Работа с бумагой и картоном. Современные техники работы с бумагой торцевание. о видах рукодельных техник с использованием бумаги можно говорить бесконечно, потому как фантазия человеческая

Бумагу можно использовать самыми разными способами. Складывать, писать, сдавать в макулатуру, использовать в строительстве – это далеко не полный список. Новый способ применения бумаги будет особенно полезен, если вам нечем заняться или если у вас есть особая бумага, с помощью которой вы хотите сделать что-то интересное. Прочитайте эту статью, и вы узнаете, как можно использовать завалявшийся у вас на столе лист бумаги необычным способом.

Шаги

Сделайте что-нибудь из бумаги

    Займитесь оригами. Оригами – японское искусство складывания фигурок из бумаги. Владея техникой оригами, вы сможете изготовить бесчисленное количество вещей из простого листа бумаги (журавликов, бабочек, голову лисы и многое другое). Попробуйте сделать:

    • классического лебедя;
    • розу для любимого человека;
    • милого кролика;
    • фоторамки;
    • шлем самурая;
    • обычную бумажную коробочку или коробочку в виде звезды для небольших подарков друзьям и членам семьи;
    • бумажные когти на костюма на Хэллоуин.
  1. Займитесь декупажем и сделайте дневник или коробку для памятных вещей. Если у вас есть бумажные вещи, которые много для вас значат (брошюры, билеты, записки, фотографии, счета и письма), вы можете сделать для них коробочку, где вы также могли бы хранить украшения и прочие важные для вас вещи. Найдите подходящую заготовку, придумайте, как вы оформите ее бумагой, и приступайте к декупажу.

    • Можно использовать дополнительные инструменты: краску, блестки и прочее (пуговицы, искусственные цветы) - так коробочка станет еще интереснее. Какие-то украшения нужно будет крепить с помощью горячего клея.
    • Можно собрать все памятные вещи в альбом, если вы не хотите портить их. Подыщите альбом, в котором было бы много пластиковых кармашков. Держите альбом вдали от влаги, потому что конденсат на пластике может повредить бумагу.
  2. Займитесь изготовлением папье-маше. Папье-маше - это наложение кусочков бумаги с клеем друг на друга и наклеивание их на определенный предмет либо формирование особой формы из этого материала. Когда все это высыхает, оно затвердевает и может быть использовано в различных целях. Однако знайте, что изготовление папье-маше - не самый аккуратный процесс, поэтому будьте готовы к небольшому беспорядку. Из папье-маше можно сделать многие вещи:

    • вазы;
    • ободки для выключателей;
    • ракушки;
    • маски;
    • стаканы для карандашей;
    • шкатулки.
  3. Сделайте поздравительную открытку в качестве уникальной альтернативы готовым открыткам. Можно использовать оригинальные техники, например, эффект 3D.

    • Проще всего взять обычный лист бумаги и сложить его пополам. Полученную заготовку можно разрисовать краской, карандашами, маркерами или украсить как-нибудь еще.
  4. Сделайте игрушки из бумаги. Существуют целые книги по изготовлению сложных игрушек из бумаги (например, роботов), но вы можете сделать и простые игрушки из обычного листа бумаги:

    • гадалочку;
    • футбольный мяч;
    • самолетики и кораблики.
  5. Создайте из бумаги предмет искусства. Можно сделать его в 2D или в 3D. Здесь речь идет не об оригами! Мы имеем в виду сложные работы, которые можно сравнить в живописью, только здесь используются фигуры из бумаги, а не линии, проведенные кистью или карандашом.

    • Если вы работаете в 2D, вырезайте нужные фигурки из бумаги, используя бумагу разных цветов. Если вы хотите изобразить лицо, вам нужно будет вырезать глаза (возможно, из разных листов бумаги), нос, рот, кожу, волосы (лучше всего - из разноцветной бумаги) и другие элементы. Чем больше у вас будет фрагментов, тем более детализированным получится изображение.
    • Если вы хотите сделать что-то в 3D, нарежьте тонкие полоски (шириной как 2-3 штуки спагетти) и закрепите их на одном или двух листах бумаги. Складывайте, сгибайте, заворачивайте их, и у вас получится объемная фигура.

    Займите себя чем-нибудь

    1. Начните рисовать! Возьмите карандаш или цветные ручки и просто начните делать набросок. Выразите себя и нарисуйте то, что вас вдохновляет. Можете попробовать нарисовать менее реалистичные вещи - мультяшных персонажей или героев комиксов - либо какие-нибудь предметы в комнате. Нарисуйте друзей, членов семьи. Отправляйтесь на свежий воздух и нарисуйте то, что увидите там. Когда вы закончите, вы с гордостью сможете продемонстрировать свою работу (возможно, даже в рамке оригами)!

      Поиграйте в футбол. Можно играть в футбол бумагой. Просто сложите из бумаги пирамидку или скатайте шарик и начните передавать его друг другу. Можно даже сделать ворота из бумаги, если у вас достаточно листов.

      Поиграйте в морской бой. В этой игре вам потребуется только ручка, лист бумаги и партнер. Нарисуйте сетку и разместите по одной стороне буквы, а по второй - цифры. Расположите корабли и начните играть. Только играйте по-честному!

      Поиграйте в палочки. Нарисуйте сетку из точек, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга (например, 20 на 20 точек). Каждый игрок по очереди соединяет две точки. Тот, кто сможет соединить четыре точки в квадрат, получает этот квадрат. Выигрывает тот, у кого будет больше всего квадратов.

      Сделайте из бумаги пистолет и развяжите войну с друзьями. Пистолет можно сделать с помощью бумаги, ножниц и скотча. Вооружившись таким пистолетом, вы сможете затеять войну в офисе или поиграть с друзьями. Будьте осторожны - не попадите никому в глаз!

    Используйте бумагу с пользой

      Сдайте бумагу в макулатуру. Знаете ли вы, что каждая тонна бумаги стоит жизни 17 деревьев? Если вы не собираетесь больше использовать какую-либо бумагу, это не означает, что ее необходимо просто выбросить. Если вы сдадите ее в макулатуру, ей будет дана вторая жизнь - из нее смогут сделать самые разные вещи. Из ненужной бумаги можно сделать другую бумагу, а можно изготовить бусины.

    1. Пишите рассказы. Бумага предназначена для того, чтобы на ней писали! Скорее всего, вы это уже знаете, поэтому возьмите ручку и дайте волю воображению! Придумайте историю и поразмышляйте о персонажах. Убедитесь, что вам есть с чего начать и чем закончить, и решите, что будет происходить в середине. Получайте удовольствие от процесса и не слишком перенапрягайте свою руку! Как закончите, покажите результат друзьям, семье, чтобы узнать их мнение. Ура!

      • Не хотите писать рассказы? Существуют и другие жанры, в которых можно попробовать себя:
        • поэзия или хокку;
        • короткие повести;
        • собственный журнал;
        • комиксы.

Бумага - материал, созданный из древесины, глины, клеящих веществ, минералов; основа бумаги - растительные волокна, которые связаны друг с другом различным плетением.

В истории человечества бумага сыграла огромную роль. Трудно представить себе наш мир без бумаги, которая использовалась и используется не только для сохранения и передачи информации, но и для отделки, упаковки; изготовления денег, фотографий, печатных плат и многого другого. Некоторые виды изобразительного искусства возникли благодаря появлению бумаги.

И, конечно же, бумага - один из самых доступных материалов для творчества.

Обычная, цветная, гофрированная, бархатная, упаковочная бумага; журналы, газеты, коробки - все это идет в ход в умелых руках.

Для работы в технике вырезания нужны, помимо бумаги, ножницы или острый нож. История бумажных вырезок началась в Китае, вскоре после изобретения бумаги. Со временем вырезание бумажных украшений стало одним из видов народного творчества - "Цзяньчжи". В Азии и Европе вырезание стало популярным в 13-15 веках, а широкое распространение в Восточной Европе это искусство получило в 19 веке. У славянских народов бумажные вырезки носят название "вытинанка".

Для аппликации из бумаги понадобятся ножницы и клей. Аппликация происходит от латинского слова applicatio, которое означает "прикладывание". В этой технике к фону приклеиваются вырезанные из бумаги детали композиции.

В технике плетения из бумаги вырезаются полоски, которые затем определенным образом вплетаются в основу (фон).

Оригами - "сложенная бумага" - техника, которая состоит в складывании листов бумаги определенным образом для получения различных фигурок. Зародилось это искусство в древней Японии, где божествам приносили дары в сложенных из бумаги коробочках. В 20-ом веке оригами получило широкое распространение по всему миру.

Традиционное изделие оригами складывается из квадратного листа бумаги, без клея и ножниц. Помимо классического оригами, существуют различные направления и виды этого искусства, в которых используется вырезание и склеивание (модульное оригами, кирикоми оригами). Считается, что занятия бумажной пластикой положительно влияют на эмоции человека, поэтому оригами используют в арттерапии.

Квиллинг , или бумагокручение - еще одна техника работы с бумагой. Это искусство украшения завитками из бумаги разных предметов. Для квиллинга нужны узкие полоски бумаги, которые наматываются на тонкий стержень. Из получившихся затем спиралек формируют различные фигурки и составляют из них композицию, приклеивая к основе. В эпоху Средневековья квиллинг получил распространение в Европе, а в настоящее время - по всему миру.

Бумажная живопись - искусство, пришедшее с Востока; в Японии называется "чигире-е" (чигири-е), в Корее - "ханди-гырим". Техника состоит в вырывании при помощи специальных инструментов кусочков бумаги, которые затем будут приклеены к основе. На основу наносят эскиз будущего произведения.

Моделирование из бумаги - создание моделей различных объектов с сохранением пропорций. Напечатанная (начерченная) на листе развертка модели вырезается, сгибается и склеивается.

Папье-маше в переводе с французского означает "жеваная бумага". В измельченную бумагу или картон добавляют клей, крахмал и минеральные вещества: гипс, алебастр. Из получающейся бумажной массы можно лепить; можно ее отливать в формы и прессовать. Для разных видов изделий из папье-маше - игрушек, скульптуры, барельефов, строительных материалов - используются различные составы; а технологии изготовления постоянно совершенствуются.

Бумага была изобретена во II столетии до н.э. китайским судебным чиновником и постепенно стала распространяться на запад, достигнув Центральной Азии в 751 году н. э. В 793 году бумага впервые была сделана в Багдаде, во время золотого века исламской культуры. Оттуда искусство по изготовлению бумаги распространилось дальше на восток, и к XIV веку в Европе появилось несколько бумажных фабрик.

1


Когда в 1450 году возникло печатное дело, спрос на бумагу резко возрос. В это время основным сырьем для производства бумаги были лен и хлопок, но только в XVIII веке, когда спрос на материалы превысил предложение, начался поиск материала, который был бы доступен в изобилии. В начале XIX века началось использование древесины.

Современное оборудование и способы производства бумаги берут свое начало в том же XIX веке, и сейчас они превратили древнее ремесло в высокотехничную индустрию. Базовые процессы остались такими же, как и раньше, однако для таких сортов бумаги, которые обладают максимальной прочностью, долгим сроком службы и неизменяемостью, все еще используются хлопковые и льняные волокна и цельные, сортированные обрезки ткани.

2


Во всем мире люди признали ценность бумаги как объекта для творчества, ведь из нее можно изготовлять изделия или использовать ее как элемент для декорирования. Они научились создавать из бумаги полезные предметы, имеющие каждый свое изящество и красоту.

3


Они также изобрели множество способов декорирования с помощью бумаги, сворачивая ее или вырезая из нее замысловатые формы, крася в различные цвета или используя фигуры из простой цветной бумаги или вырезанные печатные изображения для создания картин. На Дальнем Востоке и в Европе особенно сильны традиции по использованию бумаги в качестве сырья и признанию ее декоративного потенциала.

Папье-маше.

Папье-маше (что значит по-французски «жеваная бумага») - это фактически измельченная бумага или бумажные полоски, перемешанные с клеем. Бумажная масса может быть отлита в различные формы для создания твердых или хрупких изделий, которые затем можно творчески украшать.

4

За века до того, как это ремесло появилось в Европе, оно было видом искусства на Дальнем Востоке, где аккуратно сделанные изделия были изысканно украшены и покрыты лаком. В начале XVIII века изделия из папье-маше начали изготовлять во Франции, а позже - в Англии и Германии, где использовались несколько разных процессов по изготовлению.

5


Один из них заключался в создании подносов и мебельных панелей из прессованных листов бумаги, склеенных вместе. Хотя производство изделий из папье-маше несколько упало в Европе в XIX веке. Папье-маше все еще оставался популярным материалом для изготовления игрушек, масок и различного вида манекенов. Являясь одним из самых дешевых и простых материалов, сегодня папье-маше переживает свое второе рождение.

Декупаж.

Слово «декупаж» происходит от французского глагола decouper, что в переводе означает «вырезать». Декупаж - вид декоративного искусства, в котором бумажные вырезки используются для создания картинок или узоров на различных поверхностях.

6


Декупаж как вид искусства возник под влиянием сибирского искусства создания аппликации из войлока и древнего китайского и польского народного творчества, использовавшего вырезки из бумаги. Впервые он появился во Франции в XVII веке в качестве искусства по украшению мебели. Спустя век декупаж стал популярным занятием во всей Европе. Он стал таким модным, что стали выпускаться специально напечатанные картинки для наклеивания на разные предметы домашнего обихода и личные вещи, такие как щетки для волос, фены и ширмы.

7


Недавно к нему возродился интерес как к способу «оживления» различных предметов, таких как корзины для мусора, абажуры, ширмы, подносы и шкатулки.

Многие из сегодняшних изделий в технике декупажа выполнены в духе пышных цветочных мотивов Викторианской эпохи, но это совсем не значит, что именно так должен выглядеть современный декупаж.

8


Вы можете использовать любой вид бумаги с различными изображениями. Можно использовать даже черно-белые: или тонированные ксерокопии для создания собственных дизайнов. В конце каждая работа обязательно должна быть покрыта несколькими слоями лака для защиты.

Вырезание из бумаги.

Искусство вырезания из бумаги возникло на Дальнем Востоке. В Китае, где вначале бумажные трафареты использовались в качестве шаблонов для вышивания, их узоры были чрезвычайно сложными п замысловатыми. В Японии изначально они использовались как трафареты для печати рисунков на ткани.

9


В конце концов этот вид искусства добрался по торговым путям Среднего Востока до Европы, где он стал использоваться монахами для украшения рукописей. Таким образом, первые светские образцы вырезанных из бумаги изделий в Европе были на религиозные темы, но по мере того, как бумага стала более широко использоваться, люди начали вырезать сцены из повседневной жизни. Польские мастера народного творчества прославились своими чарующими и яркими изделиями, изображающими сельскую жизнь.

10


Немецкие и швейцарские вырезанные из бумаги изделия были затейливыми, сложенными в несколько раз рассказами, которые назывались scherenschmitte. Эта традиция создания симметричных изображений, белых на черном фоне, была впоследствии заимствована и продолжена ранними европейскими поселенцами в Новом Свете.

11


В Великобритании и Франции продолжением немецкого стиля стало создание портретов путем вырезания бумажных силуэтов. Первые изображения силуэтов создавались в натуральную величину - голова манекенщика освещалась свечами и тень перерисовывалась на бумагу. Затем изображение закрашивалось черным, вырезалось и наклеивалось на белую бумагу.

12


По мере распространения моды на вырезанные из бумаги орнаменты благовоспитанные дамы, которые имели много свободного времени, осознали, что их маленькие ножницы для рукоделия - идеальный инструмент дли вырезания затейливых кружевных символов любви или открыток на День святого Валентина и памятных сувениров для семейных праздников. До сих пор проходят традиционные фестивали по искусству вырезания из бумаги в Дании, Мексике и США. В зависимости от вида используемой бумаги, количества сгибов и стиля изображения можно создать огромное количество разнообразных изделий.

Декорирование бумаги.

Существуют различные способы декорирования бумаги для улучшения вида бумажных изделий или обычной бумаги или картона. Различные декоративные эффекты могут быть достигнуты с помощью трафаретов. На протяжении веков их использовали при украшении интерьеров повторяющимися орнаментами.

Также их можно использовать и для украшения маленьких или больших предметов, от самодельных обоев до упаковочной бумаги и канцелярских принадлежностей.

13


Штемпелевание, фактически вид печати, - еще один превосходный способ украшения бумаги. Его можно применять к любому виду бумаги или изделий из бумаги. Сегодня нанесение узоров с помощью трафаретов и печатей (штемпелей) используется как простой, недорогой, но в то же время, выразительный способ украшения или придания оригинальности любой поверхности.

В продаже имеются готовые печати и трафареты, но вы можете и самостоятельно сделать их по своему вкусу. Вы можете вырезать трафареты из вощеного трафаретного картона или ацетатной пленки, а печати можно вырезать из картофелины или губки, используемой в хозяйстве.

Бумажные конструкции.

Вырезая и складывая бумагу, можно создавать удивительное множество предметов для дома - коробочек, мобилей и фонариков. Искусство создания декоративных и нужных изделий путем складывания бумаги в несколько раз восходит к еще более древнему искусству создания таких изделий из ткани. Верхом этого искусства является японское искусство оригами, где из бумаги, сложенной в несколько сотен раз, получаются трехмерные объекты и животные.

14


Любой объект от слона до вазы с цветами можно сделать без использования клея или клейкой ленты. Традиции по созданию бумажных конструкций путем складывания бумаги также существуют в Испании и Южной Америке. В Германии в XIX веке начали делать поделки из сложенной цветной бумаги в детских садах, а позлее Баухауз, знаменитая немецкая школа дизайна, открыла курсы по обучению созданию конструкций из сложенной в несколько раз бумаги.

15


Из картона, который обычно считают просто материалом для упаковки, можно также создать множество функциональных и декоративных вещей. В начале XX века картон уже начали использовать в изготовлении макетов для скульптур, мебели и в архитектурных проектах.

Некоторые дизайнеры с богатым воображением даже изготовляли полностью из него различные предметы мебели, что является доказательством присущей ему прочности. Картон стал популярным материалом для поделок во время Второй мировой войны, когда его повсеместно использовали в качестве упаковки.

16


Ремесленники сразу нашли применение этому новому продукту отходов производства, но их энтузиазм вскоре поутих, потому что в послевоенный период появились более интересные материалы. Однако недавно интерес к картону как к материалу для творчества возродился, и многие мастера начали по-новому его использовать для создания разнообразных удивительных предметов от игрушек и дамских сумочек до стульев и столов.

Гофрированный картон со своей многослойной структурой особенно хорошо подходит для создания картонных сооружений.

Ценной особенностью бумаги является возможность с самых первых шагов обучения изготавливать практически полезные, нужные вещи. При работе с бумагой совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Наряду с этим обогащается творческий опыт, формируется воображение. Обучающиеся сосредотачиваются на процессе изготовления поделки для получения желаемого результата, что способствует концентрации внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Материалы и инструменты

Бумага бывает разного качества: от тонкой прозрачной - папиросной, до плотной, которую очень трудно даже надорвать, - металлизированной.

  • Для создания объема некоторых поделок нужна тонкая и мягкая бумага (папиросная, бумажные салфетки).
  • Понадобится также простая белая или цветная бумага, типа газетной, для бумажной мозаики.
  • Более плотную бумагу, которая, впитывая влагу, не промокает насквозь (большинство наборов цветной бумаги), можно использовать для аппликаций.
  • Для изготовления игрушек оригами нужна бумага в меру плотная, дающая четкие линии при изгибе (лощеные тетрадные листы, мелованная бумага).
  • Картон необходим для основы объемных изделий, игрушек.
  • Картонные коробки, фантики, фольга, обрезки обоев - все понадобится настоящему мастеру.

Для работы нужны два вида клея: жидкий (ПВА) и клеящий карандаш.

Клеящий карандаш используют при изготовлении аппликаций, для приклеивания мелких деталей.

Клей ПВА необходим для склеивания различных деталей, когда требуется большая прочность.

Работая с клеем, не забывай о правилах, которые необходимо выполнять, чтобы не было неприятностей.

  1. Рабочую поверхность застели газетами, упаковочной бумагой или клеенкой - после работы не придется отмывать стол от капелек застывшего клея.
  2. Если клей хранится в довольно большой емкости, для работы отливай его понемногу в небольшую плоскую баночку или крышечку - тогда тебе не грозят клеевые озера на бумаге или на полу.
  3. Для нанесения клея используй специальную кисточку или трубочку из плотной сложенной бумаги.

Для работы нужны две пары. Одни ножницы должны быть средней длины с закругленными кончиками. Ими режут бумагу. Вторые - маленькие с прямыми лезвиями. Их используют для прорезания внутренних деталей и насечек.

Кисти

Широкая кисть нужна для быстрого нанесения клея на основу. Кисть малая клеевая понадобится для смазывания клеем небольших деталей.

Линейка, карандаш

С помощью линейки можно не только провести ровную линию, но и ровно оторвать нужную полоску бумаги. Для этого приложи линейку к листу в нужном месте так, чтобы бумага слегка выступала из-под листа. Плотно прижимай линейку левой рукой. Правой рукой возьми лист бумаги за правый верхний угол и приподними его до линейки. Затем сильным движением потяни лист на себя. Разрез пойдет вдоль линейки.

Карандашом можно не только рисовать, но и придать кусочку бумаги нужную форму.

Чтобы получить трубочку, оберни карандаш полоской бумаги и прогладь между ладонями. Убери карандаш - и бумага останется скрученной.

Для придания выпуклой формы мелким деталям (пуговичка, цветочек) помести вырезанную фигурку на ладонь левой руки, а концом карандаша надави на ее середину. Получится выпуклая деталь.

Спиральку из бумаги можно сделать при помощи ножниц или линейки. Возьми кончик бумажки в левую руку. Большим пальцем правой руки прижми полоску бумаги к острию раскрытых ножниц или торцу линейки. Скользящим движением на себя протяни бумагу по всей длине.

Циркуль

Поможет начертить круг на бумаге любого размера.

Правила работы с бумагой

  1. Все линии сгиба делают четко, хорошо проглаживая. Чтобы на бумаге не оставалось грязных пятен, место сгиба проглаживают закрытыми ножницами или на место намеченного сгиба накладывают лист бумаги и проглаживают сверху. Причем если сгиб одиночный, то лист удобно расположить так, чтобы сгиб находился справа или сверху.
  2. Если нужно разорвать бумагу на полосы, необходимо учитывать, в каком направлении в ней располагаются волокна. Если рвать вдоль волокон - разрыв будет длинным и довольно ровным. А если поперек, то длинная полоска не получится. Чтобы это почувствовать, потренируйся на газетной бумаге.
  3. Если необходимо наклеить деталь на ровный лист, клеем намазывают наклеиваемую деталь. Если же намазать контур детали на листе-основе, а затем приложить саму деталь, она не будет ровной и гладкой, на ней появятся морщины и складки.
  4. Наклеиваемую деталь необходимо крепко прижать. Для этого используют чистый лист белой бумаги и кусочек фланели. Деталь намазывают клеем, помещают на лист-основу, слегка прижимают в центре, расправляют и накладывают на нее чистую бумагу. После этого фланелевой тряпочкой тщательно проглаживают деталь от центра к краям.

Обустройство рабочего места

Прежде чем заниматься изготовлением поделок из бумаги, нужно подготовить рабочее место. На столе не должно быть ничего лишнего. Все инструменты и материалы должны быть под рукой.

Освещение также имеет большое значение. Если вы работаете вечером, то обязательно должна быть настольная лампа. Свет должен падать с левой стороны.

Поскольку бумага предполагает отходы, то рядом хорошо поставить мусорное ведро или коробку, куда можно выкидывать обрезки.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Приложение № 3

История бумаги

Бумага – один из самых распространенных материалов. Она выступает не только информационным носителем, но и упаковкой, средством гигиены, платежным средством, строительным материалом, фильтром и т.д. В настоящее время сложно представить нашу жизнь без бумаги.

Но бумага в том виде, в каком мы ее знаем сейчас, появилась не сразу. Изначально писали на бересте, коже, дереве и т.п.

История бумаги начинается в Древнем Египте примерно 3500 лет назад, когда там начали изготавливать папирус. Сырьем для него служил тростник. Изготовление папируса было довольно трудоемким процессом, поэтому он стоил недёшево и был доступен не каждому. Но папирус был недолговечным и требовал бережного отношения.

Параллельно с папирусом возник другой материал- пергамент, появившийся в Малой Азии во II веке до нашей эры. Своё название он получил от места, где началось его производство, - города Пергама Пергамского царства. Для получения пергамента использовали кожу молодых животных – ягнят, ослов, телят и козлов,- подвергая её специальной обработке. Основные достоинства пергамента – прочность, эластичность, а значит долговечность. И писать на нем можно было с двух сторон. К недостаткам можно было отнести трудоёмкий процесс изготовления пергамента, кроме того, кожа была очень дорогим материалом.

Настоящая история бумаги началась в Китае примерно в 105 году нашей эры. Цай Лунь – китайский сановник династии Хань и изобретатель бумаги – обобщил и усовершенствовал способы изготовления бумаги, которые уже были известны, а также предложил технологический процесс производства бумаги. Для производства бумаги можно было использовать любое растительное сырье и отходы, в том числе побеги бамбука, лубяные волокна ивы и тутового дерева, а также траву, мох, солому, водоросли, паклю и т.п.

В Китае на рубеже II-III веков нашей эры бумага из растительных волокон уже не была редкостью. Бумагу стали изготавливать нужных цветов, размеров и толщины, её пропитывали специальными веществами для длительного хранения.

Первым центром по производству бумаги за пределами Китая стал Самарканд в 751 году. В 800 году бумага появилась в Багдаде, в 1100 году – в Каире, в 1300 году – в Венеции. Около 300лет потребовалось, чтобы бумага попала из Ирака в Египет.

В Европе первая бумага появилась в X веке в Испании. В начале XII века произведения некоторых итальянских поэтов были уже написаны на отличной белой бумаге. Далее конкуренцию итальянцам составляют французы. Из Франции бумажное производство проникает в Англию, потом в Голландию и дальше двигается в Восточную Европу, а именно в Германию и Польшу, а затем на восток, в Московскую Русь.

Сегодня использование бумаги настолько разнообразно, что говорить о конце её истории можно будет ещё очень не скоро. Существует около 5000 тысяч сортов бумаги, которые можно разделить на три вида:

  1. собственно бумага: гигиеническая, обёрточная и печатная;
  2. картон;
  3. строительный картон: для облицовки и изоляции.

Способы работы с бумагой и картоном

Особенности строения и свойства бумаги и картона важно учи­тывать при выполнении операций сгибания и складывания.

Перегнуть бумагу можно быстрее, удобнее и аккуратнее, если вдоль размеченной линии сгиба провести по линейке гла­дилкой. Кончик инструмента образует ровный след (канавку), в котором волокна бумаги сдавливаются, сжимаются и надламываются. По этому следу можно легко, точно и ровно пе­регнуть лист бумаги. После складывания полезно еще раз провести гладилкой по линии сгиба.

Если нужно перегнуть картона линию сгиба размечают на лицевой стороне (в отличие от бумаги, которую размечают с изнаночной стороны). Вдоль линии сгиба по фальцлинейке де­лают неглубокий надрез ножом, при этом прорезают только верхний слой волокон. Затем перегибают картон надрезом наружу сгибаемой детали, в противном случае не надрезанные волокна в местах сгиба будут стягиваться и разрываться.

Резание бумаги, производят ножницами по размеченным ли­ниям отреза. При этом лезвия ножниц направляют как можно точнее по линиям разметки, режут средней частью лезвий нож­ниц, не закрывает их до конца резания. Ножницы держат парал­лельно столу, режут над столом (а не над полом); левой рукой держат за большую часть заготовки, отрезая меньшую.

Особого внимания потребует обучение приемам рабо­ты с клеем. Сборка изделий при помощи клея является самой распространенной, но очень часто именно из-за неумения правильно приклеить деталь ребенок не может добиться нужного качества работы. Художественный или конструктивный замысел может при этом пострадать на­столько, что изделие теряет смысл, а у детей пропада­ет интерес к работе.

Приемы приклеивания в начале намеренно упрощены: клей нужно наносить непосредственно на участки фона и на эти места накладывать обрезки ниток, семена и пр. Да­же если ребенок не смог точно рассчитать количество клея, и он виден на поверхности коллажа, общему художествен­ному впечатлению это, возможно, и не помешает. Однако большинство изделий потребуют большей аккуратности. Наиболее распространенным приемом является такой, при котором клей наносится на приклеиваемую деталь. Необходимо при­учить детей сразу делать это правильно. Во время работы с клеем на столах должны быть стопки сухой газетной бумаги небольшого размера. Под деталь, на которую нужно нанести клей, сначала подкладывают такой листочек; после нанесения клея деталь укладывают на свое место и приглаживают через сухой бумажный лист; для приклеивания следующей детали используют другие газетные листы, а грязные складывают в отдельную стопку - это позволяет работать чисто и быстро. Придется поработать и над тем, чтобы дети наносили клей только кисточкой, равномерно распределяя его по всей поверхно­сти детали. Лучший клей, который подходит для всех ра­бот и материалов, ПВА; для работы с бумагой можно ис­пользовать крахмальный клейстер. Применение клеящих карандашей и других сугубо канцелярских принадлежно­стей нежелательно.

Одним из интереснейших способов работы является окраска бумаги.

Порой нелегко бывает приобрести нужную и разнообразную по цвету бумагу, что ограничивает возможность детей и взрослых создавать яркие и нарядные поделки творческого характера. Большую помощь может оказать при этом умение самим красить бумагу, для чего необходимо знать приемы окраски и смешения цветов.

Крашение - занятие, весьма интересное для детей. Их прив­лекает преобразовательная особенность красок, возможность по­лучения все новых и новых цветов и оттенков.

Рассмотрим некоторые приемы окраски бумаги и ее декоратив­ной обработки.

Для окраски берут белую бумагу писчих сортов в упаковке. Не подходит для крашения глянцевая, водостойкая бумага (каль­ка, слюда), так как с нее краска быстро соскальзывает. Хорошо окрашивается впитывающая бумага, но при этом надо помнить, что после намокания она легко рвется, ее трудно расправить. Поэтому следует окрашивать сразу целую пачку. Ее опускают в раствор с краской, быстро вынимают и кладут на наклонную поверхность, расправив углы.

Красят бумагу различными красителями, например цветной тушью, клеевой и темперной красками, но особенно яркий, интен­сивный цвет можно получить, используя анилиновые краски (для крашения тканей). Применяют также и природные красители.

Окраску бумаги начинают с подбора или составления краски определенного цвета. Лучше всего использовать анилиновые краски. Их разводят в горячей воде до образования нужного тона и разливают в ванночки. Когда краска остынет, в нее полностью погружают лист бумаги и быстро его вынимают, держа пальцами или пинцетом за два угла с одной стороны. Затем лист раскладывают на наклонной стеклянной плоскости для того, чтобы с него быстрее стекла вода и он равномерно окрасился. Окрашенную бумагу развешивают для просушки, после чего прог­лаживают горячим утюгом с обеих сторон.

Один и тот же раствор краски можно использовать несколько раз для получения разных по насыщенности тонов. Начинают окраску с более темного и яркого тона, по мере добавления горячей воды получают окраску более светлых тонов.

Клеевые краски, которые производят в виде порошка, разбавляют и разводят в горячей воде, затем добавляют столяр­ный клей (на один стакан горячей воды берут одну чайную ложку столярного клея). Окрашенная этими красками бумага не пачкает руки, и на ее поверхности не образуются морщины.

При окраске тушью ее равномерно распределяют на поверх­ности бумаги в одном направлении (по горизонтали - слева на­право, по вертикали - сверху вниз) быстрыми движениями, ис­пользуя крупную мягкую кисть или ватный тампон, надетый на палочку. Для получения коричневых, золотистых, охристых оттен­ков можно использовать крепко заваренный чай или кофе, изме­няя по мере надобности концентрацию раствора.

Если нет под рукой химических красителей, можно приготовить также раствор из растений. Этим способом люди пользовались с древнейших времен, получая разнообразные краски мягких пас­тельных оттенков. Например, из сухих листьев березы готовят кра­ситель желтого и бежевого цвета, коричневые тона получают, используя шишки и хворост. Для закрепления природных краси­телей применяют уксус или рассол квашеной капусты, медный купорос. Одно и то же растение, обработанное различными закре­пителями, дает разную окраску; цвет приобретает яркость, и бумага не пачкает руки при изготовлении поделок.

Декорируют бумагу и способом набрызгивания жидкой краски. Про­исходит это так: берут щетку или плоскую кисть, сма­чивают ее краской и проводят по щетине палочкой, направляя к разным частям плоскости бумаги. Так делают бумагу для изго­товления курочки-пеструшки, бабочки, птички, выбирая каждый раз новый цвет заготовки и краски для набрызгивания. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, гори­зонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготов­ки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок бумаги.

Рисунок на бумагу наносят и цветным клейстером. Его готовят из крахмала, добавляя в воду анилиновую, акварельную краску или цветную тушь. Составив смесь, наносят ее быстрыми движе­ниями тонким слоем на бумагу и проводят по ней расческой в разных направлениях. Зубцы расчески как бы соскабливают краску и на поверхности фона оставляют светлые следы в виде нужного рисунка или орнамента. По покрытой клейстером плос­кости можно также прокатить жгут в определенных направлениях или сделать оттиски разными штампами. Такие штампы дети могут заранее заготовить сами, вырезав их из поролона или из картофеля, моркови, свеклы и т. д. в виде фигур, элементов орнамента простой формы. Это может быть цветок, бабочка, зайчик. Когда клейстер высохнет, поверхность бумаги протирают навощенной суконкой, она приобретает блеск и не пачкает руки при сгибании заготовки.

Окрашенную и текстурованную бумагу рекомендуется хранить в папках, отобрав ее по цвету и рисунку. Для удобства в работе папки надо подписать, а на обложку приклеить образцы. Листы бумаги можно разложить на широких полках и хранить в развер­нутом виде, распределив материал по цвету, фактуре, размеру.

Нельзя скручивать бумагу в трубку. От этого она покрывается неустранимыми складками. Скрученная бумага труднее поддается обработке, что снижает интерес дошкольников к работе с бумагой и ведет к небрежному выполнению задания.

При продуманном хранении бумага лучше сохраняется, каче­ство детских поделок не ухудшается. Воспитатель своим примером приучает ребенка к порядку, бережному отношению к бумаге, ак­куратному и экономному ее использованию.

Таким образом, наличие необходимых материалов для констру­ирования, их высокое качество, разнообразие способов получения бумаги позволяют создать благоприятные условия для овладения детьми приемами изображения, что определяет основы формиро­вания художественно-творческих способностей детей.

Существуют следующие виды работы с бумагой: оригами, аппликация и конструирование, которые очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию эстетического вкуса, наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, творческому мышлению.Еще в XIX веке немецкий педа­гог Ф. Фребель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами, на основе которого можно улучшить и упрочить геометрические знания и умения.

В наше время в Японии, США и других развитых стра­нах обучение геометрии при помощи оригами практику­ется во многих школах.

Если в прошлом математика применялась в довольно ограниченном числе областей жизни человека, будучи, следовательно, необходимой сравнительно небольшому числу специалистов, в современную эпоху математика проникла во все те области, в которых практикуется рациональное мышление, и этот процесс, находящийся в постоянном развитии, требует соответствующей мате­матической подготовки. Психотерапевтические эффекты складывания подтверждены психологами, которые установили, что повышается скорость, гибкость и оригинальность мышления, пространственное воображение, динамика психомоторных показателей. Оригами является дидактическим средством развития воображения, пространственного мышления, мелкой моторики, а следовательно – развития речи и интеллекта, которое помогает корректировать различные типы поведения (от агрессивных до застенчивых), стабилизирующие психоэмоциональное состояние, снимающее тревожность.

Оригами как способ создания из бумаги разнообразных поде­лок зародилось в Японии более тысячи лет тому назад, но об истории происхождения этого искусства почти ничего не известно. Предполагают лишь, что изготовление красочных фигурок в дале­кой древности не было только забавой или увлечением, а являлось священным ритуальным действием, связанным с религиозным культом «многоликой» и «тысячерукой» богини милосердия Каннон. Фигурками украшали статую, чтобы задобрить богиню, по­просить у нее покровительства.

Утратив со временем свое религиозное предназначение, ори­гами стало украшением японского быта, народных праздников, карнавальных шествий. Это искусство, привлекающее и взрослых и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Свидетельство то­му - различные выставки, центры оригами.

Знаменитые бумажные журавлики, выполненные способом ори­гами, стали символом движения против атомной войны. Этих журавликов делают дети всего земного шара и присылают япон­ским сверстникам, выражая тем самым свою солидарность в борь­бе за мир. И каждый год в честь международной акции «Волна мира» в небо Хиросимы взлетают сотни тысяч бумажных журав­ликов. А как вечный символ протеста против войны возвышается журавлик на памятнике в мемориальном парке Мира в Хиросиме.

Изготовление красочных поделок из бумаги приемами много­кратного складывания и сгибания - увлекательное и полезное за­нятие для детей.

Бумага - доступный для ребенка и универсальный матери­ал - широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформ­лении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям.

Такая деятельность имеет большое значение в развитии твор­ческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать ма­териал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе.

Конструируя из цветной бумаги, дети создают модели предметов и объектов действительности, отображая характер­ные их признаки в обобщенном виде, отвлекаясь от второсте­пенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так образ приобретает новые черты, оригинальную трак­товку, что выражается в несколько условной, угловатой форме. Это связано со спецификой обработки материала (бумаги) прие­мами сгибания, складывания частей в определенной последова­тельности, что и характерно для искусства оригами. Несмотря на то, что поделки часто лишь отдаленно напоминают те или иные предметы, объекты, это не мешает ребенку узнавать их, живо дополняя в воображении недостающие части.

Аппликация – один из самых распространенных видов работы, в переводе с латинского означает прикладывание, т. е. создание орнамента, рисунков путем приклеивания кусочков различных материалов.

Народы древних времен широко применяли аппликации для украшения своего быта. Казахи аппликацией украшали войлочные ковры, юрты; татары – мягкие кожаные сапоги, конские седла; народы Севера на кожаную одежду нашивали узоры из меха; русские широко использовали ее на ткани. Часто художники использовали аппликации в своих работах.

Существует множество методических рекомендаций проведения аппликационных работ. Необходимо учитывать образовательный, развивающий, воспитывающий потенциал аппликаций. Между тем техника выполнения аппликации располагает большими учебными возможностями. Аппликационные работы способствуют развитию художественного видения природы, закреплению представлений о симметрии и а симметрии, совершенствованию представлений о выразительной композиции, развитию формы, ритма, соотношения частей и целого. При работе над аппликацией развиваются такие психические процессы, как внимание, мышление, воображение, глазомер, координации движения, мелкая моторика рук, соответственно психические процессы мозга. Формируются представления о приёмах рациональной работы, совершенствуются умения производить разметку, воспитываются аккуратность и терпеливость.

Прежде чем приступить к работе, подготавливают рисунок, в зависимости от которого подбирают материал, основу и намечают последовательность наклейки отдельных частей.

Для основы берут плотную бумагу или картон. Рисунок выполняют на изнаночной, неокрашенной стороне, поэтому при наклейке получается обратное изображение,

Подготовленные для аппликации детали раскладывают на основе, приклеивают в определенной последовательности: те детали, которые наиболее удалены в перспективе, наклеивают первыми, потом остальные с постепенным приближением к переднему плану.

Предметные аппликации изготавливаются из вырезанных геометрических фигур, листьев, фруктов, овощей, цветов, грибов, насекомых.

Это самая простая аппликация по исполнению. Вначале делают рисунок предмета, имеющего несколько цветовых пятен, переносит его на бумагу с неокрашенной стороны, и вырезают каждую часть отдельно

В работе, где имеется наложение одного цвета на другой, тщательную подгонку не производят, аппликацию выполняют в накладку, этим достигается эффект объёмности.

Сюжетные (тематические) аппликации состоят из нескольких фигур, которые находятся в движении. Это могут быть иллюстрации к басням, сказкам, рассказам.

Рисунку в сюжетной аппликации уделяется большое внимание. Вначале выполняют эскиз. Потом каждую часть переносят на цветную бумагу с изнаночной стороны. Вырезанные части накладывают на основу, приклеивают после того, когда будет найден наиболее удачный композиционный вариант.

Орнаментальные аппликации применяют для оформления альбомов, стенгазет, пригласительных билетов, пригласительных открыток. Орнамент представляет собой чередование геометрических, растительных и других форм. Его можно выполнить как из одинаковых, так и смешанных заготовок.

Для выполнения орнамента необходимо подобрать рисунок, для этого делается эскиз, по которому будет выполнена работа. Отдельный элемент переносят на бумагу, вырезывают его и в дальнейшем используют как шаблон для заготовки остальных частей. Вырезанные части располагают на основе, приклеивают.

В оформлении много места отводится тексту, поэтому велико значение шрифтовых аппликаций, когда красивыми буквами из цветной бумаги оформляют заголовки, лозунги, плакаты, объявления, учебные таблицы.

Силуэтная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения объектов, вырезанных из бумаги беспрерывным, «слитным» движением ножниц по контуру предмета. Такое одноцветное изображение помещается на контрастном фоне, оно должно быть обобщённым, но в тоже время легко узнаваемым. Силуэтная аппликация способствует совершенствованию представлений о таких средствах композиции, как линии контура, формы пятна, контрастные цвета. Вырезание силуэта развивает пространственное воображение, абстрагируясь от несущественных деталей, помогает выявлять форму объекта.

Работы, выполняемые по теме «Симметричное вырезание», связаны с математикой и художественными видами работ. Они также помогают развивать у детей логическое мышление, чувство гармонии.

Однако для решения выше перечисленных задач необходимо тщательно продумывать задания и способы их предъявления учащимся. Чтобы работа не выполнялась механически, бездумно, надо ставить перед детьми задачи, требующие интеллектуального и эмоционального напряжения.

По виду выполнения аппликации можно разделить на плоские и объёмные.

Плоскую аппликацию выполняют путём вырезания деталей из бумаги, других материалов и наклейки их на основание. В некоторых случаях бумагу обрывают, края таких деталей получаются неровными. Этот способ хорошо применять при изображении животных, деревьев, пушистого снега, меховой шапки. Оборванные края деталей создают впечатление пушистости, шероховатости.

Аппликацию из бумаги можно выполнить как однослойной, так и многослойной.

Объёмная аппликация увеличивает художественные возможности ученических работ, расширяет творческие возможности её выполнения, в ней ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция. Она богата по содержанию и целостна по восприятию.

Большое значение в работе с аппликацией придаётся подбору цветов, от сочетания которых зависит выразительность, контрастность, ритмичность. Фигуры на аппликации могут быть несколько упрощёнными, только подчёркивая характерный профиль. Сочетание цветовых соотношений - это и есть колорит. Для обучения детей подбору цветовых сочетаний следует использовать различные наборы цветной бумаги. На первых занятиях учащиеся знакомятся с основными цветами: красным, жёлтым, синим – и получением при помощи смешения всей палитры цветов и оттенков. Необходимо разграничить тёплые и холодные цвета, плавные и контрастные, правильные и неудавшиеся сочетания.

Развитию художественного вкуса, умению подбирать в своих работах цветовые сочетания способствует наблюдение, сравнение, сопоставление различных природных объектов во время экскурсий.