Причины подросткового одиночества. Подростковое одиночество: причины и последствия. Что такое одиночество

Подростковое одиночество отличается от одиночества взрослого своим состоянием дерзкого вызова всему миру, в котором подростка никто не понимает.

Проблема подросткового одиночества

Интернет переполнен стонами подростков, которые страдают от чувства одиночества.
Если мы присмотримся к этим запросам внимательнее, то заметим некоторые закономерности.

«Я так одинока. Ужасно хочется взаимопонимания и разговоров по душам. Но такой мир есть только в красивом кино. В жизни совсем иное. Внутри тоска и ощущение своей ненужности. Часто я вижу, что вокруг какие-то животные, а не люди - грубые, мерзкие, ругаются матом и ржут как лошади.»
(форум подростков)

«Мы переехали в другой район, все старые друзья остались в той школе. В новой друзей нет. Мне очень плохо от этого и сильно одиноко на душе.»
(форум подростков)

Преодолевать такие состояния действительно сложно. Эта статья поможет разобраться в проблеме такого разного одиночества и взрослым, и подросткам. Системно-векторная психология позволяет точно дифференцировать разные типы одиночества, понять внутренние желания человека, согласно его врожденным психическим особенностям (векторам)

Одиночество - такие разные чувства

Одиночество испытывают многие. Но у всех для этого разные причины . Согласно системно-векторной психологии это зависит от врожденных векторов человека, то есть особенностей его психики.

Так причины подросткового одиночества в зрительном векторе - это страхи, болезненный разрыв отношений или несчастная первая любовь. Мы видим, что первый запрос как раз об этом. Об отсутствии эмоциональных связей.

Подростки с анальным вектором, ценностью которых является дружба, честность, справедливость, - их одиночество возникает, потому что лучший друг уехал, предал, подвел или обманул.

Но все это видимые страдания души, такие моменты легко заметить, да и подростки сами проговаривают эти проблемы вслух. Чаще всего, когда удается наладить эмоциональные связи или найти друга, страдания прекращаются и одиночество исчезает.

А вот совсем другое одиночество подростка. Очень тревожный звоночек. Почувствуйте разницу.

Одиночество - внутренняя пустота

«Я одинок. мне 14 лет. Адекватен, спортивен, но одинок. Это гложет меня, убивает. Невыносимая внутренняя пустота... я просто в отчаянии. Не знаю, как справиться с этим. Ухожу в другую реальность, в музыку. В свое время даже пил, потом бросил. Одним словом - все сложно. Что посоветуете? Можно ли научиться преодолевать это состояние?»
(форум подростков)

Одиночество, в его тисках очень горько. Но окружающим не видны невыносимые внутренние страдания его души.

Полное, гнетущее, постоянное одиночество тяжелой плитой придавливает подростка и приводит его к состоянию депрессии.

Возникает отчаяние, становится невыносимо больно. В таком состоянии подросток может даже подумывать о суициде. Важно различать эти разные типы одиночества, чтобы помочь подростку.

Подростковое одиночество - причины

Причиной таких страданий, часто не видимых глазу, является звуковой вектор. Это не просто какой-то термин, это особое устройство психики человека. Таких людей немного - всего 5%.

В приоритете у таких людей ответы на постоянно возникающие у них в голове вопросы о смысле жизни. Другие думают, что такие вопросы возникают от безделья или неудач в жизни. Нет, это реальные вопросы, на которые есть ответы, и их во чтобы то ни стало нужно найти юному философу. Именно поэтому часто одиночество их удел.

Звуковой вектор доминантен. Это единственный из восьми векторов, чьи желания не материальны.

Именно такие люди еще в раннем детстве (4-5 лет) задают вопросы: «зачем мы живем?», «кто я и зачем пришел в этот мир?» В подростковый период эти вопросы возникают снова, и мучают с новой силой, не дают жить как все - житейскими радостями.

Внутренние вопросы о смысле бытия доминируют и пульсируют в голове.И полное одиночество позволяет насладиться поисками ответов. Такие подростки любят ночь, тишину и одиночество.

А все вопросы мирского характера: любовь, материальный достаток, даже учеба и будущая профессия - для него вообще не важны. Вернее без ответа на свой главный вопрос - другие отходят на второй план.

Для него наша материальная жизнь с ее бесконечной гонкой потребления - это реальный сумасшедший дом, из которого хочется бежать в одиночество или в соцсети.

Одиночество - точка отчаяния

Весь этот шум и балаган реального мира очень сильно его раздражает и возникает даже некоторая ненависть к людям и миру. Часто у подростка возникает внутренний вопрос: «А кто управляет этим театром абсурда?»

Все вокруг озабочены нарядами, деньгами, страдают от неразделенной любви. Но главное, постоянно КРИЧАТ об этом в своих разговорах.

В семье тоже крики и нудные разговоры «ни о чем» : о профессии и важности зарабатывания денег в дальнейшем.

Все эти разговоры для звуковика - лишнее раздражающее дребезжание. И он еще сильнее уходит в себя. Сильное одиночество, состояние пустоты и отчаяния овладевает ребенком.

Разные попытки преодоления одиночества

В поисках выхода он начинает отгораживаться от мира наушниками. «Вот оно долгожданное одиночество. Я никого не слышу, меня не трогают.»

Одно дело, если это просто грохот тяжелого рока. Своего рода бегство в одиночество. Хуже, если это наркотический дурман, который создает иллюзию того самого измененного состояния сознания, к которому бессознательно стремятся звуковики. На самом деле это попытка заглушить страдания души, проскочить в иной мир через измененные на физическом уровне состояния сознания.

Только в хорошем состоянии звуковые люди создают гениальные мысли и совершают уникальные открытия для всего человечества, как Перельман с его доказательством гипотезы Пуанкаре. А в плохих - начинают физически изменять состояние сознания. Очевидно, что такое воздействие разрушительно действует на любой мозг, а подростковый особенно.

Но тинейджеры попадают в эту ловушку, чтобы избежать страданий, от внутренней пустоты.

Преодолевать такие подростковые состояния очень сложно, и без помощи тут не обойтись. Но взрослые, даже психологи, его не понимают. Спрашивают: «ну что случилось, тебя кто-то обижает? Девочка отвергла? Пятерку не получил?» В глазах звуковика все эти психологи обесцениваются - ему кажется, что в этом мире одни идиоты и его вообще не способен никто понять! Но это не так.

На самом глубинном уровне бессознательных желаний понять одиночество звукового подростка позволяет тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. И вот когда мы раскрываем внутренние причины таких состояний, то появляется возможность помочь подростку выскочить из этой ловушки.

Вот простые шаги, которые может сделать каждый:

1. Обеспечить подростку возможность побыть наедине со своими мыслями. Создать для него этакий островок тишины и покоя. Обеспечить ему то самое одиночество, точнее возможность уединения, которое так важно для баланса его психики.

2. Исключить дома в семье крики, скандалы и даже грохочущий телевизор.

5. Обязательно предложить подростку сложные задачи. Это могут быть задачи из квантовой физики или вообще нерешенные или недоказанные теоремы. Для него это достойный вызов. Его мозг должен быть нагружен: программированием, олимпиадными задачами по математике, физике, химии. Он может писать рассказы или сценарии компьютерных игр, сочинять музыку. Это то, что займет и обеспечит мозг нужной работой.

6. А лучше всего дать ему послушать ролики Юрия Бурлана. Он узнает себя и тогда тягостное чувство, сильное одиночество уйдет из его ощущений.

Для родителей, дети которых проходят подростковый возраст, вышесказанные советы могут показаться издевкой. Как же ему предложить задачи и поговорить, если он видеть никого не желает? Здесь есть универсальный совет. Постарайтесь наладить эмоциональную связь с подростком. Это сложная задача, но первостепенная. Потому что в период пубертата подросток настроен на другую волну и часто не слышит доводы здравого смысла. Задача взрослых быть более чуткими и внимательными, настроиться на ребенка, чтобы подсказать ему, как можно избавиться от груза одиночества.

Одиночество - где выход?

Подростковый возраст - это всегда сложно. Помочь подростку пройти его с наименьшими потерями можно. Вот как это сделали участники тренинга:

«… «Наше бессознательное знает всю правду», - говорит Юрий. Теперь мне было понятно, что надо делать и о чем с сыном говорить. О эмоциях, о корне страха и о том что бы было, если бы его не было, проводила параллели с недавними событиями и с чем ему предстоит столкнуться в ближайшие дни, о его чувстве ответственности, переживаниях и достижениях. Подтвердить, заверить и закрепить.

В его взгляде появилась ясность и осмысленность. Я физически ощущала, как его покидает напряжение, как будто в сосуде, находящемся под высоким давлением, кто-то отвинтил крепление клапана. Сын прослезился, слова благодарности сыпались из него так, как еще никогда раньше.

Ему стало понятно то, что с ним происходило и почему, все прояснилось за нецелый час нашего разговора. Он спросил меня, как и откуда я все это знаю. «Сынок, эти знания я получила на лекциях по системно векторной психологии». «Мам, передай им от меня большое спасибо, нет, просто огромное!» Переполненный чувствами и эмоциями, утомленный, он вырубился, а когда через полчаса проснулся, то уже напевал себе под нос какую-то мелодию. А еще несколько часов назад он был не в состоянии связной речи. Вот такую силу имеет это знание.

С тех пор наши отношения стали особенными, полными взаимопонимания, мы можем часами разговаривать о жизни, о смысле и предназначении, о политической обстановке и манипулировании, он задает вопросы и как губка впитывает все мои ответы и рассуждения. Недавно мне сказал: «Ты знаешь, а ведь мало кто из моих друзей может вот так разговаривать со своими родителями, как мы с тобой» и еще - «Благодаря тебе и твоей поддержке я понимаю, чем мне надо заниматься в жизни»…»

«…Отношения с сыном подростком (АН-Кож-Звук-Зрит), если бы не прошла два уровня СВП, - то не знаю, как бы мы вообще с ним общались, парню 15 лет, эгоцентризм зашкаливает.

Как-то чисто интуитивно я его воспитывала без повышения голоса, без физических наказаний, сделав вывод из своего детства: я битая, с простреленными матами ушками и зрением - сделала вывод, что такого унижения никому не пожелать, тем более маленькому существу со своим хрупким миром внутри.

Берегла моего звукового мальчика, испуганного еще в животе ультразвуком ТАК, что до сих пор видны последствия, врачи пророчили отставание в развитии, советовали спецшколу заранее искать, а мой звуковичек до 8 класса отличником в обычной школе отучился, потом заявил, что больше ботаном быть не хочет и пару четверок в четверть «приобрел», что бы быть «как все».

Моя реакция? Уважаю его, люблю и могу теперь понимать изнутри, благодаря СВП. Слегка, постепенно то тут, то там подкидываю темы для размышления из СВП - протестует, ведь он умнее, чем кто-либо, но я то знаю, что понимание придет - это неизбежно…»

Вообще, подростковое одиночество - это важный этап в формировании мировоззрения человека и формирования его души.

Дайте шанс подросткам выйти из жутких состояний одиночества и тоски.
На бесплатный онлайн тренинг - это место, где вам действительно помогут.

P.S. Если статья была интересна - поставьте лайк. Если вы знаете, кому она могла бы быть полезна - нажмите репост.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел:

Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящается все больше работ, исследующих сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разных людей в разные периоды их жизни.
Одиночество - переживание состояния отчужденности человека от общества. По словам Э. Фромма, это состояние можно рассматривать как универсальное, устойчивое переживание, априори присущее свободной личности на всех этапах ее развития. По мнению других исследователей, состояние одиночества - это временно возникающее ощущение собственной автономности, и поэтому его не стоит расценивать как феномен, имеющий универсальный характер.

ЖАЖДА ОБЩЕНИЯ

Впервые состояние одиночества наиболее остро осознается в подростковом возрасте. Это связано с актуализацией расширяющихся социальных потребностей, присущих подростковому возрасту.
Среди них:
- потребности в установлении значимых межличностных отношений;
- потребности в расширении дружеских связей, в знакомстве с людьми различных социальных ориентаций и социального опыта;
- потребности в причастности, признании и знакомстве с различным социальным опытом, желание быть принятым различными социальными группами.
И.С. Кон писал, что в переходном возрасте меняются представления о содержании таких понятий, как одиночество и уединение. Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим содержанием, приписывая им не только отрицательный, но и положительный смысл.
Оказалось, что от подросткового возраста к юношескому число положительных суждений растет, а негативных - уменьшается. Если подросток боится остаться один, то юноша ценит уединение.
Однако кроме спокойного, умиротворенного уединения существует мучительное и напряженное одиночество - тоска, субъективное состояние духовной и душевной изоляции, непонятости, чувство неудовлетворенной потребности в общении, человеческой близости.
Как показывают данные зарубежных массовых опросов (Т. Бренан, 1980; Э. Остров и Д. Оффер, 1980) и клинических исследований, подростки и юноши значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими и непонятыми. Массу писем на эту тему получают и молодежные газеты: «Мой телефон постоянно молчит, а так хочется услышать знакомый голос, знать, что ты кому-то нужен...»
Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности.
Напряженная потребность в общении (М.С. Каган даже считает общение ведущей деятельностью юношеского возраста) превращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но и часа пробыть вне своей компании, а если своей нет - какой угодно другой. Особенно сильна такая потребность у мальчиков.

ЧТО ОНИ ИЩУТ?

При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребностью в аффилиации, индивидуальны и многообразны.
Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий черпает в компании одногодков недостающую информацию и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать. Большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются.
Типичная черта подростков и юношеских групп - чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям участников собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «Они».
Страстное желание быть «как все» (а «все» - это исключительно «свои») распространяется и на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль поведения.
Такое противоречие - когда индивидуальность утверждается через единообразие, - может тревожить юношей. «Я часто думаю, чем же мы «свои», что у нас общего? Мы отличаемся от других своей манерой одеваться, то есть не похожи на других. Но при этом как две капли воды похожи друг на друга. Одни и те же диски слушаем, одинаковыми словами выражаем свой восторг и неприязнь, одни и те же слова говорим девчонкам...»
Тем не менее это единообразие тщательно поддерживается, и тому, кто рискует бросить ему вызов, приходится выдерживать нелегкую борьбу. Чем примитивнее сообщество, тем нетерпимее оно к индивидуальным различиям, инакомыслию и вообще непохожести.

МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ

Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения юношей и девушек не совсем одинаковы. Это касается и уровня общительности, и характера аффилиации.
На первый взгляд мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее вступают в контакт с другими детьми, затевают совместные игры и т.д. Чувство принадлежности к группе сверстников и общение с ними для мужчин всех возрастов значительно важнее, чем для женщин.
Однако различия между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Хотя возня и силовые игры приносят мальчикам громадное эмоциональное удовлетворение, в них обычно присутствует дух соревнования, нередко игра переходит в драку.
Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры. Мальчик выбирает, прежде всего, интересную игру, в которой он может проявить себя; ради этого он вступает в контакт, даже если партнеры ему не особенно нравятся. Мужское общество, как и весь стиль их жизни, скорее предметно и инструментально, чем экспрессивно.
Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Судя по данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе делового и игрового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется духовная тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.
С раннего возраста мальчики тяготеют к экстенсивному, а девочки - к интенсивному общению; мальчики чаще играют большими группами, а девочки - по двое или по трое.Социометрическое лонгитюдное исследование (Д. Эдер и М. Халлинен, 1978) нескольких школьных классов (возраст детей от 9 до 12 лет) показало, что диады девочек являются более закрытыми для посторонних, нежели мальчишеские компании, но в то же время более тесно связанными с родительской семьей. Зато мальчишеские компании имеют более строгий и устойчивый иерархический порядок, систему лидерства, более автономны от взрослых, нередко ведут себя асоциально.

ВЫБРАТЬ ДРУГА

В одном психологическом эксперименте (К. Хендрик и С. Браун, 1971) людям предлагалось выбрать тип личности, с которой они хотели бы работать и проводить досуг. Как правило, испытуемые, независимо от собственных качеств, предпочитали экстравертированный тип личности. Но как только приходилось выбирать не сослуживца или компаньона по развлечениям, а друга, картина менялась: не только люди, склонные к интроверсии, но и многие экстраверты отдавали в этом случае предпочтение интровертированному типу.
Почему? Интроверсия ассоциируется не только с застенчивостью и другими коммуникативными трудностями, но и с более тонкой душевной организацией. Это мнение никогда не подвергалось экспериментальной проверке, но его разделяли и разделяют многие поэты и философы, которые сами, кстати сказать, часто испытывали трудности в общении.
Как писал в одном из писем А. Блок, «человек, сознавший одиночество или хотя бы придумавший его себе, - более открыт душою и способен воспринять, может быть, чего другой не воспримет».
Наши недостатки - продолжение наших достоинств. Можно совершенствовать свои коммуникативные навыки, но радикально изменять стиль общения так же трудно, как тип личности.
В период младшего школьного возраста зависимость детей от сверстников и отношений с ними довольно слабо структурирована. Межличностное общение не сопровождается сильными эмоциональными переживаниями, так как дети эмоционально мало зависят друг от друга. Для удовлетворения своих эмоциональных потребностей они в первую очередь обращаются к родителям, у которых ищут похвалы, любви и нежности.
В подростковом возрасте подобная картина резко меняется. Сексуальное взросление рождает нового человека, поэтому рядом с потребностью в достижении эмоционального удовлетворения от общения с родителями возникает потребность в независимости и свободе от них.
«Одна из главных потребностей подросткового возраста - переориентация общения: с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению» (Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989). Теперь подростки направляют свою активность на поиски внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы в нем найти поддержку, прежде получаемую внутри семьи.

ОДИН ВО ВСЕЛЕННОЙ

Возможность общения с подростками натолкнула меня на мысль изучить особенности отношения лицеистов к одиночеству. Я стала к ним присматриваться, наблюдать за ними. И выяснила, что почти каждый подросток проходит через период чудовищного одиночества, неуверенности и беззащитности. Усугубляется это еще и страхом, что ты один во всем классе, нет, во всей школе, нет, во всей Вселенной испытываешь подобные чувства.
Кажется, что ты отделен от всех невидимой стеной, что тебя окружает непроницаемое облако. И никто тебя не понимает. Ты завидуешь вот той весьма популярной девчонке с симпатичной улыбкой и хочешь быть как она - без проблем и забот.
Но даже самые популярные подростки сомневаются в себе. Может, та самая девчонка боится, что люди любят не ее, а лишь ее хорошенькую мордашку. И среди тех, кто составляет «группу популярности», тоже есть своя табель о рангах: кто-то из них стоит на последнем месте и должен как-то мириться с этим.
Подростку трудно себе представить, что он не единственный, у кого есть проблемы, и если он вдруг рискнет поговорить об этом с друзьями, то будет поражен тем, как хорошо они поймут его и каким облегчением будет для них получить возможность поговорить о своих проблемах.
С другой стороны, они могут и «закрыть ставни». Подростки так отчаянно стремятся соответствовать своей «системе», что боятся, как бы кто-то не счел их взгляды или чувства необычными. Самые глубокие переживания подростки хранят в тайне, убежденные, что их никто не поймет.
Подростки, не желающие подчиниться принятым в обществе нормам морали и поведения, могут заслужить некое смешанное с недоброжелательством уважение, но они же обычно становятся мишенью для насмешек. Такому ребенку приходится тяжко - он разрывается между желанием быть «как все» и стремлением быть тем, кто он есть на самом деле, то есть отличаться от остальных.
Порой они так несчастны потому, что большинство склонно судить о людях по чисто внешним признакам. То есть по внешности.

РАЗГОВОР С ГЛАЗУ НА ГЛАЗ

Внешний вид - что за чертовски поверхностный повод для суждения о человеке! Внешний вид не имеет ничего общего с твоим внутренним содержанием, - в конце концов, лицо и фигура достаются человеку от родителей. Твой внешний вид - это всего лишь упаковка. Если ты хочешь ее улучшить, что ж, отлично, старайся. Но в конечном счете судить о тебе станут не по голубым глазам или роскошным бицепсам. Между прочим, хороший человек всегда вызывает симпатии, независимо от того, красив он или нет. Существует масса людей, которые становятся невероятно привлекательными, стоит им открыть рот.
Я верю, что каждый может стать привлекательным. Нет ничего, что невозможно было бы преодолеть. Работай, работай над упаковкой, если это поможет поверить в себя, но не забывай и о самом продукте, о том, что внутри.
Не обязательно иметь много друзей, некоторым достаточно одного-двух. Но если у тебя вообще нет друзей и ты чувствуешь себя одиноким, постарайся разобраться в себе, пристальней вглядись в себя. Может, ты по характеру одиночка? Но и одиночки имеют друзей - таких же одиночек. Личности любят общаться с личностями, чтобы поговорить о том, какие они замечательные. Настоящий одиночка - это человек, который любит свое одиночество, получает от этого удовольствие, ему нравится свое собственное общество.
Если хочешь завоевать друзей, научись говорить не только о своих интересах, но и об интересах других людей, научись быть хорошим слушателем.
Часто подростки замыкаются в себе оттого, что чувствуют себя непопулярными в компании, они прячутся в свое одиночество, хотя им ужасно хочется быть вместе со всеми. Они просто не знают, как это сделать. Им хочется, чтобы за них это сделал кто-нибудь, взял да и пригласил бы куда-то. Вместо того чтобы ждать приглашения, почему бы не взять инициативу на себя, почему бы самому не сделать первый шаг? Стань дружелюбней, стань таким, каким ты хочешь видеть других людей. И сделай это искренне, без фальши. Даже если тебя не все сразу примут, это не страшно. В конце концов, и тебе не все нравятся.
Найти друзей будет особенно нелегко человеку робкому. Случалось ли тебе бывать в компаниях, где все веселятся, а ты держишься в стороне, стесняешься участвовать в общем веселье? Если хочешь иметь друзей, будь смелее, не сиди сложа руки и не вешай нос.
Самое главное и самое первое: необходимо понять, с кем ты хочешь дружить. Важно, чтобы у тебя с этим человеком были общие интересы, чтобы с его помощью ты смог расширить свой кругозор, сделать свою жизнь более насыщенной. Если любишь танцы или спорт, запишись в танцевальную студию или спортивную секцию. Ты там наверняка встретишь кого-нибудь, с кем захочешь подружиться.
Если у тебя нет особых увлечений, есть и другие способы найти друзей. Если тебе кто-то нравится, подойди к этому человеку и расспроси его о его интересах, семье, проблемах. Люди любят, когда ими интересуются. Будь внимателен к тем, кого расспрашиваешь. Ведь твоя цель - выяснить, что у вас общего. Пойми, искусством заводить друзей можно вполне овладеть, оно доступно каждому, нужно только этого захотеть.
Те же, кто не имеет друзей, не выходит из круга своей семьи и только в ней ищет опору в жизни, впоследствии часто становятся нелюдимыми и испытывают немалые трудности в общении.
Именно в компании сверстников ты узнаешь себя, уточнишь и определишь круг своих интересов, именно в компании ты ищешь, хоть и подсознательно, своего будущего партнера.

МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ

Эта тема заинтересовала меня настолько, что одних разговоров и наблюдений мне показалось мало, а помогла мне одна девочка, которая пришла к нам в лицей и какое-то время чувствовала себя одинокой. Я предложила ей изучить уровень субъективного ощущения подростками своего одиночества. В работе мы использовали опросник одиночества (авторы Д. Рассел, Л. Пепло, М. Фергюсон).
В нашем исследовании приняли участие ученики 8-го и 9-го классов лицея. Учащимся предлагалось рассмотреть последовательно ряд утверждений и оценить их проявления при помощи нескольких вариантов ответов.
Чтобы узнать от самих подростков причины их одиночества и тем самым помочь тем, кто чувствует себя одиноким, мы предложили им ответить на ряд вопросов.

1. Что такое одиночество?

Ответы учащихся

8-й класс

Одиночество - это:
- чувство отдаленности от общества, коллектива, людей;
- отсутствие друзей и близких людей;
- когда ты один и можешь подумать о чем угодно, при этом тебе никто не мешает, но иногда одиночество в тягость;
- чувство ненужности другим людям;
- нормальное явление;
- скука, подавленное состояние;
- не с кем общаться;
- когда тебя никто не любит и ты никому не нужен;
- когда очень пусто в душе;
- когда не хочется никого видеть, присутствует чувство обиды;
- невозможность общения с окружающим миром.

9-й класс

Одиночество - это:
- состояние человека, когда ему тяжело и не с кем разделить свое горе;
- уединение;
- моральное состояние, которое проявляется, когда никого нет рядом;
- когда не с кем поговорить, когда никто тебя не понимает;
- когда нет близких людей;
- когда человек постоянно один;
- когда человек ощущает себя во всем мире единственным;
- когда нет друзей;
- психологическое состояние, при котором человек борется со своими проблемами один;
- когда ты подавлен;
- когда человек находится наедине сам с собой;
- когда человеку хочется побыть одному;
- когда не с кем разделить горе.

2. Как вы думаете, необходимо ли человеку одиночество?

да нет когда
как иногда

3. Какой человек может быть одиноким?

Ответы учащихся

8-й класс

Одиноким может быть:
- молчаливый человек;
- неинтересный, так как с ним скучно;
- несчастный;
- непунктуальный;
- с заниженной самооценкой;
- все зависит от круга общения и ситуации;
- грубый, так как с ним не захотят общаться другие люди;
- очень скромный, застенчивый, потому что иногда самому надо сделать первый шаг;
- замкнутый;
- задиристый, не уважающий других;
- каждый, потому что у всех когда-нибудь наступает период одиночества;
- эгоист;
- злой, так как не думает о благополучии окружающих людей;
- любой.

9-й класс

Одиноким может быть:
- любой;
- вредный;
- отшельник;
- желающий быть одиноким;
- необщительный;
- у которого плохой характер;
- у которого нет друзей;
- замкнутый в себе;
- обладающий необычной натурой;
- мечтательный, задумчивый;
- не толерантный, эгоист.

Ответы на этот вопрос учащихся 8-х и 9-х классов значительно отличаются. Восьмиклассники делают акцент на отрицательных чертах характера человека, то есть считают, что только «плохой» человек может быть одиноким. Но есть и два ответа, что одиноким может быть любой.
Другую картину ответов мы наблюдаем у девятиклассников. 40% учащихся считает, что одиноким может быть любой человек в зависимости от обстоятельств и условий или тот, кто желает быть таким. Также они отмечают, что у одинокого человека могут быть кроме отрицательных черт и положительные.

4. Как вы относитесь к одиночеству?

положительно отрицательно когда
как

Проанализировав эти ответы, можно сказать, что с возрастом подростки начинают лучше относиться к одиночеству. Хотя следует отметить, что отношение у них к одиночеству очень разное.

5. Испытывали ли вы чувство одиночества?

да нет иногда

Честно говоря, мои ребята меня поразили. Я не ожидала таких исчерпывающих ответов. Но когда я получила ответ на пятый вопрос, то поняла, что многие из них имеют определенный опыт одиночества.

1. Изучай самого себя. Ищи причины твоей неудовлетворенности.
2. Найди информацию по данной теме.
3. Ищи человека, который сможет тебя понять и с которым ты будешь откровенен.
4. Не бойся говорить о своей проблеме. Проблемы есть у каждого, и все они решаемы.
5. Найди новое увлечение.
6. Познакомься с новыми людьми.
7. Необязательно иметь много друзей, некоторым достаточно одного-двух.
8. Для того чтобы иметь друзей, надо быть другом.
9. Помни, что каждый человек уникален и интересен по-своему.
10. Чтобы на тебя обратили внимание, стань интересным человеком.
11. Необходимо помнить, что для некоторых одиночество - активное творческое состояние, благоприятная возможность для общения с самим собой и источник силы.
12.Человек - большая тайна. Не жалей времени на изучение самого себя.
13. Помни о том, что у одиночества есть две стороны.
14. Если ты одинок, не ищи причины одиночества в других, ищи их в себе.
15. Если ты чувствуешь, что одинок, найди в этом плюсы и используй их с максимальной пользой для себя.

Уважаемые взрослые! Рядом с вами находятся те, кому так необходимы ваше понимание, ваша мудрость и поддержка.
Помните об этом!

Светлана КОСТАРЕВА,
педагог-психолог,
г. Глазов, Республика Удмуртия

Почти каждый подросток проходит через периоды чудовищного одиночества, неуверенности и беззащитности. Усугубляется это еще и страхом, что ты один во всем классе, нет, во всей школе, нет, во всей Вселенной, испытываешь подобные чувства. Тебе кажется, что ты отделен от всех невидимой стеной, что тебя окружает непроницаемое облако. И никто тебя не понимает.

Но даже самые популярные подростки сомневаются в себе. И среди тех, кто составляет «группу популярности», тоже есть свой табель о рангах: кто-то самый популярный из популярных, а кто-то стоит среди них на последнем месте и должен как-то мириться с этим. На самом деле ты не единственный, у кого есть проблемы, и если ты рискнешь поговорить об этом с друзьями, то будешь поражен тем, как хорошо они поймут тебя, и какое облегчение это будет для них — получить возможность самим поговорить о своих проблемах. С другой стороны, они могут «закрыть ставни».

Подростки так отчаянно стремятся соответствовать своей «системе», что боятся, как бы кто-то не счел их взгляды или чувства необычными.

Не посещают ли и тебя порой подобные чувства — чувство одиночества и отрезанности от окружающего мира, чувство собственной ненужности и внутренней опустошенности? Если да, не падай духом. Хотя в одиночестве и мало приятного, во всяком случае, от этого не умирают. Другими словами, одиночество — это как сигнал. Чувство голода подает сигнал, что пора подкрепиться. Чувство одиночества предупреждает, что нам не хватает тесного, дружеского общения. Пища нужна для поддержания жизненных сил. А общение — для поддержания душевного равновесия.

Приходилось ли тебе наблюдать за горящими углями? Если достать один уголек из общей кучи, он быстро погаснет. Но если бросить его обратно, он накаляется вновь! Так и мы, люди, оказавшись отрезанными от окружающего мира, не можем долго «гореть» — наши жизненные силы постепенно угасают. Ведь в нас изначально заложена потребность в общении.

Однако в некоторых случаях гнетущее чувство одиночества упорно не хочет отступать, и кажется, что ему не будет конца.

Многие подростки сталкиваются с так называемым хроническим одиночеством. Как можно вылечиться от воспаления легких, так можно избавиться и от хронического одиночества. Для начала нужно выяснить, почему оно возникает. Причина одиночества порой кроется в самих нас. Недостаток самоуважения мешает быть более открытой и находить себе друзей. Один исследователь говорит: «Те, кто хронически одиноки, склонны думать о себе так: «Я непривлекателен», «Со мной неинтересно», «Я никому не нужен». Возможно, ты сумеешь избавиться от чувства одиночества, развивая самоуважение. И когда ты научишься себя за что-то любить, тогда и окружающие заметят твои привлекательные качества. Но, помни, что цветок предстает во всей свой красе, только тогда, когда он распустится, так и твои достоинства по-настоящему оценят только в том случае, если ты их раскроешь.

Не нужно заниматься самоуничижением и упиваться жалостью к себе. Встряхнись, займись делом, найди себе интересное занятие, пиши стихи, научись играть на гитаре, ну придумай что-нибудь.

Твое одиночество связано, во-первых, с типичными проблемами подросткового возраста, а во-вторых, с особенностями твоего характера. Если нет друга, то в этом виноват ты сам. Никто не подойдет с предложением дружбы, если ты выглядишь унылым и подавленным. Такие люди не привлекают других, а отталкивают от себя.

Что делать, если чувствуешь себя плохо?

Во-первых , тебе нужно понять, что ты не одинок. Внимательно понаблюдай за людьми вокруг себя, и ты увидишь тщательно скрываемое чувство недовольства собой. Когда ты пойдешь в школу, спокойно понаблюдай за учениками, которых встретишь по пути в школу. Уверяю тебя, у многих из них те же проблемы, которые беспокоят и тебя. Эти проблемы проявляются либо в застенчивости и робости, либо в чрезмерной шумливости, раздражении и агрессивности. Часто в глупом поведении или боязни принять участие в игре или соревновании, в частом смущении, в гордом или высокомерном поведении и упрямстве. Когда ты осознаешь, что многие чувствуют себя так же, как ты, ты уже никогда не будешь одиноким.

Во-вторых , посмотри прямо в глаза всем твоим проблемам, спрятавшимся в глубине твоего сердца или подсознании. Они словно черная туча, которая висит над тобой день и ночь. Останься наедине с собой, чтобы никто не помешал твоим мыслям. Затем составь список всего того, что тебе больше всего не нравится в себе самом. Покажи этот список только тем людям, которым ты очень доверяешь и с кем можешь быть предельно откровенным. Напиши все, что беспокоит тебя. Также отметь те качества, которые не нравятся в себе, включая склонность быстро выходить из себя и раздражаться (если это относится к тебе).

Определи свои самые серьезные проблемы как можно точнее. Может быть, ты проявляешь раздражение и злишься на людей, а потом чувствуешь себя виноватым? Или тебя пугает твоя робость в присутствии других людей? Может быть, ты не умеешь выразить словами свои эмоции и мысли? Чтобы ни беспокоило тебя, напиши обо все как можно точнее. Затем перечитай список, отметь пункты, которые тревожат тебя больше всего, и о которых ты постоянно думаешь и переживаешь.

Самое лучшее, что можно посоветовать тем, кто страдает от одиночества — это начать общаться с людьми. И этот совет действителен. Заботясь о других, человек не только перестает думать о своем одиночестве, но и побуждает окружающих интересоваться собой. Не жди, что кто-то избавит тебя от одиночества, с этим ты должен справиться сам.
Итак, начни с улыбки. Возможно, тебе в ответ тоже улыбнутся.

Выбери из своего класса, или может быть из ребят, с которыми ты рос во дворе, того, кто наиболее близок к тебе по интересам и так же одинок, и подойди первым. Затем заведи разговор. Наверняка у этого человека те же проблемы, что и у тебя, и вы сможете рассказать об этом друг другу. Даже одного приятеля, с которым интересно, достаточно, чтобы не чувствовать себя одиноким.

Ищи моральной поддержки у родителей. Возможно, ты решил, что им не до тебя, у них свои проблемы, они тебя не любят и не понимают. Это не так. Они ведь не знают, что ты страдаешь от одиночества, и если внешне это не очень заметно. Родители тебя по-прежнему любят и тоже страдают, чувствуя, как ты отдаляешься от них. Даже если они очень обременены заботами, все равно найдут время, чтобы тебя выслушать. И если ты расскажешь о том, что ты испытываешь, они будут поражены.

Многие взрослые убеждены, что отрочество — счастливое и беззаботное время. Возможно, они забыли, что в твоем возрасте тоже наверняка страдали от одиночества. И все же, если время от времени ты все-таки чувствуешь одиночество, не волнуйся. Это вполне естественно.

Расширяя сферу своих интересов, подросток не только обогащает свою личностную идентичность, производя колоссальный рывок в своём развитии, он увеличивает круг своего потенциального общение (на кружках и секциях, во дворе). Не бойтесь, что тинэйджер будет регулярно менять свои увлечения. Это норма для подросткового периода. Подросток должен себя во всём попробовать (без вреда для здоровья конечно), чтобы найти себя в жизни. Главное, чтобы его увлечением не стал компьютер (виртуальное общение, компьютерные игры, сёрфинг), иначе проблема усугубиться во много раз. Одна из важных задач в подростковом периоде для человека – профессиональное самоопределение. И проба себя в разнообразных видах деятельности создаёт прекрасный ресурс для определения своей профессии. Согласитесь, что лучше менять секции в подростковости, определившись, где же, всё-таки, моё место, чем постоянно менять профессии до пенсии. С подобной активностью у подростка места для негативных эмоций почти не останется и при определённых личностных усилиях, желании избавиться от одиночества, исчезновения страха быть непринятым и поддержки близкого взрослого, шансы обрести друзей очень велики. Важно « вытаскивать себя за волосы » как борон Мюнхаузен, перебороть страх потерпеть неудачу в общении или в деятельности. Одиночество с таким человеком рядом жить не станет!!!

Одиночество губит, одиночество лечит,
Одиночество давит на хрупкие плечи,
Заставляет задуматься честно и прямо
И себе самому отвечать без обмана.

Причины возникновения чувства одиночества у подростков

ОДИНОЧЕСТВО – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности.

Наиболее остро выражена эта проблема в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки. В переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность.

Переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений с последними весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной. Если подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает принятия, признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества.

Как известно, другой психологически обоснованной потребностью в подростковом возрасте является потребность в уединении, поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить и «переварить» происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию.

Одиночество как состояние человека, сознающего факт своей отстраненности и отчужденности от мира других людей. Отчужденность человека от других людей может быть следствием и реального отсутствия круга общения и значимых связей, и восприятия человеком своих социальных контактов как неудовлетворительных.

Резкое преобладание потребности в уединении является тревожным признаком и приводит к состоянию хронического одиночества. Иными словами, постоянное желание подростка быть в одиночестве служит сигналом того, что что-то не так в его взаимоотношениях со сверстниками, а возможно, и во внутреннем мире.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.

В период юности ребенок открывает свой внутренний мир. Он обретает способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями. Подросток начинает ощущать свое тело, открывает для себя мир любви. Практически любое событие стимулирует его к размышлениям о себе и своих проблемах.

Открытие внутреннего мира - важное, волнующее событие, но оно приносит с собой множество тревог и переживаний. Появляется чувство неповторимости и одиночества. Оно возникает как смутное беспокойство, может ощущаться как внутренняя пустота, которую необходимо заполнить. Отсюда необъяснимые порывы к общению и уединению.

Подростку начинает казаться, что никто не испытывал подобного чувства. В связи с этим меняется его поведение. То он уходит в свою комнату, закрывается и слушает музыку. То пропадает до ночи на улице. В его речи часто появляется местоимение «Я». А все события, которые происходят с юношей или девушкой, кажутся им значимыми и решающими. Но никто, по их мнению, не понимает всего происходящего.

Почти все дети проходят через периоды страшного одиночества, которые просто невыносимы. Тогда они чувствуют себя беззащитными, неуверенными в этом большом и проблемном мире.

Чтобы как-то пережить свое одиночество в юношеском возрасте некоторые увлекаются дневниками, так как это удобный способ беседовать с самим собой, фиксировать свои мысли и переживания. Дневник хранят и прячут даже от самых близких людей. В дневнике идет проверка самого себя, дается отчет о своих поступках и намерениях - о чем не скажешь никому. Чаще дневники ведут девушки, а у юношей редко бывает в этом потребность.

Многие ведут дневник, потому что испытывают одиночество, им не с кем поговорить “по душам”. Но дневник - это запретная вещь. Подростки болезненно и остро реагируют, когда кто-либо прикасается к самому интимному. Для них это настоящая трагедия. И эта трагедия способна разорвать связь между близкими людьми. Тот, кто прикоснулся к дневнику, считается преступником, и к нему исчезает доверие, т.к. к дневнику прибегают чаще всего тогда, когда в жизни происходит что-либо неприятное, тревожное. В записях множество противоречий, ошибочных представлений. Но со временем все меняется, мысли и суждения тоже. Некоторые вообще считают, что мысли надо держать при себе, дневник же часто попадает в чужие руки.

Если подросток много времени проводит со сверстниками, это пугает родителей, так как дочь или сын могут попасть в так называемую асоциальную группу, где ребята приобщаются к пьянству, наркомании, преступности. Чтобы оградить ребенка от влияния асоциальной группы, родители запрещают общаться с подростками, которые им не нравятся. Запреты родителей – изоляция ребенка. Изолированный ребенок – одинокий ребенок.

Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации. По нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности и вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Создание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.