнесешь себя:

1) Всегда доволен собой, гордишься и любуешься собой, на замечания товарищей обижаешься, сверстников считаешь ниже себя по уму и подготовке (эгоистичен).

2) Восхищаешься многими товарищами по школе, а в себе видишь только плохое (чрезмерно самокритичен).

3) Недоволен собой, но и среди товарищей не видишь достойных уважения, готов признать свои ошибки, но и другим не прощаешь оплошностей (скептичен, неуважителен).

4) Недоволен отдельными своими недостатками, но уважаешь себя за верность слову, силу воли; недостатки товарищей тебя волнуют, и ты ищешь повод, чтобы дать им добрый совет (настоящий товарищ).

5) Сколько из задуманных тобой дел доведено до конца? Если почти все — у тебя сильная воля, половина — удовлетворительно развитая воля, меньше половины — слабая воля.

6) Выдержан ты или вспыльчив, решителен или нет, скромен или хвастлив, можешь ли противостоять дурному влиянию?

7) Суворов говорил: «Одежда в пятнах — душа в пятнах». Опрятен ли ты?

8) Походка — один из показателей воспитанности. Еще Пифагор заметил, что она в какой-то мере выражает характер. Внешняя подтянутость указывает на внутреннюю собранность. Имей в виду, что недостатки роста, фигуры и черт лица, сглаживаются внутренней культурой и воспитанностью.

9) Нет ничего полезнее прямой, честной и доброжелательной критики. Горькая правда всегда лучше сладкой лести. Умный учится и у друзей, и у врагов, и только глупый обижается на замечания. Умеешь ли ты без обиды выслушать критику старших и товарищей? Как ты реагируешь на нее?

10) Как в целом ты оцениваешь уровень своей воспитанности?

Ситуация «Невежа и невежда»

Учитель зачитывает стихотворение:

Усердней с каждым днем гляжу в словарь,

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах — события печать,

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой...»

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

(С. Маршак «Словарь»)

После прочтения стихотворения учитель обращается к учащимся:

— Если вы внимательно слушали, то объясните, кого называют аккуратным, болтливым, легкомысленным, справедливым, трудолюбивым? (Ответы учеников.) Теперь вы убедились, что в каждом обществе, в каждом коллективе есть свои традиции, свои обычаи, нормы поведения, которые необходимо соблюдать и чтить. Еще в Древней Руси именно об этом говорили народные пословицы и поговорки:

В одиночку не одолеешь и кочку.

Артель дружбой крепка.

В единении — сила.

В кулаке все пальцы равны.

В лесу лес не ровен, а в миру — люди.

В мире жить — мирское и творить.

В народе — что в туче: в грозу все наружу выйдет.

В согласном стаде волк не страшен.

Все за одного — один за всех.

К миру приставай, а от мира не отставай.

Других не суди, на себя погляди.

Людей хулит, а сам лыком шит.

Мир за себя постоит.

Не копай другому яму — сам в нее попадешь.

Как аукнешь, так и откликнется.

Что в людях живет, то и нас не минет.

Тот не хорош, другой не пригож, погляди-ка на себя: сама-то какова?

Подведение итогов. Учитель кратко напоминает учащимся, о чем говорилось на этом классном часе. В завершении предлагает учащимся прослушать правила обязательные для всех:

Не делай вид в троллейбусе, автобусе или трамвае, что ты не замечаешь стоящего рядом старика.

Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.

Не чихай в пространство, чихай в носовой платок.

Не держи руки в карманах.

Учитель : Видите, сколько непростых задачек подбрасывает вам жизнь на каждом шагу. Впрочем, если вы знакомы с правилами этикета, они окажутся не такими уж и сложными. Главное — приучить себя к определенным моделям поведения, овладеть элементами культуры общения.

Муртазина Венера Мустафовна,

учитель начальных классов

МАОУ «Базарно – Матакская средняя общеобразовательная школа»

Алькеевский район РТ

Правила поведения в общественных местах

Цель: рассказать о правилах поведения в общественных местах; воспитание культуры поведения в общественных местах. Оборудование: памятки для учащихся Ход классного часа:
    Вступительное слово учителя.
- Ребята, вы часто бываете там, где много незнакомых людей. Такие места называются общественными. Назовите такие места. (Это кинотеатр, театр, улица, больница, школа, музей, общественный транспорт.) - Как вы думаете, в таких общественных местах есть свои определенные правила поведения? Выслушиваются высказывания детей. Девизом нашего сегодняшнего занятия будут стихи С. Обоевой.

Я по городу иду,

Я в беду не попаду,

Потому что твердо знаю-

Правила я выполняю.

Что за правила такие?

Очень, в общем-то, простые.

С ними будет жизнь прекрасна,

Весела и безопасна!

Какие эти правила? Знаете ли вы?
    Практическая часть
(Дети инсценируют данные сюжеты.) На улице
    Несколько школьников прогуливаются по классу, изображая прохожих. В дверь входит Коля. Он радостно обращается к товарищу.
Коля: Миша, здорово! Миша: Здравствуй! Коля: Ты не знаешь, будут сегодня занятия в кружке? А то Петька мне говорил – да, а Витька говорит – нет. Прохожие идут мимо остановившихся ребят, обходя их по мостовой, обделенной от тротуара меловой чертой. Приятели им явно мешают. Миша: Давай, Коля, отойдем в сторону. Мы мешаем. Отходят, продолжая разговор. Теперь прохожие идут свободно по тротуару. (Обсуждение сюжета). В классе
    В класс входит четыре подружки. Они идут под руки, весело разговаривают, громко смеются. Опять тротуар занят и прохожим снова приходится их обходить ребят.
Под руководством учителя школьники разбирают сценку, и в заключение он напоминает им: «Если вы идете с товарищами, не занимайте весь тротуар; встретил товарища и остановился поговорить с ним, отойди в сторону. Называть друг друга надо вежливо: Коля, Витя». Скажите, как пройти
    В класс входит группа ребят. Они играют в мяч, прыгают через скакалку. Входит Зоя.
Учитель: Зоя не знает, как ей найти необходимый адрес. Она спрашивает одного, другого школьника. Зоя: (обращаясь к играющим в мяч) Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Свободы? Оля: (не оборачиваясь) Не знаю. Вася: (махнул рукой в неопределенном направлении). Туда идите. Зоя: (постояв, подходит к прыгающим через скакалочку). Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Свободы? Ребята: (хором). Налево. Сначала через мост, потом направо. Да нет же. Не надо через мост! Около трамвайной остановки! Зоя огорчена и, недоуменно пожав плечами, уходит. Все снова занялись своими делами и через некоторое время тоже убегают. Учитель: Каждый из вас знает, как неприятно, когда на вежливый вопрос тебе отвечают небрежно, равнодушно, бестолково. (Обсуждение этой инсценировки), Физминутка. Знакомство с памятками. На улице На улицу надо выходить чисто и опрятно одетым. Неприлично на улице громко разговаривать, кричать, свистеть, обращая на себя внимание прохожих. Если ты идешь с товарищами, не занимай весь тротуар! Если ты встретил товарища на улице и остановился поговорить с ним, отойди в сторонку. Если у тебя спросили адрес, дорогу, надо толково, спокойно и вежливо ответить. ходи по улице не сутулясь, будь подтянутым, не держи руки в карманах. Выходи гулять лишь в те часы, которые установлены режимом дня. Не заигрывайся во дворе, не забывай, что надо сделать уроки, помочь по хозяйству. Украшай свой двор, озеленяй его, поддерживай в нем чистоту и порядок. Прими участие в благоустройстве детской площадки, в устройстве катка, ледяной горки. Оберегай птиц, корми их, делай скворечники, кормушки. Не ломай цветы и деревья! Играй с малышами, не обижай их. выучи подвижные и тихие игры, научи играть других. Соблюдай правила игры.

В транспорте

Самостоятельно пользоваться транспортом можно только с разрешения взрослых, родителей. Младшие школьники могут входить с передней площадки, не надо спешить, толкаться. Не забудь заплатить за проезд. Пожилым людям, женщинам с маленькими детьми надо уступить место. Ели нечаянно толкнешь кого-нибудь, извинись. При выходе из вагона не бросай билет под ноги. Будь осторожен при входе и выходе, помни, что двери открываются автоматически. Если надо перейти улицу, обходи трамвай спереди, а автобус и троллейбус – сзади. Выходя из транспорта, надо помочь тем, кто выходит позднее вас – подать им руку. (Обсуждение каждого пункта.)
    Азбука поведения в стихах. Рассказывают дети.
Город, в котором С тобой мы живем, Можно по праву Сравнить с букварем. Азбукой улиц, Проспектов, дорог, Город дает нам Все время урок. Вот она азбука - Над головой. Знаки развешаны Вдоль мостовой. Азбуку города Помни всегда, Чтоб не случилась С вами беда. Лестница крутая, Я по ней взбегаю, И под ноги я смотрю, - Осторожней! - говорю. Через дорогу я с братом иду, За руку брата, конечно, веду Смотрим налево, Направо глядим, Смело идем, если нет машин. Шум работать нам мешает, Шум бабулю раздражает! От шума голова болит, Так зачем же шум шумит? Эскалатор – лестница, Лестница-чудесница, Будь на ней внимателен, Правила старательно Выполняй и не зевай! Руку маме подавай, И за поручень держись! На ступеньках не вертись! Холодное мороженое На улице есть не положено, Соблазнительно на вид, Но после горло заболит.
    Подведение итогов.
Игра «Выбери правильный ответ! Во время поездки на автобусе можно: А) громко разговаривать; Б) петь песни; В) требовать себе место на сиденье; Г) вставать на сиденье ногами; Д) уступать место старшим; Е) ставит на сиденье грязные вещи. 6. Домашнее задание. Нарисовать схемы, таблицы о правилах поведения в общественных местах.

Литература.

    «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» Начальная школа; Обухова Л.А. , Лемяскина Н. А. Издательство «Вако», 2004 год; «Классные часы» Учебный год. 2 класс; Максимова Т. Н. Издательство «Вако», 2010 год.

;воспитание культуры поведения в общественных местах.







Правила поведения в гостях В гостях нужно быть вежливым, вести себя спокойно В гостях нужно быть вежливым, вести себя спокойно Поддерживать разговор во время еды, но не разговаривать с набитым ртом Поддерживать разговор во время еды, но не разговаривать с набитым ртом Пережёвывать пищу с закрытым ртом, стараясь есть и пить бесшумно Пережёвывать пищу с закрытым ртом, стараясь есть и пить бесшумно Не отвлекать внимание гостей только на себя. Не ломать и разбрасывать игрушки Не отвлекать внимание гостей только на себя. Не ломать и разбрасывать игрушки Не клади локти на стол, не играй во время еды. Не клади локти на стол, не играй во время еды. Правильно пользуйся ножом, вилкой, салфеткой. Правильно пользуйся ножом, вилкой, салфеткой.






Дети обязаны: Входить в транспорт и выходить из него со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспорта; Входить в транспорт и выходить из него со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспорта; держаться за поручни в салоне; держаться за поручни в салоне; покупать билеты у водителя только на остановке; покупать билеты у водителя только на остановке; быть вежливыми, уступать место пожилым людям, инвалидам и маленьким детям. быть вежливыми, уступать место пожилым людям, инвалидам и маленьким детям. Выходить принято через переднюю дверь, а входить – через заднюю. Выходить принято через переднюю дверь, а входить – через заднюю. Независимо от того, опаздываете вы или нет, не расталкивайте других пассажиров локтями, устремляясь к выходу. Независимо от того, опаздываете вы или нет, не расталкивайте других пассажиров локтями, устремляясь к выходу.


Детям-пассажирам запрещается: отвлекать водителя разговорами во время движения транспорта и стучать в стекло кабины; отвлекать водителя разговорами во время движения транспорта и стучать в стекло кабины; открывать двери транспорта во время его движения; открывать двери транспорта во время его движения; высовывать голову и руки из окон. высовывать голову и руки из окон. Не привлекать излишнего внимания, портить общественного имущество Не привлекать излишнего внимания, портить общественного имущество




Книги нужно беречь Нельзя книги перегибать Нельзя книги перегибать Нельзя загибать книжные страницы Нельзя загибать книжные страницы Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? Нельзя писать и рисовать в книгах Нельзя писать и рисовать в книгах Нельзя читать книги во время еды Нельзя читать книги во время еды


Правила поведения в библиотеке Войдя в библиотеку нужно поздороваться Войдя в библиотеку нужно поздороваться В библиотеке вести себя тихо, не кричать В библиотеке вести себя тихо, не кричать При выборе книги не хватать все книги подряд, а выбрать по автору или разделу, или назвать библиотекарю название книги или автора При выборе книги не хватать все книги подряд, а выбрать по автору или разделу, или назвать библиотекарю название книги или автора С книгами обращаться аккуратно, не вырывать странички С книгами обращаться аккуратно, не вырывать странички Получив книгу, нужно сказать спасибо Получив книгу, нужно сказать спасибо И самое главное вовремя возвращать книгу И самое главное вовремя возвращать книгу



Правила поведения в школе Звонок на урок для учащихся, вы должны встать возле парты, звонок с урока для учителя, не вставать пока учитель не закончит урок Звонок на урок для учащихся, вы должны встать возле парты, звонок с урока для учителя, не вставать пока учитель не закончит урок Если ты хочешь спросить или ответить на уроке, нужно не выкрикивать, а поднять руку. Если ты хочешь спросить или ответить на уроке, нужно не выкрикивать, а поднять руку. Не разговаривать во время урока, не отвлекать, не мешать товарищам. Не разговаривать во время урока, не отвлекать, не мешать товарищам. Во время урока внимательно слушать учителя. Во время урока внимательно слушать учителя. На переменах нельзя бегать, кричать. На переменах нельзя бегать, кричать. Если кто-то взрослый входит вовремя урока, то нужно встать и поздороваться. Если кто-то взрослый входит вовремя урока, то нужно встать и поздороваться.


Используемая литература Бушелева, Б. В. Поговорим о воспитанности. – М.: Просвещение, 1988 Бушелева, Б. В. Поговорим о воспитанности. – М.: Просвещение, 1988 Минскин, Е. М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1987 Минскин, Е. М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1987 С. Михалков «Шел трамвай десятый номер» С. Михалков «Шел трамвай десятый номер» Картинки из книги Юлии Соколовой «Правила поведения для малышей» Картинки из книги Юлии Соколовой «Правила поведения для малышей»

Тема: «Правила, обязательные для всех» (беседа-диалог о правилах поведения в общественных местах)

Цели и задачи классного часа

Прививать этические нормы поведения в обществе;

Воспитывать культуру речи, поведения в общественных местах; уважение к личности.

Ход классного часа

Обсуждение проблемы: «Культура поведения в общественных местах»

Учитель: Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родителями, братьями и сестрами, с соседями; в школе - с учителями, школьными товарищами, библиотекарем, читателями; в магазине - с продавцами, кассирами, незнакомыми людьми; на улице - с прохожими, старыми, молодыми, взрослыми, сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь: с одними только поздороваешься, с другими - поговоришь, третьим - ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой.

Вывод: человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, в кино, библиотеке, в магазине, транспорте.

Поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют след в душе на целый день. Часто хорошее настроение зависит от того, оказали ли человеку внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова! Жизнь в обществе требует, чтобы все люди соблюдали правила общения, обязательные для всех: для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых.

Обсуждение: «Правила, обязательные для всех»

Учитель предлагает учащимся три правила и обсуждает их с учащимися.

1. Правила точности. Труд, общественная работа, развлечения часто бывают коллективными, когда от каждого зависит успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всем: в работе, в учении, в приходе вовремя в школу, на собрание, в кино, в театр. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово - исполни, обещал прийти - приди вовремя.

2. Правила деликатности. Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты - лучше всех и все умеешь делать сам.

3. Правила вежливости. Надо вежливо обращаться к другим людям, правильно вести себя в чужом доме, быть гостеприимным хозяином, уметь слушать других, знать, кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы», уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным. Необходимо научиться быть легким в общении, для этого надо уметь узнавать состояние человека, его настроение по внешнему виду. Прежде всего надо научиться узнавать по глазам настроение самых близких людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, братьев и сестер. И в зависимости от того, что ты увидел, строить свое поведение. Это трудно и нетрудно. Трудно, если ты не понимаешь, зачем надо считаться с другими людьми, и не хочешь понять их состояние. Легко, если ты считаешь, что хотя ты еще маленький, но уже можешь облегчить горе или неприятности другого человека, порадоваться чужим успехам.

Обсуждение ситуаций: поведение детей в общественных местах (в кино, библиотеке, магазине, во дворе, на улице, в школьной раздевалке, столовой)

1-я ситуация для обсуждения.

Вот дети выходят гурьбой из зала после просмотра фильма. Толкаются. Некоторые ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями расталкивают соседей. У выхода толчея. Мальчик, спускающийся по лестнице, споткнулся и упал. Как реагировали окружающие ребята?

Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться, другой закричал: «Ну, что толкаешься?!». Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий! Медведь косолапый». Остальные равнодушно проходили, даже не взглянув на пострадавшего.

Можно представить и переживания упавшего мальчика, и огорчение попавших в толчею, которую создали ребята, расталкивающие друг друга и стремящиеся выйти первыми, без очереди.

2-я ситуация для обсуждения.

Класс идет на экскурсию, в музей. Еще издали слышно, что идет много ребят: они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются подставить «ножку» впереди идущему. Но вот встретился киоск «Мороженое». Сразу же у киоска возникла толпа. Каждый хочет побыстрее купить мороженое. Дети даже не слышат учительницу. Наконец класс подходит к остановке. Приближается автобус. Многие ребята входят с мороженым в руках. Оно тает, капли попадают на одежду пассажиров, которые, конечно, выражают недовольство и возмущение.

В этой ситуации опять встречаемся с людьми, которые приносят окружающим неприятности.

Чтобы не возникали огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни.

Надо уметь жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга.

Знакомство с законами «Не»

Учитель: ...Пожалуйста, познакомьтесь с этим «Не» повнимательнее. Это вам пригодится. Два ученика читают поочередно:

Не спеши первым сесть за стол.

Не разговаривай во время еды.

Не забывай закрыть рот, когда жуешь.

Не чавкай.

Не рвись в дверях выскакивать первым.

Не перебивай говорящего.

Не размахивай руками.

Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

Не передразнивай говорящего, даже если он заика.

Не садись раньше старшего без его разрешения.

Не протягивай руку первым, погоди, пока старший поздоровается с тобой.

Не забудь снять шапку, входя в дом.

Не повторяй слишком часто «я».

Не делай вид в троллейбусе или трамвае, что ты не замечаешь стоящего старика.

Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.

Не чихай «в пространство», чихай в носовой платок.

Не держи руки в карманах.

Не причесывайся где попало, для этого есть коридор, фойе.

Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

Не произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.

Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.

Подведение итогов классного часа

В качестве итогов классный руководитель вспоминает с учащимися цели сегодняшнего разговора (классного часа) и предлагает небольшие ситуации.

Ситуация для обсуждения с детьми

1-я ситуация для обсуждения. Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та говорила с другой учительницей. Лена подбежала к учительнице и сказала: «Елена Петровна...»

Какую ошибку вы заметили?

Что бы вы посоветовали девочке?

2-я ситуация для обсуждения. Миша пришел домой к Пете, чтобы вместе делать домашнее задание. Работали они добросовестно, серьезно. В это время пришла Петина мама, нагруженная сумками, и сказала: «Петя, помоги мне отнести в кухню сумки». Петя сказал: «Мама, мы ведь серьезным делом заняты - уроками».

Выскажите свое мнение по поводу поведения мальчиков. Какие ошибки в их поведении вы заметили?

Учитель делает вывод о том, как можно завоевать авторитет среди окружающих, как необходимо вести себя в обществе, с друзьями.