Развитие доброжелательных взаимоотношений у детей дошкольного возраста посредством тренинговых игр. Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

Формирование доброжелательных отношений у дошкольников.

Доброжелательность - это одна из главных черт гармоничных отношений с людьми. Когда люди доброжелательно относятся друг к другу, то поведение никогда не будет агрессивным.

Дружелюбие это:

Дружеское расположение, доброжелательное отношение к кому-либо.

Это способность видеть и уважать личность в другом человеке.

Это готовность доверять окружающим.

Это умение жить в согласии с людьми разных взглядов и убеждений.

Это желание и умение находить взаимопонимание с окружающими.

К сожалению, рост агрессивных тенденций отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества. Педагоги в школах отмечают, что агрессивных детей с каждым годом становится больше, с ними труднее работать. Зачастую, учителя, родители просто не знают, как справиться с агрессивным поведением, так как традиционные методы воздействия не способствуют стойкому изменению поведения. Все родители, чьи дети учатся в школе, знают, как непрост и сложен процесс вхождения в школьную жизнь. И только в детском саду подготавливают детей к успешному обучению в школе. Особое значение в формировании личности дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности. Поэтому одной из целей дошкольного образования в работе с детьми является формирование доброжелательных отношений.

Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом.

Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию , к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Я считаю, что у детей нужно формировать не только коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребенка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои. В воспитании дошкольников необходимо подвести ребенка к тому, чтобы он познал себя, научился бы сравнивать себя с другими. Вот почему педагоги учат детей рассказывать о своих собственных переживаниях, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе, делиться своим состоянием и настроением. Именно уверенный в себе ребенок легко встанет на позицию другого и разделит его переживания. Однако прием этот концентрирует внимание ребенка только на самом себе, на своих достоинствах, достижениях и далеко не всегда приводит к желаемому результату. Отнюдь не всегда дети сопереживают другим, а высокая оценка собственных достоинств в большинстве случаев не способствует столь же высокой оценке других.

Главная цель воспитания гуманности и доброжелательности заключается в формировании умения видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность «увидеть» другого являются тем фундаментом, на котором и строится нравственное отношение к людям . Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.

Чтобы сформировать доброжелательные взаимоотношения между детьми, необходимо организовать совместную деятельность , так как дошкольник часто оказывается в ситуациях, когда возникает необходимость помочь партнеру, порадоваться его успехам, получить поддержку сверстников.

С возрастом взаимодействия сверстников становятся разнообразными и содержательными. Вместе с тем они могут стать источником и конфликтных ситуаций. Причин для таких конфликтов не мало. Одна из них состоит в том, что у ребёнка, не решившего, чем ему заняться в данный момент, возникает мимолётное желание последовать примеру сверстников. Повод для конфликта уже есть: ребёнок долго одевался, в результате все машины разобрали другие дети; или во время постройки ребёнку понадобились именно те кубики, которые в данный момент использует другой ребёнок. Что из этого следует дальше - всем известно. Разумный выход: научить дружелюбно выходить из таких ситуаций. Популярный приём «отдай, если вежливо попросят» не нужно рассматривать как единственно пригодный для случаев. Потому как некоторые дети быстро привыкают к этому и используют его в ущерб другим.

Длительное совместное пребывание детей в группе порождает необходимость считаться друг с другом во множестве бытовых ситуаций.

Задача взрослого состоит в том, чтобы вместе с детьми найти удовлетворяющий всех выход из конфликта и формировать у детей отрицательное отношение к конфликтным формам поведения. Однако в реальной жизни поступки детей в основном далеки от этих правил поведения. Кроме того, доброжелательность и отзывчивость вовсе не сводятся только лишь к выполнению определённых правил поведения. Нередко совместные игры и занятия детей кончаются ссорами, недовольством тем, как действует сверстник. Дело в том, что если ребёнок невнимателен к сверстнику, он не станет согласовывать с ним свой действия. Эта причина - «невнимательность» - закрывает другого, она же способствует замкнутости, непониманию, возникновению обид и ссор. Прежде всего необходимо формировать нравственные чувства: сострадание, отзывчивость, чуткость, заботливость, дружелюбие и милосердие. Только развив эти чувства, ребёнка можно научить понимать и воспринимать чужие радости и обиды как свои. Отсюда и распространённый метод формирования социальных нравственных чувств – осознание эмоционального состояния, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств».

Эффективным методом формирования доброжелательности является беседа, в ходе которой педагог имеет возможность привлечь ребёнка к страданиям другого человека. Беседа в повседневной жизни, перед игрой, во время игры и после неё способствует к появлению отклика – сострадания, побуждает ребёнка находить правильные способы проявления сочувствия, оказании помощи.

Не нужно доказывать, что ребенок учится, играя, что игра является наилучшим средством воспитания детей. Именно в игре у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желание и действие другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей.

Главной задачей игр, направленных на формирование доброжелательных отношений со сверстниками, является привлечение внимания ребенка к другому, и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника, помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.

При общении со сверстниками у детей формируется чувство общности и желание видеть в сверстнике – друга. Оно порождает сочувствие, сопереживание и содействие. При взаимодействии со сверстниками дети учатся действовать совместно, произвольно управляя своим поведением.



Данная глава объясняет как личные наблюдения авторов, так и богатейший опыт жизненной мудрости таких людей, как Л. Вовенарг, Вольтер, Г. Гейне, Д. Дидро, Б. Грасиан, Ж. Лабрюйер, М. Монтень, Л. Н. Толстой, Ф. Честерфилд и др.

Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. Д. Дидро

Хорошее намерение бесполезно, пока не превратится в хорошие дела. Плавт

Узнайте о принципиальном отличии доброго человека от злого
Добрый человек — это тот, кто помнит свои грехи и забывает своё добро. Злой же, наоборот, — это тот, кто помнит своё добро и забывает свои грехи.

Если Вы хотите, чтобы о Вас думали хорошо, думайте об окружающих также хорошо
Помните, что негативные мысли об окружающих приносят вред самому человеку и ведут его к самоуничтожению, подрывают его жизнерадостность и рассудительность, порождают в нём разрушительное и низменное. Каждая мысль человека, наполненная ненавистью и злобой, подобна яду как для души, так и для физического тела. Всё, что человек внушает другому, влияет в первую очередь на него самого, поскольку в организме человека регистрируется абсолютно всё, что происходит в его уме. То, как человек думает о своих близких, какие чувства он к ним испытывает и как поступает по отношению к ним, определяет в конце концов ход его собственной жизни.Старайтесь помнить, что чем больше добрых дел и намерений к окружающим будет излучать человек, тем больше он их получит в ответ. Это обусловлено тем, что позитивное отношение к людям обычно всегда вызывает у них ответную реакцию.

Старайтесь быть признательным людям как внутренне, то есть проявите «доброжелательность», так и внешне (проявите «добродетельность»)
Помните, что добродетельная сила станет частью Вас самих лишь тогда, когда сможете создавать её и управлять ею по собственному желанию.

Знайте, что добродетель вырастает исключительно из доброжелательности
Думая о добром и совершая добрые дела, человек накапливает в себе позитивные впечатления, подталкивающие его к добру даже вопреки его же воле. Совершивший много добрых дел и много размышлявший о добре воспитывает в себе непреодолимую склонность к добру, не столько уже в мыслях, сколько в делах и поступках. О доброжелательном и добродетельном человеке обычно говорят, что он «обречен на успех». Дополним же сказанное тем, что такой человек будет «навечно в безопасности».

Будьте не только доброжелательны, но и добродетельны, творите добро
Опыт учит, что говорить бывает обычно легко, действовать же намного труднее. Старайтесь, чтобы Ваши добрые слова не затмили Ваши добрые дела. Помните, что добрые дела остаются, добрые же слова, как правило, забываются. Порядочность обнаруживается исключительно в конкретных делах, а не в высокопарных словах.

Восхищайтесь людьми, которые Вас окружают
Помните, что уникальны и неповторимы не только Вы сами, но и те, кто находятся рядом с вами.

Изменитесь в лучшую сторону, а затем станьте «зеркалом» для собеседника
Станьте «зеркалом» для собеседника — покажите ему, что Вы видите его неограниченные возможности.

Искренне радуйтесь успехам окружающих Вас людей
Когда человек радуется успехам тех, кто его окружает, он невольно открывает двери собственному счастью и благополучию. Помните: то, что является благом для самого человека, обычно приносит благо и другому.

Желайте другим людям богатства и благополучия, и Вы сами получите то, что желаете окружающим
Приведённое выше положение лишний раз подтверждает принцип магнетизма: «Что отдал, то твоё». В жизни реально так и происходит — то, что желаешь другим, обычно получаешь и сам. Когда человек желает окружающим благополучия и богатства, он наполняет свои мысли богатством и благополучием. А, как известно, мысли имеют уникальное свойство — материализовываться в действительность.

Откажитесь от намерения мстить своим обидчикам, будьте выше этого
Эмоционально зрелый человек никогда не будет негативно реагировать на критику и нападки в свой адрес. Тот же, кто опускается до того уровня, когда может отплатить тем же (то есть возражением или аналогичным упреком), автоматически опускается до умственного развития своего обидчика. Помните, что слова и дела окружающих Вас людей только тогда способны задеть Вас, когда им придают значение. Овладейте особой мудростью и зрелостью по отношению к людям, ибо это поможет вам, придерживаясь своей точки зрения, преодолеть привычку быть грубияном и невежей.

Научитесь благовоспитанно игнорировать тех, кто неприятен, груб и плохо воспитан
Приветливо и решительно отказывайтесь общаться и сотрудничать с теми, кто эгоистичен, несдержан и груб. Постарайтесь таких людей не принимать в свой круг общения. Если этого избежать невозможно, то научитесь ненавидеть исключительно благовоспитанно.

Негативно высказываясь о другом человеке, Вы сами изменяетесь к худшему
Помните, что оглашение другому его ошибок, напоминание ему о недостатках внушает, прежде всего, Вашему внутреннему миру такие же негативные мысли и отрицательные черты.

Загляните «внутрь» самого себя, и Вы сможете убедиться в том, как много там нужно совершенствовать
Для того чтобы изменить себя к лучшему, необходимо сначала осознать собственное несовершенство. Без этого процесс самосовершенствования практически невозможен. Помните о том, что осознание собственного несовершенства непременно приблизит Вас к совершенству. Если Вы хоть однажды честно заглянете себе в душу, то наверняка столкнётесь с таким количеством несовершенств и слабостей, что Вам на всю жизнь хватит работы, чтобы сначала привести в порядок самого себя.

Умерьте свою антипатию к людям
Это касается даже и тех, кто объективно заслуживает осуждения. Помните, что для совершенного человека нет худшего поступка, чем
неприязнь к лучшим, чем он сам. Постарайтесь не забывать о том, что презрение должно быть самым молчаливым из всех наших чувств. Помните, что, если Ваш недуг будет выходить через уста, в опасности окажется Ваше доброе имя.

Избегайте негативных мотивов по отношению к окружающим
Помните, что негативные мотивы собственного поведения имеют вредные последствия в первую очередь для Вас самих. Поскольку то, что Вы делаете для своего ближнего, подталкивает его сделать то же самое по отношению к вам.

Не только «благословите» (то есть говорите слова, несущие в себе благо), но и «благодарите» (дарите благо) своим «учителям-обидчикам»
Подарите благо своему недругу лучше в виде какого-то конкретного подарка. Как определить этот подарок? А для этого нужно ответить на вопрос: «Что конкретно своими действиями пытался забрать у меня этот человек, вызвавший это негативное чувство к нему? ». Выводящий меня из равновесия («тиран») хочет сделать из меня «жертву» и подпитаться моей энергией. Именно то, в чём конкретно нуждается «тиран», и нужно дать ему в виде «мысленного подарка»: тот, кто меня раздражает, нуждается в спокойствии (именно это ему и следует подарить); бандит, угрожающий мне, нуждается в смелости и уверенности в завтрашнем дне (это совсем нетрудно ему дать в виде «мысленного подарка»); если кто-либо хочет забрать у меня радость, уверенность и другие мои
«позитивные» энергии и силы — подарим их своему обидчику сами и сделаем это от чистого сердца. Помните, что если Вы сформировали образ подарка правильно, то есть подарили человеку именно то, что нужно, и передали это с любовью, то Вы увидите плоды благоприятного изменения своего обидчика, причём они будут не только «налицо», но и «на его лице».

Будьте добродушны и доброжелательны — это существенно повысит Вашу безопасность и энергетическую целостность
Установлено экспериментально, что на людей, желающих блага и добра людям (благо- и доброжелательных), не действует ни «сглаз», ни «порча», ибо они защищены от этих негативных энергетических сил Божественной энергией добра и любви, которая по своей энергетической силе и мощи не сравнима ни с чем в мире. Научитесь благодарить — это сделает Вас свободными. Искреннее благодарение избавит Вас от порока, имя которому — гордыня. Это освобождает Вас (делает «свободными») от тех негативных, отрицательных энергий, которые раньше удерживали Вас «внизу», не позволяли Вам подняться «выше» туда, где нет низменных чувств и переживаний, где человек испытывает восторг, радость и окрылённое счастье. Акт благодарения означает подтверждение того, что Вы принимаете сложившуюся ситуацию без претензий и обид.

Научитесь возвышать «чужие стены» и принижать «собственные горы»
Цените свою уникальность, но не делайте это за счёт возвышения над другими. Осознайте, что другие — это тоже творения единой и всемогущественной Божественной силы и так же, как и Вы, по-своему уникальны и неповторимы.

Воры, грубияны и прочие «негодяи» — это наши учителя. Научитесь любить и благодарить их
За что же надо любить и благодарить вора? За то, что учит нас уважительно относиться к деньгам, как к своим, так и к чужим. За что же надо любить обидчика? За то, что он нам подсказывает, как правильно (уважительно) относиться к себе и окружающим. Любите своих обидчиков, в том числе и тех, кто сделал нам особенно больно, ведь именно они указали нам на слабые места и подсказали то, что необходимо конкретно нам в себе изменить.

Принося людям подарки, подарите радость и себе
Получается, как утверждает в своих книгах доктор В. Синельников, удивительная трансформация; «дар — рад», то есть «даруя — радуешься».

Научитесь не только дарить, но и принимать подарки
Помните, что, если Вам что-то искренне дарят, значит, Вы этого достойны. Примите это с благодарностью. Если кто-то что-то делает для Вас, это нужно, может, не столько Вам, сколько ему самому.

Порадуйтесь успеху другого, этим Вы притянете успех и к себе
Воспринимайте успехи окружающих как добрый знак того, что и Вас скоро ждёт аналогичный успех.

Быть добрым выгодно, в том числе и в материально-финансовом плане
Когда Вы добродетельны (делаете добрые поступки) «по законам отражения» («законам отдачи»), эти же добрые дела к Вам обратно и возвращаются. Именно так материализуются добрые помыслы, намерения и поступки. Главное здесь — не ставить себе цель именно таким образом обогатиться, всё доброе должно исходить от открытого сердца, преисполненного любовью к окружающим.

Общаясь с людьми, старайтесь всегда помнить о «законе отражения»
Согласно «закону отражения» каждый человек, который встречается в Вашей жизни в той или иной степени отражает какую-то Вашу личностную черту. Например, если Вам встретился «как бы случайно» грубый и сквернословящий человек, значит, это в какой-то степени есть и в Вас. Нужно только повнимательнее в себя заглянуть. Если Вам попался тот, кто легко обижается, значит, какая-то непроявленная обида кроется и в Вас. Научитесь благодарить всех, кто встречается у Вас на пути, поскольку они явно показывают те Ваши качества, над которыми нужно работать. Если же благодаря полученной «подсказке» со стороны Вы изменились к лучшему и Вам уже длительное время не попадаются люди — носители определённого отрицательного качества, значит, Вы реально изменили себя к лучшему.

Помните, что умный учится у всех и у каждого
Нет таких людей, которые не могли бы хоть чему-то научить Вас. Пусть добрый человек научит Вас быть добрым, злой же пусть научит Вас как не нужно быть злым, а если точнее, он научит Вас тоже доброте и порядочности. Отсюда следует, что раздражительный человек должен учить нас спокойствию, жадный — щедрости, грубый — вежливости и культуре поведения.

Научитесь любить людей с отрицательными качествами
Это необходимо делать потому, что эти люди — Ваши реальные «учителя», они учат Вас тому, как не следует поступать. Следуя этой логике рассуждения, необходимо: полюбить вора, который украл у Вас деньги, за то, что он учит уважительному уважению к деньгам, как к своим, так и к чужим; полюбить своего обидчика за то, что он учит Вас быть хозяином собственных эмоций, чувств и переживаний. Этот перечень можно и нужно продолжить, и повнимательней посмотреть на тех, кто же Вас окружает в повседневной деятельности. Найдите своих как достойных, так и «недостойных» подражания учителей и научитесь у одних, как следует поступать в жизни, у других же — каким не следует быть.

Будьте великодушны и сострадательны к людям
У кого велик запас духовного, тот с каждым новым делом растет, и окружающие обнаруживают у него всё больше и больше достоинств. Помните: насколько человек зрел, настолько он личность.

Овладейте таинством любви к ближнему
Исключительно от Вас зависит то, что любому человеку, который Вас обвиняет, ругает или делает зло, Вы можете ответить: «Мир тебе! ». В этом и состоит таинство любви к ближнему, то есть в особой Вашей готовности проявить доброжелательность и уважение к любому, кто Вас окружает. Ведь любой другой так же, как и вы, рождён божественным началом. Любить мир означает любить всё, что создано этим миром.

Откажитесь от приобретённой привычки сердиться на окружающих
Когда Вы сердитесь на людей, Вы невольно привлекаете к себе из внешнего энергетического пространства все токи зла и негативизма.

Будьте мудры, преодолейте в себе озлобленное отношение к людям
Дух отрицания и злобы обычно сам себе подписывает приговор. И действительно, от злобы, что направлена на людей, как правило, страдает сам злодей.

Сформируйте в себе благодатное отношение абсолютно ко всем окружающим
Ищите в жизни то, за что можно быть благодарным. Помните, что когда человек что-то ищет, он обязательно это находит.

Будьте не столько доброжелательны, сколько добродетельны к людям
Слово «доброжелательность» означает в прямом его смысле «желать добра» — «добродетельность» же подразумевает «делание добра», то есть предполагает конкретные добрые дела и поступки. Помните, что «быть добрым» и «быть добродетельным» не есть одно и то же. Бездействие в доброжелательности можно во многом считать грехом человека. Вот почему так важно не проходить мимо людей нуждающихся, мимо людской скорби и нищеты.

Помните, что «земля, не засеянная весною, на весь год останется бесплодною»
Так и от нас окружающие вряд ли дождутся добрых дел, если в настоящие дни — «здесь и сейчас» — мы не посеем в себе семян добра, внимания и любви к людям. Каждый поступок человека по отношению к окружающим служит во благо либо во вред им и имеет реальное значение, порой гораздо большее, чем мы предполагаем.

Поймите, что добрые дела начинаются с добрых мыслей
«Не убивай» — гласит закон. Однако необходимо не только не убивать другого человека, но и не гневаться на него; не только не грешить на деле, но и в мыслях. Остерегайтесь необдуманным словом оттолкнуть от себя того, кому Вы хотите помочь.

Постарайтесь быть радостным светом на пути других
Ищите то, чем можно порадовать, а не огорчить человека. Старайтесь начинать и заканчивать встречу с каждым в радости. Чаще говорите окружающим слова согласия и одобрения: «да», «верно», «согласен» — это сближает и объединяет. Установлено экспериментально, что доброжелательные люди говорят в пять раз больше «да», чем «нет».

Делая добро людям, не ждите ответной награды
Одни люди, если окажут кому-нибудь услугу, ждут себе за это награду или благодарность. Другие, хотя и не ждут награды и благодарности, всё-таки не забывают то, что они сделали, и считают тех, кому они сделали добро, своими должниками. Но истинное добро — это то, которое сделано не для другого, а для себя, и человек, сделавший его, не ищет награды, а делает добро так, как плодовое дерево, которое выращивает свои плоды и вполне довольно тем, что плодами этими пользуются те, кому они нужны. Делайте добро тайно и жалейте, когда про него узнают, — этим Вы научитесь радости творить добро. Сознание доброй жизни без одобрения за неё людей есть лучшая награда доброй жизни.

Обычно человек замечает в своём собеседнике то, что характеризует его самого
Добрый увидит и оценит в другом исключительно доброту. «Доброту людскую видит глаз, если сердце доброе у вас ». Недобрый, злой и завистливый человек непременно заметит в другом те пороки, какими наделён он сам. «Ведь у павлинов видят люди злые не красоту, а ноги их кривые ».

Ценность прожитых дней измеряется наполненностью их добротой
Если Вы не украсили свой день простой добротой к кому-нибудь, считайте, что Ваш день пропал. Ценность прожитых дней измеряется, пожалуй, единственной валютой: где и сколько Вы выткали за день нитей любви и добра. Научитесь если и критиковать окружающих, то так, чтобы любое Ваше обличение было не только справедливым, но и преисполненным любовью.

Никакая энергия, посланная человеком в доброте, не может пропасть в мире
Добрая энергия всегда найдёт своего адресата и окажет ему помощь. Эта энергия добра способна если не освободить, то уж точно облегчить страдания человека, мимо которого она мчится. К энергии зла невосприимчив добрый человек, ибо энергия зла опутывает только тех, кто сам преисполнен гнева и раздражения к людям. Используйте имеющееся богатство исключительно на пользу ближ-
них.

Подарите себе удовольствие дарить радость людям
Если Вы встретили человека и не смогли сказать ему утешительного слова, Вы потеряли возможность испытать момент особого счастья в жизни. Почувствуйте и полнее осознайте то, что блаженнее отдавать, чем принимать.

Поселите в своём доме «радость действия»
Научитесь не только говорить радостные, одобряющие слова, но и делать то, о чем говорите. Помните, что лучший вид слова — это дело.

Если Вы хотите убедить кого-либо в чем-то — убеждайте не словом, а делом
Если Вы хотите убедить человека в том, что он живёт не так, как следует (на Ваш взгляд) жить, — не убеждайте его словами, сами живите хорошо. Помните, что люди верят лишь тому, что видят.

Почаще напоминайте себе о важнейшем своём долге — «долге служения людям»
Увы, но мы часто избегаем ответственности, говоря, что не можем взять её на себя. Но избегая её, мы встречаем иногда несравненно
большие затруднения. Помните, что нам будет дано достаточно сил для выполнения всего, что на нас возложено. Но когда мы уклоняемся от обязанности в оказании помощи окружающим, мы уже не можем рассчитывать на помощь вселенских сил, и, несомненно, нам будет намного труднее достичь своих жизненных целей, когда мы опираемся только на собственные силы.

Овладейте мудростью понимания того, что никто в этом мире ни в чем не виноват
Помните, что каждый делает своё дело исходя из собственного понимания добра. Уважительно отнеситесь к сложившимся убеждениям тех, кто Вас окружает.

Откажитесь от желания изливать на окружающих людей гнев, обиду и раздражение, даже если они были источником этих негативных состояний
И даже если случится, что кто-либо сознательно сделает Вам пакость, поблагодарите его за тот урок, который Вы вынесете , преодолевая это зло и не выплёскивая его на обидчика. Помните, что носить в себе зло на кого-либо означает вредить в первую очередь самому себе.

«Эхо в нашей жизни», или «подобное рождает подобное»
Однажды отец с сыном гуляли в горах. Вдруг сын упал, поранился и закричал: «А-а-а-а!». К своему удивлению, он услышал, что какой-то голос где-то высоко в горах повторил за ним: «А-а-а-а!». Заинтересовавшись, он закричал: «Кто ты?». И в ответ услышал: «Кто ты?». Рассердившись на такой ответ, он прокричал: «Трус». И эхо вторило ему. Потом он посмотрел на своего отца и спросил: «Что это такое?». Отец улыбнулся и сказал: «Послушай, сынок». После этого он обернулся к горам и крикнул: «Ты мне нравишься!». И голос ответил ему: «Ты мне нравишься!». И снова отец крикнул: «Ты — молодец!». И голос вторил ему: «Ты — молодец!». Мальчик был очень удивлен, но ничего не понял. Тогда отец объяснил ему: «Люди называют это ЭХОМ, но на самом деле это ЖИЗНЬ. Тебе отвечают тем же, что ты сказал или сделал. Твоя жизнь — это всего лишь отражение твоих поступков ». «Подобное рождает подобное», — гласит известный принцип отражения. Если Вы хотите, чтобы Вас любили больше, наполните сначала своё сердце любовью и научитесь любить окружающих. Такая взаимосвязь существует по отношению ко всему в жизни, к каждому её аспекту; жизнь вернёт Вам все, что Вы отдали ей. Ваша жизнь — это не случайное совпадение, это отражение Вас самих.

Излучайте тепло, теплее будет и Вам самим
Подарите случайному прохожему свою улыбку, внимание и тепло и произойдет то, что описал в своих строчках известный поэт Р. Рильке:
На станции унылой кто-то вдруг
Кивнул кому-то.
Лёгкое движение.
И кажется, обласкан ты, как друг.
Рожденье взгляда...
В чем его значенье?

Станьте для окружающих неиссякаемым источником любви и добра
Как известно, из сладкого источника не потечёт горькая вода — так и из доброго сердца не вырвется ни одного злого слова.
Ободряйте же окружающих словом искренней похвалы. Радуйте их словом ласки и тепла. Смягчайте страдания нуждающихся словом сочувствия. Воспламеняйте их сердца словом веры. Освещайте все вокруг словом благодарности.

Помните, что «доброе дерево» узнается по добрым плодам
Научитесь нести доброе начало не только словами, но и делами.

«Не сейте ветер, ибо пожнете бурю»
Тот, кто сеет семена гнева и раздражения, пожнет бурю ненависти и отторжения. Доброе семя — это доброе слово. Доброе слово внесёт в Вашу жизнь «сначала зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе», и таких зерен будет множество.

Творите добро — это прекрасно
Будьте щедры по отношению к окружающим на добрые чувства и высказывания, в которых есть слова «дорогой» или «дорогая»: Прекраснейшее слово «дорогой»…
Как много чувств оно одно вмещает,
И радостью как душу освещает,
Соперничая с радугой-дугой.
Л. Татьяничева

Почаще напоминайте себе, что «дверь к людям открывается наружу»
Чтобы получить добро, радость и счастье, необходимо сначала это же отдать, ибо верна истина (это подтверждено вековой практикой) — невозможно получить, не отдавая. Отдать можно лишь то, что сам имеешь. Вот почему, прежде чем отдать, нужно приобрести самому, а приобретать доброе начало необходимо изначально внутри себя , то есть путём доброго отношения к окружающему миру и людям.

Человек, желающий людям зла, наказывает в первую очередь сам себя
Следуя известному правилу: «Что отдал — то твоё», легко догадаться, что может получить в ответ тот, кто отдаёт людям зло, ненависть и отвращение.

Помните, что «закон отдачи» существует, отдающий может и должен получить
Любой Ваш поступок (хороший или плохой) через тысячи причинно-следственных связей бумерангом всегда возвратится к Вам же. Вот уж поистине: «Что отдал — то твоё!». Помните: то, что мы посылаем в жизнь других, возвращается в нашу собственную.

Измените в себе привычку менять человека без его готовности и желания
Помните, что невозможно изменить человека, пока он сам этого не захочет, ибо ничьи глаза нельзя открыть насильно. Это лишний раз подтверждает классическое изречение: «Ученик готов — учитель пришёл». Откажитесь от соблазна вводить неподготовленного человека в мир новых идей и духовных ценностей, которые ему пока ещё чужды. Это будет губительно для него.

Будьте особо терпимы к явно несовершенным людям
Иногда приходится просто зажмуриваться, глядя на несовершенство существа, имя которому — человек. Постарайтесь найти в этой ситуации и высочайшую степень эмпатии к такому человеку, и не проронить ни слова обвинения или упрека в его адрес.

Поймите, что не всегда Ваша любовь к людям победит мгновенно, не всегда и не все сразу её примут с открытым сердцем
Будьте терпимы к тому, что иногда Ваши сопереживание и любовь к людям не достучатся до адресата и Вы не получите обратного позитивного отклика. Пусть это сохранит в Вас веру в истинность утверждения «Что отдал — то твоё!». Для того чтобы заработала обратная связь, нужно просто «дать время времени». Воплощая свою добродетельность, не ждите мгновенных, восходящих прямо сейчас плодов своей работы. Заботьтесь не о «плодах», а о том, чтобы у Вас хватило духовных сил получить награду или похвалу за свой труд.

Научитесь правильно отвечать на критику в Ваш адрес
В ситуации, когда кто-то Вас критикует (даже без всяких на то оснований), необходимо простить и поблагодарить критикующего. Это необходимо сделать, во-первых, для того, чтобы помочу ему отчасти освободиться от собственной агрессии и трудностей, с которыми он борется, решая проблемы земного существования; во-вторых, чтобы облегчить процесс собственного совершенствования. Пожелание критикующему «всего тебе хорошего» будет правильным и исключительно благим как для него, так и для Вас самих.

Делайте хорошее, не обещая хорошего
«Друзья мои, я потерял день!» — произнес однажды известный римский император Тит за обедом, когда вспомнил, что за целый день никому не сделал ничего хорошего. Старайтесь как можно чаще творить добро и совершать добрые поступки, и Вы испытаете особую радость — радость дарить доброе и светлое.

Преодолейте желание осуждать людей, ибо приговор, который Вы выносите окружающим, будет вынесен в первую очередь Вам
Увы, многие просто забывают классическое: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы ». Помните о том, что Ваш ум — это своего рода творческий медиатор: всё, что Вы внушаете, советуете и делаете другому, влияет и на Вас самих. Поверьте в то, что все хорошее, что Вы сделаете людям, будет возвращено Вам в равной мере. Поймите, что Ваше отношение к людям формируется Вами же, то есть от Вас самих будет зависеть, какой тип взаимоотношений будет преобладать в общении с окружающими.

Откажитесь от негативной привычки вводить в заблуждение окружающих, ибо этим Вы обманываете себя
Помните, что тот, кто намеренно вводит в заблуждение и обманывает своего ближнего, в первую очередь совершает обман по отношению к себе.

Знайте, что позитивная установка к окружающим всегда вызывает у них ответную реакцию
Убедитесь в истинности жизненных наблюдений о том, что:
чем больше добрых намерений Вы будете излучать окружающим людям, тем больше Вы будете получать их в ответ;
чем больше любви и добра будет исходить от Вас, тем больше их придёт к Вам со всех сторон.

Людскую доброту увидит лишь тот, у кого открыто сердце, кто переполнен любовью к людям
Эта мысль замечательно выражена в уже известных читателю строках, ещё раз повторим их на страницах данного пособия: «Доброту людскую видит глаз, если сердце доброе у Вас». Почаще высказывайте людям удивительное по силе доброты и любви пожелание С. Я. Маршака: «Пусть добрым будет ум у Вас, а сердце умным будет ».

по книге Вячеслав Панкратов, Людмила Щербинина Улыбнись на счастье! Питер 2008
также еще по книге ссылки:

Формирование доброжелательных отношений дошкольников

1-этап. Общение без слов

«Жизнь в лесу»

Я села на пол и предложила детям сесть рядом. Все дети сразу откликнулись. Костя и Дима остались заниматься своим делом - строили гараж для машин. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Если хотим поздороваться, мы трёмся друг о друга носами (показываю, как это делать), когда хотим спросить как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показываю), когда хотим сказать, что всё хорошо, кладём свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь - трёмся об него головой (показываю). Готовы? Тогда - начали. Сейчас - утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко, лес просыпается, звери радостно потягиваются и желают друг другу доброго утра» (дети трутся носами друг о друга). Звери улыбаются друг другу и спрашивают, как дела? (дети хлопают ладонью по ладони другого ребенка). Костя с Димой стали наблюдать, но в игру не вступают. «Звери, улыбаясь, отвечают, что всё хорошо» (дети кладут свою голову на плечо другого ребенка). Костя и Дима наблюдают, но видно, что они хотят присоединиться к игре. Я их приглашаю, Костя присоединяется. «Звери умываются, чистят зубки. Они решили позавтракать вместе. Звери угощают друг друга фруктами и овощами» (дети моют лицо, чистят зубы, протягивают друг другу овощи и фрукты). Проделывают все движения с желанием. «Звери, улыбаясь, говорят друг другу спасибо» (дети выражают свою благодарность, трутся головой друг о друга). «Вдруг подул холодный ветер, закапал дождь, и животные спрятались под большое дерево, прижавшись, друг к другу» (дети прижались друг к другу, показывая, что им холодно). С заданием все справились хорошо. «Выглянуло солнышко, и звери улыбнулись друг другу» (дети трутся носами друг о друга). Это задание детям понравилось, и они выполнили его с удовольствием. «Звери взялись за руки, и пошли гулять» (дети взялись за руки, но при этом Костя хотел взять за руку Полину, но та взяла за руку Глеба). Тогда Костя подошел к Диме и протянул ему руки. Дима не сразу, но все же подал руки Косте. «Звери весело и радостно танцевали и улыбались друг другу» (дети, не отпуская рук, продолжили танец). Дима с Костей присоединились в нашу игру. «Так прошёл солнечный, весёлый день. Звери попрощались, пожелали друг другу спокойной ночи, пошли спать» (дети потерли друг о друга носами и пошли спать, присев на пол, сложили руки под щечку). Задание было выполнено хорошо. На этом я игру закончила, детям очень понравилось, и они изъявили желание поиграть ещё, Главной целью этого этапа было переход к непосредственному общению, что предполагало отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Правило этой игры – запрещение разговоров между детьми. Игра показала, что дети могут привыкнуть к свободному взаимодействию.

2-й этап. Внимание друг к другу

«Общий круг»

Собираю детей вокруг себя. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас (все дети садятся в круг). А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая; когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед». Заглядываю каждому ребенку в глаза по кругу и слегка киваю головой. Когда я “поздоровалась” со всеми детьми, я дотронулась до плеча сидящей рядом Алины, предложив ей поздороваться с ребятами. Алине сложно было выполнить это задание - здороваться со всеми детьми, так как её взгляд блуждал по комнате. Я упростила правила игры и Алина здоровалась только с несколькими детьми, Остальные угадывали, с кем она поздоровалась. Аналогично провела игру с другими детьми. С заданием справились все. При повторном проведении игры все дети смогли поздороваться со всей группой, только Костя не смог удержать свое внимание, его взгляд так и блуждал по группе.

«Разговор сквозь стекло»

Предложила детям разбиться на пары. Дима встал с Сашей. Настя взяла инициативу в свои руки и взяла Костю, а сама встала рядом с Димой. «Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой - ждет его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход - на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать - бесполезны: партнер вас все равно не услышит. После того как вы «договорились», вы можете обсудить, правильно ли вы поняли друг друга». Показала, как нужно это сделать. Дети старались изобразить нужный предмет, если партнер затруднялся, то он прибегал к помощи других детей. Ребята с удовольствием оказывали помощь друг другу. После игры дети еще долго делились впечатлениями.

Целью этого этапа было формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание. В процессе игр слабое внимание было у Левы, он сосредоточен на себе. Дима, Костя и Саша старались выполнить задание, и это им удалось.

3-й этап. Согласованность движений

«Составные фигуры»

Я рассадила детей вокруг себя и говорю: «Тот из вас, кто был в цирке или в зоопарке наверняка видел слона. А кто не был - видел его изображение на картинке в книжке. Давайте попробуем его изобразить. Сколько у него ног? Правильно, четыре. Кто хочет быть ногами слона? Кто будет хоботом?». Таким образом, выбираются дети, каждый из которых будет изображать какую-нибудь часть тела слона. Помогаю детям расположиться в правильном порядке. Впереди - хобот. За ним - голова, по бокам - уши и т.д. Когда слон составлен, предлагаю ему пройтись по группе: каждая часть слона соблюдает очередность. Затем в таком же порядке были изображены волк, собака. При движении дети имитировали походку, озвучивали животных. В игре приняли участие все дети. Основная задача этого этапа заключалась в том, чтобы научить ребёнка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Дети с заданием справились. Чувствовалась сплочённость действий, направленное внимание на другого ребёнка. Настораживало поведение Кости, он все время отвлекался и мне пришлось ему напоминать, чтобы он согласовывал свое действия с действиями других детей.

4-й этап. Общие переживания

«Злой дракон»

В начале игры предлагаю детям стать гномами, живущих в маленьких домиках. Детям предложено 4 домика. Когда дети заняли места в домиках - коробках, говорю: «В нашей стране - большая беда. Каждую ночь прилетает большой-пребольшой дракон, который уносит людей в свой замок на горе, и что с ними случается дальше, никто не знает. Существует единственный способ спастись от дракона: когда на город надвигаются сумерки, люди прячутся в свои домики, сидят там, обнявшись, и уговаривают друг друга не бояться, утешают друг друга, гладят. Дракон не выносит ласковых и добрых слов и когда слышит, как они доносятся из дома, старается побыстрее пролететь этот дом и продолжает поиски другого дома, из которого такие слова не доносятся. Итак, последние солнечные лучи медленно гаснут, на город спускаются сумерки и люди спешат спрятаться в свои домики и покрепче обняться». Я хожу между домиками, изображаю дракона, устрашающе вою, угрожаю, останавливаясь у каждого домика и заглядывая внутрь. Убедившись, что дети внутри домика поддерживают и утешают друг друга, перехожу к следующему.

Этот этап состоял из игры, направленной на переживание общих эмоций. Совместное переживание эмоциональных состояний - положительных (отрицательных) объединило детей, породило чувство близости, общности и желание поддержать друг друга, разрушило отчуждение.

5-й этап. Взаимопомощь в игре

На данном этапе дети играли в игру, требующую от них проявления сопереживания другому, взаимопомощи. Перед игрой дети вместе играли в хороводную игру, конфликтов не возникало.

«Живые куклы»

Разбиваю детей на пары. «Давайте представим, что ваши куклы оживают не только по ночам, но и днем. Они умеют говорить, просить, бегать. Давайте представим, что один из вас - ребенок, а другой - его кукла-девочка или кукла-мальчик. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин - выполнять ее просьбы и заботиться о ней». Предлагаю помыть кукле ручки, покормить, погулять, уложить спать. При этом предупреждаю, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать того, чего она не хочет. Все дети приняли игровую ситуацию и продолжали играть сами. Дима и Настя помогали друг другу, поддерживали сверстников. Когда Костина кукла начала капризничать, мальчик проявил по отношению к ней физическую агрессию. Дети отреагировали однозначно - кукла маленькая и ее нельзя обижать, она будет плакать. Дима сказал: «Мамы не злые и не бьют своих детей, а ты злой». Костя не понял, почему дети осудили его и, проявив словесную агрессию по отношению к играющим, ушел. Все дружно продолжили игру, не обращая внимания на Костю. Мальчика это не расстроило, он ходил по группе, мешая играть то одной паре, то другой.

Все дети, кроме Кости, справились с заданием. Они помогали, сопереживали друг другу. Алина даже успевала давать советы растерявшимся детям.

6-й этап. Добрые слова и пожелания

В группе тихо – мальчики строят из кубиков, девочки играют в настольные игры. Костя спокойно сидит и рисует. Задача данного этапа - научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Предлагаю детям поиграть - все соглашаются.

«Добрые волшебники»

Дети сидят в кругу. Рассказываю сказку: «В одной стране жил злодей – грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми. Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети. А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, придумав добрые, ласковые имена?» Предложила детям самостоятельно выбрать роль. Но все захотели стать «заколдованными». Пришлось выбирать по считалке. Дети, представляя себя добрыми волшебниками, по очереди подходят к «заколдованным» сверстникам и пытаются расколдовать, называя их ласковыми именами. Дети по очереди менялись ролями, игра всем понравилась. В группе царила доброжелательная атмосфера.

«Конкурс хвастунов»

Дети сидят в кругу. Говорю: «Сейчас мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно - иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего. Что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств». Дети активно вступили в игру, называя достоинства соседа (придумывали то, чего и быть не могло. Например, Полина – принцесса и живет в настоящем замке. Дима и Настя прямо «светились» от счастья, когда хвалили их. Трудно было выбрать победителя, но с моей помощью все-таки выбрали. Победителем стала Алина. Ее наградили короной хвастуна, все остальные получили сладкие призы.

7-й этап. Помощь в совместной деятельности

На заключительном этапе, когда между детьми были установлены доброжелательные и неконфликтные отношения (были срывы лишь у Кости) проводились игры - занятия, предполагающие различные формы просоциального поведения: дети должны делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности. Впервые вводится соревновательный момент, но дети соревнуются не за свой успех, а за успех другого.

«Закончи рисунки»

Дети садятся кругом. У каждого - набор фломастеров, карандашей и листок бумаги. Говорю: «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку. По моему сигналу вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст ее своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начинали рисовать, не вернется к вам». Дети начинают дружно рисовать, затем, по моему сигналу, передают ее соседу и одновременно получают от другого соседа его картинку. После того как рисунки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, мы обсудили, что в результате получилось, и кто из ребят что нарисовал на каждом общем рисунке. Дети действовали очень дружно, поддерживали и подсказывали друг другу, радовались успеху, легко воспринимали замысел другого. Алена, Алина, Дима долго восхищались полученным рисунком: »Как красиво получилось». У детей была радость за всех, что у них все получилось. Соревновательный момент ушел на второй план - это была команда.

«Мастер и подмастерья»

Делю детей на подгруппы по четыре человека. Один ребенок мастер, остальные - подмастерья. Я говорю: «В нашем поселке объявлен конкурс на самую лучшую аппликацию, в котором принимают участие самые знаменитые мастера. У каждого мастера есть свои подмастерья, которые в точности должны выполнять все его инструкции. Аппликация должна быть создана как можно быстрее. Мастер придумывает сюжет и распределяет обязанности: один должен вырезать детали нужной формы, другой - искать нужные цвета, третий - намазывать клей. Мастер будет наклеивать детали на лист бумаги». Дети начинают дружно и быстро работать, помогают и подсказывают друг другу. По окончании работы обсуждают свой коллаж и друзей. Ни одного отрицательного замечания, все довольны.

Работа по данной коррекционной программе дала заметный положительный результат: в группе стала заметно меньше конфликтов и ссор. Значительно снизилась агрессивность, Дима и Настя вообще не проявляет агрессии. У Кости уменьшилось количество демонстративных реакций (но они не исчезли совсем). Рома, игравший раньше в одиночестве, стал постоянно участвовать в совместных играх. Вся коррекционная работа с подгруппой детей была направлена не только на коррекцию имеющихся нарушений, но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду, характеризующимся доброжелательным отношением друг к другу. В начале коррекционной работы дети с неблагополучным статусом не сразу включались в игры и совместную деятельность, были застенчивы, не активны, не сразу шли на контакт, наблюдались вспышки агрессии (Костя, Дима, Настя). Дети с благополучным статусом, в свою очередь, с большой неохотой общались с детьми, себе противоположными. Через несколько занятий дети с противоположными статусами стали проявлять интерес друг к другу. К концу курса коррекционной работы обе подгруппы не испытывали дискомфорта в общении друг с другом. Хочу отметить, что проведенные игры детям очень понравились. Они подходят и просят поиграть ещё. Костя стал регулировать своим поведением и когда прихожу на смену, подходит ко мне и говорит: »Я себя вел хорошо, детей не обижал, а мы сегодня будем играть, как вчера».

Программное содержание.

  • Познакомить детей с содержанием рассказа «Шар в окошке». Раскрыть идейный смысл произведения. Учить отвечать полным ответом по содержанию рассказа.
  • Подвести детей к пониманию доброты, как основы взаимоотношений между людьми. Показать, как приятно дарить друзьям красоту мира. Учить отличать добрые поступки от дурных. Продолжать формировать положительные взаимоотношения между людьми. Побуждать их к добрым поступкам. Систематизировать и обобщать правила доброго вежливого поведения.
  • Воспитывать заботливость, ответственность, чувства товарищества причастности к общим делам, к д\с и сверстникам. Воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим, и другие гуманные чувства по собственному побуждению.
  • Создать эмоциональный контакт с детьми по чтению художественного произведения, развивать воображение, эмоции, представления. Развивать интонационную выразительность речи.

Ход занятия.

Под музыку («Дружба») дети заходят на занятия.

Ребята к нам сегодня пришли гости, посмотрите на них, поздоровайтесь, а теперь будьте внимательны. Посмотрите на меня, сядьте, спины выпрямили, глаза смотрят только на меня.

Ребята, а какое у вас настроение?

Покажите, какое у вас настроение?

Хорошо, вижу, что вы готовы заниматься, настроение хорошее.

Загадка:

Кто всегда спешит помочь,

И в грозу, и в дождь, и в ночь,

Кто придет на день рождения

И подарит поздравления?

А сейчас я вам прочитаю произведение А. Митт « Шар в окошке»

Шар в окошке.

Коля заболел. Лежит в постели, на шее компресс, в ушах вата, нос от капель щиплет. И никто к нему в гости не придет. Нельзя, заразится, могу.

Лежит Коля, глядит в окно. А что с третьего этажа увидишь лежа! Только небо. Редко когда самолет пролетит, да и только слышно бывает, а не видно.

И вдруг видит Коля: красный шарик поднялся! К самому окну. Поднялся и встал у стекла. Постоял, стал дёргаться. Вверх-вниз, вверх-вниз. Что такое? Не поймет Коля.

Пригляделся: на шарике рожица нарисована. Тогда Коля догадался: « Это, наверное, Миша придумал». Стало Коле хорошо. Кажется, пустяк – шарик в окошке, а Коля лежит и представляет себе, как Миша за веревочку дёргает. А рядом, наверное, Катя стоит и смеётся. И все ребята, наверное, стоят, советы дают.

Хорошо, когда о тебе друзья помнят!

1. Ребята, о чем говорится в этом рассказе?

2. Что случилось с Колей, почему нельзя его навещать?

3. А что они придумали, чтобы порадовать Колю?

4. Какими словами можно охарактеризовать ребят, которые пришли к Коле? (заботливые, внимательные, хорошие..)

5. Как вы думаете, какое настроение стало у Коли. Когда он увидел шар в окошке? (он обрадовался, стал веселым, а был грустным. И мне кажется, поэтому он выздоровел.)

6. А как вы думаете?

7. А кто вам понравился вам в этом рассказе и почему?

Вывод: в этом рассказе видно, какие друзья у Коли. Внимательные, заботливые, изобретательные, надули шар, нарисовали рожицу на шарике, чтоб порадовать Колю.

Ребята, а вы знаете, положительные эмоции влияют на скорейшее выздоровление.

Ребята, а как вы думаете, кого можно назвать дружными?

Какие они дружные ребята?

А) которые относятся с уважением друг к другу.

Б) прислушиваются к мнению других.

В) не ссорятся, не ругаются, делятся игрушками, ходят, друг к другу в гости. Дарят подарки.

Ребята, а вы любите дарить подарки?

А какие можно дарить подарки друзьям?

Купленные в магазине или еще какие- то?

Но самый дорогой подарок, если вы сделайте своими руками

Мы же готовим подарок в д\с подарки мамам и папам

Ребята приятно не только получать, но и дарить, тогда другому вдвойне удовольствие.

Юля у тебя есть друг?

А почему ты считаешь, его другом и что в нем тебе нравится?

Ребята, а сейчас мы с вами отдохнем.

Ссорится не смейте

Без друзей нам не прожить

Ни за что на свете.

Не бросай друзей своих будь за них в ответе

Не давай в обиду их

Никому на свете.

А у нас в группе дружные ребята?

Ребята, дружба – это близкие отношения, привязанность интереснов, дружбой надо дорожить, дружбой народ силен, и поэтому в народе сложено много песен, стихов и пословиц.

Ребята, возьмем за правило в нашей группе «Другу всегда помогай, друга всегда выручай».

1. Дружба и братство, дороже богатства

2. Нет друга так ищи, есть береги

3. Человек без друзей, что дерево без корней

4. Друзья познаются в беде

5. Старый друг лучше новых двух

6. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей

7. Другу всегда помогай, друга всегда выручай

Молодцы

Вывод:

Ребята, настоящий друг познается не только в радости, но и в беде, он всегда поможет, утешит, удержит от дурного поступка. Никогда не обижай, ни словом, ни поступком, заботься о младших, помогай, защищай тех, кто слабее тебя. Живи, поступай так, чтобы окружающим взрослым и детям было радостно и приятно.

Ребята, покажите какое у вас настроение?

Молодцы, я рада, что у всех хорошее настроение.

Венера Могильникова
Игра как средство формирования доброжелательных отношений между старшими дошкольниками (опыт работы)

Формирование доброжелательных взаимоотношений в процессе игры

В ходе наблюдения во время работы с детьми старшего дошкольного возраста ,мы пришла к выводу : игру можно использовать как средство формирования способности к общению. Именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Мы постарались предложить занятия в форме игровых ситуаций , побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам, причем не, только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям.

Содержание предлагаемых нами игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения , воспитание хороших манер, что и называется культурой общения. В ходе таких игр мы стремились подвести детей к тому, что считаем главным, - к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников. Также их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод - непосредственное взаимодействие . Наблюдения показали достаточно высокие результаты. Подтверждение тому – отклики родителей.Их мнение таково : дети стали самостоятельно, без вмешательства взрослых разрешать многие конфликты, больше играть , заметно снизилась агрессивность тех, кого называют проблемными, и, наоборот, повысилось участие «замкнутых» , уменьшилось количество демонстративных реакций.

В совместных играх дети , как правило, выполняют игровые задания, поэтому целесообразно использовать этюды и упражнения, короткие и доступные по содержанию, подобранные на основе принципа от простого к сложному. В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться, «выпустить пар» .

Итак, что могут помочь сформировать у детей такие игры ?

Коммуникативные способности и качества.

Умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.

Позитивное отношение к другим людям , даже если они «совсем другие» .

Умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.

Умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств .

Умение взаимодействовать и сотрудничать.

Такие игры-пятиминутки, направленные на устранение конфликтов, формирование доброго отношения к сверстникам , мы включаем в учебную и игровую деятельность.

Конспекты игр.

«Жизнь в лесу»

Цель : Учить детей к сотрудничеству без слов.

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей) . Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой . Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение , не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ) . Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ) . Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись. Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой .

«Добрые эльфы »

Цель : Побуждать детей к бессловесному действию.

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя) . Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью . Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы . С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами . И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу .

Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов . Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать , а добрые эльфы

«Волшебный стул»

Цель : Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Один ребенок садится в центр на «волшебный стул» , остальные говорят о нем добрые , ласковые слова, комплименты. Можно обнять сидящего, погладить.

«Муравьи»

Цель : Учить детей разыгрывать пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.

Воспитатель (рассадив детей вокруг себя) . Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела,каждый занят : кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну, и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир.У меня такое предложение : сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.

«Театр теней»

Цель : Учить детей молча, передвигаться по комнате, смотреть друг на друга, здороваться за руку. Затем из воображаемых кубиков строят башню. Побуждать желание играть в паре .

Воспитатель. Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете - она все время с вами. А если вы с кем-то идете или играете , то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности все повторяет, но, не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она все делает бесшумно. Представим, что мы - наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим, друг на друга, попробуем, друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали!

«Волшебники»

Цель : Продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг к другу , умение проявлять внимание и заботу.

Детям предлагают изобразить, что они волшебники и могут исполнить свои желания и желания других. Например, Егору мы прибавим смелости, Алеше-ловкости.

«Волшебные заросли»

Цель : Развивать внимательность, воспитывать положительное отношение к сверстникам .

Каждый ребенок (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными зарослями» , оставшимися детьми. «Заросли» понимают человеческую речь и чувствительны к прикосновениям. Они могут пропустить ребенка в центр круга, а могут, и нет, если их плохо просят.По окончании игры проводится обсуждение : «В каком случае «заросли» расступились, а в каком нет?

«Паутина»

Цель : Учить детей замечать положительные качества других и выражать словами свое отношение к ним , воспитывать доброжелательность .

Материал : Клубок ниток.

Сидя на полу, играющие , начиная с воспитателя, катают клубок друг другу и говорят что-то приятное в адрес поймавшего клубок. В конце игры проверяется, прочная ли получилась паутина.

«Островок»

Цель : Учить детей играть в игры-сотрудничества, воспитывать положительное отношение друг к другу .

Материал : Лоскуток ткани или картон.

У каждого ребенка по лоскутку ткани. По очереди дети выкладывают свой лоскуток на пол близко друг к другу и встают на него. Дети стараются удержаться на своем лоскутке, помогая друг другу.

«Хорошо плохо»

Цель :Научить детей оценивать поступки с двух позиций : хорошо это или плохо

Материал : У каждого ребенка фишки красного и черного цвета.

Взрослый называет поступок или показывает картинку с определенным поступком или действием, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.

«Гномики»

Цель : Создание благоприятной атмосферы, непосредственного , свободного общения, эмоциональной близости и взаимопомощи, проявление сострадания.

Материал : Колокольчик на каждого ребенка.

Воспитатель раздает каждому ребенку колокольчик, один испорчен (не звенит, и предлагает поиграть в гномиков . Колокольчик этот волшебный, когда он звенит, гномик может загадать любое желание, и оно когда-нибудь обязательно сбудется. «Давайте послушаем, как звенят наши колокольчики! Каждый из вас будет по очереди будет звонить и загадывать желание» Дети выполняют действие, но вдруг оказывается один колокольчик молчит. «Что же делать, какое несчастье, кто сможет ему помочь?» Дети предлагают свои решения. Возможно, кто-то уступит на время свой колокольчик, за это получит благодарность ребенка и одобрение группы .