Программа кружка из бумаги в школе. Рабочая программа педагога кружка «Мозаика. Изготовление изделий из природных материалов

Муниципальное казенное учреждение

Дополнительного образования детей

«Лямбирский районный Дом детского творчества»

«Утверждаю»

Директор

МКУ ДОД «Лямбирский РДДТ»

___________Г.Ш.Алукаева

«_____» __________2014 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

кружка «Веселая мозаика»

Направленность программы –

художественно-эстетическое

Возраст обучающихся – 10 -12 лет

Общее количество часов –

Педагог дополнительного образования

Курмакаева Л.К.

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

Направленность: Народная мудрость гласит, что мир не един и время преходяще. Действительно, меняется все: вкусы, нравы, настроения. Люди увлекаются то резьбой, то чеканкой, то вязанием, то плетением, потом забывают, теряют истоки, снова находят. И так бесконечно. Но одно остается неизменным – вечное стремление к творчеству.

Одна из актуальных задач современного дополнительного образования и воспитания – есть обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Включение учащегося в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания учащегося и развития его художественно-творческих способностей. Посещая кружок, дети начинают более активно осмысливать окружающий мир, творчески воплощая его в формах декоративно – прикладного творчества.

Актуальность: Кружок «Веселая мозаика» привлекает детей возможностью сделать своими руками поделки – игрушки.

Разве не приятно самому смастерить подарок, картинку, сувенир и получить удовольствие от удачно воплощенного замысла и от радости, доставленной близким и друзьям.

Большое значение придается работе каждого кружковца. Ребята участвуют в оформление праздников, изготовлении корновальных костюмов, масок, поделок

Желательно, чтобы отдельные работы кружковцы выполняли коллективно. Коллективный труд приносит ребятам большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. Здесь особенно важно, чтобы дети понимали результативность такого вида труда, осознавали его преимущества. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у детей дружеских, доброжелательных отношений и взаимопомощи.

Оборудование и инструменты, необходимые для занятий кружка: столы рабочие, стулья, полки для готовых изделий, ножницы, карандаши простые, краски, кисти, шкаф для хранения инструментов.

Материалы, необходимые для работы кружка: бумага разная по фактуре и плотности, цветные лоскутки клей ПВА и д.р.

Важно на первом занятий показать детям, как правильно работать с различными инструментами и как их правильно хранить. Ножницы на занятиях должны лежать справа, кольцами к себе, с сомкнутыми лезвиями. Передавать ножницы можно только кольцами вперед. Нужно следить, чтобы острые инструменты не падали на пол, так как в падении они могут поранить кого – нибудь.

Образовательный процесс в кружке рассчитан на 2 года, так как предусматривает решение комплекса задач обучения и подготовку ребенка к взрослой жизни. Занятия в первый год обучения – 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа). Второй год – 216 часов (3 раза в неделю по 2 часа). Программа включает в себя: историю возникновения и многообразие игрушки; приемы выполнения ручными и машинными способами, правила ухода за вышитыми изделиями; цветоведение; организацию труда.

Овладение школьниками содержанием программы не только обогатит их духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из результатов изучения прикладных художественных работ является способствовать поставить на рынок товаров и услуг уникальный продукт.

Целью программы является овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно – эстетического вкуса.

1. Задачи обучающие:

Обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия;

Формировать интерес к декоративно – прикладному творчеству;

Развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий.

2.Задачи воспитательные ; способствовать воспитанию творческой активности: формировать чувство самоконтроля.

3.Задачи развивающие : способствовать развитию у обучающихся логического мышления: содействовать формированию всесторонне развитой личности.

4.Задачи мотивационные : создать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

Развивать активную деятельность.

5.Задачи социально – педагогические: формирование общественной активности, реализация в социуме.

Программа дополнительного образования «Веселая мозаика по целевой направленности является прикладной, по срокам реализации рассчитана на 2 года. По содержательной направленности программа относится к художественно – эстетическим. Возраст обучающихся – 11-14 лет. Занятия проходят в группах по 10 – 12 человек.

Приступая к работе, составляется тематический план занятий с учетом контингента кружковцев условий режима и материальной базы кружка. Для того чтобы в каждой выставке былпредоставлен более разнообразный ассортимент изделий, учащимся даются разные задания.

Большое внимание уделяется коллективным работам. Такая форма работы позволяет ускорить выполнение задания способствует общению, добрым отношениям.

Итоги работу кружка подводятся после каждой смены на выставке детского творчества, где представляют лучшие работы. К ее подготовке привлекаются все кружковцы.

Требования к уровню подготовки учащихся

(для двух лет обучения)

Учащиеся должны знать:

Эволюцию инструментов, приспособлений и материалов для вышивки:

Способы влажно – тепловой обработки вышитого изделия;

Способы перевода рисунка на ткань; способы закрепления нитей;

Правила безопасности труда:

Учащиеся должны иметь представление о понятиях: эскиз, рисунок, орнамент, мотивы, ритм, раппорт, композиция, основные и составные цвета, контраст.

Учащиеся должны уметь;

Организовать трудовой процесс, технический правильно выполнять приемы ручной работы.

Переводить рисунок на ткань; Составлять цветовое решение по данной композиции; раскроить изделие.

Осуществлять влажно – тепловую обработку вышитого изделия; соблюдать правила техники безопасности.

Выполнять работу качественно и в срок.

Результатом образовательного процесса первого года обучения является ; интерес к декоративно – прикладному творчеству;

желание творить, радовать близких людей подарками, сделанными своими руками;

желание самостоятельно выполнять понравившуюся работу из пособий по рукоделию, используя полученные знания и умения;

желание детей видеть друг друга, радоваться общению и успеху других, стремится помогать друг другу;

заинтересованность родителей в продолжении занятий ребенка в кружке.

Результативность образовательного процесса второго года обучения складывается из;

творчества, создания художественных вариантов в выполнении и оформлении изделии;

качества работы;

интереса к совместной работе в изготовлении коллективных работ;

заинтересованности родителей в занятиях ребенка, его понимания и поддержки.

Работы, предлагаемые для изготовления на втором году обучения, более сложные и объемные, требующие большего внимания от каждого учащегося, поэтому результативность будет выше, если в группе будут заниматься не 12-15 человек, а 8-9.

Условно в программе можно выделить следующие этапы:

1 – й этап. Введение: даются общие сведения о творческих объединениях, об организации работы коллектива.

2 - й этап. Вязание бисером - обучающиеся узнают о старинном виде рукоделия, изготовлении самодельных бус, о способах нанизывания бисера на нить, декорировании цветочными мотивами, вязании и сборке квадратов, использовании одновременно нескольких цветов, изготовлении подвесок, вязании сетки с бусами.

3 – й этап. Декоративная вышивка – один из самых распространенных видов художественно – прикладного искусства. Программа включает в себя историю возникновения и многообразие вышивки, приемы выполнения ручным способом, применение вышивки, при оформлении интерьера и в отделке швейных изделий, основы композиции, цветоведение.

4 – й этап. Игрушечный мир – обучающиеся знакомятся с технологией выполнения мягкой игрушки в домашних условиях, изготовления веревочных кукол, игрушек с каркасом, узнают историю возникновения игрушки.

5 – й этап. Массовые мероприятия – организовываются экскурсии в музеи и на выставки, участие в конкурсах.

Все это способствует формированию интереса к декоративно – прикладному творчеству.

Формы и методы работы

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используют различные формы обучения: это рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

В обучении используют разновидность рассказа – объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

Тема занятия

Кол – во часов

В том числе

теория

практика

1.

Вводное занятие

2.

Вязание с бисером

Основы бисероплетения

Декоративные бусы

Пасхальное яичко

Очечник

Вязание цветочных букетов

Вазочка «Паутинка»

ИТОГО:

3

Игрушечный мир

Основы изготовления каркасного материала

Подбор материала и техника кроя игрушек

Изготовление мягкой игрушки «Петушок»

Изготовление мягкой игрушки «Клоун»

Изготовление мягкой игрушки «Бычок»

Изготовление мягкой игрушки «Собачка»

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЕРЕВОЧНЫХ ИГРУШЕК

Заяц

Бычок

Обезьянка

Изготовление плоских игрушек

Медвежонок – карандашница

4.

Итоговое занятие

4

2

2

5.

Экскурсии, выставки

4

2

2

ИТОГО:

144

30

114

ВСЕГО:

144

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Второй год обучения

Тема занятия

Кол-во

часов

В том числе

теория

практика

1.

Вводное занятие

4

2

2

2.

Вязание с бисером

4

2

2

Основы бисероплетения

Декоративные бусы

Пасхальное яичко

Очечник

Вязание цветочных букетов

Вазочка «Паутинка»

3.

Декоративная вышивка

Способы перевода рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка

Односторонняя, двусторонняя, счетная и цветная глади

Шов роспись, тамбурный шов, стебельчатый шов.

Накладная сетка, крест простой и двойной

Отделка края вышитого изделия

Выполнение творческих работ

Закладка

Носовой платок

Салфетка

Прихватка

Полотенце

Передник

4

Игрушечный мир

Основы изготовления каркасного материала

Подбор материала и техника кроя игрушек

Изготовление мягкой игрушки «Петушок»

Изготовление мягкой игрушки «Клоун»

Изготовление мягкой игрушки «Бычок»

Изготовление мягкой игрушки «Собачка»

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЕРЕВОЧНЫХ ИГРУШЕК:

Обезьянка

Изготовление плоских игрушек

Медвежонок – карандашница

Итоговое занятие

Экскурсии, выставки

ИТОГО:

ВСЕГО:

Тема занятия

Кол-во

часов

Вводное занятие. Задачи и план работы кружка. Правила поведения. Оборудование рабочего места. Инструменты и принадлежности. Правила безопасного труда.

Виды вышивки, ее особенности, применение в декоративном оформлении интерьера, одежды. Народная вышивка.

Краткие сведения о нитках, тканях. Значение тканей с полотняным переплетением для вышивания. Характеристика ниток для вышивки. Классификация их по числу сложений, окраске.

Знакомство с журналами, разработка и зарисовка собственных орнаментов, цветовые сочетания.

ВЫШИВКА БИСЕРОМ

Родословная стеклянной бусинки. Венецкие бусы и бисер, Наследие индейских племен. Развитие бисерного искусства в России. «Золотой век» русского бисера.

Технология выполнения простых приемов бисероплетения. Приемы работы и правила выполнения.

Приемы и способы выполнения простых «фенечек».

Практическая работа, украшение пасхального яичка(небольшой мотив)

Вышивка очечника. Приемы вышивки (одной иглой, двумя иглами)

Практическая работа, вышивка очечника

Приемы вязания цветочных букетов. Оформлений изделий, правила их выполнения.

Практическая работа цветочные букеты.

Оформление вазочки «Паутинка»

Практическая работа по выполнению элементов оформления края изделия бисером и стеклярусом.

ДЕКОРАТИВНАЯ ВЫШИВКА

Зарисовка простейших швов: «вперед иголку», «строчка», стебельчатый, тамбурный, петельный.

Расчет ткани для салфетки. Подготовка ткани к вышивке.

Определение центра ткани. Разметка контрольных линий на ткани. Перевод рисунка на ткань.

Правила закрепления нитки. Замена нитей в середине работы. Использование пялец

Выполнение узора вышивки.

Обработка и заделка краев салфетки. Стирка и утюжка вышитой салфетки.

Выполнение счетных швов: крест, полукрест, двойной крест. Счетные швы в истории вышивки и в современных изделиях.

Выполнение творческих работ.

Практическая часть. Выполнение творческих работ.

Выполнение творческой работы «Закладка», Разработка и зарисовка собственных орнаментов. Цветовые сочетания.

Выполнение творческой работы «Носовой платок» Обработка краев с использованием петельного шва.

Выполнение творческой работы «Салфетка»

Выполнение творческой работы «Прихватка». Нанесение узора, цветовое сочетание.

Выполнение творческой работы «Полотенце» Нанесение узора, цветовое сочетание.

Выполнение творческого проекта «Передник»

ИГРУШЕЧНЫЙ МИР

Ознакомление и изготовление трафаретов для кроя тканевых игрушек.

Подбор материала и техника кроя игрушек

Использование мехового материала для изготовления игрушек

Изготовление мягкой игрушки «Петушок», подбор цвета, использование различной фурнитуры для оформления.

Изготовление мягкой игрушки «Клоун», подбор цвета, использование различной фурнитуры для оформления.

Ознакомление и изготовление веревочных игрушек (приспособления к данным игрушкам: клей, надувной шарик, цветные нити, бумага, кусочки ткани)

Изготовление мягкой игрушки «Заяц», подбор цвета, использование различной фурнитуры для оформления.

Изготовление мягкой игрушки «Бычок», подбор цвета, использование различной фурнитуры для оформления.

Изготовление мягкой игрушки «Обезьянка», подбор цвета, использование различной фурнитуры для оформления.

Выполнение творческого проекта «Медвежонок - карандашница»

Итоговое занятие

Выставка проделанных работ.

Итого:

Инструменты, приборы и материалы,

необходимые для работы

    Иголки (большой ассортимент).

    Наперстки.

    Ножницы разных видов: большие, маленькие и закругленными концами.

    Выколка

    Измерительные инструменты: ленточный метр, линейки (разные)

    Английские булавки.

    Подушечка для игл

    Нитковдеватель

    Вязальные крючки разных диаметров.

    Лупа.

    Шило.

    Пяльца.

    Разные виды бумаги; калька ватман, копировальная и др.

    Разные виды тканей; тонкие, плотные, и специальные.

    Разные виды ниток: шелк, мулине, акрил, ирис.

    Отделочные материалы: сутаж, тесьма, атласные ленты.

    Прикладные материалы: бисер, бусы, стеклярус, стразы, кусочки тканей и кожи

Список литературы.

    «Мир игрушек и поделок» сост. О.В. Парулина – Смоленск, 2000 - 336 с – Азбука быта.

    Новикова И.В. Базулина Л.В. – 100 поделок из природных материалов – Ярославль: Академия развития – 2002 – 160 с. (Умелые руки)

    Уткин П.И., Королева Н.С., Народные художественные промыслы. – М., 1992.

    Литвинец Э.Н. Сделай сам М – 1991 г.

Цели программы:

  1. Формирование первоначальных трудовых навыков и навыков ручной умелости.
  2. Воспитание самостоятельной, уверенной в своих силах личности.
  3. Развитие творческого потенциала.

Задачи программы:

  1. Формирование практических знаний по технике работы с бумагой.
  2. Формирование интереса к процессу создания работы.
  3. Формирование возможность проявлять свою индивидуальность в положительной деятельности.
  4. Создание положительного эмоционального настроя на конкретную деятельность.
  5. Воспитание аккуратности, дисциплинированности.
  6. Развитие умений работать в микрогруппе.
  7. Развитие творческого мышления.
  8. Предоставление возможности обмениваться знаниями.

Формы и методы:

Программа предусматривает применение как индивидуального, так и коллективного подхода в обучении детей. Предусмотрены следующие проведения занятий: беседа, объяснение, рассказы через наглядные просмотры, выставки детских работ, практические работы.

На занятиях преобладает коллективная деятельность детей.

Дети показывают мастер – класс и обучают других детей. Расширяется круг обучающихся. Такая работа обеспечивает общение детей друг с другом, повышает речевую активность и мыслительную деятельность. Ребята получают возможность думать, рассуждать, самостоятельно и творчески мыслить.

Работают дети каждый в своём темпе, который они определяют сами. Всё зависит от природных данных, от эмоционального состояния ребёнка в данный момент времени. Ребёнок может прервать работу в любое время, если он устал и отдохнуть, сколько ему нужно.

Все занятия с детьми проходят в атмосфере сотрудничества.

Условия реализации программы:

Материально – техническая база:

Помещение и оборудованное рабочее место;
- рабочий материал: цветная бумага, клей ПВА, ватман, простой карандаш, ножницы;
- наглядные пособия, детские работы.

Техника работы:

На ватман наносится карандашом рисунок, пейзаж, картинка. Затем подбираются цвета и нужные оттенки цветной бумаги. Дети самостоятельно цветовой рисунок разбивают на цветовые пятна и подбирают оттенки, тона, полутона для нужной детали. Они могут выбрать один или несколько видов оттенков данного цвета.

Технику мозаики можно выполнить двумя способами:

1 способ: Нарываются квадратные кусочки нужного цвета и размера. Намазывают небольшую площадь клеем и приклеивают кусочки бумаги.

2 способ: Нарываются в ширину листа узкие полоски нужного цвета. Небольшая площадь рисунка намазывается клеем. И приёмом обрывания, от полоски отрывается квадратик и сразу прикладывается к ватману.

Нужно помнить, что нельзя замазывать клеем большую площадь рисунка, так как клей быстро обветривается и засыхает!

Необходимо обращать внимание детей, на каком расстоянии наклеиваются квадратики. Это расстояние должно быть символическим, как – будто просвет, чтобы придать эффект мозаики.

Ребята должны тренироваться в обрывании ровных полосок. Белый, неровный край обрыва придаёт аппликации особую декоративность.

Литература:

  1. И.А.Лыкова “Пёстрые крылышки” ООО Издательский дом “Карапуз” 2007
  2. Энциклопедия “Искусство Византийского мира” М 2005
  3. Н.А. Цирулик, Т.Н. Просняков”Уроки творчества. Учебник для второго класса”. Самара Корпорация “Фёдоров”1999
  4. Г.И. Перевертень “Самоделки из бумаги” М “Просвещение”1983

Планирование работы
“Мозаика из бумаги”

№ занятия Цель занятия Тема занятия
1. Познакомить детей с историей возникновения мозаики. Мозаика в жизни. Мозаика и мы.
2. Познакомить детей со свойствами бумаги. Знакомство с техникой мозаики “Мономозаика”. Квадрат Малевича.
3. Познакомить детей с техникой мозаики “Шахматка”. Корзина, короб, шахматная доска.
4. Познакомить детей с техникой мозаики “Акцентная мозаика” (выполнение контура основного предмета). Солнышко.
5. Закрепить у детей умения и навыки владения всеми видами техники мозаики. Плавающая рыбка.
6. Направить детей на самостоятельный выбор эскиза для будущей работы. Нанесение его на ватман, подбор бумаги по цвету, оттенку. Предподготовка к коллективной работе.
7, 8, 9 Учить детей самостоятельно выполнять работу. Коллективная работа.
10. Организовать выставку работ, подвести итоги и вручить именные сертификаты “Мастер мозаики”. Мастер мозаики.

Программа "Мозаика" относится к художественно-эстетической направленности (декоративно-прикладной). Содержание программы включает художественную обработку бумаги, ткани, ниток, дерева, бросового и природного материала, пластилина. Цель программы - формирование активной творческой деятельности учащихся путем обучения практическим навыкам работы с природными и искусственными материалами, создание творческого потенциала для развития личности ребенка. Программа рассчитана для детей от подготовительной группы детского сада до 4 класса. Программа может быть интересна педагогам дополнительного образования, учителям начальной школы, учителям технологии и ИЗО, воспитателям детских садов. Программа уже апробирована на разных возрастных группах и показала результативность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

город Ейск Краснодарского края

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей станция юных техников г. Ейска муниципального образования

Ейский район

(полное наименование образовательного учреждения)

Утверждено

решение педсовета протокол №_1__

От «_30_»__08___20_10_г.

Председатель педсовета

Л.П. Крячко

Кружка «Мозаика» (работа с различными материалами) ________________

Направленность образовательной программы – художественно-эстетическая

Ступень обучения (возраст) ______ 5лет 6 мес – 10 лет _________________

Срок реализации программы – 3 года ________________________________

Количество часов – 144 часа х 3 года = 432 часа ________________________

Педагог дополнительного образования – Соловьева Татьяна Евгеньевна __

г. Ейск, 2010

Пояснительная записка

Авторская программа кружка «Мозаика» (по работе с различными материалами) для детей 5 лет 6 месяцев - 10 лет составлена педагогом дополнительного образования Соловьевой Татьяной Евгеньевной на основе опыта занятий в кружках художественно-эстетической направленности. Программа рассчитана на 3 года обучения, 432 часа (2 раза в неделю по 2 часа ежегодно).

Дополнительная образовательная программа относится к художественно-эстетической направленности и основывается на достижениях мировой культуры, российских традициях, культурно-национальных особенностях региона.

Настоящая программа оригинальна тем, что объединяет в себе обучение детей приемам работы с различными материалами и инструментами и дает возможность выбора. Авторская программа носит личностно-ориентированный характер и составлена таким образом, чтобы каждый обучающийся имел возможность выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.

Содержание образовательной программы «Мозаика» быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности обучающегося и создание условий для ее самореализации. За период обучения в кружке учащиеся приобретают определенные знания и умения: о предметах труда (бумага, картон, природные и искусственные материалы, нитки, ткани), о физических, механических, технологических свойствах данных материалов; знания и умение пользоваться простейшими обработочными инструментами (ножницами, ножом, иглой, и др.), знание правил пользования инструментами, правил техники безопасности, круг знаний о трудовой деятельности человека в различных отраслях народного хозяйства, умение планировать трудовой процесс, выполнять простейшие чертежно-графические операции.

Используя на занятиях различные материалы (бумагу, картон, природные и искусственные материалы, ткани) и различные формы работы (сгибание, резание, склеивание, лепка), педагогу необходимо научить дошкольников и младших школьников изготавливать разнообразные продукты трудовой деятельности, соответствующие технологическим и эстетическим требованиям.

Знания, полученные на занятиях, помогают детям в школе на уроках труда, математики, природоведения.

Занятия кружка по работе с различными материалами строятся с учетом возрастных и психофизических особенностей детей, а также с учетом скорости усвоения учащимися специальных навыков и умений. При необходимости материал и отдельные упражнения по выполнению той или иной работы могут повторяться.

Цель программы кружка: формирование активной творческой деятельности учащихся путем обучения практическим навыкам работы с природными и искусственными материалами, создание творческого потенциала для развития личности ребенка.

Задачи программы:

1) Образовательные:

Познакомить с физическими, технологическими свойствами природных и искусственных материалов, их видами, историей возникновения материалов и техниками их художественной обработки;

Научить приемам и техникам обработки материалов (мозаика, аппликация, спиралевидное приклеивание, лепка, вышивание, складывание, склеивание, резание из бумаги)

Формировать навыки самостоятельной работы и работы в коллективе, творческое мышление.

2) Развивающие:

Развивать образное мышление, мелкую моторику пальцев, координацию движений, пространственное восприятия, цветовое восприятие, внимание, память, воображение

3) Воспитательные:

Воспитывать интерес к изготовлению предметов собственными руками, бережное отношение к природе и вещам, сделанными человеком, уважение к собственной проделанной работе и работе других людей,

Терпение, аккуратность, усидчивость, трудолюбие,

Эстетическое восприятие окружающего мира, творческое отношение к обычным вещам,

Сопереживание, коммуникабельность, дружеские отношения с одноклассниками.

На занятиях кружка расширяются представления детей об окружающем мире, ребята учатся внимательно вглядываться в различные природные явления, сохраняя целостность восприятия при создания поделок из различных материалов.

Выполнение поделок в технике «мозаика» на занятиях кружка способствует развитию мелкой моторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

Большое влияние оказывает труд на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь работы детей по изготовлению поделок, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса задания усложняются, и наконец, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или собственному замыслу.

Занимательность работы по изготовлению поделок и аппликаций способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.

Мозаика из различных материалов в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Программа первоначально была разработана для учащихся 1-х классов, занимающихся в группах продленного дня, поэтому тематика и выполняемые изделия не повторяют программу трудового обучения, принятую учителями школы на уроках, а дополняют и расширяют ЗУН детей в области декоративно-прикладного искусства и созданию художественно-организованного пространства. Впоследствии были доработаны и апробированы занятия для неорганизованных групп и дошкольников.

Работа в кружке может быть индивидуальной, групповой и коллективной.

Продолжительность занятия зависит от возраста детей и соответствует требованиям САНПиНов (САНПИН 2.4.4.1251-03, утвержден постановлением Министерства здравоохранения РФ от 3 апреля 2003 г. N 27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов»): для дошкольников – 30 мин., для учащихся 1 классов – 35 мин., для детей 8-10 лет – до 40 мин.

В первый год обучения практикуются в основном объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы обучения, иногда частично-поисковые (занятия в форме игры или конкурса). Обучение второго и третьего года носит исследовательский, более самостоятельный характер. Практические занятия строятся от «простого» к «сложному» и предполагают постепенное расширение и углубление полученных знаний, умений и навыков.

Методы:

Словесные (беседа, рассказ, объяснение);

Наглядные (показ образца, раздаточный материал, показ предметных картинок и иллюстраций);

Практические (упражнение, опыты);

Демонстрация приемов выполнения и техник.

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей в основу программы заложены основные принципы :

1. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Например, вырезание из бумаги предшествует вырезанию из ткани, вырезание деталей по шаблону следует после вырезания произвольных форм и т.д. Ткань – сложный материал для обработки в первом классе, поэтому пропедевтическими занятиями являются занятия по обработке бумаги.

2. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

3. Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.

Требования к знаниям, умениям и навыкам

Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся после 1-го года, 2-го года и 3-го года обучения в кружке.

Учащиеся должны уметь:

Учащиеся должны знать:

1-й год обучения

Размечать, разрезать ножницами, сгибать, склеивать;

Отделывать изделие из картона и бумаги красками,

Изготовлять мозаики и аппликации.

Размечать ткань по готовой выкройке,

Разрезать заготовки по прямой и кривой линии;

Выбирать материалы для изготовления отдельных деталей;

Определять наиболее рациональные способы соединения деталей между собой;

Способы наиболее рационального использования материалов;

Составлять композиции по рисунку и собственному замыслу.

Виды бумаги, ее применение в различных отраслях хозяйства, основные свойства (толщина, прочность, цвет, отношение к влаге);

Инструменты и приспособления для работы с бумагой (линейка, ножницы);

Правила техники безопасности при пользовании ими,

Изделия текстильной промышленности: нитки, ткани, ленты, шнуры, их применение;

Способы соединения деталей из разных материалов (бумага, ткань, природные и искусственные материалы и др.)

2-й год обучения

Размечать с помощью трафарета и шаблона, разрезать ножницами, соединять при помощи клея, металлическими скрепками, прошиванием детали из бумаги и картона,

Отделывать изделия оклеиванием, аппликацией, красками;

Размечать ткань по выкройке, вырезать заготовки по прямой и кривой линии,

Выполнять шов «вперед иголку»,

Отделывать изделия вышивкой;

Составлять композиции по рисунку и собственному замыслу,

Выбирать наиболее рациональные способы изготовления и отделки, и выполнять их.

Инструменты и приспособления для обработки бумаги и картона,

Правила работы с ними,

Технические рисунки, работа по шаблону;

Инструменты и приспособления для работы с тканью и правила пользования ими;

Виды тканей, использование их при пошиве изделий различного назначения;

Правила и способы соединения деталей из различных материалов(бумага, картон, ткань, природный материал и др. материалы),

Свойства материалов, из которых будут изготавливать детали.

3-й год обучения

Изготавливать выкройку, размечать по ней ткань, обрабатывать края и сшивать детали,

Отделывать изделие вышивкой «крестик простой»,

Переносить рисунку на фанеру и наносить рисунки путем выжигания,

Инструменты и приспособления для работы с бумагой и картоном: циркуль, нож, ножницы, порядок работы с ними,

Виды тканей, происхождение, назначение, свойства,

Порядок работы и соблюдение ТБ при работе с выжигательным аппаратом,

Способы художественной отделки изделий из картона, фанеры, ткани.

Тематическое распределение часов

1-й год обучения (144 часа)

Всего часов

Теоретические

Практические

Вводное занятие

Материалы и инструменты

Природный материал

Пластилин

Соленое тесто

Волшебная бумага и картон

Ткань и нитки

Работа с разными материалами

Необычное рисование

Выжигание

Экскурсии

Итоговое занятие

Всего:

2-й год обучения (144 часа)

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов учебных занятий

Теоретические

Практические

Вводное занятие

Организация рабочего места

Пластилин и соленое тесто

Работа с гипсом

Работа с бумагой и картоном

Ткань и нитки

Выжигание

Экскурсии

Итоговое занятие.

Всего:

3-й год обучения (144 часа)

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов учебных занятий

Теоретические

Практические

Вводное занятие

Организация рабочего места

Элементы графической грамоты

Мозаика из природного материала

Работа с гипсом и соленым тестом

Бумагопластика

Ткань и нитки

Мозаика из различных материалов

Выжигание

Экскурсии

Итоговое занятие.

Всего:

1-й год обучения (144 часа)

1. Вводное занятие (2 часа)

2. Материалы и инструменты (2 часа)

3. Работа с природными материалами (24 часа)

Назначение и применение растительного материала. Виды растительного материала. Своеобразие внешнего вида: форма, цвет, поверхность и т.п. Приемы и способы выполнения аппликаций. Правила безопасности при работе.

Практическая работа:

4. Пластилин (12 часов)

Понятие «лепка». Приемы и техники лепки (растирание, скатывание шариков, сплющивание), изучение свойств пластилина, составление композиций из готовых объемных фигурок.

Практическая работа : фигурки из пластилина «Улитка в домике», «Пчелки», «Тортики», аппликация «Кораблик».

5. Соленое тесто (8 часов)

Понятие «соленое тесто». Изготовление соленого теста. Приемы лепки и раскрашивания соленого теста.

Практическая работа: Аппликация из соленого теста «Радужная рыба»

6. Волшебная бумага и картон (28 часов)

Практическая работа:

7. Ткань и нитки (16 часов)

Общие элементарные сведения о ткани, ее видах и свойствах. Демонстрация образцов различных тканей. Инструменты для работы с тканью. Приемы работы: аппликация из лоскутков ткани. Свойства ниток, их виды, особенности. Виды нитей различного происхождения (растительные, животного, искусственного). Технология работы из ниток: аппликация из резаных ниток, контурное приклеивание ниток, приклеивание по спирали. Вата и ее свойства. Аппликация из шариков ваты.

Практическая работа: аппликации, игрушки из ниток, полуобъемная игрушка из ткани.

8. Работа с различными материалами (24 часа)

Расширение знаний о различных материалах. Особенности и виды бросового материала. Швейная фурнитура (пуговицы, ленты, палетки, бусины, бисер, шнуры). Мозаика и игрушки из яичной скорлупы, технология выполнения. Аппликации из сыпучих материалов.

Практическая работа:

9. Необычное рисование (12 часов)

Нетрадиционные техники рисования. Рисование ватными палочками, губкой, штампы, выдувание.

Практическая работа: рисунки, открытки.

10. Выжигание (10 часа)

Свойства и предназначение древесины. Выбор фанеры, обработка. Копирование рисунков. Электровыжигатель, техника безопасности при работе. Оформление работ в цвете.

Практическая работа:

11. Экскурсии (4 часа)

12. Заключительное занятие (2 часа)

2-й год обучения (144 часа)

1. Вводное занятие (2 часа)

Значение кружковых занятий. Порядок и план работы. Показ готовых поделок, выполненных кружковцами в прошлом учебном году. Инструктаж по технике безопасности.

Общие понятия о материалах и инструментах, используемых в кружке. Правила пользования. Правила техники безопасности при работе с инструментами.

3. Мозаика из природного материала (16 часов)

Назначение и применение растительного материала. Виды растительного материала. Своеобразие внешнего вида: форма, цвет, поверхность и т.п. Приемы и способы выполнения аппликаций, элементы художественного оформления изделий. Правила безопасности при работе.

Практическая работа: изготовление аппликаций из листьев, шишек, семян, орехов. Изготовление сувениров из ракушек.

4. Пластилин и соленое тесто (8 часов)

Понятие «лепка». Приемы и техники лепки (растирание, скатывание шариков, сплющивание), изучение свойств пластилина, составление композиций из готовых объемных фигурок. Понятие «соленое тесто». Изготовление соленого теста. Приемы лепки и раскрашивания соленого теста.

Практическая работа : фигурки из пластилина, аппликация из пластилина, аппликация из соленого теста «Радужная рыба».

5. Работа с гипсом (12 часов)

Технология выполнения изделий из гипса. Оформление работ, их предназначение. Понятие «барельеф».

Практическая работа: выполнение фоторамок, барельефов из гипса, аппликации и панно с использованием фигурок из гипса.

6. Бумагопластика (48 часов)

Виды и свойства бумаги и картона. Инструменты и приспособления, используемые в работе. Знакомство с шаблоном. Изготовление деталей с помощью шаблона из бумаги и картона. Правила по технике безопасности. Оригами. Техника торцевания из жатой бумаги. Аппликация из рваной бумаги. Аппликация из геометрических фигур. Техника кручения салфеток.

Практическая работа: выполнение аппликаций плоскостных и объемных, мозаики, открытки к праздникам, игрушки-дергунчики.

7. Ткань и нитки (20 часов)

Общие элементарные сведения о ткани, ее видах и свойствах. Демонстрация образцов различных тканей. Инструменты для работы с тканью. Приемы работы: аппликация из лоскутков ткани. Свойства ниток, их виды, особенности. Виды нитей различного происхождения (растительные, животного, искусственного). Технология работы из ниток: аппликация из резаных ниток, контурное приклеивание ниток, приклеивание по спирали. Техника вышивания на картоне «изонить». Роспись на ткани, ее виды. Технология изготовления салфетки с бахромой, вышивание.

Практическая работа: аппликации, игрушки из ниток, полуобъемная игрушка из ткани, салфетка с бахромой, украшенная вышивкой.

Расширение знаний о различных материалах. Особенности и виды бросового материала. Швейная фурнитура (пуговицы, ленты, палетки, бусины, бисер, шнуры). Мозаика и игрушки из яичной скорлупы, технология выполнения. Аппликации из сыпучих материалов. Вата и ее свойства. Аппликация из шариков ваты.

Практическая работа: поделки, сувениры, аппликации.

9. Выжигание (10 часа)

Свойства и предназначение древесины. Выбор фанеры, обработка. Копирование рисунков. Электровыжигатель, техника безопасности при работе. Виды выжигания: точечное, контурное, смешанное. Оформление работ в цвете.

Практическая работа: выжигание предметных рисунков, разделочных досок.

10. Экскурсии (4 часа)

Экскурсии проводятся с целью расширения знаний учащихся о природе, технологических процессах, исходя из конкретных местных условий.

Анализ проделанной работы за год. Отбор экспонатов, оформление выставки детского творчества.

3-й год обучения (144 часа)

1. Вводное занятие (2 часа)

Значение кружковых занятий. Порядок и план работы. Показ готовых поделок, выполненных кружковцами в прошлом учебном году. Инструктаж по технике безопасности.

2. Организация рабочего места (2 часа)

Общие понятия о материалах и инструментах, используемых в кружке. Правила пользования. Правила техники безопасности при работе с инструментами.

3. Элементы графической грамоты (10 часов)

Чертеж как язык техники. Технический рисунок, чертеж, эскиз. Линии чертежа. Способы переноса рисунка: на кальку, бумагу, картон, фанеру. Шаблоны и трафареты. Деление окружности на части. Орнамент-узор с ритмичным чередованием отдельных элементов.

Практическая работа: упражнения с применением чертежных инструментов. Работа с трафаретами и шаблонами. Техника безопасности при работе.

4. Мозаика из природного материала (16 часов)

Понятие «сюжетная мозаика». Особенности построения и выполнения сюжетных аппликаций. Своеобразие назначения и применения растительного материала. Приемы и способы выполнения аппликаций, элементы художественного оформления изделий. Правила безопасности при работе.

Практическая работа: изготовление сюжетных аппликаций из листьев, шишек, семян, орехов. Изготовление сувениров из ракушек.

5. Работа с гипсом и соленым тестом (12 часов)

Самостоятельная подготовка гипсовых фигурок к работе. Способы приготовления соленого теста, технология окрашивания. Эстетика в выполнении работ.

Практическая работа : окрашивание подготовленных форм из гипса, лепка панно и игрушек из соленого теста. Покрытие лаком.

6. Работа с бумагой и картоном (46 часов)

Расширение и углубление понятий о свойствах бумаги и картона. Сопоставление формы окружающих предметов и их частей. Объемные модели и композиции, объемные аппликации. Декорирование предметов. Оригами. Модульное оригами. Оригами из кругов. Техника торцевания из жатой бумаги. Техника кручения салфеток. Квиллинг. Декупаж.

Практическая работа: выполнение объемных аппликаций, мозаик, открытки к праздникам, подвижных игрушек.

7. Ткань и нитки (20 часов)

Углубление знаний и совершенствование навыков работы с тканью. Технология изготовления мягкой игрушки. Техника вышивания на картоне «изонить». Роспись на ткани, ее виды. Технология изготовления салфетки с бахромой, вышивание гладью и крестиком. Техника вышивания лентами. Техника изготовления цветов из лент и ткани.

Практическая работа: изготовление панно, картин, изготовление мягкой игрушки.

8. Мозаика из различных материалов (20 часов)

Расширение знаний о различных материалах. Виды, свойства, предназначение материалов. Мозаика и игрушки из яичной скорлупы, технология выполнения. Аппликации из сыпучих материалов. Аппликация из шариков ваты. Мозаика из смальты, стекла. Мозаика из пайеток.

Практическая работа: поделки, сувениры, аппликации.

9. Выжигание (10 часа)

Совершенствование навыков выжигания. Виды выжигания. Оформление работ выжиганием. Оформление работ в цвете. Мотивы народных промыслов в оформлении разделочных досок.

Практическая работа: выжигание предметных и сюжетных рисунков, разделочных досок.

10. Экскурсии (4 часа)

Экскурсии проводятся с целью расширения знаний учащихся о природе, технологических процессах, исходя из конкретных местных условий.

11. Заключительное занятие (2 часа)

Анализ проделанной работы за год. Отбор экспонатов, оформление выставки детского творчества.

Мозаика – это орнаментальное или тематическое украшение поверхности с использованием кусков цветных камней, осколков разноцветного непрозрачного стекла – смальты, кусочков бумаги, древесины, яичной скорлупы, опилок и т.д. техника изготовления таких украшений носит название «мозаика».

Искусство мозаики известно издавна. Древние египтяне еще 2000 лет до нашей эры украшали различные строения мозаикой. Множество примеров мозаичного искусства можно найти в Киеве (фрески Софийского собора), в Америке (искусство индейцев), в Бухаре и Самарканде. Мозаичные работы в Санкт-Петербурге создавал М.В. Ломоносов, который внес большой вклад в оформление Исаакиевского собора. В современную эпоху выдающиеся настенные мозаичные панно украшают метрополитены Москвы, Киева и других городов. Мозаикой оформляют внутренние помещения, наружные части зданий, стены, полы и потолки, что позволяет придать интерьеру неповторимость и торжественность.

Простота, новизна и декоративность мозаики радуют каждого, а особенно детей. Она пробуждает фантазию, учит мечтать и экспериментировать, знакомит ребенка с азбукой и важнейшими закономерностями композиции, помогает совершенствовать технические умения, создает благоприятные возможности для сочетания художественного и трудового обучения, организации индивидуального и коллективного труда.

Мозаика может выполняться на любой поверхности, например на бумаге, картоне, древесине, пластике. Для выполнения мозаики можно использовать все многообразие материалов. Мозаика может быть из бутылочных крышек, бусин , пуговиц , пластмассовых фишек, деревянных спилов веточек или спичек , магнитных кусочков, стекляшек, керамических кусочков, мелких камешков, ракушек , термо-мозаики, тетрис-мозаики, монеток, кусочков ткани или бумаги , зёрен, крупы , семян клёна, макарон , чешуек шишек, хвои, арбузных и дынных семечек, стружек от карандаша , птичьих пёрышек и т.д.

В творчестве человека природа и бросовый материал получает вторую жизнь. Поиск идей, замысла – это неслучайное обретение удачной мысли, а сложный творческий процесс. Часто бывает, что замысел нуждается в необходимом материале, а иногда материал рождает замысел.

Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка .

Во-первых , в нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение.

Во-вторых, создавая изображение с помощью мозаики , у ребенка развивается целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения.

В-третьих , мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить ему творческую активность и служит особым средством познания мира.

Мозаика – это способ создания изображения из маленьких элементов. Мозаиками нередко называют аппликации . Но аппликация - такой вид деятельности, где из заготовленных заранее частей создают целое изображение, в отличие от мозаик, в которых есть не части, а фишки, всего лишь «точки», с помощью которых и делается рисунок. Конечно, эти два вида деятельности очень схожи между собой, однако различия в них очевидны, а поскольку различия все же есть, то и стороны психики они формируют разные.

В план работы кружка включаются экскурсии. Они помогают развивать у детей воображение, наблюдательность, чувство прекрасного. Планируя экскурсии, руководитель определяет цель и задачи.

Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

В процессе работы над разнообразными поделками необходимо помнить о том, что оценка (устная) детских работ является средством воспитания и обучения. Поэтому объективность, похвала в оценке достижений каждого ребенка приобретает особое значение. После выполнения работ необходимо выделить лучшую работу, указать общие ошибки детей.

Для каждого ребенка по заданной теме может предусматриваться индивидуальная работа, но, чтобы дети проникались творческими идеями друг от друга, отдельные задания выполняются всей группой.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

Работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

Договариваться о совместной работе, ее содержании;

Планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;

Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Большой воспитательный потенциал может нести тематика занятий, а так же сами выполняемые детьми аппликации и поделки. Например, занятия могут быть приурочены к малоизвестным еще в России праздникам: День матери, День Мира, День Белых Журавлей, День пожилого человека. Так же можно запланировать изготовление открыток и поделок к традиционным праздникам: Масленице, Рождеству, Пасхе, Новому году и так далее.

Основная воспитательная цель, которую несут в себе данные праздники, - это воспитание патриотических чувств, уважение, любовь и бережное отношение к природе, жизнь в гармонии с природой, видение красоты окружающего мира. Воспитанию этих качеств помогает изготовление поделок, центральной частью которых выступают цветы, животные, уголки природы (лес, море) и изготовление поделок из природного материала.

Кружковцам на занятиях прививаются такие качества и черт характера, как добросердечность, эмпатия, участие, показывается ценность человеческой жизни, уважение к людям и результату их труда, дружественности и умение жить в коллективе.

Методическое обеспечение программы включает в себя календарно-тематические планы, разрабатываемые ежегодно для конкретной группы, планы-конспекты занятий, материалы для проведения бесед по трудовому воспитанию, наглядные образцы, выполняемых работ, технологические карты, мультимедиа презентации, методическую литературу. Формы контроля и подведения итогов работы

Первый год обучения

Наименование темы

Форма контроля

Сроки контроля

Вводное занятие

Беседа

В начале изучения курса

Материалы и инструменты

Опрос

Постоянно

Природный материал

Практическая работа

В конце изучения темы

Пластилин

Практическая работа

В конце изучения темы

Соленое тесто

Практическая работа

В конце изучения темы

Знания особенностей лепки из соленого теста, способы цветового оформления

Волшебная бумага и картон

Практическая работа

Во время изучения темы

Навыки работы с ножницами, клеем

Ткань и нитки

Практическая работа

В конце изучения темы

Работа с различными материалами

Практическая работа

Во время изучения темы

Умения составления композиции из мелких материалов

Необычное рисование

Беседа

В конце изучения темы

Знание нетрадиционных способов изодеятельности

Выжигание

Беседа

Во время изучения темы

Итоговое занятие

Выставка

В конце года

Качество выставочных работ

Второй год обучения

Наименование темы

Форма контроля

Сроки контроля

Какие знания и умения проверяются

Вводное занятие

Беседа

В начале изучения курса

Имеющиеся знания и умения, практические навыки

Материалы и инструменты

Опрос

Постоянно

Правила ТБ при работе с инструментами

Мозаика из природного материала

Практическая работа

В конце изучения темы

Умение подбирать природный материал для работы, условия хранения, приемы работы

Пластилин и соленое тесто

Практическая работа

В конце изучения темы

Умения выбирать приемы лепки в зависимости от замысла

Работа с бумагой и картоном

Практическая работа

Во время изучения темы

Умение выполнять работы в несколько последовательных этапов

Ткань и нитки

Практическая работа

В конце изучения темы

Знание видов ткани и ниток, приемов работы

Мозаика из различных материалов

Практическая работа

Во время изучения темы

Выжигание

Беседа

Во время изучения темы

Знание техники безопасности, приемов выжигания

Итоговое занятие

Выставка

В конце года

Третий год обучения

Наименование темы

Форма контроля

Сроки контроля

Какие знания и умения проверяются

Материалы и инструменты

Опрос

Постоянно

Правила ТБ при работе с инструментами

Элементы графической грамоты

Практическая работа

В конце изучения темы

Знания чертежных инструментов, умение выполнять чертеж

Мозаика из природного материала

Практическая работа

В конце изучения темы

Умение подбирать природный материал для работы, составлять композицию

Работа с бумагой и картоном

Практическая работа

Во время изучения темы

Знания различных приемов соединения деталей, умение красочно оформлять работы

Ткань и нитки

Практическая работа

В конце изучения темы

Аккуратность выполнения работ, знания приемов вышивания

Мозаика из различных материалов

Практическая работа

Во время изучения темы

Умения составления композиции из отдельных фрагментов

Выжигание

Беседа

Во время изучения темы

Знание техники безопасности, приемов выжигания, способы оформления

Итоговое занятие

Выставка

В конце года

Качество выставочных работ, оформительские навыки

Список литературы для педагога:

  1. Белякова О.В. Поделки из природных материалов. – М.:АСТ Москва, 2010.
  2. Бубнова Е.В. Безделушки для подружки. - СПб.: Тригон, 2007.
  3. Данкевич Е.В. Цветы из ткани. – М.: Астрель; СПб.: Сова, 2007.
  4. Деньченкова Л.В. Вышивка ленточками. – М.: Эксмо, 2009.
  5. Иванова Г.В. Подарочки для мамочки. – СПб.: Тригон, 2007.
  6. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.
  7. Каченаускайте Л. Аппликация. – М.: ООО АСТ; Донецк: Сталкер, 2007.
  8. Лутцева Е.А. Технология. Ступеньки к мастерству: Учебник для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2006.
  9. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2003.
  10. Мир игрушек и поделок / Сост. О.В. Парулина. – Смоленск: Русич, 2000.
  11. Митителло К.Б. Большая книга подарков. – М.: Эксмо, 2005.
  12. Новикова И.В., Базулина Л.В. 100 поделок из природного материала. – Ярославль, 2000.
  13. Перевертень Г.И. Волшебная флористика. – М.: ООО АСТ; Донецк: Сталкер, 2007.
  14. Пипер А., Фишер А. Поделки из бумажной бечевки. – М.: Арт-родник, 2007.
  15. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М.: Просвещение, 1998.
  16. Хоффман П. Поделки из коктейльных трубочек. – Издательство АРТ-РОДНИК, 2007.
  17. Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных материалов. – Ярославль, 2003.
  18. Цветы оригами для любимой мамы / авт.-сост. Л.В. Иванова. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
  19. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки: Учебник для 1-го класса. – Самара: Корпорация «Фелоров», Изд-во «Учебная литература», 2005.
  20. Чурзина Н.О. Мягкая игрушка. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.
  21. Шабельникова Е.И. Поделки из пластилина. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2010.
  22. Энциклопедия поделок для больших и маленьких. – М.: Росмэн-Пресс, 2007.

Список литературы для детей:

  1. Баранова И.А. Познай мир. – М.: Хатбер-Пресс, 2003
  2. Жданова Л.И. Альбом твоих аппликаций. – М.: Хатбер-Пресс, 2003
  3. Раскраски-узоры. – М.: Росмэн-Пресс, 2005
  4. Хамцова О. Кубанская азбука для детей и их родителей. – Краснодар: Перспективы образования, 2007
  5. Фаттахова Н.С. Посмотри и раскрась. – М.: Фламинго, 2005
  6. Журналы «Коллекция идей»

Средства обучения

1. Помещение и оборудование.

2. Рабочий материал:

Л.П. Крячко

СОГЛАСОВАНО

Методист по УР

Ю.В. Мельник

(подпись руководителя МС ОУ, расшифровка подписи)

Протокол заседания методического совета МОУДОДСЮТ г. Ейска

МО Ейский район

от ________________№ ______


Ирина Ковальчук
Рабочая программа кружка «Творческая мозаика»

Пояснительная записка

Программа кружка «Творческая мозаика » ориентирована на детей 8-15 лет и составлена с учетом особенностей подросткового возраста : повышенный интерес к различным видам деятельности, повышенная познавательная и творческая активность , стремление овладеть различными профессиональными умениями, причём профессиональное ориентированное увлечение детей этого возраста, может приобрести характер настоящей страсти.

Главные мотивационные линии подросткового возраста связаны с активным стремлением к личному самосовершенствованию -это самопознание, самовыражение, самоутверждение. У детей появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой , самостоятельным творческим трудом . Происходит формирование системы личных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки людей и самооценки.

Первичные профессиональные интересы возникают в собственном учении и труде, и это создаёт благоприятные возможности для развития нужных деловых и личностных качеств подростка. Декоративно-прикладное творчество , как один из видов трудового воспитания, даёт детям возможность не только приобрести различные ремесленные навыки, но и возможность самоутвердиться и самореализоваться через творческий процесс .

Декоративно-прикладное творчество -как часть мировой культуры, тесным образом связана с развитием творческого потенциала человека . Объёмная вышивка, один из видов вышивки, является частью декоративно-прикладного искусства. Школьная программа не занимается этим видом творчества . Для того чтобы пробудить у детей интерес к вышивке, способствовать развитию творческих способностей , формированию художественного вкуса, необходимы специальные занятия. Такие занятия имеют более гибкую форму и строятся с учётом интересов вышеизложенных фактов.

Целями обучения по данной программе является формирование у учащихся знаний, первоначальных умений и навыков общих для групп родственных видов творчества , а также обеспечение всестороннего, в частностинравственно-эстетического развития личности школьника, являющегося важнейшей предпосылкой самостоятельной трудовой деятельности в условиях современного производства и для получения образования.

Обучение по программе предполагает решение таких основных задач :

раскрытие перед учащимися исторических истоков и роли народного творчества , декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;

привитие любви к традиционному народному искусству; воспитание активного эстетического отношения к произведениям искусства, народным художественным традициям; развитие художественно-творческих способностей (умение создавать собственные композиции) ; обучение практическим навыкам и приёмам, необходимым для изготовления изделий в технике объёмной вышивки. Программа включает пояснительную записку, тематический план, перечень знаний и умений, список литературы, учебно-наглядных пособий и технических средств обучения.

Календарно-тематическое планирование :

1. Вводное занятие 1ч

1.1. Учебные задачи курса, значение декоративно-прикладного искусства для культурного развития учащихся.

1.2. Общие вопросы по технике безопасности.

2. Вышивка – как вид искусства 32ч

2.1. Материалы, инструменты, приспособления для вышивки.

2.2. Виды вышивки, способы перевода рисунка.

2.3. Техники выполнения хордовой вышивки.

2.4. Техники выполнения объёмной вышивки.

2.5. Выполнение вышивок в различных техниках :

Вышивка крестом на темы «Православная Кубань» , к Дню Матери, животный и растительный мир;

Объёмная вышивка на темы «Натюрморт» , «Пасха Христова» (коллективные работы )

Хордовая вышивка на темы «Зимние узоры» , «Мир глазами детей» , быт людей, морская тематика.

Вышивка гладью на темы «Времена года» , кубанский быт.

3. Подготовка и проведение конкурса «Иголочка» (тема «Вышивка гладью» ) 2ч

4. Перья – материал для декоративно-прикладного творчества 14ч

4.1. Материалы, инструменты,

приспособления для работы с перьями .

4.2. Техники работы с перьями .

4.3. Выполнение изделий из перьев :

Природные пейзажи;

Декоративные панно

5. Изготовление альбома «Декорируем перьями»

6. Валяние шерстью – вид декоративно-прикладного творчества 10ч

6.1. Материалы, инструменты,

приспособления для работы с шерстью .

6.2. Виды шерстяных волокон, их применение. Техники работы с шерстью .

6.3. Выполнение изделий в техниках сухого и мокрого валяния :

Декоративные панно (растительный и животный мир, пейзажи)

7. Экскурсия в природу 2ч

7.1. Заготовка природного материала.

7.2. Сортировка природного материала.

8. Куклы 20ч

8.1. Материалы, инструменты и приспособления для изготовления кукол.

8.2. Виды кукол, их применение.

8.3. Технология изготовления кукол. Современные варианты. 8.4. Выполнение изделий по различным технологиям :

Куклы из бросового материала;

Изготовление одежды для кукол.

9. Подготовка работ к выставке и оформление выставки 2ч

Публикации по теме:

Рабочая программа кружка «Бумагопластика. Квиллинг» Рабочая программа кружка «Бумагопластика (квиллинг)» Пояснительная записка Бумагопластика – техника создания полуобъемных (рельефных) и.

Рабочая программа кружка «Игралочка» для детей 2–3 лет I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАИгры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного.

Рабочая программа кружка «Краеведы» Утверждаю Зав. МБДОУ ДС № 15 ___Т. М. Денисенко __ ___ 2015 г Рабочая программа кружка «Краеведы» на 2015-2017 учебный год.

Рабочая программа кружка «Моя малая Родина» Рабочая программа кружка «Мая малая Родина» Срок реализации: 3 год Возраст детей 4- 7 лет Автор: Комиссарова Д. А. Содержание 1. Целевой.