Развитие грудничка в 7 месяцев. Календарь развития семимесячного ребенка

В 7 месяцев быстрыми темпами меняются физическое развитие малыша и его познавательные интересы.

Вы начинаете понимать: малыш — совсем не тот беззащитный кроха, недавно покинувший родильный дом. Развитие ребенка в 7 месяцев направлено на попытки покорения пространства и познания мира. Он становится общительным и подвижным. Расширяется его рацион.

Рост и вес ребенка не настолько стремительно увеличиваются, как в самые первые месяцы. Однако даже визуально вы заметите изменения у крохи. Дети в подобном возрасте, по сравнению с предыдущим месяцем, прибавляют порядка 500-600 г и вырастают на пару сантиметров. Увеличиваются и окружности головы и груди, на пол сантиметра каждая. К концу седьмого месяца рост малыша составляет приблизительно 68 см , вес – 7,8 -8,5 кг , окружность головы – 44-45 см, а груди – 43-44 см. С показателем веса ниже 7 кг необходимо ввести дополнительное питание после консультации с педиатром.

Возможно, у малютки появились первые зубы, обычно нижние центральные резцы. Не стоит переживать в случае затяжного появления зубов. До года резцы, скорее всего, появятся. Ожидание первых резцов – очень волнительный и сложный период и у малыша, и у родителей. В редких семьях процесс появления зубов у ребенка остается незамеченным домочадцами — малыш не плачет, но у него тем не менее проявляются хотя бы некоторые из признаков прорезывания:

  • обильное слюноотделение;
  • набухание, краснота десен в местах скорого появления зубов;
  • малыш все тянет в рот и пытается укусить;
  • на некоторое время повышается температура тела;
  • малютка трет щечки, щиплет себя за ушки.

Это самые распространенные явления, происходящие с малышом, когда режутся первые зубки.

Подготовка к активному передвижению и исследованию

Ребенок подрос, и его невозможно удержать на месте. Физическое развитие в семимесячном возрасте ориентировано на рост активности в изучении окружающего пространства и предметов в нем.

  • Большинство деток в возрасте 7-8 месяцев умеет быстро ползать. Иногда малышу трудно долго удерживать собственное тело, стоя на четвереньках, и он ползает по-пластунски.
  • Возможно, кроха неплохо сидит без опоры и делает попытки садиться самостоятельно.
  • Малыш подолгу лежит на животе. Но на седьмом месяце жизни он умеет опираться на одну руку, а другой — хватать понравившиеся предметы.
  • Ребенок достаточно легко переворачивается со спинки на животик и обратно. Аналогичное поведение — и у недоношенных детей в возрасте 7-8 месяцев. Многие родители подобное активное физическое развитие не ожидают, оставляя ребенка без присмотра в центре дивана (кровати). Но не стоит этого делать, ведь малыш может с легкостью перекатиться на край за короткий промежуток времени.
  • Малыш очень хорошо держит в ручках бутылочку для кормления и питья и сам поднимает в случае падения.
  • Держась за опору, кроха встает на колени, а возможно, и на ножки.
  • Поставьте ребенка вертикально и поддерживайте за подмышки — малыш попытается шагать.
  • Ребенок в семь месяцев лучше владеет руками, благодаря чему у него появляется больше возможностей исследовать предметы. Например, он хорошо осваивает «ладонный захват» (берет вещи всей ладошкой), перекладывает игрушки из одной ручки в другую, вкладывает в большие емкости предметы поменьше.
  • К семимесячному возрасту уже хорошо развиты зрение и слух, позволяющий крохе уловить даже негромкие звуки и повернуться к ним. Сон становится более чутким, особенно у ребенка, приученного спать в темноте. Поэтому рекомендуется в момент укладывания и сна создавать негромкий звуковой фон.

Время учиться общению и познавать мир

Психическое развитие на седьмом месяце происходит не менее активно, чем появление новых физических навыков.

  • Постоянная смена положения тела в пространстве нужна ребенку, не только чтобы исследовать окружающий мир, но и с целью познания самого себя.
  • Малыш продолжает складывать слоги в цепочку, лепетать, но набор звуков становится сложнее. Некоторые дети пытаются повторить первый и ударный слог в простых словах: «баба», «папа», «мама», «киса». Кроха начнет произносить определенные слоги, привлекая к себе внимание.
  • На седьмом месяце жизни малыш понимает больше слов. Знает названия некоторых предметов, показывает рукой, попытается найти взглядом, после того как вы назовете их.
  • Кроха поворачивается на свое имя.
  • Ребенок различает настроение по изменению вашей мимики и голоса. Когда вы его ругаете, он пытается понять, где совершил ошибку.
  • Кроха показывает свои чувства. Он может схватить вас за нос, волосы, прильнуть к вам, отвернуться.
  • Малютка хорошо узнает родственников, но больше привязан к матери, расставание с ней способно вызвать истерику у малыша. Так проявляется не характер и капризы, а психическое развитие.
  • Сначала при появлении незнакомого человека малыш может замереть и начать разглядывать чужака. Крохе важна реакция мамы. Малыш видит ее дружелюбие к новым людям, перестает бояться и способен подружиться с ними.
  • Семимесячный ребенок понимает, что накрытый, например пеленкой, предмет не исчезает, а просто спрятан.
  • Ребенок в 7 месяцев часто пользуется преимущественно левой рукой. Тем не менее не обязательно малыш растет левшой. Просто в этот период жизни правое полушарие, контролирующее левую половину тела, развивается интенсивнее. Существуют методики определения, левша или правша ребенок.
  • Постарайтесь не включать возле малыша пылесос, фен, перфоратор и другие шумные приборы — часто в 6-7 месяцев ребенок боится громких звуков.

Способы проверить навыки малыша

Многие специалисты не перестают повторять: все дети развиваются по индивидуальному графику. Но каждому периоду соответствует набор обязательных навыков. Чтобы понять, насколько гармонично развит малыш, важно заглянуть в календарь развития и дополнительно посмотреть видео о новых умениях у семимесячного крохи, а затем пройти с ним тест.

  • Малыш хорошо переворачивается и сидит прямо без опоры.
  • Попробуйте специально не обращать на малыша внимания, он начнет искать ваш взгляд или начнет плакать.
  • Лежащий ребенок легко снимает пеленку, накинутую ему на лицо.
  • Когда кроха обеими ручками держит по игрушке, предложите третью. Обратите внимание на дальнейшие действия. Ребенок освободит одну ручку, чтобы взять новый предмет.
  • Попробуйте сесть за стол. Посадите к себе на колени кроху. Он станет держаться за стол, играть с лежащими на нем предметами, стучать ручками по нему.
  • Обратите внимание на реакцию ребенка на новых людей. Обычно на седьмом месяце жизни дети проявляют интерес к незнакомцам.
  • Проследите за способом брать крупные предметы, например, кубик с пола. Он уже умеет брать всей ладонью, противопоставляя большой палец.

Необходимость в консультации врача

  • малыш не переворачивается и даже не пытается самостоятельно сесть;
  • не реагирует на звуки;
  • не проявляет чувств к маме; не пытается привлечь ее внимание в минуты отсутствия физического дискомфорта;
  • у него не получается поднести предметы ко рту и стучать ими о стол;
  • не лепечет;
  • не провожает взглядом движущиеся предметы;
  • не способен удержать собственный вес, находясь в вертикальном положении.

Помогите малышу развиваться

Родители обязаны принимать активное участие в жизни малыша. В физическом развитии полезны ежедневные массаж и гимнастика, а прогулки рекомендуется посвятить не только сну, но и знакомству с миром.

В возрасте 6-7 месяцев требуется уделить внимание обучению ползать: поставьте малыша на четвереньки и раскачивайте вперед-назад.

Помогайте и интеллектуально развиваться крохе.

Занятия с ребенком по-прежнему стоит проводить в виде игры. Вы можете повторять занятия предыдущего месяца, но несколько усложнив и продлив игровой процесс.

  • Продолжайте показывать малышу окружающее пространство дома и на прогулке. Показывайте предметы, называйте и рассказывайте о них. Проводите занятия с тематическими карточками. Почитайте малютке, пусть он попытается перевернуть страницу. Отлично подойдут картонные книжки.
  • Учите малыша хлопать в ладошки и махать «пока-пока».
  • Позволяйте ребенку играть с мелкими предметами под присмотром. Подобные занятия полезны в развитии мелкой моторики.
  • Учите кроху указывать на называемые предметы пальчиком и выполнять просьбы: кинуть мячик, дать кубик, взять игрушку и т.д.
  • Ходите в гости с малышом, особенно туда, где есть маленькие дети.
  • Проводите пальчиковые игры с ребенком, например:

Ивану большому – дрова рубить (загибаете по очереди пальцы начиная с большого),
Ваське-указке – печку топить,
Мишке среднему – воду носить,
Гришке-сиротке – кашку варить,
А крошке-Тимошке песни петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать (сжимаете и разжимаете кулачок).

Не стоит игнорировать опасение малыша перед новыми людьми, ведь он не понимает, хорошие ли они, плохие. Видя незнакомца, берите кроху на руки и дистанцируйтесь от чужого человека, пока кроха сам не выкажет желание познакомиться.

Питание семимесячного малыша

К концу седьмого месяца малыш способен пить из кружки. Прочитайте, как научить этому ребенка.

У малыша на грудном вскармливании и прикорме, начатом, согласно рекомендациям ВОЗ, с 6 месяцев, к 7-8 месяцам стоит заменить одно кормление на кашу (пюре из овощей).

У вас до сих пор остались вопросы о знакомстве малыша с едой? Тогда прочитайте о первом прикорме – сроки введения.
Каши, которые дают семимесячным малышам, не должны содержать сложноперевариваемого глютена, рекомендуются однокомпонентные продукты — например, рис, гречка и кукурузная каша, — и готовые, и сваренные самостоятельно.
Домашние каши детям семи месяцев делают следующим образом:

  • первое время варят пятипроцентные каши: на 5 г крупы – 100 г жидкости, со временем добавляют 1 г сливочного масла жирностью 82 %;
  • потом вводят 10%: 10 г крупы – 100 г жидкости и 4 г масла.

Овощи тоже стоит готовить в домашних условия, добавляя к полученному пюре растительное (лучше – оливковое) масло, начиная с 1 капли и увеличивая до 1 ч.л.

После введения гипоаллергенных овощей (цветная капуста, брокколи и кабачок) постепенно предлагайте ребенку фрукты (слива, груша, персик, зеленое яблоко). Затем добавить в рацион еще и морковь, тыкву, шпинат и картофель. Последние 2 овоща тяжеловаты желудочно-кишечному тракту малыша, поэтому стоит давать их совместно, например, с брокколи. По той же причине картошку и шпинат лучше вводить ближе к началу восьмого месяца, а до тех пор необходимо вводить любой прикорм из единственного продукта. Выбирайте подходящий вам вариант.

По завершении седьмого месяца попробуйте предложить крохе желток: сначала микродозу, потом четверть желтка, а затем – половину.

Попробуйте дать специальное детское печенье крохе, у которого на подходе либо появились зубки.

Рацион семимесячного грудничка приблизительно следующий:

  • 7 утра – мамино молоко;
  • 11 часов – около 150 г, 1 ч.л. сливочного масла, 50 г фруктового пюре, компот, сок (грудное молоко);
  • 14-15 часов – 150 г овощей в виде пюре с добавлением 1 ч.л. растительного масла, 2 раза в неделю – половинка желтка; запить – сок, компот, вода, грудное молоко;
  • в 7 часов вечера – грудное молоко;
  • перед ночным сном и ночью – кормление грудью по требованию.

В случае веса значительно ниже нормы на первых месяцах жизни питание ребенка требуется усиливать прикормом в возрасте с конца четвертого месяца по начало пятого. В семимесячном возрасте допустимо вводить постное мясо: курицу, индейку, телятину и кролика. Начинать мясной прикорм разрешено с половины чайной ложки и довести до 20-30 г. Мясо лучше добавлять в овощи.

В случае раннего введения прикорма рацион семимесячного ребёнка рекомендуется следующий, независимо от того, на грудном ли, искусственном ли вскармливании малыш:

  • 7 часов – 200 г смеси (грудного молока);
  • 11 часов – около 150 г, 1 ч.л. сливочного масла, 50 г фруктового пюре, компот, сок, смесь (грудное молоко);
  • 14-15 часов – 150 г овощного пюре с 5 г растительного масла, 20-30 г мяса, а дважды в неделю – половинка желтка, запить – сок, компот, вода, грудное молоко;
  • 7 часов вечера – смесь (грудное молоко), возможно, печенье;
  • перед сном – смесь (молоко мамы), у грудничков кормление остается и ночью.

Недоношенных малышей в семимесячном возрасте лишь начинают знакомить с прикормом.

Сон семимесячного малыша

У ребенка в 6-7 месяцев еще сохраняется двухразовый дневной сон по 1,5-2 часа. Ночной сон занимает 10-11 часов.

Подобным образом выглядит наш календарь развития на седьмой месяц. Главное, помните — все дети разные. Вы же сможете помочь чаду достигнуть наилучшего результата, занимаясь с ним. Сейчас ему важен не один лишь уход, но и обучение, и знакомство с собой и окружением.

Тем родителям, кто пристально следит за своим малышом, интересно знать, что должен уметь ребенок в 7 месяцев. Есть нормы развития младенцев, исходя из которых судят о здоровье ребенка, корректируют его поведение. До года грудничок должен освоить очень много навыков, поэтому важно не пропустить ничего и быть готовым в нужный момент помочь ему освоиться в окружающем мире.

В семь месяцев прибавка в весе составляет примерно 600 грамм, а вырастает малыш на 2 сантиметра. Пропорции тела все больше меняются, и обхват грудной клетки должен быть больше обхвата головы. В норме дети в этом возрасте весят 7,6-8,3 килограмм, а рост составляет 67,3-69,2 сантиметра. Мальчики обычно крупнее девочек. Окружность головы – 43-44 сантиметра, а грудной клетки – 44,5-45,5 сантиметров.

Девочки

Минимальный и максимальный вес для здоровой девочки в 7 месяцев составляет 6,0 и 9,8 килограмм. Рост варьируется от 62,7 до 71,9 сантиметров.

Мальчика

Граничные показатели веса мальчика составляют 6,7 и 10,3 килограмма, а вырастают они от 64,8 до 73,5 сантиметров.

Какие навыки развиваются в 7 месяцев

Важная составляющая развития 7-месячного ребенка – это возможность самостоятельного перемещения в окружающем пространстве, улучшение мелкой моторики и появление более сложных эмоций, страхов.

Нервно-психическое развитие

Ребенок хорошо осознает речь родителей. Он выучил не только свое имя, но и слово «Нельзя». Малыш на седьмой месяц понимает значение запретов, и его они очень огорчают. Он может показывать пальчиком на определенные предметы. Понимает, что спрятанная игрушка не исчезла бесследно. По мимике, жестам и голосу различает, какие эмоции испытывают окружающие.

Наблюдается более интенсивное развитие правого полушария мозга, отвечающего за левую половину тела. Если ребенок стал чаще использовать левую руку, это временное явление.

Познание окружающего мира

Он научился держать в руках маленькие предметы двумя пальцами, хорошо владеет обеими руками. Его интересуют все «звучащие» игрушки, и ребенок осознано ими шумит. Малыш гремит погремушками, стучит по кнопкам музыкальных игрушек. Ему интересно открывать и закрывать коробки. Продолжает все пробовать и выявлять новые свойства предметов.

Любит слушать потешки, стихи, рассматривает книжки с картинками, может переворачивать страницы, если они толстые и не рвущиеся.

Улучшаются двигательные навыки

Основной навык этого возраста – уверенное сидение. Но все детки развиваются по своему, поэтому к 7-ми месяцам они могут:

  • переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • самостоятельно сидеть, но сами сесть еще не могут;
  • ползать, иногда задом наперед, на четвереньках или на животе;
  • стоять у опоры и пробовать делать первые шаги, держась за ограждение;
  • пытаться самостоятельно встать на ноги, хватаясь за опоры и свисающие вещи.

Внимание! Нельзя оставлять свисать стола скатерти, бросать на столе и близко к краю горячие и острые предметы. Младенец может опрокинуть все на себя.

Эмоции

Он очень привязан к маме, и ее отсутствие вызывает плач. Может прятаться на плече, стесняясь некоторых людей, или, наоборот, рассматривает заинтересовавших его. Сам выражает свои эмоции, отворачиваясь или прижимаясь к человеку. Может подружиться с другими младенцами.

Развивается речь

Лепет значительно усложняется. На седьмом месяце дети уверенно пользуются слогами, где задействован язык: ма-ма, ба-ба, ла-ла, та-та и другие. Он может выстраивать их цепочкой. Продолжает экспериментировать с громкостью и тональностью звуков, иногда подпевает музыке. Очень важно разговаривать в его присутствии только в доброжелательном тоне.

Зрение и слух грудничка

На этом этапе жизни младенца зрение и слух полностью сформированы. Ребенок реагирует даже на тихие звуки, может обернуться, когда к нему обращаются. Во время дневного сна оставляйте звуковой фон (телевизор, радио), чтобы позже он не просыпался от малейшего шороха. Он отлично видит даже быстро движущиеся объекты, различает оттенки цветов.

Развиваем в ребенке умение принимать решение

Даем ребенку взять в руки по игрушке. Предлагаем ему третью. В 7 месяцев младенец задумается и бросит одну из игрушек, чтобы взять новую.

Во время поворотов он учится принимать решения, куда поворачиваться, если рядом твердый предмет или преграда.

Что можно давать младенцу из еды

У многих уже прорезались зубки, они уверенно едят с ложки и могут самостоятельно пить из бутылочки. Их можно начать поить из чашки, придерживая. В рацион грудничка к этому моменту уже входят овощи и каши. Каши однокомпонентные, безглютеновые: кукуруза, гречка, рис. Из фруктов дают пробовать грушу, сливу, персики, яблоки и чернослив. Добавляют новые овощи: морковка, шпинат, тыква и картошка.

Если прикорм начали в 4 месяца, то знакомят с мясом (телятина, кролик, кура, индейка) и яичным желтком. Уже 1-2 кормления полностью заменены обычной едой.

По каким признакам определить, что ребенок развивается правильно?

Каждый младенец развивается в своем темпе. Но есть несколько признаков, которые в этом возрасте должны насторожить родителей:

  • не делает попытки перевернуться или сесть;
  • не играет, не стучит кубиками по столу, не повторяет за мамой действия (возможно, это вызвано простой усталостью);
  • нет эмоциональной связи с родителями, никак не реагирует на объятья, их перемещение, отсутствие;
  • не реагирует на звуки, не пытается привлечь к себе внимание;
  • не пробует разговаривать, не лепечет;
  • не ощупывает предметы и не пытается их попробовать на зуб;
  • в вертикальном положении не делает опору на ноги;
  • не следит глазами за движущимися предметами, пытается их поймать.

Тест на развитие малыша

Понять, какие навыки уже приобрел ребенок, очень просто:

  1. Положите ребенка на спинку. Он за игрушкой поворачивается на бочок, на живот в обе стороны.
  2. Сядьте с ребенком за стол. Он может перекладывать на нем вещи, стучать руками, хвататься за край.
  3. Проигнорируйте ребенка, это должно заставить его требовать внимания: хнычет, пытается перехватить ваш взгляд.
  4. Страх перед незнакомцами отступает, малыш интересуется новыми людьми.
  5. Накройте пеленкой лицо лежащего ребенка, он сам от нее освободится.

Необходимые обследования семимесячного малыша

В этом месяце с ребенком необходимо пройти плановый осмотр педиатра, никаких других врачей не посещают. По календарю прививок нет вакцинации, если не произошло смещения графика.

Проблемы, которые могут возникнуть

На этом этапе развития ребенка родителей могут беспокоить:

  • проблемы со сном и засыпанием из-за сильной физической активности в дневное время;
  • боязнь незнакомцев – ребенок хорошо отличает своих от чужих;
  • отказ от прикорма – грудничок настолько привыкает к груди, что не хочет пробовать незнакомый продукт;
  • болезненные ощущения при прорезывании зубов.

Достаточно окружить ребенка любовью и заботой, чтобы помочь побороть страхи, облегчить боли.

Что предпринимать при отклонениях

Если ребенок в своем развитии отстает от сверстников, это должно насторожить родителей. Желательно вести дневник, где записываются все достижения малыша. Это поможет выявить патологию на раннем сроке.

К какому врачу стоит обращаться

Все вопросы, связанные с развитием в 7 месяцев, задают опытному педиатру. Он может проанализировать показатели ребенка. При необходимости назначают консультацию у невролога, назначают лечебный массаж.

Игры и занятия для дитя

Каждый день малыши учатся делать что-то новое, приобретают новые навыки. Родителям очень важно поощрять любознательность, продолжать делать зарядку, учить, как играть с новыми игрушками. В этом возрасте им интересны пирамидки, неваляшки, юла, книги.

Потягушки

Это игровой вариант утренней гимнастики, который помогает укрепить эмоциональную связь с родителями. Вместе с прочтением стиха нужно повторять действия.

«Потягушки-потягушечки,
Оторвались от подушечки.
Ножки задрали,
Ими поболтали.
Ручки подняли,
Маму обняли.
Улыбнулись, покрутились
И обратно повалились!»

Изучаем части тела

Предложите грудничку большую тряпичную куклу. Пусть он сам трогает различные ее части, шевелит ручками и ножками. Все его действия сопровождайте комментариями – что он делает, и какой части тела касается.

Разминка для пальчиков

Стимулируют развитие мелкой моторики игры с пальчиками:

  • на раскрытой ладошке рисуем улитки;
  • пропускаем ленточку между пальчиками;
  • сгибаем и разгибаем пальчики, играя в семью (пальчики превращаются в бабушку и дедушку, маму и папу, а мизинчик – сам малыш);
  • «одеваем» пальчики в бигуди.

Прятки

Играем с игрушками. Есть два варианта игры. В первом случае мама на глазах ребенка прячет игрушку под одеяло или за стул. Малыш должен раскрыть ее местоположение. Второй вариант, когда игрушку убирают частично, так, что наружи остается ее часть, но ребенок не видит момента «пряток». После его просят отыскать ее. Если эти варианты игр уже освоены, можно перейти к настоящим пряткам.

Игры с мячом

Ручки достаточно хорошо развиты, чтобы брать небольшие резиновые мячики. Научите ребенка катать их перед собой и бросать на пол или в коробку. Более крупный резиновый мячик можно привязать и подвесить над ребенком. Покажите ему, как он раскачивается при ударах, пусть повторит сам.

Игры в ванной

Во время купания в воду можно опускать плавающие резиновые или любые другие предметы. Пусть малыш поймает их ручками. Сопроводите его действия придуманными историями про игрушки.

Научите его плавать на спине, набрав 5-10 сантиметров воды и оставив его так полежать. Наблюдайте, как ребенок будет двигать ручками и ножками.

Перед сном

Чтобы помочь ребенку заснуть, можно завести вечерние ритуалы. Семимесячный ребенок может вместе с родителями читать книжку перед сном. В ней должны быть большие яркие картинки. Пусть ребенок, сидя на коленях мамы или папы, сам переворачивает страницы, а картинки стоит сопровождать историями. Выключение света стоит сопровождать соответствующей фразой. Очень скоро ребенок поймет ее значение.

Долгожданный малыш каждый день удивляет и радует своими маленькими достижениями, особенно если ему уже семь месяцев или больше. Но беспокойство за его развитие - нормальное явление для заботливых родителей. Ведь у знакомых малыш уже ползает и пытается ходить, а у родственников только учится сидеть. Все детки разные. Но все же, что дети должны уметь в 7 месяцев? Об этом и расскажет данная статья.

Физическое и эмоциональное развитие крохи

К семимесячному возрасту дети набирают в весе по пятьсот граммов дней за 30, становятся выше в среднем на пару сантиметров. У многих уже есть несколько зубов (до четырех: по два верхних и нижних резца). Но это у каждого индивидуально. Есть детки, зубки у которых начинают появляться к году. Малышу все интересно, он изучает столовые приборы (если сейчас начать приучать его кушать из ложки и пить из кружки, то будет как нельзя кстати) и все, что находится в пределах досягаемости и видимости. А вот что ребенок должен уметь делать в 7 месяцев? Кроха переворачивается во все стороны (на спинку, живот и обратно), уверенно сидит и ползает. Стоит у дивана, в кроватке, держась за них. Малыш понимает, что ему говорят и каким тоном. Он уже умеет играть в такие игры, как "Сорока" и "Ладушки". Может собрать небольшие предметы или игрушки в коробку, сосредотачивается на каком-то определенном занятии и возвращается к нему, если прервался. У малыша хорошо получается выполнить задуманное, он уже играет сразу несколькими разными игрушками. Кроха испытывает страх расставания с мамой и не хочет от нее отрываться, если предстоит разлука, так как привязанность ребенка очень велика. Конечно, не все дети развиваются одинаково. Не стоит сильно переживать, если именно ваш ребенок чему-то не научился. Визит к врачу должен успокоить. Когда со здоровьем малыша проблем нет, он непременно все освоит в ближайшее время, и вопрос о том, что дети должны уметь в 7 месяцев, не будет волновать вас.

Все ли в порядке с малышом?

Сначала хотелось бы сказать несколько слов о том, что должно насторожить в поведении крохи. Ведь как бы ни хотелось всем мамам и папам видеть своих малюток здоровенькими, есть детки, которым нужен особый уход и внимание.

  • Родители должны замечать то, как малыш реагирует на появление мамы и разлуку с ней, когда его берут на ручки, прижимают к себе. Если кроха не проявляет привязанность, безразличен к проявлениям любви родителей, это повод для беспокойства.
  • Дайте малютке игрушку и покажите, как ею стучать по какой-то поверхности. Малыш с удовольствием повторяет за вами? Все в порядке. Если ребенок не умеет этого делать (стучать игрушкой), насторожитесь и понаблюдайте за ним внимательнее. Может быть, он просто устал или не в настроении. Попробуйте повторить все снова в другой раз. Но когда малютка снова не поймет, что и как делать, непременно посетите врача.
  • Если говорить о том, что ребенок должен уметь в семь месяцев, любой опытный родитель скажет - сидеть. Это правда. Бывают дети, которые еще неуверенно сидят в этом возрасте. Но, если, протягивая раз за разом руку малышу с предложением помочь сесть, вы видите равнодушие на его личике, он не испытывает интерес к такому действию, нужно забеспокоиться.
  • В семь месяцев детки издают много звуков, разнообразных и забавных. Ими они общаются и привлекают к себе внимание взрослых. Если этого не происходит, насторожитесь.
  • Малыш не отвечает поворотом головы на голос в сторону зовущего? Еще один повод для беспокойства.
  • Возьмите кроху под ручки и попытайтесь поставить на ровную и твердую поверхность. Он опирается, перебирает ножками? Все хорошо. Просто подгибает ноги, висит на ваших руках? Нужно показать врачу.

В перечисленных случаях необходимо обязательно обратиться к специалисту за консультацией и помощью, когда потребуется. В остальном же малыш не обязан делать все, что предписывают врачи. Ведь каждый ребенок - индивидуальность и развивается по ему присущему сценарию.

Более подробно о том, что дети должны уметь в 7 месяцев

Семимесячные малыши учатся новому беспрерывно. Умственное развитие приобретает активный характер именно с этого возраста. Особенно, когда кроха уже научился передвигаться на четвереньках или ползать другим удобным ему способом. Но не стоит расстраиваться, если этого не произошло, ведь то, что должен уметь ребенок в 1 год и 7 месяцев, например, не может сравниться с тем возрастом, о котором идет сейчас речь. Дети постарше уже без труда и раздумий могут выполнить все, чему учится малютка на первом году жизни. Поэтому, наблюдая за малышом, не переживайте, когда ему не все удается из перечисленного выше. Он обязательно научится, просто помогите ему в этом. К примеру, если малышу, лежащему на животе, показать интересную игрушку, подняв ее выше головы крохи и поводив ею со стороны в сторону, он должен опереться на одну ручку, приподняться на несколько секунд, а другой попытаться дотянуться до предмета. А вот умение переворачиваться во все стороны хоть и в более раннем возрасте отслеживается, но необходимостью считается с семи месяцев. Если крошка еще не научился поворачиваться в любую сторону, а предпочитает какую-то одну, кладите игрушки или другие интересные предметы с той стороны малыша, в которую он не торопится начать переворачиваться. Стимул сделает свое дело, и кроха быстро освоит повороты.

Обязательные и не очень навыки семимесячного малыша

Говоря о том, что должен уметь ребенок в 7 месяцев (мальчик), нужно отметить, что он может немного отставать в умениях, но иногда бывает и наоборот. Более четко навыки детей этого возраста можно представить в виде таблицы.

Что должен уметь делать ребенок в 7 месяцев. Таблица
Месяц Умения к концу месяца малыш
должен может научиться возможно научится
7
  • сидеть без посторонней помощи и опоры;
  • произносить звуки, издавать фырканье;
  • сам держать и кушать печенье (крекер), кусочки фруктов.
  • когда находится в вертикальном положении, переносить часть своего веса на ноги;
  • показывать недовольство и пытаться возразить, если забирают игрушку или что-то другое, интересное ребенку;
  • пытаться достать игрушку, находящуюся за пределами досягаемости, дотянуться, добраться до нее (доползти);
  • пытаться найти глазками упавший предмет;
  • перекладывать из одной ручки в другую игрушку;
  • зажимать мелкий предмет в кулаке;
  • услышав голос, поворачиваться в его сторону;
  • говорить слоги, разные сочетания звуков;
  • играть в "ку-ку".
  • вставать на ножки у опоры;
  • садиться без посторонней помощи;
  • хлопать в ладошки, играя в "Ладушки", и махать ручкой на прощание;
  • брать мелкий предмет большим и указательным пальчиками;
  • говорить слова "мама", "папа" или "баба".

Как видно из таблицы, навыки малыша семи месяцев разнообразны. Не все дети способны освоить все из перечисленного, но есть определенный минимум требований, предъявляемый ко всем крохам. Конечно, не страшно (при том, что здоровье ребенка в порядке), если он не сидит хорошо в 7 месяцев, но, возможно, за этим скрывается какая-то проблема. Взять хотя бы слабый тонус мышц. Необходимый курс массажа в этом случае поможет малышу догнать сверстников в физическом развитии и овладеть навыками, необходимыми в этом возрасте. И тогда вопрос "что ребенок должен уметь делать в 7 месяцев" не будет вызывать неловкость за недостаточное развитие крохи.

Есть ли различия в развитии мальчиков и девочек?

Такой вопрос возникает у многих родителей. Наблюдая за развитием сына и знакомой девочки одного с ним возраста, они замечают, что малышка начала ползать или ходить раньше, чем их собственный кроха. Бывает наоборот - мальчик развивается немного быстрее девочки. На самом деле пол здесь совсем не при чем. Отвечая на вопрос "что должен уметь ребенок в 7 месяцев (девочка)", следует заметить, что совсем необязательно она будет выполнять больше, чем мальчик из того, что полагается в их возрасте. Скорее всего, развитие ребенка зависит от других факторов: наследственности, веса и роста при рождении, массы тела на момент тестирования умений, мышечного тонуса, питания малыша, климата, в котором он проживает и даже от здоровья родителей на момент зачатия, а также течения беременности и родов. Поэтому, если у вас сын, и вы знаете, что должен уметь ребенок в 7 месяцев, мальчик может и не уметь всего положенного в этом возрасте. Но это не значит, что у него меньше навыков, так как он мужского пола. А девочка начала ползать раньше соседского малыша не потому, что она не мальчик. Просто, возможно, у одного ребенка сыграли свою роль гены, а у другого - повышен тонус мышц. Таким образом, в вопросе "что должен уметь ребенок в 7 месяцев" девочка не лучше и не хуже мальчика. Впрочем, в плане речевого развития и эмоционального дети женского пола все же опережают сверстников. Объясняется это тем, что связь между двумя полушариями головного мозга у девочек устанавливается вскоре после рождения, а у мальчиков месяцам к 7-9. Но на практике эти различия не очень заметны.

Что делать, если кроха чего-то не умеет?

Каждый ребенок - индивидуальность, а значит общепринятые сроки развития детей очень усредненные. Если малыш в 7 месяцев еще не ползает, это не повод для паники, пока родители и врачи видят в нем другие признаки нормального развития. Ведь нет конкретного понятия о том, что должен уметь ребенок в 7 месяцев. По Комаровскому можно отметить совершенно справедливо, что малыш никому ничего не должен. Поэтому заниматься с ребенком и развивать навыки - это, конечно, святая обязанность родителей, но мучить малыша, пытаясь заставить его, например, кушать ложкой самостоятельно, аргументируя это тем, что семимесячным деткам нужно этому учиться, смысла нет. Не стоит ждать от крохи того же самого, и 7 месяцев.

Доступные способы помочь ребенку в развитии навыков

Подойдите к вопросу умений малыша разумно. Ребенку нравится ползать на животике, добираясь до нужного предмета? Помогите ему понять, как становиться на коленочки. Постепенно малыш привыкнет стоять и будет учиться ползать, а когда он поймет, что таким образом передвигаться намного быстрее, то тут уж его будет не остановить. Ну а если кроха проявляет интерес к посуде, попробуйте посадить на стульчик для кормления, дать ему ложку и небьющуюся тарелку, например, с кашей. Конечно, чистоты в этом случае гарантировать нельзя, но можно постелить какую-нибудь клеенку под стульчик и вокруг него. Пусть карапуз пытается самостоятельно отведать блюдо. Даже когда он залезет в тарелку руками, не браните его. Ведь это и тоже. Просто имейте в виду, что малыш испачкается, поэтому посадите его за такое занятие перед тем, как собираетесь купать.

Малыш не хочет учиться определенному навыку

Не расстраивайтесь, если малютка не хочет, например, ползать, хотя вы настойчиво ему показываете, как это делать. Ведь некоторые дети просто минуют определенные навыки или делают это по-своему. Один ребенок ползает как положено - на четвереньках, а другой или совсем не делает этого, или передвигается, сидя на попе, перебирая ногами и руками по полу. А если пытаешься научить карапуза встать на коленочки, он, протестуя, начинает плакать. Согласитесь, возникает гораздо меньше вопросов о том, что должен уметь ребенок в 1 год и 7 месяцев по Комаровскому, потому что к этому возрасту детки уже научились практически всему, что нужно, а остальным навыкам они постепенно обучаются. То же самое и с семимесячными малышами. Иногда бывает, что кроха в 5 месяцев переворачивался по-всякому, а после 6 перестал. Ничего страшного в этом нет, просто он переключился на освоение другого навыка, а про перевороты вспомнит позднее. Все дети вырастают и учатся одновременно. Они смотрят на родителей, запоминают, как и что делается, а потом сами пытаются все повторить. В общем, если вы уверены в здоровье малютки, не тратьте попусту нервы на лишние переживания по поводу неумения ребенка что-то делать, всему свое время. Лучше попытайтесь помочь ему освоить необходимый навык.

Способы развития навыков ребенка

Не возникнет вопроса "что дети должны уметь в 7 месяцев" у родителей опытных, знающих, что всех малышей под один шаблон не подгонишь. Отсюда и разный подход к развитию каждого ребенка. Любит кроха возиться с маленькими игрушками? На здоровье! Пусть перекладывает их, только следите, чтобы не брал в рот мелкие предметы, так как существует опасность, что карапуз какой-нибудь из них проглотит. При всем этом кроха может не любить двигаться. Схитрите, положите любимые игрушки подальше от ребенка, но на небольшое расстояние, чтобы интерес малыша не перерос в крик бессилия. Кроха будет тянуться, пытаясь достать предмет, совершать какие-то телодвижения, в итоге он переместится в нужную сторону. Так, понемногу ребенок сообразит, что и сам может достигать определенной цели. Как вы, наверное, заметили, рассказывает четко и подробно о том, что должен уметь ребенок в 7 месяцев, таблица. Мальчика, если он будет отставать в эмоциональном и речевом плане, берите почаще на руки, разговаривайте, пойте песенки, играйте. Это послужит компенсацией и простимулирует развитие малыша. Не стоит говорить крохе, что он мужчина, поэтому не должен плакать, если с ним приключилась неприятность. Сочувствие и поддержку проявлять всегда нужно и никогда не вредно. Что должен уметь ребенок в 7 месяцев? Комаровский называет те же навыки: сидеть, ползать, вставать и так далее, но опять же с оговоркой на то, что не все дети умеют в этом возрасте совершать то или иное действие.

Об играх и запретах

На вопрос "что должен уметь ребенок в 7 месяцев" таблица, приведенная выше, отвечает достаточно понятно. Но ведь вместе с навыками двигательной активности малыши, кроме радости, доставляют родным беспокойство за безопасность крохи и целостность некоторых вещей (телефонов, пультов и прочего). Когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться, нужно взять за правило убирать все опасные или способные сломаться предметы подальше от детских глаз и рук. Но, если вы случайно забыли свой телефон или пульт от телевизора на а малыш добрался до них и обслюнявил, не стоит ругать кроху, ведь ему все интересно. Таким способом дети познают мир. Просто будьте внимательнее и в следующий раз во избежание неприятностей убирайте вещи повыше. Вообще, нужно привыкнуть слово "нельзя" говорить малышу лишь в том случае, когда речь заходит о действительно опасных ситуациях и вещах:

  • колющих и режущих предметах;
  • газовой плите;
  • всем, что связано с электричеством;
  • спичках.

Слишком частое "нельзя" приведет к тому, что кроха станет придавать меньше значения запретам. Про остальные вещи можно говорить "не надо", например, "трогать мамин телефон, он может сломаться". Или просто на первых порах погрозите пальцем крохе и скажите "ну-ну-ну", сопровождая свои действия доступными объяснениями.

Первый год жизни маленького человека - очень важный и значимый. Малютка переживает несколько этапов развития. В семь месяцев многие крохи начинают передвигаться и таким образом расширять свою территорию. А это очень важно для нового толчка в развитии малыша. С началом двигательной активности крохи стимулируется и формирование головного мозга. Ваш малыш начинает потихоньку вступать во взрослую жизнь. Самое начало этого пути и наступает в семимесячном возрасте. Запаситесь терпением и помогите малышу в этом! Удачи вам и побольше положительных эмоций!

Ребенку 7 месяцев : что умеет малыш, чем его занять, развивающие игры и упражнения, особенности развития.

В каждом разделе статьи Вы найдете:
1) Описание перечня умений ребенка 7 месяцев к концу этого месяца развития. Чему он научится за месяц?
2) Особенности развития ребенка – что нужно знать каждой маме.
3) Перечень развивающих упражнений и игр для ребенка 7 месяцев по данному направлению развития.
В конце статьи Вы найдете стишки для проведения игр-показов с ребенком в семь месяцев.

Ребенку 7 месяцев: особенности развития, игры и упражнения

Первое направление.Физическое развитие ребенка в 7 месяцев.

Что умеет ребенок в семь месяцев к концу этого месяца:

Ползает быстро во всех направлениях. Заползает по ступенькам на невысокую детскую горку.
Учится самостоятельно садиться.
Может поменять положение тела из положения сидя – например, после сидения лечь на животик.
Учится вставать у опоры, держась за перила кроватки или опираясь на сиденье кресла, стула, дивана. Если у ребенка получается встать у опоры, то может стоять у нее 1-1,5 минуты. Затем садится – опускается на колено, сгибает другую ногу и, опираясь, становится на четвереньки или садится.
Учится, держась за опору, делать приставной шаг вбок (один – два шага).

Какие физические упражнения полезны малышу?

В возрасте 7 месяцев для развития мышц брюшного пресса и формирования умения садиться очень полезно присаживание.
Когда ребенок учится садиться, он поворачивает голову в сторону игрушки из положения лежа на боку, после этого опираясь на руку садится.

Присаживание.

Упражнение 1. Присаживание. Малыш лежит на спине. Возьмите его за кисти рук. Слегка подтягивая за согнутые в локтях руки, побудите ребенка сесть. Повторите 2-3 раза.
Упражнение 2. Присаживание с поддержкой за одну руку. Ребенок лежит на спине. Зафиксируйте одной рукой его колени, а другой придерживайте за ручку, отведенную в сторону. Подтягивайте осторожно ребенка за руку и приговаривайте: «Садись, Сашенька!». Повторите 2 раза. Один раз за правую ручку, второй — за левую ручку.
Хорошо, если Вы заинтересуете малыша игрушкой в этом упражнении.
Сначала ребенок будет сидеть недолго, но затем освоит это новое для него движение.
Насильно усаживать ребенка нельзя, здесь нужно «идти за ним» и действовать с учетом его возможностей на данный момент времени.

Более подробно о том, как малыш учится сидеть, какие упражнения ему нужны и полезны, какая поза сидения правильная и неправильная — в статье

Игра для развития ползания для ребенка 7 месяцев.

В разных местах комнаты разложите звучащие игрушки, прикройте их так, чтобы их не было видно салфетками. Начните звучать одной игрушкой – например, покачните колокольчик. Но не показывайте игрушку. Малышу станет интересно, и он подползет к игрушке и заглянет под салфетку. После этого дайте ребенку поиграть с этой игрушкой. Покажите, как можно захватить предмет ручкой (как можно захватить сверху, сбоку, снизу и т.д.).
Затем повторите игру с другим звучащим предметом. Малыша в конце его пути ползания должно ждать что-то интересное для него, спрятанное под салфетку.

Второе направление. Социально-эмоциональное развитие ребенка в 7 месяцев.

Что нужно знать об эмоциональном развитии ребенка в 7 месяцев?

К концу месяца, т.е. к восьми месяцам у ребенка сложится эмоциональная привязанность к определенному взрослому. Обычно это мама или другой взрослый человек, который заботится о малыше. Эта привязанность очень необходима ребенку, поэтому очень нежелательно ее нарушать, отдавать ребенка в ясли или передавая няне. Привязанность означает, что у малыша может появиться наиболее любимый взрослый, и это нормально!

Привязанность к маме будет сформирована только в том случае, если мама выступает для ребенка интересным партнером по игре, если она поддерживает его инициативу.

Очень важно, чтобы взрослые, хваля малыша, подчеркивали, за что хвалят, за какие конкретные действия: «Вот как хорошо Анечка ротик открывает!», «Умница! Все шарики в коробочку положил!». Общей положительной оценки или ласки уже недостаточно, малыш тянется к деловому общению со взрослым. Для него важно, чтобы мама выразила удовольствие его конкретными действиями, поддержала его действия в окружающем мире, а не просто приласкала. Хотя ласка, конечно же, не отменяется! Но ее, просто уже становится мало для малыша! Ему надо идти дальше в своем развитии – к деловому сотрудничеству с мамой в интересной для него игре!

Всегда хвалите малыша, рассказывайте ему, что он «умница», «любимый», «молодец», «хороший». Этими словами и своим эмоциональным отношением и поддержкой Вы создадите атмосферу радостного делового сотрудничества, которая нужна ребенку в 7 месяцев и более старшим деткам.

Что умеет малыш в 7 месяцев к концу этого месяца:

Отзывается на настроение взрослых, реагирует на него. Веселится, если они веселы.
Интересуется другими детьми – наблюдает, смеется или лепечет.
Активно играет в игры-потешки: «Ладушки», «Ворону», «Прятки», «Ку-ку» и другие.
Проявляет чувствительность к похвале взрослого. Добивается внимания взрослых улыбкой или хныканьем.
Обнаруживает привязанность к близким взрослым, может выделять среди всех взрослых наиболее любимого.

Третье направление. Познавательно-речевое развитие ребенка в 7 месяцев.

1. Сенсорное развитие.

В возрасте 7 месяцев для ребенка очень важно деловое общение с мамой. Ему уже не хватает просто ласки и внимания, ему нужна мама, которая будет партнером по исследованию окружающего мира, которая покажет новые способы действия с предметами, которая будет знакомить с окружающим миром.

Что умеет ребенок:

Узнает предметы с разного расстояния и показанные под разным углом зрения.
Стремится обследовать предметы всеми способами.
Действует с множеством предметов, а не с одним – двумя как это было раньше. Может перекладывать предметы из руки в руку. В играх с предметами задействованы обе руки.
Познает «прямые и обратные действия». Например, складывает и раскладывает, надевает кольца на стержень и снимает их. В этих активных действиях складывается представление ребенка о себе как об активном, действующем человеке!
Действует с игрушками в зависимости от их свойств: шарики катает, кубики кладет друг на друга или стучит ими друг о друга, из ведерка выкладывает игрушки и кладет их обратно, открывает крышки коробочек, придвигает, сжимает, толкает, трясет, стучит, переворачивает и так далее.
По-разному берет предметы: большие предметы берет всей ладонью, а маленькие – щепотью.
Может заниматься с интересной игрушкой 3-6 минут, а вместе со взрослым до 8-10 минут.

2. Развитие речи.

Что умеет ребенок в семь месяцев к концу этого месяца:

В семь месяцев ребенок может активно выполнять движения в разных потешках – сорока-ворона, ладушки, прятки, коза. Он может выполнять нужные разученные движения по слову. То есть, только услышит ребенок знакомые слова потешки в исполнении мамы, так сразу и начинает делать действие.
Малыш умеет выполнять действия по просьбе взрослого: дай, пей и т.д.

Малыш активно лепечет, повторяя разные слоги. Слоги повторяет громко, четко. Лепет очень активный, когда ребенок чем-то заинтересован.

Играет в переклички с мамой, повторяя за ней слоги. А мама повторяет за малышом его слоги. Так развивается и тренируется речевой аппарат.

На вопрос «Где…?» показывает пальчиком на нужный предмет. В более раннем возрасте в ответ на этот вопрос малыш показывал на предмет, поставленный в постоянное место. А теперь может показать пальчиком и на предмет, который был переставлен на другое место.

Ребенок может найти предмет среди других двух-трех знакомых предметов – в ответ на вопрос «Где…?» он смотрит в нужную сторону. Вопрос «Где…?» нужно задавать несколько раз, давая паузу 5 секунд.

Услышав свое имя, ребенок поворачивается к Вам, ползет к Вам.

Как провести развивающее речевое занятие-перекличку с ребенком 7 месяцев?

Чтобы переклички действительно развивали речь малыша, нужно знать, какие слоги и звуки уже говорит Ваш ребенок. Именно с этой «речевой базы» малыша и начинаются речевые занятия – переклички.

Во время перекличек ребенок должен видеть лицо мамы, слушать ее, следить за артикуляцией. А для этого нужно продумать место проведения переклички так, чтобы малышу было удобно смотреть на Вас, чтобы в его глаза не бил резкий свет.

Какой должна быть структура занятия-переклички с ребенком 7 месяцев

Ниже я даю структуру переклички, разработанную Л. Н. Павловой, кандидатом психологических наук, авторов многих книг и пособий по развитию детей раннего возраста. Такие мини-занятия желательно проводить ежедневно, чтобы у ребенка успешно формировались подготовительные речевые навыки.
Вводная часть. Наклонитесь над малышом, чтобы он сосредоточился на Вашем лице. Погладьте его, назовите по имени, протягивая гласные имени малыша: «ААааааанечка!» и произнося имя с разной интонацией: «Аааанечка? ААааанечка!». Затем сделайте паузу -15-20 секунд.

Часть 1. «Перекличка». Вы произносите звуки и слоги, которые уже говорит Ваш малыш. Затем делаете паузу 15-20 секунд. Если малыш откликнулся – повторил за Вами, повторите звуки еще раз за ним.
Часть 2. «Озвученная игрушка». Покажите звучащую игрушку, позвучите ей. Дайте возможность малышу сосредоточиться на звуке. Затем сделайте паузу 15-20 секунд.
Часть 3. Повторный показ игрушки. Покажите игровые действия с игрушкой, звукоподражания. Назовите игрушку.
Часть 4. Повторение первой части.
Часть 5. В заключение спойте песенку или расскажите стишок о показанной игрушке.

Полезно ли слушать сказки для маленьких с ребенком 7 месяцев?

С ребенком 7 месяцев уже можно слушать аудиозаписи сказок, но особенным образом. Если Вы просто поставите для малыша аудиозапись и уйдете из комнаты, то никакого развивающего результата не получите. Просто звучащая рядом речь не влияет на развитие речи самого ребенка.

А вот если Вы сядете рядом с малышом, будете увлеченно слушать сказку, то он начнет за Вами наблюдать. И Ваша увлеченность передастся и ему. Малыш начнет слушать то, что так сосредоточенно слушает мама.

Слушать можно 5 минут. И чем большее количество раз Вы прослушаете одну и ту же запись, тем больше радости будет переживать ребенок от узнавания знакомых ему звуков.

Во время прослушивания Вы можете шевелить губами, подговаривать-повторять слова. Это дополнительно привлечет внимание малыша.
А еще больший развивающий эффект будет, если Вы сказки будете рассказывать сами, с удовольствием, с разными выразительными интонациями! Именно рассказывать, а не читать по книжке. Не важно, что ребенок еще не говорит. Он учится вслушиваться в звуки речи!

Развивающие игры и упражнения с ребенком семи месяцев: подготовительный этап речевого развития

Игра 1. Показ игрушек и действий с ними.

Как провести игру-показ игрушки с ребенком в 7 месяцев?

Первая часть игры — занятия. Сначала привлеките ребенка к игрушке (подвигайте игрушку, назовите ее: «Вот зайчик. Зайчик прыгает: скок-скок-скок!». Если игрушка издает звуки, продемонстрируйте их малышу. Если малыш ползет к игрушке или хочет сесть, чтобы поиграть с ней, помогите ему.

Вторая часть игры-занятия. Пусть малыш сам подействует игрушкой, обследует ее со всех сторон. Как только интерес к игрушке падает, а действия с ней становятся однообразными, переходите к третьей части игрового занятия с игрушкой.

Третья часть игры – занятия. В третьей части сами покажите малышу разные сюжеты с игрушкой. Игрушка может спрятаться. Можно спеть песенку или рассказать стишок или потешку, сопровождая ее действиями с игрушкой. Можно и «потанцевать» с игрушкой.

Полезные советы по проведению развивающей игры — показа игрушки ребенку 7 месяцев:

Совет №1. В показе многократно четко повторяйте название игрушки, ее признаки, действия: «Вот петушок. Петушок красивый. Петушок поет: «Кукареку!». Или так: «Вот петушок ходит (показ действия). Нашел зернышки! Петушок клюет зернышки (показ действия)» А можно и по-другому: «Петушок поет (показ действия). Спрятался петушок. Где петушок? Нашла Анечка петушка и стала с ним плясать: ля-ля-ля, ля-ля-ля».

Совет № 2. В одной такой игре показывается и называется 1-2 действия. В следующей игре – следующие 1-2 новых действия.

Очень нужный совет № 3:). Для тех, кто не бросил читать эту длинную статью, а хочет узнать все нюансы и подробности! Для Вас я приготовила главный секрет, который обеспечит интерес малыша к занятиям и их результативность! Это ключ к успеху, и сейчас Вы узнаете, как увлечь малыша, и как гарантировать себе 100% успех!

Дело в том, что в возрасте 7 месяцев ребенок еще не может сознательно и произвольно сосредотачиваться на игрушке. Поэтому используются так называемые «ориентировочные реакции» То есть создается ситуация, когда малыш непроизвольно будет смотреть на игрушку.

Как создать такую ситуацию:

Эффект внезапного появления игрушки (из-под яркого платка, из яркого мешочка, из яркой коробки). Игрушку достают, называют, показывают 1-2 действия –и – внимание – это главное! – после этого снова убирают в коробку, под платочек или в яркий мешочек! Это очень важно! Игрушку надо спрятать! А затем вновь неожиданно достать и показать новое действие. И снова неожиданно ее убрать – убежала, спряталась игрушка.
Эффект контрастных действий и неожиданной смены действия. Например, сначала зайчик едет на лошадке, а потом вдруг – бух! Упал! Учтите, что яркие переживания приведут к тому, что в этот момент малыш не будет повторять нужных слогов за Вами, он будет весь в эмоциях. Так и должно быть! Лепетать – повторять слоги – малыш будет в перерывах между показами (когда Вы прячете игрушку и поете песенку).

Игра 2. Действия с игрушками по подражанию.

Например: выложить мячики, покатать их и положить в коробку. Или открыть сумочку, достать киску, закрыть сумочку.

Вы показываете действие, а малыш его повторяет или делает по-своему. Например, Вы складываете кубики в тележку, а он вынимает их обратно. Или Вы раскладываете шарики в две группы по цвету (желтые отдельно, синие отдельно), а малыш их опять смешивает. Именно в 7 месяцев ребенок осваивает противоположные действия (надеть-снять, поставить-сбросить), поэтому с радостью включится в подобную игру.

В игры с игрушками с ребенком 7 месяцев можно и нужно включать материалы с разной фактурой. Даже те же лоскутные мячики могут быть и бархатными, и ситцевыми, и фланелевыми, или на одном мячике сочетаются дольки из разных материалов. Это развивает тактильную чувствительность малыша.

Интересные игры с мячиком для игр и детей и стихи к ним разработаны Ф. Фребелем. С ними Вы можете познакомиться в статье

Как обучить ребенка новым действиям?

Обычно такое обучение происходит интуитивно само собою, ведь мама подстраивается под малыша. Но если говорить «по науке»:). то обучение малыша новому действию (дай…, покажи до свидания и т.п. проходит три этапа:

Первый этап. Новое действие называется взрослым и выполняется взрослым вместе с ребенком. Взрослый делает рукой ребенка нужное движение. Это называется «метод пассивных движений».
Второй этап. Вы действуете на глазах ребенка, побуждая малыша выполнить движение («метод показа со словом»).
Третий этап. Малыш делает действие по Вашему слову без показа («ладушки», «до свидания», «дай» и т.д.)

Игра 3. Игры с картинками.

В семь месяцев ребенок уже может найти знакомый ему предмет на картинке, то есть узнать в плоскостном изображении хорошо знакомый объемный предмет.

Игра 4. Игры для развития мелкой моторики.

Игры с игрушками для развития мелкой моторики и познавательного развития ребенка. Это игры с шарами, кубиками, конусами, кольцами, которые закреплены в гирлянду на ленту. Игры с развивающими книжками и развивающими ковриками. Игры с материалами с разной фактурой для развития тактильной чувствительности.

Игры для развития мелкой моторики Вы найдете в статье
Как сделать развивающую книжку для развития мелкой моторики, Вы узнаете из статьи

Игра 5. Учимся захватывать предметы двумя руками.

Дайте ребенку, держащему в руке одну игрушку, еще одну игрушку и помогите взять ее второй рукой.
В следующий раз помогите малышу научиться перекладывать игрушку из одной руки в другую.

Можно поиграть в барабан сразу двумя руками. Дайте малышу две палочки или погремушки, которыми можно постукивать по столу. Ребенок будет с удовольствием стучать двумя руками.

Говорите в это время слова ритмичного стишка или потешки. Например:

Тили- бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом.

Тук-тук, молотком,
Мы построим куклам дом.

Стихи для игр — показов игрушек с ребенком 7 месяцев.

Говорить тексты нужно как бы припевая, протягивая гласные звуки, ритмично, четко, внятно, в среднем темпе речи (не быстро)

Лошадка.

Я на лошади скачу,
Цок, цок, цок, цок!
Эх, садитесь, прокачу!
Цок, цок, цок, цок! (Т, Волгина).

Петушок.

— Кто проснулся рано? – Петушок.
Поднял кверху красный гребешок.
Петушок пропел: «Ку-ка-ре-ку!
Кто еще лежит там на боку?» (С. Прокофьева)

Погремушка.

Динь-динь, динь-динь-дооооон!
Всюду слышен перезвоооон!
Погремушечка, играй!
Нашу детку забавляй!

Барабан.

Любит барабанить,
Долго барабанить,
Долго барабааааанить,
Баааа-рааааа-баааан!

Кошка.

Киска к детям подошла,
Молочка просиииила.
Молочка просииииила,
МЯУ! Говорила.
Мяяяу, мяяяу, мяяяу (Н. Френкель).

Как у котика-кота
Шубка очень хороша!
Как у котика усы
Удивительной красы!
Глаааазки смеееелые!
Зууубки бееелые!

Зайчик.

Маленькие заааааиньки
Захотели бааааааиньки,
Захотели бааааа-иньки,
Потому что мааааааленьки!

Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Вооот – таааак, воооот-таааак,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Вооот-тааак, воооот-тааак,
Нужно лапочки погреть.

Бубен.

Поиграй нам, Аня, в бубен,
Мы в ладошки хлопать будем.
Поиграй нам, поиграй,
Маме бубен передай!

Собака.
Ребенок сидит на коленях у взрослого, взрослый его качает в ритм потешке и говорит:

Шла собака через мост,
Четыре лапки, пятый – хвост.
Если мост обваааааалится,
То собааааака сваааалится! (имитируем падение в ямку с колен)

Коза.

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Кто кашу не ест,
Молока не пьет:
Забодаю, забодаю!

Голуби

Тииише, гуууули, не шумииите.
Мою деееетку не будиииите.
Не мешайте, гууууленьки,
Улетайте, гууууленьки!

Птичка.

Маааааленькая птииичка
Прилетела к нам, к нам, к нам.
Маааааленькой птичке
Зёрнышек я дам, дам, дам!
Села птичка на окошка,
Посиди еще немножко,
Подожди, не улетай,
Улетела, ай!

7 месяцев — уникальный период развития ребенка! Желаю Вам и Вашему малышу счастья, пусть он Вас радует! О дальнейшем развитии ребенка Вы узнаете из следующих статей сайта «Родная тропинка».А в этом коротком 2-минутном видео в заключении статьи давайте вспомним все особенности развития малыша в 7 месяцев:

Что должен уметь ребенок в 7 месяцев? В этом возрасте хорошо закрепляются навыки, усвоенные ранее, - переворот на живот со спины, уверенное удерживание головы, координация движения «глаза-руки». Что появляется нового? Как развивается мелкая и крупная моторика, мышление, эмоции, речь?

Родители могут наблюдать, как семимесячный малыш начинает не только сидеть, но и делает первые ползательные движения. Они пока что несовершенны, грудничок может перемещаться медленно, по-пластунски или угловатыми рывками. Эти движения говорят о том, насколько окрепли мышцы рук, ног, спины, шеи. Но двигательная активность обусловлена потребностью малыша открывать для себя новое пространство, изучать действия и свойства предметов.

Двигательная активность и моторные навыки

Что должен уметь 7 месячный ребенок? Какими новыми движениями овладевает? Какие старые навыки закрепляются?

  • Положение лежа на животе. В полгода грудничок научился опираться не на предплечья, а на таз и раскрытые ладони, которые теперь плотно соприкасаются с поверхностью. Упражнение «лодочка» и удерживание равновесия на животе с приподнятыми руками и ногами совершенствуется. Теперь малыш может пробыть в этом положении дольше, чем раньше. Появляется и новшество. Можно провести такой эксперимент. Ребенку, лежащему на животе, предлагают игрушку. Малыш приподнимет одну руку, чтобы схватить игрушку, а на другую ладошку будет опираться. В таком положении грудничок может удержаться несколько секунд.
  • Виртуозный переворот со спины на живот и первые попытки ползания. Что должен уметь ребенок в семь месяцев? В этом возрасте переворачивание на живот становится ловким, быстрым и целенаправленным. Сначала грудничок будет тренироваться переворачиваться на одну сторону, но через несколько недель попробует это сделать и на другую сторону. Умение переворачиваться на живот важно для развития дальнейших навыков, поскольку именно из этой позиции малыш впервые встанет на четвереньки и начнет ползать. Уже в 7 месяцев можно наблюдать первые попытки приподниматься на четвереньки и передвигаться. В этом положении кроха еще раскачивается, ползание напоминает рывковые движения.
  • Положение сидя. Некоторые семимесячные груднички сидят довольно уверенно, уже не заваливаются набок. Но если малыш в этом возрасте еще не садится, это в пределах нормы. Примерно до 9 месяцев формируется этот навык. Как узнать, на какой стадии формирования это умение? Для этого нужно приподнять малыша, лежащего на спине, за ручки и усадить. В этом положении грудничок опирается на руки и удерживается несколько секунд, после чего может наклониться вперед или в сторону. Такие тренировки должны быть регулярными, но непродолжительными. Не рекомендуется усаживать ребенка надолго, обкладывая его подушками и одеялами. Навык сидения должен формироваться естественным способом. Если форсировать события, можно навредить формированию позвоночника. Во сколько месяцев можно сажать девочку и мальчика, и есть ли в этом какая-то принципиальная разница, читайте в других наших статьях.
  • Игра с собственными ногами. Если раньше объектом внимания были собственные руки, теперь возникает интерес к ногам - стопам и коленкам. Малыш настолько гибкий, что с легкостью может попробовать свою пятку на вкус.
  • Вертикальное положение и опора ног. Реакция опоры ног наблюдалась и ранее. Но теперь появились новые движения. Если ребенка взять под мышки и поставить на твердую поверхность, он не только выпрямляет коленки, но и начинает подпрыгивать. Пружинистые движения чем-то напоминают танец, и кроху это новое открытие чрезвычайно забавляет. Он может приседать глубже на корточки, отталкиваться, останавливаться, совершать шаговые движения. Не все дети при опоре на ноги делают пружинистые движения. Но кроху можно подтолкнуть к освоению этого навыка при помощи игры: многократно поднимать ребенка над поверхностью и опускать, сопровождать эти движения потешками.
  • Хватание и удерживание предмета. Нужно усадить малыша к себе на колени и на обеих ладонях предложить ему два одинаковых предмета небольшого размера (кубики, игрушки). При этом младенец не должен отвлекаться на посторонние объекты и шум. Малыш в 7 месяцев должен уметь брать игрушки в одну и другую руку. Если грудничок взял только один предмет, нужно предложить ему второй, пододвинув ладонь поближе к нему. Это упражнение показывает, насколько симметрично развивается навык захватывания и удерживания предмета.
  • Развитие мелкой моторики. Пальчики грудного ребенка становятся все проворнее. Кроха может совершать некоторые тонкие движения, которые говорят о нормальном психическом и физическом развитии. Семимесячные дети любят нажимать кнопки, их любимой игрушкой может стать пульт от телевизора. Если раньше грудничок захватывал предмет всей ладошкой, то теперь способен удерживать небольшой круглый предмет (например, шарик диаметром до 3 см) одними только пальчиками. Важно, чтобы пальцы левой и правой руки работали одинаково. В этом возрасте взрослым нужно следить, чтобы ребенок не засовывал в рот мелких предметов, поэтому их лучше убирать с поля зрения малыша, не давать игрушек с мелкими деталями.
  • Удерживание ложки в руке. В этом возрасте грудничок хорошо удерживает бутылочку в обеих руках, а за обедом может орудовать ложкой. Конечно, в этом возрасте кроха не умеет самостоятельно есть, у него не настолько развита координация движения «рука-рот». Первые попытки заканчиваются размазыванием каши по лицу и кормлением собственного уха, глаза или носа.

У детей грудного возраста интенсивнее развивается правое полушарие, которому соответствует левая рука. Правое полушарие - это воображение, творческое мышление. А левое (соответственно - правая рука) отвечает за логику, рациональное мышление. Следует одинаково развивать и нагружать как правую, так и левую руку. Захват мелких предметов и удерживание их пальчиками - важный для интеллектуального развития навык. В этом возрасте уже можно наблюдать, что какая-то рука рабочая и более активна.

Психоэмоциональное развитие и восприятие мира

В 7 месяцев дети умеют выражать позитивные и негативные эмоции. Они испытывают радость от движения и удачных действий, которые дают желанный результат. Но при неудачах ребенок плачет, нервничает. В этом возрасте дети уже способны «обижаться» на конкретные действия взрослых.

  • Привязанность к близким. Грудной ребенок эмоционально привязан к тому взрослому, который чаще всего с ним находится. В первую очередь - это мама и папа. Но также ребенок охотно общается со всеми родственниками, которых он часто видит. Коммуникативные навыки расширяются. Дети не только улыбаются и смеются, но также могут показать ручкой «пока», кивнуть, осознают, когда их хвалят или что-то запрещают. В 7 месяцев у грудных детей нарастает осторожность по отношению к незнакомым людям. Далеко не каждый малыш добровольно пойдет на руки к незнакомцу. Первая реакция грудничка - оценивание человека, после чего он может ему улыбнуться, а может и расплакаться в ответ.
  • Интерес к игрушкам. Если раньше кроха был пассивным наблюдателем, то теперь он предпринимает активные действия, чтобы овладеть игрушкой. Можно провести такой эксперимент. Выложить ребенка на живот и на небольшом расстоянии перед ним положить яркую игрушку. Новый объект в поле зрения дает стимул для двигательной активности и хорошо развивает навык ползания. Малыш будет стремиться захватить игрушку. Если у него не получится этого сделать, может возмутиться, проявить негативные эмоции.
  • Интерес к действиям. Раньше кроха с удовольствием рассматривал лица близких людей. В 7 месяцев малыш умеет угадывать эмоции, настроение взрослых по выражению лица, мимике, интонации. Теперь его внимание переключается на действия, которые выполняют взрослые. Ему интересно, как мама складывает одежду, моет полы, вытираете пыль, убирает игрушки и т.п.

Семимесячный малыш становится подвижным и ловким. Чтобы обезопасить кроху от падений с высоты, игровое пространство организовывают либо в закрытом манеже, либо на полу, постелив коврик. Расширение пространства важно для психомоторного развития малыша.

Лепетная речь малыша в 7 месяцев

Речевые навыки ребенка в 7 месяцев совершенствуются. Дети этого возраста хорошо знают, как их зовут, понимают значения многих слов. Благодаря ежедневным речевым тренировкам и общению с близкими, лепет приобретает ритмический рисунок родной речи.

  • Слоговые цепочки. Из усвоенных ранее гласных и согласных звуков грудничок воспроизводит однотипные и разнотипные слоги. Можно слышать такие вариации: «ма-ма», «да-да», «та-та», «ба-ба», «дай-дай», «йэ-йэ», «ге-хе», «ме-ме», «грр» (с гортанным «р») и другие комбинации звуков.
  • Ударение и интонации. Ребенок выделяет некоторые слоги из потока речи ударением, делает паузы, также произносит слоги и звуки с разной силой и интонацией.

Лепет семимесячного грудничка становится эмоционально окрашенным, приобретает коммуникативную функцию. Малыш может лепетать, когда сильно чем-то увлечен, играет самостоятельно, но чаще всего эмоциональность в речи включается при общении с близкими людьми.

Что может ребенок в 7 месяцев? Важные моторные навыки этого возраста: удерживание равновесия на животе при опоре на одну руку, пружинистые, «танцевальные» движения в вертикальном положении, попытки самостоятельно садиться, удерживание пальчиками мелких предметов. Также наблюдается расширение эмоциональной сферы, развитие коммуникативных навыков, эмоциональная привязанность к близким, совершенствование лепетной речи.

Распечатать