Проповеди о семье и браке. О семье

Брак – это не есть институт, как сейчас везде говорят. Как будто жили в пещере мужчина и женщина и подумали: «А не вступить ли нам в брак?», и всё с этого дело пошло. Нет, Господь специально так устроил человека – по образу Святой Троицы. Святая Троица – Триипостасный Бог. И семья – это триипостасное существо. Мужская ипостась, женская и детская. Все три очень разные, а по существу – одно и то же. Вопреки пословице, и женщина – человек. И грудное дитя – тоже человек. И даже юридический закон рассматривает человека не зависимо от его возраста, пола, образования, а как человека.

А почему Господь устроил по образу Своему человека? А медведь? У медведя тоже есть медведица. Медведица-то есть, а брака нет. Бог создал человека сразу как семью, которая пребывает в любви и верности и, начиная с первых часов влюблённости друг в друга, возрастает в любви. И достигает внутри семьи вершин любви. А вершина любви – это жертвенная христианская любовь, а этой вершины можно достигнуть только в Церкви. Поэтому семья воспринимается Церковью как домашняя церковь, где роли у тех людей, которые соединены в семью, распределены, как в Церкви: мужчина как священник, женщина – как дьякон, во всём ему помощник. Бог так и задумывал: сотворим ему помощника (Быт. 2, 18). Это речь идёт о дьяконском служении женщины. В древней Церкви даже был специальный чин – дьякониссы, их даже посвящали через рукоположение епископа. Сейчас католики даже думают возродить церковный институт дьяконисс. А это, хоть и через возложение рук священства, но тем не менее человеческий институт. А брак – это устроение Божие. Ни одно млекопитающее брака не имеет, хотя все живые существа имеют разный пол. Чем отличается человек от животного? Тем, что у него есть любовь, верность и понимание того, что есть семья.

Если семья является действительно домашней церковью, то семья – это рай на земле. Поэтому Господь наш Иисус Христос, когда описывал Царство Небесное, приводил в пример брачный пир, свадьбу (см. Мф. 22, 1-14). Это наивысшая кульминация человеческой земной радости. Поэтому испокон веков, с глубокой древности и таинству Венчания в церкви, и самой семейной жизни придавали огромное и первостепенное значение.

А сейчас? А сейчас – нет. Главное – институт, главное – работа. Как будто работа может дать человеку счастье. Это полный абсурд. И когда человек это всё себе устрояет, он говорит: «Ну хорошо, а где? Вот я работал двадцать лет, раньше зарплата у меня была 90, сейчас 120». Счастье-то где? В том, что что-то могу купить или что-то не могу купить? И поэтому и отношение к браку такое, очень неправильное, я бы сказал по-русски, скотское. Поэтому браки рассыпаются, как ёлочная игрушка, которую сжали в кулаке. Нет ни любви, ни верности, ни понимания значения, ни любви к детям. Через детей люди легко перешагивают. А ещё, помню, моё сердце так пронзили слова Людмилы Зыкиной: «Вот, у меня было четыре мужа, у меня со всеми хорошие отношения». Ну, я очень рад, что не подсыпают яду друг другу в чай, это, конечно, неплохо так. Но хорошие отношения бывают и у котов, которые ходят вокруг одной кошки. Ну, подерутся немножко, а потом уже в очередь становятся, и как бы всё в порядке. Человек создан для высшего. И высшее устроение человеческой жизни – это семья. Достижения людей или, как теперь говорят, успешность, только в одном – в семье, в семейной жизни, в том, какова твоя семья, есть ли там
любовь. Детки твои в послушании находятся или в хамстве? Каковы семьи у твоих детей, чему ты их научил? Дети – это твоя радость или твоё проклятие? Вот это нужно строить.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Дорогие братие и сестры!

Семья – это один из путей спасения, освященный присутствием Господа нашего Исуса Христа на браке в Кане Галилейской. Семья – это домашняя церковь, школа христианской любви, обоюдного долготерпения и смирения. Любовь, самоотверженное служение друг другу, доброе отношение, терпение и взаимное прощение недостатков упоминаются в молитвах чина церковного венчания.

Взаимные обязанности мужа и жены указаны в Священном Писании: муж должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь, а со стороны жены должно быть послушание мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5; 22-26). Нарушение церковного таинства бракосочетания – развод – осуждается Господом, поскольку то, «что Бог сочетал, человек да не разлучает» (Мф. 19, 6).
Из жития святых благоверных князей Петра и Февронии, нареченных в иночестве Давыда и Евфросинии, Муромских чудотворцев, мы знаем, что князь Петр, верный долгу христианского супруга, решил лучше отказаться от княжеского престола и жить в бедности, чем разойтись с женой. Феврония – верная и мудрая помощница мужу, поддерживала его в этом решении и утешала, говоря, что Бог их не оставит. Их брак стал образцом христианской любви и взаимной верности. Им молятся о мирном и богоугодном устроении супружеской жизни.

Весьма поучителен следующий случай из жизни княгини Февронии. Однажды во время катания в лодке на реке один из вельмож, женатый человек, смотря на красоту княгини Февронии, разжёгся блудными помыслами. Святая жена разгадала его худые намерения и попросила вельможу: «Почерпни воду с одной стороны лодки, а потом с другой и испей». Когда он это исполнил, Феврония спросила:
– Одинакова вода или одна слаще другой?
– Одинакова, – отвечал тот.
– Так и естество женское одинаково, – молвила княгиня. – Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?
Обличённый смутился и оставил свои блудные намерения.
Когда пришла старость, святые Петр и Феврония, приняв иночество, молили Бога умереть в один день и час, чтобы не разлучаться ни на земле, ни на Небе, что Господь и исполнил. По их завещанию похоронили Петра и Февронию в одном гробу с тонкой перегородкой посередине.
Также высокий образец супружеской верности, взаимной поддержки, преданности и любви являли на протяжении всей своей многотрудной жизни подвижники древлего благочестия – святой священномученик Авва́кум и его супруга – Анаста́сия Марковна, ставшая мужу «верной помощницей ко спасению», как писал протопоп Аввакум в своем «Житии». Нося «тяготы друг друга», они преодолели все испытания и беды, сохраняя истинную веру и взаимную любовь и верность. Будем прибегать к молитвам этим святым о даровании семейного счастья и об устроении мирной и богоугодной жизни.
Залогом крепости семейного союза является единомыслие мужа и жены и в исполнении православных законов и обычаев. Но не нужно унывать и отчаиваться, если один из супругов уже пришёл к вере, а другой – ещё далек от христианской жизни: по слову апостола, «неверующий муж освящается ради жены верующей, и жена неверующая освящается ради мужа верующего» (1Кор.7:14). Так что надо молиться за неверующего супруга, чтобы Господь просветил его и даровал вам благочестивое единомыслие.
Пребывая в браке, православным христианам необходимо чаще прибегать к советам духовного отца, он, как ни кто другой, заботится о вверенных ему душах людских.
В конце венчания священник читает новобрачным небольшое поучение, в котором заложена основа семейного благополучия в христианской семье. Для благочестивых супругов будет полезно не только еще раз прочесть это наставление, но и стараться применять в своей жизни.

Поучение венчающаго священника новобрачным от правил Святых Отец, како подобает жити Христианам: мужем и женам

Послушайте духовные чада, да скажу вам, что́ есть тайна христианская и ка́ко жити в вере Христовой. Превыше всего имейте страх Божий в сердцах своих, да от того научитеся и Бога боятися.

Есть заповедь Божия: любить Бога всем сердцем и всею душею, и всем разумом, и всею крепостию своею. Это первая заповедь, подобна ей и вторая – любить Ближнего своего, как самого себя.
Кто же ближний наш? Это всякий христианин живущий в вере Христовой. Также будьте кротки и смиренны. Господь говорит: «Блаже́ни кро́тции, яко ти́и насле́дят зе́млю».
Ибо кротость есть мать мудрости и разума, и всех добрых дел. Также, дорогие новобрачные, соблюдайте чистоту душевную и телесную; муж от жены и жена от мужа не соблудите.

Так и в прежние времена мужи и жены, чисто поживше и непорочно, угодиша Богу и на небеса преселишася, так и вы поживите законно.

Среду и пятницу чтите, это два ангела Господня. Воскресенье же Христово чтите весьма свято, не сотворите блуда и сохраняйтесь от грехов. И святых праздники добре чтите. В церковь Божию приходите. В те дни прилежно молитесь.
Ещё же, чада духовные, будьте милостивы, как и Отец ваш небесный милостив есть. Подавайте милостыню от своих праведных трудов и давайте милостыню с любовию и по силе. Если богатый, то побольше подай, а если беден, то по своей возможности подай. А всякому христианину повелено десятую часть от доходов своих дать Богу.
А отца своего духовного навещайте почаще, да и с ним советуйтесь, чтобы он вас наставлял на всякие добрые дела, которые подобает делать христианам. И к нему любовь и веру имейте неоскудевающую.
И ты, брате, жену свою люби и поучай почаще, и не гневайся на неё. А если начнет не слушаться, наказывай её полегку, а не со злобою учи.
Ты же, сестра, мужа своего уважай и во всем честь воздавай ему. И с ним советуйся во всяком деле, так как глава есть тебе. Как крест на Церкви, так и глава муж жене. Как повинуется Церковь Христу, так подобает повиноватися женам мужем своим, а не прекословить им, но быть послушными! Поскольку послушным Бог подает честь, и славу, а непослушным – горькую муку. Да не будет тебе, жено, в тягость быть в послушании у своего мужа. Будь же тиха и смиренна, и кротка, и весела. И это поучение от Господних словес.

Если эти поучения будете исполнять, то будет милость Божия на вас от ныне и до́ века, и будет жизнь ваша многолетна на земле, и на Небе у Бога прославитеся, и Царствию Его Небесному причастники будете.
Постарайтесь, чада, заповеди Божии соблюсти.

Если же не будете исполнять заповеди Божии, то аз не виноват буду в этом пред Богом; вы же получите по делам вашим в день страшного суда.

Богу нашему слава, ныне и присно и во́ веки веко́м. Аминь!


Вступающим в брак необходимо знать, что церковный брак невозможен:

 при вступлении в брак более трех раз. При этом второй и третий брак наказывается отлучением от церковного общения на два года и более.
 если один из супругов состоит в гражданском или церковном браке.
 если жених и невеста находятся в близком родстве (по седьмую степени родства включительно).
 если между женихом и невестой имеется духовное родство по крещению.
 если один из будущих супругов не крещен.
 если кто из вступающих в брак объявляет о своем неверии в Бога.
 если один из супругов не исповедует православную веру.
Брачный возраст по церковным правилам считается для жениха выше 14 лет, для невесты – выше 12 лет. То есть по достижении следующего года по этом возрасте возможно совершение таинства церковного венчания.
По канонам Православной Церкви венчание нельзя совершать во время постов, накануне великих церковных праздников, в продолжение сплошных седмиц, а также во вторник, четверг и субботу, то есть накануне среды, пятницы и воскресенья в течение всего года. Дату венчания необходимо заранее согласовать со священником и огласить в церкви для выяснения возможных канонических препятствий для брака (плотского или духовного родства жениха и невесты и других обстоятельств). Перед венчанием жених и невеста должны обязательно побывать на исповеди и получить благословение своих духовных отцов на данный брак.

Ефес 5: 22 по 6: 1-9 тема: семья.
Сегодня мы поговорим о том, где наиболее трудно и сложно применять библейские истины. Где, как вы думаете? В доме, в семье своей! И неудивительно, что принявшие Христа, ученики Иисуса, готовы ехать в другой город, что бы проповедовать. Готовы идти куда угодно; в детский дом, в тюрьму, в больницу, в другую церковь. (Например, моя жена ездила в лепрозорий в Каракалпакию, пока еще не было в нашей стране притеснений христиан и власти не препятствовали это делать.) И они хотят поделиться своей верой с другими людьми, делая это с радостью и готовностью. Но самое последнее место, где мы хотим показать наши христианские принципы – это наш дом. (не считаю может фразы: «жена да убоится мужа своего».) А вот апостол Павел учит, что наш дом – это первое место, где мы должны быть христианами. Откровенно говоря, быть христианином в собственном доме очень трудно! Почему так? Да потому, что дома мы ведем себя наиболее естественно, мы расслабляемся и перестаем контролировать себя. И поучается, что одна наша половина принадлежит внешнему миру, а другая семье. Когда мы приходим домой и закрываем за собою дверь, мы становимся самими собою. (И порою смотришь в церкви сестра аккуратистка и чистюля, а дома встречает тебя растрепой в замызганном халате.) Именно дома мы, настоящие! И именно дома становится понятно, насколько христианская реальность, становится нашей жизнью. (И наблюдаешь, как благочестивый проповедник – дома становится тираном, смиренная сестра – мегерой.) Мы дома настоящие! И именно поэтому апостол Павел так много говорит о доме в этих главах. Это прекрасное наставление о семье. Павел дает замечательный, прекрасный совет. Он говорит: « Жены повинуйтесь своим мужьям повинуйтесь им во всем». Многим сестрам очень трудно принять это, они не любят читать это место. Моей жене например больше нравится читать: « Мужья любите своих жен…». (Правда один проповедник из Германии прочитал «люпите своих жен… вот в зале братья обрадовались…».) Это шутка конечно, но на самом деле некоторые жены согласны с написанным теоретически. Но если дорогие сестры, вы вникните в смысл того, что он пишет, то поимеете, что Павел очень высоко ценил женщину. И апостол говорил не только о том. Что жена должна повиноваться мужу. Но и о том что мужья должны любить своих жен. « Как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё». Апостол говорит: « Муж глава жены». Фактически это значит, что мужчина несет ответственность! Бог возложил на мужчину ответственность за все в доме. Если что то не так, что то плохо в доме, то именно мужчина предстанет пред Божьим судом, ведь именно на него Бог возложил ответственность за все. Вот почему Бог говорит женщинам: « Постарайтесь облегчить мужу жизнь» - ведь на нем лежит огромная ответственность. Не нужно быть частью проблему, нужно стать частью решения проблемы! Муж должен быть для жены тем. Чем Христос является для Церкви, а жена должна быть для мужа тем. Чем Церковь является для Христа. Идеальная модель семьи; роль жены, такая же, как роль Церкви, где Христос Пастор, а церковь стадо. Женщины, вы овцы. А ваши мужья пастухи. Так пусть же муж пасет вас, заботится о вас, пусть муж станет для вас тем, чем Христос стал для Церкви… Предназначение мужчины таково: ответственность за все происходящее в семье. И Библия говорит мужчинам: Вы видите, как Христос возлюбил Церковь? Вы знаете, что Он умер за нее на кресте? И вы любите своих жен так же, отдавайте себя всего жене, семье! (Один пастор рассказывает, он отец пятерых детей: прихожу усталый, как губка выжатая, хочется скорее лечь на диван с газетой, отдохнуть… Но навстречу выбегают пять маленьких губок – они нуждаются во мне, на кухне одна большая губка, я принадлежу им.) Это очень нелегкое предназначение, но это ключ к любым взаимоотношениям. Если муж любит свою жену, показывает свое расположение и привязанность к ней, любя её, просвещая, ища её удовлетворения и счастья, прощая её ошибки, отдавая ей предпочтение, даже в сравнение с родителями и детьми, то её подчинение и повиновение – окажутся радостью для неё. Думаю, что главная проблема в христианском браке – это не жены, не умеющие подчиняться мужьям. А проблемой являются мужья, – которые не могут любить, так как любил Христос, отдавать так, как отдавал Он, быть таким как был Он, совершенным отцом. И тогда женщине приходится делать то, чего не может сделать её муж и отец детей. И становится видно, кто в доме хозяин… (Пастор пришел посетить одну семью и войдя в дом, видит следующее: Жена стоит со скалкой в руках, все воинственная. Муж сидит под столом и с опаской выглядывает. Почему он там, спрашивает пастор? Жена смиренно отвечает: он хозяин в доме. Где хочет, там и сидит…). Смешно? Когда начинаешь глубоко задумываться, чему учит Библия о семье, начинаешь понимать, что муж и жена должны стать единым целым. (сотворил Бог человека, мужчину и женщину – сотворил по образу) 1+1 =1 Божественная арифметика. Должны быть связанными единым духом и едиными мыслями, стать едиными физически. Но прежде, чем муж и жена смогут стать единым целым друг с другом. Они должны стать единым целым со Христом. (если один из супругов неверующий эта модель не действует). Вспомните иллюстрацию: равносторонний треугольник? Верхний угол Бог, два нижних это муж и жена. Чем выше они поднимутся к Богу вверх, тем ближе приблизятся друг ко другу. Это первое звено в связывающей их цепочке. Второе звено – это общение. Некоторые супруги говорят, что между ними нет общения! Это лож, отсутствие общения невозможно! Ведь мы общаемся между собой даже когда не разговариваем. (Одна женщина сказала о своем муже: нужно очень внимательно слушать его, когда он молчит – что бы понять, что он говорит.) Вот, что такое общение, слышать даже тогда, когда супруг молчит. Общение это инструмент, при помощи которого создается единое целое. Если между вами есть общение, если вы слышите друг друга. Слышите, а не только говорите, как часто бывает. Значит вы сможете решать свои проблемы. А если нет, если вы слышите только самого себя, тогда вы беспомощны. Еще одно звено это совместимость. Совместимость это все, что связанно со шкалой ценностей. Социальных, моральных, материальных и конечно же духовных. Цените и уважайте ценности друг друга, учитесь друг от друга. (Например: прохожий споткнулся, упал – жена смеется, муж сочувствует. Это не совместимая мораль. Или она скромница и аккуратистка, за столом салфеточки, приборчики а он чавкает и рукавом рот вытирает – это разное социальное воспитание.) Нужно учиться быть совместимыми, брать хорошее у партнера и быть снисходительным к недостаткам. Совместимость на всех уровнях это основа единства. Особенно важна духовная совместимость. Если жена читает пророка Исайю, а муж при этом начинает дремать. Это печально. Но центральным связывающим звеном – является любовь! Та любовь, что объединяет людей в одно целое нерушимая. Непреодолимая, бескорыстная, безусловная. Описанная в послании коринфянам 13 глава. Ведь главная причина, по которой распадаются семьи это эгоизм людей. Люди хотят быть любимыми, но сами не умеют любить. Не умеют подчинить свою жизнь Христу и другим людям. Любые отношения они рассматривают только с точки зрения их личной выгоды. (Большинство жен и мужей христиан, отлично знают что написано в Библии про обязанности супруга, а свои не хотят знать. Ждут, когда начнет меняться супруг, но сами не желают.) Но ведь, ежу понятно, если все будут стремиться только, получать и никто не захочет отдавать, то в результате никто и ничего не получит. Все лишь будут стоять с протянутой рукой. Если мы поймем фразу Христа: более благословен дающий, а не получающий, тогда мы поймем, что любовь ведет к единению людей. Следующее звено это понимание между мужем и женой. Мужчине необходимо понимать женщину; как она думает, то она чувствует, как она поступает, согласно своей женской логике. (И фраза о том, что женская логика это отсутствие всякой логики. Для нас не оправдание.) А женщине нужно постараться понять мужской менталитет; как он думает, как выражает себя, как относится к вере. Многие женщины считают своих мужей бездуховными, потому, что они поклоняются Богу не так, как их жены и наоборот. Понимание это очень важно! И наконец физическая близость это тоже немаловажно. Но помните, что бы физическая близость приносила истинную радость, она должна быть выражением: совместимости, любви, взаимопонимания. А если всего этого нет, то ваша близость будет пуста. Как у животных. Секс должен быть выражением истинного духовного единства. В Писании очень много сказано, какой Бог хочет видеть семью. Семейные отношения это самые главные отношения созданные Богом. Если в Церкви крепкие семьи, то крепка и Церковь и наоборот. Кроме отношения между супругами, Павел пишет и о родителях и детях, рабов и господ. Поучения в 6 гл. 1-3 стихах относятся в основном к нежинатым детям, живущим в доме родителей. В принципе. Мы должны на протяжение всей жизни, любить, почитать, уважать и заботится о родителях. А пока ты живешь в доме родителей. Подчиняйся им как Божиим служителям и представителям. От детей требуется уважение и искреннее, добровольное подчинение. Слова повинуйтесь в Господе, означают, что от подчинения в делах злых, богопротивных, дети свободны. Почитай отца и мать… затрагивают много аспектов это любовь, подчинение, забота о них в старости и вежливые. Уважительные отзывы о них. Даже в мыслях мы должны быть почтительны к родителям. Это первая заповедь сопровождаемая обетованием. Стих 4, здесь об отцах. Отцы, они главы семьи и часто строги, а матери наоборот, часто слишком мягки. Но они поровну несут ответственность за поведение и образ жизни детей. Неразумное, недальновидное воспитание, может стать причиной отхода детей от родителей, от Бога, от Церкви. Я лишь теоретик, но говорю вам, не делайте того, что в будущем ударит по вам, в детях ваших. Часто слышу. Как родители оправдываю непосещение церкви детьми тем, что много учебы, им некогда. Подумайте, что лучше: быть в аду с высшим образованием или с Господом без диплома? И, конечно же надо помнить, что они не взрослые, поэтому, от них невозможно требовать взрослого мышления, поведения, разговора… Сказанное о рабах. Мне кажется, сегодня применимо к работодателям и работникам.
Семья брачный союз, сопоставим с союзом Христа и Церкви! И дай нам Господь, что бы семьи. Наши взаимоотношения, приближались к этому образцу.

1. Божья любовь. Бог в отличие от человека, ничего не делает без тщательно продуманного плана. Ребенок может смастерить что-нибудь из конструктора, а потом придумывать назначение для своего творения. Но Бог — Творец и все Его действия целенаправленны. Ничего, даже самая маленькая молекула, не создана без абсолютного Божьего замысла. И планирование семьи также находится в руках Всевышнего, как часть задуманной и осуществляемой Им идеи. У Него запланировано все, даже количество детей в этой семье. А семья — это сочетание двух характеров, двух начал — мужского и женского, которые находят друг друга на основе любви.

Люди часто пытаются понять, что же такое любовь? Она подвергается различным описаниям и формулировкам в зависимости от человеческих переживаний. Это очень многогранное чувство, о котором Библия говорит, что это «широта и долгота, и глубина и высота» (Еф.3:18), и понять его разумом очень трудно. Бог поставил знак уравнения между своей личностью и любовью. И прежде всего:
«Бог есть любовь» (1 Ин.4:8).

Он вездесущий и всеобъемлющий, всемогущий и мудрый, терпеливый и добрый… Он настолько безукоризнен, что может оставаться в полном одиночестве вечно. Но Он есть любовь, а у любви есть принципиальное отличие от Божьего характера. Она жива до тех пор, пока есть кто-то, кому можно ее отдавать.

«Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение».(Иер. 31:3)
Когда человек слышит подобные заверения в неизменной и вечной любви, ему трудно в это поверить. Логический ум пытается ограничить Божьи чувства, диктуя им свои условия. Но в любви условий быть не может, потому что она не ожидает взаимности. Она просто любит, не объясняя причин и не надеясь на ответные чувства.

Вместе с уверенностью, что Господня любовь непременная и безусловна, человек удостоверяется внутренне, что он не отвержен, он нужен и любим. Блудный сын, возвращаясь к отцу, не надеялся на радушный и теплый прием. Он только желал быть принятым даже в качестве чернорабочего – лишь бы остаться принятым в отчем доме. Но встреча превзошла все ожидания – вместо холодной сдержанности и строгости, его встретили радостные и теплые отцовские объятия. Чувства любящего и простившего отца сразили его. Так, сердце побежденного Божьей любовью человека, наполняется раскаянием за причиненную Отцу боль и желанием никогда не предать эту Любовь.

«И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят» (Лк. 6:32)
«Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым».
(Лк.6:35)

Здесь видна разница между любовью Божьей и человеческой. Человеческое чувство построено на взаимности и принципе справедливой отплаты. Но любовь ли это? Бог добр и к злым…. Пусть это не логично, нереалистично и непрактично, но это возможно для Господа.
«Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.
Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
(Римлянам 5:6-8)
Бог возлюбил человека, любовью безусловной, не ожидая ничего взамен. Однажды, кто-то высказал мнение, что люди даже в ад будут уходить под осуждением того, что они предали любовь. Они не смогут согласиться быть с Богом, потому что изменили тому святому, что всю жизнь их сопровождало и служило им.
Другой человек, выразил поразительную мысль, что на небе есть только одна вещь, которую сделал человек — это раны на руках и ногах Христа.

2. Проблема любви

«6 Отперла я возлюбленному моему, а возлюбленный мой повернулся и ушел. Души во мне не стало, когда он говорил; я искала его и не находила его; звала его, и он не отзывался мне.
7 Встретили меня стражи, обходящие город, избили меня, изранили меня; сняли с меня покрывало стерегущие стены.
8 Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите возлюбленного моего, что скажете вы ему? что я изнемогаю от любви.»
(ПП.5:6-8)
Любовь этой невесты, не взирает ни на какие препятствия и противоречия. Она просто любит даже не зная, любима ли сама… но в этом и есть основная проблема любви – ее надо отдавать.
Когда Бог творил человека, он создавал того, кому бы он мог подарить свою самую нежную привязанность. Он творил его, как искусный художник получает удовольствие от своего полотна. Он сделал его из праха земного и поселил в раю, в саду, который сам насадил. Многие представляют рай местом, где растут величественные деревья, и диковинные цветы. Но рай там, где есть Бог-любовь, и царствие Божие там, где принимают Его бесценный и вечный дар. Именно в таком месте был сотворен и жил Адам. Каждый его день был наполнен светом и животворной энергией Божьей любви. Но однажды Господь заметил, что созданный им человек не совсем счастлив. Его переполняли дарованные Творцом чувства, которые нужно было кому-то дарить. Адам не мог возвращать их обратно Богу, он мог отвечать Ему только взаимностью. Но ему обязательно был нужен кто-то, кого бы он мог наполнять своей любовью. И тогда, Бог создает жену, для того чтобы она могла принимать этот чувственный поток. Замужняя женщина предназначена наполняться любовью мужа так же, как и Адам наполнялся Божьим даром.

«Она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2:23)
Как Адам создан по образу и подобию Божьему, так и жена взята от мужа, и Бог привел ее к человеку. Не человека к ней привел, а ее привел к нему.
«И не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Кор.11:9)
Это не просто слова ап. Павла, это откровение Господне. Жена создана для мужа, что бы он мог, кого-то любить.
«Ибо прежде создан Адам, а потом Ева» (1 Тим.2:13)

В женщине изначально, заложена потребность в нежных чувствах, ласковых словах, трогательных признаниях…и поэтому муж должен дарить ей свою любовь. Но источник чувств мужа не в жене, и как бы сильно она его не любила, какой бы лаской и заботой не окружала, прилагая все свои старания — муж может удовлетвориться только Божьей любовью. Если мужчина не идет к Богу, и не имеет с ним реального общения, в котором наполняется Господней благодатью – ему нечего отдавать своей жене. Тогда он не способен любить, и ему непонятны требования романтических чувств. Даже непросто непонятны – они раздражают его. Он думает, что достаточно обеспечить ее всем необходимым, для того, чтоб она была счастлива. А жене, прежде всего, нужна его любовь, для которой она и создана. Но у мужа самого ее нет, если он не получил этого чувства от Отца. Бог — единственный источник любви и муж наполняется ею только при общении с Ним.

3. Божий план о семье

Мужчина не может взять любовь от жены, потому что она отражает то, что получила от супруга. Она не может отдать ему больше вложенного им. Но если женщина любима своим мужем, окружена его заботой и вниманием, ей в свою очередь необходим объект, кому она могла бы давать, а не возвращать накопившуюся в ней любовь. Иначе она, просто не будет счастлива в полной мере. Анна была любима Елканой, Рахиль была страстью Иакова…, но для них этого не было достаточно. Женщина всегда мечтает о ребенке, о плоде ее собственного чрева, который бы нуждался в ее нежности и опеке.
Чем больше любви в семье, тем сильнее желание женщины иметь детей, чтобы дом ее расширялся и насыщался радостью и счастьем. Таков Божий план о семье.
«плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю».(Быт.9:1)
Господне повеление значило не биологическое размножение, а наполнение земли любовью и крепкими отношениями.
Есть семьи, где недостает любви, где в отношения супругов проник холод. Главе семьи остро необходимо общение с Богом. Сколько бы муж не получал от жены, он никогда не будет удовлетворен этим всем, потому что ему этого не достаточно. У него свой Источник и Глава, благодаря которому он может наполняться любовью. Тогда и сам он наполняет этой любовью свою семью.

4. Церковь, семья, общество

Когда создается семья, где Бог – источник любви для мужа, а он в свою очередь дарит свою любовь жене, матери его детей — тогда строится общество. Как ребенок в матери, как жена в муже, как муж в Боге, так общество в семье. Господь видит в семье модель человеческой среды, и она задумана Им, как микро-государство.
Не может быть и речи о служении в церкви у тех, у кого нет порядка в собственном доме. Разве может Христос быть главой человека в церкви, но не быть главным в его мини-государстве? Церковь это не абстрактное понятие, она состоит из сильных семей, главы которых, помазанные и ответственные мужчины, стремящиеся к Божьему совершенству. Такой мужчина понимает, что Господь не сможет его даже в служение призвать, если его собственный дом не устроен. Ведь не рукоположение дает ему помазание. Священное Писание говорит, что эпископ должен быть «хорошо управляющий домом своим» (1.Тим.3:4)
Если человек не может устроить свой собственный дом, как он устроит церковь?

Так в чем же оригинальная идея семьи? Она в любви. Семья распространяет свою атмосферу на окружающих в церкви.
Билл и Хилари Клинтон не просто семья. Все, что произошло у этой президентской пары, не только их достояние, но они имели сферу влияния на всю страну. Действия президента служат примером для обычного гражданина его государства. Когда Бог дает человеку высокий социальный статус, Он помазывает его править обществом. И неправильные поступки правителя в собственном микро-государстве бросают мрачную тень на макро-государство, отражаясь по всей территории влияния. Опасность любого служителя, не могущего управлять собственным домом в том, что его служение противоречит Библейским истинам.
Самое первое царство, где царствует муж и жена — это их дом. Оттуда и начинается общество. Чтобы разрушить его, нужно развалить семью, разбить представление о ней. И современное общество стирает грани полов, придавая человеку внешность, которая названа мерзостью перед Богом. Господь утвердил оригинальное понятие мужчины, женщины, семьи. Только в Его свете может быть истинное представление о царстве супругов.
Когда в доме происходит конфликт, мужчине нужно, прежде всего, искать проблему в себе. Конечно, гораздо проще обвинять жену, ребенка…, но если муж, отец, преисполнен любовью, его невозможно рассердить. Он не должен выплескивать свою отрицательную энергию на семью, выливать ее на слабого, и тем самым порождать в нем насилие.
Родители – вам нужно как можно больше уделять внимания своим детям. Возможно, вам для этого нужно сократить свою занятость, чтобы как можно чаще находить для них время. Дети не запомнят ваших игрушек и походов по аттракционам. Они запомнят, был ли с ними папа, разговаривала ли с ними мама? Для ребенка важно, когда родители интересуются его жизнью, потому что это сохраняет семью крепкой и единой.

о семье.

Ефес 5: 22 по 6: 1-9 тема: семья.

Но самое последнее место, где мы хотим показать наши христианские принципы – это наш дом. (не считаю может фразы: «жена да убоится мужа своего».) А вот апостол Павел учит, что наш дом – это первое место, где мы должны быть христианами. Откровенно говоря, быть христианином в собственном доме очень трудно! Почему так? Да потому, что дома мы ведем себя наиболее естественно, мы расслабляемся и перестаем контролировать. И поучается, что одна наша половина принадлежит внешнему миру, а другая семье. Когда мы приходим домой и закрываем за собою дверь, мы становимся самими собою. (И порою смотришь в церкви сестра аккуратистка и чистюля, а дома встречает тебя растрепой в замызганном халате.) Именно дома мы, настоящие! И именно дома становится понятно, насколько христианская реальность, становится нашей жизнью. (И наблюдаешь, как благочестивый проповедник – дома становится тираном, смиренная сестра мегерой.) Мы дома настоящие! И именно поэтому апостол Павел так много говорит о доме в этих главах. Это прекрасное наставление о семье. Павел дает замечательный, прекрасный христианские проповеди о семье. говорит: « Жены повинуйтесь своим мужьям повинуйтесь им во всем». Многим сестрам очень трудно принять это, они не любят читать это место. Моей жене например больше нравится читать. « Мужья любите своих жен…». (Правда один проповедник из Германии прочитал «люпите своих жен… вот в зале братья обрадовались…».) Это шутка конечно, но на самом деле некоторые жены согласны с написанным теоретически. Но если дорогие сестры, вы вникните в смысл того, что он пишет, то поимеете, что Павел очень высоко ценил женщину. И апостол говорил не только о том. Что жена должна повиноваться мужу. Но и о том что мужья должны любить своих жен. « Как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё». Апостол говорит: « Муж глава жены». Фактически это значит, что мужчина несет ответственность! Бог возложил на мужчину ответственность за все в доме. Если что то не так, что то плохо в доме, то именно мужчина предстанет пред Божьим судом, ведь именно на него Бог возложил ответственность за. Вот почему Бог говорит женщинам: « Постарайтесь облегчить мужу жизнь» - ведь на нем лежит огромная ответственность. Не нужно быть частью проблему, нужно стать частью решения проблемы! Муж должен быть для жены. Чем Христос является для Церкви, а жена должна быть для мужа. Чем Церковь является для Христа. Идеальная модель семьи; роль жены, такая же, как роль Церкви, где Христос Пастор, а церковь стадо. Женщины, вы овцы. А ваши мужья пастухи. Так пусть же муж пасет вас, заботится о вас, пусть муж станет для вас тем, чем Христос стал для Церкви… Предназначение мужчины таково: ответственность за все происходящее в семье. И Библия говорит мужчинам: Вы видите, как Христос возлюбил Церковь? Вы знаете, что Он умер за нее на кресте? И вы любите своих жен так же, отдавайте себя всего жене, семье! (Один пастор рассказывает, он отец пятерых детей: прихожу усталый, как губка выжатая, хочется скорее лечь на диван с газетой, отдохнуть… Но навстречу выбегают пять маленьких губок – они нуждаются во мне, на кухне одна большая губка, я принадлежу им.) Это очень нелегкое предназначение, но это ключ к любым взаимоотношениям. Если муж любит свою жену, показывает свое расположение и привязанность к ней, любя её, просвещая, ища её удовлетворения и счастья, прощая её ошибки, отдавая ей предпочтение, даже в с родителями и детьми, то её подчинение и повиновение – окажутся радостью для неё. Думаю, что главная проблема в христианском браке – это не жены, не умеющие подчиняться мужьям. А проблемой являются мужья, – которые не могут любить, так как любил Христос, отдавать так, как отдавал Он, быть таким как был Он, совершенным отцом. И тогда женщине приходится делать то, чего не может сделать её муж и отец детей. И становится видно, кто в доме хозяин… (Пастор пришел посетить одну семью и войдя в дом, видит следующее: Жена стоит со скалкой в руках, все воинственная. Муж сидит под столом и с опаской выглядывает. Почему он там, спрашивает пастор? Жена смиренно отвечает: он хозяин в доме. Где хочет, там и сидит…). Смешно? Когда начинаешь глубоко задумываться, чему учит Библия о семье, начинаешь понимать, что муж и жена должны стать единым целым. (сотворил Бог человека, мужчину и женщину – сотворил по образу) 1+1 =1 Божественная арифметика. Должны быть связанными единым духом и едиными мыслями, стать едиными физически. Но прежде, чем муж и жена смогут стать единым целым друг с другом. Они должны стать единым целым со Христом. (если один из супругов неверующий эта модель не действует). Вспомните иллюстрацию: равносторонний треугольник? Верхний угол Бог, два нижних это муж и жена. Чем выше они поднимутся к Богу вверх, тем ближе приблизятся друг ко другу. Это первое звено в связывающей их цепочке. Второе звено – это общение. Некоторые супруги говорят, что между ними нет общения! Это лож, отсутствие общения невозможно! Ведь мы общаемся между собой даже когда не разговариваем. (Одна женщина сказала о своем муже: нужно очень внимательно слушать его, когда он молчит – что бы понять, что он говорит.) Вот, что такое общение, слышать даже тогда, когда супруг молчит. Общение это инструмент, при помощи которого создается единое целое. Если между вами есть общение, если вы слышите друг друга. Слышите, а не только говорите, как часто бывает. Значит вы сможете решать свои проблемы. А если нет, если вы слышите только самого себя, тогда вы беспомощны. Еще одно звено это совместимость. Совместимость это все, что связанно со шкалой ценностей. Социальных, моральных, материальных и конечно же духовных. Цените и уважайте ценности друг друга, учитесь друг от друга. (Например: споткнулся, упал – жена смеется, муж сочувствует. Это не совместимая мораль. Или она скромница и аккуратистка, за столом салфеточки, приборчики а он чавкает и рукавом рот вытирает – это разное социальное воспитание.) Нужно учиться быть совместимыми, брать хорошее у партнера и быть снисходительным к недостаткам. Совместимость на всех уровнях это основа единства. Особенно важна духовная совместимость. Если жена читает пророка Исайю, а муж при этом начинает дремать. Это печально. Но центральным связывающим звеном – является любовь! Та любовь, что объединяет людей в одно целое нерушимая. Непреодолимая, бескорыстная, безусловная. Описанная в послании коринфянам 13 глава. Ведь главная причина, по которой распадаются семьи это эгоизм людей. Люди хотят быть любимыми, но сами не умеют любить. Не умеют подчинить свою жизнь Христу и другим людям. Любые отношения они рассматривают только с точки зрения их личной выгоды. (Большинство жен и мужей христиан, отлично знают что написано в Библии про обязанности супруга, а свои не хотят знать. Ждут, когда начнет меняться супруг, но сами не желают.) Но ведь, ежу понятно, если все будут стремиться только, получать и никто не захочет отдавать, то в результате никто и ничего не получит. Все лишь будут стоять с протянутой рукой. Если мы поймем фразу Христа: более благословен дающий, а не получающий, тогда мы поймем, что любовь ведет к единению людей. Следующее звено это понимание между мужем и женой. Мужчине необходимо понимать женщину; как она думает, то она чувствует, как она поступает, согласно своей женской логике. (И фраза о том, что женская логика это отсутствие всякой логики. Для нас не оправдание.) А женщине нужно постараться понять мужской менталитет; как он думает, как выражает себя, как относится к вере. Многие женщины считают своих мужей бездуховными, потому, что они поклоняются Богу не так, как их жены и наоборот. Понимание это очень важно! И наконец физическая близость это тоже немаловажно. Но помните, что бы физическая близость приносила истинную радость, она должна быть выражением: совместимости, любви, взаимопонимания. А если всего этого нет, то ваша близость будет пуста. Как у животных. Секс должен быть выражением истинного духовного единства. В Писании очень много сказано, какой Бог хочет видеть семью. Семейные отношения это самые главные отношения созданные Богом. Если в Церкви крепкие семьи, то крепка и Церковь и наоборот. Кроме отношения между супругами, Павел пишет и о родителях и детях, рабов и господ. Поучения в 6 гл. 1-3 стихах относятся в основном к нежинатым детям, живущим в доме родителей. В принципе. Мы должны на протяжение всей жизни, любить, почитать, уважать и заботится о родителях. А пока ты живешь в доме родителей. Подчиняйся им как Божиим служителям и представителям. От детей требуется уважение искреннее, добровольное подчинение. Слова повинуйтесь в Господе, означают, что от подчинения в делах злых, богопротивных, дети свободны. Почитай отца и мать… затрагивают много аспектов это любовь, подчинение, забота о них в старости и вежливые. Уважительные отзывы о. Даже в мыслях мы должны быть почтительны к родителям. Это первая заповедь сопровождаемая обетованием. Стих 4, здесь об отцах. Отцы, они главы семьи и часто строги, а матери наоборот, часто слишком мягки. Но они поровну несут ответственность за поведение и образ жизни детей. Неразумное, недальновидное воспитание, может стать причиной отхода детей от родителей, от Бога, от Церкви. Я лишь теоретик, но говорю вам, не делайте того, что в будущем ударит по вам, в детях ваших. Часто слышу. Как родители оправдываю непосещение церкви детьми тем, что много учебы, им некогда. Подумайте, что лучше: быть в аду с высшим образованием или с Господом без диплома? И, конечно же надо помнить, что они не христианские проповеди о семье, поэтому, от них невозможно требовать взрослого мышления, поведения, разговора… Сказанное о рабах. Мне кажется, сегодня применимо к работодателям и работникам.

29 Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие;

30 и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие;

31 и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.

32 А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;

33 а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею:

34 незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.

35 Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.