Праздник "осенние посиделки". "осенние посиделки" сценарий праздника

Осенние посиделки

Цель : ознакомить учащихся начальной школы с народным фольклором на тему Осень.

Оформление: зал украшен гирляндами из осенних листьев и работами детей на осеннюю тематику.

Оборудование : презентация с названиями конкурсов, запись Осенней песни (включена в презентацию) , для конкурса мытые фрукты и овощи, платки, кубики (грибы), корзиночки, осенние листья для конкурса.

Ведущий1 Внимание! Внимание!

Всем Денисам и Катюшкам!

Всем Антонам и Танюшкам!

Приглашаем всех сейчас :

веселиться, петь, плясать,

В игры разные играть!

Ведущий2: Милости просим на осенние посиделки!

Давно мы вас ждем, поджидаем,
Праздник без вас не начинаем!

Ведущий1: У нас для каждого найдется и местечко и словечко!

Ведущий2: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому – загадку, кому – игру, кому – песенку.

Ведущий1 Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно?
Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?

Ведущий2: Гости в сборе, пора посиделки начинать, да кого-то не хватает на наших осенних посиделках…….

Конечно же, хозяйки нашего праздника – Осени.

Кикимора.
Здрасьте вам, пожалуйста! Явилась, не запылилась, голубчики! Я, Кикимора бесцветная, тут все заколдовала. Ни одна краска здесь больше не оживет. Все станет таким сереньким, бесцветненьким, как и я сама. И осени вам не видать! Ведущий1
Ты от нас спрятала осень? Кикимора.
Вот еще! Нужна она мне! Я только краски у нее отняла. Терпеть не могу это разноцветье. Да вы проходите, не стесняйтесь. Я из вас тоже бесцветненькими сделаю. Ведущий2.
Ну, уж нет! Такими серыми и мрачными мы быть не хотим. Правда, ребята? Кикимора.
Хотите вы этого или нет, а придется вам мне подчиниться. Потому что, пока на мне нет ни одной яркой краски, сила моя безгранична. Так что мне не перечьте, а лучше усаживайтесь поудобнее. А я пойду схожу за ведерком со своей колдовской бесцветностью. Помажу вас, и будете вы у меня такими серенькими да бесцветненькими - залюбуешься! Я сейчас! (Уходит). Ведущий1.
Ребята, этого нельзя ни в коем случае допустить. Не хватало еще нам с вами превращаться в такую серость. А вы заметили, Кикимора проговорилась: она сказала, что, пока на ней нет ни одной яркой краски, сила ее безгранична. Значит, нужно ее раскрасить разными красками. Тогда ее колдовство исчезнет, и мы сможем вернуть все краски Осени. Но где нам раздобыть эти краски?.. (Задумывается). Ведущий2
Надо действовать дружно и быстро. Ребята выходите ко мне, вот вам всем разноцветные ленточки. Спрячьте их за спину. А когда появится Кикимора бесцветная, начинайте ими дружно махать. Я думаю, ей это не понравится. (ребята 3а класса исполняют танец с ленточками.
после танца начинают махать на Кикимору разноцветными ленточками.)

Кикимора.
Ой-ой-ой! Это что за безобразие?! Уберите это скорей! У меня глаза слепнут! Ай-ай-ай, не вижу ничего! Ведущий1

Вот и хорошо, что ничего не видишь. Мы тебя сейчас быстренько в порядок приведем.
Усаживают Кикимору на стул, обвязывают ее цветными лентами, чтобы она не могла пошевелиться.
Кикимора.
Что это вы еще придумали? Я не хочу-у-у-у! (Плачет). Ведущий2
Мы тоже не хотим видеть вокруг твою бесцветность. Мы хотим вернуть Осени все ее краски.

Ведущий1
Полюбуйся, какая ты стала красивая, нарядная! Кикимора (передразнивая).
Красивая, нарядная!.. А колдовать, безцветить как я теперь буду? Ведущий2

А твое колдовство никому и не нужно. Зато теперь мы сможем спокойно вернуть все краски Осени.

Ведущий1: Чтобы осень завлечь к нам на посиделки надо что-то веселое, интересное рассказать.

Ведущий2: попробуем почитать стихи. Объявляем конкурс на лучшего чтеца стихотворения об осени.(дети читают стихи)

Осень:

Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной?
Осенний сад и парки?
Я пришла на праздник к вам
Петь и веселиться.
Я хочу со всеми здесь
Крепко подружиться.

Ведущий1.
И мы рады, что ты пришла к нам на праздник, милая Осень. Ведь ребята так готовились к встрече с тобой.

Осень:

Поклон вам всем, родные люди,
И вашим золотым рукам.
Я – ваша осень золотая,
И вот опять явилась к вам,
Но, а со мною, как всегда,
Плоды большого урожая –
Плоды почетного труда.

Хотите про плоды узнать? Прошу загадки отгадать.

Загадки не простые загадки-обманки.

Вся зеленая такая,
Круто в кочаны свитая,
Сто одежек – все на ней –
Витамины для людей.
И сидит на грядке ловко,
Называется…... Капуста .

Любит он тепло и воду,
Он же гордость огорода!
Весь в пупырышках, зеленый,
Всем известный с давних пор,
Очень вкусен он соленый!
Это точно ….. Огурец.

Как подружки, по порядку,
Все сидят они на грядке,
Ярким солнышком прогреты,
Все оранжевого цвета,
Будто сестры – близнецы!
Кто? Конечно… Морковки.

Без нее борща не сваришь
И заправку не поджаришь.
Вся малинового цвета,
А вкусна зимой и летом!
Без нее в салате пусто,
Называется ….Свекла.

Посадил тот овощ дед,
Урожая ждал сто лет!
Ну и выросла какая!
Золотая да большая,
Как царица среди слуг!
Все узнали? Это…. Репка.

Куст большой, и лист красивый,
А под ним такое диво!
Этот овощ знает каждый,
Длинный он и очень важный,
Полосатый, словно киска,
Называется ….. Кабачок.

Этот овощ всем знаком,
В огороде его дом.
Круглый красный, быстро спеет,
И в салате – молодец!
В маринаде нет вкуснее!
Это точно….. Помидор.

Из нее, сомнений нету,
Золушке была карета,
Часто ели предки наши,
Из нее варили кашу,
Добавляя только соль!
Ну конечно…. Тыква.

Овощ наш имеет стрелы,
Он зеленый или белый,
Коль его ты раздеваешь,
Часто слезы проливаешь!
Но зато волнует кровь!
Всем известно, то… Лук.

Он растет на огороде
И на лук похож он вроде,
Только делится на дольки,
Вкус имеет горький!
Знает каждый удалец
Это овощ….. Чеснок.

Осень: Молодцы, ребята!

Кикимора: Я предлагаю узнать овощ, никогда не догадаетесь, что у меня в мешке.

Осень: Опять ты кикимора вредничаешь. Ребята выходите по одному вытаскивайте из мешка овощ и угадывайте его на ощупь.

Осень: А знаете ли вы овощи и фрукты на вкус? Предлагаю поиграть в

Рифмофокусы. – хоровая игра

Знают Петя и Алена,
Что банан всегда… сладкий.
На столе – лимончик гладкий,
А на вкус он очень…
кислый.
Вот арбуз – большой и спелый –
А разрежешь – очень…
красный.
Огурец возьми любой,
Он по цвету…
зеленый.
Сухофрукт полезен очень,
Посмотри, какой он…
сухой.
Его не съешь, как лист капустный,
Острый перец очень…
горький.

Ведущий1. А сейчас ребята 3 класса для тебя осень исполнят песенку.

Осень.
Петь вы мастера!
А теперь для вас - игра.

Игра "Репка". В игре участвуют 2 команды детей. В каждой команде - персонажи сказки "Репка" (надевают соответствующие атрибуты на головы): Дед, Бабка, Внучка, Собачка, Кошка, Мышка. Команды выстраиваются в колонны за Дедом на одном конце зала. На другом конце зала, напротив каждой из команд, размещают на полу по "репке". По сигналу игру начинают "дедки". Они бегут каждый к своей "репке", обегают ее, возвращаются к своей команде, берут за руку "бабок", бегут к "репке", обегают ее, возвращаются к своей команде, берут за руку "внучек" - бегут втроем и т.д. Побеждает та команда, которая, двигаясь в цепочке (все персонажи держатся за руки), не разорвет эту цепочку и чья "мышка" первой схватит "репку".
Осень: Молодцы ребята славно поиграли. Победителям призы.

Осень: «Съедобный – несъедобный»

Я буду называть грибы.

Если он съедобный громко хлопайте, а если несъедобный – топайте. Потренируемся!

Съедобный- хлопайте,

Несъедобный- топайте

Теперь будьте внимательны.

    Масленок

    Поганка

    Боровик

    Дождевик

    Волнушка

    Хлопушка.

    Шампиньон

    Лисичка

    Подберезовик

    Сыроежка

    Груздь

    Рыжик

    Чижик

    Опёнок

    Слоненок.

Осень: Молодцы! Раз вы хорошо знаете съедобные грибы, предлагаю надеть куртки, шапки и отправится на прогулку?

Объявляется конкурс

Кикимора: Что то я засиделась про меня забыли. Я разозлюсь и начну гадости делать.

Осень: Ребята давайте развеселим Кикимору. Выходите все и станцуем все вместе.(танец песня)

Осень.
Хорошо мне у вас на празднике, ребята. Но пришла пора расставаться.

Ведущий1

Золотая волшебница Осень,
Подожди, подожди уходить.
Ну, пожалуйста, мы тебя просим
Хоть немножечко с нами побыть!
Ведущий2

Очень нравится нам любоваться,
Как листочки под солнцем горят.
Мы с тобой не хотим расставаться,
По душе нам твой пестрый наряд.
Осень.

Жалко с вами расставаться,
Но пришла пора прощаться!

Осень раздаёт детям подарки.

Игра «Узнай по вкусу» (играет музыка)

Осень выносит на тарелочке, разрезанные на маленькие кусочки овощи и фрукты.

Дети с завязанными глазами пробуют овощи и фрукты, отгадывают их по вкусу.

Учитель: Понравилось вам играть?

Давайте сыграем еще в одну игру – «Да или нет?»

Игра «Да или нет?»

Дайте правильный ответ.
– Осенью цветут цветы?
– Осенью растут грибы?
– Тучки солнце закрывает?
– Колючий ветер прилетает?
– Туманы осенью плывут?
– Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)
– А букашки прилетают? (нет)
– Звери норки закрывают?
– Урожай все собирают?
– Птичьи стаи улетают?
– Часто-часто льют дожди?
– Достаем ли сапоги?
– Солнце светит очень жарко? (нет)
– Можно детям загорать? (нет)
– Ну, а что же надо делать?
– Куртки, шапки надевать? (да)

Осень: Ребята, холодно сегодня, будем куртки, шапки надевать?

Объявляется конкурс «Кто вперёд соберётся на прогулку»

Осень: А какие же посиделки без частушек?

Частушки

    Мы осенние частушки
    Пропоем сейчас для вас!
    Громче хлопайте в ладоши,
    Веселей встречайте нас!

    Листья с веток облетели,
    Холоднее с каждым днем.
    Урожай убрать успели,
    И об этом вам споем.

    Как красиво все кругом
    Золотым осенним днем.
    Листья желтые летят,
    Под ногами шелестят.

    Осень чудная пора,
    Любит осень детвора!
    В лес с корзинами мы ходим,
    Много там грибов находим.

    Нет вкуснее яблок спелых,
    Это знает детвора,
    Как мы яблоки увидим,
    Сразу все кричим: «Ура!»

    Любим мы свеклу, морковку,
    И капусту тоже есть,
    Потому что витамины,
    В овощах и фруктах есть!

    Наш любимый кабачок
    Отлежал себе бочок,
    Мамочка пожарила
    Съесть меня заставила.

    Осень, осень золотая,
    Хорошо, что ты пришла
    Ты и яблок, ты и меду,
    Ты и хлеба принесла!

    Вот растёт гриб-боровик,

И красив он, и велик.

В толстой шапке набекрень

Ножка крепкая, как пень.

10. Спрятались под ёлками

Рыжики с иголками.

Не малы, не велики

И лежат, как пятаки.

11. А во мху, как на подушке,

Чьё-то беленькое ушко.

Это груздь нас просит взять,

А за ним ещё штук пять.

12. Под осинами на кочке

Гриб в малиновом платочке,

Подосиновиком звать,

И его придётся взять.

13.Мы частушки вам пропели,
Вы скажите от души:
«Хороши частушки наши,
И мы тоже хороши!»

Осень: Ребята! Вы любите собирать грибы? Вы их всегда правильно собираете, давайте проверим. Я предлагаю Вам поиграть в игру, которая называется «Съедобный – несъедобный»

Я буду называть грибы.

Если он съедобный громко хлопайте, а если несъедобный – топайте. Потренируемся!

Съедобный- хлопайте,

Несъедобный- топайте

Теперь будьте внимательны.

    Масленок

    Поганка

    Боровик

    Дождевик

    Волнушка

    Хлопушка.

    Шампиньон

    Лисичка

    Подберезовик

    Сыроежка

    Свинушка

    Груздь

    Рыжик

    Чижик

    Опёнок

    Слоненок.

Осень: Молодцы! Раз вы хорошо знаете съедобные грибы, предлагаю пойти в лес за грибами!

Игра "Собери грибы"

2 участникам завязываются глаза. По полу рассыпаются разноцветные кубики. Под музыку дети собирают только тот цвет кубиков, которые обозначают съедобные грибы. Кто быстрее?

Ведущий: Ребята! Ведь осень мы любим не только за её богатый урожай, что ещё вас удивляет в осеннее время года? Конечно же, разнообразие красок!

Предлагаю игру «Соберём из листьев веер яркий и красивый…»

Детям предлагаются листья клёна, осины, дуба, вызываются три участника, кто вперёд соберёт свои листья под музыку.

Осень:

Ой, как у вас весело на посиделках.
Жалко с вами расставаться,
Но пришла пора прощаться!
До свидания, до встречи в следующем году.

Осень раздаёт детям подарки.

Подготовила Лысова Татьяна Александровна

Ведущий 1: Внимание! Внимание!

Всем Денисам и Катюшкам!

Всем Антонам и Танюшкам!

Приглашаем всех сейчас:

веселиться, петь, плясать,

В игры разные играть!

Ведущий 2: Милости просим на осенние посиделки!

Давно мы вас ждем, поджидаем,
Праздник без вас не начинаем!

Ведущий 1: У нас для каждого найдется и местечко и словечко!

Ведущий 2: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому – загадку, кому – игру, кому – песенку.

Ведущий 1: Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно?
Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?

Учитель 2: Гости в сборе, пора посиделки начинать, да кого-то не хватает на наших осенних посиделках.

– Кого же? (ответы детей)

– Конечно же, хозяйки нашего праздника – Осени.

– Чтобы осень завлечь к нам на посиделки надо что-то веселое, интересное рассказать.

1 ученик :

Осень золотая снова к нам пришла.

Листья на дорожках падают шурша.

Тонкие осинки в лужицы глядят.

На ветвях дождинки бусами висят.

Лебеди лениво плещутся в пруду.

Тихо и красиво осенью в саду.

Ученица 2

Торопится осень закончить дела:

Старательно землю дождем полила,

Про птиц не забыла – на юг проводила,

В полях и садах урожай собрала.

Дарила нам разные фрукты сначала.

Потом нас грибами она угощала.

Учитель Давайте, ребята, все дружно скажем: осень, осень в гости просим!

(входит Осень)

Осень

Вы обо мне? А вот и я!

Привет осенний вам, друзья!

Не виделись мы целый год.

За летом - следом мой черед.

Вы рады встретиться со мной?

Вам нравится наряд лесной?

Осенние сады и парки?

Да, хороши мои подарки!

Я пришла на праздник к вам

Петь, веселиться,

Я хочу со всеми вами

Крепко подружиться.

Октябрь:
Всё мрачней лицо природы –
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к вам явился? (Октябрь)

Октябрь называют вершиной осени. Называют его еще вечером года. В это время природа готовится ко сну. Дел у всех невпроворот. Деревьям надо вовремя сбросить листву, насекомым – схорониться в лесную подстилку или забиться в щели, последним птицам поспешить с отлетом.

Учитель: За окнами сейчас осень… По-разному мы называем её: холодной, золотой, щедрой, дождливой, грустной… Но, как бы там ни было, осень – прекрасное время года, это время сбора урожая, начало учебы в школе, это подготовка к долгой и холодной зиме… И как бы там ни было на улице – холодно или тепло – родная земля всегда прекрасна, привлекательна, очаровательна!

А сколько даров приносит осень людям за их труды: и фрукты, и овощи, и конечно хлеб. Чтоб не было зимой голодно, всего наготовили добрые хозяева про запас. До самого лета хватит! В старые времена был такой обычай у людей: как заканчивали полевые работы, коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в пословице: «От скуки - бери дело в руки». Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узоры вышивает, кто из дерева ложки вытачивает. И мы собрались сегодня на осенние посиделки.

1 ученик:

На завалинке в светелке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

2 ученик:

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели,

Да водили хоровод.

3 ученик:

Добрым чаем угощались,

С медом, явно без конфет.

Как и нынче мы общались -

Без общенья жизни нет.

4 ученик:

Отдых - это не безделки -

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Для друзей и для гостей!

Осень:

Много танцев есть на свете

Любите вы танцевать?

И на наших посиделках

Предлагаю вам сплясать.

Танец

Осень:

Поклон вам всем, родные люди,
И вашим золотым рукам.
Я – ваша осень золотая,
И вот опять явилась к вам,
Но, а со мною, как всегда,
Плоды большого урожая –
Плоды почетного труда.

– Хотите про плоды узнать? И сказку нашу посмотреть!

СКАЗКА ПРО РЕПКУ

Учитель:
Дедка репку посадил...
Дедка репке говорил:

Дед:
Ты расти, расти большая.
Стань богатым урожаем,
Чтоб тобой я мог гордиться.
Принесу тебе водицы,
Удобрений ведер пять…
Ох, устал, пора поспать.

(Ложится недалеко от репки и засыпает.)

Учитель: :
Спит дедулька без забот.
Репка между тем растет,
Да воюет с сорняками:
Их ногами, и руками…
Вот уж осень на дворе.
Зябким утром в сентябре
Дед проснулся, испугался.

(Дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.)

Дед:
Ах, я старый разоспался.
Репку уж пора тянуть.
Подросла, гляжу чуть-чуть.
Ай, да репка уродилась!
Мне такая и не снилась.

(Хватает репку и тянет.)

Учитель:
Хвать, но репка возмутилась.

Морковка:
Экий дедка ты неловкий!
Я - не репка, я - морковка.
Не умыл ты видно глаз.
Репки я стройней в сто раз.
И оранжевей к тому же.
Коль салат корейский нужен,
Без меня ты пропадешь…
Сок морковный не попьешь,
В супе мне замены нет…
И еще один секрет.
Я богата витамином
Всем полезным каротином.
Я - отличный урожай!

Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Что такое, что за чудо,
Может, выспался я худо?
Репку сеял я весной.
Ладно, батенька, постой,
Репку вытяну другую.

Картошка:
Ой, ой, ой,
Я протестую!
Я - не репка. Я - Картошка!
Это знает даже кошка.
Всем плодам я голова
Ясно ведь как дважды два:
Если в супе нет картошки,
Ни к чему брать в руки ложку.
Я для чипсов слышишь, дед,
Самый главный компонент.
В жарком масле, вот смотри
Стать могу картошкой фри,
Я - твой главный урожай!

Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Я ж опять пойду по репку.
Как сидит в землице крепко!
Ай да репка, вот те на!

Капуста:
Право, я возмущена!
Дед, ты сникерсов объелся,
Сериалов насмотрелся,
Может с печки ты упал?
Раз капусту не узнал.
Я на репку непохожа
У нее одна одежа,
У меня ж их целых сто!
Все без пуговок…
А то…
Я - хрустящая капуста!
Без меня в салате пусто,
А со мной любой обед
Голубец иль винегрет…
Станет в 10 раз полезней!
И потом меня, любезный,
Можно квасить и солить…
И до лета аж хранить.
Можно есть меня всю зиму!

Дед:
Милости прошу… в корзину.
Это что за чудеса?
Вот уж битых два часа
Я провел на огороде.
Где же репка! Эта вроде…

Свекла:
Снова дед не угадал.
Знать очки ты потерял,
Или бес тебя попутал?
Свеклу с репой перепутал.
Я в сто раз ее красней,
И полезней и вкусней!
Свеклы нет и нет борща,
В винегрете и во щах…
Я одна - источник цвета!
А свекольная котлета -
Это просто объеденье!
Сто процентов - похуденье.
Я - отличный урожай!

Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
И тебе найдется место.
Только все же интересно
Где же репка? Может эта?

Лук:
Я почти того же цвета,
Но не репка, старичок,
Я - твой репчатый лучок!
Пусть немного и коварен,
Но в народе популярен.
Самый вкусный шашлычок
Тот, в котором есть лучок.
Все меня хозяйки знают
В суп и в кашу добавляют,
В пирожки, в грибы, в отвар…
Я для вирусов - кошмар!
Даже грипп меня боится…
Хоть сейчас готов сразиться.
Я - отличный урожай!

Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Вечер уж к концу подходит.
Месяц на небо выходит.
Да и мне домой пора.
Завтра с самого утра
Стану репку вновь искать,
А теперь охота спать.
Ух, тяжелая корзина,
Пригодилась бы машина…
Знатный вырос урожай!
Бабка, занавес давай,
Сказочке пришел конец.
Тот, кто слушал, молодец.
Ждем от Вас аплодисментов,
Ну и прочих комплиментов…
Ведь артисты-то старались,
Пусть слегка и растерялись.

7 ученик:

Спасибо тебе, осень,
За щедрые подарки –
За лист узорный, яркий
За лесное угощенье –
За орехи и коренья,
За бруснику, за калину
И за спелую рябину.
Мы спасибо говорим,
Осень мы благодарим!

Осень . Всем известно: без труда

Не вынешь рыбку из пруда.

В огороде и в саду, на болоте и в лесу,

Ждут мои подарки вас,

Собирайте про запас!

Не ленитесь, а зимой

Пригодится дар вам мой.

А теперь давайте поиграем

Игры

Игра-конкурс « Победи картошку »
Звучит любая плясовая мелодия, под которую дети пляшут. На полу лежит картошка
(картофелин на одну меньше числа участников). когда музыка смолкает - все берут с пола по картофелине. Тот, кто остался без картошки, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется последний участник.

1 конкурс : Осень богата овощами и фруктами. Проводим эстафету, где каждый шаг сопровождается названием овоща или фрукта. Кто сделает больше шагов, тот и побеждает.

СОБЕРИ ГРИБЫ!

Играют по двое. Каждому участнику дают пустую корзинку. На полу лежат силуэты грибов. Дети берут по очереди силуэт гриба, называют любой гриб, который знают, и кладут в корзинку. Выигрывает тот, кто больше «собрал» грибов.

Осень:

Сейчас мы поиграем в игру «Что растет в огороде?» . Я буду задавать вопросы, а вы - отвечать «да» или «нет».

Растет капуста в огороде?

Краснеет помидор всегда?

А лук на грядке зеленеет?

Картошка в огороде зреет?

И на траве, как на подушке растет зеленая лягушка?

- Нет!

Есть в огороде перец сладкий?

И кабачок растет на грядке?

Морковка выстроилась в ряд?

Растет на грядках шоколад?

- Нет!

Растут укроп, фасоль, горох?

Растет большой и злой бульдог?

- Нет!

Осень: Молодцы, ребята! Знаете, что растет в огороде.

Конкурс 2.

(На полу лежат листья, участники конкурса по очереди поднимают лист и читают загадку. Побеждает тот, у кого больше всего правильных ответов.)

1.Какие овощи усатые? (горох, фасоль)

2.У какого овоща есть глазки? (картофель)

1. Какого Петрушку не кладут в щи? (игрушечного)

2.Какой овощ мешал принцессе спать? (горох)

1.У каких овощей красный нос? (редис, морковь, свекла)

2.Круглая, как луна, листья, как ель, а хвостик, как у мышки? (репа)

    У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (Заяц)

    Корнеплоды какого растения называют вторым хлебом? (Картофель)

    Кто собирает яблоки спиной? (Еж)

    Единственный гриб, имеющий ухо. (Мухо мор)

    Животное – гриб. (Лисичка)

    Кого по осени считают? (Цыплят)

Игра «Яблочные фанты».

Учитель: - Дети становятся в круг и под музыку передают друг другу яблоко. Как только музыка прекратится, тот, у кого яблоко, должен выполнить определенное задание

Осень

Эй, девчонки - хохотушки

Не пора ли спеть частушки.

(Исполняют частушки.)

Частушки

    Мы осенние частушки

Пропоем сейчас для вас!

Громче хлопайте в ладоши,

Веселей встречайте нас!

    Листья с веток облетели
    Холоднее с каждым днем
    Урожай убрать успели
    И об этом вам споем.

    Как красиво все кругом
    Золотым осенним днем.
    Листья желтые летят
    Под ногами шелестят.

    Осень чудная пора,
    Любит осень детвора!
    В лес с корзинами мы ходим
    Много там грибов находим.

    Нет вкуснее яблок спелых
    Это знает детвора,
    Как мы яблоки увидим,
    Сразу все кричим: «Ура!»

    Любим свеклу и морковку
    И капусту тоже есть,
    Потому что витамины
    В овощах и фруктах есть!

    Наш любимый кабачок
    Отлежал себе бочок,
    Мамочка пожарила
    Съесть меня заставила.

    Не болеем больше гриппом,

Не боимся сквозняка,

Все таблетки заменяет

Нам головка чеснока!

    Мы на праздник урожая

Натащили овощей,

После праздника наш повар

На год нам наварит щей!

    Мы частушки вам пропели,
    Вы скажите от души:
    «Хороши частушки наши,
    И мы тоже хороши!»

Заключение.

Учитель Осень сегодня полностью вступила в свои права. Мы благодарим эту осень, что она собрала нас всех на осенние посиделки. Впереди зима, весна, лето. А потом снова осень. Сколько их еще будет в нашей жизни! Я надеюсь, что еще не раз мы встретимся здесь

Осень:

Ой, как у вас весело на посиделках.
Жалко с вами расставаться,
Но пришла пора прощаться!
До свидания, до встречи в следующем году.

Ученица.

Спасибо тебе, осень,
За щедрые подарки –
За лист узорный, яркий
За лесное угощенье –
За орехи и коренья,
За бруснику, за калину
И за спелую рябину.
Мы спасибо говорим,
Осень мы благодарим!

7 класс

Сценарий праздника «ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ»

ЦЕЛИ: способствовать сплочению коллектива, предоставить возможность учащимся раскрыть свои таланты, расширить кругозор учащихся и получить дополнительные знания, воспитывать культуру поведения за праздничным столом.

Дорогие ребята, сегодня мы собрались с вами на игровую конкурсную программу «Осенние посиделки».

(чтение стих. Осень наступила...)

Я попрошу всех участников подойти ко мне и достать житончик с номером команды, а затем занять места. Давайте дадим название своей команде.

И так, начинаем с разминки.

Загадки:

1. Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья (осень)

2. Опустел колхозный сад, паутинки вдоль летят,

И на южный край земли потянулись журавли.

Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришёл? (сентябрь)

3. Всё мрачней лицо природы: почернели огороды,

Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? (октябрь)

4. Поле чёрно-белым стало: падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало- льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи! (ноябрь)

5. Рыжий Егорка упал на озёрко. Сам не потонул и воды не сколыхнул.(Лист)

6. И тонок и долог, а сядет- в траве не видать. (дождь)

7. У каких деревьев осенью листья красные? (Рябина, осина)

8. Кто носит шляпу на ноге? (гриб)

9. Из какого дерева делают спички? (Осина)

10. Назовите самую большую ягоду. (арбуз)

И так, мы отправляемся в осеннее путешествие. И первая наша станция – «Поэтическая».

2 задания:

1. собрать разрезанное на строки стихотворение и назвать его автора.

Унылая пора! Очей очарованье!

В их сенях ветра шум и свежее дыхание.

И редкий солнца луч, и первые морозы.

И отдалённые седой зимы угрозы. (Пушкин)

2 задание: сочинить стихотворение, используя рифмы:

солнце...оконце,

привет...кабинет

А тем временем мы прибываем на станцию «Музыкальная»

И я попрошу вас вспомнить и исполнить по 1 куплету песню на тему «Осень». (ЭТО БЫЛА МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА)

А теперь послушайте задание конкурса УГАДАЙ ПЕСНЮ, но только угадывать вы будете не по нотам, а по описанию.

1.песня о длительном путешествии маленькой девочки в яркой шапочке (Если долго – долго, песня Красной шапочки)

2.песня о самом радостном празднике, который бывает только раз в году.

4.песня по слогам о деревянном человечке (Бу-ра-ти-но)

А тем временем мы приближаемся к станции «Внимательная»

Прослушайте рассказ, в нём есть ошибки. Выпишите их на листки. За каждую найденную ошибку – 1очко.

Наступила осень. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это ласточки, грачи, сороки, журавли. Лесные жители: заяц, ёж, белка, лиса – меняют шубки на более тёплые и густые. А на полях и в садах заканчиваются осенние работы. Заканчивается сенокос, убраны овощи, в садах высаживают молодые саженцы. Сгребают опавшую листву. В лесу зацветают подснежники. (3 ошибки)

И так, следующая станция «Эстафетная».

А конкурс наш с вами будет называться «Кто больше соберёт грибов». Для этого мне потребуется по одному участнику от команды. Задание: за то время, пока звучит музыка, с завязанными глазами собрать грибы, за каждый гриб – 1 очко.

В осеннее ненастье 6 погод на дворе: сеет, веет, крутит, рвёт, сверху льёт, снизу метёт. А слышали вы, ребята, о приметах осени, которые в народе известны с давних пор? Кто из вас вспомнит?

Дым стелется – (к непогоде)

Дым столбом – (к морозу и солнцу)

Лягушки квакают – (к дождю)

Муравьи уползают в муравейники, закрывая в него вход. – (к дождю)

Комары гудят, вьются тучами – (к дождю, к теплу)

Бабье лето ненастно – (осень суха)

А знаете ли вы как в народе называют осенние месяцы?

Сентябрь-месяц сладкий и фруктовый. О нём говорят: « В сентябре одна ягода горькая- да и та – рябина.»

А Октябрь называют грязником. В народе говорят: «Октябрь ни колеса, ни полоза не любит».

О Ноябре говорят так: « В ноябре зима с осенью борется», «Ноябрь капризен, то плачет, то смеётся».

Каждое время года прекрасно по-своему. Осень особенно.

А наша конечная станция «Театральная» , где каждому из вас предоставляется возможность побыть актёром. Давайте сделаем сейчас зари-совки осени. (раздать атрибуты)

Унылая пора! Очей очарование!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

Конспект фольклорного праздника

«Осенние посиделки»

Подготовила учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ с. Вперед

Давлекановского района

Республики Башкортостан

Зубарева Ольга Викторовна

Ход мероприятия:

(праздник ведут 3 подготовленных ученика)

    Здравствуйте, дорогие гости!

    Мы рады видеть вас на нашем празднике, посвященном самому прекрасному времени года - осени!

    Осень за окошком ходит не спеша.

    Листья на дорожках падают шурша.

    Тонкие осинки в лужицы глядят,

    На ветвях дождинки бусами висят.

    Лебеди лениво плещутся в пруду,

    Тихо и красиво осенью в саду.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВИДЕОРЯД

«Разноцветная осень» (Музыка и слова А. Морозовой)

Разноцветная осень
AVI / 25.21 Мб

  • Все кругом так сказочно красиво, и листочки по реке плывут.

В России осень наступила — золотой порой ее зовут!

  • К нам березка ветки наклонила, и слетают листики гурьбой.

В России осень наступила, зашумела золотой листвой!

  • В старину, как только на Руси заканчивались полевые работы, собирался стар и млад на русские посиделки!
  • На завалинке, в светелке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

  • При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод —

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

  • Добрым чаем угощались,

С медом, явно без конфет.

Как и нынче, мы общались —

Без общенья жизни нет.

  • А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши.

Словом, эти посиделки

Были праздником души
  • Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче нее мы но «сусекам»

Личных дел или квартир.

  • Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

  • Если вы «в своей тарелке»

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь, тотчас.

  • Отдых — это не безделки —

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Для друзей и для гостей!

Песня

«ПРОКАЗНИЦА - ОСЕНЬ»

в исполнении группы подготовленных учащихся

  • Осень красивое, но немного грустное время года...
  • Нет, грустить нам не годится,
  • Давайте будем веселиться!
  • Сегодня наши посиделки посвящены осени, щедрому урожаю и народным праздникам
  • Одарила гостья осень урожаями плодов,

Моросящими дождями, кузовком лесных грибов.

  • У нас сегодня - радостная встреча! Осень, это праздник твой!
  • Предлагаем для разминки отгадать осенние загадки

В сентябре и в октябре

Их так много во дворе!

Дождь прошел - оставил их,

Средних, маленьких, больших.

(Лужи)

Дни коротки, ночи длинны,

Мы друг друга кличем,

В октябре летим мы клином,

Жалобно курлычем.

(Журавли)

Говорит коза, что козы

Очень любят нюхать розы.

Только почему-то с хрустом

Нюхает она…

- капусту -

И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом …

- картошка -

Огородная краля

В оранжевом платье

Притаилась в погребке,

Лишь коса на бугорке

- морковь -

Я вырос на грядке,

Характер мой гадкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу.

- лук -

Всех овощей она царица,

Своей величиной гордится.

На дыню издали похожа,

На рыжий мяч большущий тоже.

- тыква -

Очень длинным вырастает

И пол грядки занимает.

Этот овощ тыквы брат,

Летом все его едят.

- кабачок -

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный…

- баклажан -

В огороде вырастаю.

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут

И так едят.

- помидоры -

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,

Вкусен и сырой. Кто же я такой?

- огурец -

Расколи его -

Будет зернышко,

Посади зернышко -

Будет солнышко.

- подсолнух

  • Осень дарит нам овощи, фрукты, ягоды, грибы. Но самый ценный подарок - это ХЛЕБ.

Положит в землю человек зерно

Прольётся дождь - зерно орошено.

Крутая борозда и мягкий снег

Зерно укроют на зиму от всех.

Весною солнце выплывет в зенит,

И новый колосок позолотит.

Колосьев много в урожайный год.

И человек их с поля уберёт.

Хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой;

Теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал — пришел.

Самый вкусный, несравненный,

Всем знакомый с детских лет-

Это наш обыкновенный

И любимый русский хлеб!

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки —

Вырастай богатырем!

ВИДЕОКЛИП «Хлеб - всему голова»

(слова В. Балачан, музыка Н. М. Кудрина)


"Хлеб-всему голова"
AVI / 12.94 Мб

  • Осень на Русине только на урожай щедра, но и на праздники
  • 14 сентября по народному календарю«Симеон- летопроводец».
  • В этот день говорилитак: «Семин день - семена долой». Каждая хозяйка до этого дня должна собрать все созревшие семена с грядок до следующей весны. Кто запоздаетс этой работой - может остаться на следующий год без семян.

КОНКУРС «Семена»

Условие: пока звучит веселая мелодия, нужно рассортировать семена. Могут одновременно участвовать до 5-ти желающих

  • Вы, наверное, знаете, что в период с 14 по 21 сентября наступало так называемое «бабье лето»В это время закончены все основные работы на полях, начинаются работы по дому.
  • В эти дни был интересный обычай хоронить мух, тараканов, блох, надоевших за лето.
  • Делали из моркови, репы, свёклы маленькие гробики, складывали в них мух и закапывали с такими словами:
  • - Мухи, вы, мухи, комаровы подруги! Пора умирать!
  • - Муха муху ешь, а последняя себя съешь!
  • Действительно, необычная традиция!
  • А у нас музыкальный номер!

ПОПУРРИ «РУССКИЕ ХОРОВОДНЫЕ ПЕСНИ»

  • 27 сентября наступает праздник Воздвиженья. Все приметы этого дня связаны со словом “двигаться”. Хлеб с поля в амбары движется, птицы в отлёт двинулись.
  • Кафтан с плеч сдвигается, а тулуп надвигается, медведь в берлогу залегает.
  • Молодежь двигалась на вечеринки и посиделки. Девушки собирались вместе, рукодельничали, пели песни.
  • В этот день начинались особые девичьи вечеринки - «капустницы».
  • Молодёжь ходила из дома в дом рубить капусту. Капуста считалась священной пищей богов!
  • После уборки капусты её старались побыстрее засолить, пока не задрябла.
  • Это была работа для всей семьи, каждыйстарался принять в ней участие - от мала до велика.
  • А чтобы капуста не перекисла, клали в кадку осиновое поленышко.
  • Кстати, русские люди первыми научились квасить капусту, и запасать её впрок.
  • Свято соблюдался обычай, по которому можно былождать хорошего урожая капусты на следующий год.
  • Самый старший член семьи, бабушка, пекла пирожки, с первым пирожком бежала на капустную грядку, закапывала его там и приговаривала: «Будь густой, а не будьпустой».

ХОРОВОДНАЯ ИГРОВАЯ

«ВЕЙСЯ, ДА ВЕЙСЯ, КАПУСТКА»

  • С давних пор на Руси 14 октября празднуется Покров-день. Считают, что Покров приносит на землю белое снежное покрывало. Существует такая легенда, связанная с происхождением Покрова-дня.
  • В далеком 910 году враги осадили Константинополь, и ему грозило разорение. И вот в ночь на 14 октября в храме, где хранилась риза Богородицы, явилась Божья Матерь.
  • Сияющая светом Пресвятая Дева Богородица стояла в воздухе и молилась за спасение города.
  • Затем простерла над собравшимися в храме свой покров, как бы защищая и помогая страждущим. Видение скоро исчезло, а противник действительно снял осаду и отступил
    "Покров Богородицы"
    AVI / 32.75 Мб
  • На Покров все работы закончились
  • В амбарах лежалобмолоченный хлеб, а в погребах - заготовленные овощи, варенья и соленья
  • Начиналась на деревне пора свадеб.
  • Люди считали: если снежок выпал на Покров, то просватанную девушку ждёт счастье, отступает от её порога нечистая сила
  • Покров к тому же славился началом посиделок. Веселье было немыслимо без частушек под гармонь, балалайку или любой другой инструмент.

ОСЕННИЕ ЧАСТУШКИ

в исполнении группы подготовленных обучающихся

  • 27 октября празднуется Параскева Пятница.
  • На Руси Параскева почиталась особо, преимущественно женской частью населения. Ее считали суровой, твердой, волевой женщиной
  • Существовало поверье, что Пятница ходит по земле в виде молодой красивой крестьянки или монашки и примечает, кто как живет, как соблюдает христианские правила и обычаи, богоотступников наказывает, а благочестивых награждает.
  • В народе ее считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах. В этот день не работали.
  • Нельзя было ни мыть голову, ни купать детей. Нельзя было прясть, а шить можно Поговорка предостерегала: «Кто в пятницу много смеется, тот в старости будет много плакать».
  • За нарушение запретов, связанных с пятницей и пряжей, Параскева Пятница сурово наказывает.
  • 14 ноября -Кузьминки! Люди собирались на посиделки, пели песни, водили хороводы, да лето красное вспоминали
  • В этот день отмечается память двух братьев, святых бессребреников Косьмы и Дамиана.
  • Говаривали об этом дне так: «Кузьминки — осени поминки», но не считали лишним еще повеселиться, встречая зиму.

ВИДЕОФИЛЬМ «Кузьминки»

Кузьминки
AVI / 36.07 Мб

  • А вы знаете, как было принято завершать праздник?
  • Чучело Кузьмы, сделанное из соломы, разбирали, солому разбрасывали по земле, чтобы она согрела землю и урожай был хорошим, и на этой соломе танцевали, прощаясь с праздником.

Танец «БАРЫНЯ - СУДАРЫНЯ»

в исполнении группы подготовленных обучающихся

  • Наши осенние посиделки тоже подошли к концу.

В небе, будто от побелки,

Засветился Млечный путь.

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светелке,

Где пришлось нам отдохнуть.

Дни общенья - счастья вехи,

Посиделкам всякий рад.

Делу - время, а потехе

Рады люди как никак.

Посиделки-вечеринки,

Звёзды в праздничной выси.

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говорим:

До новых встреч!

«Осенние посиделки» для учащихся 6 класса сельской малокомплектной школы

Провёл учитель истории и обществознания,
классный руководитель 6 класса Евсеев
Анатолий Иванович, МОУ СОШ с.Апалиха
Хвалынского района Саратовской области

Данная работа рассчитана на учащихся средних классов и предназначена для учителей - классных руководителей как сельских, так и городских школ. Также данная разработка может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов.
Цель: Воспитание у учащихся любви к родному краю, родной природе, народным обычаям и традициям.
Задачи:
1.Закреплять собирательный образ осенних народных праздников; названия осенних месяцев; обрядовые действия, сопровождающие празднование осенних праздников. 2.Продолжать знакомить детей, привлекая родителей, с народным творчеством, фольклором.
3.Развивать смекалку, логику, внимание. Воспитывать чувства дружбы, товарищества, командного духа. 4. Углублять знания детей об осени как времени года.
Предварительная работа
- Составление сценария мероприятия, используя разнообразные источники (литература, ресурсы интернета);
- Разучивание с детьми стихов, частушек, проведение 3-4-х репетиций;
- Приглашение родителей учащихся;
- Подготовка музыкального материала для сопровождения праздника (песен про осень);
- Заготовка осенних кленовых листьев для конкурсов;
- Изготовление костюма Осени;
- Покупка баранок в качестве призов;
- Оформление классной комнаты в осеннем и народном стиле.
Материалы и оборудование:
- мультимедийный проектор и компьютер;
- прялка, плетень, самовар, деревянная старинная посуда (экспонаты школьного краеведческого музея);
- сваренная молочная каша, 4 тарелки и 4 ложки;
- вырезанные из обоев «лужи»;
- кленовые листья;
- 10-12 картофелин;
- 4 шарфа или женских головных платка.

Подготовительный этап: класс разбит на 4 команды, каждая из которых готовит осеннюю поделку из природного материала, находит загадки, пословицы, частушки поговорки об осени.
Каждая команда сидит за отдельным столом, оформленным в осеннем стиле.
Связка баранок или сушек служит призовым фондом: за правильный ответ – сушка.
Реквизиты – фломастеры или краски, ручки, листы бумаги.
Оформление класса: доска украшена осенними листьями с загадками, стоит стол, накрытый скатертью, на скатерти расписная посуда с пряниками и баранками, старинный угольный самовар, осенний букет в крынке, в углу стоят ножная прялка и самодельный плетень.
Ход мероприятия:
Звучит музыка- песня «Осенний блюз», сл. и муз. А.Ермилов
Ведущий. Добрый вечер, гости дорогие и желанные! Милости просим на Осенние посиделки! Чтобы начать наш вечер, нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно:
Вот художник так художник,
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим,
Кто художник этот?
Дети. Осень!

Ведущий Ноябрь за окном, месяц студеный, с долгими темными вечерами да замерзшей землёй. Не зря в народе называли этот месяц грудень, листогной, студеный. Ноябрь – последний месяц осени, предвестник студёной зимы. Русский народ и поговорки о ноябре придумал:
Не сковать реку зиме без ноября-кузнеца.
Ноябрьские ночи до снегу – темны.
Холоден батюшка октябрь, а ноябрь его перехолодил.
Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит.

Много интересного об осени и о наших старинных и временами забытых осенних праздниках узнаете вы сегодня на русских Осенних посиделках.

1-й ребенок.
На завалинке, в светелке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
2-й ребенок
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
3-й ребенок
Добрым чаем угощались,
С медом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались -
Без общенья жизни нет.
4-й ребенок
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши.
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Ведущий.
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
Если вы «в своей тарелке»
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь, тотчас.

1-й ребенок.
Отдых - это не безделки -
Время игр и новостей.
2-й ребенок
Начинаем посиделки!
3-й ребенок
Открываем посиделки!
Дети (хором)
Для друзей и для гостей!
Ведущий В нашем празднике принимают участие 4 команды (по 2 человека в каждой команде- ребёнок и мама). Поприветствуем каждую команду громкими аплодисментами.

Ведущий На улице поздняя осень. После хлопотливого и жаркого лета собирается природа на отдых: солнышко уже слабо греет землю своими лучами, блёкнут травы, облетели с деревьев золотые листочки, не слышно пения птиц- они улетели в тёплые края.. Грустная, казалось бы, пора… Но мы не будем сегодня унывать. Ведь в каждом времени года есть и свои прелести. Известно, что многие русские поэты любили осень. Под шум моросящего дождя и шелест падающих листьев рождались немеркнущие строки прекрасных стихотворений:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(А.С.Пушкин)
1-ый конкурс – «Продолжи пословицу»
Ведущий Осень издавна была связана со сбором урожая, с сельскохозяйственными работами. Поэтому люди создали много пословиц о труде. А знаете ли эти пословицы вы? (Ребята, я называю первую часть пословицы, а вы – вторую). Конкурс оценивается так: за каждую правильно угаданную и продолженную пословицу команда получает по 1-ой баранке:
1. Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда)
2. Труд человека кормит, (а лень портит)

3. Глаза стращают, (а руки делают)
4. Что посеешь – (то и пожнешь)
5. Делу – время, а (потехе – час)
6. Не спеши языком, (торопись делом)
7. Кончил дело – (гуляй смело)
8. Любишь кататься – (люби и саночки возить).

Подводятся итоги: кто больше получил сушек.

Ведущий Считалось, что в Семен день, 14 сентября. нигде не увидишь воробьев. Почему так? Существовало такое преданье, что в этот день всех воробьёв черт в лес соби¬рает и меркой меряет: сколько взять себе, а сколько выпустить.
А вот я хочу родителям задать вопрос: в Семенов день хо¬ронят мух и тараканов. Как это делают, знаете? Из собранных овощей - морко¬ви, свёклы, тыквы, репы, редиски - вырезают сердцевину, кладут туда горсть пойманных мух, закрывают и зарывают в землю. При этом кто-нибудь выгоняет мух из дому полотенцем и приговаривает: «Муха к му¬хе летите, мух хороните» или: «Мухи вы, мухи, Комаровы подруги, пора умирать, муха муху ешь, а последняя сама себя съешь». Задам вам ещё один очень трудный вопрос: что за праздник Кузьминки? (Это день Кузьмы и Демьяна. Празд¬нуется 14 ноября. Кузьминки - об осени одни поминки. Кузьминки - встреча зимы.) Кто такие Кузьма и Демьян? (Они были кузнецами.)Почему их на¬зывают бессребренниками? (Они денег за свою работу не брали) Поче¬му их называли кашниками? (За работу их кашей кормили) Что делали девушки в этот день? (Устраивали осенние посиделки: снимали большую избу, готовили пиршество, приглашали на праздник парней и все вместе гуляли до утра.)
2-ой Конкурс «Кто быстрее съест кашу»
Ведущий: Издавна говорят «Щи да каша – пища наша». Без каш не обходился ни один крестьянский день: каша пшённая, каша гречневая, каша гороховая, каша перловая… Вкусно и сытно! А сколько сил прибавляют! Ведь силы надо много, чтобы осенью урожай собрать, землю вспахать, сено и солому из поля к домам свезти. Наш следующий конкурс заключается в следующем: с завязанными глазами дети все одновременно должны съесть кашу – кто быстрее!


Ведущий Под окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел.
Дальний плач тальянки, голос одинокий –
И такой родимый и такой далекий.
Плачет и смеется песня лиховая.
Где ты, моя липа? Липа вековая?
(С.Есенин)
3-ий конкурс «Отгадай загадку».
За каждую отгаданную загадку команда получает по одной баранке

Ведущий Все мы в ясную осеннюю погоду очень любим гулять по осеннему лесу или парку. Вот и сейчас мы отправимся на прогулку и будем собирать разноцветные осенние листья. (На доске прикреплены листья с написанными за ними на листочках бумаги загадками. Отцепляем листья, читаем и отгадываем загадки).


1. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)
2. В шубе летом, а зимой раздеты (Деревья)
3.Без рук, без ног, а в подворотню лезет. (Ветер).
4. Стоит Матрешка
На одной ножке
Закутана, запутана (Капуста)
5. Без окон, без дверей –
Полна горница людей. (Огурец)
6. Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный (Арбуз)
7. Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели (Лук)
8. Красная девица
Росла в темнице,
Люди в руки брали,
Косы срывали (Морковь)
9. Посреди двора золотая голова (Подсолнух)
10. Синий мундир,
Желтая подкладка,
А в середине сладко (Слива)
11. Растет зеленый кустик,
Дотронешься – укусит (Крапива)
12. Мешено, квашено, валено, на стол поставлено. (хлеб)
13. Есть шапка, но без головы, есть нога, но без обуви. (Гриб)
14. Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (Осень)
15. Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина. (Туман).
16. Сам видит и не слышит, ходит, бродит, рыщет, свищет. (Ветер)
17. Сидит – зеленеет, падает – желтеет, лежит – чернеет. (Лист)
18. Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставки заколочены,
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (Колос).
19. Несу я урожай,
Поля вновь засеваю,
Птицу к югу отправляю,
Деревья раздеваю. (Осень).

Ведущий Посчитаем, сколько баранок накопилось у каждой команды.

Ведущий Кто знает, как называется первый осенний праздник? (Успенье.) А че¬му он посвящен? (Окончанию осенних полевых работ, жатвы и встрече осени.) Когда начина¬ли жатву, как называли первый сноп? (Именинник.) А последний как? (Молчанушка.)Почему так? (Было такое поверье, что если в это время девушка заговорит, то жених у нее будет слепой.) Что дальше делали с молчанушкой? (Наряжали в сарафан, обвивали ситцевыми платками, приносили до¬мой, ставили в красный угол, несли ему хлеб и соль, низко кланялись и со¬храняли до нового урожая.) Закончили жатву, пора и повеселиться на славу!

4-ый конкурс –игра «Перепрыгни через лужу»
Ведущий Осень – самое дождливое время года: льют и льют холодные моросящие дожди. Неприятная, казалось бы, погода. Однако осенние дожди очень важны и нужны земледельцам: земля пропитывается влагой, отдыхает и готовится к весеннему севу. Много на дорогах луж, которые мы вынуждены перепрыгивать или обходить. Наш следующий конкурс называется «Перепрыгни через лужу».
(Из ватмана или обоев вырезаны овальные «лужи» и прикреплены к полу на расстоянии 20-30 см друг от друга. Задание: кто быстрее их перепрыгнет и первым вернётся на своё место. В конкурсе принимают участие все).

Ведущий В старину на осень приходилось много праздников и обрядов.
Так, к примеру, 8 октября во многих сёлах и деревнях начинались капустники – рубили капусту на засолку и закваску, устраивали посиделки с капустными угощениями. А как вы думаете, почему капусту именно так называют?
Она похожа на голову человека, а по латыни «голова» – капут, вот отсюда и пошло название.

5-ый конкурс «Составь слово».
Ведущий Всем понятно значение большого слова «Огородничество» (записывается на доске). Составьте из букв этого слова другие слова. Побеждает та команда, которая составит больше всех слов и у кого будет самое длинное слово. Для этого конкурса отводится 2 минуты.
(В это время звучит медленная осенняя песня – «Песня про осень», сл. Л.Палий и Б.Будар, муз.Г.Гладков)

Ведущий. Что-то наши родители заскучали, на вопросы мало отвечали.
Спрошу-ка я у них, а какой праздник отмечается 14 сентября?
Не знаете? Ребята, что это за праздник? (Семен день.) Что в этот день делали? (Начиналось Бабье лето, устраивались посиделки, работа в избах при огне, только с этого дня начинали выкапывать картошку в огородах, су¬шить и мять лен.) Что делают изо льна? (пряжу и нитки, из них ткут полотно, из полотна шьют одежду, полотенца, постельное бельё.)
Ведущий Ребята, вы так много узнали сегодня об осенних празд¬никах и осенних занятиях, а давайте мы саму Осень к нам в гости позовем.
Звучит песня про осень –«Осенняя», сл.И.Лейме, муз.В.Алексеева
Входит Осень.
Осень.
Вы обо мне? А вот и я.
Привет осенний вам, друзья!
Не виделись мы целый год,
За летом следом мой черёд.
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной,
Осенние сады и парки?
Дети .
Да, хороши твои подарки!
Осень.
Я пришла на праздник к вам петь и веселиться.
Я хочу со всеми здесь крепко подружиться
Я прихожу не одна, а со своими братьями- осенними месяца¬ми. Их у меня трое. Попробуйте узнать, про какой месяц я буду говорить:

Опустел ваш лес и сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришел? (Сентябрь)

Все мрачней лицо природы -
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

Черно поле бело стало,
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)

Осень Молодцы, ребята, все осенние месяцы правильно назвали. А можно я с вами на вашем празднике дальше побуду, посмотрю, как вы играете и веселитесь?
Дети: Да, конечно, оставайся с нами, дорогая Осень!

Ведущий Есть такая народная примета – если девочка родилась на Матренин день (22 ноября), то становится она настоящей искусницей: может старое платье починкой в новое превратить, а иголочка в ее руках с белой ниточкой не расстается. Совсем как в нашем следующем конкурсе, где тоже необходимо показать своё мастерство и смекалку.
6-ой конкурс «Собери кленовый лист» (большой лист разрезан на несколько частей, их нужно сложить, как пазлы. Кто быстрее?).

Ведущий С давних-давних пор 14 октября на Руси празднуют Покров-день. Существует такая легенда:
В 910 году враги осадили византийский город Константинополь, и ему грозило полное разорение. И вот ночью на 14 октября во Влахернском храме, где хранилась риза Пресвятой Богородицы, Андрею и Епифанию, отличавшимся святостью, привиделась Божья Матерь. Сияющая светом Пресвятая Дева Богородицы стояла в воздухе и молилась за спасение города. Затем раскинула над собравшимися в храме свой покров (покрывало), как бы защищая всех прихожан. Видение вскоре исчезло, но враг снял осаду города и отступил.
День Покрова совпадал с самым обеспеченным временем в жизни крестьян. С полей все убрано, хаты начинают топить по-зимнему. Играют свадьбы и устраивают посиделки. Собирали зерно, мололи муку, пекли пироги и блины. Пели песни и играли в подвижные игры.
Давайте и мы с вами сыграем в очень подвижную игру.
7-ой конкурс – Собери картошку ложкой.
(На полу разбросаны 10-12 картофелин. Задание: кто быстрее их соберёт ложкой и сложит в пакет. В конкурсе принимают участие по 2 ученика или родителя).


Ведущий 10 ноября – это день Параскевы Пятницы. Она родилась в 3-ем веке в городе Икония, как раз в пятницу. А ее родители почитали этот день, поэтому и назвали ее Параскевой, что с греческого переводится как пятница. В народе ее считали покровительницей домашнего хозяйства. В этот день старались не работать, а можно было только шить.
8-ой конкурс - «Поэтический»
Ведущий: Как много красок использует осень, украшая природу. Золотая осень, прекрасная пора, очей очарование – говорим мы об осени. А какие стихи посвящали ей поэты, перечислить невозможно! Давайте проведем конкурс чтецов стихов об осени.

Участники должны составить стихотворение по предложенным им рифмам. Максимальный балл за этот конкурс – 2 баранки.
…раздражает
…блеск
…спадает
…треск

…вздыхает
…восток
…слезы
…песок

(Под музыку идёт творческий процесс – сочинение стихотворения, звучит песня «Наступила после лета осень», сл. и муз. О.Осиповой)

Ведущий. Пришла пора рассказать, чем же заканчивался праздник Кузьмы и Демьяна? Чучело Кузьмы, сделанное из соломы, разбирали, солому разбрасывали по земле, чтобы она согрела землю и уро¬жай на следующий год был хорошим. И на этой соломе плясали и танцевали, прощаясь с праздником.

9-ый конкурс - «Повар»
Ведущий Да, урожай собран хороший. Теперь можно подумать, как приготовить из собранных овощей салат к вкусному обеду. Командам предлагается выбрать из предложенных карточек с названием продуктов те, которые необходимы для приготовления салата оливье, винегрета, селедки под шубой и салата с крабовыми палочками.
10-ый конкурс – конкурс художников
Ведущий Осень – великолепный и чудесный художник, умеющий разукрасить даже серое, превратив его в яркое и красочное. А давайте представим, что вы тоже художники, какой бы вы изобразили Осень?
Задание: мамы с завязанными глазами фломастерами рисуют на листе А-4 осенний пейзаж, а дети им подсказывают.
Ведущий Ни одни осенние посиделки не обходились без весёлых и озорных частушек.
Где гармошка заиграла –
Там частушка зазвучала,
Русская, народная,
Весёлая, задорная!
Дети по очереди исполняют под музыку частушки:
1.Хорошо пропелись песни,
Милые подружки,
Только, что за посиделки
Без лихой частушки?
2. На осеннем на лугу –
Укусил комар блоху,
Сидит заяц на березе
Помирает со смеху.
3. Я сегодня не в порядке,
Завтра лучше наряжусь:
Дыни на ноги одену.
Кукурузой подвяжусь.
4. Взял землицы я в аренду,
Чтоб построить там фазенду.
Посадил арбуз и дыню,
А теперь ищу рабыню.
5. Ахи, ахи, ахи, ох!
Маша сеяла горох.
Уродился он густой,
Я помчусь, а ты постой!
6. Мой миленочек не плох –
Посадил он мне горох.
Ну, а я для Сенечки
Сею в поле семечки.
7. Не ленитесь огуречки!
Поднимайтесь-ка айда!
Пляшет Таня ходят плечики.
Ну, хозяйка, хоть куда!
8. Вам частушки мы пропели,
А теперь торопят нас.
До свиданья, мы с частушкой
К вам придем еще не раз.
11-ый конкурс «Домашнее задание»
Ведущий : На дом командам было дано задание – сделать осеннюю поделку из природного материала, интересно назвать её и представить всем присутствующим на празднике. Вижу, какие они красивые и интересные стоят на ваших столах. Предоставляю слово вам, команды!
(Команды по очереди показывают и рассказывают о своих творческих работах).
Ведущий Пришло время для подведения итогов и награждения победителей.

Подсчитывается количество баранок у каждой команды.
Награждение команды-победителя – связкой баранок с самовара.