Праздник церковный сегодня 21 сентября. сентября какой праздник божественный церковный христианский, что можно и нельзя делать по церковному календарю, можно ли работать. сентября: приметы и поверья

21/09/2017 - 00:02

Сегодня, 21 сентября 2017 года православная церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы. Это светлый и радостный праздник, который относится к числу двунадесятых непереходящих праздников. В этот день в церквах проходят праздничные богослужения, а верующие молятся Деве Марии.

Также сегодня церковь отмечает празднование Почаевской иконы Божией Матери. Праздник посвящен одной из наиболее почитаемых святынь Русской Церкви - чудотворному образу Пресвятой Богородицы. Торжество установлено в память об избавлении Успенской Почаевской Лавры от осады турков, которое произошло 20-23 июля 1675 года.

Рождество Пресвятой Богородицы отмечается церковью 21 сентября ежегодно. Впервые праздник стали праздновать в пятом веке. Согласно истории, жители Назарета Анна и Иоаким были бездетными, но мечтали о ребенке и верили, что Бог дарует им дитя. Когда они были уже в преклонном возрасте, Иоаким понес свое приношение в храм, но священник его не принял, сказав, что Анна и Иоаким наказаны Богом за грехи, так как у них нет детей. Очень опечалившись, Иоаким отправился в пустыню, где 40 дней молил Бога о чуде. Затем и Анне, и Иоакиму явился Ангел, который рассказал, что через 9 месяцев у Анны родится дочь. Девочку назвали Марией. Впоследствии именно она стала Матерью Сына Божьего.

В этот день верующие молятся Пресвятой Богородице. В церковь приходят и те женщины, которые не могут зачать ребенка. Считается, что в этот день все молитвы будут услышаны. Так как Матерь Божия покровительница семейного очага, на этот праздник обычно устраивают семейные ужины, собираясь всей семьей. В этот день также запрещено ругаться и ссориться, а помыслы должны быть чисты.

Тропарь Рождества Богородицы, глас 4

Кондак Рождества Богородицы, глас 4

Величание Рождества Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Наталия Сухинина

Родилась в семье девочка… Обычная фраза о житейском событии. Но какими мелкими, какими невыразительными кажутся слова сии, если отнести их к событию двухтысячелетней давности, когда в праведной семье Иоакима и Анны родилась долгожданная, вымоленная в слезных молитвах дочь. Это теперь мы говорим -Пресвятая Богородица, Приснодева Мария, Матерь Божия… А тогда – с виду обычный ребенок, чистый, трепетный, – доверчиво вглядывался в подаренный родителями мир, а немолодые родители радовались, глядя на Нее, и благодарили Господа за посланное к старости утешение. Родилась в семье девочка… Но день рождения Ее отмечается теперь как Рождество.

– Рождество Христово знаете? – Еще бы не знать нам Христово Рождество! – А ведь еще одно Рождество есть, в середине сентября, в дни последнего летнего тепла и первых робких весточек приближающейся стужи…

Нет рождественских морозов, но есть Рождество. Нет гирляндами увешанных елок, но есть Рождество. И открытки рождественские с щедрыми пожеланиями не летают почтовыми голубями по матушке-России, но есть Рождество. Тихо на земле, светло и спокойно. И тропарь рождественский тихонечко поем: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенной». Родилась в семье девочка, Своим рождением – Рождеством уже научившая нас тишине души и скромности помыслов.

Нередки сетования на дефицит положительных примеров для наших детей. Нет учителей, нет личностей, готовых повести за собой, научить добру и укрепить нетвердые детские души. А Иоаким и Анна?! Энциклопедия семейной жизни, в которой что ни поступок, то наука. Смиряться. Любить. Надеяться. Верить. Их презирали за бездетность, а они не роптали. Их звали праведными, а они почитали себя «грешнее всех в мире». Года серебрили их головы, а они не теряли надежды. Смиренное сердце – подарок Господу, и Он поспешает к смиренным с подарком: «Анна! Услышана молитва твоя!… У тебя родится дочь» – возвестил благую весть Ангел. Радость великая. И тут же – поспешающая благодарность Господу: обещание посвятить Ему дочь! Какое удивительное, какое смиренное и кроткое материнское сердце. Богородица Дева унаследовала его от матери, и ни разу, даже когда по человеческим меркам было невозможно терпеть и смиряться, – не изменила щедрому родительскому наследству. И почему мы так редко молимся праведным родителям Пресвятой Богородицы? Почему не взыскуем их богатейшего опыта семейной жизни? Почему не плачем перед святой их иконой, не просим вразумления и помощи? Уж они-то в праведности своей для нас те самые образчики золотые, которых мы так жаждем, и которых днем с огнем ищем в современных учебниках по педагогике и лекциях о семье и браке.

Рождество Пресвятой Богородицы лучом благодати озарило греховный земной мир. Мир затих в ожидании Спасения. Пройдет время и маленькие ножки Марии Девы легко и ловко преодолеют высокие ступени Иерусалимского храма. А пока – пока счастливые родители склонились над дорогим чадом. Пятьдесят лет они вымаливали себе дитя. А мы… Мы быстро устаем от молитвы, нам надо сразу, нам надо сейчас, нам надо быстро. А не дается быстро, – значит без толку, сколько можно расшибать лоб о церковные настилы, сколько свечей теплить, сколько серебра изводить. Заполошные, спешащие, маловерные, нетерпеливые, обидчивые, – каких Господних подарков ждем мы, на какие щедроты надеемся?

Матерь Бога нашего празднует ныне Свое Рождество. Праздником этим Пречистая будит наши заскорузлые души от спячки и маловерия. Сегодня Рождество… Сегодня светлый день светлой славы Матери Света. Почтим Ее песнями, почтим рождественским тропарем, почтим нашей недостойной молитвой. Лишь бы только сердце не впитало в себя дыхание первых, еще осторожных осенних непогод.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Несколько дней тому назад мы с вами по милости Божией вступили в новый церковный год, а ныне празднуем первый великий праздник годового богослужебного круга – .

Для того чтобы понять смысл этого праздника, а вместе с ним и других праздников церковных, нам нужно прежде всего вспомнить, что церковная жизнь есть тайна, непостижимая для тех, кто находится вне Церкви.

Не случайно ведь самое важное в жизни Святой Церкви – ее средоточие, через которое мы становимся причастниками благодати Божией, мы называем ТАИНСТВАМИ .

Сами мы, своим тварным умом не могли бы постигнуть этой тайны церковной. Но Господь по Своей милости постепенно открывает ее тем, кто живет в Таинствах, кто припадает к этому источнику благодати и пьет его живую воду.

В жизни церковной есть много тайн, но одна из них постоянно открывается верующим. Мы входим в общение с ней не только тогда, когда получаем благодатные дары через Таинства, но всякий раз, когда бываем в храме и участвуем в богослужении.

Впрочем, для многих из нас, верующих, тайна эта продолжает оставаться сокрытой. Для того чтобы по-настоящему соприкоснуться с ней, нам нужно быть не простыми слушателями и зрителями того, что совершается в храме, но войти в опыт тех, кто были творцами богослужения и запечатлели его в составленных ими молитвах и песнопениях, начиная со времен апостольских, через мучеников и преподобных и кончая подвижниками нашего времени.

Творцы богослужения, в полном согласии со всеми отцами и учителями Церкви, говорят нам о том, что человек создан для Вечной жизни, что подлинной стихией, в которой только и может жить его душа, является вечность.

Когда мы погребаем наших усопших и молимся об упокоении их душ, мы просим, чтобы Господь сотворил им вечную память. Но эта молитва может относиться и к нам, живущим еще на земле, потому что и мы нуждаемся в том, чтобы Господь имел нас в Своей Вечной Памяти: ведь цель нашей жизни и есть приобщение к вечности. Поэтому самое лучшее и ценное пожелание церковное есть пожелание вечной памяти.

А мы постоянно забываем об этом. Отягощенные заботами житейскими и омраченные временными обстоятельствами нашей жизни, мы забываем о том, для чего мы созданы, забываем о вечности, в которой живет лишь то, что сотворено Господом, – ДОБРОДЕТЕЛЬ.

Все же остальное отметается и бросается в огонь – во тьму внешнюю. Нам только кажется, что оно существует, а на самом деле, как говорит один святой отец: «В начале не было зла, потому что и теперь нет его во святых и для них оно вовсе не существует»(1).

Воистину существует только жизнь в Боге и то, что идет по пути стяжания Царства Божия в нас.

Святые отцы говорят нам, что человек создан по образу и подобию Божию, что он есть венец природы и царь всей видимой твари и вместе с тем сотаинник Божией благодати. Они учат, что телом своим человек связан со всей земной тварью, потому что тело это Господь создал, персть взем от земли (Быт. 2,7), а своей душой он соединен с Горним ангельским миром. Человек стоит на грани двух миров – земного и Небесного. «В творении его, – говорит Григорий Богослов, – художническое слово созидает живое существо, в котором приведены в единство невидимая и видимая природа; созидает, из сотворенного уже вещества взяв тело и от Себя вложив жизнь, поставляет на землю иного Ангела, из разных природ составленного поклонника, зрителя видимой твари, таинника твари умосозерцательной»(2).

Но созданный по образу Божию и поставленный Господом на грани двух миров, человек не выполнил своего предназначения: он согрешил, отпав от Бога, а через него и весь видимый мир, венцом которого он является, стал отходить от Господа. Тогда на землю явился Сын Божий, Который Своею смертью упразднил смерть и Своим Воскресением открыл нам путь к Вечной жизни. Он даровал и нам вечную память, и не только нам – верящим в Него, но и всей видимой твари.

Поэтому задача человека состоит в том, чтобы, очищая от греха свою душу, поднять и одухотворить также и вещество, из которого создано его тело, сделав его достойной обителью бессмертной души. Святые отцы говорят, что в день последнего воскресения предстанут пред Господом не только наши души, но вместе с ними и наши воскресшие тела. И в этой земной жизни, в своем восхождении к Богу человек может идти только путем, который указан ему Господом, поставившим его на грани двух миров. Только в общении с этими обоими мирами и вместе с ними может человек здесь, на земле, служить Богу. Об этом нам постоянно напоминает Святая Церковь в своем богослужении.

Недавно мы с вами совершали новогоднюю службу. Мы приносили в этот день хвалу Господу не только от себя, но и от всего мира видимого и невидимого, с которым мы соединены по телу и по душе.

Об этом ясно говорится в каноне этого дня: Вся дела Твоя, Господи, небеса, земля, свет и море, воды и вси источницы, солнце же, луна и тьма, звезды, огнь, человецы и скоти, со ангелы восхваляют Тя . (3)

Тот, кто верит, что слова эти соответствуют действительности и что в богослужении мы воистину соединяемся с обоими мирами, тот понимает, какая великая тайна заключена в православном богослужении.

Тайна эта состоит не только в том, что здесь уничтожается грань между человеком и всею тварью – небесною и земною, грань, которую мы так ясно ощущаем, живя в этом привременном мире, но также и в том, что через богослужение мы преодолеваем и самые границы времени текущего естества и входим в мир вечности. Стало быть, в богослужении нет ничего временного, но все живет в вечности.

Обычно смысл празднования того или иного события из жизни Иисуса Христа или Божией Матери мы видим в том, чтобы пойти в храм, прослушать там Евангелие и песнопения, рассказывающие о событиях, совершившихся когда-то очень давно, вспомнить об этих событиях. Так можем мы отнестись и к сегодняшнему празднику, церковное предание говорит нам о том, что около 2000 лет тому назад Пресвятая Дева родилась в галилейском городе Назарете от престарелых родителей – праведных Иоакима и Анны. Оно повествует, что Своим рождением Дева Мария разрешила узы их неплодства и доставила им великую радость. Об этом рассказывают нам песнопения сегодняшнего дня, и, по-видимому, весь смысл праздника сводится к тому, чтобы вспомнить об этих событиях.

Но если мы обратимся к тексту самих песнопений и постараемся вникнуть в смысл того, что говорят их творцы, то убедимся, что такое отношение к празднику свойственно только людям внешним, не понимающим тайн церковной жизни. В действительности песнопения праздника говорят совсем иное. В стихирах сегодняшней вечерни мы слышали: Днесь неплодная врата отверзаются и дверь девическая Божественная предгрядет… Днесь всемирных радости провозвещение, днесь возвеяша ветри, спасения провозвестницы, естества нашего разрешается неплодство, и наконец: Днесь неплодная Анна рождает Богоотроковицу (4). Что же означает это днесь? (днесь разрешается неплодство, днесь Анна раждает Богоотроковицу). Есть ли это только приемы образной, поэтической речи или в этих словах заключается какой-то иной смысл?

Если рассуждать с точки зрения мудрости века сего, то утверждение реального смысла этих слов является безумием. Ведь все это совершилось когда-то очень давно. Но для тех, кто мудрствует духовная (см.: Рим. 8, 5), все, что совершилось нас ради человек и нашего ради спасения не только произошло во времени, но и в вечности пребывает.

Поэтому, когда мы слышим сегодня, что ныне Дева Чистая от Анны происходит (5) , – нам открываются врата вечности.

Богослужение сегодняшнего дня говорит нам о том, что рождение Пресвятой Девы было радостью не только для Ее родителей и родственников, живших в Назарете, но стало всемирною радостью, что оно разрешило неплодство не только святых праведных Иоакима и Анны, но в нем естества нашего разрешается неплодство и рождается плод живоносен миру (6).

Богослужение открывает нам, что Рождество Богородицы имело значение не только для живших в те дни в Назарете, но совершилось нас ради человек и нашего ради спасения, что с рождением Ее жизни рождается днесь мост (7) , вводящий нас в вечность.

Прославляя Господа, мы каждое славословие заканчиваем словами: ныне и присно и во веки веков . Этими словами Святая Церковь говорит нам о том, что богослужение, которое мы совершаем ныне, будет совершаться и присно и во веки веков, потому что уже и сейчас оно совершается в вечности и приобщает нас к Вечной жизни.

В этом и заключается великая тайна богослужения, которую открывает нам Святая Церковь.

Отнимите от богослужения его сокровенный смысл, заключенный в словах ныне и присно и во веки веков, и для нас закроется текущий в нем источник Вечной жизни, вы навсегда останетесь оторванными от того, что было и ушло в безвозвратное прошлое, ибо никто из людей не может присутствовать при рождении своей матери или своего отца. Но мы знаем, что лучшие из наших подвижников, те, которые были творцами богослужебных песнопений и канонов, пили из этого источника Вечной жизни. Они на опыте познали, что богослужение открывает нам познание вечности.

И для нас, грешных, самое главное (и об этом нужно помнить всегда) заключается в том, чтобы прикоснуться к этому источнику познания, который открывается нам через тайну богослужения.

А для этого, пока еще вы здесь, на земле, с верою, благоговением и страхом Божиим воспринимайте все то, что вы видите и слышите в храме, – все, что совершается, поется, читается за богослужением.

И когда мы снова ныне входим в годовой круг богослужения, будем помнить, КТО мы и к ЧЕМУ ПРИЗВАНЫ.

И по мере вхождения в него нам будет все больше открываться великая тайна вечности.

Святая Церковь верит, что мы не одни совершаем богослужение, что вместе с нами молятся и славословят Господа Ангельские Силы и вся Небесная Церковь. Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, – воспеваем мы Великим постом на Преждеосвященных литургиях.

И не только в эти великие дни, но и во все дни церковного года, за каждой Литургией, перед малым входом, священник молится: Сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и славословящих Твою благость. Именно отсюда, из этого соприсутствия и сослужения с нами уже достигших вечности и живущих вечной жизнью в Господе ангелов и святых, рождается и в нас стремление в вечность.

Поэтому во время Божественной литургии священник после принесения Господу благодарственной службы о всех святых и изрядно о Пресвятей, Пречистой, Преблагословенней Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии поминает живых и усопших и молится, чтобы Господь помянул их в Царствии Своем, то есть приобщил их к Вечной Своей Памяти, которая и есть Царство Божие.

Из этого нам должно быть ясно, что совершаемое здесь, на земле, богослужение есть не что иное, как последовательное раскрытие во времени тайн вечности. А для каждого из нас, верующих, оно есть путь, ведущий нас к вечной жизни.

Поэтому и праздники церковные представляют собою не случайное собрание памятных дней, но сияющие в нашем временном мире точки вечности, прохождение через которые подчиняется неизменному духовному порядку. Точки эти сменяют друг друга в определенной последовательности, они связаны друг с другом, как ступени единой лестницы духовного восхождения, так что, стоя на одной из них, мы уже видим свет, озаряющий нас с другой ступени. Вот и сегодня – чтение канона сопровождается пением Воздвиженской катавасии Крест начертав Моисей. Казалось бы, она не имеет отношения к сегодняшнему дню, но на самом деле это не так. Она говорит нам о неразрывной духовной связи следующих друг за другом церковных праздников.

Это свет Воздвижения, который озаряет нас издалека, так что уже сегодня мы начинаем входить в него.

Тайна богослужения есть величайшая из тайн Церкви. Сами мы не можем сразу постигнуть ее. Но мы знаем, что она была открыта великим и величайшим из угодников Божиих. Поэтому, входя в их опыт через те молитвы и песнопения, в которых они его запечатлели, прося их помощи и молитв за нас грешных, можем и мы постепенно начать прикасаться к этой великой тайне.

И по мере того как через это будут в нас рождаться и возрастать элементы вечности, мы по-иному, чем теперь, будем относиться и к нашей временной жизни. Мы поймем тогда, что она есть только путь, ведущий нас от дольнего к горнему, от временного к вечному.

И тогда, уходя из этой жизни, мы, может быть, сподобимся Вечного Царства, уготованного Господом для тех, кто уже здесь, на земле, начал входить в Его Вечную Память, которая есть величайшее достижение для человека, идущего от дольнего к горнему.

(1) Святитель Афанасий Великий. Слово на язычников 2 // Творения. Ч. 1. С. 127.
(2) Святитель Григорий Богослов. Слово 38. На Богоявление или Рождество Спасителя // Творения. Ч. III. С. 9-200.
(3) Служба 1 сентября. Канон индикту. Песнь 9-я.
(4) Служба Рождества Пресвятой Богородицы: на Господи, воззвах стихиры 4,5,6-я.
(5) Там же. Канон 2. Песнь 4-я, 2-й тропарь.
(6) Там же. Икос.
(7) Там же. Канон 1. Песнь 1-я, 3-й тропарь.

Всемирный день русского единения
Праздник отмечается в разных странах, но пока носит неофициальный характер, с каждым годом становится все больше стран-участников.

Инициаторами введения такого дня стали русские жители Киргизии, в 2009 году они создали международный инициативный комитет, который разработал декларацию, подписанную на сегодняшний момент 24 странами.

Мероприятия, которые проводятся в честь праздника, связаны с русской историей и культурой.

Международный день мира
Праздник учрежден Организацией Объединенных Наций в 1981 году, спустя 20 лет название его расширилось, его называют и днем мира, и днем прекращения огня, и днем отказа от любого насилия. В рамках праздника проводятся информационные акции и развлекательные мероприятия.

Рождество Девы Марии
Этот праздник объединяет всех верующих планеты, решение о введении его в христианский календарь принято Церковью еще в IV веке. Торжественные богослужения, крестные ходы, песнопения – основные мероприятия в честь праздника.

Есть и другие названия христианского торжества в честь рождения Богоматери, например, Оспожинки или Осенины. Одновременно крестьяне на Руси отмечали завершение страды и уборки урожая, поэтому празднование растягивалось на несколько дней.

Международный день информирования о болезни Альцгеймера
Серьезное психическое заболевание прогрессирует, с каждым годом число заболевших увеличивается. Инициатором проведения такого дня выступили организации, занимающиеся лечением и профилактикой. Основные мероприятия носят информационный характер.

Российские праздники 21 сентября 2019 года

День победы в Куликовской битве
Еще один праздник занимает достойное место в перечне Дней воинской славы России. Оригинальное название торжества, учрежденного в 1995 году, намного длиннее, фактически оно описывает кто, когда и кого победил.

Русское войско возглавлял Дмитрий Донской, великий князь. В 1380 году в грандиозном сражении его воины одержали убедительную победу над монголо-татарской ордой.

Это была не первая победа русских войск над восточным соседом, но она способствовала распаду Золотой Орды. К сожалению, дотошные историки утверждают, что при переводе даты сражения на новый стиль произошла ошибка, фактически сражение было 16 сентября.

Праздники в мире

День независимости (Армения)
Корни этого праздника нужно искать в 1991 году, когда при развале Советского Союза бывшие социалистические республики становились независимыми. В этот день в Армении проходил всенародный референдум, его главное решение – выход из состава СССР.

Сегодня по всей стране проходят праздничные мероприятия с участием президента и членов правительства, организуются выставки, концерты, народные гуляния.

День фармацевтического работника (Украина)
Третья суббота сентября – повод поздравить украинских фармакологов, в стране действует несколько крупных фармакологических предприятий. Поэтому Украина практически обеспечивает себя отечественными лекарствами. В день праздника лучшие в профессии получают награды и премии.

День рационализатора и изобретателя (Украина)
Кроме фармацевтов, праздник отмечают украинские рационализаторы, это люди разного образования, специальностей и профессий, объединенные умением мыслить нестандартно, предлагать оригинальные решения, выходить за рамки стереотипов.

Рош аШана (Израиль)
Фактически это еврейский Новый год, поэтому отмечают его не только в Израиле, к празднованиям присоединяются все евреи, независимо от того, в какой стране мира они живут.

Согласно древнееврейским верованиям, в этот святой день в Книге жизни определяется судьба каждого еврея. По традиции все готовят поздравления и подарки друг другу, накрывают щедрые столы.

У православных – Мария, Иван, Георгий.

У католиков – Левий, Корбиниан.

События в истории этого числа

862 год – приглашение на княжение Синеуса и Трувора.
Братья Рюрика, Синеус и Трувор, прибыли в Великий Новгород по приглашению местных жителей. Фактически с этого момента историки ведут отсчет дней Русского государства.

1451 год – для евреев введены опознавательные знаки.
На такой шаг первыми решились голландцы, вслед за ними к таким мерам прибегали и другие государства, все помнят о желтых звездах Давида во времена фашистской оккупации.

1792 год – упразднена власть короля во Франции.
Очередная Французская революция подтвердила свои серьезные намерения в изменении государственного строя – появился декрет, упраздняющий королевскую власть.

1860 год – Сражение у моста Балицяо.
Англичане и французы, выступавшие вместе в годы так называемой Второй опиумной войны, победившие в этом сражении, получили доступ к Пекину.

1937 год – роман о Хоббитах вышел в свет.
Любители фантастики могли наслаждаться загадочной страной и ее отважными жителями, придуманными Дж. Р.Р.Толкиеном.

Знаменитости, появившиеся на свет в этот день

1801 год – изобретатель электродвигателя Борис Якоби.

1868 год – великолепная актриса и по совместительству супруга писателя Ольга Книппер-Чехова.

1916 год – гениальный актер Зиновий Гердт.

1934 год – канадский певец с потрясающим низким голосом Леонард Коэн.

Православные 21 сентября отмечают один из важнейших в году праздников — Рождество Пресвятой Богородицы Марии, матери Иисуса Христа. Она считается заступницей семьи и детей, всех страждущих и потерявших свой жизненный путь — она поможет всем, кто обращается к небу с чистой молитвой и ясными помыслами.

Родителями Марии были верующие христиане Анна и Иоаким. Они жили до глубокой старости, но не имели детей, за что буквально были отлучены от храма — священник отказался давать свое благословение тем, кого не благословил Господь потомством. Супруги были опечалены и буквально со слезами на глазах просили небо подарить им малыша, а Иоаким и вовсе хотел бросить супругу и уйти отшельником в пустыню, чтобы сгинуть с молитвой на устах.

Однажды к Анне явился ангел, посланник Господа, который сказал ей, что предстоящей ночью у нее будет зачат ребенок — девочка является посланницей Господа, ее будет любить и прославлять весь мир, ведь она родит Сына Божьего. Назвать ангел дитя наказал Марией. Супруги сразу уверовали в правдивость видения и стали усердно молиться — через девять месяцев Анна родила дочь.

В храме священник благословил дитя, посланное Богом, да и родителей приняли с особыми почестями, ведь о том, что Мария является девочкой особенной, помеченной Богом, ходили в обществе целые легенды.

Церковный праздник 21 сентября 2018: традиции и запреты на Рождество Пресвятой Богородицы

В народе фактический День рождения Марии принято отмечать очень трепетно, ведь Богородица считается заступницей людей перед самим Господом — она благосклонна даже к тем, кто согрешил, но раскаялся, дарит защиту каждому дому, в котором верят в силу небес, благословляет детей и матерей.

Традиционно в церквях в этот день проходят торжественные службы — верующие как в прошлые века, так и сегодня, стремятся попасть в церковь, чтобы поставить свечу, помолиться и попросить у Марии исполнения всех желаний. Особенно спешат к ней на поклонение те, кто давно мечтает иметь детей, но по какой-либо причине не может получить дар небес.

В народе в этот день отмечают настоящий приход осени — урожай собран, а потому можно устроить настоящий сабантуй на широкую ногу, чтобы в будущем году земля плодоносила еще более щедро. Хозяйки готовили много блюд, на улицах утраивались ярмарки, на которых шел активный торг овощами, фруктами, зерном и другими дарами природы.

Старшие люди в этот день навещали детей, которые живут уже отдельно — молодые должны с почтением отнестись к родителям, ведь те, как никто другой, могут рассказать о тонкостях семейной жизни и поведать о том, как сохранить любовь и уважение друг к другу на много лет.

Девушки в этот день много молились, прося у Богородицы хорошего супруга и полный дом деток, которые и до сих пор считаются Божьим благословением.

Старую одежду или обувь в этот день стоит сжечь — так уберечь свой дом можно от злого глаза.

Если женщина на праздник Рождества Богородицы не подает просящим, то она может стать бесплодной. И наоборот, если женщина была щедра не жалела еды и мелких денег, то Господь дарует ей благополучие в доме и много детей.

Нельзя не сказать о том, что Богородицу не стоит просить о материальных благах. К Богоматери обращаются лишь с самыми сокровенными мыслями и желаниями — просят здоровья для себя и близких, благословения для детей и всех родных, пополнения в семье и подобное.

В этот день нельзя физически работать, а также ссориться, ругаться, конфликтовать, давать волю злым и алчным мыслям — провести день стоит в мире и любви, во вдохновении и с чистыми помыслами.

Церковный праздник 21 сентября 2018: народные приметы на Рождество Богородицы

Как и в любой другой церковный праздник, наши предки верили, что в важные даты природа может подсказать будущее. На Рождество Богородицы также существует много народных примет:

Если погода в этот день хорошая — осень будет теплой;

Если с утра капает дождик, то идти он будет все следующие 40 дней, а после принесет раннюю зиму;

Если утреннее солнце быстро высушит росу, стоит ожидать зиму малоснежную, а если роса будет сохнуть до обеда, то впереди очень снежная зима;

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

21 сентября Православная церковь отмечает великий двунадесятый праздник – Рождество Пресвятой Богородицы.

Пресвятая Дева Мария появилась на свет в Палестинском городе Назарете, в семье праведных Анны и Иоакима, которые оставались бездетными до преклонных лет, но не теряли надежды и верили, что Господь смилостивится над ними. Они обещали, что в случае рождения ребенка, посвятят его жизнь служению Богу в Иерусалимском храме. Их молитвы были услышаны. Архангел Гавриил сообщил им радостную новость о том, что у них родится дочь Мария, с помощью которой будет подарено спасение всему человечеству.

21 сентября: традиции и обычаи дня

На Руси Рождество Пресвятой Богородицы отмечали торжественным богослужением. Церковные песнопения: стихиры, каноны, тропари в честь Девы Марии носят название «Богородичны». Они входят в состав всех ежедневных служб. К каждому празднику в честь Божьей Матери приурочены свои Богородичны.

В народе Богоматерь почиталась особо. Её образ был понятнее, ближе и доступнее народному сознанию, чем образ Спасителя. Богородица, вознесенная в мир божественный, осталась связанной с обычными людьми. Она по-матерински переживала и заступалась за них.

Народный культ Девы Марии выразился в многочисленных эпитетах: «Пречистая», «Пресвятая», «Владычица», «Избавительница от скорби», «Царица неба и земли», «Скорая помощница», «Целительница от болезней и страстей», «Небесная заступница», «Защитница от нечистой силы, бед, страданий и напастей». В народных представлениях Божия Матерь виделась милосердной, утешающей, отзывчивой к любой беде и облегчающей боль, к ней часто обращались с молитвами, заговорами и заклинаниями в разных жизненных случаях.

Заговор от болезней к Богородице

Ещё этот день известен и как праздник «Спожинки», или праздник урожая, организовывали который в честь окончанию жатвы. Спожинки отмечались с давних времен, и могли длиться целую неделю. Чем больше было урожая, тем дольше длилось торжество, отмечаемое широким хлебосольством и хождением в гости.

Поднесеньев день – так порой называли 21 сентября наши предки, потому что к этой дате был приурочен обычай угощения молодоженами своих родственников. Обычно к новобрачным приходили все родные и знакомые. Приглашал гостей специально назначенный для этого дела «позыватый», который просил навестить молодых, на их житье-бытье посмотреть, уму-разуму их научить.

21 сентября не только посещали молодоженов, но и приглашали их к родителям (тёще и тестю) вместе со свекровью и свекром для установления добрых отношений между семьями. После праздника внуки нередко оставались на несколько дней в гостях у дедушки с бабушкой.

К Рождеству Богородицы о себе очень явственно заявляла наступившая осень, поэтому праздник наполнялся ещё одним смыслом – второй встречей осени (первая на , третья – на ).

Утром женщины с овсяным хлебом выходили на берег реки, озера или пруда встречать матушку-Осенину. Старшая женщина держала в руках хлеб, а молодые пели песни, потом разламывали хлеб на кусочки по числу присутствовавших, несли его домой, где кормили им домашнюю скотину.

С Осенин начиналась пора посиделок. Девушки с пряжей собирались в одной избе, к ним приходили парни с угощением и гармоникой, исполнялись игровые песни:

Как и в день весеннего равноденствия, 21 сентября в избах обновляли огонь – старый гасили и зажигали новый. Во избежание дурного глаза, порчи и болезней жгли старую и ненужную обувь и одежду, детей на пороге дома обливали водой.

21 сентября: приметы и поверья

  1. Какая погода в этот день, такой и осень будет. Если тепло на улице, то и осень будет теплой и погожей.
  2. Чем больше на луке шелухи, тем холоднее зима будет.
  3. Алый закат или рассвет – к ветряной и дождливой погоде.
  4. С утра иней на траве – к непогоде.
  5. С деревьев практически все листья опали – зима будет ранней.
  6. На деревьях паутины много – к теплу.
  7. Зайцы роют норы – к суровой зиме.
  8. Перелетные птицы низко летят – к похолоданию.
  9. Хлеб, испеченный или купленный в этот день, нужно съесть в кругу семьи. С чужими людьми им делиться нельзя.
  10. 21 сентября вся вода в родниках – святая.
  11. Бездетным женщинам, мечтающим забеременеть, в этот день следует молиться, чтобы Господь послал им ребенка. Также нужно заказать молебен в церкви и подать милостыню нищим.

Человеку, родившемуся 21 сентября, следует носить алмаз и турмалин. Он вырастит ответственным и трудолюбивым.

Видео: 21 сентября — Новолетие, Малая Пречистая, Оспожинки