Раннее детство. Особенности развития ребенка в раннем возрасте

Елена Китаева
Особенности развития ребенка в раннем возрасте

Раннее детство (от 1 до 3 лет) – один из самых важных этапов в жизни ребенка . Основными достижениями этого периода являются : овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. В этом возрасте ребенок входит в социальное пространство человеческих отношений, где происходит развитие и становление потребности в положительных эмоциях и потребности быть признанным.

В этом возрасте у ребенка возрастает интерес к окружающим его предметам, что побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Развитие речевой функции зависит от того, как взрослые общаются с ребенком . Если родители ограничиваются только уходом за детьми, а общению уделяется мало внимания, то они могут резко отставать в развитии речи . Но с другой стороны, если взрослые в общении с ребенком исполняют все , что он хочет, по первому жесту, ребенок также может долго не разговаривать. Взрослые должны стремиться вынуждать ребенка говорить внятно , выражать словами свои желания и только тогда выполнять их.

Развитие активной речи ребенка до полутора лет происходит медленно. В этот период он усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их очень редко. После полутора лет ребенок начинает пытаться произносить слова, но у него пока не хватает речевых возможностей. Малыши в этом возрасте часто задают вопрос «Это что?» К концу второго года ребенок употребляет уже до 300, а к концу третьего года - от 500 до 1500 слов. Поначалу речь ребенка абсолютно не похожа на речь взрослого человека, так как ребенок употребляет такие слова, которыми взрослые обычно не пользуются (такие слова, как «ам-ам» , «ням-ням» , «тпруа» , «бяка» , «ав-авка» ). Такую речь называют автономной. При правильном речевом воспитании (если взрослые, общаясь с ребенком , будут требовать от него четкого произнесения слов) автономная речь быстро исчезает. В противном случае автономная речь может сохраниться надолго.

В раннем возрасте очень интенсивно развивается память ребенка . Кроме того, она становится ведущей функцией. Память в раннем возрасте полностью непроизвольна, то есть ребенок не совершает никаких специальных действий для того, чтобы запомнить или припомнить что-нибудь. Дети раннего возраста часто удивляют взрослых тем, что запоминают наизусть длинные стихи. Однако такое запоминание ничего не говорит об интеллектуальном развитии ребенка и его индивидуальных особенностях . Это свойственно всем детям раннего возраста и объясняется результатом общей пластичности нервной системы.

В раннем возрасте начинает возникать воображение. Оно также носит непроизвольный характер, то есть возникает внезапно под влиянием эмоций и настроения. В этом возрасте воображение у детей ограничено, так как представляет собой всего лишь воспроизведение действия или ситуации, заимствованных от взрослых. К концу раннего возраста дети могут «сочинять» собственные сказки, однако, это всего лишь умение варьировать предшествующим опытом.

Мышление ребенка в раннем детстве является наглядно-действенным. Все мыслительные операции, направленные на исследование окружающего мира, осуществляются при помощи внешних ориентировочных действий.

Центральным местом в развитии познавательной сферы ребенка является восприятие . В раннем детстве интенсивно развивается зрительное и слуховое восприятие. Восприятие ребенком на всем протяжении раннего возраста тесно связано с выполняемыми действиями. Ребенок в раннем возрасте может достаточно точно определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве, когда выполняет какое-то действие.

Дети в раннем возрасте , подражая взрослым, постепенно овладевают свойственными человеку формами поведения в обществе. Под влиянием взрослых начинает формироваться внутренний мир ребенка . Но они не могут вложить в него свое отношение к людям, к вещам, передать ему свои способы поведения . Часто воспитательные воздействия взрослых не приводят к желаемым результатам, так как ребенок принимает их в соответствии со своими потребностями и интересами.

Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является непроизвольность, то есть он действует под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоятельств. Малыша очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь. Например, если ребенок заплакал от того , что у него отобрали игрушку, его легко можно утешить, если дать взамен другую, или вообще занять его чем-нибудь.

В период с двух с половиной до трех лет ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека. Возникновение и осознание себя как «Я» происходит ближе к трем годам и зависит от общения взрослых с ребенком . В это же время появляется новый тип отношения ребенка к взрослому . Он начинает сравнивать себя с взрослыми и стремится быть более независимым и самостоятельным. У ребенка в отношении взрослого начинают развиваться такие черты , как негативизм, упрямство. Он все хочет делать сам. Такое поведение характерно для кризиса 3-х лет. Это новая ступень в развитии личности ребенка , так как именно переживания кризиса учат ребенка навыкам позитивного общения, умению сравнивать себя с другими, а также развивают сензитивность (чувствительность) ребенка к чувствам других людей. Взрослым необходимо в этот период проявить терпение, уметь договориться с ребенком , найти выход из детского противостояния.

Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. Если в предыдущем возрастном периоде ребенок играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы. К концу третьего года жизни игра уже носит сюжетно-ролевой характер. То есть ребенок принимает на себя определенную роль, (например, изображает из себя маму или папу, в точности повторяя позу, жесты, мимику, речь). Поэтому в присутствии ребенка взрослым следует обращать внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Кроме того, ребенок не просто копирует взрослых, а исполняет определенную роль, перевоплощается то в доктора, то в парикмахера, то в шофера. Переход к ролевой игре является новым этапом в умственном развитии ребенка .

Зная возрастные особенности ребенка , можно понять причины того или иного поведения, а также грамотно подойти к развитию умственных способностей и личностных качеств малыша.

Дорогие родители, старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребенка , внимательно наблюдайте за своим малышом, будьте мудры и терпеливы.

Ранним возрастом ребенка считается период его развития с 1 года до 3 лет, это время, когда он активно исследует окружающий мир. В этот происходит много изменений как в психологическом, так и в физическом развитии малыша. Родителям важно обращать внимание на важные моменты и создавать благоприятные условия для успешного освоения новых навыков во всех областях деятельности детей.

Большинство малышей к годику уже начинают ходить, перед ними открывается огромное количество возможностей для исследования мира. Следует иметь в виду, что все, с чем малыш взаимодействует в это время, является средством его развития.

Особенности этого возраста

Этот период жизни ребенка еще называется ранним детством - это время, когда психическое и физическое развитие тесно взаимосвязаны. Основным видом деятельности является предметная, из которой к трем годам развивается уже игровая. Важную роль играет взаимодействие ребенка с родителями, именно взрослый выступает образцом для подражания во всем: в действии, речи, в социальном взаимодействии с другими людьми.

Психическое развитие

  • Недоразвитие речевой функции, то есть крайне маленький словарный запас, полное его отсутствие, несформированность речевого подражания (не повторяет звуки и слова за родителями, взрослыми), нарушение произношения, отсутствие фразовой речи.
  • Проблемы с бытовыми навыками: не умеет самостоятельно кушать, одеваться, не умеет себя обслуживать.
  • Отсутствие целенаправленных действий.
  • Неразвитая игровая деятельность: игры однообразны, развиваются гораздо медленнее, чем положено в норме.

Присутствие одного или нескольких таких признаков должно заставить родителей обратится к опытному специалисту для диагностики детей раннего возраста и получения необходимых рекомендаций по устранению нарушений в развитии.

Причины отставания в развитии

Задержка развития ребенка не является самостоятельным заболеванием. Это следствие разнообразных причин - как врожденных, так и приобретенных, которые влияют на ребенка с самого рождения.

Итак, задержка в развитии может быть спровоцирована:

  • Заболеваниями матери во время беременности: инфекции, травмы, отравления и так далее.
  • Кислородная недостаточность у плода.
  • Осложненные, продолжительные или стремительные роды.
  • Травмы, которые повлияли на головной мозг ребенка.
  • Генетические отклонения, которые повлияли на нормальное развитие головного мозга ребенка.

Помимо сложностей и заболеваний, задержка психического развития может быть следствием неправильного воспитания малыша. По статистике такой диагноз чаще ставят детям из неблагополучных семей, но это не исключает появление отстающих в развитии детей и в обычных семьях. Жестокое обращение, крики, скандалы могут стать причиной того, что ребенок будет развиваться замедленными темпами.

Что делать при отставании в развитии

Чем раньше начать коррекцию отставания в развитии, тем лучших результатов можно добиться, особенно если причина отставания - не поражение головного мозга, а социальные факторы. Для этого необходимо выполнять рекомендации специалистов, постоянно заниматься с ребенком. Только регулярные занятия и упражнения приведут к хорошему результату.

Очень важным является развитие мелкой это позволит точнее выполнять всевозможные действия с предметами, а также активизирует центры головного мозга, которые отвечают за речевое развитие.

Пальчиковая гимнастика, массаж, игры помогут малышу в речевом развитии.

Родителям нужно регулярно использовать пособия, которые знакомят малыша с понятиями цвета, формы, размера, а также развивают крупную и мелкую моторику. Можно записать ребенка в специализированные группы или детские сады.

Психологическая атмосфера и развитие ребенка

Ответственность за развитие ребенка лежит на родителях. Именно им необходимо выработать определенный план развития малыша и заниматься с ним регулярно, тогда результат будет быстро достигнут.

Особенности детей раннего возраста заключаются в том, что ребенок зависит от родителей и психологической атмосферы в семье. Негативное влияние на развитие малыша оказывает авторитарный стиль воспитания, который подавляет любые инициативы ребенка. Чрезмерная опека тоже не обеспечивает ребенку свободу действий и также неблагоприятно сказывается на развитии.

Агрессия по отношению к ребенку отрицательно влияет на его развитие и провоцирует появление психологических травм.

Непонимание, напряженное отношение между мужем и женой оказывают неизгладимое влияние на малыша, даже если конфликт неявный. Дети очень чувствительные, любые проблемы в семье вносят дискомфорт в мир малыша. Именно поэтому лучшая атмосфера для развития малыша - гармоничные отношения между родителями, правильная стратегия воспитания. Ребенку важно чувствовать одобрение, это воспитывает у него уверенность в себе и в своих силах. Критика может спровоцировать нежелание что-то делать, замкнутость, неуверенность, безынициативность.

Занятия и игры с детьми

Существует огромное множество развивающих занятий и методик, которые успешно используют преподаватели в группах раннего возраста, но они же и подойдут для занятия в домашних условиях. Основные упражнения по развитию деятельности ребенка раннего возраста:

  • Физическое развитие малыша.

Чем здоровее ребенок в физическом плане, тем успешнее он развивается с психологической точки зрения. Примерно к году дети начинают ходить, и для физического развития им необходимо создать все условия для двигательной активности. Но не нужно заставлять их делать те или иные упражнения, нужно превратить это в увлекательную игру, и только в таком случае малыш с удовольствием выполнит все нужные действия.

В годик ребенка нужно стимулировать к движению и ходьбе. Надо чаще просить его подойти, принести, унести отдельный предмет или игрушку. Все упражнения нужно усложнять постепенно, для детей раннего возраста комплекс не должен быть слишком длинным - ребенок быстро устает, вполне достаточно 5-6 упражнений по 5-6 повторений.

В упражнения следует включить ходьбу, перемещение по наклонной поверхности, боковые шаги, шаги назад. Весь комплекс должен быть подобран индивидуально для ребенка в зависимости от его уровня развития.

С года до трех лет следует уделить особое внимание развитию речи малыша. Речевые центры тесно связаны с мелкой моторикой. Именно поэтому всевозможные пальчиковые игры для детей раннего возраста обязательно должны присутствовать в программе развития. Существует огромный выбор игрушек, которые направлены на развитие мелкой моторики ребенка.

Сам процесс развития речи можно разделить на 2 этапа: развитие понимания и формирование активной разговорной речи. На этапе развития понимания формируется пассивный словарный запас. Следует много говорить с ребенком, показывать и называть ему предметы, читать книги с картинками. Следует его знакомить с существительными, прилагательными, осваивать новые слова и все время повторять старые.

Для развития активной разговорной речи нужно стимулировать ребенка говорить. Можно использовать различные стишки, в которых ему нужно предлагать договорить окончания. Также можно для развития речи использовать игрушки самого ребенка и в ходе ролевых игр стимулировать его к речи.

Очень многое в развитии речи ребенка играет то, сколько и каким образом родители общаются с малышом. Логопеды утверждают, что с ребенком нужно много и правильно говорить, так как он строит свою речь на основе подражания разговору родителей.

  • Развитие моторики рук.

Различают 2 вида моторики:

  • Мелкая, она включает точные движения рук.
  • Общая, включает движение отдельных групп мышц.

Для развития мелкой моторики хорошо помогают пальчиковые игры, лепка, рисование, зашнуровывание ленточек, застегивание и расстегивание пуговиц, перебирание сыпучих предметов. Можно купить развивающие игры, а можно использовать подручные предметы: тесто, коробочки с крупами, пуговицы на одежде и так далее.

Для развития общей моторики подходят любые активные игры, главное, чтобы они соответствовали возрасту: игры с мячом, перемещение по ступенькам, велосипед.

  • Творческое развитие ребенка.

Творческое развитие ребенка строится вокруг предметов и игр, которые можно использовать с фантазией:

  1. Мешочек с бобами или крупами. Его можно ощупывать, подбрасывать, положить на ногу и так далее. Нужно предложить ребенку самому придумать, что можно с ним сделать.
  2. Рисование - отличный способ творческого развития ребенка, его увлекает сам процесс, при котором карандаш, ручка или пальчики оставляют след, со временем ребенок стремится изобразить что-то конкретное.
  3. Пластилин дает возможность для создания объемных фигурок и преобразовывания их во что-то другое. Нужно показать ребенку, как лепить простые формы, и по мере развития малыша усложнять задания.
  4. Музыка и танец - отличный способ самовыражения ребенка. Нужно чаще включать несложные мелодии и предлагать ребенку потанцевать, причем так, как ему хочется. Впоследствии можно ему показать несложные движения.

Существует огромное множество способов развивать творческие способности ребенка. Но не стоит концентрировать свои усилия только на одном виде деятельности, лучше обеспечить разнообразие в занятиях.

Развитие ребенка в раннем возрасте идет интенсивными темпами. Родители только удивляются, как быстро растет их кроха и как быстро он все усваивает. То, как будет происходить это развитие, зависит от психологической обстановки внутри семьи и от того, как и сколько занимаются с малышом.

Социальная ситуация развития в раннем возрасте это ситуация совместной деятельности с взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельности – усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открываются и становятся сто миром. Кратко социальную ситуацию развития в период от одного года до трех лет (ранний возраст) можно охарактеризовать как взаимоотношения "ребенок – предмет – взрослый". В этом возрасте ребенок целиком поглощен исследованием предметного мира и для этого ему требуется помощь взрослого.

Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие: способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок стремится выполнять свое собственное индивидуальное действие с предметом.

Это противоречие решается в новом типе деятельности, появляющейся в раннем возрасте, – предметной деятельности, которая направлена на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами, а общение становится формой организации предметной деятельности. Оно выступает как средство осуществления предметной деятельности и как орудие для овладения общественными способами употребления предметов.

Общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, однако оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и постепенно становится речевым – ребенок овладевает словами и речью. Переходу общения к речевым формам способствует предметная деятельность, так как только общение, опосредованное словом (названием предмета), способствует развитию деятельности.

Анализируя процесс овладения предметной деятельностью, Д. Б. Эльконин писал, что ребенок самостоятельно никогда не в состоянии открыть общественной сущности, общественной функции, общественного способа употребления предметов – на вещи не написано, для чего она служит.

Ее физические свойства не ориентируют предметное действие, которое должно быть с нею произведено.

Принципиальное отличие орудийной деятельности от деятельности предметной заключается в том, что действие с орудием должно быть подчинено объективной логике, "скрытой" в орудии, т.е. в орудии в сжатом виде заключена цель, ради которой оно должно быть употреблено. А в предметной деятельности представления о цели, о конечном результате вначале непонятны ребенку и нс ориентируют его действия, они возникают только в результате осуществления самого предметного действия. Только после того как ребенок выпьет из чашки воду, у него возникает цель – пить из чашки воду. Только после того как ребенок научится использовать предмет, у него возникают цели, которые начинают ориентировать действия ребенка с предметами. Таким образом, цель должна быть вычленена в результате действия в конкретной ситуации.

В совместном предметном действии ребенка и взрослого первоначально все слито: сам способ ориентации действия, как и цель действия, также дан не в виде какого-то образца, а существует внутри действия ребенка с взрослым; лишь в ходе развития происходит постепенное расчленение действия на составляющие: выделяется цель, исполнение, оценка, ориентировочная основа действия. На основе предметного действия формируются все психические процессы, поэтому понять предметное действие означает понять развитие.

Д. Б. Эльконин рассматривал развитие предметного действия в раннем возрасте по двум основным направлениям. Во-первых, развитие действия от совместного с взрослым до самостоятельного исполнения и, во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.

На первых этапах развития предметного действия освоение общественных функций предмета и тех целей, которые могут быть достигнуты при определенном общественно установленном способе употребления предмета, возможно только в ходе совместной деятельности. Как было показано И. А. Соколянским и А. И. Мещеряковым, взрослый берет руки ребенка в свои и производит ими действие (подносит ложку ко рту ребенка), и ориентация, и исполнение, и контроль, и оценка действия находятся на стороне взрослого. Затем возникает частичное или совместно раздельное действие: взрослый только начинает действие, а ребенок заканчивает его. Как только появляется разделенное действие, можно говорить, что цель предметного действия выявилась: ребенок знает, что произойдет в результате выполнения действия.

Далее возникает возможность исполнения действия на основе показа – это шаг чрезвычайной важности. Взрослый оторвал ориентировочную часть действия от исполнительской и хочет, чтобы ребенок тоже сделал это. Такой отрыв, как подчеркивал Д. Б. Эльконин, производит взрослый, поэтому процесс отнюдь не стихийный, не спонтанный. Дальше следует речевое указание, и все действие ребенок выполняет самостоятельно. Такова первая линия развития предметного действия – линия движения от совместности к самостоятельности.

Вторая существенная линия развития предметных действий – линия развития ориентации в системе свойств объекта и действий с ним у самого ребенка. К концу первого года жизни у ребенка формируются функциональные действия, когда он употребляет орудия, ориентируясь на физические свойства предмета, следовательно, неспецифически. Затем наблюдаются попытки специфического использования предметов при отсутствии сформированного способа его применения. Например, ребенок понимает употребление ложки, но когда ест, берет ее ближе к рабочему концу, так что все содержимое ложки выливается. Наконец, ребенок овладевает способом употребления орудия, но на этом процесс развития предметного действия не заканчивается.

Ребенок начинает употреблять действие в неадекватной ситуации. Можно наблюдать два типа переноса. Первый – перенос действия с одного предмета на другой, функционально тождественный. Например, ребенок научился пить из чашки, а затем пьет из стаканчика, из кружки и т.п. На основании такого переноса происходит обобщение функции. Второй – перенос действия по ситуации. Научившись пользоваться ботиночками, ребенок натягивает их на мячик, на ножку стула и т.п. (Ф. И. Фрадкина). Здесь ребенок действует с одним и тем же предметом, но в разных ситуациях. Благодаря этим двум переносам возможен отрыв действия от предмета, отрыв действия от ситуации и, более того, отрыв действия от самого себя как исполнителя.

Д. Б. Эльконин справедливо отмечал, что в овладении предметными действиями наряду с орудиями большую роль играют игрушки. Игрушка – это предмет, моделирующий какой-либо предмет взрослого мира. По отношению к игрушкам нет жесткой логики их употребления, и взрослый не навязывает ребенку способ действия с ними. Игрушки полифункциональны, с ними можно делать все что угодно, из-за этих свойств игрушки ориентировочная сторона действия отделяется от исполнительной.

Благодаря действию с игрушкой в ориентацию включается и ситуация. В результате происходит дальнейшая схематизация действия. Ребенок начинает сравнивать свое действие с действиями взрослого человека, он узнает в своем действии действия взрослого и впервые начинает называть себя именем взрослого: "Петя-паиа". Таким образом, перенос действия способствует отделению ребенка от взрослого, сравнению себя с ним, отождествлению себя с взрослым. Социальная ситуация развития начинает распадаться: роль взрослого возрастает в глазах ребенка, взрослый начинает восприниматься ребенком как носитель образцов человеческого действия. Это возможно только в результате микроизменений предметного действия.

Наконец, в результате перехода действия от совместного к самостоятельному, за взрослым сохраняется контроль и оценка выполняемого ребенком действия, они и составляют содержание общения ребенка и взрослого по поводу предметных действий.

Когда происходит распад единого предметного действия и взрослый отделяется от ребенка, ребенок впервые видит взрослого и его действия как образцы. Оказывается, что ребенок действует гак, как взрослый, не вместе с ним, нс под руководством взрослого, а так, как он.

К концу этого возраста ребенок использует свои предметные действия для налаживания контактов с взрослым, с помощью предметного действия ребенок пытается вызвать взрослого на общение. Когда с помощью освоенного действия ребенок вызывает взрослого на игру, снова возникает общение как деятельность, предметом которой для ребенка становится взрослый человек.

Таким же образом, как развивается предметное действие, подчеркивал Д. Б. Эльконин, происходит и формирование речи. Слово в раннем возрасте выступает для ребенка как орудие, которое, однако, он использует гораздо чаще, чем любое другое орудие. Именно потому, что слово в этом возрасте выступает как орудие, происходит чрезвычайно интенсивное развитие речи. Ребенок практически за два- три года овладевает родным языком, а в двуязычной среде – и двумя.

Подобно овладению любым другим орудием, слово дифференцируется, насыщается предметным значением и, благодаря переносу в другие ситуации, отрывается от предмета и обобщается, огромная роль в этом процессе принадлежит игрушке. Л. С. Выготский писал, что силой одной вещи необходимо похитить имя у другой – это и происходит в изобразительной деятельности и игре.

К настоящему времени известны следующие основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста.

Пассивная речь в развитии опережает активную, а словарный запас пассивной речи влияет на обогащение активного словаря. Сначала ребенок понимает слова-указания, затем он начинает понимать слова-названия, позднее наступает понимание инструкций и поручений, наконец, понимание рассказов, т.е. понимание контекстной речи.

Первое языковое "открытие", описанное В. Штерном: ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название, с этого момента он обнаруживает ярко выраженную инициативу в развитии словаря. Появляются вопросы: "Что это?", "Кто это?". В начале раннего возраста в речи ребенка наблюдается феномен однословного предложения.

Далее на границе второго и третьего года жизни, по мнению К. Бюлера, ребенок, сам того не понимая, как бы интуитивно "открывает", что слова в предложении связаны между собой. Отечественный исследователь А. Н. Гвоздев писал о трех стадиях постижения ребенком грамматической структуры языка: сначала слова употребляются в женском роде, затем в мужском и, наконец, появляется дифференциация, т.е. правильное словоупотребление.

В раннем возрасте развиваются значения детских слов. Происходит переход от многозначности детских слов к первым функциональным обобщениям, построенным на основе практических действий (Η. X. Швачкин).

Фонематический слух опережает развитие артикуляции: ребенок сначала научается правильно слушать речь, а затем правильно говорить. В раннем возрасте развиваются функции речи, происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи. Интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует о том, что речь, по мнению Д. Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.).

Развитие речи оказывает значительное влияние на становление всех психических процессов в раннем детстве. Исследования Г. Л. Розенгард-Пупко показали, что речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия, а оно, в свою очередь, приводит к дальнейшему совершенствованию предметных действий. Происходит выделение пространственных отношений между предметами, что также важно для осуществления предметных действий. Л. С. Выготский говорил о раннем возрасте как о возрасте интенсивного развития восприятия.

Как показано в ряде исследований, точность восприятия велика, но само восприятие своеобразно. Оно, во-первых, фиксирует какое-то одно качество объекта, и в последующем ребенок ориентируется на это качество при узнавании объекта, в этом смысле восприятие синкретично; во-вторых, восприятие ребенка раннего возраста аффективно окрашено и тесно связано с практическим действием.

Так, например, если ребенку показать кактус, дать возможность коснуться его рукой, а затем попросить нарисовать, то ребенок, как правило, будет изображать его с сильно преувеличенными колючками. Если же в другом эксперименте сравнить то, что делает ребенок, визуально рассматривающий или активно ощупывающий решетку, с ее последующим графическим изображением, то можно заметить, что она изображается либо "дырявой", т.е. состоящей из кругов, либо "угловатой", состоящей из линий, похожих на железнодорожные рельсы. В первом случае ребенок ощупывал решетку как бы изнутри, просовывая пальчики в дырочки этой решетки, во втором случае – он больше интересовался пересечением перекладин.

Под влиянием восприятия происходит развитие всех других психических процессов. Память , например, в этом возрасте носит непроизвольный характер. Хотя в этот период появляется воспоминание, и более того – латентный период воспоминания увеличивается, но ребенок не сам вспоминает, а "ему вспоминается", память еще не действует как отдельный процесс.

По словам Л. С. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются "вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия". Это относится и к развитию мышления.

Можно с уверенностью сказать, что когда ребенок рождается, у него еще нет мышления. Когда мышление начинает формироваться, то оно формируется как нагляднодейственное: ребенок практически манипулирует с вещами и схватывает связи между ними, говоря образно, это мышление, которое можно видеть глазами. Согласно Л. С. Выготскому, в интеллектуальном решении очень рано начинает играть роль речь, она меняет характер всей интеллектуальной активности.

П. Я. Гальперин подчеркивал, что предметы выступают для ребенка не как естественные объекты природы, ребенок овладевает орудиями, которые имеют свою собственную логику и соответствующее назначение в обществе. Ребенок постепенно овладевает значениями предметов.

Итак, что же главное в развитии ребенка раннего возраста?

Все основные новообразования связаны с развитием основного типа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи. Благодаря отделению действия от предмета происходит сравнение своего действия с действием взрослого (ребенок называет себя другими именами). Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен "Я сам". Л. С. Выготский назвал это новообразование "внешнее Я сам". Именно этот момент разрушает существующую социальную ситуацию развития и предопределяет переход на другой этап развития через кризис – кризис трех лет.

Знаменитый кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе личности трехлетнего ребенка". Ею были выделены несколько важных симптомов этого кризиса:

Негативизм – это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте.

Упрямство – это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.

Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности – носит более обобщенный и более безличный характер, это протест против порядков, которые существуют дома.

Своеволие – стремление к эмансипации от взрослого, когда ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти эго напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности, а здесь речь идет о самостоятельности намерения, замысла.

Обесценивание взрослых. Ш. Бюлер описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка: "Дура". Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. "Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними", – писал Л. С. Выготский.

Западноевропейские авторы выделяют в кризисных явлениях негативные моменты: ребенок уходит, отстраняется от взрослых, рвет социальные связи, которые его раньше объединяли с взрослым. Л. С. Выготский подчеркивал, что такая интерпретация неправильна – ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими. Как считал Д. Б. Эльконин, кризис трех лет – это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего "Я".

Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше нс закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Феномен "Я сам" означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека, в результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.

Перестройка отношений возможна только в том случае, если происходит отделение ребенка от взрослого человека, так через кризисные явления ребенок переходит к периоду дошкольного детства.

Первые три года жизни ребенка характеризуются быстрым темпом роста и развития. Однако эти три года далеко не равнозначны по темпу и содержанию.

Первый год жизни - Период грудного возраста

Особое место в развитии ребенка первого года жизни занимает период новорожденности (3—4 недели после рождения), который характеризуется приспосабливаемостью организма ребенка к условиям внеутробной жизни. В этот период основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Это связано с морфологической и функциональной незаконченностью строения органов и систем, и в первую очередь центральной и периферической нервной системы. В этот период процессы торможения преобладают над процессами возбуждения (новорожденный спит 20—22 часа в сутки). Проявлением незавершенности развития организма новорожденного являются различные пограничные состояния, граничащие с патологией: физиологическая желтуха, физиологическое падение массы тела, физиологический мастит, мочекислый инфаркт и др. Новорожденный ребенок особо раним и требует самого тщательного ухода, соблюдения необходимых гигиенических условий его содержания, обязательного вскармливания грудью.

Для грудного возраста (от периода новорожденности до 12 месяцев) характерно:

Быстрый темп физического развития — за первые 4—5 месяцев у ребенка удваивается, а к 12 месяцам более чем утраивается масса тела при рождении; за год увеличивается рост на 23—25 см;

Быстрый темп нервно-психического развития: с первых месяцев развивается деятельность всех органов чувств, формируются положительные эмоции, к году ребенок может самостоятельно ходить, формируются подготовительные этапы развития речи;

Начинается развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления;

Работоспособность нервной системы еще мала, длительность бодрствования нарастает от 30—40 минут в 1 месяц до 2,5—3 часов к концу года;

Некоторая относительная функциональная слабость органов и систем на фоне интенсивного их роста и развития, что может привести к повышенной кратности острых заболеваний, к отклонениям в здоровье (экссудативный диатез, рахит, анемия, различные расстройства питания — диспепсия, гипотрофия);

Большая ранимость организма и низкая сопротивляемость к различным острым заболеваниям в силу ослабления первоначального пассивного иммунитета, полученного от матери, и еще отсутствия приобретенного.

От 1 года до 3 лет - Преддошкольный возраст

Преддошкольный возраст характеризуется постепенным совершенствованием всех функциональных возможностей детского организма.

Второй год жизни ребенка занимает особое место в этом периоде в связи с началом формирования сложных функций мозга, быстрым развитием речи. Совершенствуется высшая нервная деятельность, увеличивается предел ее работоспособности (к началу второго года ребенок может бодрствовать подряд 5 часов), легко и быстро формируются условные связи, развивается речь, совершенствуется сенсорное восприятие (различение формы, величины, цвета и т. д.).

К двум годам ребенок хорошо ходит, движения занимают большое место в его жизни. Однако быстро формирующиеся психические процессы, умения, навыки еще находятся в стадии становления, поэтому они недостаточно устойчивы. Кроме того, дети второго года жизни легко возбудимы и трудно приспосабливаются к любым изменениям условий жизни, отличаются большой ранимостью центральной нервной системы. Сопротивляемость организма ребенка различным болезнетворным воздействиям еще остается резко пониженной, поэтому в этом возрасте дети подвержены, больше чем дети первого года жизни, острым заболеваниям.

На третьем году жизни у ребенка замедляется интенсивность физического развития, так характерная для первых двух лет. Повышается работоспособность нервной системы (длительность бодрствования увеличивается до 6—6,5 часов). Происходит дальнейшее развитие речи, сенсорики, ориентировочно-познавательной деятельности, совершенствуются движения. Ход развития ребенка третьего года жизни зависит от уровня, достигнутого им к двум годам. При этом, как отмечают специалисты, большие изменения в психике детей третьего года жизни, а также в умственном развитии связаны с развитием речи. Быстро увеличивается словарный запас. Речь в этом возрасте становится основным средством общения со взрослыми и друг с другом.

Постепенно повышается сопротивляемость организма вредным воздействиям внешней среды и физическая выносливость детей. Характеризуя детей раннего возраста, специалисты утверждают, что ребенок при рождении не может произносить ни одного членораздельного звука. В первые месяцы жизни во время гуления (стадия доречевого развития ребенка, следующая за криком и предшествующая лепету) у ребенка совершенствуется артикуляционный аппарат, а с 7—8 месяцев, слыша звуки человеческого голоса, он начинает произносить повторные слоги. В 1 год ребенок из этих лепетных слогов образует первые 10—12 слов. Затем наступает период как бы некоторого затишья — медленное нарастание новых слов. На протяжении первого полугодия 2-го года идет быстрое накопление понимаемых слов, установление связей слышимого слова и предмета. Количество же слов, которыми ребенок активно пользуется, увеличивается незначительно, к возрасту 1 год 5 месяцев у него лишь 30—40 слов. В возрасте 1 год 5 месяцев — 1 год 7 месяцев происходит бурный скачок (быстрое нарастание новых слов), к 2 годам активный словарь равен примерно 300—400 словам. На 3-м году происходит дальнейший темп роста словарного запаса (к 3 годам он составляет 1200—1300 слов), совершенствование качества речи — произношения, построения, осмысления.

Быстрый темп морфологического и функционального развития всех органов и систем, незавершенность иммунитета способствуют тому, что дети раннего возраста заболевают от самых незначительных нарушений в питании и гигиеническом уходе, при контакте с любой инфекцией. В то же время каждое перенесенное острое заболевание может привести к развитию хронических болезней, повлечь за собой отставание в физическом или нервно-психическом развитии ребенка, между которыми имеется очень большая взаимозависимость и единство.

В обеспечении нормального развития и полноценного здоровья детей раннего возраста огромна роль взрослого. Малыш еще не может организовать свою жизнь вне тесных контактов со взрослыми, поэтому его здоровье и развитие обеспечивается лишь при выполнении задач физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания.

От 3 до 6-7 лет - Дошкольный возраст

Дошкольный возраст характеризуется началом самостоятельного существования ребенка, расширением контактов с окружающим миром. В этот период продолжается дальнейший морфологический рост и функциональное совершенствование всех органов и систем. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов. Продолжается интенсивное развитие интеллектуальных способностей ребенка. В этом возрасте легко возникают травмы вследствие большой любознательности малыша и отсутствия собственного опыта. Поэтому правильная организация среды в детском учреждении и дома, введение в процесс воспитания элементов трудового и общественного воспитания являются лучшим средством профилактики возможных дефектов в развитии и здоровье ребенка дошкольного возраста. Нельзя забывать, что дети в этом возрасте еще отличаются повышенной ранимостью, легко подвергаются острым детским инфекциям и другим заболеваниям.

Одной из основных задач, решаемых дошкольным учреждением, является подготовка детей к поступлению в школу. Исследованиями доказано, что для некоторых детей (10—12%) режим и программа начальной школы трудны, они не справляются с теми требованиями, которые предъявляет к ним школа. Проблемой функциональной готовности (зрелости) отдельных органов и систем детского организма к выполнению требований школы («школьная зрелость») в настоящее время занимаются педагоги, психологи, врачи.

Доказано, что одни, так называемые «незрелые», дети полностью не усваивают учебную программу, другие же справляются с нагрузкой, но с чрезмерным напряжением организма, что приводит к различным нарушениям их здоровья, в частности к неврозам. Детей, которые своевременно не овладевают умениями и навыками, предусмотренными программой детского сада, т. е. незрелых, воспитатель направляет к врачу. С учетом его рекомендаций педагог проводит с такими детьми индивидуальные занятия. Таким образом, в осуществлении задач подготовки детей к школе важны совместные усилия врачей и педагогов.

Возрастные особенности

детей раннего возраста

Период раннего детства распространяется на два года (1-3 года). Качественные преобразования, которые происходят с детьми в этот период настолько значительны, что психологи считают этот возраст базовым в развитии психики человека.

Общение детей

Общение со взрослыми

Основным в развитии ребнка этого возраста - является совместная деятельность со взрослым на правах сотрудничества. Ребенок научается от взрослого способам употребления предметов. Малыш не способен самостоятельно “открыть” функции предметов, только взрослый может показать их малышу. Предметная деятельность направлена на то, чтобы ребенок овладел назначением предметов, научился с ними действовать так, как это принято в обществе.

Предметная деятельность ребенка – это переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному. Взрослый постепенно становится образцом действия, с которым ребенок себя сравнивает.

Овладев способом действия с предметом, ребенок переносит эти действия на другой предмет, из одной ситуаии в другую, в итоге появляется игровая деятельность. Например научившись пользоваться ложкой, ребенок переносит это умение в игровую ситуацию – кормит куклу палочкой, замещающей ложку.

Большую роль в формировании будущих отношений между ребенком и другими людьми играет характер взаимодействия ребенка и взрослых в период раннего детства. Именно в этот период формируется ранняя детская привязанность. Если отношения ребенка со взрослыми носят эмоционально положительный характер до 18 месяцев, и дети отличаются надежной привязанностью, то позднее (в 2-5-и летнем возрасте) эти дети более умело обращаются с игрушками, более свободно общаются со сверстниками, чем другие малыши. Эти дети отличаются более высоким уровнем развития познавательных процессов.

У ребенка после 1,5 лет появляется стремление к самостоятельности, но он еще не может обойтись без помощи взрослого в освоении новых предметов и видов деятельности .

Общение между взрослым и ребенком перестает быть ведущей деятельностью, но роль его еще очень велика. Если ребенку уделяют мало внимания в плане общения с ним, он может резко отставать от сверстников в развитии речи. А если взрослые пытаются предвосхитить любой запрос малыша, выполнить любую его просьбу, выраженную невербально, ребенок также не будет стремиться к овладению навыками речевого взаимодействия.

Строя свои отношения с ребенком раннего возраста, взрослому необходимо знать, что дети второго года жизни лучше понимает инструкции, побуждающие его к действию, чем содержащие запреты, поэтому слово «нельзя» чаще остается без внимания. На третьем году жизни ребенок начинает понимать указания взрослых и старается регулировать свое поведение в соответствии с ними.

Общение со сверстниками

Общение ровесников складывается позже, чем общение со взрослыми. В 1,5 года у детей проявляется интерес и внимание к сверстнику. Ребенок рассматривает сверстника, его одежду, лицо, подходит близко к нему. Подчас он действует с другим ребенком как с игрушкой: хватает ровесника за волосы, трогает за нос, хлопает по лицу. Его совершенно не интересуют сопротивления «игрушки». Эта форма взаимодействия уже не встречается в общении со взрослыми. После полутора лет поведение ребенка становится не таким бесцеремонным. Они начинают бояться незнакомых детей: перестают играть, прячутся за маму и даже плачут. К 2 – 2,5 годам тревога при встрече других детей проходит.

Совместные действия между детьми второго года жизни еще не носят постоянного характера, они возникают спонтанно и быстро затухают. Но интерес к сверстнику постепенно растет. К концу второго года жизни дети вступают в совместную игровую деятельность.

Несмотря на то, что дети раннего возраста нуждаются в контактах со сверстниками, им все еще нужна помощь взрослого в установлении и поддержании контактов и в разрешении возникающих конфликтов. Однако присутствие взрослого при установлении контакта между детьми может отвлечь малышей от непосредственного взаимодействия друг с другом, т. к. в этом случае дети будут любыми способами стараться привлечь внимание взрослого на себя.

Познавательные процессы

Ранний возраст является начальным этапом сензитивного периода для развития предметного восприятия.

Восприятие развивается в раннем возрасте в самых благоприятных условиях, т. к. оно является доминирующей функцией сознания. Все, что ребенок видит, он стремится потрогать, взять в рот.

Ребенок, овладевая предметной деятельностью, постепенно учится соотносить, сравнивать свойства предметов при помощи внешних ориентировочных действий. Затем он переходит к их зрительному соотнесению и выполняет действия без предварительного примеривания. Поэтому в возрасте 2,5-3 лет ребенок уже способен осуществить выбор предмета сначала по форме, потом по величине, по цвету. В процессе знакомства со свойствами предметов ребенок накапливает запас представлений об этих свойствах. В этот период происходит скачок, и ребенок начинает задавать вопросы.

Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба позволяет ребенку расширить круг своего внимания и открывает перед ним большие возможности, теперь он сам выбирает объект для своего внимания. Знакомясь с большим количеством новых предметов, ребенок совершенствует способность переключать и распределять внимание. В процессе освоения речи ребенок фиксирует внимание не только на предметах, но и на словах. Вскоре он научится выполнять краткие инструкции взрослого Малыш уже в состоянии удерживать внимание на интересующем его действии 8-10 минут. Но дети все еще часто отвлекаются на предметы, попавшие в поле зрения ребенка. Неустойчивость внимания в этом возрасте не должна особенно волновать взрослых, т. к. она связана с высокой познавательной активностью ребенка. Для повышения концентрации внимания у ребенка, можно обращать внимание малыша на те или иные детали игрушки, интересующей его в данный момент.

Память ребенка раннего возраста связана с его активным восприятием – узнаванием. На втором году жизни память отделяется от восприятия, ребенок способен воспроизводить объект, не находящийся в поле его зрения.

Мышление. Главную роль в его развитии играет предметная деятельность. Мышление в этом возрасте носит наглядно-действенный характер. Ребенок постигает окружающую действительность благодаря постоянному манипулированию находящимися вокруг него предметами. Накопление опыта действия с предметами приводит к пониманию ребенком способа действия (пытаясь включить свет, полуторагодовалый ребенок, немного подумав, придвигает стул). К трем годам ребенок начинает использовать заместители в игре, что является доказательством протекания мыслительного процесса.

Эмоциональное развитие

В раннем возрасте дети способны выражать множество эмоций: радость, восторг, удивление, тревогу, страх, стыд, гнев и другие. Ни одну из них нельзя назвать «хорошей» или «плохой», т. к. каждая из этих эмоций чему-то учит ребенка. Задача взрослых – научить ребенка понимать сначала свое эмоциональное состояние, а затем и состояние окружающих людей.

В первые годы жизни ребенка происходит интенсивное эмоциональное развитие. В этом возрасте он наиболее непосредственен в выражении своих чувств: его радость безмерна, страх искренен, обида глубока. У ребенка повышена потребность в признании окружающих, и в первую очередь родителей. Для них очень важен в этом возрасте эмоциональный контакт с матерью, который может быть нарушен, если мать излишне принципиальна, поступает слишком рационально, без души, хотя и правильно. К нарушению эмоционального контакта приводит и то, что (по молодости лет) мать не испытывает материнского чувства к ребенку. Даже если впоследствии это чувство сформируется, может быть поздно, т. к. у ребенка уже пройдет пик эмоционального развития, и он не испытает «ответной любви». Эмоциональное неприятие каких-либо нежелательных, с точки зрения матери, черт ребенка также может стать причиной нарушения эмоционального контакта.

Проблема эмоционального контакта с отцом (особенно у девочек) может быть вызвана тем, что он не играет активной роли в семье или не придает значения необходимости эмоционального контакта с ребенком.

Таким образом, характер взаимоотношений ребенка с родителями влияет на его эмоциональное развитие. Однако любовь близких людей не должна носить обусловленный характер, но и безусловной любви ребенку уже мало – он требует непосредственного участия родителей в его делах и доказательства их любви и заботы.

Общение ребенка со сверстниками также влияет на эмоциональное развитие ребенка . Дети, посещающие детский сад, имеют большой опыт такого общения, хотя и не всегда конструктивного. Им свойственно более частое проявление отрицательных эмоций, т. к. малыши в яслях часто ущемляют интересы других детей. Это происходит потому, что дети в этом возрасте ориентируются на свои желания, не учитывая желаний других. Ребенок не умеет сопереживать другим людям, эта способность формируется только в дошкольном детстве. Но уже в раннем возрасте родители могут подготовить базу: говорить с малышом о чувствах и переживаниях самого малыша и окружающих его людей.

Ребенок раннего возраста еще не умеет контролировать свои эмоции. Им движут сиюминутные желания и порывы. Его эмоциональные состояния переходящие и неустойчивые.

Родители заранее должны быть готовы к спонтанным вспышкам и вести себя обдуманно (оставаться спокойными, отвечать без излишних эмоций). То, что ребенок выражает свои отрицательные эмоции, естественно для процесса взросления малыша. Но все же взрослый должен следить за соблюдением установленных для ребенка границ дозволенного. А когда ребенок выйдет из состояния аффекта , взрослый может успокоить его, переключить на какой-то интересный вид деятельности.

Для детей 2-2,5 лет, которые входят в период кризиса 3-х лет, характерны яркие эмоциональные вспышки. Они могут возникнуть в том случае, если ребенок, пытаясь сделать что-то самостоятельно, не может добиться положительного результата.

Физическое развитие

Наиболее интенсивное физическое развитие ребенка характерно для первого года его жизни. Психологи отмечают, что если в этот период ребенок не получает правильного ухода и помощи от взрослого, то его дальнейшее развитие затрудняется. Примером может послужить развитие «дитя - Маугли», детей из неблагополучных семей.

Физическое развитие детей второго года жизни проходит уже не так интенсивно. Первое полугодие второго года жизни ребенка характеризуется высокой двигательной активностью, но еще недостаточной координацией движений. Научившись ходить, малыш еще не всегда умеет вовремя обойти препятствия, избегать столкновений с каким-либо предметом или с ребенком. К полутора годам он уже умеет взбираться на лесенку, бросать большой мяч, ходить по ограниченной площади. Периоды бодрствования увеличиваются до 4 – 4,5 часов.

Во второй половине второго года жизни ребенка резко повышается работоспособность нервной системы, и периоды бодрствования уже достигают 5 часов. Малыш уже умеет не только ходить, но и бегать, подпрыгивать, бросать мяч в цель. совершенствуется развитие пальцев рук, и ребенок уже пытается рисовать, расстегивать одежду.

На третьем году жизни ребенок становится еще более выносливым, т. к. совершенствуется деятельность всех органов. Но дети этого возраста по-прежнему легко возбуждаются, устают от однообразной деятельности. У ребенка увеличивается длина шага, но еще не всегда согласованы движения рук и ног. Совершенствуется мелкая моторика: ребенок почти самостоятельно может одеться, раздеться, завязать узелок на ботинках. Непрерывно бодрствовать он уже может до 6 – 6,5 часов.

Физическое развитие ребенка – это не только прибавка в росте и весе, но прежде всего совершенствование способности ребенка управлять своим телом4 это продвижение ребенка к самостоятельности, когда он сможет достигать собственных целей без помощи взрослых, а благодаря определенным умениям и навыкам. И если окружающие его взрослые помогают ребенку освоить эти навыки и умения, малыш будет быстро развиваться.

Развитию крупной моторики будут способствовать игры на полу, ползание, лазание, игры с мячом, с крупными блоками, манипулирование различными (может быть хозяйственными) предметами.

Мелкую моторику помогут развить раскрашивания, головоломки с крючками, одевание и раздевание кукол (и себя), складывание пирамидок, мозаик, игры с мелкими игрушками, лепка из теста и пластилина, работа с пинцетом, с бельевыми прищепками, пальчиковые игры и даже просто собирание во время прогулок шишек листьев и мелких камушков.

Движения ребенка 1-3лет еще несовершенны. Он лучше понимает то, что находится у него перед глазами. Взрослому нужно выполнять все действия вместе с ребенком и новые, и уже знакомые малышу. Сначала ребенок, повторяя за взрослым какое-либо действие, может воспроизвести его лишь частично, т. к. координация еще недостаточно развита. Но за счет способности к подражанию малышу удается повторить показанное действие. Процесс обучения движениям очень сложен и длителен. Удачи и терпения вам.

Ведущие достижения в раннем детстве

Ø Складывается предметная деятельность.

Ø Развивается общение со взрослым.

Ø Зарождается общение со сверстниками.

Ø Возникают предпосылки к игровой и продуктивной деятельности.

Ø Возникает гордость за свои достижения, сознание “Я сам”

Ø Формируется наглядно-действенное мышление. Ребенок, манипулируя с предметами самостоятельно “находит” способы действия с ним. (Перенося воду из одной миски в другую дырявым предметом, ребенок случайно закрывает пальцем дырку и усваевает для себя принцип действия).

Ø Выделяет свойства предмета (большой-маленький; круг-квадрат; красный – желтый и т. д.). Сопоставляет большие и маленькие предметы (большой кукле дает большую тарелку, а маленькой – маленькую). Собирает пирамидку из 3-4 колец; матрешку 3-4-х составную; картинку из 2-х частей. Сопоставляет 2-4 цвета.

Ø В речи появляются фразы, не всегда правильно грамматически оформленные. Появляются вопросы “почему”, “кто”, “что”. Понимает, чего он хочет, чего боится и т. д., перестает говорить о себе в 3-м лице (Катя хочет кушать).

Ø Моторика: ребенок начинает рисовать. Хорошо бегает, поднимается по лестнице, чередуя ноги. Ловит мяч двумя руками и прижимает к себе. Моет и вытирает лицо и руки. Застегивает пуговицы.

Ø В игре начинает использовать предметы – заместители (кормит куклу палочкой, кладет спать в коробку и т. д.). Строит несложные постройки: башню из 6-8 кубиков, воротца, мостик, стул, диван и т. д.

Ø В общении стремится к контакту с некоторыми детьми. Воспринимает взрослого как некоторый эталон поведения и стремится подражать ему. Повышается его “управляемость”.

(По материалам книги «Справочник дошкольного психолога»)