Проблема отцов и детей в современном обществе. Дети в XXI веке: проблема отцов и детей

«Взаимоотношения отцов и детей в современном обществе»

Взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент - когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, доверителен и открыт всему новому. Эти взаимоотношения продолжаются всю жизнь, и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Родительско-детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями из всех существующих в обществе.

Проблемы семьи - главные в современный период. Человек формируется как личность в семье, определяет своё миропонимание и мироощущение, благодаря семейным ценностям. Взаимоотношения родителей и детей определяют формирование личности, нравственных ценностей, выбор будущего пути, взаимоотношения в будущей семье ребенка. Взаимоотношения родителей и детей - основа каждой семьи.

Никто не сомневается, что самое большое влияние на человека оказывает семья. Именно родители в первую очередь формируют личность своего ребенка. В его глазах родители выступают:

  • * как образец для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств;
  • * как старший друг и советчик, которому можно доверить все.

Соотношение указанных функций, их психологическая значимость с возрастом меняются.

Влияние родителей в период взросления можно считать основным. Родители определяют характер усвоения детьми общественных, религиозных и политических ценностей, помогают им понять происходящее, учат добру и состраданию.

Особое значение для формирования моральных воззрений детей в семье имеют следующие факторы:

  • 1. Родительское тепло, взаимное уважение в семье, доверие по отношению к ребенку.
  • 2. Семейная дисциплина, вид применяемых наказаний.
  • 3. Роль, отведенная ребенку в семейной иерархии.
  • 4. Степень самостоятельности, предоставляемой ребенку.

Нравственное развитие ребенка возможно лишь в той семейной атмосфере, где царят взаимное уважение и доверие. Дети, эмоционально зависимые от родителей и испытывающие к ним сильную привязанность, вырастают более совестливыми по сравнению с теми, кто не знал таких отношений.

Сердечные, душевные отношения способствуют тому, что дети уважают родителей, восхищаются ими и стремятся стать похожими на них, что, в конечном счете, формирует у юных положительные моральные качества.

Большинство подростков хотели бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяги к самостоятельности, они остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Семья остается тем местом, где подросток, юноша чувствует себя наиболее спокойно и уверенно.

Каждый родитель сам выбирает, каким типом взаимоотношений он будет руководствоваться при воспитание ребенка. Типы бывают разные: авторитарный, либеральный, демократический, безразличный.

При воспитании детей, я бы выбрала демократический тип воспитания, при помощи этого типа с детьми найти общий язык гораздо проще.

Часто возникает непонимание между детьми и родителями, которые возникает в силу многих причин. Рассмотрим подробно причины напряженности в отношениях. Первая причина - разные взгляды на мир и на самих себя.

Вторая причина - некомпетентность родителей в вопросах массовой культуры, в которой живут подростки, и в пользовании современной техникой. В свое время родители тоже любили рок-музыку, но сегодня их вкусы изменились. Они уже осуждают то, что не понимают или что им не нравится.

Третья причина - расхождение в ценностях. Родители в свои зрелые годы становятся не просто реалистами, но в некоторой степени даже циниками, они утрачивают юношеские иллюзии. Родители уже знают, что мир не переделать, и вполне освоили искусство принимать вещи такими, каковы они есть. Дети всегда максималисты, поэтому они нетерпимы к взрослым, уговаривающим их принять «существующее положение вещей». Согласно одному из распространенных мнений, все подростки находятся в конфронтации с родителями и их ценностями. Но это не так. Никто не спорит: действительно, юность -- это время, когда дети начинают стремиться к независимости. В этот период родители перестают быть для своих детей основным объектом любви. Но ни те, ни другие не осознают происходящих перемен. Они только огорчаются по их поводу.

Несмотря на разногласия, между родителями и их детьми, можно сказать, что подростки в большинстве своем все еще направляемы родителями и разделяют их ценности, а отчуждение от родителей не более, чем заблуждение. Дети и родители стараются найти выгодные варианты обеим сторонам, ведь только таким образом можно избежать напряженностей в семье.

В целом проблем во взаимоотношениях в семье избежать практически невозможно. Удается только регулировать их частоту, глубину, последствия. При общей атмосфере согласия в семье ссоры имеют также положительные стороны, так как дают возможность на практике изучить способы примирения. Члены семьи должны научиться «делиться», уважать чувства и желания друг друга, улаживать разногласия. Понять другого человека можно только при условии уважения к нему, приняв его как некую автономную реальность. Спешка, неумение и нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта - вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

Из личного опыта, можно сказать, что любовь делает детей счастливыми, она отвечает базовой физиологической и психологической потребности, которая остается неизменной на всем протяжении взросления ребенка. Дети, с которыми обращаются без любви, развиваются неправильно, даже если во всем остальном они воспитаны как надо. Родительская любовь должна искать в своем ребенке достоинства, недостатки искать не нужно, они, как правило, всегда на поверхности. При этом родители должны помнить, что недостатки поддаются исправлению только тогда, когда это делается без сарказма и иронии, издевательства и обвинений. Они исправляются при наличии любви.

Не последнюю роль во взаимоотношениях, играет авторитет родителей, который во многом зависит от того, насколько они сами умеют прощать и просить прощение. В итоге, только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы.

Меняется мир, дети 21 века имеют иные информационные возможности, много умеют из того, чего не умеют их родители. Я считаю, что родители должны учиться, чтобы понимать детей, только, тогда дети будут отвечать взаимностью на их понимание, уважение, доверие, принятие выбора и самое главное - любовь. Очень важно, чтобы просвещение было опережающим, предваряющим те трудные ситуации, которые могут возникнуть в семьях, - а не констатирующим. Вот тогда можно говорить о положительных результатах в системе взаимоотношений родителей и детей.

Семья является основой, в которой формируется личность человека, ценности, миропонимание и мироощущение. Именно семья определяет моральные и правовые нормы отношений между родителями и детьми. Родители все чаще задумываются о своих взаимоотношениях с детьми, стараются уделять им как можно больше времени и внимания, что дает прочную основу этих отношений.

Проблема отцов и детей всегда волновала человека. Но именно на сегодняшний день она является одной из самых важных тем. Почему же у подростков происходят разногласия с родителями? Конечно, подросткам присущи свои трудности и проблемы, но они также могут доставлять радости и награды. Подростковый возраст – это бурное время. Подростки переживают эмоциональные взлёты и падения. Юноши и девушки хотят быть более независимыми, им могут не нравится ограничения, которые накладывают на них родители. Однако такие подростки ещё не опытны и нуждаются в любящей, терпеливой помощи родителей. Да, подростковые годы могут быть волнующим временем, но они могут также быть и временем замешательства не только для родителей, но и для подростков. Проблема отцов и детей издавна волновала философов, да и просто мыслящих людей. Она занимала если не центральное, то одно из основных мест в их мыслях. Может быть, огонь этой идеи угас во времена средневековья, когда мысли ученых были заняты поиском философского камня, а глаза горели пламенем наживы. Но во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети двигатели прогресса, стремящиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи. В несколько более умеренной форме это явление нашло отражение в романе Ивана Сергеевича Тургенева Отцы и дети, где Евгений Базаров своим поведением и высказываниями показывает, что время, в котором жил его отец, необратимо уходит в прошлое, а на смену ему приходит время с другими принципами и идеалами. Отцы и дети смотрят на мир с разных точек зрения. Дети, по мнению отцов, ведут человечество к катастрофе (культурной, экологической и др.). Но катастрофы, как и утопии, предсказывали многие, но пока не было катастрофы, ставящей под угрозу существование человечества. Это потому, что, чем больше опасностей, вызванных прогрессом, тем больше средств противостояния этим опасностям, тем же прогрессом созданных. Отцы, по мнению детей, торы на пути прогресса. Но нет такой горы, которую нельзя преодолеть. Со временем дети становятся отцами. В этом отношении наблюдается цикличность. Вся история человечества состоит из таких циклов. В противостоянии отцов и детей есть свой смысл: отцы сдерживают прогресс, вызываемый детьми, чтобы переход от старого к новому прошел более гладко. Не существует проблемы, а существует явление отцов и детей.

Классный час “Проблема отцов и детей в современном мире” проходил в форме философского стола. В обсуждении проблемы приняли участие студенты 201-202 группы, родители, священнослужители, педагог-психолог. В ходе дискуссии стало ясно одно: и родители, и подростки готовы к общению. При подготовке к классному часу был проведен социологический опрос студентов и родителей.

Ярким моментом стало использование фрагмента из фильма “Беседы о семье”, сценок, музыки, зажженной свечи.

  • помочь студентам научиться избегать конфликтных ситуаций в общении с родителями и одногруппниками;
  • сплочение учебных групп;
  • формирование коммуникативных компетенций;
  • способствовать формированию у студентов уважительного отношения к семье, родителям и одногруппникам.

Форма проведения: философский стол

Средства:

  • проектор;
  • ноутбук;
  • тематическая выставка “Всему начало – отчий дом”;
  • доска;
  • экран;
  • свеча;
  • мультимедийная презентация;
  • музыкальное сопровождение;
  • раздаточный материал (памятка для детей, памятка для родителей).

Предварительная подготовка:

  • социологический опрос “Взаимоотношение в семье между родителями и детьми”;
  • подготовка и оформление презентации “Слово о семье”;
  • оформление выставки;
  • составление памятки для детей и родителей.

Материалы к классному часу подготовили классные руководители: Т.М. Стрельникова, О.Г. Петрунина.

Ход классного часа

Вступительное слово классных руководителей:

– Добрый день дорогие друзья, мы рады видеть Вас на нашем мероприятии, оно необычное. Мы проведем его в форме философского стола и зажжем свечу, как символ живой мысли (зажигаем свечу ).

1 Ведущий. Добрый день, дорогие друзья. Мы сегодня посвящаем наш классный час проблеме всех времен и народов…..

2 Ведущий. Проблеме отцов и детей. Эта проблема одна из древнейших на земле. Ведь еще Сократ живший в (5 в. до н.э.) говорил об этом (зачитывается цитата).

“Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителя” (Сократ).

1 Ведущий. Проблему отцов и детей затронул в своем произведении Тургенев. (Инсценирование отрывка из романа И.С. “Отцы и дети”)

2 Ведущий. Как видите проблема отцов и детей существовала и во времена Сократа, и Тургенева, остро стоит она и сегодня.

2 Ведущий.И мы собрались для того, чтобы попытаться найти ответ на вопросы: разрешим ли конфликт между отцами и детьми? Отчего возникают конфликты? Кто виноват в том, что мы часто попадем в ловушки семейного общения.

1 Ведущий. В зале присутствуют: родители, студенты, педагог – психолог, священнослужители.

(Внимание на экран-презентация). Приложение 1

2 Ведущий. Итак, конфликт между родителями и детьми. Есть ли они в ваших семьях, что становится причиной и как выйти из состояния конфликта с наименьшими потерями.

1 Ведущий. Вопрос для студентов и родителей

1. Что такое конфликт?
2. Каковы его причины? (записываем на доске).

1. Нет согласия, равноправия
2. Несовпадение интересов.
3. Непонимание.
4. Недоверие, насмешки.
5. Излишняя опека.
6. Не умение слышать друг друга.
7. Равнодушие.
8. Неуважение к личности.
9. Ложь и неискренность.
10. Вредные привычки.
11. Досуг.
12. Поведение.

2 Ведущий. Но всегда ли неизбежен конфликт? Можно ли его избежать? Давайте посмотрим, как это бывает в жизни.

Ситуация 1.

Дочь возвращается домой в два часа ночи. Родители возмущены до предела.

Ситуация 2.

Сын требует от родителей купить модную и дорогую вещь. Родители объясняют ему, что сделать это сейчас нет возможности.

Ведущий. Слово педагогу-психологу Бударковой Татьяне Михайловне. Она даст анализ ситуации с точки зрения психологии отношении.

Ведущий1. Слово Отцу Вениамину.

Ведущий 2. Какую линию поведения избрать? Наверное придерживаться каких то правил.

– Давайте их назовем. И в конце нашего разговора составим свод правил “Отцов и детей”.

Внимание на экран “Свод правил отцов и детей”. Приложение 2.

1 Ведущий.

Когда ты день рожденья справишь,
И соберется вся родня
Ее ты с гордостью представишь:
“Вот это всё – моя семья!”
А если вдруг на праздник даже
Нагрянут невзначай друзья
О них ты тоже точно скажешь:
“Вот это всё – моя семья!”
Кольцо невесте надевая,
Чувств сокровенных не тая,
Ее с любовью называешь:
“Вот это всё – моя семья!”
И вот детишек стая,
Как колокольчики звенят,
За них ты гордость не скрываешь:
“Вот это всё – моя семья!”
И в жизни ты не мало сделал,
Чтобы цвела земля твоя,
Теперь сказать ты можешь смело:
“Моя страна – моя семья!”
У нас у все одна забота,
Чтобы жила страна моя.
Моя семья – семья народов,
Моя страна – моя семья!

2 Ведущий. Лев Толстой говорил: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.

Одна из заповедей Христа гласит: “Почитай отца своего и мать, да будет тебе благо”. В послании апостола Павла сказано почитай , а не люби. Чувствуете разницу? Речь идет о долге перед родителями. Любить можно безотчетно. Долг же требует осмысления и душевной работы.

– Добрые дети – дому венец, худые дети – дому конец.

– Видите, как много зависит от вас, ребята?

– Сегодня, когда придет домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что вы их очень любите!

1 Ведущий. Сегодня мы увидели, что можно предпринимать родителям и детям для того, чтобы они лучше могли понять друг друга.

2 Ведущий. Спасибо Вам, уважаемые гости, что вы откликнулись и пришли к нам на классный час.

1 Ведущий. Спасибо Вам, уважаемые родители за то, что вы, отложив все свои домашние дела, работу, пришли сюда вместе со своими детьми.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ЕССЕ НА ТЕМУ:

По дисциплине «Основы психологии и педагогики»

«Взаимоотношения отцов и детей в современном обществе»

Взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент - когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, доверителен и открыт всему новому. Эти взаимоотношения продолжаются всю жизнь, и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Родительско-детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями из всех существующих в обществе.

Проблемы семьи - главные в современный период. Человек формируется как личность в семье, определяет своё миропонимание и мироощущение, благодаря семейным ценностям. Взаимоотношения родителей и детей определяют формирование личности, нравственных ценностей, выбор будущего пути, взаимоотношения в будущей семье ребенка. Взаимоотношения родителей и детей - основа каждой семьи.

Никто не сомневается, что самое большое влияние на человека оказывает семья. Именно родители в первую очередь формируют личность своего ребенка. В его глазах родители выступают:

* как образец для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств;

* как старший друг и советчик, которому можно доверить все.

Соотношение указанных функций, их психологическая значимость с возрастом меняются.

Влияние родителей в период взросления можно считать основным. Родители определяют характер усвоения детьми общественных, религиозных и политических ценностей, помогают им понять происходящее, учат добру и состраданию.

Особое значение для формирования моральных воззрений детей в семье имеют следующие факторы:

1. Родительское тепло, взаимное уважение в семье, доверие по отношению к ребенку.

2. Семейная дисциплина, вид применяемых наказаний.

3. Роль, отведенная ребенку в семейной иерархии.

4. Степень самостоятельности, предоставляемой ребенку.

Нравственное развитие ребенка возможно лишь в той семейной атмосфере, где царят взаимное уважение и доверие. Дети, эмоционально зависимые от родителей и испытывающие к ним сильную привязанность, вырастают более совестливыми по сравнению с теми, кто не знал таких отношений.

Сердечные, душевные отношения способствуют тому, что дети уважают родителей, восхищаются ими и стремятся стать похожими на них, что, в конечном счете, формирует у юных положительные моральные качества.

Большинство подростков хотели бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяги к самостоятельности, они остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Семья остается тем местом, где подросток, юноша чувствует себя наиболее спокойно и уверенно.

Каждый родитель сам выбирает, каким типом взаимоотношений он будет руководствоваться при воспитание ребенка. Типы бывают разные: авторитарный, либеральный, демократический, безразличный.

При воспитании детей, я бы выбрала демократический тип воспитания, при помощи этого типа с детьми найти общий язык гораздо проще.

Часто возникает непонимание между детьми и родителями, которые возникает в силу многих причин. Рассмотрим подробно причины напряженности в отношениях. Первая причина - разные взгляды на мир и на самих себя.

Вторая причина - некомпетентность родителей в вопросах массовой культуры, в которой живут подростки, и в пользовании современной техникой. В свое время родители тоже любили рок-музыку, но сегодня их вкусы изменились. Они уже осуждают то, что не понимают или что им не нравится.

Третья причина - расхождение в ценностях. Родители в свои зрелые годы становятся не просто реалистами, но в некоторой степени даже циниками, они утрачивают юношеские иллюзии. Родители уже знают, что мир не переделать, и вполне освоили искусство принимать вещи такими, каковы они есть. Дети всегда максималисты, поэтому они нетерпимы к взрослым, уговаривающим их принять «существующее положение вещей». Согласно одному из распространенных мнений, все подростки находятся в конфронтации с родителями и их ценностями. Но это не так. Никто не спорит: действительно, юность -- это время, когда дети начинают стремиться к независимости. В этот период родители перестают быть для своих детей основным объектом любви. Но ни те, ни другие не осознают происходящих перемен. Они только огорчаются по их поводу.

Несмотря на разногласия, между родителями и их детьми, можно сказать, что подростки в большинстве своем все еще направляемы родителями и разделяют их ценности, а отчуждение от родителей не более, чем заблуждение. Дети и родители стараются найти выгодные варианты обеим сторонам, ведь только таким образом можно избежать напряженностей в семье.

В целом проблем во взаимоотношениях в семье избежать практически невозможно. Удается только регулировать их частоту, глубину, последствия. При общей атмосфере согласия в семье ссоры имеют также положительные стороны, так как дают возможность на практике изучить способы примирения. Члены семьи должны научиться «делиться», уважать чувства и желания друг друга, улаживать разногласия. Понять другого человека можно только при условии уважения к нему, приняв его как некую автономную реальность. Спешка, неумение и нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта - вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

Из личного опыта, можно сказать, что любовь делает детей счастливыми, она отвечает базовой физиологической и психологической потребности, которая остается неизменной на всем протяжении взросления ребенка. Дети, с которыми обращаются без любви, развиваются неправильно, даже если во всем остальном они воспитаны как надо. Родительская любовь должна искать в своем ребенке достоинства, недостатки искать не нужно, они, как правило, всегда на поверхности. При этом родители должны помнить, что недостатки поддаются исправлению только тогда, когда это делается без сарказма и иронии, издевательства и обвинений. Они исправляются при наличии любви.

Не последнюю роль во взаимоотношениях, играет авторитет родителей, который во многом зависит от того, насколько они сами умеют прощать и просить прощение. В итоге, только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы.

Меняется мир, дети 21 века имеют иные информационные возможности, много умеют из того, чего не умеют их родители. Я считаю, что родители должны учиться, чтобы понимать детей, только, тогда дети будут отвечать взаимностью на их понимание, уважение, доверие, принятие выбора и самое главное - любовь. Очень важно, чтобы просвещение было опережающим, предваряющим те трудные ситуации, которые могут возникнуть в семьях, - а не констатирующим. Вот тогда можно говорить о положительных результатах в системе взаимоотношений родителей и детей.

Семья является основой, в которой формируется личность человека, ценности, миропонимание и мироощущение. Именно семья определяет моральные и правовые нормы отношений между родителями и детьми. Родители все чаще задумываются о своих взаимоотношениях с детьми, стараются уделять им как можно больше времени и внимания, что дает прочную основу этих отношений.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Роль гендерных стереотипов в семейных отношениях. Взаимоотношения в семье: стили поведения матери и отца, взаимоотношения родителей и детей, различия в отношении к сыновьям и дочерям. Исследование гендерных стереотипов поведенческих норм в семье.

    реферат , добавлен 12.02.2013

    Семья как социально-культурная среда воспитания и развития личности. Взаимоотношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема. Исследование характера взаимоотношений в семье как фактор, способствующий эмоциональному благополучию её членов.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2009

    Изучение предпосылок для формирования характера личности. Понятие сиблинговой позиции в семье. Анализ взаимоотношений между детьми в семье в зависимости от возраста и пола. Рекомендации по воспитанию детей в семьях с двумя и большим количеством детей.

    курсовая работа , добавлен 10.09.2016

    Роль возраста и пола во взаимоотношениях между детьми в семье. Типы детско-родительских отношений. Социально-педагогические проблемы воспитания подростков в семье. Формы взаимодействия педагогов и родителей по формированию взаимоотношений детей.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2017

    Условия, необходимые для формирования адекватного поведения у молодежи и для благоприятного разрешения конфликтов. Понятие и причины агрессии. Изучение стилей взаимоотношений в семье родителей и детей. Методы снижения агрессивности у подростков.

    статья , добавлен 07.12.2014

    Характеристика неполной семьи, влияние ее проблемного поля на личность ребенка. Основные причины конфликтных ситуаций между родителями и детьми в неполной семье, особенности их проявления. Главные направления социальной работы с неполными семьями.

    дипломная работа , добавлен 26.07.2015

    Типы детско-родительских отношений. Особенности воспитания единственного ребёнка в семье. Гиперопека - форма родительского отношения к единственному ребенку в семье. Коррекционно-педагогическая работа с гиперопекаемыми детьми младшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2013

    Анализ психологической литературы по самооценке детей, ее понятие и структура. Самооценка единственных детей в семье. Организация эмпирического исследования особенности формирования самооценки у подростков единственных детей в семье и имеющих сиблингов.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2012

    Особенности воспитания и развития нескольких детей в семье. Характеристика возрастной и половой градации. Методы и методики исследования взаимоотношений старших и младших детей в семье. Феномен детской ревности как средство борьбы за внимание родителей.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2009

    Влияние отца на психическое развитие ребенка, особенности его роли в семье и воспитании детей. Важность поведения отца в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Последствия невыраженной роли отца в семье, его роль в социализации детей.

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Она, пожалуй, одна из самых острых в семейных отношениях

Эта напасть стала повсеместной в XX и XXI веке, хотя еще И. С. Тургенев в своё время поднял такую тему в романе «Отцы и дети». Так может, проблема существовала еще раньше? Конечно!

Еще в 5 в до нашей эры Сократ говорил: «Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителя».

Значит, проблема была актуальной и до новый эры. Скромно замечу, что, наверное, она существовала от самого момента зарождения человека. Ведь Господь создал своих детей, Адама и Еву, которые не захотели жить канонами своего отца, не открывая своим детям все тайны мира сего. Их манила запретная тайна неизвестности, познания нового. Не здесь ли зародился движущий философский идеалистический закон развития человечества, который был открыт идеалистом Гегелем и объяснён Фейербахом с материалистической точки зрения? Наверное, здесь. Но эта тайна, в сущности, всегда существовала и существует в природе, только её надо было найти и открыть. Бесконечная природная задача развития общества решается каждым новым поколением. И здесь неизбежно возникает конфликт.

Единство и борьба противоположностей

В природе от сотворения мира существует сила добра и сила зла. Эти силы, пребывая в постоянной борьбе, направляют молодое новое поколение познавать плохое или хорошее. На страже в мировом вселенском масштабе стоит сам Господь, а в земной действительности - родители. Ведь Господь не бросил нас, не разлюбил своих чад после грехопадения. Точно также и родители, не утонувшие сами во зле, до бесконечности любят своих детей. Именно здесь ключ к их пониманию.

Приведу пример из жизни. Допустим, вы пошли в лес за цветами. Но прежде, чем найти хорошие цветы, вам придётся подвергнуться укусам комаров, мошек, ткнуться лицом в паутину, преодолеть бурьян, колючки, буреломы, чтобы, наконец, среди буйного разнотравья найти нужный цветок. Точно так же и молодое поколение, выйдя из дома, попадает в жизненную действительность, где все доброе и хорошее порой скрыто за равнодушием, жестокостью, обманом, сквернословием, алкоголизмом наркоманией и т. д. Зло цепляется, как репьи, как клещ, поражающий мозг, набрасывается на молодое свежее тело и душу. Как же устоять против этой «заразы»? На этот вопрос я отвечу позже.

Я хочу продолжить тему, упомянув о философском законе единства и борьбы противоположностей. В природе, как известно, всё взаимосвязано - добываете ли вы золото, руду, уголь, нефть, идёт ли развитие общества. Все полезные ископаемые имеют единство с землёй и в тоже время в этом единстве существует две противоположности количественного и качественного соотношения. Развитие общества идёт также в единстве и борьбе противоположностей со старым укладом. В любом поступающем создании и развитии необходимо преодолеть этот закон. Даже в поэзии В. Маяковский писал: «Тысячи тонн словесной руды, слова единого ради».

Я не зря стал раскрывать проблему отцов и детей в таком плане. Хотя куда проще было сразу привести проблемные обыденности и сложности между родителями и детьми, которые известны и существуют чуть ли не в каждой семье. Но они - лишь то, что лежит на поверхности, а следует понять всю глубину. Не случайно я коснулся Бога и его чад. Ведь даже когда спросили Вальтера: «Так как по вашему, существует Бог или нет?» вопреки направлению вольтерьянства, его ответом прозвучало: «Если бы его даже не существовало, его немедленно надо было выдумать». В сущности церковь, христианство - это небесная лечебница душ и проблемных противоречий жизни. Если перевести на современный язык, это психотерапия, путь к свету, добру и истине в проблемных вопросах.

Конфликт взглядов

Всё новое рождается в муках - пробивается ли родник через толщу земли или росток, либо корни, работая в земле, питают древо. Этого никогда не надо забывать. И конечно, ребёнок рождается в муках. Все является на свет божий, обновляя мир и выполняя свою предназначенную роль. Таким же образом идёт и развитие общества и семьи - через проблемы.

Всех проблем не перечислишь. Я думаю, не стоит останавливаться на бытовых аспектах. А вот на проблеме конфликтов интересов, взглядов на жизнь, развитие личности, следует остановиться. Что может быть трагичнее, когда самые близкие друг для друга люди становятся по каким-то причинам самыми отстраненными и чужими? В жизни ребенка (подростка) в определенный момент наступает период, когда его взгляд на мир начинает идти в разрез со взглядами отца и матери. Он не только теряет уважение и авторитет к родителям, но и зачастую испытывает враждебность и ненависть по отношению к ним. Жизненным учителем, несущим мудрость, становится кто угодно: двор, друзья, школьная учительница или интернет. Но только не родители, которые со слезами в душе не могут понять - в чем их ошибка? Почему, несмотря на их искреннюю любовь и заботу, сын или дочь всё больше отдаляется и отчуждается?

Родители беспокоятся о чаде, и естественно, пытаются оградить и беречь его от проблем. Отцы запрещают гулять поздними вечерами с неизвестной компанией, заставляют ходить в школу и заниматься учебой, с осторожностью и напутствиями отпускают с ночевкой к подруге, постоянно дают какие-то нравоучения. Естественно, что отец и мать не хотят, чтобы с их чадом произошло что-то нехорошее. Их намерения благи и чисты, потому что вызваны особой, родительской любовью. Это - оправданная, объективная осторожность. Казалось бы, это очевидно. Но почему же ребенок не понимает этого? Потому, что ему постоянно требуются новые впечатления. И когда родители не только этого нового не дают, но и пытаются оградить, неважно, из каких побуждений это делается - он восстает против них.

Он, как и родители, испытывает внутренний конфликт. Он тоже не хочет доставлять боль и слезы. Но в то же время у него есть внутренний порыв - он ищет новых чувств и переживаний, хочет развиваться и не желает отставать от сверстников. Главное, чтобы эти чувства были благие - вот где основная точка проблемы. Здесь-то и появляются разногласия, итогом которых становится формирование прямо противоположных систем поведения в одной и той же ситуации. Приведу пример. Если раньше женщины, будучи беременными, старались скрыть живот под просторным покроем платья, то теперь не редкость, когда молодая беременная особа выставляет обнаженный живот напоказ - на пляже или на модной фотосессии. Здесь имеет место несовпадение манеры поведения разных поколений. Проблемных ситуаций тысячи и тысячи, и кажутся они все разными, а на самом деле они обладают единством и борьбой противоположностей.

Что делать, или Сила слова

Сегодня сила религии утратила свое первоначальное значение, которое было первоосновой в любой семье. Она давала с рождения ту нравственность, которая несла свет святого жития (не случайно в мусульманском мире религия есть основа семейной жизни). Поэтому необходимо начинать с себя, то есть - быть примером для своих детей. Имея крепкий дух, необходимо приступать к укреплению тела. Не зря говорят: «В здоровом теле здоровый дух». Имея такое богатство, как крепкое и здоровое тело, сформированное в процессе своего спортивного труда, ваше чадо никогда не променяет его на сомнительные удовольствия, наркотики, алкоголь и т. д. Хотя бы в этом плане проблема отцов и детей будет решена.

Но как же преодолеть различные разногласия? И вообще - возможно ли их преодолеть? Возможно, а вот избежать вряд ли удастся - все новое вступает в противоречие со старым. Этот диалектический закон природы, родителям необходимо понимать. А главным орудием в разрешении этих проблем является Слово. Недаром говорят: «В споре рождается истина». Только диалог на равных способен решить проблему разногласий. Для этого «отцы» должны стараться отставать от детей, не зацикливаться на ранее достигнутом. Ну и конечно, быть примером в семье. Чтобы было взаимопонимание, чтобы не возникало отчуждения, главным условием в первую очередь является требование - не отдаляйтесь от детей, прикрываясь работой, проблемами выживания! Основой основ является в первую очередь духовное воспитание. Какое семя посадишь в душу ребёнка, такое и взойдёт, но даже доброе зерно без полива отцовской влагой добра может взойти, не дав доброго урожая. А семена, взращённые любовью, будут залогом будущего урожая семьи, общества и государства.

Не стоит особенно надеяться на молодежь и ждать от нее инициативных действий в плане налаживания взаимопонимания. Здесь преимущества на стороне старшего поколения - на их стороне жизненный опыт и мудрость. Поэтому, для того, чтобы найти общий язык с молодежью, нужно выйти из рядов «старой гвардии», откинуть в сторону стереотипы. Понимание - вот залог успеха. Именно оно способно расположить к себе. А для того, что понять другого, необходимо поставить себя на его место.

Потребности молодых тоже можно использовать для налаживания контактов. Ведь молодость - это сплошные потребности, мечты, желания, цели. Пожилому поколению иногда стоит поинтересоваться, чего хотят дети и внуки. Может быть, вспомнить себя в 20 лет. Ведь юношеская пора во все времена - это любовь, друзья, амбиции, поиск себя. И сегодня актуально все то же самое, только окружающая обстановка другая.

Дипломатичный стиль общения, вежливость, умение слушать всегда помогают найти общий язык, а вот грубость и высокомерие умудренного опытом человека отталкивают надолго. Похвала должна быть в порядке вещей. И еще следует поискать общие интересы. Они всегда есть, было бы желание таковые обнаружить. Ну и самое главное - желание стать другом.

Что же касается «полезных советов», которые так любят давать старшие, то их следует давать именно как советы, а обязательные установки или руководства к действию. И не стоит забывать, что молодые люди тоже имеют свои особенности, вкусы, индивидуальность, и развивать их - только на пользу.


Всем известно, что Бог изгнал Адама и Еву из рая за то, что они его ослушались... Этот отрывок из Библии как нельзя лучше свидетельствует о том, что проблема "отцов и детей" была и будет актуальна всегда. Конечно, дети не могут слушаться и во всем потакать родителям, потому что так в нас заложено. Каждый из нас индивидуальность и каждый имеет свою точку зрения. Вот это, например моя.


Мы не можем копировать кого-либо, в том числе и родителей. Самое большее, что мы можем сделать для большего сходства с ними это выбрать тот же путь в жизни, что и наши они. Некоторые, например, служат в армии, потому что военными были их предки, а некоторые лечат людей, так же как и их отец и как Евгений базаров.


Базарова невозможно повторить и в тоже время в нем есть что-то от каждого из нас. Это человек не большого ума, имеющий свою точку зрения, и умеющий ее отстоять.


В романе " Отцы и дети" мы наблюдаем редкую картину для литературы XVII века - конфронтация мнений разных поколений. "Старики" более консервативны, а молодые- приверженцы прогресса. Следовательно, существует точка преткновения.


В романе отцы отстаивают аристократизм, уважение к авторитетам, русский народ и любовь. Но, говоря о многом, они часто забывают о мелочах.


Дети же отстаивают свои интересы и точку зрения, причем делают это неплохо. Но в их мировоззрении нет того, что должно быть в каждом человеке - сострадания и романтизма. Дело не в том, что они лишили себя страстных чувств внутри, долгих ожиданий любимой на свидание, и мучительной разлуки с ней. Все это пришло к ним, но к кому-то рано, например, к Аркадию, а к кому-то поздно к Базарову. Аркадий, возможно, вкусит радости жизни с Катей, а вот Базарову не суждено было очнуться от той комы, в которой он жил все это время до того, как заболел.


Кроме разногласий между поколениями есть еще то прекрасное чувство, без которого мир - могила и это чувство - любовь. В романе "дети" очень любят своих родителей, но каждый выражает это по-своему: одни кидаются на шею, другие спокойно протягивают руку для рукопожатия.

На свете есть "Отец и дети", отношения между которыми можно охарактеризовать как самые теплые. Отец - Бог, а Сыновья - люди, в этой семье невозможны разногласия: дети благодарны ему за то, что он подарил им жизнь и земные радости, Отец же в свою очередь любит своих детей и не требует ничего взамен. В принципе проблема "Отцов и детей" решаема, но не до конца. Самое главное - это уважать друг друга, ведь на уважении основывается любовь и понимание, то есть то, чего нам так не хватает в жизни.


Родительские советы, по сути своей - это диктат, принуждение. По мере взросления человек все меньше и меньше желает подчиняться. Если же родители не осознают этого во время и не переключатся на другой, нейтральный, способ подачи информации - конфликтов не избежать.

С детства родители привыкают давать ребенку часть информации, не обращая внимания на слова ребенка. Родители обижаются на детей за черствость, а дети на родителей за не уважение их мнения. Постоянно давая советы и читая нотации детям, родители забывают о том, что у ребенка может быть собственное мнение. Все это придёт к ним, но позже, когда они научатся чувствовать это, пройдут через многие испытания. Хотя этому могли бы научить их родители, но они с головой заняты рабочими проблемами, многим приходится целыми днями засиживаться на работе, следовательно, на детей у них просто нет времени.


Вместо того чтобы осуждать своего ребёнка, родители должны попытаться понять его, почему он поступил именно так, а не иначе. Это намного полезнее и увлекательнее, нежели заниматься критикой. Это воспитывает в человеке сострадание и терпимость к близким людям. «Всё понять означает все простить» не помню, где я это слышал.

Самое трудное в родительской судьбе - это принять своего ребенка таким, какой он есть, со всеми недостатками и особенностями, научиться прощать обиды, неверные шаги, ошибки, смириться с мыслью, что твое дитя когда-нибудь уйдет во взрослую жизнь, у него появятся свои заботы и своя жизнь...


Многие люди, принадлежащие к поколению «отцов» на вопрос: "Ваше отношение к современной молодежи?"- отвечают, что дети - это наше будущее, новая судьба для всего общества. Взрослые пытаются их понимать, только не всегда это получается...


Я считаю, эту проблему очень актуальной для всех поколений. В каждом поколении она возникает в какой-то момент, а потом исчезает, чтобы появиться вновь. Как мне кажется, в наше время, а особенно в нашей стране, она наиболее ярко выражена. Наверное, каждый из нас не раз видел по телевизору, да и сталкивался лично с тем, что люди, проведшие большую часть жизни в коммунистической реальности, не могут понять того, что вдруг возникло вокруг них. Все мы слышали фразу: «А вот при коммунизме было...». И это не потому, что они являются приверженцами этой идеологии, просто они привыкли так жить. И переубедить этих людей, на демократическую точку зрения уже почти невозможно.


Наверное, во многом виноваты те, кто устроил перестройку. На самом деле это очень долгий процесс, должно смениться хотя бы одно поколение, чтобы прийти к нормальному демократическому обществу. Думаю, что эту проблему не решить никакими реформами или государственными переворотами. Есть вещи, которые каждый решает сам в собственной душе, строит отношение со своими близкими, основываясь на уважении, любви, принятия свободы другого человека...

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.