Психологические занятия с детьми

Наталья Степаненко
Цикл индивидуальных занятий педагога-психолога с дошкольником по коррекции повышенной возбудимости и негативизма

Расстройства поведения характеризуются :

Стойким, повторяющимся диссоциальным поведением (при котором нарушаются основные права других людей; нарушаются важнейшие соответствующие возрасту социальные нормы и правила поведения и взаимоотношений с другими).

Стойким, повторяющимся агрессивным или вызывающим поведением. Такое поведение должно наблюдаться не менее шести месяцев.

Нарушенное поведение включает различные симптомы, реакции.

Тяжесть прогноза оценивается по количеству и выраженности симптомов.

Повышенная возбудимость – проблема в первую очередь для самого ребенка. Он не понимает, что с ним происходит, почему он так себя ведет, за что его ругают или наказывают. Причины повышенной возбудимости различны : тяжелые роды, перенесенный стресс, напряженная атмосфера в семье, физическая травма, перенесенное заболевание, фобии. При коррекции повышенной возбудимости можно не делить упражнения по возрастам, а идти от простых упражнений к сложным. Коррекционные занятия включают в себя : музыкальные задания, творческие задания, упражнения развивающие пластику, релаксацию и другие.

План занятий

занятия Задание , упражнение Описание выполнения

1 1. Музыкальное задание «Позвени в колокольчик» Дать ребенку колокольчик. Включить музыку (любой отрывок из «Детского альбома» П. И. Чайковского). Предложить ребенку тихонько позвенеть в такт музыке (упражнение можно выполнять вместе с ребенком) .

2. Пластическое упражнение «На пляже» Ребенок лежит на коврике на животе. По сигналу психолога переворачивается на спину. Повторить три раза

3. Творческое задание «Рисуем губками» На лист бумаги нанести контур рисунка. Чем меньше возраст ребенка, тем больше должен быть контур и меньше элементов содержать рисунок. В пластиковые тарелки налить немного гуаши. Ребенку дать кусочки губки и предложить раскрасить картинку.

4. Упражнение «Шалтай-болтай» Ребенок вместе с психологом выполняет движения по тексту стихотворения :

«Шалтай-болтай висел на стене,

Шалтай – болтай свалился во сне»

2 1. Музыкальное задание «Ручеек» Поставьте перед ребенком две формочки – одну с водой, другую пустую. Пока звучит музыка, дети переливают воду из одного стаканчика в другой.

2. Творческое задание

«Времена года» Под музыку «Времена года» П. И. Чайковского ребенок рисует время года, которое на его взгляд, соответствует прослушиваемому отрывку.

3. Двигательное упражнение «Нашел гриб» На полу расставить формочки, другие маленькие игрушки – «грибы» . Около каждой игрушки ребенок медленно приседает, быстро выпрямляется, говорит : «Нашел!»

4. «Порхание бабочки» - релаксация, развитие воображения Ребенок ложится на коврик на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги вытянуты, слегка раздвинуты. Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит : «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представь себе, что ты находишься на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой ты видишь великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследи за движением ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь вообрази, что ты – это бабочка, что у тебя красивые и большие крылья. Почувствуй. Как твои крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайся ощущением медленного плавного парения в воздухе. А теперь взгляни на пестрый луг, над которым ты летишь. Посмотри сколько на нем пестрых цветов. Найди глазами самый красивый цветок и постепенно начинай приближаться к нему. Теперь почувствуй аромат своего цветка. Медленно и плавно ты садишься на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохни еще раз его аромат… и окрой глаза. Расскажи о своих ощущениях.»

3 1. Музыкальное задание : «Быстро-медленно» Ребенок начинает двигаться под музыку. По сигналу (хлопку) психолога ребенок начинает двигаться очень быстро. Когда психолог хлопнет два раза, он начинают двигаться очень медленно. Упражнение продолжается 3 минуты.

2. Двигательное упражнение «Болтаем ногами» Ребенок лежит на коврике на животе, руки в стороны, ноги согнуты в коленях. По сигналу (хлопку) психолога начинает болтать ногами, когда раздается два хлопка – перестают. Повторить три раза.

3. Творческое задание «Рисуем двумя руками» . Дайте ребенку в правую руку карандаш, а в левую руку – мелок или фломастер. По сигналу психолога ребенок начинает рисовать одновременно двумя руками. Затем по сигналу психолога меняет местами карандаш и мелок : берет карандаш в левую руку, а мелок в правую.

4 «Плывем в облаках» говорит : «Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо.

Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака – большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем. Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны. Вам лень шевелится. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день».

4 1. Музыкальное задание «Пушистая музыка» Психолог с ребенком перебрасываются пушистыми помпонами под музыку. Упражнение длится три минуты.

2. «Отвечаем только –нет!» Психолог читает стихотворение, ребенок в конце каждой строчки говорит «нет» .

Все дети на свете любят мороженое (нет,

Любят конфеты, торт и пирожное (нет,

Любят играть, веселится, шуметь (нет,

Прыгать, скакать, смеяться и петь. (нет) .

3. «Львы» двигательное упражнение Ребенок стоит на четвереньках, по сигналу психолога начинает двигаться : правая рука вперед, левая нога вперед, левая рука вперед, правая нога вперед. Сделав три движения, вытянуть шею, зарычать

4. «Плывем в облаках» занятие № 3 .

5 1. «Слушаем классику» музыкальное задание Ребенку предлагают послушать четыре отрывка из произведений В. А. Моцарта, Э. Грига П. И. Чайковского, А. В. Свиридова. затем спросить, какой отрывок понравился ему больше всего.

2. «Царь-рыба» творческое задание Вырезать из картона или акварельной бумаги контур рыбы. Сделать конфетти из фольги. Намазать рыбу клеем, приклеить конфетти. Незаполненные места раскрасить пальчиковыми красками.

3. «Ножницы» двигательное упражнение Стоя на одной ноге, делать махи руками крест накрест. По 5 махов, стоя то на левой, то на правой ноге.

4. «Отдохнем» говорит : «Лягте на коврик, на спину. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, не скрещены. Устраивайтесь поудобнее и закрывайте глаза. Мысленно повторяйте за мной. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает мое тело и распространяется по нему. Я спокоен. Я отдыхаю. Отдыхают мои руки, ми ноги, отдыхает моя нервная система. Мне лень шевелится. Мое дыхание совершенно спокойно. Мне дышится легко и свободно. Мои руки расслаблены и теплеют. Я дышу легко и непринужденно. Каждый новый вдох снимает напряжение, успокаивает меня и приносит приятное расслабление. Чувство приятного покоя наполняет меня изнутри. Я отдыхаю. Мое тело полностью расслаблено. Приятная лень разливается по всему телу. Я наслаждаюсь приятным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и уверенность в себе. Я становлюсь спокойным, жизнерадостным. У меня хорошее настроение. Я наслаждаюсь приятным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и уверенность в себе.

Пять, четыре, три, два, один. Откройте глаза. Сядьте. Сохраните наполнившее вас ощущение покоя и хорошего настроения на весь день».

6 1. Вербальное упражнение «Можно или нельзя?» Психолог читает стихотворение. После каждой строчки ребенок говорит «можно» или «нельзя» .

Не слушаться маму и папу (нельзя) .

Надеть на ногу шляпу (нельзя, можно) .

Верхом на лошади кататься (можно) .

В речке зимой искупаться (нельзя) .

В кастрюле на Луну слетать (нельзя) .

Кричать, царапаться, кусаться (нельзя) .

Дружить, играть и улыбаться (можно) .

2. Творческое задание «Макаронное панно» Макароны (спагетти) поломать на куски разной величины. Придумать с ребенком орнамент – ромбы, квадраты, треугольники, пирамидки; наклеить их на плотный картон. Клей ПВА наносить с помощью губки, ватных палочек. Подождать, пока панно высохнет, раскрасить гуашью.

3. Двигательное упражнение «Канатоходцы» Прыгалки сложить «восьмеркой» . Ребенок с закрытыми глазами идет по «восьмерке» , руки в стороны, психолог страхует, чтобы тот не оступился. Нужно пройти две «восьмерки» .

4 «Отдыхаем» релаксация Смотреть в занятии № 5

7 1. «Маски» музыкальное задание Слушая веселую музыку, ребенок изображает доброго волшебника, слушая тревожную – злого волшебника.

2. «Рисуем левой рукой» творческое задание На листе картона нарисовать контур машины, кленового листа, конфеты, цыпленка и др. Предложить ребенку раскрасить картинку левой рукой.

3. «Рисуем цифры ногами» двигательное упражнение Покажите ребенку, как рисовать цифры в воздухе ногами. От 1 до 4 рисовать левой ногой, от 4 до 8 – правой ногой.

4. «Тихое озеро» релаксация Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит : «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень пошевелится. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете….

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».

8 1. «Золушка» музыкальное задание Перед ребенком две коробочки : одна с красными и синими картонными кружками и одна пустая. Под музыку А. Вивальди или А. В. Свиридова надо переложить синие кружочки в пустую коробочку. Упражнение выполнять 3 минуты.

2. Творческое задание «Море, водоросли, рыбы» Лист акварельной бумаги намочить водой, губкой нанести синюю краску, подождать, пока высохнет. Наклеить зеленые нити мулине разной длины – водоросли. Рыбок нарисовать пальчиковыми красками.

3 Двигательное упражнение «Катаем мячики» Ребенок попеременно катает мячики. Маленький мячик – левой ступней, мячик побольше – правой. Потом наоборот. Повторить 4 раза.

4. «Необычная радуга» релаксация, развитие воображения Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит : «Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.

Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаза в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть. Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если вам грустно и одиноко, он поднимет настроение.

Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, если мы чувствуем себя неуверенно – зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на целый день».

9 1. «Свободный полет» музыкальное упражнение Ребенок танцует под музыку вальса, румбы, танго. Фрагменты музыки звучат один за другим.

2. «Превращаем кляксы» творческое задание Предложить ребенку набрать побольше краски на кисточку и капнуть краской на лист. Наклоните лист влево - вправо. Попросите дорисовать кляксу, чтобы получился законченный рисунок.

3. «Локоть-колено» двигательное упражнение Упражнение выполняется стоя, ноги на ширине плеч. Ребенок должен правым локтем коснуться левого колена, а левым локтем правого колена. Повторить 4 – 6 раз.

4. «Тихое озеро» релаксация Смотреть занятие № 7 .

10 1. «Говорить только «да» вербальное упражнение Психолог читает стихотворение, а ребенок в конце каждой строчки говорит «да» .

Синий слон играл на дудке (да) .

Цветут в сугробе незабудки (да) .

Рыба песни распевает (да) .

По небу верблюд гуляет (да) .

Я вкусных не люблю конфет (да) .

Мне завтра будет триста лет (да) .

На елке бегемот живет (да) .

Акула очень любит мед (да) .

2. «Очень мокрая картина» творческое задание На лист картона наклеить папиросную бумагу в два слоя. В пластиковую тарелку налить воды. Окунуть ладошки в воду и намочить бумагу. Пальчиковыми красками, мизинцами правой и левой руки поставить много точек.

3. «Крутим педали » двигательное упражнение Ребенок лежит на коврике на спине, подняв ноги вверх. По сигналу психолога начинает движения ногами, как будто крутит педали велосипеда . Упражнение продолжается 1-2 минуты.

4. «Необычная радуга» релаксация, развитие воображения Смотреть занятие № 8 .

Список использованной литературы :

Аралова М. А. Справочник психолога ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

Ермолаева М. В., Миланович Л. Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста . - М.: Институт практической психологии, 2006 .

Катаева Л. И. Коррекционно – развивающие занятия в подготовительной группе : Конспекты занятий . - М.: Книголюб, 2004.

В данном тематическом разделе представлены готовые конспекты психологических занятий и НОД с дошкольниками и младшими школьниками.

В представленных здесь публикациях педагоги-психологи делятся личным опытом организации и проведения как групповых, так и индивидуальных занятий различной направленности. В том числе: занятия по психическому и эмоциональному развитию; по повышению учебной мотивации; коррекционные занятия, направленные на решение определённых проблем.

Конспекты занятий для сохранения и укрепления психического здоровья.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 2152 .
Все разделы | Занятия психолога. Конспекты, НОД, беседы с детьми

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по гендерному воспитанию «Мальчики и девочки : разные или похожие?» Задачи : продолжать знакомить детей с отличительными особенностями мальчиков и девочек; формировать социальные и гендерные модели поведения мальчиков и девочек; формировать у детей чувство эмпатии и толерантности к окружающим; ...

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Эмоции: для чего они и где живут!» Эмоции - для чего они и где живут наши эмоции?» Выполнила педагог-психолог Глушкова Н .В. Цель : развивать способность распознавать и выражать различные эмоции; Задача : научить различать выразительность эмоций, легко прочитывать их на лице, в позе, жестах, во всем поведении;...

Занятия психолога. Конспекты, НОД, беседы с детьми - Конспект занятия педагога-психолога в подготовительной группе «Путешествие на волшебный луг»

Публикация «Конспект занятия педагога-психолога в подготовительной группе...» НОД по песочной терапии: «В гостях у песочной Феи». Педагог-психолог Харючи О.В. Цель: Продолжать воспитывать в детях сочувствующее отношение к герою, желание помочь в трудной ситуации. Задачи: 1.Развивать мелкую моторику, сенсорное восприятие. 2.Совершенствовать умение...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста «Заколдованная красавица» Цель: знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования эбру. Задачи: Образовательные: Научить нетрадиционной технике рисования эбру; Учит видеть красоту созданного изображения; Учить чувствовать плавные переходы оттенков цвета; Научить приему рисования на воде с...

Профилактическое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога школы «Профилактика употребления психоактивных веществ» Тема: «Профилактика употребления психоактивных веществ и табакокурения, а так же формирование навыков здорового и безопасного образа жизни». Цели: 1.Способствовать формированию у подростков потребности в здоровом образе жизни. 2.Выработать умение психологически...

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога «Мы вместе отправляемся в путешествие на Луну» для учащихся 1 класса Занятие можно использовать в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога как в д/с, так и в школе. Тема: «Мы вместе отправляемся в путешествие на Луну». Цель: скорректировать уже существующие у первоклашек коммуникативные навыки и развить дальше навыки конструктивного...

Занятия психолога. Конспекты, НОД, беседы с детьми - «Цыпленок». Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога ДС

Цель: развитие коммуникативных навыков, сплоченности и взаимодействия, снятие усталости и напряжения; совершенствовании общей моторики; движений во взаимосвязи с речью Задачи: развитие коммуникативных навыков, сплоченности и взаимодействия; развитие наглядно образного и...

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога в ДС «Путешествие в 39 царство» Цель: Формирование зрительной ориентировки и коммуникации. Задачи: развивать речевые и двигательные, зрительно-слуховые, зрительно-речевые координации; умение устанавливать связь слова, предмета и образа, включать воспринимаемое в разные семантические поля; побуждать принимать...

РоньжинаА.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адап­тации к дошкольному учреждению.

М. : Книголюб , 2003 (Домодедово : ДПК ).- 72 с.; 60х90/16.- (Психологическая служба ) .- ISBN 5-93927-079-4 (В обл.) , 5 000 экз. (тир.) ББК 88.8.

В пособии представлен цикл занятий, которые помогут детям 2-4-х лет успешно адаптироваться к условиям до­школьного учреждения.

Игры и упражнения, составляющие основу занятий, спо­собствуют снятию психоэмоционального напряжения, сни­жению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенство­ванию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений.

Пособие адресовано психологам и воспитателям, рабо­тающим в массовых детских садах, в ДОУ для детей с тяже­лыми нарушениями речи, с задержкой психического разви­тия, может быть использовано педагогами групп кратковре­менного пребывания и специалистами психологических цен­тров, проводящих групповые занятия с детьми.

ВВЕДЕНИЕ

При поступлении в дошкольное образовательное учреж­дение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном, уч­реждении

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положи­тельными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий.

Психолог приступает к проведению занятий сразу после прихода детей в детский сад. Именно в этот момент малыши находится в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незна­комых взрослых и большим количеством детей. Чтобы умень­шить воздействие стрессирующих факторов, рекомендуется проводить первые занятия с участием родителей. В при­сутствии родителей дети с большей готовностью идут на кон­такт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со свер­стниками, участвуют в совместных подвижных играх, актив­нее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в до­школьном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого человека.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ

Цель занятий - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определя­ются основные задачи занятий:

> преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

> обучение воспитателей методам проведения групповых за­нятий в адаптационный период;

> формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются за­дачи комплексного развития детей:

> снятие эмоционального и мышечного напряжения;

> снижение импульсивности, излишней двигательной ак­тивности, тревоги, агрессии;

> развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

> развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

> развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, коор­динации движений;

> развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Так как малыши нередко болеют и после болезни нуж­даются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года обучения), рекомендуется проводить занятия не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учеб­ного года.

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песен­ки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быст­ро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объ­единяют детей, задают положительный эмоциональный на­строй. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети

постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на кон­такт со взрослыми и сверстниками.

СТРУКТУРА И ФОРМА ЗАНЯТИЙ

Как правило, занятие начинается с упражнений, требу­ющих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотво­рения. Эти упражнения создают положительный эмоцио­нальный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую ра­боту.

В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, сво­бодно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.

Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.

В ходе практической работы было замечено, что от быст­рой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляют­ся и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упраж­нения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-иг­ровым сюжетом.

Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектова­ние и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются педагогом. Он может сокра­тить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изме­нить последовательность частей в соответствии с настроени­ем детей и т.п.

Занятия длительностью 10-20 минут проводятся 2-3 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кро­ме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. Предполагается, что на первых занятиях психолог разучивает с детьми отдель­ные части сценария, а последнее занятие проводит совмест­но с родителями.

Родители приглашаются на занятия из следующих со­ображений:

> совместные занятия являются своеобразным «мастер-классом» для родителей, так как на них психолог пока­зывает новые средства и способы общения с детьми;

> неформальная атмосфера занятий способствует более ак­тивному и открытому общению психолога с родителями.

Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.

> Психолог является непосредственным активным участни­ком занятия - заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, за­дает образцы выполнения действий.

> Не стоит настаивать на активном участии всех детей в за­нятии. Нормально, если на первых порах часть детей бу­дет только наблюдать за происходящим в группе. Можно начать заниматься с теми детьми, которые готовы присту­пить к игре.

> Не следует оценивать детей, добиваться единственно пра­вильного, на Ваш взгляд, действия или ответа, так как в этом случае малыши будут повторять лишь то, что от них требуется и не смогут проявлять собственные спонтанные,

живые и естественные реакции.

> В процессе практической работы допустимо как сокраще­ние количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребно­стями и индивидуальными особенностями детей. Родите­лям нерешительных детей можно предложить участвовать в занятиях не только в течение первого месяца, но и позднее; полезно порекомендовать им дома поиграть с ре­бенком в те же игры.

> Психолог может использовать цикл занятий как основу своей работы с детьми раннего возраста или проводить от­дельные занятия, игры и упражнения.

Надеемся, что предложенные в пособии советы, упраж­нения и игры помогут правильно организовать общение пе­дагогов, детей и родителей в сложный адаптационный пери­од, сделают пребывание ребенка в детском учреждении ин­тересным, радостным и полезным.

Занятие 1

БОЖЬЯ КОРОВКА

Задачи:

> создание положительного эмоционального настроя в груп­пе;

> развитие умения действовать соответственно правилам игры;

> развитие координации движений, общей и мелкой мото­рики, ориентации в собственном теле;

> развитие зрительного восприятия (цвета, формы, разме­ра предметов);

> развитие внимания, речи и воображения.

Материалы:

игрушечная божья коровка (желательно круглой формы); большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, куби­ки и т.п.;

черная краска для рисования пальцами или гуашь, сме­шанная с зубной пастой;

лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка).

Ход занятия

- Приветствие.

■ Психолог показывает детям игрушечную божью ко­ровку и говорит:

- К нам в гости прилетела божья коровка. Посмотри­те, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней.

* Во время рисования пальцами необходимо использовать специ­альные краски для пальцеграфии или добавлять в гуашь зубную пасту, чтобы краска не впитывалась в кожу и легко смывалась. ** Здесь и далее значком 0 отмечен раздаточный иллюстративный материал, данный в приложении.

Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней.

Психолог предлагает определить цвет, форму и величину игрушки, затем вместе с детьми считает очки на сцинке божьей коровки.

Если дети затрудняются с ответом , психолог сам на­зывает цвет , форму и величину игрушки .

■Ребята, представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем ее поймать!

Психолог, делая вид, что пытается поймать воображае­мого жучка, выполняет хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения.

- Давайте разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку.

Дети вслед за психологом медленно разжимают кулачки.

- Вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки. Дети вслед за психологом соединяют раскрытые ладони,

представляя, что держат воображаемого жучка.

■ Психолог рассказывает потешку и показывает движе­ния. Дети повторяют за ним.

Божья коровка, Улети на небо,

Принеси нам хлеба, Черного и белого, Только не горелого!

Ритмично покачивают ладонями.

Делают взмахи перекрещенными кистями рук.

Машут кистями рук на себя. Ритмично хлопают в ладоши. Грозят указательным пальцем.

Как правило , на первом занятии многие дети не спо­собны повторить некоторые движения за взрослым (скрестить кисти рук , погрозить указательным пальцем ). В этом случае мамы , воспитатель , психолог сажают малышей к себе на колени и , поддерживая их ладони , делают вместе с ними вышеописанные движения .

Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давай­те согреем ее нашим дыханием. Дети дышат на ладошки.

Обучая этому дыхательному упражнению , психолог может попросить детей широко открыть рот и длитель­но произносить звук «А» .

- Согрелась божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки.

Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и вы­дохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, под­ставляют под холодные струйки воздуха ладошки.

На начальном этапе освоения этого упражнения мож­но предложить детям на выдохе длительно произно­сить звук «У» .

А теперь, ребята, давайте сами превратимся в бо­жьих коровок.

Мы вокруг себя покружились. И в божьих коровок превратились.

Божьи коровки, покажите мне ваши Головки, носики, ротики, Ручки-крылышки, ножки, животики.

Кружатся. Показывают названные части тела.

- Замечательно! А теперь мы поиграем в игру «Божьи коровки и ветер». Светит солнышко, божьи коровки полза­ют по листочкам.

Дети встают на четвереньки и ползают по полу.

- Подул злой холодный ветер, перевернул жучков.

Дети переворачиваются на спину, шевелят расслаблен­ными ногами и руками.

Если психолог наблюдает у кого - то из детей напря­женные , скованные , резкие движения , то он может поглаживанием и легким встряхиванием помочь ре­бенку снять излишнее напряжение .

- Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться жучкам.

Дети снова встают на четвереньки и ползают.

Игра повторяется 2-3 раза.

- Теплый ветер подул сильнее, поднял божьих коро­вок в воздух, и они полетели.

Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бега­ют, плавно машут руками, жужжат.

- Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки! Дети бегут в объятия к психологу и воспитателю.

На детском - родительском занятии дети прячутся в объя­тиях у родителей .

Психолог выставляет перед детьми парные игрушки, различающиеся по величине (большие и маленькие машин­ки, матрешки и т.п.) и говорит:

- Ребята, божьей коровке захотелось поиграть с ваши­ми игрушками. Помогите ей выбрать маленькие игрушки.

Дети выполняют задание.

■ - Давайте нарисуем божью коровку в воздухе, пока­жем ручками, какая она круглая.

Дети вслед за психологом рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно.

При необходимости взрослые могут взять руки детей в свои и показать им , как выполняются вращательные движения .

Дети садятся за столы. Психолог раздает краски и ли­сты с изображением божьих коровок.

- Теперь нарисуем черные точки на сцинках божьих коровок.

Дети вслед за психологом обмакивают указательные пальцы в черную краску (гуашь, смешанную с зубной пас­той) и закрашивают круги на спинках божьих коровок.

Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражне­ния проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Психолог говорит:

- Божьей коровке у вас очень понравилось, но пришла пора прощаться. До свидания!

На повторных занятиях можно предложить де­тям пальцем, большой кисточкой или поролоно­вым тампоном нарисовать: травку около божь­ей коровки ; солнышко в верхней части листа .

Занятие 2

ЛИСТОПАД

> создание атмосферы эмоциональной безопасности;

> снятие эмоционального и мышечного напряжения;

> снижение импульсивности, повышенной двигательной активности;

> развитие умения двигаться в одном ритме с другими деть­ми, подстраиваться под их темп;

> развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакций;

> развитие речи, воображения, творческих способностей.

Материалы:

большой зонт;

магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с за­писью медленной спокойной музыки; два кленовых листа (для каждого ребенка); желтая, красная, зеленая гуашь;

лист с изображением осеннего пейзажа И я кисточка (для каждого ребенка).

Ход занятия

■ Приветствие.

■ Психолог предлагает детям посмотреть, что происхо­дит за окном. Он обращает внимание малышей на приметы осени (желтеющие деревья, опавшие листья, пасмурное небо) и говорит:

- Представьте, что мы идем гулять в осенний лес.

Дети выстраиваются в колонну. Психолог говорит:

- Внимательно слушайте слова. Старайтесь двигать­ся дружно. Не обгоняйте друг друга.

ИДУТ ДРУГ за другом.

Бегут, стараясь

не обгонять друг друга.

Зашагали ножки: топ-топ-топ, Прямо по дорожке: топ-топ-топ. Ну-ка, веселее: топ-топ-топ, Вот как мы умеем: топ-топ-топ. Побежали ножки По ровненькой дорожке, Убегают, убегают, Только пяточки сверкают.

Игра повторяется 2-3 раза.

Игра «Дождик и солнышко».

Дети ходят по комнате, изображая, что собирают листья. Как только психолог включает кассету со звуками дождя или дает команду «Дождик!», - дети бегут под большой зонт, ко­торый держит кто-нибудь из взрослых, и прячутся так, чтобы веем хватило места. Психолог может барабанить пальцами по поверхности зонта, имитируя звук дождя, слегка обрызгивать его из пульверизатора. (Детям доставляет огромное удоволь­ствие наблюдать, как с зонта скатываются капельки, подстав­лять руки, чтобы их поймать.) Шум дождя прекращается или звучит команда «Солнышко!» - дети выбегают из-под зонта.

Игра повторяется 2-3 раза.

На датско-родительском занятии дети «прячутся от дождя» под зонтами своих родителей.

Включается кассета с записью спокойной музыки. Дети берут в каждую руку по кленовому листочку. Психолог говорит:

- Представьте, что вы - кленовые листочки. Пришла осень - пора листопада, ветер сорвал листочки с деревьев, и они закружились в воздухе. Покажите, как танцуют лис­точки на ветру.

Дети, изображая полет листьев, плавно движутся под музыку.

Психолог читает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Листопад, листопад, Листья желтые летят, Под ногой шуршат,

шуршат,

Скоро станет голым сад.

Кружатся, изображая листочки. Подбрасывают листочки вверх.

Ходят по листочкам.

Ложатся на поя и слушают музыку.

Дети садятся за столы. Психолог раздает краски, кис­точки и листы с изображением осеннего пейзажа и предла­гает нарисовать летящие по небу листья. Дети, рассказывая стихотворение «Листопад», в ритм стиха прикладывают ки­сточку к листу бумаги.

Все рассматривают рисунки, психолог хвалит детей за работу.

Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упраж­нения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Психолог прощается со всеми до следующей встречи.

На повторных занятиях можно предложить де­тям: докрасить пальчиком (поролоновым тампоном , кисточкой , карандашом ) осенний лист ; обмакивать кленовые листья в та­релочку с краской и делать ими отпечатки на большом листе ватмана

Занятие 3

МЯЧИК

> сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;

> повышение эмоционального тонуса;

> развитие чувства ритма, координации движений;

> развитие ориентации в пространстве;

> обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов;

> развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

Материалы:

большой мяч;

матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине).

Ход занятия

Приветствие.

■ Психолог показывает детям большой мяч и предлага­ет определить его величину, цвет и форму. Дети выполняют задание.

- Покажите рукой форму мяча.

Дети рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеи­ми руками одновременно.

- Давайте сядем вокруг мяча и расскажем про него сти­хотворение.

Все садятся вокруг мяча и кладут на него ладони. Дети повторяют за психологом стихотворение С.Маршака «Мой веселый звонкий мяч» и ритмично шлепают по мячу снача­ла одной, потом другой рукой.

Психолог оказывает помощь детям, которые нерит­мично шлепают по мячу. Он кладет свою ладонь на ладошку ребенка и помогает ему скоординировать движения руки с ритмом стиха.

■ - А теперь представьте, что вы превратились в мя­чики. Катя, ты будешь мячиком какого цвета? А ты, Вова? Ит.д.

Дети рассматривают свою одежду и называют соответ­ствующие цвета.

- Я буду играть с мячами - легонько шлепать вас ла­дошкой, а вы будете прыгать, как мячики.

Психолог, рассказывая стихотворение «Мой веселый звонкий мяч», поочередно кладет ладонь на голову каждого ребенка. Дети, почувствовав касание, подпрыгивают на мес­те. На слова: «не угнаться за тобой» - дети убегают от психо­лога к воспитателю (родителям). Игра повторяется - и дети убегают от воспитателя (родителей) в объятия психолога.

■ Психолог предлагает «мячам» поиграть в прятки. Он читает стихотворение «Мой веселый звонкий мяч». Дети дрыгают. На слова: «не угнаться за тобой»-дети разбегают­ся по группе и прячутся. Психолог ищет детей. Найденный ребенок должен сказать, где он прятался (под столом, за крес­лом, в углу и т.п.).

Игра повторяется 2-3 раза.

■ - Ребята, вы так весело играли в прятки, что мячу тоже захотелось с вами поиграть. Закройте глаза, а мячик спрячется.

Дети закрывают глаза, психолог прячет мяч. По коман­де психолога дети открывают глаза и начинают искать мяч. Найдя, говорят, где он «прятался».

■ Психолог показывает детям матерчатый мешочек, в котором находятся маленький мячик и кубик.

В этом мешочке спрятался маленький мячик. Вам нужно найти его, не заглядывая в мешочек.

Дети поочередно отыскивают мячик на ощупь и расска­зывают, как они отличили его от кубика.

■ Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражне­ния проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Психолог говорит:

- Наше занятие заканчивается. Давайте скажем друг другу «спасибо» за веселую игру. До свидания!

На следующем занятии можно предложить де­тям раскрасить пальчиком (поролоновым тампоном , кисточкой , карандашом ) полос­ки на мяче

Занятие 4

ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС

> сплочение группы, развитие эмпатии;

> развитие слухового внимания, произвольности, способно­сти быстро реагировать на инструкцию;

> снижение излишней двигательной активности;

> обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;

> развитие пространственных представлений, умения ото­бражать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей;

> развитие общей моторики;

> развитие памяти, речи и воображения.

Материалы:

картина или фотография «Осенний лес»;

игрушечный ежик;

игрушки (куклы бибабо): лиса, волк, медведь;

красный, желтый и зеленый кленовые листья (для каж­дого ребенка); красная, желтая и зеленая корзинки.

Ход занятия

Приветствие.

■ Психолог показывает детям картину, на которой изоб­ражен осенний лес. Дети рассматривают картину, называют время года, объясняют, по каким признакам они определи­ли, что изображена осень.

Психолог говорит:

-Давайте представим, что мы идем на прогулку в осен­ний лес.

Дети встают друг за другом и идут по кругу.

Психолог рассказывает потешку и показывает движе­ния. Дети повторяют за ним.

По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке Шагают наши ножки, Шагают наши ножки. По камушкам, по камушкам, По кочкам, по кочкам,

По маленьким листочкам, В ямку - бух!

Движутся обычным шагом.

Движутся большими шагами.

Выполняют прыжки с продвижением вперед.

Движутся мелкими шажками. Приседают на корточки.

С целью развития произвольного контроля за действи­ями психолог обращает внимание детей на то, что нуж­но приседать на корточки, а не просто садиться на ковер или падать на колени.

Ну вот, мы и в лесу. Нас должен встречать ежик... Где же он?

Дети находят спрятанную игрушку и говорят, где нахо­дился ежик.

Игра повторяется 2-3 раза.

■ Психолог рассматривает с детьми игрушечного ежа, предлагает его потрогать. Дети касаются ладонью игрушки, делают вид, что укололись, отдергивают руку, говорят, что ежик колючий.

Психолог предлагает детям выучить стихотворение Б. Заходера.

- Что ты, еж, такой колючий?

-Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки да медведи!

■ Психолог объясняет, как ежик защищается от «сво­их соседей», предлагает детям поиграть.

Дети, изображая ежиков, ползают на четвереньках по груп­пе. Когда психолог показывает игрушку (лису, волка или мед­ведя), дети должны сгруппироваться и сидеть неподвижно.

Игра повторяется 2-3 раза.

Некоторым детям сложно соблюдать условие игры: не двигаться при появлении лисы (волка, медведя) - они стремятся убежать, спрятаться. Вхождение в роль поможет преодолеть импульсивность. Детям напоми­нают, что ежи не умеют бегать, как зайцы, не умеют лазить по деревьям, как белки, - но у них есть надеж­ное укрытие - иголки.

Психолог говорит: -

- Ежик собрал в лесу кленовые листочки. Он просит вас помочь ему правильно разложить листочки по корзинкам.

Психолог дает каждому ребенку набор кленовых листь­ев, выставляет три корзинки - красную, желтую и зелёную. Дети раскладывают листья по корзинкам соответствующего цвета.

Цель: создать условия для снижения психологической напряженности детей.

Задачи :

Повышение самооценки;

Снижение психоэмоционального напряжения;

Актуализация страхов;

Развитие коммуникативной сферы.

Оборудование : интерактивная доска (слайды- изображение кораблика на волнах, ромашкового поля, болота, древнего замка, восход над долиной), детская палатка, разрезные картинки с шуточным изображением основных страхов- боязнь высоты, воды, темноты, пауков, собак.

Ход занятия:

Педагог-психолог приглашает детей в группу.

Психолог: Здравствуйте, ребята! (Говорит полушепотом,таинственным голосом ). Я очень рада вас приветствовать! Сегодня нам предстоит очень серьезное испытание! Хотите ли вы отправиться со мной в опаснейшее приключение?

Дети с готовностью соглашаются.

Психолог: Для путешествия намнеобходимо набраться смелости, стойкости и позитива. Прошепчите друг другу на ушко пожелания, с которыми мы отправимся в путь. (Дети по кругу, шепчут на ушко свои пожелания ).

(Вдруг звучит резкий звук раската грома, психолог изображает испуг, дети тоже подключаются к игре, мечутся.Психолог приглашает детей спрятаться в детской палатке).

Психолог: Быстрее, бежим, спрячемся в палатке! (дети и психолог, рассаживаются в палатке, в группе все еще звучат раскаты грома). Я получила письмо, не представляете от кого! От самого Страхоеда! Знаете кто это? (дети высказывают свои предположения ). Ах да! Я же вам ничего о Страхоеде не рассказывала!

Ну тогда, слушайте! Далеко-далеко, за синим морем, за ромашковым полем, за черным болотом есть сказочный замок! В котором много-много лет, живет волшебник Страхоед. Этот волшебник всегда помогал людям. Со всех сторон к нему приходили просить помощи. А как выдумайте какой помощи просили у Страхоеда люди? (ответы и предположения детей ).

Да, ребята! Страхоед помогал людям тем, что просто-напросто съедал все детские страхи! Люди были очень благодарны волшебнику! Ну, вот приключилась беда! Вокруг замка Страхоеда образовалось Черное болото! И ни один ребенок не мог подобраться к замку! Да и сам волшебник вынужден сидеть затворником в своем старинном замке. И вот каким-то чудом Страхоеду удалось передать нам просьбу о помощи! Согласны ли вы помочь бедному Страхоеду?

(Дети соглашаются, обговаривают, как же можно помочь волшебнику. Раскаты грома становятся все тише и тише).

Психолог: Вы слышите? Наступила тишина! Немедленно отправляемся в путь! (На экране появляется изображение кораблика, на море полный штиль )Ребята, как же мы поплывем, если нет ветра? (Дети предлагают самим подуть на кораблик).

Очень хорошая идея!(Проговаривают вместе с психологом).

Ветер, ветер, ветерок!

Почему же ты умолк?

Вместе с нами будешь дуть,

Наш кораблик- отправь в путь!

(Дети дуют на кораблик, размахивают руками. Психолог подзадоривает ребят, предлагает сильней дуть. Изображение на интерактивной доске меняется- кораблик плывет по волнам. Звучит шум моря. Дети радуются).

Психолог: Вот мы и справились с первым препятствием! Но мы так и не открыли послание от Страхоеда! (психолог открывает большой конверт, в нем лежат, по количеству детей, маленькие конвертики) .

Да здесь каждому достанется по заданию! (В каждом из конвертов лежит разрезная картинка с шуточным изображением страхов) . Что же нам необходимо сделать? (дети отвечают.)

Психолог предлагает сесть каждому за отдельный стол. Ребята выполняют задание. Выполнив его, зовут психолога. Педагог расспрашивает ребенка, что изображено на картинке. Рассматривают в как комично выглядит человечек на картинке).

Психолог: Я вижу, вы все справились с заданием! Но я вам предлагаю стать на время актерами, обыграем сценки изображенные на ваших картинках!

(С помощью психолога, дети поочередно обыгрывают сценки. Психолог подшучивает, подзадоривает и активизирует детей участвовать во всех сценках. Психолог расспрашивает детей, что они чувствовали, когда изображали испуг. Что более смешным им показалось).

Психолог: Ну и с этим заданием мы справились! (На интерактивной доске появляется изображение ромашкового поля. Дети восхищаются, эмоционально реагируют.По полу рассыпаны цветы).

Ребята как хорошо, как красиво! Вдохните поглубже воздух, чувствуйте ли вы аромат цветов? Вдохните поглубже, выдохните! (Дети медленно вдыхают и выдыхают, успокаиваются.Психолог ласково разговаривает с детьми, расспрашивает, что они чувствуют, какие, на их взгляд, ароматы витают в воздухе). Вы чувствуйте -какое умиротворение наступает! А теперь, соберем цветы в наши корзины! (Дети собирают цветы ).

(Звучат звуки дремучего леса.На экране появляется изображение болота)

Психолог: Ребята, посмотрите! Да это же Черное болото! Какое огромное! Как же мы перейдем это болото? (Дети высказывают свои предположения. Можно перейти болота прыгая по кочкам и т.п.).

Психолог: Конечно - перепрыгнем болото кочка за кочкой! (На полу лежат плоские диски. Психолог предупреждает детей, что идти необходимо осторожно, медленно. (Дети переступают балансируя с диска на диск).

(На экране интерактивной доски появляется замок.Звучат звуки шелеста листьев и завывание ветра.)

Психолог: Вот мы и добрались! Посмотрите какой замок у Страхоеда! (Дети подходят поближе, рассматривают.Делятся впечатлениями). А теперь, ребята, нам осталось последнее и самое сложное задание! (Психолог предлагает детям сесть за свои столы. На столе лежат цветные карандаши и белые листы бумаги. Психолог подходит к каждому из детей и на ушко просит нарисовать все то, что его больше всего пугает. Педагог и ребенок, полушепотом, обсуждают будущий рисунок).

Психолог: Мы с вами справились с заданием! Подойдем же замку! (Картинка на интерактивной доске меняется, на экране появляется добрый, улыбающийся старичок. Дети обсуждают увиденное. Психолог спрашивает у детей, не испугались ли они Страхоеда? Каким они ожидали его увидеть? И т.д.).

Психолог: Ребята, отдадим Волшебнику свои страхи? Предлагаю вам, чтобы ему была удобнее их есть, порвем наши страхи на маленькие кусочки! (Психолог достает цветной мешочек и дети с удовольствием разрывают свои рисунки на маленькие кусочки, складывают их в мешок. Психолог расспрашивает детей, что они в этот момент чувствуют, что детям больше всего понравилось).

Психолог: А теперь, чтобы страхи не разбежались, мы крепко завяжем мешок! Отдадим его Страхоеду! Пожелаем ему Приятного аппетита!

У детей бывают тайны!

Так же может быть секрет!

По ночам от страха маются,

Иль не нравится обед.

Но для нас все разрешимо,

Страхи пробегают мимо.

Побеждаем все преграды,

И помочь другому, рады!

Потому-что мамы рядом,

Воспитатели в саду!

Их любовь - необъятна,

От всего уберегут!

(На интерактивной доске появляется изображение восхода солнца над долиной)

Психолог: Я рада объявить вам, что наша миссия выполнена! Вы храбро прошли все препятствия! И в благодарность, старик Страхоед, награждает вас медалями «Храброму путешественнику»! Поздравляю вас, ребята!

(Происходит награждение, ребята радуются, рассматривают свои медали).

Рефлексия занятия: Понравилось ли путешествовать? Что делали? Что запомнилось? Что было преодолеть трудно?

Название: Занятие психолога с детьми 5-6 лет (подготовительная группа) «Путешествие в замок Страхоеда!»

Должность: педагог-психолог
Место работы: МАДОУ №34
Месторасположение: Краснодарский край г. Курганинск

Рене Джейн, сертифицированный тренер личностного роста и магистр в области прикладной позитивной психологии, специализируется на развитии навыков адаптации и стрессоустойчивости детей и взрослых. Она превращает научно обоснованные концепции в легко применимые игровые техники.

Рене является автором уникальной терапии детской тревожности, которые были реализованы в формате короткометражных мультфильмов. Она объединила самые действенные на её взгляд адаптивные технологии в одной статье. Некоторые из них нам давно известны, но забыты, какие-то абсолютно новые, из разряда тех, которые так и хочется испытать. Надеемся, вы найдёте в этом списке то, что подойдёт именно вашему ребёнку.

В помощь родителям: Чем заняться с детьми

1. Инверсия. Успокаивающая сила расположения головы ниже уровня сердца, также известного как инверсия. Будь то расслабление в позе ребёнка или наклоны к пальчикам ног или стойка на голове – подобное изменение позиции тела оказывает общеукрепляющее действие на вегетативную нервную систему, которая контролирует реакцию организма на стресс. Другая успокаивающая поза-упражнение - «собака мордой вниз». Эта поза хороша тем, что способствует сжиганию лишней глюкозы, высвободившейся из-за повышения уровня адреналина.

2. Прыгай выше! Можно устроить соревнование по прыжкам в высоту, длину, на скорость. Это отличный способ выпустить пар. Можно попрыгать со скакалкой под музыку, поддерживая ритм, или поиграть в классики.

3. На пробежку! Доказано, что бег снижает стресс, и порой может быть более эффективным, чем поход к психологу. 10-минутная пробежка не только повлияет на настроение вашего ребёнка, но и продлит стрессоустойчивость на несколько часов.

4. Велик. Велосипед уходит в прошлое, и очень зря. С введением велосипедных дорожек и мощеных трасс в городах езда на велосипеде стала безопаснее, чем когда-либо, и может быть мощной успокаивающей техникой. Это занятие не оказывает чрезмерного давления на суставы, развивает баланс, заменяет физкультуру и может проводиться всей семьёй.

5. Толкай стену. Этот приём помогает избавиться от гормонов стресса без необходимости выходить на улицу или даже из комнаты. Попросите ребенка попытаться толкать стену в течение 10 секунд в 3 приема. Этот процесс позволяет мышцам сокращаться, а затем расслабиться, в результате чего вырабатываются гормоны счастья, как после спортивной нагрузки.

6. Музыка. Музыка способна влиять на настроение, сон, уровень стресса и тревоги. Экспериментируйте со стилями, следите за эффектом. Очень скоро вы узнаете, что именно влияет на вашего ребёнка наилучшим образом. Используйте музыку для создания настроения дома, в машине, в детской.

7. Танцуем! Добавьте компонент физической активности к вашим сеансам прослушивания музыки. Устройте танцевальную вечеринку в гостиной и наблюдайте, как чадо меняет свое настроение.

8. Пение. Танцевать под любимую мелодию – чистое удовольствие. Но пение вслух, даже тогда, когда оно невпопад, способствует выработке эндорфинов, что приносит чувство удовольствия и спокойствия.

9. Мыльные пузыри. Это занятие связано с предыдущим, потому что основано на регуляции дыхания. Ребёнок быстро обретёт контроль над своим дыханием, а значит, и состоянием, если будет дуть на вертушку или надувать мыльные пузыри.

10. Задуваем свечу. Зажгите свечу и дайте ребёнку задуть её. Зажигайте снова и снова, помещая свечку все дальше и дальше от него, чтобы ему пришлось вдыхать всё глубже, чтоб задуть её. Это отличный способ превратить практику глубокого дыхания в игру.

11. Дыши животом. Большинство дышит неправильно, особенно в стрессовой ситуации. Пусть ребёнок представит, что живот – это шарик. Попросите сделать глубокий вдох, чтобы его надуть, и выдох – чтобы сдуть. Почувствуйте эффект уже на 5-й раз.

12. Первобытный клич. Иногда эмоций становится слишком много, чтобы держать их в себе. Пусть ребёнок встанет с широко расставленными ногами и поднятыми руками и почувствует, как эмоции кипят в пальцах ног, поднимаются выше по ногам и всему телу и вырываются через рот. Не нужно кричать слова или придерживаться какой-то программы, пусть делает это так, как ему удобно.

13. Рисование. Рисование не только отвлекает от источника раздражения, но и развивает устойчивость к стрессу в целом. Сейчас тюбики с краской – не единственное помогающее средство, существуют специальные интерактивные доски, игровые приложения и другие помощники: например, пена для бритья и занавеска в ванной.

14. Визуализация. Используя картинки из журналов, ребёнок может собрать на большом постере коллаж своих интересов, фантазий и целей. В процессе творчества он сможет прийти к новым открытиям о себе, и сосредоточение на позитивном моментально меняет настроение к лучшему.

15. Глоток воды. Обезвоживание связывают со снижением умственной деятельности. Налейте ребёнку стакан прохладной воды, пусть медленно выпьет. Попробуйте хоть раз – и увидите успокаивающий эффект, который оказывает эта процедура на нервную систему.

16. Водные процедуры. Успокаивающие ванны действуют на детей так же, как и на взрослых. Используйте пару игрушек для ванной, чтобы научить малыша расслабляться и отпускать заботы дня. Холодный душ производит на организм тонизирующий эффект. Прохладная вода снижает напряжение мышц, улучшает работу сердца и приводит к улучшению настроения. Исследование состояния зимних пловцов показало, что с регулярным погружением в холодную воду снизилось напряжение, усталость и депрессия.

17. Наблюдение за рыбками. Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему в некоторых зонах отдыха есть аквариум? В Университете Эксетера в Великобритании обнаружили, что наблюдение за рыбками снижает кровяное давление и частоту сердечных сокращений. Чем больше аквариум, тем лучше эффект. Чтобы проверить эту гипотезу, возьмите ребёнка на озеро или в океанариум.

18. Обратный отсчёт со 100. Счёт помогает отвлечься от раздражителя, обратный счёт требует дополнительной концентрации, но не перегружает мозг.

19. Пиши от души. Для детей постарше ведение дневника с описанием своих чувств – действенный способ корректировки состояния, особенно если нет страха, что записи прочтут. Пусть у ребёнка будет тетрадь, которая лежит в надёжном месте, в которой они смогут написать обо всех своих чувствах. Важно убедить ребёнка, что вы никогда не возьмёте её без его разрешения.

20. Благодарность, благодарность, благодарность. Дневник Благодарности похож на обычный личный дневник, упомянутый выше. Исследования показали, что ведение такого дневника оказывает положительное влияние на успеваемость в школе и способствует снижению стресса во внеклассной работе. Лучше завести отдельную тетрадь, в которой ребёнок сможет записывать вещи и события, за которые он благодарен (которые приносят ему радость), и сделать пару записей вместе, чтобы ребёнок понял концепцию.

21. Назови свою эмоцию. Когда переполняют эмоции, достаточно их распознать, чтобы начать успокаиваться. Если ребёнок быстро заводится, придаётся гневу, панике или становятся одержимы идеальным исполнением задачи, попросите его назвать эту эмоцию или состояние. Придумайте специальные фразы, чтобы помочь ребёнку поговорить об этом.

22. Теннисный мяч на спине. Старый приём физиотерапии – катание небольшого твёрдого мяча по спине ребёнка – лёгкий массаж успокаивающего действия. Уделите особое внимание плечам, шее, пояснице – это типичные места скопления напряжения.

23. Мяч для гольфа под ступнями. Катание мяча для гольфа ступнями не только улучшит кровообращение, но и воздействует на точки, отвечающие за расслабление ног. Для достижения лучшего результата катайте мяч по всей поверхности ступни ребёнка, меняя степень давления.

24. Замесите хлеб. Бабушки по всему миру могут подтвердить, что процесс выпечки хлеба снимает стресс. Интернет изобилует простыми рецептами, по которым ваш ребёнок с радостью и перепачканными руками будет мять и переворачивать тесто. Лучшая часть заключается в том, что в конце концов у вас появится домашний хлеб, который наглядно демонстрирует, что напряжение можно сублимировать правильно и результативно.

25. Браслет своими руками. Создание изделий своими руками легко вводит ребёнка состояние «потока», т.е. полного погружения в занятие. Эта концепция распространяется на шитьё, вязание, плетение бисером и даже складывание белья после глажки – любой деятельности, в котором ребёнок забывает о внешнем окружении. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

©Рене Джейн

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet