Принцип приоритетной роли микросоциума. Микрофакторы социализации: семья, соседство, микросоциум

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены кот. связаны общностью быта, взаимной моральной ответ-тью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой .

Семья - важнейший институт социализации. Она являет собой персональную среду жизни и разв. детей, подростков, юношей, качество кот.определяется ря­дом параметров:1) Демографический - структура семьи (большая, включая др-х родственников, или нуклеарная, включающая лишь ро­дителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).2) Социально-культурный - образовательный уровень родите­лей, их участие в жизни общ-ва.3)Социально-экономический - имущественные харак-ки и занятость родителей на работе.4)Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Социализирующие функции семьи. Это выражается в том, что:1) семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. 2 ) семья влияет на формирование психологического пола ребенка . Ребенок усваивает атрибуты приписы­ваемого ему пола: набор личностных харак-тик, особенности эмоц.-ых реакций, различные установки, вкусы, поведенче­ские образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами ) или фемининностью (женскими свойствами). 3 ) семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка . 4 ) семья имеет знач. в овладении человеком социальными нормами , а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится карди­нальным. Важен хар-р общения в семье, атмосфера и взаимоотношениями

5 ) в семье формируются ценностные ориентации человека. 6 ) семья играет большую роль в процессе социального развития чел., т.к. одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях чел., помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях. Итак, в любой семье чел. проходит стихийную социализа­цию, хар-р и результаты кот. определяются ее объективны­ми харак-ками (составом, уровнем образования, социаль­ным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи. Семейное воспитание. Семейное воспитание - более или менее осозна­ваемые усилия по взращиванию ребенка, пред­принимаемые старшими членами семьи, кото­рые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша. Содержание, характер и результаты семейного воспитания за­висят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех лич­ностных ресурсов, которые в ней имеются. Цели воспитания в семье могут быть весьма различными по спектру, содержанию и по характеру. Характеристикой семейного воспитания является его стиль , т.е. типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлени­ем старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований Демократический стиль характеризуется стремлением старших … Доверие, коммуника­ция имеет двухсторонний характер: и от старших к младшим, и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельно­сти, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.Домашний очаг. Эффек-сть реализации функций семьи в процессе стихийной социализации чел. и в его воспитании зависит во многом от того, удалось ли супру­гам создать дом. очаг.

Соседство представляет собой некую близко терри­ториально проживающую группу людей (в одном подъезде, в од­ном доме, в рядом стоящих индивидуальных домах). Эту общ­ность харак-ют межличностные связи, определенное отно­шение к месту своего проживания. Соседство и стихийная социализация. Дети, подростки довольно интенсивно общаются с соседями-сверстни­ками. Это общение - выход за рамки семьи, освоение новых соц-ных ролей, приобр-е нового социал. опыта, ступень адаптации к социуму.В отношениях с соседями-сверстниками они узнают и усваива­ют новую лексику, новые, нередко иные по сравнению с семейны­ми нормы, стереотипы и предрассудки. Они по­лучают представление о жизненных ценностях, стилях жизни и т.д. Они к детской субкультуре, обмениваясь с соседями-сверстниками новой информацией, детским (и не детским) фольклором. Для детей соседское общение имеет объективный и субъективный смысл, т.к дает им чувство принадлежности к обще­ству сверстников, ощущение своей принятости социумом. Отсутствие сверстников-соседей или сложности во взаимодействии с ними могут отрицательно сказаться на социа­лизации чел. в этом возрасте или дать отсроченный отриц. эффект.

Соседство и воспитание. Принятие в расчет влияния соседства может оказаться полез­ным для определения необходимости и направления индивиду­альной помощи детям и подросткам. Учитывая осо­бенности соседства, педагоги определяют необходимость и воз­можность использовать его позитивные потенции.

Границы микросоциума. Определить границы микросоциума не всегда просто. В сель­ских поселениях, в поселках, в малых городах эти границы, как правило, совпадают с границами конкретно­го поселения. В средних и крупных городах определение границ микросоциума пробле­матично. Микросоциум можно ограничивать двором; кварталом, микрорайоном Условно микросоциум - это конкретное сельское поселение, поселок или малый город, а в средних и более крупных городах - микрорайон. Микросоциум - это действующая на определенной территории общность, включающая в себя семью, соседство, груп­пы сверстников, различные общественные, государственные, рели­гиозные, частные и воспитательные организации, а также различ­ные неформальные группы жителей .

Микросоциум обладает рядом характеристик. Пространственные характеристики конкрет­ного микросоциума: в городе тот или иной микрорайон может располагаться в центре, на окраине и т.д. Архитектурно-планировочные особенности микросоциума : (н-р, в селе или поселке - компакт­ная или разбросанная застройка и т.д).

Функциональная структура пространства микросоциума: наличие или отсутствие мест для игр детей и подростков, возможностей для времяпрепровождения не­больших групп и т.д. Демографическая структура, т.е. состав его жителей: их этническая принадлежность, однородность или неоднородностьи т.д. Культурно-рекреационная инфраструктура - нали­чие и кач-во работы учебно-воспитательных учреждений, кино­театров, клубов, спортзалов, бассейнов, музеев, теат­ров, библиотек; наличие местных средств информации и т. п.

Микросоциум влияет на социализацию чел., важно какой сложился в нём социально-психологический климат.

Микроклимат определяется уровнем образования жителей, стилем жизни, наличием криминогенных се­мей и групп, криминальных структур, качеством работы воспита­тельных, культурных, спортивных и других организаций.и т.д

Эффективность и мера влияния микросоциума на социализа­цию чел. зависит от степени его включенности в жизнь микросоциума. В деревне и городе они разные. Мера благоприятности того или иного микросоциума для со­циализации детей, подростков, юношей определяется рядом об­стоятельств. 1) уровнем стресса, зависящим от шума, загрязненности, перенаселенности, перенасыщенности среды проживания различными импульсами. 2), от возможно­стей для удовлетворения чел. потребностей, что создает или не создает у него чувство удовлетворенности. 3) , от того, какие возможности есть в микросоциуме для решения воз­растных задач личностного, социального, интеллектуального, культурного, физического развития подрастающих поколений. Воспитательное пространство микросоциума - понятие, введенное Л.И. Но­виковой и А.Т. Куракиным. Оно не возникает спонтанно, а является следст­вием специальной организаторской работы по его проектированию и «выращиванию» социальными педагогами и работники, инициативными группами жителей, представителей муниципальных органов власти и управления. Для этого необходима социально-педагогическая служба.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА МИКРОСОЦИУМА 4
2. МИКРОСОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 7
3. СОЗДАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В МИКРОСОЦИУМЕ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

ВВЕДЕНИЕ

Развитие человека - это реализация его имманентных (внутрен¬не присущих) задатков, свойств.
Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружа¬ющей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т. е. усвоения и воспроизводства куль¬турных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и са¬мореализации в том обществе, в котором он живет.
Социализация происходит: а) в процессе стихийного взаимо¬действия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; б) в процессе влияния со стороны государства на те или иные катего¬рии людей; в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т. е. воспитания; г) в процессе самоизме¬нения человека.
Таким образом, можно считать, что развитие - общий про¬цесс становления человека; социализация - это развитие, обус¬ловленное конкретными социальными условиями. Воспитание же можно определить как относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации.
На развитие детей огромную роль играет микросоциальная среда, т. е. его ближайшее окружение.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА МИКРОСОЦИУМА

Микросоциум - это действующая на определенной территории общность, включающая в себя семью, соседство, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные и воспитательные организации, а также различные неформаль¬ные группы жителей.
Влияние микросоциума на процесс развития детей и подростков зависит от его объективных характе¬ристик и субъективных характеристик самого человека.
Микросоциум обладает рядом характеристик.
Пространственные характеристики конкретного микросоциума: в городе тот или иной микрорайон может располагаться в центре, на окраине, в срединной зоне и по-разному быть связанным с другими частями города; село или посе¬лок могут быть более или менее изолированными и отдаленными от других поселений.
С пространственными тесно связаны архитектурно-планировоч¬ные особенности микросоциума: в селе или поселке - это ком¬пактная или разбросанная застройка; в городе - микросоциум с исторически сложившейся или индустриальной застройкой, со¬отношение малоэтажной и высотной застройки, открытость - зам¬кнутость придомовых пространств, наличие, количество и каче¬ство малых архитектурных форм и т.д.
От всех этих характеристик зависит функциональная структура пространства микросоциума: наличие или отсутствие мест для игр детей и подростков, возможностей для времяпрепровождения небольших групп и т.д.
С точки зрения тех возможностей, которые имеются в микросо¬циуме для развития детей и подростков, важную роль играет его культурно-рекреационная инфраструкту¬ра: наличие и качество работы учебно-воспитательных учрежде¬ний, кинотеатров, клубов, спортзалов, стадионов, бассейнов, музе¬ев, театров, библиотек; наличие местных средств информации и т.п.
Существенной характеристикой микросоциума следует считать демографическую, т.е. состав его жителей: их этническая принад¬лежность, однородность или неоднородность; социально-профес¬сиональный состав и степень его дифференцированности; осо¬бенности половозрастного состава (может иметь место преоблада¬ние женского или мужского населения, большое число пенсио¬неров или почти их полное отсутствие и т.д.); состав семей.
Важнейшей характеристикой микросоциума с точки зрения направленности его влияния на социализацию является сложивший¬ся в нем социально-психологический климат, который во многом есть результат взаимодействия всех характеристик микросоциума.
Микроклимат определяется уровнем образования жителей, соотношением количества жителей с просоциальным, асоциаль¬ным и антисоциальным стилями жизни, наличием криминоген¬ных семей и групп, криминальных структур, качеством работы воспитательных, культурных, спортивных и других организаций.
Эффективность и мера влияния микросоциума на конкретного человека зависит от степени его включенности в жизнь микросоциума. А здесь имеются весьма существенные различия. В деревне, поселке, малом городе практически все население в высокой степени включено в жизнь микросоциума. В среднем и крупном городе степень включенности имеет возрастные и социально-культур¬ные различия. Если дети и подростки основную часть жизни про¬водят в микросоциуме, то в ранней юности происходит диффе¬ренциация. Микросоциум остается значимой сферой жизни для менее образованной части молодежи, а более образованная в его жизни практически не участвует. Соответственно и его влияние на эти группы различается весьма существенно.
Мера благоприятности того или иного микросоциума для развития и со¬циализации детей и подростков определяется рядом обстоятельств. Во-первых, уровнем стресса, зависящим от шума, загрязненности, перенаселенности, перенасыщенности среды проживания различными импульсами. Во-вторых, от воз¬можностей для удовлетворения человеком потребностей, что со¬здает или не создает у него чувство удовлетворенности. В-третьих, от того, какие возможности есть в микросоциуме для решения возрастных задач личностного, социального, интеллектуального, культурного, физического развития подрастающих поколений.

2. МИКРОСОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью к различным влияниям микросоциальной среды.
Основными положительными факторами семейной микросоциальной среды являются многообразие предметов и явлений, окружающих ребенка, постоянное положительное эмоциональное общение его со взрослым, внимание к индивидуальным его особенностям.
Однако, нарушения взаимоотношений в семье, ошибки семейного воспитания негативно влияют на соматическое и психическое развитие ребенка. Многие исследователи указывали, что главные причины детских неврозов и пограничных психических заболеваний связаны с дефектами воспитания и конфликтными отношениями в семье. Нарушения семейных взаимоотношений оказывают негативное влияние и на ребенка с нарушениями развития, снижают эффективность коррекционно-педагогических мероприятий, провоцируют разнообразные вторичные отклонения в его психическом развитии.
Выделены некоторые особенности социально-психологической структуры семей, в которых риск возникновения нервно-психических заболеваний у детей особенно высок. К ним можно отнести следующие: жесткое доминирование одного из родителей; коммуникативный барьер между ребенком и отцом, а также ограничение влияния отца на процесс семейного воспитания; конфликтность семейных отношений, нарушения межличностных взаимоотношений между родителями; несогласованность требований к ребенку со стороны отца и матери, а также прародителей.
Семья играет важную роль в формировании умственных способностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы и личности. Дети с социально-педагогической запущенностью чаще встречаются в семьях, где родители страдают психическими заболеваниями, алкоголизмом, в конфликтных и неблагополучных семьях, где ребенок воспитывается в условиях безнадзорности. Беседы с родителями являются обязательной составной частью комплексного изучения ребенка с нарушениями развития. В беседе с родителями следует:
а) выяснить роль отца и матери в воспитании ребенка;
б) оценить тип семейного воспитания;
в) установить причинно-следственные связи между типами правильного воспитания и особенностями развития ребенка;
г) сопоставить тип семейного воспитания с особенностями умственного и личностного развития ребенка.
Описаны следующие типы неправильного семейного воспитания.
Гипоопека - такой тип неправильного воспитания, при котором имеет место эмоциональное отвержение ребенка, проявляющееся в открытой враждебности, чрезмерной требовательности или, наоборот, в равнодушии и попустительстве.
Гиперопека - чрезмерная родительская забота о ребенке, проявляющаяся в повышенной привязанности, преданности ребенку. Ребенок находится в центре внимания семьи, он объект восхищения родителей, которые оберегают его от всех жизненных трудностей и невзгод. Этот тип воспитания часто встречается в семьях, где воспитываются дети с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Противоречивое воспитание - различное отношение к ребенку со стороны членов семьи, приводящее к тому, что в ней возникают разные типы воспитания. Часто наблюдается в семьях, где один из родителей не понимает проблем в развитии ребенка и предъявляет к нему требования, не соответствующие его психофизическим особенностям.
Социально-педагогическое обследование проводится социальным педагогом образовательного учреждения (при его отсутствии - другим педагогом). В процессе проведения социально-педагогического исследования необходимо оценить следующие показатели:
- уровень образования родителей;
- общий культурный уровень семьи;
- материальную обеспеченность;
- жилищно-бытовые условия;
- особенности взаимоотношений в семье;
- наличие у родителей вредных привычек;
- состояние здоровья родителей.
Для понимания психолого-педагогических особенностей ребенка с нарушениями развития и повышения эффективности коррекционно-развивающего воздействия большое значение имеет знание и учет психологических особенностей родителей, воспитывающих этого ребенка, и межличностных отношений в семье.
Таким образом, семья может оказывать отрицательные воздействия: когда в семье единственный ребенок, при неправильном воспитании у него может формироваться эгоцентризм, неспособность контактировать со сверстниками, более медленное формирование жизненно важных навыков (как самообслуживания и др.), что отражается на развитии и состоянии его здоровья, задержка в приобщении к социальной жизни, закрепление вредных привычек, избыточная информация (особенно в результате неправильного просмотра телепередач).
Все эти отрицательные качества могут сформироваться у ребенка, если в семье нездоровый климат.
На развитие ребенка влияют и другие микросоциумы, например соседство.
Соседство представляет собой некую близко территориально проживающую группу людей (в одном подъезде, в одном доме, в рядом стоящих индивидуальных домах). Эту общность характери¬зуют межличностные связи, определенное отношение к месту сво¬его проживания (как к «своей» или «ничьей» территории), порой некоторые общие цели и совместная деятельность (забота о по¬рядке и т.п.).
Семью можно рассматри¬вать как первичную территорию социализации человека. Чисто «гео¬графически» следующей за ними территорией социализации можно считать ближайшее соседское окружение и группы сверстников.
Дети-дошкольники, младшие школьники и, как правило, млад¬шие подростки довольно интенсивно общаются с соседями-свер¬стниками. Для них это общение - выход за рамки семьи, освое¬ние новых социальных ролей, приобретение нового опыта, ступень адаптации к социуму.
В отношениях с соседями-сверстниками они узнают и усваива¬ют новую лексику, новые, нередко иные по сравнению с семей¬ными, нормы, стереотипы и предрассудки. В этом общении они получают представление о жизненных ценностях, стилях жизни, отличных от усвоенных в семье, усваивают нормы и стиль полоролевого поведения. Они приобщаются к определенному пласту культуры, а также к детской субкультуре, обмениваясь с соседями-сверстниками новой информацией, детским (и не только детским) фольклором.
Чем старше становится ребенок, тем большую роль играют межличностные отношения со сверстниками. Для детей соседское общение имеет большой объективный и субъективный смысл, ибо дает им чувство принадлежности к об¬ществу сверстников, ощущение своей принятости социумом (который для них в основном ограничен местом непосредственного проживания). Отсутствие сверстников-соседей или сложности во взаимодействии с ними могут отрицательно сказаться на социа¬лизации человека в этом возрасте или дать отсроченный отрица-тельный эффект.
Таким образом, интенсивные соседские связи играют в дет¬стве и отрочестве важную социализирующую роль как позитивно¬го, так, естественно, и негативного характера. Большое значение имеет то, в какие группы сверстников входит ребенок, подросток. В дет¬стве они обычно состоят из соседей, но уже в отрочестве, а в юности тем более, эти группы могут весьма слабо или совсем никак не «пересекаться» с соседскими связями.
Осуществляя социальное воспитание, педагогам весьма важно знать характер соседского окружения своих воспитанников, осо¬бенно когда речь идет о дошкольниках, младших школьниках и подростках.
Знание особенностей соседских отношений воспитанников позволяет педа¬гогам иметь в виду и учитывать позитивные и негативные влия¬ния, которые оказывают на ребят как соседи-сверстники и стар¬шие по возрасту ребята, так и соседи-взрослые.
Принятие в расчет такого влияния может оказаться полезным для определения необходимости и направления индивидуальной помощи детям и подросткам. Кроме того, учитывая особенности соседства, педагоги определяют, как необходимо и возможно ис¬пользовать его позитивные потенции и хотя бы частично нивели¬ровать и компенсировать влияние негативных потенций.
Огромное влияние на развитие ребенка оказывают и воспитательные организации.
Воспитательные организации - это специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения.
По принципу вхождения человека в воспитательную организацию можно выделить обязательные (школы), добровольные (клубы, детские и юношеские объединения и др.), принудительные (спецучреждения для детей с антисоциальным поведением, пси¬хическими и иными аномалиями).
У всех воспитательных организаций общая задача - воспита¬ние человека, но решается она каждой из них несколько по-раз¬ному и роль их не только не одинакова, но и не равна.
Через систему воспитательных организаций общество и госу¬дарство стремятся обеспечить равные возможности, с одной сто¬роны, для воспитания всего подрастающего поколения, а с дру¬гой стороны, для реализации каждым своих позитивных потреб¬ностей, способностей и интересов.
В процессе развития и социализации детей, подростков, юношей, девушек воспитательные организации играют двоякую роль.
С одной стороны, именно в них осуществляется социальное воспитание как относительно социально контролируемая часть социализации. С другой стороны, они, как всякие человеческие общности, влияют на своих членов стихийно, в процессе взаимо¬действия членов организации. И это влияние по своему характеру совпадает с ценностями и нормами, культивируемыми в про¬весе социального воспитания.

3. СОЗДАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В МИКРОСОЦИУМЕ

Воспитательное пространство микросоциума не возникает спонтанно, а является следствием специальной организатор¬ской работы по его проектированию и «выращиванию», которую могут осуществлять органы самоуправления, если таковые имеются, социальные педагоги и работники, инициативные группы жителей, представители муниципальных органов власти и управления.
Воспитательное пространство микросоциума включает в себя систему взаимосвязанных воспитательных, культурно-просветительных, общественных и иных организаций, местных средств массовой коммуникации (кабельное телевидение, местные радиоузлы и газеты), специалистов различного профиля (социальные педагоги и ра¬китники, психологи, медики и др.).
Все эти компоненты воспитательного пространства дополняют друг друга в процессе оказания помощи в позитивном социаль¬ном функционировании и в личностном развитии проживающих в микросоциуме индивидов, семей и различных реальных и но¬минальных групп населения. Воспитательное пространство харак¬теризуется вариативностью. Име¬ется в виду то, что оно может создаваться, с одной стороны, как некое целостное системное образование, а с другой - склады¬ваться в процессе интеграции воспитательного потенциала вокруг и под влиянием определенных «центров кристаллизации».
В частности, там, где это возможно, надо интегрировать воспитательные возможности среды и школы на базе самой школы. Могут быть и другие варианты. Так, «центрами кристаллизации» воспитательного пространства могут стать внешкольные и куль¬турно-просветительные учреждения, спортивные, досуговые и оз¬доровительные центры. В ряде случаев воспитательное простран¬ство микросоциума создается благодаря усилиям детских и юно¬шеских самодеятельных, а также религиозных организаций.
В ряде случаев центрами кристаллизации воспитательного пространства становятся инициативные группы жителей, озабочен¬ных состоянием своей среды обитания. Они могут самоорганизо¬ваться именно для достижения этой цели. Но возможен и вари¬ант, когда различные семейные клубы, клубы по интересам, груп¬пы взаимопомощи и прочие самодеятельные объединения жите¬лей расширяют зону своего влияния, постепенно пытаются воз¬действовать на весь микросоциум для его оздоровления и превра¬щения в благоприятную среду обитания.
Однако наиболее реальным создание воспитательного про¬странства становится в том случае, если в микросоциуме суще¬ствует определенный орган - социально-педагогическая служ¬ба, которая имеет свой бюджет, штатных работников различно¬го профиля (социальных педагогов и работников, психологов, медиков, юристов и др.) и создает при себе корпус волонтеров из числа местных жителей. Служба реализует целый комплекс функций, что делает работу по созданию воспитательного про-странства целенаправленной, планомерной и системной. В идеа¬ле функции социально-педагогической службы микросоциума включают в себя:
- диагностику ситуации в микросоциуме, определение по ее результатам экстренных и среднесрочных необходимых действий;
- интеграцию воспитательных возможностей микросоциума (ма-териальных, кадровых, содержательных);
- развитие и создание культурно-досуговой инфраструктуры;
- стимулирование, поддержку и развитие детских, молодеж¬ных и взрослых инициатив по созданию различных клубных объ¬единений и самодеятельных организаций;
- улучшение экологической ситуации, создание и развитие ус¬ловий для массовых занятий спортом; адресную заботу о физиче¬ском развитии, питании, медицинском обслуживании и здоро¬вом образе жизни детей, подростков, юношей и девушек;
- оказание психолого-педагогической, юридической, медико-психологической помощи нуждающимся в ней;
- психолого-педагогическую помощь в профессиональной ори-ентации, адресную помощь в приобретении и изменении профес¬сии, в трудоустройстве, в постановке на учет на бирже труда;
- работу с социально-ущербными и криминогенными семья¬ми, социально-психологическую и медицинскую помощь проблем¬ным, неполным семьям, заботу о детях из подобных семей;
- профилактику и помощь в преодолении конфликтов в мик-росоциуме;
- выявление старших, дурно влияющих на младших, адресную работу с ними; профилактику и коррекцию противоправного и саморазрушительного поведения;
- социально-психологическую реабилитацию социально-ущерб¬ных жителей, а также отбывших наказание.
Эффективность воспитания и социализации в целом отчасти зависит от того, удастся или нет создать воспитательное простран¬ство, и от того, сколь эффективно оно функционирует и развива¬ется.
Созданное и эффективно функционирующее воспитательное пространство в большей или меньшей степени интегрирует в себе четыре выделенные выше составные части социализации.
В рамках воспитательного пространства дети, подростки, юно¬ши и девушки взаимодействуют с микрофакторами стихийной социализации (семьей, соседями, группами сверстников, микро¬социумом). Но характер, процесс и результаты этого взаимодей¬ствия в той или иной мере определяются и корректируются педа¬гогическим влиянием.
В рамках воспитательного пространства во взаимодействии де¬тей, подростков, юношей, девушек с общественными, государ¬ственными, религиозными и частными организациями частично происходит относительно направляемая социализация.
В рамках воспитательного пространства микросоциума проис¬ходит самоизменение его субъектов. Вектор, содержание и эф¬фективность самоизменения конкретных людей становятся объек¬тами педагогического влияния.
Воспитательное пространство по определению является одной из сфер относительно социально контролируемой социализации - воспитания. При этом воспитание приобретает специфический характер интеграции институциональных и личностных ресурсов в целях эффективной позитивной социализации детей и подростков.
Создание воспитательного пространства микросоциума ста¬новится реальным, а его функционирование и развитие эффек¬тивным и долговременным только в том случае, если большая часть жителей, в том числе дети и подростки, оказываются его субъектами, т.е. у них возникают стремле¬ние и возможность реализовать в нем свои субъективные потребности, интересы, личностные ресурсы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема влияния микросоциума на развитие ребенка приобрела в последние годы первостепенно значение. Общество пребывает в состоянии пугающей бездуховности, наркомании, алкоголизма и токсикомании, растущей преступности и криминального беспредела, изолированности человека в обществе, приводящих к экспансии психических и поведенческих расстройств, проявляющихся, прежде всего, в детско-подростковой популяции.
Необходимо отметить, что сСреди микросоциумов по степени влияния на ребенка на первом месте стоит семья. Забота о развитии и здоровье ребенка начинается по существу с организации здорового образа жизни в семье. Здоровый образ жизни – это и благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеское, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребенку; это и правильно организованное рациональное питание, и использование движений, физических упражнений на воздухе, и достаточная трудовая активность, и, конечно, образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношение к алкоголю и курению.
Но нельзя забывать и о других микросоциумов влияющих на физическое, психическое и морально-нравственное развитие детей и подростков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бочарова В, Г. Педагогика социальной работы. – М.: ВЛАДОС, 2000.
2. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. – М.: Просвещение, 1991.
3. Мудрик А. В. Основы социальной педагогики. – М.: Академия, 2006.
4. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений/ Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. – М.: Академия, 2002.
6. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследований. – Свердловск: Изд-во, Урал. Ун-та, 1989.

Основные понятия : проблемы социализации личности, социализация на уровне мегасоциума, социализация на уровне макросоциума, социализация человека на уровне мезосоциума, социализация человека на уровне микросоциума, первичное знакомство с социумом, вторичное знакомство с социумом, освоение ближайшего социума, вхождение в профессиональное сообщество, социально-педагогическая концепция появления проблем социализации.

Социализация личности – процесс сложный и противоречивый, в нем приходится постоянно преодолевать многочисленные препятствия и кризисы.

Однако детям и подросткам это дается гораздо труднее. Сложности и противоречия, встречающиеся на их пути, затрудняют процесс социализации, что, например, объясняет такие социально-педагогические явления, как "позднее взросление", "социальная пассивность", "малый социальный возраст", "позднее социальное взросление" и др. Социализация как социально-педагогическое явление может отражать целый ряд проблем, разрешаемых преимущественно педагогическими средствами, формами и методами. К числу наиболее значимых из них следует отнести:

  • а) проблемы взаимодействия детей и подростков с социумом: взаимоинформирование, получение информации, трудности понимания, неправильное восприятие информации и неправильные действия; трудности согласования своих действий, потребностей, желаний и требований социума, вступление в противоречие и конфронтацию; трудности из-за отсутствия знаний, навыков, умений и личностных качеств для совместной деятельности, общения; агрессивность или безразличность к социальной среде, к окружающим, непонимание их;
  • б) проблемы адаптации детей и подростков к социальной среде, к профессиональной деятельности: социальная дезадаптация; профессиональная дезадаптация; школьная дезадаптация; неадекватное восприятие социального опыта, неадекватная ответная реакция на него; трудности, сложности принятия или оказания помощи другому, установления контактов; противоречия, отсутствие совместимости взрослых и детей, сходства семейных ценностей;
  • в) проблемы оценки результатов социализации детей и подростков: необъективная оценка уровня социализированности (завышенная, заниженная или безразличная оценка); неадекватность реакции на объективную оценку окружающих; незнание, отсутствие навыков объективной оценки результатов своего труда, места и роли в коллективе; переоценка своего вклада в совместную деятельность; сокрытие своих слабых мест социализации и соглашение с их наличием, отсутствие стремления избавиться от них.

Появление социально-педагогических проблем детей и подростков во многом определяется воздействием различных факторов социализации, имеющих место на четырех различных уровнях социума:

  • 1) на уровне мегасоциума социализация человека происходит под влиянием мировых, планетарных процессов: экологических, демографических, экономических, военно-политических. Следствием этих процессов стало то, что судьба каждого человека существенно зависит от общего состояния дел на планете, от тех тенденций, которые характерны для мировой экономики и политики. Сам мегасоциум – это огромное по своей совокупности единение людей, проживающих в различных уголках земного шара и благодаря современным средствам информации нередко живущих одинаковыми чаяниями и социальными потребностями, отражающих свою социальную активность в едином целостном порыве на благо развития человечества;
  • 2) па уровне макросоциума на социализацию человека значительное влияние оказывает страна, общество, государство, при этом следует заметить, что не только своя, но и другие страны, общества и государства.

Общество – понятие в основном политико-социологическое. В каждом обществе объективно складываются специфические условия для социализации человека на каждом возрастном этапе. Общество не тождественно понятию социум. У них есть сходства, прежде всего по структуре: и общество, и социум включают в свою структуру социальные институты, и в обществе, и в социуме имеет место социальная деятельность, и в обществе и в социуме имеют место социальные отношения.

По для социализации более значима не только структура, но и их содержание, включающее цели, формы и методы удовлетворения потребностей населения и т.д. Общество может преследовать различные цели (позитивные и негативные, тоталитарные, социум преследует лишь цели, способствующие самореализации человека); методы (репрессии, политика большинства, социум предназначен для оказания помощи каждому индивиду, забота об индивиде является первым краеугольным камнем существования социума);

3) на уровне мезосоциума на социализацию человека влияют этнос, регион, тип поселения, средства массовой коммуникации.

Каждый этнос имеет специфические черты и свойства, совокупность которых образует национальный характер или психический склад этноса, проявляющиеся в национальной культуре. В различных странах этнос можно рассматривать как фактор социализации разного уровня. В любом этносе имеются различные социальные институты, жизнедеятельность которых строится на определенных социальных отношениях и которые реализуют различные виды социальной деятельности отдельных индивидов и социальных групп;

4) на уровне микросоциума на социализацию человека оказывают влияние семья, институты воспитания, группы сверстников, организации (в том числе религиозные).

Родительская семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности в первые годы жизни. На этом уровне социализации дети и подростки активно осваивают ближайшую среду обитания, различные условия самореализации и испытывают на себе такие явления, как дружба, любовь, преданность, мечты и т.д.

В целом человек на протяжении жизни переживает шесть глобальных кризисов социализации, специфических для каждого возраста (причем четыре из них приходятся на период жизни до 20–25 лет). Суть кризиса составляет конфликт между противоположными состояниями сознания индивида и социума. Благоприятный исход этих кризисов определяет возможность дальнейшей социализации и последующего расцвета личности.

Неудачное разрешение одного из этих кризисов приводит к тому, что, разрешая следующий кризис, человек вынужден разрешать противоречия, свойственные не только для данного кризиса, но и для предыдущего.

Первый кризис – освоение семейной среды обитания . На уровне "доверие – недоверие" он проявляется в младенчестве на первом году жизни индивида. Социализация связана с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В случае удовлетворения потребности в общении и других жизненно важных потребностей, взаимной привязанности у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему миру, к социальной среде. В случае плохого обращения матери с ребенком, игнорирования, пренебрежения им, лишения любви, слишком раннего или резкого отлучения ребенка от груди у ребенка формируется недоверие к окружающему миру. Таким образом, развитие ребенка определяется почти исключительно общением с ним взрослых людей (бабушек, дедушек, ближайших родственников), в первую очередь матери. На этом уровне ребенок осваивает первый элемент социума – семью как первичный институт социализации и элементарный уровень социальных отношений (межличностных, внутрисемейных отношений). В процессе разрешения первого кризиса уже могут возникнуть предпосылки к проявлению в будущем стремления к людям или отстраненности от них.

Второй кризис – первичное знакомство с социумом . На уровне "самостоятельность – уверенность или неуверенность" он переживается в раннем детстве, в возрасте от одного года до трех лет. Она связана с первым опытом обучения, особенно с развитием простейших двигательных навыков (например, хождения), с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему, не лишая его возможности проявлять самостоятельность, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка неуверенности или сомнений, связанных, главным образом, со страхом потерять контроль над собственным организмом. Ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения. На этом уровне ребенок впервые знакомится с некоторыми элементами социума: с различными социальными институтами (институт воспитателей, институт нянек, гувернеров, детские ясли, дом ребенка и т.д.), с некоторыми видами социальной деятельности (прикладной, кружковой), с социальными отношениями (межличностными, игровыми и т.д.). Каждый из элементов социума оставляет свой отпечаток на личности ребенка и формирует свое впечатление. В то же время отмечаются первые трудности социализации и сильное желание скрыть свою ущербность от окружающих.

Третий кризис – вторичное знакомство с социумом . Он наблюдается при вхождении в детский коллектив и на уровне "инициатива , активность – чувство вины, пассивность " проявляется во втором детстве, в возрасте от трех до шести лет. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка ("Я – сам"), активное научение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение. На этом уровне ребенок впервые знакомится практически со всеми элементами социума: с различными социальными институтами (институт педагогов-воспитателей, институт социальных педагогов, образовательное учреждение, центр развития, спортивно-оздоровительные центры и т.д.), со вторым элементом социума – социальной деятельностью (учебной, прикладной, кружковой), с социальными отношениями (межличностными, межгрупповыми и т.д.).

Четвертый кризис – освоение ближайшего социума . Он имеет место при включении в учебную деятельность и на уровне "трудолюбие – чувство собственной неполноценности" происходит в младшем школьном возрасте от 6 до 11 лет. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы, принятых методов обучения и воспитания у ребенка развивается вкус к работе, чувство долга, познавательные и коммуникативные умения и навыки и т.д. Или же, напротив, у него возникает чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей социальной среды, так и в плане собственного статуса среди товарищей (ребенок избегает сложных заданий, ситуаций соперничества, соревнования и т.д.).

Пятый кризис – освоение городского (сельского) социума , профессиональное самоопределение "жизненное самоопределение – путаница ролей" переживают подростки обоего пола в период половой зрелости (12–18 лет). Этот период характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других. Типичная черта этого периода – диапазон выполняемых ролей расширяется, но подросток не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе. В этот же период происходит поиск идеалов и примеров для подражания, строительство планов на будущее. При успешном разрешении кризиса подросток формирует мировоззрение, заявляет о себе как об индивидуальности, осуществляет четкую половую поляризацию в формах поведения. Неспособность подростка к идентификации или связанные с нею трудности могут привести к ее "распылению" или же путанице ролей, которые подросток играет или будет играть во всех сферах жизнедеятельности.

Шестой кризис вхождение в профессиональное сообщество "близость к людям – изоляция от людей" свойствен молодым взрослым людям в возрасте 18–25 лет. Он связан с поиском душевной и интимной близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит прожить семьей продолжительное время. Главные события этого кризиса – любовь, рождение и воспитание детей, работа, удовлетворенность личной жизнью. При успешном разрешении кризиса выражено стремление к контактам с людьми, желание посвятить себя другим людям. При неразрешении шестого кризиса характерны первые симптомы отклонений в психике, расстройств, возникающих у индивида под влиянием якобы существующих угрожающих сил, оказывающие серьезное влияние на его активность в совместной деятельности, на его профессиональное становление, проявляющиеся в профессиональной и одновременно в социальной дезадаптации. Именно на этом уровне проявляются все имеющие место у индивида различной этимологии отклонения во взглядах, в поведении и, в целом, в деятельности в виде девиантностей, усугубляющих процесс его социализации.

В современной социальной педагогике проблема девиантностей детей и подростков рассматривается в прямой зависимости от реализации индивидом педагогических ресурсов и возможностей социума в его социализации: чем успешнее индивид взаимодействует с социумом, использует его педагогический потенциал, тем эффективнее развивается процесс формирования его личности, ее социальной активности как противоядие любых девиантностей человека, сводящее до минимума проблемы социализации.

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................. 3

1. ХАРАКТЕРИСТИКА МИКРОСОЦИУМА........................................................................ 4

2. МИКРОСОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА............................................................................................................... 7

3. СОЗДАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В МИКРОСОЦИУМЕ........ 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................................... 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................................................ 18

ВВЕДЕНИЕ

Развитие человека - это реализация его имманентных (внутрен­не присущих) задатков, свойств.

Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружа­ющей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т. е. усвоения и воспроизводства куль­турных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и са­мореализации в том обществе, в котором он живет.

Социализация происходит: а) в процессе стихийного взаимо­действия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; б) в процессе влияния со стороны государства на те или иные катего­рии людей; в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т. е. воспитания; г) в процессе самоизме­нения человека.

Таким образом, можно считать, что развитие - общий про­цесс становления человека; социализация - это развитие, обус­ловленное конкретными социальными условиями. Воспитание же можно определить как относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации.

На развитие детей огромную роль играет микросоциальная среда, т. е. его ближайшее окружение.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА МИКРОСОЦИУМА

Микросоциум - это действующая на определенной территории общность, включающая в себя семью, соседство, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные и воспитательные организации, а также различные неформаль­ные группы жителей.

Влияние микросоциума на процесс развития детей и подростков зависит от его объективных характе­ристик и субъективных характеристик самого человека.

Вырезано.

ссылке.

Эффективность и мера влияния микросоциума на конкретного человека зависит от степени его включенности в жизнь микросоциума. А здесь имеются весьма существенные различия. В деревне, поселке, малом городе практически все население в высокой степени включено в жизнь микросоциума. В среднем и крупном городе степень включенности имеет возрастные и социально-культур­ные различия. Если дети и подростки основную часть жизни про­водят в микросоциуме, то в ранней юности происходит диффе­ренциация. Микросоциум остается значимой сферой жизни для менее образованной части молодежи, а более образованная в его жизни практически не участвует. Соответственно и его влияние на эти группы различается весьма существенно.

Мера благоприятности того или иного микросоциума для развития и со­циализации детей и подростков определяется рядом обстоятельств. Во-первых, уровнем стресса, зависящим от шума, загрязненности, перенаселенности, перенасыщенности среды проживания различными импульсами. Во-вторых, от воз­можностей для удовлетворения человеком потребностей, что со­здает или не создает у него чувство удовлетворенности. В-третьих, от того, какие возможности есть в микросоциуме для решения возрастных задач личностного, социального, интеллектуального, культурного, физического развития подрастающих поколений .

2. МИКРОСОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью к различным влияниям микросоциальной среды.

Основными положительными факторами семейной микросоциальной среды являются многообразие предметов и явлений, окружающих ребенка, постоянное положительное эмоциональное общение его со взрослым, внимание к индивидуальным его особенностям.

Однако, нарушения взаимоотношений в семье, ошибки семейного воспитания негативно влияют на соматическое и психическое развитие ребенка. Многие исследователи указывали, что главные причины детских неврозов и пограничных психических заболеваний связаны с дефектами воспитания и конфликтными отношениями в семье. Нарушения семейных взаимоотношений оказывают негативное влияние и на ребенка с нарушениями развития, снижают эффективность коррекционно-педагогических мероприятий, провоцируют разнообразные вторичные отклонения в его психическом развитии.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Все эти отрицательные качества могут сформироваться у ребенка, если в семье нездоровый климат.

На развитие ребенка влияют и другие микросоциумы, например соседство.

Соседство представляет собой некую близко территориально проживающую группу людей (в одном подъезде, в одном доме, в рядом стоящих индивидуальных домах). Эту общность характери­зуют межличностные связи, определенное отношение к месту сво­его проживания (как к «своей» или «ничьей» территории), порой некоторые общие цели и совместная деятельность (забота о по­рядке и т.п.).

Семью можно рассматри­вать как первичную территорию социализации человека. Чисто «гео­графически» следующей за ними территорией социализации можно считать ближайшее соседское окружение и группы сверстников.

Дети-дошкольники, младшие школьники и, как правило, млад­шие подростки довольно интенсивно общаются с соседями-свер­стниками. Для них это общение - выход за рамки семьи, освое­ние новых социальных ролей, приобретение нового опыта, ступень адаптации к социуму.

В отношениях с соседями-сверстниками они узнают и усваива­ют новую лексику, новые, нередко иные по сравнению с семей­ными, нормы, стереотипы и предрассудки. В этом общении они получают представление о жизненных ценностях, стилях жизни, отличных от усвоенных в семье, усваивают нормы и стиль полоролевого поведения. Они приобщаются к определенному пласту культуры, а также к детской субкультуре, обмениваясь с соседями-сверстниками новой информацией, детским (и не только детским) фольклором.

Чем старше становится ребенок, тем большую роль играют межличностные отношения со сверстниками. Для детей соседское общение имеет большой объективный и субъективный смысл, ибо дает им чувство принадлежности к об­ществу сверстников, ощущение своей принятости социумом (который для них в основном ограничен местом непосредственного проживания). Отсутствие сверстников-соседей или сложности во взаимодействии с ними могут отрицательно сказаться на социа­лизации человека в этом возрасте или дать отсроченный отрица­тельный эффект.

Таким образом, интенсивные соседские связи играют в дет­стве и отрочестве важную социализирующую роль как позитивно­го, так, естественно, и негативного характера. Большое значение имеет то, в какие группы сверстников входит ребенок, подросток. В дет­стве они обычно состоят из соседей, но уже в отрочестве, а в юности тем более, эти группы могут весьма слабо или совсем никак не «пересекаться» с соседскими связями.

Осуществляя социальное воспитание, педагогам весьма важно знать характер соседского окружения своих воспитанников, осо­бенно когда речь идет о дошкольниках, младших школьниках и подростках.

Знание особенностей соседских отношений воспитанников позволяет педа­гогам иметь в виду и учитывать позитивные и негативные влия­ния, которые оказывают на ребят как соседи-сверстники и стар­шие по возрасту ребята, так и соседи-взрослые.

Принятие в расчет такого влияния может оказаться полезным для определения необходимости и направления индивидуальной помощи детям и подросткам. Кроме того, учитывая особенности соседства, педагоги определяют, как необходимо и возможно ис­пользовать его позитивные потенции и хотя бы частично нивели­ровать и компенсировать влияние негативных потенций.

Огромное влияние на развитие ребенка оказывают и воспитательные организации.

Воспитательные организации - это специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения.

По принципу вхождения человека в воспитательную организацию можно выделить обязательные (школы), добровольные (клубы, детские и юношеские объединения и др.), принудительные (спецучреждения для детей с антисоциальным поведением, пси­хическими и иными аномалиями).

У всех воспитательных организаций общая задача - воспита­ние человека, но решается она каждой из них несколько по-раз­ному и роль их не только не одинакова, но и не равна.

Через систему воспитательных организаций общество и госу­дарство стремятся обеспечить равные возможности, с одной сто­роны, для воспитания всего подрастающего поколения, а с дру­гой стороны, для реализации каждым своих позитивных потреб­ностей, способностей и интересов.

В процессе развития и социализации детей, подростков, юношей, девушек воспитательные организации играют двоякую роль.

С одной стороны, именно в них осуществляется социальное воспитание как относительно социально контролируемая часть социализации. С другой стороны, они, как всякие человеческие общности, влияют на своих членов стихийно, в процессе взаимо­действия членов организации. И это влияние по своему характеру совпадает с ценностями и нормами, культивируемыми в про­весе социального воспитания .


3. СОЗДАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В МИКРОСОЦИУМЕ

Воспитательное пространство микросоциума не возникает спонтанно, а является следствием специальной организатор­ской работы по его проектированию и «выращиванию», которую могут осуществлять органы самоуправления, если таковые имеются, социальные педагоги и работники, инициативные группы жителей, представители муниципальных органов власти и управления.

Воспитательное пространство микросоциума включает в себя систему взаимосвязанных воспитательных, культурно-просветительных, общественных и иных организаций, местных средств массовой коммуникации (кабельное телевидение, местные радиоузлы и газеты), специалистов различного профиля (социальные педагоги и ра­китники, психологи, медики и др.).

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Стимулирование, поддержку и развитие детских, молодеж­ных и взрослых инициатив по созданию различных клубных объ­единений и самодеятельных организаций;

Улучшение экологической ситуации, создание и развитие ус­ловий для массовых занятий спортом; адресную заботу о физиче­ском развитии, питании, медицинском обслуживании и здоро­вом образе жизни детей, подростков, юношей и девушек;

Оказание психолого-педагогической, юридической, медико-психологической помощи нуждающимся в ней;

Психолого-педагогическую помощь в профессиональной ори­ентации, адресную помощь в приобретении и изменении профес­сии, в трудоустройстве, в постановке на учет на бирже труда;

Работу с социально-ущербными и криминогенными семья­ми, социально-психологическую и медицинскую помощь проблем­ным, неполным семьям, заботу о детях из подобных семей;

Профилактику и помощь в преодолении конфликтов в мик­росоциуме;

Выявление старших, дурно влияющих на младших, адресную работу с ними; профилактику и коррекцию противоправного и саморазрушительного поведения;

Социально-психологическую реабилитацию социально-ущерб­ных жителей, а также отбывших наказание.

Эффективность воспитания и социализации в целом отчасти зависит от того, удастся или нет создать воспитательное простран­ство, и от того, сколь эффективно оно функционирует и развива­ется.

Созданное и эффективно функционирующее воспитательное пространство в большей или меньшей степени интегрирует в себе четыре выделенные выше составные части социализации.

В рамках воспитательного пространства дети, подростки, юно­ши и девушки взаимодействуют с микрофакторами стихийной социализации (семьей, соседями, группами сверстников, микро­социумом). Но характер, процесс и результаты этого взаимодей­ствия в той или иной мере определяются и корректируются педа­гогическим влиянием.

В рамках воспитательного пространства во взаимодействии де­тей, подростков, юношей, девушек с общественными, государ­ственными, религиозными и частными организациями частично происходит относительно направляемая социализация.

В рамках воспитательного пространства микросоциума проис­ходит самоизменение его субъектов. Вектор, содержание и эф­фективность самоизменения конкретных людей становятся объек­тами педагогического влияния.

Воспитательное пространство по определению является одной из сфер относительно социально контролируемой социализации - воспитания. При этом воспитание приобретает специфический характер интеграции институциональных и личностных ресурсов в целях эффективной позитивной социализации детей и подростков.

Создание воспитательного пространства микросоциума ста­новится реальным, а его функционирование и развитие эффек­тивным и долговременным только в том случае, если большая часть жителей, в том числе дети и подростки, оказываются его субъектами, т.е. у них возникают стремле­ние и возможность реализовать в нем свои субъективные потребности, интересы, личностные ресурсы .


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема влияния микросоциума на развитие ребенка приобрела в последние годы первостепенно значение. Общество пребывает в состоянии пугающей бездуховности, наркомании, алкоголизма и токсикомании, растущей преступности и криминального беспредела, изолированности человека в обществе, приводящих к экспансии психических и поведенческих расстройств, проявляющихся, прежде всего, в детско-подростковой популяции.

Необходимо отметить, что сСреди микросоциумов по степени влияния на ребенка на первом месте стоит семья. Забота о развитии и здоровье ребенка начинается по существу с организации здорового образа жизни в семье. Здоровый образ жизни – это и благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеское, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребенку; это и правильно организованное рациональное питание, и использование движений, физических упражнений на воздухе, и достаточная трудовая активность, и, конечно, образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношение к алкоголю и курению.

Но нельзя забывать и о других микросоциумов влияющих на физическое, психическое и морально-нравственное развитие детей и подростков.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бочарова В, Г. Педагогика социальной работы. – М.: ВЛАДОС, 2000.

  1. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. – М.: Просвещение, 1991.

3. Мудрик А. В. Основы социальной педагогики. – М.: Академия, 2006.

4. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений/ Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. – М.: Академия, 2002.

6. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследований. – Свердловск: Изд-во, Урал. Ун-та, 1989.


Мудрик А. В. Основы социальной педагогики. – М.: Академия, 2006, с. 90-91.

Бочарова В, Г. Педагогика социальной работы. – М.: ВЛАДОС, 2000, с. 115-116.

Мудрик А. В. Основы социальной педагогики. – М.: Академия, 2006, с. 91-94.

Границы микросоциума. Определить границы микросоциума не всегда просто. В сель­ских поселениях, в поселках, в малых городах эти границы, как правило, совпадают с границами конкретно­го поселения. В средних и крупных городах определение границ микросоциума пробле­матично. Микросоциум можно ограничивать двором (если речь идет о микросоциуме маленьких детей); кварталом (для младших школьников), микрорайоном (для более старших возрастных групп).

Условно микросоциум - это конкретное сельское поселение, поселок или малый город, а в средних и более крупных городах - микрорайон. Микросоциум - это действующая на определенной территории общность, включающая в себя семью, соседство, груп­пы сверстников, различные общественные, государственные, рели­гиозные, частные и воспитательные организации, а также различ­ные неформальные группы жителей.

Влияние микросоциума на процесс социализации детей, подро­стков, юношей зависит от объективных характеристик микросо­циума и субъективных характеристик самого человека.

Характеристики микросоциума. Микросоциум обладает рядом характеристик. Пространственные характеристики конкрет­ного микросоциума: в городе тот или иной микрорайон может располагаться в центре, на окраине, в средин­ной зоне и по-разному быть связанным с другими частями города; село или поселок могут быть более или менее изолированными и отдаленными от других поселений.

С пространственными тесно связаны архитектурно-планировочные особенности микросоциума: в селе или поселке - компакт­ная или разбросанная застройка; в городе - микросоциум с исто­рически сложившейся или индустриальной застройкой, соотно­шение малоэтажной и высотной застройки, открытость-замкну­тость придомовых пространств, наличие, количество и качество малых архитектурных форм и т.д.

От всех этих характеристик зависит функциональная структура пространства микросоциума: наличие или отсутствие мест для игр детей и подростков, возможностей для времяпрепровождения не­больших групп и т.д.

Немаловажной характеристикой микросоциума следует счи­тать демографическую, т.е. состав его жителей: их этническая принадлежность, однородность или неоднородность; социально-профессиональный состав и степень его дифференцированности; особенности половозрастного состава (может иметь место преоб­ладание женского или мужского населения, большое число пен­сионеров или их почти полное отсутствие и т. д.); состав семей.

С точки зрения тех возможностей, которые имеются в микро­социуме для социализации детей, подростков, юношей, важную роль играет его культурно-рекреационная инфраструктура - нали­чие и качество работы учебно-воспитательных учреждений, кино­театров, клубов, спортзалов, стадионов, бассейнов, музеев, теат­ров, библиотек; наличие местных средств информации и т. п.

Микросоциум и стихийная социализация. Важнейшей характеристикой микросоциума с точки зрения направленности его влияния на социализацию является сложившийся в нем социально психологический климат, кото­рый во многом есть результат взаимодействия всех предыдущих характеристик микросоциума.

Микроклимат определяется уровнем образования жителей, со­отношением количества жителей с просоциальным, асоциальным и антисоциальным стилями жизни, наличием криминогенных се­мей и групп, криминальных структур, качеством работы воспита­тельных, культурных, спортивных и других организаций.

Эффективность и мера влияния микросоциума на социализа­цию конкретного человека зависит от степени его включенности в жизнь микросоциума. А здесь имеются весьма существенные раз­личия. В деревне, поселке, малом городе практически все населе­ние в высокой степени включено в жизнь микросоциума. В сред­нем и крупном городе степень включенности имеет возрастные и социально-культурные различия. Если дети и подростки основ­ную часть жизни проводят в микросоциуме, то в ранней юности происходит дифференциация. Микросоциум остается значимой сферой жизни для менее образованной части молодежи, а более образованная в его жизни практически не участвует. Соответствен­но и его влияние на эти группы различается весьма существенно.

Мера благоприятности того или иного микросоциума для со­циализации детей, подростков, юношей определяется рядом об­стоятельств. Во-первых, уровнем стресса, зависящим от шума, загрязненности, перенаселенности, перенасыщенности среды проживания различными импульсами. Во-вторых, от возможно­стей для удовлетворения человеком потребностей, что создает или не создает у него чувство удовлетворенности. В-третьих, от того, какие возможности есть в микросоциуме для решения воз­растных задач личностного, социального, интеллектуального, культурного, физического развития подрастающих поколений.

Воспитательное пространство - понятие, введенное Л.И. Но­виковой и А.Т. Куракиным.

Создание воспитательного пространства в микросоциуме. Воспитательное пространство микросоциума не возникает спонтанно, а является следст­вием специальной организаторской работы по его проектированию и «выращиванию», которую могут осуществлять органы самоуправления, если тако­вые имеются, социальные педагоги и работники, инициативные группы жителей, представители муниципальных органов власти и управления.

Воспитательное пространство микросоциума включает в себя систему взаимосвязанных воспитательных, культурно-просвети­тельных, общественных и иных организаций, местных средств мас­совой коммуникации (кабельное телевидение, местные радиостан­ции и газеты), специалистов различного профиля (социальные пе­дагоги и работники, психологи, медики и др.).

Все эти компоненты воспитательного пространства дополняют друг друга в процессе оказания помощи в позитивном социаль­ном функционировании и в личностном развитии проживающих в микросоциуме индивидов, семей и различных реальных и номи­нальных групп населения.

Воспитательное пространство характеризуется вариативно­стью (И.В. Кулешова и Л.И. Новикова). Имеется в виду то, что оно может создаваться, с одной стороны, как некое целостное системное образование, а с другой - складываться в процессе ин­теграции воспитательного потенциала вокруг и под влиянием определенных «центров кристаллизации».

В частности, там, где это возможно, «надо интегрировать воспи­тательные возможности среды и школы на базе самой школы». Мо­гут быть и другие варианты. Так, «центрами кристаллизации» вос­питательного пространства могут стать внешкольные и культурно-просветительные учреждения, спортивные, досуговые и оздорови­тельные центры. В ряде случаев воспитательное пространство микросоциума создается благодаря усилиям детских и юношеских са­модеятельных организаций, а также религиозных организаций.

В ряде случаев центрами кристаллизации воспитательного про­странства становятся инициативные группы жителей, озабочен­ных состоянием своей среды обитания. Они могут самоорганизо­ваться именно для достижения этой цели. Но возможен и вариант, когда различные семейные клубы, клубы по интересам, группы взаимопомощи и прочие самодеятельные объединения жителей расширяют зону своего влияния, постепенно пытаются воздейст­вовать на весь микросоциум для его оздоровления и превращения в благоприятную среду обитания.

Однако наиболее реальным создание воспитательного прост­ранства становится в том случае, если в микросоциуме существует определенный орган - социально-педагогическая служба, которая имеет свой бюджет, штатных работников различного профиля (социальных педагогов и работников, психологов, медиков, юри­стов и др.) и создает при себе корпус волонтеров из числа местных жителей. Служба реализует целый комплекс функций, что делает работу по созданию воспитательного пространства целенаправ­ленной, планомерной и системной. В идеале функции социально-педагогической службы микросоциума включают в себя:

диагностику ситуации в микросоциуме, определение по ее результатам экстренных и среднесрочных необходимых дей­ствий;

интеграцию воспитательных возможностей микросоциума (материальных, кадровых, содержательных);

развитие и создание культурно-досуговой инфраструктуры;

стимулирование, поддержку и развитие детских, молодеж­ных и взрослых инициатив по созданию различных клубных объединений и самодеятельных организаций;

улучшение экологической ситуации, создание и развитие условий для массовых занятий спортом; адресную заботу о физическом развитии, питании, медицинском обслуживании и здоровом образе жизни детей, подростков и юношей;

оказание психолого-педагогической, юридической, медико-психологической помощи нуждающимся в ней;

психолого-педагогическую помощь в профессиональной ориентации, адресную помощь в приобретении и изменении профессии, в трудоустройстве, в постановке на учет на бир­же труда;

работу с социально ущербными и криминогенными семьями, социально-психологическую и медицинскую помощь пробле­мным, неполным семьям, заботу о детях из подобных семей;

профилактику и помощь в преодолении конфликтов в мик­росоциуме;

выявление старших, дурно влияющих на младших, адресную работу с ними; профилактику и коррекцию противоправно­го и саморазрушительного поведения;

социально-психологическую реабилитацию социально ущер­бных жителей, а также отбывших наказание.

Эффективность воспитания и позитивность социализации в це­лом отчасти зависят от того, удастся или нет создать воспитатель­ное пространство, и от того, сколь эффективно оно функциониру­ет и развивается. Созданное и эффективно функционирующее воспитательное пространство в большей или меньшей степени интегрирует в себе четыре выделенные выше составные части со­циализации.

В рамках воспитательного пространства дети, подростки, юноши взаимодействуют с микрофакторами стихийной социали­зации (семьей, соседями, группами сверстников, микросоциумом). Но характер, процесс и результаты этого взаимодействия в той или иной мере определяются и корректируются педагогическим влиянием.

В рамках воспитательного пространства во взаимодействии детей, подростков, юношей с общественными, государственными, религиозными и частными организациями частично происходит относительно направляемая социализация. Но указанное взаимо­действие из чисто функционально-ролевого может стать более или менее эмоционально-межличностным, направленным на решение проблем развития конкретных групп и отдельных личностей.

В рамках воспитательного пространства происходит самоизме­нение его субъектов. Но вектор, содержание и эффективность са­моизменения конкретных людей становятся объектами педагоги­ческого влияния.

И наконец, воспитательное пространство по определению яв­ляется одной из сфер относительно социально контролируемой социализации - воспитания. Причем воспитание в данном случае приобретает специфический характер интеграции институцио­нальных и личностных ресурсов в целях эффективной позитивной социализации детей, подростков, юношей.

Создание воспитательного пространства микросоциума стано­вится реальным, а его функционирование и развитие эффектив­ным и долговременным только в том случае, если большая часть жителей, в том числе дети, подростки и юноши, оказываются его субъектами, т.е. у них возникают стремление и возможность реа­лизовать в нем свои субъективные потребности, интересы, лично­стные ресурсы (И.В. Кулешова и Л.И. Новикова).