Проектная деятельность в ДОУ. Экологический проект "Деревья нашего участка". Проект по экологии в старшей группе "зеленый мир детского сада"

Название: Экологический проект «Лаборатория неживой природы»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Разновозрастная группа от 3 до 5 лет

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ № 9 « Солнышко»
Месторасположение: Краснодарский край Тихорецкий район посёлок Парковый переулок Школьный 4 «Б»

Экологический проект:
«Лаборатория неживой природы».

Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
(Китайская пословица)

Группа « Ягодка»

Тип проекта:
информационно-исследовательский
длительность проекта: 1,5 месяц
(19.07 -31.08 2016г)
Участники: воспитанники
разновозрастной группы
комбинированной направленности
« Ягодка» от 3 до 5 лет
родители
воспитатель

Актуальность: Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Один из принципов ФГОС говорит о необходимости «осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Проблема: Как познакомить детей с неживой природой?

Цели проекта:
развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
обогащение представлений малышей об объектах неживой природы;
развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

Задачи проекта:
-расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
-знакомить с различными свойствами веществ (сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
-развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния; воздух - его давление и сила; песок — состав, влажность, сухость
-расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода для удовлетворения своих потребностей;
-развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
-развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Ожидаемые результаты:
вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
обогатить представление малышей об объектах неживой природы;
обогатить предметно – развивающую среду в группе.

Реализация проекта:
Этот проект хорошо восполняет пробел в воспитательно – образовательной работе с детьми в летний период. Совместную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста по данному направлению запланировала на 2 раза в неделю по 10-15 минут в летний период.
Работа будет проводиться в организованном в группе «центре экспериментирования» с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей, а также на участке детского сада.
Во время эксперимента нельзя упускать и воспитательные моменты — дети должны самостоятельно наводить порядок на рабочем месте (почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).


1.Составление плана проектной деятельности.
2. Оформление картотеки опытов с водой, воздухом, песком, светом
3.Консультация для родителей «Экспериментирование с водой».

4. Анкетирование для родителей»Детское экспериментирование в семье»

Предполагаемые результаты

Дети научатся простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.

Материалы

Игровой материал и оборудование для опытно – экспериментальной деятельности с водой, песком, глиной, воздухом, светом.

Работа с родителями

В ходе проекта с родителями было проведено анкетирование на тему « ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ»

Цель: выяснение отношение родителей к познавательному исследовательской деятельности и интереса к предметам и явлениям окружающей жизни
Задачи:
1. Выявить у родителей, какое принимают участие в экспериментальной деятельности своего ребёнка.
2. Определить с какими предметами родители любят экспериментировать.
3. Воспитывать интерес к познавательно — исследовательской деятельности.
После проведения анкетирования был сделан анализ, который показал, что

I этап проекта: подготовительный
1.Подбор методической литературы.
2.Составление плана проектной деятельности.
3. Оформление картотеки опытов с водой, воздухом, песком, светом
4.Привлечение родителей к пополнению оборудования для экспериментирования
Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом.
Центр «Песок-вода»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.
Центр «Воздух»: веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашют.

II этап проекта: основной
Вода
«Узнаем, какая вода»
Цель опыта: выявлять свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется.
Материалы, оборудования: две одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой
набор мелких цветных предметов.

Вода — волшебница»
Цель опыта: продолжить выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах вкус).
Материалы, оборудования: три одинаковые емкости с водой; гуашевая краска; пакетик растворимого кофе;10 кусочков сахара рафинада; одинаковые стаканчики по количеству детей.

3Сквозь сито»
Цель опыта: Объяснить, почему вода утекает. В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства веществ.
Материалы, оборудования: сито.

Песок и глина
«Песочные струйки»
Цель опыта: вспомнить с детьми свойство песка — сыпучесть.
Материалы, оборудование: пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки.

«Чудесные фигурки»
Цель опыта: продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать.
Материалы, оборудование: песок, вода; лопаточки, совочки, ведерки, емкости.

«Узнаем, какая глина»
Цель опыта: знакомство со свойствами глины (размокает, мнется, бьется).
Материалы, оборудование: кусок глины; емкости(ведерко);вода.

Температура (теплота) и свет
«Горячо-холодно»

«Чудесный мешочек»

«Что в коробке?»
Цель опыта: познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарь).
Материалы, оборудование: коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарь.

Температура (теплота) и свет
«Горячо-холодно»
Цель опыта: научить определять на ощупь температуру воды, предметов.
Материалы,оборудование:емкости (пластиковые бутылки) с водой, находящиеся: на солнечной стороне, в тени; предметы, лежащие под лучами солнца; предметы, лежащие в тени.
«Чудесный мешочек»
Цель опыта: продолжать учить определять температуру жидких веществ и твердых предметов (металлические – холоднее, деревянные – теплее).
Материалы, оборудование: мелкие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы.

Заключение.

Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами.

Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы, и делать простейшие выводы.

Повысился уровень нравственно-экологической компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе, повысилась коммуникативность родителей.

Разработанные методы и приёмы сотрудничества способствовали воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры.

После проведения анкетирования был сделан анализ

На 1 вопрос: «Как вы думаете, в Вашем ребёнке проявляется исследовательская активность?». Качественный анализ полученных ответов показал, что у всех детей проявляется исследовательская активность
Далее если да, то в чём именно?. Родители дали разнообразные ответы как:
1) любит возиться с водой, снегом, резать бумагу, наблюдает за растениями, животными.
2) её интересует образование мыльных пузырей, превращение снега в воду.
3) наблюдение, открытие для себя чего — то нового.
4) с красками экспериментируем, с цветными стёклышками.
5) находясь на прогулке, мой ребёнок интересуется окружающей средой, животными и растительным миром. находясь дома интерес проявляет к бытовым приборам, содержимым шкафов, кухонной утварью.
6) разбирать машины и собирать.
7) в любопытстве.
8) узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение ребёнку детских энциклопедий, рассказы взрослых).
9) нравится ребенку экспериментировать с песком, также воздух.
10) исследует собственное тело, незнакомые предметы и приборы.
11) машины разбирает, с песком играет.
12) во всём проявляется.
13) в этом возрасте ему многое интересно и вся его деятельность — исследование.
14) всё нужно потрогать, повертеть, попытаться разобрать.
15) исследует содержимое шкафов, ремонтные инструменты, технику, компьютер.
16) рассматривает, трогает, кидает, нюхает, пробует в действии.
На 2 вопрос: «С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребёнок?». Большинство родителей ответили, что ребёнок любит экспериментировать с пластилином.
Были получены следующие единичные ответы: с массой для лепки, с красками; со всеми, что попадётся под руку; с пенной ванне; цветом; с бумагой; с крупой; конструкторами; зеркалом; на улице с природным материалом (вода, песок, камушки, растения), а дома всё что окружает (мебель, игрушки, музыкальные инструменты, бытовая техника); воздушные шары.
На 3 вопрос: «Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребёнка?».
Прозвучали такие ответы: наблюдаем за происходящими вокруг явлениями; показываем различные превращения, вырезаем, лепим; стараюсь помочь, подсказать; как правило это контроль с участием; выращиваем лук в стакане, почки на ветках; помогаем, предлагаем новое; наблюдаю за действиями, если требуется помощь, помогаю; слежу за безопасностью, стараюсь заинтересовать; активное участие; непосредственное участие; отвечаем на интересующее вопросы; предлагаем варианты использования применения того или иного предмета. знакомим его с свойствами; показываю, объясняю, рассказываю. Только один родитель ничего не ответил на данный вопрос.
На 4 вопрос: «Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать?».
Все родители ответили- конечно необходимо поддерживать в ребёнке желание экспериментировать. И дали разнообразные ответы. Почему?.
1) во время эксперимента ребёнок получает ответы на вопросы (для чего, как, почему и.т.п.).
2) для развития, ответили двое родителей
3) развитие мыслительной деятельности, анализа воображение, эмоционального фона.
4) развитие интереса.
5) так как ребёнок познаёт мир
6) развивается мозговая деятельность, развитие интеллекта.
7) в рамках разумного.
8) для интеллектуального развития.
9) это способствует развитию логики, познанию мира.
10) так как с раннего возраста формируются профессиональные качества, навыки, умения, определенные предпочтения.
11) если есть способность или тяга к чему-то надо развивать и помогать развивать.
12) развивать интерес к открытию чего — то нового.
13) развивает познавательную активность ребёнка, творческие способности.
14) развитие познавательной деятельности, познание причинно — следственной связи.
На 5 вопрос: «Насколько эмоционально ребёнок относится к интересному для него занятию, связанную с экспериментированием?».
Дали родители такие ответы: проявляют заинтересованность, расспрашивают; по — разному, в основном радостно и с интересом; эмоции выражены; эмоционально, а иногда не очень эмоционально; когда как; эмоционально; удивляется, задаёт вопрос; достаточно исследует, скрупулезно и настойчиво;
На 6 вопрос: «Часто ли ребёнок задаёт вопросы? Какие именно?». Родители ответили: ребёнок ещё плохо говорит; что это? кто это?; откуда? какой; что сказала?; почему? зачем?; пока речь развита недостаточно; постоянно задаёт вопросы: что это? почему? зачем?; это что? как это открыть? как это работает?; часто в основном «а как?», «а где?»; задает такой вопрос ребёнок мама ты меня сильно любишь?; часто спрашивает о том, что его окружает; кто это сделал?
На 7 вопрос: «Создаёте ли вы условия для проведения опытов?».
Двое из родителей ответили — нет.
Многие родители дали ответ — «да» .
Остальные родители ответили: Если это касается образовательного процесса (изучение цвета, красок, то да). Если научно-познавательный процесс то нет (просто наблюдаем, например: вырезаем, клеем и я рассказываю); По мере возможности; обстановка в квартире этому способствует;
На 8 вопрос: «Знакомите ли Вы своего ребёнка с правилами поведения в природе?».
Большинство родителей ответили ответ «да».
Другие родители ответили: с общими правилами в обществе — да. На природе ещё не приходилось; Да. Когда гуляем в парке, на турбазе в садах; Думаю это преждевременно. Пока только описываем и наблюдаем природные явления; Да. Не сорить, не ломать деревья; Находясь на природе, будь то улица, двор или лес объясняю в первую очередь, что нельзя, а что можно. С чем можно играть, а с чем нельзя и что категорически запрещено (вода, костёр, огонь).
Из этого следует , что наша воспитательная работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Экологическое образование и воспитание - чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательные, исследовательские и творческие проекты, представленные в этом разделе, призваны восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры.

Тематика проектов разнообразна: от изучения ярких представителей флоры и фауны до самостоятельного выращивания растений и планомерного наблюдения за их ростом. Воспитываем в детях добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой природы; умение реализовать свои впечатления в трудовой деятельности.

Экологические проекты - комплексный подход к воспитанию культурных в экологическом отношении людей.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 2692 .
Все разделы | Проекты по экологии

Кормушка «Сказочный домик» Соловьевой Варвары воспитанницы подготовительной группы «Ягодка» . 6лет. МКДОУ Детский сад №42 ИГОСК с.Московское Изготовлено : бабина деревянная, шпагат натуральный (экологически чистый материал ) Оформление : скорлупа ореха грецкого, каштаны, жёлуди,...

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Природа - наш родной дом» Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему : «Природа - наш родной дом» (с использованием многофункционального дидактического пособия «Волшебные круги Луллия» ) Актуальность проекта : Любить природу, относиться к ней бережно, с добротой...

Проекты по экологии - Экологический проект «Первоцветы Кавказа»

Публикация «Экологический проект «Первоцветы...»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №62 «Детский сад «Радуга» Экологический проект «Первоцветы Кавказа» Разработали и провели: воспитатель средней группы №8 Бузанова С.В. Тип проекта: познавательно – исследовательский, групповой Участники проекта: дети...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Актуальность проекта Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о...

Экологический проект «Огород на окне» для детей старшего дошкольного возраста Проект экологического воспитания детей Старшей группы Тема проекта: «Огород на окне» Вид проекта: Краткосрочный Тип проекта: Познавательный, исследовательский. Возраст: старшая группа Авторы проекта: воспитатели и дети группы Срок реализации: Февраль-апрель Проблема проекта:...

Экологический проект «Деревья - наши верные друзья» Девиз проекта. Ярче, ярче солнышко с неба нам свети. Выше, выше деревце над землей расти. Пусть услышат веточки детский голосок Пусть с любовью вырастит деревца росток. Паспорт проекта 1. Тема: «Деревья - наши верные друзья » 2. Тип проекта: проектно - исследовательский. 3....

Проекты по экологии - Экологический проект «Деревья - наши друзья»

Экологический проект- «Деревья-наши друзья» В средней группе № 7 Воспитатели: Кудрявцева И.Н. 2018-2019 год Актуальность. "Дерево, трава, цветок и птица Не всегда сумеют защититься Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни» Д. Радович Дошкольное детство – важный...

Экологический проект

Возраст детей 6 лет

Количество детей – 10

Составила:

Лопаева Татьяна Юрьевна

Воспитатель 1 к к.

п. Лобва

2014г.

Экологический проект «

Лопаева Т.Ю. воспитатель, 1КК

Разделы:

1. Актуальность проекта

2.Цели и задачи

3.Этапы реализации

4.Ожидаемые результаты

5. Приложение

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта:

По содержанию: ребенок и охрана природы

Участники проекта: дети – педагоги – родители

По количеству участников: коллективный

краткосрочный

Проблема:

Гипотеза:

1.Актуальность проблемы

Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!».

2. Цель проекта:

Задачи проекта:

3. Этапы реализации проекта

1этап – подготовительный

2. Составление перспективного плана деятельности по проекту «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» по формированию экологического образования;

2 этап - организационный

5. 6.

познавательное чтение;

выпуск экологический газеты;

4 этап – итоговый

4. Ожидаемые результаты

5. ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

Анкета для родителей.

Приложение 2.

« Мы с природой дружим, мусор нам не нужен

Мероприятия

Исполнители

Экскурсии по улицам поселка. Ознакомление со свойствами бумаги. Экспериментальная деятельность «Изготовление новой бумаги»

Воспитатель, дети

Воспитатель, дети

Воспитатель, дети

Воспитатель, дети

Родители, дети, родители

Воспитатель, дети

Воспитатель, дети, родители

Воспитатель, дети

Воспитатель, дети

Воспитатель, дети

11.

Воспитатель, дети

12.

«Новая жизнь ненужных вещей»

Воспитатель, дети, родители

13.

Воспитатель, дети

14.

Воспитатель, дети, родители

Приложение 3.

Цель:

Цель:

Цель:

Опыт с воздушным шаром

Цель:

Тема: « »

Цель:

9. Игры.

1. «Что я видел?»

2. «Расскажи о предмете»

3. «Что лишнее?»

4. «Отгадай материал»

5. «Хорошо-плохо»

6. «Найди друзей»

7 . «Наоборот»

8. «Что из чего»

Оборудование. Мяч.

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Другое

Описание:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новолялинского городского округа «Детский сад № 15 «Березка»

Экологический проект

Тема: «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»

Возраст детей 6 лет

Количество детей – 10

Составила:

Лопаева Татьяна Юрьевна

Воспитатель 1 к к.

п. Лобва

2014г.

Экологический проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»

Лопаева Т.Ю.воспитатель, 1КК

Разделы:

1. Актуальность проекта

2.Цели и задачи

3.Этапы реализации

4.Ожидаемые результаты

5. Приложение

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта: информационно – исследовательский

Участники проекта: дети – педагоги – родители

По количеству участников: коллективный

По продолжительности реализации проекта: краткосрочный

Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему»

Гипотеза: если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды. А может быть мусору можно дать «вторую жизнь»?

1.Актуальность проблемы

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.

Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработалипроект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!».

2. Цель проекта:

сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы. (В процессе углубления и расширения знаний у детей о бытовых отходах и их свойствах формировать экологическую культуру и бережное отношение к природе)

Задачи проекта:

Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах.

Дать детям представления об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов.

Уточнить представления у детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.

Найти способы использования вторичных ресурсов бросового материала.

Развивать экологическую культуру.

Девиз команды «Юные защитники природы»:

«Поселок - наш дом, не мусори в нем!»

3. Этапы реализации проекта

1этап – подготовительный

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

1. Сбор литературных источников, изучение опыта других образовательных учреждений, составление теоретической концепции;

2. Составление перспективного плана деятельности по проекту «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» по формированию экологического образования;

3. Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта;

2 этап - организационный

Задача этапа: создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме;

1.Провести блок детской деятельности экологической направленности по изучению свойств и качеств материалов: стекло, пластик, металл, бумага, резина.

2.Познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором;

3.Формировать навыки экологически грамотного поведения подрастающего поколения. 4. Создать презентацию: «Жалобная книга природы»; 5. Разработать консультацию и газету для родителей «Прикоснись к природе сердцем»; 6. Подготовка родителей к работе;

3 этап – практическая деятельность

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала основы экологического образования через проведение следующих форм деятельности:

анкетирование родителей (приложение 1)

наблюдения и экологические экскурсии по улицам поселка, вблизи детского сада;

показ презентации, слайд шоу;

познавательное чтение;

детская деятельность «Новая жизнь ненужных вещей»

лаборатория (опыты и эксперименты);

выпуск экологический газеты;

тематический день «Волшебная экология души»;

Экологические, подвижные, дидактические игры; проведение выставки «Чудеса для людей из ненужных вещей»

4 этап – итоговый

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагогов - круглый стол «Наши результаты».

4. Ожидаемые результаты

Непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий

Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, края, охране природы

Благоустройство и украшение участка в детском саду с использованием «бытовых отходов»

Создание в ходе проекта стенгазет, листовок и фотоальбомов

Создание картотеки «Родная природа»

Привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей

Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.

5. ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

Анкета для родителей.

1. Какие отходы накапливаются в наибольшем количестве в вашей семье за неделю?

2. Сортируете ли вы мусор для утилизации?

3. Каким способом утилизируете отходы (сжигание, мусорные баки и т.д.)

4. Используете ли вы бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего двора?

5. Знаете ли вы, чем опасны бытовые отходы?

6. Проводите ли вы беседы с детьми о вреде бытовых отходов?

7. Как вы поступаете с отходами после различных прогулок на природу?

8. Используете ли вы в семье литературу по экологической направленности?

9. Приобщаете ли вы детей к уборке территории возле своего дома?

10. Приучаете ли вы детей убирать за собой мусор?

11. Какую информацию вы бы хотели узнать о бытовых отходах?

12. Удовлетворены ли вы организацией утилизации бытовых отходов в нашем поселке?

Ваши предложения по утилизации отходов в нашем поселке.

Приложение 2.

Перспективный план реализации проекта « Мы с природой дружим, мусор нам не нужен Экскурсии по улицам поселка. 1.Ознакомление со свойствами бумаги. Экспериментальная деятельность «Изготовление новой бумаги» 2. Беседа «Помогите природе». Ознакомление детей со свойствами пластмассы. Воспитатель, дети 3. Зеленый патруль «Чистый участок детского сада». Ознакомление детей со свойствами металлических предметов. Воспитатель, дети 4. Показ презентации «Жалобная книга природы». Ознакомление детей со свойствами резины. Воспитатель, дети 5. Тематический день «Волшебная экология души». Э кологическая акция «Мой чистый двор». Фотогазета «Этого не должно быть!» Родители, дети, родители 6. Ознакомление детей со свойствами стекла. Дидактические игры. Воспитатель, дети 7. Экспериментальная деятельность «Рассортируем мусор», «Мусор в земле», «Как ветер разносит мусор». Воспитатель, дети, родители 8. НОД «Мусор – это хорошо или плохо?» Воспитатель, дети 9. Выпуск экологической газеты для родителей «Прикоснись к природе сердцем» Воспитатель, дети 10 НОД «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!». Изготовление детьми природоохранных знаков. Воспитатель, дети 11. Правила поведения в природе. Выпуск плаката «Берегите природу!» Воспитатель, дети 12. «Новая жизнь ненужных вещей» - работа в творческой мастерской, изготовление поделок из бросового материала Воспитатель, дети, родители 13. Экскурсия на природу к роднику «Школьник» Воспитатель, дети 14. Открытие выставки «Чудеса для людей из ненужных вещей».Экологическая викторина «Природа вокруг нас» по полученным знаниям у детей и родителей. Воспитатель, дети, родители

Приложение 3.

1.Тематические игры и наблюдения.

Наблюдение. В течение нескольких дней обращайте внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Из квартиры домов, выбрасывают ли что-нибудь дети? Что делают с мусором их родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?

Во время прогулки по экологической тропе, или экскурсии проверьте, есть ли там мусор. В каких местах его больше всего и почему? Обратите внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки и как неприятно посещать те места, где люди не убрали за собой.

2. Ознакомление со свойствами бумаги.

Цель: опытным путем установить свойства и качество бумаги. Познакомить детей с видами бумаги.

Рассматривание разных видов бумаги и ее назначение (картон, калька, гофрированная, писчая, оберточная, газетная, для рисования);

Исследование свойств и качеств бумаги (тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, непрозрачная, полупрозрачная (калька); мнется, рвется, намокает, сгибается, горит);

Д/и «Вхождение в образ» (Я бумага – описание ребенком вида бумаги и ее назначения). Опыт. «Изготовление новой бумаги».

1. Дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой. Накроем таз клеенкой. Пусть бумага размокает.

2. На второй день взбить бумажную массу миксером, добавить в нее белила или цветной краски, немного обойного клея и процедить получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками.

3. Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу равномерно разложить на тканевой салфетке. Накрыть ее еще одной салфеткой и поставить сверху что-нибудь тяжелое.

4. Через два-три дня бумага высохнет. Прогладить ее утюгом и будем на ней рисовать.

3. «Ознакомление со свойствами пластмассы»

Цель: Познакомить детей с пластмассой. Учить детей делать выводы.

Д/и «Чем похожи эти предметы» (все предметы из пластмассы);

Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы (вывод- пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы);

Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется. Не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью - в холоде охлаждается, в тепле - нагревается, плавится;

Д/и «Расскажи о предмете» (описание пластмассового предмета).

4. «Ознакомление со свойствами металлических предметов»

Цель: Познакомить с предметами из разных металлов и свойствами металлических предметов их разных видов металлов (черный металл, алюминий, медь, цветной металл – фольга).

Рассматривание металлических предметов;

Рассказ взрослого о разных видах металла;

Опытно-практическая деятельность:

металл - прочный, тяжелый, с блеском, гладкий, тонет (независимо от размера), притягивается магнитом;

5. «Ознакомление со свойствами резины»

Цель: Познакомить со свойствами резины.

Д/и «Из чего сделан предмет» (классификация по материалу);

Обследование предметов из резины (эластичная, гладкая, холодная, режется, тонкая и толстая (шины);

Опыт с воздушным шаром

Не пропускает воздух и воду, не тонет в воде, прокалывается.

Д/и «Найди игрушки из резины».

6. «Ознакомление со свойствами стекла»

Цель: познакомить детей со свойствами стекла:

прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое, тонкое, водонепроницаемое.

Опытно-практическим путем изучить свойства стекла:

Познакомить с историей создания стекла.

Рассмотреть изделия из стекла;

Найти стеклянные предметы в группе;

Экспериментальным путем изучить свойства стекла.

Тактильные обследования (холодное, гладкое, шероховатое, тонкое, толстое, ребристое).

Экспериментальная деятельность (водонепроницаемое, стекло издает звук, хрупкое.)

Рассуждение детей на тему: «Что можно сделать из бросовых изделий из стекла»

7. Проведение длительного эксперимента: «Мусор в земле».

В землю закопать предметы из стекла, пластика, резины, бумаги, металла, а так же пищевые отходы (очистки картофеля, апельсина), листья и мелкие ветки. Обозначить место захоронения.

Через определенный промежуток времени проверять состояние материалов. Отметить результат воздействия на них солнца, дождя, почвы.

Фиксировать с детьми свои наблюдения. По истечении эксперимента сделать вывод о том, какой материал и отходы разложились в почве и что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающей среды.

8.Непосредственная образовательная деятельность

Тема: « Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети! »

Цель: Формировать навыки экологического воспитания детей.

Рассказ воспитателя о правилах поведения в природе. Знакомство с природоохранными знаками (нельзя бросать мусор в реку, в лесу; загрязнять почву; выбрасывать мусор в непредназначенных местах). Подвести итог эксперимента и наблюдений за пищевыми отходами.

Изготовление детьми природоохранных знаков. В дальнейшем по возможности, размещение их у реки, пруда, детского сада (на экскурсии);

Установление правила: сортировать групповой мусор (две мусорных корзинки: в одну собирать лом от игрушек, в другую - бумажные обрезки, которые необходимо утилизировать в компостные ямы).

9. Игры.

1.«Что я видел?»

Цель: упражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов; развивать память, внимание, наблюдательность.

Ход. Воспитатель предлагает поиграть в игру и задает вопрос: «Что ты видел из металла (ткани, пластмассы, стекла) по дороге в детский сад?» Выигрывает тот, кто называет больше предметов.

2.«Расскажи о предмете»

Цель: закрепить представление о материалах, их которых сделаны предметы.

Оборудование: кубик с изображением на гранях видов материалов.

Ход. Каждый ребенок отбрасывает кубик и ловит его, какой материал выпадает, о том он и рассказывает. Остальные игроки контролируют правильность определения свойств и качество материала.

3.«Что лишнее?»

Цель: научить вычленять общие признаки предметов; закрепить знания о видах материалов; развивать внимательность.

Оборудование: карточки с изображение четырех предметов, три из которых изготавливаются из одного материала, а один из другого.

Ход. Педагог раздает несколько карточек. Дети по очереди определяют лишний предмет, материал которого не соответствует материалу других трех, и объясняет почему.

Усложнение. После того как ребенок определил лишний предмет, задать вопрос: «Что будет, если вазу сделать из ткани?» и т.п.

4.«Отгадай материал»

Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов и их названия.

Ход. В гости приходит Незнайка, который забыл название материалов, а знает только их свойство. Он просит помочь. Например, этот материал легко мнется, рвется, размокает в воде. Как он называется?

5.«Хорошо-плохо»

Цель: активизировать способность определять свойство и качество материалов, устанавливать причинно- следственные связи между признаками материала и его назначения.

Ход. Воспитатель называет материал, дети определяют его положительные и отрицательные признаки.

6. «Найди друзей»

Цель: закрепить умения подбирать предметы из заданного материала.

Ход. Воспитатель называет предмет, а дети рисуют предметы, сделанные из такого же материала.

7. «Наоборот»

Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов, расширить словарь ребенка.

Ход. Дети встают в круг. Воспитатель называет материал и одно свойство или качество. Ребенок в ответ называет другой материал и его противоположное свойство (пластмасса непрозрачная, стекло- прозрачное).

8.«Что из чего»

Цель: закрепить знание о материалах, из которых сделаны предметы.

Оборудование. Мяч.

Ход. Дети становятся в круг, педагог стоит в кругу, бросает мяч ребенку и говорит: - «стакан» ребенок ловит мяч и отвечает - стекло.

"Жизнь деревьев, и их значение в жизни человека".

Подготовительная группа детей с нарушением зрения

Разработаливоспитатели:

Зырянова А.Г.

Серёгина Т.Д.

Цель:

Расширение и уточнение представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях в природной среде.

Задачи:

    Сформировать у детей дошкольного возраста заинтересованное отношение к проблемам природы.

    Стимулировать стремление организовать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность для получения ответа на волнующий вопрос.

    Воспитывать эмоционально-доброжелательное отношение к растительному миру.

Срок : краткосрочный

Тип: познавательный

Участники:

воспитатели: Зырянова А.Г, Серегина Т.Д,

старший воспитатель: Аксенюк В. Р.

музыкальный руководитель: Волова Н.Г.

тифлопедагог: Горобец С.В.

преподаватель ИЗО: Вишнякова И.В.

преподаватель ритмики: Грех Н.С.

Физинструктор: Косарева О.В.

родители дети.

Актуальность:

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как научить детей ценить мир и справедливость? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Чтобы ответить на эти важные вопросы мы решили разработать проект по экологическому воспитанию по теме: «Жизнь деревьев, и их значение вжизни человека». Уже в дошкольном возрасте дети имеют представления о строении деревьев, узнают их по характерным признакам: цвету коры, форме листьев и прививается любовь к деревьям. Через самостоятельную поисково–исследовательскую деятельность дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность и упорядочить свои представления о мире.

Ожидаемый результат:

Результатом работы по данному проекту будет создание экологического мини-музея в группе «Чудо дерево», сформируется у детей умение различать особенности и внешний вид каждого дерева, расширятся представления детей об экологически целесообразном поведении в природе (нельзя ломать ветки деревьев, рвать листья, царапать кору деревьев и т.д.) и через самостоятельную поисково–исследовательскую деятельность получат возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность.

Экологический проект по теме: "В кладовой природы".

Разработаливоспитатели:

Кияткина И. В..

Кузнецова Н. С.

Цель проекта:

сформировать у детей представления о природных богатствах, их пользе, значимости для человека.

Задачи:

  • Познакомить детей с объектами живой и неживой природы, учить узнавать, различать и называть их.
  • Развивать наблюдательность, интерес к объектам природы.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к природе, эмоциональную отзывчивость на её красоту.

Актуальность:

Экологическое образование детей дошкольного возраста – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Правильно организованное и систематически осуществляемо, оно оказывает интенсивное влияние на ум, чувства, эмоции и волю ребёнка – дошкольника. Мы выбрали эту тему, так как она понятна по своему содержанию детям: знакомит с объектами живой и неживой природы, развивает наблюдательность, воспитывает бережное отношение к природе. Эта тема включает в себя разнообразные виды детской деятельности: поисковую, творческую, продуктивную.

Ожидаемый результат:

  • Создать развивающую среду для овладения детьми новыми знаниями о природных богатствах.
  • Развить познавательные способности детей.
  • Воспитать у детей бережное отношение к природе.
  • Овладение ребёнком эстетической и экологической грамотности при использовании и созерцании природных богатств.

Срок: краткосрочный (сентябрь– август).

Тип: познавательный.

Участники:

дети и родители группы «Капелька»

Воспитатели – Кияткина И. В., Кузнецова Н. С.,

Старший воспитатель – Аксенюк В. Р.,

Преподаватель изобр. деятельности – Вишнякова И.В.

Физ. Инструктор – Косарева О. В.

Проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Экологический театр»

Разработалавоспитатель:

Гусева Е. Г.

Цель:

Повышение уровня экологической компетентности детей дошкольного возраста, создание необходимых условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.

Задачи:

  • Повышать уровень знаний детей в процессе непосредственного восприятия и взаимодействия с объектами живой и не живой природы.
  • Воспитание экологически целесообразного поведения в природе.
  • Развитие творческих способностей детей при отражении доступных их поколению проблем экологии через участие в экологических спектаклях.

Вид проекта: Познавательный, краткосрочный.

Участники:

дети группы «Солнышко»,

родители детей группы «Солнышко»,

воспитатель: Гусева Е.Г.,

старший воспитатель: Аксенюк В.Р.

музыкальный руководитель: Волова Н.Г.,

инструктор по физическому воспитанию: Косарева О.В.

Актуальность: Экологическое воспитание и образование детей одна из наболевших проблем настоящего времени. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент экологической культуры ребенка, который ему предстоит развивать в более зрелые годы. Поэтому мы считаем, что экологическая культура реализует широкий спектр учебных задач. Дети приобретают новые знания о природе и расширяют кругозор. В решении этой задачи большую роль играет театрализованная деятельность. Она позволяет раскрывать детям красоту окружающего мира, красоту взаимоотношений людей и природы, и стать участником всего происходящего.

Ожидаемый результат:

    Создание условий для повышения уровня экологической компетентности ребенка.

    Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

    Развитие познавательных способностей.

    Повышение уровня экологической культуры.

Исследовательская работа "Непростое яйцо"

Выполнила:

Новик Дарья

Руководители:

учитель-дефектолог А.И.Смышляева

учитель-логопед О.Н.Ярема

1. Введение.

2. Исследование по темам:

2.1. Строение куриного яйца, его свойства;

2.2. В каких условиях жила Курочка Ряба у деда с бабой (на основе русской народной сказки «Курочка Ряба»);

2.3. Опыт «Размягчение скорлупы куриного яйца».

3. Результаты исследования.

4. Источники информации.

Исследовательский проект "Уральские самоцветы"

Выполнили:

Корнелюк Денис

Шафиков Сева

Силантьев Стас

воспитанники МДОУ ДС №53

Руководители:

Учитель-дефектолог Смышляева А.И.

Учитель-логопед Ярема О.Н.

Мы держим с тобою, приятель,в руках

«Уральские сказы» о дивных горах.

Здесь много случалось историй,

Тут были и радость, и горе,

И добрые люди здесь сказы хранят,

Которые о волшебстве говорят.

    Ориентируясь на классификацию проектной деятельности, предложенную Т.В.Фуряевой, можно выделить следующие виды проектов.

    Виды проектов в ДОУ:

    1. Исследовательско - познавательные - совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, рукописных изданий, дизайнерских сооружений.

    2. Игровые - использование элементов творческих игр с вхождением образ персонажей и решением поставленных проблем.

    3. Информационно - практико - ориентированные - сбор информации и ее реализация (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов и схем, картотек и т.д.)

    4.Творческие - оформление результатов деятельности в виде праздников, театрализованных представлений, презентаций продуктов совместного труда.

    Более длительные проекты для детского сада планировать неразумно. С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их понимания. Но наиболее эффективно работают проекты, проводимые с воспитанниками старших групп.

    Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность по-могает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равно-правными партнерами.

    Однако для успешной проектной дея-тельности в воспитательно-образовательном процессе требуют-ся серьезная подготовка педагогов к организации проектирова-ния, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.

    Проектирование требует от педагогов поиска инновацион-ных средств, методов и приемов.

    Что такое «экологический проект»?

    Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования.

    Экологический проект способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностной и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста - от проекта к проекту.

    Проблемой экологического образования дошкольников занимаются многие педагоги (С.Н. Николаева - программа «Юный эколог», Н.А. Рыжова «Наш дом - природа», Л.И. Грехова «Азбука экологии» - Ставрополье; Н.Н. Лебедева создала региональную экологическую программу для дошкольников Арктики «Северное сияние», Плешаков А.А. «Экология» и т.д.).

    И одна из них - методист информационно - методического центра Санкт-Петербурга Ольга Алексеевна Воронкевич. Результатом ее многолетней деятельности стал учебно-методический комплекс «Добро пожаловать в экологию!». Инновационная идея комплекса заключается в создании целостного интегрированного подхода к формированию у детей основ экологической культуры и ценностей здорового образа жизни.
    Учебно методический комплекс состоит из парциальной программы, рабочих экологических тетрадей, демонстрационных картин и динамических моделей, дидактического материала, дневников занимательных экспериментов, наглядной информации для родителей.

    «Детские экологические проекты» - это методическое пособие предназначено для работы по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

    По ее мнению метод проектов — это педагогическая технология, в основе которой лежит самостоятельная, исследовательская, игровая деятельность детей. В этой книге приведены варианты проектов детской экологической деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

    1. Определение проблемы , актуальной и интересной для всех участников проекта, разрешение которой посильно только детям, а также соответствует материально - техническим возможностям ДОУ.

    2. Мотивация деятельности и разработка плана действий . Это создание проблемной ситуации, вызывающей у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешении. Осознание сути проблемы позволяет сформулировать цель предстоящей работы и составить план действий.

    3. Практическая деятельность по реализации проекта . На этом этапе идет сбор и накопление материала. Организуется совместная познавательно - поисковая деятельность детей, педагогов и родителей. Предусматривается интеграция образовательных областей.

    Важной составляющей является методическое сопровождение проектов. Оно включает практические материалы, помогающие не только спланировать, но и реализовать проект: обращение к родителям, сценарии бесед, кроссворды, ребусы, пиктограммы, экологические игры, детское словесное и художественное творчество и т.д.

    О.А.Воронкевич в своей книге предлагает следующие проекты:

    1. «Живая книга леса".

    2. «Откуда берутся бабочки?»

    3. "Я садовником родился".

    4. "Этажи леса".

    5. "Кто дружит с елью?" и т.д.

    Перечень форм и методов экологического воспитания в ДОУ

    Экологические экскурсии;

    КВНы, аукционы, марафоны, викторины,

    Экологические акции;

    Обсуждение и проигрывание экологических ситуаций;

    Клуб исследователей природы;

    Лаборатория юного эколога;

    - «Панорама добрых дел»;

    Экологические игры (дидактические, имитационные,

    Инсценировки, театрализации и т. д. на экологические темы.

    Этапы разработки и проведения проекта:

    1. Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей.

    2. Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской цели»).

    3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.

    4. Обсуждает план с семьями воспитанников.

    6. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место.

    7. Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту.

    8. Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки - все мероприятия основной части проекта.

    9. Дает домашние задания и детям, и родителям - выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации).

    10. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН).

    11. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту.

    12. Подводит итоги: обобщает опыт и выступает на педсовете.

    В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы ) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.

    Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя детского сада: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умений создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому.

    Хорошим подспорьем в этом является метод проектов , который открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников.

    Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

Просмотр содержимого документа
««Детские экологические проекты - уникальная форма экологического воспитания в ДОУ»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 34» городского округа

город Стерлитамак Республики Башкортостан

Детские экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания



Одним из методов наиболее эффективным в работе с детьми по экологии является

метод проектов .

Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.


  • он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
  • является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • один из методов, выводящий педагогический процесс из стен детского сада в окружающий мир, природную и социальную среду.

Что такое «экологический проект»?

Экологический проект способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации и самовыражении, творческой личностной и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе.

ПРОЕКТ - технология , обеспечивающая рост личности ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.


  • Подготовительный - определение проблемы, актуальной и интересной для всех участников проекта, разрешение которой посильно только детям.
  • Собственно исследовательский - мотивация деятельности, разработка плана действий и практическая деятельность по реализации проекта (накопление материала; совместная познавательно – поисковая деятельность детей, педагогов и родителей; интеграция образовательных областей).
  • Заключительный обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Какие экологические проекты можно реализовать в детском саду?

В каждом возрасте существует своя специфика задач, так в младшем дошкольном возрасте - это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
  • С детьми младшей возрастной группы возможно организовать проект «Лаборатория неживой природы» .

Дети средней группы способны принять участие в проектах: «Маленькие огородники» , организуются эксперименты с огородными растениями. Например, проект «Кто из нас, из овощей, и полезней и нужней?» - исследовательский.

Методическое сопровождение проекта

  • Обращение к родителям
  • Беседа «Волшебные семена»
  • Загадки, стихи, пиктограммы
  • Исследуем вместе с детьми
  • Совместная деятельность воспитателя и детей по выращиванию овощей
  • Экологические игры
  • Речевое творчество детей (рассказы детей, придумывание загадок, модель-план составления описательных рассказов об овощах)
  • Художественное творчество детей.

В старшем дошкольном возрасте - это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

С детьми старшей и подготовительной группы можно организовывать больше. Так, в проекте «Хлебная плесень» дети получили некоторые представления о микроорганизмах, об их свойствах.


Проект «Живая книга леса»

Вид проекта: информационный

Методическое сопровождение проекта:

1.Страница лесных знаний.

2.Экспериментальная страница.

3.Страница «лесных радостей».

4. Книжная страница.

5.Жалобная страница.

6.Тайная страница леса.

7.Страница игр.

8.Творческая страница

Проекты:

  • «Строим экологический город Экоград» - информационно – творческий;
  • «Откуда берутся бабочки?»-исследовательский;
  • «Загадочный мир водоема» – информационный;
  • «Я садовником родился»;
  • «Этажи леса»;
  • «Воздух должен быть чистым»;
  • «Кто дружит с елью».


Методы и формы экологического

воспитания в ДОУ

Экологическая образовательная деятельность;

Экологические экскурсии;

Уроки доброты; уроки мышления;

Экологические кружки и конкурсы;

КВН, аукционы, марафоны, викторины,

«Поле чудес» с экологической тематикой;

Экологические акции;

Трудовой десант; «зеленый патруль»;

  • клуб исследователей природы;
  • лаборатория юного эколога;

- «Панорама добрых дел»;

Ведение фенологических календарей природы;

Коллекционирование природных объектов;

Экологические выставки и экспозиции; музеи;

Дни (недели) экологического творчества;

Экологические праздники и фестивали;

Экологические игры;

моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. д.);

Экологические сказки; тренинги;

Инсценировки, театрализации на экологические темы.



Всё хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала.

Росли как цветы, малыши

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Желаем творческих успехов!