Простые стежки для вышивания. Вышивка основные виды швов. Виды швов в вышивке. Виды простых и декоративных швов. Основные приемы объемной вышивки

Стежок «назад иголку» также называется «бэкстич». Он служит для проработки детали или вышивки контура рисунка. Его элементы - короткие одинаковые стежки, которые можно выполнять по горизонтали, вертикали или диагонали. Ряды тянутся слева направо, хотя отдельные стежки могут выполняться справа налево на двух нитях ткани. Образец вышит нитками мулине в одно сложение.

1


1. Сделайте первый стежок справа налево (точки 1-2). Выведите иглу на лицевую сторону в точке 3, на расстоянии двух ячеек вправо от первого стежка. Выполните второй стежок, уведя иголку на изнанку в точке 4 (она же точка 1).


2. Продолжайте вышивать весь ряд.

3

Наметочный стежок.

Наметочные стежки выполняют нитками в одно сложение.

4


1. Проводите нитку над и под двумя нитями ткани, чтобы получился ряд наметочных стежков.

5


6

Двойные наметочные стежки.

Двойная наметка (также называемая гольбейном) обычно выполняется на образцах, вышитых черными нитками. С лицевой стороны вышивка напоминает стежки «назад иголку», но с изнанки выглядит иначе: двойная наметка одинакова с обеих сторон ткани, поэтому рукоделие выглядит гораздо аккуратнее выполненного стежками «назад иголку».

7


Начните с выполнения наметочной строчки слева направо, затем вышейте в пробелах между стежками еще одну строчку стежков.

1. Выполните ряд наметочных стежков, затем продолжайте работать, двигаясь в обратном направлении и размещая новые стежки в пробелах предыдущего ряда.

8


2. Продолжайте выполнять стежки, пока не дойдете до конца ряда.

9

Крест.

Крест - один из самых древних и широко известных стежков. Существуют две последовательности выполнения крестов. Первая рекомендуется при работе с пестрыми и подкрашенными нитками, она заключается в том, чтобы полностью вышивать один крест, прежде чем перейти к следующему. Движение при этом осуществляется слева направо. В качестве примера я привела вышивку пестрыми нитками в два сложения.

10


1. Вышейте первую перекладину креста с нижнего левого угла до верхнего правого, затем вторую - от нижнего правого до верхнего левого.


2. Чтобы вышить второй крест, выведите иголку на лицевую сторону в точке 3, через то же отверстие, как для первого стежка, и положите нитку наискосок, чтобы образовалась первая перекладина второго креста.


3. Продолжайте вышивать весь ряд, заканчивая каждый крест, прежде чем перейти к следующему. Обратите внимание на то, как постепенно меняется цвет.

13

Еще один метод вышивания крестом - выполнение ряда первых перекладин, а затем проход по тому же ряду в обратном направлении и выполнение ряда вторых перекладин.

14


1. Двигаясь слева направо, выполните первый ряд стежков. Вышивайте только одну половину каждого креста, от нижнего левого до верхнего правого угла.


2. Двигайтесь по ряду справа налево и заканчивайте кресты один за другим, вышивая стежки от нижнего правого угла до верхнего левого.


Совет.
Чтобы крестики были помельче, их можно вышивать поверх одной нити ткани.

Полуторный крест.

Существует четыре способа вышивания таких крестов. Эти кресты нужны для того, чтобы вышивать мелкие детали рисунка.

17


18

Болгарский крест.

Этот крест также называется двойным. Он состоит из двух крестов, наложенных один на другой и повернутых друг относительно друга. Такие кресты получаются слегка выпуклыми, они придадут дополнительную объемность и фактурность вашему рукоделию. Можно выполнять болгарские кресты нитками двух цветов: нижние кресты - одним цветом, верхние - другим.

19


1. Вышейте первый диагональный стежок на четырех нитках (точки 1-2), затем второй стежок (точки 3-4).


2. Выполните вертикальную перекладину верхнего креста, двигаясь сверху вниз.


3. Закончите вышивать болгарский крест горизонтальной перекладиной, двигаясь справа налево.


23


24

Двойной козлик.

Этот стежок состоит из двух рядов простых стежков «козлик», выполненных один поверх другого со смещением. Очень эффектно смотрится двойной козлик, сделанный нитками двух цветов: нижний ряд - потемнее, верхний - посветлее.

25


1. Вышейте первый стежок в точках 1 и 2, располагая нитку по диагонали на четырех вертикальных и шести горизонтальных нитях ткани. Второй стежок вышейте в противоположном направлении (точки 3-4), чтобы получилась перевернутая буква V.


2. Следя за натяжением нитки, выведите рабочую нитку на изнанку на расстоянии двух ячеек влево от точки 5, затем уведите иголку на изнанку в точку 6, чтобы получился следующий стежок.


3. Закончите первый ряд стежков «козлик».

28


4. Вденьте в иглу нитку другого цвета и вышейте второй ряд, располагая стежки между стежками первого ряда и вводя иголку в те же отверстия ткани.


30

Наклонная атласная гладь.

Этот стежок, который также называется шотландской гладью, состоит из сплошных элементов вышивки. Каждый блок представляет собой семь стежков, выполненных на четырех нитях ткани наискосок, в одном направлении. Второй элемент в ряду - зеркальное отражение первого, при его выполнении игла проходила через те же ячейки ткани. Между элементами зазора нет. Ряды выполняются при движении слева направо, направление стежков в элементах чередуется. Для примера я взяла мулине в два сложения.

31


1. Выведите иглу на лицевую сторону ткани в точке 1, затем уведите на изнанку, проложив нитку по диагонали до точки 2.


2. Подтяните нитку, чтобы получился первый стежок. Второй стежок вышейте так же, как первый, проводя иголку через то же самое отверстие справа от точки 3. Затем уведите иголку на изнанку через ячейку ниже точки 4.


3. Выполните еще два стежка, сдвигаясь на одну ячейку в сторону и вниз.


4. Вышейте вторую половину элемента тремя стежками (точки 9-14). Выведите нитку на лицевую сторону, отступите две ячейки вправо и приготовьтесь к вышиванию второго элемента.


5. Выполните второй элемент, как зеркальное отражение первого. Иголку проводите через те же отверстия, что и для первого компонента.


6. Продолжайте вышивать ряд, чередуя направление стежков в вышитых элементах.

Квадратики.

Эти стежки еще называются четырехсторонними. Их можно выполнять с нормальным натяжением или потуже затягивая нитку. Подтягивать необходимо каждую часть стежка, чтобы получился ажурный эффект; чем сильнее натянута рабочая нить, тем более воздушной получится вышивка. Для примера я выбрала нитки «перль», поскольку натягивать их приходится довольно туго.

38


1. Выполните первый стежок (1-2) на четырех горизонтальных нитях ткани и туго натяните рабочую нитку. Проведите нитку по диагонали с изнанки ткани и выведите в точке 3, затем уведите на изнанку в точке 4 (она же точка 1).


2. Натяните нитку, проведите ее с изнанки по диагонали и выведите в точке 5, затем уведите на изнанку в точке 6 (она же точка 2).


3. Туго натяните нитку, закончите четвертую сторону квадрата (7-8). Образуется первая сторона следующего квадрата. Продолжайте вышивать ряд.


4. Чтобы повернуть ряд на уголке, понадобится в последнюю очередь вышить ту сторону квадрата, которая будет первой стороной следующего. Вышейте верхнюю сторону квадрата, затем - правую вертикальную движением снизу вверх.


5. Проведите нитку по диагонали до нижнего левого угла, вышейте нижний стежок квадрата движением слева направо.


6. Вышейте следующий квадрат под предыдущим, выполняя стежки в том же порядке, что и на схеме вверху.

Треугольники.

Этот стежок также называется турецким кружевом. Стежки, образующие треугольник, туго стягивают ткань и выполняются при движении справа налево. Каждая сторона треугольника образована двумя стежками, нитки должны быть постоянно туго натянуты, чтобы узор получился отчетливым. Для этого образца я выбрала нитки «перль».

45


1. Начните с правой стороны первого треугольника. Выполните два стежка сверху вниз (точки 1-2 и 3-4), делая второй стежок в тех же ячейках, что и первый. Туго натяните нитку, выведите иглу на лицевую сторону, отсчитав четыре вертикальных нити влево.


2. Выполните два стежка в основании треугольника, каждый раз туго натягивая нитку, и выведите иголку в начале следующего стежка.


3. Выполните этот стежок дважды, выведите нитку на лицевую сторону, отсчитав четыре вертикальных нити влево - к началу следующего треугольника (13).


4. Продолжайте вышивать весь ряд.

49

Атласная гладь.

Атласной гладью называется вышивка прямыми стежками, положенными так близко друг к другу, что образуется сплошная гладкая поверхность. Длина и направление стежков могут меняться, стежки можно выполнять горизонтально, вертикально или под наклоном, чтобы заполнять ими фигуры разной формы. Проследите за тем, чтобы стежки были ровными, чтобы нитки не перекручивались; для равномерного натяжения ниток вам понадобится выравнивающий инструмент. Внизу показаны простейшие примеры атласной глади и схемы выполнения различных узоров гладью. Каждый стежок выполняйте в том направлении, в котором указывает стрелка.

50


1. Вышейте лепесток прямыми стежками при движении сверху вниз, следуя схеме.


Готовый лепесток.


Укладка стежков. При проведении иголки между двумя нитями получаются параллельные стежки.


54


55

Гладьевые валики.

Такие валики («качалочки») служат крепежными стежками, выполненными на четырех нитках ткани по обе стороны от полосы выдернутых нитей. Стежки, охватывающие нитки ткани, позволяют разрезать их и кладутся вплотную друг к другу, все в одном направлении. Для валиков берутся нитки «перль» №5 для ткани №25 или «перль» №8 для ткани №28. Приступать к вышивке следует, имея в запасе достаточно ниток, чтобы хватило на весь валик. Никогда не переходите на новую нитку, не закончив валик.

56


1. Выведите нитку на лицевую сторону, проведите нитку над четырьмя вертикальными нитями ткани.


2. Затяните нитку, выполните еще четыре стежка таким же образом, каждый раз спускаясь на одну нить ткани.

58


Разновидности гладьевых валиков представляют собой крепежные стежки, состоящие из четырех элементов, вышитых на общих ячейках и сходящихся в центре. Соединяющиеся под прямым углом горизонтальные и вертикальные стежки образуют сплошной рисунок.

59

Для овладения искусством вышивания предлагаем Вам ознакомиться видами стежков.

1. Счетный крест – это наиболее часто используемый в вышивании стежок. Его название подразумевает, что в процессе вышивания необходимо подсчитывать количество вышитых крестиков сверяясь все время со схемой, по которой Вы вышиваете.

Если Вы вышиваете по канве Аида, то четыре дырочки, образующие квадрат – это один счетный крестик. Начинайте вышивать из нижнего левого угла в верхний правый — это будет первый стежок. Второй стежок ведется из нижнего правого угла в верхний левый (Рис. 1).

При выполнении ряда счетных крестиков нужно сначала вышить наклонные стежки слева на право, а затем вернуться. Т.о. ряд вышивается в два этапа, главное соблюдать одинаковый наклон стежков (Рис. 2 и Рис. 3).


2. Неполный крест ¾ – это крест, который может выполняться двумя или несколькими цветами, а также не иметь одной из вышитых сторон. Этот крест покрывает половину поверхности, занимаемой при вышивке счетным крестом.

При выполнении неполного креста одним цветом с «гладкой стороной» необходимо второй стежок закончить ровно посередине полноразмерного первого стежка. Следите, чтобы иголка ровно раздвинула переплетение канвы, иначе стежок получится неаккуратным (Рис. 4).


Неполный крест в два цвета называется двойной крест ¾. Такой крест покроет всю поверхность, заполненную при вышивании счетного креста, только будет иметь в себе два цвета. Для его исполнения необходимо вышить два неполных креста ¾ спиной друг к другу. При этом половинные стежки имеют общую центральную точку прокола канвы (Рис. 5)


3. Шов «назад иголку» – этот стежок применяется при наличии в схеме обводного стежка. Другое его название – бэкстич (от.анг. back — назад).

При выполнении данного стежка необходимо вывести иглу на лицевую сторону канвы и сделать стежок назад. Затем снова выведите иглу на лицевой стороне канвы на расстоянии одного стежка от начальной точки первого стежка и вернитесь назад (Рис. 6).


4. Полукрест – это незаконченный вид ряда, выполняемого счетным крестом.
Вышивайте этот стежок слева направо. Сделайте ряд из диагональный стежков (Рис. 7).


5. Китайский крест – это разновидность прямого креста. Шов состоит прямоугольных блоков, каждый их который представляет собой один длинный горизонтальный стежок и два коротких вертикальных. Блоки вышивают наполовину смещенными вниз, а затем вверх, для образования волнистой линии.
При вышивании на канве Аида горизонтальный стежок перекрывает 6 переплетений ткани (Рис. 8).


Вертикальные стежки перекрывают 4 переплетения ткани (Рис.9).


После первого вертикально стежка сделайте второй вертикальный стежок. Для этого выведите иглу через два переплетения относительно первого вертикального стежка. По окончании выведите иглу в основании первого вертикального стежка. В результате этого один китайский крест вышит (Рис. 10).


Второй и последующие китайские кресты выполняются наполовину смещенными вниз и вверх поочередно. При этом образуется видимая волнистая линия (Рис. 11).


6. Шов «Козлик» — это тонкая зигзагообразная линия. Чтобы эффект перекрещенных нитей был более заметным, выполняйте стежки ближе друг к другу.

Для начала шва выведите нитку на лицевую сторону канвы из точки 1. Сделайте стежок вправо, прокалывая ткань в точке 2. Через одно переплетение влево снова выведите иглу на лицевую сторону в точке 3 (Рис. 12).


Для завершения первого креста, сделайте наклонный стежок вправо по направлению к низу, прокалывая канву в точке 4. Выведите иглу на лицевую сторону через одно переплетение влево из точки 1 (Рис. 13). Точка 1 является начальной для выполнения второго крестика шва «Козлик».


Продолжайте выполнение шва «Козлик». Следите, чтобы дина стежков была одинаковой, а расстояние между ними равномерным (Рис. 14).


7. Шов «Двойной козлик» — состоит из двух рядов простого шва «Козлик», выполненных один поверх другого. При выполнении этого шва можно использовать нитки двух цветов.

Сначала выполните ряд простым швом «Козлик». Затем ниткой другого цвета выполните еще один ряд простого шва «Козлик» только со смещение вправо. Располагайте нитку так, чтобы закрыть промежутки между стежками первого ряда (Рис. 15).


8. Звездочка – это вышитый знак «плюс» с наложением на него вышитого счетного креста. Этот шов может выполняться нескольким цветами.

Для начала выполните большой прямой крест (знак «плюс») на четыре переплетения канвы. Затем поверх выполните обычный счетный крест. Оба креста должны быть одинакового размера (Рис. 16).


Сверху выполненных крестов сделайте еще один маленький счетный крест, чтобы закрепить два нижних больших креста (Рис. 17).


Для выполнения «звездочки» разными нитями, выполняйте предыдущие три шага с заменой нитки на другой цвет (Рис. 18).


9. Рисовые кресты – это большой счетный крест, имеющий на концах как бы по еще одному, но маленькому счетному кресту.

Выполните счетный крест, а затем на каждом конце сделайте по маленькому диагональному стежку (Рис. 19). Продолжайте ряд из рисовых крестов учитывая, что расстояние между крестами должно равняться длине одного креста.


Следующий ряд рисовых крестов выполняйте в обратном направлении со смещением, относительно предыдущего ряда (Рис. 20).


10. «Кирпичики» и счетные кресты – это чередование блоков из четырех горизонтальных стежков и большого счетного креста, вышиваемых вертикально (Рис. 21).


Выполняйте второй ряд в противоположном направлении, располагая блоки из стежков и счетные кресты в шахматном порядке, относительно предыдущего ряда (Рис. 22).


11. Шахматные кресты – это квадратные блоки из четырех вертикальных стежков с крестом поверх них. Данный вид крестика может выполняться двумя цветами.

Для начала выполните ряд квадратных блоков, состоящих из четырех вертикальных стежков (Рис. 23).


Затем выполните второй ряд из вертикальных стежков в обратном направлении. Располагайте последующие блоки под промежутками между блоками первого ряда для создания эффекта шахматного поля (Рис. 24).


Нитью другого цвета выполняйте поверх каждого квадратного блока из прямых стежков крест, закрепляя его в центре коротким вертикальным стежком (Рис. 25).


12. Зигзагообразный бордюр – это наиболее простой из бордюрных швов. Каждый ряд выполняется в два этапа, формируя тонкий геометрический узор.

Для начала сделайте короткий вертикальный стежок, выведя иглу из точки, в которой она была выведена первоначально (Рис. 26).


Затем сделайте диагональный стежок, вкалывая иглу в верхнюю линию ряда немного левее от предыдущего стежка. Продолжайте бордюр насколько необходимо, чередуя вертикальные и диагональные стежки (Рис. 27).


Дойдя до конца ряда, вышивайте слева направо, выполняя одинаковые вертикальные и горизонтальные стежки, вводя иглу в канву через те же отверстия, через которые были выполнены стежки первого ряда (Рис. 28).


13. Французский узелок – это маленькие узелки округлой формы, выступающие над поверхностью канвы. Они используются как по одиночке (например — глаза), так и группами (например — тычинки).

Выведите нить на лицевую сторону канвы. Одной рукой натяните нить по направлению стрелки и дважды закрутите ее вокруг иглы (Рис. 29).


Осторожно вытяните иглу, затягивая витки. Не затягивайте слишком туго, иначе трудно будет вытянуть иглу при выполнении следующего шага (Рис. 30).


Продолжая натягивать нить одной рукой, вколите нить в канву очень близко от точки ее начального выхода. Вытяните иголку на изнаночную сторону. На лицевой стороне останется французский узелок (Рис. 31).

Виды швов.

У зелковые швы «французский узелок», вышивка рококо и другие…

Здравствуйте начинающие мастерицы . В прошлых публикациях, мы с Вами научились .

Сегодня мы разберем Чаще всего их используют как декоративное дополнение в различных вышивках. Например, при выполнении работы простыми швами или гладью такие элементы как тычинки цветов, листики, стебли цветов и стволы деревьев вышивают узелковыми швами. Узор, зашитый простыми узелками с вливанием тонов, называютузелковой гладью. Изящная вышивка «рококо», используемая для отделки блузок, белья, носовых платков выполняется различными узелковыми швами. Вышивка «рококо» так же часто используется в создании миниатюрных картин.

Узелковые швы можно разделить на три группы:

Узелки, использующиеся в национальных вышивках;

Простые узелки;

Узелки для украшения простейших швов.

Все существующие узелковые швы невозможно перечислить в одной публикации, поэтому мы рассмотрим те, которые наиболее часто используются.

К группе простых узелковых швов можно отнестифранцузский узелок (рис.1), шов рококо или жгутик (рис.2).А так же жемчужный (рис3).

А так же двойной (рис.4), коралловый (рис.5) и спиральный (рис.6) узелки.

Ко второй группе узелковых швов можно отнести португальский (рис.7), армянский (рис.8), китайский (рис.9), испанский (рис10).

К третьей группе относятся различные простые швы дополненные узелками. Прямой крест с узелком (рис.11) позволяет более плотно заполнить вышивкой редкую ткань. Простыми узелками дополняют тамбурный (рис.12) и зигзагообразный швы (рис. 13), ромбовидный узелковый шов считается более сложным (рис.14).

В счетных вышивках простым узелком можно заменить крестик. Размер узелка может быть как очень тонким в одну нить в один оборот по тонкой ткани (например, батист), так и широким, например шерстяным гарусом в три - четыре оборота по трикотажу или сукну.

В следующей статье мы расскажем Вам о шве

Попробуйте вышить две салфетки, используя только шов «назад иголку».


Вам потребуется:

Тонкая полупрозрачная ткань (хлопчатобумажное или шелковое полотно, маркизет, органза) и

нитки мулине: для салфетки с розами 50/40 см ткани и мулине розового (2 тона) и зеленого (2 тона) цвета,

для белой салфетки примерно 80/80 см белой прозрачной ткани и белое мулине. Можно использовать цветную ткань и нитки в тон ткани.

Кружево - около 250 см.

Выполнение работы:

Вышивайте нитью в 2 сложения. Чем мельче будут стежки шва, тем плотнее заполнится узор на изнанке и тем ярче будет выглядеть вышивка на лицевой стороне.

Схема вышивки.

ВИДЫ ШВОВ. ПРОСТЫЕ ШВЫ.

Здравствуйте, начинающие мастерицы. Вы наконец-то решили научиться вышивать. А знаете ли Вы, сколько существует разнообразных видов вышивки? Их настолько много, что даже классифицируются они по-разному: по виду, использованию, национальному происхождению.

Мы начинаем цикл статей о различных видах швов. В этой статье мы расскажем о простых видах швов.

Все швы по технике исполнения делятся на две большие группы - глухие и прозрачные (сквозные)

К глухим швам относятся швы, которые укладывают поверх ткани, украшая и дополняя ее. К ним относятся счётные швы, все виды глади, аппликации и другие.

К прозрачным, или сквозным швам относятся швы, изменяющие структуру ткани. Это ришелье, вырезы (хардангер), разнообразные мережки, строчевые швы, выполненные по продернутой сетке и многие другие.

Нередко одни и те же швы, выполненные в разных районах страны, отличаются друг от друга. Но при всем многообразии видов вышивки, у них есть основа вышивания. Она одинакова практически повсюду-это основные швы. Их не так много, но они составляют основу всех сложных вышивок. К простым (основным швам) относятся швы: «вперед» и «назад иголку», тамбурный, стебельчатый, «веревочка», «шнурок», узелковый, петельный, «петля» и «полупетля» и их простейшие комбинации.

Начнем со шва «вперед иголку». Шов «вперед иголку» односторонний, т.е. при его выполнении на изнаночной стороне образуется негативное изображение. Прокладывают его как по счету нитей ткани, так и по рисованному контуру. Шов выполняют справа налево по линии узора. Размер стежков и расстояние между ними могут быть любыми. Это зависит от выбранного узора (рис.1 а-в). Чтобы получить полностью заполненный стежками ряд, нужно выполнить шов «вперед иголку сначала в одну, а затем в обратную сторону, перекрывая пропуски между стежками. При выполнении такого шва, размер стежка и расстояние между ними должны быть одинаковыми (рис.1 г).

Так же шов можно украсить нитью контрастного цвета, обвивая проложенные стежки в том или ином направлении (рис.2). При обвиве игла должна проходить только под стежками, не захватывая при этом ткань. Такие швы называются «веревочка», «цепочка», «шнурок».

Можно положить нить и через два параллельных ряда шва, расположенных на некотором расстоянии друг от друга. При этом стежки швов могут располагаться в шахматном порядке (рис.3 а, б) или же прошиваются точно один под другим (рис.3 в, г). Таким же образом можно обвить нитью и несколько плотно уложенных друг к другу рядов (рис.4). Такие декоративные швы могут использоваться самостоятельно для отделки изделий, а кроме того ими можно заполнять фрагменты узора.

Шов «вперед иголку» широко используется в счетных вышивках. Шов «роспись» выполняют в два хода - в одну и в обратную сторону по контуру рисунка. При этом образуется тонкий похожий на кружево узор. Шов«набор» используется для выполнения отделочных полос или вышивки гобеленов и ковров, а его разновидность шов «бранка» — для заполнения деталей узора в вышивке под названием «орловский спис».

Начинайте освоение вышивки «вперед иголку» с освоения наиболее простых работ. Придумайте рисунок, перенесите его на ткань и вышивайте.

Все о стежках и видах вышивки. Виды швов (в помощь мастерицам)

ИТАЛЬЯНСКИЙ Ш0В ДВУСТОРОННИМ КРЕСТИКОМ .
Ряд вышивают в два хода вперед-назад, причем обводят крестик горизонтальными и вертикальными стежками. Ряд начинают снова двухсторонним наклонным стежком (рис 1); за ним следует вертикальным стежок (рис.2) и двусторонний горизонтальный стежок (рис. 3). Так продолжается вышивание первого хода в ряду. В конце ряда стежков - вертикальный двусторонний стежок. Идя назад справа налево, вышивают на нижних стежках крестика верхние и лицевые вертикальные стежки(рис. 4). Горизонтальные стежки следующего ряда заканчивают предыдущий ряд. В конце последнего ряда стежков вышивают сперва наклонный стежок, затем верхний двусторонний горизонтальный стежок и в заключение - изнаночный вертикальный стежок.
Отдельные ряды стежков можно вышивать и упомянутым выше способом. При тугом затягивании стежков на редкой ткани итальянский шов двусторонними крестиками образует ажурную поверхность.

СЛАВЯНСКИЙ ПЕРЕПЛЕТЕННЫЙ ШОВ

известен также под названием венгерского переплетенного шва . Ряд вышивают слева направо сразу двумя стежками различной длины, которые перекрещиваются на лицевой стороне работы косичкообразно. На изнаночной стороне располагаются в ряд параллельные двойные вертикальные стежки. Обычно короткий стежок вдвое меньше длинных. В узоре можно использовать одновременно ряды стежков в одном направлении и в двух (вертикальные и горизонтальные ряды). Вышивать можно нитью одного или нескольких тонов.

СЛАВЯНСКИЙ КОСОЙ ПЕРЕПЛЕТЕННЫЙ ШОВ .

Вышивают диагональный ряд обычно через два пересечения нитей утка и основы. Высота ряда стежков - два пересечения нитей ткани. Длинный стежок может быть в полтора-два раза длиннее короткого. Этот шов, используют для вышивания жилок листьев и контуров выпуклых форм.

АЛЖИРСКИЙ ПЕРЕПЛЕТЕННЫЙ ШОВ

похож на вышивание крестиком, но у двух перекрещивающихся стежков различная длина. Вышивают слева направо.
Для заполнения поверхности пользуются толстой вышивальной нитью.
(по-моему, просто центры крестиков смещены, и пересечение между собой наблюдается)))

ИСПАНСКИЙ ДВОЙНОЙ ШОВ ЕЛОЧКОЙ .

Образуется из двух рядов взаимно наклонных стежков, вышитых вперед назад. Стежки с изнаночной стороны работы длиннее лицевых.

ДВУСТОРОННЯЯ СТРОЧКА

образуется из стежков одинаковой длины вперед иголкой на лицевой и изнаночной сторонах вышивки. Вышивают наискосок рядами вперед-назад в четыре хода.
Оставшиеся при первом ходе промежутки заполняются стежками при втором ходе. Стежки должны сходиться в одной точке. Приступая к новому узору следите за последовательностью стежков: избегайте двойных и наклонных. Эту технику рекомендуется использовать для изделий, у которых на виду обе стороны. Двусторонняя строчка сочетается с крестиком и мережками.

ПЕРСИДСКИЙ ШОВ (целых три варианта)

а) Вышивают горизонтальными рядами вперед-назад швом “вперед иголку”. Длина стежка - в пять, промежутка - в одну нить ткани. Стежки каждого следующего ряда - в средине стежков предыдущего ряда. По редкой ткани вышивают два ряда стежков вперед-назад вместе - в промежутке между одними и теми же нитями ткани. Рекомендуется объемная вышивальная нить.

б) Персидский шов выполняется горизонтальными рядами “вперед иголку”. Длина стежка - пять, промежутка - одна нить ткани. В каждом следующем ряду стежок смещается на одну нить ткани вперед влево, так что на законченной поверхности образуются наклонные полоски.

в) Персидский шов выполняется горизонтально наклонными стежками, напоминающими стебельчатый шов. Стежки делают через шесть вертикальных и через одну горизонтальную нить. Ряды стежков можно вышивать в одном направлении с переходами вперед назад так, чтобы вышивка оставляла впечатление тканой поверхности.

ВЫПУКЛЫЙ ШНУРОЧЕК .
Толстую нить, положенную по контурам узора, обшивают широкими стебельчатыми стежками той же или более тонкой вышивальной нитью.

Такие же стежки можно выполнить еще во второй раз, в противоположную сторону. (При этом варианте иногда меняют цвета ниток.)

ШОВ ЦЕПОЧКОЙ ,

или тамбурный (рис. 22). Направление вышивки - сверху вниз. Выведенную на лицевую сторону иглу вкалывают снова в место прокола. Из вышивальной нити образуется петля, придерживая которую большим пальцем левой руки, делают стежок желаемой длины, новый прокол на лицевую сторону делают в середине петли. В правильно сделанной цепочке все стежки одинаковой длины. С изнанки работы на месте тамбурного шва - ряд вышивальных стежков. Шов используется для вышивания отдельных линий, оконтуривания больших фигур и покрытия больших поверхностей.

ТАМБУРНЫЙ ШОВ с навивкой

(картинка справа). Ряд цепочки обвивают через каждую петлю нитью того же или другого цвета. Обвивая, ткань не захватывают. Готовый шов похож на шнур.

РЫБКА

. Шов образуется из длинных стежков рубчиком, которые делаются попеременно: раз - слева, раз - справа. Используют часто в простых вышивках.

СТАРИННЫЙ САКСОНСКИЙ УЗЕЛКОВЫЙ ШОВ .

Вышивают снизу вверх. Иглой прокалывают ткань горизонтально. Вышивальную нить затягивают туго. Нить проводят слева направо под первым стежком и стягивают узел.

КОСИЧКУ

можно вышивать и не считая нити ткани. Для этого нужно слегка наметить на ткани ширину шва; длину стежка вышивать на глаз (особенно легко это будет сделать людям с хорошим глазомером))))

РУМЫНСКИЙ ШОВ

образуется из длинных стежков и соединяющих с тканью посредине коротких стежков. Стежки можно вышивать слева направо или поворачивая. Используется для вышивания контуров и заполнения поверхностей.

ПРОСТОЕ ШИТЬЕ КРЕСТОМ

Часто используемый шов. (не то слово, как часто используемый)))
Ряд крестиков вышивается вперед-назад. Нижние стежки вышивают слева направо над нитями ткани накрест, а верхние с наклоном справа налево над нижними стежками. Между крестиками с изнаночной стороны работы оказываются вертикальные двойные стежки. В основе правильного крестика - квадрат.
(так вот как раньше называли Датский метод -см. Словарик - вышивки крестом! не правда ли похоже?)

ПОЛУКРЕСТ .

Используется при тонкой основе или толстой вышивальной нити. Для этого прокладывают на ткани по длине целого ряда стежков вышивальную нить, над которой вышивают нижние стежки крестика по направлению слева направо. (ну или в другую сторону. и вообще - в наше время я не видела полукрест с предварительно проложенной нитью... может не там смотрю всегда?)

УДЛИНЕННЫЙ КРЕСТ .

В противоположность нормальному крестику стежки через большее количество нитей в высоту, чем в ширину (чаще в соотношении 2:1) . Такой вариант стежка можно употребить для заполнения больших поверхностей.

БОЛГАРСКИЙ ИЛИ ДВОЙНОЙ КРЕСТ

ПРЯМОЕ ГОБЕЛЕНОВОЕ ШИТЬЕ . Известно также как репсовое , норвежское или шведское шитье . Вышивают горизонтальными рядами слева направо или справа налево. Высота стежка – 2-3-4 нити ткани. Между стежками - нить ткани. По узору, намеченному на клетчатой бумаге, высота стежка уравнивается с шириной группы стежков. В основе группы стежков - квадрат. Часто вышивают также над проложенной под ряд стежков нитью.

КОСОЕ ГОБЕЛЕНОВОЕ ШИТЬЕ . Вышивают обычно через две нити ткани в высоту и через одну нить ткани в ширину с направлением слева направо. Вышивая на руках, поворачивают работу и продолжают вышивать. (хорошо если рисунок не сложный, чтоб не запутаться...)

ШИРОКОЕ ГОБЕЛЕНОВОЕ ШИТЬЕ . В зависимости от структуры ткани можно этим швом вышивать в нескольких размерах. Наиболее приятно соотношение: две вертикальных и три горизонтальных нити ткани. Промежуток между стежками в ряду - одна нить ткани. Направление вышивания - слева направо, направление стежка - справа от верхнего края ряда, налево на нижний край ряда. Стежок можно направлять и с левого нижнего края ряда направо на верхний край ряда.

ЗАХВАТЫВАЮЩИЙ ГОБЕЛЕНОВЫЙ ШОВ . Для высоты наклонного стежка взять пять и для ширины - одну нить ткани.
Следующий ряд начинается четырьмя нитями ткани ниже. Стежки каждого следующего ряда вышиваются между стежками предыдущего ряда - так, чтобы высота стежка оставалась всегда в пять нитей ткани. Направление вышивания - слева направо, направление стежка - слева снизу направо вверх.

еще одна разновидность гобеленового шва - "корзинка". название получил шов из-за похожей на плетенку изнанки. по отзывам пользовавшихся этим методом вышивки гобелена - первые ниточки только следишь за последовательностью ведения нити, а потом все идет само собой))

РЕПСОВЫЙ ШОВ .

В отличие от гобеленового шитья выполняют вертикальными рядами. Высота стежка - одна и ширина стежка - две нити ткани.

похож на предыдущий и ЖЕМЧУЖНЫЙ ШОВ . Вышивается горизонтальными рядами справа налево. Направление стежка - слева снизу направо вверх. Размер стежка - постоянно один перекрест нитей утка и основы. Все ряды вышиваются в одном направлении. Для большей рельефности можно вышивать ряд стежков над проложенной под ним нитью. Проложенные предварительно по диагонали нити прикрепляются так, чтобы стежки каждого следующего ряда размещались между стежками предыдущего ряда. Вышитая поверхность похожа на ткань полотняного переплетения. Рекомендуется пользоваться толстой вышивальной нитью.

ПАРИЖСКОЕ ШИТЬЕ .

Узор состоит из чередования одного длинного и одного короткого стежка. В качестве основного материала подходит красивая льняная или шелковая ткань полотняного переплетения, так как эта вышивка не заполняет поверхности ткани.

ВЕНГЕРСКОЕ ШИТЬЕ

Для наглядности на рисунке использованы два цвета. В действительности же шитье выполняется одним.
Длина стежков в ряду разной высоты. Каждый следующий ряд стежков вплетается в предыдущий ряд, так что покрывается вся поверхность. Длина коротких стежков - две и длинных стежков - четыре
нити ткани. Между вышитыми мотивами из трех стежков остаются две нити ткани. Длинные стежки следующих рядов заполняют эти промежутки.

родственно выглядит ПЛОСКИЙ ЧЕРЕДУЮЩИЙСЯ ШОВ . Эта вышивальная техника берет начало из средневековья.
Вышивают горизонтальными рядами. Стежки каждого следующего ряда достигают половины высоты стежков предыдущего ряда между стежками. Длина стежков -четыре нити ткани.

ВИЗАНТИЙСКОЕ ШИТЬЕ .
Этот вид вышивки используется для заполнения больших поверхностей. Вышивают диагональными зигзагообразными рядами наклонным стежком через две нити ткани накрест.

ШОТЛАНДСКОЕ ШИТЬЕ

представляет собою узор, в котором поверхность разделена полукрестиками на квадраты. Квадраты заполнены наклонными стежками через: 1) одну, 2) две, 3) три, 4) четыре и 5) пять нитей ткани накрест.

ВОСТОЧНОЕ ШИТЬЕ

Наклонные стежки через одну, две, три и четыре нити ткани накрест образуют треугольник. Следующий треугольник вышивается аналогично первому. Находящиеся по сторонам треугольников свободные поверхности заполняются косым гобеленовым шитьем.

ФОН ИЗ ПРЯМОУГОЛЬНИКОВ ПЛОСКИМ ШВОМ .

В каждом прямоугольнике девять наклонных стежков; два по краям вышиты через одну и средний - через пять нитей ткани. Вышивается двумя цветами.
(я бы сказала, что это квадраты, но возможно действительно можно таким способом прямоугольники вышивать?)

ФОН С ЗИГЗАГАМИ ПЛОСКИМ ШВОМ .

Широкие ряды вышиты через шесть, узкие - через две нити ткани. При двух тонах вышивальной нити рекомендуется широкие ряды вышивать тоном посветлее, узкие - тоном потемнее. (о как! раньше и цветовые рекомендации в книжках давали...)

ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ПОЛОСЫ ВЫПОЛНЕННЫЕ КОСИЧКОЙ .

Длинные горизонтальные стежки вышиваются через десять и короткие через две нити ткани. Ширина ряда косички - три, а высота стежка - две нити ткани.

СТЕЖКИ ЖИЛКОЙ ИЛИ СТЕБЕЛЬКАМИ .

Стежки вышиваются вертикальными рядами, противоположно направленными так, что столбики рядов встречаются. Высота и ширина стежков - две нити ткани. Между рядами стежков - вышивальные стежки.

ШИТЬЕ “РЫБЬИ КОСТОЧКИ (похоже на предыдущий чем-то) .

Конец наклонного стежка через три нити ткани в ширину и высоту закрепляют на перекрестке нитей утка и основы. Ряды стежков вышиваются в противоположном направлении, так что стежки двух рядов встречаются. Вместе с направлением наклонных стежков изменяется и направление вышивальных стежков.

ПЕРЕВЯЗАННОЕ ШИТЬЕ .

Стежок вышивают через одну вертикальную и через три горизонтальных нити ткани и прикрепляют коротким косым стежком по перекресту нитей утка и основы. Следующий стежок делают на одну нить ткани правее предыдущего. В следующих рядах высота стежка на две нити ткани ниже плюс одна нить ткани из предыдущего ряда; так стежки каждого следующего ряда оказываются между стежками предыдущего ряда. Вышивают слева направо и справа налево.

СТЕЖКИ ПАПОРОТНИКОМ

Вышивают в ряд (снаружи сверху вниз к себе). На редкой ткани один стежок в ширину и высоту обычно равен двум нитям ткани. Ширина ряда стежков таким образом - три нити ткани. Внутренние стежки всегда на правой стороне ряда, а внешние - на левой; в середине стежок закрепляется вокруг средней линии ткани.

Сегодня настал черёд изучить средства художественной изобразительности в вышивке - различные швы. Будьте терпеливы, дочитайте статью до конца, вас ждёт мотивация и вдохновение!

Скажу сразу, что при таком невероятном многообразии швов и техник в вышивке мы будем рассматривать только самые важные и интересные, на мой взгляд, мои любимые способы вышивания.

Крестик. Начну с самого простого, но вместе с тем с самого значимого элемента и способа вышивки. Про его связь с обрядами и верованиями древних русичей мы уже говорили в первой части нашей беседы о вышивке. Крест считался защитой от тёмных сил и любого зла. Его и сейчас используют в тех же целях. Крест лаконичен и красив, но самое магическое и невероятное его свойство для меня в том, что благодаря маленькому колючему ёжику» получаются картинки. Всё дело в размере и количестве этих «ёжиков», конечно. Крестики как пиксели: чем их больше, тем изображение чётче и реалистичнее.

Расход ниток будет меньше, работа будет продвигаться гораздо быстрее, вышивка будет выглядеть аккуратнее, если вы сначала вышьете нижние диагонали всех крестиков (например: справа налево снизу вверх). А потом уже будете заканчивать крестики перпендикулярной перекладиной (например: слева направо снизу вверх). Обратите внимание! На рисунке показан способ экономии времени: не обязательно вытягивать иголку под пяльцами, а потом снова возвращать её на лицевую сторону вышивки. Можно одним движением сделать стежок и сразу оказаться в нужном месте! 🙂 Вот такая маленькая хитрость.

Когда говорят про вышивку крестиком, сразу представляется простой крест или «русский крестик» , а ведь существует ещё множество видов вышивки крестом.

Остановлюсь ненадолго на сложном (двойном) кресте и на счётной глади.

Двойной крест или «болгарский крест» немного похож на снежинку и состоит из двух крестов, наложенных друг на друга со сдвигом.

К вышивке крестом относится также и счётная гладь. Напомню, «счётной» эта гладь называется потому, что длина стежка определяется считанным числом нитей основы (канвы).

Теперь логично будет познакомиться с тёзкой счётной глади - с гладью несчётной . На Руси её называли Поверхность готовой вышивки ровная и гладкая как атлАс. Атласник отличается от счётной глади тем, что длина и направление его стежка определяются только контуром той или иной детали вышивки.


Для важно подготовить «настил» - это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки (листка, лепестка и т.д.) «обведённый» тамбурным или другим швом (тамбурный шов мы рассмотрим позже).

Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил (как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые (верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.

Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны друг другу.

Следующим номером нашей программы будет Шов «цепочка» или «тамбур» - это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.

«Петлю с прикрепом» можно считать разновидностью тамбурного шва или скорее отдельно взятым его элементом.

А теперь на нашей сцене «французский узелок» - милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка. 🙂

А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!


Следующий шов - рококо. М не это название напоминает курочку. 🙂 И если «французский узелок» - это цыплёнок, то рококо - его мама, потому что рококо - это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.

Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.

А сейчас… Моя любимая. Когда моя мама преподавала «мастерские» (труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…

По-моему, самое неприятное в мережке - это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани (продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение (как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка - это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:

Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками» (как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.


Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» - с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!

На мой взгляд, мережка - сестра плетения и родственница макраме.

Преклоняюсь перед красотой и благородством ещё одного вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные» (как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.


Следующий шов, который мы с вами рассмотрим - стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. 🙂 В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!

Это был наш последний «экспонат» на сегодня. Но прошу вас, прочитайте публикацию до конца.

Если вы всё это время восхищались изделиями мастеров, любуясь картинками и фотографиями, и с грустью думали, что вам создание таких шедевров не по плечу… Приведу вам причины, которые смогут вас вдохновить.

1.В Китае живёт женщина, которая родилась без рук в прямом смысле этого слова. Самое удивительное заключается в том, что она является талантливой вышивальщицей!

Согласитесь, что после такого говорить о себе полноценной и здоровой: «безрукая» или «не из того места руки растут» - просто грех!

2.Современный мир предлагает в помощь столько всяких приспособлений, которые облегчают процесс творчества и помогают получать одно сплошное удовольствие от вышивания.

В вашем распоряжении удобные лампы с увеличительными стёклами, чтобы сберечь зрение. Сконструированы пяльца разнообразных размеров, форм и моделей, целые установки для закрепления тканей во время вышивки.

3. Мы имеем гораздо больше возможностей, времени и сил для творчества ради удовольствия , чем наши прапрабабушки, на которых было натуральное хозяйство с домашними животными и птицами, сад-огород, как правило, многодетные семьи и тяжёлый физический труд в поле.

4. Вы можете не только наслаждаться процессом творчества, но и использовать результат (продукт своей деятельности). Он может стать прекрасным подарком для родных и близких, оберегом вашего дома, украшением для вас самих. Кто-то за своё хобби ещё и материальное вознаграждение получает, как мастера Ярмарки, например.

5. И наконец, самое главное, на мой взгляд! Творчество даёт современной женщине возможность почувствовать себя немного феей, доброй волшебницей, созидательницей уюта и доброй атмосферы в доме. Вышивка или другой вид творчества способно сделать из вас ещё более «добрую и счастливую» женщину, жену, маму, сестру, подругу… Любое рукоделие во много раз полезнее для душевного равновесия и здоровья вообще, чем просмотр сериалов по ТВ или сплетни с соседями. Творчество помогает снять стресс, найти внутреннюю гармонию и покой.

Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!