Принципы воспитания дошкольников в педагогике. Принципы воспитания детей в педагогическом процессе ДОУ. Способы и средства воспитания детей

Принципы образовательного процесса – система исходных основных требований его построения, выполнение которых обеспечивает высокую эффективность решения задач развития личности в условиях воспитания и образования.

Принцип целостности развития ребенка . Развитие осуществляется как целостный процесс. В связи с этим положением необходимо обеспечить решение в единстве задач умственного, физического и др. сторон воспитания.

Примеры, иллюстрирующий связь умственного воспитания с другими сторонами воспитания и развития ребенка.

Физическое и умственное. С раннего возраста малыш приобретает знания об уходе за своим телом и умения (как мыть руки, лицо, пользоваться салфеткой, присываться), которые становятся основой для осознанного отношения к себе, становления привычки к ведению здорового образа жизни.

Эстетическое и умственное. Восприятие красоты окружающего мира во всем его многообразии, приобщение ребенка к искусству требуют осмысления, что невозможно без участия воображения, памяти и мышления. Включение мышления в процесс эстетического восприятия – основа для развития наблюдательности, становления сенсорной культуры, оценочных суждений.

Принцип единства задач воспитания и обучения ребенка (проиллюстрировать самостоятельно).

Принцип систематичности и непрерывности, то есть решение задач воспитания осуществляется постоянно в течение дня, так, утром беседа с ребенком, подготавливающая его к занятию, во время мытья рук – ознакомление со свойствами воды и мыла, во время завтрака – привитие навыков культурного приема пищи, разговор о том, во время прогулки – наблюдение за состоянием деревьев и установление причинно-следственных связей, во время подготовки ко сну о значении сна для организма человека, в свободном общении – учимся бесконфликтному общению и т.д.

Принцип постоянного прогрессивного движения личности ребенка в педагогическом процессе предполагает создание условия для постоянного личностного роста ребенка и осознания им этого процесса. Усложнение задач, содержания деятельности, условий ее выполнения, требований к ребенку позволяет ему постоянно самосовершенствоваться, изменять себя. Этот процесс должен доставлять ребенку радость, удовольствие, а для этого ребенок должен быть успешен.



Принцип учета возрастных возможностей детей . Данный принцип реализуется через идею ампфлификации (обогащения) детского развития. Не следует ускорять развитие, завышать требования к детям, необходимо находить возможность для насыщения разнообразным материалом типичных видов деятельности для дошкольного возраста.

Принцип инди­видуализации и дифференциации предполагает создание благоприятных условий для проявления, развития индивидуальности каждого ребенка.

Индивидуальный подход. Каждый человек индивидуален. Он развивается в соответствии со своими темпами и программой развития. Воспитатель, организуя образовательный процесс, должен ориентироваться на склонности, интересы, потребности, возможности ребенка. Поэтому он соотносит задачи, методы, формы организации воспитания и обучения с индивидуальными особенностями ребенка, находя место и время для индивидуальной работы.

Дифференцированный подход. Например, на занятиях познавательного характера группа интеллектуально развитых детей получает пакет с заданием, требующего решения усложненной познавательной задачи. Дети же с низким уровнем развития воображения и наглядно-образного мышления объединяются на занятии в одну группу с тем, чтобы повысить уровень развития этих процессов и обеспечить базу для развития основ словесно-логической формы мышления.

Принцип обеспечения эмоционально–психологического комфорта ребенка в образовательном процессе связан с обеспечением психологических условий воспитания и обучения: интересное содержание деятельности, удовлетворение потребностей, успешность, эмоционально–насыщенное общение со взрослым, позитивность оценок деятельности и качеств ребенка).

Принцип сотрудничества субъектов педагогического процесса о риентирует педагога на осуществление взаимодействия с детьми на основе сотрудничества, создание условий для развития субъектности ребенка.

Принцип гуманизации отражает закономерную связь образовательного процесса с потребностями общества и самой личности. Он реализуется по ряду направлений.

Первое направление - соответствие задач, содержания и методов обучения и воспитания ребенка ведущим потребностям дошкольников.

Образовательный процесс призван удовлетворить следующие потребности ребенка:

1. Потребность в эмоционально положительном контакте с окружающими людьми, в любви и доброжелательности с их стороны.

Ощущение принятости, понимания, любви создает у ребенка чувство психологической защищенности, душевного покоя и равновесия. На этой основе формируется доверительное отношение к взрослым, миру, а это необходимое условие для того, чтобы ребенок был социально активен - хотел общаться, взаимодействовать с другими, был уверенным в себе, проявлял свое достоинство.

2. Потребность в познании и информационном обмене. Потребность в познании остается актуальной на протяжении всего дошкольного возраста и далее. Она выражается в стремлении познать окружающий мир. Ребенок реализует эту потребность в различных формах: вопросах, поисковых действиях, экспериментировании. Важно сохранить и развить эту потребность в устойчивый познавательный мотив - познавательный интерес. Для этого педагогический процесс детского сада (его содержание, формы организации), среда в которой он протекает должны быть насыщены познавательным содержанием. Овладение таки содержанием будет происходить как в организованных, так и не в организованных формах, как в условиях свободного общения, так и общения организованного.

3. Потребность ребенка в активности, самоутверждении. Эта потребность проявляется в стремлении ребенка быть независимым от взрослого, самостоятельности, инициативности. Исследователи утверждают, что если эти стремления подавлять, то у детей возникают неуверенность в себе, неадекватность самооценки, излишняя застенчивость, иногда агрессивность, упрямство. В то же время для проявления самостоятельности, инициативности ребенок должен быть успешен в деятельности, общении. Поэтому одна из важных задач педагогического процесса состоит не только в том, чтобы стимулировать активность и самостоятельность, но и в том, чтобы подготовить ребенка к ней (помочь усвоить деятельность, развить к ней интерес, создать условия для ее самостоятельного выполнения)

4. Потребность ребенка в признании его достижений окружающими, т.е. позитивное развитие личности возможно только при условии положительного самоутверждения. Это предполагает, что у ребенка необходимо формировать опыт успешности в деятельности, положительные эмоциональные переживания по поводу деятельности. в этом отношении негативная оценка результатов ребенка ведет к развитию неадекватной самооценки, неуверенности в себе, безразличия к результатам деятельности.

5. Потребность общения со сверстниками. Исследователи (Лисина, Божович, Смирнова, Галигузова) отмечают, что общение со сверстниками необходимое условие социального развития ребенка. Как реализовать эту потребность ребенка в образовательном процессе: развивать интерес к сверстнику, формировать опыт коммуникации со сверстником, развивать гуманность, создавать условия для возникновения содержательного общения детей друг с другом по поводу совместной игровой, продуктивной деятельности, формировать коммуникативную культуру.

6. Органические потребности (витальные) - в движении, питании, режиме жизни. Реализовать эти потребности позволяет смена и чередование видов деятельности, гибкий режим и др.

Второе направление - признание самоценности ребенка, соблюдение его прав и свобод. С точки зрения учения о гуманизме (философская основа педагогики), ребенок рассматривается как существо уникальное, обладающее внутренним стремлением к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Он имеет право жить в таких условиях, которые будут способствовать его развитию. Задача взрослых создать условия для его полноценного развития.

Третье направление - гуманизация содержания дошкольного образования. Этот принцип предполагает приобщение ребенка к доступному содержанию культуры и ОЦ. Дошкольный возраст – период становления базиса личностной культуры ребенка, ценностного отношения к миру. Базис личностной культуры – собственно человеческое начало в человеке. Это основы ценностного отношения к миру. В Концепции дошкольного воспитания выделено 4 ценностных сферы, осваивая которые ребенок приобщается к культуре и ОЦ: Мир рукотворный, Мир природы, Мир социальных отношений, Мир самого человека. Процесс приобщения к культуре и ОЦ должен быть эмоционально насыщенным, деятельностно– и индивидуально–ориентированным. В каждой из программ для ДОУ выстраивается своя логика содержания, позволяющая постепенно вводить ребенка в мир человеческих ценностей, норм взаимоотношений, способов деятельности.

Четвёртое направление - гуманизация самой личности, то есть воспитание таких качеств и свойств личности как отзывчивости, доброжелательности, коммуникативности, основ толерантности, основ патриотизма, основ сотрудничества и др. Это направление реализуется через нравственное, экологическое, правовое, эстетическое, гендерное, патриотическое воспитание, воспитания в духе мира и уважения к другим народам.

Пятое направление - создание гуманных (субъект-субъектных) отношений его участников. Реализация этого принципа возможна через построение личностно-ориентированной модели взаимодействия, ориентированной на учет потребностей, интересов, субъектности ребенка – дошкольника. Основой таких отношений становится сотрудничество воспитателя и воспитанника, признание их в качестве субъектов взаимодействия. Субъект характеризуется активностью: он инициативен, коммуникативен, креативен, способен к выбору, отвественнен, компетентен, самостоятелен. Однако маленький ребенок не может быть в полной мере субъектом общения и деятельности. Взрослый способствует взращиванию субъектных качеств. Бабаева выделяет 3 позиции педагога, которые реализуют Л-.О. модель взаимодействия:

а) позиция учителя - воспитатель обучает ребенка тому, что недоступно ребенку в силу его возрастных возможностей. Методы: показ, рассказ, объяснение, упражнение в способе действия.

Б) позиция партнерства - воспитатель равноправный участник игры, познания, труда. Методы: совет, предложение, совместное обсуждение.

в) позиция опекаемого - воспитатель сознательно демонстрирует ребенку свои затруднения, ошибки, неверный ход рассуждения. Цель: пробудить активность, самостоятельность ребенка в поиске правильного решения. Такая позиция позволяет сделать процесс познания интересным, увлекательным. Эту позицию может реализовать и игрушка. Методы: проблемная ситуация, рассказ, демонстрация продукта деятельности, обсуждение.

То есть, в гуманно ориентированном образовательном процессе и ребенок и воспитатель должны иметь возможность гибко менять свою позицию в зависимости от этапа освоения материала образовательной программы и уровня компетентности ребенка на данном этапе.

Принцип дея­тельности. Ребенок развивается в деятельности. Источником развития становятся противоречия, преодоленные ребенком в деятельности. Данный принцип требует включение ребенка в разнообразные виды деятельности; обучение этим видам деятельности; воспитания положительно-заинтересованного отношения к деятельности, желание её выполнять; организацию развивающей среды, к-ая бы стимулировала активность (познавательную, коммуникативную, творческую, физическую) и предоставляла необходимый материал для её осуществления.

Принцип системности и оптимизации (соответствие всех структурных компонентов педситемы друг другу и реальной педситуации).

Принцип вовлечения в образовательный процесс ближайшего окружения : сотрудники ДОУ (няня, повар и др.), родители, сотрудники музея, сотрудники театра и др.

Дошкольное воспитание в России определяется Национальной доктриной образования в Российской Федерации. Именно этот документ, наряду с Федеральным законом «Об образовании» и Государственными стандартами обучения, декларирует принципы обучения детей дошкольного возраста.

Терминология

Концепция дошкольного воспитания — это документ, заявляющий текущие принципы воспитания подрастающего поколения. Рабочие программы воспитателей детских садов поясняют и раскрывают эту концепцию, объясняют и перечисляют методы воспитания дошкольников. Педагогическая психология определяет особенности развития психики обучающихся, выявляет закономерности воспитания детей дошкольного возраста, на которых строится вся образовательная система. Психология разрабатывает базис для педагогики, превращающий законы возрастной психологии в дидактические принципы.

Развитие и воспитание детей дошкольного возраста — одна из самых важных и сложных задач образования. Ведь на этом этапе начинается долгий путь социализации маленького человека, его дорога к становлению полноценным членом социума. Дошкольное воспитание — это отправная точка путешествия, знакомство с главными правилами жизни общества.

Принципы и цели

Принципы воспитания представляют собой главные ориентиры, организующие огромную и сложную систему воспитательной работы. Именно они определяют цель воспитания, его задачи и формы.

Цель воспитания представляет собой систему ценностей, которая может быть разобрана на части — задачи. Воспитательные задачи делятся на общие и конкретные, сейчас же, в связи изменениями, происходящими в нашем обществе и в школе, можно констатировать противоречие в определении конкретных задач воспитания. Со временем это противоречие не только не разрешается, но и становится еще острее.

Формы и методики

Как пример конкретной задачи воспитания дошкольников можно привести воспитание нравственных качеств — смелости, ответственности, патриотизма. Однако, что современное российское общество понимает под словом патриотизм? Это спорный вопрос, который наглядно иллюстрируют вышеописанное противоречие.

Формы воспитания — это способы организовать коллективную или индивидуальную деятельность учащихся. Например, формой воспитания является игра, во время которой дети примеряют на себя роли различных членов общества и пытаются смотреть на мир с другой точки зрения. В дошкольном возрасте это весьма трудная задача.

Современные методики воспитания детей дошкольного возраста включают развивающие и обучающие задачи, поскольку именно такой подход является главным законом дидактики. Например, при проведении ролевой игры к обучающим задачам можно отнести усвоение правил, а к развивающим — необходимость произнести определенные слова, чтобы речь ребенка совершенствовалась.

Этнокультурализм

В современном обществе, стремящемся к мультикультурализму, существует заказ на поликультурное самосознание. В то же время не следует забывать и об этнокультурном. В этом есть некоторый намек на противоречие, однако продуктивнее будет рассматривать это сочетание как преследующие различные цели, хоть и взаимосвязанные.

В России этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста базируется на принципе народности, выдвинутом выдающимся отечественным педагогом Константином Дмитриевичем Ушинским. Он считал основой воспитания родной язык, обычаи и традиции народа, изучение истории родной страны. Этнокультурное воспитание в современной системе образования следует считать фундаментом патриотического воспитания, поскольку его целью является приобщение детей к духовным ценностям, родному языку, культуре, то есть к основным компонентам родного этноса, естественно, через призму этнокультурной специфики социума.

Кроме того, современный этнокультурализм стремится к гармонизации национальных и «общечеловеческих» ценностей, препятствует всяческим намекам на нетерпимость, используя так называемый принцип сравнительного обобщения. Он предполагает, что, подчеркивая специфичный феномен родной культуры, важно отметить и то общее, что объединяет все этносы. Таким образом, этнокультурное воспитание движется от принципа осознания своей идентичности и уникальности к пониманию многообразия этносов, к диалогу между ними и выстраиванию положительного взаимодействия с людьми. Эта цель этнокультурного воспитания носит название этнокультурной компетенции.

Поликультурализм

Другим важнейшим запросом современного общества является поликультурное воспитание дошкольников. В России социокультурная среда всегда была полиэтнична, поэтому данный аспект занимает особое место в системе образования. И если задачей этнокультурного воспитания является любовь к Родине, российской цивилизации, то в поликультурализме на первое место выходит толерантность, то есть уважение к другим народам, культурам и их ценностям. Поликультурное воспитание прививает общекультурные качества, которые в будущем позволят гражданам России успешно выстраивать отношения с представителями иных этнических групп и общностей.

Непрерывность воспитания

Воспитание детей дошкольного возраста — это крайне трудоемкий и, главное, непрерывный процесс. Ошибочно утверждать, что, находясь в детском саду, ребенок непрерывно является субъектом воспитания, а придя домой, отдыхает, остановившись в своем развитии. Худшее, что могут сделать родители, — это «свалить» воспитание малыша на детский сад и устраниться самим.

Для успешного развития детей дошкольного возраста необходимо продуктивное взаимодействие родителей и воспитателей. Важно понимать, что дошкольное воспитание — это тяжелый труд для всех участников процесса: для воспитателей, родителей и самого ребенка. Если воспитанник в детском саду слышит и видит одно, а дома совсем другое, то впрок такое противоречие явно не пойдет. Поэтому педагоги и психологи всегда готовы пойти на помощь, давая советы родителям дошкольников, проводя с ними беседы, разъясняя что-то непонятное и т. д. При этом необходимо помнить, что и родитель должен при необходимости прийти на помощь педагогу, например, пояснив характер ребенка, рассказав о его особенностях и привычках.

Поощрение и наказание

Образование начинается в семье. Традиционная педагогика считает золотыми правилами воспитания поощрение, наказание и личный пример. Наказание и поощрение — базовые правила определения хорошего и плохого в жизни маленького человека. Критерии добра и зла отнюдь не являются врожденными, как утверждали некоторые немецкие философы. Для ребенка добро — это его личное благо, а зло — то, что причиняет ему дискомфорт. В воспитательном процессе он учится абстрагироваться, смотреть на ситуацию с разных точек зрения, таким образом получая традиционные представления о том, что хорошо, а что дурно.

Поощрения и наказания играют роль помощников в определении зла и блага, давая ребенку возможность по ним ориентироваться в такой сложной окружающей его системе правил. Естественно, поощрение далеко не всегда предполагает торжественную покупку дорогой игрушки в магазине, а наказание — долгое стояние на горохе в углу. Одобрительный взгляд и укоризненное молчание дети чувствуют не хуже, а то и лучше взрослых, более того, зачастую это действует гораздо сильнее материальных подарков.

Личный пример

Воспитывать личным примером сложнее всего. С началом сензитивного периода ребенок, словно губка, впитывает окружающий мир. Ничто вокруг не скроется от его любопытства, а мама и папа — подавно. Поэтому у родителей нет права на ошибку, ведь их действия объяснят ребенку намного больше, чем их же слова, а тем более слова воспитательницы или окружающих детей.

Безусловно, и взрослым людям тяжело постоянно вести себя безукоризненно. Однако важно помнить, что это обязанность ответственных родителей, желающих своему ребенку занять достойное и уважаемое место в обществе. Если малыш заподозрит, что мама или папа на словах декларируют одно, например, что ругаться нехорошо и некрасиво и нельзя так делать, но в то же время не стесняются при любом удобном случае употребить несколько «запретных» слов, то и сам дошкольник в скором времени заставит впасть в ступор воспитательницу от обилия обсценной лексики в речи. И мантра «мы так поступаем, а ты не должен» не работает, ведь, как уже говорилось выше, действия куда важнее слов.

Работа с детьми — тяжелый труд, в котором работает и общество, и государство, и родители, и система образования. Все стараются не допустить ошибок, контролировать каждый аспект на пути развития ребенка. Именно до школы закладывается базис для всего дальнейшего образования, важно успешно привить ребенку ценности гуманизма и уважения. Довести до того периода, в котором главным воспитателем для него станет он сам.

Галина Кобзева
Методы воспитания детей дошкольного возраста

воспитывают детей , направляют их развитие без насилия, уважая личность ребёнка. Надо внимательно и чутко выявлять интересы, склонности детей возраста , причины тех или иных поступков ребёнка.

В представлении ребёнка дошкольного возраста понятия о хорошем и плохом часто смещаются. Например, он отнял игрушку – значит, хорошо, у него стало на одну больше. Или, чтобы доказать свою щедрость, ребёнок жертвует папиной коллекцией.

Можно привести такой пример. Семья ждёт гостей, взрослые накрывают на стол, а дочка взяла пирожные и угостила подружек. На замечания родителей ответила : «Вы же сами сказали, что надо быть доброй» .

Для детей характерно конкретное мышление, неспособность к обобщениям. Поэтому малыш часто обещает не делать то, за что его порицали, но… в аналогичной ситуации поступает так же. Замечание, сделанное другому ребёнку, он не относит к себе. Мы уже замечали такую способность, как импульсивность, поэтому мотивом поступка часто является желание.

Никогда не спешите с наказаниями. Критика должна быть созидательной, а не разрушительной. Важно выяснить причину детского проступка. Отрицательное поведение маленького ребёнка крайне редко носит преднамеренный характер, поэтому очень важно быть терпеливым и справедливым в оценке детских поступков. Психологи отмечают, что ребёнок и воспринимает угрозы по- своему – как приглашение к действию, особенно когда ему говорят : «Вот только сделай (залезь, сорви, тронь и т. д.) Первая часть фразы трактуется как руководство к действию. Психологи рекомендуют использовать метод «активного слушания» , т. е. ставить акцент на чувствах и эмоциях своих и ребёнка. Например, сказать ему : «Я переволновалась» , «Я горжусь тобой» или «Мне стыдно, обидно…»

Важно отличать шалости от озорства. Шалость - невинная забава. Ребёнок в ударе от избытка чувств, он ждёт поддержки своему настроению, однако если он не знает границ в своих шалостях, то они нередко перерастают в озорство, которое всегда имеет аморальный оттенок.

Особенно следует сказать о поощрении. Дети постоянно нуждаются в одобрении, подтверждении того, что они хорошие и достойны любви. смысл этих слов заключается в переживании удовлетворения, радости, вызванных признанием его усилий, стараний, достигнутых результатов. на вопрос воспитателя , как ребёнок реагирует на поощрение, мама ответила, что у него вырастают крылья.

Действительно, поощрение вселяет у детей веру в себя , вызывает у них бодрость, прилив энергии, желание поступать хорошо. Жизненный опыт детей ещё незначителен , они многого не знают и не умеют, поэтому склонны искать поддержки у родителей.

Очень важно не оставлять без внимания положительные поступки детей , их отношение к окружающим взрослым и детям. Ни в коем случае нельзя говорить ребёнку, что он плохой. Слово «хорошо» сильно повышает возбудимость коры головного мозга и активность умственной деятельности, в то время как слово «плохо» тормозит условный рефлекс и останавливает ход мыслей. Важна роль поощрения детских поступков, действий, результатов, нравственных побуждений.

Виды поощрения : одобрение, похвала, доверие, предупредительные поощрения.

Прямую похвалу можно использовать применительно к детям 2-3 лет, т. к. у них нет ещё ясных представлений о дозволенном и недозволенном. Необходимо поддерживать их похвалой. Дети 5-6 лет уже имеют опыт нравственного поведения, могут оценивать свои поступки, поэтому по отношению к ним необходимо ограничивать прямую похвалу и чаще использовать методы косвенного воздействия. Доверие нужно соизмерять с возможностями возраста и индивидуальностью , но не всегда так, чтобы дети не чувствовали недоверия. Говорить «ты неисправим» , «тебе нельзя доверять» - значит расслаблять волю ребенка и замедлять развитие чувства собственного достоинства. Использовать дополнительные удовольствия и подарки не рекомендуется. Ребёнок привыкнет делать добро за награду, в дальнейшем взрослые могут столкнуться с его нежеланием, например, идти в аптеку, помогать больным и т. д. без вознаграждения. Иногда родители не считают нужным использовать метод поощрения в воспитании , т. к. боятся, что ребёнок «сядет на голову» .

Есть дети, привыкшие отзываться только на крик. Но повышенный тон действует только до тех пор, пока ребёнок к нему не привыкнет, потом это будет всего лишь шумовой фон. Криками и угрозами в воспитании многого не добьёшься. Нужно, чтобы ребёнок всегда понимал смысл ваших требований, чтобы они были обоснованными.

А. С. Макаренко говорил : «Родители как можно раньше должны усвоить спокойный, уравновешенный, приветливый, но всегда решительный тон в своём деловом распоряжении, а дети с самого малого возраста должны привыкнуть к такому тону».

Малыш по интонации взрослого, частично по его мимике и жестам, судит о том, хвалят его или сердятся. Дети различают интонацию очень рано. Примерно в 5-6 месяцев ребёнок реагирует именно на эмоциональную окраску тона взрослого, и лишь постепенно ребёнок начинает реагировать, в первую очередь, на смысловое значение слов. Даже правильный и аргументированный совет, данный безразличным, бесстрастным тоном, очень слабо действует и на ребёнка, и на взрослого. Важно найти правильную интонацию в разговоре с детьми, в советах и указаниях. Общий тон разговора с детьми должен быть положительным, спокойным, доброжелательным, сдержанным.

Обращайте внимание на свою интонацию, на то, каким тоном отдано требование.

Относитесь внимательно к поступкам и проступкам детей , не спешите с наказаниями, окриками. Старайтесь вникнуть в суть поступка, его мотив, не скупитесь на поощрения.

2. «Можно ли обойтись без наказаний?»

В конвенции о правах ребенка сказано, что дети имеют право на особую заботу и помощь; ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Нарушение прав маленьких детей , их достоинства – вполне распространенное явление. Эти нарушения часто возникают в результате некомпетентных воздействий на ребенка. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение. Например, ударить ребенка – означает нарушить его права. Важно соблюдать неприкосновенность личности.

Итак, можно ли иногда, когда ребенок совершенно невыносим или когда он сделал что-то ужасное, поднять на него руку? Донесет ли до него «ремень» наше отношение к происходящему лучше, чем слова?

Существуют два ответа на этот вопрос.

Первое мнение. Нет, никогда. Что об этом думают психологи. Физические наказания должны быть полностью исключены. Прибегая к физической силе, родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка. Имелись случаи, когда последствиями физических наказаний были ослабление слуха и нервные заболевания. Но самый большой вред заключается в том, что физические наказания унижают личность ребенка, убеждают его в собственном бессилии, порождают озлобление. Ребенок теряет веру в свои силы и уважение к себе, то есть те ценные качества, которые родители должны особенно тщательно и любовно в нем воспитывать . Физические наказания учат детей неправильному , нецивилизованному способу решения проблем.

Рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство. Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми; дети со слабой нервной системой – боязливыми, вялыми, нерешительными. У тех и других вследствие физических наказаний возникает отчужденность в отношениях с родителями. Дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страх.

5 причин отказа от телесных наказаний :

Это в любом случае удар, сам по себе достойный осуждения.

Это признание своей слабости : родитель не смог совладать с собой, и это роняет его авторитет в глазах ребенка. Ребенок делает вывод, что своими провокациями он может взять верх над взрослыми.

Это делает насилие чем-то обычным. Взрослый дает понять, что физическая сила – единственное безотказное средство решения конфликта. Есть опасность, что ребенок усвоит это правило и, в свою очередь, будет выбирать формы поведения, связанные с насилием.

Это унизительно : ребенок чувствует себя недостаточно любимым, он все хуже и хуже ведет себя и получает новые шлепки. Этот порочный круг побуждает и ту, и другую стороны ко все большему насилию и препятствует формированию у ребенка самоуважения.

Это неэффективно : если ребенок и уступает, то из чувства страха, а не из-за признания своей вины. Он не извлекает из этого никакого урока; причины конфликта не исчезают, наоборот, они провоцируют следующий кризис в отношениях. Да, под влиянием эмоций самый принципиальный родитель может шлепнуть ребенка по попе.

Суть воспитания сегодня – создание у ребенка сложной системы тонких дифференцированных навыков труда, учебной работы, поведения. Полагаться здесь на резкие методы воздействия не только негуманно и несовременно, но и попросту бессмысленно с точки зрения психофизиологии. Ребенка проще обучить бытовым и трудовым навыкам, не наказывая за ошибки, а мягко поправляя, ибо, боясь наказания, человек чаще всего совершает ошибку. Страх перед болью хотя и усиливает желание ее избежать, но мешает деятельности. Болевое воздействие вызывает реакции ярости или страха. Итак, принцип физических наказаний недопустим не только с точки зрения педагогики, но и психофизиологии. Такое «воспитание » противоречит самой природе.

Второе мнение. Можно, в крайних случаях, когда совершен поступок, выходящий за рамки приемлемых семейных отношений (кража, первая попойка и т. п.) . Таких случаев может быть всего несколько.

Физическое наказание детей следует применять только тогда, когда исчерпаны все другие методы воздействия : убеждение, объяснение неприемлемости его поведения, лишение ребенка каких-либо преимуществ или удовольствий. Физическое наказание детей тем действеннее , чем младше ребенок. При физическом наказании детей преследуется та же цель, что и при любом другом : выработка рефлекса через болезненные ощущения.

Главный принцип при выборе между наказанием физическим или каким-либо другим – это выбор меньшего из двух зол. Важно помнить, что целью физического наказания детей , как и любого другого является его же благо. К физическому наказанию детей следует прибегать только в следующих ситуациях :

Физическое наказание детей правомерно , если поведение ребенка представляет угрозу для его жизни и здоровья. Например, ребенок, зная правила поведения на дороге, назло родителям перебегает улицу перед машинами.

Если поведение ребенка угрожает жизни и здоровью окружающих (игра с огнем, драки с более слабыми детьми) .

Если ребенок сознательно и целенаправленно доводит родителей или других членов семьи, не способных постоять за себя (например, младших детей ) . Психологической подоплекой такого рода действий является проверка силы и границ родителей. Если родители не могут отстоять сами себя, то ребенок не может быть уверен, что в более опасной ситуации они смогут защитить и его самого.

Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять В. Леви.

Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.

Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки : сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.

Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.

Наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.

Следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.

Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.

Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.

Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.

Наказание не должно вредить здоровью.

За один проступок – одно наказание.

Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу ребенка, вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда.

Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия . В воспитании детей можно обойтись без него, если взрослый учитывает возрастные особенности , вдумчиво относится к индивидуальным особенностям ребенка.

Наказание – сильно действующий метод воспитания , но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств : это и мотивы поступков детей , и возрастные особенности . Не спешите с выводами, не унижайте ребенка, не кричите на него, не оттачивайте на детях свое остроумие. Наказание должно быть педагогически оправданным.

К педагогически оправданным наказаниям относятся :

Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;

Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

Лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись : просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.

Хорошо, если взрослые обучают и воспитывают детей , направляют их развитие без насилия, уважая личность ребенка. Надо внимательно и чутко выявлять интересы, склонности детей , поддерживать и развивать их и, конечно, знать особенности возраста , причины тех или иных поступков ребенка. Справедливым можно назвать такое наказание, которое ребенок получает, нарушая правила, которые были обдуманы и обсуждены родителями, и которые известны ребенку. При несправедливом наказании ребенок чувствует искреннюю обиду и непонимание смысла наказания, а родители – чувство вины. Несправедливое наказание детей происходит вследствие внутреннего состояния родителей, не обусловленного непосредственно поступками ребенка, а ситуациями, например, на работе – раздражения, усталости и пр. Ребенок получает наказание за то, на что обычно родители не обращают внимания – неубранные игрушки и пр. У ребенка возникает путаница из-за непоследовательного поведения взрослых.

Если взрослый человек может воспротивиться и дать сдачи при несправедливом наказании, то у детей эта возможность отсутствует по причине их физической слабости и моральной и материальной зависимости от взрослых. Существуют ряд воздействий на ребенка, которые неприемлемы, и будут иметь свои негативные последствия для дальнейших отношений между родителями и детьми :

Физическое наказание детей , приносящее вред их физическому здоровью (удары по голове, нанесение тяжких увечий) .

Использование эпитетов и оскорблений по причинам, которые ребенок не может исправить или опротестовать. «Ты весь пошел в отца» , «Ты бестолочь и поддонок, из тебя никогда не вырастет нормального человека» и пр. Это приводит к тому, что ребенок чувствует себя униженным, а не просто наказанным.

Причинение ребенку таких душевных страданий, которые он действительно не может вынести без ущерба для своей психики. Например, запирание ребенка, боящегося темноты, в темной ванной.

Наказание является самым слабым средством подавления у детей нежелательных поступков. У ребенка в возрасте от 3 до 5 лет затормозить реакцию с помощью наказания удается только в 47% случаев. Поощрение, например, когда ребенка хвалят за то, что он удержался от плохого поступка, является более сильным средством. Эффект наказания от раза к разу слабеет, и в этом заключается его недостаток. Например, ребенок стремится взять в руки какую-либо вещь, которую ему не разрешают брать. За непослушание его ставят в угол, однако через некоторое время он опять пытается взять эту вещь, и его снова наказывают. Установлено, что запрет действует лишь в том случае, если он используется до того, как ребенок хотя бы однократно осуществил запрещаемое действие. Если он проделал это действие уже один или несколько раз, например, взял предмет, который брать запрещено, то в дальнейшем даже полный запрет и наказание подавляют эту реакцию только частично и не во всех случаях. Однократное наказание не может угасить действие системы условных рефлексов. Часто взрослые грозятся отдать ребенка дядьке, посадить в мешок, уйти, сделать укол и т. д., но не выполняют обещанное, и ребенок привыкает к угрозам. В тоже время использование угроз и различных видов запугивания ребенка приводит к появлению детских страхов, тревожности. Ребенок начинает бояться темноты, одиночества, врачей. Метод игнорирования спорный, он заключается в том, что с ребенком не общаются близкие люди, но и в этом случае он должен знать, за что наказан. Игнорировать ребенка можно не больше нескольких минут.

Из всего вышесказанного мы делаем вывод :

Недопустимо наказание детей трудом , поскольку труд должен быть радостью.

Иногда можно использовать наказания как метод «естественных последствий» : насорил – убери за собой. Кроме того, очень полезно дать понять ребенку, что он сам страдает из-за своего непослушания. Например, опоздали на автобус, и теперь его придется долго ждать; или же вовремя не захотел убрать игрушки – меньше времени останется на занятие любимым делом.

Осторожно используйте насмешки, поскольку они могут вызвать потерю родительского доверия.

Недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запрещения вызывают у ребенка стремление противодействовать им. Взрослые должны четко определить, что ребенку можно, а что нельзя, мотивировать это.

Сегодня многие родители не умеют наказать своих детей . Само слово «наказание» кажется почти неприличным : в нем слышатся отголоски авторитаризма, он отбрасывает нас на десятилетия назад, когда детей воспитывали с помощью подзатыльников и порки ремнем. Жестокое воспитание – наследие многовековой традиции : дети росли, не имея никаких прав, только обязанности и главная из них – слепое повиновение старшим. С тех пор отношения изменились. На смену принципам подчинения и долга пришли любовь и понимание того, что ребенок – это личность, заслуживающая нашего внимания и уважения.

Психолог Д. Добсон в своей книге «Непослушный ребенок» формулирует шесть основных принципов, опираясь на которые, родители должны решать для себя вопрос о наказании ребенка.

1. Сначала установите границы – затем требуйте их соблюдения.

Вы должны сами для себя определить, чего вы хотите и чего не хотите. Ребенок, в свою очередь, тоже должен знать, что приемлемо в его поведении, а что – не дозволено. Только при таком условии наказание будет восприниматься им как акт справедливости. Иными словами, если вы не установили правила – не требуйте их исполнения.

2. На вызывающее поведение отвечайте уверенно и решительно.

Если ребенок демонстрирует явное неповиновение, если он идет на открытый конфликт, вы должны решительно и уверенно «принять бой» .

3. Отличайте своеволие от детской безответственности.

Это означает, что ребенка нельзя наказывать за непреднамеренный поступок. Если он забыл выполнить вашу просьбу или просто не понял вашего требования, не наказывайте его. Нельзя предъявлять к детской памяти и интеллекту такие же требования, как к взрослым. Детская безответственность – совсем не то же самое, что злостное непослушание, она требует более терпеливого отношения.

4. Когда конфликт исчерпан – утешьте и объясните.

Ребенок почти всегда тяжело переносит наказание. Он чувствует одновременно свою вину, растерянность, покинутость. После того, как срок наказания истек, помиритесь с малышом. Обнимите его, погладьте, скажите, как вы его любите и как вам неприятно его наказывать. Еще раз объясните ему, почему он наказан и как в следующий раз следует поступать.

5. Не требуйте невозможного.

Родители должны быть уверены в том, что ребенок в действительности может исполнить то, что от него требуется. Нельзя наказывать его за то, что намочил постель или сломал часы, которые вы сами дали ему поиграть. Наказание в данном случае может стать источником неразрешенного внутреннего конфликта ребенка.

6. Руководствуйтесь любовью.

В любом воспитательном процессе неизбежны промахи, ошибки и конфликты. Мерилом здоровых отношений с детьми являются любовь, теплота, искренняя забота. Только они могут оправдать необходимость строгости и дисциплины.

Как видите, описанные принципы сужают область применения наказания, закладывают в его основу любовь и ответственность родителей за будущее детей .

Помните, ребенок учится тому, чему его учит жизнь.

В статье рассматриваются принципы воспитания детей дошкольного возраста. Описываются современные тенденции воспитательного процесса относительно старосветского режима. Предлагаются рекомендации по успешному воспитанию детей, ориентированные на взрослении целостной, самостоятельной личности.

Личность человека закладывается с раннего детства в процессе первичной социализации (то есть до 6 лет). Чтобы ребенок был всесторонне развит и адаптирован к условиям современной жизни, педагоги и психологи советуют родителям ознакомиться с принципами воспитания, закладывающими фундамент развития гармоничной целостной личности во взрослой и самостоятельной жизни.

Роль в педагогическом процессе

Принципы воспитания – это система требований (главные ориентиры, исходные установки) к деятельности обучения, выполнение которых обеспечивает результативность педагогического процесса.

Главная проблема педагогики – сложность в реализации воспитательного воздействия. Системы воспитания требуют единовременного исполнения. И педагогам, и родителям важно знать, что соблюдение принципов по выборочной схеме, снижают результативность воспитательного процесса.

Обучение детей дошкольного возраста должно включать в себя не только специфические направления по развитию, как духовного, так и материального мира ребенка, которые тесно взаимодействуют с основными принципами воспитания.

Сущность, классификация и характеристика

Основные принципы воспитания в педагогике представлены, как результат современных исследований о целостном развитии личности.

Ученые в качестве таких категорий выделяют следующее:

  1. Главенствующая роль родителя . Именно личный пример родителей является одним из самых эффективных форм воздействий на ребенка. В семье ребенок видит паттерны поведения родителей, которые он переносит на окружающий его мир. Например, если мать заядлая курильщица, то объяснить ребенку, что «никотин – это вред» будет практически невозможно.
  2. Законы целостности и единства . Психологи утверждают, что только многостороннее воздействие на ребенка через призму разнообразных методов и воспитательных средств способно дать результат. Например, в воспитании ребенка родитель не только должен использовать метод убеждения, но и активно использовать такие формы воспитания, как поощрение, разъяснение.
  3. Принцип организации деятельности детей младшей возрастной группы. Педагог или родитель должен поощрять активность ребенка, а не сковывать ее. Методические принципы, основывающиеся на деспотизме, не эффективны. Если в ходе игры ребенок разрисовал стену, ему необходимо в спокойной форме разъяснить, почему так делать нельзя и предложить альтернативные пути.
  4. Гуманизм в воспитании . Вопреки советскому убеждению «лучше не хвалить, а то зазнается» в ходе педагогического процесса не стоит пренебрегать хвальбой ребенка. Данный принцип предполагает опору на те положительные качества, которые есть в человеке. Современные родители должны выявить положительные качества своего ребенка и культивировать их в жизнь посредством словесного поощрения.
  5. Опора и поддержка коллектива . Сложно переоценить роль коллектива, в котором находится ребенок. Данный принцип требует от педагога умение разбираться в психологическом климате группы. Ребенок, в свою очередь, учиться общаться с людьми с позиции равного себе.
  6. Самовоспитание как критерий гармоничного развития . Самовоспитание представляет собой полностью самостоятельную деятельность. В основе данного принципа лежат основы саморегулиции, самоанализа и самоконтроля. От того, насколько ребенок способен к данным навыкам, зависит его самооценка и самовосприятия себя во взрослой жизни.
  7. Принцип культуросообразности . Воспитание должно, в первую очередь, подготовить ребенка к реалиям жизни. Для достижения этой цели воспитательный процесс должен быть основан на общечеловеческих ценностях того общества, в котором ребенок живет. Тем не менее, ребенок должен терпимо относиться и чужой, инородной ему культуре, проявляя толерантность.

Принципы воспитания

Дошкольное воспитание детей обязательно должно включать в себя различные направления:

  1. Общечеловеческие закономерности и ценности , необходимые для того воспитания толерантности, коммуникабельности и открытости человека.
  2. Закономерности современного воспитания . Если раньше данный процесс строился по принципу «кнут без пряника», то в наше время ситуация кардинально изменилась. Современная педагогическая школа придерживается принципа взаимоуважения между маленьким ребенком и взрослым. Уважительное отношение не допускает различных видов унижения или насилия.

Основная задача родителя или педагогу – предоставить ребенку свободу, необходимую для того, чтобы раскрыть все его способности и задатки. При этом речь идет не о бесконтрольной или хаотичной свободе. Контроль родителя должен заключаться, в первую очередь, в помощи ребенку в принятии правильных решений.

Существует несколько видов воспитания дошкольников, которые могут быть классифицированы по различным основаниям:

  • физические;
  • семейные;
  • социальные;
  • гигиенические;
  • духовно-нравственные;
  • трудовые;
  • экологические;
  • гуманистические;
  • музыкальные принципы.

Физического

Данные принципы представляют собой неотъемлемую и наиболее важную часть воспитательной системы. Физическое воспитание формирует у дошкольников качества, которые необходимы для успешной трудовой и умственной жизни в дальнейшем.

Главная задача данного принципа – укрепление здоровья ребенка и предупреждение различных недугов и болезней.

Семейного

Семья представляет собой социально-педагогическую группу людей, наиболее значимую для маленького ребенка. Задача семьи – создание условий для гармоничного развития дошкольника.

Для данной цели должны быть реализованы следующие критерии:

  • участие ребенка в жизнедеятельности семьи в роли полноценного и равноправного участника;
  • открытые и доверительные отношения как между ребенком и взрослым;
  • отсутствие конкуренции между родителями за внимание ребенка;
  • оказание поддержки ребенку со стороны взрослых.

Социального

Главный критерий – подготовка ребенка к жизни в коллективе. Развитие навыков эффективного взаимодействия окружающих, коллективизма и социальной сплоченности.

Главной задачей родителей является формирование у ребенка навыка коммуникации не только с членами семьи, но и с окружающим его миром.


Гигиенического

Одной из главных задач педагога является информирование индивида о правилах гигиены. Ее актуальность определена как потребностью поддержания здоровья, так и отражением возможных проблем, связанных с недостатком информирования детей о возможных последствиях (например, что будет, если не мыть руки перед едой или недостаточно хорошо чистить зубы).

Гуманистического и экологического

Принцип гуманизма предполагает отношение педагога и родителей к ребенку как самостоятельной личности. Задачи педагога – сформировать у ребенка чувство ответственности за свои поступки и действия.

Данный принцип ответственен за усвоение позитивных правил, норм и ценностей, принятых в обществе.

Цель воспитания детей дошкольного возраста – формирование ответственности не только за себя, но и за окружающую его природу. В задачи педагога входит культивация этического отношения к живому миру (бережное отношение к природе, ее ресурсам).

Духовно-нравственного

Главная цель духовно-нравственного воспитания – содействие в развитии ребенка уважительного отношения не только к своим потребностям, но и нуждам окружающих.

Задачи педагога должны заключать в следующих действиях:

  • в приобщении ребенка к духовно-нравственным ценностям и самоуправлению своим поведением;
  • в формировании у дошкольника знаний об окружающем его мире и месте ребенка в этом мире.

Музыкального

Процесс музыкального воспитания успешно формирует нравственный облик ребенка. Педагогу рекомендуется проводить коллективное занятие музыкой (танцы под музыку, хоровое пение и пр.), что успешно воздействует не только на формирование эстетических идеалов ребенка, на и ведет к сплочению коллектива детей.

Трудового

Задача, как родителей, так и педагога – формирование у ребенка положительного отношения к трудовой деятельности.

Существуют два правила, соблюдение которых способствует формированию данного навыка:

  1. «Не делайте за ребенка то, что он способен самостоятельно выполнить» . Собрать разбросанные игрушки, одеться на прогулку, выкинуть обертку от конфет в мусорное ведро – все вышеперечисленные действия по силу ребенку дошкольного возраста.
  2. «Поощряйте трудовую деятельность» . Например, если ребенок проявил желание помочь по хозяйству (помыть чашки, протереть пыль), необходимо дать ему реализовать свою потребность.

Тема воспитания детей младшего возраста глубже, чем может показаться на первый взгляд. Великий педагог М.Монтессори придерживалась принципа бережного отношения к душевному миру каждого ребенка.

Воспитание детей должно основываться с учетом целого комплекса характеристик – темперамента ребенка, характера, наклонностей и даже стилем жизни.

Видео: Мнение эксперта

Управление образования Администрации г. Новочеркасска

Методический кабинет

Школа совершенствования педагогического мастерства

Тема занятия: «Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогике»

Процесс обучения и воспитания представляет собой целенаправленный и организованный процесс формирования:

Знаний, навыков, умений

Воспитания отношений, навыков и привычек поведения.

Строится данный процесс на основе принципов дидактики, имеет четкую программу, протекает в специально созданных условиях, в определенных формах организации, с использованием специальных методов и приемов.

К.Д. Ушинский психологически обосновал и развил дидактические принципы обучения детей на занятиях, подчеркивал, что уже в дошкольном возрасте необходимо отделить серьезное учение от игры «нельзя учить детей, играя, учение - это труд». Поэтому задачами дошкольного обучения, по мнению К.Д. Ушинского, является развитие умственных сил (развитие активного внимания и сознательной памяти) и дара слова детей, подготовка к школе. Однако при этом ученый выдвигал тезис двуединства обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Многочисленны попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:

Наглядность;

Активность и самостоятельность;

Систематичность и последовательность;

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Прочность.

В течение дошкольного детства ребенок должен усвоить определенный объем знаний, умений и навыков. Знания являются результатом познавательной деятельности, и поэтому их характер определяется характером познания дошкольников. Развитие детей дошкольного возраста предполагает их постоянное взаимодействие с окружающим миром. Это взаимодействие должно быть как можно более разнообразным, чтобы дошкольник мог как можно успешнее реализовать свои способности, творческое начало.

Воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, важно знать, что их основная задача состоит не в том, чтобы «подогнать» детей к освоению навыков обучения, а в том, чтобы создать благоприятные условия для развития их способностей и даже талантов.

Существенной особенностью познавательной деятельности дошкольников является ее наглядно-действенный и наглядно-образный характер. Поэтому знания дошкольников существуют в виде представлений, образов, отражающих познанные предметы, явления, их некоторые особенности, действия с ними ребенка. В связи с этим знания ребенка характеризуются как фрагментарные, неполные, отрывочные, слабо обобщенные, не связанные между собой.

Знания, умения, навыки и привычки довольно тесно переплетены между собой; порой не всегда удается однозначно отнести то или иное качество человека к одной из этих четырех категорий.

Как соотносятся между собой эти четыре понятия: знания, умения, навыки и привычки? Лучше всего начать с рассмотрения примера. Предположим, один гражданин решил стать автолюбителем. Для этого он сначала решил получить права. Первым делом он получил знания: изучил теорию вождения, правила дорожного движения, почитал разные полезные и не очень статьи в интернете. Затем постепенно у него стали формироваться умения, гражданин, например, научился заводить машину и трогаться с места, выполнять некоторые маневры и т.д. Постепенно, по мере увеличения опыта, умения стали преобразовываться в навыки: гражданин стал заводить машину и выполнять маневры так, что в значительно меньшей степени сознательно контролировал эти процессы, многие вещи он стал делать уже на полном "автомате". Таким образом, умения, отточенные в практике, стали превращаться (компилироваться) в навыки. Когда автолюбитель только начинал водить машину, книжные знания постепенно переходили из разряда теории в разряд практики. Со временем уже все книжные знания нашли свою проверку в действительности, были найдены наиболее оптимальные (или близкие к этому) способы выполнения тех или иных операций.

Основное отличие навыков от умений - в том, что владение навыком подразумевает совершенное или просто хорошо отточенное выполнение тех или иных действий. Можно иметь навык стрельбы из винтовки или же навык езды по гололеду, но нельзя иметь навык управления государством или же навык писания монографий.

В каком-то смысле знания - это тоже умения, тоже навыки. Только эти умения и навыки касаются вербальной и вообще мыслительной деятельности человека. Основное отличие знаний от умений и навыков в том, что конкретные знания человека о том или ином объекте, явлении - это место этого объекта или явления в картине мира человека. Любое новое знание человека нельзя уподоблять новому файлу на жестком диске компьютера. Любое новое знание - это изменившаяся картина мира человека. Если картина мира не меняется, то это умение или навык.

Знания, умения и навыки - это всё проявления целенаправленной деятельности, целенаправленных действий, конструктивного осмысления реальности. Но у человека, как и многих животных впрочем, далеко не каждое действие может быть осмысленным, целенаправленным и конструктивным. Дело в том, что есть такая вещь как привычка. Важно понимать, что привычка - это не только и не столько потребность что-то делать, сколько автоматизмы поведения, иногда простые, иногда сложные.

Знания - это система понятий о предметах и явлениях, усвоенных в результате восприятий, аналитико-синтетического мышления, запоминания и практической деятельности.

Умение - это способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях.

Навык как свойство личности - его способность в процессе целенаправленной деятельности выполнять составляющие ее частные действия автоматизированно, без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания. Навыки могут быть умственные (мышления и памяти), сенсорные (навыки восприятий), двигательные (психомоторные) и волевые. Каждый навык проходит ряд этапов в процессе его формирования. Этот процесс называется автоматизацией навыка.

Навыки и умения формируются только в практической деятельности, осуществляемой методами упражнений и обучения. Вне целенаправленной деятельности ни умения, ни тем более составляющие их навыки формироваться не могут.

Привычка - это действие, выполнение которого стало потребностью, вызывающей неприятные чувства неудовлетворенности и беспокойства, когда оно не выполняется. Привычными могут быть отдельные слова и движения, фразы и действия, акты и манеры поведения и даже сложные и длительные виды деятельности. Привычки бывают полезные, облегчающие точное и своевременное выполнение работы, делающие даже тяжелый труд приятным; могут быть неуместные, вызывающие бесполезные и ненужные в данных условиях действия; бывают и вредные для жизни и работы, угрожающие неприятностями и даже большими опасностями. Появляясь не в соответствующем месте и не вовремя, неуместные и вредные привычки могут оказаться полезными в других условиях.

Многие бытовые и трудовые привычки формируются в детстве, в процессе воспитания и накопления жизненного опыта - например, привычка вести себя должным образом во время приема пищи, привычка к чистоте и аккуратности в одежде и помещениях, привычка к производительному труду или к художественному либо техническому творчеству и изобретательству.

В большинстве случаев привычки образуются стихийно, не преднамеренно со стороны воспитателей и тем более воспитанников. И все же опытные воспитатели формируют у своих воспитанников полезные привычки и искореняют вредные своими воздействиями на сознание и чувства воспитанников.

Методы воспитания – научно-обоснованные способы педагогически

целесообразного взаимодействия между воспитателем и воспитанниками,

способствующие организации жизни воспитанников, их деятельности,

отношений, стимулирующие их активность и регулирующие поведение.

Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, при которой дети усваивают умения, знания и навыки,

формируется их мировоззрение, развиваются заложенные способности.

В каждом методе различают внутреннюю и внешнюю стороны: с одной стороны – психические познавательные процессы, лежащие в основе способов действия, с другой – система способов действия и ребенка.

Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное). Прием - это элемент метода.

Существуют следующие воспитательные методы и приемы:

Методы формирования сознания личности

Рассказ, разъяснение, объяснение, беседа, этическая беседа, анализ ситуаций, увещевание и др.

Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников

Поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, педагогические требования и др.

Методы стимулирования деятельности и поведения

Требование, соревнование, поощрение, наказание, метод естественных последствий, и др.

Методы контроля

Педагогическое наблюдение, беседа, педагогический консилиум, опрос, анализ результатов деятельности воспитанников и др.

Выбор метода обучения будет зависеть от цели и содержания предстоящего занятия.

1. Наглядные методы :

а) наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, выделяя в них основные, замечать изменения, устанавливать причину, делать выводы;

б) демонстрация – дает ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов;

2. Практические методы :

а) упражнение – многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания;

б) опыты и экспериментирование – направлены на помощь в приобретении знаний о том или ином предмете;

в) моделирование – наглядно-практический метод (глобус, карта, план участка и др.);

3. Игровые методы и приемы :

а) дидактическая игра – совершенствование и закрепление знаний, усвоение новых знаний и умений разного содержания;

б) воображаемая ситуация в развернутом виде – для усвоения тех или иных знаний («Магазин цветов» - знания о растениях, развитие речи и т.д.);

4. Словесные методы :

а) рассказ педагога – изучение учебного материала;

б) беседа – когда у детей есть знания о предмете;

в) чтение художественной литературы – источник знаний об окружающем мире, воспитывает чувства, развивает мышление, воображение, память.

На одном занятии обычно употребляется комплекс приемов. Например, сравнение предметов или иллюстраций сопровождается называнием, (образцом слова), объяснением, художественным словом, обращениями к детям. Воспитатель должен предварительно не только продумать общий ход занятия, но и тщательно наметить приемы обучения (точность и краткость формулировок, сочетаемость отдельных приемов).

В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными. Например, Е.И. Тихеева считала, что строить процесс обучения детей в детском саду следует, опираясь на наглядность в обучении. Утверждала, что при этом специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

Литература.

Дошкольная педагогика (под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой). -

М.: Просвещение, 1988

Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. – М., 1977

Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. – М., 1967

Шапоринский С. А. Обучение и научное познание. – М., 1981

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогике Подготовила заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МБДОУ д/с № 62 О.Н. Бачурина Управление образования Администрации города Новочеркасска Методический кабинет Школа совершенствования педагогического мастерства

Процесс обучения и воспитания представляет собой целенаправленный и организованный процесс формирования: знаний, навыков, умений воспитания отношений, навыков и привычек поведения. Строится на основе принципов дидактики, имеет четкую программу, протекает в специально созданных условиях, в определенных формах организации, с использованием специальных методов и приемов.

Принципы дошкольной дидактики

Знания, умения, навыки Знания, умения, навыки – это проявления целенаправленной деятельности, целенаправленных действий, конструктивного осмысления реальности. Знания – система понятий о предметах и явлениях, усвоенных в результате восприятий, аналитико-синтетического мышления, запоминания и практической деятельности Умения – способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях Навык – способность в процессе целенаправленной деятельности выполнять составляющие ее частные действия автоматизированно, без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания Привычка – действие, выполнение которого стало потребностью, вызывающей неприятное чувства неудовлетворенности и беспокойства, когда оно не выполняется

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЖЕЛАНИЕ (хотеть сделать) ЗНАНИЕ (что, зачем) УМЕНИЕ (как) НАВЫКИ

Методы воспитания и обучения Методы воспитания Методы обучения научно-обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, способствующие организации жизни воспитанников, их деятельности, отношений, стимулирующие их активность и регулирующие поведение способы взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, при которой дети усваивают умения, знания и навыки, формируется их мировоззрение, развиваются заложенные способности

В КАЖДОМ МЕТОДЕ РАЗЛИЧАЮТ ВНУТРЕННЮЮ И ВНЕШНЮЮ СТОРОНЫ

Познавательные Процессы У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Методы и приемы

Методы и приемы воспитания

Методы и приемы обучения МЕТОДЫ ПРИЕМЫ НАГЛЯДНЫЙ наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, выделяя в них основные, замечать изменения, устанавливать причину, делать выводы; демонстрация – дает ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов; рассматривание картин – формирование представлений об окружающем (настоящим, прошлым, будущим), знакомство с произведениями, умение различать жанры живописи; демонстрация видеофильмов, электронных презентаций – расширение знаний, развитие речи, воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию; СЛОВЕСНЫЙ рассказ педагога – изучение учебного материала; рассказ ребенка – обмен впечатлениями, создать у ребенка яркие и точные представления о событиях и явлениях, развитие речи; беседа – когда у детей есть знания о предмете; чтение художественной литературы – источник знаний об окружающем мире, воспитывает чувства, развивает мышление, память, воображение ПРАКТИЧЕСКИЙ упражнение – многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания; опыты и экспериментирование – направлены на помощь в приобретении знаний о том или ином предмете; моделирование – наглядно-практический метод (глобус, карта, план группы, участка и др.) ИГРОВОЙ дидактическая игра – совершенствование и закрепление знаний, усвоение новых знаний и умений разного содержания; игры-драматизации, подвижные игры, загадки, упражнения-имитации; воображаемая ситуация в развернутом виде – для усвоения тех или иных знаний («Магазин цветов» – знания о растениях, развитие речи и т.д.); сочетание с другими приемами

На одном занятии обычно употребляется комплекс приемов. Например, сравнение предметов или иллюстраций сопровождается называнием, (образцом слова), объяснением, художественным словом, обращениями к детям. Воспитатель должен предварительно не только продумать общий ход занятия, но и тщательно наметить приемы обучения (точность и краткость формулировок, сочетаемость отдельных приемов). В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными. Например, Е.И. Тихеева считала, что строить процесс обучения детей в детском саду следует, опираясь на наглядность в обучении. Утверждала, что при этом специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

Литература Дошкольная педагогика (под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой). - М.: Просвещение, 1988 Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. – М., 1977 Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. – М., 1967 Шапоринский С. А. Обучение и научное познание. – М., 1981

Спасибо за внимание!