Предметно – пространственная среда по ПДД. Создание развивающей предметно-пространственной среды в доу по изучению правил дорожного движения

"Чтобы ваши дороги были безопасными!"

Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.

Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

Особую роль в группах детского сада играют центры "Внимание дорога!". Цель создания центров: концентрация различных материалов и оборудования, собранных для решения задач по формированию у дошкольников знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге. Они предназначены для активизации деятельности детей, как самостоятельной, так и под руководством взрослого.

Центрам выделено постоянное место. Они удобны, доступны детям, отвечают требованиям безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. Оснащение центров подобрано в соответствии с возрастными требованиями "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., издание 6-ое, 2009г. и программы "Основы безопасности детей дошкольного возраста" Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стёркиной Р.Б., 2004г.

Всё оснащение игровых центров подобрано с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, оно разделено на 3 подцентра: "Учи!", "Развивай!", "Закрепляй!". Система создания центров включает 3 аспекта взаимодействия ребёнка с транспортной системой города: ребёнок - пешеход, ребёнок - пассажир, ребёнок - водитель детских транспортных средств (велосипед, самокат, ролики, санки и др.)

Ребёнку даётся возможность творчески подойти к изучению и закреплению знаний такой сложной задачи, как знакомство с правилами дорожного движения. Наряду со знаниями о ПДД, у детей формируются речевые навыки, расширяется словарный запас и кругозор, развивается творческий потенциал, коммуникативные навыки, ребёнок на практике закрепляет социокультурные нормы поведения.

Чтобы вызвать у ребёнка интерес к данной проблеме и избежать излишнего морализирования в формировании у него самостоятельности, ответственности, прочности усвоенного материала, предметная среда центров оснащена разнообразными:

  • дидактическими играми : "Дорожные знаки", "Внимание, перекрёсток!", "Знай и соблюдай", "Три сигнала светофора", "Помоги Незнайке перейти дорогу", "А как бы ты поступил?", "Проезжая часть и тротуар", "Что за друг наш - "зебра"?", "Улица и пешеход", "Сигналы регулировщика", "Транспорт", "Важные машины", "Построй улицу" "Автодорожные и пешеходные тропы", "Доберись до цели, используя план" и т.д.;
  • пособиями (плакатами, альбомами, ширмами-макетами, макетами улиц, папками-передвижками, наглядным материалом и т.д.) "Дорожная азбука", "Здравствуй, город мой родной!", "На посту и день и ночь", "Возможные препятствия на проезжей части", "Если с другом вышел в путь", "Будьте бдительны на дороге", "Вы пример для окружающих", "Главный друг- светофор", " Пешеходы и водители", "Учите других правилам дорожного движения", "Помоги себе сам!", "Дети и дорога", "Улицы нашего города", "Безопасные прогулки", "Знакомство с транспортом", "Играйте дома", "Убедитесь в безопасном переходе" и т.д.;
  • детскими рисунками ;
  • атрибутами к организации сюжетно-ролевых, подвижных игр "Постовой -регулировщик", "Водители", "Пешеходы", "Мы пассажиры" и др.: макеты проезжей части с разделительной полосой, пешеходного перехода, светофора, дорожных знаков, автобуса, игрушки автомобили, стационарная атрибутика - жезлы, знаки, костюм регулировщика.

На участке детского сада выделено особое место для обучения детей правилам дорожного движения. Так как учреждение детского сада малокомплектное и площадь прогулочных участков невелика, используется дорога вокруг здания. Она рассматривается как "проезжая часть", на ней нанесена разметка - разделительная полоса, а при выходе из здания на групповой участок "зебра". Дети. Используя данные условия, упражняются в соблюдении правил дорожного движения: учатся ходить по тротуару, переходить на свой участок только по пешеходному переходу. По "дороге с разделительной полосой" дети могут ездить на велосипедах, самокатах, соблюдая левую и правую стороны движения, сигналы светофора. Для развития сюжетно-ролевых игр выставляются выносные макеты, используются атрибуты. Общий вид площадки улучшает установка тематической ширмы с городским ландшафтом, создающим улучшенные условия для игрового действия. В изготовлении такой ширмы активное участие принимают дети: рисуют домики с окнами, из бросового материала делают пейзажи, дополняют композицию поделками оригами.

Особую роль в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма играет совместная работа детского сада и инспекторов ГИБДД. Инспекторы часто посещают детский сад, участвуют в создании предметной среды учреждения, проводят беседы с детьми, родителями о правилах дорожного движения. Приход инспектора делает работу по ознакомлению с правилами дорожного движения более действенной.

Только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. В этих целях широко используем информацию:

  • на стендах "Папа, мама, я - пешеходная семья", "Ребёнок и взрослый на улицах города", "Учите детей наблюдать", "На вас лежит ответственность", "Внимание, дорога!" и др.;
  • в папках передвижках "Знай сам - учи других", "Знания и умения, которыми должен овладеть ребёнок", "Правила светофора", ""Пешеходам разрешается", ""Обязанности пешеходов и пассажиров" и др.

Родители являются полноправными участниками всего процесса формирования у детей дорожной грамоты. Принимают активное участие в совершенствовании предметной среды. Участвуют в выставке семейных рисунков "Знай и соблюдай!" - лучшие рисунки размещаются в центрах "Внимание дорога!", придумывают и изготавливают дидактические игры по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, которые тоже находят своё место в игровых центрах. Дома с детьми изготавливают бумажные макеты разных видов транспорта, зданий, дорожных знаков для обновления игрового макета "Улицы города". Участвуют в пошиве костюмов постового-регулировщика, сотрудника ГИБДД. Оснащают предметную среду детской литературой, плакатами, дидактическим и игровым материалом.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Дмитриевский детский сад

Галичского муниципального района

Костромской области

ПРОЕКТ

«Предметно-развивающая среда

при ознакомлении детей с основами

безопасности дорожного движения»

Воспитатель Гарбера Надежда Леонидовна


Актуальность:

Проблема безопасной жизнедеятельности стала актуальной в современном мире. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Поэтому, важно научить малышей жизненно важным правилам, безопасному образу жизни. Перед обществом встаёт вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Только нашими усилиями, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром дорог. Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями.

Цель проекта:

Создание условий для организации работы по формированию у детей навыков правильного поведения на дороге.

Задачи:
1.Создание предметно – развивающей среды.
2.Организация прогулок, занятий, игр, бесед.
3. Повышение компетентности родителей в вопросах касающихся ПДД.


Участники проекта: дети старшей подгруппы (5-6 лет).

Сроки реализации проекта: сентябрь - декабрь 2013 года.

Тип проекта: творческий .

Материально-техническое и учебно-методическое сопровождение проекта:

- Правила дорожного движения Андрей Усачёв 2009 год (для будущих водителей и их родителей);

- Набор карточек «Дорожная азбука» 2010 год ООО «Линг – Книга г. Москва ;

- Демонстрационный материал «Азбука безопасности на улице, во дворе» ОАО «Радуга» 2010 год.

Диск DVD («Дорожная Азбука»), мультфильм «Дядя Стёпа милиционер», иллюстрации.
Дополнительно привлекаемые участники: педагоги, родители, библиотекарь.

Умения и навыки, необходимые для осуществления проекта:

ЗУН познавательно-речевого, художественно эстетического, социально-личностного, физического направления, приобретённые ранее, соответствующие возрастным особенностям детей:

Знание наиболее распространённых правил БДД;

Владение навыками монологической речи;

Владение элементарными техническими навыками изодеятельности.

Уточнение знаний о дорожных знаках;

Закрепление знаний о светофоре;

Умение по внешнему виду определять виды транспорта;

Овладение элементарными навыками сбора информации, её обработки;

Знание сюжетно-ролевых игр, игр с правилами.

Ожидаемые результаты

Образовательный:

Овладение базовыми правилами поведения на дороге;

Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;

Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;

Развитие творческих способностей;

Формирование устойчивого познавательного интереса.

Воспитательный:

Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;

Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Социальный:

Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;

Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Краткая аннотация проекта: В данном проекте участвуют все участники образовательного процесса. Знакомство с основными правилами дорожного движения осуществляется через игровые занятия, различные виды деятельности: игры, прогулки, беседы дети подробно знакомятся с ПДД, рассматривают различные проблемные ситуации и приходят к выводу, что знание правил необходимо в жизни каждого человека. Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды, способствующей приобретению устойчивых знаний детей по правилам БДД,
Этапы реализации проекта:

Подготовительный - погружение в проблему;

Основной – практический;

Презентация.

Осуществление проекта


1.Подготовительный (сбор информации по проблеме)

Анкетирование родителей по проблеме.

Диагностика детей по учебному пособию Р.Б.Стеркиной «Безопасность».

Педагогическая оценка результатов анкетирования.

Поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге;

Обоснование, предсказания путей реализации проекта.

Подготовка материала и оборудования.


2. Основной практический

Раздел программы

Виды детской деятельности

Ответственный

Срок

Игровая деятельность

Развитие мышления

ФЭМП

Развитие речи

Ознакомление с окружающим

ИЗО

Физкультура

Музыкальное развитие

Трудовая деятельность

Работа с родителями

Связь с социумом

Сюжетно – ролевые игры:

- «Инспектор ДПС»;

- «Водители и пешеходы».

Игры с правилами:

- «Поле чудес – Назови дорожный знак»;

Словесная игра «Что? Где? Откуда?»

Дидактические игры:

- «Большая прогулка»;

- «Дорожные знаки»:

- «Викторина по правилам дорожного движения»;

Игра-самоделка «Законы улиц и дорог»;

- «Угадай транспорт по звуку»

Настольная игра «Большая дорога».

Вечер загадок (загадывание загадок о светофоре, дорожных знаках, о транспорте)

Счет до 10-ти.

Сколько машин на дороге? (макет дороги)?

Больше - меньше:

Какая по счёту полицейская машина?

Каких машин больше грузовых или легковых? На сколько? Решение задач:

Заучивание стихов

Д. Чиарди (перевод Р.Сефа)

«О том, у кого три глаза»;

Гайды Лагздынь

«В трамвае»;

Беседы по картинам, составление описательных рассказов:

«Улица города».

Чтение художественной литературы:

А-К Вестли

«Мама, папа, восемь детей и грузовик»;

Э. Мошковская

«Непрошенный трамвай»;

- «Автобус, который плохо учился»;

- «К нам бегут автобусы»;

Л. Завальнюк

«О профессиях»;

Б. Заходер

«Шофёр»;

С. Михалков «Дядя Стёпа милиционер»;

- «Светофор»;

А. Дерехов «Зелёный, жёлтый, красный»;

В. Семернин «Запрещается – разрешается»

Прогулка «Правила для пешеходов»

НОД

- «Безопасное поведение на дороге»;

- «Правила дорожного движения».

Просмотр мультфильмов:

- «Дорожное приключение тетушки Совы»;

С. Михалков «Дядя Стёпа милиционер».

Индивидуальная работа:

Рисование:

- «Машины на дороге»

- Конкурс рисунков «Ремень безопасности – это важно».

Выставка детских рисунков для родителей.

«Наша улица».

Аппликация:

«Светофор»

Выставка детских работ в библиотеке

Лепка:

«Транспорт»

Выставка детских работ

Конструирование «Наша улица»

Подвижные игры:

Цель: развивать быстроту реакции, внимание, выдержку, упражнять в беге.

Пение:

«Песенка в автобусе»;

«Едем мы по городу»

Игра «Светофор»

Оказание посильной помощи в подготовке атрибутов к мероприятиям.

Консультации:

«Ваш ребёнок на улице».

Наглядная агитация:

Выпуск газет:

- «Я о правилах движения всем

на свете расскажу»;

- «Безопасность ребёнка в руках взрослых».

Папка – «Взрослые и дети – все без исключения, непременно знать должны правила движения».

Папка – раскладушка «Не жалейте времени на уроки улицы»

Привлечение родителей к созданию предметно - развивающей среды - изготовление макета дороги, дорожных знаков, дидактических игр и т.д.

Оформление в группах мини-центра по ПДД

Выставка детских работ в сельской библиотеке.

Выставка художественной литературы по ПДД в сельской библиотеке.

Экскурсия в библиотеку «Писатели о правилах движения».

Воспитатель

Родители, педагоги

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Воспитатель

Родители

Родители

Воспитатель

Воспитатель

Библиотекарь

В течение всего периода

Ноябрь

Ноябрь

В течение всего периода

В течение всего периода

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь-

Декабрь

В течение всего периода

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

В течение всего периода

Сентябрь

Октябрь

Презентация:

Развлечение «В гостях у Светофора» - вручение детям удостоверений «Юный пешеход» (декабрь).

Подведение итогов.

Педсовет «Развивающая среда в ДОУ» (декабрь).

Обработка результатов по реализации проекта, создание развивающей среды по данному направлению и рассмотрение перспективы работы дошкольного учреждения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Внесение дополнений, поправок в случае нерешённых или побочных проблем.

Анкета для родителей по ПДД.
1. С какого возраста нужно обучать детей ПДД?________________________________________

2. Что необходимо сделать, чтобы оградить детей от опасности, подстерегающей их на дороге?_______________________________________

3. Всегда ли Вы правильно переходите проезжую часть дороги?_____________________________________

4. Ведя ребёнка в детский сад, Вы отпускаете его самостоятельно переходить дорогу?______________________________________

5. Как со своим ребёнком обходите транспорт на остановке?_____________________________________

6. Сокращаете ли Вы дорогу, если спешите с ребёнком в детский сад?___________________________________________

7. Разрешаете ли Вы играть детям на проезжей части дороги?________________________________________

8. Какие ситуации считаете опасными?______________________________________

Беседа по картине «Улица города».
Цель: закрепить знания детей о ПДД.
Задачи: Учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя. Воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах.
Ход беседы: Предложить детям рассмотреть картину, задать следующие вопросы: Какой транспорт едет по улице? Где можно ходить пешеходам? Кто стоит посередине улицы? Покажите, где стоит инспектор ДПС. За чем он наблюдает? Как он регулирует движение? Какие машины вы видите на улице? Зачем нужны грузовые машины?
После этого дети по предложению воспитателя рассказывают о видах транспорта, изображённых на картинке (автобусе, трамвае, троллейбусе).

Картина «Улица города»

Сюжетно - ролевая игра «Инспектор ДПС».
Цель: закрепить правила перехода через дорогу с регулировщиком, обобщить знания детей.
Задачи: Проверить знания детей о ПДД. Способствовать развитию внимательности, наблюдательности. Формировать у детей желание соблюдать правила дорожного движения.
Ход игры: Шофёр берёт автобус, заправляет его бензином, едет по маршруту. По мостовой едут пожарные, грузовые, легковые, молочные машины. Шофёры едут на зелёный свет, стоят на красный свет. Осторожно ведут машины, чтобы не сбить людей. Инспектор ДПС регулирует движение.

Предметно – игровая среда. Оборудование:
Костюм инспектора ДПС
Коляски с куклами, жезл
Машины
Руль, светофор, макет перехода переход

Игра «Поле чудес – Назови дорожный знак».
Цель: Проверить и закрепить знания дорожных знаков
Задачи: Закреплять знания об известных правилах дорожного движения и о дорожных знаках, расширить кругозор детей. Воспитывать выдержку, развивать речь детей – учит правильно называть дорожный знак и высказываться об его предназначении.

Предметно – игровая среда. Оборудование:
Барабан «Поле чудес»
Дорожные знаки из картона

Фишки

Ход игры: Дети поочерёдно крутят «барабан», о знаке на котором остановилась стрелка, ребёнок должен рассказать. За правильный ответ ребёнку даётся фишка. Победитель - по количеству фишек.

Прогулка «Правила для пешеходов».
Цель: Расширять знания детей о правилах поведения на улице.
Задачи: Закреплять знание изученных правил дорожного движения. Формировать навыки правильного ориентирования в сложной обстановке дорожного движения. Воспитывать культуру поведения на улице.
Ход прогулки: Как называют людей, идущих по улице?
Мы с вами тоже идём по улице, значит, мы – пешеходы. Для того чтобы не мешать транспорту, пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения. Мы их учили. Давайте вспомним, как надо ходить по улице.
- По улице надо идти спокойным шагом.
- Идти только по тротуару, по правой его стороне.
- Переходить дорогу только при зелёном сигнале светофора.
- Дети, посмотрите внимательно и скажите, где люди могут переходить дорогу. Где находится переход через эту улицу?
Воспитатель подводит детей к переходу.
- Как вы узнали, что именно здесь переход через дорогу.
По обе стороны перехода есть светофоры, которые разрешают или запрещают переходить улицу.
- Посмотрите, как все переходят улицу.
Воспитатель предлагает детям определить, какое движение на улице – двустороннее или одностороннее, сказать об особенностях перехода.
Дети с воспитателем возвращаются в детский сад.

НОД «Правила дорожного движения».

Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о транспорте.
Задачи: Убедить детей в том, что их безопасность на улице зависит от того, насколько хорошо они знают и выполняют правила дорожного движения. Воспитывать желание делиться своими знаниями с другими детьми. Развивать внимание и наблюдательность, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. Уточнить знания о правилах дорожного движения.
Ход занятия: Ребята, многие из вас гуляют на улице. А знаете ли вы правила дорожного движения? Воспитатель загадывает загадку об улице.
Рассматривание макета «Улица города». Вопросы:
Что вы видите? Какие дома на улице? Как называют людей идущих по улице? Где должны ходить пешеходы? Где ездят машины? Какие это машины? Где разрешается переходить улицу? Как определить, где находится пешеходный переход? А ещё можно узнать, где находится пешеходный переход, по знаку. (Демонстрация знака). Это знак называется «Пешеходный переход». Какой формы знак? Кто изображён на знаке? Как нужно переходить улицу? Кто регулирует движение на улице? Какие сигналы светофора вы знаете? Что обозначают эти сигналы? А если светофор сломался, кто регулирует движение на перекрёстке? В руке у регулировщика чёрно – белая палочка - жезл. Вот он поднял жезл вверх – «Внимание!», повернулся к транспорту боком, затем взмахнул жезлом перед грудью. Машины поехали.
Игра «Светофор». Детям раздаются картонные рули. Воспитатель включает светофор. На красный свет – дети стоят, на жёлтый – маршируют на месте, на зелёный - двигаются под музыку.

Предметно – игровая среда. Оборудование:
Макет «Улица города»
Игрушка светофор
Макет «пешеходного перехода»
Рули картонные


НОД « Безопасное поведение на улице».
Цель: Выяснить готовность ребёнка к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, улице.
Задачи: Закреплять у детей представления о ПДД. Учить правилам безопасного поведения на дороге. Развивать культуру общения, обогащать словарь. Воспитывать осознанную позицию пешехода и безопасности дорожного движения.
Ход занятия:
Что такое улица? Из каких частей она состоит?
Кого называют «пешеход», «пассажир», «водитель»?
Какие виды транспорта ты знаешь?
Что помогает пешеходам и водителям безопасно двигаться по дороге?
При каком сигнале светофора можно перейти дорогу?
Где люди ждут транспорт?
Почему зимой на дороге, улице надо быть особенно внимательным и осторожным?
Где можно играть детям?
Для кого предназначен тротуар?
По какой стороне тротуара можно идти? Почему?
Можно ли переходить проезжую часть дороги одному?
С кем можно переходить проезжую часть дороги?


Консультации для родителей:
Ваш ребёнок на улице.
Закрепить у детей правила дорожного движения поможет совместная работа детского сада и семьи. Единые требование обеспечивают у детей образование прочных навыков поведения на улице. По обучению детей правилам дорожного движения важен пример взрослых. Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребёнка. Родители должны уделять большое внимание соблюдению детьми правил поведения на улице. Переходя дорогу с ребёнком, взрослые должны обязательно держать его за руку. Надо объяснить детям, что нельзя ходить одним на проезжую часть улицы, учить правильно, реагировать на сигналы светофора, идти спокойно, не торопясь. Родители могут уточнить с детьми название улиц, по которым они идут, назначение встречающихся дорожных знаков, вспомнить правила движения по тротуару и перехода через дорогу.
Для закрепления программного материала детям дают задание на дом, которые они выполняют под руководством взрослых. Родители должны знать, что необходимо воспитывать у детей самостоятельность при передвижении на улице.
Наблюдая за родителями, дети учатся с личного примера правильно переходить улицу.
Предупреждение дорожно-транспортного травматизма.
Родители должны знать:
Ребёнок учиться законам дороги, прежде всего, на примере взрослых.
Наезды транспортных средств на людей происходят в момент перехода проезжей части улицы.
Большое число происшествий происходит по вине родителей. Когда дети, вырвавшись из их рук, оказываются перед близко идущим транспортом.
При переходе дороги с ребёнком следует крепко держать его. Обучение детей ПДД не должно сводиться лишь к призывам соблюдать их, но и должно быть наглядным.
Хорошим средством обучения правила дорожного движения являются игры.
Для предупреждения несчастных случаев немаловажен строгий контроль со стороны взрослых за детьми.
Родителям следует познакомить ребёнка с правилами безопасного поведения с велосипедом на улице и строго требовать их выполнения.


Родителям – о безопасности дорожного движения.
Уважаемые родители!
Кто из вас не хочет видеть своего ребёнка здоровым и невредимым? И каждый думает, что уже его-то рассудительный малыш под колёсами автомобиля не окажется точно. Но избежать ребёнку этого порой совсем не просто. Травмы, полученные в результате наезда не ребёнка транспортного средства, особенно тяжелы.
Дорожно-транспортное происшествие – это трагедия, и в этом случае «личный» опыт ребёнка недопустим. Поэтому так важно обучение детей поведению на улице с учётом их психологических и физиологических особенностей. Рост ребёнка – серьёзное препятствие для обзора окружающей обстановки: из-за стоящих транспортных средств ему не видно, что делается на дороге, и он сам не виден родителям. Ребёнок может не услышать звука приближающегося автомобиля или другого сигнала из-за отсутствия у него постоянного внимания.
Все мы учим правила дорожного движения в «расшифрованном», т.е. идеальном виде. Но в жизни нередко видим совсем другое:

Пешеходы могут перебегать через дорогу на красный сигнал светофора; да и водители иногда этим не гнушаются - могут и на «красный» проехать, могут и пешехода не пропустить на пешеходном переходе.
«Не гоните, водители, Вы ведь тоже родители!»


Викторина «Пешеход на улице».
Цель: организовать развлечение при индивидуальной работе с детьми; закрепить правила дорожного движения.
Вопросы викторины
1. По какой части улицы должны ходить пешеходы?
2. По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы?
3. Почему надо придерживаться правой стоны дороги?
4. Почему на улице нужно ходить только по тротуару?
5. Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом?
6. Где нужно ждать троллейбус, автобус?
7. Как нужно обходить машины, стоящие у тротуара?
8. Где пешеходы обязаны переходить улицу и как?
9. Что такое регулируемый перекрёсток?
10. Как надо переходить улицу, если нет регулировщика?
11. Когда можно переходить улицу на регулируемых перекрёстках?
12. Какие сигналы светофора вы знаете? Что обозначает каждый сигнал?
13. Почему нельзя играть на проезжей части дороги?
14. Какие сигналы милиционера-регулировщика вы знаете?


Словесная игра «Что? Где? Откуда?»
Цель: повторить и закрепить правила дорожного движения.
Играют две команды.

Ведущий задаёт вопросы детям. На круге со стрелкой расположены цифры. На какую цифру укажет стрелка – тот номер вопроса и задаёт ведущий. За каждый правильный ответ присуждается одно очко.
Вопросы 1 команде:
1.Какое движение на вашей улице - одностороннее или двустороннее?
2.Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомобили?
3.Что такое перекрёсток? Где и как нужно переходить дорогу?
4.Как обозначается пешеходный переход?
5.Как, регулируется движение на улице?
6.Какие, сигналы светофора вы знаете?
7.Какие, дорожные знаки есть на вашей улице? Для чего они нужны?
8.Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?
Вопросы 2 команде:
1. Как, надо вести себя в автобусе?
2. Как, называется палочка, с помощью которой регулируется движение?
3. Покажи, положение регулировщика, которое соответствует красному, жёлтому, зелёному сигналам светофора.
4. Когда надо начинать переход улицы?
5. Как нужно идти по тротуару?
6. Где на проезжей части можно переждать поток машин?
7. Что помогает регулировщику управлять движением?
8. Какие вы знаете правила поведения в транспорте?

ЗАГАДКИ

Встало с краю улицы,
В длинном сапоге
Чучело трёхглазое,
На одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу
Людям перейти

Три разноцветных круга,
Мигают друг за другом.
Светятся, моргают –
Людям помогают.

Вот трёхглазый молодец.
До чего же он хитрец!
Кто откуда ни поедет,
Подмигнёт и тем, и этим.
Знает, как уладить спор,
Разноцветный…

Стой! Машины движутся!
Там, где сошлись пути,
Кто поможет улицу
Людям перейти?

Полицейских нет фуражек,
А в глазах стеклянный свет,
Но любой машине скажет:
Можно ехать или нет.

У полоски перехода,
На обочине дороги,
Зверь трёхглазый, одноногий,
Неизвестной нам породы,
Разноцветными глазами,
Разговаривает с нами.
Красный глаз глядит на нас:
- Стоп! - гласит его приказ.
Жёлтый глаз глядит на нас:
- Осторожно! Стой сейчас!
А зелёный: что ж, вперёд,
Пешеход, на переход!
Так ведёт свой разговор
Молчаливый...

Три глаза - три приказа,
Красный - самый опасный

Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны,
И хотя ещё ни разу
Не смотрел он всеми сразу -
Все глаза ему нужны.
Он висит тут с давних пор.
Что же это? …

Зорко смотрит постовой,
За широкой мостовой.
Как посмотрит глазом красным –
Остановятся все сразу.

Примостился над дорогой.
И моргает очень много,
Изменяя каждый раз
Цвет своих округлых глаз

Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
И машинам помогаю,
И тебе хочу помочь

Какой свет нам говорит:
«Проходите – путь открыт

Это встал для нас в дозор
Пучеглазый …? Светофор!
Желтым глазом он мигает.
Строго нас предупреждает:
Чтобы был счастливым путь.
Повнимательнее, будь!
И не бегай, не играй,
Где автобус и трамвай!
Будь, малыш, всегда смышленый,
И шагай на свет …?

Какой свет нам говорит:
«Вы постойте – путь закрыт!»

Но смотри-ка, кто такой
Нам велит: «Шагать постой!»?
И сигнал: «Путь опасный!»
Стой и жди, пока я …?

Все водителю расскажет,
Скорость верную укажет.
У дороги, как маяк,
Добрый друг - …

Белый треугольник, красная кайма.
Чудный паровозик,
С дымом у окна.
Этим паровозиком правит дед-чудак.
Кто из вас подскажет,
Что это за знак?

Знак повесили с рассветом,
Чтобы каждый знал об этом:
Здесь ремонт идёт дороги -
Берегите свои ноги!

Предупреждает этот знак,
Что у дороги здесь зигзаг,
И впереди машину ждёт
Крутой...

Круглый знак, а в нем окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко,
Что здесь, свалка кирпича?

Я знаток дорожных правил,
Я машину здесь поставил,
На стоянку у ограды -
Отдыхать ей тоже надо.

Красный круг, а в нем мой друг,
Быстрый друг - велосипед.
Знак гласит: здесь и вокруг,
На велосипеде проезда нет.


Дом по улице идет,
На работу всех везет,
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус.)
Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.
(Автомобиль.)
Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма:

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.
(Трамвай.)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног два колеса,
Сядь верхом – и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.

(Велосипед)

Командир сигнал дает,
И сейчас же в миг единый,
Вырываются машины,
Из распахнутых ворот.
Вдоль, несутся с гулким звоном,
Им в пути помехи нет.
И сменяется зеленым,
Перед ними красный свет.
(Пожарная машина)
Бежит корь вороной,
Много тянет за собой.
(Поезд)

Что такое, отгадай:
Не автобус, не трамвай,
Не нуждается в бензине,
Хоть колеса на резине?
(Троллейбус)

« Дорожные знаки».
Знак «Уступи дорогу»

Если видишь этот знак,
Знай, что он не просто так.
Чтобы не было проблем,
Уступи дорогу всем!
Знак «Движение запрещено»

Этот знак ну очень строгий,
Коль стоит он на дороге.
Говорит он нам: «Друзья,
Ездить здесь совсем нельзя!»
Знак «Въезд запрещен»

Знак водителей пугает,
Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча,
Ехать мимо кирпича!
Знак «Обгон запрещен»

Знак любителей обгона,
Объявляет вне закона.
В этом месте, сразу ясно,
Обгонять других опасно!
Знак «Пешеходный переход»

Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!
Знак «Движение без остановки запрещено»

Ты, шофер, не торопись,
Видишь знак, остановись!
Прежде чем продолжить путь,
Осмотреться не забудь.
Знак «Движение пешеходов запрещено»

В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Вам ходить запрещено!»
Знак «Поворот запрещен»

Эти знаки на пути
Ни за что не пропусти.
Есть у них одна забота –
Запрещать нам повороты.
Знак «Остановка запрещена»

Здесь машину не грузи,
Не паркуй, не тормози.
Этот знак всем говорит:
«Тот не прав, кто здесь стоит!»
Знак «Стоянка запрещена»

Тормозить здесь можно смело,
Но нельзя стоять без дела.
Пассажиров ты сажай,
И скорее, уезжай!
Знак «Главная дорога»

Вот он знак, каких немного:
Это главная дорога!
Если едешь ты по ней,
Всех становишься главней,
И тебе, как будто Богу,
Уступают все дорогу!
Знак «Подземный пешеходный переход»

Знает каждый пешеход,
Про подземный этот ход.
Город он не украшает,
Но машинам не мешает!
Знак «Место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая и такси»

В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.
Знак «Дети»

Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!
Знак «Сужение дороги»

Грустен этот знак немного:
Здесь сужается дорога!
Это как всегда некстати.
Вдруг нам места там не хватит?
Знак «Подача звукового сигнала запрещена»

Эй, водитель, не гуди,
Шумом, спящих не буди.
Не пугай гудком прохожих,
Ведь и сам оглохнешь тоже.
Знак «Дорожные работы»


Знак «дорожные работы».
Чинит здесь дорогу кто-то.
Скорость сбавить нужно будет,
Там ведь на дороге люди.
Знак «Дикие животные»

Бродят здесь посредь дороги
Лоси, волки, носороги.
Ты, водитель, не спеши,
Пусть, сперва, пройдут ежи!

Знак «Больница»

Если нужно вам лечиться,
Знак подскажет, где больница.
Сто серьезных докторов,
Там вам скажут: «Будь здоров!»
Знак «Телефон»

Если нужно дозвониться
Хоть домой, хоть заграницу,
Знак поможет, скажет он,
Где искать вам телефон!
Знак «Пункт питания»

Коли вам нужна еда,
То пожалуйте сюда.
Эй, шофер, внимание!
Скоро пункт питания!


Если ты устал в дороге,
Если ехать далеко,
Отдохни шофер немного,
Место здесь отведено.
(Место отдыха)

Надежда Шинкарева
Консультация «Организация предметно-развивающей среды по ПДД в ДОУ»

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему, должен стать воспитатель детского сада и родители. Но, как правило, родители не всегда знают правила дорожного движения или не всегда выполняют их, имеют смутное представление о проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. Правила дорожного движения едины для всех : детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасных ситуаций на дороге.

Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников ПДД. В процессе обучения правилам безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников таких необходимых качеств, как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «чувства опасности» ). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте.

Поэтому важно создать в ДОУ условия, оптимально обеспечивающие процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и фор-мирование у них необходимых умений и навыков, выработку положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.

Для реализации программных задач по обучению детей правилам дорожного движения воспитателям необходимо создать в группах предметно-развивающую среду по ПДД .

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно (через свое содержание и свойства) создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т. е. разностороннее развитие и воспитание.

Обучая детей правилам дорожного движения, воспитатели должны не только иметь методический и иллюстрационный художественный материал, но и создать в группе игровую зону. Необходимо учитывать, что ведущими для детей являются игра, труд и общение, и именно на основе интеграции этих видов деятельности строится формирование представлений дошкольников о правилах дорожного движения. Игра способствует активизации детского внимания, развитию памяти, мышления, эмоций.

В игре ребенок закрепляет свои знания по ознакомлению с правилами дорожного движения, полученные на занятии. При подборе игровой зоны в группе по обучению детей правилам дорожного движения необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Создавая предметно-развивающую среду , необходимо помнить :

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную , коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир , окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста .

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда .

В игровую зону входит :

набор мягких, ярких модулей :

- «Дорога» набор много функциональных ковриков на липучках;

- «Зебра» – пешеходный переход;

Свисток;

Макет «Дорога» :

Светофор;

Машины (грузовые, легковые) ;

Костюмы;

Кепка ДПС;

Дорожные знаки;

- маршрут : «Дом – детский сад» ;

Настольные печатные игры;

Плакаты;

Книжки-самоделки;

Художественная литература по теме;

Уголок изодеятельности (книжки-раскраски, трафареты машин, цветные карандаши, сменные листы)

Подвижные игры;

Дидактические игры;

Самодельные атрибуты (рули, светофорчик, жезлы) .

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Создание предметно-развивающей среды по ПДД в группе

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасных ситуаций на дороге.

Необходимо создать в ДОУ условия, оптимально обеспечивающие процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработку положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.

Для реализации программных задач по обучению детей правилам дорожного движения воспитателям необходимо создать в группах предметно-развивающую среду по ПДД. Обучая детей правилам дорожного движения, воспитатели должны не только иметь методический и иллюстрационный художественный материал, но и создать в группе игровую зону.

Создавая предметно-развивающую среду, необходимо помнить: среда должна выполнять *образовательную, *развивающую, *воспитывающую, *стимулирующую, *организационную, *коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

В игровую зону по ПДД может входить: набор мягких, ярких модулей: - «Дорога» набор много функциональных ковриков на липучках; - «Зебра» – пешеходный переход; - свисток; - рули; - маршрут: «Дом – детский сад» ;

Макет «Дорога»: - светофор; - машины (грузовые, легковые) ; - костюмы; - кепка ДПС; - дорожные знаки;

Плакаты; - книжки-самоделки; - художественная литература по теме; - уголок изодеятельности (книжки-раскраски, трафареты машин, цветные карандаши, сменные листы)

Подвижные игры; дидактические; настольно - печатные игры, - самодельные атрибуты (рули, светофор, жезлы) .

Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги дошкольных учебных заведений, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл. Памятка

Предварительный просмотр:

Подвижные игры по ПДД

  1. «Повороты»

(малой подвижности)

Подготовка к игре:

Дети строятся в шеренгу лицом к воспитателю. Если игра проводится подгруппой из 6 человек, то детям раздаются рули. У воспитателя знаки: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево».

Атрибуты:

Дорожные знаки «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево»; рули.

Правила игры:

Если воспитатель показывает знак «Движение прямо», то дети делают один шаг вперед, если знак «Движение направо» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают направо, если знак «Движение налево» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают налево.

  1. «Стоп - Идите»

Подготовка к игре:

Дети игроки располагаются по одну сторону помещения, а водящий с пешеходным светофором в руках - по другую.

Атрибуты: светофор.

Правила игры:

Игроки по сигналу светофора «Идите» начинают двигаться в сторону водящего. По сигналу «Стоп» замирают. По сигналу «Идите» продолжаю движение. Тот, кто первым достигнет водящего, побеждает и занимает его место. Двигаться игроки могут бегом или в небольших помещениях «лилипутиками», переставляя ногу на длину ступни пятка к носку.

3. «Глазомер»

Подготовка к игре:

В игровом поле устанавливаются дорожные знаки на различном расстоянии от команд.

Атрибуты: набор дорожных знаков.

Правила игры:

Участник игры должен назвать знак и количество шагов до него. Затем участник идёт до этого знака. Если участник ошибся и не дошёл до знака или перешёл его, возвращается в свою команду. Знак на поле представляется по-другому. Выигрывает та команда, все игроки которой быстрее и точнее «прошагают» до знаков.

4. «Передай жезл»

(малой подвижности)

Подготовка к игре:

Играющие выстраиваются в круг.

Атрибуты: жезл регулировщика; магнитофон.

Правила игры:

Жезл регулировщика передаётся игроку слева. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить в левую и передать другому участнику. Передача идёт под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак).

Замешкавшийся или неверно назвавший дорожный знак выбывает из игры. Побеждает последний оставшийся игрок.

5. «Сигналы светофора»

Подготовка к игре:

На площадке от старта до финиша расставляют стойки. Играющие каждой команды встают друг за другом цепочкой у стойки-старта и кладут руки на плечи впереди стоящему.

Атрибуты: мешочек с шариками (мячиками) красного, жёлтого, зелёного цвета; стойки.

Правила игры:

В руках у ведущего игры мешочек с шариками (мячиками) красного, жёлтого, зелёного цвета. Капитаны по очереди опускают руку в мешочек и достают по одному шару. Если капитан достал красный или жёлтый шар, то команда стоит на месте; зелёный – передвигается к следующей стойке. Чья команда быстрее придёт к финишу, та и выиграла.

6. «Где мы были, мы не скажем, на чём ехали, покажем»

(малой подвижности)

Подготовка к игре:

Играющие делятся на команды.

Правила игры:

Каждая команда решает, какое транспортное средство будет изображать (троллейбус, карету, теплоход, паровоз, вертолёт). Представление транспортного средства должно проходить без комментария. Команда соперника отгадывает задуманное.

Задание можно усложнить, предложив команде конкретный вид транспорта.

7. «Цветные автомобили»

Подготовка к игре:

Дети размещаются вдоль стены или по краю площадки. Они автомобили. Каждому дается руль разного цвета. Ведущий стоит лицом к играющим с сигналами такого же цвета как рули.

Атрибуты: цветные рули; сигналы (картонные кружки, которые соответствуют цвету рулей.

Ход игры:

Ведущий поднимает сигнал определенного цвета. Дети, у которых рули такого же цвета выбегают. Когда ведущий опускает сигнал, дети останавливаются и идут в свой гараж. Дети во время игры гуляют, подражая автомобилям, соблюдая ПДД. Затем ведущий поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.

Ведущий может поднимать один, два или три сигнала одновременно, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей. Если дети не заметят, что сигнал опущен, зрительный сигнал можно дополнить словесным: «Автомобили (называет цвет, остановились». Ведущий может обойтись одним словесным сигналом: «Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращаются домой».

8. «Светофор»

(малой подвижности)

Атрибуты: цветные картонные кружки (желтый, зеленый, красный);

макет светофора.

Ход игры:

Ведущий, раздав детям кружки зеленого, желтого, красного цветов, последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый из них.

Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о значении цвета.

9. «Автобусы»

(быстрая ходьба)

Подготовка к игре:

Дети делятся на «Автобусы» (команды, в каждом «автобусе» выбирается водитель.

Атрибуты: цветные флажки на подставке (по одному на команду); рули (по одному на команду); свистки (по одному на команду).

Ход игры:

«Автобусы» - это команды детей «водитель» и «пассажиры». В 6-7 м от каждой команды ставят флажки.

По команде «Марш!» первые игроки – водители (с рулями в руках) быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т. д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок – «водитель») возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку.

10. «Такси»

(бег)

Цель: Учить детей двигаться вдвоём, соразмерять движения друг с другом, менять направления движения; быть внимательным к партнёрам по игре. Уточнить представление о транспорте и правила поведения в общественном транспорте.

Атрибуты: обручи большого диаметра (один обруч на двух игроков);

свисток.

Подготовка к игре:

Дети становятся в обруч: один – у передней стороны обода, другой – у задней, лицом за первым.

Ход игры:

Первый ребёнок – водитель такси, второй – пассажир. Они бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время (по свистку) меняются ролями.

11. «Автоинспектор и водители»

(малой подвижности)

Цель: активизировать процессы мышления, внимания, закрепить знания детей о правилах дорожного движения.

Атрибуты: стул на каждого игрока; ножницы; дорожные знаки; водительские удостоверения (прямоугольники из картона).

Подготовка к игре:

На площадке для игры проводят мелом 4-5 параллельных линий, означающих этапы движения. Игроки (водители) ставят свои машины (стулья) за последней линией и рассаживаются на них.

Ход игры:

В игре участвуют 5-6 человек. У водителей имеются водительские удостоверения. С противоположной стороны площадки лицом к водителям садится автоинспектор с табличками дорожных знаков и ножницами в руках. Эти ножницы нужны для просечки прав у шофера-нарушителя. Автоинспектор поочередно показывает водителям дорожные знаки. Водитель, правильно объяснивший, что предписывает данный знак, продвигается до следующей черты. Водитель, не сумевший объяснить это, получает прокол (ножницами отрезается уголок прав шофера) и замечание автоинспектора, его машина остается на месте. Игрок, получивший четыре прокола, выбывает из игры. Водитель, прошедший все этапы без замечаний, становится автоинспектором, автоинспектор - водителем. Игра повторяется. Выбывшие из игры водители получают новые талоны прав шофера и включаются в игру.

12. «Внимание, пешеход!»

(малой подвижности)

Цель: закреплять знания детей о сигналах светофора. Активизировать процессы мышления и внимания.

Атрибуты: три жезла, покрашенные в три цвета сигналов светофора.

Подготовка к игре:

Дети выстраиваются в шеренгу.

Ход игры:

Регулировщик - воспитатель - показывает ребятам, выстроившимся перед ним в шеренгу, попеременно один из трех жезлов. Участники игры при виде красного жезла делают шаг назад, при виде желтого - стоят, при виде зеленого - два шага вперед. Того, кто ошибется, регулировщик штрафует - лишает права участвовать в игре. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся. Победителю вручается значок, открытка, книжка и т. п.

13. «Красный, желтый, зелёный»

(малой подвижности)

Цель: упражнять детей в умении реагировать на цвет, развивать внимание, закреплять правила дорожного движения.

Подготовка к игре:

Дети сидят на стульчиках (скамейке).

Атрибуты: флажки красного, жёлтого, зелёного цветов.

Ход игры:

Ведущий поднимает флажок определенного цвета. Если поднят зелёный – дети топают, если жёлтый – хлопают в ладоши, если красный – сидят без движения. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Вариант: тот, кто не ошибается, получает жетон, а в конце игры – сладкий приз.

Дидактические игры по ПДД:

  1. «В стране дорожных знаков»

Цель: Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.

Задачи:

Развивать умения детей различать дорожные знаки.

Развивать внимание во время игры, познавательный интерес.

Воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения в повседневной жизни.

Материал: игровое поле со знаками дорожного движения, фишки, кубик, карточки с загадками о дорожных знаках.

Ход игры:

Первый вариант.

В игре участвует 2-3 игрока. Каждый по очереди бросает кубик и отсчитывает фишкой столько клеток, сколько выпало на кубике. Если фишка остановилась на клетке с изображением дорожного знака, ребенок называет знак и его назначение. Если ребенок не может назвать дорожный знак, то пропускает ход. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не пройдут игровое поле.

Второй вариант.

В игре участвует 2-3 игрока. На игровом поле изображение дорожных знаков закрыто черными квадратами. Игроки по очереди бросают кубик и отсчитывают фишками клетки. Если фишка остановилась на клетке с черным квадратом, воспитатель читает загадку о дорожном знаке.

  1. «Дорожные ситуации»

Цель: Развивать умения у детей, в подборе дорожных знаков к дорожным ситуациям.

Ход игры:

Играют 2 – 4 ребенка и взрослый. Участвуют 12 карточек с дорожными ситуациями и 3 овальные карточки. К каждой овальной карточке с дорожными знаками подбирается по 4 карточки с соответствующими дорожными ситуациями. Если карточки подобраны правильно, изображения знаков на них будут совпадать. Дети должны объяснить, почему на данной карточке поставлен именно этот знак? Например, знак «Дети» установлен около школы, так как здесь часто переходят дорогу дети – водитель должен снизить скорость и быть особенно внимательным!

  1. «Дорожное лото с загадками»

(для старшего дошкольного возраста)

Цель: Развивать и укреплять у детей знание о дорожных знаках.

Ход игры: Воспитатель рассказывает о правилах дорожного движения и о значении каждого знака, или предлагает детям вспомнить и рассказать о них, затем дети должны ознакомиться с правилами игры и приступить к игре.

Правила игры: «Дорожное лото с загадками». В игре могут принимать участие два или три человека. Проводит игру ведущий (воспитатель). Он читает детям загадки в случайном порядке. Играющие должны разгадать загадку и, если у них на карточках есть изображение ответа, то должны назвать ответ вслух. При правильном ответе карточка становится на игровую карточку.

  1. «Верно - неверно»

Цель: Закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах и знаки дорожного движения.

Материал: Игровое поле, знаки дорожного движения.

Ход игры:

Дети распределяют персонажей на картинке, и каждый рассказывает о том, кто как поступает – правильно или неправильно. Выигрывает тот, кто более полно и правильно опишет поведение выбранного персонажа.

  1. «Светофор и регулировщик»

Задачи: Уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД (регулировщика).

Объяснить значение его жестов.

Развивать умение детей соотносить жесты регулировщика с цветом светофора.

Материал: Регулировщик, палочка регулировщика, знаки светофора.

Ход игры:

После объяснения воспитателя дети по очереди выступают в роли регулировщика, показывая его жесты, остальные в зависимости от положения «регулировщика» показывают нужный сигнал светофора.

  1. «Угадай, какой знак?»

Задачи: Развивать умения у детей различать дорожные знаки.

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.

Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Материал: Кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными и знаками сервиса.

Ход игры:

1-й вариант. Ведущий приглашает по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к детям, у которых уже есть знаки этой группы.

2-й вариант. Ведущий показывает знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он обозначает.

3-й вариант. Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их. Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а остальные отгадывают этот знак по описанию.

  1. «Правила дорожного движения»

Задачи: Закрепить основы дорожной грамоты; познакомить с основными дорожными знаками, их классификацией, назначением.

Способствовать развитию внимания, памяти, мышления.

Ход игры:

Воспитатель берет на себя роль инспектора ГИБДД. Участники движутся по игровому полю при помощи кубика. Выпал зеленый цвет – движение разрешено, желтый – внимание, красный – стой – играющий пропускает ход. Если фишка остановилась на поле с изображением дорожного знака, участнику нужно найти знак из этой группы в «общем банке». Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество очков. 1 карточка – одно очко.

  1. «Правила поведения»

Задачи: Закрепить с детьми правила поведения.

Развивать умения различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице.

Научить необходимым мерам предосторожности.

Материал: Разрезные картинки.

Ход игры:

На доске картинки, на которых изображены люди в различных ситуациях. Воспитатель предлагает детям рассмотреть их. Дети рассматривают эти картинки, выбирают любую и рассказывают, вспоминая правила дорожного движения, чего нельзя делать и как надо поступать.

  1. «Разрезные знаки»

Задачи:

Развивать умение различать дорожные знаки.

Закрепить название дорожных знаков.

Развивать у детей логическое мышление, глазомер.

Материал: Разрезные знаки; образцы знаков.

Ход игры:

Ребенку сначала предлагают вспомнить, какие знаки дорожного движения он знает, а затем по образцу просят собрать разрезные знаки. Если ребенок легко справляется, то ему предлагают собрать знаки по памяти.

10. «Я грамотный пешеход»

Задачи: Развивать умение анализировать ситуации на дороге.

Закреплять у детей навыки безопасного поведения на улицах города.

Развивать мышление, внимание, наблюдательность.

Материал: Два набора карточек с ситуациями, дорожные знаки.

Ход игры:

Ребенку предлагается вначале рассмотреть опасные ситуации,

которые могут случиться на дороге; если ребенок отвечает правильно,

то ему предлагается самостоятельно найти нужный знак в соответствии

с ситуацией на карточке.

11. «Подумай - отгадай»

Задачи: Уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения.

Воспитывать сообразительность и находчивость.

Правила игры: детям необходимо дать правильный ответ на вопрос (но не следует выкрикивать его хором, выигрывает тот, кто получит больше всех фишек за правильные ответы.

12. «Угадай транспорт»

Задачи: Закреплять представления детей о транспорте, умению описанию (загадке)узнавать предметы.

Развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.

Правила:

Педагог загадывает загадки о транспорте, дети должны подумать и правильно их отгадать. Кто первым отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победит.

13. «Путешествие на машинах»

Цель: Закрепить с детьми знания дорожных знаков и правил поведения на улицах.

Материал: Игровое поле, фишки.

Ход игры:

На игровом поле дети начинают играть. Проходя мимо дорожных знаков, останавливаются, рассказывая о каждом из них.

14. «Светофор»

Цель: Расширять знания у детей с правилами перехода (переезда) перекрестка, регулируемого светофором.

Материал: Красные, желтые, и зеленые круги, машины, фигурки детей.

Ход игры:

Один из играющих устанавливает определенные цвета светофора (наложением красных, желтых или зеленых кругов, машин и фигурки детей, идущих в разных направлениях. Второй проводит через перекресток машины (по проезжей части) или фигурки детей (по пешеходным дорожкам) в соответствии с правилами дорожного движения. Затем игроки меняются ролями. Рассматриваются различные ситуации, определяемые цветами светофора и положением машин и пешеходов. Тот из игроков, который безошибочно решает все возникшие в процессе игры задачи или допускает меньше ошибок (набирает меньшее число штрафных очков, считается победителем).

15. «По дороге»

Цели: Закрепить знания о различных видах транспорта; тренировать внимание, память.

Материал: Картинки грузового, легкового транспорта, фишки.

Ход игры:

Перед поездкой договоритесь с детьми, кто какой вид транспорта будет собирать (для наглядности можно раздать картинки грузового и легкового транспорта, также можно взять специализированный транспорт: милиция, пожарные, скорая помощь и т. д.). По дороге дети обращают внимание на машины, называя их получая за это фишки. Кто больше соберет, тот и выиграл.

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ И ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ПДД

«Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида

транспорта и т.д.);

Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор»;

Картинки для игры на классификацию видов транспорта;

Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть;

Средняя группа:

Новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. И наоборот. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:

Макет светофора;

Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»;

Макет улицы с пешеходным переходом (обязательно).

Старшая и подготовительная группы:

Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу;

Набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр;

Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»;

Картотека «опасных ситуаций».



Светлана Александровна Амосова
«Предметно-развивающая среда по ознакомлению дошкольников правилам дорожного движения в группах ДОУ (центры ПДД)» Видео

Обследование предметно-развивающей среды групп

по теме «Правила дорожного движения»

(центры ПДД)

Вопросы для изучения:

1. Макеты (улица, дорога в д/с, микрорайон и т. п.).

2. Визуальная наглядность (плакаты).

3. Дидактические, настольно-печатные игры, пособия.

4. Иллюстративный материал (транспорт, дорожные знаки и т. п.).

5. Материалы для сюжетно-ролевых игр (разный транспорт, напольная дорога, дорожные знаки, костюмы и т. п.).

6. Оборудование для подвижных игр (шапочки, маски и т. п.).

7. Познавательная литература для детей.

8. Картотеки стихов, загадок и др.

9. Детские работы по ПДД в оформлении группы.

10. Другое.

Справка по итогам проверки: «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ГРУППЕ

ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"

Дата проведения: 04.04.2013

Проверку провели:

Хиль В. М. - заведующий ДОУ

Амосова С. А. - старший воспитатель

Неклюдова А. В. – старшая медсестра

В ходе проверки получены следующие результаты:

В группах ДОУ создана предметно-развивающая среда по обучению детей правилам дорожного движения: созданы центры ПДД. Центры ПДД наполнены разнообразным дидактическим и наглядным материалом.

В группах имеются:

Макеты «Улицы нашего города»: напольные, настольные;

Визуальная наглядность - плакаты (в методическом кабинете);

Иллюстративный материал: транспорт, дорожные знаки, ситуации на дорогах и т. д. ;

Материалы для сюжетно-ролевых игр «Путешествие», «Строители дорог», «Я – шофер», «Дорога» (разные виды транспорта, напольная дорога, дорожные знаки, костюмы, атрибуты и т. п.);

Оборудование для подвижных игр (шапочки, маски и т. п.).

Кроме того, педагогами групп изготовлены и приобретены разнообразные пособия, дидактические и настольно-печатные игры: «Светофор», «Машины едут по дороге», «Собери из частей целое», «Поезд» (1 младшая группа, «Зажги светофор», «Дорожная безопасность», «Дорожные знаки» (2 младшая группа, «Внимание: дорога!», «Мы едем в автобусе», «У светофора» (средняя группа, «Большая прогулка», «Дорожные знаки» (1 старшая, «Дорожные знаки», «Веселый светофор», «Разрешено-запрещено» (2 старшая группа, «Куда спрятался знак?», «Шагомеры», «Водители» (подготовительная группа).

Книжные центры пополнены разнообразной познавательной и художественной литературой по обучению детей безопасному поведению на дороге, картотеками стихов, загадок о правилах дорожного движения, транспорте. В средней группе изготовлена картотека сказок о ПДД.

Во 2 старшей группе в центре ПДД расположены маршрутные листы «Безопасная дорога из дома в детский сад», изготовленные совместно родителями и детьми.

В старших и подготовительных группах ДОУ в оформлении группового пространства использованы детские творческие работы, созданные в рамках «Недели безопасности».

Наряду с этим, имеются следующие недостатки:

1. В 1 младшей и 1 старшей группах отсутствует познавательная литература по ПДД.

2. В младших группах детские творческие работы по ПДД не используются в оформлении групп.

1. Приобрести познавательную литературу по ПДД.

Срок: начало учебного года. Ответственные: воспитатели 1 младшей и 1 старшей групп.