Пушкин Александр Сергеевич«Борис Годунов. Что такое совесть? Они любить умеют только мертвых

ПАЛАТЫ ПАТРИАРХА Патриарх, игумен Чудова монастыря. Патриарх И он убежал, отец игумен? Игумен Убежал, святый владыко. Вот уж тому третий день. Патриарх Пострел, окаянный! Да какого он роду? Игумен Из роду Отрепьевых, галицких боярских детей. Смолоду постригся неведомо где, жил в Суздале, в Ефимьевском монастыре, ушел оттуда, шатался по разным обителям, наконец пришел к моей чудовской братии, а я, видя, что он еще млад и неразумен, отдал его под начал отцу Пимену, старцу кроткому и смиренному; и был он весьма грамотен; читал наши летописи, сочинял каноны святым; но, знать, грамота далася ему не от господа бога... Патриарх Уж эти мне грамотеи! что еще выдумал! буду царем на Москве! Ах он, сосуд диавольский! Однако нечего царю и докладывать об этом; что тревожить отца-государя? Довольно будет объявить о побеге дьяку Смирнову али дьяку Ефимьеву; эдака ересь! буду царем на Москве!.. Поймать, поймать врагоугодника, да и сослать в Соловецкий на вечное покаяние. Ведь это ересь, отец игумен. Игумен Ересь, святый владыко, сущая ересь. ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ Два стольника. Первый Где государь? Второй В своей опочивальне Он заперся с каким-то колдуном. Первый Так, вот его любимая беседа: Кудесники, гадатели, колдуньи.- Всe ворожит, что красная невеста. Желал бы знать, о чем гадает он? Второй Вот он идет. Угодно ли спросить? Первый Как он угрюм! Уходят. Царь (входит) Достиг я высшей власти; Шестой уж год я царствую спокойно. Но счастья нет моей душе. Не так ли Мы смолоду влюбляемся и алчем Утех любви, но только утолим Сердечный глад мгновенным обладаньем, Уж, охладев, скучаем и томимся?.. Напрасно мне кудесники сулят Дни долгие, дни власти безмятежной - Ни власть, ни жизнь меня не веселят; Предчувствую небесный гром и горе. Мне счастья нет. Я думал свой народ В довольствии, во славе успокоить, Щедротами любовь его снискать - Но отложил пустое попеченье: Живая власть для черни ненавистна, Они любить умеют только мертвых. Безумны мы, когда народный плеск Иль ярый вопль тревожит сердце наше! Бог насылал на землю нашу глад, Народ завыл, в мученьях погибая; Я отворил им житницы, я злато Рассыпал им, я им сыскал работы - Они ж меня, беснуясь, проклинали! Пожарный огнь их домы истребил, Я выстроил им новые жилища. Они ж меня пожаром упрекали! Вот черни суд: ищи ж ее любви. В семье моей я мнил найти отраду, Я дочь мою мнил осчастливить браком - Как буря, смерть уносит жениха... И тут молва лукаво нарекает Виновником дочернего вдовства Меня, меня, несчастного отца!.. Кто ни умрет, я всех убийца тайный: Я ускорил Феодора кончину, Я отравил свою сестру царицу, Монахиню смиренную... все я! Ах! чувствую: ничто не может нас Среди мирских печалей успокоить; Ничто, ничто... едина разве совесть. Так, здравая, она восторжествует Над злобою, над темной клеветою. - Но если в ней единое пятно, Единое, случайно завелося, Тогда - беда! как язвой моровой Душа сгорит, нальется сердце ядом, Как молотком стучит в ушах упрек, И всe тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах... И рад бежать, да некуда... ужасно! Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

Достиг я высшей власти;

Шестой уж год я царствую спокойно.

Но счастья нет моей душе. Не так ли

Мы смолоду влюбляемся и алчем

Утех любви, но только утолим

Сердечный глад мгновенным обладаньем,

Уж, охладев, скучаем и томимся?..

Напрасно мне кудесники сулят

Дни долгие, дни власти безмятежной –

Ни власть, ни жизнь меня не веселят;

Предчувствую небесный гром и горе.

Мне счастья нет. Я думал свой народ

В довольствии, во славе успокоить,

Щедротами любовь его снискать –

Но отложил пустое попеченье:

Живая власть для черни ненавистна,

Они любить умеют только мертвых.

Безумны мы, когда народный плеск

Иль ярый вопль тревожат сердце наше!

Бог насылал на землю нашу глад,

Народ завыл, в мученьях погибая;

Я отворил им житницы, я злато

Рассыпал им, я им сыскал работы –

Они ж меня, беснуясь, проклинали!

Пожарный огнь их домы истребил,

Я выстроил им новые жилища.

Они ж меня пожаром упрекали!

Вот черни суд: ищи ж ее любви.

В семье моей я мнил найти отраду,

Я дочь мою мнил осчастливить браком –

Как буря, смерть уносит жениха…

И тут молва лукаво нарекает

Виновником дочернего вдовства

Меня, меня, несчастного отца!..

Кто ни умрет, я всех убийца тайный:

Я ускорил Феодора кончину,

Я отравил свою сестру царицу,

Монахиню смиренную… Все я!

Ах! Чувствую: ничто не может нас

Среди мирских печалей успокоить;

Ничто, ничто… едина разве совесть.

Так, здравая, она восторжествует

Над злобою, над темной клеветою.

Но если в ней единое пятно,

Единое, случайно завелося,

Тогда – беда! Как язвой моровой

Душа сгорит, нальется сердце ядом,

Как молотком стучит в ушах упрек,

И все тошнит, и голова кружится,

И мальчики кровавые в глазах.

И рад бежать, да некуда… ужасно!

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!

Советы к выразительному чтению

1. Речь начинается с деления на отрезки, или речевые такты. Не спешите, думайте о том, что вы говорите. П а у з а – проявление мастерства говорящего, поэтому цените ваши слова: держите паузу, делающую смысл ваших слов значительным.

2. В каждом отрезке речи есть логический центр, главные слова. Обычно это слова, несущие основную, новую информацию. На этих словах делается логический а к ц е н т (у д а р е н и е). В каждой фразе такое ударение определяется по смыслу, который вы хотите вложить в слова. Поэтому находите точно логический центр. Выделяем главные слова полужирным шрифтом.

3. Действие, которое вы совершаете, и смысл, который вкладываете в слова, должны подсказать вам нужную и н т о н а ц и ю (мелодический рисунок) вашей речи. Предлагаемый рисунок интонации показываем стрелками ø и ö , хотя вы, конечно, должны иметь в виду, что возможен и другой выбранный вами интонационный рисунок.

4. Старайтесь четко артикулировать все звуки вашей речи. А р т и к у л я ц и я – ясное и четкое произношение – показывает культуру вашего звучания.

Совет мастера

«Работу по речи и слову надо начинать с деления на речевые такты или иначе говоря, с расстановки пауз… Берите почаще книгу, карандаш и размечайте прочитанное по речевым тактам. Набейте себе на этом ухо, глаз и руку… Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать и вникать в их сущность. Не вникнув в нее, не скажешь правильно фразы. Привычка говорить по тактам сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по содержанию, так как заставить вас постоянно думать о том, что вы говорите…»

/К.С.Станиславский. Работа актера над собой/


Приложение 3. Общие правила речи в фольклоре

(по пословицам и поговоркам)

Задание 48. Изначально правила речи даны в фольклоре, а именно в пословицах и поговорках. Эти правила каждый человек постигает еще в детстве, но соблюдает или нарушает затем всю свою жизнь. Соблюдение этих правил регламентирует не только бытовую жизнь человека, но и его деловые отношения, они значимы для любой сферы общения.

Прокомментируйте пословицы, взятые из сборника «Пословицы русского народа» В.И.Даля (М., 1989, т. I, с. 355-364), сформулировав: Какие правила, советы, рекомендации можно вывести из данных пословиц о языке – речи – слове?

Приведенные пословицы разделены на группы:

А. Пословицы со словом язык ;

Б. Пословицы со словом слово ;

В. Пословицы со словом речь ;

Г. Пословицы, где не употребляются слова язык – слово – речь , но в них говорится о речевых действиях и правилах.

Мал язык – горами ворочает. Языком что рычагом.

Язык – стяг, дружины водит. Язык царствами ворочает.

Язык поит и кормит, и спину порет.

Язык до Киева доведет (и до кия, и до побоев)

Не спеши языком, торопись делом.

Языком не торопись, а делом не ленись

Кто языком штурмует, немного навоюет.

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

Язык болтает, а голова не знает.

За твоим языком не поспеешь босиком.

Язык мой – враг мой.

Язык до добра не доведет.

Язык ворочается, говорить хочется.

Не ножа бойся, языка. Бритва скребет, слово режет.

В прохладе живем: язык болтает, и ветерок продувает.

Сболтнул бы коток, да язык короток (т.е. нет воли).

Не пройми копьем – пройми языком!

Что на уме, то и на языке.

От одного слова да навек ссора.

Для красного словца не пожалеет ни мать, ни отца.

Сказал бы словечко, да волк недалечко.

Хорошее слово – половина счастья.

Он спроста не говорит: растопырит слово что вилы, да молчит.

Слово не стрела, а пуще стрелы (разит).

Иное слово пропуская мимо ушей.

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

Слово слово родит, третье само бежит.

От приветливых слов язык не отсохнет.

Во многословии не без пустословия.

Красна речь слушанием.

Речист, да на руку нечист.

Короткие речи и слушать неча.

Хороший рассказчик – плохой приказчик

Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит.

Говори с другими поменьше, а с собою побольше.

Скоро говорится, да не скоро делается.

Нечего про то и говорить, чего в горшке не варить.

Говорит направо, а глядит налево.

Сказал красно – по избам пошло, а смолчится – себе пригодится.

Говорил бы много, да сосед у порога.

Есть что слушать, да нечего кушать.

Умел сказать – умей и ответ держать.

Во хмелю что хошь намелю, а проснусь - отопрусь.

Говоришь по совету, а выйдет всему свету.

Сколько ни говорить, а с разговору сыту не быть.

У кого что болит, тот про то и говорит.

На чужой роток не накинешь платок.

Чье правое дело, тот говори смело.

Звонко занес, да куда-то вынесешь! Звонко поешь, да где-то сядешь!

Можно ли сказать, что слова язык – слово – речь употреблены здесь в синонимических значениях? Если да, то каких?

Задание 49. Можно ли систематизировать правила ведения и построения речи по данным пословиц и поговорок? Такую попытку предпринял академик РАО, профессор МГУ имени М.В.Ломоносова Ю.В.Рождественский. Пословицы и правила, выводимые из них, оказались поделенными на четыре тематические группы. Попробуйте самостоятельно выводить правила из пословиц в правой стороне таблицы.

Пушкин Александр Сергеевич
«Борис Годунов»

я!

Ах! чувствую: ничто не может нас


Среди мирских печалей успокоить;


Ничто, ничто... едина разве совесть.


Так, здравая, она восторжествует


Над злобою, над темной клеветою – –


Но если в ней единое пятно,


Единое, случайно завелося;


Тогда – беда! как язвой моровой


Душа сгорит, нальется сердце ядом,


Как молотком стучит в ушах упрек,


И всё тошнит, и голова кружится,


И мальчики кровавые в глазах......


И рад бежать, да некуда.... ужасно!


Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

КОРЧМА НА ЛИТОВСКОЙ ГРАНИЦЕ.


МИСАИЛ И ВАРЛААМ, БРОДЯГИ-ЧЕРНЕЦЫ; ГРИГОРИЙ ОТРЕПЬЕВ МИРЯНИНОМ; ХОЗЯЙКА

Х о з я й к а.


Чем-то мне вас подчивать, старцы честные?

В а р л а а м.


Чем бог пошлет, хозяюшка. Нет ли вина?

Х о з я й к а.


Как не быть, отцы мои! сейчас вынесу.

М и с а и л.


Что ж ты закручинился, товарищ? Вот и граница Литовская, до которой так хотелось тебе добраться.

Г р и г о р и й.


Пока не буду в Литве, до тех пор не буду спокоен.

В а р л а а м.


Что тебе Литва так слюбилась? Вот мы, отец Мисаил, да я грешный, как утекли из монастыря, так ни о чем уж и не думаем. Литва ли, Русь ли, что гудок, что гусли; всё нам равно, было бы вино.... да вот и оно!...

М и с а и л.


Складно сказано, отец Варлаам.

Х о з я й к а (входит).


Вот вам, отцы мои. Пейте на здоровье.

М и с а и л.


Спасибо, родная, бог тебя благослови.

(Монахи пьют; Варлаам затягивает пecню: Как во городе было во Казани...)

В а р л а а м (Григорию).


Что же ты не подтягиваешь, да и не потягиваешь?

Г р и г о р и й.


М и с а и л.


Вольному воля....

В а р л а а м.


А пьяному рай, отец Мисаил! Выпьем же чарочку за шинкарочку.... Однако, отец Мисаил, когда я пью, так трезвых